Правильное питание или так называемое пищевое поведение и общее отношение к питанию. Как определить, что ваше отношение к еде — нездоровое? Отношение к питанию

Правильное питание или так называемое пищевое поведение и общее отношение к питанию. Как определить, что ваше отношение к еде — нездоровое? Отношение к питанию
Правильное питание или так называемое пищевое поведение и общее отношение к питанию. Как определить, что ваше отношение к еде — нездоровое? Отношение к питанию

Наталья Инина - преподаватель факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Православного института святого Иоанна Богослова Российского православного университета.

В 2005 году окончила с отличием факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова по кафедре «психология личности». Автор курсов «Психология личности», «Психология религии», «Психология веры», «Психологическое консультирование» и др. Читает курс лекций по практической психологии на курсах повышения квалификации клириков г. Москвы при Московской православной духовной академии. Разрабатывала и вела на телеканале «Спас» авторскую программу «Точка опоры» (2007-2009 гг.). Автор ряда публикаций в научных и популярных изданиях. Сфера интересов - психология личности, психология религии, психология развития, психология творчества.

Еда как маркер отношений с самим собой

Наталия Владимировна, наверное, нет людей, которые бы не любили вкусно поесть. Это значит, что каждый из нас подвержен чревоугодию?

Вовсе нет. Пища - это Божие благословение и естественная человеческая потребность. А страсть чревоугодия возникает только тогда, когда забота о питании, о своем теле становится центром жизни. Например, если человек тщательно обдумывает, что он будет есть на завтрак, обед и ужин, мысленно проигрывает в своем воображении детали меню, постоянно ходит по магазинам в поисках каких-то особенных продуктов и приправ, и это занимает львиную долю его времени, то ему стоит всерьез задуматься о чревоугодии, о том, почему им овладевает эта страсть. А если мы едим, чтобы подкрепить свой организм, восполнить свои силы, то это совершенно нормальный процесс, не имеющий отношения к чревоугодию.

Очень часто отношение к еде - это некий маркер моих отношений с самим собой, с другими людьми, с миром, равно как и отношения с телом вообще - показатель психологического здоровья, того, насколько человек находится в гармоничном состоянии. Расстройства пищевого поведения в этом смысле часто отражают внутренние душевные проблемы человека.

Возьмем всем известные болезни - анорексию (когда человек почти ничего не ест и при этом кажется себе слишком толстым) и булимию (когда человек ест все подряд без разбора и потом испытывает состояние, близкое к отравлению, а также ужасающее чувство вины и отвращения к себе).

В моей практике был случай, когда за анорексией у молодой девушки скрывалось вовсе не желание походить на стройных моделей с обложек глянцевых журналов, а колоссальное недоверие к миру и страх перед людьми. Ее мать была женщиной чрезвычайно властной и контролирующей. Она постоянно следила, что читает, во что одевается и с кем дружит ее дочь. Девушка отреагировала деструктивным образом - просто перестав есть (к моменту начала терапии она питалась одними семечками и леденцами). Очевидно, что нездоровое отношение к еде было лишь способом отгородиться от мира, а реальной причиной страданий девушки было тяжелейшее душевное состояние, напряжение, тревога, недоверие к людям и страх перед жизнью.

Другая моя клиентка, страдавшая булимией, таким способом решала проблему глубинной неудовлетворенности собой и одновременного желания быть в центре событий. Она была властной и темпераментной женщиной, манипулировала всеми своими близкими, а их у нее было немало: родители, брат, сестры, муж, двое детей. И всеми она пыталась управлять, требовала, чтобы все перед ней отчитывались, но при этом постоянно жаловалась на близких, которые, по ее словам, без нее не могут справиться.

К сожалению, сильное желание властвовать и управлять встречается часто. В действительности за этим желанием может скрываться глубинный страх и тревога, порождающие такое властное контролирующее поведение.

Еще одним искажением нормального отношения к еде является чрезмерная зацикленность на своем здоровье. Сейчас, например, в моде здоровый образ жизни. О нем много говорят, пишут, проводят различные семинары, составляют программы, помогающие похудеть, сторонники здорового образа жизни объединяются в клубы и группы поддержки. И всё сводится к тому, какое количество белков, жиров, углеводов человек потребляет, как это сказывается на его физическом самочувствии, на его уровне сахара.

Забота о своем здоровье естественна, но если речь идет не о лечении от тяжелой болезни, а о профилактике, то вряд ли у человека это может занимать больше 10-15 процентов времени от всех его забот. Например, есть у меня очень симпатичные коллеги, которые, заботясь о себе, приносят с собой на работу коробочку гречневой каши и в обеденный перерыв не идут в столовую, а съедают свою кашу, но в остальное время они даже не вспоминают об этой коробочке, а заняты делом. Замечательно!

А если у человека, увлеченного здоровым образом жизни, правильным питанием, есть серьезные нерешенные внутренние проблемы, он зацикливается на этой теме, начинает высчитывать калории, строить графики на каждый день и час - всего себя посвящает здоровому образу жизни. Всё переворачивается с ног на голову: не здоровый образ жизни для человека, а человек для здорового образа жизни, не тело обслуживает меня, а я обслуживаю тело. И это как раз и толкает нас к страсти чревоугодия.

- Как же можно найти выход из подобных состояний?

Поскольку реальная проблема человека в такой ситуации заключается не в еде как таковой, а в его душевном состоянии, в глубокой потере связи с самим собой, со своей жизнью, очень часто - в нелюбви к себе и страхе перед жизнью, то имеет смысл не фиксироваться на проблеме еды, а решать более глубокие экзистенциальные задачи, относящиеся к жизни, чувствам, целям, смыслам, переживаниям, к трудностям, которые стоят на пути. Тогда постепенно тема еды перестает быть значимой - еда начинает занимать то место, которое и должна, а должна она просто обслуживать наше тело.

Помочь в этом человеку может хороший психотерапевт. Это не значит, что он подменяет священника. Психотерапевт не борется со страстями - у него другая задача, другой язык, другая терминология. Он призван помочь человеку расчистить «психологические завалы» для того, чтобы они не мешали духовному развитию личности.

Духовные усилия, духовное восхождение человека должны подкрепляться психологическим здоровьем. Бывает, люди годами на исповеди перечисляют одни и те же грехи, которые не удается преодолеть усилием воли, самодисциплиной или включением здравого смысла. Конечно, в этом случае надо разобраться в причинах, и нередко бывает, что эти причины как раз находятся в плоскости психологии: например, это может быть тревожность, страх, отсутствие контакта с собой. Пока мы не обеспечиваем условия, при которых человек начинает осознавать себя, слышать себя, быть внимательным к себе (в чем и помогает психотерапевт), бесполезно работать со всей множественностью проблем.

Спусковой механизм страстей

- Почему страсть чревоугодия считалась святыми отцами первой из восьми страстей?

Первая - не значит самая важная (самая главная, как мы помним, это гордость). Чревоугодие - это своего рода дверь для страстей. Когда мы ее открываем, в душу входят и остальные страсти.

Вспомним, что первое искушение Христа, когда он постился в пустыне сорок дней, было связано с едой. Дьявол предлагал Христу превратить камни в хлеба и вкусить их, утолив свой голод, и мы помним, что отвечает Христос: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4).

Более того, первое искушение в раю также было связано с вкушением пищи. Грех вошел в человека, в его естество, когда Адам вкусил яблоко с древа познания добра и зла, находящееся в центре рая. Что есть «зло» и что есть «добро», определяет Бог, а человек принимает это знание, данное ему Господом, в смирении и послушании. Речь не о подчинении, речь о доверии, ибо только во взаимном доверии возможно подлинное послушание. Послушание Адама, не вкушающего с древа познания добра и зла - это акт доверия и любви к Богу, к своему Творцу.

Однако если человек нарушает то единство целомудрия, доверия и любви, которые пронизывали отношения первочеловека и его Творца до грехопадения, в его душе зарождается сомнение, происходит лукавая подтасовка, в которой запретный плод превращается в вожделенное благо. Обман откроется, но будет поздно. Вся жизнь падшего человечества - это попытка вернуться к Богу, преодолеть этот страшный разрыв.

Что происходит сразу после грехопадения? Естественно, обнаруживается, что никакого вожделенного блага, которого так ждали, нет, человек терпит фиаско, и это порождает страх, тревогу и бегство. Можно сказать, что в этот момент начинается та самая психология - психология падшего человека - с которой нам как психологам приходится иметь дело.

Возникает страх перед будущим, сомнения в себе, в своих возможностях, недоверие в отношении других, попытка властью заменить веру, попытка богатством заменить любовь и так далее и тому подобное. Страсть возобладала над человеком только потому, что он не противостоял вожделению, не был до конца верен своему Творцу.

Еда - самое простое, самое очевидное, самое естественное, что всегда перед нами. Сама по себе еда, вкушение пищи еще не страсть, но может ею стать, если мы теряем связь с Богом, утрачиваем верность Ему, поддаемся ложным вожделениям, миражам, которые обещают нам удовольствие, но всегда лгут. Именно поэтому святые отцы говорят, что чревоугодие - это спусковой механизм, запускающий в действие все остальные страсти.

- А каким образом работает этот спусковой механизм?

- Возьмем для примера страсть, свойственную многим - тщеславие, высокомерие. Как она связана с чревоугодием? Ребенок просит: «Хочу вот эту хрустящую горбушку» или «Хочу вот эту самую поджаристую куриную ножку…». В общем, кусочек повкуснее и побольше. Знакомая всем картина! Такое эгоцентричное желание: лучшее - мне. В детстве оно невинно, но часто и повзрослев, человек относится к себе, любимому, так же - мне, мне, мне.

Если чревоугодие овладело нами, если эта первая дверь в душу человека открыта, то войдут и другие страсти - и скупость, и сребролюбие, и уныние. Я бы не рискнула это с уверенностью утверждать (хотя мне как психологу это понятно), если бы не читала это у многих святых отцов Церкви. Да и с психологической точки зрения это абсолютно верно, ведь подчинение себя страсти с неизбежностью приведет к потере самого себя, а следовательно к тревоге, которая заставит человека копить деньги, экономить, даже если в этом нет необходимости, не делиться с ближним из-за страха перед завтрашним днем, к недостатку веры, к страху перед жизнью, толкающим в депрессию, уныние.

Вообще, я убеждена, что за любой страстью стоит глубинный страх, недоверие, тревога, желание чем-то запастись или как-то еще подстраховаться, а глобально это потеря связи с бытием, способности любить и доверять не только Богу и людям, но и самому себе.

- Как выглядит здоровое отношение к еде в повседневной жизни?

- Я бы сказала, что здоровым примером отношения к еде можно назвать монастырскую трапезу: в монастырях обычно едят простую пищу небольшими порциями, из-за стола встают быстро.

Мне рассказывали про трапезу на Афоне. Времени, которое отводится на трапезу, хватает только на то, чтобы успеть съесть то, что подают к столу. Нет возможности ни поговорить с соседом, ни посмаковать еду. Быстро подкрепились и разошлись - каждый вернулся к своему послушанию. Вот это нормальное отношение к еде: она подкрепляет тело, а не подчиняет человека себе.

- Но ведь в монастырях по праздникам на столах стоит обильная и вкусная еда…

- Верно, но праздничная трапеза никогда не посвящена еде. Это совместное бытие, в котором мы радуемся друг другу. Если это разговение, радуемся Богу, вкушаем пищу с благодарностью, с любовью, трепетно. При этом видим друг друга, чувствуем радость другого. И тогда трапеза становится радостью, продолжением Тайной вечери.

То же самое можно сказать в отношении традиции хлебосольства, гостеприимства. Гостеприимство - добродетель, потому что я угощаю гостя. Не для себя я пироги пеку, а для гостя стараюсь, последний кусок отдать ему готова. И вот тогда как раз еда превращается из проклятия в благо.

Однако когда люди собираются за общим столом не для того, чтобы увидеть друг друга, порадоваться встрече, пообщаться, а только для того, чтобы вкусно поесть, насладиться кулинарными изысками, то что происходит дальше? Либо ссоры, конфликты, драки, либо неприличные фантазии, флирт, блуд, это уж зависит от степени испорченности. Человек опрокидывается в свою плоть, в похоти, в инстинкты.

Преодолеть вожделение можно только верой и волей, принять решение, проявить самодисциплину, понять, к каким последствиям это приведет, если не остановить себя. Совершить этот акт, сказать себе «стоп» помогает, конечно, не тело, а разум.

«Анестезия» сексуальной зависимости

- Блуд - такая же по своей природе страсть, как и чревоугодие, у нее похожий механизм развития?

Разница есть, она, главным образом, заключается в последствиях страсти. Чревоугодник вредит только себе. Чревоугодие - это отношения с самим собой. А блудом наносят вред не только себе, но и другому.

Но давайте посмотрим на страсть блуда внимательнее. Очень часто одна проблема имеет в действительности совершенно другие корни. Например, родители жалуются на плохое поведение ребенка, а оказывается, что они сами не дают ему шагу ступить. Человек жалуется на несправедливое к себе отношение, но выясняется, что он сам относится к окружающим без должного внимания. И за страстью блуда, когда начинается практическая работа, часто тоже обнаруживаются иные основания, нарушения, проблемы.

Если говорить о сексуальной зависимости, то в ней есть и экзистенциальные духовные компоненты, такие как глубинный неосознаваемый страх смерти, вытесняемое чувство внутренней опустошенности, глубинное одиночество. Но могут быть проблемы и иного рода - детские травмы, пережитое в юном возрасте сексуальное насилие, деструктивные, патологические отношения в родительской семье. В результате человек «кидается» в сексуальную зависимость в поисках «анестезии», квазиутешения, однако никакого утешения он, естественно, не находит, а проваливается в зависимость все глубже и глубже, теряя здоровые ориентиры жизни.

Страсть блуда - более фундаментальная проблема, чем просто сексуальная зависимость, и она в огромной степени связана с духовной сферой личности. Если обратиться к этимологии, то «блуд» и «блуждание» - однокоренные слова, и они близки по значению. Это некий уход, иногда поиск, но ложной цели. Человек блуждает в поисках чего-то, его душа мятется, ищет, но ищет не там, где лежит нечто ценное, важное.

Это касается и других страстей. Задача страсти в том, чтобы пленить всего человека, все его уровни: и телесный, и душевный, но прежде всего - духовный уровень, ведь именно он определяет связь человека с Богом. Поэтому борьба со страстью - это не просто борьба с блудным помыслом, к чему обычно сводится обывательское представление об аскетике. Это борьба за человека, за развитие его личности, в христианском понимании - за его спасение.

Поэтому задача психолога состоит не просто в том, чтобы дать средство противостояния, а в том, чтобы направить человека в сторону раскрытия лучших свойств его души, в сторону принятия себя, чтобы в результате этого самораскрытия был побежден и блудный помысел.

В подростковом возрасте у человека происходит гормональный взрыв. Как помочь подростку преодолеть блудные желания? Стоит ли откровенно обсуждать с ним эти деликатные темы?

Да, в подростковом возрасте ребенок в короткий срок переживает то, что физиологи называют «гормональной бурей». Перестраивается организм, меняется внешность, возникают новые, часто ошеломляющие взрослеющего ребенка проблемы. Он оказывается, по словам Толстого, в «пустыне отрочества», когда прежние опоры в виде семьи и школы расшатываются, а новые еще не сформированы, и одновременно попадает в зону опасностей, связанных в том числе с половой сферой.

Но за внешними признаками, как я уже говорила, могут быть и иные проблемы. Главная из них - это разрыв, внутренний конфликт между «хочу» и «должен», то есть между желаниями и разумом. За этим глобальным несоответствием есть и неуверенность в себе, и страх, и одиночество, и многие другие типично подростковые проблемы.

Задача и психолога, и родителей - помочь в прохождении этого периода. Надо еще не забывать крайне негативное воздействие массовой культуры, которая пороки превратила в доблести. Поэтому родителям надо быть начеку, попытаться стать своим детям друзьями и помочь пройти над пропастью, не провалиться в нее.

Я считаю, что табуированных тем в разговоре между родителями и детьми нет - другое дело, как, с какой интонацией, каким языком разговаривать. Напомню слова Маршака, который на вопрос, как надо писать книги для детей, ответил: «Точно так же, как для взрослых, только значительно лучше!».

Родители должны позаботиться, во-первых, о формировании доверия между ними и ребенком, а во-вторых, о своей готовности разговаривать с ребенком на любые темы, в том числе темы близких, интимных отношений. Не секрет, что многие родители тратят на общение со своими детьми минимальное количество времени, и часто сводят это общение к окрикам, требованиям, упрекам.

Мне заполнился один случай. Ко мне пришел юноша лет шестнадцати. В разговоре он признался: «Я себя чувствую ужасно, потому что я в нашем классе единственный девственник!». Я узнала, что он ни с кем в семье не мог поговорить об этом, поскольку там не принято было говорить по душам. А парня мучил этот вопрос, он чувствовал себя неуверенно, одиноко, считал, что он изгой. Именно эти вещи волновали его, а не сексуальные переживания. Он считал, что раз он не такой, как все, значит, он хуже.

Я сказала ему: «Я очень благодарна тебе, что ты решился поговорить со мной об этом. Я не могу требовать от тебя, чтобы ты оставался целомудренным. Я могу только сказать, что думаю об этом, исходя из своего жизненного и профессионального опыта. Ты, конечно, волен последовать примеру своих приятелей (кстати, не факт, что все они лишились девственности, это может быть и бравада). Но я знаю, что если ты сделаешь это только ради того, чтобы не отстать от друзей, то ты на всю жизнь запомнишь этот первый опыт как что-то очень далекое от того прекрасного, что называют любовью. А вот когда ты встретишь девушку, в которую влюбишься, и ваша любовь будет взаимна, и вы решите пожениться, потому что не сможете ни дня прожить друг без друга, вот тогда ваша близость будет частью той огромной любви, что заполнит ваши сердца и принесет вам обоим настоящее счастье!».

Так получилось, что через несколько лет мы встретились опять, и оказалось, что ему тогда удалось воздержаться от соблазнов. Он действительно встретил свою любовь, и они поженились. Я не спрашивала о том, сбылись ли мои прогнозы, но глядя на него, я понимала, что передо мной счастливый молодой мужчина, любящий и любимый.

Резюмируя свою мысль, я бы сказала, что во всем нужна мера и здравый смысл. Любые крайности всегда плохи. На мой взгляд, говорить с подростками о сексе свободно и «по-взрослому» - это неадекватность, поскольку тема эта и для взрослого деликатна, а уж подросток крайне раним, чувства его обострены и уязвимы. Такие разговоры требуют уважительности, осторожности, чуткости. Но и не говорить совсем тоже неверно. Это, как правило, связано с родительским нежеланием брать на себя ношу ответственности, тратить свои душевные силы.

Эрос — первая ступенька, а блуд — первое препятствие

Многим неверующим людям интуитивно понятна греховность воровства или, к примеру, супружеской измены, но непонятно церковное отношение к сексуальным отношениям вне брака. Почему блуд - это грех?

Я бы расширила этот вопрос: как объяснить нецерковному человеку, что грех разрушает целостность? Разве это касается только блудной страсти? А представление о целях и смыслах жизни? А как объяснить нецерковному человеку, что такое спасение или бессмертие души? Между этими понятиями и секулярным сознанием пропасть, которую, как сказано в Евангелии, человеку пройти невозможно, - только Богу всё возможно. Христос и пришел, чтобы перевести нас через эту пропасть, а каждый из нас, в меру подражания Христу, может помочь это сделать другому.

Но общего универсального ответа на частное и каждый раз уникальное вопрошание дать, на мой взгляд, нельзя. Для того и существует такая наука - психология, чтобы помочь найти конкретный ответ на данный вопрос, и опять же не в самой общей форме, а в форме конкретной.

Действительно, в секулярном обществе считается, что нет ничего опасного в блудных связях, что это некая «разрядка», «снятие напряжения» и вообще «полезно для здоровья» (об этом, кстати, часто говорят врачи-урологи или врачи-гинекологи, консультируя своих пациентов). Что тут скажешь? Если провести некую аналогию, то согласно этой логике в регулярной выпивке нет ничего плохого - это снятие стресса, разрядка, профилактика атеросклероза.

Подобного рода аргументы могут казаться убедительными до той поры, пока мы не обратимся к статистике смертей, разрушенных семей, деградации и психических болезней миллионов наших соотечественников, идущих этим путем. Возвращаясь к нашей теме - за эйфорией от случайных связей может стоять зависимость, подчиненность всего внутреннего мира человека этой навязчивой страсти, и это с неизбежностью приведет к растрате себя, потери целостности, в конечном итоге - полной деградации личности как Божьего замысла.

Человек живет как бы в двух мирах. С одной стороны - в горизонтальной плоскости, и в этом плане мы говорим о той психологии, которая напрямую может быть не связана с духовными вопросами, то есть о мотивах, потребностях, социальных ролях, эмоциях, аффектах и т.д. Но есть и вертикальное измерение. Именно об этом измерении выдающийся психолог Виктор Франкл говорил как о духовном пространстве человека, в котором он действительно становится самим собой в полном смысле слова. Это пространство личности, пространство нравственных выборов, высоких поступков, опыт преодоления своих эгоцентрических желаний.

Иными словами, в человеке все время идет борьба между обыденным и возвышенным, эгоцентрическим и альтруистическим, между комфортом и личностным усилием, в конечном счете - это столкновение профанного и сакрального в человеческой душе.

Задача психолога - не выступать в роли советчика и тем более судьи, а создать такие условия, чтобы человек мог подняться над собой, над своим эго, возрасти духовно.

Вот здесь-то и начинается психология! Если человек не осознает своего подлинного намерения, то он не может оценить с духовной, нравственной точки зрения, зло это или добро. Он найдет разнообразные самооправдания, сам себя запутает до такой степени, что начнет выдавать добро за зло и наоборот, то есть потеряет связь с духовной реальностью своего бытия.

Что касается методов борьбы с блудной страстью, то есть средства «против», а есть средства «за». Как правило, средства «против», такие, например, как клятвы, запреты, значительно слабее, нежели средства «за» - идеалы, цели, ценности. Самым высоким является любовь, которая ставит все на свои места.

«Любовь всему научит», - любил говорить протоиерей Борис Ничипоров, отвечая на модный в девяностые годы вопрос о сексуальной совместимости. Любовь понимается в нескольких ипостасях - эрос (единоплотие), филос (единодушие) и агапе (единодуховность). Эти три ипостаси составляют одно целое!

Но в блуде эрос отделяется и начинает играть разрушительную роль и, что, может быть, еще хуже, он берет на себя роль главенства в любви. Эрос, как ни странно, в этом случае оскопляет любовь, вместо того, чтобы ее дополнять, точнее, являть через себя ее полноту. Не говоря о том, что эрос, будучи самовластным, низводит другого человека до простого средства, орудия, «партнера».

Приведу слова Виктора Франкла: «Любовь является единственным способом понять другого человека в глубочайшей сущности его личности. Никто не может осознать суть другого человека до того, как полюбил его». Эрос - это первая ступенька на пути к полноте любви, а блуд - первое препятствие.

Считаете, что разбираетесь в вопросах правильного питания, прочитав пару статей в женских журналах? Думайте, что пресловутое «не есть после шести» и исключение из рациона жира поможет вам избавиться от подкожного жира? Вы сильно заблуждаетесь. Здоровое, красивое и стройное тело достигается более сбалансированным путём.

Для того чтобы лишний вес не возвращался, необходимо соблюдать следующие принципы правильного питания:

Сбалансированность рациона . Это означает, что вы должны регулярно получать индивидуальную для вас норму БЖУ (белков, жиров и углеводов);

Жажда и голод равнозначны для организма . Если после приема пищи чувство голода не проходит, значит, организму не хватает воды. Суточная норма – 0,3 мл. на 1 кг веса;

Сезонность в рационе . В теплое время года включайте в рацион больше свежих овощей фруктов. Они значительно полезнее тех, что продают в магазинах зимой;

Научитесь готовить . Фаст фуд, консервы и еда быстрого приготовления скорее не полезна, а вредна для нашего организма и зашлаковывает его. А это напрямую мешает похудению;

Тщательно пережевывайте еду . Мелкие и хорошо пережеванные кусочки гораздо быстрее перевариваются в нашем организме. Именно поэтому еда «на ходу» не несет пользы для нашего ЖКТ;

Основная часть рациона – до обеда . Не зря врачи и диетологи делают обед самым большим по объёму пищи. Утром наш организм еще не проснулся, а углеводы в вечернее время идут преимущественно в жировые отложения;

Завтрак – очень важный прием пищи . Наш организм тратит энергию даже во сне. Именно по этому, даже если плотно поесть на ночь, утром чувствуется голод. Не пренебрегайте завтраком и сделаете его максимально полноценным;

Способ готовки играет важную роль . Лучше всего при приготовлении продукты тушить или варить. Или готовить на пару. Именно эти способы по максимуму сохраняют полезные вещества в приготовленных продуктах.

  • А готовить, и есть лучше всего следующие продукты:
  • Фрукты и овощи . В них очень много полезных веществ. Овощей можно есть гораздо больше, т.к. фрукты значительно калорийнее.
  • Рыба . Отличный источник полезных жиров, таких как омега жирные кислоты. К тому же рыба это белковый продукт, и на ее переваривание организм тратит больше калорий, чем получит.
  • Бурый рис . В отличие от белого, является источником более полезных быстрых углеводом, которые медленно усваиваются организмом и дают организму много энергии.
  • Гречка . Содержит большое количество аминокислот, что ставит ее на один уровень с мясом. Отличный вариант источника белка для вегетарианцев.
  • Орехи . Источник растительных жиров. Это делает орехи обязательным продуктом в вашем рационе. Главное не есть их слишком много.
  • Творог . Больше всего кальция, так необходимого организму, содержится в молочных продуктах. Именно поэтому стоит включить творог в свои обязательные для регулярного приема продукты.

95% похудевших возвращаются к прежнему весу, потому что не проводят психологической работы над собой – не развивают , которые бы помогли удержать результат. Во время похудения они знают только два слова «надо» и «нельзя», которые после похудения превращаются в «уже не надо» и «уже можно». А пока худеют, изнывают от одержимости пищей, мечтают, думают о еде, страдают от любых ограничений, весь день мучаются вопросом «Что съесть?», перескакивают с одной диеты на другую, когда нужно работать над здоровым отношением к питанию.

Сбросить 5-10-20-30-60 кг, сложив зубы на полку и взяв себя в ежовые рукавицы – это не успех. А если при похудении угораздило развить расстройства пищевого поведения, то успешным его тоже трудно назвать.

Успешное похудение – это когда удерживать результат для вас естественно, когда удалось , понять себя и свои потребности, сохранить или, наоборот, развить здоровое отношение к еде.

В чем выражается здоровое отношение к питанию:

1) Понимание, что еда будет всегда
Многие переедают далеко не из-за чувства голода или повышенного аппетита, а из-за мышления «сейчас или никогда». У кого-то это случается на праздник, когда одного куска торта мало, ведь «день рождение бывает раз в году». Кто-то объедается во время путешествий, пытаясь попробовать все экзотические блюда, которых нет дома. А кто-то каждый день вместо 15-граммовой порции шоколада съедает целую плитку, а вместо одного куска пиццы – половину. Чаще всего происходит это с чувством тревоги или дискомфорта: «мне не остается», «последний кусочек – надо доесть», «я больше этого не попробую», «раз в году можно» т.д.

Получить удовольствие можно от одной порции, если никуда не спешить и понять, что еда никуда не исчезнет. автор Екатерина Головина Важно не просто отказаться, а осознать, что сейчас это не нужно организму/не способствует похудению/не несет никакой пользы. Чтобы изменить отношение к пище, необходимо научиться наслаждаться ею, а не напихиваться – принимать ее в спокойной обстановке, откинув тревоги и сосредоточившись на ее вкусе.

2) Умение слушать сигналы своего тела
Наверное, у каждой есть подружка, которая ест абсолютно все и столько, сколько хочет, но при этом остается стройной. Ключевое слово – сколько хочет. Это называется здоровое отношение к своему питанию. У большинства стройных людей не метаболизм хороший, а внутренний датчик, говорящий им, . А у полных людей связь мозга с желудком часто нарушена, поэтому им рекомендуют есть около 20 минут, чтобы не прослушать сигнал желудка о том, что свободного места нет.

3) Отказ от повторения прошлого негативного опыта
Когда-то давно я каждый день ела конфеты или печенье, смотрела фильмы с пакетом чипсов, много готовила по праздникам и практически всегда чувствовала себя подавленной и вялой, а еще весила 85 кг, была недовольна собой и неуверенной в себе.

Отказавшись от этого опыта, улучшив питание, полюбив тренировки, я похудела на 30 кг, а вместе с этим изменилось мое отношение к себе и к жизни. Обильная еда делала меня толстой, поэтому при определении размера своих порций я руководствуюсь реальными потребностями КБЖУ и ощущением голода/сытости. Застолья на праздники надолго выбивали меня из колеи, поэтому я готовлю только легкие закуски или отмечаю праздники вне дома. Конфеты, печенье, чипсы, если ем, то крайне редко. Я признаю, что прошлый негативный опыт привел меня к 85 кг и сознательно отказываюсь от повторения прошлых ошибок.

4) Умение наслаждаться и растягивать удовольствие
Вы когда-нибудь видели, как едят обычные люди? Не худеющие/качающиеся, а простые стройные люди. Нет? Сходите в кафе, посмотрите. Они общаются, прерываются, никуда не спешат, находятся здесь и сейчас. Для них еда – это фон, они наслаждаются обстановкой, общением.

Да, можно наслаждаться не только пищей, но и обстановкой. А можно наслаждаться пищей, не спеша, растягивая удовольствие. Как хорошим вином, любимой музыкой, приятной компанией. Я как-то упоминала упражнение по развитию привычек из книги «Осознанность» Пенмана/Уильямса. В первых главах они дают еще одно годное упражнение «Шоколадная медитация». Суть в том, чтобы как можно дольше есть один квадратик шоколада, отмечая все оттенки его вкуса. Это упражнение полностью меняет восприятие пищи.

5) Способность давать время своим желаниям
Что вы делаете, если вам захотелось, например, мороженого? Насколько быстро принимаете решение купить его и съесть? Чем руководствуетесь при выборе порции? Своим клиенткам я всегда рекомендую выждать время, вместо того чтобы бежать в магазин при первой мысли. Предлагаю им отвлечься (список отвлекающих занятий у многих есть) на двадцать минут, а только потом решать. В большинстве случаев человек понимает, что уже достаточно взрослый, чтобы потакать своим , но если желание все еще такое же сильное, то он может съесть мороженое при условии, что это будет маленькая порция и она впишется в КБЖУ.

6) Отказ от оценок
Здоровое отношение к питанию – это, прежде всего, . Не бывает «хорошей» и «плохой» еды. Есть та пища, которая необходима организму, и та, в которой потребности нет. Когда для последней отведено 10-20% калорий, а для первой 80-90%, это снижает вероятность срывов, позволяет дольше придерживаться диеты и сохранить результат потом. Никаких запретов, никаких читмилов, никаких обжорств. Контроль КБЖУ дает больше свободы, чем кажется, но необходима психологическая работа над собой.

Здравствуйте, дорогие читательницы!

Еда всегда служила человеку ресурсом для здорового существования его организма. Однако с эволюционированием своего образа жизни, он научился получать ее больше, чем этого достаточно. После этого прием пищи начал приносить людям не только чувства удовольствия от вкусовых качеств и расслабление, но и стал способом заполнения их свободного времени.

В современном же мире производители продуктов питания, грамотно пользующиеся нашими слабостями, каждый раз предлагают всем рекламу вкусной, но не всегда полезной еды. Поэтому человек несознательно попадает в эту зависимость , у него начинает развиваться ожирение, а это уже серьезная проблема.

Как изменить отношение к еде? Каждый человек решает для себя этот вопрос по-разному. Одни начинают ограничивать себя в еде и пользоваться слабительными, мочегонными или новомодными препаратами, чтобы похудеть.

Другие же стараются изучить этот вопрос со всех сторон, найти причину, разобраться в себе и полностью поменять отношение к концепции употребления пищи. Конечно, второе направление, по отзывам специалистов, более правильное .

Поэтому я расскажу с чего нужно начать и как правильно выбрать стратегию борьбы с лишними килограммами, чтобы не навредить себе.

Индустрия питания и «быстрых» продуктов заставляет нас набирать лишние килограммы все стремительнее. И проблема затрагивает не только взрослых. По статистике 52% российских детей в возрасте от 8 до 12 лет в той или иной степени страдают от избыточного веса и, вместе с тем, - от различных комплексов, предопределенных социальными клише и стандартами. Можно констатировать: практически каждый россиянин хотя бы раз в жизни задумывался о том, чтобы похудеть.

Можно ли похудеть на диете?

Одним это успешно удаётся, другие же страдают избыточным весом, перескакивая с диеты на диету. Не важно, достигнут результат или нет: чувство голода - один из базовых инстинктов человека, и именно оно не позволяет нам зачастую справиться с ночными набегами на холодильник. Можно пробовать разные методики снижения веса: кремлевская диета, Дюкан, диета Синди Кроуфорд, Дженис Дикенсон, особо рисковые пропагандируют экстремальные способы. Среди самых популярных, как шутят сами худеющие, «сигаретная» диета (включает в себя бесконечное количество кофе и сигарет) и «гастритная» (в приступах голода съедать кусочек сыра). Одни рецепты смехотворны и небезопасны одновременно, другие слишком трудны для самостоятельного следования.... И вот он, гроза и убийца всех диет и голодовок, его Величество, - пищевой срыв.

Почему мы толстеем?

Мы толстеем потому, что еда стала для нас наградой и отдушиной! Судите сами: неудача, провал или стресс - и вот заедаем их, находя временное и мнимое облегчение. Триумф, успех - и вот мы... снова едим, празднуя очередную победу...

Любой перманентно худеющий человек зачастую не догадывается об одном простом факте: если у него что-то не в порядке с весом, причины следует искать не только в кабинете врача-диетолога, но и врача-психотерапевта. Потому что можно голодать и грезить о еде, и в конце получить ещё большую, близкую к маниакальной, пищевую зависимость. Часто за неконтролируемым аппетитом стоят обиды, огорчения, недовольство собой, навязчивые идеи, зависимости, страхи, тревоги и т.д. И мы стараемся спрятаться за едой, убегая от проблем и утопая в жировых отложениях.

Можно регулировать чувство голода?

Можно ли регулировать чувство голода? Некоторые коллеги со мной не согласятся, но я скажу: в разумных пределах - можно! Конечно, перестать есть совсем невозможно, но существуют подходы, позволяющие существенно снизить пищевую зависимость. Авторская методика пролонгированной рефлексотерапии Золотая игла, основанная на воздействии на специальные корпоральные точки - один из наиболее эффективных вариантов. В 2016 году мною был презентован новый метод «Восточная мудрость: эволюция», основанный на вживлении в корпоральные рефлексогенные точки невидимых нитей, работающих в течение 3 месяцев и усиливающих эффект Золотой иглы.

Как поменять отношение к еде?

Тем не менее, просто заблокировать аппетит недостаточно: необходимо поменять отношение к самой еде.

Постоянно обмениваясь опытом с зарубежными коллегами, я собрала все практические знания и навыки в специальный психологический курс, позволяющий всего за один день рассмотреть под пристальным прицелом собственные пищевые реакции, понять, принять и осознать, почему и для чего конкретно вы переедаете, пересмотреть в корне свое пищевое поведение для того, чтобы путь к стройности стал не изнурительным, а легким и приятным.

Секреты стройности

Курс называется «Секреты стройности». Почему секреты? Потому что каждая из методик запатентована и представлена только на моем курсе. Почему важно следить за своим пищевым поведением? Потому что мы либо стремительно худеем, страдая от недоедания, либо срываемся и начинаем маниакально есть все подряд!

Что дает курс?

В результате прохождения курса пациенты:

  • формируют качественно новое пищевое поведение
  • возвращают своему организму важное чувство меры
  • начинают любить своё тело и узнают истинные причины и мотивы набора лишнего веса
  • усиливают желание результата
  • без труда настраиваются на новый, приемлемый для них, здоровый образ жизни
  • ощущают себя красивыми, желанными, свободными здесь и сейчас
  • и конечно, избавляются от лишних килограммов!

Доктор медицинских наук, диетолог Марият Мухина

Запомните, друзья: пища - нужна не только поддерживания жизнедеятельности, она дает нам чувство безопасности, удовольствие, гармонию, наконец, это важное средство общения. Ваше отношение к еде демонстрирует ваше отношение к жизни в целом.