Отношение фамусовского общества к образу жизни. Фамусовское общество

Отношение фамусовского общества к образу жизни. Фамусовское общество

Многочисленные действующие лица комедии, которые представляют столичное дворянское общество, удачно дополнены внесценическими персонажами. Мы не видим их на сцене, но знаем об их существовании по рассказам других героев. К таким внесценическим образам относятся Максим Петрович, а также Татьяна Юрьевна, Кузьма Петрович, княгиня Марья Алексеевна и многие другие. Все они относятся у фамусовскому обществу. Благодаря им Грибоедов раздвигает рамки действия комедии далеко за пределы Москвы, включает в произведение ещё и придворных.

Именно из-за наличия внесценических персонажей произведение становится той пьесой, которая даёт максимально развёрнутую картину жизни России в 20-х годах XIX века. В «Горе от ума» реалистично показана социальная ситуация, которая назрела в ту пору, борьба, развернувшаяся по всей стране между декабристами, революционно настроенными людьми и приверженцами крепостничества, заступниками старого строя.

Рассмотрим вначале консервативное дворянство, так называемых сторонников старины. Эта довольно многочисленная группа и есть фамусовское общество. Как же описывает его Грибоедов?

1. Эти люди, особенно старшее поколение, убеждённые крепостники, сторонники самодержавия, заядлые защитники старого устройства общества. Они дорожат прошлым, давними традициями построения социальных отношений. Им нравятся времена Екатерины II, потому что это эпоха славится особой силой, властью дворян-помещиков. Фамусов с благоговением и почтением придаётся воспоминаниям о дворе царицы. Он проводит параллель, сравнивает нынешний придворный круг и двор Екатерины, приводя для примера личность вельможи Максима Петровича.

Позднее Фамусов высказывается о том, что старички недовольны новыми веяниями в политике, действиями молодого царя, который на их взгляд слишком либерален. Защитники старого уклада жизни противятся всему новому, боятся каких-либо перемен, которые могут разрушить привычный для них мир. Многие старые чиновники покинули свои посты в самом начале царствования Александра I. Они сделали это специально, в знак протеста, так как посчитали, что молодые люди, которыми окружил себя царь, были излишне свободомыслящими. Например, адмирал Шишков, довольно известный государственный деятель, вернулся на службу только в тот момент, когда политика правительства изменила направление на резко реакционное. И таких Шишковых было много, особенно в Москве. Они определяли ход общественной жизни, а потому Фамусов был убеждён, что именно такие люди будут воздействовать на политику и дальше.

2. Старое общество упрямо стоит на защите своих дворянских интересов. В фамусовском кругу человека оценивают, исходя из его происхождения и материального положения, а на личные качества не обращают никакого внимания. Например, княгиня Тугоуховская перестаёт интересоваться Чацким, как только становится ясно, что он далеко не камер-юнкер, да и вовсе не богат. Хлестова в споре с Фамусовым, доказывая свою правоту о наличии того или иного количества крепостных у Чацкого, утверждает, что она знает все имения наперечёт, так как это и есть самое важное.

3. Такие дворяне, как Фамусов, не видят в крепостных людей, жестоко обращаются с ними. Чацкий делится воспоминанием о том, что один помещик променял своих слуг на трёх собак, а ведь они много раз спасали ему не только честь, но и жизнь. Хлестова ставит на одну линию свою служанку и собачку: приезжая к Фамусову она велит накормить обоих, прислав от ужина остатки. Сам Фамусов постоянно кричит на слуг, угрожает швейцару отправить его на работу в деревню.

4. Главная жизненная цель для людей фамусовского общества – это карьера, богатство, почести. Образцами для всеобщего подражания они считают вельможу Максима Петровича и камергера двора Кузьму Петровича, которые служили некогда при Екатерине. Фамусов обхаживает Скалозуба, так как хочет отдать за него свою дочь. Желание это продиктовано только тем, что Скалозуб богат и сделал успешную карьеру. Службу в обществе старички рассматривают в качестве источника прибыли, дохода, материального обогащения, средства для получения чинов. Никто не занимается делами, как нужно, по-настоящему. Например, Фамусов на службе лишь подписывает бумаги, переданные ему секретарём Молчалиным. А вот использовать своё служебное положение каждый рад. Фамусов постоянно пристраивает у себя на работу различных родственников. Кумовство, протекция являются здесь самым обычным и распространённым делом. Фамусовым нет дела до интересов государства, их волнует только личная польза и выгода. И это касается не только гражданской службы, но и среды военных. Любой может стать успешным военным, если его поддерживают, продвигают, благоприятствуют.

5. В образе Молчалина автор хотел показать основные черты мира чиновников, характерные для того времени. Это низкопоклонство, карьеризм, бессловесность, умение угодить начальству. Молчалин был разночинцем или мелким дворянином. Он начинал службу в Твери, но затем перевёлся в Москву, чему поспособствовал Фамусов. В Москве Молчалин быстро поднимается по служебной лестнице. Он прекрасно понимает, что нужно предпринять, если хочешь сделать карьеру. Прошло только три года, а Молчалин успел стать нужным Фамусову, получить несколько благодарностей и войти в дом своего благодетеля. Чацкий предсказывает ему блестящую карьеру, так как хорошо знаком с таким типом чиновников. Именно такие секретари в то время могли стать знатными людьми, добиться высоких постов. Молчалин обладает всеми необходимыми данными. Это умение выслужиться, войти в доверие к влиятельным людям, неразборчивость в средствах при достижении цели, аккуратность, отсутствие нравственных принципов.

6. Костное, консервативное общество крепостников очень боится всего прогрессивного. Любые новшества эти люди воспринимают в штыки, поскольку это может угрожать их положению, господству. Фамусов, его гости на удивление единодушны в осуждении идей Чацкого. Они вмиг сплотились в борьбе против взглядов, которые считают вольнодумием. Источником всех вольностей они считают просвещение, а потому и выступают против учебных заведений, наук. Фамусовское общество предлагает радикальный метод борьбы с подобным злом. Хлёстова, княгиня Тугоуховская также настроены отрицательно в отношении школ, пансионов, лицеев.

7. Представители старорежимного общества чужды своему народу, так как получили в своё время определённое воспитание. Чацкий возмущён этой системой, при которой воспитание дворянских детей поручают иностранцам. В результате молодые дворяне вырастали оторванными от всего национального, русского, их речь становилась с примесью чужого языка. Им с детских лет прививалась мнимая необходимость подражать немцам или французам.

Вот таким предстаёт перед нами фамусовское общество, обрисованное Грибоедовым с особой тщательностью. Автор комедии отобразил характерные, типичные черты дворян-крепостников той эпохи. Дворянство объято страхом перед освободительным движением, поэтому выступает против Чацкого, который является олицетворением передовых людей. Грибоедов показывает это общество через индивидуализированные образы, каждый из которых – живое лицо со своими чертами, характером, особенной речью.

Комедия «Горе от ума» была написана Грибоедовым в 1824 го­ду. Она дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, ко­торая с особой силой развернулась в это время не только в Москве, но и по всей России между двумя лагерями: передо­выми, декабристски настроенными людьми «века нынешнего» и крепостниками, представителями «века минувшего».

Все образы комедии глубоко реалистичны. Фамусов, Ска­лозуб, Молчалин, Хлестова, плут Загорецкий - все они явля­ются отображением действительности. Это люди глупые и ко­рыстные, боящиеся просвещения и прогресса, мысли их уст­ремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, они составляют единый лагерь реакции, попираю­щей все живое.

Фамусовское общество традиционно. Жизненные устои его таковы, что учиться надо, «на старших глядя», уничтожить вольнодумные мысли, служить с покорностью начальству, а главное - быть богатым. Идеалы этого общества представле­ны в монологах Фамусова:

...вот пример:

Покойник был почтенный камергер,

С ключом, и сыну ключ умел доставить;

Богат и на богатой был женат;

Переженил детей, внучат;

Скончался, все о нем прискорбно поминают.

Кузьма Петрович! Мир ему! -

Что за тузы в Москве живут и умирают!..

Фамусов, старый московский дворянин, заслужил общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остро­умен, весел. Но это лишь внешняя сторона. Автор же раскрыва­ет образ Фамусова всесторонне. Это не только радушный хозя­ин, но и убежденный крепостник, яростный противник просве­щения. «Забрать все книги бы да сжечь», - говорит он.

Чацкий же, представитель «века нынешнего», мечтает «в на­уку впереть ум, алчущий познаний». Его возмущают порядки, заведенные в фамусовском обществе, так как оно расценивает человека по его происхождению и числу крепостных душ. Сам Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью и говорит ей: «Ах! матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара». А далее добавляет: «Вот, например, у нас уж ис­стари ведется, что по отцу и сыну честь; будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых - тот и жених». В отличие от представителей фамусовского общества, Чацкий жаждет «возвышенной любви, перед которой мир целый - прах и суета».

Во взаимоотношениях Чацкого и фамусовского общества раскрываются взгляды «века минувшего» на карьеру, на служ­бу, на то, что больше всего ценится в людях. К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонство. Он хочет убедить Чацкого служить, «на старших глядя», «подставить стул, поднять платок». На это Чацкий возражает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он очень серьезно относится к службе. И если Фамусов отно­сится к ней формально, бюрократически («подписано, так с плеч долой»), то Чацкий говорит: «Когда в делах - я от веселий пря­чусь, когда дурачиться - дурачусь, а смешивать два эти ремес­ла есть тьма искусников, я не из их числа».

О делах Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, «чтоб множество не накоплялось их». Своих слуг он не считает за лю­дей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на катор­гу. Называет их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Филь­ками, Фомками. Таким образом, к службе представители фаму­совского общества относятся как к источнику личных выгод, службе «лицам», а не «делу».

Чацкий же стремится служить отечеству, «делу, а не ли­цам». Он презирает Молчалива, привыкшего «угождать всем людям без изъятья - хозяину, где доведется жить, начальни­ку, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была». Все в Молчалине: и поведение, и слова - подчеркивают малодушие безнравственного карьериста. Чацкий с горечью говорит о таких людях: «Молчалины блаженствуют на свете!» Именно Молчалин лучше всех устраивает свою ясизнь. По-своему он тоже талантлив. Он заслужил расположе­ние Фамусова, любовь Софьи, получал награды. Двумя качест­вами своего характера он дорожит больше всего: «умереннос­тью и аккуратностью». Для Фамусова и его круга свято и непо­грешимо мнение света, страшнее всего то, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Другим ярким представителем фамусовского общества яв­ляется Скалозуб. Именно такого зятя мечтал иметь Фамусов. Ведь Скалозуб - «и золотой мешок, и метит в генералы». Этот персонаж заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. «Хрипун, удавленник, фагот, созвез­дие маневров и мазурки», он такой же враг просвещения и на­уки, как и Фамусов. «Ученостью меня не обморочишь», - го­ворит полковник.

Совершенно очевидно, что сама атмосфера фамусовского об­щества заставляет представителей молодого поколения прояв­лять свои негативные качества. Так, Софья использует свой ос­трый ум для откровенной лжи, невольно распространяет слух о сумасшествии Чацкого. Софья вполне соответствует морали «отцов». И хотя она умная девушка, с сильным, независимым характером, горячим сердцем, мечтательной душой, все равно ложное воспитание привило Софье много негативных качеств, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого, не ценит его острый ум, его критичность. Не разобралась она и в Молчалине, который «лю­бит ее по должности». В том, что Софья стала типичной ба­рышней фамусовского окружения, она не виновата. Виновато общество, в котором она родилась и жила, «она загублена, в ду­хоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свеже­го воздуха» (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»).

Очень интересен еще один персонаж комедии. Это Репети-лов. Он совершенно беспринципный человек, «пустомеля», но он единственный считал Чацкого «высоким умом» и, не веря в его сумасшествие, назвал свору фамусовских гостей «химера­ми» и «дичью». Таким образом, он хоть на одну ступеньку ока­зался выше их всех.

«Так! отрезвился я сполна», - говорит Чацкий в конце ко­медии. Что же это - поражение или прозрение? Да, финал ко­медии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». И я полно­стью соглашусь с Гончаровым, считающим, что роль всех Чац­ких «страдательная», но в то же время всегда «победительная». Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он бо­рется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе «А судьи кто?..» он обличает подлый и пошлый фамусовский мир, в кото­ром русский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики даже меняли крепостных на собак:

Тот Нестор негодяев знатных,

Толпою окруженный слуг;

Усердствуя, они в часы вина и драки

И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг

На них он выменил борзые три собаки!!!

Чацкий защищает настоящие человеческие качества: гу­манность и честность, ум и культуру. Он защищает русский народ, свою Россию от всего косного и отсталого. Чацкий хочет видеть Россию грамотной, просвещенной. Он защищает свою точку зрения в спорах, разговорах со всеми действующими ли­цами комедии «Горе от ума», направляя на это весь свой ум и решительность. Поэтому окружение мстит Чацкому за прав­ду, за попытку нарушить привычный уклад жизни. «Век ми­нувший», то есть фамусовское общество, боится таких людей, как Чацкий, потому что они посягают на тот строй жизни, ко­торый является основой их благополучия. Прошедший век, ко­торым так восхищается Фамусов, Чацкий называет веком «по­корности и страха».

Сильно фамусовское общество, тверды его принципы, но единомышленники есть и у Чацкого. Это двоюродный брат Ска­лозуба («Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать»), племянник княжны Тугоуховской. Сам Чацкий постоянно говорит «мы», «один из нас», выступая, та­ким образом, не только от своего лица. Так А. С. Грибоедов хо­тел намекнуть читателю, что время «века минувшего» прохо­дит, ему на смену приходит «век нынешний», сильный, умный, образованный.

Фамусовское общество . В них есть черты, свойственные многим другим людям, а иные - всему роду человеческому А. С. Грибоедов

В 1824 году Грибоедов создал бессмертную комедию «Горе от ума», которая является отражением острой политической борьбы, происходившей в 20-е годы XIX века между реак- ционерами-крепостниками и пока еще малочисленным, но уже появившимся прогрессивным дворянством, из среды ко­торого впоследствии вышли герои Сенатской площади -- де­кабристы.

Реакционеры стремились во всем сохранить самодержав­но-крепостнический строй и закоснелый барский быт, видя в этом основу своего благополучия. Прогрессивные же дворяне боро­лись с «веком минувшим» и противопоставляли ему «век ны­нешний». Столкновение «века минувшего» и «века нынешнего» составляет главную тему комедии.

«Век нынешний», по мнению Грибоедова, явился порождени­ем революционных настроений в дворянских кругах. Из про­грессивных дворян вышли декабристы, первыми попытавшиеся осуществить свои революционные идеи.

Московское барство разнообразно по составу: тут графы и князья, высшие и средние чиновники, военные, помещики, пустые болтуны типа Репетилова, «лгунишки, картежники и во­ры», подобные Загоредкому, сплетники и пустые «прожигатели.ки:ши». Перед нами толпа праздных, пустых, бездушных и по­шлых людей:

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простаков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором.

Эти люди - жестокие крепостники, беспощадные истязате­ли. Сановник Фамусов за малейшую провинность грозит страш­ными карами своим слугам. «В работу вас, на поселенье вас!» - кричит он. Московский барин готов упечь неугодных ему крепост­ных на военное поселение. Чацкий с возмущением говорит о по­мещике, который:

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов отторженных детей

Заставил всю Москву дивиться их красе,

Но должников не согласил к отсрочке:

Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке!!!

Помещики не считают своих крепостных людьми. Старуха Хлестова, например, свою служанку ставит наравне с собакой:

От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку.

Крепостническая идеология определяет все взаимоотношения представителей фамусовской Москвы, даже жениха они ищут по количеству крепостных:

Будь плохонький, да если наберется

Душ тысячки две родовых,

Тот и жених.

Крепостное право было для фамусовского общества нормаль­ным явлением, вполне соответствовало интересам дворянства, являлось источником богатства и наживы. Представители московского барства думают только о чинах, богатстве и высо­ких связях. К службе они относятся формально, бюрократиче­ски, как к источнику обогащения и продвижения. «Мне только бы досталось в генералы», - говорит полковник Скалозуб, арак­чеевский служака, человек ограниченный и грубый. Цель его службы в армии сводится к получению чинов, орденов и медалей любыми способами:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы.

И Фамусов не скрывает своего отношения к службе:

А у меня что дело, что не дело.

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

Как барин, на всякий труд он смотрит пренебрежительно, на службу он принимает только родных.

При мне служащие чужие очень редки;

Все больше сестрины, свояченицы детки;

Как станешь представлять к крестишку ли,

к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!

Фамусов служит не делу, а лицам, так как служба для лю­дей его круга - источник чинов, наград и доходов. Верный же путь к достижению этих благ - низкопоклонство перед выше­стоящим.

Недаром идеалом Фамусова является Максим Петрович, ко­торый, выслуживаясь, «сгибался вперегиб», «отважно жертво­вал затылком», зато был обласкан при дворе, «пред всеми знал почет». У Молчалина нет даже собственного мнения:

В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь.

Однако он всюду поспевает:

Там Моську вовремя погладит;

Тут впору карточку вотрет.

И ему обеспечена карьера:

… дойдет до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных.

И эти люди управляли государством. Чацкий с возмущением говорит о них:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Особую ненависть у людей фамусовского круга вызывают про­свещение, наука, движение к прогрессу. Фамусов дает дочери воспитание, при котором заранее исключается возможность ис­тинного просвещения:

Чтоб наших дочерей учить всему -

И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Сам Фамусов не отличается образованностью и в чтении не находит проку. Причины вольнодумства он объясняет так:

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

И его окончательное слово о просвещении и образовании и России - «забрать все книги бы, да сжечь». Следовательно, п просвещении московский барин Фамусов видит опасность, угрожающую всему государственному строю России того пе­риода.

Полковник Скалозуб, олицетворение солдафонской тупости и невежества, который «слова умного не выговорил сроду», как и Фамусов, враг просвещения и всего передового. Гостей Фаму­сова он спешит обрадовать тем, что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий. «Там будут лишь учить по-нашему: раз, два. А книги сохранят так, для больших оказий». Эта ненависть ко всему передовому вполне понятна, дворянское общество боялось потерять свои привилегии.

Фамусовское общество чуждо национальной культуре, рус­ским обычаям, преклонение перед иностранным стало модой, до­ходит до смешного, Чацкий говорит, что общество все «отдало в обмен»:

И нравы, и язык, и старину святую,

И величавую одежду на другую По шутовскому образцу.

Чацкий отмечает, что среди дворянства «господствует смешенье языков: французского с нижегородским».

Именитые москвичи оказывают радостную встречу любому иностранцу. По словам французика из Бордо, он

Приехал и нашел, что ласкам нет конца,

Ни звука русского, ни русского лица Не встретил.

Основное в этом обществе - «балы, обеды, карты, сплетни». Вчера был бал, а завтра будет два.

Фамусов проводит время в праздности, безделье, пустых раз­влечениях, разговорах, на званых обедах. Знакомая Фамусова Татьяна Юрьевна дает балы от Рождества и до поста и летом праздники на даче. Не обходится это общество и без сплетников, ведь сплетничество - одна из главных его черт. Здесь знают под­ноготную каждого дворянина и скажут, кто богат, кто беден и сколько крепостных душ у Чацкого:

«Четыреста» - «Нет! триста».

И Хлестова обиженно добавляет:

«Уж чужих имений мне не знать!»

Среди московских тузов находит свое место «отъявленный мошенник, плут Антон Антоныч Загорецкий», которого прини­мают лишь потому, что «мастер услужить». Для фамусовского об­щества характерен Репетилов, в котором подчеркнуты пустое фразерство, показное свободомыслие.

Таким образом, в каждом из героев и внесценических персо­нажей автор сумел найти определенный тип представителя мос­ковского барства, а название каждого типа скрыто в фамилии ге­роя, его представляющего.

Итак, представителей фамусовского общества характеризуют отсутствие высоконравственных чувств, преобладание эгоистиче­ских интересов, идеал праздной жизни, взгляд на службу как на средство достижения личных выгод, нравственная неразборчи­вость в людях, угодливость перед «высшими» людьми и деспоти­ческое отношение к «низшим»: крестьянам, слугам, - низкий уровень образованности, увлечение французской культурой, страх перед подлинным просвещением.

Грибоедов очень метко определил идеалы этого общества. Они просты: «и награжденья брать, и весело пожить». Фамусовское об­щество - это лицо всей дворянской России тех лет. Как передо­вой человек своего времени Грибоедов не просто высмеивает это общество, а беспощадно осуждает крепостническую систему и призывает к уничтожению ее - в этом революционное значе­ние комедии. Именно так понимали ее декабристы и все передо­вые люди русского общества.

В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова основным элементом изображения являются нравы московского консервативного дворянства. Именно обличение устаревших, отживших свой век аристократических взглядов на острые социальные вопросы является основной задачей этой пьесы. Все отрицательные черты помещиков-крепостников начала 19 века сосредоточились в многочисленных представителях «века минувшего» в комедии – в фамусовском обществе.

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума»

Главным защитником идей «века минувшего» в пьесе является Павел Афанасьевич Фамусов. Он занимает влиятельный пост, богат и знатен. Именно в его доме происходит действие комедии. Его именем названо в пьесе общество консервативных дворян. В образе этого персонажа отразились черты всей московской аристократии начала 19 века.

В произведении «Горе от ума» фамусовское общество изображено как лагерь людей, ценящих в человеке только высокий чин, деньги и связи. Личные качества в свете не имеют никакого веса. Фамусов строго и категорично заявляет своей дочери: «Кто беден, тот тебе не пара».

Он, «как все московские», желает видеть в зятьях богатого и знатного человека. При этом деньги и чины в помещичьем обществе рассматриваются как высшая ценность человека: «Будь плохонький, ла если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

В образе Фамусова также отразилась привычка дворян проводить жизнь «в пирах и в мотовстве». В календаре Фамусова, который он во втором действии читает со своим слугой, запланированы только званые обеды, поминки и крестины. И к своим делам по службе он относится формально. Фамусов подписывает документы не глядя: «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой, подписано, так с плеч долой».

Осуждению в комедии «Горе от ума» подвергается и привычка московского дворянства устраивать людей на выгодные места службы не по их деловым качествам, а исходя из родственных связей. Фамусов признается: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки».
В лице Фамусова изображается Грибоедовым фамусовское общество в целом. Оно предстает перед читателем как общество людей, испытывающих презрение к незнатным и бедным и преклоняющихся перед чинами и деньгами.

Полковник Скалозуб как идеал дворянина в фамусовском обществе

Самым желанным зятем для себя Фамусов видит полковника Скалозуба, который представлен в комедии как крайне глупый солдафон. Зато он достоин руки Софьи, дочери Фамусова, только потому, что он «и золотой мешок, и метит в генералы». Его звание получено тем же способом, каким добывается любой чин в Москве – с помощью связей: «Чтобы чины добыть, есть многие каналы…»

Скалозуб, как и Фамусов, оказывает протекцию своим родным и знакомым. Например, благодаря стараниям Скалозуба, его двоюродный брат «выгод тьму по службе получил». Но, когда ему следовал высокий чин, он оставил службу и уехал в деревню, где стал вести спокойную и размеренную жизнь. Ни Фамусов, ни Скалозуб отнестись с пониманием к этому поступку не способны, ведь оба они питают страстную любовь к чинам и положению в обществе.

Роль Молчалина в пьесе «Горе от ума»

Среди представителей фамусовского общества должны обязательно присутствовать дворяне не слишком высоких чинов, но стремящиеся к ним, которые будут выражать подобострастное отношение к старшему поколению, стараться выслужиться перед ним. Такова роль Молчалина в пьесе «Горе от ума»

В начале пьесы этот герой предстает перед читателем как молчаливый и скромный возлюбленный Софьи. Но как только девушке не удается сдержать на публике свои чувства к Молчалину, начинает открываться его истинное лицо. Он, как и Фамусов, очень опасается людской молвы: «Злые языки страшнее пистолета». Чувств к Софье он не имеет, а изображает ее любовника, чтобы угодить дочери «такого человека». Молчалина с детства учили «угождать… хозяину, где доведется жить», «начальнику», у которого он будет состоять на службе.

Безмолвен и услужлив Молчалин только потому, что пока не имеет высокого чина. Он вынужден «зависеть от других». Такие люди «блаженствуют на свете», ведь аристократическое общество только и ждет преклонения и услужливости в свой адрес.

Внесценические персонажи комедии

Фамусовское общество в комедии «Горе от ума» довольно многочисленно. Кроме того его границы расширяются и за счет введение в пьесу внесценических персонажей.
Примечательным в этом отношении является образ Максима Петровича, дяди Фамусова, который вызывает восхищение у помещиков-крепостников своим умением «подслужиться». Его желание повеселить императорский двор, выставив себя на посмешище, Фамусов не считает унижением. Для него это проявление смышлености. Зато Максим Петрович был «весь в орденах» и имел «сто человек к услугам».
Также Фамусов вспоминает покойного Кузьму Петровича. Его главная характеристика – «богат и на богатой был женат».

Упоминается в пьесе влиятельная Татьяна Юрьевна. С ней очень выгодно состоять в хороших отношениях, потому что «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные».
Внесценические персонажи помогли Грибоедову дать более яркую и запоминающуюся характеристику фамусовскому обществу.

Выводы

Московское аристократическое общество в комедии «Горе от ума» представлено как общество, страшащееся всего нового, прогрессивного, передового. Любые изменения во взглядах дворянства угрожают их личному благополучию, привычному комфорту. На момент написания пьесы идеалы «века минувшего» были все еще очень крепки. Но в обществе дворян уже назрели противоречия, которые приведут позднее к смене старых взглядов и ценностей новыми.

Краткая характеристика фамусовского общества и описании идеалов его представителей помогут ученикам 9 классов при написании сочинения на тему «Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»»

Тест по произведению

Фамусовское общество в комедии Горе от ума

Идейно-тематическое содержание комедии раскрывается в её образах и в развитии действия.

Большое количество действующих лиц, представляющих московское дворянское общество, дополняется так называемыми внесценическими образами, т. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Фамусовское общество в комедии Горе от ума. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) е. такими персонажами, которые не появляются на сцене, но о которых мы узнаём по рассказам действующих лиц. Так, к фамусовскому обществу относятся такие внесценические персонажи, как Максим Петрович, Кузьма Петрович, «Нестор негодяев знатных», помещик - любитель балета, Татьяна Юрьевна, княгиня Марья Алексеевна и многие другие. Эти образы позволили Грибоедову раздвинуть рамки сатирической картины за пределы Москвы, включить в пьесу и придворные круги. Благодаря этому «Горе от ума» вырастает в произведение, которое даёт широчайшую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, верно воспроизводя ту общественную борьбу, которая с большой силой развернулась в это время во всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми и крепостниками, оплотом старины.

Остановимся прежде на защитниках старины, на консервативной массе дворянства. Эта группа дворян и составляет фамусовское общество. Как характеризует его Грибоедов?

1. Люди фамусовского круга, особенно старшее поколение, являются убеждёнными сторонниками самодержавно-крепостнического строя, заядлыми реакционерами-крепостниками. Им дорого прошлое, век Екатерины II, когда особенно сильна была власть дворян-помещиков. С благоговением вспоминает Фамусов о дворе царицы. Говоря о вельможе Максиме Петровиче, Фамусов противопоставляет двор Екатерины новому придворному кругу:

Тогда не то, что ныне:

При государыне служил Екатерине.

А в те поры все важны! в сорок пуд...

Раскланяйся тупеем не кивнут.

Вельможа в случае тем паче,

Не как другой, и пил и ел иначе.

Тот же Фамусов несколько позднее говорит о недовольстве старичков новыми временами, политикой молодого царя, кажущейся им либеральной.

А наши старички? - Как их возьмёт задор, Засудят об делах, что слово - приговор, - Ведь столбовые все, в ус никого не дуют, И об правительстве иной раз так толкуют, Что если б кто подслушал их... беда! Не то, чтоб новизны вводили, - никогда, Спаси нас боже!.. Нет...

Как раз новизны-то и боятся эти «прямые канцлеры в отставке по уму», враги свободной жизни, которые свои «сужденья черпают из забытых газет времён Очакова и покоренья Крыма». На первых порах царствования Александра I, когда он окружил себя молодыми друзьями, казавшимися этим старичкам свободомыслящими, они в виде протеста ушли со службы. Так поступил известный адмирал Шишков, вернувшийся к государственной деятельности только тогда, когда политика правительства приняла резко реакционное направление. Таких Шишковых особенно много было в Москве. Они и задавали здесь топ жизни; Фамусов убеждён, «что без них не обойдётся дело», они будут определять политику.

2. Фамусовское общество крепко охраняет свои дворянские интересы. Человека здесь ценят только по его происхождению и богатству, а не по личным качествам:

Вот, например, у нас уж исстари ведётся,

Что по отцу и сыну честь; Будь плохонький, да если наберётся

Душ тысячки две родовых,

Тот и жених.

Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством,

Пускай себе разумником слыви,

А в семью не включат, на нас не подиви,

Ведь только здесь ещё и дорожат дворянством.

Это говорит Фамусов. Такого же мнения придерживается и княгиня Тугоуховская. Узнав, что Чацкий не камер-юнкер и не богат, она перестаёт им интересоваться. Споря с Фамусовым о количестве крепостных душ у Чацкого, Хлёстова с обидой заявляет: «Уж чужих имений мне не знать!»

3. Дворяне фамусовского круга не видят в крестьянах людей и жестоко расправляются с ними. Чацкий вспоминает, например, одного помещика, который своих слуг, не раз спасавших ему честь и жизнь, обменял на трёх борзых собак. Хлёстова приезжает на вечер к Фамусову в сопровождении «арапки-девки» и собачки и просит Софью: «Вели их накормить ужо, дружочек мой, от ужина сошли подачку». Рассердившись на своих слуг, Фамусов кричит швейцару Фильке: «В работу вас! на поселенье вас!»

4. Цель в жизни для Фамусова и его гостей - карьера, почести, богатство. Максим Петрович, вельможа екатерининского времени, Кузьма Петрович, камергер двора, - вот образцы для подражания. Фамусов ухаживает за Скалозубом, мечтает выдать за него замуж свою дочь только потому, что тот «и золотой мешок, и метит в генералы». Служба в фамусовском обществе понимается только как источник дохода, средство достижения чинов и почестей. Они не занимаются делами по существу, Фамусов только подписывает бумаги, которые представляет ему его «деловой» секретарь Молчалин. Он сам в этом признаётся:

А у меня, что дело, что не дело.

Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой.

Занимая важный пост «управляющего в казённом месте» (вероятно, начальника архива), Фамусов пристраивает у себя своих родственников:

При мне служащие чужие очень редки:

Всё больше сестрины, свояченицы детки. . .

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!

Протекция, кумовство - обычное явление в мире Фамусовых. Не об интересах государства, а о личной пользе заботятся Фамусовы. Так обстоит дело на гражданской службе, но то же видим мы и среди военных. Полковник Скалозуб, как бы вторя Фамусову, заявляет:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу:

; Мне только бы досталось в генералы.

Он довольно успешно делает свою карьеру, откровенно объясняя это не своими личными качествами, а тем, что обстоятельства ему благоприятствуют:

Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты:

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

5. Карьеризм, низкопоклонство, угодливость начальству, бессловесность - все характерные черты чиновничьего мира того времени особенно полно раскрыты в образе Молчалина.

Начав свою службу в Твери, Молчалин, не то мелкий дворянин, не то разночинец, благодаря покровительству Фамусова был переведён в Москву. В Москве он уверенно продвигается по службе. Молчалин прекрасно понимает, что требуется от чиновника, если он хочет сделать карьеру. Всего три года как он на службе у Фамусова, а уже успел «три награжденья получить», стать нужным человеком для Фамусова, войти в его дом. Поэтому-то Чацкий, которому хорошо знаком тип такого чиновника, и предсказывает Молчалину возможность блестящей служебной карьеры:

А впрочем, он дойдёт до степеней известных, | Ведь нынче любят бессловесных.

Такие ловкие секретари в тот «век покорности и страха», когда служили «лицам, а не делу», выходили в знатные люди, достигали высоких постов по службе. Репетилов рассказывает о секретарях своего тестя:

Секретари его все хамы, все продажны,

Людишки, пишущая тварь,

Все вышли в знать, все нынче важны.

У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чиновником: умение подслужиться к влиятельным лицам, полная неразборчивость в средствах для достижения своей цели, отсутствие всяких нравственных правил и в придачу ко всему этому два «таланта» - «умеренность и аккуратность».

6. Консервативное общество Фамусовых-крепостников, как огня, боится всего нового, прогрессивного, всего того, что может угрожать его господствующему положению. Фамусов и его гости проявляют редкое единодушие в борьбе пригни идей и взглядов Чацкого, который кажется им вольнодумием, проповедником «безумных дел и мнений». А так как источник этой «вольности», революционных идей все они видят в просвещении, ТО общим фронтом они и выступают против наук, учебных заведений, просвещения вообще. Фамусов поучает:

Ученье - вот чума, учёность - вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Он предлагает решительный способ борьбы с этим злом:

Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь.

Фамусову вторит.

Скалозуб:

Я вас обрадую: всеобщая молва,

Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий, -

Там будут лишь учить по-нашему: раз, два,

А книги сохранят так: для больших оказий.

Против рассадников просвещения - «пансионов, школ, лицеев», педагогического института, где «упражняются в расколах и безверьи профессора», выступают и Хлёстова, и княгиня Тугоуховская.

7. Воспитание, которое получают представители фамусовского общества, делает их чуждыми своему народу. Чацкий возмущается системой воспитания, царящей в дворянских домах Москвы. Здесь воспитание детей с самых юных лет поручалось иностранцам, обычно немцам и французам. В результате дворяне отрывались от всего русского, в их речи господствовало «смешенье языков французского с нижегородским», с детства прививалось убеждение, «что нам без немцев нет спасенья», прививался «нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья» всему иностранному. «Французик из Бордо», приехав в Россию, «ни звука русского, ни русского лица не встретил».

Таково то фамусовское общество, которое с таким художественным мастерством выведено Грибоедовым в его комедии и в котором отображены типичные черты всей массы дворян-крепостников того времени. Это дворянство, проникнутое страхом перед нарастающим освободительным движением, сплочённо выступает против передовых людей, представителем которых является Чацкий.)

Это общество выведено в замечательной комедии Грибоедова в ярких индивидуализированных образах. Каждый из них - правдиво нарисованное живое лицо, со своеобразными чертами характера и особенностями речи.

В своей статье «О пьесах» Горький писал: «Действующие лица пьесы создаются исключительно и только их речами, т. е. чисто речевым языком, а не описательным. Это очень важно понять, ибо для того, чтобы фигуры пьесы приобрели на сцене, в изображении её артистов, художественную ценность и социальную убедительность, необходимо, чтоб речь каждой фигуры была строго своеобразна, предельно выразительна... Возьмём для примера героев наших прекрасных комедий: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова, Хлестакова, Городничего, Расплюева и т. д., - каждая из этих фигур создана небольшим количеством слов и каждая из них даёт совершенно точное представление о своём классе, о своей эпохе».

Посмотрим, как зарисованы Грибоедовым отдельные герои его комедии.