Музыкально-литературная гостиная пушкинская осень. Музыкальная гостиная

Музыкально-литературная гостиная пушкинская осень. Музыкальная гостиная

1 декабря 2017 года в дошкольном отделении, расположенном по адресу: ул. Чертановская, д. 62, корп. Б , прошло межрайонное мероприятие: Музыкальная гостиная "Приобщение дошкольников к музыкальному искусству в рамках построения модели преемственности 1 и 2 ступени общего образования и реализация технологии эффективной социализации Н.П. Гришаевой «Ситуация месяца: Я - житель земного шара»" для старших методистов, старших воспитателей, ответственных за дошкольное образование, педагогов-психологов, воспитателей МРСД-30.

Старший методист Левина Ирина Олеговна познакомила гостей с новой технологией эффективной социализации дошкольников (Н.П.Гришаевой) «Мастерские», Клуб «Снами интересно» и особенностями ее реализации на практике в дошкольном отделении.

Гостей мероприятия, воспитанников старшего дошкольного возраста, волонтеров ожидало необычное посещение Музыкальных гостиных разных стран мира. В одной из групп можно было познакомиться с народными традициями Японии, побывав на чайной церемонии; послушать традиционную японскую песню «Сакура» в музыкальном сопровождении на бамбуковых флейтах сякухати и бау, и струнном муз. инструменте бузуки; посмотреть японский танец с зонтиками, а также поиграть в национальную игру «Торянсэ». В другой группе можно было узнать деревенские традиции родной страны: какую одежду носили и о чем она могла рассказать; познакомиться с музыкальными инструментами: владимирский рожок, кугиклы, балалайка и под их звучание послушать русские народные: колыбельную и рекрутскую песни, а также поиграть в русскую народную игру «Заинька». В музыкальном зале была представлена немецкая музыкальная гостиная. В ее стенах звучала народная немецкая песня «Спи моя радость, усни» в сопровождении кельтской арфы. Задорный танец, исполненный сотрудниками дошкольного отделения под музыку «Богемской польки» Иоганна Штрауса никого не оставил равнодушным. А немецкая народная игра «Шоколад» оказалась очень похожа на русские «Жмурки!»

Дети получили не только эстетическое наслаждение, но и навыки разновозрастного общения, которые проявились вумении присоединяться к играющим детям, предлагать помощь сверстнику, играть по правилам, выражать симпатию, принимать комплименты, проявлять инициативу, выражать чувства радости и справляться со смущением. Приятно отметить, что многие научились выражать благодарность не требуя взамен поощрения взрослых.

Музыкальную гостиную организовали и провели: старший методист Левина И.О., старшие воспитатели: Чижикова М.А., Иванцова Е.Б., педагог-психолог Кузнецова Н.И., учитель-логопед Беляева М.Н., музыкальные руководители: Скурида М.В., Братищева Ю.Н., родители: Денис Юрьевич Скурида, воспитатели: Малышева Я.В., Акберова З.Т., Сычева С.А., Аверьянова А.П., Жемис Е.В., Архипова А.Ю., Лихачева Ю.С., Жигулина М.В., Целых С-Б.Н., Некрич В.В., завхоз Демичева С.А., учителя школы: Майорова М.Н., Кучумова А.И., ученики 2 "Б" класса, выпускники детского сада Беляев Андрей (в роли рекрута), Беляева Юлия (рассказчица)

Также большую помощь в организации предметно-развивающей среды оказали: Рыбкина С.Н., Архипова А.Ю., Матвеева Т.Г., Ланговая М.А., Чернова Т.В., Шувалова Е.В., Подгорная Н.Ю., Лесникова М.В.

При формировании основ музыкальной, художественной и эстетической культуры дошкольников педагогу следует ориентироваться на такую форму взаимодействия с детьми как «Музыкальная гостиная» .
Это цикл литературно-музыкальных занятий , в процессе которых осуществляется комплексное использование различных искусств, взаимосвязь музыкальной, художественно-речевой, изобразительной и театрализованной деятельности.
Именно в рамках «Музыкальной гостиной» можно реализовать основные задачи образовательной области ».
Более конкретные задачи , которые решаются в процессе взаимодействия, можно сформулировать так:
1. Формирование познавательного интереса и любви к искусству в процессе приобщения к музыке, живописи, поэзии, художественному слову и движению.
2. Развитие музыкальности у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. умения переживать музыкальное произведение в соответствии с его образным содержанием.
3. Развитие музыкального восприятия и музыкальных способностей, обеспечивающих возможность более тонкого слушания музыки, различения ее главных компонентов в звуковой ткани произведения.
4. Обогащение музыкальных впечатлений детей в процессе их знакомства с произведениями мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей.
5. Формирование музыкального вкуса детей, оценочного отношения к прослушанным произведениям, к собственному творческому самовыражению.
Задачи достаточно сложные, да и сама форма проведения «Музыкальной гостиной» подразумевает высокий профессионализм педагога.

Как происходит формирование художественного и музыкального восприятия?
На первом этапе (при первом ознакомлении, прослушивании) — целостное восприятие, осознание общего характера произведения.
На втором этапе (при повторном прослушивании) — дифференцированное восприятие, уточнение представления, различение отдельных эпизодов в произведении.
На третьем этапе (при завершении работы над произведением) — осознание выразительной роли отдельных средств в связи с развитием музыкального образа и целостное повторное восприятие.

Методы, приемы и формы организации «Музыкальной гостиной»
Формирование восприятия музыки у дошкольников предполагает обучение внимательному слушанию музыкальных произведений, элементарному их анализу (определение характера, доступных средств музыкальной выразительности), узнаванию неоднократно прослушанных пьес или фрагментов из них.
Используются различные методы — наглядно-слуховой метод, наглядно-зрительный, словесный, практический. Кроме традиционных методов, желательно применять методы, разработанные автором программы «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой , — метод контрастных сопоставлений произведений и метод уподобления характеру звучания музыки. Кстати, данная программа полностью соответствует задачам и требованиям ФГОС ДО.

Наглядно-слуховой. Метод контрастных сопоставлений произведений состоит в том, что используется качественная аудио (видео) запись и «живое» исполнение произведения педагогом. Этот метод значительно обогащает восприятие музыки и заостряет внимание детей на разнице звучания.
Осознанному усвоению и закреплению знаний способствуют музыкально-дидактические игры с использованием наглядно-слухового метода. Например «Музыкальная викторина», «Угадай мелодию» и др.
Использование приемов сравнений, контрастных сопоставлений различных видов (контраст стилей, жанров, контраст внутри жанра, контраст настроений и т.д.) заинтересует детей и придаст обучению проблемный характер.

Наглядно-зрительный. Чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы или иллюстрировать незнакомые явления, необходимо применение следующей зрительной наглядности :
— показ репродукций картин, иллюстраций, рисунков, фотографий, игрушек, изображений инструментов, портретов композиторов;
— использование цветных карточек (прием цвет-настроение), что поможет детям применить новое слово и в игровой форме высказаться о характере музыки;
— иллюстрирование сказок с помощью настольного театра на фланелеграфе;
— использование карт-схем, приемов моделирования (расположение звуков по высоте, определение частей произведения и их количества и т.д.).

Словесный. Одним из важных методических приемов работы в музыкальной гостиной является слово педагога . Оно должно быть эмоциональным, лаконичным, соответствующему уровню речевого развития детей. Пояснения педагога должны раскрывать, прежде всего, музыкальный образ. Такой комментарий помогает детям настроиться на восприятие музыки. Например, О.П. Радынова в программе «Музыкальные шедевры» допускает сопровождение звучания музыки тихими, выразительными пояснениями.
Поэтическое слово (загадки, стихи, сонеты и т.п.) могут предварять прослушивание музыкального произведения, если оно созвучно ему по настроению. Если же педагог хочет сопоставить стихотворение с музыкой, лучше прочитать его после уяснения детьми ее характера. С той же целью можно использовать чтение стихов детьми, выученных заранее.
Литературный образ сказок подготавливает детей к восприятию музыкального образа. Обыгрывание сказочного сюжета с помощью игрушек или фигурок на фланелеграфе содействует более глубокому пониманию сюжетной линии музыкального произведения.
Педагог может использовать форму кратких описательных рассказов, бесед, постановки вопросов и заданий, активизирующих восприятие музыки.

Практический. Метод уподобления характеру музыки. Чтобы ребенок почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими и творческими действиями. Этот метод включает в себя следующие приемы :
— моделирование элементов музыки движения (художественное движение, дирижирование, игры-превращения);
— вокализация (интонирование мелодии, исполнение песен детьми);
— выражение образного содержания характера музыки мимикой;
— оркестровка музыкальных произведений (выбор и использование наиболее выразительных тембров инструментов, соответствующих характеру звучания музыки, различение отдельных ее частей);
— инсценирование песен, подвижные игры;
— выражение восприятия музыки через продуктивные виды деятельности (рисование, аппликация и т.д.).

Организация занятий
Чтобы занятия в «Музыкальной гостиной» были более продуктивными, разнообразными и запоминающимися, необходимо использовать разные формы организации этих занятий. К таким формам можно отнести:
— занятия-беседы;
— занятия-путешествия (во времени, в пространстве, по сказкам и т.д.);
— занятия, простроенные на основе содержания той или иной сказки;
— беседа-концерт (о творчестве композитора, о жанрах в музыке и т.д.);
— сюжетные занятия (идем в гости, встречаем гостя).

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Задачи:

Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми в детском саду, направленной на формирование основ музыкальной культуры у всех участников педагогического процесса.
Развивать творческий потенциал взрослых и детей.
Активизировать мыслительно-поисковую деятельность взрослых и детей.
Способствовать гармонизации детско-взрослых отношений через организацию совместной деятельности и общения.

Ход мероприятия:

Под музыку выходит ведущая, в руках у нее букет из разноцветных нот.
Ведущая: (читает стихотворение И. Волобуевой)

Как многогранна музыка! Как юно
Она, звуча сквозь времени пласты,
В сердцах людских затрагивает струны
Любви, печали, памяти, мечты.

Здравствуйте, большие и маленькие гости нашей музыкальной гостиной! Посмотрите, в руках у меня семь волшебных нот. Они сегодня расскажут нам очень много интересного о музыке. А вы знаете их названия?
Дети До, ре, ми, фа, соль, ля, си
Дети читают стихи:

Что такое ноты?
Это семь птенцов.
Что такое ноты?
Это трель скворцов,
Это до рассвета соловьи в садах…
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка у нас в сердцах!

Ведущая: Когда – то давно В.А. Сухомлинский написал, что «детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии. Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую высоту культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознаёт своё достоинство». Его слова все также актуальны и в наше время.
Дети читают стихи:

Музыка – это не только лишь звук,
Музыка – это движенье,
И вылетает, как птица из рук
Нот беспокойных круженье.
***
Уносит музыка нас в прошлые века,
Ведь нам туда другой дороги нет,
Нас ждет чудес там много, а пока
Для всех звучит сегодня менуэт.

Дети исполняют танец «Менуэт»

Ведущая:

День встретишь веселою песней,
И вечером песню споешь –
Становится жизнь интересней
И мир – несказанно хорош.

Следующая нотка – песня. Я предлагаю всем гостям помочь ребятам исполнить песню «Улыбка» В.Шаинского.
Ведущая:

Союз прекрасный – музыка и дети!
Какое счастье слышать голоса,
Которых нет чудеснее на свете,
И видеть благодарные глаза.

А сейчас я предлагаю всем участникам поиграть в музыкальную викторину. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать на них. За правильный ответ вы будете получать веселую нотку.

Вопросы музыкальной викторины:

1. Как называется профессия человека, который сочиняет музыку? (Композитор)
2. Какой танец прославил Вену на весь мир? (Венский вальс)
3. Какой предмет нужен исполнителю песни, чтобы его голос звучал громче? (Микрофон)
4. Какой музыкальный инструмент привязывали на русскую тройку? (Колокольчик)
5. Какое музыкальное произведение прославило Мендельсона? (Свадебный марш)
6. Какой самый большой музыкальный инструмент в мире? (Орган)
7. На каком музыкальном инструменте играют все малыши на свете? (Погремушки)
8. Как называется профессия человека, который исполняет разные песни?). (Певец)
9. Как называется самый известный русский народный инструмент? (Балалайка)
10. С какой птицей сравнивают певца с красивым голосом? (С соловьем)

Ведущая:

Много звуков чудесных в природе –
Соловей в тихой роще поет…
Но волшебные звуки мелодий,
Композитор для нас создает.

И следующая нотка это выступление мамы. Она нам исполнит нам произведение на гитаре. А кто знает слова песни, подпевайте.

Ведущая Помогая ходу истории,
Пробуждая совесть и честь,
Героические оратории
И симфонии в мире есть.
Но меж ними храня и милуя,
Беззаветно любя людей,
Существует улыбка милая –
Танец маленьких лебедей. (М. Алигер)

Дети исполняют «Танец маленьких лебедей»

Ведущая: У меня в руках следующая нотка. Всем малышам мамы поют на ночь колыбельные песни, давайте сегодня мы устроим конкурс среди мам на лучшее исполнение колыбельной песни.

Проводится конкурс «Колыбельная песня».

Победители и участники награждаются скрипичными ключиками.
Девочка читает стихотворение

Берёзовая роща – это арфа:
На ней играет набежавший ветер
Простую, незатейливую песню…
К дороге подошедший перелесок,
Как парень, растянул свою гармонь –
Широкую мелодию Руси!
А лес сосновый – золотой орган,
И музыка его почти что зрима:
Она взлетает вверх с движеньем кроны.
И вижу я в орешнике – рожок,
И слышу я в осине – балалайку,
И клён звенит,
Как бубен настоящий!
И я теперь совсем не удивляюсь,
Как много музыкальных инструментов
Подметил у природы человек…

Ведущая: Уважаемые гости, наши ребята тоже очень любят играть на музыкальных инструментах и сейчас они исполнят для вас
Ведущая. А вот и радужная, волшебная нотка.

Мне снилась музыка. Она
Легко меняла очертания:
Как облако и как волна,
Как снежный день, как ночь слепая,
То сладостна, то солона,
То на изгибах зелена,
То золотисто-голубая
Мне снилась музыка… Во мгле
Такая в ней светилась сила!
И всё, что было на земле.
Всё из неё происходило.

(Владимир Лазарев)

Дети исполняют танец «Волшебство»

Ведущая: Известный русский педагог В.А. Сухомлинский считал, что музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта. Это воспитание человека». Поэтому так важно развивать у ребенка музыкальные способности с самого раннего детства, приобщать ребенка к волшебному, прекрасному и удивительному миру музыки. И сегодня я хочу закончит нашу встречу замечательным стихотворением Е.Винокурова:

Есть внутренняя музыка души…
Она как память о полузабытом,
Она как дальний шум. Не заглуши
Ее с годами буднями и бытом!
Она таится в глубине, светя
Порой в случайном слове, в слабом жесте.
Ее имеют многие. Дитя
Лишь обладает ею в совершенстве.

Звучит вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» композитор Е.Дога, дети и взрослые танцуют, уходят домой.

Организация: МОУ детский сад № 128

Населенный пункт: Волгоградская область, г. Волгоград

Цель: познакомить родителей и детей с культурно-досуговыми центрами города, где можно услышать классическую музыку

Ход мероприятия

Под негромко звучащую музыку («Вальс-бостон» (ретро)диск «Бальные танцы»оркестр Густава Брома) дети с родителями входят в зал, занимают места согласно билетам (стулья пронумерованы).

Воспитатель : Здравствуйте, друзья! Сорок лет назад, в 1973 году, было принято решение о проведении 1 октября Международного дня музыки. Наш сегодняшний вечер посвящен этому удивительному искусству.

Путешествуя по свету,

Обходя кругом планету,

Фея музыки сейчас-

Вот она! В гостях у нас!

Под музыку в зал входит Фея Музыки (музыкальный руководитель) с «волшебной палочкой» в руках.

Фея: Здравствуйте, гости дорогие,

Маленькие и большие!

Я по свету путешествую немало,

В детский сад к вам заглянула для начала.

Воспитатель : Предлагаю поздороваться с нашей гостьей. И пусть это приветствие будет музыкальным.

Дети с родителями встают в круг. Проводится коммуникативная игра «Здравствуйте!» муз.и сл.М.Картушиной.

Фея: Мы поздоровались музыкальными звуками. Они отличаются особой красотой и певучестью. В отличии от шумовых звуков (дети и взрослые имитируют шелест листьев, шум дождя, завывание ветра, крики птиц) , которые существуют как бы сами по себе, музыкальные звуки придумал человек.

Воспитатель : Фея Музыки, расскажите, где можно Вас встретить?

Фея : Задайте этот же вопрос при помощи музыки!

В исполнении воспитателя звучит 1-й куплет песни «Где же дом у музыки?» М.Еремеева (музыка) и С.Еремеев (слова).

Фея : Чтобы ответить на ваш вопрос, предлагаю совершить музыкальное путешествие по нашему городу. А проведут нас по местам, где живет музыка, ребята и их родители.

Палочкой волшебной я взмахну,

В страну музыки с собою поведу!

Взрослый (или старший брат, сестра) и ребенок младшей группы, которые посетили музыкальную школу, рассказывают о ней, демонстрируя совместный рисунок, книгу-самоделку о музыкальном инструменте(на экране – фотография).

Фея : Сегодня к нам в гости приехали воспитанники этой детской школы со своими музыкальными инструментами, чтобы выступить перед вами. Давайте поприветствуем их аплодисментами!( аплодисменты)

Фея : Первой прозвучит скрипка (выходит скрипачка). Источник звука этого инструмента-4 струны и смычок. Послушайте, как звучит скрипка.

Выступление скрипачки. На экране демонстрируется слайд скрипки..

Фея : С фортепиано вы уже знакомы. Звук извлекается нажатием клавиш громко (форте) или тихо (пиано). Послушаем его звучание в исполнении юного музыканта.

Выступление пианиста (можно предложить детям подойти к инструменту).

Фея : Пришло время подкрепиться!

Кастрюля-хитрюля нам что-то сварила,

Нам что-то сварила, платочком накрыла,

Платочком накрыла и ждет нас-пождет,

И ждет нас-пождет, когда кто-то придет! (В.Пикулева)

Кто-то из детей подходит и приоткрывает платочек. Внутри кастрюли деревянные палочки-«ложечки».

Помешивая деревянной палочкой в стаканчике «кашу», дети и родители подпевают «Варись, кашка!» (технология «Музыкальная ритмика» Затямина Т.А.)

Фея : Пора продолжить наше путешествие. Еще один мой дом в… троллейбусе! Да,да, вы не ослышались! Об этом нам расскажут…(называет имена детей и родителей, совершивших музыкально-экскурсионный маршрут в рамках проекта «Синий троллейбус»).

Рассказ детей и родителей о «Синем троллейбусе» с показом фотографий, детско-родительских рисунков гитары.

Фея : Песни, которые звучат в этом необычном троллейбусе, исполняются под аккомпанемент струнного щипкового инструмента – гитары.

Выступление гитариста (слайд с изображением музыкального инструмента).

Фея : Одна из песен, которая звучит в этом троллейбусе-«Разноцветная игра». Предлагаю станцевать под ее звучание.

Я прошу вас всех подняться

И немножечко размяться!

Звучит фонограмма песни «Разноцветная игра» (А.И. Буренина программа «Разноцветная мозаика»). Дети и родители танцуют.

Фея : Центральный концертный зал (показ слайда) еще одно место, где живет ее величество Музыка. Побываем и там. Но сначала у меня есть вопросы к родителям:

1) Кто сочиняет музыку? (композитор)

2) Кто исполняет музыкальные произведения?(музыканты)

3) Если поэт и композитор работают вместе, то получается…(песня)

4) Кто руководит оркестром? (дирижер)

5) Что является главным в музыкальном спектакле? (музыка).

Рассказ мамы и воспитанника младшей группы, побывавших в концертном зале, демонстрация фотографий, совместно изготовленной афиши.

Фея: Флейта – наиболее древний духовой музыкальный инструмент. Ее разновидность – свистулька – известна давно. Послушаем и ее звучание.

Выступление флейтистки.

Под аккомпанемент флейты проводится игра «Волшебный мешочек» (технология «Музыкальная ритмика» Затямина Т.А.)

Фея : Настоящим домом не для одного, а для более трехсот музыкальных инструментов стал музей музыкальных инструментов имени Е.Н.Пушкина, находящийся в Кировском районе города Волгограда,В этом году ему исполняется 110 лет. Послушаем тех, кто побывал в нем.

Рассказ посетителей музея с демонстрацией самодельного барабана.

Дети с родителями исполняют «Пляску с музыкальными инструментами» (Суворова Т.И. «Танцуй, малыш!» сб.2)

Фея : Вот и подошло к концу наше музыкальное путешествие по городу. Пора прощаться! Теперь вы знаете, где живет музыка. Приглашаю всех посетить места, о которых вы узнали сегодня и насладиться звучащей там прекрасной музыкой.

Совместный хоровод детей, родителей и воспитанников ДМШ «Прощание» (методика Железновой)

Спасибо юным музыкантом за их выступления, ребятам и их родителям за их рассказы.

Звучат аплодисменты. Дети дарят цветы музыкантам.На память о встрече воспитанники и родители получают музыкальные сувениры

Фея : А сейчас вы можете подойти и поиграть на любом из музыкальных инструментов.

Дети свободно подходят к инструментам, играют на них под наблюдением взрослых.

Цель: воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе через изобразительное искусство, музыку и поэзию.

Задачи : через эмоциональное восприятие произведений искусства закрепить и обобщить знания об осени и её признаках. Развивать умение давать эстетические оценки, высказывать своё мнение, соотносить по настроению образцы живописи, музыки и поэзии. Будить фантазию и воображение, развивать ассоциативное и образное мышление. Совершенствовать умение понимать настроение музыкального произведения, передавать его в движении. Развивать образную речь дошкольников, расширять словарный запас детей. Воспитывать умение коллективно работать, учитывая мнение товарища, избегать конфликтных ситуаций.

Материал:

Репродукции картин:

И. Левитан «Золотая осень», «Осенний пейзаж с церковью», «Октябрь»; С. Кротова «Осень»; Ф. Васильев «Буря»; А. Жданов «Октябрь»;

И. Курныков «Осенний дождь»; Ю. Бобин «Ноябрь».

Музыкальный ряд:

С. Намина «Мы желаем счастья вам»; А. Бородин «Полька»; Ф. Черчель «Вальс»; П. Чайковский «Октябрь»; Майкопар «Бурный поток»; М. Легран «Шербугские зонтики»; Спадавеккиа «Старый жук»; Паулс «Пасмурно»; А. Рубинштейн «Мелодия».

Осенние разноцветные листья на каждого ребенка; 2 листа ½ ватмана, цветной картон; гуашь, кисти, ножницы, клей.

Корзина, украшенная листьями, с маленькими коробочками сока (угощенье).

Предшествующая работа:

Согласно плана проекта – циклы занятий по ИЗО, ознакомление с искусством, художественной литературой; наблюдения за осенними явлениями в природе.

Рассматривание репродукций картин, изображающих осенний пейзаж, прослушивание музыкальных произведений на тему осени. Беседы об увиденном и услышанном.

Разучивание стихов и песен об осени. Подготовка музыкального материала с помощью педагога и учеников Центра Детского Творчества.

Ход занятия:

Дети под музыку С. Намина «Мы желаем счастья вам» входят в зал, встают полукругом и поют припев песни, здороваются.

Воспитатель – Мы рады гостям, рады друг другу. Давайте улыбнемся всем: тому, кто справа, тому, кто слева, кто впереди вас. Пусть у всех будет хорошее настроение.

Затем дети проходят на стульчики.

Воспитатель - сегодня мы с вами поговорим о чем-то прекрасном и знакомом для вас. А что это, вы узнаете из загадки: (воспитатель загадывает загадку)

Вот художник так художник!

Все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим,

Кто художник этот? (Осень)

Воспитатель - да, мы с вами еще раз поговорим об осени, ведь это время года необычное. Оно такое разное. Хоть все считают, что осень – грустная пора, но ведь, она приносит с собой не только хмурое небо и холодный дождик, но и красоту и радость, которую мы можем встретить в осенних садах, скверах и лесах.

Из всех картин осеннюю люблю.

Достойно мудрой красоты её звучанье.

Слезами, полными любви и увяданья,

Роняет робко осень молодость свою.

Нет ни одного человека, который не любовался бы красками осени, а какие краски у осени? (ответы детей). Поэтому на это время года обращали свое внимание художники. Сколько замечательных картин, пейзажей написано об этом времени года, вы только взгляните (воспитатель обращает внимание всех на выставленные картины).

Я предлагаю на время стать всем художниками и оставить на листе ватмана яркие краски осени, а в конце нашей встречи мы увидим во что превратятся ваши мазки. (Техника рисования - «монотипия». Все участники вечера наносят яркие пятна на силуэт листочка, а сверху накладывают белый лист с силуэтом и разглаживают рукой).

Воспитатель - осень воспевали и поэты, они этому времени года посвятили свои чудесные стихи, которые сегодня мы с вами услышим.

Так же это время года нашло свое отражение и в музыке, ведь осень дарит нам столько эмоций, столько чувств, а это может выразить музыка. А подарят нам звуки и настроение осени наши гости из Центра Детского Творчества.

Воспитатель – сейчас хочу проверить, как вы знаете приметы осени, и загадаю несколько загадок:

И тонок, и долог, а сядет – в траве не видать (дождь).

Летит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, слышишь его, а не видишь (ветер).

Его весной и летом все видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки (дерево).

Рыжий Егорка упал в озёрко. Сам не утонул и воды не всколыхнул (осенний лист).

А вот о верной примете осени прочтут стихотворение наши детки (трое детей).

Верная примета

Г. Ладонщиков

Ветер тучи гонит,

Ветер в трубах стонет,

Дождь косой, холодный

По стеклу стучит.

На дорогах лужи

Морщатся от стужи,

Под навесом прячутся

Грустные грачи.

Верная примета,

Что проходит лето,

Что спешит с подарками

Снова осень яркая,

Воспитатель – да, начинается осень с ярких красок, которые дарят столько эмоций, удивленья. Вот послушайте, как настроение стихотворения «Осень» передается в музыке.

А. Бородин «Полька» (исполняют гости), а прочтет стихотворение Артем.

Осень

З. Фёдоровская

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень:

Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

(На полу заранее разложены разноцветные листья.)

Воспитатель - посмотрите, сколько красивых листочков. Откуда они? (ответы детей). Да это нам подарил листопад. Послушайте Никиту.

Листопад

Ю. Коринец

Вьётся в воздухе листва,

В жёлтых листьях вся земля.

У окошка мы сидим

И глядим наружу.

Шепчут листья: - Улетим! -

и ныряют в лужу.

Воспитатель - давайте возьмем в руки эти красивые листочки, и устроим листопад.

(Дети под звуки польки подбрасывают листья и выполняют дыхательное упражнение «подуем на листочки».)

Воспитатель - На что похож этот листопад? (ответы детей). Вот послушайте, о чем вам расскажет Вероника. (Дети собираются в круг.)

Озорники

Л. Разводова

Закружился надо мной

Дождь из листьев озорной.

До чего же он хорош!

Где такой еще найдешь –

Без конца и без начала?

Танцевать под ним я стала,

Мы плясали, как друзья, -

Дождь из листиков и я.

Воспитатель - я предлагаю потанцевать всем с листиками, а помогут нам в этом наши гости и исполнят вальс композитора Ф. Черчеля, этот танец очень хорошо передает кружение листочков.

Танец – импровизация с листочками.

Воспитатель - Хорошее у вас настроение? Это настроение от красок, звуков листвы и ее кружения дарит нам 1месяц осени. (какой? сентябрь). Как такую осень называют? (золотая, почему?).

Но вот на смену сентября приходит, что? (октябрь). Он дарит не только хорошее, радостное настроение, но бывают дни и серые, и хмурые, когда бывает плохое настроение, вот посмотрите на картину И. Левитана «Октябрь», а Андрей прочтет стихотворение:

В октябре

Г. Ладонщиков

Серый день короче ночи,

Холодна в реке вода,

Частый дождик землю мочит,

Свищет ветер в проводах.

Опадают листья в лужи,

Хлеб убрали в закрома,

До прихода зимней стужи

Утепляются дома.

Воспитатель - я предлагаю послушать отрывок музыкального произведения П. Чайковского из цикла «Времена года», которое так и называется «Октябрь». И вы почувствуете всю грусть и печаль этой поры, а исполнит его Людмила Владимировна.

Но бывает не только грустно, но и тревожно, ведь осенью наступает пора ненастья. Расскажет об этом Соня (картина Ф.Васильева «Буря»):

Ненастье

А. Тихонов

Задрожали листья, облетая,

Тучи неба закрыли красу,

С поля буря, ворвавшись, злая

Рвёт, и мечет, и воет в лесу.

Воспитатель - вот послушайте, как композитор Майкопар передал такое состояние природы, а пьеса так и называется «Буря».

Воспитатель - пусть ненастных серых дней будет поменьше, и пусть природа подарит нам радость от встречи с осенью. Предлагаю полюбоваться картинами осенней природы на нашем вернисаже, а музыка М. Леграна «Шербугские зонтики» поможет передать все настроения этого удивительного времени года.

(Дети проходят к импровизированной выставке картин.)

Воспитатель - Чем же человек занят в осеннюю пору? (ответы). Человек утепляет свое жилье, помните, как говорилось в стихотворении:

До прихода зимней стужи

Утепляются дома.

А как он утепляет? (ответы). Вот послушайте, Лиза расскажет, что произошло в одной семье:

Агния Барто

Мы не заметили жука

И рамы зимние закрыли,

А он живой, он жив пока,

Жужжит в окне,

Расправив крылья...

И я зову на помощь маму:

Там жук живой!

Раскроем раму!

Воспитатель – как вы думаете, спасли жука? Давайте потанцуем и поиграем с жуком, а помогут нам дети из ЦДТ и композитор Спадавеккиа с песенкой «Старый жук». Приглашайте своих родителей в круг.

Танец – игра.

Воспитатель - ну, вот мы и повеселились, утеплили свои дома, чтобы не замерзнуть, потому, что наступает какая осень? (поздняя). Вот мы и добрались до последнего месяца осени, это месяц? (ноябрь). Что говорит народ про эту пору? «Ноябрь - предвестник зимы». Послушайте, как грустно звучит это стихотворение, которое прочтет Настя:

Осень

И. Мазнин

Что ни день – то резче ветер

Рвет в лесу листву с ветвей…

Что ни день – то раньше вечер,

А светает все поздней.

Медлит солнышко, как будто

Подниматься силы нет…

Потому и всходит утро над землей

Почти в обед.

Воспитатель - как хорошо передано это грустное, осеннее настроение в произведении Р. Паулса, которое называется «Пасмурно». (Картина Ю.Бобин «Ноябрь», исполняют пьесу гости).

Воспитатель - Ну вот и пролетели мимо нас все три месяца осени, и природа приготовилась к встрече зимы.

(Звучит «мелодия» А. Рубинштейна и воспитатель читает стихотворение).

Стоят леса полупустые,

Слова, роняя золотые,

Проходит осень по лесам.

Уже позванивают льдинки.

Уже прохладна синева,

Уже висят на паутинке

Её прощальные слова.

Воспитатель - уходит осень, но оставляет приятные чувства, ведь она нам подарила столько красок и эмоций, а еще что? Нам расскажет Арсений М:

Осень

И. Винокуров

Ходит осень

В нашем парке,

Дарит осень

Всем подарки:

Бусы красные –

Фартук розовый –

Зонтик желтый –

Фрукты осень

Дарит нам.

Воспитатель - выносит корзину, украшенную осенними листьями, а в ней сок.

(Дети получают в подарок коробочки с фруктовым соком.)

Воспитатель - Хочется, чтобы в нашей памяти остались яркие воспоминания об осени, как пестрые осенние листья.

(Воспитатель напоминает, что в начале вечера дети рисовали яркие мазки, а родители вырезали из ярких полотен листья и наклеили на цветной ватман и получились картины.)

Эти картины украсят нашу группу и будут напоминать об этом вечере.

Одну воспитатель дарит детям, а вторую дети дарят гостям из ЦДТ и благодарят их за подаренную замечательную музыку, которая звучала в их исполнении весь вечер.

И нам приходит пора прощаться, так давайте пожелаем на прощанье всем счастья.

Дети встают полукругом и поют припев песни С. Намина «Мы желаем счастья вам», и под музыку выходят из зала.