Скачать мод на обливион улучшение лиц. Oblivion:Использование лица NPC для игрового персонажа

Скачать мод на обливион улучшение лиц. Oblivion:Использование лица NPC для игрового персонажа
Скачать мод на обливион улучшение лиц. Oblivion:Использование лица NPC для игрового персонажа

За последние 12 лет, целая армия мододелов провела тяжёлую работу над тем, чтобы превратить Oblivion в игру мечты. В настоящее время, вниманию пользователей представлено большое количество модов, которые изменяют игру в различных направлениях.

Преобразования от таких мастеров как Oscuro и Francesco пересматривают уровоневую систему. «Midas Magic: Spells of Aurum» наделяет игрока божественной силой и способностями для сокрушения врагов. Таких примеров тысячи, поэтому ниже приведены наиболее качественные и доработанные проекты от самых преданных и продуктивных членов сообщества.

Скачать

Первое, на что стоит обратить внимание – это данный мод. Он исправляет более 1800 багов, которые до сих пор присутствуют даже после того, как Bethesda закончила их исправлять. Так что, в этом моде содержится 1800 плавающих скал, прозрачных стен и ошибок в анимации, которые вам никогда не встретятся. Так же существует и пара отдельных патчей для расширений и DLC, поэтому убедитесь в их наличии перед посещением Дрожащих Островов.

Скачать

В оригинальной версии игры, каждый уровень персонажа повышается с одной и той же скоростью. Это означает, что каждое сражение имеет одинаковую сложность. Данная модификация всё это меняет, устанавливая разные уровни для каждой области, превращая Сиродил в опасную и непредсказуемую провинцию. Также, он изменяет практически все остальные аспекты игры.

Например, становится легче читать заклинания, продвинутый искусственный интеллект существ позволяет им реагировать на персонажа более реалистично. Кроме того, были созданы различные боссы, рассредоточенные по миру, которые обеспечивают дополнительные вызовы для персонажа, чтобы получить дополнительную награду. В дополнение к этому, существует целая серия модов поменьше, которые исправляют работу ИИ, регулируют баланс и добавляют сотни различных видов оружия и предметов в игру.

Скачать

Превратить врагов в золото, покататься на ковре-самолёте, вызвать Балрога и изучить 7 новых областей – всё это доступно в данной модификации. Она добавляет сотни магических способностей в Oblivion, вместе с новым транспортом и даже силу для преобразований. Мод утверждает, что никак не влияет на игровой баланс, и это практически так. Но как только персонаж получит самые мощные заклинания, ничто не сможет встать на его пути.

Скачать

«Уникальные ландшафты» – это серия модов, направленная на превращения каждой локации Сиродила в произведение искусства. У каждого мода свой автор, который привносит свой индивидуальный стиль в каждую область. Это позволяет гарантировать то, что пользователь не встретит двух одинаковых локаций. Уже было обновлено 22 локации с ещё большим количеством в работе. Данный мод чудесно сочетается с Oarl’s Texture Pack and Natural Environment. Если скомбинировать оба мода, Сиродил превратится в место потрясающей красоты.

Скачать

Данный мод очень похож на Oscuro’s Overhaul. Обе модификации делают Oblivion более разнообразной и интересной игрой, изменяя уровневую систему существ вокруг персонажа. Для тех игроков, которые только начали играть в Oblivion, мод станет захватывающим опытом, особенно на начальных уровнях. Также, многие изменения можно отключить, чтобы сравнить системы оригинальной игры и её модификации. Это позволит настроить Oblivion самым удобным образом для игрока.

Скачать

Дополнение добавляет в Oblivion немного глубины в стратегии сражений, расширяя их новыми движениями и атаками. С установкой дополнения игрок сможет уклоняться от атак, обездвиживать противника и даже нанести смертельный удар сильной атакой. Конечно, противники также имеют эти способности, добавляя необходимость продумывать тактику в бою.

Бой теперь ощущается и выглядит более интуитивным. Критические удары теперь приводят к хорошо анимированным смертям, и более того, скрытная атака может продемонстрировать, как игрок сворачивает шеи и жестоко перерезает горла.

Скачать

Данный мод является самым популярным и проработанным сборником текстур для Oblivion. Он выпущен в нескольких версиях, чтобы подойти под разные компьютеры, так что не стоит выбирать ту, которая не подойдёт под ПК. Даже версии с низким разрешением – это большое улучшение, в то время как самые большие версии совершенно преображают Сиродил, добавляя миру сложные детали.

Скачать

Устали от необходимости видеть только 5 предметов в списке за раз? Раздражены гигантским шрифтом и неуклюжим интерфейсом? Darnified UI полностью изменяет пользовательский интерфейс, обновляя каждый пункт меню для корректного отображения на мониторе. Он также заменяет карту мира красивой, детализированной и цветной версией. Это не генеральная переделка игры, но она делает всё вокруг простым и удобным для использования. Данная модификация также хорошо совместима с вышеперечисленными модами.

Скачать

Такой мод содержит в себе ряд едва ощутимых обновлений, которые соединяются вместе, чтобы улучшить внешний вид и ощущения от мира. Вместе с динамичными погодными эффектами, обновлёнными водными эффектами, изменением листвы и добавлением птиц и насекомых, модификация проделывает огромную работу над Сиродилом, делая его более живым миром.

Скачать

Мод добавляет в игру более 150 новых видов существ и врагов, привнося разнообразие в исследование игры. Так же как и Oscuro’s overhaul, он добавляет уникальных боссов, к каждому из которых привязана уникальная добыча, включающая в себя новое оружие и броню. Из-за этого, могут возникнут конфликты между этим модом и Oscuro’s overhaul, а также с модификациями от Francesco. Если вы хотите установить сразу три дополнения и не возражаете пройти болезненную процедуру установки, то воспользуйтесь FCOM.

Введение

Этот учебник научит вас, как использовать лицо любого NPC для игрового персонажа. Для этого будет нужно начать новую игру, но позже я планирую описать, как импортировать это лицо в уже существующее сохранение и как можно использовать лицо вашего персонажа для создания лица NPC.

Использование лица NPC для игрового персонажа

Откройте Construction Set и загрузите Oblivion.esm. Откройте категорию "Actors > Imperial" в объектном окне. Когда вы нажмете "Male", то в правой части окна увидите список персонажей имперцев.

Когда вы начинаете новую игру, прежде чем отредактируете своего персонажа, он появляется в разделе имперцев мужчин под названием "Player". Найдите его, тогда вы сможете изменить облик персонажа при его появлении, как вам хочется.

Элемент под названием "Player", как было указано выше, располагается в категории "Imperial". Теперь найдите его и двойной клик на данном элементе. Откроется меню свойств. Не изменяйте ни ID, ни класс, ни при каких обстоятельствах. И лучше подальше держаться от откидывающегося окна скрипта, если вы не знаете на 100% , что делаете.

В центральной части меню свойств располагаются несколько вкладок; переключитесь на "Face Advanced". Возможно, сначала нужно будет использовать правую стрелку. После переключения на данную вкладку, перед вами предстанет лицо персонажа в окне предварительного просмотра генерации персонажа.

Теперь нужно выбрать NPC, лицо которого наш персонаж будет носить. В этом примере мы будем использовать лицо Люсьена Лашанса, но вообще для этого подходит любой NPC. Люсьен Лашанс имперец, так что мы можем остаться в этой же категории "Imperial/Male" (ID: LucienLachance). Откройте меню свойств и выберите вкладку "Face Advanced". В этом примере NPC и персонаж игрока, оба имперцы, но если, к примеру, вы выберите NPC данмера, то вам также придется изменить расу игрока на данмера.

На вкладке "Advanced Face" Люсьена Лашанса есть кнопка "Copy". Нажмите на нее, переключитесь на меню игрока и нажмите "Paste". Лицо игрока в окне предварительного просмотра будет заменено лицом Люсьена Лашанса. Теперь нужно переключиться на вкладку "Face" и вручную ввести возраст Люсьена, его комплекцию, длину волос, тип прически, цвет волос и глаз.

Закройте окно Люсьена Лашанса с помощью кнопки "Cancel" или "X" справа сверху. Не нажимайте "Save". Если нажать на "Save", то ваш.esp файл зарегистрирует изменения Люсьена Лашанса (даже если вы ничего не изменили) и в дальнейшем перепишет любой мод, в котором будут изменения Люсьена Лашанса, что сделает ваш мод . В окне игрока нажмите "ОК". Сохраните свой плагин "File > Save". Активируйте плагин в Oblivion Launcher и начните новую игру. Если вы хотите использовать лицо для уже существующего персонажа, вам все равно нужно начать новую игру. Это неизбежно.

Использование лица в уже существующих сохранениях

Используя Wrye Bash , можно импортировать лицо игрового персонажа из одного файла сохранения в другой. Небольшой совет по поводу установки: раздел "Mopy" должен быть, по крайней мере, в директории Oblivion. После того как вы проинсталлировали Wrye Bash, запустите приложение, используя создавшийся ярлык. В разделе "Saves", найдите файл сохранения с лицом, которое вы хотите изменить. Клик правой кнопкой мыши, затем выберите "Import Face". Выберите файл сохранения с лицом, которое вы хотите использовать, и в ваш файл сохранения будет добавлено это лицо.

Осторожно!
Персонажи обоих сохранений должны быть одной и той же расы! Все прочие варианты повлекут за собой персонажей-монстров.

Использование лица игрового персонажа для NPC

При помощи Wrye Bash, можно импортировать лицо игрового персонажа из одного файла сохранения в другой, но также можно импортировать лицо игрового персонажа для NPC. Клик правой кнопкой мыши на плагин, в который хотите импортировать лицо своего персонажа, выберите "Import - Face" и выберите файл сохранения с нужным лицом. В плагине будет создан NPC с этим лицом.

Ссылки

  • Homepage: Wrye Musings - более подробная информация об использовании функции импорта лиц.
  • - плагин с играбельным Маннимарко от jackmix69.

Полная переработка внешности NPC в TES IV - Oblivion .

Tamriel NPCs Revamped – это амбициозный проект, ставящий целью радикальное улучшение внешней привлекательности практически каждого NPC в Тамриэле. За исключением воинов в шлемах, рыцарей и стражников, практически все NPC-люди, орки и эльфы приобрели свои уникальные черты. Этот мод не просто улучшает вид лиц – он радикально трансформирует странно выглядящих NPC в более визуально привлекательных игровых персонажей – именно в таких, которые задумывались в оригинальном Oblivion . Когда проект будет завершен, игроки смогут на расстоянии определять расу NPC.

Имперцы: греко-римский тип. Строгие аскетические черты. Классическая лицевая симметрия.

Бретонцы: сочетание кельтского, ирландского, англо-саксонского и германского типов. При взгляде на них невольно приходит на ум колониальная Америка поздних 1700х. Прически с хвостами. Иногда выглядят немного бестолковыми (особенно некоторые персонажи незнатного происхождения), но рядом с ними всегда весело. Очень эксцентричны. Ярко выраженные индивидуальности. Они любят отпускать шуточки и с радостью купят угощение на всех, когда дела идут неплохо. Предпочитают длинные волосы. Проще всего отличать от Имперцев по их носам (они крупнее и более выдающиеся). Черты лица асимметричны.

Норды: грубые черты лица у мужчин. Очень устрашающая внешность. Свободно ниспадающие волосы – заплетенные у благородного сословия. Пронзительный взгляд. Широкие и высокие скулы. У некоторых сломаны или искривлены носы из-за драк в тавернах и ревнивых супругов.

Темные эльфы (данмеры): представьте лица из Morrowind , "Планеты обезьян", североамериканских индейцев (воинов) и "Хищника", затем попробуйте сделать что-то среднее. Всегда раздраженный и/или свирепый вид. Тонкие и несколько удлиненные черты лица. Маленькие, тонкие губы, лоб скошен назад. Широкие, раздувающиеся ноздри. Много внимания уделено глазам. Эти NPC будут выглядеть так, будто они только что прибыли с Вварденфелла!

Высокие эльфы (альтмеры): смесь германского и японского типов строения лица, напоминают также представителей этой расы из Morrowind . Изысканные, всезнающие, отстраненно самоуверенные и снисходительные. Они не могут слишком походить на людей, но, придерживаясь lore, больше похожи на расу, жившую на Тамриэле задолго до появления других рас. Воины выглядят гибкими, девушки имеют ангельскую внешность. Волосы от темных до светлых – чаще длинные.

Лесные эльфы (босмеры): женщины напомнят о Morrowind , мужчины будто вышли из плагина Better Bodies для Morrowind . Изменение внешности в сторону более "эльфийского" вида. Часто насмешливый, презрительный вид.

Редгарды: смесь внешности афроамериканцев, карибского типа, аборигенов Африки (бушмены, масаи, зулусы), марокканцев, египтян. Гораздо более свирепый и самоуверенный вид.

Орки: убрана курносость – заменена на более худощавые и скупые черты. Практически каждый орк выглядит так, будто он/она готов серьезно, а не на словах, взяться за дело.

Аргониане: большие навыкате глаза приспособлены к слабоосвещенному подводному миру, плавникообразные наросты позволяют воде обтекать тело, тяжелые челюсти способны безжалостно кромсать тела как позвоночных, так и беспозвоночных.

Каджиты: вороватые и смекалистые, величественные и вкрадчивые...Но больше всего они похожи на настоящих представителей кошачьих и обладают куда более разнообразными мордашками, чем их предшественники. Теперь вы увидите разные виды рысей, львов, львиц, сервалов, оцелотов и даже очаровательных кугуаров (восторг!).

Изменяем "Дрожащие острова"! TNR для SI - индивидуальный подход к проработке внешности каждого NPC, изменен внешний облик практически всех обитателей реальности Шеогората.

Вышедшие релизы:
TNR - The Altmer v1.00
TNR - The Argonians v1.02
TNR - The Bosmer v1.00
TNR - The Bretons v1.02
TNR - The Dunmer v1.00
TNR - The Imperials v1.06
TNR - The Khajiit v1.01
TNR - The Nords v1.00
TNR - The Orcs v1.00
TNR - The Redguards v1.00
TNR - Shivering Isles -

Любые, даже самые продуманные и глобальные игры с открытым миром и массой доступных занятий со временем начинают надоедать. И здесь на помощь геймерам спешат Чип и Дейл игровой формации – пользовательские модификации. Причем они не только приносят новизну в привычное окружение благодаря новому контенту, но иногда дают полное переосмысление любимой вселенной за счет изменения в сюжете, появления новых героев, квестов, локаций и так далее.

Живые и мертвые

Глобальный аддон из трех сюжетно скомпонованных эпизодов, каждый из которых содержит по несколько совершенно новых, невообразимо интересных квестов. Всего мод включает около 50 новых заданий, на выполнение которых потребуется не менее 36 часов! Особенно приятно, что все добавленные вместе с квестами диалоги полностью озвучены на русском языке.

Аркштрумц (Arkshtrumz)

Замечательный мод Oblivion, добовляющий в игру огромный двемерский подземный город Аркштрумц. Город представляет собой комплекс неплохо сохранившихся руин (Аркштрумц был заброшен много лет назад), часть из которых выходит на поверхность, внутри них размещены сложные механизмы загадочного назначения, запутанные тоннели, заводы и прочие обязательные для двемерского быта элементы. Помимо этого, с добавлением Arkshtrumz в игре появляется новая цепочка квестов, рассчитанных на многочасовое прохождение внутри подземного комплекса.

Oblivion Retextured — The caves of Oblivion

Понятное дело, что никакая подборка модификаций не обходится без модов, заменяющих оригинальные текстуры на улучшенные. И в наш сборник мы также включили несколько таких модов, одним из которых является Oblivion Retextured — The caves of Oblivion. Модификация улучшает дизайн пещер и некоторых помещений, заменяет текстуры оружия и брони, а также вносит некоторые другие приятные для глаз графические коррективы.

Crowded Roads Rus

Если вы ощущаете некоторое одиночество во время путешествий по Тамриэлю, то непременно устанавливайте Crowded Roads Rus. Эта модификация добавляет на здешние дороги множество новых НПС, начиная обычными бродягами, странствующими торговцами и путешественниками, и заканчивая бандами разбойников-головорезов и усиленными патрулями стражников.

Oblivion Graphics Extender

Плагин, улучшающий графику в Oblivion благодаря внедрению массы новых визуальных эффектов и возможности их гибкой настройки. Красивые восходы и закаты, приветливые солнечные лучики и мрачные грозовые тучи, прыткие частички пыли и дождевые капли, реалистичные блики и еще много чего другого становится возможным в игре после установки Oblivion Graphics Extender.

Better Cities

Как становится понятным из названия, эта модификация улучшает города TES IV: Oblivion. Причем Better Cities вполне можно назвать глобальным модом, настолько грандиозные изменения он предлагает. Это не просто замена текстур, а полноценная перепланировка городов с перестановкой зданий, добавлением новых строений и архитектурно-парковых элементов, появлением новых НПС и даже некоторых новых игровых функций. Помимо собственных изменений мод Better Cities включает также и модификации от других авторов, призванные улучшить городскую инфраструктуру в Oblivion.

Elsweyr the Deserts of Anequina

Еще одна немаленькая модификация, добавляющая в игру целую провинцию – Эльсвейр с пустынным плато Анеквины. Новые биомы и пять уникальных городов, небольшие деревеньки и форты со своими обитателями (всего более четырех сотен новых НПС) – далеко не полный список изменений от Elsweyr the Deserts of Anequina. В игре также появляются новые квесты, фракции и даже новые ездовые животные!

Nehrim: На краю судьбы

Конверсия на базе TES IV: Oblivion, разработанная фанатами игры из Германии. То есть по сути это совершенно новая игра, объединенная с оригиналом разве что внешним видом. Совершенно иной сеттинг, со своей историей и обычаями – все это идеально подойдет тем игрокам, которых желают радикальных перемен.

Immersive Weapons

Оружия в серии TES всегда было довольно много, и Oblivion в этом плане не является исключением. Но это отнюдь не останавливает народных умельцев-оружейников, стремящихся обогатить игру новыми средствами устранения врагов. Immersive Weapons содержит несколько сотен единиц совершенно нового оружия, обладающего вполне лорным дизайном. Оружие появляется в магазинах, у врагов и НПС, а также становится доступным в качестве добычи с поверженных противников и может быть обнаружено в тайниках и сундуках.

Luminar’s Better Enchantments

Небольшой плагин, улучшающий визуальный эффект от чар на оружии. В зависимости от зачарования оружие будет светиться и переливаться определенными цветами, сиять, полыхать пламенем или играть сполохами молний.

Цитадель дракона

Модификация, добавляющая в игру совершенно новый остров , куда лучше всего отправляться прокачанным и хорошо экипированным игрокам. Ибо в цитадели, обустроенной в центре острова, некогда обитал последний из драконов , собравший здесь немыслимые богатства. И теперь эти богатства охраняет несколько десятков закованных в мощную броню стражей, обладающих к тому же артефактным оружием.

More Spells (Better Oblivion Spells)

Еще больше заклинаний для любителей решать все проблемы при помощи магии! Имеются как боевые заклинания, так и заклятия других, самых неожиданных предназначений. Изучить их можно либо в Университете, либо у соответствующих НПС с высоким уровнем магических знаний.

CM Partners Mod

Популярная модификация, улучшающая систему взаимодействия с компаньонами. Она, во-первых, добавляет в таверны, постоялые дворы и прочие злачные места Сиродила более 70 новых НПС, готовых выступить в качестве спутников главного героя. Во-вторых, в игре появляется с десяток представителей животного мира, также готовых последовать за героем хоть на край света. Наконец, в Oblivion появляется гибкий опционал взаимодействия со спутниками, позволяющий давать им самые разные указания и отстраивать их модель поведения в различных ситуация. Одним словом, крайне полезный и нужный мод.

Двемерское искусство: Пустыня Алик’р

Глобальная модификация, добавляющая в игру новые территории провинции Хаммерфелл – пустыню Алик’р и прилегающее к ней окрестности. Вместе с новой территорией в Oblivion появится и новая линейка квестов, разделенных на отдельные сюжетные блоки, а также новые точки посещения – в основном это двемерские руины, лагеря разбойников, заброшенные шахты и так далее. Также мод включает новые типы врагов, уникальное оружие и броню, необычные предметы и даже новых животных. Наконец, для «Двемерского искусства» был написан собственный саундтрек , представленный чарующими восточными мелодиями.

Martigen’s Monster Mod

Одна из крупнейших и лучших модификаций, посвященных животным и монстрам . Важная особенность Martigen’s Monster Mod – наличие широкой системы настроек, что позволяет отстроить живность Тамриэля под себя, убрав все что не является лорным или же наоборот, превратив мир игры в сюрреалистический бестиарий.

DarNified UI

Небольшой плагин для Oblivion, меняющий оригинальный, довольно громоздкий и многим кажущийся не совсем удачным интерфейс на более практичный и удобный.

Artifacts of Tamrie

Мод на оружие и броню для Oblivion, добавляющий в игру как отдельные артефактные экземпляры, так и целые эпические комплекты. Причем многие образцы были представлены в других играх серии TES. Любопытно реализован и способ получения всего этого желанного богатства: для этого придется воспользоваться книгой «Артефакты Тамриэля», дающей подсказки о месторасположении оружия и брони.

Легенды Акавира

Глобальный мод, дающий возможность побывать на континенте Акавир и раскрыть тайну исчезновения здешних коренных племен. Новая сюжетная линия, квесты, персонажи, навыки и даже графические эффекты – в общем все для того, чтобы вновь разжечь интерес к популярной RPG.

Supreme Magicka

Мод, расширяющий и улучшающий магическую систему, делающий процесс прокачки персонажей магических классов невероятно интересным. Помимо модернизации принципов магической системы Supreme Magicka также добавляет новые заклинания и эффекты.

Орден ассасинов

Добавляет в игру новую фракцию из вселенной AC, а также связанную с ней цепочку квестов, НПС, оружие и броню. Помимо этого, в игре появляются новые геймплейные возможности, например, лазанье по стене или бесшумное убийство. Атмосферный и отлично вписывающийся в мир игры мод.

Daedric Museum of Artifacts

Забавный плагин, добовляющий «Музей даэдрических артефактов» — любопытное для посещения и исследования место. Особенно приятно, что многие из представленных экспонатов можно умыкнуть, а в самом музее можно запросто поселиться на неопределенный срок.

The Lost Spires

Интересный квестовый мод, добовляющий в игру гильдию археологов и связанную с ними цепочку квестов. Здесь игроков ожидают исследование руин и пещер, посещение мест захоронений и прочие незабываемые приключения в духе Индианы Джонса.

Oblivion. После ее установки герой сможет использовать в бою новые приемы, например, оглушающий удар, возможность метать оружие, увороты и прочие акробатические трюки (зависит от особенностей прокачки персонажа). Также сражения становятся более реалистичными за счет улучшения анимации.

И в заключение еще несколько модификация для Oblivion, разбитых на категории.

Полезные моды: Elven Map Redux, Keychain, Ultimate 3rd Person Camera, Tamriel VWD.

Моды на графику: Detailed Terrain, Oblivion Landscape, Natural Environments, Enhanced Water, Improved Trees & Flora (1 и 2), Oblivion Grass Overhaul, Oblivion Character Overhaul, Oblivion Graphics Extender.

Глобальные и квестовые моды: The Dungeons of Ivellon, Цитадель Безумия, Хроники Таннодора, Glenvar Castle, Black Marsh, Kvatch Rebuilt, Resurrection Brotherhood.

Данный мод представляет собой глобальное улучшение внешности всех игровых рас и персонажей. Создать привлекательного персонажа и увидеть симпатичного NPC стало значительно легче, при этом расы не теряют своих уникальных черт (а некоторые, напротив, даже приобретают). Больше никаких картофельных голов и одинаковых NPC, которые отличаются только цветом кожи!

Особенности:
- мод содержит в себе текстуры высокого разрешения для лиц персонажей, а также карты возраста, рассчитанные на работу с этими текстурами;
- эльфы получили новый облик, напоминающий их внешность в Морровинде и Скайриме: это линии на лбу, которые становятся более выраженными с возрастом, более длинные и заострённые уши. Глаза данмеров изменены на красные, с чёрной склерой. Герои-босмеры смогут выбрать как между старыми цветами глаз, так и новыми, сделанными в стиле Морровинда - с тёмной склерой; на выбор предоставляются золотые, черные и зеленые глаза;
- переработаны карты возраста, теперь у старых персонажей на лице будут не только морщины, но и шрамы. У каджитов меняется узор на лице, также им будут доступны новые цвета глаз - красные, голубые, золотые, зелёные;
- у 80% NPC были немного переработаны лица, чтобы лучше адаптировать их к моду. Практически не осталось персонажей с перекошенными и обесцвеченными лицами.

Примечания: мод не требует никаких сторонних плагинов или программ для своей работы, но поддерживает ограниченное число текстур тел: это ванильные текстуры, стандартные текстуры HGEC, стандартные текстуры Robert Male Body и Robert Female Body и F-INevOblivion skinset от Navetsea для тел HGEC . Если установленные у вас текстуры не входят в этот список, то может наблюдаться расхождение в цвете между телом и головой.

Обратите внимание, что архив содержит только переведённый esp-файл и ридми! Главный архив, содержащий необходимые меши и текстуры, нужно скачать со страницы мода!

Также вам могут потребоваться архивы из вкладки Optional Files (находящиеся на оригинальной странице мода):
HGEC head textures - для тех, кто использует стандартные текстуры HGEC-реплейсера.
Navetsea face textures - для тех, кто играет с текстурами из плагина F-INevOblivion skinset.
Navetsea grey female Dunmer compatibility - для тех, кто играет с опциональными текстурами из плагина F-INevOblivion skinset - Dunmer fix.
Roberts face textures - для тех, у кого установлены текстуры из реплейсеров Robert Male Body и/или Robert Female Body.
Khajiit age sliders stripes fix - for existing users - специальный фикс, расположенный во вкладке "Old Versions", для пользователей, которые играют с версией 1.0 и не желают обновлять её, но хотят увидеть пятнышки и полоски на лицах каджитов.
Важно! Внимательно прочтите раздел «Установка»!

Бонус от локализатора : если вам не понравились новые уши у эльфов и хотелось бы вернуть ванильные - загляните в папку «Ванильные уши у эльфов» в директории «Опциональные файлы» в архиве плагина.

Приятной игры с новыми персонажами! Обливион теперь выглядит совсем по-другому:)

Конфликты и несовместимости:
Так как данный мод затрагивает очень большое количество параметров, он будет конфликтовать практически со всеми плагинами этих типов:
- ретекстуры лиц;
- любые моды, которые добавляют новые глаза/причёски ванильным расам;
- любые моды, затрагивающие NPC;
- моды, затрагивающие характеристики и способности рас;
- моды, заменяющие карты возраста;
Некоторых конфликтов можно избежать, создав патч при помощи программы Wrye Bash.

Внимание! Мод обновлён (23.11.13) до версии 1.2. Появились следующие изменения:
- серьёзно переработаны все лицевые текстуры: контраст между тоном щёк и лица больше не так заметен, улучшена детализация губ, переработаны карты нормалей у имперцев и данмеров;
- у тёмных эльфов появились гораздо более выраженные линии на лбу, а губы стали тёмными;
- увеличился блеск текстур.
Все изменения можно увидеть на скриншотах в описании на оригинальной странице мода.