Открытое занятие "звук "а", буква "а"". Наглядно-дидактическое пособие по автоматизации звука «Интересные карточки Игра «Придумай предложение»

Открытое занятие
Открытое занятие "звук "а", буква "а"". Наглядно-дидактическое пособие по автоматизации звука «Интересные карточки Игра «Придумай предложение»

Коррекционно-развивающие задачи.

1. Научить ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела» на себе и сидящем напротив человеке.

2. Научить ребенка определять направление звука в пространстве.

3. Научить четко произносить звук [А].

4. Научить выделять звук [А] в ударной позиции в начале и в конце слова.

5. Научить анализу и синтезу звуковых комплексов АУ, УА.

Задание 1. Взрослый учит ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела»: объясняет и показывает, где у него правая и левая рука, правая и левая нога. Затем просит ребенка показать, где у него левое ухо, правый глаз, левая бровь и т. д. После этого предлагает ответить, в какой руке (правой или левой) держит данный ему предмет. Когда малыш научится правильно ориентироваться в «схеме собственного тела», взрослый учит его определять «право - лево» на рядом сидящем с ребенком человеке, а затем - и на сидящем напротив.

Задание 2. Дидактическое упражнение «Откуда раздался звук?» (развитие слухового внимания).

Ребенок закрывает глаза. Взрослый звонит в колокольчик, а ребенок должен рукой указать, откуда слышен звук.

Задание 3. Знакомство со звуком [А].

Взрослый предлагает ребенку прослушать ряд слов.

август, аист, адрес.

Взрослый показывает ребенку перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [А]: когда мы произносим звук [А], то:

Губки в спокойном состоянии;

Ротик открыт широко;

Язычок спокойно лежит во рту;

Горлышко «работает» (рука ребенка для контроля за работой голосовых связок лежит на его горлышке).

Ребенок правильно произносит звук [А] перед зеркалом, а затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса. Взрослый объясняет ребенку, что звук [А] - гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), и показывает малышу красный кружок для обозначения этого звука, а также символ звука [А] - девочка укачивает куклу и поет ей: ААА... (см. цветную вклейку).

Задание 4. Фонетические упражнения. Взрослый просит ребенка:

Показать, как девочка укачивает куклу: аааааааа... (вслед за взрослым на плавном длительном выдохе);

Что просит сказать врач, когда осматривает горло? - А-А-А... (вслед за взрослым, отрывисто);

Самостоятельно произнести столько раз звук [А], сколько раз взрослый хлопнет в ладоши.

Задание 5. Взрослый просит ребенка назвать лишнее слово в ряду, (то, которое не начинается на звук [А]):

апельсин, артист, суп, астроном.

Задание 6. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко и назови первый звук в слове».


Взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок выполняет соответствующие движения и договаривает последнее слово каждой строки, выделяя в нем голосом ударный слог.

Он большой, Руки - полукругом перед собой.

как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны. Поглаживает правой рукой животик.

Так приятен он на вкус,

И зовут его - ... (арбуз)

Задание 7. Отгадать загадки, назвать первый звук в словах-отгадках.

Стою на крыше

Всех труб выше. (Антенна)

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

Задание 8. Взрослый называет ребенку слово, просит определить и обозначить в нем место звука [А] (начало или конец слова), используя красный кружок и карточку.

Август, аист...; рука, лиса, пила.

Задание 9. Дидактическое упражнение «Назови на А» (вспомнить слова из одного смыслового круга, начинающиеся на звук [А]): транспорт: автобус, аэробус, аэроплан...; фрукты: ананас, апельсин, абрикос...; профессии: агроном, астроном, артист...; имена мальчиков и девочек: Аня...; Андрей...

Задание 10. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звук [А].

Задание 11. Выучить чистоговорки:

А-а-а - шире ротик, детвора.

А-а-а - у меня болит нога.

Задание 12. Взрослый читает стихотворение и просит ребенка ответить, какой одинаковый звук часто в нем слышится, а затем назвать все слова из этого стихотворения, начинающиеся на звук [А].


Что везешь, Автомашина?

Все, что есть на букву А:

Вот арбузы, апельсины,

Абрикосы и айва.

При перечислении фруктов ребенок правой рукой последовательно загибает пальчики левой руки.

Г. Сапдир

Задание 13. Упражнение для пальчиков:


Мы делили апельсин;

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для стрижа,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка - кожура.

На каждое слово сжимают пальцы рук в кулачок.

Левой рукой поочередно загибать пальчики правой руки.


Задание 14. Упражнение для развития координации речи с движениями:

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова - правою ногой,

Снова - левою ногой,

После - правою ногой,

После - левою ногой,

Вот тогда придешь домой!

И. Токмакова

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

Задание 15. Знакомство с буквой А.

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква А? (На ракету, крышу дома...)

Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные - сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

Игры с буквой.

Задание 16. Анализ звукокомплексов: крик в лесу: АУ; ребенок плачет: УА.

Взрослый просит ребенка ответить на вопросы:

Какой первый звук ты слышишь?

Какой второй звук ты слышишь?

После этого взрослый предлагает ребенку выложить схему каждого из этих звукокомплексов с помощью красных кружочков.

Выкладывание слов АУ, УА из букв разрезной азбуки, чтение, письмо печатными буквами в тетради (списывание и письмо по памяти с предварительным звуковым анализом).

Конспект логопедического занятия с воспитанниками 6-7 лет по обучению элементам грамоты

Тема: Звук [а], буква «А».

Цель: Закрепить навыки четкого произношения звука [а].

Задачи

Коррекционно-образовательные:

Учить детей правильно артикулировать звук [а].

Познакомить воспитанников с буквой «А».

Учить выделять звук [а] в начале слова.

Коррекционно-развивающие:

Развивать мелкую и речевую моторику.

Развивать навыки звукового анализа.

Развивать слуховое внимание и память.

Развивать плавный длительный выдох.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать усидчивость и интерес к новому.

Воспитывать уважение друг к другу.

Оборудование : картинки на звук [а], ленточка, счетные палочки, тетради для занятий, цветные карандаши, ксерокопии прописи.

Ход занятия

1. Организационный момент

- Ребята, сегодня мы с вами поучимся быть учениками и будем знакомиться с

буквами. А вот с какой буквой мы познакомимся, вы узнаете чуть позже.

2. Знакомство со звуком [а]

У Алины есть маленькая сестренка Аня. У Ани погремушка. В погремушке что-то

зашумело. Аня обрадовалась, машет погремушкой, открыла ротик и громко запела:

Как запела Аня? Повторите. (А-А-А)

3. Артикуляционная гимнастика

Послушайте сказку о Веселом язычке.

- «Язычку понравилась песенка звука [а]. Он хотел её спеть. Открыл широко свой

Спойте все вместе эту песенку.

А теперь я буду тянуть ленточку и петь: «А-А-А»

Смотрите, какую длинную ленточку я вытянула, пока пела песенку.

Для того чтобы получилась длинная ленточка, нужно сделать глубокий вдох и

длительный выдох.

- А теперь вы спойте песенку звука [а] долго.

4. Проговаривание слов со звуком [а]

Ребята, эта песенка слышится во многих словах. Послушайте, как я буду произносить

слова со звуком [а].

Алла, Аня, апельсин, аист, автобус, ананас, арбуз, август

Давайте скажем эти слова все вместе и потянем звук [а] в начале каждого слова.

5. Физкультминутка. Игра «Делай, как я!»

– А! – со мною вместе пойте.

– А! – пошире рот откройте.

– А! – споем мы высоко.

– А! – протянем низко.

– А! – как будто далеко.

– А! – мы слышим близко.

– А! – шепнем.

– А! – крикнем звонко.

– А, – тихонько.

– А! – так громко!

– Все теперь мы будем знать:

Вот как может А звучать!

6. Выделение звука [а] на слух. Игра «Будь внимательным!»

Ребята, я буду называть разные звуки, а вы, если услышите звук [а] – хлопните в ладоши:

о у а м и а з а р д а г у а о ы а

А теперь я буду называть слоги, а вы, слушайте, есть там наш звук или нет, и тоже хлопайте:

ма мо му па по ры ра ру ба бо ва во ву та да са

А теперь послушаем слова:

аист апельсин грибы ананас лимон аквариум автобус снег арбуз

7. Знакомство с буквой «А»

Ребята, посмотрите, какая буква «А». На что она похожа?

(На домик, на шалаш, на крышу)

Давайте выложим букву «А» из палочек.

А теперь напишем ее в тетради. Открывайте ваши тетрадочки и посмотрите на образец. Одну клетку пропускаем, в другой пишем.

8. Раскрашивание картинок на звук [а]

Посмотрите на свои листочки, там нарисованы картинки. Вам нужно раскрасить только те рисунки, которые начинаются на звук [а].

Какие картинки вы раскрасите? (Аист, автобус, аквариум, арбуз, альбом)

9. Подведение итогов занятия

Ребята, какой звук мы сегодня учились говорить? (Звук [а])

С какой буквой вы познакомились? (С буквой «А»)

Звук [а ] , буква А

Цели: закрепить навык четкого произношения звука [а ]; научить определять позиции звука [а ] в слове; познакомить с буквой А; научить образованию относительных прилагательных и согласованию их с существительными; закрепить тему «Фрукты, ягоды»

Ход занятия

1.Организационный момент:

Игра с мячом «Какой? Какая?».

Логопед называет фрукт или ягоду, а дети подбирают определения: яблоко (какое?) (красное, зелёное, хрустящее, мягкое, сладкое, кислое, кисло-сладкое, ароматное и т.д.).

Смородина (какая?) – круглая, чёрная, кисло-сладкая и т.д.

2. Знакомство со звуком:

Звук [а ] – гласный. При произношении рот широко открыт (мы у доктора).

«Поймай звук» - а-у-о-э-а-а-у …. (дети хлопают в ладоши услышав звук [а ].

«Подбери имя»: На доске картинки с изображением девочки и мальчика. дети должны подобрать им имена, начинающиеся на звук [а ] (Алёша, Алёна, Аня, Антон, Андрей, Алина, Ангелина, Артём..).

«Весёлый поезд»

Ребёнок показывает картинку (апельсин, пила, арбуз, репка, мак…), определяет место звука [а ] в слове и помещает картинку в вагончик.

«Найди слово со звуком [а ]»:

Логопед читает стихотворение, а дети называют слова со звуком [а ]:

Аист вёз из магазина

На своей коляске груз:

Ананасы, апельсиы,

Абрикосы и арбуз.

Ю. Раевский

3. Физкультминутка: «Как живёшь?»

Как живёшь? – Вот так!

Вдаль глядишь? – Вот так!

Ждёшь обед? – Вот так!

Машешь вслед? – Вот так!

Утром спишь? – Вот так!

А шалишь? – Вот так!

4. Знакомство с буквой:

Дети рассматривают иллюстрацию с изображением буквы А.

Логопед читает стихотворение::

Вот два столбца наискосок,

Между ними поясок.

С. Маршак

Дети обводят в тетради трафарет буквы. Раскрашивают его красным карандашом. Рисуют в воздухе букву А и печатают в тетради строчки буквы А.

Дидактическая игра «Какой сок?»

Дети рассматривают картинку с изображением фруктов и ягод, образовывают относительные прилагательные, отвечая на вопрос: Какой сок? (апельсиновый сок, малиновый сок, арбузный сок, вишнёвый сок, яблочный сок и т.д.)

Итог занятия

Звук [о ] . Буква О.

Цель: Учить различать на слух и правильно произносить звук о с опорой на артикуляционные признаки; выделять звук в начале, середине и конце слова; проанализировать слоги оп, по ; познакомить с буквой; научить согласованию числительных с существительными.

Ход занятия

Организационный момент:

Игра «Хлопни в ладоши»

Дети должны хлопнуть в ладоши, услышав слово, имеющее отношение к теме «Полезные ископаемые»: камни, бумага, стол, чёрный уголь, золото, дождь, глина, песок, одежда.

Знакомство со звуком

Звук [о ] – гласный. При произношении звука [о ] губы вытянуты вперёд, округлены.

На доску выставляются картинки: овощи, осы, окна, облако, дети определяют общий звук [о ] во всех словах

Игра «Слушай внимательно».

Дети поднимают красный флажок, услышав звук [о ] среди гласных звуков: а - о- у- и –о – и – у – о.

Игра «Звуковой карандаш»

Логопед называет слова со звуком [о ], а дети определяют место звука в словах (начало, середина, конец) и кладут квадратик красного цвета в соответствующую часть карандаша: окна, сом, пальто, окунь, овощи, облако,

Игра «Много – один»

Логопед называет слова, обозначающие много предметов, а дети называют слова, обозначающие один предмет:

Перья – перо, крылья-; яйца - ; гнёзда - ; зёрна - ;вёдра – ;стёкла - ; окна - ; колёса - .

Физминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Буратино потянулся, раз – нагнулся, два – нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Знакомство с буквой

Дети рассматривают иллюстрацию с буквой О, заучивают стихотворение:

В старом дереве дупло,

Ну, совсем как буква О.

Дети в тетрадях раскрашивают букву в красный цвет, печатают букву в тетрадях.

Игра «Сколько камней?»

Логопед показывает цифру, а дети считают камни (до 10).

Итог занятия.

Звук [Э]. Буква Э.

Цели: закрепить навыки различения и правильного произношения звука [э]; развивать фонематический слух; образовывать форму родительного падежа единственного числа имён существительных; согласованию притяжательных местоимений с существительными; формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, их чтения; развивать память, внимание, мышление.

Ход занятия

Организационный момент:

Садятся сначала те дети, у кого имя начинается на гласный звук, затем те, у кого – на согласный звук.

Повторение пройденного

Что такое звук?

Какие гласные мы выучили? Почему их называют гласными?

Какие согласные вы знаете? Почему согласные? Какие твердые, мягкие? Какие звонкие, глухие?

Игра «Живые звуки» (как, кот. кит, мак)

Знакомство со звуком [э]

«Загадки и отгадки»

У детей во рту само быстро тает (Эскимо).

Роет землю он ковшом, сам большой и ковш большой (Экскаватор).

- Что за лесенка такая, нас в метро сама катает?

Вверх и вниз людей везёт – никогда не устаёт. )Эскалатор)

Выставляются картинки: эскимо, экскаватор, эскалатор, этикетка, Элла, этажи, этажерка.

Проговариваются картинки и даётся задание:

Назовите первый звук в этих словах? -[э]

С каким мы сегодня звуком будем знакомиться? (Со звуком [э])

Артикуляция и характеристика звука (губы смеются). Дети проговаривают индивидуально и хором.

Речевая зарядка: дети произносят слоги

Эп-оп-ап уп-эп-оп им-ам-эм-ом эт-ут-эт-от эк-ок-ук-эк эп-эт-эм-эк

Игра «Все слова по местам»

Дети составляют предложения из заданных слов.

(любить, эскимо, очень, Эдик; рыть, яму, большая, экскаватор; на этаж, Эмма, втором, жить)

Физминутка:

По ногам мы хлопаем, ниже, ниже, ниже.

Руки вместе поднимаем, выше, выше, выше.

Дидактическая игра «Чего не стало?»

Дети запоминают картинки. Логопед убирает одну картинку. Дети должны сказать, чего не стало.

Дидактическая игра «Волшебная коробочка»

В коробочке лежат картинки. Ребенок берёт картинку произносит её название, добавляя слово «это»

(Это этажерка. Это моя этажерка)

Знакомство с буквой

Дети отвечают из скольких элементов состоит буква, на что похожа.

Прорисовывают букву в воздухе, закрашивают трафарет красным цветом, печатают в тетрадях.

Синтез и анализ слогов эп, эт, эк, эм.

Итог занятия

Звук [Э].

Цели: уметь выделять звук [э]в начале слова. дифференцировать этот звук

Цель занятия: изучаем букву А, формирование навыка чтения, основ элементарного графического навыка, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха.

  • познакомить дошкольника с буквой А, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву А по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а…)

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Астра Аист Арбуз Автобус

Спросите, на какой звук начинаются слова — названия картинок?

Чтобы сказать А, надо широко открыть рот и «включить» голос. Повтори: ААА.

Мешают ли язык, зубы или губы свободно выходить воздуху изо рта? Обратите внимание, как широко открывается рот когда мы говорим А.

Напиши букву А один раз на листе бумаги без клеточек.

Вспомни и назови слова, которые начинаются с А — животные, предметы или имена.

Если ребенку трудно, предложите более простое задание:
АААЛИК, АААНЯ - что ты слышишь в начале слова?

Задание: печатная буква А для дошкольников

Поставь точки в уголках клеточек простым карандашом или шариковой ручкой; нарисуй — палочки аккуратно по клеточкам.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Стихи про букву А

Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
(С. Маршак)

Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает АЛФАВИТ.
(Е. Тарлапан)

Азбука пусть
Начинается с АИСТА -
Он, как и азбука,
С А начинается!
(В. Заходер)

Всем известно,
Буква А - буква очень славная.
Да к тому же буква А
В алфавите главная.
Обожают этот звук
И Андрей, и Аллочка,
Палка так и палка так,
И в середине палочка.
(Э. Успенский)

Сказка про букву А

Почему А первая?
В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?

Долой самозванку А - кричали гласные буквы.
- Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха).
- Что же это делается, а? - шипели шипящие.
- Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…
- Все правильно,- молча думали согласные буквы,- ведь недаром самые вкусные вещи - арбуз, апельсин, абрикос, ананас - начинаются на А.

Но громче всех кричала буква Я.

Я не понимаю, почему все же первая А, а не Я?!
- А потому,- сказала молчавшая до сих пор А,- что самое первое слово каждого малыша начинается на А.
- Это какое же такое слово? - не унималась Я.
- Агу,- сказала А.
- И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
- Так! - сказал твердый знак.

Пословицы и поговорки на букву А

Азбука - к мудрости ступенька..
Аккуратность человека красит.
Не надобен клад, коли в семье лад.
Не та дружба сильна, что в словах заключена.
Под лежачий камень и вода не течет.
Без букв и грамматики не учатся и математике.
Без труда нет и плода.
Мал да удал.
Сам погибай, а товарища выручай.

Загадки для детей на букву А

Листья клена пожелтели,
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц, Подскажи!
(Август)

Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
(машина, автобус)

День и ночь стоит на крыше
Этот чудо-постовой:
Все увидит, все услышит,
Всем поделится со мной!
(Антенна)

К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
(Арбузы)

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит)

Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы -
Все умелые пловцы.
(Аквариум)

В таком порту бывал мой друг,
Где вовсе нет воды вокруг.
Но в этот порт все время шли
С людьми и грузом корабли.
(Аэропорт)

Стою на крыше -
Всех труб выше.
(Антенна)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов по картинкам увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.
  4. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.

Коррекционно-развивающие задачи.

Научить ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела» на себе и сидящем напротив человеке.

Научить ребенка определять направление звука в пространстве.

Научить четко произносить звук [А].

Научить выделять звук [А] в ударной позиции в начале и в конце слова.

Научить анализу и синтезу звуковых комплексов АУ, УА.

Задание 1. Взрослый учит ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела»: объясняет и показывает, где у него правая и левая рука, правая и левая нога. Затем просит ребенка показать, где у него левое ухо, правый глаз, левая бровь и т. д. После этого предлагает ответить, в какой руке (правой или левой) держит данный ему предмет. Когда малыш научится правильно ориентироваться в «схеме собственного тела», взрослый учит его определять «право — лево» на рядом сидящем с ребенком человеке, а затем — и на сидящем напротив.

Задание 2 . Дидактическое упражнение «Откуда раздался звук?» (развитие слухового внимания).

Ребенок закрывает глаза. Взрослый звонит в колокольчик, а ребенок должен рукой указать, откуда слышен звук.

Задание 3 . Знакомство со звуком [А].

Взрослый предлагает ребенку прослушать ряд слов.

Взрослый показывает ребенку перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [А]: когда мы произносим звук [А], то:

губки в спокойном состоянии;

ротик открыт широко;

язычок спокойно лежит во рту;

горлышко «работает» (рука ребенка для контроля за работой голосовых связок лежит на его горлышке).

Ребенок правильно произносит звук [А] перед зеркалом, а затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса. Взрослый объясняет ребенку, что звук [А] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), и показывает малышу красный кружок для обозначения этого звука, а также символ звука [А] — девочка укачивает куклу и поет ей: ААА...

Задание 4 . Фонетические упражнения. Взрослый просит ребенка:

показать, как девочка укачивает куклу: аааааааа... (вслед за взрослым на плавном длительном выдохе);

что просит сказать врач, когда осматривает горло? — А-А-А...(вслед за взрослым, отрывисто);

самостоятельно произнести столько раз звук [А], сколько раз взрослый хлопнет в ладоши.

Задание 5. Взрослый просит ребенка назвать лишнее слово в ряду, (то, которое не начинается на звук [А]): апельсин, артист, суп, астроном.

Задание 6 . Дидактическое упражнение «Доскажи словечко и назови первый звук в слове».

Взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок выполняет соответствующие движения и договаривает последнее слово каждой строки, выделяя в нем голосом ударный слог.

Он большой, - Руки — полукругом перед собой.

как мяч футбольный,

Если спелый — все довольны. - Поглаживает правой рукой животик.

Так приятен он на вкус,

И зовут его — ... (арбуз)

Задание 7. Отгадать загадки, назвать первый звук в словах-отгадках.

Стою на крыше

Всех труб выше. (Антенна)

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз )

Задание 8 . Взрослый называет ребенку слово, просит определить и обозначить в нем место звука [А] (начало или конец слова), используя красный кружок и карточку.

Август, аист...; рука, лиса, пила.

Задание 9. Дидактическое упражнение «Назови на А» (вспомнить слова из одного смыслового круга, начинающиеся на звук [А]): транспорт: автобус, аэробус, аэроплан...; фрукты: ананас, апельсин, абрикос...; профессии: агроном, астроном, артист...; имена мальчиков и девочек: Аня...; Андрей...

Задание 10 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звук [А].

Задание 11 . Выучить чистоговорки:

А-а-а — шире ротик, детвора.

А-а-а — у меня болит нога.

Задание 12. Взрослый читает стихотворение и просит ребенка ответить, какой одинаковый звук часто в нем слышится, а затем назвать все слова из этого стихотворения, начинающиеся на звук [А].

Что везешь, Автомашина?

Все, что есть на букву А:

Вот арбузы, апельсины,

Абрикосы и айва.

При перечислении фруктов ребенок правой рукой последовательно загибает пальчики левой руки.

Г. Сатир

Задание 13 . Упражнение для пальчиков:

Мы делили апельсин; - На каждое слово сжимают пальцы рук

Много нас, а он один - в кулачок.

Эта долька — для ежа, - Левой рукой поочередно загибать пальчики правой руки.

Эта долька — для стрижа,

Эта долька — для утят,

Эта долька — для котят,

Эта долька — для бобра,

А для волка — кожура.

Задание 14. Упражнение для развития координации речи с движениями:

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова — правою ногой,

Снова — левою ногой,

После — правою ногой,

После — левою ногой,

Вот тогда придешь домой!

И. Токмакова

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

Задание 15. Знакомство с буквой А.

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква А? (На ракету, крышу дома...)

Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».

Игры с буквой .

Задание 16 . Анализ звукокомплексов: крик в лесу: АУ; ребенок плачет: УА.

Взрослый просит ребенка ответить на вопросы:

Какой первый звук ты слышишь? -Какой второй звук ты слышишь?

После этого взрослый предлагает ребенку выложить схему каждого из этих звукокомплексов с помощью красных кружочков.

Выкладывание слов АУ, УА из букв разрезной азбуки, чтение, письмо печатными буквами в тетради (списывание и письмо по памяти с предварительным звуковым анализом).