Полнота и сложность характера обломова сочинения по русской литературе. Полнота и сложность характера обломова сочинения по русской литературе Положительные сторона характера Обломова

Полнота и сложность характера обломова сочинения по русской литературе. Полнота и сложность характера обломова сочинения по русской литературе Положительные сторона характера Обломова

Полнота и сложность характера Обломова.

В свете этих диаметрально противоположных трактовок Обломова и обломовщины присмотримся внимательно к тексту очень сложного и многослойного содержания гончаровского романа, в котором явления жизни "вертятся со всех сторон". Первая часть романа посвящена одному обычному дню жизни Ильи Ильича. Жизнь эта ограничена пределами одной комнаты, в которой лежит и спит Обломов. Внешне здесь происходит очень мало событий. Но картина полна движения. Во-первых, беспрестанно изменяется душевное состояние героя, комическое сливается с трагическим, беспечность с внутренним мучением и борьбой, сон и апатия с пробуждением и игрою чувств. Во-вторых, Гончаров с пластической виртуозностью угадывает в предметах домашнего быта, окружающих Обломова, характер их хозяина. Тут он идет по стопам Гоголя. Автор подробно описывает кабинет Обломова. На всех вещах - заброшенность, следы запустения: валяется прошлогодняя газета, на зеркалах слой пыли, если бы кто-нибудь решился обмакнуть перо в чернильницу - оттуда вылетела бы муха. Характер Ильи Ильича угадан даже через его туфли, длинные, мягкие и широкие. Когда хозяин не глядя опускал с постели ноги на пол, он непременно попадал в них сразу. Когда во второй части романа Андрей Штольц пытается пробудить героя к деятельной жизни, в душе Обломова царит смятение, и автор передает это через разлад его с привычными вещами. "Теперь или никогда!", "Быть или не быть!" Обломов приподнялся было с кресла, но не попал сразу ногой в туфлю и сел опять".

Символичен также образ халата в романе и целая история отношений к нему Ильи Ильича. Халат у Обломова особенный, восточный, "без малейшего намека на Европу". Он как послушный раб повинуется самомалейшему движению тела его хозяина. Когда любовь к Ольге Ильинской пробуждает героя на время к деятельной жизни, его решимость связывается с халатом: "Это значит,- думает Обломов,- вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума..." Но в момент заката любви, подобно зловещему предзнаменованию, мелькает в романе угрожающий образ халата. Новая хозяйка Обломова Агафья Матвеевна Пшеницына сообщает, что она достала халат из чулана и собирается помыть его и почистить.

Связь внутренних переживаний Обломова с принадлежащими ему вещами создает в романе комический эффект. Не что-либо значительное, а туфли и халат характеризуют его внутреннюю борьбу. Обнаруживается застарелая привычка героя к покойной обломовской жизни, его привязанность к бытовым вещам и зависимость от них. Но здесь Гончаров не оригинален. Он подхватывает и развивает известный нам по "Мертвым душам" гоголевский прием овеществления человека. Вспомним, например, описания кабинетов Манилова и Собакевича.

Особенность гончаровского героя заключается в том, что его характер этим никак не исчерпывается и не ограничивается. Наряду с бытовым окружением в действие романа включаются гораздо более широкие связи, оказывающие воздействие на Илью Ильича. Само понятие среды, формирующей человеческий характер, у Гончарова безмерно расширяется. Уже в первой части романа Обломов не только комический герой: за юмористическими эпизодами проскальзывают иные, глубоко драматические начала. Гончаров использует внутренние монологи героя, из которых мы узнаем, что Обломов - живой и сложный человек. Он погружается в юношеские воспоминания, в нем шевелятся упреки за бездарно прожитую жизнь. Обломов стыдится собственного барства, как личность, возвышается над ним. Перед героем встает мучительный вопрос: "Отчего я такой?" Ответ на него содержится в знаменитом "Сне Обломова". Здесь раскрыты обстоятельства, оказавшие влияние на характер Ильи Ильича в детстве и юности. Живая, поэтическая картина Обломовки - часть души самого героя. В нее входит российское барство, хотя барством Обломовка далеко не исчерпывается. В понятие "обломовщина" входит целый патриархальный уклад русской жизни не только с отрицательными, но и с глубоко поэтическими его сторонами.

На широкий и мягкий характер Ильи Ильича оказала влияние среднерусская природа с мягкими очертаниями отлогих холмов, с медленным, неторопливым течением равнинных рек, которые то разливаются в широкие пруды, то стремятся быстрой нитью, то чуть-чуть ползут по камушкам, будто задумавшись. Эта природа, чуждающаяся "дикого и грандиозного", сулит человеку покойную и долговременную жизнь и незаметную, сну подобную смерть. Природа здесь, как ласковая мать, заботится о тишине, размеренном спокойствии всей жизни человека. И с нею заодно особый "лад" крестьянской жизни с ритмичной чередой будней и праздников. И даже грозы не страшны, а благотворны там: они "бывают постоянно в одно и то же установленное время, не забывая почти никогда Ильина дня, как будто для того, чтоб поддержать известное предание в народе". Ни страшных бурь, ни разрушений не бывает в том краю. Печать неторопливой сдержанности лежит и на характерах людей, взращенных русской матерью-природой.

В свете диаметрально противоположных трактовок Обломова и обломовщины присмотримся внимательно к тексту очень сложного и многослойного содержания гончаровского романа, в котором явления жизни "вертятся со всех сторон". Первая часть романа посвящена одному обычному дню жизни Ильи Ильича. Жизнь эта ограничена пределами одной комнаты, в которой лежит и спит Обломов. Внешне здесь происходит очень мало событий. Но картина полна движения. Во-первых, беспрестанно изменяется душевное состояние героя, комическое сливается с трагическим, беспечность с внутренним мучением и борьбой, сон и апатия с пробуждением и игрою чувств. Во-вторых, Гончаров с пластической виртуозностью угадывает в предметах домашнего быта, окружающих Обломова, характер их хозяина.

Тут он идет по стопам Гоголя. Автор подробно описывает кабинет Обломова. На всех вещах - заброшенность, следы запустения: валяется прошлогодняя газета, на зеркалах слой пыли, если бы кто-нибудь решился обмакнуть перо в чернильницу - оттуда вылетела бы муха. Характер Ильи Ильича угадан даже через его туфли, длинные, мягкие и широкие. Когда хозяин не глядя опускал с постели ноги на пол, он непременно попадал в них сразу. Когда во второй части романа Андрей Штольц пытается пробудить героя к деятельной жизни, в душе Обломова царит смятение, и автор передает это через разлад его с привычными вещами. "Теперь или никогда!", "Быть или не быть!" Обломов приподнялся было с кресла, но не попал сразу ногой в туфлю и сел опять".

Символичен также образ халата в романе и целая история отношений к нему Ильи Ильича. Халат у Обломова особенный, восточный, "без малейшего намека на Европу"....

Ответ оставил Гость

Роман “Обломов” И. А. Гончарова не утратил своей актуальности и своего объективного значения и в наше время, ведь в нем заложен общечеловеческий философский смысл. Главный конфликт романа - между патриархальным и буржуазным укладами русской жизни - писатель раскрывает на противопоставлении людей, чувств и рассудка, покоя и действия, жизни и смерти. С помощью приема антитезы Гончаров дает возможность со всей глубиной понять замысел романа, проникнуть в души персонажей.
Илья Обломов и Андрей Штольц - главные герои произведения. Это люди одного класса, общества, времени. Казалось бы, у людей одной среды характеры, мировоззрение должны быть похожи. Но они полностью противоположны друг другу. Штольц, в отличие от Обломова, показан писателем деятельным человеком, у которого разум преобладает над чувством. Гончаров делает попытки разобраться в том, почему эти люди столь различны, и истоки этого он ищет в происхождении, воспитании и образовании, так как это закладывает основы характеров.
Автор показывает родителей героев.
Штольц воспитывался в небогатой семье. Отец его по происхождению был немец, а мать - русская дворянка. Мы видим, что все дни напролет семья проводила в работе. Когда Штольц подрос, отец стал брать его в поле, на базар, заставлял работать. В то же время он обучал его наукам, учил немецкому языку, то есть воспитывал в сыне уважение к знаниям, привычку думать, заниматься делом. Дальше Штольц стал отправлять сына в город с поручениями, “и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах”. Писатель показывает нам, как рьяно, настойчиво этот человек развивает в Андрее хозяйственную цепкость, потребность в постоянной деятельности. Мать учила сына литературе и сумела дать ему прекрасное духовное воспитание. Итак, Штольц сформировался сильным, умным юношей.
А что же Обломов? Родители его были дворянами. Жизнь их в селе Обломовке проходила по своим особым законам. В семье Обломовых был культ еды. Вся семья решала, “какие блюда будут в обед или ужин”. А после обеда весь дом засыпал, погружался в продолжительный сон. И так проходил каждый день в этой семье: лишь сон и еда. Когда Обломов подрос, его отдали учиться в гимназию. Но мы видим, что родителей Илюши не интересовали знания сына. Они сами придумывали предлоги, чтобы только освободить обожаемое чадо от учебы, мечтали получить справку, доказывающую, что “Илья прошел все науки и искусства”. Его даже не выпускали лишний раз на улицу, потому что боялись, как бы он не покалечился, не заболел. Поэтому Обломов вырос ленивым, апатичным, не получил должного образования.
Но давайте заглянем глубже в характеры главных героев. Переосмыслив по-новому прочитанные мною страницы, я поняла, что и у Андрея, и у Ильи есть своя трагедия в жизни.. .

Роман Гончарова «Обломов» был написан в период перехода российского общества от устаревших, домостроевских традиций и ценностей к новым, просветительским взглядам и идеям. Наиболее сложным и тяжелым данный процесс стал для представителей помещичьего социального класса, так как требовал практически полного отказа от привычного уклада жизни и был связан с необходимостью подстраиваться под новые, более динамичные и быстро меняющиеся условия. И если часть общества легко адаптировалась к обновленным обстоятельствам, то для других процесс перехода оказался очень тяжелым, так как был по сути своей противопоставлен привычному укладу жизни их родителей, дедов и прадедов. Представителем именно таких помещиков, не сумевших изменяться вместе с миром, подстраиваясь под него, в романе является Илья Ильич Обломов. По сюжету произведения герой родился в далекой от столицы России деревне – Обломовке, где получил классическое помещичье, домостроевское воспитание, которое и сформировало многие основные черты характера Обломова – безвольность, апатичность, безинициативность, лень, нежелание работать и ожидание, что кто-то все сделает за него. Чрезмерная опека родителей, постоянные запреты, умиротворяюще-ленивая атмосфера Обломовки привели к деформации характера любопытного и активного мальчика, сделав его интровертным, склонным к эскапизму и не умеющим преодолевать даже самые незначительные трудности.

Противоречивость характера Обломова в романе «Обломов»

Отрицательная сторона характера Обломова

В романе Илья Ильич ничего не решает сам, надеясь на помощь со стороны – Захара, который принесет ему еду или одежду, Штольца, способного решить проблемы в Обломовке, Тарантьева, который хоть и обманет, но сам разберется в интересующей Обломова ситуации и т. д. Герою не интересна реальная жизнь, она вызывает у него скуку и усталость, тогда как истинный покой и удовлетворение он находит в придуманном им самим мире иллюзий. Проводя все дни, лежа на диване, Обломов строит несбыточные планы об обустройстве Обломовки и своей счастливой семейной жизни, во многом похожей на спокойную, однообразную атмосферу его детства. Все его мечты направлены в прошлое, даже то будущее, которое он сам себе рисует, – отголоски далекого прошлого, которое более невозможно вернуть.

Казалось бы, ленивый, живущий в неубранной квартире, герой-увалень не может вызывать симпатии и расположения у читателя, особенно на фоне деятельного, активного, целеустремленного друга Ильи Ильича – Штольца. Однако истинная сущность Обломова раскрывается постепенно, что позволяет увидеть всю многогранность и внутренний нереализованный потенциал героя. Еще в детстве окруженный тихой природой, заботой и контролем родителей, тонко чувствующий, мечтательный Илья был лишен самого важного – познания мира через его противоположности – красоту и уродство, победы и поражения, необходимость что-то сделать и радость обретенного собственным трудом. С малых лет герой имел все, что ему нужно – услужливые дворовые по первому зову выполняли распоряжения, а родители всячески баловали сына. Оказавшись вне родительского гнездышка, Обломов, не готовый к реальному миру, продолжает ожидать, что все вокруг будут относиться к нему так же тепло и приветливо, как и в родной Обломовке. Однако его надежды были разрушены уже в первые дни на службе, где никому не было до него дела, а каждый был только за себя. Лишенный воли к жизни, умения бороться за свое место под солнцем и настойчивости, Обломов уже после случайной ошибки сам уходит со службы, боясь наказания начальства. Первая же неудача становится для героя последней – больше он не хочет двигаться вперед, прячась от реального, «жестокого» мира в своих мечтах.

Положительные сторона характера Обломова

Человеком, который мог вытащить Обломова из этого пассивного, приводящего к деградации личности состояния, являлся Андрей Иванович Штольц. Пожалуй, Штольц выступает в романе единственным персонажем, который досконально видел не только отрицательные, но и положительные черты Обломова: душевность, доброту, умение прочувствовать и понять проблемы другого человека, внутреннее спокойствие и простоту. Именно к Илье Ильичу Штольц приходил в тяжелые моменты, когда ему нужна была поддержка и понимание. Голубиная нежность, чувственность и искренность Обломова раскрываются и во время отношений с Ольгой. Илья Ильич первым осознает, что не подходит активной, целеустремленной Ильинской, не желающей посвящать себя «обломовским» ценностям, – это выдает в нем тонкого психолога. Обломов готов отказаться от собственной любви, так как понимает, что не сможет дать Ольге то счастье, о котором она мечтает.

Характер и судьба Обломова тесно связаны – его безволие, неумение бороться за свое счастье вместе с душевной добротой и мягкостью приводят к трагичным последствиям – боязни трудностей и огорчений реальности, а также полному уходу героя в умиротворяющий, спокойный, чудесный мир иллюзий.

Национальный характер в романе «Обломов»

Образ Обломова романе Гончарова – это отражение национального российского характера, его неоднозначности и многогранности. Илья Ильич – это тот самый архетипичный Емеля-дурачок на печи, о котором герою в детстве рассказывала няня. Как и персонаж сказки, Обломов верит в чудо, которое должно произойти с ним само собою: появится благосклонная жар-птица или добрая волшебница, которая заберет его в прекрасный мир медовых и молочных рек. И избранником волшебницы должен быть не яркий, работящий, активный герой, а обязательно «тихий, безобидный», «какой-то лентяй, которого все обижают».

Беспрекословная вера в чудо, в сказку, в возможность невозможного – главная черта не только Ильи Ильича, но и любого русского человека, взрощенного на народных сказках и преданиях. Попадая на благодатную почву, эта вера становится основой жизни человека, подменяя реальность иллюзией, как это случилось у Ильи Ильича: «сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

В финале романа Обломов, казалось бы, обретает то «обломовское» счастье, о котором давно мечтал – спокойную, монотонную жизнь без стрессов, заботливую добрую жену, устроенный быт и сына. Однако Илья Ильич не возвращается в реальный мир, он остается в своих иллюзиях, которые становятся для него важнее и значимее, чем реальное счастье рядом с обожающей его женщиной. В сказках герой должен выдержать три испытания, после чего его будет ожидать исполнение всех желаний, в противном случае героя ожидает гибель. Илья Ильич не проходит ни одного испытания, пасуя сначала перед неудачей на службе, а затем перед необходимостью измениться ради Ольги. Описывая жизнь Обломова, автор словно иронизирует по поводу чрезмерной веры героя в несбыточное чудо, за которое не нужно бороться.

Заключение

Одновременно простота и сложность характера Обломова, неоднозначность самого персонажа, анализ его положительных и отрицательных сторон, позволяют увидеть в Илье Ильиче вечный образ нереализованной личности «не своего времени» – «лишнего человека», не сумевшего обрести собственное место в реальной жизни, а потому ушедшего в мир иллюзий. Однако причина тому, как подчеркивает Гончаров, не в фатальном стечении обстоятельств либо тяжелой судьбе героя, а неправильном воспитании чуткого и мягкого по характеру Обломова. Выращенный как «комнатное растение», Илья Ильич оказался неприспособленным к достаточно жесткой для его утонченной натуры реальности, заменив ее миром собственных грез.

Тест по произведению

Лекция «Сложность характера Обломова»

План лекции:

    Простота композиции

    Душевное состояние героя

    Интерьер и характер героя

    Среда и характер героя

    Природа Обломовки

    Дорогие воспоминания

    Петербургская жизнь и приятели

1)Простота композиции.

После выхода романа, критики развернули полемику вокруг романа. Фигура главного героя трактовалась по-разному. Это говорит о том, что роман Гончарова ПО СОДЕРЖАНИЮ очень сложный и МНОГОСЛОЙНЫЙ.

На первый взгляд этого никак не скажешь, ведь КОМПОЗИЦИЯ романа очень проста. Обширная ЭКСПОЗИЦИЯ - первая часть романа - рисует картину духовного запустения героя. Композиция первых пяти глав напоминает построение "портретных" глав "Мертвых душ". В конце первой части появляется Штольц, чтобы познакомить Обломова с Ольгой, что и послужило ЗАВЯЗКОЙ романа. Затем он надолго исчезает и возвращается лишь в ПОСЛЕДНЕЙ части. Вторая и третья части - ЛЮБОВНАЯ ИНТРИГА. Появление Ольги в драматическом действии раскрывается подлинный характер Обломова. Четвертая часть - своеобразный ЭПИЛОГ - отношения Обломова с Агафьей Пшеницыной.

Перечислите основные композиционные элементы романа "Обломов" и их назначение в романе. (Напоминание: в романе "Обломов" 4 части).

2)Душевное состояние героя

Первая часть романа посвящена обычному ДНЮ жизни Ильи Ильича. Жизнь эта ограничена пределами ОДНОЙ КОМНАТЫ, в которой лежит и спит Обломов. ВНЕШНЕ здесь происходит очень МАЛО СОБЫТИЙ. НО картина ПОЛНА ДВИЖЕНИЯ.
Во- первых, беспрестанно ИЗМЕНЯЕТСЯ душевное состояние героя, комическое сливается с трагическим, беспечность с внутренним мучением и борьбой, сон и апатия с пробуждением и игрою чувств.
Приведите собственные примеры СМЕНЫ душевного состояния героя. Опишите, что происходит с героем в приведенной вами ситуации?

3)Интерьер и характер героя

Во-вторых, Гончаров угадывает в предметах ДОМАШНЕГО БЫТА ХАРАКТЕР героя. Например, автор подробно описывает КАБИНЕТ Обломова. На всех вещах - заброшенность, следы запустения: валяется прошлогодняя газета, на зеркалах слой пыли, если бы кто-нибудь решился обмакнуть перо в чернильницу - оттуда вылетела бы муха. Характер Ильи Ильича просматривается даже через его ТУФЛИ, длинные, мягкие и широкие. Когда хозяин не глядя опускал с постели ноги на пол, он непременно попадал в них сразу. Когда во второй части романа Андрей Штольц пытается пробудить героя к деятельной жизни, в душе Обломова царит СМЯТЕНИЕ, и автор передает это через РАЗЛАД его с привычными вещами. "Теперь или никогда!" "Быть или не быть!" "Обломов ПРИПОДНЯЛСЯ С КРЕСЛА, НО НЕ ПОПАЛ СРАЗУ НОГОЙ В ТУФЛЮ И СЕЛ ОПЯТЬ".

Или ХАЛАТ, который в романе символичен. Перед нами целая история отношений к нему Ильи Ильича. ХАЛАТ у Обломова ОСОБЕННЫЙ, ВОСТОЧНЫЙ, "без малейшего намека на Европу". Он как послушный раб повинуется самому малейшему движению тела его хозяина. Когда ЛЮБОВЬ к Ольге Ильинской ПРОБУЖДАЕТ героя на время к ДЕЯТЕЛЬНОЙ жизни, его РЕШИМОСТЬ связывается с халатом:"Это значит, - думает Обломов, - вдруг сбросить ШИРОКИЙ ХАЛАТ не только с плеч, но и с ДУШИ, с УМА...". Но в момент ЗАКАТА ЛЮБВИ, подобно зловещему ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЮ, мелькает в романе УГРОЖАЮЩИЙ образ ХАЛАТА. Новая хозяйка Обломова Агафья Матвеевна Пшеницына сообщает, что она достала ХАЛАТ ИЗ ЧУЛАНА и собирается помыть его и почистить.

Связь ВНУТРЕННИХ переживаний Обломова с принадлежащими ему ВЕЩАМИ создает в романе КОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ. Не что-либо значительное, а ТУФЛИ И ХАЛАТ характеризуют его ВНУТРЕННЮЮ БОРЬБУ. Обнаруживается застарелая привычка героя к покойной обломовской жизни, его привязанность к бытовым вещам и зависимость от них.

халат и плед

Халат и туфли

Плед и кресло.

4)Среда и характер героя

Наряду с БЫТОВЫМ ОКРУЖЕНИЕМ в действие романа включаются гораздо более широкие связи, которые оказывают ВОЗДЕЙСТВИЕ на Илью Ильича. Само понятие СРЕДЫ, формирующей ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР, у Гончарова расширяется безмерно. Уже в первой части романа Обломов не только КОМИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ: за юмористическими эпизодами проскальзывают ВНУТРЕННИЕ МОНОЛОГИ героя, из которых мы узнаем, что Обломов - ЖИВОЙ И СЛОЖНЫЙ человек. Он погружается в ЮНОШЕСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ, в нем шевелятся УПРЕКИ за бездарно прожитую жизнь. Обломов СТЫДИТСЯ собственного БАРСТВА, как личность, ВОЗВЫШАЮЩАЯСЯ над ним. Перед героем встает вопрос:"Отчего я такой?". ОТВЕТ на него содержится в знаменитом "Сне Обломова". Здесь раскрыты обстоятельства, оказавшие ВЛИЯНИЕ на характер Ильи Ильича в ДЕТСТВЕ И ЮНОСТИ.

В какой части романа показано, что повлияло на героя в ДЕТСТВЕ И ЮНОСТИ?

"Детство, отрочество, юность"

"Сон Обломова"

"Обломовка"

5)Природа Обломовки. Живая, поэтическая картина ОБЛОМОВКИ - часть ДУШИ самого героя. В нее входит РОССИЙСКОЕ БАРСТВО, хотя барством Обломовка далеко не исчерпывается. В понятие "ОБЛОМОВЩИНА" входит целый ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ УКЛАД русской жизни не только с ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ, но и с глубоко ПОЭТИЧЕСКИМИ ЕГО СТОРОНАМИ.

На ШИРОКИЙ И МЯГКИЙ характер Ильи Ильича оказала влияние СРЕДНЕРУССКАЯ ПРИРОДА, с МЯГКИМИ ОЧЕРТАНИЯМИ отлогих холмов, с медленным, неторопливым течением равнинных рек, которые разливаются то в широкие пруды, то стремятся быстрой нитью, то чуть-чуть ползут по камушкам, будто задумавшись. Эта природа, ЧУЖДАЮЩАЯСЯ "дикого и грандиозного", сулит человеку ПОКОЙНУЮ И ДОЛГОВРЕМЕННУЮ жизнь и незаметную, сну подобную СМЕРТЬ.

Природа здесь, как ласковая мать, заботится о тишине, размеренном спокойствии всей ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. И с нею заодно особый "ЛАД" КРЕСТЬЯНСКОЙ ЖИЗНИ с РИТМИЧЕСКИМ чередованием БУДНЕЙ И ПРАЗДНИКОВ. И даже ГРОЗЫ не страшны, а БЛАГОТВОРНЫ там: они "бывают постоянно в ОДНО И ТО ЖЕ УСТАНОВЛЕННОЕ ВРЕМЯ, не забывая почти никогда ИЛЬИНА дня, как будто для того, чтоб ПОДДЕРЖАТЬ известное предание в народе". Ни СТРАШНЫХ БУРЬ, ни РАЗРУШЕНИЙ не бывает в том краю. Печать НЕТОРОПЛИВОЙ СДЕРЖАННОСТИ лежит на ХАРАКТЕРАХ ЛЮДЕЙ, взращенных РУССКОЙ МАТЕРЬЮ-ПРИРОДОЙ.

Какую роль играет во СНЕ ОБЛОМОВА описание природы?

6)Дорогие воспоминания

Под стать природе и создания ПОЭТИЧЕСКОЙ ФАНТАЗИИ народа. "Потом Обломову приснилась другая пора: он в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то НЕВЕДОМОЙ СТРАНЕ, где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие как Илья Ильич, да красавицы, что ни в сказке сказать, ни пером описать".

В состав "ОБЛОМОВЩИНЫ" входит у Гончарова безграничная ЛЮБОВЬ И ЛАСКА, которыми с детства ОКРУЖЕН И ВЗЛЕЛЕЯН Илья Ильич. "Мать осыпала его страстными поцелуями", смотрела "жадными, заботливыми глазами, не мутны ли глазки, не болит ли что-нибудь, покойно ли он спал, не просыпался ли ночью, не метался ли во сне, не было ли у него жару".

Сюда же входит и поэзия ДЕРЕВЕНСКОГО УЕДИНЕНИЯ, и картины щедрого РУССКОГО ХЛЕБОСОЛЬСТВА с исполинскими пирогами, и гомерическое веселье, и красота крестьянских праздников под звуки балалайки...

Получается, что не только РАБСТВО ДА БАРСТВО формируют характер героя...
Что входит в понятие "обломовщина" в романе? (Можно ли с уверенностью утверждать, что это понятие включает в себя только отрицательные черты героя?)

7)Петербургская жизнь и приятели

Есть в Обломове что-то от сказочного Иванушки, МУДРОГО ленивца, с недоверием относящегося ко всему РАСЧЕТЛИВОМУ, АКТИВНОМУ И НАСТУПАТЕЛЬНОМУ. Пусть СУЕТЯТСЯ, СТРОЯТ ПЛАНЫ, СНУЮТ И ТОЛКАЮТСЯ, НАЧАЛЬСТВУЮТ И ЛАКЕЙСТВУЮТ дру-ги-е! А он живет СПОКОЙНО И НЕСУЕТНО, подобно БЫЛИННОМУ ГЕРОЮ Илье Муромцу, который сиднем просидел тридцать лет и три года.
Вот являются к нему в ПЕТЕРБУРГСКОМ СОВРЕМЕННОМ ОБЛИЧЬЕ "калики перехожие" (как когда-то пришли они к Илье Муромцу попросить воды испить. Илья им не отказывает, но ссылается на неходячие ноги, они же просят его просто ВСТАТЬ И ИДТИ. И он встает! А потом, по их совету, отправляется СТРАНСТВОВАТЬ), зовут его в странствие по МОРЮ ЖИТЕЙСКОМУ. Так на чьей же стороне НАШИ СИМПАТИИ? Мы вдруг невольно чувствуем, что симпатии наши на стороне "ленивого" Ильи Ильича. Чем соблазняет Обломова петербургская жизнь, куда зовут его приятели? Столичный франт Волков сулит ему СВЕТСКИЙ УСПЕХ, чиновник Судьбинский -БЮРОКРАТИЧЕСКУЮ КАРЬЕРУ, литератор Пенкин - ПОШЛОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБЛИЧИТЕЛЬСТВО.

"Увяз, любезный друг, по уши увяз, - сетует Обломов на судьбу чиновника Судьбинского. - И слеп, и глух, и нем для ВСЕГО ОСТАЛЬНОГО мира. А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает... А как мало тут ЧЕЛОВЕКА-ТО нужно: ума его, воли, чувства, - зачем это?"

"Где же тут ЧЕЛОВЕК? На что он раздробляется и рассыпается? - обличает Обломов ПУСТОТУ СВЕТСКОЙ СУЕТЫ Волкова. - ...Да в десять мест в день - НЕСЧАСТНЫЙ!" - заключает он, "перевертываясь на спину и радуясь, что НЕТ У НЕГО таких ПУСТЫХ ЖЕЛАНИЙ И МЫСЛЕЙ, что он НЕ МЫКАЕТСЯ, а лежит вот тут, СОХРАНЯЯ свое ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО и свой покой".

В жизни ДЕЛОВЫХ людей Обломов не видит ПОПРИЩА, отвечающего высшему назначению человека. Так не лучше ли ОСТАВАТЬСЯ ОБЛОМОВЦЕМ, но СОХРАНИТЬ в себе ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ И ДОБРОТУ СЕРДЦА, чем БЫТЬ суетным КАРЬЕРИСТОМ, ДЕЯТЕЛЬНЫМ ОБЛОМОВЫМ, ЧЕРСТВЫМ И БЕССЕРДЕЧНЫМ?

А когда Штольц на время поднял с дивана Обломова и тот окунулся с головой в светскую "настоящую" жизнь, по мнению Штольца, Обломов взрывается! "Однажды, возвратясь откуда-то поздно, он особенно ВОССТАЛ против этой СУЕТЫ. - "Целые дни, ворчал Обломов, надевая халат, - не снимаешь сапог: ноги так и зудят! Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь! - продолжал он, ложась на диван.

"Какая же тебе нравится? - спросил Штольц. - "Не такая, как здесь". - "Что же здесь именно так не понравилось?" - "Все, ВЕЧНАЯ БЕГОТНЯ взапуски, вечная ИГРА ДРЯННЫХ СТРАСТИШЕК, особенно ЖАДНОСТИ, ПЕРЕБИВАНИЯ У ДРУГ ДРУГА ДОРОГИ, СПЛЕТНИ, ПЕРЕСУДЫ, ЩЕЛЧКИ ДРУГ ДРУГУ, это ОГЛЯДЫВАНИЕ С НОГ ДО ГОЛОВЫ; послушаешь, о чем говорят, так глова закружится, одуреешь. КАЖЕТСЯ, люди на взгляд такие УМНЫЕ, с таким ДОСТОИНСТВОМ на лице; только и слышишь: "Этому дали то, тот получил аренду". -"Помилуйте, за что? - кричит кто-нибудь. "Этот проигрался вчера в клубе; тот берет триста тысяч!" СКУКА, СКУКА, СКУКА! .. Где же тут ЧЕЛОВЕК? Где его ЦЕЛОСТЬ? Куда он скрылся, как разменялся на всякую МЕЛОЧЬ?"

Так почему Обломов лежит на диване? ... Не потому ли, что как человек он НЕ ЖЕЛАЕТ жить в ущерб своему НРАВСТВЕННОМУ ДОСТОИНСТВУ. Его "НИЧЕГОНЕДЕЛАНИЕ" воспринимается в романе еще и как ОТРИЦАНИЕ БЮРОКРАТИЗМА, СВЕТСКОЙ СУЕТЫ И БУРЖУАЗНОГО ДЕЛЯЧЕСТВА. ЛЕНЬ И БЕЗДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Обломова вызваны резко ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ и справедливо СКЕПТИЧЕСКИМ отношением его к жизни и интересам современных ПРАКТИЧЕСКИ-ДЕЯТЕЛЬНЫХ людей.
Что увидел Обломов в петербургском обществе такого, что заставляет его усомниться в правильности слов Штольца об активной жизни? (Напишите эссе из не менее 5-6 предложений).