Рокотов портрет лопухиной. "Российская летопись"

Рокотов портрет лопухиной.
Рокотов портрет лопухиной. "Российская летопись"

Мастер конца восемнадцатого и начала девятнадцатого столетия Владимир Лукич Боровиковский - это художник, которого обычно причисляют к эпохе сентиментализма. Это было время, когда было модно плакать над стихами, умиляться красивому цветку и пению птиц, любоваться рассветами и закатами.

Время, когда приличным девушкам надлежало вовремя падать в обморок, всячески показывать тонкость чувств и душевную ранимость, беззащитность, хрупкость и нежность существа. Именно в этот период и была создана М. И. Лопухиной". Боровиковский очень тонко сумел напомнить современникам и зрителям последующих эпох о том, как хорошо быть человеком.

Творчество известного художника

Произведения Владимира Лукича достаточно узнаваемы. Его полотна легко отличить от героев чуть более раннего времени. Даже самые парадные, торжественные и блистательные образы смягчены и согреты каким-то тонким внутренним переживанием. Слегка печальны и взволнованны, к чему-то прислушиваются и мечтают.

Женщина эпохи сентиментализма должна была быть бледной и задумчивой, даже немного грустной. Такой и предстает Мария Ивановна на известном шедевре, который создал Боровиковский. Портрет Лопухиной передает самые нежные и тонкие черты этой женщины. И на сегодняшний день этим шедевром можно полюбоваться в стенах известной Третьяковской галереи.

Образ русской красавицы

Мария была дочерью отставного генерала графа Толстого и сестрой не менее известного Федора Толстого. Она не была предметом обожания многочисленных поклонников. Ей не успел посвятить стихи Александр Сергеевич Пушкин.

Но эта красавица была украшением многих светских салонов. Многие впоследствии стали называть ее русской Джокондой. Такое же очарование таинственного взора и загадочной улыбки присутствует и в образе этой очаровательной женщины.

Не богиней, но поэтической музой изобразил ее Боровиковский. Портрет Лопухиной передает именно те черты этой российской красавицы, которые так притягивали окружающих ее мужчин. Нежность, чуткость и тонкость образа достаточно умело изображены на известном полотне.

Трагические судьбы русских красавиц

Но не всегда судьба русской женщины была безоблачна. И примером тому служит Мария Ивановна Лопухина, которая была выдана замуж за егермейстера императорского двора Степана Авраамовича и имела очень несчастную судьбу. К тому времени он уже вышел в отставку. В силу неуравновешенности своего характера Лопухин не мог дать счастья своей прелестной супруге.

Она, испытав ужас и унижение оскорблений, спустя три года после венчания умерла от чахотки. Так закончилась непростая и трагическая жизнь, судьба, которую испытала Мария Ивановна Лопухина. Портрет Боровиковского настолько умело и точно передал ее светлый облик, что вызвал живейший отклик в душе и поэзии известного посвятившего ей свои строки. "…Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела…".

Самый известный шедевр Владимира Лукича

Очень много полотен написал известный и талантливый художник Владимир Боровиковский. Портрет Лопухиной Марии Ивановны - не первое и не последнее его творение, но случилось так, что именно эта картина стала самой знаменитой и прославленной. Перед этим полотном замирают абсолютно все. В ее образ всматриваются люди любого возраста. Есть в ней что-то особенное.

Это юная и неповторимо нежная женщина прожила всего двадцать три года. Владимир Лукич Боровиковский портрет Лопухиной писал, когда ей было всего восемнадцать лет. Он, кажется, почти заклинал ее своей трепетной и умелой кистью: останься такой - удивительно нежной, теплой, живой. Не увядай!

Владимир Боровиковский. Портрет Лопухиной. Описание известного полотна

Мария Ивановна изображена в легком и нежном одеянии, которое подчеркивает ее особенную грациозность. Рядом с нежной, чуть склонившейся вниз рукой Лопухиной - склоняющаяся головка пышной розы, и, затаив дыхание, зритель ощущает, что этот цветок скоро начнет ронять лепестки.

Нежная и живая красота этой женщины также угаснет, закончится, прерванная неумолимой смертью. А стихи, посвященные этому портрету, звучали и будут еще многие годы звучать, воспевая нетленную красоту и изящность русской красавицы. И это удивительное свойство спасать красоту - одна из важнейших и трогательных черт творчества Владимира Лукича.

Кем бы ни был человек и как бы просто он ни выглядел, его лик менее прекрасен, чем тот образ, который сохранил портрет Марии Лопухиной. Боровиковский помнил об этом, создавая каждый свой шедевр, и все его полотна хранят частичку его души и тепло его кисти.

Уникальный талант известного художника

Умел Владимир Лукич Боровиковский в своих портретах передать что-то очень личное, трепетное и поэтическое. На момент создания картины, на которой изображена Мария Ивановна, ему было около сорока лет. К тому времени он уже зарекомендовал себя как очень талантливый и популярный художник, написавший даже образы дочерей императора Павла Первого и императрицы Марии Федоровны.

И вот в тысяча семьсот девяносто седьмом году он получает заказ от Лопухина. Портрет Боровиковского должен был запечатлеть юную красоту будущей супруги Степана Авраамовича. Марии всего восемнадцать лет, и художник не смог остаться равнодушным к этому восхитительному созданию. Он смог передать всю нежность и чистоту. Печаль во взоре этой красавицы и как будто даже предчувствие трагедии.

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать»(

Современная поэтесса Соловьёва посвятила полотну длинное стихотворение, в котором подметила одну интересную его особенность - голубой наряд Марии как бы перекликается с цветом небес.

Кем она была, эта милая, очаровательная девушка? В какую пору своей жизни была нарисована? «На портрете изображена Мария Ивановна Лопухина́ (1779—1803), представительница графского рода Толстых , сестра Фёдора Ивановича Толстого (знаменитого своими дуэлями - Н.Д.), жена егермейстера С. А. Лопухина (1769—1814), невестка орловского наместника А. С. Лопухина . Скончалась от чахотки» (Портрет Марии Лопухиной — Википедия

Всего несколько строчек написаны о ней в Википедии. В то время как она «была украшением многих светских салонов. Многие впоследствии стали называть ее русской Джокондой» (Владимир Боровиковский: портрет Лопухиной. История создания, fb.ru/article/161740/vladimir-... копия (14.05.2017)). Красавица имела очень несчастную судьбу. В силу неуравновешенности своего характера Лопухин не мог дать счастья своей прелестной супруге. Она, испытав ужас и унижение оскорблений, спустя три года (по другим сведениям - спустя 5 лет) после свадьбы умерла.

Поговаривали, что девушки, посмотревшие на портрет, умирали. Этому способствовала не только несчастная судьба Лопухиной, но и то, что отец Марии был известен, как мистик и масон, впрочем, и сам художник тоже был масоном.

При Советской власти настенные календари с этой работой Боровиковского продавались огромными тиражами. И это полностью доказывает, что картина не была опасной.

Заказ на картину Боровиковский получил от мужа Марии Лопухиной. Его портрет должен был запечатлеть юную красоту будущей супруги Степана Авраамовича. Марии всего восемнадцать лет, и художник не смог остаться равнодушным к этому восхитительному созданию. Он смог передать всю её нежность и чистоту, печаль во взоре этой красавицы и как будто даже предчувствие трагедии. Как будто о ней сказал художник М.М.Герасимов: «Есть лица, которые можно читать как повести…» (Портрет М.И.Лопухиной | Русская живопись

Рассмотрим особенности живописного полотна Боровиковского.

«Портрет чарует нас гармонией линий и форм. Все элементы картины взаимосвязаны. Каждая деталь подчинена одному замыслу — оттенить красоту модели. Цветовая гамма, выбранная художником, следующая: розовато-лиловый, бледно-голубой, нежно-зеленый цвета. Это придает картине особенную прелесть» (

«Обращают на себя внимание выразительность объемов и пластика изображенных форм. Точность в передаче индивидуальных черт девушки — все это написано необычайно легко. Продолговатые глаза Марии зеленоватого оттенка, нежные, тонкие черты лица сделали портрет эталоном женщины эпохи сентиментализма (Сочинение В JI Боровиковский «Портрет М И Лопухиной» (сочи...

Я очень ценю, когда на живописном полотне можно увидеть настоящий бархат, настоящий капрон или медную посуду, поэтому один из моих любимых современных художников - это Александр Шилов. На портрете же Лопухиной живописцу также удалось передать фактуру материала. Надо было показать её богатство и знатность. И мы увидели настоящий золотой браслет и волны атласной ткани.

«В. Боровиковский виртуозно владел кистью» (Описание Портрета Марии Лопухиной Боровиковского

«Белильными мазочками чеканит бриллиантовые россыпи и жемчуг украшений, легкими ударами пишет мех, протяженными мазками - струящиеся ткани.
Когда дело доходит до моделировки лица, Боровиковский
иногда втирает краски в холст пальцем, лепит формы словно скульптор» (Произведения В. Л. Боровиковского «Портрет М. И. — Ответы Ma... otvet.mail.ru/question/188590503 18.03.16копия (14.05.2017)).

В портрете Марии Ивановны проявилась творческая индивидуальность автора.

Тени и полутени играют здесь важную роль. «Самое светлое место на полотне — это лицо девушки. Ее платье, руки, шея своей белизной перекликаются со светлыми тонами неба. Пушистые волосы и лиловатая шаль сочетаются с приглушенными оттенками зелени, которая обрамляет фигуру девушки. Все вместе — золото волос и цвет лица — создают свечение полотна. Это находка Боровиковского. Тело человека, как на иконе, излучает свет и истинную красоту» (Сочинение В JI Боровиковский «Портрет М И Лопухиной» (сочи... sochinenietut.ru/сочинения/... копия (14.05.2017)).

В Интернете есть презентация, посвящённая картине. И в ней выделяют 5 особенностей этого произведения. Это: музыкальность линий, загадочная полуулыбка героини, свет ниоткуда, дымчатость, скульптурные формы.

Загадочная полуулыбка: «Точную психологическую характеристику состояния героини полотна дать очень трудно, почти невозможно. Всё здесь - «полу», всё здесь - контрасты и противоречия,

незавершённость и многоточие …полуулыбка, полу-задумчивость,

полу-печаль, полу-нежность… И это вполне соответствует стилистике

сентиментализма с его вниманием к тайным «чувствованиям» ( копия (14.05.2017)).

Скульптурные формы: «Кисть руки героини полотна напоминает

мраморную скульптуру (особенно по контрасту с совершенно «живой»

розой, написанной рядом), и это не случайно: в этой работе,

несомненно, есть сознательная апелляция к классицизму с его

преклонением перед античными скульптурными формами» (Презентация "Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ив... ppt4web.ru/mkhk/vladimir-lukich-... копия (14.05.2017)).

Дымчатость: «Виртуозная техника Боровиковского проявляется в

удивительном колорите. Он работает разноплановыми мазками

меняющейся величины и применяет лессировку, в результате получая

дымчатый колорит с поразительной грацией цвета - искусствоведы

выяснили, например, что голубой цвет имеет в этой работе семь оттенков» (Презентация "Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ив... ppt4web.ru/mkhk/vladimir-lukich-... копия (14.05.2017)).

Свет ниоткуда: «Когда глядишь на этот портрет, создаётся ощущение,

Что свет возникает как бы из ничего. На самом деле «из чего»,

конечно. Цветовая гамма полотна - нежна и переливчата. На

обнажённых частях тела краски образуют неровный слой, способный

отражать свет. Вот откуда указанное ощущение льющегося света»

Музыкальность линий: «Гармония изображения во многом достигается

За счёт продуманной «симфонии» линий, их удвоения и утроения в

пространстве картины. Так, например, ствол берёзы зеркально

повторяет чуть наклонённое тело модели, а изогнутая линия левой руки звучит «эхом» ствола и ветвей ближнего «фонового» дерева» (Презентация "Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ив... ppt4web.ru/mkhk/vladimir-lukich-... копия (14.05.2017)).

Как относились современники к данному произведению

Боровиковского? Прежде всего, они замечали несомненное

сходства с прототипом, кроме этого для них портрет являлся воплощением идеала женственности. Ведь в нём естественная красота девушки гармонирует с окружающей природой.

«Это был золотой век русского портрета, а Боровиковский считался его признанным мастером. А. Бенуа писал: «Боровиковский настолько оригинален, что его можно отличить среди тысяч портретистов. Я бы сказал, что он очень русский» (Загадка портрета Марии Лопухиной: картина, которая несла сме..

Я сама, пожалуй, тоже ценю это произведение мастера и за его русскость тоже.

А в целом, и в ХХ и в ХХI веке мы видим и понимаем, что «Боровиковский отразил на картине не только эстетический, но и общественный идеал женщины. В образе Лопухиной сочетаются красота и ум, благородство и добродетель. Благодаря глубоким изобразительным способностям В. Л. Боровиковский является русским художником мировой величины» (Сочинение В JI Боровиковский «Портрет М И Лопухиной» (сочи...

*- в тексте написано романтизма, но я думаю, что это ошибка.

В истории были примеры, когда ту или иную картину художника преследует дурная слава. В XIX веке считали, что некоторые работы могут негативно повлиять на в...

Владимир Боровиковский, "Портрет Лопухиной"

От Masterweb

04.06.2018 20:00

В истории были примеры, когда ту или иную картину художника преследует дурная слава. В XIX веке считали, что некоторые работы могут негативно повлиять на владельцев, натурщиков или самого мастера. Объяснить столь странную точку зрения логически нельзя, но...

Такая сомнительная слава было у картины Владимира Боровиковского "Портрет Марии Лопухиной". Давайте приоткроем завесу тайны этого шедевра, изучим историю его создания и проанализируем манеру письма художника.

История создания портрета

Картина Боровиковского "Портрет Лопухиной" была написана с образа дочери отставного генерала Ивана Толстого - графиня Мария Лопухина позировала художнику. Только что вышедшей замуж девушке было 18 лет. Заказчик портрета - ее муж, служивший егермейстером при дворе Павла I. Юная графиня была красивой, здоровой, излучающей счастье, спокойствие и нежность. Но через пять лет после создания картины девушку одолела чахотка, и она скончалась...

В пушкинские времена бытовало мнение, что один взгляд любой красотки на этот портрет приведет ее к смерти. В столичных салонах говорили, что холст Владимира Боровиковского "Портрет Лопухиной" унес жизни около десятка девушек на выданье. Среди суеверных людей ходило мнение, что картина наполнена духом графини Лопухиной, забирающим души юных прелестниц.

Описание картины Боровиковского «Портрет Лопухиной»

В очень поэтичном произведении художника Боровиковского "Портрет Марии Лопухиной" явно прослеживаются нотки сентиментализма. Очаровательную молодую женщину мастер изобразил в уединенном уголке парка с элементами русской сельской природы. Поза Лопухиной томная и ленивая, девушка облокотилась на садовый парапет. Мечтательно настроенной молодой женщине прекрасно подходит пейзаж, подчеркивающий близость к природе.

Мы можем любоваться задумчивым взглядом графини, нежной улыбкой, свободной, чуть усталой позой Марии Ивановны. Рука художника изобразила плавные линии, мягкие округлые формы, нежные оттенки. В глаза бросается голубой пояс на платье, сиреневый шарфик, розы, пепельно-русые волосы, бледная зелень листвы, на дальнем плане - легкая дымка. Портрет получился очень чувственным.


Самое поэтичное создание из всех портретов В. Боровиковского

Художник очень тонко и деликатно изобразил не только фигуру девушки, но и ее душевный мир с задумчивостью и печалью. В облике Лопухиной воплощены чувства, но в целом картина и образ девушки излучают простоту и единение человека с природой. Художник не использовал для работы роскошные аксессуары, дорогие драгоценности и перья. Девушка одета в свободное белое платье, подпоясанное голубым шарфом. На голове красавицы нет шикарного парика, есть только красиво уложенные собственные локоны. Такая лаконичность и простота присущи искусству того времени - сентиментализму.

Средства выражения в картине

Мечтательную настроенность молодой женщины художник Боровиковский подчеркнул с помощью фона. Образ гармонично сочетается со средствами выражения. В портрете все согласовано: от тенистого уголка парка, васильков среди колосьев спелой ржи до слегка увядающей розы. Завораживает непринужденная поза графини, ее прелестное лицо. Проглядывается подлинная красота в томном взгляде, утренней свежей коже, мечтательной улыбке и даже в не совсем правильных чертах лица Лопухиной.

Боровиковскому был важен не статус юной графини, а ее личные качества. Ее молодое лицо далеко не идеал красоты, но в нем полно очарования, душевной прелести. Художник с любовью изобразил нежную, меланхоличную и мечтательную молодую женщину. В образе Марии отсутствует жеманство и кокетство, только спокойствие и естественность. Заметна ее горделивая поза, умение держать себя, что вырабатывалось у девочек с ранних лет.

В чем прелесть портрета Марии Лопухиной?

Портрет считается самым удачным произведением Боровиковского. В облике юной женщины чувствуется магнетический шарм и небольшой драматизм в лице и взгляде. Технике проработки взгляда художник обучался долго: глаза у девушки наполнены светом, легкой кокетливостью, сознанием собственного очарования. Взгляд у девушки не задумчивый, а слегка рассеянный: кажется, что она озабочена собственными мыслями, своим внутренним миром. Ее одухотворенное лицо говорит о том, что героиня не только красива внешне, но и обладает большим сердцем и умом. Чувствуется, что Боровиковкий вложил часть своей души в этот шедевр.

С точки зрения живописи этот портрет считается совершенным. В этом художнику помогла лессировочная техника, которая заключается в том, что сквозь верхние слои краски просвечиваются глубокие основные мазки. Это придает картине нарядность, красочность и колоритность. Цветовой строй картины очень гармоничен: блеклые и пастельные, нежно-зеленый тон фона и нежно-лиловый оттенок шали, голубой пояс и белое платье. С помощью этих важных деталей художник передает жизненные реалии, глубокие чувства и необычайную поэтичность своей героини.


Жемчужина Третьяковской галереи

Конец слухам о том, что шедевр Боровиковского "Портрет Лопухиной" забирает жизни молодых девушек, положил меценат Павел Третьяков. Он купил картину и поместил ее в свою галерею. Этим шедевром любовались многие современники художника, и до сих пор его продолжает рассматривать наше поколение.

Сначала картину Боровиковского хранила племянница Марии, дочь ее старшего брата. Портрет считали семейной реликвией. Именно в гостях у этого семейства П. М. Третьяков и заприметил знаменитый холст. Сегодня никто точно не знает, каким образом меценат уговорил хозяев продать ему картину. В собрание Третьяковской галереи эта жемчужина попала в конце 1880-х годов. В коллекции Павла Третьякова присутствуют и другие работы Боровиковского, но посетителям больше всего нравится этот холст.


Всего два раза портрет выставляли на экспозициях в Москве. За пределы России шедевр никогда не вывозили. Даже сегодня есть ценители творчества Боровиковского, которые приходят в Третьяковку, чтобы полюбоваться именно этим уникальным полотном. Возможно, некоторые из них хотят испытать на себе магию мастерства художника и доказать, что картина не проклята.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

В истории живописи немало примеров, когда за той или иной картиной тянется шлейф дурной славы. Негативное влияние на владельцев, самого художника или прототипов работ не поддается логическому объяснению. Одна из таких картин – «Портрет М. И. Лопухиной» Владимира Боровиковского . В ХІХ в. об этом портрете ходили нехорошие слухи.


В. Боровиковскому позировала дочь отставного генерала Ивана Толстого графиня Мария Лопухина. На тот момент ей было 18 лет, она недавно вышла замуж, и этот портрет заказал художнику ее муж, егермейстер при дворе Павла І. Она была красива, здорова и излучала спокойствие, нежность и счастье. Но через 5 лет после того, как работа над портретом была завершена, молодая девушка скончалась от чахотки. Во времена А. С. Пушкина ходили слухи, что стоит любой девушке только взглянуть на картину – ее ждет скорая смерть. Как шептались в салонах, жертвами портрета стали не меньше десятка девушек на выданье. Суеверные люди считали, что в портрете живет дух Лопухиной, который забирает к себе души молодых девиц.


Если отвлечься от мистической составляющей, нельзя не отметить высокую эстетическую ценность портрета. Эта работа по праву считается вершиной сентиментализма в русской живописи и самым поэтичным творением Боровиковского. Кроме несомненного сходства с прототипом, этот портрет является и воплощением идеала женственности в русском искусстве конца XVIII в. Естественная красота девушки гармонирует с окружающей природой. Это был золотой век русского портрета, а Боровиковский считался его признанным мастером. А. Бенуа писал: «Боровиковский настолько оригинален, что его можно отличить среди тысяч портретистов. Я бы сказал, что он очень русский».


Портрет Марии Лопухиной восхищал и вдохновлял современников. Так, например, поэт Я. Полонский посвятил ему стихотворные строки:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать.
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.


Своей недоброй славой картина была обязана не автору-художнику, а отцу девушки, позировавшей для портрета. Иван Толстой был известным мистиком и магистром масонской ложи. Говорили, что он обладает сакральным знанием и после смерти дочери «переселил» ее душу в этот портрет.


Конец слухам был положен в конце ХІХ в. В 1880 г. известный меценат Павел Третьяков приобрел эту картину для своей галереи. С тех пор она выставляется на всеобщее обозрение вот уже больше столетия. Ежедневно в Третьяковке бывают сотни людей, и случаев массовой смертности среди них не было зафиксировано. Разговоры о проклятии постепенно поутихли и сошли на нет. Но люди склонны верить в мистические совпадения: говорят, что самая дорогая картина Мунка приносит несчастья, и перечисляют другие

Двести пятнадцать лет назад скончалась Мария Ивановна Лопухина. Она известна и ныне благодаря великолепному портрету художника Владимира Лукича Боровиковского…

Кем она была? Дочь графа Ивана Андреевича Толстого, сестра знаменитого Федора Толстого-Американца. В 1797 году ее выдали замуж за Степана Авраамовича Лопухина, егермейстера и действительного камергера при дворе Павла I. И именно в этом году был написан знаменитый портрет - по заказу жениха накануне свадьбы.

На момент написания портрета Марии Ивановне было 18 лет. Муж - всего на 10 лет старше. Тогда это было в порядке вещей, как, впрочем, и сейчас.

По воспоминаниям, Мария Ивановна была несчастлива в браке. Любви не было, муж постоянно при дворе, на нее мало обращал внимания. Брак был бездетным. А через три года супружества молодая жена скончалась от чахотки.

Супруг похоронил Марию Ивановну в родовой усыпальнице Лопухиных в московском Спасо-Андрониковом монастыре. Через несколько лет он и сам упокоился рядом с ней. Казалось бы, совсем непримечательная, хотя и грустная история. Если бы не портрет Боровиковского.

По мнению искусствоведов, художник попытался показать не общественный статус Лопухиной, а личные, интимные стороны ее характера. Основной темой портрета стало гармоничное слияние человека с природой, характерное для эстетики конца XVIII века, сложившейся под влиянием сентиментализма. Мария Ивановна изображена на фоне русского пейзажа - стволы берез, колосья ржи, васильки. Пейзаж перекликается с обликом Лопухиной - изгиб ее фигуры вторит склоненным колосьям, белые березы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шелковым поясом, а нежно-лиловая шаль - с поникшими бутонами роз. Художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью.

Иногда Марию Лопухину называют русской Джокондой. Что ж! Вполне уместно. В портрете Боровиковского тоже есть очарование таинственной улыбки и грустный взгляд прелестной женщины. Наверно, она знала свое будущее. И Боровиковский тоже знал. И сумел мастерски передать эту неотвратимость бытия…

А если это так, то что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Наслышанные о красоте Лопухиной и ее печальной судьбе, многие хотели увидеть портрет. И ходили слухи, что некоторые из юных романтических особ, увидевших портрет, вскоре также заболевали чахоткой и скоропостижно умирали. Говорили, что отец Марии Лопухиной - масон и мистик граф Толстой заманил душу дочери в ее портрет…

Но никакой мистики в этом, безусловно, не было. Просто чахотка в те времена была довольно распространенной и почти неизлечимой болезнью.

Но чтобы не будоражить, как сейчас бы сказали, общественное мнение, Лопухины убрали портрет в дальние комнаты своего дома.

Впрочем, это в основном легенды: портрет еще при жизни Марии Лопухиной находился в подмосковном имении Богородское. После продажи этого поместья и смерти Степана Авраамовича портретом владел его шурин, брат Марии Ивановны - Федор Иванович Толстой-Американец. А уже от него перешел к его дочери Прасковье Федоровне, супруге московского гражданского губернатора Василия Степановича Перфильева. И в губернаторском доме в конце 1880-х годов портрет Лопухиной впервые увидел Павел Михайлович Третьяков. Кстати, Перфильев - личность тоже весьма интересная. По-своему. Близкий приятель графа Л.Н. Толстого, прототип Стивы Облонского в "Анне Карениной". Супруги Перфильевы были посаженными отцом и матерью на свадьбе великого писателя. Третьяков долго уговаривал их продать портрет Лопухиной для галереи. И в конце концов уговорил…

А чуть ранее, в 1885 году, поэт Яков Петрович Полонский был в гостях у четы Перфильевых, увидел портрет Марии Лопухиной и был так им поражен, что тут же сочинил стихотворение:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье - тень любви, и мысли - тень печали,

Но красоту ее Боровиковский спас.

Так часть души ее от нас не улетела,

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, молчать…

__________________________________________________________________

В этом выпуске программы "Российская летопись" на радио Sputnik вы также услышите:

Пером и шпагой. История шевалье д’Эона.

- "Вечерний звон". Знаменитая песня с запутанной историей.