Полет - свободный. Балерина Алла Осипенко: биография, личная жизнь Алла осипенко и ее сын

Полет - свободный. Балерина Алла Осипенко: биография, личная жизнь Алла осипенко и ее сын

«Одна из наиболее значительных фигур в своем поколении», «прелестные линии, насыщенность образа», «актриса и человек выдающихся качеств», – в таких словах балетные критики, режиссеры и даже коллеги-балерины выражали восхищение искусством Аллы Осипенко.

Родина Аллы Евгеньевны – Ленинград. Мать будущей балерины происходила из семьи, богатой художественными традициями: ее предком был художник Владимир Боровиковский, она состояла в родстве с поэтом Александром Боровиковским и пианистом . Музыку в семье любили, мать играла на фортепиано, и маленькая Алла обожала танцевать под ее исполнение. Гости умилялись, глядя на ее детские танцы, и выражали сожаление, что девочка не сможет стать балериной из-за искривленных ног. Правда, этот физический недостаток сошел на нет по мере роста, но о балетной карьере для Аллы не задумывались ни родители, ни она сама. В хореографическое искусство она пришла почти случайно.

Аллу воспитывали в традициях интеллигенции былых времен, усиленно оберегая от «дурных влияний», а ведь девочке – как и всем детям – хотелось общаться со сверстниками, поэтому, увидев однажды в школе объявлении о записи в некий кружок, она поспешила туда записаться, даже не разобравшись, чему там будут учить. Как выяснилось, кружок был хореографический. Случайность оказалась судьбоносной: наставник разглядел в девочке талант и через год занятий посоветовал родителям Аллы показать ее специалистам. Родители последовали совету, и девочка была зачислена в Ленинградское хореографическое училище. Это произошло накануне начала Великой Отечественной войны.

Воспитанники училища, в их числе и Алла Осипенко, были отправлены в эвакуацию – сначала в Кострому, затем на Урал. Занятия проходили в ужасающих условиях, в помещениях, совершенно не приспособленных для этого – то в здании церкви, то в бараке. Зимой приходилось заниматься в неотапливаемых помещениях – ученицы брались за перекладины, надев варежки, и даже вынуждены были надевать пальто. Вспоминая впоследствии эти тяжелые дни, Алла Евгеньевна говорила, что любовь к балету, взращиваемая в таких условиях, неизбежно должна была стать вечной и всепоглощающей.

Училище возвратилось в Ленинград в 1944 г. Учеба продолжается, и весьма успешно. В 1948 г. поставил для юной студентки миниатюру «Meditation» на музыку – и об Алле Осипенко заговорили за пределами учебного заведения.

Осипенко была одной из последних учениц . После завершения учебы – в 1950 г. – ее приняли в труппу Театра им. С.М.Кирова. Поначалу все складывается прекрасно, на репетициях и спектаклях молодая артистка испытывает прилив подлинного вдохновения, но именно это и стало причиной серьезного испытания: однажды при возвращении с репетиции « » эмоции настолько переполняли балерину, что из троллейбуса она не вышла, а выпрыгнула – и повредила ногу. Из-за травмы она не танцевала в течение полутора лет, но благодаря своему упорству смогла вернуться на сцену.

Среди ролей Осипенко в Кировском театре – Маша в « », Мария в « », Царица бала в « », Фея сирени в «Спящей красавице», Гамзатти в « » и множество иных партий. Но поистине «звездным часом» стала для нее роль Хозяйки Медной горы в «Каменном цветке», исполненная в 1957 г. Эта роль была примечательная не только тем, что исполнительница выходила на сцену в обтягивающих трико, без традиционной балетной пачки (что было весьма нетипично для отечественного искусства тех времен) – необычной была сама хореография, настолько, что балерина не раз слышала от коллег: «Если будешь танцевать так, как ты танцуешь «Каменный цветок», ты больше не сможешь сделать ничего – ни « », ни « ». Рядом с этой партией балерина ставит только главную роль в балете «Антоний и Клеопатра», которую она исполнила в 1968 г. в Малом театре.

На судьбу балерины негативно повлияла эмиграция – ведь Осипенко была не просто его партнершей, а последней советской балериной, танцевавшей с ним. Это стало причиной настороженного отношения к ней – не последует ли она примеру партнера? На гастроли ее выпускали крайне редко, только в социалистические страны и даже там запирали в гостиничном номере. Такие строгие меры были излишними – хоть Осипенко и не осуждала Нуриева, сама она эмигрировать не собиралась… Такая нездоровая атмосфера вокруг балерины, а также тот факт, что после успеха в «Каменном цветке» на нее смотрели как на «актрису одного амплуа», стали причиной ухода Осипенко из театра. В заявлении об увольнении она указала в качестве причины «творческую и моральную неудовлетворенность».

Вместе с нею театр покинул Джон Марковский – супруг и партнер. Их дуэт называли «дуэтом века», в танце с ним балерина ощущала полное единение. Для супругов, ставших солистами труппы , балетмейстер ставил хореографические миниатюры, которые не всегда находили понимание у современников и даже вызывали недовольство властей. Так, в миниатюре «Минотавр и нимфа» усмотрели непристойность, и знаменитой балерине пришлось лично посетить Ленинградский исполком, чтобы ее исполнение было разрешено.

Осипенко пришлось покинуть труппу в 1973 г. – балетмейстер не захотел ждать, когда она восстановится после травмы. Вместе с Марковским она выступает в сборных концертах и даже сельских клубах, а в 1977-1982 гг. – в составе труппы «Новый балет». Одной из лучших ее партий в этой труппе стала роль Настасьи Филипповны в балете «Идиот», поставленном на музыку .

С конца 1980-х гг. Осипенко ведет преподавательскую деятельность в различных труппах – американских, французских, итальянских, российских.

Алла Осипенко возглавляет Международный фонд «Терпсихора».

Музыкальные Сезоны

Все права защищены. Копирование запрещено.

Одна из последних учениц самой Агриппины Вагановой, Алла Осипенко — утонченная, аристократичная и неординарная актриса, выступала на лучших сценах мира. Ее жизнь полна драматических событий и поворотов, но несмотря на все испытания она смогла сохранить внутреннюю свободу и любовь к искусству, которым занимается всю жизнь.

Семья, к которой принадлежит Алла Осипенко , имеет богатые культурные традиции. Ее предками были художник Владимир Боровиковский и поэт Александр Боровиковский, дед - один из первых фотографов Санкт-Петербурга Александр Александрович Боровиковский, а дядя - пианист Владимир Софроницкий.

За день до начала войны Алла стала ученицей Ленинградского хореографического училища. Все училище переехало в Пермь. Именно там, занимаясь в холодном помещении бывшей церкви в варежках и верхней одежде, она почувствовала, что « ». После окончания училища Алла начала работать в театре оперы и балета имени Кирова.

Настоящий успех пришел к ней в 1957 году после исполнения роли Хозяйки Медной горы в балете Ю. Григоровича "Каменный цветок". Помимо того, что эта роль и так отличалась своеобразной хореографией, для большего сходства с ящеркой Алла отказалась от привычной пачки и выступала в трико. Однако успех имел и обратную сторону: актрисе давали роли только одного плана, и изменить ситуацию было непросто. А после бегства на Запад , который был партнером балерины по нескольким спектаклям, в том числе и на тех злополучных гастролях в Париже, Осипенко долгие годы не разрешали участвовать в зарубежных гастролях театра.


Балерина танцевала ведущие партии во всех спектаклях, который тогда составляли репертуар Кировского театра. Однако в 1971 году Алла Осипенко уходит из труппы из-за конфликтов с руководством и удушающей атмосферы внутри . Вместе с ней ушел и ее партнер, молодой талантливый артист Джон Марковский. Несколько лет они вместе проработали в театре Л. Якобсона "Хореографические миниатюры".

Очень многие спектакли режиссера-новатора приходилось пробивать у самого высокого начальства, доказывая далеким от искусства чиновникам, что в них нет ни антисоветчины, ни порнографии. Из-за травмы ей пришлось покинуть театр. В этот период актриса снималась в кино у А. Сокурова и И. Масленникова. В 1977 году вернулась на сцену. Специально для нее поставил спектакль "Идиот" по роману Достоевского на музыку Чайковского.

После окончания своей танцевальной карьеры Алла Осипенко проработала педагогом на Западе, а потом вернулась в родной город. Она и сейчас продолжает трудиться и даже участвует в театральных спектаклях.

Знаменитая балерина отмечает юбилей творческой деятельности

«Я не люблю, когда меня называют великой, потому что странно и смешно слышать такое о себе», — призналась Осипенко на встрече с журналистами, но Ульяна Лопаткина возразила: «Вы это заслужили!»
Потому что, когда речь заходит об Алле Осипенко, невозможно избежать высокопарных слов и эпитетов. Потому что сегодня, когда чуть ли не каждый артист — звезда, а легенд почти не осталось, она — действительно легенда ленинградского балета.
Накануне юбилейного праздничного вечера корреспондент «ВП» встретилась с Аллой Евгеньевной.


Ушла из Мариинки, когда меня перевели в миманс
— Наверное, для балерин тяжелая травма — ранний уход из театра. Как это можно пережить и не сломаться?
— Да, вероятно, это очень тяжело и болезненно, но дело в том, что я задержалась в балете и протанцевала до 54 лет. Когда меня пригласили в последний раз, я была в идеальной худобе, и физически для меня это было возможно. Конечно, я уже не танцевала «Лебединое озеро», но на меня ставили те спектакли, в которых я могла танцевать, несмотря на возраст. Мне удалось долго продержаться на сцене.
— Вы сами ушли из Мариинского театра, это был смелый поступок…
— Я ушла из Мариинского, не потерпев того, что в 39 лет, после того как я оттанцевала там двадцать лет и пользовалась успехом, меня вдруг поставили в миманс и я стала выходить в «дамах». Тогда зрители написали в администрацию театра записку: «Это катастрофа ленинградского балета — то, что Осипенко стоит в мимансе». Для меня это было большим оскорблением, и потому я ушла — к Леониду Якобсону, на нищенский оклад в 70 рублей, но я знала, ради чего туда пришла. И он мог кричать на меня, бить меня, заставлять делать все то, что делали его двадцатилетние ученицы, — я не возражала, потому что знала, зачем я здесь, и это было главным.
Жизнь — это борьба!
— Когда-то в журнале были опубликованы отрывки из вашего дневника. Вы ведете его до сих пор?
— Нет, не веду, это был такой период.
— А почему возникла необходимость писать дневник?
— У меня был сын, и я писала для него и ему. Когда сына не стало, то потребность эта ушла.
— Но ведь у вас есть внук Даня…
— Внук не интересуется балетом, у него другие интересы.
— Какие же?
— Ему сейчас двадцать лет, я не очень знаю о том, чем именно он увлекается, потому что Даня закрытый мальчик: трагедия с отцом, которую он пережил, оставила след в его характере. Но он хороший, добрый, красивый и похож на своего отца.
— А не было ли у вас желания написать книгу?
— Сейчас такая мысль у меня появляется, иногда думаю: ну что же я сижу без дела, репетиций стало мало, свободное время есть, может, и правда, написать книгу? Мы ведь можем рассказать нашим ученикам больше, чем они знают и о балете, и о жизни, о том, как надо преодолевать трудности. Например, в пятом классе я выписала для себя мысль Бальзака: «Жизнь — это борьба, в которой надо всегда угрожать». А сейчас я уже смеюсь над этим, хотя то, что жизнь — борьба, я очень хорошо узнала, но вот то, что в ней надо угрожать, я так и не поняла. Своим ученикам я сейчас говорю, что надо быть очень стойкими в борьбе за свое существование.
В балете наступил
какой-то провал
— Как вам кажется, изменились Петербург и петербуржцы?
— Я же из семьи Боровиковских и Софроницких, так что те люди, среди которых я выросла, были совсем другими — иными, чем те, кого я встречаю сейчас. А город становится красивее, чем был после войны, каким я видела его в детстве. Но вот выпал снег, и, к сожалению, опять грязно, а на Западе этого не бывает. Там снег выпадает, а тротуары и дороги остаются чистыми. Нам надо у них поучиться соблюдать порядок и чистоту, как они у нас научились балету.
— А изменились ли зрители?
— Раньше было больше постоянных зрителей — любителей балета, любителей определенных имен, сейчас их стало меньше. Потому что очень много туристов, все они хотят попасть в театр, так что иногда на спектакле присутствует совсем не знающая и не понимающая балета публика. Балет, к сожалению, перестает быть элитарным искусством.
— Алла Евгеньевна, как вы думаете, в каком состоянии находится современный российский балет?
— Меня уже нельзя ниоткуда выгнать, поэтому я могу сказать правду и не кривить душой. Мне кажется, что у нас в стране сейчас не только экономический кризис, но и кризис в балете. Я своим ученицам, закончившим Академию им. Вагановой, говорю: «Как же так, нас в училище выучили лучше, чем вас в академии!» Не знаю, от чего это зависит, от того ли, что талантливые ученики рождаются редко, или от педагогов. Раньше говорили, что наш балет «впереди планеты всей», сейчас эта фраза уже не произносится, в балете наступил какой-то провал. Но может быть, надо подождать, придет время и вспыхнет какая-то новая волна…
Я была толстой и весила 57 килограммов!
— Наверное, как у каждой балерины, у вас есть свой секрет, как поддерживать форму и сохранять стройную фигуру?
— Я думаю, что есть такие балерины, которым ничего не надо для этого делать, они просто родились худенькими. Я-то, к сожалению, не такая, когда я заканчивала школу, то была толстой и весила 57 килограммов, а когда завершала карьеру балерины, то весила 45. Для этого мне нужно было отказаться от еды, я не сижу на диетах, но ограничиваю себя в питании, не ем сладкого, мучного, жирного.
Не могу представить, чтобы педагог позволил себе растолстеть: раз он требует от ученика поддерживать форму, то и сам должен ее держать.

Беседовала Виктория АМИНОВА, фото Натальи ЧАЙКИ

Алла Евгеньевна Осипенко родилась 16 июня 1932 года в Ленинграде.
21 июня 1944 года была зачислена в Ленинградское хореографическое училище. После окончания сразу была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова (сегодня — Мариинский). С 1954 по 1971 год — прима-балерина театра. С 1971 по 1973 год — солистка балетной труппы «Хореографические миниатюры» под руководством Леонида Якобсона. Многие партии в эти годы танцевала со своим партнером в жизни и на сцене Джоном Марковским. С 1973 года работала в Ленконцерте. Выступала в спектаклях Ленинградского Малого театра оперы и балета (сегодня — Михайловский). С 1977 по 1982 год — солистка Ленинградского ансамбля балета под руководством Бориса Эйфмана.
Народная артистка России (с 1960 года). Лауреат Премии им. Анны Павловой Парижской академии танца.
Четырежды состояла в браке. Сын — Иван Воропаев (1963 — 1997) — трагически погиб. Внук Даниил родился в 1990 году.

4 декабря на сцене Театра оперы и балета Санкт-Петербургской государственной консерватории пройдет вечер балета «Корифеи русской сцены».
Как рассказал журналистам продюсер проекта Григорий Танхилевский, выступление посвящено 60-летию сценической деятельности легендарной балерины. Известные танцовщики представят номера, которые когда-то исполняла известная артистка. Будут показаны давно не исполнявшиеся номера, восстановленные специально для этого проекта.
«Увидеть эти номера в сегодняшнем исполнении будет интересно. А те, кто видел меня на сцене, смогут сравнить», — отметила Осипенко.
В отрывках из спектаклей «Лебединое озеро», «Легенда о любви», «Спартак», «Вальпургиева ночь» зрители увидят уникальный звездный состав — Ульяну Лопаткину, Ирму Ниорадзе и Игоря Колба, Валерия Михайловского, Анастасию Колегову и Евгения Иванченко, Елизавету Чепрасову, Константина Зверева и Григория Попова, Олесю Гапиенко и Петра Базарона. Ульяна Лопаткина исполнит номер «Умирающий лебедь». «Нам сегодня не хватает той яркости, которая была свойственна ленинградскому балету. Мы должны учиться на том опыте, а не вспоминать наше наследие иногда, по случаю какой-то даты», — отметила Лопаткина.
Устроители вечера готовят экспозицию любезно предоставленных балериной уникальных фотографий и документов из ее личного архива, на которых запечатлены многие великие деятели искусства. Эти экспонаты никогда ранее не публиковались в открытом доступе.
Проект подготовлен для единственного показа и повторяться не будет.

Балет - это вся моя жизнь.
Алла Осипенко

Алла Евгеньевна родилась 16 июня 1932 года в Ленинграде. Ее родственниками были художник Боровиковский (его работы выставлены в Третьяковской галерее), популярный в свое время поэт Боровиковский, пианист Софроницкий. В семье придерживались старых традиций - принимали гостей, ходили к родственникам на чаепитие, вместе садились ужинать, строго воспитывали детей…

Две бабушки, няня и мама зорко следили за Аллой, оберегали от всех напастей и не пускали ее гулять одну, чтобы девочка не подверглась тлетворному влиянию улицы. Поэтому большую часть времени Алла проводила дома со взрослыми. А ей так хотелось в компанию, к ровесникам! И когда она, возвращаясь из школы, случайно увидела объявление о записи в какой-то кружок, то упросила бабушку ее туда отвести - это был шанс вырваться из четырех стен и попасть в коллектив.

Кружок оказался хореографическим. И через год занятий педагог настоятельно посоветовал показать Аллу специалистам из балетного училища, так как обнаружил у девочки "данные".

21 июня 1941 года стал известен результат просмотра - Аллу приняли в первый класс Ленинградского хореографического училища, где преподавала Ваганова (сейчас это Академия русского балета им. Вагановой).



На следующий день началась война. И Алла вместе с другими детьми и педагогами училища срочно отправилась в эвакуацию сначала в Кострому, а затем под Пермь, куда потом к ней приехали мама и бабушка.
Занятия велись в спартанских условиях. Репетиционным залом служило промерзшее овощехранилище, оборудованное в церкви. Чтобы держаться за металлическую перекладину балетного станка, дети надевали на руку варежку - такой холодной она была. Но именно там, по признанию А.Е. Осипенко, у нее проснулась всепоглощающая любовь к профессии, и она поняла, "что балет - это на всю жизнь". После снятия блокады училище и его воспитанники вернулись в Ленинград.

Хореографическое училище Алла Осипенко закончила в 1950 и тут же была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова.
Все поначалу складывалось удачно, но когда она после генеральной репетиции первого большого спектакля "Спящая красавица" - 20-летняя, вдохновленная - ехала домой на троллейбусе, то в порыве чувств не вышла, а выпрыгнула из него. В результате - тяжелое лечение поврежденной ноги, полтора года без сцены… И только упорство и сила воли помогли ей вновь встать на пуанты. Потом, когда с ногами стало совсем плохо, операцию за границей ей оплатила ее подруга, замечательная балерина, Наталья Макарова.

В Кировском балете в его лучшие годы все отдавались служению профессии и творчеству. Репетировать артисты и балетмейстеры могли даже ночью. А одна из постановок Юрия Григоровича с участием Аллы Осипенко вообще рождалась в ванной коммунальной квартиры одной из балерин.

Своеобразным венцом творчества А. Осипенко является Хозяйка Медной горы в балете "Каменный цветок" на музыку Прокофьева. В Кировском театре его поставил Григорович в 1957, и после премьеры Осипенко стала знаменитой. Эта роль совершила своеобразную революцию в балете Советского Союза: Мало того, что партия хранительницы подземных сокровищ - сама по себе необычная, так еще, чтобы усилить достоверность образа и сходство с ящерицей, балерина впервые вышла не в привычной пачке, а в обтягивающем трико.

Но через некоторое время небывалый успех в "Каменном цветке" обернулся против балерины - ее стали считать актрисой определенного амплуа. Вдобавок после побега Нуреева на Запад в 1961 Алла Евгеньевна долго была невыездной - на гастроли ее выпускали лишь в некоторые соцстраны, на Ближний Восток и по родным советским просторам. Были моменты, когда Аллу Евгеньевну запирали в номере, чтобы она за границей не последовала примеру неблагонадежных товарищей и не осталась в капиталистическом мире. Но "выкинуть фортель" и до введения "драконовских мер" Алла Осипенко не собиралась - она всегда любила родину, тосковала по Петербургу и не могла оставить родных. При этом Осипенко считала, что бежать Нуреева вынудили, и добрых отношений она с ним не порывала.


Скрывая истинную причину недоступности удивительной балерины западной публике, "ответственные товарищи" ссылались на то, что она якобы рожает. И когда в Ленинграде ее разыскивали дотошные иностранные коллеги - мастера мирового балета, то первым делом выясняли, сколько у нее детей, так как в их прессе сообщалось об очередных родах балерины Осипенко.
Репертуар Аллы Евгеньевны большой и разнообразный: "Щелкунчик", "Спящая красавица" и "Лебединое озеро" Чайковского, "Бахчисарайский фонтан" Асафьева, "Раймонда" Глазунова, "Жизель" Адана, "Дон Кихот", "Баядерка" Минкуса, "Золушка", "Ромео и Джульетта" Прокофьева, "Спартак" Хачатуряна, "Отелло" Мачавариани, "Легенда о любви" Меликова… В Малом театре оперы и балета она исполнила Клеопатру в спектакле "Антоний и Клеопатра" по трагедии Шекспира…

После 21 года работы в Кировском театре Осипенко вынуждена была его покинуть. Уход ее был сложным - все слилось воедино: творческие причины, конфликт с руководством, унизительная атмосфера вокруг… В заявлении она написала: "Прошу уволить меня из театра по творческой и моральной неудовлетворенности".

Алла Евгеньевна была замужем несколько раз. И ни про кого из бывших мужей не сказала плохого слова. Отцом ее единственного и трагически погибшего сына стал актер Воропаев (многие помнят его - спортивного и статного в фильме "Вертикаль")

Супругом и верным партнером Аллы Евгеньевны был танцовщик Джон Марковский. Красивый, высокий, атлетически сложенный и необычайно одаренный, он невольно привлекал внимание женщин, и многие, если не все балерины, мечтали с ним танцевать. Но, несмотря на заметную разницу в возрасте, Марковский предпочел Осипенко. А когда она ушла из Кировского театра, ушел вместе с ней. Их дуэт, просуществовавший 15 лет, называли "дуэтом века".

Марковский говорил про Осипенко, что у нее идеальные пропорции тела и поэтому танцевать с ней легко и удобно. А Алла Евгеньевна признавалась, что именно Джон был самым лучшим ее партнером, и ни с кем другим ей не удавалось достичь в танце такого полного телесного слияния и духовного единения.
После увольнения из Кировского театра Осипенко и Марковский стали солистами труппы "Хореографические миниатюры" под руководством Якобсона, который специально для них ставил номера и балеты. Как известно, необычное и новое во все времена понимается не сразу и прорывается с трудом. Якобсона травили, не желая воспринимать его необыкновенно выразительный хореографический язык и неистощимую творческую фантазию. И хотя его балеты "Шурале" и "Спартак" шли на сцене, но и их заставляли перекраивать. С другими его произведениями было еще хуже - чиновники разных инстанций постоянно выискивали в танцах признаки антисоветчины и безнравственности и не допускали к показу.

Когда совершенно не разбирающаяся в искусстве партийно-комсомольская комиссия углядела в танцевальном номере "Минотавр и нимфа", поставленном Якобсоном, "эротику и порнографию" и исполнение балета было категорически запрещено, то от отчаяния и безысходности Алла Евгеньевна вместе с хореографом кинулась к председателю Ленинградского горисполкома Сизову.
"Я балерина Осипенко, помогите!" - выдохнула она. "Что вам нужно - квартиру или машину?", - спросил большой начальник. "Нет, только "Минотавра и нимфу"… И уже когда она, радостная, с подписанным разрешением, уходила, Сизов окликнул ее: "Осипенко, а может, все-таки квартиру или машину?" "Нет, только "Минотавра и нимфу", - вновь ответила она.



Якобсон - талантливый новатор - обладал ершистым, резким и жестким характером. Он мог воплотить в хореографии любую музыку, а придумывая движения, создавая пластические формы и выстраивая позы, требовал от артистов полной отдачи и порой даже нечеловеческих усилий в процессе репетиций. Но Алла Евгеньевна, по ее словам, была готова на все, лишь бы этот гениальный художник творил с ней и для нее.Так родились "Жар-птица" (Стравинский, 1971), "Лебедь" (К. Сен-Санс, 1972), "Экзерсис-ХХ" (Бах), "Блестящий дивертисмент" (Глинка)… И Алла Евгеньевна начала видеть в балете иные горизонты и возможности.
В 1973 Осипенко вновь получила тяжелую травму и некоторое время не могла репетировать. Ждать балетмейстер не захотел, сказав, что калеки ему не нужны. И вновь Осипенко ушла, а за ней и Марковский. Они участвовали в сборных концертах Ленконцерта, а когда работы для них было совсем мало, ездили выступать по отдаленным сельским клубам, где порой было так холодно, что впору было танцевать в валенках. В 1977 началось сотрудничество с талантливым хореографом - Эйфманом, в труппе которого под названием "Новый балет" они стали ведущими артистами.

Эйфман сделал для Осипенко спектакль по "Идиоту" Достоевского, положив действие на музыку Шестой симфонии Чайковского. Настасья Филипповна Аллы Осипенко - "это женщина страстной любви, которой все возрасты покорны ". Актриса отказалась от пышных шляп и платьев, выбрав для роли трико, так как была уверена, что это "образ на все времена и на все возрасты, не нуждающийся в каком-либо обрамлении". Впрочем, по ее признанию, в спектакле она играла себя.

Были еще и другие партии. Но опять неожиданное и свежее наталкивалось на бюрократические препоны. Так, миниатюра "Двухголосие" на музыку группы "Pink Floyd", снятая на пленку, была уничтожена.
Алла Евгеньевна считает, что хореография и сценические страдания должны иметь сюжет, но при этом, повторяя слова Ю. Григоровича, добавляет, что не нужно "рвать страсти и грызть кулисы", а следует и в танце сохранять свое достоинство и быть сдержанной. И это у нее получалось. Зрители и коллеги подмечали ее особую манеру исполнения - внешне несколько статичную, а внутренне - страстную. Ее исполнение было глубоко драматичным, а движения необычайно выразительными. Не случайно про нее говорили: "Только увидев, как танцует Осипенко, понимаешь, что техника Плисецкой небезупречна".
С Эйфманом Осипенко проработала до 1982. Среди ее партнеров были Барышников, Нуреев, Нисневич, Долгушин, Чабукиани, Лиепа…


Осипенко никогда не боялась кинокамеры. На кинопленке запечатлены не только балетные партии А. Осипенко, но и ее роли в художественном кино. Дебютной ее ролью стал эпизод в фильме Авербаха "Голос". А чаще всего она снималась в фильмах Сокурова. Первым из них стал фильм "Скорбное бесчувствие", где она играет роль Ариадны и предстает перед зрителями полуобнаженной. Из-за негодования блюстителей морали этот фильм-притча по мотивам пьесы Шоу "Дом, где разбиваются сердца вышел на экраны лишь в 1987, несколько лет пролежав на полке. Сокуров восхищался актрисой, утверждая, что не встречал людей такого масштаба, как Алла Осипенко.



Балерина неизменно тепло и с глубоким чувством благодарности вспоминает о своих педагогах и тех, кто так или иначе помог ей в профессии. Эти люди учили ее преданности профессии, трудолюбию, упорству, интересу к литературе, живописи, архитектуре, музыке и воспитывали личность, умеющую фантазировать, рассуждать и отстаивать собственное мнение. У Осипенко хранится кольцо Анны Павловой, которое ей передали как творческой наследнице великой балерины.

С приходом перестройки жить на грошовую пенсию Алле Евгеньевне - народной артистке РСФСР, лауреату премии им. Анны Павловой Парижской академии танца, диплом о присвоении которой в 1956 году ей вручил Серж Лифарь, а также премии "Золотой софит" с формулировкой "За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга" и обладательнице многих других наград - стало просто невыносимо, ей необходим был заработок. Больше 10 лет она проработала педагогом во Франции, Италии, США, Канаде и других странах.

Сегодня Алла Евгеньевна продолжает активную деятельность - работает педагогом-репетитором и поддерживает преемственность поколений в балете, возглавляет благотворительный фонд, участвует в различных театральных постановках, снимается в кино и для телевидения…
Она всегда элегантна, стройна и неустанно поддерживает форму, хотя и отдала балету и сцене уже больше 60 лет своей жизни. Осипенко говорит, что в настоящей балерине должна быть магия, как была она в Дудинской, Уланова, Плисецкой… В ней эта магия, несомненно, есть.



15 лет существовал ее уникальный дуэт с Джоном Марковским. Осипенко преподавала в Италии и США, сейчас она - педагог-репетитор в Театре Константина Тачкина, так что служению профессии отдано уже более полувека. Как и полагается балерине, Алла Евгеньевна подтянута, стройна, элегантна. Без всяких скидок на возраст.

Деньги не идут к тому, кто не умеет ими распоряжаться

- Вы успешно работали за границей, почему вернулись?

Когда мне предложили работу в Италии, я поехала ненадолго, а пробыла пять лет. Уехала в силу обстоятельств: невозможно было существовать на пенсию в две тысячи рублей, сын женился, и как жить в одной квартире? Но чувствовала там такое одиночество, что все деньги уходили на телефонные переговоры. Я не выучила ни итальянского, ни английского, потому что думала - все, завтра уезжаю, больше не могу. Ну, а то, что педагогом можно заработать - это все сказки. Другое дело, если ты танцуешь и получаешь десять тысяч долларов за спектакль. А мне платили полторы тысячи долларов зарплату, но только квартира стоила семьсот. К тому же в Америке я попала в самый дорогущий штат - Коннектикут, что я могла скопить! Мне вообще с деньгами не очень везет (смеется). Мало того что я не умею ими распоряжаться - они ко мне и не идут.

- Общались ли вы за границей с друзьями - Нуреевым, Барышниковым, Макаровой?

Рудик очень хотел, чтобы я к нему сбежала, когда Марго Фонтейн перестала танцевать. Мы держали связь через его сестру - она была воспитательницей в детском саду, в который ходил мой сын. Но общались тайно, когда она хотела прийти, звонила: Алла, тебе нужны сосиски? Если я отвечала: Нужны, значит, можно прийти. Один раз звонит, я от сосисок отказываюсь, а она настаивает: Я правда купила килограмм. Рудику я тайно доставала ноты для Баядерки, он пригласил меня в Гранд-опера, ну а лично мы встретились во Флоренции через 28 лет после его побега, и я тогда видела замечательный спектакль Шинель. Дуэт Рудика с новой Шинелью до сих пор не могу забыть.

С Мишей Барышниковым в Америке созванивались, как-то он спрашивает: Алла, вам, наверное, скучно? - Скучно. - Ну, я вас познакомлю с Юзом Алешковским. А я прочла его произведения, где был мат на мате, и решила не знакомиться (смеется). Я не из той породы людей. С Мишей тоже увиделись во Флоренции, где он был на гастролях: я пришла к нему в гримерку, и у него был шок.

С Наташей Макаровой мы ведь вместе росли, и когда встречаемся, не понимаем, сколько нам лет, вспоминая всякие байки из прошлого. Единственное, если я начинаю разговор о мужчинах, она вздыхает: Боже, и тебе это не надоело! Но когда она приехала ко мне на 70-летие, подарила нижнее белье красного цвета! И после этого она хочет сказать, что мы очень изменились!

Я не могла бросить человека, с которым прожила 15 лет

- Ваш дуэт с Джоном Марковским называли дуэтом века, впрочем, как и ваш роман:

Я увидела Джона впервые в 1965 году - влетела домой после репетиции, мама смотрит телевизор, вижу, там кто-то танцует, мама говорит: Посмотри, какой хороший мальчик, в этот момент мальчик падает, я говорю: Хороший, особенно в падении. А Джон приехал из Риги в класс усовершенствования. У нас все обратили внимание на хорошего мальчика и гадали, кому он достанется. Как-то я поехала на гастроли в Пермь, должна была танцевать с Викуловым, но почему-то его заменили на Марковского. И вот начался наш непростительный роман, потому что я была старше на 12 лет. Ну а потом мы вместе ушли из Кировского театра, танцевали в Хореографических миниатюрах, у Эйфмана. Джон был одним из тех, кто составлял славу этих коллективов, но ему не дали даже звания Заслуженного. Когда я пришла просить Эйфмана похлопотать о звании для Джона, он ответил, что если тебе нужно, ты и хлопочи. Уйдя на крошечную пенсию, Джон где-то в клубах преподавал, но в принципе остался не у дел, никому не нужным. Хотя мы и расстались, но знали друг о друге, а потом я уехала. Два с половиной года назад Джон объявился, попросил в долг и позвал поехать к ним. Я увидела, что его жена - тяжелейший инвалид, Джон сказал, что они продают квартиру и уезжают на родину жены в Николаев. И опять исчез. А я стала вдруг слышать по телевизору эти ужасные рассказы, как продают квартиры, а людей убивают. Я попросила своих друзей в соответствующих органах поискать Джона. Выяснилось, что он прописан в деревне под Лугой. Я написала письмо: Джон, где ты? - в ответ: Письмо получили, и какая-то закорючка, вместо его подписи. Джона там не оказалось. Тогда обыскали весь Николаев и округу - нигде не прописан. В тревоге уехала с Театром Тачкина на гастроли в Англию, а в день моего возвращения - ну просто мистика - является Джон, настоящий бомж, я его не узнала. Оказывается, жена умерла, он действительно бомж, обморозил ноги. Устроила его в платную больницу, а после - внеся огромные деньги - в Дом ветеранов сцены. Потом половину суммы мне вернули - у Джона все-таки оказались деньги на счету. Я рада, что мне удалось ему помочь, но у Джона психика надорвана, он неадекватен.

Женщины оказываются сильнее мужчин

- Получается, женщины - сильнее мужчин. Вы до сих пор не можете расслабиться, работаете. Как оказались в Театре Тачкина?

Вернувшись из заграницы, какое-то время преподавала в клубе Планета, а потом меня вызывают в бывший Петроградский райком, и некая дама говорит: Это клуб военно-патриотического воспитания, ваша хореография не нужна. - Но дети должны расти культурными. - Вы не можете диктовать свои условия, это раньше вы были знаменитость, а сейчас вы никто, и меня выгнали. Я осталась без работы, давала частные уроки, и как-то Тачкин пригласил на спектакль. Я увидела роскошные декорации, а потом Иру Колесникову, которая увлекла меня своим дарованием.

Насчет того, что не могу расслабиться, так у меня пенсия 2219 рублей, одна квартира 950, да 14-летний внук, который, если придет поужинать, не будет же есть одну картошку. Он от балета далек - увлекается футболом. Мне тоже пришлось увлечься, даже выучила одно имя - Бекхэм, и болею за Зенит.