Нота ля для настройки гитары. Камертон онлайн для гитары

Нота ля для настройки гитары. Камертон онлайн для гитары
Нота ля для настройки гитары. Камертон онлайн для гитары

Все начинающие гитаристы и даже уже более опытные рано или поздно сталкиваются с проблемой, а как же настроить гитару? Существует несколько способов настройки гитары. Все они дают хороший результат, при правильном подходе.
Но выбор,конечно же, за тобой. Кроме того, результаты настройки по разным методам отличаются – немного, но опытные гитаристы вполне могут услышать разницу.
Возможно лишь с достаточной точностью настроить гитару — достаточной ровно для того, чтобы слушатели посчитали строй достаточно благозвучным.

Способы настройки гитары:

1.Настройка с помощью гитарного переносного тюнера.
2.Настройка с помощью программного и онлайн тюнера.
3.Настройка с помощью телефона.
4.Настройка по камертону.
5.Настройка гитары по пятому ладу.
6.Настройка по флажолетам.

1. Гитарный переносной тюнер

Гитарный тюнер представляет из себя электронное устройство, которое с помощью микрофона анализирует частоту колебания струны и помогает гитаристу быстро и очень точно настроить гитару.

Принцип его работы:

Нажимая на кнопки на тюнере он проигрывает звук являющийся эталоном для каждой струны. Далее Вы дергаете струну, и тюнер покажет разницу (на шкале или экране), подтянуть вам надо струну или ослабить.
Если стрелка ушла влево, то струна недотянута, если ушла вправо — перетянута, остановилась посередине – настройка струны завершена.
Крутите колки до тех пор пока звучание струны не будет в унисон со звуком эталона.

Чтобы настроить гитару с помощью тюнера, нужно знать буквенное обозначение струн.
Каждая струна на гитаре имеет свое название.
Первая, она же самая тонкая, называется «E(ми)», далее по порядку: B(си), G(соль), D(ре), A(ля), а шестая, как и первая, тоже называется «E(ми)». В скобках указана нота, которой соответствует буква.
Конечно же, чем серьезнее тюнер, тем звук более приближен к эталонному.
Удобен этот способ тем, что Вы довольно быстро и точно настроите свой инструмент практически в любых условиях, а также не требует хорошего слуха.

2. Программный и Онлайн тюнер

С помощью данного тюнера вы можете настраивать как акустическую, так и электрогитару. Для настройки акустической гитары есть встроенный микрофон, для электрогитары можно воспользоваться линейным входом для инструментального кабеля.

Принцип его работы:

Когда вы извлекаете звук струны тюнер показывает ноту которая соответствует частоте колебания струны.
Таким образом, вы можете без труда настроить все струны. Тюнер показывает вам ноту, а также что нужно делать со струной, понижать или повышать.
Крутите колки до тех пор, пока индикатор не встанет точно по центру нужной вам ноты и загорится устойчиво зеленый светодиод.

Для настройки гитары c помощью онлайн тюнера Вам понадобиться только минимум знаний, а именно какими буквами обозначаются струны.

Вот ноты, которые соответствуют этим струнам:

1 струна — нота Ми (лат. E)
2 струна — нота Си (лат. B)
3 струна — нота Соль (лат. G)
4 струна — нота Ре (лат. D)
5 струна — нота Ля (лат. A)
6 струна — нота Ми (лат. E)

А для настройки гитары в режиме онлайн используйте этот . Он подойдет как новичкам, так профессиональным гитаристам.

3. Настройка с помощью телефона

Если Вы оказались в полевых условиях, где совсем ничего нет, то настроить первую струну Вам поможет сотовый телефон. Набираем на телефоне номер и ставим на громкую связь.
Гудки издающиеся при ожидании ответа должна звучать в унисон с 1-й струной зажатой на 5 ладу)
После того, как настроена первая струна, настраиваем остальные:
2-я стpуна, зажатая на 5-м ладу, звучит в унисон с 1-й откpытой;
3-я стpуна, зажатая на 4-м ладу, звучит в унисон со 2-й откpытой;
4-я стpуна, зажатая на 5-м ладу, звучит в унисон с 3-й откpытой;
5-я стpуна, зажатая на 5-м ладу, звучит в унисон с 4-й откpытой;
6-я стpуна, зажатая на 5-м ладу, звучит в унисон с 5-й откpытой.

4. Стандартный способ настройки на слух с помощью камертона

Если у Вас нет возможности использовать гитарный тюнер, то есть еще несколько способов настройки гитары, но они более сложны. Например, с помощью камертона.

Камертон - это небольшой портативный прибор, точно и ясно издающий звук определённой высоты со слабыми гармоническими призвуками. Стандартный камертон издаёт звук ноты «Ля» 1-й октавы, частотой 440 Гц.

Камертоны бывают 2-х типов: Духовой камертон и Вилочный камертон.

Настройка гитары по духовому камертону (свистку)

Духовой камертон — это простое устройство, которое действует по принципу обыкновенного свистка. Прибор сконструирован таким образом, что в момент, когда вы в него дуете, он издает определенную ноту. По этому звуку настраивается одна из струн гитары. Следующая струна настраивается по ней и т.д.

Плюсом духовых камертонов для гитары является то, что посредством их, можно извлекать не только один, но и три или даже все шесть нотных звука, соответствующих каждой струне.
Для этого в конструкции устройства (в зависимости от модели) предусмотрено три или шесть отверстий.
Это значительно упрощает процесс настройки и проверки гитары.
Для того, чтобы пользоваться камертоном, необходим хороший слух, однако компактные размеры и невысокая цена делают его практически незаменимым. Кроме того, в отличие от электронного тюнера настройка по камертону хорошо развивает слух.

Настройка гитары по вилочному камертону

Вилочный камертон — представляет собой металлическую вилку, которая при ударе издает звук определённой ноты, в основном это нота «Ля» первой октавы, которая соответствует 5-ому ладу 1-ой струны гитары. Её частота равна 440 Гц.

Вилочные камертоны бывают 2-х типов:

Камертон, издающий эталон звука в ноте A»Ля»(пятая открытая струна), очень популярен, а также камертоны в ноте E»Ми»(первая струна).

Вообще вилочные камертоны в практике встречаются реже, чем духовые. Они не очень удобны. Для того, чтобы настроить гитару, нужны ещё одни свободные руки.

Способ настройки гитары вилочным камертоном:

Ударьте камертон чем-либо, в момент издания им звука, прислоните к деке гитары, дерните струну и сравните ее звучание со звуком эталона.

Настраивать 1-ю струну нужно в унисон со звуком камертона, прижав её на 5-ом ладу. Т.е. нужно подтягивать струну, поворачивая колки, до момента когда камертон и струна начнут звучать одинаково, с одинаковой частотой.

После настройки 1-й струны, остальные струны можно настроить по ней, следующим образом:

Зажимаешь 2-ую стpуну на 5-ом ладу и подстpаиваешь ее так, чтобы она звучала точно также как 1-ая.
Затем зажимаешь 3-ю стpуну на 4-ом ладу и подстpаиваешь ее так, чтобы она звучала точно также как 2-я.
Затем зажимаешь 4-ю стpуну на 5-ом ладу и подстpаиваешь ее так, чтобы она звучала точно также как 3-я.
Затем зажимаешь 5-ю стpуну на 5-ом ладу и подстpаиваешь ее так, чтобы она звучала точно также как 4-я.
Затем зажимаешь 6-ю стpуну на 5-ом ладу и подстpаиваешь ее так чтобы она звучала точно также как 5-я.

Если звучание струн различается - значит, вам необходимо подстроить 5-ю струну путем регулировки колка до высоты, при которой два звука будут звучать как одно целое. Перед этим нужно на слух определить: ниже или выше звучит 5-я открытая струна, чем 6-я струна, прижатая на пятом ладу.

Если 5-я открытая струна звучит ниже, чем 6-я, прижатая на пятом ладу, значит, вам нужно натягивать 5-ю струну соответствующим колком. Делать это нужно внимательно и не спеша до тех пор, пока звучание пятой открытой струны будет невозможно отличить от прижатой 6-й. Если же 5-я открытая струна звучит выше, чем 6-я, прижатая на пятом ладу, то следует ослаблять натяжение пятой струны, то есть крутить колок в обратном направлении.

Данный классический способ настройки гитары наиболее распространен среди начинающих музыкантов из-за своей относительной простоты и наглядности.

6. Настройка гитары по флажолетам

И вот мы подошли к самому трудному способу настроить гитару. Используется он, в основном, только профессиональными гитаристами.

Флажолет – это приём игры на музыкальном инструменте, заключающийся в извлечении звука-обертона т.е звука с удвоенной частотой.

Флажолетный звук даёт возможность услышать едва заметные расхождения в унисоне. Поэтому настройка гитары флажолетами является самой точной.

Лучше всего флажолеты извлекаются на 12-ом, 7-ом и 5-ом ладах.

Натуральный флажолет — это способ извлечения звука из струны без прижатия ее к порожку лада, а лишь при легком прикосновении подушечки пальца к месту деления струны на 2, 3, 4 и др. частей.

Чтобы извлечь флажолет нужно слегка прикоснуться кончиком пальца к шестой струне над пятым ладовым порожком. Затем правой рукой извлекаем звук, после чего сразу же убираем палец левой руки со струны. Нельзя убирать палец раньше времени, так как получится звук открытой струны. Далее тут же извлекаем флажолет над седьмым ладом пятой струны. Звуки обоих флажолетов должны быть ровными.
Этот способ разумно использовать в качестве доводки после стандартного способа настройки гитары.

Способ настройки по флажолетам:

Флажолет на седьмом ладу 1-й струны должен звучать в унисон с флажолетом 2-й струны на пятом ладу.
Флажолет на двенадцатом ладу 3-й струны должен звучать в унисон с 1-й струной прижатой на третьем ладу.
Открытую 3-ю струну настраиваем по 2-й струне прижатой на восьмом ладу.
Флажолет на седьмом ладу 3-й струны должен звучать в унисон с флажолетом 4-й струны на пятом ладу.
Флажолет на седьмом ладу 4-й струны должен звучать в унисон с флажолетом 5-й струны на пятом ладу.
Флажолет на седьмом ладу 5-й струны должен звучать в унисон с флажолетом 6-й струны на пятом ладу.

Сейчас для настройки гитары практически всегда музыканты применяют тюнер . Это удобный девайс, который имеет различные модификации. С помощью него процесс настройки инструмента осуществляется очень легко. Но раньше настройку всех инструментов осуществляли с помощью камертона. Классическое исполнение этого устройства представляет собой подобие вилки.

Камертон

Его изобрел в 1711 году Джон Шур из Англии, который был трубачом самой королевы. Если чем-то ударить по камертону, то он начинает колебаться и издавать звук. Звук камертона присвоили звучанию ноты ля первой октавы. Её частота составляет 440 Гц. Это стало, так скажем, эталоном звучания, от которого можно определить звучание остальных нот.

Камертон стал незаменимым предметом для многочисленных людей, начиная от всех музыкантов и заканчивая профессиональными настройщиками инструментов.

Дирижеры хоров дают вокалистам настройку именно с помощью камертона (в наше время в хорах делают абсолютно также).

Звук классического камертона достаточно тихий. Поэтому для усиления его звучания используют резонатор. Это небольшой деревянный ящичек без одной стенки. На него устанавливают сам камертон. Благодаря специально подобранной длине ящичка звук от камертона усиливается.

Встречаются также камертоны для гитары в виде небольшого духового устройства.

Принцип их работы следующий. Вы видите, что присутствуют шесть отверстий с указанием номера гитарной струны, а также соответствующей её ноты. Вы дуете в одно из отверстий и получаете точное звучание нужной ноты. Преимущество такого камертона перед классическим то, что он воспроизводит звуки нескольких нот. Удобен в использовании специально для гитар.

На этой странице можно слушать звучание нот фортепиано . Рано или поздно, но бывают такие ситуации, когда появляется необходимость послушать чистое звучание нот . Например, если надо настроить гитару используют гитарный тюнер, или камертон. Если этих инструментов нет, вот тут вполне подойдет установленная на компьютер музыкальная студия FL Studio, загружаем любой синтезатор и по звучащим нотам Ми, Си, Соль, Ре, Ля, Ми настраивают все шесть струн гитары. Кому-то нужно услышать ноты для подготовки к диктанту, или для тренировок по развитию абсолютного слуха, ну так или иначе… не всегда бывает, что на компьютере установлена студия типа FL Studio. И тут я заметил, что существуют такие онлайн приложения, которые очень не плохо имитируют звучание реального фортепиано .

Виртуальное пианино — слушать ноты онлайн

На помощь вам придет вот такое онлайн пианино . Можно нажимая на клавиши, слушать звучание нот пианино , или даже сыграть какую-то несложную мелодию. Если у вас поблизости нет живого фортепиано, или другого инструмента, но есть хотя бы мобильный телефон, то считайте проблема решена. Можно даже гитару настроить, или даже наиграть только что придуманную мелодию, записать ноты и уже можно быть спокойным, что не утратишь свой шедевр. Эх… сколько интересных мелодий и мотивов я потерял из-за того, что не было раньше интернета в телефоне и вообще ничего по-близости не было.

Помню однако была одна единственная хитрость, я знал, что простой гудок в телефоне — это звуковая волна на частоте 440 Гц , что является нотой Ля первой октавы. И таким образом можно было настроить одну струну гитары, а отталкиваясь от одной струны — настроить остальные.

Это виртуальное цифровое пианино на пять октав доступно онлайн в любое время суток, освоить его не составит большого труда. Нажимайте мышкой и удерживайте клавишу чтобы услышать звук. При нажатии каждой клавиши на корпусе появляется латинское обозначение ноты, например, A — это нота Ля, B — Си, C — До, D — Ре, E — Ми, F — Фа, G — Соль. Рядом с буквой появляется цифра, например, C1, D1, … A1 — цифрой 1 обозначена малая октава, цифрой 2 — первая октава и т.д.
Зайдите в меню и нажмите «включить подсказки» и все клавиши станут подписаны символами с вашей компьютерной клавиатуры. Оказывает на этом онлайн пианино можно поиграть прямо с компьютерной клавы .
Нажимая кнопку Запись вы можете даже записать в память все что наиграете в живую, потом нажать кнопку Play Song — и ваша игра будет воспроизведена, т.е. можно услышать ноты пианино, а слева будут отображены все записанные ноты. В общем штука совсем не плохая, и думаю разместить на нашем сайте, а вдруг кому-то пригодится — я буду только рад.

О ноте ЛЯ и позвоночнике

"Я сегодня буду играть на флейте

На собственном позвоночнике"

В.Маяковский
.

Пифагорейцы впервые выдвинули мысль о гармоническом устройстве всего мира, включая сюда не только природу и человека, но и весь космос. Согласно пифагорейцам, «гармония представляет собою внутреннюю связь вещей, без которой космос не смог бы существовать».

Б.В. Гладков, исследуя взаимодействие сфер, пишет, что именно благодаря своим «габаритам» (длине позвоночника), каждый человек настраивается на природные, божественные вибрации. Камертоном для нас является звук «ЛЯ» - это знают все музыканты.

Издавна прослеживается удивительная приверженность музыкантов звуковому сигналу, у которого частота колебаний основного тона равна 440 Гц (или близка к ней) . Этот сигнал возведен в ранг стандартного международного камертона, предназначенного для настройки всех музыкальных инструментов. Стандартному камертону придано значение ноты "ля" в первой октаве музыкального звукоряда. Так почему же именно этот звук, а не какой-либо другой?

Г.Е. Шилов: "...Существует легенда, что в незапамятные времена около древнеегипетского города Фивы каждое утро на рассвете этот звук издавала огромная статуя, известная под именем колосса Мемнона,она держала в руках эолову арфу.Арфа издавала звук ЛЯ!, Каждое утро, на рассвете, арфа издавала звук "ля", по которому фиванские музыканты настраивали свои инструменты. Несколько тысяч лет служило людям это чудо, пока не было разрушено.
Вид эоловой арфы

ЭОЛОВА АРФА, своеобразный музыкальный инструмент, состоящий из деревянного ящичка или дощечки с несколькими натянутыми на ней жильными струнами, которые приводятся в колебание дуновением ветра. Вследствие неравномерной толщины струн и неодинакового их натяжения они издают от прикосновения струи воздуха ряд обертонов, образующих аккорды необычного, нежного тембра. При слабом ветре образуются иногда унтертоны. Изобретение эоловой арфы теряется в глубокой древности. Некоторое возрождение и повышение интереса к Э.а. имело место к началу 19 века в эпоху т.н. романтизма; в наст. время интерес к этому примитивному инструменту утрачен.

Колосс Мемнона перестал звучать в начале нашей эры, и проверить истинность легенды сейчас невозможно". Есть некоторые основания считать, что эта легенда отражает уровень научных знаний древнеегипетских посвящённых.

Но, каким образом, древние мастера узнали близость этой ноты человеку?
Ведь длину звуковых волн человечество стало определять сравнительно
недавно, благодаря стараниям учёных - от Гюйгенса до Вуда. Разгадка проста.

Сравнительно недавно было установлено, что первый крик новорожденного, возвещающий о перемене "места жительства", оказался почти одинаковым по своей высоте (или частоте звукового сигнала) у всех особей независимо от пола и расы. "С разбросом порядка -3 % значение сигнала на частотной шкале соответствует 440 Гц ". В частности, об этом пишет болгарский фониатр Иван Максимов. Вероятно, этот звук стал исполнять роль опорного, поскольку соответствует первому крику новорожденного. Но тогда остается вопрос, а почему новорожденный издает именно этот звук? Может это и есть первозвук?:))

… С физической стороны из соотношения (1) тривиальный расчет показывает, что при Сзв=343 м/с (значение волновой скорости звука в воздухе при нормальных условиях),

λ ≡ 0,78 м.

Оказывается, это усредненное значение расстояния h между конечными точками позвоночного столба взрослого человека!

А у новорожденного это же расстояние в четыре раза меньше! По отношению к длине волны камертона позвоночник взрослого человека оказывается полноволновым вибратором (антенной), а позвоночник новорожденного -соответственно четвертьволновым. Используя радиотехнические термины, можно сказать, что новорожденный выступает в роли передатчика, а его мать - в роли приёмника. Налицо полное согласование приёмо - передающего канала связи.

При внешнем измерении это расстояние практически совпадает с высотою глаз над плоскостью сидения, когда человек находится в сидячем положении с выпрямленным позвоночником, рис.2. По исследованиям Б.Ф. Ломова и его сотрудников эта высота составляет для мужчин 0,769 м со среднеквадратичным отклонением 0,03 м, а для женщин 0,725 м со среднеквадратичным отклонением 0,028 м. Это значит, что для 50% мужчин этот размер находится в пределах 0,789 - 0,749м, для 90% мужчин 0,818 - 0,72м, для 95% мужчин 0,83 - 0,71м. На уровнях 50% и 90% для женщин высота глаз над плоскостью сидения несколько меньше, чем у мужчин, но на уровнях 95% и 99% этот размер практически входит в аналогичные интервалы для мужчин. Это и дает основание считать звуковой сигнал с частотой 440 Гц антропометрической постоянной. Безусловно, у каждого человека свой индивидуальный камертон. По-этому речь идет именно о среднестатистическом значении. И это далеко не все.

Этот звук представляет собой самый низкий из обертонов в спектре любого воспроизводимого человеком звукового сигнала. Таким образом, устойчивая звуковая связь между матерью и ее детьми, а также между братьями и сестрами (по матери) сохраняется навсегда.

И еще. Прослеживая процесс развития человеческого организма, можно четко зафиксировать основные этапы в зависимости от эффективного размера позвоночного столба. А именно.

Первое удвоение эффективного размера позвоночного столба по сравнению с первоначальным фиксирует окончание детского периода развития и обычно соответствует возрасту около 6 лет . Диапазон голоса расширяется до промежутка, ограниченного первоначальным звуковым сигналом (усреднено 440 Гц) и звуковым сигналом, частота которого в два раза меньше (усреднено 220 Гц) . C этого момента человек вступает в период отрочества.

Утроение эффективного размера позвоночного столба по отношению к первоначальному фиксирует окончание отрочества, что, как правило, совпадает с 13-летним возрастом . Диапазон голоса расширяется по сравнению с первоначальным в 3/2 раза. Хорошо знакомый процесс ломки голоса, мутации. Трудный возраст! Человек вступает в пору юности.

Учетверение эффективного размера позвоночного столба по сравнению с первоначальным фиксирует завершение юности и показывает, что формирование организма человека в основном закончено. Голосовой диапазон расширился в 4 раза. Удивительный и великий смысл заложен в человеческом камертоне. С этим звуком человек рождается, этот же звук по существу управляет формированием организма в процессе взросления, поскольку рост человека происходит до тех пор, пока физические размеры его тела не установятся в соответствии с условиями резонансного излучения и поглощения. Этот же звук управляет аппаратом звукоизвлечения, присутствуя в качестве обертона в любом издаваемом звуке. Не будет преувеличением назвать камертон Гимном Человека.

Остается вопрос относительно колосса Мемнона. Трудно дать доказательный ответ. Но гипотетический существует. Из тьмы глубокой древности, закрывающей достижения научного познания мыслителей Древнего Египта, как откровение, яркой звездой засветилось имя Хеси - Ра, бывшего когда-то Верховным жрецом (главой десятки главных жрецов), олицетворявшим духовную сферу и высочайшие научные достижения своего времени. Не даром же его имя означает "божественный", "светлейший". Ведь слово Ра означает - Солнце. Архитектор из Санкт-Петербурга И.П. Шмелёв произвел кропотливую работу по изучению дошедшего до наших дней "наследства" этого замечательного ученого, которое в концептуальном плане представлено на одиннадцати деревянных панелях, обнаруженных в гробнице Хеси-Ра.

Так И.П. Шмелев сделал предположение, что занятие, которое зафиксировано на одной из деревянных панелей, где Хеси - Ра изображен в сидячем положении с демонстративно выпрямленным позвоночным столбом и прикасающимся каким-то предметом, зажатым в правой руке к некоему восьми лепестковому прибору, есть ни что иное, как настройка камертона. Кроме того, И.П. Шмелев обратил внимание на то, что на уровне глаза Хеси - Ра явно не случайно изображена рельефная точка. Резонно предположить, что названная точка отмечает уровень глаза над плоскостью сидения, фиксируя размер, определяющий длину волны звукового сигнала, на которую настраивается камертон.


И еще одно наблюдение. Речь идет об изображении на одной из панелей, где Хеси - Ра можно сказать демонстративно прижал мерный жезл к своему телу так, что один из его концов оказался на уровне глаз, а другой на уровне нижнего окончания позвоночного столба. Можно предположить, что тем самым великий ученый древности, будучи к тому же великим архитектором, показывает основную линейную меру , использование которой для практических нужд обеспечивает антропометричность построений.Но,это уже другая тема.

Похоже, что древние
египтяне действительно знали основную тональность звучания человеческой
жизни.

Интересные факты

Все, что
говорится о гармонии, в первую
очередь, ассоциируется со зву-
ком. Звук — это то, на что чело-
век настраивается сразу, незави-
симо от его культуры, воспита-
ния и уровня интеллекта.

В этой связи следует отметить
ряд любопытных обстоятельств:
первое из них состоит в том, что первый крик младенца, появившегося
на свет, вне зависимости от тембра его голоса, громкости, как правило,
звучит на частоте «Ля». С другой стороны, установлено, что у людей с
абсолютным слухом настройка идет опять же на этот звук. Не случай-
но именно звук «Ля» является эталонным колебанием.
Известно также, что среднестатистическое расстояние между ба-
рабанными перепонками слуховой системы человека кратно длине во-
лны звука «Ля». Длина волны звука «Ля»=78 см; поделив 78 на 4, полу-
чим это расстояние

Всё н нашем организме: колбочки и па-
лочки, слуховая улитка (отношение длин витков), структура всего
скелетного каркаса — среднестатистически это все «Золотое сечение».
Даже динамика нейронных структур в определенных психических
режимах подчинена этой закономерности.
Неужели это случайность или свойство, присущее только чело-
веку? Нет, этому принципу подчинены периоды обращения планет
Солнечной системы, на нем построен звукоряд, система химических
элементов — и вообще все, что связано с природными системами,
подчинено этой закономерности.

"Человек — это звучащий камертон

Основа функционирования любой системы - волновые процессы. Попробуем
определить, какие частоты колебаний наиболее близки человеческому
организму, как живой динамической системе. Известно, что если длина какого-
то тела, совпадает со всей длиной волны, то такое тело по отношению к ней -
полноволновой вибратор и поглощает эту волну. Это имеет решающее значение
при явлениях резонансного изоморфизма.
Если тело совпадает с половиной длины волны - то оно является
полуволновым вибратором: и поглощает, и излучает её. Если с четвертью длины
волны, то четвертьволновой - он, только излучает.
Известно, что все камертоны поглощают и излучают одну ноту - «ля».
Почему? Очевидно, всё дело в длине волны звука. Определим её.
Чтобы узнать длину волны, надо скорость её движения разделить на
частоту. Скорость звука в воздухе при + 25о С и нормальном атмосферном
давлении (760 мм. ртутного столба), равна 343 м/сек. Делим на частоту 440
Гц. Таким образом, длина волны звука «ля»:
343/440 Гц. = 0,77954 м.
Следовательно, полноволновой вибратор, по отношению к ней, должен
примерно равняться 78 см. Но ведь это - среднестатистическая длина
позвоночного столба взрослого человека. И, поэтому, человек является
камертоном, сам по себе. Мало того. Ширина его грудной клетки равняется
половине длины этой волны, а расстояние между ушными раковинами - четверти!
То есть, как минимум тремя своими параметрами человек настроен на ноту
«ля», как вибратор.

Интересная теория

“Универсальная эйнштейновская картина мира, сформулированная в
виде пресловутой ”королевы формул” ХХ века Е = МС2
, навязываемая нам с
неумолимым упорством, лишенная даже тени присутствия человека, обесче-
ловеченная мера абстрактного Космоса, под резцом исследовательской мыс-
ли Гладкова пережила пигмалионовскую трансформацию одушевления и
очеловечивания. И преобразилась в формулу XXI века R = N
1/3
(формула
приращения объема), где Вселенная рассматривается через Человека, ибо ка-
ков Человек, такова и Вселенная. С этого тождества, по суждению автора,
необходимо начинать любое научное рассуждение (исследование). Без соз-
нания, в котором отражается и расцветает Мир, нет самого Мира. А стало
быть, и закона распространения звука, и системы координат. Законы гармо-
нии подчиняются закону сознания: они таковы, каковы свойства самого соз-
нания.” (из статьи Ю.Г.Шишиной “Формула Столетия”. Цитировано по кн.
Проблемы космической безопасности).
Сферодинамика как научно-теоретическое направление раскрывает
принципы построения сенсорного пространства Человека как основного ин-
струмента познания. Сенсорное пространство - пространство чувственного
восприятия человеком окружающего мира. Структуру этого пространства со-
ставляет Система сферических - равных между собой концентрических Объ-
емов (СРКО). В основе этой структуры лежит Шкала натурального музы-
кального звукоряда (ШНМЗ), интервальные соотношения которой соответ-
ствуют каждому из 240 объемов данной системы. По существу, СРКО - это
объемная модель, отражающая семеричность окружающего пространства
(Мира), в котором живет и которое творчески преобразует Человек.
Находясь внутри этого пространства, Человек представляет собой
пульсар - генератор энергии, создающей Гармоничный резонанс (в идеале) с
Природой и Космосом.
Источником гармоничного резонанса человека и при-
родой и космосом является звук - носитель информации и энергии. Благода-
ря обмену звуковой информацией (частотной, интонационной, вербально-
семантической и т.п.) возникает процесс общения как акт воспроизведения и
восприятия создаваемого информационно-энергетического потока.
Энерге-
тическая составляющая обеспечивает распространения, а точнее - заполне-
ние пространства звуковой информацией. Любой процесс имеет свой настро-
ечный контур и необходимый индикатор. Таким индикатором является инди-
видуальный камертон, детерминированный антропометрическими парамет-
рами человеческого тела - точнее длиной позвоночника. Исходной частотой
эталонного камертона - а
1
(звук ля первой октавы - от греч. окта - 8) = 440
Гц. Длина волны этого звука (при t
0
20 C) и при скорости 343 м/с = 760 -780
н/м или мм., что и составляет среднестатическую длину позвоночника взрос-
лого человека.

Индивидуальным же камертоном, определяющим уникальность звукового
портрета любого человека (тембр, интонационность голоса) следует считать верх-
нюю певческую форманту (ВПФ - Fв
), числовое значение которой определяется
как Fв = 440 А
(1/3)
= 2734,4 Гц.
В “чистом” виде, считал Б.В.Гладков человеческим голосом верхнюю фор-
манту воспроизвести невозможно. Однако, при правильном звукоизвлечении верх-
няя форманта слышна в каждом звуке человеческого голоса, обретающем в этом
случае “металлический” оттенок - воспринимаемый на слух как “звон”.
Именно наличие в звуке характерного звона и определяет качество его источника и
экологическую детерминанту - эффективность технологии, примененной для его
(источника - вокального голоса, духового инструмента) формирования. По своим
антропометрическим свойствам, ВПФ является энергетическим ядром сфероида в
Системе равных концентрических объемов (СРКО, см. рис. 1). Она представляет
собой пульсирующий сфероид, обеспечивающий динамический характер процессу
формирования СРКО и любой живой, развивающейся Системы (в том числе твор-
ческих способностей индивида). В этот состоит суть Сферодинамики в теоретиче-
ском и практическом ее значении.
Рис.1 Антропометрическая модель Системы Равных Концентрических Объемов
(СРКО) как структурно-содержательная основа (методологическая) построения програм-
мы, где: R - радиус некоторой сферической поверхности; R 1 - радиус поверхности сферы
(объема), принятой за начало отсчета в развертывании последующих сферических объе-
мов (R 2; R 3 и далее); G - слой критического объема.
Подобная модель дает возможность проследить качественные изменения
свойств личности, сформированных в результате ее творческо-познавательной дея-
тельности (от ребенка до старшего школьника) и произвести системный анализ
этих изменений. В основе построения подобной модели в отношении звукового
пространства лежат два основных фактора Сферодинамики (на уровне закона): 1 -
пульсирующий сфероид (как звуко-энергетическое ядро Звуко-информационной
среды и основа развивающейся системы) и 2 - приращение Объемов в структуре
СРКО, определяющие многомерность сенсорного пространства Человека, выра-
женного в формуле:

(2/3)
6
Ф = А; где: Ф = 1,618… - число Фидия или “золотое ядро”;
А - 240,2402… величина максимального критического объема пульси-
рующего сфероида;
(2/3) - математическая (объемная) характеристика относительной по-
верхности сфероида, а
6
- это индекс (номер) слоя ядра.
Интерпретация данной формулы в ее практическом значении такова: если Ф (число
Фидия) - это отражение золотой пропорции как символа устойчивости, известно-
го с древнейших времен, а А, в его числовом выражении представляет собой - ми-
ровую постоянную. Следовательно, построенная на основе приведенной формулы
динамическая Модель, обладает абсолютной устойчивостью (в своем развитии) и
максимальной эффективностью.
В практическом смысле, использование принципов Сферодинамики при раз-
работке и применении технологий творческого развития позволяет значительно
повысить их эффективность и обеспечить возможность выхода на уровень творче-
ской самореализации личности в направлениях:
- овладение навыками Объемного пения в любом возрасте и независимо от
природных голосовых данных;
- овладение навыками творческого музицирования на фортепиано с первого
занятия и без знания нотной грамоты;
- овладение навыками воспроизведения качественного звука (со звоном, вме-
сто шипящих, трескучих призвуков) на любом из духовых инструментов с первых
занятий на инструменте без излишних усилий и временных затрат.
Благодаря перечисленным возможностям создаются условий накопления
жизненной энергии и укрепления здоровья, в противовес истощения ресурсов ор-
ганизма при традиционном - “силовом” (трудо- и здоровьезатратном) подходе,
приводящем к эксплуатации природного потенциала без должной отдачи в процес-
се музыкального образования на всех его ступенях. Думается здесь есть над чем
поразмыслить родителям и пытливым педагогам-музыкантам. В данном случае,
научный подход открывает новые перспективы, не только в развитии музыкально-
творческих возможностей детей и взрослых, укрепления их здоровья, но и создания
качественной - ЭКОЛОГИЧНОЙ Звуко-информационной среды"

Подробности в кн. “ Б.В.Гладков, Сферодинамика. Математические начала объёмного мышления. СПб,

Материал собирался на просторах сети:))) Ссылки
http://www.djembuka.ru/music/gamma.php
http://www.zaikanie.net/2009_07_01_archive.html
http://314159.ru/gagin/glava2.htm
"

Онлайн тюннер (камертон) предназначен для настройки гитары на слух. С помощью него вы сможете услышать как должна звучать настроенная гитара и соответственно настроить свою.

Важно! Не забудьте включить колонки или наушники перед использованием данного тюнера!

Онлайн тюнер-камертон

Кнопки на тюнере соответствуют звукам шести открытых (не прижатых) струн вашей гитары. С права налево:

  • 1 струна — e (нота «Ми»)
  • 2 струна — b (нота «Си»)
  • 3 струна — g (нота «Соль»)
  • 4 струна — d (нота «Ре»)
  • 5 струна — a (нота «Ля»)
  • 6 струна — e (нота «Ми»)

То есть от самой тонкой, до самой толстой.

Настройка гитары

Нажмите переключатель на тюнере и слушайте как должна звучать открытая струна. Далее на своей гитаре поворачивая колок на головке грифа настраивайте струну так, чтобы струна на вашей гитаре звучала в так же как в тюнере. Для более точной настройки используйте .

  • Если тюнер не отображается на странице вашего браузера установите на ваш компьютер Adobe Flash Player .
  • Поворачивайте колки понемногу, чтобы случайно не перетянуть и не порвать струну.
  • Если у вас новые струны, то после настройки всех струн от первой по шестую (или наоборот), я рекомендую проверить их звучание в обратном порядке. Дело в том, что новые струны растягиваются под натяжением и их необходимо под настраивать более одного раза.
  • Чтобы не портить свой музыкальный слух, настраивайте свою гитару перед каждым занятием. Чтобы всякий раз не тратить на поиски тюнера своё время, добавьте страницу в закладки или сохраните её в соц. сетях.
Рекомендуемый контент: