Щербаков, михаил константинович. Биография Новые записи старых песен

Щербаков, михаил константинович. Биография Новые записи старых песен
Щербаков, михаил константинович. Биография Новые записи старых песен
Михаил родился в Обнинске. Учился он в четвёртой обнинской школе и в 1980-ом её окончил. Уже в восьмом классе, как рассказывает Щербаков, он начал писать серьёзные песни. В последнем классе он стал делать первые записи, так как всегда была потребность в том, чтобы послушать себя со стороны. К его удивлению все записи моментально разошлись.

В те годы, начинающий бард ещё не умел работать над словом, более того, не считал, что это необходимо. Своих ранних песен он не помнит, никогда не исполняет, хотя в тот период им были написаны более ста песен.

Окружающая его компания была достаточно серьёзной. Именно эти люди и вдохновили Михаила на то, чтобы начать изучение академической премудрости. Именно они и дали понять начинающему барду, что его никто из них не будет воспринимать всерьёз и не станет общаться с ним на равных до тех пор, пока он не закончит Университет. Куда именно поступать, Щербакову было всё равно. Лучшим среди всех считался МГУ. Вот туда и отправился Михаил. Немаловажным для него оказалось и то, что этот ВУЗ находился недалеко от Киевского вокзала. Для него, как для приезжего, этот фактор имел значение. Ему было девятнадцать, когда он стал студентом МГУ, поступив на филологический факультет. Диплом об окончании был получен Щербаковым 1988 году. Бард вспоминает, что учился без отличия. Учёба в Университете подействовала на него положительно, так как в то время он много читал.

Начало карьеры певца Михаила Щербакова

После окончания МГУ Михаил Щербаков стал профессиональным автором-исполнителем. Он начал выступать на концертах. Иногда это были сольные выступления, иногда – вместе с Михаилом Стародубцевым. С тем же Стародубцевым они делали записи.

Всю свою жизнь этот поэт и исполнитель зарабатывал исключительно литературным трудом. Хотя сразу после МГУ он непродолжительное время работал в должности художественного руководителя одного из музыкальных коллективов, о чём не хочет и даже стыдится вспоминать.

Жанр, в котором работает Щербаков, сам он называет просто «песня», не вдаваясь в такие понятия, как «авторская песня» или «самодельная песня».

Слово бард к Щербакову не очень применимо, оно «узко» для него. Правильнее назвать его поэтом, который служит делу поэзии. Он понимает своё занятие, как некую миссию, относится к нему со всей ответственностью, выдвигая высокие требования к качеству.

Щербаков начал очень рано и сразу мощно. Уже по его первым песням стало понятно, что это талантливый автор и исполнитель. Так как он, не начинал ни один из бардов. Михаил утверждал свою личность, свою тему и свою собственную интонацию. Эти тема и интонация оказались понятны и близки восьмидесятникам, так как в его песнях выражается их внутренний мир, можно сказать – мир если не целого поколения, то немалой его части.

Михаил Щербаков - Трубач

Михаил Щербаков – сложившийся бард, стихи и музыка которого нерасторжимы. Он нашёл свою аудиторию, которая продолжает расширяться.

Щербаков никогда не даёт интервью, считает, что журналисты вторгаются в его личную жизнь. Из-за этого мало что известно о некоторых его взглядах на некоторые вещи и события, о каких-то подробностях жизни. Юлий Ким отзывается о Щербакове, как о напористом и убедительном барде. Булат Окуджава сказал, что у этого барда есть перспективы. А Александр Дулов удивлялся, что при таких сложных стихах у Щербакова огромное число почитателей. Его творчество продолжает вызывать горячие споры. Мнения о нём разные, вплоть до противоположных.

Щербаков не раз говорил, что начинал писать, находясь под влиянием Кима. Некоторые ранние стихи это явно подтверждают.

Михаил Щербаков - Вишнёвое варенье

Надо сказать, что в восьмидесятых с его творчеством была знакома вся интеллектуальная молодёжь. Сам же он, никогда не вступал ни в какие сообщества, не участвовал в конкурсах или фестивалях. Его тема – это смысл жизни, любовь и смерть. Текст его песен невозможно пересказать короче, чем это написал автор, а его мелодии практически невоспроизводимы.

Михаил Щербаков в настоящее время

Щербаков постоянно исследует и изучает русский язык, а также особенности его звучания, всё это находит отражение в звучании стихов. К примеру, ему нравится, как звучит ямб, именно когда его поют, а не говорят. О творчестве раннего Щербакова можно сказать, что он ориентировался на русскую классику, на её образный ряд и тематику. В более поздних сочинениях эта связь с русской классикой более ощутима, в них слышится и чеховская грусть, и толстовское отстранение. Притом что язык Щербакова чуток к новациям, он богат на изысканные архаичные обороты прошлого и позапрошлого веков.


Можно сказать, что стиль Щербакова сосредоточен на пластичности воображения и демонстрации богатства языка. Песни этого барда могут показаться сложными для восприятия, но разве могли бы они быть столь популярными, если были бы слишком сложны.

Личная жизнь Михаила Щербакова

Щербаков живёт и пишет в Москве. О его личной жизни известно крайне мало, так как сам поэт отказывается от интервью.

Всё своё время и всего себя Михаил Константинович посвящает написанию стихов. Его можно назвать стопроцентным бардом, так как в жизни – это его единственное занятие.

Биография

Выступает на концертах сольно (с акустической гитарой), либо при участии Михаила Стародубцева (акустическая гитара, рояль, бэк-вокал) , с которым сотрудничает с 1981 г. Все записи делаются также при участии Стародубцева, преимущественно под синтезатор (с середины 1990-х). Щербаков иногда принимает участие в записях и концертах Юлия Кима .

Дискография

Номерные альбомы

Выходили в первой половине 1990-х только на кассетах, почти весь материал впоследствии был перезаписан и издан на CD:

  • 1 - песни 1981-1985 гг., запись 1985 г.
  • 2 - песни 1983-1986 гг., записи начала 1990-х
  • 3 - песни 1987-1990 гг., записи начала 1990-х
  • 4 - песни 1989-1990 гг., записи начала 1990-х
  • 5 - песни 1991-1993 гг., записи середины 1990-х
  • 6 - песни 1989-1994 гг., записи середины 1990-х
  • 7 - песни 1993-1994 гг., записи середины 1990-х
  • 8 - песни 1982, 1990 и 1994-1995 гг., записи середины 1990-х

Альбомы середины 1990-х

  • Вишнёвое варенье (1994) - песни 1983-1988 гг., запись 1990 г. (© ГП фирма «Мелодия »), акустика
  • Другая жизнь (1994) - песни 1986-1994 гг., записи 1993-1994 гг.
  • Балаган 2 (1996) - песни 1983-1993 гг., запись 1996 г. (© «Отделение ВЫХОД»), акустика
  • Город Город (1996) - песни 1993-1995 гг., записи 1994-95 гг.
  • Это должно случиться (1996) - песни 1986-1994 гг., записи 1992-1995 гг.
  • Заклинание (1996) - песни 1982 и 1989-1995 гг., записи 1992-1995 гг.
  • Воздвиг я памятник (1996) - песни 1985-1991 гг., запись 1996 г.
  • Целое лето (1997) - песни 1995-1996 гг., запись 1996 г.

Большая часть материала этих альбомов впоследствии был перезаписана или переиздана на других альбомах.

Альбомы с новым материалом (под синтезатор)

  • Ложный шаг (1999) - песни 1997-1998 гг., запись 1998 г.
  • Déjà (2000) - песни 1998-2000 гг., запись 1999-2000 гг.
  • Если (2003) - песни 1999-2002 гг., запись 2002 г.
  • Райцентр (2006) - песни 2003-2005 гг., запись 2005 г.
  • Чужая музыка и не только
    • часть 1 (2010) - песни 2006-2010 гг., запись 2008-2010 гг. с 5 бонус-треками (из альбома «Если»)
    • часть 2 (2013) - песни 2006-2013 гг., запись 2013 г. с 4 бонус-треками (3 - из альбома «Если», 1 - новый)
    • часть 3 (2015) - песни 2006-2015 гг., запись 2015 г. с 7 бонус-треками (всеми оставшимися не переизданными из альбома «Если»)
  • Хоровод (2017) - песни 2010-2017 гг.

Архивные записи

  • Шансон (1999) - песни 1981-1983 гг., записи 1983-1985 гг., выпущен Игорем Грызловым (как отмечено на обложке диска - при попустительстве автора)
  • Ковчег неутомимый 1 (2001) - песни 1983-1990 гг., записи 1987-1990 гг., акустика
  • Ковчег неутомимый 2 (2001) - песни 1983-1990 гг., запись 1990 г., акустика
  • Балаган 2 (2001), переиздание альбома «Балаган 2» (1996) с бонус-треком (6 песен, запись 1996 г.)

Новые записи старых песен

(под синтезатор, кроме альбома «Избранное, часть 2»)

  • Избранное, часть 1 (1999) - песни 1982-1996 гг., запись 1999 г.
  • Избранное, часть 2 (2000) - песни 1983-1999 гг., запись 2000 г., акустика
  • Once (2002) - новая версия альбома «Город Город», с изменённым порядком песен и бонус-треком (1 песня), записи 1999 г. (из альбома «Избранное, часть 1») и 2001 г.
  • Пешком с востока (2004) - песни 1982-1995 гг., записи 1999 г. (из альбома «Избранное, часть 1») и 2003 г.
  • Предположим (2004) - песни 1982-1995 гг., записи 1999 г. (из альбома «Избранное, часть 1») и 2003 г.
  • Целое лето (2005) - новая версия альбома, записи 1999 г. (из альбома «Избранное, часть 1») и 2004-2005 гг., с бонус-треками (3 инструментальные композиции, переделанные из песен 1980-1984 гг.)

Сборники

В 2003 г. был выпущен сборник Щербакова в серии «Российские барды» (MOROZ RECORDS), составленный из записей с альбомов «Избранное, часть 1», «Once», «Ложный шаг», «Déjà».

Этапы творческого пути

  1. 1978-1981 - написано более 100 песен, большинство из которых автор считает «несуществующими». В его нынешний репертуар эти песни, как правило, не включаются.
  2. 1982-1988 - написано около 100 песен, 80 из них впоследствии издано на CD, около 20 песен этого периода автор продолжает исполнять на концертах, иногда извиняясь по поводу несовершенства текстов; известны около 10 стихотворений этого периода, не ставших песнями.
  3. 1989-1995 - написано около 130 песен, 128 из них издано на CD; выпущены книги «Вишнёвое варенье», «Нет и не было яда» (обе 1990), «Другая жизнь» (1996).
  4. 1996-2005 - написано и издано (к весне 2006 г.) 80 песен; изданы также новые записи около 120 ранее написанных песен.
  5. 2006-2011 - написаны и исполнены на концертах 18 новых песен, из них 11 вошли в альбом. Вышла книга «Тринадцать дисков» (2007).
  6. 2012-2017 - написано 27 новых песен, исполняемых на концертах с различной частотой и выпущенных на CD.

Критика

Особенно льстит мне упоминание рядом с Щербаковым, которого я считаю безусловным гением, главным явлением в современной российской поэзии, без всяких скидок на жанр. Он, может быть, не песню, но именно поэзию двинул вперед, выдумав свою безумную просодию, а гитара ему только помогла. Правда, не думаю, что у нас есть прямые сходства, <...> -- но если есть, это счастье.

Человек был задуман в расчёте на сложные времена, в расчёте на то, чтобы быть лучшим бардом в России… Но тут и Россия превратилась непонятно во что, и барды стали непонятно чем. И Щербаков вот выбрал такой путь - он уходит в какие-то совсем далёкие сферы, очень отважно экспериментирует с метром и ритмом. Да, у него много неудач, но ничего не поделаешь - человек развивается.

Дело в том, что слово «бард» к Михаилу Щербакову, как ни странно, не так легко применимо как ко многим известным уже перечисленным мною именам. Слово «бард» немножко узковато для него. Конечно, в первую очередь, это поэт. И его отношение к делу называется очень высоким и очень, мне кажется, точным словом: «служение». <<...>> Это больше чем поэтическая потребность писать стихи и песни. Это понятие своего дела как некоторой миссии, с очень высокой ответственностью и с очень высоким требованием к качеству этого дела. Вот что, мне кажется, отличает Мишу от общего этого братства бардов.

Лукавил, ох, лукавил Михаил Щербаков - просты его песни, просты и понятны. И то, во что слова его спетые складываются, тоже понятно и вполне просто. Это только кажется, что песни Щербакова сложны - были бы они сложны, не было бы такой громкой и грозной популярности у этого, в общем-то, тихого гения. Это кажется, что ритм его стиха сложен - посмотрите, как легко, след в след, идут за ним подражатели, как легко перенимают любители его песни...

Полтора десятилетия назад его гитара ясно и внятно заявила, что у авторской песни есть не только славное прошлое - Высоцкий и Визбор, не только настоящее продолженное - Ким и Иваси, - но и блистательное будущее.

Именно Щербаков это будущее возглавил, и именно его "Вишневое варенье" Булат Окуджава назвал новой классикой авторской песни.

Считается, что определяющее влияние на творческую манеру Щербакова оказали Высоцкий и Ким. Набравшись наглости, замечу, что смысловой нагрузки это утверждение не несет никакой - как, впрочем, любое "общее место". На каждого, кто слушал и слышал их песни, Высоцкий и Ким оказали определяющее влияние. В творчестве Щербакова черточек, присущих песням Высоцкого, я, честно говоря, не вижу совсем (Высоцкий, как правило, оказывал на людей влияние более человекообразующее, чем песнеобразующее). Зато с песнями Кима у шансонов Щербакова есть, по крайней мере, одна очень существенная общая черта - абсолютная свобода текста и мелодии.

И Юлий Черсанович, и Михаил Константинович изумительно несовместимы с какими бы то ни было распространенными и, не побоюсь этого слова, общепринятыми схемами. Впрочем, если у Кима пренебрежение стереотипами выражается в разговорности и подчеркнутой драматургичности его песен (не вытанцовывается рифма - да к черту ее, в самом деле! нормальные люди все равно говорят прозой), то у Щербакова эта свобода сродни абсолютной раскованности и расслабленности фехтовальщика, безупречно владеющего шпагой. Резкая и необратимая смена мелодии, горячий излом стихотворного размера, необъяснимые метаморфозы лирического героя - и все это прямо посреди песни...

Может быть, именно из-за этого непередаваемого изящества Щербаков и считается "сложным"? Бросьте, если его песня, его поэтика и мелодика с первого же исполнения принимаются почти любой аудиторией, какая же это сложность?..

Особую красоту, стройность и простоту текстам Щербакова придает сложная рифма. Рифма внутристрочная, например.

Лучшие дня

И, что бы ни плёл, куда бы ни вёл воевода,

Жди, сколько воды, сколько беды утечёт...

Рифма парадоксальная и составная:

A la guerre comme a la guerre, да.

Пусть поплачет Герда.

А из этих слез пусть

Вырастает роз куст...

Кстати, был еще один великий бард, который виртуозил с рифмой, играл с ней в прятки и узнавалки, - Леонид Семаков. Иные строки Щербакова построены почти по семаковским лекалам - но, боже, как же различны интонации этих авторов - откровенный насмешливый вызов изгоя против холодноватого изящества эстета! Нет-нет, зарекаюсь снова - не нужно сравнений, авторская песня тем и хороша, что многообразна.

Кстати, популярность Щербакова в среде любителей авторской песни породила феноменальную ситуацию - его песни временами буквально "монополизируют" эту среду, поют почти исключительно Щербакова. Появилась даже присказка-протест: "Что бы спеть бы нам такого, только чтоб не Щербакова..." Я сам, попав в начале девяностых под обаяние этих песен, почти забросил собственное творчество и переключился на исполнительство; песни Щербакова тянули в моем репертуаре процентов на восемьдесят. Это была творческая почти-смерть. Для того чтобы вырваться из-под влияния автора "Трубача", мне пришлось в конце концов написать песню a la Щербаков:

Я был не лжец - но я боялся правды,

И, предпочтя служить чужим словам,

Свои забыл я горькие баллады

И пел чужое мертвым головам...

Несмотря на то, что вся песня от начала до конца была подражательной, она мне нравится до сих пор - может, как раз из-за похожести на щербаковскую. И - подобное излечивается подобным - мне тогда удалось-таки сделать безмерное восхищение песнями Щербакова чуть менее глобальным, и вместо чуть ли не единственного он опять стал одним из многих.

Вот вы смеетесь - а для меня это была настоящая победа. Выход из зависимости, обретение свободы.

Учитесь на моем опыте. Не позволяйте гению довлеть над вами - раздавит...

Вообще же, широчайшая популярность записей Щербакова - именно записей, это существенно! - радует меня чрезвычайно. Во времена, когда телевидение монополизировало информационную среду, во времена, когда в эфире царят сиюминутность и кариес, во времена, когда в Сети восемьдесят процентов трафика составляет порнуха, - в эти смутные времена, оказывается, можно быть властителем дум благодаря магнитофонам и плейерам.

Может быть, это знак того, что возможна и совсем "Другая жизнь"...

# # # #

Песни Михаила Щербакова
Наталья 31.12.2019 05:56:51

Я совершенно случайно услышала имя Михаила Шербакова от незнакомого человека и от голодухи слуховой и духовной послушала его песни. И всё... Пропала для всего остального на полтора года... Ведь это особый мир,где царит Слово (что для меня главное в песне) и нет ему подобного! Я очень люблю Веронику Долину - так точно, на женском языке, только она могла говорить с женской частью моей личности, но Михаил Константинович доставлял неизъяснимое наслаждение моему интеллекту, моему духу и очень русской душе. Самобытность Гения и в то же время такая глубокая и небесная связь с Гениями нашей великой литературы ушедших Гениев и Гениев ещё неродившихся... Господи, Слава Тебе, Милосердному, за то, что даруешь нам это Чудо -Слово.

`Да ни словечка в простоте...`

Лукавил, ох, лукавил Михаил Щербаков - просты его песни, просты и понятны. И то, во что слова его спетые складываются, тоже понятно и вполне просто. Это только кажется, что песни Щербакова сложны - были бы они сложны, не было бы такой громкой и грозной популярности у этого, в общем-то, тихого гения. Это кажется, что ритм его стиха сложен - посмотрите, как легко, след в след, идут за ним подражатели, как легко перенимают любители его песни...

Полтора десятилетия назад его гитара ясно и внятно заявила, что у авторской песни есть не только славное прошлое - Высоцкий и Визбор, не только настоящее продолженное - Ким и Иваси, - но и блистательное будущее.

Именно Щербаков это будущее возглавил, и именно его "Вишневое варенье" Булат Окуджава назвал новой классикой авторской песни.

Считается, что определяющее влияние на творческую манеру Щербакова оказали Высоцкий и Ким. Набравшись наглости, замечу, что смысловой нагрузки это утверждение не несет никакой - как, впрочем, любое "общее место". На каждого, кто слушал и слышал их песни, Высоцкий и Ким оказали определяющее влияние. В творчестве Щербакова черточек, присущих песням Высоцкого, я, честно говоря, не вижу совсем (Высоцкий, как правило, оказывал на людей влияние более человекообразующее, чем песнеобразующее). Зато с песнями Кима у шансонов Щербакова есть, по крайней мере, одна очень существенная общая черта - абсолютная свобода текста и мелодии.

И Юлий Черсанович, и Михаил Константинович изумительно несовместимы с какими бы то ни было распространенными и, не побоюсь этого слова, общепринятыми схемами. Впрочем, если у Кима пренебрежение стереотипами выражается в разговорности и подчеркнутой драматургичности его песен (не вытанцовывается рифма - да к черту ее, в самом деле! нормальные люди все равно говорят прозой), то у Щербакова эта свобода сродни абсолютной раскованности и расслабленности фехтовальщика, безупречно владеющего шпагой. Резкая и необратимая смена мелодии, горячий излом стихотворного размера, необъяснимые метаморфозы лирического героя - и все это прямо посреди песни...

Может быть, именно из-за этого непередаваемого изящества Щербаков и считается "сложным"? Бросьте, если его песня, его поэтика и мелодика с первого же исполнения принимаются почти любой аудиторией, какая же это сложность?..

Особую красоту, стройность и простоту текстам Щербакова придает сложная рифма. Рифма внутристрочная, например.

И, что бы ни плёл, куда бы ни вёл воевода,

Жди, сколько воды, сколько беды утечёт...

Рифма парадоксальная и составная:

A la guerre comme a la guerre, да.

Пусть поплачет Герда.

А из этих слез пусть

Вырастает роз куст...

Кстати, был еще один великий бард, который виртуозил с рифмой, играл с ней в прятки и узнавалки, - Леонид Семаков. Иные строки Щербакова построены почти по семаковским лекалам - но, боже, как же различны интонации этих авторов - откровенный насмешливый вызов изгоя против холодноватого изящества эстета! Нет-нет, зарекаюсь снова - не нужно сравнений, авторская песня тем и хороша, что многообразна.

Кстати, популярность Щербакова в среде любителей авторской песни породила феноменальную ситуацию - его песни временами буквально "монополизируют" эту среду, поют почти исключительно Щербакова. Появилась даже присказка-протест: "Что бы спеть бы нам такого, только чтоб не Щербакова..." Я сам, попав в начале девяностых под обаяние этих песен, почти забросил собственное творчество и переключился на исполнительство; песни Щербакова тянули в моем репертуаре процентов на восемьдесят. Это была творческая почти-смерть. Для того чтобы вырваться из-под влияния автора "Трубача", мне пришлось в конце концов написать песню a la Щербаков:

Я был не лжец - но я боялся правды,

И, предпочтя служить чужим словам,

Свои забыл я горькие баллады

И пел чужое мертвым головам...

Несмотря на то, что вся песня от начала до конца была подражательной, она мне нравится до сих пор - может, как раз из-за похожести на щербаковскую. И - подобное излечивается подобным - мне тогда удалось-таки сделать безмерное восхищение песнями Щербакова чуть менее глобальным, и вместо чуть ли не единственного он опять стал одним из многих.

Вот вы смеетесь - а для меня это была настоящая победа. Выход из зависимости, обретение свободы.

Учитесь на моем опыте. Не позволяйте гению довлеть над вами - раздавит...

Вообще же, широчайшая популярность записей Щербакова - именно записей, это существенно! - радует меня чрезвычайно. Во времена, когда телевидение монополизировало информационную среду, во времена, когда в эфире царят сиюминутность и кариес, во времена, когда в Сети восемьдесят процентов трафика составляет порнуха, - в эти смутные времена, оказывается, можно быть властителем дум благодаря магнитофонам и плейерам.

Может быть, это знак того, что возможна и совсем "Другая жизнь"...

# # # #

Щербаков, Михаил Константинович

Михаил Константинович Щербаков
Основная информация
Дата рождения
Страна

Россия

Профессии
Жанры

Михаи́л Константи́нович Щербако́в (р. 27 марта (19630327 ) , Обнинск , Калужская область , РСФСР , СССР) - русский поэт, автор и исполнитель песен.

Биография

Дискография

Номерные альбомы

Выходили в первой половине 1990-х только на кассетах, почти весь материал впоследствии был перезаписан и издан на CD:

  • 1 - песни 1981-85 гг., запись 1985 г.
  • 2 - песни 1983-86 гг., записи начала 90-х
  • 3 - песни 1987-90 гг., записи начала 90-х
  • 4 - песни 1988-90 гг., записи начала 90-х
  • 5 - песни 1991-93 гг., записи середины 90-х
  • 6 - песни 1989-94 гг., записи середины 90-х
  • 7 - песни 1993-94 гг., записи середины 90-х
  • 8 - песни 1982-95 гг., записи середины 90-х

Альбомы середины 1990-х

  • Вишнёвое варенье (1994) - песни 1983-88 гг., запись 1990 г. (© ГП фирма «Мелодия »), акустика
  • Другая жизнь (1994) - песни 1986-94 гг., записи 1993-94 гг.
  • Балаган 2 (1996) - песни 1983-93 гг., запись 1996 г. (© «Отделение ВЫХОД»), акустика
  • Город Город (1996) - песни 1993-95 гг., записи 1994-95 гг.
  • Это должно случиться (1996) - песни 1986-94 гг., записи 1992-95 гг.
  • Заклинание (1996) - песни 1982-95 гг., записи 1992-95 гг.
  • Воздвиг я памятник (1996) - песни 1985-91 гг., запись 1996 г.
  • Целое лето (1997) - песни 1995-96 гг., запись 1996 г.

Большая часть материала этих альбомов впоследствии был перезаписана или переиздана на других альбомах.

Альбомы с новым материалом (под синтезатор)

  • Ложный шаг (1999) - песни 1997-98 гг., запись 1998 г.
  • Déjà (2000) - песни 1998-2000 гг., запись 1999-2000 гг.
  • Если (2003) - песни 1999-2002 гг., запись 2002 г.
  • Райцентр (2006) - песни 2003-2005 гг., запись 2005 г.
  • Чужая музыка И не только
    • часть 1 (2010) - песни 2007-2010 гг., запись 2008-2010 гг. с 5 бонус-треками (с альбома «Если»)

Архивные записи

  • Шансон (1999) - песни 1981-83 гг., записи 1983-85 гг., выпущен Игорем Грызловым (как отмечено на обложке диска - при попустительстве автора)
  • Ковчег неутомимый 1 (2001) - песни 1983-90 гг., записи 1987-90 гг., акустика
  • Ковчег неутомимый 2 (2001) - песни 1983-90 гг., запись 1990 г., акустика
  • Балаган 2 (2001), переиздание альбома «Балаган 2» (1996) с бонус-треком (6 песен, запись 1996 г.)

Новые записи старых песен

(под синтезатор, кроме альбома «Избранное, часть 2»)

  • Избранное, часть 1 (1999) - песни 1982-96 гг., запись 1999 г.
  • Избранное, часть 2 (2000) - песни 1983-99 гг., запись 2000 г., акустика
  • Once (2002) - новая версия альбома «Город Город», с изменённым порядком песен и бонус-треком (1 песня), запись 2001 г.
  • Пешком с востока (2004) - песни 1982-1995 гг., записи 1999 г. (из альбома «Избранное, часть 1») и 2003 г.
  • Предположим (2004) - песни 1982-1995 гг., записи 1999 г. (из альбома «Избранное, часть 1») и 2003 г.
  • Целое лето (2005) - новая версия альбома, запись 2004-2005 г., с бонус-треком (3 инструментальные композиции, переделанные из песен 1980-1984 гг.)

Сборники

В 2003 г. был выпущен сборник Щербакова в серии «Российские барды» (MOROZ RECORDS), составленный из записей с альбомов «Избранное, часть 1», «Once», «Ложный шаг», «Déjà».

Этапы творческого пути

  1. 1978-1981 - написано более 100 песен, большинство из которых автор считает «несуществующими».
  2. 1982-1988 - написано около 100 песен, 80 из них впоследствии издано на CD, около 20 песен этого периода автор продолжает исполнять на концертах, иногда извиняясь по поводу несовершенства текстов; известны около 10 стихотворений этого периода, не ставших песнями.
  3. 1989-1995 - написано около 130 песен, 128 из них издано на CD; выпущены книги «Вишнёвое варенье», «Нет и не было яда» (обе 1990), «Другая жизнь» (1996).
  4. 1996-2005 - написано и издано (к весне 2006 г.) 80 песен; изданы также новые записи около 120 ранее написанных песен.
  5. 2006-2011 - написаны и исполнены на концертах 18 новых песен, из них 11 вошли в альбом. Вышла книга «13 дисков» (2007).

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Музыканты по алфавиту
  • Родившиеся 27 марта
  • Родившиеся в 1963 году
  • Родившиеся в Обнинске
  • Персоналии XX века
  • Персоналии XXI века
  • Писатели России XX века
  • Писатели России XXI века
  • Русские писатели XX века
  • Русские писатели XXI века
  • Авторы-исполнители России
  • Поэты России
  • Писатели Обнинска
  • Поэты Обнинска
  • Музыканты Обнинска
  • Писатели Москвы
  • Поэты Москвы
  • Музыканты Москвы
  • Выпускники школы № 4 (Обнинск)
  • Выпускники филологического факультета МГУ

Wikimedia Foundation . 2010 .