"розовый" период. Голубой и розовый периоды пикассо собирают в музее орсэ Пабло пикассо розовый период картины

"розовый" период. Голубой и розовый периоды пикассо собирают в музее орсэ Пабло пикассо розовый период картины

Масштабная выставка «Пикассо. Голубой и розовый» открывается 18 сентября в парижском . Ранние шедевры гения соберут для нее со всего мира, включая Пушкинский музей в Москве.

Нищая юность, острые переживания, поездки в Париж, попытки утвердиться на его художественной сцене, эксперименты с формой и цветом, непрерывные поиски себя - шесть лет личных и творческих метаний , которые вошли в историю под названием «голубого» и «розового» периодов, станут сюжетом грандиозной выставки. Экспозиция, целиком посвященная этому короткому, но плодотворному отрезку жизни, пройдет во Франции впервые.

Помимо живописи и графики, выставка покажет гравюры и первые скульптурные опыты Пикассо, а также архивные материалы. Одна из задач кураторов - вписать молодого испанца в контекст парижской сцены, поместив рядом с , и другими современниками.

Началом выстроенной по хронологическому принципу экспозиции станет 1900 год. Пикассо 19 лет, и он впервые приезжает в столицу Франции и всего художественного мира вместе с другом Карлосом Касагемосом на Всемирную выставку. Первые работы вдохновлены прогулками по кабакам и борделям. Летом 1901 года заметивший юного гения устраивает первую выставку Пикассо в своей галерее. Внезапная смерть Касагемоса становится толчком для печальных размышлений о жизни, одиночестве, старости и смерти, помноженных на собственную бедность.

Пикассо то возвращается в Испанию, то при первой же возможности рвется обратно в Париж, зараженный свободой и творческим воздухом Монмартра. Он пишет меланхоличные портреты испанских друзей и измученных жизнью бедняков. На смену им приходят акробаты, атлеты, артисты бродячего цирка и вместе с ними - новая цветовая гамма.

Финал выставки - за полшага до «Авиньонских девиц». В середине 1906 года Пикассо провел несколько недель в горной деревне Госоль в испанских Пиренеях, где экспериментировал с изображением тела, смешивая классические идеалы с архаическими и примитивными. Фигуры деформируются, разбиваются на фрагменты и уже предвещают появление кубизма.

Выставка соберет более 300 работ из музейных и частных коллекций по всему миру, включая Японию, Китай и Канаду, и, разумеется, ведущие институции Европы и Америки.

Среди шедевров - программная для «голубого» периода картина «Жизнь» из Музея искусств Кливленда, которую впервые покажут во Франции, «Арлекин» из и «Обнаженная на красном фоне», принадлежавшая маршану Полю Гийому (сейчас - парижскому ).

Пушкинский поделится «Девочкой на шаре», вынесенной на обложку каталога, и «Испанкой с острова Майорка» из бывшей коллекции . Будет на выставке и хит коллекции Рокфеллера - «Девушка с корзиной цветов», недавно проданная на за $115 млн (по некоторым данным, ее купила семья арт-дилеров Намад, обладающая богатейшим собранием).

Выставка подготовлена Орсэ совместно с парижским , который в это же время покажет экспозицию .

А из Орсэ экспозиция в уменьшенном объеме отправится в Фонд Бейелера в Базеле, где откроется 3 февраля уже будущего года.

Пабло Пикассо
«Автопортрет»
1901

Photo © RMN-Grand Palais (Musée national Picasso-Paris)/Mathieu Rabeau

Пабло Пикассо
«Арлекин»
1901
© Succession Picasso/2018, ProLitteris, Zurich
Photo ©The Metropolitan Museum of Art/ Art Resource/Scala, Florence

Пабло Пикассо
«Акробат и молодой Арлекин»
1905
Private collection
© Succession Picasso/2018, ProLitteris, Zurich

Пабло Пикассо
«Девушка в сорочке»
1905
© Succession Picasso / 2018, ProLitteris, Zurich
© Tate, London 2017

Пабло Пикассо
«Обнаженная на красном фоне»
около 1906
Photo © RMN-Grand Palais (Musée d’Orsay) / Hervé Lewandowski
© Succession Picasso 2018

В этот период на картинах мастера на первый план вышли охристые и розовые жизнерадостные тона. Появились новые устойчивые темы работ: акробаты, бродячие актеры, арлекины («Акробат и молодой Арлекин» (1905) , «Семейство комедиантов» (1905) , «Шут» (1905)). Художника очаровали комедианты, которых он увлеченно писал. Пабло стал часто посещать цирк «Медрано», а арлекина можно назвать любимым персонажем художника в тот период. В 1904 году Пабло познакомился с Фернандой Оливье, моделью. Она вдохновила Пикассо на создание многих известных работ «розового» периода. Они поселились вместе в районе парижской богемы и Мекке художников Бато-Лавуар. Здание странной архитектуры, полуразрушенное, с извилистыми коридорами и темными лестницами, приютило весьма разношерстную компанию: торговцы, поэты, художники, дворники… Пикассо жил в бедности, у края нищеты, в невообразимом творческом беспорядке. Он все время писал возлюбленную Фернанду, отыскивая свой путь в искусстве.

В начале XX века Пикассо со своим другом К. Касахемасом покидает Испанию и приезжает в Париж. Здесь Пабло вплотную знакомится с работами французских импрессионистов, в частности, А. Тулуз-Лотрека и Э. Дега, которые в свое время окажут серьезное влияние на развитие творческой мысли художника.

К несчастью, влюбленный во француженку и отвергнутый ею, Касахемас в феврале 1901 года совершает самоубийство. Грани реальной жизни и искусство для Пикассо всегда были неразрывны, и это трагическое событие, глубоко потрясшее художника, нашло отражение в последующих его работах.

С 1901 с полотен Пикассо уходят многоцветные краски, уступая место оттенкам сине-зеленой палитры. В творчестве художника наступает «голубой» период.

Глубокая, холодная и сумрачная гамма изумрудных, синих, голубых, зеленых цветов и оттенков как нельзя лучше передает главные темы творчества Пикассо этого периода – человеческие страдания, смерть, старость, нищета и уныние. Картины наполняются образами слепых, проституток, нищих и алкоголиков, пропитываются ощущением тоски и безысходности. В этот период художник, не прекращая вести богемный образ жизни, работает, создавая до трех картин в день. «Синяя комната» (1901), «Завтрак слепого» (1903), «Нищий старик с мальчиком» (1903), «Трагедия» (1903), «Двое» (1904) и, конечно, знаменитая «Любительница абсента» (1901) – все это яркие примеры картин «голубого» периода.

В 1904 году Пикассо поселяется в Бато-Лавуар — знаменитом общежитии на Монмартре, где находили свое пристанище многие художники. В это время он встречает свою музу — модель Фернанду Оливье, ставшую вдохновительницей многих известных его произведений. А знакомство с поэтами М. Жакобом и Г. Аполлинером дарит новую тему, нашедшую воплощение в его картинах – цирк и жизнь цирковых артистов. Так, постепенно в жизнь и творчество художника начинают проникать новые краски. На смену «голубому» приходит «розовый» период художественных исканий мастера.

В это время художник обращается к более жизнерадостным тонам – розовому, дымчато-розовому, золотисто-розовому, охристому. Героями картин становятся клоуны, акробаты, гимнасты, арлекины: «Акробат и молодой Арлекин» (1905), «Семья акробатов с обезьяной» (1905), «Шут» (1905). Тема романтической жизни бродячих артистов раскрывается в одной из самых знаковых и узнаваемых его картин – «Девочка на шаре» (1905).

Позже, в конце «розового» периода художник пишет картины в духе античного наследия – «Девочка с козлом» (1906), «Мальчик, ведущий лошадь» (1906).

«Голубой» и последующий «розовый» периоды творческой жизни Пабло Пикассо стали выражением его исканий в передаче настроения и своего видения мира при помощи цвета.

«Розовый» период

«Розовый» период в творчестве Пикассо длился недолго – с осени 1904 г. и до конца 1906 г. Большинство картин выдержано в светлом колорите, появляются жемчужно-серые, охристые и розово-красные тона. Возникли и новые образы – актеров, акробатов, атлетов. У подножия Монмартрского холма располагался цирк Медрано, здесь Пикассо и находил темы для своих работ. Театральность, разнообразие человеческих типов, красота и безобразие, юность и зрелость – все это вернуло художника в многоцветный мир, полный разнообразных эмоций. Соответственно и палитра его изменилась, на ней перестали доминировать сине-зеленые холодные и печальные тона. Своего рода мостом между «голубым» и «розовым» периодами стала работа «Женщина в рубашке».

С 25 февраля по 6 марта 1905 г. в галерее Серюрье состоялась выставка, на которой Пикассо показал свои новые работы. В этот период написаны «Актер», «Акробаты. Мать и сын», «Семейство комедиантов» – громадное полотно 2?2 м. Пикассо писал обнаженных женщин, молодых людей, и их красота и пластика как нельзя лучше передавали царившую в его душе безмятежность.

Признанным шедевром «розового» периода стало знаменитое полотно «Девочка на шаре», написанное нежными жемчужными, розовыми, голубыми тонами, с новым ощущением воздуха и пространства. Легкая, гибкая фигура девочки-акробатки, балансирующей на шаре, контрастирует с массивностью устойчивого куба, на котором восседает атлет-богатырь.

Радостному ощущению жизни способствовали и продолжающиеся отношения с прекрасной Фернандой Оливье, которая в придачу к неземной красоте оказалась великолепной хозяйкой. На крошечные деньги она умудрялась приготовить вкусный, сытный обед и накормить не только Пабло, но и его друзей, забредавших на огонек. Когда появлялись какие-то лишние деньги, художник наведывался в кафе «Проворный ослик». В это же время он свел знакомство с несколькими старьевщиками, покупавшими за бесценок его картины.

В феврале 1905 г. в галерее Серюрье на бульваре Осман было выставлено несколько работ Пикассо. Аполлинер написал о нем статью, где предрекал живописцу большое будущее. Появился и личный меценат, чиновник Оливье Сенсер, благодаря которому художник получил вид на жительство во Франции и кое-какие деньги за рисунки. В то же время Пикассо познакомился с коллекционерами из разных стран – русским купцом Сергеем Щукиным, немецким эстетом без особых занятий Вильгельмом Уде и американцами Гертрудой и Лео Стайн, писательницей и пианистом. Брат и сестра Стайны помогли Пабло вылезти из нищеты, щедро заплатив за его работы. Стайны же и познакомили Пикассо с Анри Матиссом, что оказалось крайне значимо для молодого мастера. Правда, общение было для Пабло несколько травматично: свободный и уверенный в себе Матисс произносил пространные монологи, а Пикассо, плохо говоривший по-французски, мог только однословно соглашаться. Появился у него и эксцентричный приятель драматург Альфред Жарри, любитель абсента, эфира и стрельбы. Он всегда носил в кармане пистолет и в кафе стрелял в друзей, которых считал слишком трезвыми. Однажды оружие у него отняли и… отдали Пикассо. Тот, правда, не оправдал доверия, поскольку пользовался пистолетом с той же экстравагантностью, что и прежний владелец. Слава богу, обошлось без эксцессов.

Благодаря щедрости Стайнов 20 мая 1906 г. Пикассо вместе с Фернандой Оливье отправился в путешествие по Испании и остановился в небольшой деревеньке Госоль в каталонских Пиренеях. Начался новый период его творческих исканий.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 7 и 37 чудес автора Можейко Игорь

Петра. Розовый город Моисея В начале прошлого века Оттоманская империя еще крепко держала в руках Ближний Восток. Европейские путешественники, пробравшиеся в глубь турецких владений, рисковали головой. И все-таки интерес к восточным странам, вспыхнувший в Европе с

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора

II период Обращаюсь к изучению второго периода нашей истории, продолжавшегося с XIII до половины XV в. Наперёд отмечу главные явления этого времени, которые составят предмет нашего изучения. Это были коренные перемены русской жизни, если сопоставить их с главными явлениями

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

IV период Мы остановились перед IV периодом нашей истории, последним периодом, доступным изучению на всем своем протяжении. Под этим периодом я разумею время с начала XVII в. до начала царствования императора Александра II (1613-1855 гг.). Моментом отправления в этом периоде можно

автора Успенский Федор Иванович

Из книги История Византийской империи. Том 1 автора Успенский Федор Иванович

Из книги В погоне за мощью. Технология, вооруженная сила и общество в XI-XX веках автора Мак-Нил Уильям

Реакция в межвоенный период и возврат к управляемой экономике в период Второй мировой войны Современникам этих событий и тем, кому посчастливилось выжить в подобных испытаниях, развязка могла показаться абсурдной. Стоило вооруженным действиям закончиться, как

Из книги Священное воинство автора Рестон Джеймс

2. Розовый шербет Когда солнце закатилось над Галилейским морем, короля Ги и Шатийона, запыленных и забрызганных грязью, доставили в стоявший на берегу шатер султана. Саладин восседал, скрестив ноги, на тахте, покрытой коврами, в окружении знамен абрикосового цвета,

Из книги Петербургские ювелиры XIX века. Дней Александровых прекрасное начало автора Кузнецова Лилия Константиновна

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Первый переходный период, Среднее царство и Второй переходный период (ок. 2160–1550 гг. до

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Классический период, или период расцвета Ранний этап. Значительное техническое, научное и художественное развитие. Возведение крупных церемониальных центров. Изобретение ступенчатого свода, или "ложной арки", у майя. Храмы и резиденции правящего класса с каменными

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Постклассический период, или период распада Ранний этап. Прекращение культурной деятельности в крупных классических церемониальных центрах. Давление варварских народов на северную границу Мезоамерики; этнические передвижения из центра Мексики к югу и юго-востоку;

Из книги По следам султанов и раджей автора Марек Ян

Розовый сад Ауда Скорый почтовый поезд увозил меня холодной февральской ночью на восток. В лунном свете на редкой траве блестело седоватое покрывало инея. Кажется, прошла вечность, пока появилось солнце и я смог подставить свои озябшие руки его согревающим лучам. Но вот

Из книги Россия - Украина. Дороги истории автора Иванов Сергей Михайлович

Литовский период Образование Великого Литовского княжества. История становления Литовского княжества поразительна. Зажатые с запада польскими племенами мазовян и поморян, с востока русскими кривичами и дреговичами, литовские племена до конца XII века жили по берегам

Из книги Битва за Атлантику. Эскорты кораблей британских ВМС. 1939-1945 автора Райнер Денис

Глава 6 «ШИКАРИ» И «РОЗОВЫЙ САД» Впервые я поднялся на борт «Шикари» в Белфасте. Эсминец стоял в сухом доке, и я имел возможность обозреть его изысканно-красивый изящный корпус целиком. Настоящая отрада глазу. Прежде чем подойти к трапу, я обошел корабль вокруг, искоса

автора Поснов Михаил Эммануилович

Период I-й. Отцом церковной истории считается Евсевий, епископ Кесарии Палестинской (338). Он составил четыре исторических сочинения разного достоинства и значения:1. Хронику (????????? ???????), в двух книгах, краткую историю мира от начала и до своего времени, при чем главное

Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович

Акробат и молодой Арлекин 1905

«Голубой» и «розовый» периоды в творчестве испанского художника Пабло Пикассо - это время формирования индивидуального стиля художника. В это время происходит отход от импрессионизма, наследования стилистик Тулуз-Лотрека, Дега и других известных художников.

«Голубой» период (1901-1904)

Автопортрет. 1901

Свое название он получил из-за общей тональности картин, выполненных в сине-голубой гамме, объединенных настроением отчаяния и одиночества. Одними из первых работ этого периода стали «Автопортрет» (1901) и «Любительница абсента» (1901). Большая часть героев картин Пикассо – это представители низших слоев общества, обездоленные, больные или порочные люди. Среди более поздних «голубых» работ стоит отметить картины «Голова женщины» (1902-1903), «Завтрак слепого» (1903), «Старый еврей с мальчиком» (1903), «Гладильщица» (1904). В эстетическом отношении важным является переход к новым способам изображения, исключение из композиции лишних деталей, и ряд других решений, позволяющих сосредоточить внимание зрителя на эмоциях, вызываемых картиной. В тоже время в полной мере считать эти работы Пикассо самобытными нельзя, т.к. в них частично использованы мотивы и приемы, характерные для испанской живописи. На формирование такого эмоционального настроя картин сильно повлияли жизненные реалии. Начало «голубого» периода связано с самоубийством близкого друга художника Карлоса Касагемаса в 1901 году. Близость смерти, одиночество, вынужденное возвращение в Барселону в 1903 году из-за нехватки средств оказали влияние на депрессивность картин.

«Девочка на шаре» - равновесие между жизнью и смертью

Девочка на шаре. 1905

Эта картина, написанная в 1905 году, является характерным произведением переходного периода. Времени, когда боль, отчаяние и страдание в картинах художника постепенно уходят, их заменяет интерес к живым человеческим радостям, олицетворением которых стали циркачи и артисты. Содержание этого произведения, построенного на контрастах (движение и статика, девочка и атлет, легкость и тяжесть и др.), вполне соответствует символике перехода между горечью смерти и радостями жизни.

«Розовый» период (1904 - 1906)

Постепенный переход к «розовому» периоду в творчестве обозначился еще 1904 году, когда в жизни художника стали происходить позитивные перемены: переезд в кипучий центр авангардной жизни – в общежитие художников на Монмартре, влюбленность в Фернанду Оливье, знакомство со множеством интересных людей, среди которых были Матисс и Гертруда Стайн. Главной темой работ этого периода, выполненных розовых, красных, жемчужных тонах становятся комедианты цирка Медрано. Картины отличаются разнообразием сюжетов, динамикой и движением. При этом художник продолжает развивать индивидуальный стиль, сформированный еще в «голубом» периоде. К этому времени относятся работы «Акробат и молодой Арлекин» (1905), «Семейство комедиантов» (1905), «Шут» (1905) и др. В конце «розового» периоа в картинах Пикассо появляются образы, навеянные античными мифами: «Девочка с козлом» (1906), «Мальчик, ведущий лошадь» (1906), проявляется интерес к изображению обнаженной натуры «Причесывание» (1906), Обнаженный мальчик (1906).