Роман эссе. Модификации романной формы в прозе запада второй половины хх столетия

Роман эссе. Модификации романной формы в прозе запада второй половины хх столетия

Сочинение

Изучая предков, узнаем самих себя, без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего живем, как и к чему должны стремиться. В. Ключевский
Хотим мы этого или нет, наше настоящее неотделимо от прошедшего, которое постоянно напоминает о себе. “Весь в деда пошел”, - говорят окружающие о младенце, которому без году неделя. Старые псковские фрески, буквы, выцарапанные на новгородской бересте, звуки пастушьего рожка, предания “давно минувших дней”, очертания храмов - все это всколыхнувшееся прошлое заставляет думать о том, что былое не ушло.
История - грозное оружие! Разве не очевидно, что “империя зла” начала разваливаться под мощными ударами писателей, обратившихся к нашему прошлому! Среди них В. Чивилихин, А. Солженицын, Ч. Айтматов, В. Шаламов. Литература 80-х годов обратила сознание народа к его историческому прошлому, рассказала ему, что он вовсе не ровесник Октября, что корни его уходят вглубь веков.
Роман-эссе Владимира Чивилихина “Память” был опубликован в 1982 году. Писатель пытается “объять необъятное” и вспомнить все наше историческое прошлое. “...Память - это ничем не заменимый хлеб насущный, сегодняшний, без которого дети вырастут слабыми незнайками, неспособными достойно, мужественно встретить будущее”.
Нет возможности даже вкратце пересказать “Память”. В центре произведения - русское героическое средневековье, когда было оказано сопротивление иноземным нашествиям с Востока и Запада. Это бессмертный урок-истории, забывать о котором недопустимо.
Писатель приглашает нас прикоснуться к вещам, помнящим взгляды и руки тех, кто давно исчез. Рассматривая грубый каменный крест, напоминающий человека с раскинутыми руками, Чивилихин рассказывает о том, как грабительское войско степняков пришло к городу лесной Северской земли: “Не перед камнем стою, а перед глубокой многовековой тайной! Победоносное степное войско было сковано железной цепью организации и послушания, умело применяло осадную технику, обладало огромным опытом штурма самых неприступных твердынь того времени. Во главе его стояли поседевшие в жестоких боях главнокомандующие. Сорок девять дней степное войско штурмовало деревянный лесной городок, семь недель не могло взять Козельск! По справедливости, Козельск должен.был войти в анналы истории наравне с такими гигантами, как Троя и Верден, Смоленск и Севастополь, Брест и Сталин-град”.
Вслед за повествованием о героическом древнем Козельске - новелла о партизанской газете, отпечатанной в августе 1943 года на бересте: “Каждая буковка вдавилась, как в древних новгородских, смоленских и витебских берестяных грамотах, и заполнилась навеки типографской краской...”
Причудливы, непредсказуемы повороты повествования этого необычного романа. А сколько новых имен открыл Владимир Чивилихин любознательному читателю: декабрист Николай Мозгалевский, стихийный философ Павел Дунцев-Выгодский, поэт Владимир Соколовский, мыслитель-тираноборец Михаил Лунин, узник камеры-одиночки Николай Морозов.
Гимн писателя талантливости нашего народа никого не может оставить равнодушным. Чивилихин знакомит нас с великим, но малоизвестным ученым - Александром Леонидовичем Чижевским, основателем Новой науки гелиобиологии. Автор перечисляет труды ученого с мировым именем. И снова читателя обжигает мысль: “... как же расточительны бываем мы, как беспамятны, как ленивы и нелюбопытны...”
Неожиданно перед нами начинает разворачиваться история сложных отношений гения русской литературы Гоголя и бывшей фрейлины.императрицы Александры Смирновой-Россет, красавицы и умницы, воспетой Вяземским, Жуковским, Пушкиным. Или вдруг мы оказываемся вместе с автором в древнем Чернигове, городе, где сохранился архитектурный шедевр мирового значения - церковь Параскевы Пятницы.
Особую сторону книги “Память” составляют разнообразные споры, которые ведутся по ходу повествования. Так, например, ставится вопрос, почему степняки избирали именно такой путь, а не иной? Вопрос не праздный, ибо за ним - ключевые проблемы отечественной истории, проливающие свет на законность владения теми или иными землями. “Ответ на этот вопрос помог бы рассеять множество исторических недоразумений, увидеть пу-таницу5 разнотолки и ошибки в бесчисленных описаниях давнего лихолетья, расстаться с некоторыми наивными представлениями, застрявшими в нашей памяти с младых, как говорится, ногтей”.
Писатель воздает должное и тем, кто внес свою лепту в постижение родной истории. Так по ходу повествования воссоздан трогательный и прекрасный портрет Петра Дмитриевича Барановского, знаменитого московского архитектора-реставратора, делами и жизнью которого столица должна гордиться.
Октябрьская революция 1917 года задала моду вольно обращаться с историей, в социалистическом обществе ей была отведена не объективная, а субъективная и подчиненная государству роль.
Однако еще Пушкин заметил, что “неуважение к истории и к предкам есть первый признак дикости и безнравственности”. А великий историк Н.М. Карамзин в “Истории государства Российского” писал: “История... расширяет пределы собственного бытия; ее творческою силою мы живем с людьми всех времен, видим и слышим их, любим и ненавидим...”.

Роман-эссе Владимира Чивилихина «Память»

Изучая предков, узнаем самих себя, без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего живем, как и к чему должны стремиться.В. Ключевский Хотим мы этого или нет, наше настоящее неотделимо от прошедшего, которое постоянно напоминает о себе. «Весь в деда пошел», - говорят окружающие о младенце, которому без году неделя. Старые псковские фрески, буквы, выцарапанные на новгородской бересте, звуки пастушьего рожка, предания «давно минувших дней», очертания храмов - все это всколыхнувшееся прошлое заставляет думать о том, что былое не ушло.

История - грозное оружие! Разве не очевидно, что «империя зла» начала разваливаться под мощными ударами писателей, обратившихся к нашему прошлому! Среди них В. Чивилихин, А. Солженицын, Ч. Айтматов, В. . 80-х годов обратила сознание народа к его историческому прошлому, рассказала ему, что он вовсе не ровесник Октября, что корни его уходят вглубь веков.

Роман-эссе Владимира Чивилихина «Память» был опубликован в 1982 году. Писатель пытается «объять необъятное» и вспомнить все наше историческое прошлое. «...Память - это ничем не заменимый насущный, сегодняшний, без которого дети вырастут слабыми незнайками, неспособными достойно, мужественно встретить будущее».

Нет возможности даже вкратце пересказать «Память». В центре произведения - русское героическое средневековье, когда было оказано сопротивление иноземным нашествиям с Востока и Запада. Это бессмертный урок-истории, забывать о котором недопустимо.

Писатель приглашает нас прикоснуться к вещам, помнящим взгляды и руки тех, кто давно исчез. Рассматривая грубый каменный крест, напоминающий человека с раскинутыми руками, Чивилихин рассказывает о том, как грабительское войско степняков пришло к городу лесной Северской земли: «Не перед камнем стою, а перед глубокой многовековой тайной! Победоносное степное войско было сковано железной цепью организации и послушания, умело применяло осадную технику, обладало огромным опытом штурма самых неприступных твердынь того времени. Во главе его стояли поседевшие в жестоких боях главнокомандующие. Сорок девять дней степное войско штурмовало деревянный лесной городок, семь недель не могло взять Козельск! По справедливости, Козельск должен.был войти в анналы истории наравне с такими гигантами, как Троя и Верден, Смоленск и Севастополь, Брест и Сталин-град».

Вслед за повествованием о героическом древнем Козельске - новелла о партизанской газете, отпечатанной в августе 1943 года на бересте: «Каждая буковка вдавилась, как в древних новгородских, смоленских и витебских берестяных грамотах, и заполнилась навеки типографской краской...»

Причудливы, непредсказуемы повороты повествования этого необычного романа. А сколько новых имен открыл Владимир Чивилихин любознательному читателю: декабрист Николай Мозгалевский, стихийный философ Павел Дунцев-Выгодский, поэт Владимир Соколовский, мыслитель-тираноборец Михаил Лунин, узник камеры-одиночки Николай Морозов. Гимн писателя талантливости нашего народа никого не может оставить равнодушным. Чивилихин знакомит нас с великим, но малоизвестным ученым - Александром Леонидовичем Чижевским, основателем Новой науки гелиобиологии. Автор перечисляет труды ученого с мировым именем. И снова читателя обжигает мысль: «... как же расточительны бываем мы, как беспамятны, как ленивы и нелюбопытны...»

Неожиданно перед нами начинает разворачиваться история сложных отношений гения русской литературы Гоголя и бывшей фрейлины.императрицы Александры Смирновой-Россет, красавицы и умницы, воспетой Вяземским, Жуковским, Пушкиным. Или вдруг мы оказываемся вместе с автором в древнем Чернигове, городе, где сохранился архитектурный шедевр мирового значения - церковь Параскевы Пятницы.

Особую сторону книги «Память» составляют разнообразные споры, которые ведутся по ходу повествования. Так, например, ставится вопрос, почему степняки избирали именно такой путь, а не иной? Вопрос не праздный, ибо за ним - ключевые проблемы отечественной истории, проливающие свет на законность владения теми или иными землями. «Ответ на этот вопрос помог бы рассеять множество исторических недоразумений, увидеть путаницу и разнотолки и ошибки в бесчисленных описаниях давнего лихолетья, расстаться с некоторыми наивными представлениями, застрявшими в нашей памяти с младых, как говорится, ногтей».

Писатель воздает должное и тем, кто внес свою лепту в постижение родной истории. Так по ходу повествования воссоздан трогательный и прекрасный Петра Дмитриевича Барановского, знаменитого московского архитектора-реставратора, делами и жизнью которого столица должна гордиться.

Октябрьская революция 1917 года задала моду вольно обращаться с историей, в социалистическом обществе ей была отведена не объективная, а субъективная и подчиненная государству роль.

Однако еще Пушкин заметил, что «неуважение к истории и к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». А великий историк Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» писал: «История... расширяет пределы собственного бытия; ее творческою силою мы живем с людьми всех времен, видим и слышим их, любим и ненавидим...».

  1. Ессеи

    Общественно-религиозное течение в Иудее во 2-й половине 2 в. до н. э. - 1 в. н. э. Е. - в числе главных предшественников христианства. Согласно античным авторам (Филону Александрийскому, Плинию Старшему, Иосифу Флавию, Ипполиту)...

  2. ессей

    сущ., кол-во синонимов: 2 озеро 162 эссен 2

  3. -есса

    есса суффикс
    1. Словообразовательная единица, образующая имена существительные женского пола

    Толковый словарь Ефремовой
  4. ессей
  5. Ессей

    Озеро на С. Среднесибирского плоскогорья, в бассейне р. Хатанга в Красноярском крае РСФСР. Площадь около 238 км2. Мелкое, берега возвышенные, прямые, почти без заливов. Питание снеговое и дождевое. В озеро впадают рр. Буордах, Сордонгнох, Сигмоян и др.

    Большая советская энциклопедия
  6. Ессеи

    гностические секты, против которых предостерегали апостолы.
    См. прот. П. А. Лебедева, "Ессеи и терапевты
    " ("Дух Христианина", 1862); Lucius, "Der Essenismus und das Judeuthum" (1889); Лурье, "Ессеи " ("Историческое Обозрение", книга IV, 1892).
    Н. Барсов.

  7. ессеи

    орф.
    ессеи , -еев, ед. ессей , -я

  8. Ессеи

    (Исиим)
    Группа праведников периода Второго Храма, стремившихся к образу жизни, полному святости и чистоты. Е. отстранялись от общества и чуждались людей, не принадлежавших к их движению.
    Вероятнее всего, что...

    Энциклопедия иудаизма
  9. ЕССЕИ

    Оппозиционное общественно- религиозное течение в Иудее во 2-й пол. 2 в. до н. э. - 1 в. н. э., одно из главных предшественников христианства. Этимология слова "Е." достоверно неизвестна. Осн. сведения...

    Советская историческая энциклопедия
  10. ЕССЕИ

    ЕССЕИ (греч. essaioi) - одно из общественно-религиозных течений в Иудее во 2-й пол. 2 в. до н. э
    1 в. н. э. Общины ессеи считаются одними из главных предшественников раннего христианства. В основе
    воззрений ессей мессианско-эсхатологические идеи, учение о дуализме (борьбе добра со злом и вера

    Большой энциклопедический словарь
  11. Ессеи

    Ессены (греч., лат. esseni, возможно, от арам.-сир. hassayya - «благочестивые», или от арам

    Словарь по культурологии
  12. Ессов

    (Gessow) теперешний Ясвойне - местечко Ковенской губернии и уезда, на реке Невяти, недалеко от ее устья. Прежде названия E. и Пастовен всегда встречались вместе (хроника Стрыйковского) и обозначали область или волость...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  13. Ессеи

    растений и врачеванием больных (Терапевты). Главным местопребыванием Ессев , по свидетельству Плиния, была западная сторона Мертвого моря, выше пустыни Ен-Гедской.

    Библейская энциклопедия архим. Никифора
  14. есса -есса

    ЕССА -ЕССА -esse,<�ит. essa. Суффикс женского рода, обозначающий деятельницу. Обычно шутл

    Словарь галлицизмов русского языка
  15. Роман

    Рыцарский роман ) (стихотворных и прозаических), в которых герой-рыцарь совершал невероятные, подчас
    «Новый роман »).
    С другой стороны, в России, затем в СССР и позже в других странах в их социалистических
    нового типа. В многонациональной советской литературе роман -эпопею представляют такие произведения
    Арагона, «Хвала и слава» Я. Ивашкевича.
    Лит.: Веселовский А. Н., История или теория романа ?, Избр
    статьи, Л., 1939; Грифцов Б. А., Теория романа , М., 1927; Фокс Р., Роман и народ, пер. с англ., М

    Большая советская энциклопедия
  16. роман

    сюжетом.
    Научно-фантастический роман .

    Лаптев взял с комода исторический роман и, отыскав страницу
    и женщиной.
    Завести с кем-л. роман .

    [Цыганов:] А здесь, в городе, в жизни -
    бывают романы ? [Надежда
    ] Как же без этого? И здесь влюбляются. М. Горький, Варвары.
    - Между нами не было романа

    Малый академический словарь
  17. роман

    рома́н
    (напр., у Пушкина), также, с семинаристским ударением ро́ман (Мельников; см. Зеленин, РФВ 54, 117). Из нем. Rоmаn – то же или скорее непосредственно из франц. roman, ст.-франц. romanz, первонач. "повествование на народн.

    Этимологический словарь Макса Фасмера
  18. роман

    РОМ’АН, романа , ·муж. (·франц. roman).
    1. Большое по объему повествовательное произведение, обычно
    любовь - это только в романах.» Чехов. Бытовой роман . Авантюрный роман . Плутовской роман . Исторический
    роман создан Вальтер-Скоттом. Психологический роман . Евгений Онегин - роман в стихах.
    2. Любовные
    отношения, любовная связь между мужчиной и женщиной (·разг.). У нее с ним роман . «(Герой) не моего
    романа .» Грибоедов. «Дарья Гавриловна, в молодости имевшая роман с секретарем магистрата.» Горбунов.

    Толковый словарь Ушакова
  19. Романа

    (Педро Caro у Sureda, маркиз de La Romana, 1761-1811) - испанский генерал. В 1807 г., когда Наполеон потребовал от мадридского кабинета выставить для французской службы корпус в 15000 солдат...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  20. романный

    Рома́н/н/ый.

    Морфемно-орфографический словарь
  21. Роман

    РОМАН - одна из самых свободных литературных форм, предполагающая громадное количество
    всегда в широкую и цельную картину. Этим вполне определяется отличие романа от повести, сказки или песни
    другие виды повествовательного искусства. Из приведенного определения явствует, что жанр романа
    предполагает три основных рода: роман страстей или психологический, роман нравов или бытоописательный
    и, наконец, роман приключений. Три этих вида в различных сочетаниях могут встречаться в одном

    Словарь литературных терминов
  22. Роман

    орф.
    Роман , муж. имя (Романович, Романовна)

    Орфографический словарь Лопатина
  23. роман

    роман
    I м.
    Большое по объёму, со сложным сюжетом повествовательное художественное произведение

    Толковый словарь Ефремовой
  24. роман

    Романа , м. [фр. roman]. 1. Большое по объему повествовательное произведение, обычно в прозе

    Большой словарь иностранных слов
  25. роман

    эпической прозы. Исторический р. Р.-эпопея.
    | прил. романный , ая, ое (спец.) и романический, ая, ое

    Толковый словарь Ожегова
  26. роман

    сущ., м., употр. часто
    (нет) чего? романа , чему? роману, (вижу) что? роман , чем? романом, о чём
    ? о романе; мн. что? романы , (нет) чего? романов, чему? романам, (вижу) что? романы , чем? романами
    Исторический, авантюрный роман . | Женский роман . | Толстый, скучный роман . | Психологический, бытовой
    роман . | Читать романы . | Задумать, создать, напечатать роман . | Роман вышел за границей.
    2. Романом
    называют любовные отношения между мужчиной и женщиной. Завести роман с кем-либо. | Их трудный роман

    Толковый словарь Дмитриева
  27. Роман

    Romānus
    прозвание нескольких людей из низшего сословия:
    1. Servius Romanus, бывший раб, получил свободу в награду за передачу артепского замка римлянам. Liv. 4, 62;...

    Словарь классических древностей
  28. Роман

    Роман
    (Болгария, Румыния - гор.)

  29. романный

    романный

    Орфографический словарь. Одно Н или два?
  30. романный

    орф.
    романный

    Орфографический словарь Лопатина
  31. романный

    ая, -ое.
    прил. к роман (в 1 знач.).
    Романный сюжет. Романная традиция.

    Лев Николаевич
    последовательно отходил от обычных романных форм. Шкловский, Лев Толстой.

    Малый академический словарь
  32. роман

    РОМАН -а; м. [франц. roman]
    1. Большое повествовательное произведение, обычно в прозе, со сложным
    Толстого "Война и мир". "Евгений Онегин" - р. в стихах. Читать романы . Создать р.
    2. Разг. Любовные
    отношения между мужчиной и женщиной. Завести р. с кем-л.
    Романный , -ая, -ое. Лит. (1 зн
    Р.сюжет. Р-ая традиция. Р-ая форма повествования. Романический, -ая, -ое. Устар. Р-ая история (напоминающая роман ). Р-ие отношения (любовные).

    Толковый словарь Кузнецова
  33. романный

    РОМАННЫЙ см. Роман .

    Толковый словарь Кузнецова
  34. роман

    орф.
    роман , -а

    Орфографический словарь Лопатина
  35. Роман

    романа.Перспективы социалистического романа.Библиография.
    РОМАН - большая эпическая форма, самый типичный
    времени.
    ПРОБЛЕМА РОМАНА . - Несмотря на исключительную распространенность этого жанра, его границы
    «Морфология романа ». Однако он не смог теоретически овладеть массой историч. материала, диференцировать
    проблемы Р. см. раздел «Роман как буржуазная эпопея»). Для разрешения проблемы Р. нужно прежде
    «средневековые романы » они нередко трактуются и до сих пор в истории литературы. Но такое их обозначение

    Литературная энциклопедия
  36. (фр. roman > стар.-фр. romans повествование на романском языке (а не по латыни)
    1) В литературоведении: литературный жанр; художественное произведение, гл. образом в прозе, хотя может быть и в стихах;...

    Словарь лингвистических терминов Жеребило
  37. роман Морфемно-орфографический словарь
  38. Романа

    Ы, жен. Стар. редк.
    Производные: Романя; Маня; Рома.
    Происхождение: (Женск. к (см. Роман ))

    Словарь личных имен
  39. РОМАН

    От различных производных форм имени Роман (из латинского «романус» - римский). (Ф). Ромашихин
    основе этой фамилии - именование женщины Ромашиха, т.е. «жена Романа », вероятнее, даже вдова, сына
    имени Роман (лат. romanus - «римский, римлянин») через промежуточную форму Ромаш (Ромашов

    Словарь русских фамилий
  40. романный

    Романный , романная , романное , романные , романного , романной , романного , романных , романному романной , романному , романным , романный , романную , романное , романные , романного , романную , романное романных , романным , романной , романною , романным , романными , романном , романной , романном , романных романен, романна, романно , романны, романнее , пороманнее, романней , пороманней

  41. роман

    пиар-роман 1 порнороман 1 радиороман 1 рома 5 роман -антиутопия 1 роман -баллада 1 роман -биография 1 роман -вызов 1 роман -детектив 1 роман -дилогия 1 роман -драма 1 роман -исповедь 1 роман -исследование 1 роман -итог 1 роман -памфлет 1 роман -поэма 1 роман -притча 1 роман -путевой дневник 1 роман -размышление 1 роман -репортаж 1 роман -сказка 1 роман -трилогия 1 роман -хроника 1 роман -эпопея 1 роман -эссе 1 романец 1

    Словарь синонимов русского языка
  42. Романы

    Романы
    Романы - русские князья. Роман Васильевич, князь ярославский, участник Куликовской битвы
    которого Роман удерживал от бесчеловечных насилий при сборе дани, донес хану Менгу-Темиру, что князь

    Большая биографическая энциклопедия
  43. Романо

    Romano)
    Джулио (1492 или 1499-1546), итальянский архитектор и живописец; см. Джулио Романо .

    Большая советская энциклопедия
  44. Роман

    (фр. roman) – литературный жанр эпического произведения большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности, ее отношении к окружающему миру, становлении и развитии ее характера и самосознания.

    Словарь по культурологии
  45. роман

    Роман , романы , романа , романов, роману, романам, роман , романы , романом, романами, романе, романах

    Грамматический словарь Зализняка
  46. романный

    прил., кол-во синонимов: 1 романический 8

    Словарь синонимов русского языка
  47. роман

    Заимств. в конце XVIII в. из франц. яз., где roman < ст.-франц. romanz, восходящего к лат. romanice. Буквально - «сочинение на каком-л. родном романском языке, а не на латыни».

    Этимологический словарь Шанского
  48. роман

    I.
    повесть, преимущественно трактующая о любви (намек на "роман " - любовные отношения между людьми
    различного пола)
    Ср. Романы тогда мы охотно читаем,
    Когда мы еще иль уже - их не знаем.
    *** Афоризмы
    Ср. Из романа учатся жизни! Он сделался руководствующим кодексом к изучению взаимных отношений
    сердечный рано мучит,
    Как говорит Шатобриан,
    Не женщины любви нас учат,
    А первый пакостный роман
    Теперь с каким она вниманьем
    Читает сладостный роман ,
    С каким живым очарованьем
    Пьет обольстительный

    Фразеологический словарь Михельсона
  49. Роман

    А, муж.
    Отч.: Романович, Романовна; разг. Романыч.
    Производные: Романка; Ромаха; Ромаша; Романя; Рома; Ромася; Ромуля.
    Происхождение: (Лат. Romanus - римский; римлянин.)
    Именины: 18 янв., 11 февр., 16 февр.

    Словарь личных имен
  50. романный

    РОМ’АННЫЙ, романная , романное (лит.). прил. к роман в 1 ·знач.; свойственный роману. Романное построение литературного произведения.

    Толковый словарь Ушакова
  51. романный

    романный прил.
    1. Соотносящийся по знач. с сущ. роман I, связанный с ним.
    2. Свойственный роману
    роман I, характерный для него.
    3. Заключенный в романе роман I

    Толковый словарь Ефремовой
  52. РОМАН

    РОМАН (Roman) - город на востоке Румынии. 71 тыс. жителей (1985). Трубопрокатный завод
    машиностроение, химическая, легкая, пищевая промышленность.
    РОМАН (франц. roman) - литературный жанр, эпическое
    в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания. Роман - эпос
    смысла. Типичная романная ситуация - столкновение в герое нравственного и человеческого (личностного
    с природной и социальной необходимостью. Поскольку роман развивается в новое время, где характер

ВЕЛИКИЙ ЗАПОЙ

ЭССЕ И ЗАМЕТКИ

ВЕЛИКИЙ ЗАПОЙ

Предисловие, которое может служить инструкцией

Я категорически не согласен с тем, что ясную мысль невозможно выразить. Однако видимое свидетельствует об обратном: раз есть боль такой силы, что тело уже не реагирует, - ведь причастность к ней, пусть даже одним всхлипом, кажется, стерла бы его в порошок, - раз есть высота, на которую окрыленная боль способна воспарить, то, значит, существует и мысль такой силы, что слова оказываются ни при чем. Слова соответствуют определенной точности мысли, совсем как слезы - определенной степени боли. Самое расплывчатое никак не назвать, а самое точное никак не сформулировать. Но все это, честно говоря, видимость. Если речь точно выражает лишь среднюю силу мысли, то только потому, что именно с такой степенью силы мыслит усредненное человечество; на эту степень оно соглашается, эта степень точности ему подходит. Если нам не удается ясно понимать друг друга, то винить в этом следует вовсе не имеющееся у нас средство общения.

Ясность речи предполагает три условия: знание говорящего о том, что именно он хочет сказать, внимание слушающего и общий для них язык. Но ясной, как алгебраическое условие, речи еще недостаточно. Требуется не только предположительное, но и реальное содержание. Для этого нужна четвертая составляющая: оба собеседника должны понимать то, о чем говорится. Этот общий понятийный опыт - золотой запас, придающий разменной монете, каковой являются слова, меновую стоимость. Без запаса общего опыта все наши слова - чеки без покрытия, а алгебра - не более чем крупная операция интеллектуального кредитования, узаконенное, ибо признанное, фальшивомонетничество: каждый знает, что намерение и смысл алгебры отнюдь не в ней самой, а в арифметике. Но ясной и содержательной речи тоже еще недостаточно: это совсем как сказать «в тот день шел дождь» или «три плюс два будет пять»; нужны еще цель и необходимость.

Первая часть

Тягостный диалог о силе слова и слабости мысли

Мы начали пить поздно. И всем нам было невтерпеж. Мы не помнили, что происходило до этого. Понимали только, что поздно. Откуда кто взялся, в какой точке земного шара мы оказались, действительно ли шара (но уж никак не в точке), в какой день недели, какого месяца и какого года - все это было выше нашего разумения. Когда хочется выпить, подобные вопросы не задают.

Когда хочется выпить, то выискивают удобный повод и лишь делают вид, что обращают внимание на все остальное. Вот почему так трудно потом, после, в точности рассказать о пережитом. При изложении происшедших событий так и подмывает прояснить и упорядочить то, в чем не было ни ясности, ни порядка. Стремление очень заманчивое и очень рискованное. Так преждевременно становятся философами. Я попробую рассказать, что происходило, что говорилось, что думалось и как это случилось. Если сначала все это покажется вам бессвязным и туманным, не отчаивайтесь: потом все станет более чем упорядоченным и ясным. Если, несмотря на порядок и ясность, мой рассказ покажется вам бессодержательным, будьте уверены: закончу я убедительно.

Нас обволакивал густой дым. Камин тянул слабо, из-за сырых дров огонь затухал, свечи чадили, табачные облака стелились синеватыми слоями на уровне наших лиц. Было непонятно, сколько нас - дюжина или тысяча. Одно не вызывало сомнений: мы были одиноки. И тут, весьма кстати, раздался громкий и, как мы окрестили его на своем пропойном языке, «заветный» голос. Он и в самом деле доносился из-за веток, а может, дров или ящиков: в дыму и от усталости разобрать было трудно. Голос произнес:

Оказавшись в одиночестве, микроб (я чуть не сказал «человек») взывает, насколько можно понять его нытье, к родственной душе, которая составила бы ему компанию. Если родственная душа находится, то бытие вдвоем быстро становится невыносимым и каждый лезет из кожи вон, чтобы уединиться с предметом своих утробных терзаний. Ни капли здравого смысла: один хочет быть двумя, двое хотят быть одним. Если родственная душа не находится, то он расщепляется надвое, разговаривает сам с собой («привет, старина»), душит себя в объятиях, склеивает себя вкривь и вкось и начинает строить из себя что-то, а иногда и кого-то. Однако все, что вас объединяет, - это одиночество, то есть все или ничто; а вот что именно - уже зависит от вас.

Речь показалась нам удачной, но никто даже не потрудился рассмотреть говорившего. Главное было пить. А выпили мы всего лишь по несколько кружек мерзкого кишкодера, который вызвал у нас еще большую жажду.

В какой-то момент настроение совсем испортилось, и, как мне помнится, мы вроде бы с кем-то объединились и отправились чем-то колотить каких-то крепышей, храпевших по углам. Через некоторое время крепыши откуда-то вернулись, неся на отмеченных синяками плечах полные бочонки. Когда бочонки опустели, мы наконец-то смогли сесть на них или рядом, ну, в общем, кое-как устроиться, чтобы пить и слушать, поскольку намечались ораторские состязания и прочие развлечения подобного рода. В моей памяти все это остается довольно туманным.

В отсутствие ориентиров нас несло по воле слов, воспоминаний, навязчивых идей, обид и симпатий. В отсутствие целей мы понемногу теряли силу мысли, способность отвечать каламбурами, судачить об общих друзьях, избегать неприятных заявлений, оседлывать любимых коньков, ломиться в открытые двери, строить политесы и гримасы.

Духота и активное табакокурение вызывали у нас неутолимую жажду. Приходилось по очереди поколачивать крепышей, чтобы те приносили бутыли, бочонки, кувшины, ведра с пойлом, понятно какого сорта.

В углу один знакомый художник растолковывал приятелю-фотографу свой проект: писать красивые яблоки, перемалывать их, дистиллировать сидр и, выражаясь его словами, «творить изумительный кальвадос». Фотограф ворчал, что «от этого несет идеализмом», но чокался часто и пил до дна. Юный Амедей Гокур сетовал на нехватку выпивки - от шоколадных пирожных, которыми он объелся, ему «заложило сливную трубу и заболотило желудок». Анархист Марселен скулил, что «если нас так возмутительно изводят жаждой, то это самое настоящее папство», но никто не понимал смысл его речей.

Мне очень неудобно сиделось на ящике из-под бутылок, и со стороны могло показаться, что я глубоко задумался, хотя на самом деле я просто отупел: низкий, очень низкий потолок - козырек, опускающий интеллект до отстойного уровня прихоти.

Не буду представлять вам присутствовавших там персонажей. Мне хочется рассказать не о них, не об их характерах и поступках. Они были как статисты сна, которые пытались, иногда честно, проснуться; все славные приятели, никто во сне не терял из виду ближнего. Сейчас мне хочется сказать лишь то, что мы были пьяны и нам все время хотелось выпить. И таких одиноких нас было много.

Неудачная мысль поговорить о музыке пришла в голову арауканцу Гонзагу. Впрочем, номер был подстроен заранее, ведь, как все заметили, он пришел с новой гитарой. И теперь не заставил себя долго упрашивать. Это было ужасно. Звуки, которые он извлекал из инструмента, оказались столь яростно фальшивыми, столь настырно дребезжащими, что котлы заплясали на цементном полу, медные канделябры, гадко хихикая, заскользили по каминным полкам, кастрюли начали биться боками об обшарпанные стены; штукатурка сыпалась в глаза, пауки с криком падали с потолка прямо в суп; все это вызывало у нас жажду и приводило в ярость…

Тогда персонаж «из-за веток» показал кончик одного уха, затем кончик другого, потом нос, гладкий подбородок сменился бородой, а лысина - пышной шевелюрой; он все время менялся - обычные фокусы и моментальный грим. Говорили, что без этого маскарада его бы даже не заметили, так как считалось, что «он выглядит как все». Возможно, в тот момент он казался дровосеком или деревом, у него были слоновьи глаза и козлиная бородка, но клясться в этом я бы не стал. Он невозмутимо проговорил что-то вроде:

Гранит, гравий. Гравий, гранит. Грифель, гранат. Грамм - (пауза) - аконит!

    Роман эссе, романа эссе … Орфографический словарь-справочник

    роман-эссе - романа эссэ, м. Литературное произведение, имеющее жанровые особенности романа и эссе. СМ 80 …

    См … Словарь синонимов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Роман (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. ноябрь 2007 Пожалуйста, улучшите стат … Википедия

    Роман Иванычук Роман Иванович Иванычук (родился 27 мая 1929 в селе Трач, Станиславское воеводство, Польша, ныне Косовский район, Ивано Франковская область, Украина) украинский писатель, политический и общественный деятель правого направления,… … Википедия

    Роман Иванович Иванычук (родился 27 мая 1929 в селе Трач, Станиславское воеводство, Польша, ныне Косовский район, Ивано Франковская область, Украина) украинский писатель, политический и общественный деятель правого направления, депутат Веховной … Википедия

    РОМАН (франц. roman, нем. Roman; англ. novel/romance; исп. novela, итал. romanzo), центральный жанр (см. ЖАНР) европейской литературы Нового времени (см. НОВОЕ ВРЕМЯ (в истории)), вымышленное, в отличие от соседствующего с ним жанра повести (см.… … Энциклопедический словарь

    эссе - нескл., ср. essai m. 1. Проба, попытка. Вывел я в заключение, что вся жизнь моя с тех пор была ничто иное, как попытки (essays) на разных поприщах. 1861. А. И. Михайлов Данилевский Дн. 2. Очерк, трактующий литературные, философские, социальные и … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (укр. Роман Осипович Роздольський, польск. Roman Rosdołsky, псевдоним «Прокопович»; 19 июля 1898, Лемберг, Австро Венгрия, ныне Львов на Украине 15 октября 1967, Детройт, Мичиган, США) украинский учёный марксист, экономический и социальный… … Википедия

    Роман Осипович Роздольский (укр. Роман Осипович Роздольський, польск. Roman Rosdołsky, псевдоним «Прокопович»; 19 июля 1898, Лемберг, Австро Венгрия, ныне Львов на Украине 15 октября 1967, Детройт, Мичиган, США) украинский учёный марксист,… … Википедия

Книги

  • Великий запой. Роман. Эссе и заметки , Рене Домаль. `Великий Запой` (La Grande Beuverie, Gallimard, 1938) Рене Домаля (1908-1944), повествование, напоминающее одновременно приключенческие романы Верна, памфлеты Свифта, философские…
  • Нежность Роман-эссе о сокровенных глубинах педагогического искусства о Любви и Свободе о духовно-правовой идеологии и технологиях развития профессиональных талантов в системе гражданско-патриотического становления личности , Азаров Ю.. В принципиально новом жанре философского романа-эссе, основанном на синтезе наук, культур и искусств, разворачивается бескомпромиссная борьба героев романа "Нежность" за создание…