Приветствие команды квн по информатике. КВН "Веселая информатика" (внеклассное мероприятие по информатике)

Приветствие команды квн по информатике. КВН
Приветствие команды квн по информатике. КВН "Веселая информатика" (внеклассное мероприятие по информатике)

Нестандартный урок - КВН по информатике

для обучающихся 4 -ых классов.

Тип урока : обобщающий.

Задачи:

    Проверить ЗУН обучающихся 4 класса по информатике.

    Развивать внимание, логическое мышление, память и воображение.

    Воспитывать интерес к предмету, работать в команде, дружелюбие.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

На уроке присутствует класс, из класса выбираются команды по 6 человек, каждая команда представляет свое название и девиз. За ходом урока следят жюри, в количестве 3 человек и оценивают ответы команд. По завершению урока подводят итоги, и выявляют победителя.

Конкурс 1 .«Что это?»

Командам, по очереди будут предложены четверостишья-загадки, за каждый правильный ответ по 1 баллу.

    Не оставит без ответов,
    Телевизор умный этот,
    Задавай вопрос быстрей
    И смотри-ка на …(дисплей)

    Как заправский эрудит
    Он легко руководит
    Вычислительным процессом
    Ум компьютера – ...(процессор)

    Чтобы мысль не потерять,
    Нужно в файл всё записать,
    А потом без всякой спешки
    В папке сохранить на... (флешке)

    На вопросы даст ответ
    Наш помощник – Интернет.
    Письма быстро получаем,
    К телефону подключаем
    Вещь, известную не всем!
    Называется... (модем)

    Он решает все проблемы
    И содержит микросхемы.
    Для компьютера – как бог,
    Лучший друг – ...(системный блок)

    Вдруг на беленьком листочке
    Появляться стали точки,
    Строки выросли из слов.
    Вот и текст уже готов.
    Очень быстро, словно спринтер
    На печать выводит … (принтер)

Конкурс 2 . «Работа с компьютером»

С обеих команд выбираются по два человека, которые должны на скорость и правильность набрать текст.

«Информатизация шагает по стране:

И в крупном мегаполисе, и в маленьком селе.

Компьютеризация проникла в каждый дом:

Мы видим ноутбуки, компьютеры кругом»

Это задание оценивается в 2 этапа, первый правильность, второй-скорость. Правильность оценивается в 5 баллов, но за каждые 2 допущенные ошибки снимается один балл, за скорость присваивается 1 балл.

Конкурс 3 . «Замени букву».

Участникам предоставляются слова, из которых путем замены одной буквы можно получить слово, связанное с информатикой и компьютерами. Командам на выполнение этого задания дается 5 – 6 минут, тем временем болельщики отвечают на вопросы, зарабатывают дополнительные баллы. Листы с ответами команды отдаются жюри, каждый правильный ответ, 1 балл. Каждый правильный ответ болельщиков, приносит команде своего класса 1 балл.

Задание команде :

Бант (байт), болонка (колонка), интернат (интернет), кафель (кабель), кол (код), нависание (завасание), профессор (процессор), соль (ноль), суть (сеть), хобот (робот).

Вопросы для болельщиков:

    Универсальное устройство для обработки информации (компьютер) .

    Устройство ввода информации (клавиатура) .

    Как иначе можно назвать новости, знания, сообщения (информация) .

    Самая длинная клавиша.(пробел)

    Устройство для вывода информации на экран.(дисплей)

    Монитор, клавиатура, системный блок, мышь - все вместе это называется …(компьютер)

    Устройство для вывода текста на печать? (принтер)

Конкурс 4. Задача «Закодированное слово».

Напишите шесть раз цифру, 2. Каждую вторую цифру замените буквой О.

Первую цифру 2 замените на 14-ю букву алфавита, вторую цифру 2 замените на предыдущую букву алфавита (13-ю). Подумайте и замените последнюю оставшуюся цифру на букву, чтобы получилось всем известное слово. (Молоко)

За правильное разгаданное слово 3 балла.

Конкурс 5. «Устами младенца».

Командам по очереди задается вопрос, если слово угадали с первого определения – 15 баллов, со второго – 10 баллов, с третьего – 5 баллов, не угадали – 0 баллов.

1. Процессор – 1. Часть компьютера

2. Находится в системном блоке

3. Он производит все расчеты

2. Мышь – 1. Манипулятор

2. Для ввода информации

3. У нее есть коврик

3. Монитор – 1. Часть компьютера

2. На корпусе есть кнопки

3. Имеется экран

4. Дискета (флешка) - 1. Небольшая штучка

2. Нужна для каждого пользователя

3. Служит для хранения и переноса информации

После окончания конкурсов, жюри дается несколько минут для подведения итогов и выявления победителей.

Литература:

    1. Учебник «Информатика и ИКТ», под редакцией Н.В. Макаровой. 2-е издание, изд. Питер, 2007 год, 160 с.

      Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». № 8 – 2006. – М.: Образование и Информатика, 2006. – 112 с.: ил.

Эта презентация служит сопровождением к уроку информатики, который провожу в виде КВНа.

Так разнообразится контроль усвоения материала и улучшается закрепление знаний.

А ещё детям интересен дух соревнования и приятные воспоминания о таком уроке остаются надолго.

Вместе с презентацией выкладываю материал для учителя с ответами и файл шрифта, чтобы презентация отображалась корректно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КВН

по информатике для 8 класса

Оборудование: 2 компьютера, ноутбук, проектор, экран;

карточки для разминки, задание для капитанов, вопросы для конкурса «Кто кого», рисунок для творческого конкурса, вопросы для болельщиков.

ХОД ИГРЫ

1 Приветствие 2 команды (по 5 человек) представляют название команды, девиз и эмблему.(4 балла)

2 Разминка Вы, наверно, знаете, что в электронной переписке (а теперь иногда в бумажных изданиях) часто используются смешные рожицы – так называемые смайлики . Я предлагаю вам подумать и назвать обозначения некоторых из них. На обсуждение даётся 30 секунд. Оценивается оригинальность и приближенность значения. (6 баллов).

Что обозначают эти смайлики:

8-) человек в очках

:-Р показывать язык

3:-) олень

*:O) клоун

сердце

:)))) смех

]:-> коварная улыбка

:-? человек, курящий трубку

[:|||:] баян

O:-) ангел

Выразите эмоции с помощью смайликов:

Поцелуй :-*

Сильное удивление =-

(отвисшая челюсть)

Недовольство, озадаченность :-\

или обида :-/

Нейтральность :-|

Сильное удивление (открытый рот, 8-O расширенные глаза) =-O

Плакать :’-(

Грусть, печаль :-(

Удивление (открытый рот) :-O

Сильный смех, смех до слёз :’-)

:’-D

Подмигивание ;-)

3. «Кто кого». Ответьте на вопросы, на обсуждение 1 минута.

Правильный ответ - 2 балла.

  1. Какие виды компьютерных мышей существуют? (шариковая, оптическая и лазерная)
  2. Состояние, при котором включенный компьютер не реагирует на действия пользователя. (зависание)
  3. Как называется программа для облегчения общения пользователя с компьютером? (операционная оболочка)
  4. Самая маленькая единица информации? (бит)
  5. Назовите популярный среди школьников вид прикладных компьютерных программ (игра)
  6. Как называется лента проводов? (шлейф)
  7. Какая система счисления понятна компьютеру и называется «машинным кодом»? (двоичная)
  8. Назовите основную характеристику процессора и в каких единицах она измеряется. (тактовая частота…. в Герцах, гигаГерцах)
  9. Как называется самая большая плата в компьютере? (материнская)
  10. Что такое лэптоп? (ноутбук)
  11. Как называются программы для сжатия данных и для чего они нужны? (архиваторы…. для уменьшения объёма файлов)
  12. В каком виде сохраняются все данные в компьютере? (в файлах)
  13. Сколько бит в одном байте? (восемь)
  14. Как называется неправильная запись в программе? (ошибка)
  15. Как Вы думаете, что на жаргонном компьютерном языке означает слово «винт»? (Жесткий диск)
  16. Почему операционную оболочку назвали Windows? (Windows – англ. окно… …потому что все папки и файлы открываются в окнах)
  17. Какая связь между городом в Англии, ружьем и одним из элементов компьютера? (название - Винчестер)
  18. Когда появился манипулятор «мышь», то для него в русском языке некоторое время использовалось название по имени персонажа известной русской сказки. Назовите имя этого персонажа. (Колобок).
  19. Как называется компьютерная программа, с помощью которой похищаются пароли? (Троянский конь)
  20. Перечислите устройства для вывода информации. (монитор, принтер, плоттер, звуковые колонки, наушники, проектор)

4. Конкурс капитанов. Капитаны послушайте внимательно стихотворение и исправьте в нем ошибки.(5 баллов)

Ей было 1100 лет,

Она в 101 класс ходила,

В портфеле по 100 книг носила –

Все это правда, а не бред.

Когда пыля десятком ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом зато 100-ногий.

Она ловила каждый звук

Своими 10-ю ушами,

И 10 загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И 10 темно – синих глаз

Рассматривали мир привычно…

Но станет все совсем обычным

Когда поймете наш рассказ.

5. Творческий конкурс . Нарисуйте рисунок в графическом редакторе. (6 баллов)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

КВН по информатике Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №201 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Санкт - Петербург 2011 ПРЕДСТАВЛЯЕТ

ХОД ИГРЫ: 1. Приветствие 2. Разминка 3. «Кто кого» 4. Конкурс капитанов 5. Творческий конкурс

Состав ЖЮРИ: 1. 2. 3. 4. 5.

Первый конкурс Приветствие Обе команды представляют название, девиз и эмблему. Максимальный балл - 4

Второй конкурс Разминка В электронной переписке часто используются смешные рожицы - СМАЙЛИКИ. Назовите обозначения каждого из предложенных. На обсуждение у вас будет по 15 секунд. Максимальный балл - 6

Что обозначают эти смайлики: 8-) 1.

Что обозначают эти смайлики: З:-) 2 .

Что обозначают эти смайлики:

Что обозначают эти смайлики: ]: - > 4 .

Что обозначают эти смайлики: [:|||:] 5 .

Что обозначают эти смайлики: :-P 6 .

Что обозначают эти смайлики: *:O) 7 .

Что обозначают эти смайлики: :))) 8 .

Что обозначают эти смайлики: :-? 9 .

Что обозначают эти смайлики: O: -) 1 0 .

Выразите эмоции с помощью смайликов: Поцелуй 1.

Выразите эмоции с помощью смайликов: Недовольство, озадаченность или обида 2 .

Выразите эмоции с помощью смайликов: Сильное удивление (открытый рот, расширенные глаза) 3 .

Выразите эмоции с помощью смайликов: Грусть, печаль 4 .

Выразите эмоции с помощью смайликов: Сильный смех, смех до слёз 5 .

Выразите эмоции с помощью смайликов: Сильное удивление (отвисшая челюсть) 6 .

Выразите эмоции с помощью смайликов: Нейтральность 7 .

Выразите эмоции с помощью смайликов: Слёзы 8 .

Выразите эмоции с помощью смайликов: Удивление (открытый рот) 9 .

Выразите эмоции с помощью смайликов: Подмигивание 10 .

Третий конкурс «Кто кого» Обе команды по очереди отвечают на вопросы. Время для обсуждения - 30 секунд. За каждый правильный ответ – 2 балла

Какие виды компьютерных мышей существуют? 1 .

Состояние, при котором включенный компьютер не реагирует на действия пользователя. 2 .

Как называется программа для облегчения общения пользователя с компьютером? 3 .

Минимальной единицей информации называется… 4 .

Назовите популярный среди школьников вид прикладных компьютерных программ. 5 .

Как называется лента проводов? 6 .

Какая система счисления понятна компьютеру и называется «машинным кодом»? 7 .

Назовите основную характеристику процессора. В каких единицах она измеряется? 8 .

Как называется самая большая плата в компьютере? 9 .

Что такое лэптоп? 10 .

Как называются программы для сжатия данных и для чего они нужны? 11 .

В каком виде сохраняются все данные в компьютере? 12 .

Сколько бит в одном байте? 13 .

Как называется неправильная запись в программе? 14 .

Что на жаргонном компьютерном языке означает слово «винт»? 15 .

Почему операционную оболочку назвали Windows? 16 .

Как называется компьютерная программа, с помощью которой похищают пароли? 17 .

Перечислите устройства для вывода информации. 18 .

Когда появился манипулятор «мышь», то для него в русском языке некоторое время использовалось название по имени персонажа известной русской сказки. Назовите имя этого персонажа. 19 .

Какая связь между городом в Англии, ружьем и одним из элементов компьютера? 20 .

Четвёртый конкурс Конкурс капитанов Капитаны, получите пожалуйста стихотворение, послушайте и исправьте в нём ошибки. Время конкурса - 7 минут. Максимальный балл – 5 .

Ей было 1100 лет, Она в 101 класс ходила, В портфеле по 100 книг носила – Все это правда, а не бред. Когда пыля десятком ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом зато 100-ногий. Она ловила каждый звук Своими 10-ю ушами, И 10 загорелых рук Портфель и поводок держали. И 10 темно – синих глаз Рассматривали мир привычно… Но станет все совсем обычным Когда поймёте наш рассказ.

Пятый конкурс Творческий Нарисуйте в графическом редакторе предложенный рисунок, используя графические примитивы, заливку, надпись. Максимальный балл – 6 .

Подведение итогов Финал Слово членам жюри

Поздравляем победителей!!!

ГОУ СОШ 201 КВН по информатике разработала учитель информатики и ИКТ Попова Елена Петровна Санкт-Петербург 2011


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Светочниковская средняя общеобразовательная школа.

КВН по информатике

Методическая разработка

Разработала: Каледина А.В.

преподаватель информатики и ИКТ

2015

П.Светоч

Введение

1. План проведения

2. Сценарий

3. Заключение

4. Литература

Приложения

Введение

Одним из эффективных путей воспитания у подростков интереса к предмету является организация их игровой деятельности. Одним из древних средств воспитания и обучения является игра.

С первых лет жизни у ребёнка складываются предпосылки для овладения различными формами деятельности. Первой, и наиболее значимой из них является игра, сопровождающая человека всю его дальнейшую жизнь.

Игра для ребёнка служит не только формой деятельности, но и средством реализации его активности, не только развлечением, как предполагают непосвящённые, но и творчеством, трудом, методом освоения окружающего мира. Психологами и педагогами установлено, что если ребёнок не играет, то у него происходит задержка умственного или физического развития.

Игра для детей - способ научиться тому, чему их никто не учит. Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и многого другого. Все эти воспитывающие эффекты опираются на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.

Несмотря на то, что с возрастом игра утрачивает свои позиции, но и в подростковом возрасте, она может сохранить свое влияние как средство стимулирования интереса к обучению.

Игровой компонент - совокупность приёмов и методов подачи учебного материала, облечённого в занимательную форму.Причём в этом процессе предполагается опосредованное воздействие на обучаемого, когда знания и умения прививаются нетрадиционными способами.

Игровой компонент имеет свою специфику, которая выражается прежде всего в том, что его элементы можно применять как в урочное, так и во внеурочное время, его ведущим может быть как учитель, так и ученик, дидактический материал может готовиться как учителем, так и учеником.

1. План проведения мероприятия

Тема: «КВН по информатики»

Методическая цель: обобщение и закрепление знаний, умений и навыков, полученных на занятиях по информатики; развитие способностей, творческого потенциала и индивидуальности учащихся в процессе личностно – ориентированного взаимодействия преподавателя и учеников.

Цели:

    развитие устойчивого интереса к информатике, творческой активности;

    развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности;

    воспитание уважения к сопернику, умения вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости;

    повторение и закрепление основного материала, представленного в неординарных ситуациях;

    формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира;

    формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях общенаучный, общеинтеллектуальный характер;

    применение знаний полученных, в результате изучения других дисциплин в процессе решения заданий по информатике.

Форма проведения: игра – соревнование «КВН по информатике»

Методы: словесные, наглядные, практические

Оформление и оборудование: расстановка столов для команд и жюри, компьютеры, проектор, экран, таблицы, шарики, дротики, метки.

Ход мероприятия

1. Организационный момент (приветствие, сообщение темы мероприятия и задач,

которые предстоит решить в процессе совместной работы)

2. Открытие КВН-а

3. Состязания команд

4. Подведение итогов и награждение

3. Сценарий

Открытие КВНа

Ведущий: (1 слайд)

Добрый день уважаемые ребята, жюри и гости! Сегодня мы собрались с вами для проведения заседания клуба веселых информатиков. Темы сегодняшнего заседания “Информация”, “Кодирование”, “Алгоритмы и программы”. А начать его я хочу со слов, взятых в качестве эпиграфа: “Кто владеет информацией, тот владеет миром!” Информация для человека – это, прежде всего, знания. Разнообразные знания человека можно разделить на две группы: декларативные (Я знаю, что…) и процедурные (Я знаю, как…). Сегодня мы определим, что вы знаете по этим темам и как вы эти знания можете применить.

Разрешите представить вам членов жюри (идет представление ).

А теперь давайте познакомимся и с нашими командами (идет представление команд ).

Итак, команды готовы? Болельщики готовы? Жюри готовы? Тогда начинаем.

Состязание команд (2 слайд)

Состязание 1. Разминка «Метки над бездной» (нажимается ссылка по названию конкурса, после проведенного конкурса необходимо нажать на стрелочку в правом нижнем углу для возвращения на второй слайд)

Выбор команды осуществляется с помощью жребия.
Один участник команды, (команда делает выбор) наступая на каждый след, должен ответить на вопрос. Если участник затрудняется или неправильно ответил на вопрос, то право хода получает вторая команда.
Побеждает та команда, которая быстрее прошла все следы.
Вопросы к конкурсу:

    Минимальная единица измерения информации (бит)

    Количество информации измеряется в? (байтах, килобайтах, мегабайтах…)

    Правда ли, что вместимость дискеты измеряется в сантимертах? (нет)

    Правда ли, что в алфавите ПК ровно 33 символа? (нет)

    Какая формула помогает определить количество информации, используя содержательный подход? (N=2 i)

    Ложно ли утверждение, 1бит = 8 байтам? (да)

    Ложно ли утверждение, 1 байт = 8 битам? (нет)

    Вся информация в компьютере кодируется с помощью ….? (0 и 1)

    К какой системе счисления относится число 1А? (к шестнадцатеричной СС)

    К какой системе счисления относится число 10011010? (к двоичной СС)

    Назовите любой информационный процесс (хранение, передача, сбор, обработка).

    Совокупность чётко определённых правил для решения задачи за определённое число шагов (алгоритм).

    Линейный алгоритм.

    Алгоритм с условием.

    Цикл программы – это…(последовательность команд (серия, тело цикла), которая может выполняться многократно (для новых исходных данных) до удовлетворения некоторого условия).

Состязание 2. «Синонимы» (слайд 2) (нажимается ссылка по названию конкурса, правильный ответ появляется напротив каждого слова после щелчка мышкой, после проведенного конкурса необходимо нажать на стрелочку в правом нижнем углу для возвращения на второй слайд)

1 слово-синоним – 1 балл

Исходное слово

Слово - синоним

8 бит

Байт

Азбука

Алфавит

Знак

Символ

Дисплей

Монитор

Винчестер

Жесткий диск

Каталог

Папка

Лазерный диск

Пиктограмма

Знак

ЭВМ

Персональный компьютер

ОЗУ

Оперативная память

Раздаются командам карточки с таблицами, через 3 минуты собираются карточки и подводят итоги

(Приложение 1)

Состязание 3. Конкур c капитанов - игра «Слова по информатике» (слайд 2)

Дается любое начальное слово, капитан команды должен назвать следующее слово из предмета информатики, которое начинается на последнюю букву исходного слова и т. д.

Например:
Монитор – рамблер – робот – текст – трафик – компьютер – растр - …

Приносит 1 балл своей команде тот капитан, который назвал последнее слово.

Состязание 4. «Змейка» (слайд 2) (

Даются зашифрованные слова в прямоугольниках, их необходимо расшифровать.
На скорость, кто быстрее угадал, тот поднимает руку и за правильный ответ дается команде 1 балл.

Состязание 5. «Программирование» (слайд 2) (нажимается ссылка по названию конкурса, щелчком мыши на экране появляются задания и ответы, после проведенного конкурса необходимо нажать на стрелочку в правом нижнем углу для возвращения на второй слайд)

Даются две программы с условием, но порядок строк нарушен, необходимо правильно расставить строки в программах.

CLS IF X>=1 THEN Y=1 ELSE Y=X^2

PRINT Y PRINT Y

INPUT X CLS

IF X>0 THEN Y=X^2 ELSE Y=X END

END INPUT X

Состязание 6. ( слайд 2)

Конкурс « Осторожно вирусы » ( нажимается ссылка по названию конкурса, после проведенного конкурса необходимо нажать на стрелочку в правом нижнем углу для возвращения на первый слайд)

Необходимо уничтожить злой вирус стрелами Касперского, лопнув шарик, и выполнив задание в шарике. Шарик необходимо получить ответив на вопросы по программированию. За каждый правильный ответ вы получаете шарик. На выполнения задания 4-5 минут.

Вопросы:

    Назовите оператор ввода.

    Условный оператор.

    Оператор цикла с параметром.

    Оператор вывода на печать.

    Оператор очистки экрана.

    Как записывается математическая функция корень квадратный из числа в программе.

    Как записывается модуль числа в программе.

    Как записать выражение b в степени 2 в программе.

Задание 1.

Дана таблица с закодированным словом и дан алгоритм декодирования.

Закодированное слово

Раскодированное слово

Расшифруйте слово по алгоритму, представленному на рисунке в виде блок-схемы, и запиши его в соответствующие ячейки таблицы.

Полученное слово означает:

1) устройство хранения информации;

2) символьное представление информации;

3) язык программирования;

4) протокол передачи данных.

Ответ: знак – 2)

Задание 2.

В электронной таблице в диапазоне A1:E6 введены символы. Запишите символы по указанным адресам в клеточки буквы. Слово, которое получилось, означает:

1) упрощенное представление реального объекта;

2) последовательность действий, приводящая к результату;

3) устройства вывода информации в электронном виде;

4) устройство вывода информации в печатном виде.

Ответ: модель - 1)

Задание 3.

Дана таблица заполненная символами русского алфавита случайным образом. Необходимо собрать слово, начиная движение с ячейки (4,4), а далее по стрелкам.

Полученное слово означает:

1) способ передачи информации;

2) средство мобильной связи;

3) устройство хранения информации;

4) сведения, данные.

Ответ:информация – 4)

Задание 4.

У Пети много друзей и живут они в разных концах города.

Какой фрагмент восстановит дороги, соединяющие дома друзей Пети?

Ответ:3)

Задача 5 . Фрагмент программы:

s :=0

for x=1 to 5

s:=s+x

next x

end

в результате выполнения программы s равно:

1) 63;

2) 32;

3) 31;

4) 10.

Ответ:4)

Задача 6. Определите значение переменной S после выполнения следующего алгоритма.

Ответ: 18

(Приложение 2)

Состязание 6. «Комплимент» (1 слайд остается до окончания мероприятия)

Команда за отведенное время (5 минут) должна придумать речь, состоящую из самых изысканных комплиментов в адрес жюри от юных любителей информатики.
Например:
Ваши глаза светятся, как самые дорогие жидкокристаллические мониторы

За один комплимент - 1 балл.
Если жюри посчитает, что комплимент очень хороший, можно поставить 2 балла.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ

Учитель:

Итак, наше занятие подходит к концу, осталось лишь подсчитать баллы и наградить победителей. А пока жюри занимается математическими действиями – музыкальная пауза.

Оценочный лист (Приложение)

ЧАСТУШКИ:

1. Информатику у нас
Изучает первый класс
Целый год вбивают им
Что такое алгоритм

2. Информатику мы любим
Информатикой живем
С аргументами ложимся,
С результатами встаем.

3. Программист иди вперед
Информатика зовет
Ждут компьютеры цветные
И дискеты игровые

4. Информатика наука
Прямо скажем “высший класс”
Информатика не скука
Есть ведь Касперы у нас

После музыкальной паузы объявляются итоги и проводится награждение команд.

Учитель:

Настало время прощаться
Мне было с вами интересно,
А если и вам – будем чаще встречаться
Это будет всем нам только полезно.

4. Заключение

В процессе подготовки и проведения данного внеклассного мероприятия стало ясно, что подобные игровые формы работы с учащимися в комплексе с другими современными образовательными технологиями позволяют достичь наиболее эффективного результата обучения.

5. Литература

    Зубрилин А.А. Игровой компонент в обучении информатике // Информатика в начальном образовании. 2001. № 3.

    Филичев С.В., Занимательный Basic: Практ. пособие. - М.: ЭКОМ, 1997. – 192 с.

    З.Н. Гатилова., Личностно-центрированный аспект дидактической модели школы., Научно-практический журнал “Завуч”, № 2, 2001 г., Учредитель и издатель – Центр “Педагогический поиск”.

    Внеклассная работа по информатике. Д.М. Златопольский //Информатика. Первое сентября. № 23 2004 г.

    Информатика. Первое сентября. № 8 2000 г.

    Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11 классы. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2002. – 352 с.

Сергей Ермаков

Цели и задачи :

Развивать внимание, логическое мышление, память и воображение.

Воспитывать интерес к предмету, работать в команде, дружелюбие

повторение и закрепление основного материала;

формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира;

расширение связей с другими предметами.

Оборудование : компьютер, интерактивная доска, проектор.

КВН по информатике .

(музыкальная заставка «Мы начинаем КВН…»

Здравствуйте, уважаемые гости, болельщики и участники команд!

Сегодня мы проводим КВН по информатике .

Участвуя в конкурсах, вы должны проявлять смекалку, свои умственные способности, а также ответственность каждого за команду.

Ведущий :

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Вы в поход отправляетесь смело

В мир загадок и сложных задач.

Сегодня в поединке скрестят свои шпаги команды «wi-fi» , «процессор» и команда «планшет» .

Первый наш конкурс – «Приветствие» . Задача команд – обосновать название команды и представить участников. Максимальная оценка за конкурс - 5 баллов. Первой своё приветствие на суд зрителей, болельщиков и жюри представляет команда «1,2,3» .

Приветствия команд

Капитаны команд представляют названия своих команд, их участников. Команды обмениваются приветствиями, а также приветствуют жюри и болельщиков.

Максимальная оценка 5 баллов

Ведущий. Конкурс «Домашнее задание» .

Команды инсценируют сказку.

Сказка о продвинутых пользователях и

шустром системном блоке.

Жили были дед и баба и решили они купить себе компьютер говорит однажды дед :

Поскреби, бабка, по карманам, походи по соседям, наскреби денег, пойдем в магазин за компьютером.

Поскребла бабка, наскребла денег, и купили они системный блок, больше денег не на что не хватило.

Принес дед системник домой и поставил на окошко – чтобы он пока на солнышке разогрелся.

идит системник и думает, пора мне однако от этих продвинутых стариков убегать, пока не загрузили. Прыг за окно и убежал, бежит по дороге, а на встречу ему клавиатура :

Я клавиатура - очень тонкая натура,

Если ты меня возьмешь,

Я сегодня вечерком напою всех-всех чайком!

Ну, что ж пойдем со мной, вдруг ты мне пригодишься.

Парень крепкий я и дюжий,

Хоть и ростом не велик,

Без труда включай в розетку

Монитор не задымит!

Отвечают системный блок и клавиатура :

Пойдем с нами, глядишь, продвинутого пользователя и, правда где-нибудь найдем!

Идет вся компания, а навстречу им мышка :

Ты кто? - спрашивают,

Я мышка серая не злая и

Ростиком совсем малая,

Когда я злюсь, бегу бегом,

Вытягивая шею,

А вот летать я не могу

И петь я не умею!

Понравилась им мышка, и вся компания пригласила ее к себе.

И вот, наконец, настал тот счастливый час для наших блоков ПК!

Шел по дороге и нашел их ученик школы №10 города Ангарска Иркутской области, очень этот мальчик компьютер хотел иметь (а учился он хорошо, по всем предметам) . Обрадовались все блоки да сам ученик такой великой встречи, что сразу за работу принялись.

Поставил ученик монитор на стол, подключил к системному блоку его, мышь, клавиатуру. Сидит довольный : по клаве стучит, мышку гладит, с монитора пыль стирает. Понравилось такое обращение всем частым компьютера и стали они с мальчиком дружить, его учить, да у него учиться.

Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец!

Вариации на предоставленные темы сказок могут быть разнообразными, все зависит от энергии и желания не только учителя, но и учеников, поэтому буду искренне рада, если кому-нибудь моя разработка поможет в дальнейшей работе.

Конкурс 2.«Что это?»

Командам, по очереди будут предложены четверостишья-загадки, за каждый правильный ответ по 1 баллу.

1. Не оставит без ответов,

Телевизор умный этот,

Задавай вопрос быстрей

И смотри-ка на (дисплей)

2. Как заправский эрудит

Он легко руководит

Вычислительным процессом

Ум компьютера –. (процессор)

3. Чтобы мысль не потерять,

Нужно в файл всё записать,

А потом без всякой спешки

4. На вопросы даст ответ

Наш помощник – Интернет.

Письма быстро получаем,

К телефону подключаем

Вещь, известную не всем!

Называется. (модем)

5. Он решает все проблемы

И содержит микросхемы.

Для компьютера – как бог,

Лучший друг –. (системный блок)

6. Вдруг на беленьком листочке

Появляться стали точки,

Строки выросли из слов.

Вот и текст уже готов.

Очень быстро, словно спринтер

На печать выводит … (принтер)

Конкурс «В мире логики»

I. «Декодирование информации »

1) рпгоармма – ывосакя опзэяи, ерузьлатыт ёе аробыт ргбуяа рпзоа. («Программа – высокая поэзия, результаты её работы грубая проза» , переставлены чётные и нечётные буквы в словах)

2) йай жгнпнбн, цсн брд лъ жгдры рдвнгмю рнапакзры («Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» , каждая буква заменена на предыдущую)

3) рпиесбгмяён тбньц гётжмьц й обцпешйгьц («Поздравляем самых весёлых и находчивых» , каждая буква заменена на следующую за ней)

Максимальная оценка 2 балла

Конкурс 4. «Работа с компьютером»

Задание 1. С обеих команд выбирается один человек. С завязанными глазами он должен нарисовать в программе Paint домик (Рисунок 1) . Программы заранее открыты на компьютерах.

Жюри оценивает рисунки по 5-ти бальной шкале.

Рисунок 1.

Задание 2. С обеих команд выбираются по два человека, которые должны на скорость и правильность набрать текст.

«Информатизация шагает по стране :

И в крупном мегаполисе, и в маленьком селе.

Компьютеризация проникла в каждый дом :

Мы видим ноутбуки, компьютеры кругом»

Это задание оценивается в 2 этапа, первый правильность, второй-скорость. Правильность оценивается в 5 баллов, но за каждые 2 допущенные ошибки снимается один балл, за скорость присваивается 1 балл.

Задание 3. С команды выбираются по 1 человека, которые должны нарисовать заданный рисунок (Рисунок 2) . Оценивается правильность выбранных инструментов, начать рисовать с квадрата, далее проводить прямые лини. Жюри оценивает рисунок по 5-ти бальной системе.

Рисунок 2

Ведущий. Конкурс «ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ »

Помните анекдот : «Встретились двое глухих. Один держит в руке удочку. Другой спрашивает : «Ты что на рыбалку собрался?» - «Да нет, я на рыбалку» - «А я думал, ты на рыбалку…»

Информация была передана , но до адресата не дошла. При любом обмене информацией должны существовать её приемник и источник, иначе этот обмен не будет иметь никакого смысла.

Сейчас команды по очереди будут выступать в роли приемника и источника информации . А передавать информацию они будут невербальным способом, т. е. с помощью мимики и жестов. Один из представителей команды должен изобразить тот предмет, который написан у него на листе. Другие команды должны отгадать, что он изображает.

Прошу капитанов получить у меня задания. На подготовку командам дается 3 мин.

Изобразить мимикой и жестами :

для команды 1 : сканер

для команды 2 : принтер

Конкурс 5. «Сто к одному»

Командам задается вопрос, Если команда открывает первую строчку им дается возможность ответить на второй порос, если вторую и последующие, то количество баллов за ответ записывается, и переходим к другой команде.

Кол-во баллов написано напротив каждого ответа.

1. Что в математике самое сложное?

1. Все – 30

2. Задачи – 25

3. Думать – 20

4. теоремы – 15

2. Что можно делать на компьютере?

1. играть – 30

2. набирать текст – 25

5. работать в Интернете – 10

6. чертить – 5

3. Что мешает делать уроки?

1. Телевизор – 30

2. Музыка – 25

3. Шум – 20

4. лень – 15

5. родители – 10

6. любовь – 5

4. Из чего состоит системный блок?

1. процессор – 30

2. мат. плата – 25

3. память – 20

4. винчестер – 15

5. сидером – 10

6. видеоплата – 5

5. Какой предмет занятий самый интересный?

1. Компьютер – 30

2. Прогулка – 25

3. Телевизор – 20

4. Музыка – 15

5. Животные – 10

6. Уроки – 5

6. Что такое MS Word?

1. Компонент MS Office – 30

2. Программа для печатания – 25

3. Текстовый редактор – 20

4. Программа установленная на компьютере - 10

5. Не знаю. -5

Ведущий : Мы переходим к следующему конкурсу «Опознай пословицу»

На задание дается 3 мин. За каждый правильный ответ 1 балл.

Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как звучат они в оригинале.

Компьютер - лучший друг.

(Книга - лучший друг.)

Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты.

(Скажи мне, какой у тебя друг, и я скажу, кто ты.)

Без компьютера жить, только небо коптить.

(Без труда жить, только небо коптить.)

На дисплей неча пенять, коли видеокарта крива.

(На зеркало неча пенять, коли рожа крива.)

Без винчестера - полсироты, а без материнской платы - и вся сирота.

(Без отца - полсироты, а без матери - и вся сирота.)

Компьютер без программы - что фонарь без свечи.

(Голова без ума - что фонарь без свечи.)

Компьютер не принадлежит человеку, а человек принадлежит компьютеру.

(Золото не принадлежит скупому, а скупой принадлежит золоту.)

Не смейся над старыми компьютерами, и твой будет стар.

(Не смейся над старыми, и сам будешь стар.)

Компьютер памятью не испортишь.

(Кашу маслом не испортишь.)

Компьютер на столе не для одних только игр.

(Голова на плечах не для одной только шапки.)

По ноутбуку встречают, по уму провожают.

(По одёжке встречают, по уму провожают.)

На IBM PC «яблоки» не растут.

(На сосне яблоки не растут.)

Ведущий :

Пришло время подвести итоги нашего турнира. Слово жюри.

Подведение итогов турнира.

Всем спасибо за вниманье.

За задор и звонкий смех,

За огонь соревнованья,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь -

Говорим мы : «До свиданья,

До счастливых новых встреч!»