Получилось ли гоголь донести смысл произведения шинель. Значение образа шинели в одноименной повести гоголя

Получилось ли гоголь донести смысл произведения шинель. Значение образа шинели в одноименной повести гоголя

Пост, который будет интересен моей маме, наверное, не будет интересен всем остальным, хотя, тут есть что обсудить☺

Есть у нас в семье древняя история о том, как Маша (это я) писала сочинение по произведению М. Ю. Лермонтова «Мцыри», называлось оно «Счастье в понимании Мцыри». Я написала откровенную чушь, но среди этой чуши, была одна фраза, над которой смеялись все, а я считала ее тогда гениальной: «Счастье - это понятие растяжимое» и не важно, что авторство принадлежало не мне. Ну так вот, мам, я перечитала «Мцыри» и написала новое сочинение:)

Поскольку это сочинение не художественное и я не жду, что меня будут оценивать, попробую написать коротко и по делу.

Счастье в понимании Мцыри – это свободная жизнь во всех ее проявлениях. До тех счастливых трех дней, он не жил, существовал. А можно ли назвать жизнью бесцельное существование? Ведь таким оно и было, для мальчика, которого в детстве забрали в плен. В монастыре он был послушником, не монахом, то есть его жизнь это существование в заточении. У него не было ничего, что он мог бы назвать своим, да и себя он не знал. Он грустил о родине, которую не помнил, о матери и отце, которых не знал, он мечтал любви, которой никогда не познал! И вот три дня вожделенной свободы, чтобы не случилось в эти три дня, что бы он не увидел, не пережил – счастье! Даже смертельная схватка с могучим барсом потому, что он свободен!

Но мне интересно еще и другое. Лермонтов написал это произведение незадолго до своей смерти, как бы предчувствуя ее, эпиграф выбрал тоже непростой: «Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю» из «Первой книги Царств» Библии. Смысл ее в том, что человек не познав всю жизнь в ее многообразии скоро умрет. Писал ли Лермонтов о себе, мы уже вряд ли узнаем, жалел ли он, что многое в жизни не успел познать – тоже… но то, что эпиграф, отражая основную мысль поэмы, делает произведение актуальным на все времена – бесспорно.
Ведь жизнь складывается из череды событий, которые как спектр цветов раскрывают разные ее грани.

Но я почему-то не помню, чтобы нам это рассказывали тогда, в школе. Если бы я сейчас сидела на том уроке, на первой парте, я бы хотела услышать не размышления о том, что такое счастье в понимании Мцыри, а вопросы, которые натолкнули бы меня на мысль о том, что же такое счастье в моем понимании. Может быть тогда, я бы не так боялась рисковать, ошибаться, иногда поступать безрассудно и не бояться поражений, ведь Мцыри не побоялся убежать в неизвестность ради того, чтобы испытать чувства, которые до того были ему неведомы. Может быть тогда я бы намного раньше поняла, что без боли, разочарований, а главное, ошибок нельзя узнать о том, на что ты способен. И, наконец, только так и можно найти свое счастье, испытав боль, разочарования, что-то потеряв, обретая тем самым себя.

К сожалению, об этом я узнала намного позже:)
Все, сочинение написала, гештальт закрыла, так сказать:))))

Для тех, кто дочитал до этого места. А что для вас счастье? О чем бы Вы написали?))

“Мцыри” - романтическая поэма М. Ю. Лермонтова. Сюжет этого произведения, его идея, конфликт и композиция тесно связаны с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. Лермонтов ищет своего идеального героя-борца и находит его в образе Мцыри, в котором воплощает лучшие черты передовых людей своего времени.

Мцыри - человек, жаждущий жизни и счастья, стремящийся к людям, близким и родным по духу. Лермонтов рисует исключительную личность, наделенную мятежной душой, могучим темпераментом. Перед нами предстает мальчик, обреченный с детства на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Мы видим, что уже с самых юных лет Мцыри был лишен всего, что составляет радость и смысл человеческой жизни: семьи, близких, друзей, родины. Монастырь стал для героя символом неволи, жизнь в нем Мцыри воспринимал как плен. Окружающие его люди - монахи были враждебны ему, они не могли понять Мцыри, Они отняли у мальчика свободу, но стремление к ней убить не смогли.

Невольно обращаешь внимание на то, что в начале поэмы автор только намечает характер героя. Лишь слегка приоткрывают внутренний мир Мцыри внешние обстоятельства жизни мальчика. Рассказывая о “мучительном недуге” пленного ребенка, его физической слабости, М. Ю. Лермонтов подчеркивает его выносливость, гордость, недоверчивость, “могучий дух”, который он унаследовал от предков. Полностью же характер героя раскрывается в его исповеди чернецу, которая составляет основу поэмы.

Взволнованный монолог умирающего Мцыри вводит нас в мир его сокровенных дум, тайных чувств и стремлений, объясняет причину его побега. Она проста. Все дело в том, что “душой дитя, судьбой монах”, юноша был одержим “пламенной страстью” к свободе, жаждой жизни, которая звала его “в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы”. Мальчик хотел обрести утраченную родину, узнать, что такое настоящая жизнь, “прекрасна ли земля”, “для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы”:

Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных.

А у себя не находил

Не только милых душ - могил!

Также Мцыри стремился познать самого себя. И этого он смог добиться только в дни, проведенные на воле:

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил - и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была 6 печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

За три дня своих скитаний Мцыри убедился в том, что человек рожден свободным, что он “быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов”. Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах. Мцыри обращает внимание на каждую предстающую его взору картину природы, вслушивается в многоголосный мир звуков. А красота и великолепие Кавказа просто ослепляют героя, в его памяти сохраняются “пышные поля, холмы, покрытые венцом древ, разросшихся кругом”, “горные хребты, причудливые, как мечты”. Яркость красок, многообразие звуков, великолепие беспредельно голубого свода ранним утром - все это богатство пейзажа наполнило душу героя ощущением слияния с природой. Он чувствует ту гармонию, единение, братство, которые не дано было ему познать в обществе людей:

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев...

Но мы видим, что этот восхитительный мир таит в себе много опасностей. Мцыри пришлось испытать и страх “грозящей бездны на краю”, и жажду, и “страданье голода”, и смертельную схватку с барсом. Умирая, юноша просит перенести его в сад:

Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет... Лермонтов показывает, что в эти последние минуты для Мцыри нет ничего ближе природы, для него ветерок с Кавказа - единственный друг и брат.

На первый взгляд может показаться, что герой потерпел поражение. Но это не так. Ведь он не побоялся бросить вызов своему монастырскому существованию и сумел прожить жизнь именно так, как хотел - в боренье, поиске, в стремлении к свободе и счастью. Мцыри одерживает нравственную победу.

Таким образом, счастье и смысл жизни главного героя поэмы заключается в преодолении духовной тюрьмы, в страсти к борьбе и свободе, в стремлении стать хозяином, а не рабом судьбы.

В образе Мцыри Лермонтов отразил реальные черты лучших людей эпохи 30-х годов XIX столетия, попытался заставить своих современников отказаться от пассивности, апатии, безразличия, восславил внутреннюю свободу человека.

«Шинель» - повесть Николая Васильевича Гоголя. Входит в цикл «Петербургские повести». Первая публикация состоялась в 1842 году.

О самой повести :

· У Башм нет своих слов: он переписывает, а говорит... того... «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» на фоне этого косноязычия звучит так ясно, мы слышим внутренний голос героя и авторскую проповедь сострадания и братства. А ведь Башм не лишен этого внутреннего голоса, говоря «это, право, совершенно того...», он не продолжает, потому что ему кажется,что он «все уже выговорил ». Герой противопоставлен всему миру таким образом: он не замечает ничего, ему всё неважно, он живёт в этих буквах и своих мыслях, это мощное непонятное измерение, отделённое от обычной жизни!

· В первой редакции повести (1839) она имела другое заглавие: «Повесть о чиновнике, крадущем шинели» (3, 446). Из этого неоспоримо следует, что сокровенное идейное ядро повести обнаруживает себя в ее фантастическом эпилоге - в посмертном бунте Акакия Акакиевича, его мести «значительному лицу», пренебрегшему отчаянием и слезной жалобой ограбленного бедняка. И точно так же, как и в «Повести о Копейкине», превращение униженного человека в грозного мстителя за свое унижение соотнесено в «Шинели» с тем, что привело к 14 декабря 1825 года. В первой редакции эпилога «невысокого роста» привидение, признаваемое всеми за умершего Акакия Акакиевича, «ищущее какой-то затерянной шинели и под видом своей сдиравшее со всех плечей, не разбирая чина и звания всякие шинели», завладев, наконец, шинелью «значительного лица», «сделалось выше ростом и даже [носило] преогромные усы, но... скоро исчезло, направившись прямо к Семеновским казармам» (3, 461). «Преогромные усы» - атрибут военного «лица», а Семеновские казармы - намек на бунт Семеновского полка в 1820 г. То и другое ведет к капитану Копейкину и заставляет видеть в нем второй вариант титулярного советника Башмачкина. В этой связи становится очевидно, что и сама шинель - это не просто бытовая деталь, не просто шинель, а символ чиновного общества и звания.

· А то, что «бедная история приобретает фантастическое окончание» - это Гоголевская фантастика, опять же. Выплеск этого мира.

· Очень непросто, выисканно, написано о самом простом, например: «Но Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки, и только разве если, неизвестно откуда взявшись, лошадиная морда помещалась ему на плечо и напускала ноздрями целый ветер в щеку, тогда только замечал он, что он не на середине строки, а скорее на средине улицы». Подчеркивается этот ветер, на том месте, где грабили его, ветер вообще дул с четырёх сторон. Можно ли это сравнить с бурей Лира? По-моему, неплохая мысль.

· Как сказал Достоевский в одной из своих статей, Гоголь был «колоссальный демон», который «из пропавшей у чиновника шинели сделал нам ужаснейшую трагедию».

О её влиянии:

Петербургские повести, особенно Шинель, имели огромное значение для всей последующей русской литератры, утверждения в ней социального гуманизма и «натурального» направления. Герцен считал Шинель коллоссальным произведением Гоголя. А Достоевскому приписывают знаменитые слова: Все мы вышли из гоголевской Шинели.

Гоголь развивает здесь тему «маленького человека», обозначенную Пушкиным в «Станционном смотрителе», а тему «Шинели» продолжает и развивает роман Достоевского «Бедные люди» (1846г). Вообще «маленький человек» - очень важный тип и для Достоевского, и для Чехова, и для всей русской литературы.

Опять сравнение и про влияние:

· Описание Петербурга в «Шинели» очень похоже на описание Петербурга у Достоевского:o маленькие люди растворяются в многолюдной толпеo параллельно существуют улицы, где и ночью светло, как днем, где живут генералы и иже с ними, и улицы, на которые помои выливают прямо из окон, на которых обитают башмачники и другие ремесленникиo если мы вспомним, как описана одежда и жильё Раскольникова, то найдём много общего· Акакий Акакиевич - "маленький человек", пожалуй, самый маленький во всей русской литературе, меньше не выдумаешь. Рядом с ним даже те, кого обычно называют "маленькими",- и пушкинский Семен Вырин, имевший жену и дочь, и Макар Девушкин Достоевского, состоявший в переписке с любимой Варенькой,- люди более крупного разряда, сумевшие привлечь чье-то сердце, выгородить себе долю жизненного пространства, в котором и они кое-что значат. Акакий Акакиевич не значит ничего ни для кого - единственная "приятная подруга", которая "согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу... была не кто другая, как та же шинель...". (М. Эпштейн «Князь Мышкин и Акакий Башмачкин – к образу переписчика»)· Кстати, в этой статье Эпштейн говорит о том, что Мышкин – тоже страстный каллиграф. Очень интересно, если учесть то, что выше – про свои и не свои слова. И свой мир. В общем, что читали у Достоевского, с тем и сравниваем – всё почти подойдёт))· Маленький человек у Чехова, Червяков из «Смерти чиновника», который в театре чихнул на статского генерала, извинялся-извинялся, а потом на него, наконец, наорали и он умер. Мелкая личность может быть и комичной, и трагичной. Очень характерный для русского менталитета тип в принципе. (Наверное, из-за долгого крепостного права, из-за чиновничьей иерархии, из-за бедности и противопоставления маленького человека, который ни на что не влияет и которого никто не слышит, большому и сложному миру). И именно Гоголь смог его в столь полной мере представить.

Источники:

ИРЛ, том второй; ЖЗЛ про Гоголя; Емец Д.А. «Какие чувства связывали Акакия Башмачкина с его шинелью», Брифли – содержание Бедных людей; М. Эпштейн «Князь Мышкин и Акакий Башмачкин – к образу переписчика»

История создания

Гоголь, по словам русского философа Н. Бердяева, является «са­мой загадочной фигурой в русской литературе». По сей день произ­ведения писателя вызывают споры. Одним из таких произведений является повесть «Шинель».

В середине 30-х гг. Гоголь услышал анекдот о чиновнике, поте­рявшем ружье. Он звучал так: жил один бедный чиновник, был стра­стным охотником. Он долго копил на ружье, о котором долго меч­тал. Его мечта сбылась, но, плывя по Финскому заливу, он его потерял. Вернувшись домой, чиновник от расстройства умер.

Первый набросок повести был назван «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». В этом варианте просматривались некоторые анекдотические мотивы и комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 г. Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя. Повесть печатается, завершая цикл «Петербургских повестей». В этот цикл входят повести: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Коляска», «Записки сумасшедшего» и «Шинель». Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 гг. Объединены повес­ти по общему месту событий - Петербургу. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повес­тей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры столичного общества. Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые, нищие художники - «маленькие люди». Петербург был выбран писателем неслучайно, именно этот камен­ный город был особенно равнодушен и безжалостен к «маленькому человеку». Впервые эта тема была открыта А.С. Пушкиным. Она ста­новится ведущей в творчестве Н.В. Гоголя.

Род, жанр, творческий метод

В повести «Шинель» просматривается влияние житийной лите­ратуры. Известно, что Гоголь был чрезвычайно религиозным человеком. Безусловно, он был хорошо знаком с этим жанром цер­ковной литературы. О влиянии жития преподобного Акакия Синай­ского на повесть «Шинель» писали многие исследователи, среди ко­торых известные имена: В.Б. Шкловский и Г.П. Макогоненко. Причем кроме бросающегося в глаза внешнего сходства судеб св. Акакия и героя Гоголя были прослежены основные общие моменты сюжетного развития: послушание, стоическое терпение, способ­ность выносить разного рода унижения, далее смерть от несправед­ливости и - жизнь после смерти.

Жанр «Шинели» определен как повесть, хотя ее объем не пре­вышает двадцати страниц. Свое видовое название - повесть - оно получило не столько за объем, сколько за громадную, какую най­дешь не во всяком романе, смысловую насыщенность. Смысл про­изведения раскрывается одними композиционно-стилистическими приемами при крайней простоте сюжета. Простая история о нищем чиновнике, все деньги и душу вложившем в новую шинель, после кражи которой он умирает, под пером Гоголя обрела мистическую развязку, обратилась в красочную притчу с громадным философ­ским подтекстом. «Шинель» - это не просто обличительно-сати­рическая повесть, это прекрасное художественное произведение, раскрывающее вечные проблемы бытия, которые не переведутся ни в жизни, ни в литературе, пока существует человечество.

Резко критикуя господствующий строй жизни, его внутреннюю фальшь и лицемерие, произведение Гоголя наталкивало на мысль о необходимости иной жизни, иного социального устройства. «Пе­тербургские повести» великого писателя, в число которых входит и «Шинель», принято относить к реалистическому периоду его твор­чества. Тем не менее реалистическими их можно назвать с трудом. Скорбная повесть об украденной шинели, по словам Гоголя, «не­ожиданно принимает фантастическое окончание». Привидение, в котором был узнан скончавшийся Акакий Акакиевич, сдирало со всех шинели, «не разбирая чина и звания». Таким образом, финал повести превращал ее в фантасмагорию.