Презентация на тему "григорий бенционович остер ". Конспект урока по литературному чтению "Г.Остер Будем знакомы" Вопросы к сказке г остера будем знакомы

Презентация на тему "григорий бенционович остер ". Конспект урока по литературному чтению "Г.Остер Будем знакомы" Вопросы к сказке г остера будем знакомы

Слайд 2

Григорий Бенционович Остер-писатель 21 века

65 лет 27.11.1947

Слайд 3

Цель проекта:

Главный предмет исследования – творчество Г. Остера, современного детского писателя. Определить роль книг Остера в современной детской литературе. Показать детям, как можно говорить в шутку о серьёзных проблемах. ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ УЧАЩИХСЯ К ЗЛОБОДНЕВНОСТИ ТВОРЧЕСТВА Г.Б. ОСТЕРА В НАШИ ДНИ, ПРОЯВИТЬ ИНТЕРЕС К ЛИЧНОСТИ САМОГО ПИСАТЕЛЯ, ДОКАЗАТЬ, ЧТО ОСТЕР Г.Б. ЯВЛЯЕТСЯ ПИСАТЕЛЕМ, ОБЩЕСТВЕННЫМ ДЕЯТЕЛЕМ 21 ВЕКА.

Слайд 4

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Исследовать биографию писателя. Выявить личностные качества, проявленные в творчестве писателя. Изучить рейтинг детских и взрослых пользователей интернет-сайта писателя. Сделать выводы о значимости творчества писателя в наши дни.

Слайд 5

Актуальность проекта

Одной из самых острых и трудноразрешимых проблем является потеря детьми интереса к чтению. Ребёнок окружён множеством привлекательных вещей. Это живые и интересные в его представлениях предметы. Экран, схемы, компьютер вытесняют книгу из детского возраста. Во-вторых, рынок наполнен “дешёвой” литературой: комиксами, кроссвордами. Нежелание нового поколения читать хорошие книги – это путь в никуда. Знакомство с творчеством Г. Остера, с его современными книгами, даёт положительный результат. Читая книги Остера, ребёнок приобщается к высокохудожественной детской литературе.

Слайд 6

Григорий Остер

Слайд 7

Биография

Детство и юность провел в Ялте. В 1966 году прошёл службу на Северном флоте. В 1970 поступил на отделение драматургии Литературного института им. М. Горького в Москве, который закончил в 1982 году. Автор многих произведений для детей, таких как «Сказка с подробностями», «Папамамалогия», «Воспитание взрослых», «Бабушка удава», «Вредные советы», «Гадание по рукам, ногам, ушам, спине и шее». Написал сценарии мультфильмов «38 попугаев», «Попался, который кусался!», «Котёнок по имени Гав», «Обезьянки» и др., художественного фильма «До первой крови». Женат третьим браком, отец пятерых детей.

Слайд 8

Одесса

Детский писатель. Родился 27 ноября в Одессе в семье портового механика. Окончив среднюю школу в 1966 г., в течение трех лет служил на Северном флоте. В 1969 г. возвращается в Одессу. В 1970 г. приезжает в Москву, поступает в Литературный институт им. М. Горького на отделение драматургии. Учится заочно. В 1982 г. окончил институт.

Слайд 9

Кукольный театр

За эти годы написал пьесы для кукольных театров

Слайд 10

Григо́рийБенцио́нович Остёр (лит. псевдоним «Остёр»;

род. 27 ноября 1947, Одесса, УССР) - русский писатель, сценарист, драматург, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2007). Создатель жанра «Вредных советов» и автор первого русского гипертекстуального романа «Сказка с подробностями»

Слайд 11

Слайд 12

В 2004 году, по предложению Администрации Путина, разработал сайт «Президент России гражданам школьного возраста». С 7 сентября 2008 вместе с певицей Глюкoz’ой ведёт программу «Детские шалости» на СТС. В изданной в Канаде антологии детской литературы Григорий Остёр со своими «Вредными советами» был самым многотиражным - 12 млн.экземпляров, в то время как прочие авторы удостаивались максимум 300-400 тыс.

Слайд 13

"Доброе дело" (1975) "Человек с хвостом"(1976) "Все волки боятся"(1979) "Тридцать восемь попугаев» "Котенок по имени Гав"(1979) "Привет мартышке"(1983) "Секретный фонд"(1986) "Бабушка удава» "Гадание по рукам, ногам, ушам, спине и шее" "Детские суеверия" "Вредные советы"(1996)

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Один из разработчиков сайта президента России Владимира Путина

  • Слайд 17

    Фильмы Остера

    «До первой крови» (1990) - фильм о военно-патриотической игре пионеров «Зарница».

    Слайд 18

    Театральные постановки

    Спектакль «Вредные советы» в московском театре «Школа современной пьесы». Спектакль «Вредные советы» в театр-студии «Образ» п/р Владимира Шохина. Музыкальный спектакль «Клочки по закоулочкам» в Новом Драматическом Театре, в Каменск-Уральском театре "Драма Номер Три" в постановке Людмилы Матис. Спектакль «Привет Мартышке!» в Каменск-Уральском театре "Драма Номер Три" в постановке Ирины Симановой.

    Слайд 19

    Изобретательство:

    Г. Б. Остером придуманы новые науки, например «Ничеговедение», «Конфетоедение», «Вритература», «Квартироведение» и другие. Учебники по этим полезным предметам уже изданы. открыл «Школу ужасов», пособие «Визгультура или Семейная качалка», задачи для родителей «Противные задачи», книги по гаданию «Гадание по рукам, ногам, ушам, спине и шее», книги о приметах и суевериях, анкеты, энциклопедические статьи и рассказы без концовок (читатели могут их сами придумать).

    Слайд 20

    Расписание уроков

    1. Папамамалогия 2. Дурематика 3. Людоедение 4. Конфетоедение

    Слайд 21

    Заслуги

    Лауреат Гос. премии РФ (2002). Награждён указом Президента России № 1327 от 3 октября 2007 года

    Слайд 22

    Суть его творчества:

    «Я всегда занимался детьми [...] давал вредные советы, когда им морочила голову советская власть. Пытался объяснить, что если в одной точке планеты собирается большое количество послушных детей, то они вырастают в большое количество послушных взрослых»

    Слайд 23

    Его исключительность:

    Феномен Остера в современной российской культуре и детской литературе не имеет себе равных. За исключением Успенского, его статус трудно сравнить со статусом какого-либо другого современного детского писателя. Его «Вредные советы» распродаются фантастическими тиражами, его мультфильмы стали классикой при жизни автора, его авторитет в теле- и радиопрограммах по воспитанию детей и детскому чтению непоколебим.

    Слайд 24

    Популярность:

    Многочисленные «вредные советы» стали заметным явлением современной российской культуры. Так же как и остеровские приколы, их можно купить практически везде: в аэропорту, на вокзале, в киоске. Если вы спросите совета о том, какую развлекательную книжку купить для ребенка, вам, скорее всего, посоветуют что-нибудь из остеровских приколов.

    Слайд 25

    Слайд 26

    Использованная литература:

    1. Григорий Бенционович Остер (р. 1947) // Я познаю мир: Дет. энциклопедия: Литература. – М.: АСТ, 1997. – С.298-301. 2. Елин Г. Григорий Остер: «Откуда берется любовь» / Г. Елин // Московские новости. – 1994. - № 65. – С.5. 3. Качук Г. Папа мягкий. Он простит… / Г. Качук // Работница. – 1995. - № 10. – С.10-12. 4. Корф О. «Ненаглядное пособие» по математике, или «Могут я и дети полюбить манную кашу» / О. Корф // Начальная школа. – 1995. - № 3. – С. 92-93. 5. Мишукова А. А. Остер Григорий Бенционович / А. А. Мишукова // Очерки о детских писателях: Справочник для учителей начальной школы. – М.: Баласс, 1999. – С. 151-153. 6. Интернет-сайты: http://www.uznay-prezidenta.ru/index.php?p=3-4&v=fi01 http://www.oster-detyam.ru/ http://lib.ru/ANEKDOTY/osterwred.txt



























    Включить эффекты

    1 из 27

    Отключить эффекты

    Смотреть похожие

    Код для вставки

    ВКонтакте

    Одноклассники

    Телеграм

    Рецензии

    Добавить свою рецензию


    Аннотация к презентации

    Презентация на тему "Григорий Бенционович Остер" рассказывает о российском писателе, сценаристе, драматурге, телеведущем. Остер -заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Создатель жанра «Вредных советов» и автор первого русского гипертекстуального романа «Сказка с подробностями».

    1. "Зарядка для хвоста"
    2. "Вредные советы"
    3. Потом писатель придумал
    4. "Сказка с подробностями"
    5. Юбилеи детских писателей

      Формат

      pptx (powerpoint)

      Количество слайдов

      Новиковой Д. И.

      Аудитория

      Слова

      Конспект

      Присутствует

      Предназначение

      • Для проведения урока учителем

    Слайд 1

    Слайд 2

    Один из самых читаемых и издаваемых сегодня детских писателей, родился в Одессе в семье моряка. Стихи начал писать в 16 лет. Первый сборник вышел в Мурманске в 1975 году, когда писатель служил матросом на Северном флоте. Заочная учёба в Литературном институте заняла 12 лет. За это время он поработал в Ялте сторожем на Полянке сказок, написал множество сценариев к мультфильмам, детские пьесы и стихи.

    Слайд 3

    В 1990 году издал первую книгу «Вредных советов». Или «Нарушение правил вежливости, приличия, этикета и другого». Педагоги попадали от неё в обморок, а дети и родители читали с восторгом.

    Слайд 4

    «Если вы по коридору
    Мчитесь на велосипеде,
    А навстречу вам из ванной
    Вышел папа погулять,
    Не сворачивайте в кухню,
    В кухне твёрдый холодильник,
    Тормозите лучше в папу,
    Папа мягкий. Он простит.»

    Слайд 5

    После «Вредных советов» Григорий Остер начал сочинять нескучные задачи, и вышел «Задачник». ЗАДАЧКА:150 мальчиков дёрнули за косички 285 девочек. 80 дёрнутых заревели, а остальные дали сдачи. Сколько девочек дали сдачи?

    Слайд 6

    Потом писатель придумал «Нечеговедение», «Конфетоведение», «Вритературу», «Квартироведение» «Папамамалогию», «Визгкультура», «Остров Эскадо», «Книга о вкусной и здоровой пище людоеда», «Петька-микроб».

    ***Учебники по этим важным предметам уже начали появляться в магазинах.

    Слайд 7

    «Ничего прекрасней детства
    Человеку не дано.
    Свет его сквозь годы мчится
    В подрастающей душе.
    Знай, что в каждом взрослом сердце
    Есть заветный уголок,
    Там калачиком свернулся
    Папин старенький ремень.»

    Слайд 8

    «Когда родители вбегут
    И спрашивать начнут,
    О чём же думал ты, когда
    Плевался из окна,
    Кормил салатом пылесос,
    Газеты поджигал
    И спихивал с балкона вниз
    Фарфоровый сервиз,
    Спроси родителей своих:
    А сами-то они
    На что надеялись, когда
    Себе однажды вдруг
    Решили мальчика родить
    И завели тебя?»

    Слайд 9

    Кроме вредных советов и задач, Григорий Остер пишет замечательные сказки. Одна из них- «Сказка с подробностями». В ней 2 главы: глава первая и глава последняя. А остальное – «подробности».

    Слайд 10

    Приходилось ли вам решать такие задачи:

    • «Мост плюс уши делим на щук, отнимаем мотоцикл с коляской и полученный результат умножаем на овец.
    • То, что получится, снова делим. Теперь уже на домино. В результате мы имеем: приличную скорость и рога в уме. Всё правильно, ответ сходится»
    • Так вычислял скорость своего мотоцикла один из героев книжки –Иван.
  • Слайд 11

    «Портфель свой с вечера готовь,
    Сначала положи
    Туда учебники, потом
    Насыпь карандаши,
    Добавь тетради, накроши
    Заполненный дневник
    И, кипятком залив, поставь
    На медленный огонь…»

    Слайд 12

    Было время, когда даже учёные считали, что самые маленькие существа на свете – это блохи. Никто и не думал, что рядом с нами, внутри нас и вокруг нас существует огромный мир невидимок – микробов.Вот об этих существах -невидимках Григорий Остер написал сказку «ПЕТЬКА-МИКРОБ»

    Слайд 13

    • Сказка эта непростая, а НАУЧНО-ПОЗВАТЕЛЬНАЯ.
    • Из неё можно узнать о микроскопе, о вредных и полезных микробах, о том, как получаются кефир и простокваша и как работают учёные.
    • А кто из вас хочет стать учёным или врачом?
    • Значит эта сказка для вас.
  • Слайд 14

    «Пальто и куртку не носи,
    Носки не одевай,
    В мороз и слякоть выбегай
    Из дома налегке.
    Ходи без шапки, но трусы
    Всегда бери с собой,
    Чтоб, если вдруг простынешь, мог
    В них высморкаться ты».

    Слайд 15

    «Если твой сосед по парте
    Стал источником заразы,
    Обними его – и в школу
    Две недели не придёшь».

    Слайд 16

    «Если с грязными ногтями
    Две недели походить,
    То под каждым грязным ногтем
    Заведётся жуткий яд,
    И когда во время драки
    Поцарапаешь врага,
    Молча он в мученьях страшных
    На глазах твоих умрёт».

    Слайд 17

    «Когда, открыв аптечку, ты
    Найдёшь таблетки там,
    Не привередничай, бери
    И кушай всё подряд.
    Пускай похвалит мама твой
    Прекрасный аппетит,
    Когда под шкафчиком с крестом
    Потом найдёт тебя».

    Слайд 18

    «Не обижайся на того,
    Кто бьёт руками вас,
    И не ленитесь каждый раз
    Его благодарить,
    За то, что жалея сил
    Он вас руками бьёт,
    А мог бы в эти руки взять
    И палку, и кирпич.»

    Слайд 19

    «Потерявшийся ребёнок
    Должен помнить, что его
    Отведут домой, как только назовёт он адрес свой.
    Надо действовать умнее,
    Говорите: «Я живу
    Возле пальмы с обезьяной
    На далёких островах».
    Потерявшийся ребёнок,
    Если он не дурачок,
    Не упустит верный случай
    В разных странах побывать»

    Слайд 20

    «Убегая от трамвая,
    Не спеши под самосвал.
    Погоди у светофора,
    Не покажется пока
    Скорой помощи машина-
    В ней полным полно врачей.
    Пусть они тебя задавят.
    Сами вылечат потом.»

    Слайд 21

    «Совершать свои поступки
    Уходи в другой район,
    Потому что, если дома
    Ты их будешь совершать,
    Потрясённые соседи
    Могут взять с тебя пример,
    И тогда в твоём квартале
    Невозможно станет жить».

    Слайд 22

    «Приближаясь к незнакомым мальчикам,
    Девочка должна уже заранее
    Им навстречу корчить рожи злобные,
    Камни, палки, кулаки показывать.
    Пусть издалека ещё почувствуют,
    Что не даст себя в обиду девочка».

    Слайд 23

    «Руками никого нигде
    Не трогай ничего.
    Не впутывайся ни во что
    И никуда не лезь.
    В сторонку молча отойди,
    Стань скромно в уголке
    И тихо стой не шевелясь,
    До старости своей».

    Слайд 24

    • Одни, читая эти книги, весело смеются, другие пишут возмущённые письма и критикуют.Но многотысячные тиражи книг писателя востребованы читателями.
    • Он стал лауреатом конкурса читательских симпатий «золотой ключик» (1996г). По его сценариям снято более 60 мультфильмов.
    • Котенок по имени Гав, герои сериала «38 попугаев» и другие придуманные Григорием Остером персонажи заняли прочное место среди любимцев детворы.
  • Слайд 25

    Н.Н.Мовшевич

  • Слайд 26

    Слайд 27

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    Цель:

    Задачи:

    • Личностные:
    • Регулятивные:
    • Познавательные:
    • Коммуникативные:

    Материал и оборудование:

    Ход урока.

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

    Стадия вызова.

    1. Проблемная ситуация.

    Приём «Ключевые слова».

    Фаза осмысления.

    -

    Приём «Вопросная таблица».



    Работа в парах.

    Фаза рефлексии.

    Приём «Синквейн».

    -

    существительное

    2 прилагательных

    3 глагола

    предложение из 4 слов

    Итог урока.

    Домашнее задание.

    «Вредные советы»

    Если ты пришел к знакомым,
    Не здоровайся ни с кем.
    Слов: «пожалуйста», «спасибо»
    Никому не говори.
    Отвернись и на вопросы
    Ни на чьи не отвечай.
    И тогда никто не скажет
    Про тебя, что ты болтун.
    Если всей семьей купаться
    Вы отправились к реке,
    Не мешайте папе с мамой
    Загорать на берегу.
    Не устраивайте крика,
    Дайте взрослым отдохнуть.
    Ни к кому не приставая,
    Постарайтесь утонуть.
    Бейте палками лягушек.
    Это очень интересно.
    Отрывайте крылья мухам,
    Пусть побегают пешком.
    Тренируйтесь ежедневно,
    И наступит день счастливый -
    Вас в какое-нибудь царство
    Примут главным палачом.
    Никогда не мойте руки,
    Шею, уши и лицо.
    Это глупое занятье
    Не приводит ни к чему.
    Вновь испачкаются руки,
    Шея, уши и лицо,
    Так зачем же тратить силы,
    Время попусту терять.
    Стричься тоже бесполезно,
    Никакого смысла нет.
    К старости сама собою
    Облысеет голова.

    Как получаются легенды

    Конспект урока литературного чтения, проводимого 17 мая 2013 года в «3» классе учителем начальных классов МАОУ СОШ с. Песь, Новиковой Дарьей Игоревной.

    Тема: Г.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды».

    Цель: изучение творчества Г. Остера на примере его произведений: «Вредные советы» и «Как получаются легенды».

    Задачи:

    • Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных произведений с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
    • Регулятивные: использовать в работе дополнительный материал.
    • Познавательные: представлять информацию в виде таблицы; анализировать, сравнивать ситуации, представленные в произведении.
    • Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на поступки; выполняя различные роли в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы.

    Материал и оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал (биография писателя, отрывки из книги «Вредные советы»).

    Ход урока.

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

    Чтение по ролям рассказа Ю.И. Ермолаева «Воспитатели».

    Как вы думаете, почему писатель дал такое название рассказу? (Автор смеется, иронизирует над этими мальчиками.)

    Почему хорошие начинания мальчиков не имели успеха? (Потому что они слишком рьяно взялись за дело и в каждом ребенке видели обидчика другого; они пытались воспитывать, учить детей, не разобравшись в причине.)

    Стадия вызова.

    1. Проблемная ситуация.

    Приём «Ключевые слова».

    «Котёнок по имени Гав», «38 попугаев», «Бабушка удава», «Зарядка для хвоста», «Ненаглядное пособие по математике», «Вредные советы». (слайд 1)

    В самом начале открываются только первые 4 фразы.

    Что написано на доске? Скажите, что вам из этого знакомо? Как вы думаете, как они связаны между собой?

    Если дети не смогли ответить, открывается еще одно выражение. Опять задаётся вопрос:

    Как теперь связаны эти фразы?

    Открывается последнее выражение, по которому дети могут догадаться, что всё это произведения писателя Георгия Остера. (слайд 2)

    2. Постановка учебной задачи.

    Сегодня на уроке мы должны познакомиться с творчеством Г. Остера.

    Фаза осмысления.

    1. Работа с биографией писателя.

    - Какие книги этого писателя вы уже читали?

    У Григория Остера много различных интересных книг. Сейчас вы узнаете немного и о жизни писателя.

    Приём «Вопросная таблица».

    На партах лежат листы с краткой биографией писателя. Дети должны, используя этот дополнительный материал, заполнить столбцы таблицы.

    Ребята, у вас на партах лежат листы бумаги, на которых вы можете увидеть краткую биографию писателя. (Один ученик читает биографию). (слайд 3)

    Возьмите в руки карандаш и отметьте те моменты, которые вам показались наиболее интересными (их должно быть не менее трёх).

    2 – 3 ученика зачитывают то, что отметили.

    Ниже вы видите таблицу, которая состоит из 5 столбиков. В самом верху написаны вопросы. Ваша задача – заполнить столбцы таблицы, используя тот материал, который вы отметили..

    Дети начинают заполнять таблицу вместе с учителем, затем продолжают самостоятельно.

    • Григорий Бенционович Остер (р. 1947 году).
    • Григорий Остер – детский писатель. Он родился в 27 ноября 1947 года в Одессе.
    • В 1970 году приезжает в Москву и поступает в институт.
    • Во время учёбы писал пьесы для кукольных театров.
    • В 1975 году вышла первая детская книжка.
    • В 1990 году публикует знаменитые детские книги: «Бабушка удава», «Вредные советы». Пишет сценарии для мультсериалов «Зарядка для хвоста», «38 попугаев» и другие.
    • В последние годы появились книжки новой серии: «Задачник. Ненаглядное пособие по математике», «Физика. Ненаглядное пособие. Задачник».
    • С 2008 вместе с певицей Натальей Ионовой ведёт программу «Детские шалости» на телеканале СТС.

    Проверка заполненной таблицы. 2-3 ученика зачитывают то, что получилось.

    Познакомились с интересными фактами из жизни писателя, теперь приступим к знакомству с его произведениями.

    2. Работа с «Вредными советами».

    Открыли стр.183. Читаем первый совет самостоятельно и готовимся читать вслух.
    - Объясните смысл этого совета.
    - Какой полезный совет скрывается в этом вредном? (В общественном транспорте уступайте место пожилым людям).

    Работа в парах.

    Каждая пара получает по одному вредному совету. Дети готовятся выразительно их читать, объясняют смысл совета, подбирают полезный совет.

    Проверка работы в парах. (слайды 4 – 9). Составление сборника полезных советов.

    Почему советы называются добрыми?

    3. Работа с рассказом «Как получаются легенды».

    Прочитайте название рассказа. Как вы понимаете слово «легенда»? (слайд 10).

    Легенда – 1) поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. 2) О героических событиях прошлого. 3) Вымышленные сведения о себе того, кто выполняет секретное задание.

    Приём «Чтение с остановками».

    Как вы думаете, о чём этот рассказ?

    Для того, чтобы узнать так ли это или нет начинам чтение рассказа.

    Читаем первый абзац. Остановка.

    Мы начали чтение, скажите, пока оправдались ли наши предположения по поводу того, о чём рассказ?

    Читаем легенду о мальчике. Сравниваем текст с нашими предположениями.

    Аналогичная работа производится с легендой о девочке, которая очень плохо ела и совсем не пила молока.

    А теперь попробуйте составить свои легенды.

    2 – 3 ученика рассказывают легенды.

    Фаза рефлексии.

    Приём «Синквейн».

    - Сегодня мы познакомились с творчеством писателя Г. Остера. В завершении урока попробуем составить синквейн об этом писатели.

    существительное

    2 прилагательных

    3 глагола

    предложение из 4 слов

    Итог урока.

    Чему вы сегодня научились? Возникали ли у вас трудности при выполнении заданий? Что вам удалось больше всего?

    Домашнее задание.

    Подготовить выразительное чтение стихотворения Р. Сеф «Весёлые стихи».

    «Вредные советы»

    Если ты пришел к знакомым,
    Не здоровайся ни с кем.
    Слов: «пожалуйста», «спасибо»
    Никому не говори.
    Отвернись и на вопросы
    Ни на чьи не отвечай.
    И тогда никто не скажет
    Про тебя, что ты болтун.
    Если всей семьей купаться
    Вы отправились к реке,
    Не мешайте папе с мамой
    Загорать на берегу.
    Не устраивайте крика,
    Дайте взрослым отдохнуть.
    Ни к кому не приставая,
    Постарайтесь утонуть.
    Бейте палками лягушек.
    Это очень интересно.
    Отрывайте крылья мухам,
    Пусть побегают пешком.
    Тренируйтесь ежедневно,
    И наступит день счастливый -
    Вас в какое-нибудь царство
    Примут главным палачом.
    Никогда не мойте руки,
    Шею, уши и лицо.
    Это глупое занятье
    Не приводит ни к чему.
    Вновь испачкаются руки,
    Шея, уши и лицо,
    Так зачем же тратить силы,
    Время попусту терять.
    Стричься тоже бесполезно,
    Никакого смысла нет.
    К старости сама собою
    Облысеет голова.

    Как получаются легенды

    В раннем детстве люди верят во всё. И в шапку-невидимку, и в бабу-ягу, и в то, что на свете бывают мальчики и девочки, которые никогда не балуются, всегда слушаются старших и с утра до вечера вытирают ноги, прежде чем куда-нибудь войти... В каждой стране, в каждом городе, даже в каждом дворе рассказывают свои мифы и легенды. А перед тобой, уважаемый читатель, лежат легенды, которые рассказывают друг другу в Лавровом переулке. Есть в Лавровом переулке легенды старинные, которые ещё прадедушки и прабабушки рассказывали бабушкам и дедушкам, дедушки и бабушки папам и мамам, а папы и мамы и сейчас рассказывают их своим детям. Вот, например, легенда про мальчика, который никогда не умывался. (остановка)

    Ему говорили: «Посмотри на себя! На кого ты похож?» А он отвечал: «На дедушку и немножко на тётю Раю, которая живёт в Одессе». В конце концов он стал такой грязный, что однажды мама не узнала его и не пустила домой. Несчастному ребёнку пришлось уйти в лес, и всю дальнейшую жизнь он прожил там, сидя на дереве. (остановка)

    Есть другая история про девочку, которая очень плохо ела и совсем не пила молока. (остановка) Эта девочка стала такая худенькая и лёгонькая, что однажды её унёс ветер. И обратно не принёс. Говорят, она до сих пор где-то летит вверх ногами… (остановка)

    Вот такие удивительные мифы и легенды рассказывают родители своим детям в Лавровом переулке. Но те легенды, которые мальчики и девочки Лаврового переулка рассказывают друг другу, ещё удивительней.

    Скачать конспект

    На сегодняшний день в литературном чтении существует проблема – неумение слушать. В связи с этим как педагогам, так и родителям необходимо развивать его у детей.

    Также встаёт вопрос о необходимости развивать продуктивное чтение. Данный урок в этом Вам поможет!

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

    Составитель:

    учитель начальных классов,

    Чигоревская Юлия Игоревна

    МОУ «СОШ «Рахьнский центр образования»,

    Ленинградская область,

    Всеволожский район

    Урок по литературному чтению

    2 класс

    (внеклассное чтение)

    Аннотация

    На сегодняшний день в литературном чтении существует проблема – неумение слушать. В связи с этим как педагогам, так и родителям необходимо развивать его у детей.

    Также встаёт вопрос о необходимости развивать продуктивное чтение. Данный урок в этом Вам поможет!

    Цели урока:

    1. Познакомить учащихся с произведением Г. Остера «Будем знакомы»;
    2. Совершенствовать умение предвосхищать содержание текста по названию, умение отвечать на вопросы по содержанию текста, умение самостоятельно ставить вопросы;
    3. Развивать умение эмоционально откликаться на художественное произведение, умение высказывать самостоятельные суждения о прочитанном;
    4. Воспитывать толерантность, чувство дружбы, хорошие манеры.
    • Заметка для учителя:

    В ходе знакомства с произведением мы воспринимаем три вида информации:

    1. Фактуальная информация – лежит на поверхности (кто? где? когда?)

    3. Концептуальная информация (главная мысль произведения)

    Существует четыре вида чтения:

    1. Изучающее чтение (анализ)

    2. Поисковое чтение (задания: докажи, найди подтверждение)

    3. Ознакомительное чтение (само чтение)

    В ФГОС нового поколения выделяются результаты освоения материала. Предметными результатами будет само чтение. Метапредметными результатами будет являться использование просмотрового чтения (быстрое знакомство с текстом нам в дальнейшем необходимо в жизни).

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Ребята, сегодня мы с Вами познакомимся с произведением Г. Остера (не стоит указывать жанр произведения, необходимо подвести ребёнка к тому, что это за жанр, почему они так считают! )

    Этапы работы с текстом:

    Первый этап. До чтения.

    Учитель не произносит название произведения, а пишет его на доске (пусть дети сами читают )

    Необходимо, чтобы учебники у детей были закрыты, так будет развиваться воображение.

    А как Вы думаете, к какому жанру будет относиться это произведение ? (дети только предполагают, но учитель не называет правильного ответа )

    А как Вы думаете, о чём оно будет? (необходимо детей заинтересовать )

    На доске учитель пишет ключевые слова данного произведение, дети их сами читают (очень актуально для 1-2 класса; не более 7 слов )

    Ключевые слова:

    • Африка
    • слонёнок
    • мартышка
    • знакомство
    • удав
    • попугай

    Если есть иллюстрация к произведению, картинки – рассмотреть их, если нет то учитель предлагает детям подумать, а какую можно было бы нарисовать? (снова предложить детям пофантазировать )

    Второй этап. Чтение произведения учителем, дети слушают (учитель читает только первую часть, потом дети будут сами дочитывать)

    Г.Остер

    БУДЕМ ЗНАКОМЫ

    Здравствуй, уважаемый Ребёнок!

    Пишет тебе детский писатель. Этот писатель – я. Меня зовут – Григорий Остер. Как зовут тебя, я не знаю, но я догадываюсь.

    И ещё я догадываюсь, что тебе хочется услышать какое-нибудь произведение (заменили на произведение, так как мы ещё только предположили что это может быть за жанр!) . Если я правильно догадываюсь, тогда слушай. А если я догадываюсь неправильно и тебе не хочется слушать произведение, тогда не слушай. Оно никуда не денется, оно тебя подождёт.

    А как произведение может нас подождать? (предположения детей)

    Приходи, когда захочешь, и ты услышишь его всё от начала до конца.

    Но ты, уважаемый Ребёнок, всё-таки не очень задерживайся, а то станешь взрослым и тебе будет уже не так интересно слушать произведение про слонёнка, мартышку, удава и попугая.

    Почему нам станет не интересно его уже слушать? (предположения детей)

    Эти слонёнок, попугай, удав и мартышка жили в Африке.

    Каждый день они собирались вместе и придумывали что-нибудь интересное.

    А что они могли придумывать? (предположения детей)

    Или просто разговаривали. Или мартышка пела смешные песенки, а удав, слонёнок и попугай слушали и смеялись. Или слонёнок задавал умные вопросы, а мартышка, попугай и удав отвечали. Или слонёнок и мартышка брали удава и крутили, как скакалку, а попугай прыгал через него.

    Как Вы думаете, к какому жанру относится данное произведение? Почему?

    И всем было весело, особенно удаву. Слонёнок, попугай, удав и мартышка всегда радовались, что они знакомы друг с другом и играют вместе. Поэтому все удивились, когда мартышка однажды сказала:

    • Ах, как жаль, что мы знакомы друг с другом!

    А как Вы думаете, почему мартышка так сказала? (предположения детей)

    • Разве тебе не интересно с нами? – обиделся попугай.
    • Нет, вы меня не поняли! – замахала руками мартышка.

    А как мартышка замахала руками? Покажите (чтобы специально не делать физ. минутки, можно использовать живые картины)

    – Я совсем не то хотела сказать. Я хотела сказать: как жаль, что мы уже знакомы.

    Почему мартышке жаль, что они уже знакомы? (предположения детей)

    – Вот было бы интересно нам всем ещё раз познакомиться. Я бы с удовольствием познакомилась с тобой, слонёнок, ты такой вежливый, с тобой, попугай, ты такой умный, с тобой, удав, ты такой длинный.

    • И я, – сказал удав, – с удовольствием познакомился бы с тобой, мартышка, с тобой, слонёнок, и с тобой, попугай.
    • И я, сказал слонёнок. – С удовольствием.
    • Но ведь мы уже знакомы! – пожал плечами попугай.

    Как попугай пожал плечами? Покажите

    • Вот и я говорю, – вздохнула мартышка. – Как жаль!

    Как мартышка вздохнула? Покажите (использование живой картины)

    • Друзья! – вдруг сказал удав и взмахнул хвостом. – А почему бы нам не познакомиться ещё раз!
    • Два раза подряд знакомиться нельзя! – сказал попугай.

    А почему нельзя знакомиться два раза подряд? (предположения детей)

    – Если с кем-нибудь знаком, то это уже навсегда. Ничего тут не поделаешь.

    • А мы, – предложил слонёнок, - давайте возьмём и познакомимся сначала!
    • Правильно! – сказал удав. – Давайте разойдёмся, а потом случайно встретимся и познакомимся.
    • Ой! – заволновался слонёнок.

    Почему слонёнок заволновался? (предположения детей)

    – А вдруг мы случайно не встретимся?

    • Ну, это-то как раз не беда! – сказал попугай. – Если мы не встретимся случайно, мы потом встретимся нарочно.

    А как это «нарочно»? (предположения детей)

    Мартышка закрыла руками глаза и закричала:

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Начинаю вас не знать!

    Расходитесь, разбегайтесь,

    Чтобы встретиться опять!

    Когда мартышка открыла глаза, никого не было. Потом из-за дерева вышел слонёнок. Из травы выполз удав. А из-под куста вылез попугай. Все доброжелательно посмотрели друг на друга и стали знакомиться.

    Что значит «посмотреть доброжелательно»? Как это? (предположения детей)

    Мартышка пожала попугаю крылышко.

    Пожмите друг другу «крылышко» (использование живых картин, дети жмут руки)

    Попугай пожал слонёнку хобот.

    Пожмите друг другу «хоботы» (использование живых картин, дети жмут друг другу носики)

    Слонёнок пожал удаву хвост. И они все сказали друг другу: «Будем знакомы!» А потом сказали: «Очень приятно было познакомиться!»

    И это действительно было так приятно, что с тех пор они каждый день знакомились по два раза на день.

    Почему это было приятно, как Вы думаете? (предположения детей)

    Утром, когда встречались, и вечером на прощание, перед тем как отправиться спать.

    (Из книги «Зарядка для хвоста»)

    Третий этап. Работа с текстом после чтения.

    Учитель предлагает детям составить схему к произведению, выделяя главных героев.

    А зачем нам эта история? (предположения детей)

    А что мы можем из неё извлечь? (предположения детей)

    Понравилось ли, как начал знакомиться с Вами писатель, как он обратился к Вам? (предположения детей) Найдите в тексте.

    • Заметка для учителя:

    Если ребёнок не то нашёл, не стоит говорить, что не это не то, не так, а остановиться на этом, подвести детей к диалогу: - А он интересное нашёл. А почему ты так думаешь?

    Необходимо поддерживать эмоционально-положительный настрой у детей в ходе урока.

    Как герои обращались друг с другом?

    Что делали, когда собирались вместе?

    Почему они однажды удивились словам Мартышки? Что она предложила?

    Почему зверята повторяли игру несколько раз?

    • Заметка для учителя:

    Необходимо учить детей самим ставить вопросы к тексту.

    С какого слова начинается вопрос? (предположения детей) А какой самый сложный вопрос?

    Можно предложить детям раз в две недели писать вопросы на листочках. Главное не беглость чтения, а понимание, осмысленность прочитанного!

    Четвёртый этап. Рефлексия. Итоги урока.

    А что бы Вам хотелось сделать с этой сказкой? (предположения детей)

    • Заметка для учителя:

    Педагог выясняет, но не предлагает, не навязывает своё мнение!

    Например, прочитать по ролям: - А что нам надо для этого сделать? А какие герои нам будут тогда у нас? А как мы будем читать, всю сказку или отрывками? (необходимо пометить роли в тексте карандашом заглавной буквой)

    Например, познакомиться с биографией автора: - А что можно про автора сказать? Какой он? (педагог более подробно рассказывает биографию автора)

    Домашнее задание.

    Чтобы узнать, как дети восприняли текст, попросить нарисовать обложку к книге. Необходимо нарисовать рисунок, написать автора, жанр, название.


    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Григорий Бенционович Остер псевдоним «Остёр»; род. 27 ноября 1947, Одесса, УССР- советский и российский писатель, сценарист, драматург, заслуженный деятель искусств Российской Федерации(2007) Создатель жанра«Вредных советов»и автор первого русского гипертекстуального романа«Сказка с подробностями

    Cлайд 3

    Биография Григорий Бенционович Остер Россия, 27.11.1947, Детский писатель, которого читают, в основном, взрослые. Автор юмористических «учебников» для детей, создатель нескольких популярнейших мультсериалов - в том числе о Мартышке, Попугае, Слоненке и Удаве - и многих других невероятно талантливых вещей! В В последние годы появились книжки новой серии Г. Остера: «Задачник. Ненаглядное пособие по математике», «Физика. Ненаглядное пособие. Задачник». В 1997 г. увидела свет новая книжка - «Визгкультура».

    Cлайд 4

    Будущий писатель родился в Одессе в семье портового механика. Окончив среднюю школу в 1966 г., в течение трёх лет служил на Северном флоте. В 1969 г. возвращается в Одессу. В 1970 г. приезжает в Москву, поступает в Литературный институт им. М. Горького на отделение драматургии. Учится заочно. В 1982 г. окончил институт. За эти годы написал пьесы для кукольных театров: «Человек с хвостом» (1976), «Все волки боятся» (1979) и др. В 1975 г. вышла первая детская книжка. В 1980-е гг. продолжает писать пьесы: «Привет мартышке» (1983), комедию «Секретный фонд» (1986) и др.; создает фильмы-сказки: «Мальчик и девочка» (1981), «Как Гусенок потерялся» (1988), «Попался, который кусался!» (1989) и др.

    Cлайд 5

    В 1990 г. публикует замечательные детские книжки: «Бабушка удава», «Великое закрытие», «Вредные советы» (Книга для непослушных детей и их родителей), «Гадание по рукам, ногам, ушам, спине и шее», «Детские суеверия» и др. Пишет сценарии для мультсериалов «Зарядка для хвоста», «38 попугаев» и многие другие. Очевидно, пятеро детей Г. Остера вдохновляют его на создание все новых игр и новых героев, не давая возможности забыть детство. Проповедуя стиль «куча мала», сочиняет «Сказку с подробностями» (1989), где есть такие главы: «Про штраф, забытый кошелек, мелькнувшего козла, вечную разлуку и справедливость», «Про штаны, полные варенья» и т.д. Г. Остер живет и работает в Москве.

    Cлайд 6

    Интересные факты В конце 1990-х Михаил Эпштейн и Александр Генис включили Григория Остера в список «Кто есть кто в русском постмодернизме». В этом списке, состоящем из 170 имен, Остер - единственный детский писатель, который «сделал вклад в развитие посттоталитарной русской литературы». При этом писатель никогда не принадлежал ни к соцреалистическому, ни к диссидентскому, ни к авангардному литературному лагерю. По наблюдениям критиков, его эстетика отличается «стилистической эклектикой, подтекстом, цитированием, игрой означателей, иронией, пародией и стилизацией. В 2004 году, по предложению Администрации Путина, разработал сайт «Президент России гражданам школьного возраста». С 7 сентября 2008 вместе с певицей Глюкoz’ой ведёт программу «Детские шалости» на СТС. В изданной в Канаде антологии детской литературы Григорий Остер со своими «Вредными советами» был самым многотиражным - 12 млн экземпляров, в то время как прочие авторы удостаивались максимум 300-400 тыс.

    Cлайд 7

    Книги «Вредные советы» «Вредные советы 2» «Вредные советы 3» «Задачник по математике (ненаглядное пособие по математике)» «Задачник по физике» «Легенды и мифы Лаврового переулка» «Ненаглядное пособие по математике» «Петька-микроб» «Противные задачи» «Сказка с подробностями» «Книга о вкусной и здоровой пище людоеда» «Прикольная анкета для врагов» «Котенок по имени Гав» «Зарядка для хвоста» «Домашние и одичавшие взрослые» «Дикие и прирученные взрослые» «38 попугаев» «Папамамалогия» «Воспитание взрослых» «Остров Эскадо» «Бабушка удава» «Гадание по рукам, ногам, ушам, спине и шее»

    Cлайд 8

    З А Д А Ч Н И К МОСКВА "Спарк-М" 1992 Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве пособия для учащихся

    Cлайд 9

    Ненаглядное пособие по математике"Нет, нет, задачи тут самые настоящие. Для второго, третьего и четвертого классов. Все они имеют решение и помогают закрепить пройденный в соответствующем классе материал. Однако главная задача «задачника» – не материал закреплять, и вовсе никакого отношения не имеют эти задачи к тому, что называется занимательной математикой. Думаю, что никакого профессионального интереса не вызовут эти задачи у победителей математических олимпиад. Задачи эти как раз для тех, кто математику не любит, привычно считает решение задач тоскливым и нудным трудом. Вот они пускай усомнятся

    Cлайд 10

    Вредные советы. Недавно ученые открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые все делают наоборот. Им дают полезный совет: "Умывайтесь по утрам", - они берут и не умываются. Им говорят: "Здоровайтесь друг с другом", - они тут же начинают не здороваться. Ученые придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они все сделают наоборот, и получится как раз правильно. ЭТА КНИЖКА ДЛЯ НЕПОСЛУШНЫХ ДЕТЕЙ. Дети! Братцы и сестрицы! Дайте почитать эту книжку вашим родителям - и они немедленно перестанут вас воспитывать, они просто забудут о вашем существовании, пока не прочитают эту книгу вслух сначала друг другу, а потом всем соседям и друзьям! Эти "Вредные советы" полезны каждому нормальному непослушному ребенку!

    Класс: 2

    Цели:

    1. Познакомить учащихся с произведением Г. Остера “Будем знакомы”, совершенствовать навык чтения, умение предвосхищать содержание текста по названию, умение отвечать на вопросы по содержанию текста;
    2. Развивать умение эмоционально откликаться на художественное произведение, умение высказывать самостоятельные суждения о прочитанном;
    3. Воспитывать толерантность, чувство дружбы, хорошие манеры.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, модель телевизора, дерево творчества, звуковое письмо Г. Остера, видеозапись знакомства, портрет М.В. Ломоносова.

    Ход урока

    I. Организационный момент. Настрой на позитивную и успешную работу

    Проверка готовности к уроку. Посвящение урока М.В. Ломоносову.

    – Ребята, урок литературы сегодня мы посвятим известному во всём мире человеку, с деятельностью которого мы недавно познакомились. Попробуйте отгадать, о ком идёт речь. Попова Соня придумала для вас загадку об этом человеке.

    (Ученица загадывает загадку)
    (Ответы детей.)

    – Правильно, это М.В. Ломоносов (портрет Ломоносова проецируется на экране ) Вы уже знаете, что в 2011 г. Исполнится 300 лет со дня его рождения. М.В. Ломоносов достиг больших успехов в области таких наук, как… (дети дополняют фразу учителя) . 1 слайд

    – Мы каждый урок литературы встречаемся с частичкой успеха М.В. Ломоносова в виде звёздочки в дневнике. Встаньте, ребята, поднимите руки вверх, постарайтесь достать звёздочку успеха. Достали? Отдайте её кому-нибудь, сделайте доброе дело, а себе вы ещё заработаете в течение урока. (Дети сдувают звёздочки с ладони). Мне удалось достать целых 26 звёздочек, для каждого из вас, ловите! Я буду очень рада, если после урока литературы у каждого из вас будет не менее 5 звёздочек. Садитесь.

    II. Речевая разминка

    – Начнём наш урок с речевой разминки.

    (Проецируется на стену. ) 2 слайд, Приложение 1

    Раз, два, три, четыре, пять!
    Начинаю вас не знать!
    Расходитесь, разбегайтесь,
    Чтобы встретиться опять!

    – Это стихотворение нам нужно выучить наизусть, т.к. знание четверостишия пригодится нам в течение урока.

    (Стихотворение учится наизусть)

    III. Проверка домашнего задания

    (Проводится в виде телевизионной поэтической передачи с использованием модели телевизора .)

    1. Чтение стихов учащимися 3 слайд

    – Здравствуйте, наши юные зрители. Мы рады приветствовать вас на нашей поэтической телепередаче. Сегодня в исполнении учеников второго класса школы №2 г. Таштагола вы услышите выразительное чтение стихов замечательной поэтессы Ирины Токмаковой.

    (Дети читают наизусть стихи Токмаковой).

    2. Игра “Комплемент” 4 слайд

    – Ребята, игру “Комплемент” проводит М.В. Ломоносов. Скажите, кто из чтецов особенно понравился бы М.В. Ломоносову? Кому он мог бы сделать комплемент? Почему?

    IV. Актуализация знаний. Сообщение темы урока

    – Ребята, к нам пришло письмо. Послушайте его…

    (Звучит аудиозапись письма Г. Остера.)

    – Ребята, вы согласны с писателем, что когда становишься взрослым, то уже не так интересно читать сказки?

    – Это письмо написал Григорий Остер. Мы уже встречались с этим писателем. Вспомните, какие произведения он написал.

    (Ответы детей.)
    (Портрет писателя, его книги проецируются на экран) 5–6 слайды.

    – Я знаю, что самым любимым произведением для вас являются “Вредные советы” Г. Остера. И сегодня на нашем ДЕРЕВЕ ТВОРЧЕСТВА есть вредные советы, которые вы написали сами. Давайте почитаем.

    (Учитель снимает плоды с импровизированного дерева творчества и читает вредные советы. Советы обсуждаются.)

    – Сегодня мы прочитаем сказку Г. Остера “Будем знакомы”, где встретятся наши знакомые: попугай, мартышка, слонёнок, удав. А на перемене после 3 урока в классе будет показан мультфильм с этими героями.

    А сейчас, я предлагаю вам провести физминутку с Мартышкой, Слонёнком и Попугаем.

    Физкультминутка

    7 слайд
    (Физкультминутка выполняется под музыку.)

    – Ребята, скажите, когда говорят “Будем знакомы”?
    – Кто из вас любит знакомиться?
    – Я думаю, что вам легко будет спрогнозировать содержание сказки “Будем знакомы”.
    – Как вы думаете, о чём она?

    (Предположения детей)

    V. Работа по теме урока

    1. Словарная работа 8 слайд

    случайно –
    нарочно –
    с удовольствием –
    предположил –

    Зарядка для глаз 9 слайд

    2. Чтение сказки сильными учащимися

    (Перед чтением учитель даёт задание: если встретится непонятное слово, то запомнить его, чтобы потом спросить).

    3. Беседа по прочитанному

    – Оправдался ли ваш прогноз?
    – Назовите героев сказки.
    – Чем любили заниматься друзья?
    – Почему все удивились, когда мартышка однажды сказала: “Ах, как жаль, что мы знакомы друг с другом?”
    – Как вы думаете, мартышка любила своих друзей? Докажите свой ответ словами из текста.
    – Какую игру придумали друзья?
    – Можно ли героев сказки назвать настоящими друзьями?

    4. Чтение сказки по ролям

    5. Повторение правил этикета

    – Вспомните правила знакомства. Я предлагаю вам посмотреть фрагмент знакомства Фадеевой Олеси. Когда посмотрите, скажете правильно ли знакомилась Олеся?

    (Показывается фрагмент знакомства.)

    – Каково ваше мнение? Олеся, попробуй фрагмент знакомства проанализировать сама.

    (Ученица анализирует сцену знакомства)

    6. Игра “Будем знакомы”

    – Хотите ли вы поиграть в эту игру? Слова мы уже с вами выучили.

    (Разыгрывается сценка знакомства, где участвуют 4 человека )

    VI. Рефлексия. Итоги урока

    1. Фронтальный опрос

    – С какой сказкой мы сегодня познакомились на уроке?
    – Кто её автор?
    – Попробуйте ответить одним словом на вопрос: “О чём эта сказка?”

    (Ответы детей)

    2. Работа с пословицами.

    – Дополните пословицы о дружбе:

    • Старый друг … (лучше новых двух)
    • Друг познаётся … (в беде)
    • Нет дуга – ищи, … (а найдёшь, береги)

    (Дети у доски составляют пословицы, которые разбиты на две части.)

    3. Игра “Закончи фразу…” 10 слайд

    (Фразы проецируются на экран)

    Сегодня я узнал…
    Было интересно…
    Было трудно…
    Я выполнял задания…
    Я понял, что…
    Теперь я могу…
    Я почувствовал, что…
    Я приобрел…
    Я научился…
    У меня получилось …
    Я смог…
    Я попробую…
    Меня удивило…
    Урок дал мне для жизни…
    Мне захотелось…

    5. Оценки за урок (по звёздочкам – частичкам успеха М.В. Ломоносова).

    А теперь прочтите слово в выделенных клетках. Правильно – Это Остер, фамилия писателя, о книгах которого мы сегодня говорили. Читайте их, они очень интересные!