Сергей полунин и его девушка. Сергей Полунин: «Любовь — это суть человеческого существования, это почва, без которой невозможно устоять на ногах

Сергей полунин и его девушка. Сергей Полунин: «Любовь — это суть человеческого существования, это почва, без которой невозможно устоять на ногах
Сергей полунин и его девушка. Сергей Полунин: «Любовь — это суть человеческого существования, это почва, без которой невозможно устоять на ногах

Танцор балета Сергей Полунин, и его личная жизнь всё время на слуху. Многочисленные татуировки, так прекрасно продемонстрированные в клипе Hozier “Take me to Church”, многое говорят о жизни Сергея. Что значат татуировки «Наташа», гербы Украины и России, крест, и как они олицетворяют самого героя. Сегодня мы расскажем о творческих достижениях, новых проекта, актёрской карьере, любовных отношениях и последних новостях в 2018 году одного из самых ярких и скандальных артистов.

Биография

Сергей Полунин родился в 1989 году в Херсоне. Ещё с юного возраста он задался целью стать олимпийским спортсменом, для чего с 4-х лет проводил в спортзале не менее 6 часов в день. Но через несколько лет родители мальчика, обнаружив, что Сергей к тому же обладает музыкальным слухом, решили перевести его в танцевальную школу. И уже спустя год юный танцор смог поступить в хореографическое училище в столице. Уверенные, что это удачный поворот в биографии мальчика, но нуждаясь в деньгах для переезда в Киев, папа Сергея уехал на заработки в Португалию, а бабушка устроилась работать сиделкой.

Первые шаги к успеху

В 12 лет, после усиленных подготовок в училище, Сергей завоевал приз на Международном конкурсе имени Сержа Лифаря. В 13 лет, при помощи фондов Полунин смог переехать в Лондон для учёбы в Школе Королевского балета. За время обучения принимал участие в нескольких конкурсах, где нередко получал награды. В 17 лет он окончил Школу, и его сразу пригласили в Королевский балет. Уже в 19 лет он стал его премьером.

Дальнейшая карьера

Как самому молодому премьеру, Сергею Полунину пророчили большое будущее. Однако спустя несколько он лет принял решение покинуть Королевский балет. Во многом, причиной являлась нехватка денег. Удивительно, но многие танцоры, входящие в состав труппы, не только не могли себе позволить снять квартиру самостоятельно, но и даже сходить куда-то покушать. Кстати, как говорит Полунин, то же самое происходит и в России. Если раньше тем, кто входил в состав труппы, выделяли жилье, то сейчас от бессрочных договоров отказываются, и договоры могут лишь продлеваться. А в таком случае, квартиры не предоставляются.

Также причиной того, что Сергей ушёл из Королевского театра стало то, что он считал, что танцор заслуживает того же признания, что и актёр или спортсмен. А сегодня зачастую у танцоров нет даже агентов. Во целом это объясняется балетной политикой, в которой агент олицетворяется злом. Он манипулирует и выжимает из танцора деньги.

Во время работы в Королевском балете о Сергее Полунине, его личной жизни, употреблении алкоголя и наркотиков постоянно говорили. За что и был Сергей признан директором Королевского балета ненадёжным танцором, и впоследствии его визу аннулировали. Полунин надеялся на переезд в Нью-Йорк, но там испугались за поведение эксцентричного танцора. Оказавшись в безработной ситуации, Сергей очень обрадовался предложению Игоря Зеленского быть премьером Московского музыкального театра и постоянным приглашённым солистом Новосибирского театра оперы и балета. Может, тогда и появилась в биографии танцора татуировка герба Российской Федерации, которую он, кстати, незадолго до аннексии Крыма «удалил».

Однако мировую популярность Полунину принёс клип Hozier “Take me to Church”. Кстати, предложение Лашапеля сняться в клипе поступило как раз в тот момент, когда Сергей находился в депрессии и не хотел заниматься балетом.

А клип был как рывок в нечто совершенно новое и прекрасное. Съёмки проходили на острове Мауи. После клип просмотрели миллионы раз, и Сергея начали узнавать и высказывать восхищение звёзды Голливуда. Также в Лондоне представители BBC захотели стать сопродюсерами фильма «Танцовщик» о биографии Сергея Полунина.

В 2018 году был представлен Project Polunin. В последствии много говорили о заключительной части спектакля «Нарцисс и Эхо» и таланте Натальи Осиповой, а также о личной жизни танцоров балета Сергея Полунина и Натальи.

Личная жизнь

О личной жизни танцора балета Сергея Полунина ходило множество легенд. Чаще всего причиной для них были его татуировки. Например, татуировка «Прости, тигрёнок» была посвящена возлюбленной Сергея, которая его бросила. Наверное, таким образом он хотел вернуть её, но попытка не удалась.

Пребывая в труппе Королевского театра у Сергея Полунина был роман с Хелен Кроуфорд, которая старше танцора на 9 лет. Они вместе провели несколько лет, но после высказывания Хелен о том, что она готова стать женой Сергея и хочет детей, пара рассталась.

После говорили о романе с балериной Юлией Столярчук, однако пара это не подтвердила.

В 2015 году на руке танцора заметили татуировку «Наташа», которая была посвящена балерине Наталье Осиповой. Они познакомились на репетициях «Жизель» в Ла Скала. Ранее Наталья выступала с Дэвидом Холбергом, но из-за серьёзной травмы он не смог участвовать во втором сезоне. Встав в пару, Наталья и Сергей поняли, что идеально подходят друг к другу. Немного после у них разгорелся роман. Правда, в последнее время ходят новости о том, что пара рассталась, однако сами же они это опровергли, да и на красной дорожке, посвящённой «Убийство в Восточном экспрессе» они были вместе.

Последние новости

Однажды снявшись в клипе, жизнь Сергея Полунина изменилась. И за клипом в биографии танцора последовали работа в рекламе и кино. Кино Сергей считает замечательной средой. Ещё в 2012 году Полунину предлагали поучиться в актёрской школе, но тогда он не хотел отказываться от балета. А сегодня он полностью отдался новому увлечению. И последние новости в 2018 году о Полунине неразрывно связаны с кино. Это и «Убийство в Восточном экспрессе», и «Красный воробей».

Классический балет возлагает на артиста большие надежды, а крупные глянцевые издания регулярно приглашают молодое дарование на фотосессии… Речь идёт о Сергее Полунине - новой звезде русского балета. В этой статье вам будет представлена его краткая биография.

Детство

Как и большинство танцоров, Сергей Полунин попал в балет в раннем детстве. Пока его одногодки играли в детском саду, 4-хлетний мальчик занимался гимнастикой в спортивной школе. Преподаватели сразу заметили невероятную пластику Сергея. А позже выяснилось, что маленький Полунин обладает безупречным слухом. Это предопределило судьбу будущего артиста балета. В 8 лет родители перевели мальчика в хореографическую школу.

До 10 лет Сергей Полунин вместе с семьёй жил в Херсоне (Украина). Потом родители поняли, что для дальнейшего развития карьеры мальчика нужно было ехать в столицу. Сергей вместе с мамой отправился в Киев, а отец остался в Херсоне и присылал им деньги на существование. Талантливый и восприимчивый мальчик развивался очень стремительно.

Переезд в Лондон

В 13 лет юное дарование отправилось покорять Лондон. Такую возможность Сергею предоставил фонд Нуреева. Его представители заметили талант мальчика и выделили Полунина из толпы молодых танцоров, жаждущих славы.

Так как всё детство Сергей посвятил балету, времени на общение со сверстниками не оставалось. Поэтому мальчика нельзя было назвать коммуникабельным. Сам артист говорит, что только благодаря замкнутости ему лучше всего удаётся передать на сцене чувства романтичных и одиноких героев. Также этому способствует неординарная внешность молодого человека.

Сергей Полунин, личная жизнь которого описана ниже, начал карьеру в самом престижном театре мира - Ковент-Гардене. Уже в 19 лет он стал его ведущим солистом. Это был первый подобный случай за всю историю существования лондонского театра. Но именно тогда Полунин понял, что ещё мало чего достиг…

Возвращение в Россию

В интервью журналу «Вог» Сергей заявил: «Знаете, у нас в стране говорят, что русский может покинуть Россию, но Россия русского - никогда». А потом молодой человек снялся в фотосессии для этого издания. Точно так же сделал в своё время его предшественник - Рудольф Нуреев.

Танцор Сергей Полунин действительно заскучал в Лондоне. Конечно, он добился должности солиста Ковент-Гардена, но молодому человеку хотелось ещё большей славы. К тому же, какими бы престижными ни были выступления в Англии, мечтой любого русского артиста балета остаётся Большой театр с его закулисными интригами и громкими премьерами.

Новые выступления

В одном из интервью танцор рассказал о национальных подходах к балетному искусству: «В России никто не будет слушать людей, не имеющих статуса. В Англии же их мнением дорожат. На этом строится вся система. Нет отдельных личностей, есть только команда. В плане человеческих отношений это прекрасно, но сильно вредит искусству. Талантливому артисту не дают раскрыться и держат на одном уровне с другими». Сергей считает, что лишь в России сможет реализовать свой талант в полной мере. Полунин устроился работать премьером в музыкальный театр Станиславского. А в будущем сезоне сбудется его мечта - у танцора начнутся совместные проекты с Большим и Мариинским театрами.

Тем, кто ещё не был на выступлениях артиста, стоит поспешить в театральную кассу. Ведь очень скоро молодой человек завершит карьеру. 26 лет - это именно тот возраст, в котором планирует уйти Сергей Полунин. Балет, по мнению танцора, сильно травмирует: «До 32 всё хорошо и весело, тело успевает восстанавливаться, но уже после 28 нужно увеличивать нагрузки, иначе быстро потеряешь форму. А в зрелом возрасте выступления вообще даются с большим трудом».

Личная жизнь

Личная жизнь танцора напрямую связана с балетом. Ведь Сергей буквально живёт в театре, полностью отдаваясь любимому делу. Но это только одна из причин того, почему встречаются представители балетного искусства… Когда Сергей Полунин жил в Лондоне, он был в отношениях с Хелен Кроуфорд - артисткой Королевского балета. Но перед своим отъездом молодой человек решил с ней расстаться. Сам Полунин заявляет, что ему нравятся только танцовщицы: «Я уже привык к балетному стандарту. Другие женщины кажутся мне странными - у них не хватает мышц».

Сейчас Полунин находится в Москве. Один он проживает в своей маленькой квартире рядом с театром или нет - никому неизвестно. Сергей не любит рассказывать о личной жизни. Тем не менее он не скрывает, что дела с этим обстоят довольно плохо. В недавнем разговоре с Микки Рурком для издания «Интервью» танцор иронично отметил: «Моя репутация не очень, вот поэтому и с девушками всё сложно».

Кстати, для одной из своих бывших возлюбленных Сергей Полунин сделал татуировку на своей спине. Это была надпись «Прости, Тигрёнок». Именно так танцор называл девушку, которая его бросила. Своим поступком Сергей хотел её вернуть. Молодой человек не уточнил, чем провинился перед бывшей пассией. Но наверняка виноват именно он, ведь репутация у Полунина «не очень».

Полунин не любит вставать рано. Об этом знают все, кто с ним работал. Да он и не спорит: «Я обычно просыпаюсь сложно, долго. И сразу - к станку». О его плотных отношениях с наркотиками в прессе упоминали столько же раз, сколько о сложных отношениях с балетом. Логично поинтересоваться, как дела обстоят теперь и не кроется ли причина позднего пробуждения в бурных вечерах. «Нет, я не пью, не говоря уже о более сильных веществах, - Сергей не отводит глаза в сторону, и его слова звучат убедительно. - Перед станком или спектаклем принимаю L-carnitin, после - магнезию». За такие слова каждый московский зожник пожал бы ему руку.

ФОТО Rankin СТИЛЬ Vadim Galaganov

Когда в возрасте 22 лет Полунин покинул труппу Ковент-Гарден, газетчики и обманутая в ожиданиях публика сделали вывод о том, что причиной ухода послужили проблемы с дисциплиной и белым порошком. Но это было бы слишком просто.

Худи из нейлона и хлопка, рубашка из габардина, все - Ports 1961

ФОТО Rankin СТИЛЬ Vadim Galaganov

«Это не было каким-то непродуман­ным поступком. Я полтора года знал, что уйду. У меня созревали вопросы, ответов на которые я не получал. Почему к танцовщикам относятся так, что в 35 лет их просто выгоняют из театра? Почему такие зарплаты? Почему никто не может позволить себе квартиру купить? Ни один, даже самый лучший артист балета в Королевском театре, не заработает столько за всю карьеру. Только в ипотеку! И я посчитал тогда, что лучшие футболисты мира за две недели получают больше денег, чем артисты в Королевском балете за год, все вместе взятые. Например, кордебалет получает 1500 долларов в месяц. Причем работает такой человек одиннадцать часов в день, у него абсолютно нет жизни, он ничего не видит. Я ужасно обиделся на индустрию! (Смеется.) В то время я постоянно думал: зачем меня мама отдала в балет, зачем я потратил все эти годы?! Для чего так старался стать настолько хорошим, насколько только мог? Чтобы потом не иметь возможности купить билет для родителей, чтобы они приехали, или свой дом? Много вопросов было. И я так решил: зачем мне мучиться в этой индустрии, лучше в кино уйду».

Рубашка из хлопка, Thom Browne; брюки из полиэстера и полиамида, кроссовки из текстиля и кожи, все - Yohji Yamamoto

ФОТО Rankin СТИЛЬ Vadim Galaganov

Несколько лет назад Сергей Полунин признавался, что уход из Королевского балета стал для него еще и мощнейшим сеансом практической психотерапии: «Во мне постоянно сидел страх: а если я не смогу больше танцевать на таком уровне, если мой руководитель не будет добр ко мне, меня же просто выгонят. Я прожил в Лондоне полжизни, но гражданства у меня нет. Что же я буду делать в этом случае?».

Дубленка из овчины, рубашка на «молнии» и кальсоны из хлопка, все - Dirk Bikkembergs

ФОТО Rankin СТИЛЬ Vadim Galaganov

Тогда Полунин решил не бежать от своих страхов. Не пытался прыгнуть выше головы, что в его ситуации не совсем фигура речи. Не стал доказывать свою нужность сцене, убиваться, чтобы заслужить любовь менеджеров и публики. Он сделал все для того, чтобы самое страшное случилось. И в то же время, говорит, был страшно удивлен, когда в ответ на его заявления о готовности броситься в объятия волшебного мира кино не произошло ничего. Он оглушительно громко хлопнул дверью, а телефон не разрывался от ­предложений.

Свитер из шерсти, Dirk Bikkembergs; балетное трико, балетная обувь, все - собственность Сергея

ФОТО Rankin

Фильм режиссера Стивена Контора «Танцовщик» не только внимательно исследует детство и отрочество Сергея - благодаря этим изысканиям становится понятно, что вставшие перед Полуниным вопросы к индустрии были неизбежны, - но и рассказывает о том, как герой искал путь из тупика, в который себя загнал.

Жилет и брюки из шерсти, рубашка и манжеты из хлопка, все - Ann Demeulemeester

ФОТО Rankin СТИЛЬ Vadim Galaganov

Встреча с наставником Игорем Зеленским обернулась не только работой в театре Станиславского и Новате, но и появлением портрета Зеленского на плече. Знакомство с балериной Натальей Осиповой - категоричной татуировкой «Наташа» на костяшках пальцев. «В балетном мире мы все друг о друге знаем, даже если не знакомы. Учитывая репутацию Сергея, я была уверена, что никогда не стану с ним работать», - рассказывала Наталья в их совместном интервью The Guardian. Встретившись в Милане на репетициях «Жизели», оба остались довольны. «Я почувствовала, что он настоящий, что он тот человек, которому я могу доверять», - говорила Наталья. «Когда я танцевал с ней, это было на сто процентов реально. Я хотел бы, чтобы так было всегда», - вторил ей Сергей. Не успели они объявить себя парой, как балетный мир возликовал - критикам, поклонникам и даже функционерам было очевидно: Осипова способна не просто справляться с этим мятежным темпераментом, но и укрощать, направляя в правильное профессиональное русло.

Халат из шелка, Dolce & Gabbana; балетное трико, балетная обувь, все - собственность Сергея

ФОТО Rankin СТИЛЬ Vadim Galaganov

Важность встреч с Осиповой и Зеленским в жизни Полунина переоценить трудно, но была еще одна, не менее важная. Автором идеи «Танцовщика» и продюсером картины стала Габриэлла Тана. За «Феломену» с Джуди Денч она получила номинацию на «Оскар», а также помогла Рэйфу Файнсу дебютировать в режиссуре с экранизацией шекспировского «Кориолана». Именно Габи, как ее называет Сергей, решила, что претензии Полунина на кинокарьеру небезосновательны. С ее подачи он оказался на одних съемочных площадках с Джонни Деппом, Дженнифер Лоуренс и Уиллемом Дефо. От рабочих встреч с кумирами Сергей остался в восторге, но прежде ему пришлось подробно, без прикрас и спецэффектов, рассказать о себе в фильме «Танцовщик».

Свитер из мохера и альпаки, брюки из шерсти, дерби из кожи, все - Ann Demeulemeester

ФОТО Rankin СТИЛЬ Vadim Galaganov

«Поначалу я не понимал, зачем Габи это делает. А потом услышал, как она говорила кому-то: «Я верю в танец. Он важен для всех нас. Я включаю музыку и сама танцую дома». И тут я подумал: племена танцевали, мы в клубах танцуем, встречаем первую любовь, когда танцуем, когда мы радостные, мы танцуем. Это очень важно. И Габи - тот человек, который считает, что танец и людей в нем нужно поддерживать. Она поддержала меня и дала силы, чтобы что-то сделать для других».

Сергей Владимирович Полунин – украинский артист балета, актер и фотомодель. В разное время он участвовал в проектах Новосибирского театра оперы и балета, Московского музыкального театра, Королевского балета, с 2016 года является солистом Баварского балета. В 2017 году снялся в голливудском фильме «Убийство в Восточном экспрессе».

Детство

Сергей родился в южно-украинском Херсоне, живописно раскинувшемся на правом берегу Днепра.


В 3 года он с подачи родителей пришел в секцию гимнастики местной спортивной школы. Через три года стало ясно, что помимо прекрасных физических данных, мальчик наделен абсолютным музыкальным слухом и уникальной пластикой. Было решено перевести его в хореографическую школу, где он в считанные месяцы стал лучшим учеником.


Родители видели, что у их ребенка есть все шансы стать выдающимся танцовщиком, поэтому отправили восьмилетнего Сережу в Киевское хореографическое училище. Мать уехала с ним, а отец вынужден был трудиться на стройке в Португалии, чтобы обеспечить жену и сына всем необходимым.


Балет отнимал почти все время и силы мальчика, поэтому ладить со сверстниками он так и не научился. Впрочем, замкнутость и некая отрешенность всегда помогали ему лучше передавать чувства романтиков и одиночек.

Первые шаги к славе

В 2002 году Сергей стал призером престижного международного конкурса артистов балета, а через год благодаря фонду Рудольфа Нуреева был зачислен в Школу Королевского балета в Лондоне.

Балет - это для души. Что-то хорошее происходит внутри человека, когда он видит танец.

Спустя четыре года он стал финалистом международного конкурса «Приз Лозанны», а в 17 лет попал в балетную труппу «Ковент-Гардена». Через два года Полунину доверили исполнять главные партии, и он стал самым молодым премьером за всю историю этой прославленной труппы.


И, пожалуй, самым скандальным. Его эпатажное поведение обсуждали не меньше, чем выдающиеся способности. Сергей украсил свое тело многочисленными татуировками, периодически напивался до бесчувствия, баловался кокаином, за что заслужил прозвище «enfant terrible российского балета». Хотя в начале 2017 года он признался журналистам, что больше не пьет и не употребляет запрещенные препараты, а каждое утро начинается с тяжелой работы за балетным станком.

Дальнейшая карьера

В 2012 году молодой танцовщик принял неожиданное решение - переехать в Россию. Он мечтал оказаться на сцене Большого театра и был уверен, что именно на родине его талант сможет раскрыться в полной мере. Над молодым артистом взял «шефство» Игорь Зеленский, худрук театра Станиславского. Он сразу же рассмотрел в эпатажном юноше уникальный талант и сделал его премьером своего театра. В этот период Сергей также выступал Новосибирском театре оперы и балета в качестве приглашенного солиста.

Сергей Полунин снялся в клипе «Take Me to Church» Hozier

В 2014 году Сергей снялся в клипе «Take Me to Church» ирландского исполнителя Hozier. Этот трек произвел фурор в музыкальном мире, набрал десятки миллионов просмотров на YouTube и завоевал массу престижных наград. Съемки на Гавайях произвели на экзальтированного юношу неизгладимое впечатление, и он решил постепенно отойти от балета и переключиться на кинематограф.

«Танцовщик» - трейлер фильма про Сергея Полунина

В 2016 году на мировые экраны вышел фильм «Танцовщик», повествующий об истории удивительного успеха Сергея Полунина, непростом пути к славе и мировой известности и душевных терзаниях, раздирающих его противоречивую натуру.

Личная жизнь Сергея Полунина

Личная жизнь артиста такая же бурная и непредсказуемая, как и его карьера. Его первым серьезным любовным увлечением стала артистка лондонского балета Хелен Кроуфорд. Она была на девять лет старше своего избранника и уже готова была обзавестись семьей и детьми. Однако пылкого молодого любовника не устраивала такая перспектива, и вскоре они расстались.


Потом Полунин неоднократно появлялся в компании молодой балерины Юлией Столярчук, а через некоторое время поклонники заметили на его руке татуировку «Наташа». Сергей посвятил ее балерине Наталье Осиповой, с которой познакомился в театре Ла Скала во время репетиции «Жизель». Вскоре их отношения из партнерских переросли в любовные, и артисты перестали скрывать свой роман.

Сергей Полунин сейчас

Осенью 2017 года состоялась премьера картины «Убийство в восточном экспрессе» с Джонни Деппом , Пенелопой Крус и Мишель Пфайффер в главных ролях.


Полунин в этом фильме предстал в образе графа Андрени. Главная сложность, отмечал артист, заключалась в обретении уверенности – поначалу он поверить не мог, где и в компании каких людей он находится. Однако юноше удалось не потерять контроль над эмоциями и великолепно справиться со своей задачей, не без помощи режиссера Кеннета Браны .

Параллельно Сергей снимался в шпионском триллере «Красный воробей» с Дженнифер Лоуренс , который выйдет на экраны весной 2018 года.

Вечерний Ургант. В гостях у Ивана Сергей Полунин

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Лучшие фильмы

Известный танцовщик - о cходстве и различии балетных нравов в Москве и Лондоне.


22, 23, 24 марта Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко показывает премьеру балета Кеннета Макмиллана «Майерлинг» - о трагической судьбе австрийского кронпринца Рудольфа. Накануне спектакля с исполнителем главной роли, экс-премьером Королевского балета Великобритании Сергеем Полуниным встретилась корреспондент «Известий».

- В России редко танцуют Макмиллана, хотя любят исторические мелодрамы. Но у вас, кажется, большой опыт выступления в его балетах.

Да. С семнадцати лет я был занят в кордебалете «Манон» и «Майерлинга». Это базовая актерская подготовка, которую нужно было пройти. В спектаклях Макмиллана ты не играешь, а живешь, там много импровизации. Если кто-то не туда встал - можно обойти его, как тебе хочется. Все зависит от настроения, самочувствия.

- Рудольф - персонаж непростой и, мягко говоря, несимпатичный. Вам комфортно?

Да. Некоторые роли мне не очень идут. В «Жизели» я, например, не могу «попасть» в первый акт: как так, я, граф, играю в крестьянина? А Рудольф «лег» комфортно, органично.

- Как думаете, примет «Майерлинга» наш зритель? Все же очень далекая от России история.

Не думаю, что русской публике «Майерлинг» на 100 процентов понравится, это вопрос вкуса. Здесь такой вкус у художественного руководителя Игоря Зеленского. В Лондоне труппа Королевского балета занимается Макмилланом много лет, спектакль постоянно в репертуаре, даже декорации старинные. Здесь же все с нуля. До сегодняшнего дня я считал, что это большой риск, «Майерлинг» будет смотреться фальшиво - там совершенно другой стиль, нежели в русских спектаклях. Но театр проделал колоссальную работу, много нервов было потрачено, посмотрим, может, со временем придет понимание.

- Кроме вас Рудольфа танцует и худрук.

Да, Игорь уже не молод - 43 года, но в прекрасной форме. Хотя этот балет даже молодым танцевать тяжело. После генерального прогона я, кажется, постарел на два года. «Майерлинг» забирает всю энергию, как «Спартак».

- К слову, о возрасте. Сейчас вам 23. Вы говорили, что хотите завершить балетную карьеру в 26 лет.

Это такая мечта. Почему-то в 18 лет я подумал, что 26 - хороший возраст, чтобы уйти. Балет травмирует. До 32 лет это весело и хорошо, тело восстанавливается, хотя уже после 28 приходится увеличивать нагрузки, чтобы держать себя в тонусе. А в зрелом возрасте вообще тяжело. Например, Игорю приходится с восьми утра заниматься самому, качаться, потом идти на урок, потом репетировать, потом делать директорскую работу, домой он приезжает поздно вечером. А ведь человеку хочется меньше работать и получать больше удовольствия.

- Допустим, в 26 вы уйдете. Куда?

Вопрос. Не знаю, чем еще можно заниматься. Если я перейду эту грань - 26 лет - буду танцевать до конца, доказывать, что и в 50 можно выступать на хорошем уровне. К тому же сейчас появились ампулы для восстановления мышц, чтобы дольше в теле оставались гормоны молодости.

- Не могу не спросить про ваш уход из Королевского балета Великобритании. Почему вы так обидели его руководство?

Не думаю, что я как-то обидел руководство, мы остались в хороших отношениях. Недавно я станцевал с Тамарой Рохо «Маргариту и Армана», в июне эта запись пройдет в кинотеатрах по всему миру, надеюсь, будем сотрудничать и дальше.

- Договоренности уже есть?

Они никогда не говорят наперед. Щадят своих танцовщиков.

- Извините, не поняла.

В Королевском балете очень бережно относятся к артистам, которые работают 24 часа в сутки.

Вероятно, им не стоит знать, что я буду с ними танцевать, все-таки я покинул труппу. В России не считаются с мнением людей без статусов, а в Лондоне их мнением дорожат, вся система построена на том, что они - команда, нет отдельных личностей. По-человечески это хорошо, но в итоге вредит искусству. Талантливого артиста часто держат на общем уровне, не дают раскрыться.

- Это и стало одной из причин, по которой вы покинули театр?

История всегда повторяется. Можно заглянуть в прошлое, чтобы узнать будущее. В Королевском балете были такие артисты, как Рудольф Нуриев, Игорь Зеленский, Ирек Мухамедов. Королевский балет в принципе всегда держался на русских. Сейчас русских там нет, и танцевать некому. На Нуриеве британцы заработали дома, сделали карьеры. А когда его пик прошел, просто вышвырнули. Также было с Мухамедовым, с Игорем. Всех убирают, такая английская мафия. Вот я и подумал, что через сколько-то лет придет кто-то молодой, кем легче управлять и кому не надо столько платить - зарплата ведь с каждым годом увеличивается. При этом по контракту тебя не могут уволить, ты можешь уйти только сам. Поэтому на человека начинают давить, отбирают спектакли. Представляете - сначала тебе дают все, а потом - ничего, в собственном театре.

- В «Стасике» вам комфортно?

Мне нравится, что я могу показать театру что-то новое, что ко мне прислушиваются, что наши с руководством вкусы совпадают. И особенно мне нравится свобода. Твоя жизнь и так проходит в театре, и если тебе не дают свободы, то зачем вообще там работать?

- Но этот коллектив вы выбрали не сразу - съездили и в Американский балетный театр (АБТ), и в Мариинский, только в Большом вас почему-то не увидели.

В Большом на тот момент не было лидеров, но когда зашла речь, почему бы не взять Полунина, выяснилось, что меня боятся. Тогда уже пошла негативная пресса, что я неадекватный: никто на пике не бросал такой шанс. Люди боялись, что я их кину. Я ценю в Игоре то, что он не побоялся рискнуть. Профессионально обсудил со мной перспективы, и я понял, что театр заинтересован именно во мне, а не только в представлении. В искусстве нужно рисковать. Это может вернуться большим успехом.

- Ваше увлечение тату тоже риск?

Уже не увлечение. Я с ним завязал за день до того, как ушел из Королевского балета. Все совпало. Единственным источником счастья в Лондоне была моя девушка. В театре мне перестало нравится, я просто штамповал балеты, поэтому и связался с татуировочным салоном. В этом было какое-то мальчишество. Район был нехороший, но интересный, все люди с характерами, историями. Когда я понял, что с девушкой мы расстаемся, то осознал, что мне нужно избавляться и от тату, я слишком втянулся туда, был связан с банком: у нас с другом был салон пополам. За две недели до этого я чуть не снял в Лондоне двухэтажное здание, надо было бы платить?80 тыс. в год - хорошо, что я этого не сделал. Я подарил все другу, а сам освободился.

- У вас на руке татуировки, красивые, но как вы с ними танцуете?

Без проблем, пластырем заклеиваю.

- Сейчас у вас только творческие планы?

Нет, всегда есть что-то еще. Хотел бы создавать свою балетную одежду. Я знаю, чего танцовщикам не хватает. Главное иметь идею, тогда найдутся нужные люди.

- Как вы воспринимаете ситуацию с худруком Большого балета?

На Западе такого бы не случилось. У них не так серьезно воспринимают балет. В России это огромная сила, Большой - страна в стране. Главное, чтобы эта ситуация не повторилась.