Полная биография александр грин. Краткая биография грин александр

Полная биография александр грин. Краткая биография грин александр
Полная биография александр грин. Краткая биография грин александр
Ко дню рождения Александра Грина

Меня «дразнит земля, - писал Грин. - Океаны ее огромны, острова бесчисленны, и масса таинственных, смертельно любопытных уголков» .

Сказка нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение - источник высоких человеческих страстей. Она не дает успокоиться, показывая, новые сверкающие дали, иную тревожащую нас жизнь, желание этой жизни. В это ее ценность, и в этом ценность не выразимого подчас словами, но ясного и могучего обаяния рассказов Грина.

Александр Грин говорил, что «вся земля, со всем, что на ней есть, дана нам для жизни, для признания этой жизни всюду, где она есть». Сам же Александр Грин прожил тяжелую жизнь. Все в ней, как нарочно, складывалось так, чтобы из него сделать преступника или злого обывателя. Но этот угрюмый человек через все тяготы жизни пронес, не запятнав, дар могучего воображения, чистоту чувств и застенчивую улыбку. Окружающее было страшным, жизнь невыносимой. Александр Грин выжил, но недоверие осталось на всю жизнь. Он всегда пытался уйти от нее, считая, что лучше жить неуловимыми снами, чем «дрянью и мусором каждого дня».

Александр Гриневский (Грин) родился 23 августа 1880 года. Его отец - участник польского восстания 1863, был сослан в Вятку, работал счетоводом и умер в нищете. Александр был мечтательным, нетерпеливым и рассеянным. Увлекался множеством вещей, но ничего не доводил до конца. Учился плохо, запоем читал Майн Рида и Жюля Верна, Густава Эмара и Жаколио.

С восьми лет Александр начал напряженно думать о путешествиях. Жажду путешествия он сохранил до самой смерти. Каждое путешествие, даже самое незначительное, вызывало у него глубокое волнение.



С ранних лет Грин устал от безрадостного существования. Дома мальчика постоянно били, больная, измученная домашней работой мать защищала его от вечно пьяного отца.

С большим трудом Александра Грина отдали в реальное училище. Но вскоре его исключили за невинные стихи о классном наставнике. Отец жестоко избив сына, унижался, просил, однако, не смог восстановить сына в училище. Пришлось отдать его в городское училище. Мать умерла. Отец Грина вскоре женился на вдове псаломщика. У них родился ребенок.

Жизнь шла по-прежнему без всяких событий, в тесноте убогой квартиры, среди грязных пеленок и диких ссор. В училище процветали зверские драки. Мальчику приходилось путем тяжелейшего труда зарабатывать какие-то копейки, чтобы не умереть с голоду.

Грин принадлежал к числу людей, не умеющих устраиваться в жизни. В несчастьях он терялся, прятался от людей, стыдился своей бедности. Богатая фантазия мгновенно изменяла ему при первом же столкновении с тяжелой действительностью.

Уже в зрелом возрасте, чтобы не умереть с голоду, Грин сделал лук, уходил с ним на окраины Старого Крыма и стрелял в птиц, надеясь убить хоть одну и поесть свежего мяса. Но из этого ничего, конечно, не выходило.

Грин всегда надеялся на случай, на неожиданное счастье. Мечтами об «ослепительном случае» и радости полны все его рассказы, но больше всего - его повесть «Алые паруса». А ведь эту пленительную сказочную книгу Грин начал писать в Петрограде 1920 года, когда после сыпняка бродил по обледенелому городу в поисках случайного ежедневного ночлега.

«Алые паруса» - поэма, утверждающая силу любви, человеческого духа. «Просвеченная насквозь, как утренним солнцем», любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса.



У меня есть "Алые паруса" — повесть о капитане и девочке. Я разузнал, как это происходило, совершенно случайно: я остановился у витрины с игрушками и увидел лодочку с острым парусом из белого шелка. Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал — что, тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того — алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия.

Из черновиков Александра Грина к роману "Бегущая по волнам", 1925

Уныло и однообразно тянулась вятская жизнь, пока весной 1895 Грин не увидел на пристани извозчика и двух штурманских учеников в белой матросской форме.

«Я остановился, - писал об этом случае Грин, - и смотрел как зачарованный на гостей из таинственного для меня, прекрасного мира. Я не завидовал. И испытывал восторг и тоску ».

С тех пор мечты о морской службе, о «живописном труде мореплавания» не покидали Александра. Он собрался в Одессу. Однако не так просто, оказалось, устроиться на какой-нибудь корабль - кому нужен был хилый юноша с мечтательными глазами в матросы ! Наконец его взяли без жалования учеником на пароход, но через два рейса ссадили - он не мог платить за еду.

Был Грин и подручным у хозяина шхуны, который помыкал им как собакой. Грин почти не спал - подушкой ему служила разбитая черепица. Скоро его вышвырнули, не заплатив денег. Вернувшись в Одессу, он работал в портовых пакгаузах маркировщиком и сделал единственный заграничный рейс в Александрию.



Устав от Одессы, Грин решил вернуться в Вятку. Домой он ехал «зайцем», без вещей. Последние двести километров пришлось пройти пешком по жидкой грязи - стояло ненастье. И опять началась проклятая вятская жизнь. Потом были годы бесплодных поисков подходящего «занятия». Приходилось быть и банщиком, и писцом: писал в трактире прошения в суд для крестьян.

Не выдержав, он уехал в Баку. Жизнь в Баку была так отчаянно тяжела, что у Грина осталось о ней воспоминание, как о непрерывном холоде и мраке - жил случайным, копеечным трудом… Он умирал от малярии в рыбачьей артели и едва не погиб от жажды на смертоносных песчаных пляжах Каспийского моря. Ночевал в пустых котлах на пристани под опрокинутыми лодками или просто под заборами.

Жизнь в Баку наложила жестокий отпечаток на Грина - он стал печален и неразговорчив, ходил тяжело, как ходят грузчики, надорванные работой. Был он очень доверчив, и эта доверчивость внешне выражалась в дружеском, открытом рукопожатии. Грин говорил, что лучше всего узнает людей по тому, как они пожимают руку.

Из Баку Грин снова вернулся в Вятку к пьяному отцу, который постоянно требовал денег, а их не было. И тогда им овладела жажда счастливого случая, и зимой, в жестокие морозы, он ушел пешком на Урал - искать золото. Отец дал на дорогу три рубля. Грин работал на приисках, скитался с благодушным старичком (оказавшимся впоследствии убийцей и вором), был дровосеком, сплавщиком…



После Урала Грин плавал матросом на барже знаменитого судовладельца Булычова (прототипа пьесы Горького). Но закончилась и эта работа, и он не нашел ничего лучшего, как пойти в солдаты. Служил в пехотном полку в Пензе, впервые столкнулся с эсерами и стал читать революционные книги. Прослужив около года, Грин дезертировал из полка и ушел в революционную работу. Жил в Севастополе, где прославился как подпольный оратор.

«Некоторые оттенки Севастополя вошли в мои рассказы», - признавался Грин. Но каждому, кто знает книги Грина и знает Севастополь, ясно, что легендарный Зурбаган - это почти точное описание Севастополя. Осенью 1903 года Грин был арестован и просидел в севастопольской и феодосийской тюрьмах до конца октября 1905 года. Там он впервые начал писать.



В начале 1908 года, в Петербурге, у Грина вышел первый авторский сборник «Шапка-невидимка» (с подзаголовком «Рассказы о революционерах»). Большинство рассказов в нём - об эсерах.

Другим событием стал окончательный разрыв с эсерами. Существующий строй Грин ненавидел по-прежнему, но он начал формировать свой позитивный идеал, который был совсем не похож на эсеровский.

Третьим важным событием стала женитьба - его мнимая «тюремная невеста» 24-летняя Вера Абрамова стала женой Грина. Нок и Гелли - главные герои рассказа «Сто вёрст по реке» (1912) - это сами Грин и Вера. В 1910 вышел второй его сборник «Рассказы». Большинство включённых туда рассказов написаны в реалистической манере, но в двух - «Остров Рено» и «Колония Ланфиер» - уже угадывается будущий Грин-сказочник. Действие этих рассказов происходит в условной стране, по стилистике они близки к более позднему его творчеству. Сам Грин считал, что начиная именно с этих рассказов его можно считать писателем. В первые годы он печатал по 25 рассказов ежегодно. Как новый оригинальный и талантливый российский литератор он знакомится с Алексеем Толстым, Леонидом Андреевым, Валерием Брюсовым, Михаилом Кузминым и другими крупными литераторами. Особенно сблизился он с А. И. Куприным.

Вскоре писатель был снова арестован по старому делу, сослан в ссылку в Пинегу, потом в Кегостров. В ссылке он много писал, читал, охотился и, по его словам, даже отдохнул от прошлой каторжной жизни.

В 1912 Грин вернулся в Петербург. Здесь начался лучший период его жизни, своего рода «Болдинская осень». В то время Грин писал почти непрерывно. Вскоре он повез отцу в Вятку свою первую книгу, чтобы порадовать старика, уже примирившегося с мыслью, что из сына вышел никчемный бродяга. Отец ему не поверил - пришлось показывать договоры с издательствами и другие документы, чтобы убедить старика, что Грин действительно стал «человеком». Эта встреча была последней: вскоре отец умер.

Осенью 1913 года Вера решила разойтись с мужем. В своих воспоминаниях она жалуется на непредсказуемость и неуправляемость Грина, его постоянные кутежи, взаимное непонимание. Грин сделал несколько попыток примирения, но без успеха. На своём сборнике 1915 года, подаренном Вере, Грин написал: «Единственному моему другу». С портретом Веры он не расставался до конца жизни. В 1918 году женился на некоей Марии Долидзе. Уже через несколько месяцев брак был признан ошибкой, и супруги расстались. Весной 1921 года Грин женился на 26-летней вдове, медсестре Нине Николаевне Мироновой (по первому мужу Коротковой). Они познакомились ещё в начале 1918 года, когда Нина работала в газете «Петроградское эхо». Её первый муж погиб на войне. Новая встреча произошла в январе 1921 года, Нина отчаянно нуждалась и продавала вещи (Грин позже описал похожий эпизод в начале рассказа «Крысолов»). Через месяц он сделал ей предложение.



Февральская революция застала Грина в Финляндии. Он встретил ее с восторгом. И тут же пешком отправился в Петроград - поезда уже не ходили. Он бросил там все свои вещи и книги и даже портрет Эдгара По, с которым никогда не расставался.

В 1920 Грин был призван в Красную Армию, служил под Псковом. Заболел сыпняком, его привезли в Петроград и вместе с другими больными положили в Боткинск ие бараки. Грин болел тяжело и был выписан из больницы почти инвалидом.

Александр Грин. Севастополь, 1923

Без крова, полубольной и голодный он бродил по гранитным набережным в поисках ночлега, пищи и тепла. Было время очередей, пайков, обледенелых квартир. Мысль о смерти становилась все назойливее и крепче. Писатель Максим Горький, узнав о бедственном положении Грина сделал для него все, что было в его власти. Ему дали академический паек, комнату на Мойке с постелью и столом. Кроме того, Горький дал Грину работу. Часто по ночам, вспоминая свою тяжелую жизнь и помощь Горького, еще не оправившийся после болезни Грин плакал от благодарности.

В 1923 Грин переехал в Феодосию - он не мог жить без моря. Там он прожил до 1930, а потом переехал в Старый Крым - город цветов, тишины и развалин. Здесь он и умер в одиночестве от мучительной болезни - рака желудка и л егких в 1932 году.

Свои книги Александр Грин населил миром веселых и смелых людей, прекрасной землей, полной чудесных лесов и солнца, не нанесенной на карту, и удивительными событиями, кружащими голову, как глоток вина.
И пусть реальная жизнь была ограничена для него обывательской Вяткой, грязной ремесленной школой, ночлежными домами, непосильным трудом, тюрьмой и х роническим голодом. Но где-то за чертой серого горизонта сверкали и манили к себе страны, созданные из света, морских ветров и цветущих трав. Там жили другие, черные от загара люди, - золотоискатели, охотники, художники, неунывающие бродяги, самоотверженные женщины. И, прежде всего - моряки.

Александр Грин с женой. Старый Крым, 1926

Жить без веры в то, что где-то такие страны существуют, было для Грина слишком тяжело, порой невыносимо. А когда пришла революция, Грин искренне радовался, но прекрасные дали нового будущего были еще неясно видны, а Грин принадлежал к людям, страдающим вечным нетерпением. Действительность не могла дать ему сиюминутного исполнения его мечтаний. Только воображение переносило в желанную обстановку, в круг самых необыкновенных событий и людей.

Если бы жизнь расцвела за одну ночь, как в сказке, - Грин пришел бы в восторг. Но ждать он не умел и не хотел. Ожидание нагоняло на него скуку и разрушало поэтический строй его ощущений. Может быть, в этом и заключалась причина малопонятной для окружающих отчужденности Грина от времени.
Александр Грин умер слишком рано. Смерть застала его в самом начале душевного перелома. Грин начал прислушиваться и пристально присматриваться к действительности. Если бы не смерть, то, может быть, он стал бы одним из наиболее своеобразных писателей, органически соединивших в своем творчестве действительность со свободным и смелым воображением.


Наталья Тендора "АЛЕКСАНДР ГРИН"



ГРИН (наст. фам. Гриневский) Александр Степанович (1880-1932), русский писатель.
В романтико-фантастических повестях «Алые паруса» (1923), «Бегущая по волнам» (1928), романах «Блистающий мир» (1924), «Дорога никуда» (1930) и рассказах выразил гуманистическую веру в высокие нравственные качества человека.
* * *
ГРИН Александр Степанович (наст. фам. Гриневский) , русский писатель.
Дом-музей А. Грина
Детство и юность провел в Вятке. Отец, поляк, был сослан в Сибирь после участия в Польском восстании 1863-1864, где стал помощником управляющего пивным заводом, затем работал бухгалтером в земской больнице; мать была из мещан, умерла, когда Грину исполнилось 13 лет. Воспитанием мальчика было некому заниматься, однако его начальное образование было домашнее. Учился в Александровском реальном училище (лучше давались гуманитарные предметы), из которого был исключен за стихотворную сатиру на преподавателя, затем - в Вятском городском училище (окончил в 1896). Рано увлекся чтением. Особенно любил читать про путешествия, связанные с морем. Его любимыми авторами стали Фенимор Купер, Эдгар По, Александр Дюма, Даниэль Дефо, Майн Рид, Роберт Стивенсон. К этому периоду относятся первые юношеские стихотворные опыты Грина. Будучи по натуре мечтателем и страстным любителем приключений, будущий писатель в 16 лет уехал из Вятки в Одессу, где, желая стать моряком, устроился матросом, плавал в Египет. Затем перепробовал немало других профессий, был писцом, банщиком, сплавщиком, работал старателем на Уральских золотых приисках, в рыбацкой артели, но пришлось и бродяжничать. В 1901, отчасти по желанию отца, записался солдатом в 213-й Оровайский резервный батальон (Пенза), откуда в 1902, сблизившись с эсерами, дезертировал. В качестве члена подпольной эсеровской организации занимался пропагандистской работой в Нижнем Новгороде, Саратове, Тамбове, Киеве, Одессе, Севастополе. В программе эсеров Грина привлекали отсутствие жесткой партийной дисциплины, обещание всеобщего счастья после революции. В ноябре 1903 за эту деятельность был первый раз арестован, дважды в 1907 и 1910 его ссылали.
В 1906 появились его первый рассказ «Заслуга рядового Пантелеева» и книга «Слон и Моська», носящие агитационный характер (тиражи были изъяты цензурой и уничтожены). Цикл опубликованных произведений о революционной России открыл рассказ «В Италию» (1906). Подпись А. Грин впервые была поставлена под рассказом «Случай» (1907). В 1908 вышел сборник «Шапка-невидимка», в котором отразилось уже переосмысленное отношение писателя к эсерам, явное неприятие некоторых их идейных позиций. Во время ссылки 1910 в Архангельскую губернию Грин написал ряд «северных» рассказов («Ксения Турпанова», «Зимняя сказка»), герои которых, мучимые скукой, стремятся изменить свою жизнь, наполнить ее смыслом. Ранние рассказы Грина написаны в духе реалистической литературы 1900-х гг., писатель только пытался нащупать свой путь в литературе. «Скудная» на тепло и любовь жизнь Грина, тяга к приключениям, усилили его стремление к неизведанному, идеальному. Грина все больше привлекали герой, выламывающийся из устоявшегося образа жизни большинства обывателей («Она», 1908), идея создания сильного романтического героя («Воздушный корабль», 1909).
В 1909 увидела свет новелла «Остров Рено» - первое подлинно романтическое произведение Грина. Матрос Тарт, оказавшись на экзотическом острове и проникнувшись его природой, не пожелал вернуться на корабль к своей команде, поскольку решил сохранить обретенную на острове свободу. Но одиночество привело Тарта к гибели. Тематически близки «Острову Рено» произведения, герои которых - яркие, но одинокие личности: «Колония Ланфиер» (1910), «Трагедия плоскогорья Суан» (1912), «Синий каскад Теллури» (1912), «Зурбаганский стрелок» (1913), «Капитан Дюк» (1915), «Битт-Бой, приносящий счастье» (1918). Постепенно персонажи Грина менялись, не замыкаясь на собственном мире.
В 1910 Грин вышел из эсеровской организации, в 1912 был принят литературной средой, сблизившись с А. И. Куприным, А. И. Свирским. Начал сотрудничать в периодических изданиях, до 1917 опубликовал более 350 рассказов, стихотворений, повестей. В годы Первой мировой войны в творчестве писателя наступил длительный кризис, вызванный внутренними колебаниями автора. Грин воспринимал современную ему эпоху как антиэстетическую («Повесть, оконченная благодаря пуле», 1914). В рассказах 1914-1916 чувствовалось вызванное воздействием эстетики Эдгара По, тяготение писателя к «загадочному» («Возвращенный ад», 1915). В 1916 писатель попытался дать оценку собственному творчеству и на основе этой оценки выразить свое отношение к искусству. Искусство для Грина стало основой личного существования, уходом в иную, более совершенную реальность, себя он считал символистом. В конце 1916 за дерзкий отзыв о царе Грин был вынужден уехать из России и поселиться в Финляндии. Узнав о Февральской революции, по шпалам вернулся в Петроград (очерк «Пешком на революцию», 1917). Революцию воспринял восторженно, однако эти настроения оказались скоротечными. Уже в рассказах «Восстание» (1917), «Рождение грома» (1917), «Маятник души» (1917) ощущается чувство отторжения писателем новой реальности. Размышлениям о социализме посвящен памфлет «Волдырь, или Добрый Папа» - в нем Грин с раздражением пишет, что революция происходит не так «красиво», как ожидалось. В 1919 печатался только в журнале «Пламя» под редакцией А. В. Луначарского. Здесь был опубликован его стихотворный рассказ «Фабрика Дрозда и Жаворонка», наполненный верой в прекрасное, с которой Грин начинал свой жизненный и творческий путь. Осенью 1919 писатель был мобилизован в качестве рядового в Красную Армию. В этот период зародился замысел и появился первый «набросок» повести-феерии «Алые паруса» (1921), ставшей одним из самых известных произведений Грина. Герои повести - Ассоль и Грей - обладают редким даром «иного» видения мира, их исключительность в том, что они умеют делать чудеса собственными силами. После тяжелейших испытаний Гражданской войны Грин, несмотря на нужду, продолжал работать. В 1923 появился роман «Блистающий мир» (1923), в котором трагическая гибель главного героя Друды - результат внутренних сомнений автора в возможности достижения идеала.
В 1925 писатель выпустил роман «Золотая цепь», в 1928 - «Бегущая по волнам» - один из самых сложных и знаковых. В «Бегущей по волнам» вновь прозвучал мотив иллюзорности любой мечты. Только творческому человеку, по мнению автора, можно в полной мере прочувствовать тонкую природу этой иллюзии.
С середины 1920-х Грина печатали все реже, главным образом в малоизвестных изданиях. С 1924 жил в Феодосии, в 1930 переехал в Старый Крым. Материальное неблагополучие, тяжелая болезнь сломили писателя. Трагическим чувством безысходности наполнен его последний роман с символическим названием «Дорога никуда» (1930). Через два месяца после выхода романа в свет Грин скончался. В конце 1930-х гг. появилось несколько критических статей (К. Зелинского, М. Шагинян, К. Паустовского), в которых наконец был признаны талант писателя, его уникальное видение мира. Но всеобщее признание творчество Грина получило только в 1960-е гг.
Некоторые произведения Грина («Алые паруса», «Бегущая по волнам» и др.) были удачно экранизированы.
Реальная окружающая жизнь отторгала мир Грина вместе с его создателем. Все чаще появлялись критические замечания о ненужности писателя, создавался миф об "иностранце в русской литературе", Грина все меньше печатали. Больной туберкулезом писатель уехал в 1924 в Феодосию, где испытывал крайнюю нужду, а в 1930 перебрался в поселок Старый Крым, где и скончался 8 июля 1932 года.

Александр Грин (настоящее имя Александр Степанович Гриневский). 11 (23) августа 1880, Слободской, Вятской губернии, Российской империи - 8 июля 1932, Старый Крым, СССР. Русский писатель-прозаик, поэт, представитель неоромантизма, автор философско-психологических, с элементами символической фантастики, произведений.

Отец - Стефан Гриневский (польск. Stefan Hryniewski, 1843-1914), польский шляхтич из Дисненского уезда Виленской губернии Российской империи. За участие в Январском восстании 1863 года был в 20-летнем возрасте бессрочно сослан в Колывань Томской губернии. Позже ему было разрешено переехать в Вятскую губернию, куда он и прибыл в 1868 году. В России его называли «Степан Евсеевич».

В 1873 году женился на 16-летней русской медсестре Анне Степановне Лепковой (1857-1895). Первые 7 лет детей у них не было, Александр стал первенцем, позднее у него появились брат Борис и две сестры, Антонина и Екатерина.

Саша научился читать в 6 лет, и первой его прочитанной книгой стала «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта. С детства Грин любил книги о мореплавателях и путешествиях. Мечтал уйти в море матросом и, движимый этой мечтой, делал попытки убежать из дома. Воспитание мальчика было непоследовательным - его то баловали, то строго наказывали, то бросали без присмотра.

В 1889 году девятилетнего Сашу отдали в подготовительный класс местного реального училища. Там соученики впервые дали ему прозвище «Грин» . В отчёте училища отмечалось, что поведение Александра Гриневского было хуже всех остальных, и в случае неисправления он может быть исключён из училища.

Всё же Александр смог окончить подготовительный класс и поступить в первый, но во втором классе он написал оскорбительное стихотворение об учителях и был-таки из училища исключён. По ходатайству отца Александр в 1892 году был принят в другое училище, имевшее в Вятке дурную репутацию.

В 15 лет Саша остался без матери, умершей от туберкулёза. Спустя 4 месяца (май 1895 года) отец женился на вдове Лидии Авенировне Борецкой. Отношения Александра с мачехой были напряжёнными, и он поселился отдельно от новой семьи отца.

Мальчик жил в одиночестве, увлечённо читая книги и сочиняя стихи. Подрабатывал переплётом книг, перепиской документов. С подачи отца увлёкся охотой, но из-за импульсивного характера редко возвращался с добычей.

В 1896 году, по окончании четырёхклассного Вятского городского училища, 16-летний Александр уехал в Одессу , решив стать моряком. Отец дал ему 25 рублей денег и адрес своего одесского друга. Некоторое время «шестнадцатилетний безусый тщедушный узкоплечий отрок в соломенной шляпе» (так иронически описал себя тогдашнего Грин в «Автобиографии» ) бродяжничал в безуспешных поисках работы и отчаянно голодал.

В конце концов, он обратился к другу отца, который накормил его и устроил матросом на пароход «Платон», курсировавший по маршруту Одесса - Батум - Одесса. Впрочем, один раз Грину удалось побывать и за границей, в египетской Александрии.

Моряка из Грина не вышло - он испытывал отвращение к прозаическому матросскому труду. Вскоре он разругался с капитаном и оставил корабль.

В 1897 году Грин отправился назад в Вятку, провёл там год и снова уехал на поиски счастья - на этот раз в Баку. Там он перепробовал много профессий - был рыбаком, чернорабочим, работал в железнодорожных мастерских. Летом вернулся к отцу, затем снова ушёл в странствия. Был лесорубом, золотоискателем на Урале, шахтёром на железном руднике, театральным переписчиком.

В марте 1902 года Грин прервал череду странствий и стал (то ли под давлением отца, то ли устав от голодных мытарств) солдатом в 213-м Оровайском резервном пехотном батальоне, расквартированном в Пензе. Нравы воинской службы существенно усилили революционные настроения Грина.

Спустя шесть месяцев (из которых три с половиной провёл в карцере) он дезертировал, был пойман в Камышине, снова бежал. В армии Грин познакомился с эсеровскими пропагандистами, которые оценили молодого бунтаря и помогли ему скрыться в Симбирске.

С этого момента Грин, получив партийную кличку «Долговязый» , искренне отдаёт все силы борьбе с ненавистным ему общественным строем, хотя участвовать в исполнении террористических актов он отказался, ограничившись пропагандой среди рабочих и солдат разных городов. Впоследствии он не любил рассказывать о своей «эсеровской» деятельности.

В 1903 году Грин был в очередной раз арестован в Севастополе за «речи противоправительственного содержания» и распространение революционных идей, «которые вели к подрыванию основ самодержавия и ниспровержению основ существующего строя». За попытку побега он был переведён в тюрьму строгого режима, где провёл больше года.

В документах полиции характеризуется как «натура замкнутая, озлобленная, способная на всё, даже рискуя жизнью». В январе 1904 года министр внутренних дел В. К. Плеве, незадолго до эсеровского покушения на него, получил от военного министра А. Н. Куропаткина донесение о том, что в Севастополе задержан «весьма важный деятель из гражданских лиц, назвавший себя сперва Григорьевым, а затем Гриневским».

Следствие тянулось больше года (ноябрь 1903 - февраль 1905) из-за двух попыток побега Грина и полного его запирательства. Судил Грина в феврале 1905 года севастопольский военно-морской суд. Прокурор требовал 20 лет каторги. Адвокат А. С. Зарудный сумел снизить меру наказания до 10 лет ссылки в Сибирь.

В октябре 1905 года Грина освободили по общей амнистии, но уже в январе 1906 года снова арестовали в Петербурге.

В мае Грина выслали на четыре года в город Туринск Тобольской губернии. Там он пробыл всего 3 дня и сбежал в Вятку, где с помощью отца раздобыл чужой паспорт на имя Мальгинова (позже это будет 1 из литературных псевдонимов писателя), по которому уехал в Петербург.

Летом 1906 г. Грин написал 2 рассказа - «Заслуга рядового Пантелеева» и «Слон и Моська» .

Первый рассказ был подписан «А. С. Г.» и опубликован осенью того же года. Он был издан как агитброшюра для солдат-карателей и описывал бесчинства армии среди крестьян. Гонорар Грин получил, но весь тираж был конфискован в типографии и уничтожен (сожжён) полицией, случайно сохранились лишь несколько экземпляров. Второй рассказ постигла аналогичная судьба - он был сдан в типографию, но напечатан не был.

Только начиная с 5 декабря того же года рассказы Грина начали доходить до читателей. И первым «легальным» произведением стал написанный осенью 1906 г. рассказ «В Италию» , подписанный «А. А. М-в» (то есть Мальгинов).

Впервые (под названием «В Италии») он был опубликован в вечернем выпуске газеты «Биржевые ведомости» от 5(18).12.1906 г. Псевдоним «А. С. Грин» впервые появился под рассказом «Случай» (первая публикация - в газете «Товарищ» от 25 марта (7 апреля) 1907 г.).

В начале 1908 года, в Петербурге, у Грина вышел первый авторский сборник «Шапка-невидимка» (с подзаголовком «Рассказы о революционерах»). Большинство рассказов в нём - об эсерах.

Другим событием стал окончательный разрыв с эсерами. Существующий строй Грин ненавидел по-прежнему, но он начал формировать свой позитивный идеал, который был совсем не похож на эсеровский.

Третьим важным событием стала женитьба - его мнимая «тюремная невеста» 24-летняя Вера Абрамова стала женой Грина. Нок и Гелли - главные герои рассказа «Сто вёрст по реке» (1912 г.) - это сами Грин и Вера.

В 1910 году вышел второй его сборник «Рассказы». Большинство включённых туда рассказов написаны в реалистической манере, но в двух - «Остров Рено» и «Колония Ланфиер» - уже угадывается будущий Грин-сказочник. Действие этих рассказов происходит в условной стране, по стилистике они близки к более позднему его творчеству. Сам Грин считал, что начиная именно с этих рассказов его можно считать писателем.

В первые годы он печатал по 25 рассказов ежегодно.

Как новый оригинальный и талантливый российский литератор он знакомится с Алексеем Толстым, Леонидом Андреевым, Валерием Брюсовым, Михаилом Кузминым и другими крупными литераторами. Особенно сблизился он с .

Впервые в жизни Грин стал зарабатывать много денег, которые у него, впрочем, не задерживались, быстро исчезая после кутежей и карточных игр.

27 июля 1910 года полиция наконец обнаружила, что писатель Грин - это беглый ссыльный Гриневский. Он был арестован в третий раз и осенью 1911 года был сослан в Пинегу Архангельской губернии. Вера поехала с ним, им разрешили официально обвенчаться.

В ссылке Грин написал «Жизнь Гнора» и «Синий каскад Теллури» . Срок его ссылки был сокращён до двух лет, и в мае 1912 года Гриневские вернулись в Петербург. Вскоре последовали и другие произведения романтического направления: «Дьявол оранжевых вод», «Зурбаганский стрелок» (1913). В них окончательно формируются черты вымышленной страны, которая литературоведом К. Зелинским будет названа «Гринландия».

Грин публикуется преимущественно в «малой» прессе: в газетах и иллюстрированых журналах. Его произведения печатают «Биржевые ведомости» и приложение к газете журнал «Новое слово», «Новый журнал для всех», «Родина», «Нива» и её ежемесячные приложения, газета «Вятская речь» и многие другие. Изредка его прозу помещают у себя солидные «толстые» ежемесячники «Русская мысль» и «Современный мир». В последнем Грин публиковался с 1912 по 1918 год благодаря знакомству с А. И. Куприным.

В 1913-1914 годах в издательстве «Прометей» вышел его трёхтомник.

В 1914 году Грин стал сотрудником популярного журнала «Новый сатирикон», издал в качестве приложения к журналу свой сборник «Происшествие на улице Пса». Работал Грин в этот период чрезвычайно продуктивно. Он ещё не решался приступить к написанию большой повести или романа, но лучшие его рассказы этого времени показывают глубокий прогресс Грина-литератора. Тематика его произведений расширяется, стиль становится всё более профессиональным - достаточно сравнить весёлый рассказ «Капитан Дюк» и утончённую, психологически точную новеллу «Возвращённый ад» (1915).

После начала Первой мировой войны некоторые из рассказов Грина приобретают отчётливый антивоенный характер: таковы, например, «Баталист Шуан», «Синий волчок» («Нива», 1915 год) и «Отравленный остров». Из-за ставшего известным полиции «непозволительного отзыва о царствующем монархе», Грин с конца 1916 года был вынужден скрываться в Финляндии, но, узнав о Февральской революции, вернулся в Петроград.

Весной 1917 года он написал рассказ-очерк «Пешком на революцию» , свидетельствующий о надежде писателя на обновление.

После Октябрьской революции в журнале «Новый сатирикон» и в небольшой малотиражной газете «Чёртова перечница» один за другим появляются заметки и фельетоны Грина, осуждающие жестокость и бесчинства. Он говорил: «В моей голове никак не укладывается мысль, что насилие можно уничтожить насилием».

Весной 1918 года журнал вместе со всеми другими оппозиционными изданиями был запрещён. Грина арестовали в четвёртый раз и чуть не расстреляли.

Летом 1919 года Грина призвали в Красную Армию связистом, но вскоре он заболел сыпным тифом и почти на месяц попал в Боткинские бараки. прислал тяжелобольному Грину мёд, чай и хлеб.

После выздоровления Грину при содействии Горького удалось получить академический паёк и жильё - комнату в «Доме искусств» на Невском проспекте, 15, где Грин жил рядом с , В. А. Рождественским, О. Э. Мандельштамом, В. Кавериным.

Соседи вспоминали, что Грин жил отшельником, почти ни с кем не общался, но именно здесь он написал своё самое знаменитое, трогательно-поэтическое произведение - феерию «Алые паруса» (опубликована в 1923 году).

В начале 1920-х годов Грин решился приступить к своему первому роману, который назвал «Блистающий мир». Главный герой этого сложного символистского произведения - летающий сверхчеловек Друд, убеждающий людей выбрать вместо ценностей «мира сего» высшие ценности Блистающего мира. В 1924 году роман был напечатан в Ленинграде. Продолжал он писать и рассказы, вершинами тут стали «Словоохотливый домовой», «Крысолов», «Фанданго».

В Феодосии Грин написал роман «Золотая цепь» (1925, опубликован в журнале «Новый мир»), задуманный как «воспоминания о мечте мальчика, ищущего чудес и находящего их».

Осенью 1926 года Грин закончил главный свой шедевр - роман «Бегущая по волнам» , над которым работал полтора года. В этом романе соединились лучшие черты таланта писателя: глубокая мистическая идея о потребности в мечте и воплощении мечты, тонкий поэтический психологизм, увлекательный романтичный сюжет. Два года автор пытался опубликовать роман в советских издательствах, и лишь в конце 1928 года книга увидела свет в издательстве «Земля и фабрика».

С большим трудом в 1929 году удалось издать и последние романы Грина: «Джесси и Моргиана», «Дорога никуда».

В 1927 году частный издатель Л. В. Вольфсон начал издавать 15-томное собрание сочинений Грина, но вышли только 8 томов, после чего Вольфсона арестовало ГПУ.

НЭПу приходил конец. Попытки Грина настоять на выполнении контракта с издательством приводили только к огромным судебным издержкам и разорению. У Грина снова стали повторяться запои. Однако, в конце концов, семье Грина всё же удалось выиграть процесс, отсудив семь тысяч рублей, которые, впрочем, сильно обесценила инфляция.

В 1930 году Гриневские переехали в город Старый Крым, где жизнь была дешевле. С 1930 года советская цензура, с мотивировкой «вы не сливаетесь с эпохой», запретила переиздания Грина и ввела ограничение на новые книги: по одной в год. Грин с женой отчаянно голодали и часто болели. Грин пытался охотиться на окрестных птиц с луком и стрелами, но безуспешно.

Роман «Недотрога» , начатый Грином в это время, так и не был закончен, хотя некоторые критики считают его лучшим в его творчестве.

В мае 1932 года после новых ходатайств неожиданно пришёл перевод на 250 руб. от Союза писателей, посланный почему-то на имя «вдовы писателя Грина Надежды Грин», хотя Грин был ещё жив. Существует легенда, что причиной было последнее озорство Грина - он послал в Москву телеграмму «Грин умер вышлите двести похороны».

Александр Грин скончался утром 8 июля 1932 года на 52-м году жизни в Старом Крыму от рака желудка. За два дня до смерти он попросил пригласить священника и исповедался. Похоронен писатель на городском кладбище Старого Крыма. Нина выбрала место, откуда видно море… На могиле Грина скульптором Татьяной Гагариной установлен памятник «Бегущая по волнам».

Узнав о смерти Грина, несколько ведущих советских писателей призвали издать сборник его произведений; к ним присоединилась даже Сейфуллина.

Сборник А. Грина «Фантастические новеллы» вышел в 1934 году.

Александр Грин. Гении и злодеи

Личная жизнь Александра Грина:

С 1903-го в тюрьме - за отсутствием знакомых и родственников - его навещала (под видом невесты) Вера Павловна Абрамова , дочь богатого чиновника, сочувствовавшая революционным идеалам.

Она стала его первой женой.

Осенью 1913 года Вера решила разойтись с мужем. В своих воспоминаниях она жалуется на непредсказуемость и неуправляемость Грина, его постоянные кутежи, взаимное непонимание. Грин сделал несколько попыток примирения, но без успеха. На своём сборнике 1915 года, подаренном Вере, Грин написал: «Единственному моему другу».

С портретом Веры он не расставался до конца жизни.

В 1918 году женился на некоей Марии Долидзе . Уже через несколько месяцев брак был признан ошибкой, и супруги расстались.

Весной 1921 года Грин женился на 26-летней вдове, медсестре Нине Николаевне Мироновой (по первому мужу Коротковой). Они познакомились ещё в начале 1918 года, когда Нина работала в газете «Петроградское эхо». Её первый муж погиб на войне. Новая встреча произошла в январе 1921 года, Нина отчаянно нуждалась и продавала вещи (Грин позже описал похожий эпизод в начале рассказа «Крысолов»). Через месяц он сделал ей предложение.

В течение отведённых Грину судьбой одиннадцати последующих лет они не расставались, и оба считали свою встречу подарком судьбы. Грин посвятил Нине феерию «Алые паруса», завершённую в этом году: «Нине Николаевне Грин подносит и посвящает Автор. ПБГ, 23 ноября 1922 г.»

Супруги сняли комнату на Пантелеймоновской, перевезли туда свой скудный багаж: связку рукописей, немного одежды, фотографию отца Грина и неизменный портрет Веры Павловны. Сначала Грина почти не печатали, но с началом НЭПа появились частные издательства, и ему удалось опубликовать новый сборник «Белый огонь» (1922). Сборник включал яркий рассказ «Корабли в Лиссе», который сам Грин считал одним из лучших..

Нина Николаевна Грин, вдова писателя, продолжала жить в Старом Крыму, в саманном домике, работала медсестрой. Когда гитлеровская армия захватила Крым, Нина осталась с тяжело больной матерью на оккупированной нацистами территории, работала в оккупационной газете «Официальный бюллетень Старо-Крымского района». Затем она была угнана на трудовые работы в Германию, в 1945 году добровольно вернулась из американской зоны оккупации в СССР.

После суда Нина получила десять лет лагерей за «коллаборационизм и измену Родине», с конфискацией имущества. Отбывала заключение в сталинских лагерях на Печоре. Большую поддержку, в том числе вещами и продуктами, оказывала ей первая жена Грина, Вера Павловна. Нина отбыла почти весь свой срок и вышла на свободу в 1955 году по амнистии (реабилитирована в 1997 году). Вера Павловна умерла раньше, в 1951-м.

Между тем книги «советского романтика» Грина продолжали издаваться в СССР вплоть до 1944 года. В блокадном Ленинграде транслировались радиопередачи с чтением «Алых парусов» (1943), в Большом театре прошла премьера балета «Алые паруса».

В 1946 году вышла повесть Л. И. Борисова «Волшебник из Гель-Гью» об Александре Грине, заслужившая похвалы К. Г. Паустовского и Б. С. Гриневского, но в дальнейшем - осуждение со стороны Н. Н. Грин.

В годы борьбы с космополитизмом Александр Грин, как и многие другие деятели культуры (А. А. Ахматова, М. М. Зощенко, Д. Д. Шостакович), был в советской печати заклеймён как «космополит», чуждый пролетарской литературе, «воинствующий реакционер и духовный эмигрант». Например, «разоблачению» Грина была посвящена статья В. Важдаева «Проповедник космополитизма» («Новый мир», № 1, 1950). Книги Грина в массовом порядке изымали из библиотек.

Начиная с 1956 года, усилиями К. Паустовского, Ю. Олеши, И. Новикова и других, Грин был возвращён в литературу. Его произведения издавались миллионными тиражами. Получив стараниями друзей Грина гонорар за «Избранное» (1956), Нина Николаевна приехала в Старый Крым, с трудом отыскала заброшенную могилу мужа и выяснила, что дом, где умер Грин, перешёл к председателю местного исполкома и использовался как сарай и курятник.

В 1960 году, после нескольких лет борьбы за возвращение дома, Нина Николаевна открыла на общественных началах Музей Грина в Старом Крыму. Там она провела последние десять лет своей жизни, с пенсией 21 рубль (авторские права больше не действовали).

В июле 1970 года был открыт также Музей Грина в Феодосии, а год спустя дом Грина в Старом Крыму тоже получил статус музея. Его открытие крымским обкомом КПСС увязывалось с конфликтом с Ниной Николаевной: «Мы за Грина, но против его вдовы. Музей будет только тогда, когда она умрёт».

Нина Николаевна Грин скончалась 27 сентября 1970 года в киевской больнице. Похоронить себя она завещала рядом с мужем. Местное партийное начальство, раздражённое утратой курятника, наложило запрет; и Нину похоронили в другом конце кладбища. 23 октября следующего года, в день рождения Нины, шестеро её друзей ночью перезахоронили гроб в предназначенное ему место.

Библиография Александра Грина:

Романы:

Блистающий мир (1924)
Золотая цепь (1925)
Бегущая по волнам (1928)
Джесси и Моргиана (1929)
Дорога никуда (1930)
Недотрога (не закончен)

Повести и рассказы:

1906 - В Италию (первый легально опубликованный рассказ А. С. Грина)
1906 - Заслуга рядового Пантелеева
1906 - Слон и Моська
1907 - Апельсины
1907 - Кирпич и музыка
1907 - Любимый
1907 - Марат
1907 - На бирже
1907 - На досуге
1907 - Подземное
1907 - Случай
1908 - Горбун
1908 - Гость
1908 - Ерошка
1908 - Игрушка
1908 - Капитан
1908 - Карантин
1908 - Лебедь
1908 - Маленький комитет
1908 - Мат в три хода
1908 - Наказание
1908 - Она
1908 - Рука
1908 - Телеграфист из Медянского бора
1908 - Третий этаж
1908 - Трюм и палуба
1908 - Убийца
1908 - Человек, который плачет
1909 - Барка на Зелёном канале
1909 - Воздушный корабль
1909 - Дача большого озера
1909 - Кошмар
1909 - Маленький заговор
1909 - Маньяк
1909 - Ночлег
1909 - Окно в лесу
1909 - Остров Рено
1909 - По брачному объявлению
1909 - Происшествие в улице Пса
1909 - Рай
1909 - Циклон в Равнине Дождей
1909 - Штурман «Четырёх ветров»
1910 - В разливе
1910 - В снегу
1910 - Возвращение «Чайки»
1910 - Дуэль
1910 - Имение Хонса
1910 - История одного убийства
1910 - Колония Ланфиер
1910 - Малинник Якобсона
1910 - Марионетка
1910 - На острове
1910 - На склоне холмов
1910 - Находка
1910 - Пасха на пароходе
1910 - Пороховой погреб
1910 - Пролив бурь
1910 - Рассказ Бирка
1910 - Река
1910 - Смерть Ромелинка
1910 - Тайна леса
1910 - Ящик с мылом
1911 - Лесная драма
1911 - Лунный свет
1911 - Позорный столб
1911 - Система мнемоники Атлея
1911 - Слова
1912 - Гостиница Вечерних огней
1912 - Жизнь Гнора
1912 - Зимняя сказка
1912 - Из памятной книжки сыщика
1912 - Ксения Турпанова
1912 - Лужа Бородатой Свиньи
1912 - Пассажир Пыжиков
1912 - Приключения Гинча
1912 - Проходной двор
1912 - Рассказ о странной судьбе
1912 - Синий каскад Теллури
1912 - Трагедия плоскогорья Суан
1912 - Тяжёлый воздух
1912 - Четвёртый за всех
1913 - Авантюра
1913 - Балкон
1913 - Всадник без головы
1913 - Глухая тропа
1913 - Гранька и его сын
1913 - Далёкий путь
1913 - Дьявол Оранжевых Вод
1913 - Жизнеописания великих людей
1913 - Зурбаганский стрелок
1913 - История Таурена
1913 - На склоне холмов
1913 - Наивный Туссалетто
1913 - Новый цирк
1913 - Племя Сиург
1913 - Последние минуты Рябинина
1913 - Продавец счастья
1913 - Сладкий яд города
1913 - Табу
1913 - Таинственный лес
1913 - Тихие будни
1913 - Три похождения Эхмы
1913 - Человек с человеком
1914 - Без публики
1914 - Забытое
1914 - Загадка предвиденной смерти
1914 - Земля и вода
1914 - И для меня придёт весна
1914 - Как силач Рыжий Джон боролся с королём
1914 - Легенды войны
1914 - Мёртвые за живых
1914 - На волоске
1914 - Один из многих
1914 - Повесть, оконченная благодаря пуле
1914 - Поединок
1914 - Покаянная рукопись
1914 - Происшествия в квартире г-жи Сериз
1914 - Редкий фотографический аппарат
1914 - Совесть заговорила
1914 - Страдалец
1914 - Странное происшествие на маскараде
1914 - Судьба, взятая за рога
1914 - Три брата
1914 - Урбан Грац принимает гостей
1914 - Эпизод при взятии форта Циклоп
1915 - Авиатор-лунатик
1915 - Акула
1915 - Алмазы
1915 - Армянин Тинтос
1915 - Атака
1915 - Баталист Шуан
1915 - Без вести пропавший
1915 - Битва в воздухе
1915 - Блондинка
1915 - Бой быков
1915 - Бой на штыках
1915 - Борьба с пулемётом
1915 - Вечная пуля
1915 - Взрыв будильника
1915 - Возвращённый ад
1915 - Волшебный экран
1915 - Выдумка Эпитрима
1915 - Гарем Хаки-бея
1915 - Голос и звуки
1915 - Два брата
1915 - Двойник Плереза
1915 - Дело с белой птицей, или Белая птица и разрушенный костёл
1915 - Дикая мельница
1915 - Друг человека
1915 - Железная птица
1915 - Жёлтый город
1915 - Зверь Рошфора
1915 - Золотой пруд
1915 - Игра
1915 - Игрушки
1915 - Интересная фотография
1915 - Искатель приключений
1915 - Капитан Дюк
1915 - Качающаяся скала
1915 - Кинжал и маска
1915 - Кошмарный случай
1915 - Леаль у себя дома
1915 - Летающий дож
1915 - Медведь и немец
1915 - Медвежья охота
1915 - Морской бой
1915 - На американских горах
1915 - Над бездной
1915 - Наёмный убийца
1915 - Наследство Пик-Мика
1915 - Непробиваемый панцирь
1915 - Ночная прогулка
1915 - Ночью
1915 - Ночью и днём
1915 - Опасный прыжок
1915 - Оригинальный шпион
1915 - Остров
1915 - Охота в воздухе
1915 - Охота на Марбруна
1915 - Охота на хулигана
1915 - Охотник за минами
1915 - Пляска смерти
1915 - Поединок предводителей
1915 - Предсмертная записка
1915 - Происшествие с часовым
1915 - Птица Кам-Бу
1915 - Путь
1915 - Пятнадцатое июля
1915 - Разведчик
1915 - Ревность и шпага
1915 - Роковое место
1915 - Рука женщины
1915 - Рыцарь Мальяр
1915 - Свадьба Маши
1915 - Серьёзный пленник
1915 - Сила слова
1915 - Синий волчок
1915 - Слово-убийца
1915 - Смерть Аламбера
1915 - Спокойная душа
1915 - Странное оружие
1915 - Страшная посылка
1915 - Страшная тайна автомобиля
1915 - Судьба первого взвода
1915 - Тайна лунной ночи
1915 - Там или там
1915 - Три встречи
1915 - Три пули
1915 - Убийство в рыбной лавке
1915 - Убийство романтика
1915 - Удушливый газ
1915 - Ужасное зрение
1915 - Хозяин из Лодзи
1915 - Чёрные цветы
1915 - Чёрный роман
1915 - Чёрный хутор
1915 - Чудесный провал
1916 - Алые паруса (повесть-феерия) (опубл. 1923)
1916 - Большое счастье маленького борца
1916 - Весёлая бабочка
1916 - Вокруг света
1916 - Воскресение Пьера
1916 - Высокая техника
1916 - За решётками
1916 - Захват знамени
1916 - Идиот
1916 - Как я умирал на экране
1916 - Лабиринт
1916 - Львиный удар
1916 - Непобедимый
1916 - Нечто из дневника
1916 - Огонь и вода
1916 - Отравленный остров
1916 - Отшельник Виноградного пика
1916 - Призвание
1916 - Романтическое убийство
1916 - Слепой Дей Канет
1916 - Сто вёрст по реке
1916 - Таинственная пластинка
1916 - Тайна дома 41
1916 - Танец
1916 - Трамвайная болезнь
1916 - Фантазёры
1916 - Чёрный алмаз
1917 - Буржуазный дух
1917 - Возвращение
1917 - Восстание
1917 - Враги
1917 - Главный виновник
1917 - Дикая роза
1917 - Каждый сам миллионер
1917 - Любовница пристава
1917 - Маятник весны
1917 - Мрак
1917 - Нож и карандаш
1917 - Огненная вода
1917 - Оргия
1917 - Пешком на революцию (очерк)
1917 - Покой
1917 - Продолжение следует
1917 - Рене
1917 - Рождение грома
1917 - Роковой круг
1917 - Самоубийство
1917 - Создание Аспера
1917 - Торговцы
1917 - Труп-невидимка
1917 - Узник «Крестов»
1917 - Ученик чародея
1917 - Фантастическое провидение
1917 - Человек с дачи Дурново
1917 - Чёрный автомобиль
1917 - Шедевр
1917 - Эсперанто
1918 - Ату его!
1918 - Борьба со смертью
1918 - Бука-невежа
1918 - Ваня рассердился на человечество
1918 - Весёлый мертвец
1918 - Вперёд и назад
1918 - Выдумка парикмахера
1918 - Как я был царём
1918 - Карнавал
1918 - Клубный арап
1918 - Колосья
1918 - Корабли в Лиссе (опубл. 1922)
1918 - Лакей плюнул в кушанье
1918 - Легче стало
1918 - Отставший взвод
1918 - Преступление Отпавшего Листа
1918 - Пустяки
1918 - Разговор
1918 - Сделайте бабушку
1918 - Сила непостижимого
1918 - Старик ходит по кругу
1918 - Три свечи
1919 - Волшебное безобразие
1919 - Истребитель
1921 - Гриф
1921 - Состязание в Лиссе
1922 - Белый огонь
1922 - В гостях у приятеля
1922 - Канат
1922 - Монте-Кристо
1922 - Нежный роман
1922 - Новогодний праздник отца и маленькой дочери
1922 - Сарынь на кичку
1922 - Тифозный пунктир
1923 - Бунт на корабле «Альцест»
1923 - Гениальный игрок
1923 - Гладиаторы
1923 - Голос и глаз
1923 - Ива
1923 - Как бы там ни было
1923 - Лошадиная голова
1923 - Приказ по армии
1923 - Пропавшее солнце
1923 - Путешественник Уы-Фью-Эой
1923 - Русалки воздуха
1923 - Сердце пустыни
1923 - Словоохотливый домовой
1923 - Убийство в Кунст-Фише
1924 - Безногий
1924 - Белый шар
1924 - Бродяга и начальник тюрьмы
1924 - Весёлый попутчик
1924 - Гатт, Витт и Редотт
1924 - Голос сирены
1924 - Заколоченный дом
1924 - Крысолов
1924 - На облачном берегу
1924 - Обезьяна
1924 - По закону
1924 - Случайный доход
1925 - Золото и шахтёры
1925 - Победитель
1925 - Серый автомобиль
1925 - Четырнадцать футов
1925 - Шесть спичек
1926 - Брак Августа Эсборна
1926 - Змея
1926 - Личный приём
1926 - Нянька Гленау
1926 - Чужая вина
1927 - Два обещания
1927 - Легенда о Фергюсоне
1927 - Слабость Даниэля Хортона
1927 - Странный вечер
1927 - Фанданго
1927 - Четыре гинеи
1928 - Акварель
1928 - Социальный рефлекс
1928 - Элда и Анготея
1929 - Ветка омелы
1929 - Вор в лесу
1929 - Гнев отца
1929 - Измена
1929 - Открыватель замков
1930 - Бочка пресной воды
1930 - Зелёная лампа
1930 - История одного ястреба
1930 - Молчание
1932 - Автобиографическая повесть
1933 - Бархатная портьера
1933 - Комендант порта
1933 - Пари

Сборники рассказов:

Шапка-невидимка (1908)
Рассказы (1910)
Загадочные истории (1915)
Знаменитая книга (1915)
Происшествие в улице пса (1915)
Искатель приключений (1916)
Трагедия плоскогорья Суан. На склоне холмов (1916)
Белый огонь (1922)
Сердце пустыни (1924)
Гладиаторы (1925)
На облачном берегу (1925)
Золотой пруд (1926)
История одного убийства (1926)
Штурман «Четырёх ветров» (1926)
Брак Августа Эсборна (1927)
Корабли в Лиссе (1927)
По закону (1927)
Весёлый попутчик (1928)
Вокруг света (1928)
Чёрный алмаз (1928)
Колония Ланфиер (1929)
Окно в лесу (1929)
Приключения Гинча (1929)
Огонь и вода (1930)

Собрания сочинений:

Грин А. Собрание сочинений, 1-6 т. М., Правда, 1965.

Грин А. Собрание сочинений, 1-6 т. М., Правда, 1980. Переиздано в 1983 году.
Грин А. Собрание сочинений, 1-5 т. М.: Художественная литература, 1991.
Грин А. Из неизданного и забытого. - Литературное наследство, т. 74. М.: Наука, 1965.
Грин А. Я пишу вам всю правду. Письма 1906-1932 годов. - Коктебель, 2012, серия: Образы былого.

Экранизации Александра Грина:

1958 - Акварель
1961 - Алые паруса
1967 - Бегущая по волнам
1968 - Рыцарь мечты
1969 - Колония Ланфиер
1972 - Моргиана
1976 - Избавитель
1982 - Ассоль
1983 - Человек из страны Грин
1984 - Блистающий мир
1984 - Жизнь и книги Александра Грина
1986 - Золотая цепь
1988 - Господин оформитель
1990 - Сто вёрст по реке
1992 - Дорога никуда
1995 - Гелли и Нок
2003 - Инфекция
2007 - Бегущая по волнам
2010 - Правдивая история об Алых парусах
2010 - Человек из несбывшегося
2012 - Зелёная лампа


В 1896 году Александр Грин окончил 4-классное Вятское городское училище и уехал в Одессу. Вел бродячую жизнь, работал матросом, рыбаком, землекопом, артистом бродячего цирка, железнодорожным рабочим, мыл золото на Урале.

В 1902 году из-за крайней нужды добровольно поступил на солдатскую службу. Тяжесть солдатской жизни заставила Грина дезертировать, он сблизился с социалистами революционерами и занялся подпольной работой в разных городах России.

В 1903 году был арестован, сидел в севастопольской тюрьме, был выслан на десять лет в Сибирь (попал под октябрьскую амнистию 1905 года).

До 1910 года Грин жил под чужим паспортом в Петербурге, вновь был арестован и выслан в Сибирь, откуда бежал и вернулся в Петербург. Вторую, двухлетнюю ссылку провел в Архангельской губернии.

Годы жизни под чужим именем стали временем разрыва с революционным прошлым и становлением Грина как писателя . После первого опубликованного рассказа "В Италию" (1906) следующие - "Заслуга рядового Пантелеева" (1906) и "Слон и Моська" (1906) - были изъяты из печати цензурой.

После этого Александр Грин написал еще несколько прекрасных произведений: "Блистающий мир", "Золотая цепь", "Бегущая по волнам", "Джесси и Моргиана", "Дорога никуда", а также колдовские готические рассказы "Серый автомобиль", "Крысолов", "Фанданго".

В 1924 году Грин уехал в Крым в Феодосию, где испытывал крайнюю нужду, а в 1930 году перебрался в посёлок Старый Крым. Здесь он работал над романами "Дорога в никуда" и "Недотрога". Второй так и не был закончен.

Писатель скончался 8 июля 1932 года в Феодосии от туберкулеза. Из дома творчества писателей, который располагался неподалеку, никто не пришел проводить его в последний путь.

Произведения его после смерти стали печататься все реже и реже. Возвращение к читателю произошло лишь в 1956 году. Пик читательской популярности Грина пришелся на период хрущевской "оттепели". На волне нового романтического подъема в стране Александр Грин превратился в одного из самых издаваемых и почитаемых отечественных авторов, кумира молодого читателя.

Сегодня произведения Александра Грина переведены на многие языки, его имя носят улицы во многих городах, горные вершины и звезда. По повести "Алые паруса" созданы одноименный балет и фильм, по роману "Бегущая по волнам" - одноименный фильм. В 1970 году в Феодосии создан литературно-мемориальный музей Грина.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Александр Грин (23.08.1880 – 08.07.1932) – русский писатель и поэт. Его произведения относят к течению неоромантизм, они отличаются философской, психологической направленностью, зачастую содержат элементы фантастики.

Ранние годы

Александр Степанович Гриневский – уроженец города Слободской. Его отец был польским дворянином, после восстания 1863 года его сослали в поселок Колывань. Через пять лет он переехал в Вятскую губернию, где в 1873 году взял в жены молодую медсестру. Александр был их первым сыном, позже родились его брат и две сестры. С малых лет мальчик интересовался литературой. В шесть лет он прочитал «Приключения Гулливера». Приключения стали его любимым жанром, в мечтах о мореплавании он однажды даже сбежал из дома.

В 1889 году Александр поступил в реальное училище, где и получил прозвище «Грин». В училище он не отличался примерным поведением, за что постоянно получал замечания. Во втором классе он сочинил стих, оскорбляющий учителей, и был исключен. Отец устроил сына в другое училище, имевшее не очень хорошую репутацию.

В 1895 году туберкулез унес жизнь матери Грина, у отца появилась новая жена. Не найдя общий язык с мачехой, Александр стал жить отдельно. Большую часть времени он уделял чтению и сочинениям. Брался за небольшие подработки: переплетал книги, переписывал документы. Мечты о море не оставляли его, и в 1896 году Грин отправился в Одессу, надеясь стать моряком.

В поисках себя

Прибыв в Одессу, подросток не мог найти работу, испытывал серьезные материальные трудности. Друг отца все-таки устроил его матросом на судно, курсировавшее от Одессы до Батуми. Работа на пароходе не понравилась Александру, и он быстро отказался от нее. В 1897 году он принял решения вернуться на родину, где прожил год, а потом отправился в новое путешествие – в Баку.

На азербайджанской земле он работал на железнодорожных путях, был разнорабочим и рыбаком. На лето приезжал к отцу, а затем снова отправлялся в странствие. Некоторое время жил на Урале, рубил лес, был шахтером, служил в театре. И каждый раз вынужден был возвращаться в ненавистный ему родной край.

А. Грин со своим приятелем Е. Венским

Революционная деятельность

В 1902 году Грин поступил на службу в пехотный батальон в Пензе. Армейская жизнь укрепила в молодом человеке революционный настрой. На службе он провел полгода, причем половину времени – в карцере. Затем дезертировал, но был пойман, однако вскоре вновь совершил побег. Скрыться ему помогли эсеры, в Симбирске (ныне Ульяновск) Александр начинает заниматься революционной деятельностью. «Долговязый» – эту кличку ему дали однопартийцы – работал в сфере пропаганды среди рабочих и военнослужащих, но теракты не приветствовал и отказывался принимать в них участие.

В 1903 году в Севастополе Александр попал под арест за свою пропагандистскую деятельность. Предпринял попытку побега, за что был помещен в тюрьму с особым режимом. В заключении пробыл больше года, за это время он еще раз пытался сбежать. В 1905 году Грин попадает под амнистию и выходит на свободу, однако через несколько месяцев в Петербурге снова оказывается под арестом. После этого был сослан в Тобольскую губернию, оттуда Александр тут же сбежал на Вятку. На родине с помощью друга взял себе новое имя и, став Магильновым, вернулся в Петербург.

Грин становится писателем

С 1906 года в жизни Грина случился главный поворот: он начинает заниматься литературой. Свое первое произведение «Заслуга рядового Пантелеева» он опубликовал, подписавшись «А.С.Г.». В рассказе описывались беспорядки, происходившие в армии. Впоследствии почти все экземпляры были уничтожены полицией. Второе произведение – «Слон и Моська» – попало в типографию, однако не было напечатано.

Первым рассказом Александра, дошедшим до читателей, стало произведение «В Италию». Оно было опубликовано в «Биржевых ведомостях». В 1908 году Грин выпустил сборник рассказов об эсерах «Шапка-невидимка». В то же время у писателя начинает формироваться собственный взгляд на общественный строй, и он разрывает отношения с партией. Происходит еще одно значимое событие: Александр вступает в брак с Верой Абрамовой.


Фото Грина после ареста, 1910

В 1910 году выходит в свет новый сборник рассказов Грина. В творчестве писателя намечается переход от реалистичных произведений к сказочно-романтическим. С этого времени писатель неплохо зарабатывает, вступает в круг именитых литераторов, сближается с А. Куприным. Спокойную жизнь нарушает новый арест и ссылка в Архангельскую губернию. Возвращение в Петербург состоялось в 1912 году.

Действия произведений, написанных Грином в ссылке и после нее, происходят в придуманной стране, которую позже К. Зелинский назовет Гринландией. В основном публикация сочинений Грина происходила в небольших газетах и журналах, среди которых «Новое слово», «Нива», «Родина». С 1912 года Александр публикуется в более солидном издании «Современный мир».

В 1913 году от писателя уходит жена, позже умирает любимый отец. В 1914 году Грин приступает к работе в «Новом сатириконе», продолжает развиваться как литератор. В 1916 году скрывался в Финляндии от полиции, преследовавшей его за неподобающий отзыв о монархе, с началом революции вернулся в Петербург.

После революции «Новый сатирикон» закрыли, а Грина арестовали за заметки, выражавшие неприятие новой власти. В 1919 году писатель попадает в армейские ряды в качестве связиста, однако вскоре его поражает тиф. После выздоровления Александру выделяют комнату в Петербурге, и в его жизни наступает тихий период, в течение которого из-под его пера выходят знаменитые «Алые паруса». Это произведение он посвятил своей супруге Нине Мироновой, с ней познакомился в 1918 году. Через три года они стали мужем и женой и провели вместе одиннадцать счастливых лет.


Грин со своим питомцем – ястребом Гулем, 1929

В 1924 году выходит первый роман писателя – «Блистающий мир». Некоторое время спустя Грин с женой переезжает в Феодосию. Здесь выходит в свет новый роман «Золотая цепь». В 1926 году появляется произведение, признанное литературным шедевром, – «Бегущая по волнам». В то же время у писателя начинаются трудности с опубликованием произведений.

В 1930 году Грин переезжает в Крым. Из-за ограничения властью публикаций его семья голодает, супруги начинают болеть. В это время он работает над романом «Недотрога», который не успеет закончить. Писатель попадает в безвыходное положение, когда его творчество становится никому не нужным, в пенсии и какой-либо поддержке ему отказывают. В возрасте 51 года Грин умирает от рака желудка. Похоронен в Старом Крыму. Только после смерти было принято решение издать сборник произведений писателя: в 1934 году выпускают «Фантастические новеллы».


Александр Грин за несколько дней до смерти, 1932

Признание творчества

Произведения Грина активно издавались после его смерти до 1944 года. Особенно популярными были «Алые паруса»: их читали на радио, в Большом театре показывали одноименный балет. Во время борьбы с космополитизмом Грин, как и многие писатели, попал под запрет. В 1956 году его сочинения возвращаются в литературу. Жена писателя открывает Музей Грина в их доме. В 1970 году открывается музей в Феодосии, в 1980 – в Кирове, в 2010 – в Слободском.

Творчество Грина считается особенным, писатель не испытывал на себе влияние предшественников, не имел и продолжателей, жанр его произведений не поддается классификации. Иногда его пытались сравнивать с зарубежными авторами, но сравнение оказывалось слишком поверхностным. Именем Грина названы некоторые российские библиотеки, улицы нескольких городов. Его произведения неоднократно экранизировались.