Особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах. «Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике Нетрадиционные методы обучения в детском саду

Особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах. «Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике Нетрадиционные методы обучения в детском саду

Александра Паламарчук
Нетрадиционные формы обучения дошкольников

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Звездочка» с. Калинка Хабаровского муниципального района

Хабаровского края

Доклад на тему :

«Нетрадиционные формы обучения

дошкольников »

Воспитатель : Паламарчук

Александра Сергеевна

Нетрадиционные формы обучения дошкольников

В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения : занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей.

Они сочетаются с кружковой работой : по ручному труду, по изобразительной деятельности.

Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению : отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности : конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией.

Широко используются различные формы «занятий с увлечением» , насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.

Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие формы , как занятие - беседа и занятие - наблюдение.

Данные формы применяются в старших группах ДОУ. Популярностью пользуются сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапевтические занятия с детьми - это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста.

Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка. Использование дидактических сказкотерапевтических тренингов в формате дошкольного образования позволяет детям легко и быстро усваивать необходимые знания.

В современной дидактике ДОУ выделяются такие нетрадиционные формы :

Игры - соревнования.

(Выстраиваются на основе соревнования между детьми : кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.)

(Предполагает разделение детей на 2 подгруппы и проводится как математическая или литературная викторина) .

Театрализованные игры.

(Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию )

Сюжетно-ролевые игры.

(Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения ) .

Консультации. (Когда ребёнок обучается , консультируясь у другого ребёнка)

Игры по взаимообучению .

(Ребёнок-«консультант» обучает других детей сравнивать, классифицировать, обобщать) .

Аукционы.

(Проводятся как настольная игра «Менеджер» )

Игры-сомнения (поиск истины) .

(Исследовательская деятельность детей типа тает - не тает, летает - не летает)

Игры-путешествия.

Диалоги. (Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной) .

Игры типа «Следствие ведут знатоки» .

(Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией) .

Игры типа «Поле чудес» .

(Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей) .

Игры викторины.

(Проводятся викторины с ответами на вопросы : Что? Где? Когда?

Методы повышения познавательной активности

(проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)

Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) .

Сравнение.

Метод моделирования и конструирования.

Метод вопросов.

Метод повторения.

Решение логических задач.

Экспериментирование и опыты.

Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов)

Игровые и воображаемые ситуации.

Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

Игры-драматизации.

Сюрпризные моменты.

Элементы творчества и новизны.

Юмор и шутка (учебные комиксы) .

Практическое задание на примере одной из нетрадиционных форм : сказка - Русская народная сказка «Рукавичка»

Вывод :

Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы :

Использование занятий в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех учащихся;

Можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль;

-нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи учащихся;

Занятия способствуют развитию умения работать самостоятельно;

в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры)

Ребята с удовольствием ждут таких занятий.

Но занятия в нетрадиционной форме приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов занятий. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти, можно определить, какие занятия целесообразно провести в нетрадиционной форме .

Нетрадиционные занятия чаще имеют место при проверке и обобщении знаний детей. Но некоторые из них (путешествие, интегрированные) использую при изучении нового материала.

Каким бы многоопытным воспитатель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои занятия интересными.

Я считаем, что занятия в нетрадиционной форме помогли мне повысить активность детей на занятии, привлечь их внимание, расширить словарный запас.

Публикации по теме:

Доклад «Формы и методы работы с семьями» Доклад «Формы и методы работы с семьями воспитанников в ДОО» (Слайд 2) Семейное воспитание происходит в процессе жизни – в отношениях близких,.

Роль художественной литературы в развитии у младших дошкольников свободного общения Общеизвестное воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольника.

Нетрадиционные формы организации в экологическом образовании дошкольников Проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское.

Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников ГБОУ Школа №1034 ДО-4 Консультация для воспитателей и родителей «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» Подготовила воспитатель.

Нетрадиционные формы работы с детьми Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Основным структурным.

Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. В ходе конструирования окружающий мир моделируется.

4. Нетрадиционные формы занятий

В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения: занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей. Они сочетаются с кружковой работой: по ручному труду, по изобразительной деятельности. Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

Метод проектов используется сегодня не только в процессе проведения занятий по экологическому воспитанию детей в ДОУ. Его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведения занятий с детьми в ДОУ.

Метод проектов достаточно широко применяется сегодня в работе с воспитанниками разновозрастных групп, групп кратковременного пребывания детей в ДОУ. При этом, как считает Н.А. Короткова и ряд других исследователей, занятия в этом случае, в отличие от традиционного подхода, можно проводить в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, где соблюдается принцип добровольного включения в деятельность. В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности: конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией.

Широко используются различные формы «занятий с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным. Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие формы, как занятие – беседа и занятие – наблюдение. Данные формы применяются в старших группах ДОУ.

Популярностью пользуются сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапевтические занятия с детьми – это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста. Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка.

Использование дидактических сказкотерапевтических тренингов в формате дошкольного образования позволяет детям легко и быстро усваивать необходимые знания.


5. Особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах

Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса. При посещении занятий прежде всего следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено; при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение должны отвечать педагогическим, гигиеническим и эстетическим требованиям.

Длительность занятия должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. Большое значение имеет начало занятия, организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения.

Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чем он говорит. Детям надо предоставлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения (например, как решать задачу, делать игрушку). Объяснение не должно занимать более 3–5 мин.

В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Учебная ситуация используется для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.

В ходе занятия педагог сообщает детям знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.

В процессе общения на занятии происходит не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.

Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог.

В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта. Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания.

Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей.

При организации занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы.

Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым.

Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка. Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают предупредить нарушения осанки. Во всех детских садах города физкультминутки организуются систематически. Обычно это кратковременные перерывы (2–3 мин) для проведения 2–3 физкультурных упражнений на занятиях математикой, родным языком, изодеятельностью. Во второй младшей и средней группах физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения и подбор упражнений определяются характером и содержанием занятия. Так, например, на занятиях по рисованию, лепке физкультминутка включает активное сгибание, разгибание рук, сведение и разведение пальцев, свободное потряхивание кистями рук. На занятиях по развитию речи, математике используются упражнения для мышц спины – потягивания, выпрямления с глубоким дыханием через нос. Во время упражнений дети, как правило, остаются на своих местах. С целью усиления эмоционального воздействия физкультурных минуток воспитатели могут использовать небольшие стихотворные тексты.

В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и по организации.

4-го года жизни – 10 занятий продолжительностью не более 15 минут.

5-го года жизни – 10 занятий продолжительностью не более 20 минут.

6-го года жизни 13 занятий продолжительностью не более 25 минут.

7-го года жизни – 14 занятий продолжительностью не более 30 минут.

Занятия по дополнительному образованию, если таковые предусмотрены планами работы ДОУ, проводятся по согласованию с родительским комитетом. Во второй младшей группе -1 занятий, в средней- 2 занятия, в старшей группе- 2 занятия, в подготовительной к школе группы – 3 занятия в неделю.

В соответствии с примерными режимами дня и временем года занятия в группах рекомендуется проводить с 1 сенятбря по 31 мая. Воспитателю предоставляется право варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения.

В раннем дошкольном возрасте с детьми проводятся игры – занятия. В первой группе раннего возраста с детьми проводят занятия индивидуально. Ввиду того, что на первом году жизни ребенка умения образуются медленно и для их формирования требуются частые упражнения, игры – занятия проводят не только ежедневно, но по нескольку раз в течение дня.

Во второй группе раннего возраста с детьми проводятся 2 занятия. Число детей, участвующих в занятиях зависит не только от их возраста, но и от характера занятия, его содержания.

Все новые виды занятий, пока дети не овладеют первичными умениями и не освоят необходимых правил поведения, проводятся либо индивидуально, либо с подгруппой не более 3 человек.

С подгруппой из 3–6 человек (половина возрастной группы) проводятся занятия по обучению предметной деятельности, конструированию, физкультурные, а также большинство занятий по развитию речи.

С группой из 6–12 человек можно проводить занятия со свободной формой организации, а также музыкальные и те, где ведущая деятельность – зрительное восприятие.

Объединяя детей в подгруппу, следует учитывать, что уровень их развития должен быть примерно одинаковым.

Длительность занятия – 10 мин дл детей от 1 г. 6 мес и 10–12 мин для старших. Однако эти цифры могут меняться в зависимости от содержания учебной деятельности. Занятия новых видов, а также те, которые требуют от детей большей сосредоточенности, могут быть короче.

Форма организации детей на занятия может быть различной: малыши сидят за столом, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате.

Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает.

Важным дидактическим принципом, на основе которого строится методика занятий с детьми 2-го года жизни, является применение наглядности в сочетании со словом.

Обучение детей раннего возраста должно носить наглядно-действенный характер.

В группах детей старшего возраста, когда познавательные интересы получают уже известное развитие, бывает достаточно сообщения о теме или основной цели занятия. Дети старшего возраста привлекаются к организации необходимой обстановки, что также способствует возникновению интереса к занятию. Однако основное значение имеют содержание и характер постановки учебных задач.

Дети постепенно приучаются к определенным правилам поведения на занятиях. О них воспитатель все время напоминает детям и при организации занятия и в начале его.

В конце занятия со старшими детьми формулируется общий итого познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке занятия.

Окончание занятия в младших группах направлено на усиление положительных эмоций, связанных как с содержанием занятия, так и с деятельностью детей. Лишь постепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности отдельных детей. Итоговое суждение и оценку высказывает воспитатель, время от времени привлекая к ней детей.

Основная форма обучения: развивающие занятия с использованием методик, дидактических игр, игровых приёмов.

Основные формы организации детей старших групп на занятиях – фронтальная и подгрупповая.

Наиболее эффективную в раннем и дошкольном детстве форму социализации ребенка. Игра является результатом и показателем всего воспитательно-образовательного процесса. Заключение «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (3-е издание М., 2005 года) является доработанной и обновленной с учетом новейших достижений современной науки и...

Нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека. II. Педагогические условия реализации видов деятельности детей в детском саду 2.1 Методы музыкального обучения в детском саду Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки – ее восприятие...

Нецелесообразности перенесения содержания и методов школьного обучения на эту ступень. Отметим, что совершенствование преемственности в работе детского сада и школы обеспечит условия успешного обучения в первом классе. При этом важно знание воспитателями основных подходов в методике обучения математике в первом классе, ознакомление их с современными учебниками. Сформировать готовность к обучению...

Очередь, благоприятно отражается на иных функциях обучения: как на усвоении знаний, умений и навыков, так и на повышении творческого потенциала учащихся. 1.3 Специфика использование проблемного обучение в детском саду Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого...

Организация: МАДОУ д\с №66

Населенный пункт: Белгородская область, город Белгород

На часах 07:30, а значит – скоро здание детского сада заполнится веселым детским смехом, дружным топотом маленьких ножек и звонкими голосами моих воспитанников. Впереди целый день очень сложной и кропотливой работы.

Я стою в коридоре своей группы и с нетерпением жду своих детей. Да-да, своих детей! Ведь когда работаешь с ними каждый день, знаешь об их переживаниях, наблюдаешь за их привычками и удовлетворяешь их любопытство, они становятся родными.

Каждый день я смотрю в любопытные глазки своих воспитанников и понимаю, что на мне лежит очень важная ответственность – научить их ориентироваться во взрослой жизни, рассказать, как устроен мир, и ответить на тысячи вопросов «Почему?»

«Обучаясь учусь», – сказал древнеримский философ Сенека. Каждый педагог уверен в этой непреложной истине. Прежде чем самому научить чему-то ребенка, нужно быть компетентным в этом вопросе. Мне постоянно приходится расти и совершенствоваться вместе с детьми, вместе с ними познавать что-то новое и учиться не останавливаться на достигнутом.

Современные требования ФГОС выдвигают новые требования к воспитателю. Он должен быть активным, творческим, креативным, уметь адаптироваться в новых условиях. Конечно, сразу такой личностью стать не возможно, это требует множества профессиональных усилий, но и раскачиваться долго эта профессия не позволит, ведь для развития детей важен каждый момент, упустить который воспитатель не в праве.

Как учить, чтобы воспитать энергичного и грамотного человека, неравнодушного и ответственного, как развивать в ребенке любознательность и не сломить его интереса к новым знаниям, как развить в ребенке устойчивую жизненную позицию и как заставить его научиться отстаивать свои интересы? Этими вопросами я задаюсь каждый день. Этим вопросам и посвящена тема моей статьи «Нестандартные занятия в ДОУ».

В начале XX века советскими педагогами были выведены основные педагогические принципы обучения детей дошкольного возраста. Эти принципы во многом переняла современная российская педагогическая система. Педагоги считали, что обучение должно опережать уровень обучения ребенка, забегать вперед. В деятельности любого педагога должны быть задействованы основные принципы обучения:

  • принцип воспитывающего обучения;
  • принцип доступности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип сознательности и активности;
  • принцип осознанности;
  • принцип индивидуального подхода.

Следуя этим принципам, воспитатель может создать все условия для успешного развития ребенка. Помочь правильно преподнести материал педагогу помогут неклассические средства обучения, такие как кружковая работа, метод проектов, сказкотерапия, конкурсы, игровые занятия и КВН (по классификации Н. В. Тимофеевой и Ю. В. Зотовой). Рассмотрим некоторые методы подробнее.

Кружковая работа – важна для любой возрастной группы. Дети учатся работать с различными материалами, у них развивается мелкая моторика и наблюдательность. Сказкотерапия помогает сформировать основные нравственные качества, позволяет детям проявить фантазию и артистичность. Игровые занятия и КВНы учат отвечать за свои поступки и работать в команде.

Традиционные занятия для меня в прошлом, так как я считаю, что для успешного развития ребенка необходимы нетрадиционные подходы к обучению. В своей статье я приведу несколько примеров нетрадиционных занятий, которые я провела в своей группе.

Занятие № 1

Знания о геометрических фигурах дети получают еще до прихода в детский сад. Поэтому задача воспитателя на занятиях, посвященных этой теме, не только преподнести новый материал, но и закрепить уже существующие знания.

Подготоваливая занятие по теме «Геометрические фигуры», я ориентировалась на то, чтобы научить детей работать в команде, правильно принимать решения, логически мыслить и правильно выражать свои мысли. Занятие было разделено на три части – теоретическая, практическая и закрепляющая.

В теоретической части ребята воспроизводили стихотворения об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике), выполняли несложные задания по теме. Во второй части дети разделились на две команды, которым предстояло выполнить задания сложнее. В заключительной части я предложила детям просмотреть мультфильм «Учим плоские геометрические фигуры вместе с паровозиком Чух-Чухом». В ходе просмотра мультфильма ребята узнали о новых геометрических фигурах – овале, ромбе, трапеции, параллеограмме, прямоугольнике и шестиугольнике. В конце занятия я похвалила всех ребят за хорошо проведенное время.

Занятие проходило в младшей дошкольной группе. Возраст – 2-3 года.

Тема: «Геометрические плоские фигуры»

Цель: сформировать у детей младшего дошкольного возраста умение находить различия и общие признаки геометрических фигур.

Материалы для занятия: набор карточек Домана, карандаши, листы бумаги формата А 4, ватман, краски, видеомультфильм «Учим плоские геометрические фигуры вместе с паровозиком Чух-Чухом», фетр, ножницы, набор пластмассовых палочек, бибабо (перчаточная кукла-заяц).

Ход занятия:

1. Учим геометрические фигуры по стихам:

Круглый круг похож на мячик,

Он по небу солнцем скачет.

Круглый, словно диск луны,

Встаем с детьми в круг. Хором повторяем стихотворение. Затем каждый ребенок приводит примеры предметов, похожих на круг (тарелка, колесо, мячик, солнце, часы, пуговица).

Треугольник – три угла,

Посмотрите детвора:

Три вершины очень острых –

Ребята хором повторяют стихотворение. Каждому ребенку раздаются лист и карандаш. Задание – нарисовать треугольник.

Четыре палочки сложил

И вот квадратик получил.

Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

Последнее слово дети повторяют хором. Ребятам предстоит из пластмассовых палочек сделать разноцветные квадраты.

Предварительное знакомство с основными геометрическими фигурами окончено. Впереди – закрепляющее игровое занятие.

2. Игровое занятие на закрепление материала:

Основной сюжет игры: дети вместе с зайчиком Почемучкой отправляются в сказочную страну геометрических фигур.

Воспитатель разделяет детей на две одинаковые команды. Педагог надевает на руку куклу-зайчика, который вместе с ребятами будет закреплять материал о геометрических фигурах.

Воспитатель: Здравствуйте дети! Сегодня вместе с любопытным зайчиком Почемучкой мы отправимся в занимательную страну геометрических фигур, но в нее не так-то просто попасть, нужно для начала поиграть. Готовы?

Задание № 1. Перед началом занятия воспитатель ставит на видные места геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). В таком случае можно применить карточки Домана. Дети должны собрать их. Команда, которая справилась быстрее, получает фишку (на фишке нарисованы геометрические фигуры).

Задание № 2: Перед ребятами лежит ватман и вырезанные из цветной бумаги фигуры. Задача – составить из фигур 5 домиков. Команда, которая справилась быстрее, получает фишку.

Задание № 3: Воспитатель раскладывает на полу разноцветные геометрические фигуры. Задача – пройти только по зеленым треугольникам, затем по желтым квадратам, и напоследок – по красным кругам. Команда, которая справилась быстрее, получает фишку.

Задание № 4: Каждой команде достается по два листа с нарисованными фигурами. На одном из них недостает одной фигуры. На следующих листах одна фигура лишняя. На последней паре листов некоторые фигуры раскрашены разными цветами. Дети должны их найти. Команда, которая справилась быстрее, получает фишку.

Игра окончена. Ребята все вместе попадают в страну геометрических фигур. Теперь им предстоит сделать последнее задание – вырезать из кусочков фетра фигуры (круг, квадрат и треугольник).

3. Последний, закрепляющий этап занятия:

Дети смотрят мультфильм «Учим плоские геометрические фигуры с паровозиком Чух-Чухом». Вместе с воспитателем обсуждают историю, рассказанную паровозиком, отвечают на вопросы по мультфильму: какого цвета был круг, квадрат, треугольник, о каких новых геометрических фигурах они узнали, чем овал отличается от круга и чем они похожи, чем отличается прямоугольник от квадрата.

Хронометрах: 30 минут.

Занятие № 2

Второе занятие посвящено устному народному творчеству и сказкам известных писателей. Главной моей целью при проведении этого занятия стало желание приобщить детей к сказкам, научить их правильно воспринимать информацию и вызвать интерес к фольклору. Занятие проходило на протяжении всего дня.

Ход занятия:

Утро

Дети приходят в детский сад. Воспитатель обращает их внимание на то, что в группе кое-что изменилось: появились новые игрушки, на самых видных местах лежат книги со сказками, на стенах развешаны картины с изображением героев сказок, в углу комнаты стоит кукольный театр, на дверях шкафчиков висят раскраски с изображением сказочных персонажей.

Далее воспитатель сообщает детям, что они попали в страну сказок, а чтобы подружиться с ее жителями им предстоит отправиться с ними в увлекательное путешествие. Для начала нужно сделать зарядку. Детям предстоит сделать движения, имитирующие разных персонажей русских сказок: дедушка из «Репки», мышку из «Курочки Рябы», зайчика из «Заюшкиной избушки».

В процессе подготовки к завтраку необходимо вместе с детьми выучить отрывки из сказки К. Чуковского «Мойдодыр».

Во время завтрака помощник воспитателя предстает перед ребятами в образе бабушки из сказки «Волшебный горшочек» Ш. Перро. Она предлагает им вспомнить волшебные слова, чтобы горшочек стал варить кашу.

День

Перед прогулкой дети вспоминают основные сюжетные линии сказки «Колобок». Рассказывают ее сюжет и последовательность эпизодов. Это научит детей освоить принципы фразовой речи.

Во время прогулки на руке учителя появляется бычок из сказки «Смоляной бычок». Воспитатель обращает внимание детей на то, что персонаж настолько грязный, что может приклеиться к чему угодно. Далее он имитирует приклеивание и обращает внимание на то, что нужно быть аккуратным и следить за своей одеждой.

Во время прогулки можно имитировать разные сказки. К примеру, выстроиться в хоровод и спеть песню из «Колобка», сыграть в ролевую игру по сюжету известной сказки или слепить из песка любимого персонажа.

Вечер

После сна воспитатель предлагает детям найти всех персонажей сказки «Теремок», которые спрятались в комнате. Далее дети должны разложить их в том порядке, в каком они появились в доме Мышки. После игры ребятам предстоит сделать аппликацию по мотивам сказки «Маша и три медведя».

Далее воспитатель может предложить детям командную игру. Дети делятся на две группы, которым необходимо будет ответить на все вопросы викторины, вместе нарисовать сказочного персонажа и найти туфельку «Золушки».

Перед уходом домой ребенок забирает раскраску, которая висит на дверце его шкафчика.

На следующий день из разрисованных раскрасок будет создана выставка.

Считаю, что неклассические занятия в дошкольном учреждении делает обучающий процесс интересным, легким и результативным. Дети с легкостью воспринимают полученную информацию, с интересом раскрываются навстречу новым знаниям и с нетерпением ждут новых занятий.

Список используемой литературы:

  1. Бондаренко, Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада. М. Учитель. 2007. С. 46
  2. Воробьева Т. К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения. – М.: «Ансел-М», 1997.
  3. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»
  4. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика (Учебное пособие) / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. М.2009. – 41-416 с.
  5. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций – М.,1992, ч.2. Теория обучения (Дидактика).
  6. Эльконин Д.Б. Психология игры // Основная единица развернутой формы игровой деятельности. - М., 1978.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Нетрадиционные формы работы с дошкольниками

Выполнила: Кучерова Н.С.

Организация оздоровительной работы на физкультурных занятиях

Характеристика нетрадиционных методов, используемых для сохранения и укрепления здоровья

Заключение

Литература

Введение

Здоровье детей Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. В рамках реализации программы "Образование и здоровье" (1998) особую значимость приобретает внедрение наиболее эффективных форм оздоровления детей в системе дошкольного образования.

Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольника.

В многочисленных научных исследованиях отмечается неблагоприятная динамика состояния здоровья дошкольников (Юрко Г.П., 2000; Маймулов В.Г. и соавт., 2003; Рапопорт И.К. и соавт., 2004; Симонова И.В., 2006). В настоящее время не более 10% детей старшего дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания (Баранов А.А, Кучма В.Р., Тутельян В.А. и др., 2006).

Частые заболевания у детей представляют собой не только медицинскую проблему, но и имеют серьезные социальные и экономические последствия. Показано, что частые заболевания могут приводить к социальной дезадаптации ребенка из-за ограничения возможностей к его общению со сверстниками (Богина Т.Л., 2002; Timmerman A. et al, 2007).

Кроме того частая заболеваемость приводит как к большим экономическим затратам со стороны родителей, так и со стороны здравоохранения и государства в целом (Баранов А.А., 2002).

В связи с этим разработка эффективных методов профилактики заболеваемости детей дошкольного возраста, и поиск действенных способов оздоровления являются актуальными задачами не только здравоохранения, но и образовательных учреждений.

Для успешного физического развития ребенка необходимы разно образные закаливающие мероприятия (солевое, сухое, водное, воздушное закаливание), активная двигательная деятельность в течение дня, физкультурное оборудование и инвентарь. Традиционных методов работы по оздоровлению дошкольников явно не всегда бывает достаточно.

Комплексное использование и стереотипное повторение всех форм физической работы (утренняя ритмическая гимнастика, физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры, прогулки, организация самостоятельной двигательной деятельности детей, физкультурные до суги, спортивные праздники) обеспечивают нормальное физическое развитие детей дошкольного возраста.

В условиях возрастания объемов и интенсивности учебно-познавательной деятельности особую актуальность приобретает поиск новых форм, путей и средств повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы с детьми

Таким образом, проблема может быть сформулирована как противоречие между необходимостью использования физкультурных занятий с целью оздоровления дошкольников и отсутствием методических рекомендаций по использованию нетрадиционных методик оздоровления в организации физкультурных занятий.

Организация оздоровительной работы на физкультурных занятиях

Физическое воспитание - это процесс приобщения ребенка к ценностям физической культуры как предпосылкам формирования гармонично развитой личности.

Физическое воспитание в дошкольных учреждениях проводится с учетом возрастных, психологических особенностей детей при обязательном контакте с семьей. Целью физического воспитания является высокий уровень здоровья дошкольника и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека. В процессе физического воспитания решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

В группе оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, всестороннее физическое совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

Оздоровительная роль физических упражнений весьма важна и заключается в следующем:

Повышение неспецифической устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, что способствуют снижению заболеваемости;

Стимулирование процессов роста и развития, что благоприятно сказывается на созревании и функциональном совершенствовании ведущих систем организма;

Совершенствование реакций терморегуляции, обеспечивающее устойчивость к простудным заболеваниям;

Своевременное формирование двигательного анализатора и стимулирование развития основных физических качеств (сила, быстрота, ловкость, выносливость, равновесие и координация движений), что обеспечивает оптимальную работоспособность

Нормализация нарушенной деятельности отдельных органов и функциональных систем, а также коррекция врожденных или приобретенных дефектов развития;

Повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, что способствует охране и укреплению психического здоровья;

Выраженное положительное влияние на кровообращение растущего организма, повышение адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы, усиление кровотока.

К средствам физического воспитания детей дошкольного возраста относятся:

Физические упражнения;

Оздоровительные силы природы;

Гигиенические факторы.

В физической культуре дошкольника физические упражнения представлены следующими видами: гимнастикой, подвижными и спортивными играми, простейшим туризмом.

Основное содержание физического воспитания в дошкольных учреждениях базируется на разных вариантах ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания; некоторых видах спортивных упражнений (плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, катание на роликовых коньках); спортивных игр (футбол, хоккей, бадминтон, городки, баскетбол и др.); общеразвивающих упражнениях; подвижных играх; элементах акробатики и ритмической гимнастики. Важно приучить детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, закрепить у них положительное отношение к данному виду деятельности.

В системе физического воспитания в детском саду используются следующие организованные формыдвигательной деятельности детей:

Утренняя гимнастика;

Физкультурное занятие;

Физкультурные минутки;

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

Физкультурные праздники, дни здоровья, простейший туризм.

Примерное содержание двигательного режима для детей 2-3 лет

Утренняя гимнастика (ежедневно) 5-8 минут

Занятия физкультурой (3 раза в неделю) 15-20 минут

Подвижные игры и физические упражнения на первой и второй прогулках (ежедневно) 20-25 минут

Всего: 40-53 минуты

Организованная двигательная деятельность детей 4-5 лет

Утренняя гимнастика (ежедневно 8-10 минут);

Физкультурные занятия (3 раза в неделю) 20-25 минут;

Подвижные игры и физические упражнения на первой и второй прогулках (ежедневно 20-25 минут);

Движения на занятиях, связанных с физкультурой (ежедневно 8-10 минут);

Физкультурные досуги (2 раза в месяц);

Дни здоровья (1 раз в квартал);

Всего не менее 60-74 минут.

Организованная двигательная деятельность детей 6-7 лет.

Утренняя гимнастика (ежедневно) 10-12 минут

Занятия по физкультуре (3-5 раз в неделю) 25-30 минут

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке (ежедневно) 25-30 минут

Физкультминутки (ежедневно) 3-5 минут

Коррекционная и кружковая работа (1-2 раза в неделю) 25-30 минут

Пешеходные (лыжные) прогулки на природу (1 раз в неделю) 120-165 минут

Физкультурные досуги (2 раза в месяц)

Физкультурные праздники (2-3 раза в год)

Дни здоровья (1 раз в квартал)

Самостоятельная двигательная деятельность детей с различными физкультурными пособиями .

Утром 1-15 минут

После завтрака 5-7 минут

На первой прогулке 40-50 минут

После сна 7-10 минут

На второй прогулке 30-40 минут

Всего не менее 92-1222 минут

Бытовая и игровая деятельность 60-100 минут

В целом время двигательной деятельности должно составлять 3,5 - 4 часа в день.

Физкультурное занятие является основной формой физического воспитания детей, выполняет задачи формирования двигательных навыков и умений, мотивации физкультурной деятельности, закладывает базу физической подготовленности, необходимую для активного участия в других формах физического воспитания, развивает начальные физкультурные знания.

Два занятия проводится в спортивном зале, одно - на воздухе. По возможности занятия организуются по подгруппам (10-12 детей). Формируются подгруппы на основе показателей здоровья, особенностей физической подготовленности дошкольников.

Реализации программных задач способствуют физкультурные занятия следующих типов:

Учебно-тренировочные (типовые), содержание которых составляют доступные детям виды физических упражнений:

Основные и танцевальные движения, строевые, общеразвивающие упражнения, подвижные игры. Если позволяют условия, занятия проводятся на тренажерах, спортивном оборудовании, полосе препятствий;

Сюжетно-игровые, построенные на материале подвижных игр, по сюжету рассказа, литературного произведения.

Тематические с одним видом физического упражнения (лыжи, плавание, велосипед, коньки) или спортивной игры (баскетбол, футбол и др.)

Комплексные, с включением дополнительной задачи из других разделов программы, которая решается через движения

Двигательные навыки в условиях природного окружения.

Любой тип физкультурного занятия включает в себя три части: вводную, основную и заключительную.

В зависимости от поставленной задачи, программного материала, места проведения (в зале, на улице, в бассейне), структура и продолжительность частей занятия может меняться при условии соблюдения нагрузки физиологическим возможностям ребенка.

Физкультурные занятия организуются во всех группах детского сада. С детьми до I года они проводятся индивидуально, с детьми от 1 года до 3 лет -- небольшими подгруппами (6--12 человек) и со всей группой в целом, с детьми от 3 до 7 лет -- со всей группой одновременно.

Схема построения занятия обусловлена закономерностями изменения работоспособности организма ребенка: в начале занятия организм включается в работу и уровень работоспособности возрастает постепенно, затем он колеблется, то повышаясь, то снижаясь, и к концу занятия снижается, наступает утомление.

В основной части занятия происходит формирование двигательных навыков и воспитание физических качеств. Для этого требуется наивысший уровень работоспособности. Организм ребенка испытывает при этом наибольшую физическую на грузку. Эта часть занятия требует предварительной подготовки всего организма ребенка. Выполнение сложных упражнений без предварительной подготовки организма может привести к травме мышц, связок, суставов, отрицательно сказаться на работе сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов. Поэтому основной части предшествует подготовительная, задачей которой является общая и специальная под готовка организма ребенка к выполнению сложных физических упражнений, которые планируются в основной части занятия.

Чтобы успешно осуществить общую и специальную подготовку, необходимо организовать детей, активизировать, собрать их внимание, создать у них бодрое настроение, интерес к занятию. Это делается в вводной части.

После основной части занятия проводится заключительная. Ее назначение -- привести организм ребенка в относительно спокойное состояние, сохранив при этом бодрое настроение, и подвести итоги занятия.

Итак, выделение частей в занятии (вводная, подготовительная, основная, заключительная) соответствует закономерностям работоспособности организма и дает возможность обеспечить наилучшие условия для решения задач физического воспитания детей.

На каждом занятии должны решаться оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Готовясь к занятию, воспитатель ставит, прежде всего, образовательные задачи, так как занятие является основной фор мой обучения физическим упражнениям и отличается этим от других форм организации физического воспитания.

Но решая на занятии задачи по овладению знаниями, умениями, навыками с помощью комплекса физических упражнений, строго дозируя при этом физические нагрузки, нужно одновременно добиваться оздоровительного и воспитательного эффекта.

Если в основу классификации занятий положить образовательные задачи, то можно выделить еще несколько типов: 1) занятия, в которых проводится ознакомление с новым материалом, разучивание его, и наряду с этим закрепляются двигательные навыки (смешанный тип); 2) занятия, построенные на повторении пройденного материала с целью закрепления двигательных навыков и умений; 3) занятия контрольного, учетного характера, на которых подводятся итоги работы за определенный период, проверяются знания и двигательные навыки, физические качества и умение играть в подвижные игры.

Снижение заболеваемости;

Харак теристика нетрадиционных методов, используем ых для сохранения и укрепления здоровья

Виды

оздоровительных технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Стретчинг

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Гимнастика дыхательная

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Физкультурное занятие

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Занятия из серии "Здоровье"

1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Точечный самомассаж

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста

Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал

Биологическая обратная связь (БОС)

От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. в специальном помещении. Рекомендуется со старшего возраста

Необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников

Арттерапия

Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы

Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

Психогимнастика

1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.

Занятия проводятся по специальным методикам

Фонетическая ритмика

2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин.

Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям. И.Д. Маханева (2000), С.Н. Дышаль, М.Н. Кузнецова (2002) указывают на то, что растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний.

В системе средств естественной профилактики ведущее место принадлежит физической культуре, обеспечивающей удовлетворение биологической потребности ребенка в двигательной активности. В работах И.И. Мастюковой (1997), С.Н. Попова (1999, 2005), С.С. Бычковой (2001), Т.И. Богиной, Е.А. Сагайдачной (2001) указывается, что дозированные физические нагрузки обладают общетонизирующим воздействием на растущий организм, что приводит к стимуляции деятельности жизненно важных систем и улучшению показателей физической подготовленности.

В разных типах ДОУ разрабатываются методики физкультурно-оздоровительной, лечебно-профилактической и реабилитационной работы с использованием новейшей медицинской техники (галокамеры, гидромассажные ванны, гипоксикаторы, аэрофитоустановки и др.).

Как свидетельствуют многочисленные данные литературы В.К. Велитченко (2000), Т.В. Антонова, Л.А. Парамонова (1997), М.Н. Кузнецова (2002), С.Н. Дышаль (2001), А.С. Галанов (2001), М.В. Антропова (2004), М.М. Безруких (2004) проблема оздоровления детей с ослабленным здоровьем требует комплексного подхода к введению новых методов физкультурно-оздоровительной работы и оценки их эффективности.

Очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Применение в работе ДОУ всех перечисленных технологий невозможно и неоправданно. Предлагаем более подробно остановиться на описании нескольких, наиболее распространенных, легко подстраиваемых для конкретных условий и специализации ДОУ.

Заключение

Рост численности дошкольников с отклонениями в физическом и нервно-психическом развитии, со сниженными функциональными возможностями и уровнем физической подготовленности, частая заболеваемость свидетельствует о неблагополучии в состоянии здоровья детей данного возраста. Поэтому, в каждом ДОУ необходимо проведение комплекса оздоровительно-коррекционных мероприятий, направленных на укрепление здоровья, нормализацию физического и нервно-психического развития детей, повышение адаптационных возможностей организма к неблагоприятным воздействиям факторов внешней среды.

В ДОУ следует стремиться создать оптимальный двигательный режим, обеспечивающий детям достаточный уровень двигательной активности, являющейся биологической потребностью ребенка, одним из главных факторов его роста и развития. Разработка оптимального двигательного режима осуществляется за счет:

Интенсификации двигательной активности (увеличение моторной плотности физкультурных занятий и др.);

Увеличения времени двигательной активности (введение различных дополнительных форм двигательной деятельности, в том числе лечебно-оздоровительной направленности; создание условий и выделение свободного времени в режиме дня для самостоятельной двигательной деятельности);

Составления дифференцированных программ физического воспитания с учетом выявленных нарушений состояния здоровья и развития детей.

Включение в двигательный режим дополнительных форм двигательной деятельности лечебно-оздоровительной направленности позволяет качественно проводить коррекционную работу с детьми. Эффективно использование корригирующих и дыхательных упражнений, оздоровительных игр, включаемых в заключительную часть физкультурного занятия.

При организации физического воспитания с детьми дошкольного возраста основной формой остаются физкультурные занятия. В эти занятия целесообразно включать физические упражнения для укрепления основных мышечных групп, формирующих правильную осанку; корригирующие упражнения для формирования свода стопы и укрепления мышц брюшного пресса; дыхательную гимнастику; релаксационные упражнения для снятия повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и гипертонуса мышц; комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств и навыков, совершенствования психомоторного развития, мелкой моторики; лечебно-оздоровительные игры.

Как свидетельствуют многочисленные данные, литературы проблема оздоровления детей с ослабленным здоровьем требует комплексного подхода к введению новых методов физкультурно-оздоровительной работы и оценки их эффективности. Современная педагогика считает возможным и необходимым применение в практике проведения физкультурных занятий сил природы (свет, цвет, вода, природные фитонциды, звук, минералы и другое). Эффективность применения этих терапевтических факторов доказана многими сотнями лет использования в нетрадиционной медицине, а наше исследование доказало возможность использования в практике ДОУ.

Организацию физического воспитания в ДОУ можно считать эффективной, если за учебно-воспитательный период отмечается:

Гармонизация физического и нервно-психического развития детей;

Улучшение функционирования органов и систем организма: хороший аппетит и сон, совершенствование процессов торможения и возбуждения центральной нервной системы, положительный эмоциональный настрой;

Положительная динамика развития двигательных навыков и качеств, повышение уровня физической подготовленности;

Формирование правильной осанки и нормального свода стопы;

Расширение функциональных возможностей организма;

Снижение заболеваемости;

Устойчивое желание заниматься физкультурой.

физкультура нетрадиционный двигательный здоровье

Литература

1. Айенгар Б. Прояснение йоги. - М., 1993.

2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. - М., 1993.

3. Алферова В.П. Как вырастить здорового ребенка.- Калининград, 1991.

4. Беззубцева Г.Г., Ермолина А.М. В дружбе со спортом.- М., 2003.

5. Борисова Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.- М., 2006.

6. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей.- М., 1987.

7. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать.- М., 1983

8. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. - М., 1983

9. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. - Ярославль, 1997.

10. Галанов А.С. Игры, которые лечат. (для детей 3-5, 5-7 лет). - М., 2005.

11. Глазырина Л.Д., Овсянник В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 2001.

12. Дидур М.Д., Потапчук А.А. Осанка и физическое развитие детей. - СПб., 2001.

13. Зайцев А. А., Конеева Е. В. Физическое воспитание дошкольников. - Калининград, 1997.

14. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми.- М., 1989.

16. Казьмин В. Д. Дыхательная гимнастика. - Ростов/н-Д., 2000.

17. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4, 5-6, 6-7 лет. - М., 2004.

18. Короткое В. Т. Подвижные игры детей. - М., 1987.

19. Кудрявцев В. Т., Егоров В. Б. Развивающая педагогика оздоровления. - М., 2000.

20. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка.- М., 1987.

21. Мацкешвили Т. Я. Нарушения осанки и искривления позвоночника у детей. - М., 1999.

22. Миллер Э. Б. Упражнения на растяжки. Простая йога везде и в любое время. - М.,2001.

23. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. - Владимир, 2005.

24. Муравьев В.А. Воспитание физических качеств детей дошкольного возраста. - М., 2004.

25. Назарова А.Г. Игровой стретчинг: методика работы с детьми дошкольного возраста. - СПб., 1994.

26. Нестерюк Т., Шкода А. Гимнастика маленьких волшебников. - М., 1993.

27. Потапчук А. А., Дидур М. Д. Осанка и физическое развитие детей. - М.,2001.

28. Празников В. П. Закаливание детей дошкольного возраста. - Кали нинград, 1987.

29. Полтавцева Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве.- М., 2005.

30. Программа "Детство". - СПб., 1997.

31. Программа "Радуга". - М, 2003.

32. "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. - М., 2005.

33. Сивачева Л.Н. Спортивные игры с нестандартным оборудованием.- СПб. 2005.

34. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. - М., 2005.

35. Утробина К.К. Занимательная гимнастика для дошкольников.- М.2003.

36. Хиттелмен. Йога. Путь к физическому совершенству.- Ульяновск, 1992.

37. Чистякова М. И. Психогимнастика. - М., 1995.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Определение влияния нетрадиционных методов и приемов физического воспитания на состояние здоровья дошкольников. Медико-психолого-педагогические условия оздоровления детей старшего дошкольного возраста в условиях Севера. Оздоровительное направление работы.

    дипломная работа , добавлен 13.04.2015

    Система методов укрепления состояния здоровья ослабленных детей: закаливание, эмоциональное состояние дошкольника, рациональное питание, физическое развитие и режим. Программа укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста в ДОУ "Золотой ключик".

    курсовая работа , добавлен 16.01.2012

    дипломная работа , добавлен 24.07.2011

    Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста. Понятие и критерии здоровья ребенка. Процесс сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста. Основа разработки здоровьесберегающей среды. Планирование систем здоровьесбережения.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2015

    Нетрадиционные формы обучения. Творческие работы нетрадиционных жанров. Уроки-семинары по русскому языку в старших классах. Урок – лекция, интегрированный урок, урок - дидактическая игра. Методика разработки нетрадиционных уроков русского языка в 6 классе

    курсовая работа , добавлен 12.04.2007

    Понятие "двигательная активность" детей старшего дошкольного возраста. Особенности развития устойчивого равновесия у дошкольников. Способы повышения двигательной активности детей на физкультурных занятиях. Конспект занятия по физкультуре в старшей группе.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2013

    Цели и задачи оздоровительной работы с детьми и подростками в лагере. Методы воспитательной работы в летний период. Охрана жизни и здоровья детей. Организация коллективно-творческой деятельности с учетом интересов и индивидуальных особенностей детей.

    отчет по практике , добавлен 03.09.2014

    Мотивы, познавательные интересы младших школьников. Нетрадиционные уроки как форма повышения познавательного интереса. Особенности нетрадиционных уроков. Характеристика разных видов уроков. Порядок подготовки и проведения нетрадиционных уроков в школе.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2009

    Особенности возрастного и психологического развития детей. Педагогический опыт в использовании нетрадиционных форм работы с родителями. Методы и приёмы домашнего воспитания. Тренинговые игровые упражнения. Конкурсы и спортивно-массовые мероприятия.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2015

    Значение животного мира в природе и жизни человека. Задачи и содержание работы с дошкольниками по ознакомлению с птицами. Методы и формы работы в детском саду с дошкольниками по ознакомлению с птицами. Эволюция и происхождение птиц, анатомия и полет.

Фетисова Наталья Анатольевна

Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на нелегкую, порой почти непро­ходимую дорогу. У каждого по-разному складывается судьба в профессии. Одни просто выполняют свои обязанности и не пытаются открыть ничего нового там, где, казалось бы, все от­крыто. Другие находятся в бесконечном поиске и совсем не хо­тят многократно повторять один и тот же путь с разными груп­пами детей.

ЗАНЯТИЯ В ДОУ. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ. КЛАССИФИКАЦИЯ

Занятие - это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его струк­турные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).

Занятие - это:

Основная форма организации познавательной активности ребенка;

Динамическая, совершенствующаяся процессуальная сис­тема, отражающая все стороны воспитательно-образовательного процесса;

Элементарная структурообразующая единица учебною про­цесса, с реализацией определенной части учебной программы;

Единичное звено в системе учебно-познавательной дея­тельности.

Следует выделить основные признаки занятия :

Занятие - основная единица дидактического цикла и форма организации обучения;

По временному промежутку оно занимает от 10-15 минут (в младшем дошкольном возрасте) до 30-35 минут (в старшем дошкольном возрасте);

Занятие может быть интегрированным, то есть посвящено не одному виду познавательной деятельности (например: разви­тие речи + изобразительная деятельность);

Ведущая роль на занятии принадлежит воспитателю, кото­рый организует процесс передачи и усвоения учебного материа­ла, отслеживая уровень развития каждого ребенка;

Группа - основная организационная форма объединения детей на занятии, все дети приблизительно одного возраста и уровня подготовки, то есть группа гомогенна (исключение со­ставляют гетерогенные или смешанные группы), основной состав групп сохраняется на весь период пребывания в детском дошко­льном учреждении;

Группа работает по единой программе, согласно сетке позна­вательной деятельности;

Занятие проводится в заранее определенные часы дня;

В течение года проводятся каникулы, они соответствуют временному периоду школьных каникул (что важно даже в це­лях преемственности ДОУ и школы);

Заканчивается год подведением итогов познавательного развития личности каждого ребенка (по результатам деятельно­сти ребенка на занятиях).

Уровни проведения занятия:

1. Высший: прогнозирование способов перевода деятельно­сти к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с детьми.

2. Высокий: включение детей в разрешение проблемы, преду­смотренной целью занятия.

3. Средний: выявление знаний и умений детей и сообщение информации соответственно теме и задачам занятия.

4. Низкий: организация взаимодействия с детьми, объясне­ние нового материала по заранее составленному плану, без ак­тивизации познавательной деятельности, направленной на полу­чение положительного результата.

Признаки высокой обучаемости (в ходе наблюде­ния за детьми дошкольного возраста):

Выделение и осознание проблемы, цели, вопроса, задачи;

Умение прогнозировать свою деятельность;

Умение использовать знания в различных (нестандартных) ситуациях;

Самостоятельность деятельности и преодоление затруднений (самостоятельность выбора путей решения);

Логика мышления;

Гибкость мысли;

Скорость преобразования способа деятельности в соответ­ствии с изменившимися ситуациями;

Возможность отказа от стандартных решений (от стереотипа);

Поиск целесообразного варианта (переключение или изме­нение варианта).

Традиционные занятия и их классификациям

Классификацию традиционных занятий логично осу­ществлять на основе выбранных задач и используемых видов деятельности для их реализации. Учитывая психологические особенности дошкольника, анализируя методические рекомен­дации к современным программам, нецеле­сообразно выделять отдельным типом занятия по изучению нового мате­риала, развитию и совершенствованию знаний и умений, так как на каждом из занятий происходит повторе­ние, закрепление и расширение представлений детей.

Классификация занятий, представленная в «Педагогике» В. И. Логиновой, приводит к смешению типов занятий с мето­дами и приемами обучения. Авторы современных программ представляют классификацию занятий для каждого вида дея­тельности.

Например, в «Радуге» познавательные занятия делятся на такие виды:

Информационные;

Практикумы;

Итоговые;

Познавательные рассказы;

Экскурсии;

- по музыкальной деятельности:

Доминантные;

Тематические;

- в программе «Из детства - в отрочество»:

Аналитические;

Творческие;

Теоретические и т. д.

Разнообразие определений не меняет решаемые задачи и струк­туру занятий, вариативными остаются методы, приемы и после­довательность структурных компонентов.

Поэтому представленная ниже классификация поможет определять типы проводимых занятий любого вида дея­тельности по любой программе, их соответствие поставленным задачам и выбранным структурам.

Нетрадиционные занятия и параметры их оценки

Виды нетрадиционных занятий.

Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревно­вания между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две под­группы и проводятся как математическая или литературная вик­торина).

Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).

Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжет­ную линию игры и решая таким образом задачи обучения).

Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по гори­зонтали», консультируясь у другого ребенка).

Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).

Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Ме­неджер»).

Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская дея­тельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)

Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).

Занятия-путешествия.

Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творче­ских рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)

Занятия-фантазии.

Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).

Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детек­тивной сюжетной линией).

Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чу­дес» для читающих детей).

Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на во­просы: что? где? когда?).

Требования к занятию

1. Использование новейших достижений науки и практики.

2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактиче­ских принципов.

3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.

5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разно­образных видов деятельности, содержания).

6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ре­бенком уровень.

7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).

8. Логика построения занятия, единая линия содержания.

9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание за­нятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).

10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.

11. Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектиро­вание и планирование каждого занятия педагогом.

Методы повышения познавательной активности

(проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)

Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).

Сравнение.

Метод моделирования и конструирования.

Метод вопросов.

Метод повторения.

Решение логических задач.

Экспериментирование и опыты.

Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов)

Игровые и воображаемые ситуации.

Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

Игры-драматизации.

Сюрпризные моменты.

Элементы творчества и новизны.

Юмор и шутка (учебные комиксы).

Методы обучения и развития творчества (проф. Н. Н. Поддьяков)

Эмоциональная насыщенность окружения.

Мотивирование детской деятельности.

Исследование предметов и явлений живой и неживой при­роды (обследование).

Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явле­ния в движении - прошлое, настоящее и будущее).

Игровые приемы.

Юмор и шутка.

Экспериментирование.

Проблемные ситуации и задачи.

Неясные знания (догадки).

Предположения (гипотезы).

Комплексные и интегрированные занятия.

«Словарь иностранных слов»:

комплекс -

интеграция - восстановление, восполнение, объе­динение в целое каких-либо частей.

«Словарь русского языка» СМ. Ожегова:

комплекс - совокупность, сочетание чего-нибудь, каких-либо представлений;

интеграция - объединение в целое каких-либо частей.

«Советский энциклопедический словарь»:

комплекс - совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое;

интеграция - понятие, означающее состояние свя­занности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?