). Праздники и традиции в живописи (святки - славянский карнавал!) Рисунок на тему святки

). Праздники и традиции в живописи (святки - славянский карнавал!) Рисунок на тему святки
). Праздники и традиции в живописи (святки - славянский карнавал!) Рисунок на тему святки

Рождество Христово. Патриарх здравствует государя в Золотой палате.
Бухгольц Фёдор (Теодор Александр Фердинанд) Фёдорович (Густавович) (1857-1942).
Иллюстрация для журнала "Нива". Гравировал Шюблер


Елочный торг.
Генрих Матвеевич Манизер. Холст, масло.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля


Рождественский базар.
Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). 1906 г.


Подготовительный рисунок к картине "Елочный торг". 1918
Кустодиев Борис Михайлович


Елочный торг.
Борис Михайлович Кустодиев. 1918 г. Холст, масло. 98x98.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар

Полотна на темы праздничного провинциального быта отличаются особой, только для Кустодиева характерной яркостью, многоцветностью и жизненной достоверностью мельчайших деталей. Народные праздники и гуляния нашли свое отражение во многих произведениях художника разных лет. Еще будучи учеником петербургской Академии художеств, Кустодиев темой своей дипломной работы выбрал картину на подобный сюжет. Он ездил по деревням, писал этюды - портреты крестьян, пейзажные зарисовки, жанровые сценки. К этой же теме относится и "Елочный торг" - произведение, созданное художником в 1918 году.

Воспевая быт и нравы русской провинции, Кустодиев удивительным образом сочетал живопись со словесным и музыкальным фольклором - с песней и сказкой. Внимательный, вдумчивый зритель не только видит, но и "слышит" работы художника. Написанная, скорее всего, по памяти, картина не имеет точного географического адреса - это Русь вообще, а не астраханский или костромской елочный базар. Действие на полотне происходит будто "в некотором царстве, в некотором государстве". Просторное небо и золоченые купола церкви над суетливым людским муравейником - кого только нет среди этой пестрой толпы! Реальное удивительным образом сочетается с фантастическим: красочная сказка, полная живых деталей, предстает перед нами. И художник, словно настоящий сказочник, подчеркивал все забавное, игрушечное, что есть в этом незамысловатом повествовании, пряча все серьезное, что может быть в нем скрыто. Елочный базар изображен художником как праздничное зрелище. Пространство картины напоминает сценическую площадку. Расположение фигур, на первый взгляд, дано хаотично: изображение можно продолжить и вправо, и влево. Незамкнутость композиции, ее своеобразная текучесть еще более усиливают это общее впечатление.

Большое место отведено в этой жанровой сценке пейзажу - сказочными кажутся церковные купола на фоне заснеженного неба, в нарядные зимние одежды убраны ели - главный предмет торга на ярмарке. Мазок кисти по холсту художник делал легко, гладко, даже как-то деликатно. Большое значение придавал Кустодиев линии, рисунку, игре цветовых пятен. Светотень в данном случае не имеет большого значения, свет становится весьма условным. Локальные цветовые пятна образуют гармоничное декоративное целое. Закрытое облаками небо не имеет глубины, купола церкви интенсивны по цвету, благодаря чему разница планов сводится почти на нет.

С одной стороны, Кустодиевым подмечены и перенесены на холст подлинные типажи русской провинции, передана реальная атмосфера предновогодней суеты и с другой - праздничный спектакль, костюмированное представление с красивыми декорациями разыгрывает перед нами сам художник. Радостное, ни с чем не сравнимое чувство наполненности жизнью и движением пронизывает полотно. Жизнь в этом произведении видна повсюду: хлопочут, радуются и суетятся люди, в небе рисует свои затейливые узоры снежная зима, и все это действо окутывают свежим хвойным ароматом ели-красавицы.

Мир на картине Кустодиева подобен волшебному фонарю с постоянно меняющимися картинками - можно бесконечно наблюдать за его разнообразной, такой простой, немудреной и вместе с тем полной глубокого смысла жизнью. Голубые и нежно-белые краски картины умиротворяют, радуют, словно убаюкивают, создавая нежную и поэтическую атмосферу ожидания чуда в преддверии праздника - вневременную, всегда современную. Они напоминают нам, вечно занятым и куда-то спешащим, что все в этом мире прекрасно, что жизнь удивительна уже потому, что она есть жизнь.

Из книги: Т. Кондратенко, Ю. Солодовников "Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко". Белый город, 2003.


За ёлками


Возвращение с рождественской ярмарки.
М.М. Гермашев (Бубелло). Открытка


Подготовка к Рождеству.
Сергей Васильевич Досекин (1869-1916). 1896 г.


Рождественская ёлка.
Корин Алексей Михайлович.1910 г.


Елка.
Николай Иванович Фешин (1881-1955). 1917 г.


Рождественская елка.
Александр Моравов. 1921 г.


Новогоднее угощение.
Великая княгиня Ольга Александровна Романова (сестра имп. Николая II). 1935 г.


День Рождества. В монастыре.
Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Иллюстрация в журнале "Нива"


Славильщики-городовые.
Соломаткин Леонид Иванович. 1867 г. Холст, масло


Славильщицы.
Соломаткин Леонид Иванович. 1868 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей


Славильщики.

Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. Холст, масло.
Одесский художественный музей


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. 1872 г. Холст, масло. 40,3?51,5.
Ульяновский художественный музей


Городовые-христославы.
Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883). 1872 г. Холст, масло.
Пермская государственная художественная галерея

Соломаткин Леонид Иванович (1837 — 1883) посещал классы Императорской Академии Художеств и получил малую серебряную медаль за картины «Именины дьячка» (1862) и «Славильщики-городовые» (1864), которых В. В. Стасов приветствовал как «чудесный свежий отпрыск федотовской школы». Последний сюжет впоследствии неоднократно был повторен, известно не менее 18 авторских реплик, хотя первый вариант не сохранился. Арт-каталог

В картине «В погребке на святочной неделе» Соломаткин изображает своих любимых героев — бродячих музыкантов. Талант — это бремя или дар, счастье или проклятие? Талант — это судьба. Самого художника и его героев талант не сделал счастливыми, но они с достоинством выполняют свое предназначение. Музыканты, изображенные на картине, знавали лучшие дни. Виолончель, на которой играет старик, — это инструмент профессионала, позволяющий музыканту претендовать на некую избранность, свидетельствующий об определенном уровне жизни, оставшемся в прошлом. Старика сопровождает мальчик, подыгрывающий ему на дудочке. По-видимому, ради этого мальчонки, заботливо укрытого теплым платком, старику приходится бродить с тяжелым инструментом из кабачка в кабачок, зарабатывая на хлеб. В помещении стоит елка, украшенная игрушками, а на вешалке висят маски и маскарадные костюмы, придавая всему происходящему фантасмагорический оттенок. Художественная Галерея Фонда поколений ХМАО Югры


Со звездой.
Репродукция с картины М.Гермашева, издана фирмой «Ришар», отпечатана в типографии товарищества «Р.Голике и А.Вильборг». Петроград, 1916 г.


Рождественская открытка по рисунку Бориса Зворыкина

Колядки.
Николай Корнилович Пименко. Втор. пол. 1880-х. Холст, масло. 170х130.
Донецкий областной художественный музей
museum-painting.dp.ua


Катание на святках.
Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). Холст, масло.

Две недели – от Рождества до Крещения, во времена былые (и не очень) были наполнены праздничными гуляньями, застольями и гаданиями, песнями и танцами, колядками и походами в гости. И весь этот период именовался Святками, а иностранцы называли празднества в эти дни Славянским карнавалом. Что ж, продолжаем "карнавалить"!)))

Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883) Ряженые. 1873 г.

Вячеслав Люйко (Казахстан, род. 1963) Святки. 2011 г.

Герц Юрий Дмитриевич (Украина, род. 1931) Рождество на Верховине. 1997 г.

Ролдугин Игорь Николаевич (род. 1959) Святки.

Чижевский Ярослав (Украина) Рождество. 2014 г.

Святки

Месяц - ласковый кудесник -
Встал, и ясен и пригож,
А в селе - гульба и песни, -
Расходилась молодежь!

Снежный хруст... Возня и шутки,
Брызжут пылью снеговой...
- Как зовут?.. - Зовут - Зовуткой!
- А тебя? - Меня - Бовой!

Мне кольцо ты не подаришь?
- Подарю, да не при всех!..
С пляской ряженые вышли, -
Ой, умора! Визг и смех!

Месяц, ласковый кудесник,
Зачинает ворожбу...
А в селе - гульба и песни
И гаданье про судьбу...

Александр Ширяевец
1916-1922 гг.

Аксенов Юрий Алексеевич (род. 1950) Святки. 2013 г.

Данилич Тарас Федорович (Украина, род. 1945) Колядники.

Илько Иван Иванович (Украина, род. 1938) Сочельник. Колядники.

Сипович Татьяна Михайловна (род. 1957) Ряженые (Новогодний чёс).

Святки

В зимнем вальсе кружит вьюга,
Всё короче дни!
Ближе к Святкам… и к досугу
Время поверни.

Год прошёл в трудах, заботах –
Жизни карнавал!
Слава Богу, не в банкротах…
Что же он нам дал?

Будем жить, любить, смеяться –
Будем просто жить!
Миром Божьим удивляться –
Меньше, друг, грешить.

Будем в музыке кружиться –
Скоро Рождество!
Зимний вальс… Пусть всё свершится
Сказки волшебство!

Далькевич Мечислав Михайлович (1861-1941) Святки в деревне. Рисунок из журнала "Всемирная иллюстрация". 1881 г.

Шамота С. Рождество. Вождение козла по польской деревне. Рисунок из журнала "Всемирная иллюстрация". 1882 г.

Ткаченко Николай Иванович (1866-1920) Ряженые в Малороссии. Рисунок из журнала "Всемирная иллюстрация". 1896 г.

Плошинский Сергей Федорович В рождественскую ночь.

Святочные частушки

На рождественские святки
День почти что с гулькин нос..
Поиграю с милым в прятки -
До любви он не дорос!

Кто к нам в Святки в дверь стучит?
И как бешеный кричит?
К нам пришел колядовать
Твой дружок, ядрёна мать!

У меня милашек много,
В Святки просят все любить!
Обещает жёнка строго
Кое-что мне отрубить!

Половная-Васильева Елена (Украина) Колядники.

Калинина Ирина Павловна (род. 1948) Святки. 2003 г.

Муравьёва Дарья, участница народной Студии декоративной Петриковской росписи (ДОЭЦ) Рождество. 2013 г.

Павлова Вера Владимировна (1952-2015) Иллюстрация к книге Е.Левкиевской "Русские праздники". 2008 г.

***
Новый год уж повзрослел,
Бойко прошли святки,
Миг гаданий пролетел,
Спеты всё колядки.

Лучше время не найти,
Страсти откипели,
Ночь крещенская в пути!
Заждались купели!

Людмила Егорычева, 2014 г.

Рождественская картина «Коляда».

Автор: Капитонова Ольга Федоровна. Воспитатель МБДОУ №1 «Ручеек» ГО «Жатай» Республика Саха (Якутия) город Якутск поселок «Жатай».
Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс, по изготовлении рождественской картины для детей дошкольного возраста.
В своей работе я использую смешанную технику изобразительного искусства – гуашь, пастель.
Назначение : рождественское украшение для группы, новогодняя поделка, картину можно повесить на стену, украсить уголок для родителей в прихожей, подарить на праздник Рождество Христово, на конкурс.

Описание: Данный мастер – класс предназначен для воспитателей, педагогов дополнительного образования, методистов и для родителей.
По церковному преданию в ночь на 7 января (25 декабря по старому стилю) родился Иисус Христос. Праздник Рождество Христово считается величайшим, Всемирным и Радостнейшим. Рождеству предшествует сорокадневный пост, который заканчивается Навечерием Рождества, или Сочельником. А со времен правления римского императора Юстиниана отмечаются и зимние рождественские святки, которые начинаются за неделю до Рождества и продолжаются до самого Крещения. Издавна было принято первую неделю святок называть Святые вечера, а вторую вечера Страшные или называли Коляда. Едва наставал первый святочный день Страшных вечеров, как на улице появлялись маленькие выряжонки, в сумерки наряжались подростки, а к ночи уже плясали, пели и представлялись взрослые. Девицы любили рядиться в мужское платье, а юноши в женское. Лица закрашивали сажей, на голову надевали самодельные «кудельные космы», в рот вставляли вырезанные из репы зубы, а к шапкам прикрепляли воловьи рога, превращая порой ряженного в жуткого дьявола.
Коляда – это бог древних славян, который принес людям календарь. Название «календарь» состоит из двух слов: Коляды Дар. Значит, что это был подарок людям самого Коляды. Также, бог Коляда научил людей смотреть на звезды и видеть их закономерности, из чего впоследствии сформировалась наука астрология.
Время зимних праздников и Рождества в наше время раньше было временем, когда люди прославляли Коляду и пели ему небольшие песенки, чтобы получить от него другие счастливые дары. В это время дети и взрослые раньше ходили по дворам соседей и просто пели песенки, прославляющие наступление нового года, новой жизни, благодарственные песни богам.
Во время Колядок принято было с радостью встречать колядующих, а после исполнения Колядок, одаривать различными рождественскими подарками и сладостями – в основном, это были конфеты, печенье и другие рождественские сладости. Не только бедные люди ходили колядовать, но также и многие богатые городские и деревенские жители любили петь рождественские песни в эти праздники. Некоторые родственники устраивали своеобразные соревнования, кто больше принесет подарков, полученных за рождественские колядования – это считалось хорошим добрым знаком на предстоящий год. Если колядочник получал много подарков в ответ на свои песни, то это означало, что год у него будет богатый и с достатком. Также считалось хорошим знаком одаривать колядочников в Рождество – в этом случае Бог сам позаботится о дарителе и одарит его своими дарами, которые по всем параметрам превосходят подарки людей, подаренные во время Колядок. В этом случае Бог щедро вернет дарителю всеми теми благами, которые будут необходимы ему в трудную минуту – либо здоровье, либо счастливый случай, либо нужная встреча.
Цель: Рисование сюжетного рождественского праздника «Коляда» в смешанной технике исполнения.
Задачи:
Образовательные – учить рисовать фигуры детей, различая их характерные признаки; рисовать разными способами закрашивания; знакомить с историей русского традиционного праздника «Рождество Христово».
Развивающие - развивать творческие способности, фантазию, умение воплощать в рисунке сюжеты праздничного настроения.
Воспитательные – формировать интересы к традициям родного края, вызвать эмоциональный отклик на сюжетную картину.
Для работы нам понадобятся:
Ватман белого цвета формата А-3, А-2 – 2 штуки;
Гуашь;
кисточки №2, №3;
мелки масляные (пастель);

Простой карандаш;
ластик;
черный фломастер;
ватные диски;
двусторонний скотч;
канцелярский нож;
линейка 40 см.;
палитра;
ножницы.

Картина «Коляда».

Этапы работы
1. Предварительная работа: Выбрать рисунок из детской хрестоматии, на рождественскую тему.
2. На ватмане формата А-3 простым карандашом нарисовать силуэты детей, в левой части ватмана.


3. В правой части ватмана рисуем церковь.


4. После того как нарисованы силуэты детей и церкви обвести рисунки черным фломастером, для того чтобы было четко видны контуры рисунка.


5. Затем силуэты разукрашиваем в разные цветовые оттенки.


6. После того как силуэты разукрашены, рисуем звездочки, и разукрашиваем гуашью в голубой цвет.


7. Делаем фон для нашей картины, берем мелки синего цвета и разукрашиваем весь рисунок.


8. Затем ватными дисками растираем всю картину.


9. Получился почти готовый рисунок, но для того чтобы картина получилась более красивой, я изготавливаю паспарту.


10. Для этого я беру ватман формата А-2 и вырезаю рамочку под мою картину, на задней стороне ватмана сделайте отметки соответственно с размерами будущего паспарту. Используя простой карандаш и линейку.


11. С помощью линейки рисуем квадрат, прямыми линиями соединяем углы квадрата по диагонали. По нарисованным линиям делаем надрезы ножом.


12. Вырезаем внутренний квадрат. Загибаем кромку внутрь, чтобы края были ровными.


13. После того как наша рамка готовая, я ее разукрашиваю тем же способом что и фон рисунка, но только подбираю светлые тона, так сюжет картины вечерний, то рамка должна быть более яркой, чтоб не было слишком темно. Выбираем цвета в соответствии с картиной, я выбрала ярко желтый цвет.


14. Остался последний шаг – соединить паспарту, рисунок и рамку. Сначала с помощью двухстороннего скотча наклеить изображение на лист ватмана размером с паспарту так, чтобы оно было как раз внутри «окошка». По периметру на внутренней стороне паспарту, наклейте двусторонний скотч, нарезав ее кусочками 1 см. Клеить скотч нужно строго посередине паспарту.


15. Затем аккуратно приклеиваем картину к паспарту. Лучше всего сначала закрепить горизонтальные стороны, затем вертикальные. Осторожно отгибаем бумагу и снимаем защитные полосы со скотча.


16. После того как картину приклеили, по углам внутреннего паспарту приклеиваем скотч, по периметру паспарту наклеиваем рамку, затем добавляем по бокам еще кусочки скотча.


17. Выравниваем картину. Но если внутреннее светлое обрамление паспарту не удалось сделать одинаковой со всех сторон, возьмите нож или ножницы и очень осторожно исправьте эти неровности – подрежьте внутреннее паспарту.

Обращение к теме святок-колядок, которые обычно проводятся после Рождества и длятся почти две недели, связано, скорее всего, с воспоминаниями детства. Две недели зимних праздников, с Рождественского сочельника (6 января) до Крещения (19 января) были в древности временем отдыха и «гостевания», поэтому и устраивали в это время походы с поздравлениями, а в длинные зимние вечера гадали на суженного.
Сейчас уже не встретишь весело смеющихся ряженых, которые с гармошкой идут от дома к дому, поют и приговаривают рифмованные пожелания-поздравления хозяевам, выпрашивают угощения и продолжают путь дальше. Впрочем, в России особо и не было принято такое времяпровождение, этим славились украинцы, белорусы, поляки и болгары. Там до сих пор сохранились эти традиции, преобразованные в новые формы – от концертов и уличных шествий до конкурсов и народных гуляний. В этом тонкая грань между Рождеством церковным и Рождеством, как дань уважения традициям народа, рожденным еще в язычестве.
В интернетном издании «Православие и мир» нашел интересную статью Серафима Ореханова, которую с радостью цитирую, поскольку в ней и подробная история праздника и обычаев, и мысли-размышления, созвучные моим.

Михайло Мороз Колядки.

Трутовский Константин Александрович (1826-1893) Колядки в Малороссии 1864 г.

Чумаков-Орлеанский Владимир Викторович (род. 1962) Коляда.

Истоки

Традиция празднования святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времен не осталось даже устных преданий. Когда князь Владимир сбрасывал в Днепр языческих идолов, обычаю уже было лет пятьсот. И даже когда Рюрик основывал Новгород, святки были уже немолоды.
Сотрудники Русского этнографического музея утверждают, что в дохристианской Руси святки связывали с именем бога Святовита. Что это за бог и почему ему выделили особый двухнедельный праздник, ученые спорят до сих пор. Предполагают, что «Святовит» - просто одно из имен верховного бога Перуна. Как бы там ни было, славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь. Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души предков спускаются на землю, и в этот момент у них можно «выпросить» и обильный урожай, и пригожего мужа, и денег, и вообще все, что угодно.

Пимоненко Николай Корнильевич (1862-1912) Колядки 1880-е г.

Селиванова Елена Иллюстрация к книге Ольги Першиной "За окошком Рождество".

Марина Яндоленко Колядки 2008 г.

Церковь о святках

Христианская традиция празднования святок также известна с древности.
Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа). Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о святках, как об особом послерождественском торжестве, можно встретить в трудах Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.
С пришествием христианства святки на Руси начали наполняться новым смыслом. Тем не менее, отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок».
Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.
Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883) Славильщики-городовые. 1867 г.

Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883) Славильщики-городовые. 1872 г.

Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883) Славильщики-городовые.

Святки

Алла Гончарук Коляда. 2005 г.

Честняков (Самуилов) Ефим Васильевич (1874-1961) Коляда (фрагмент).

Зеленченко Татьяна Борисовна (Украина, род. 1951) Меланка.

Справка:
Щедрый вечер (по-украински Щедрий Вечір, по-белоруски Шчодрык, по-русски Васильев вечер) - народный праздник украинцев, белорусов и южнорусского населения, пограничного с украинцами. Это вечер в канун Старого Нового года. Празднование его происходит от древнего, вероятно, дохристианского обычая. По христианскому календарю - это также день преподобной Мелании (Меланки, Маланки, Миланки). Миланка-Вода приходит на Щедрый вечер вместе с Василиём-Луной известить хозяев о будущих торжествах и погостить, в народе так и называется - гостины Меланки. В украинской народной традиции оба праздника объединились в Щедрый вечер, или праздник Меланки.

Колядки

Откуда пошло само слово «коляда», установить крайне сложно. В разных частях России это слово имеет разный смысл. На севере это просто «сочельник», в деревнях Новгородской области «коляда» - подарки, получаемые на Рождество. В Белоруссии «колядовать» значит «славить Христа». А вот ученые-этнографы считают, что этим словом древние славяне называли праздник зимнего солнцеворота.
В нашем понимании, колядки - это что-то вроде кричалок Винни-Пуха, в которых восхваляется хозяин дома и посредством которых у этого самого хозяина выпрашиваются угощение.
Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила. Хозяина, например, величали не иначе, как «светел месяц », хозяюшку - «красным солнцем», детей их - « чистыми звездами».
Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: «Хозяин в дому - как Адам на раю; хозяйка в дому - что оладьи на меду; малы детушки - что виноградье красно-зеленое… » Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Иногда в песнях звучали даже угрозы: « Кто не даст пирога - сведем корову за рога, кто не даст ветчины - тем расколем чугуны… » Все это, конечно, в шутку. Иногда пели абсолютно, даже нарочито бессмысленные приговорки. Хозяева принимали гостей, давали кто что мог.

Сычков Федот Васильевич (1870-1958) Христославы (Дети старой деревни). 1935 г.

Обычаи

В древнейшие, допетровские времена был обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого крещения.
Еще один святочный обычай - собираться всей семьей по вечерам, звать гостей (как можно больше), рассказывать сказки и загадывать загадки (как можно более сложные). Эта традиция, как и колядование, жила не только в деревнях, но и среди городского дворянства.
Литературовед Ю. М. Лотман в своих комментариях к «Евгению Онегину» пишет, что было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» - гадали.
Молодежь собиралась поплясать, днем - покататься на санях, поиграть в снежки. Кстати, после святок всегда было много свадеб. «В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели - к сближению суженых. Только в святочные дни юноши и девушки запросто сидят рука об руку», - писал фольклорист И. Снегирев книге «Песни русского народа».

Константин Прусов Коляды. 2010 г.

Швецова Анастасия Анатольевна (род. 1982) Колядки 2010 г.

Хулиганство, освященное традицией

Самая «антиобщественная» святочная традиция - «баловство». Дети и подростки собирались по ночам большими ватагами и озорничали как могли. Классической шуткой было заколотить снаружи ворота в каком-нибудь доме или разворошить поленницу дров.
Еще одно развлечение - ритуальное похищение чего-либо. Похищать можно было все что угодно, но обязательно с шумом и песнями, а не тайком. В советские времена, несмотря на все запреты, нередко «похищали» колхозные трактора. Сразу же после праздников их, разумеется, возвращали на место. Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда.

Горелов Гавриил Никитич (1880-1966) Ряженые в деревне. 1906 г.

Иван Лысенко Коляда.

Традиции святок на Руси

История государственного урегулирования святочных празднеств очень разнообразна. Первые законодательные акты по этому поводу были изданы при Петре I . «Царь Петр очень любил колядование и сам с удовольствием ходил по домам в компании ряженых. А тех, кто отказывался принимать участие в этой забаве, приказывал бить плетьми», - рассказывают сотрудники Русского этнографического музея. После смерти Петра I отношение к колядованию резко изменилось. Во второй половине XVIII было даже запрещено колядование и ряжение: «Запрещается в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни», - гласила императорская грамота.
Скорее всего, власти просто боялись массового пьянства и хулиганств, а не беспокоились о нравственном облике ряженых. Как бы там ни было, это был, наверное, один из наиболее часто нарушаемых законов Российской империи, и о нем вскоре забыли.
После революции никаких специальных постановлений на этот счет не было, однако святки, как и другие праздники, носящие религиозный характер, постоянно преследовались, поэтому вскоре ушли из городов в далекие глухие деревни.

Елена Ревуцкая Рождество 2007 г.

Новое рождение старых традиций

Что же делаем мы во время святок? В лучшем случае, ходим друг к другу в гости. А большинство россиян вообще проводят свои зимние каникулы у телевизора, слушая новогодние поздравления звезд шоу-бизнеса. Правда, некоторые родители стараются устроить в эти дни домашний праздник своим чадам. Но ведь святки на самом деле не сводятся к детскому утреннику - наши предки отмечали их всей семьей, от мала до велика.
Ведь есть масса святочных обычаев, делающих это время особенно радостным. Почему бы не вспомнить о них?
В Коломне, например, нашлись энтузиасты - артисты фольклорного театра «Пилимгрим», сумевшие организовать настоящие городские святочные гуляния. С начала 1990-х они каждый год ходят колядовать по улицам старой Коломны. Сначала к ним присоединились ученики коломенских воскресных школ, потом - прихожане близлежащих храмов. А в 2008 году в таком колядовании участвовало уже несколько сотен взрослых и детей.
Колядующих можно встретить не только в Коломне. Автор статьи рассказывает о том, как собираются дети и под руководством взрослых идут колядовать с мешком по всем этажам в обычном многоэтажном московском доме, в котором он живет.

Елена Ревуцкая Рождественская песня 2005 г.

Елена Ревуцкая Рождественская песня 2010 г.

Завершает статью автор вопросом: Почему бы вам не попробовать организовать что-то похожее там, где живете вы? Поверьте, ничто так не поднимает настроение, как два десятка веселых и беззубых малышей, нестройно орущих что-то поздравительное.

Серафим Ореханов

Святки – это славянский народный праздник, который приходится на зимний период. Святочная неделя у православных христиан длится с 7 января по 19 января, начиная с Рождества Христова до Крещения Господня. Католический праздник приходится на период с 25 декабря до 6 января.

История

Отмечать это событие начали еще в древние времена. В VI веке имелось писание, гласящее о праздничных днях, когда не полагается справлять венчание и класть поклоны. В 567 году Второе Туронское собрание отмечает году дни от Рождества Христова до Богоявления праздничными.

В Римской империи нередко нарушался негласный закон о колядовании и гаданиях в этот период, не смотря на правила Вселенского собора. На Руси существовал даже закон, запрещающий старинные идолопоклоннические придания, разнообразные суеверные игрища и переодевание в наряды кумиров для подражания. Также на Руси во время Святок запрещалось устраивать грандиозные гулянья с песнями и плясками.

Традиции и обычаи

Не смотря на закон, люди праздновали Святки по-своему. В первый день праздника было принято навещать близких и родных, а также оказывать внимание бедным, обделенным и нищим. Многие семьи на Руси помогали обездоленным, подкармливая их. Посещали и детские дома, приюты, больницы. Даже цари, переодевшись в простолюдинов, навещали заключенных в тюрьмах и подавали милостыню на улице просящим.

Существовала традиция дарить подарки, пришедшая из язычества - она перекликалась с подношением даров Богам. Люди дарили подарки знакомым и друзьям, начиная от копеечных сувениров и заканчивая дорогостоящими презентами.

Ключевым моментом в праздновании Святок считалась семейная трапеза. Женщины вставали спозаранку, чтобы приготовить на стол и убраться в доме. Готовили различные кушанья: кутью, сладкие блины, печенье с орехами, сбитень, маковник, овсяный кисель. Стол накрывали на всех присутствующих, добавляя дополнительные приборы для умерших в прошедшем году родственников.

Завершением Святок была подготовка к Крещению. Рослые мужчины со всей деревне собирались вместе и отправлялись на водоемы. Они прорубали прорубь для предстоящего омовения. Обычно этим занимались в последние два дня Святок.

Празднование

Неизменным атрибутом Святок были гадания, когда собирались молодые девушки и узнавали свое будущее. Ритуалы были различные, в каждой деревеньке существовали свои правила гадания и собственные атрибуты, необходимые для проведения ритуала. Гадали в основном на женихов, желая узнать имя суженного, его возраст или внешность. Иногда гадали на дату замужества и число детей. Взрослые ограничивались приметами, по которым пытались определить достаток в семье в новом году.

Обязательным элементом были и колядки, где резвилась молодежь. Парни и девушки наряжались в новую одежду, которую предварительно мастерили перед праздником. Днем ходили по улицам, горланя песни-колядки или исполняя церковные песнопения. Заглядывали и в соседние дома, где за исполненные песни получали угощения от гостеприимных хозяев. Во время Святок на Руси ходило поверье, что от подарков колядующим напрямую зависит благополучие семьи в наступившем году. Поэтому хозяева не скупились на угощения незваным гостям: давали сладости, домашние пироги, печенье, выпечку. С наступлением ночи организовывали посиделки, где рассказывали друг другу истории, играли на балалайке или гармони.

Были и другие развлечения во время Святок, например, переодевания. Женщины шили красивые сарафаны, мужчины подготавливали форму солдатов, начищали ботинки. В Рождественскую ночь начиналось великое переодевание – мужчины облачались в женскую одежду, а девушки в форму. Действо было актуально для поездки в соседние деревни, где можно было одурачить простоватых парней или завлечь романтичных особ. Зачастую девушкам в военной форме удавалось соблазнить доверчивых барышень из соседнего села и даже уговорить выйти замуж. Шутки заканчивались на следующий день, однако целый год молодёжь потом вспоминала свои достижения и успехи в переодевании во время Святок.

Одинокие женщины частенько сдавали свои избы для молодых парней и барышень, которые желают весело провести время во время гуляний. Чтобы подростки не беспредельничали, в такие домишки подсылали пожилых людей, задачей которых было следить за порядком. Но молодежь изворачивались, поила старших и устраивала веселье на полную, с песнями и плясками до утра.

Церковь никогда не одобряла подобные забавы, но запрещать было бесполезно. Она боролась с излишним весельем, напоминая о смирении в период между Рождеством Христовым и Крещением, но полностью искоренить народные гулянья не смогла.

Однако были и “хорошие” традиции – пост и субботники. Пост проходил в самом начале Святок, тогда было принято молиться всей семьей и готовить кутью, зерновую кашу, в качестве основного постного блюда для трапезы, зерно которой символизирует вечность. Субботники - это обычные смотрины для незамужних девушек и свободных юношей. Все, не обремененные браком молодые люди, собирались в одной избе. Там многие знакомились, заводили отношения и даже женились, после субботника.