Почему эту пьесу игру фольклористы. Понятие фольклора, виды и классификация

Почему эту пьесу игру фольклористы. Понятие фольклора, виды и классификация

Ответ оставил: Гость

8.берингия 9.варвохронология 10.зернотерка

Ответ оставил: Гость

Повести Белкина» задуманы как пародия на каноны романтической литературы. Пушкин берет расхожие сюжетные романтические штампы и «переворачивает» их. Конфликт в «Стационарном смотрители» нарочито банален. Военный заезжает на постоянный двор, соблазняет дочку станционного смотрителя и увозит с собой. По всем канонам романтической литературы история должна непременно закончится трагически. Пушкин следует этой трагедии практически до самого конца, нагнетая трагизм. Но в самом конце оказывается, что Дуня счастлива, у нее дети и любящий муж. В «Барышне-крестьянке» взят другой расхожий сюжет – вражда двух семейств. Ситуация нагнетается, но затем также разрешается совершенно не романтическим способом – все оказывается как нельзя лучше. В «Повестях Белкина» романтическому взгляду на действительность противопоставляются реальная жизнь и здравый смысл. Пушкин высмеивает «романтические наклонности» своих героев,противопоставляет им нормальную жизнь, в которой есть радость, приятные житейские мелочи, и «богатое имение», и «связи», что для нормальной, полноценной жизни не так уж мало

Ответ оставил: Гость

Произведение"Снежна королева" - это сказка потому что,в сказках характерным элементом является поэтический вымысел,а главным-фантастичность. Сказка не обязана быть достоверной.Действие в ней может переноситься куда угодно.Сказочник сам создает мир со своими правилами, куда уносит читателя.В основном в сказках изображаются фантастические лица, или реальные явления, которые представлены в фантастическом освящении.Также обязательно присутствует морализирование,пропаганда справедливости, доброты,правды.
Теперь сопоставим произведение "Снежная королева" с признаками,которые мы написали.
Сказка не достоверна(мы не знаем, правда ли был мальчик,которого украла Снежная королева, и теперь у него вместо сердца лед),действие переносится так как хочет автор. Сказочник создал мир со своими правилами(с добрыми персонажами, которые помогали девочке(Герде вроде-бы), и с отрицательными персонажами, которые не располагают к девочке).В данном произведение присутствует фантастическое лицо- снежная королева,ну и реальные ситуации, которые представлены в фантастическом свете(ограбление кареты разбойниками).
Ну и конечно морализирование,когда они побеждают снежную королеву, мораль такова:нужно хорошо, любяще относиться к своим близким и т.п.
Делаем вывод: произведение "Снежная королева"-это сказка.

Ответ оставил: Гость

Метафоры:
заря не пылает пожаром;
она (заря) разливается кротким румянцем;
ночь росла;
лилась темнота.
Эпитеты:
Солнце – не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное – мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый её туман.
Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями.
Олицетворения:
играющие лучи;
весело и величаво поднимается могучее светило;
вихри-круговороты гуляют по дорогам через пашню;
меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость;
ночь приближалась.


Барин . Купчинушка, нет ли коня продать?

Откупщик . Есть, есть.

Приводят Коня . Барин водит Коня по избе, смотрит, как он бегает, смотрит в зубы, тычет под бока, заставляет прыгать через палку и надумывает купить.

Барин . Сколько за коня хошь?

Откупщик .

Сто рублей деньгами, Сорок сорокушек Соленых……… Сорок анбаров Мороженых тараканов, Аршин масла, Кислого молока три пасма, Михалка Тамицына нос, Нашей Кожарихи хвост.

Барин .

Сто рублей найду у себя в кармане, А сорок сорокушек Соленых……… Сорок анбаров Сухих тараканов Взыщете ли, миряне?

Все . Взыщем, взыщем.

Барин отдает деньги и берет Коня.

Вся компания уходит на другую вечеринку, которых в вечер обходят три или четыре.

Вопросы и задания

1. Почему эту пьесу-игру фольклористы назвали сатирической драмой?

2. Опишите главных героев представления, их внешность, характеры.

3. Попробуйте включиться в игру: выступите в роли «фофанцев» и придумайте шуточные обвинения против одного из участников игры. Им может быть любой ученик вашего класса: ведь суть игры в том, чтобы в нее включались знакомые участники со знакомыми всем проблемами.

1. Решите, чего в этой пьесе больше – сценического представления или игры.

Детский фольклор

Вы с раннего возраста знакомитесь с произведениями детского фольклора. Это считалки, дразнилки, небылицы, страшилки, семейные рассказы и многое другое.

Детский фольклор – произведения устного народного творчества, созданные детьми и для детей.

Из детских семейных рассказов

Происхождение фамилии

У нас в семье хранятся старые документы. Среди них есть документ, из которого нам известно, что в начале девятнадцатого века мои предки жили в Смоленской губернии в деревне, которая называлась Ракиты, и были крестьянами. Деревня называлась так потому, что она находилась в месте, где было много небольших речек и прудов, по берегам которых росло очень много красивых деревьев, которые назывались ракитами. У этих деревьев ветки склоняются до самой воды, образуя густую зеленую стену. Все жители деревни имели одну и ту же фамилию – Ракитины – по названию деревни. Поэтому по фамилии они друг друга не называли, а называли только по именам. Лентяев называли только по имени – Прошка, Афонька и т. д., а трудолюбивых людей и стариков называли уважительно по имени и отчеству. И все всегда знали, о ком идет разговор.

Детские проделки

Раньше пуговиц почти не было, а те, которые продавались, были очень дорогие. Бабушка брала пятаки, обшивала их тканью, и пришивала вместо пуговиц. А мама со своей сестрой отрывали эти «пуговицы», доставали пятачки и ходили на них в кино.

Вопросы и задания

1. Почему мама рассказала дочери о таком способе добывать деньги на билеты в кино?

2. Припомните забавные случаи, связанные с бабушками и дедушками в вашей семье.

Рано утром, вечерком, В полдень, на рассвете Баба ехала верхом в расписной карете.

Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в том числе народные театры).

Термин Фольклор впервые был введен в научный обиход в году английским ученым Вильямом Томсом .

В буквальном переводе Folk-lore означает: народная мудрость, народное знание. Этим термином сначала обозначали только сам предмет науки, но иногда стали им называть и научную дисциплину, этот материал изучающую; однако затем последнюю стали называть фольклористикой. Помимо термина «фольклор» в научном обиходе разных стран встречаются и другие термины: немецкий - Volkskunde , в более узком значении слова - Volksdichtung ; французский - Traditions populaires . В XIX в. в России господствовал несколько расширительно толковавшийся термин «народная словесность» или «народная поэзия».

Художественное и историческое значение фольклора было глубоко раскрыто А. М. Горьким , высказывания которого имеют руководящее значение в разработке основных проблем фольклористики. В своем докладе на Первом съезде советских писателей Горький говорил:

«Я снова обращаю ваше внимание, товарищи, на тот факт, что наиболее глубокие и яркие, художественно совершенные типы героев созданы фольклором, устным творчеством трудового народа. Совершенство таких образов, как Геркулес , Прометей , Микула Селянинович , Святогор , далее - доктор Фауст , Василиса Премудрая, иронический удачник Иван-дурак и, наконец, - Петрушка , побеждающий доктора, попа, полицейского, чёрта и даже смерть, - все это образы, в создании которых гармонически сочетались рацио и интуицио, мысль и чувство. Такое сочетание возможно лишь при непосредственном участии создателя в работе творчества действительности, в борьбе за обновление жизни » (М. Горький, Советская литература, доклад на I Всесоюзном съезде советских писателей, М., 1935, стр. 12).

Фольклор - поэтическое творчество, вырастающее на основе трудовой деятельности человечества, отразившее в себе опыт тысячелетий. Фольклор, будучи древнее письменной литературы и передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, является ценнейшим источником для познания истории каждого народа , на какой бы ступени общественного развития он ни стоял.

Фольклор поэтический нельзя рассматривать изолированно от других проявлений духовной культуры. Устная народная поэзия тесно связана с областями народного сценического искусства (мимика , жест , драматическое действо - при исполнении не только так называемой «народной драмы» и драматизированных обрядов - свадебных , похоронных , земледельческих , хороводов и игр, но и при сказывании былин, сказок, при исполнении песен), хореографического искусства (народные танцы, пляски, хороводы), музыкального и вокального искусства. Следовательно, фольклористика включает некоторые разделы таких дисциплин, как театроведение , хореография , музыковедение (раздел его, называемый «музыкальной этнографией» или «музыкальным Фольклор»). Вместе с тем фольклор не может быть изучаем без помощи лингвистики , без изучения того диалекта , говора, на котором создаются данные устно-поэтические произведения. Однако фольклористика есть прежде всего часть литературоведения, а фольклор есть часть словесного искусства. Фольклор, как и письменная художественная литература, является словесно образным познанием, отражением общественной действительности. Но создание фольклора народными массами, условия бытования фольклора, характер художественного творчества в докапиталистическую пору , когда сложилась значительная часть дошедшего до нас старого фольклора, определили известные особенности фольклора по сравнению с письменной художественной литературой. Коллективное начало в фольклоре, анонимность большинства фольклорных памятников, значительная роль традиции в фольклоре - все это откладывает свой отпечаток на фольклор и обусловливает известные особенности его изучения.

Фольклор в СССР

Фольклор быстро заполняет любую нишу, оставленную печатными изданиями. В частности, в СССР, ввиду цензуры, особенно отточены были короткие частушки и анекдоты с острым политическим и/или сексуальным содержанием и/или ненормативной лексикой. В настоящее время, анекдоты стали доступны в письменном виде; это могло привести к некоторому снижению их остроты и утрачиванию некоторых элементов фольклорности.

Фольклор в русской революции

Примечания

См. также

источники информации

  • http://www.awd.ru/mat.htm (Русский мат)

Ссылки на научную литературу

  • Берёзкин Ю. Е. Ареальное распределение фольклорно-мифологических мотивов // История и математика: Анализ и моделирование социально-исторических процессов / Ред. Малков С.Ю., Гринин Л.Е. , Коротаев А.В. М.: «КомКнига», 2007. С. 205-232.
  • Борев Ю.Б. История государства советского в преданиях и анекдотах М., «Рипол», 1995 ISBN 5-87907-056-5
  • Жирмунский В. М. Фольклор Запада и Востока. Сравнительно-исторические очерки Издательство: «Едиториал УРСС» 2006, 464 стр. ISBN 5-8360-0136-7 ISBN 5-8360-0536-2
  • Костина А. В. Молодежная культура и фольклор // Электронный журнал «

Барин — это драма, созданная народом и названа сатирической. Основой появления данной драмы стали Святки и святочные ряжения Конем и Быком. Популярность данной игры-пьесы в том, что ее может поставить каждый, вот и мы в классе сыграли героев народного фольклорного творчества, где был и гордый, надменный барин, и хитрый оценщик, и модная Панья. Был у нас и Проситель, который унижался перед Барином и удивительная публика, которая с удивлением следила за всем происходящим. Игра получилась замечательной, сама же драма Барин к нам дошла в немного искаженной антибарской направленности, хотя в других вариантах, наверное, в пьесе чувствовалось и раскрывалась более остро социальная проблемма.

Почему пьесу Барин назвали сатирической драмой?

Скорее всего ее назвали сатирической, потому что здесь герои пьесы, люди-крестьяне, которые исполняли роли, хотели посмеяться над своими односельчанами. Они насмехались над недостатками своих соседей, над теми спорами, а то и ссорами, которые хочешь или не хочешь, но возникали в быту крестьян, а вот игра как раз и помогала мирно решить проблему.