Милосердие, сострадание — аргументы ЕГЭ. Примеры в жизни бескорыстие Проблема бескорыстной помощи людям аргументы

Милосердие, сострадание — аргументы ЕГЭ. Примеры в жизни бескорыстие Проблема бескорыстной помощи людям аргументы

Сначала вспомним лексическое значение этих слов.

Бескорыстный - чуждый корыстных интересов.

Корысть – выгода, материальная польза.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Благотворитель – тот, кто занимается благотворительностью.

Благотворительность – благотворительная деятельность.

Благотворительный – 1.О действиях, поступках: безвозмездный и направленный на общественную пользу.2.Направленный на оказание материальной помощи неимущим.

1

Перед вами интерпретация события из очерка Д.А.ГРАНИНА «МИЛОСЕРДИЕ».

Автор рассказывает о случае, который произошёл с ним. Однажды он упал и сильно ушибся. Еле-еле дошёл до ближайшего подъезда, был уже в шоковом состоянии. И всё-таки решил дойти до дома. Он был весь наполнен обострённым ожиданием помощи. Но… никто не помог.

Рассуждения писателя о таком отношении людей привели его к выводу о том, что уровень нашей отзывчивости заметно снизился. Автору захотелось вспомнить … военное время, когда «в голодной окопной жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него». Были, конечно, и исключения, Но автор заостряет внимание на главном жизненном правиле той поры – милосердии.

Писателя не покидает вопрос: что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.


Дополнительные сведения

Даниил Александрович Гранин (1919…) — русский писатель и общественный деятель.

Произведения:

  • 1954 - роман «Искатели»
  • 1962 - роман «Иду на грозу»
  • 1969 - повесть «Кто-то должен» (об учёных, о моральном выборе)
  • 1977-1981 «Блокадная книга» (хроники блокадной эпопеи Ленинграда; в соавторстве с Алесем Адамовичем)
  • 1987 - «Зубр» - документальный биографический роман о Н.В.Тимофееве-Ресовском)
  • 1994 - «Бегство в Россию»
  • 1997 - эссе «Страх»
  • 2000 - исторический роман «Вечера с Петром Великим»

Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский (1900-1981) – биолог, генетик. Основные направления исследований: радиационная генетика, популяционная генетика, проблемы микроэволюции.

2

Интерпретация фрагмента из статьи К.И.ЧУКОВСКОГО «АННА АХМАТОВА».

К.И.Чуковский знал А.А.Ахматову с 1912 года. Из воспоминаний этого писателя мы узнаём о ней как о человеке, который в любое время поможет, несмотря на то, что сама она часто испытывала жизненные затруднения. К.И.Чуковский рассказывает о событии, которое произошло в 1920 году. В Петрограде был лютый голод. Один из заезжих друзей оставил Ахматовой большую и красивую жестянку, где находился сверхпитательный, сверхвитаминный концентрат, изготовленный в Англии фирмой «Нестле». Одну маленькую ложку этого концентрата, разведённого в кипячёной воде, можно было считать самым сытным обедом. Однажды Ахматова, провожая гостей, ничуть не жалея, отдала «Нестле» К.И.Чуковскому, сказав, чтобы он позаботился о жене.

Дополнительные сведения

Корне́й Иванович Чуко́вский (1882-1969) – русский советский поэт, публицист, критик, переводчик и литературовед, детский писатель.

  • Крокодил (1916)
  • Тараканище (1921)
  • Мойдодыр (1923)
  • Муха-Цокотуха (1924)
  • Бармалей (1925)
  • Телефон (1926)
  • Федорино горе (1926)
  • Краденое солнце (1927)
  • Айболит (1929)
  • Приключения Бибигона (1945-1946)

Дошкольное воспитание:

  • От двух до пяти
  • История моего «Айболита»
  • Как была написана «Муха-Цокотуха»
  • Страничка Чукоккалы

Анна Андреевна Ахматова (Го́ренко); (1889-1966) – русский поэт, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик; одна из известнейших русских поэтов ХХ века.

Известна своей трагической судьбой. Хотя она сама не была в заключении или изгнании, репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей. Её муж Н.С.Гумилёв в 1010-1918 гг., расстрелян в 1921 г. Николай Пунин, спутник её жизни в 30-е годы, трижды был арестован, погиб в лагере в 1953 г. Единственный сын Лев Гумилёв находился в заключении в 1930-1940-х и 1940-1950-х г. Опыт жены и матери «врагов народа» отражён в одном из наиболее известных произведений Ахматовой – поэме «Реквием».

Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле (включая «персональное» постановление ЦК ВКП(б) 1946 года, не отменённое при её жизни). Многие её произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. При этом её имя вплоть до конца жизни окружала слава среди широких кругов почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.

Произведения

  • "Вечер" 1912 г.
  • "Чётки 1914-1923 гг.
  • "Белая стая" 1917, 1918, 1922 г.
  • "Подорожник" 1921 г.
  • "Бег времени" 1965 г.
  • "Ре́квием" 1935-1940 гг.

3

Интерпретация фрагмента из книги А.СЕДЫХ «ДАЛЁКИЕ, БЛИЗКИЕ».

Русский композитор Сергей Васильевич РАХМАНИНОВ… В книге А.Седых «Далёкие, близкие» автор делится впечатлениями от одного эпизода из жизни этого человека, нарушая слово, которое дал ему.

Однажды А.Седых в одной из газет написал о молодой женщине, которая попала в тяжёлое положение. На следующий день Рахманинов выслал чек на 3000 франков. Единственное условие, которое он поставил, чтобы об этом не сообщалось в газете и чтобы никто, тем более эта женщина, не знал о его помощи.

Сергей Васильевич Рахманинов, действительно, был бескорыстным, давая крупные пожертвования на инвалидов, на голодающих в России, посылая старым друзьям в Москву и Петербург множество посылок, устраивая ежегодный концерт в Париже в пользу русских студентов.

Дополнительные сведения

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) – русский композитор, пианист и дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку ХХ века.

Произведения:

  • опера «Скупой рыцарь»
  • этюды-картины для фортепиано
  • романсы: «Не пой, красавица, при мне» (на стихи А.Пушкина), «Весенние воды» (на стихи Ф.Тютчева) и др.
  • русские песни для хора и оркестра
  • симфонические танцы

Римский-Корсаков – Рахманинов, «Полёт шмеля»

Дополнительные сведения

Владимир Алексеевич Гиляровский (1855-1935) – писатель, журналист, бытописатель Москвы.

Основные работы:

  • "Трущобные люди" (1887)
  • "На родине Гоголя" (1902)
  • "Москва и москвичи" (1926)
  • "Мои скитания" (1928)
  • "Люди театра" (опубликована 1941)

«Москва и москвичи» - главная, наиболее известная книга В.А.Гиляровского. Она состоит из разных очерков и вобрала в себя более чем полувековые впечатления о Москве и её обитателях.

5

Сестра милосердия ХІХ века.

Вревская Юлия Петровна (1838 или 1841 – 1878) – баронесса. Во время русско-турецкой войны сестра милосердия полевого госпиталя Российского Красного креста. Деятельная натура Юлии Петровны требовала большего, чем придворные обязанности и светская жизнь. Вревская поражала всех, кто её знал, своей начитанностью.

В 1877 году решает ехать в действующую армию. На деньги, вырученные от продажи орловского имения, снаряжает санитарный отряд. Cтановится рядовой сестрой милосердия, выполняет самую тяжёлую и грязную работу. «Война вблизи ужасна, сколько горя, сколько вдов и сирот», - пишет она на родину. Работая в прифронтовом перевязочном пункте, Вревская заболевает тяжёлой формой сыпного тифа. Её похоронили в платье сестры милосердия около православного храма.

Дополнительные сведения

В середине 70-х годов ХІХ века И.С.Тургенев был какое-то время увлечён баронессой Юлией Петровной Вревской. Когда они встретились, ему уже было пятьдесят пять, ей – тридцать три. Она рано потеряла мужа-генерала, он был свободен, богат и знаменит, обаятелен. Баронесса очарована, влюблена и ждёт взаимного чувства. Но, увы, этого она так и не дождалась. Тургенев уже был посвящен в планы Ю. Вревской отправиться сестрой милосердия на русско-турецкую войну. Узнав о кончине Вревской, Тургенев с болью в сердце писал: «Она получила тот мученический венец, к которому стремилась ее душа, жадная до жертвы. Ее смерть меня глубоко огорчила… Ее жизнь – одна из самых печальных, какие я знаю». И.С.Тургенев посвятил ей стихотворение «Памяти Ю.Вревской», основной мотив которого – мотив милосердия, жертвенности ради спасения ближних.

Пусть прочитанные вами события о достойных людях помогут вам задуматься над окружающей жизнью.

Для расширения аргументационного поля в процессе подготовки к ЕГЭ рекомендуем посетить страницы:

Надеемся на продолжение встреч!

Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ».

Сейчас практически всех волнуют материальные блага и никто не хочет тратить душевных и физических сил на то, что не принесет им прибыли.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

    © Сочиняшка.Ру: Что значит быть бескорыстным человеком?

бескорыстие пример из жизни

что такое бескорыстие пример из жизни

В разделе на вопрос Приведите пример бескорыстия. На мой взгляд, его нет. заданный автором Пользователь удален лучший ответ это Любовь матери к своему ребенку!

В продолжении рода-если ты на детей в дольнейшем не надешься

Когда человек задает такой вопрос - частичка бескорыстия есть внутри него))) Похвально.)) А выражаться оно может по-разному.))

Ты прав, бескорыстных поступков не бывает. Все получают от этого какую-нибудь выгоду. В сериале "Друзья" целая серия была посвящена этому вопросу.

Вот я бескорыстно дала бабушке на рынке 10 руб. потому как посчитала, что ей они нужнее. В чем моя корысть, я ведь никогда ее не увижу больше. Если только в потребностях моей совести творить добро

Не приведу, так как согласна с Вами. Все мы эгоисты, ищем корысть как материальную так и моральную.)

В службе моих друзей - офицеров флота. Не знаю как многие, но те люди, о которых я говорю, служат нашей общей такой, увы, неблагодарной им Родине (каждый из них при этом имеет другие таланты и образование).

да нет бывает и очень часто благотворительность анонимная. .любовь матери бескорыстна (стакан воды).. .Но в то же время общеизвестный факт что людьми движет тщеславие и жажда денег, или боязнь их потерять.

Альтруизм - значение, сущность, примеры. Плюсы и минусы альтруизма

Наверное, многие задумываются, что такое альтруизм, хотя часто слышали это слово. И также наверняка многие видели людей, которые помогали окружающим, даже иногда рискуя жизнью, но не знали, как назвать таких людей. Сейчас вы поймете, как связаны эти понятия друг с другом.

Альтруизм: примеры и понятие

Существует много определений слова «альтруизм», но есть одна общая черта, с который согласны разные источники, даже википедия, альтруизм связан с бескорыстной заботой о других людях. Слово «самоотверженность» также очень подходит, ведь человек, который является альтруистом не ждет каких-либо наград, выгоды, он делает поступки, ничего не желая взамен. Противоположностью альтруизму, то есть антонимом, является понятие «эгоизм», и если эгоистов считают не самыми лучшими людьми, то альтруистов, как правило, уважают и с них часто хотят брать пример.

Психология дает такое определение, что такое альтруизм - это такой принцип поведения личности, благодаря которому человек совершает действия или поступки, связанные с благополучием других людей. Первым это понятие ввел французский социолог Конт, под ним он понимал бескорыстные, ничего не ждущие взамен побуждения личности, которые представляют пользу только для других людей, а не для самой этой личности.

Существует несколько видов альтруизма:

  • моральный или нравственный - альтруист делает бескорыстные поступки, то есть ведет волонтерскую деятельность, принимает участие в благотворительности, занимается донорством и т. д. для своего внутреннего удовлетворения, морального комфорта и гармонии с самим собой;
  • рациональный - человек хочет разделять свои интересы, и при этом помогать другим людям, то есть перед тем, как сделать какой-либо добрый и бескорыстный поступок, человек будет сначала его тщательно обдумывать и взвешивать;
  • связанный с переживаниями (симпатией или сочувствием) - человек остро чувствует чувства и переживания других людей, и поэтому хочет им помочь, как-то повлиять на ситуацию;
  • родительский - данный вид свойственен почти всем родителям, они готовы отдать все самое лучшее для блага своих детей;
  • демонстративный - этот вид трудно назвать альтруизмом, потому что человек помогает не осознанно, а потому что этого хотят другие или потому что «надо» помогать;
  • социумный - альтруист бескорыстно помогает своему окружению, то есть друзьям, родственникам.

Существует множество примеров альтруизма. Например, очень часто на слуху такие героические поступки, когда солдат ложился на мину, чтобы спасти своих остальных солдат, таких случаев было много во время Отечественной войны. Очень часто примером альтруизма является уход за своими больными близкими, когда личность тратит свое время, деньги и внимание, понимая, что ничего не получит взамен. Примером альтруизма служит мать ребенка с ограниченными возможностями, которая всю жизнь помогает своему ребенку, оплачивает дорогое лечение, водит его к специальным педагогам и при этом тоже ничего не ждет взамен.

На самом деле, примеров альтруизма в повседневной жизни очень много, нужно просто посмотреть вокруг и увидеть множество добрых и бескорыстных поступков. Например, субботники, донорство, благотворительная помощь, помощь детям-сиротам или людям со смертельными болезнями - все это можно назвать альтруизмом. Наставничество также является примером альтруизма, то есть когда более опытный мастер совершенно бесплатно и из добрых побуждений передает свои знания более юному ученику.

Какими же чертами должен обладать человек, чтобы назваться альтруистом?

  • доброта - альтруист стремится приносить людям благо;
  • бескорыстие - альтруист не просит ничего взамен;
  • жертвенность - альтруист готов жертвовать своими деньгами, силами и даже эмоциями ради других;
  • гуманизм - альтруист по-настоящему любит всех окружающих людей;
  • щедрость - готов делиться многим;
  • благородство - склонность к добрым поступкам и действиям.

Конечно же, альтруист обладает многими качествами, здесь перечислены лишь основные. Все эти качества можно и нужно развивать, надо чаще помогать другим, помогать людям с помощью благотворительных программ и фондов, а также можно заняться волонтерской деятельностью.

Плюсы и минусы альтруистического поведения

Плюсов у такого поведения множество и нетрудно догадаться какие они. В первую очередь, конечно же, моральное удовлетворение от своих поступков. Делая бескорыстные добрые поступки, мы привносим в мир добро. Очень часто люди занимаются добрыми делами после того, как сделали что-то плохое, таким образом, они как бы хотят загладить для самого себя свою вину. Конечно же, благодаря альтруистическому поведению, мы приобретаем определенный статус в обществе, к нам начинают относиться лучше, нас уважают, и нам хотят подражать.

Но, у альтруизма есть и минусы. Бывает, что можно перестараться и даже нанести вред самому себе. Если человек очень добр, им могут пользоваться окружающие люди для своих не всегда хороших намерений. Вообще, делая добрые поступки, надо оставаться очень внимательным, чтобы не сделать хуже себе и своим близким.

Теперь вы знаете что такое альтруизм, определение альтруизма в психологии и примеры альтруизма. Он предполагает добрые и бескорыстные поступки, а чтобы быть альтруистом, необязательно быть богатым, обладать какой-то славой или знать многое из психологии. Иногда простое внимание, поддержка, уход или даже доброе слово могут помочь. Делая все больше и больше добрых поступков, со временем вы поймете как хорошо у вас стало на душе, как изменились вы и отношение окружающих к вам.

Люди альтруисты, значение слова и примеры из жизни

Здравствуйте, дорогие друзья и гости моего блога! Сегодня я затрону тему - альтруизма, расскажу о значении этого слова и приведу примеры. Альтруист - это человек который действует бескорыстно, не ожидая ничего в замен. Мне кажется, что сейчас это очень актуально, и нашему обществу необходимо разбудить в себе эти прекрасные качества. Надеюсь моя статья поможет вам в этом.

Значение слова альтруист

Слово альтруист по значению полностью противоположно слову эгоист. То есть это человек, который заботится о других, совершает дела и поступки, приносящие пользу обществу, даже в ущерб самому себе. Это понятие ввел французский социолог Огюст Конт. По его мнению главный принцип альтруизма - жить для других. Конечно слово ущерб мне не очень нравится, так как бескорыстие, это все же действовать не из ущербности, а из изобилия скорей всего. Не обязательно это изобилие проявляется в каких то материальных достояниях человека, скорее это изобилие души и сердца. В статье о сострадании я уже затрагивал немного эту тему.

Характерные качества альтруистической личности - доброта, отзывчивость, эмпатия, активность, сострадание. У людей, склонных к альтруизму хорошо работает сердечная чакра. Внешне их можно узнать по глазам, которые излучают теплую лучистость. Как правило, альтруистические личности - оптимисты. Вместо того чтобы тратить время на депрессии и жалобы на этот мир, они просто делают его лучше.

Примеры альтруистической деятельности

Свойства альтруистических поступков у разных полов могут отличаться. Как правило, у женщин они имеют более продолжительный характер. Например, они часто ставят крест на карьере во благо своей семьи. А мужчинам, наоборот, свойственны сиюминутные героические порывы: вытащить человека из пожара, броситься грудью на амбразуру. Как во время Великой Отечественной войны это сделал Александр Матросов и многие другие неизвестные герои.

Желание помогать другим по природе своей заложено во всех живых существах. Это свойственно даже животным. Например, дельфины помогают раненым собратьям держаться на плаву, они могут плавать долгими часами под больным, подталкивая того к поверхности, чтобы он мог дышать. Кошки, собаки, лисы, моржи выхаживают осиротевших детенышей как своих собственных.

Также к альтруизму можно отнести волонтерскую деятельность, донорство, наставничество (только при условии, что учитель не берет за это фиксированную плату).

Известные люди альтруисты

Некоторые альтруистические поступки настолько сильны по своей глубине, что надолго входят в историю. Так, во время Второй мировой войны немецкий промышленник Оскар Шиндлер прославился на весь мир тем, что спас от смерти около 1000 евреев, работавших на его заводе. Шиндлер не был праведным человеком, но спасая своих рабочих, он шел на многие жертвы: тратил уймы денег на откуп чиновникам, рисковал попасть в тюрьму. В честь него написали книгу и сняли фильм «Список Шиндрера». Конечно он не мог знать, что это прославит его, поэтому этот поступок можно считать действительно альтруистическим.

К настоящим альтруистам можно отнести русского врача Федора Петровича Гааза. Он посвятил свою жизнь служению человечеству, за что его стали называть «святой доктор». Федор Петрович помогал бедным людям лекарствами, смягчал участь узникам и ссыльным. Его любимые слова, которые можно сделать девизом для альтруистов, звучат так: «Торопитесь делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло добром. Старайтесь поднять упавшего, смягчить озлобленного, исправить нравственно-разрушенное».

К известным альтруистам можно отнести любых духовных учителей и наставников (Христос, Будда, Прабхупада и т.д.), которые помогают людям стать лучше. Они отдают свое время, силы, а порой и жизнь, не требуя ничего взамен.

Лучшей наградой для них может стать то, что ученики приняли знания и стали на путь духовного развития.

Скрытые мотивы

Как я уже говорил, в наших душах природой заложено стремление заботиться об окружающем мире и о людях, ведь все мы взаимосвязаны. Но порой разум берет верх над сердечными порывами. В таких случаях в человеке просыпается эгоизм и забота только о собственном благе.

Приведу пример. Молодая девушка ухаживает за больным престарелым человеком, только лишь потому, что после этого он отпишет на нее свой дом. Можно ли это назвать альтруистическим поступком? Конечно нет, потому что изначальная цель, которую преследует эта девушка, не помощь человеку, а непосредственная выгода после этого.

Самореклама

Все чаще благие поступки (бескорыстные на первый взгляд), совершаются с целью повысить свою репутацию. Мировые звезды поголовно занялись благотворительностью и прочей филонтропской деятельностью. Этот мотив называют - «эффект потлача», в честь индейской церемонии демонстративного обмена дарами. Когда между племенами возникали острые распри, то начиналась борьба за авторитет, но это была необычная битва. Каждый вождь племени устраивал пир, на который звал своих недругов. Щедро угощал их и преподносил дорогие дары. Тем самым они показывали свою власть и богатство.

Личная симпатия

Наиболее распространенным мотивом альтруистических поступков является симпатия. Людям приятнее помогать тем, кто им нравится, своим друзьям и любимым. В чем то этот мотив пересекается с саморекламой, потому что одна из его целей - вызвать уважение дорогих нам людей. Но все же есть и существенная разница, потому что здесь присутствует любовь к ближним.

Внутренняя опустошенность

Некоторые люди посвящают всю свою жизнь альтруистическим поступкам и служению обществу, при этом не испытывая внутреннего удовлетворения и гармонии. Причина этому - внутренняя опустошенность, поэтому человек бросает все силы на спасению чужих душ, чтобы не слышать крик о помощи своей собственной.

Истинное бескорыстие

Рассмотрим такую ситуацию. Рядом с вами проходит мужчина на костылях и роняет очки. Что вы сделаете? Я уверен, что вы поднимите их и отдадите ему, при этом у вас не возникнет мысли, что он должен сделать что-то хорошее для вас в ответ. Но представьте, что он молча возьмет свои очки и не сказав ни слова благодарности развернется и уйдет. Что Вы почувствуете? Что Вас не оценили и все люди неблагодарные? Если это так, то истинным альтруизмом не пахнет. Но если не взирая ни на что, от этого поступка на душе у вас потеплеет, то это и есть искренний альтруизм, а не проявление банальной вежливости.

Настоящий альтруист не ищет материальной выгоды (славы,почета,уважения), его цель гораздо выше. Оказывая бескорыстную помощь другим, наша душа становится чище и светлее, а соответственно и весь мир становится чуточку лучше, потому что все в нем взаимосвязано.

Для того, чтобы корыстные, эгоистичные люди не “сели на голову” альтруисту, необходимо развивать в себе осознанность. Тогда вы сможете различать тех кто действительно нуждается в помощи, от тех, кто просто пытается вас использовать.

Видео

В завершении хочу рассказать вам историю из древних Ведических писаний, которая иллюстрирует проявление настоящего альтруизма и бескорыстия. Смотрите видео.

Для вас писал Руслан Цвиркун. Желаю вам духовно расти и развиваться. Помогайте в этом своим друзьям и делитесь с ними полезной информацией. Если у вас возникли какие-то уточняющие вопросы, не стесняйтесь спрашивать, я с удовольствием на них отвечу.

Спасибо за интересную, подробную статью. Искала материал на эту тему для сочинения. Примеров в интернете толком нет, везде только про мать Терезу и про жену, которая живет с алкоголиком, хотя данный пример сложно назвать альтруизмом.

Рад, что материал статьи был полезен.

Вот кто я оказывается))))). А все говорят: ты или дура, или святая:-/ Спасибо за статью)

Руслан, благодарю за статью. Тема действительно интересная.

Об альтруизме написано и сказано много. В общих чертах, альтруизм – это желание и готовность помочь нуждающемуся, ничего не требуя в замен.

Сейчас часто от людей можно услышать поговорку: «Не делай добра, не получишь и зла». Я много размышляла над этим, читала и слушала.

Первое, к чему пришла – это то, что Вы описываете в статье. Добро должно быть бескорыстным, искренним, идущим от сердца. Совершая поступки, не стоит привязываться к их плодам.

А второе - нужно следовать правилу истинного альтруизма (оказывается альтруизм бывает и ложным).

Истинный альтруизм состоит из трех основополагающих компонентов.

1. Наличие просьбы о помощи.

Бывает, нам просто кажется, что человек нуждается в помощи, и мы навязываясь со своей помощью, мешаем ему в осуществлении каких-то его планов.

2. Наличие желания помогать.

Бывает, человек раз обратился за помощью, второй, третий и уже просто обнаглел. Мы видим, что он просто ленится. И у нас уже нет желания ему помогать. Другими словами, нам не дается энергия с выше, поскольку наша помощь приведет просящего к деградации. Такая вот медвежья услуга.

3. Наличие возможностей оказывать помощь.

Здесь имеется в виду помогать из изобилия, а не в ущерб.

Все эти три пункта должны быть учтены в совокупности, иначе все-таки сработает пословица «Не делай добра, не получишь и зла».

И всегда при желании помогать другим, нужно учитывать время, место, обстоятельства, проявляя здравомыслие.

Спасибо за ваш комментарий

Получать новые статьи на свой почтовый ящик

Вся информация защищена и не является достоянием третих лиц.

Я очень рад, что моя жизнь вас заинтересовала и с радостью отвечу на ваши вопросы.

Найди свой путь - подпишись на новые публикации!

2018 © Вся информация на сайте является собственностью и защищена законодательством РФ.

Примеры в жизни бескорыстие

Бескорыстие – это способность личности совершать поступки, приносящие блага (материальные или психологические) другим, без ожидания взаимной благодарности, компенсации или иной выгоды от совершаемого. Бескорыстие как качество личности ставит саму личность в числе самых последних пунктов шкалы приоритетности, являясь антистремлением, антиобладанием, антиизмерением. В бескорыстии нет ожидания выгоды и подсчета затраченных ресурсов (ни потраченные деньги, ни бессонные ночи не важны).

Что такое бескорыстие

Проявление бескорыстия сравнивают с проявлением внутренней свободы в максимальном варианте, где совершаются действия не ради меркантильной расчетливости и не в угоду великой доброй идее, а просто совершаются в настоящем (без авторитетов, оглядок на будущее и предпосылок, а руководствуясь желанием улучшить жизнь других).

Бескорыстие как качество личности отображает высшие ценностные мотивы, не подчиняясь внешним или социальным принципам, поскольку любая концепция требует ожидания определенного исхода и разделяет мир по достойности поступков, а в бескорыстных проявлениях шкала оценки последствия для себя отсутствует. Существует только оценка, чем в данную секунду можно улучшить мир, самочувствие или настроение другого, даже если благодарность придет извне или за принесенное добро последуют личные убытки.

Бескорыстие, являясь внутриличностным качеством, имеет свою внешнюю проявленность и реализованность в действенной сфере, где проявляясь добром в отношении окружающих, отсутствует ожидание личных бонусов и выгод взамен. Бескорыстию чуждо не только стремление к осязаемой выгоде, но также стремление к саморекламе или построению определенного имиджа при помощи поступков. Совершаемые действия должны оцениваться так, будто о них никто никогда не узнает, а исполнитель останется за занавесом секрета навсегда, т.е. все, что может получить человек из бескорыстных побуждений – это насладиться наблюдением за принесенным счастьем, и то не всегда, ведь часто радость от свершения бывает скрыта.

Часто люди обманывают самих себя, считая собственные поступки бескорыстными, но если провести анализ мотивации и ситуации глубже, то может выясниться, что действия совершались, чтобы втереться в доверие, получить похвалу или заслужить поддержку человека в будущем (быть хорошим и полезным сейчас, чтобы потом воспользоваться плодами хорошего отношения в будущем).

Любовь и дружба бескорыстие подразумевают, как неотъемлемую часть построения подобных отношений. Это может выглядеть как необдуманные поступки, но направленные на благо другого. Продать машину, чтобы оплатить операцию другу, поставить на место начальника, оскорбляющего девушку – примеры серьезных и заметных реакций, но есть более жизненные и прозаичные, наполненные бескорыстием, когда человек оставляет чтение любимой книги и идет помогать открыть банку, когда спешит домой и готовит вкусный ужин второму уставшему (если за этими действиями нет мыслей о своей выгоде и сравнении как лучше провести время, то это и есть примеры, как дружба бескорыстие рождает).

Почему же столько рассуждают о бескорыстии и стремятся его развить, если практической выгоды никакой, одни затраты? Казалось бы, эволюционно данный вид поведения должен был закрепиться как негативный и постепенно истребляться из человеческого поведения, но вся сложность заключается в том, что бескорыстие затрагивает более высокие сферы человеческого существования, чем физиологическая на уровне которой и действуют эволюционные инстинкты. Находясь на уровне высокого духовного развития, бескорыстие не затрагивает материальные сферы (вряд ли бескорыстие возможно во времена сложной иерархии и драки за кусок мяса), располагаясь на уровне духа. На этом духовном уровне, испытываемое счастье от совершенного бескорыстного поступка затмевает по своим ощущениям любые физические удовольствия, поскольку представляет собой более качественное и тонкое наполнение всего человеческого существа.

Погрузившись единожды в это ощущение, меняется представление духовной жизни, переоцениваются ценности, заново расставляются приоритеты и сам человек удивляется тому, как раньше бесполезные и глупые вещи занимали ведущие позиции в его мировосприятии. Меняет бескорыстное поведение и отношение мира к нему. Пока мы руководствуемся законами прибыли и личной корысти, то склонны требовать и давить, манипулировать и запугивать, а мало кому из окружающих нравится подобное обращение.

Человек бескорыстный живет ради других, не причиняя насилия и не выбивая из людей желаемое, его способность все отдать рождает в окружающей действительности ответные импульсы, и люди с радостью помогают тому, кто не заботится о себе, осуществляют желания тех, кто что-то делает для этого, но при этом помогает сбыться мечтам других.

Окружающие считывают мотивацию наших поступков и стараются сторониться ищущих выгоду, а к тем, кто живет для других, тянутся больше. Может показаться, что, будучи бескорыстным, человек рискует оказаться окруженным корыстными людьми, стремящимися поживиться на этом качестве, но механизмы вселенной и человеческого общения устроены таким образом, что добра возвращается больше. В стремлении отблагодарить за искреннюю помощь, люди строят крепкие отношения и предлагают лучшие варианты именно тем, кто помог без навязывания долга. Легкость и свобода очень ценятся в отношениях, многие даже пытаются тянуть в одиночку тяжелейшие проблемы, лишь бы не оказаться кому-то должным за помощь в разрешении, и именно на этом стыке рождаются настоящие искренние взаимоотношения, не требующие отдачи, но радующиеся ей.

Бескорыстно – это как?

Бескорыстие – это способ существования в мире, где собственная жизнь принадлежит не столько личности, сколько бытию и пространству. Это философия отказа от собственных потребностей с чуткостью к потребностям окружающего, при этом нет жесткого разделения и приложения волевых усилий – все происходит самостоятельно и органично, поскольку своя личность и окружающий мир воспринимаются целостно и одинаково ценно.

Для бескорыстия нет сравнения, что было бы лучше – съесть ужин или помочь другу в гараже, и если друг звонит, то нужно просто выйти. Следование просьбам окружающего мира становится захватывающим приключением в понимании, что все мы с этим миром едины, и работающий мотоцикл друга равен съеденному ужину (по крайней мере, по восполнению энергией, а духовная она или материальная является вопросом переработки). Такой уровень бескорыстного поведения обычно достигается прохождением длительного духовного пути или глубокого кризиса, но некоторые просто рождаются с подобным мироощущением, где служение другим, без ожидания награды воспринимается, как наивысшая свобода проявления силы собственного духа.

Действовать бескорыстно можно на многих уровнях: от нежелания действовать в ущерб другим, до сознательного действия в направлении улучшения жизни другого. Бескорыстно совершить поступок, значит совершить его на грани самоотречения, забыв о выгодах, но чувствуя при этом радость от свободы собственной личности. Постоянная необходимость в материальных благах накладывает множество ограничений, также как и полученные психологические травмы заставляют людей действовать в рамках одинаковых сценариев, чтобы получить недополученное, а бескорыстный поступок дарит пьянящее ощущение свободы выхода за эти ограничения.

Бескорыстие это любовь, без надежды на взаимность, дружба с тем, кто слабее и не сможет помочь, совершение добра тем, кто продолжает отвечать злом или просто никак не возвращается. Бескорыстие это вежливость в ответ на хамство, это помощь людям в трудных ситуациях (знакомым и прохожим), это отказ от восхвалений и даров за свои действия.

И если возникает интерес и желание развить в себе это качество, то достаточно каждый день смотреть на людей, задаваясь вопросом, что можно сделать, чтобы этот человек стал счастлив. Пробуйте маленькие вещи, возможно, не сразу делать прямо счастливым, а начать с того, чтобы помочь сейчас улыбнуться или облегчить страдания. Может оказаться, что не требуется многого – кого-то нужно обнять, а кому-то отдать свою куртку, но важно следить не логическим взглядом эксперта, проводящего инвентаризацию чужой жизни (так вы рискуете давать людям свои проекции), а постараться почувствовать чего не хватает человеку на самом деле. Секрет – если вы угадали, то глаза человека засветятся счастьем.

Альтруизм: определение, кто такие альтруисты, примеры из жизни

Сегодня мы поговорим об альтруизме. Откуда вообще пошло это понятие и что скрывается за этим словом. Разберем значение выражения «альтруистический человек» и дадим характеристику его поведения с точки зрения психологии. А затем найдем отличия альтруизма от эгоизма на примере благородных поступков из жизни.

Что такое «Альтруизм»?

В основе термина лежит латинское слово «alter» -«другой». Если кратко альтруизм - это бескорыстная помощь другим. Человека, который всем помогает, не преследую какой то выгоды для себя называют альтруистом.

Как сказал шотландский философ и экономист конца XVIII века Адам Смит: «Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определённые законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье».

Определение альтруизма

Альтруизм – это деятельность человека, направленная на заботу о другом человеке, его благополучии и удовлетворении его интересов.

Альтруист – это человек, в основе нравственных понятий и поведения которого лежит солидарность и забота в первую очередь о других людях, об их благополучии, соблюдении их желаний и оказании им помощи.

Альтруистом индивидуума можно назвать тогда, когда при его социальном взаимодействии с другими нет корыстных мыслей о собственной выгоде.

Есть 2 очень важных момента: если человек действительно бескорыстен и претендует на право называться альтруистом, то он должен быть альтруистичен до конца: помогать и заботиться не только о своих близких, родных и друзьях (что является его естественным долгом), но и оказывать помощь совершенно посторонним людям вне зависимости от их половой, расовой, возрастной, должностной принадлежности.

Второй важный момент: помогать без ожидания благодарности и взаимности. В этом коренное отличие альтруиста от эгоиста: альтруистический человек, оказывая помощь, не нуждается и не ждет похвалы, благодарности, ответной услуги в ответ, не допускает даже мысли, что ему теперь что-то должны. Ему претит сама мысль о том, что своей помощью он поставил человека в зависимое положение от себя и может ожидать помощи или услуги в ответ, сообразно с потраченными усилиями и средствами! Нет, истинный альтруист именно помогает бескорыстно, в этом его радость и главная цель. Он не относится к своим действиям как к «инвестициям» в будущее, не подразумевает, что ему это вернется, просто дает, не ожидая ничего взамен.

В этом контексте хорошо привести пример мамочек и их деток. Одни мамы дают ребенку всё, в чем он нуждается: образование, дополнительные развивающие занятия, которые раскрывают таланты ребенка – именно то, что нравится ему САМОМУ, а не его родителям; игрушки, одежду, путешествия, походы в зоопарк и на аттракционы, балование сладостями по выходным и мягкий, ненавязчивый контроль. При этом они ведь не ожидают, что ребенок, став взрослым, отдаст им деньги за все эти развлечения? Или что он обязан до конца жизни быть привязанным к матери, не иметь личной жизни, как она не имела, будучи занята с младенцем; тратить на нее все свои средства и время? Нет, такие мамы этого не ожидают – они просто ДАЮТ это, потому что любят и желают счастья своему малышу, и ни разу потом не попрекают своих детей потраченными средствами и силами.

Есть другие мамочки. Набор развлечений тот же самый, но чаще всего все это навязанное: дополнительные занятия, развлечения, одежда – не те, что хочет ребенок, а те, что родители выбирают для него и считают лучшим и нужным для него. Нет, может быть в маленьком возрасте ребенок сам не в состоянии адекватно подобрать себе одежду и рацион питания (вспомните, как дети обожают чипсы, попкорн, сладости в огромных количествах и готовы неделями питаться кока-колой и мороженым), однако суть в другом: родители относятся к своему ребенку как к выгодной «инвестиции».

Когда он вырастает, в его адрес звучат фразы:

  • «Я тебя растила не для этого!»,
  • «Ты должен за мной ухаживать!»,
  • «Ты меня разочаровал, я столько в тебя вкладывалась, а ты!…»,
  • «Я потратила на тебя молодые годы, а ты чем мне платишь за заботу?».

Что мы здесь видим? Ключевые слова – «платишь за заботу» и «вкладывалась».

Уловили, в чем загвоздка? В альтруизме нет понятия «гордыня». Альтруист, как мы уже говорили, НИКОГДА не ожидает платы за свою заботу о другом человеке и его благе, за свои добрые дела. Никогда он не относится к этому как к «вложению» с последующими процентами, просто помогает, одновременно становясь лучше и самосовершенствуясь.

Отличие альтруизма и эгоизма.

Как мы уже говорили, альтруизм – это деятельность, направленная на заботу о благополучии других.

А что такое эгоизм? Эгоизм – это деятельность, направленная на заботу о собственном благополучии. Видим здесь вполне очевидную общую концепцию: в обоих случаях есть Деятельность. А вот в результате это деятельности – основное различие понятий. Которые мы рассматриваем.

В чем различие альтруизма и эгоизма?

  1. Мотив деятельности. Альтруист делает что-либо, чтобы другим было хорошо, в то время как эгоист – чтобы было хорошо ему самому.
  2. Потребность в «плате» за деятельность. Альтруист не ждет вознаграждений за свою деятельность (денежных или словестных), его мотивы гораздо выше. Эгоист же считает вполне естественным, чтоб его хорошие поступки замечали, «клали на счет», запоминали и отвечали услугой за услугу.
  3. Потребность в славе, похвале и признании. Альтруисту не нужны лавры, похвалы, внимание и слава. Эгоисты же любят, когда их поступки замечают, восхваляют их и приводят в пример как «самых бескорыстных людей на свете». Ирония ситуации при этом, конечно, вопиющая.
  4. Эгоисту выгоднее молчать о своем эгоизме, так как это по определению считается не самым хорошим качеством. В то же время в признании альтруиста Альтруистом нет ничего предосудительного, так как это достойное и благородное поведение; считается, что если б все были альтруистами, мы жили бы в лучшем мире.

В качестве примера этого тезиса можно привести строчки из песни «If Everyone Cared» группы Nickelback:

If everyone cared and nobody cried

If everyone loved and nobody lied

If everyone shared and swallowed their pride

Then we’d see the day when nobody died

В вольном переводе можно пересказать так: «когда каждый будет заботиться о другом и не будет грустить, когда в мире будет любовь и не будет места лжи, когда каждый устыдится своей гордыни и научится делиться с другими – тогда мы увидим день, когда люди будут бессмертны»

  • По характеру эгоист – тревожный, мелкий человек, гоняющийся за собственной выгодой находящийся в постоянных расчетах – как бы тут получить выгоду, где бы там отличиться, чтоб заметили. Альтруист же спокоен, благороден и уверен в себе.
  • Примеры альтруистических поступков.

    Самый простой и яркий пример – солдат, закрывший собой мину, чтобы его боевые товарищи остались в живых. Таких примеров много в военные периоды, когда ввиду опасных условий и патриотизма практически у всех просыпается чувство взаимопомощи, самопожертвования и товарищества. Подходящий тезис здесь можно привести из популярного романа «Три мушкетера» А. Дюма: «Один за всех и все за одного».

    Другой пример – жертвование собой, своим временем и силами ради ухода за близкими. Жена алкоголика или инвалида, который не может сам о себе позаботиться, мать ребенка-аутиста, вынужденная всю жизнь возить его по логопедам, психологам, терапевтам, ухаживать и оплачивать его учебу в интернате.

    В повседневной жизни мы сталкиваемся с такими проявлениями альтруизма, как:

    • Наставничество. Только это действует при полном бескорыстии: обучение менее опытных сотрудников, обучение трудных учеников (опять же, без взимания за это платы, просто на благородных началах).
    • Благотворительность
    • Донорство
    • Организация субботников
    • Организация бесплатных концертов для детей-сирот, стариков и больных раком.

    Какими качествами обладает альтруистический человек?

    • Бескорыстие
    • Доброта
    • Щедрость
    • Милосердие
    • Любовь к людям
    • Уважение к другим
    • Жертвенность
    • Благородство

    Как мы видим, все эти качества имеет направление не «к себе», а «от себя», то есть давать, а не брать. Эти качества гораздо легче развить в себе, чем кажется на первый взгляд.

    Как можно развить в себе альтруизм?

    Мы можем стать альтруистичнее, если будем совершать две простейшие вещи:

    1. Помощь другим. Причем совершенно бескорыстно, не требуя взамен хорошего отношения (которое, кстати, появляется обычно именно тогда, когда его не ждешь).
    2. Заниматься волонтерской деятельностью – ухаживать за другими, опекать их и заботиться. Это может быть помощь в приюте бездомных животных, в домах престарелых и детских домах, помощь в хосписах и всех местах, где люди сами не могут о себе позаботиться.

    При этом мотив должен быть только один – бескорыстная помощь другим, без желания славы, денег и повышения своего статуса в глаза других.

    Стать альтруистов легче, чем кажется. На мой взгляд, нужно просто успокоиться. Перестать гоняться за выгодой, славой и уважением, просчитывать выгоды, перестать оценивать мнение других о себе и унять желание всем нравиться.

    Ведь истинное счастье заключается именно в бескорыстной помощи другим. Как говорится, «в чем смысл жизни? – в том, скольким людям ты поможешь стать лучше».

    «Аргументация. Привлечение литературного материала» – один из основных критериев оценки итогового сочинения. Грамотно используя литературные источники, учащийся демонстрирует свою эрудицию и глубокое понимание поставленной проблемы. При этом важно не просто дать ссылку на произведение, но и умело включить его в рассуждение, проанализировав конкретные эпизоды, соответствующие выбранной теме. Как это сделать? Предлагаем вам в качестве примера аргументы из литературы по направлению «Равнодушие и отзывчивость» из 10 известных произведений.

    1. Героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова – человек с чутким сердцем. Благодаря её вмешательству подводы, предназначавшиеся сперва для переезда и нагруженные вещами, были отданы для перевозки раненых солдат. Ещё один пример небезразличного отношения к миру и людям – Платон Каратаев. Он отправляется на войну, выручая младшего брата, и, хотя борьба ему совсем не по душе, даже в таких условиях герой остаётся добрым и отзывчивым. Платон «любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь», помогал другим пленным (в частности, накормил Пьера, когда тот попал в плен), заботился о приблудной собаке.
    2. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» многие герои проявляют себя как ярко выраженные альтруисты или эгоисты. К первым, безусловно, относится Сонечка Мармеладова, которая жертвует собой, чтобы обеспечить семью, а затем отправляется в ссылку вслед за Раскольниковым, стремясь спасти его душу. Нельзя забывать и про Разумихина: он беден и живёт едва ли лучше Раскольникова, однако всегда готов прийти тому на помощь – предлагает другу работу, покупает ему одежду, даёт денег. В противовес этим благородным людям представлен, к примеру, образ Лужина. Лужин «более всего на свете любил и ценил… свои деньги»; он хотел жениться на сестре Раскольникова Дуне, преследуя низменную цель – взять бедную жену, которая была бы ему вечно обязана. Примечательно, что он даже не утруждает себя заботами о том, чтобы будущая невеста и её мать с комфортом добрались до Петербурга. Равнодушие к судьбе самых близких людей выливается в такое же отношение к миру и характеризует героя с отрицательной стороны. Как мы знаем, судьба воздала должное отзывчивым персонажам, но наказала безразличных действующих лиц.
    3. Тип человека, живущего для себя, рисует И.А. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Герой – некий состоятельный господин, имени которого мы так и не узнаем, – отправляется в путешествие «единственно ради развлечения». Он проводит время в кругу себе подобных, а прочих людей делит на обслуживающий персонал и на досадную «помеху» его наслаждению – таковы, например, комиссионеры и оборванцы на набережной, а также обитатели жалких домишек, которые господину из Сан-Франциско приходится лицезреть по пути. Однако после внезапной гибели он сам из якобы уважаемого и почитаемого человека становится обузой, и те же люди, в преданность которых он верил, потому что «был щедр», отправляют его труп на родину в ящике из-под содовой. Этой грубой иронией И.А. Бунин иллюстрирует известную народную мудрость: как аукнется, так и откликнется.
    4. Образец самоотверженности – герой сборника рассказов М.А. Булгакова «Записки юного врача». Молодой доктор по фамилии Бомгард, недавно окончивший университет, отправляется на работу в сельскую больницу, где сталкивается с суровыми жизненными условиями, с человеческим невежеством, со страшными болезнями и, наконец, с самой смертью. Но, вопреки всему, он борется за каждого пациента; выезжает к больным и днём и ночью, не щадя себя; постоянно учится и совершенствует свои навыки. Показательно, что Бомгард – не героическая личность, он часто бывает не уверен в себе и, как все, испытывает страх, однако в решающую минуту чувство профессионального долга побеждает всё прочее.
    5. Равнодушие людей друг к другу особенно страшно, когда оно, как вирус, охватывает всё общество. Такая ситуация сложилась в рассказе В.П. Астафьева «Людочка». В нём противопоставляется жизненный путь героини и отношение к ней со стороны других, от семьи до социума в целом. Людочка – деревенская девушка, которая переезжает в город в поисках лучшей жизни. Она усердно трудится на работе, безропотно занимается хозяйством вместо женщины, у которой снимает квартиру, терпит грубости окружающей её «молодёжи», до последней минуты утешает умирающего в больнице… Она слишком не похожа на тупое, испорченное стадо людей, в окружении которого вынуждена находиться, и это раз за разом приводит её к беде. Увы, никто, даже собственная мать, не протянул ей в нужный момент руку помощи, и девушка совершила самоубийство. Печальнее всего, что для общества эта ситуация – в порядке вещей, что отражается в сухой, но страшной статистике.
    6. Образ добросердечного, отзывчивого человека – ключевой в произведении А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Судьбу Матрёны не назовёшь завидной: она вдова, схоронила шестерых детей, долгие годы работала в колхозе «за палочки трудодней», не получала пенсии и в старости осталась бедной. Несмотря на это, героиня сохранила весёлый нрав, общительность, любовь к труду и готовность помочь другому, ничего не требуя взамен. Апогеем её самопожертвования становится трагический случай на железной дороге, который заканчивается гибелью героини. Что удивительно, лицо её, не тронутое страшной аварией, было «целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое» – совсем как лик святой.
    7. В рассказе «Крыжовник» А.П. Чехова мы встречаем героя, одержимого низменной материальной целью. Таков брат повествователя, Николай Чимша-Гималайский, мечтающий купить имение, и непременно с кустами крыжовника. Ради этого он не останавливается ни перед чем: живёт скупо, жадничает, женится на старой богатой вдове и изводит её голодом. Он равнодушен к людям, поэтому готов пожертвовать их интересами ради своих. Наконец, его мечта исполняется, он чувствует себя счастливым и не замечает, что крыжовник-то кислый – до такой степени он отрешился от реальной жизни. Это ужасает повествователя, он с пламенной речью обращается к «счастливому человеку», призывая помнить, «что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив… стрясется беда… и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». Повествователю открылось, что смысл жизни – не в личном счастье, «а в чём-то более разумном и великом». «Делайте добро!» – так завершает он свою речь, надеясь, что молодые люди, у которых есть ещё силы и возможность что-то изменить, не пойдут по пути его брата и станут отзывчивыми людьми.
    8. Человеку с открытой и отзывчивой душой бывает непросто жить на свете. Так случилось и с Чудиком из одноимённого рассказа В.М. Шукшина. Будучи взрослым мужчиной, герой мыслит и ведёт себя как ребёнок. Он тянется к людям, любит поговорить и пошутить, стремится быть со всеми в хороших отношениях, однако постоянно попадает впросак из-за того, что он не похож на «правильного взрослого». Вспомним один эпизод: в самолёте Чудик просит соседа пристегнуться, как велела стюардесса; тот воспринимает его слова с явным неудовольствием. Посадка выходит не совсем удачной: сосед Чудика падает с кресла, да так, что теряет вставную челюсть. Чудик бросается ему на помощь – но в ответ вновь получает порцию раздражения и злости. И так относятся к нему все, от посторонних людей до членов семьи. Отзывчивость Чудика и нежелание общества понять того, кто не вписывается в рамки, – две стороны одной проблемы.
    9. Теме безразличия к ближнему посвящён рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма». Девушка Настя, секретарь Союза художников, отдает работе все свои силы. Она хлопочет о судьбах живописцев и скульпторов, организовывает выставки и конкурсы, и никак не находит времени, чтобы повидать свою старую больную мать, живущую в деревне. Наконец, получив телеграмму о том, что её мать находится при смерти, Настя отправляется в путь, но – слишком поздно… Автор предостерегает читателей от совершения такой же ошибки, вина за которую, вероятно, останется с героиней на всю жизнь.
    10. Проявления альтруизма в военную пору имеют особое значение, так как речь часто идёт о жизни и смерти. Роман Т. Кенилли «Ковчег Шиндлера» – история о немецком бизнесмене и члене НСДАП Оскаре Шиндлере, который во время холокоста организует производство и принимает на службу евреев, тем самым спасая их от уничтожения. Это требует от Шиндлера больших усилий: ему приходится поддерживать связи с нужными людьми, идти на подкуп, подделывать документы, но результат – более тысячи спасённых жизней и вечная благодарность этих людей и их потомков – является для героя главной наградой. Усиливает впечатление от этого самоотверженного поступка тот факт, что роман основан на реальных событиях.
    11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Дрожащий и скрюченный, опираясь на две трости, он мешкает на краю тротуара и не решается перейти улицу, потому что транспорт движется нескончаемым шумным потоком. Нам, молодым, шум и суета привычны. Бензин мы, можно сказать, впитали с молоком матери, и клаксон сопровождал наши детские игры. А у этого старикана способность ориентироваться формировалась в спокойные, я бы сказал даже, застойные годы карет, запряженных смирными лошадками.

    До чего же он жалок, когда стоит вот так и озирается, видимо ожидая помощи, а люди проходят мимо, не обращая на него ни малейшего внимания. В такие минуты в голове у меня рождаются прекрасные и даже возвышенные мысли. Внутренним взором я как бы вижу себя самого в двухтысячном году: опираясь на палку, я медлю в нерешительности на краю широкого бульвара будущего, в страхе перед проносящимися мимо ракетами и низко плывущими самолетами городского транспорта. Неужели никто не протянет мне тогда руку помощи?

    Я подхожу к старику и беру его за локоть.

    Пошли, - говорю я.

    В потоке машин как раз наметился просвет. Я тащу его за собой.

    Молодой человек, - бормочет он.

    О пресловутая стариковская благодарность! На ходу киваю ему и тащу дальше.

    Спокойно, - говорю я. - Мы почти у цели.

    Но моего старичка просто распирает от благодарности.

    Молодой человек… - твердит он.

    Я уже вытащил его на тротуар, и мы оба целы и невредимы.

    Пустяки, - говорю я с усмешкой. - Надо же помогать друг другу, на то мы и люди, верно?

    И я по-приятельски хлопаю его по плечу, может, слишком сильно, потому что он весь как-то оседает.

    Затем я поворачиваюсь и иду прочь. Но он окликает меня и, когда я оглядываюсь, делает мне знак вернуться. Я, улыбаясь, подхожу к нему. Кто-кто, а я-то знаю, что за этим последует: сейчас он предложит мне сигарку.

    Это совершенно лишнее, - великодушно заявляю я, останавливаясь перед ним.

    Но старикан смотрит на меня очень сердито.

    Молодой человек, извольте отвести меня обратно. Я жду автобуса.

    Тема бескорыстия в русской литературе второй половины 20 века

    Что такое бескорыстие?

    Бескорыстие – нежелание наград за добрые дела – одно из самых высоких чувств, доступных человеку. Иногда крайне сложно пойти по пути бескорыстия, сделать что-то хорошее просто так, упустив какую-то выгоду, но такие поступки необходимы, именно добро без награды делает человека и весь мир лучше. Эта тема вечна, она отражена в творчестве многих писателей. Современные авторы также не остаются в стороне, ведь сейчас, в век власти денег и влияния, особенно важно, чтобы оставалась что-то безвозмездное.

    Тема бескорыстия в рассказе Шукшина «Мастер»

    В. М. Шукшин создавал незатейливые, на первый взгляд, рассказы. Но все его произведения обладают глубоким смыслом. Не стал исключением и рассказ «Мастер». Сюжет прост: столяр с золотыми руками Сёмка Рысь загорается идеей реставрации деревенской церкви, но натыкается на административные преграды (в облисполкоме сообщают, что областные специалисты уже ездили смотреть талицкий храм и пришли к выводу, что он «как памятник архитектуры ценности не представляет… Ничего нового для своего времени, каких-то неожиданных решений или поиска таковых» построивший его мастер не выказал. Автор церкви – настоящий мастер своего дела, как и Сёмка, потому герой понимал подлинную ценность храма, хотел сделать окружающий его мир красивее, чтобы люди, проходя мимо церкви, любовались и радовались. К сожалению, герой ничего не добился, его бескорыстный поступок остался без отклика, а сам Сёмка «про талицкую церковь не заикался, никогда не ходил к ней, а если случалось ехать талицкой дорогой, он у косогора поворачивался спиной к церкви, смотрел на речку, на луга за речкой, курил и молчал». Да, герой не добился ничего, однако его бескорыстие западает в душу, именно такие неравнодушные люди стараются сделать окружающий мир красивее сами, а не ждут каких-то действий от администрации.

    Бескорыстие в рассказе Распутина «Уроки французского»

    В. Г. Распутин писал как на актуальные, так и на вечные темы, в том числе, и о бескорыстии. В одном из самых его известных рассказов, «Уроки французского», он затрагивает эту тему. Главный герой по имени Володя вынужден уехать из дома, чтобы учиться в 5 классе, так как в его родной деревне только четырехклассная школа. Мальчик живет впроголодь, недоедает, поэтому начинает играть на деньги в «чику». Об этом узнает его учительница по французскому языку Лидия Михайловна и хочет помочь. Совершенно бескорыстно молодая женщина подтягивает Володю по французскому и одновременно тоже играет с ним на деньги в «пристенку». Но учительница не втягивает ученика в азартную игру, а лишь хочет, чтоб у него были деньги, потому что напрямую гордый мальчик помощи не принимает. Однако, как и Сёмка Рысь, Лидия Михайловна не вознаграждена за свой поступок: об игре узнает директор, уволивший её. Но эта поддержка в тяжелейшей ситуации запала герою в душу, он пронес воспоминания о Лидии Михайловне через всю жизнь, не это ли награда?

    Бескорыстие ценой подвига в романе Быкова «Сотников»

    Сложнее всего совершать добрые и бескорыстные поступки, когда за них ты можешь поплатиться смертью. Именно такая ситуация произошла в жизни Сотникова, героя одноименного романа В.Быкова. Он и его товарищ по оружию Рыбак были партизанами, но в очередной вылазке удача отвернулась от них. Сотников серьезно заболел, за партизанами следовали немцы. Герои пришли в дом к многодетной матери Демичихи, смертельно усталой и замученной женщине, которая, тем не менее, поделилась последним с бойцами и спрятала Сотникова и Рыбака от немцев на чердаке. Однако больной герой выдал себя, их нашли, вместе с Демичихой отправили в полицию. Сотникова мучила мысль, что это он во всем виноват, гораздо больше, чем истязания (а ведь ему ломали пальцы и вырывали ногти за то, что герой не выдал местонахождение партизан). Рыбака же мучит мысль о страданиях, поэтому он предает всех, кого может предать, чтоб остаться в живых. Бескорыстный поступок Сотникова в том, что он взял вину на себя, ведь хотел, чтобы только он погиб. Однако полиция уже услышала донос Рыбака, потому пощадили только предателя. Сотникова и Демичиху повесили, но они были более живые, чем Рыбак, который ради своей корысти и комфорта продался врагам, против которых сам же активно боролся.

    Таким образом, бескорыстные поступки могут вызвать не только радостную реакцию со стороны окружающих, иногда путь добра становится смертельным. Каждый человек хоть раз встает перед подобным выбором. И именно на добре и бескорыстии еще держится наш мир. Об этом и говорят читателям писатели второй половины ХХ века, но это актуально и в ХХI.

    Читайте также:

    Бродский и его «Прекрасная» эпоха

    Авторский стиль Платонова на примере повести «Котлован»

    Проблема человеческой отзывчивости

    любимая героиня писателя – Наташа Ростова – однозначно выбирает помощь раненым солдатам , находящимся в Москве после Бородинского сражения. Она понимает, что у них не хватит сил выбраться из города, который со дня на день будет захвачен наполеоновскими войсками. Поэтому девушка без сожаления заставляет родителей отдать раненым повозки, предназначенные для отправки многочисленных вещей из их дома. Её порыв, горячность, с которой она выговаривает матери, что той важнее вещи, чем люди, заставляют пожилую женщину устыдиться своей мелочности.

    Цитата

    Многие интересуются

    При частичном или полном копировании материалов ссылка на сайт обязательна. гг.

    примеры бескорыстие из литературы

    Бескорыстие в литературе

    В разделе Литература на вопрос Примеры бескорыстия в литературе? заданный автором Михаил Панасенко лучший ответ это Савельич в "Капитанской дочке", Штольц в "Обломове", Фирс в "Вишневом саде", Алик, Наташа в "Софье Петровне", семья Ростовых в "Войне и мире".

    Первоисточник Список можно продолжать бесконечно.

    Проблема бескорыстной помощи (по рассказу Б.Екимова Как рассказать.) (ЕГЭ по русскому)

    Проблема бескорыстной помощи (по рассказу Бориса Екимова «Как рассказать»)

    В чём истоки бескорыстия? Можно ли объяснить свою потребность бескорыстно помогать людям? Над этим размышляет Борис Екимов в своём произведении под названием «Как рассказать…».

    Чтобы привлечь наше внимание к волнующим его вопросам, он описывает ежегодные поездки героя рассказа на Дон. Григорий говорит своей жене и заводским друзьям, что едет на весеннюю рыбалку, а на самом деле он едет помогать деревенской тётке Варе, от которой тоже скрывает истинную причину своего приезда. Почему же он так делает? Однажды Григорий увидел, как тяжело пожилой женщине копать огород, и с тех пор уже пятый год помогает ей сажать картошку и ещё кое-что делать по хозяйству. И хотя тётка Варя - совершенно чужой ему человек, и трезвый голос останавливает: «Мало ли кто на белом свете мучается», - «но сердце помнило, и не хотело забыть тётку Варю, и болело о ней».

    Он на всю жизнь запомнил посещение цирка с моряком и пирожки контролёра тёти Кати. Может быть, память о поступках этих людей так благотворно повлияла на формирование характера героя рассказа? Он никому не говорит о настоящей цели своих поездок, всё время мысленно повторяя: «Как рассказать…».

    Григорий, мечтая привезти своего подросшего сына к тётке Варе поработать, надеется, что ничего объяснять ему не придётся: он сам всё увидит и поймёт. Ведь «надо, чтобы он кого-то жалел. Тогда не будет жестокости».

    Автор рассказа не выражает прямо свою позицию, но мы, читатели, понимаем её, анализируя поступки главного героя. Во-первых, писатель как бы призывает: сочувствуя человеку, помоги ему делом и не жди в ответ благодарности. А во-вторых, своей «души прекрасные порывы» не надо объяснять, ведь сколько людей, столько и мнений.

    Был добр к тебе какой-то человек –

    Его добра не забывай весь век!

    Сам сделал доброе кому-нибудь –

    Не поминай ему о том и сам забудь!

    В подтверждение сказанного можно привести следующий литературный пример. Вспомним рассказ А.Платонова «Юшка». Как издеваются над подручным кузнеца и дети, и озлобленные взрослые! А он считает, что все люди добрые и просто не умеют выразить свою любовь. Сам больной чахоткой, он недоедает, чтобы скопить деньги и помочь сироте. Никто и не догадывается, куда Юшка уходит каждое лето. А он пешком ходил в город, чтобы отнести деньги на проживание и обучение девочки. Поступок Юшки дал свои плоды: девочка, которой он помогал, выросла и стала врачом. Она бесплатно лечила больных туберкулёзом.

    Приведём ещё один пример из русской литературы. Героиня рассказа В.Распутина «Уроки французского», учительница Лидия Михайловна, зная, что может потерять работу, играет на деньги со своим голодающим учеником, потому что он из скромности отвергает все попытки учительницы помочь ему. А директор школы, очевидно, не смог понять мотивов её благородного поступка, и Лидии Михайловне пришлось уйти из школы.

    Итак, всё сказанное позволяет сделать следующий вывод: главное - делать добро, а не трубить на каждом перекрёстке о своей благотворительности. И объяснять ничего не нужно, потому что человек с добрым сердцем поймёт всё без слов, а до жестокосердного никакими словами не достучишься.

    Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

    Примеры бескорыстной помощи в литературе

    Например, роман Льва Толстого «Война и мир».

    Неслыханную доброту и душевную щедрость проявляют

    герои произведения во время войны 1812 года.

    Пьер Безухов на собственные деньги снаряжает всем

    необходимым целый отряд ополченцев, и сам с ними

    отправляется на войну с Наполеоном.

    После поражения наших войск при Бородино Кутузов

    предлагает всем оставить Москву, и семья Ростовых

    собирается уехать в своё имение, погружая имущество

    Но когда Наташа Ростова узнаёт, что необходимы подводы

    для вывоза раненых из горящей Москвы,

    она тут же приказывает освободить подводы и

    предоставить их раненым.

    Это роман «Преступление и наказание».

    Родион Раскольников, находясь на грани нищеты и безумия,

    отдаёт почти все свои деньги, присланные ему матерью

    и сестрой, на похороны задавленного лошадью Мармеладова.

    Пётр Гринёв подарил Пугачёву свой заячий тулупчик,

    проявив при этом неслыханную щедрость.

    Сидя, и стоя, и лежа пластом,

    Зайцев с десяток спасалось на нем

    „Взял бы я вас - да потопите лодку! “

    Жаль их, однако, да жаль и находку -

    Я зацепился багром за сучок

    И за собою бревно поволок.

    Было потехи у баб, ребятишек,

    Как прокатил я деревней зайчишек:

    „Глянъ-ко: что делает старый Мазай! “

    слова не говоря, становится между мной и моей пищей. И вот в моей трапезной хоть шаром покати! Ешь, щука, ешь, акула!

    Хотелось бы знать, во сколько рядов зубы у тебя в пасти? Жри, волчонок! Нет, беру это слово назад - из уважения к

    волкам. Глотай мой корм, удав! Работал, работал, а в желудке пусто, горло пересохло, в поджелудочной железе боль, все

    кишки свело; трудился до поздней ночи - и вот моя награда: смотрю, как ест другой. Что ж, так и быть, разделим ужин

    пополам. Ему - хлеб, картошка и сало, мне - молоко.

    Все они на один образец, негодные! Как только преподнесешь, чего им хочется, так и замолкают.

    Малютка глотала молоко так торопливо и с такой жадностью впилась в искусственную грудь, протянутую ей этим

    ворчливым провидением, что закашлялась.

    Да ты захлебнешься, - сердито буркнул Урсус. - Смотри-ка, тоже обжора хоть куда!

    Он отнял у нее губку, выждал, пока прошел кашель, затем снова сунул ей в рот пузырек, говоря:

    Что значит быть бескорыстным человеком?

    Бескорыстие – одно из самых лучших нравственных качеств. Бескорыстный человек делает все для других и не требует за это дело награды. Мне кажется, что в нашем сегодняшнем мире, где царят деньги, очень сложно найти такого человека, готового прийти на помощь в любую минуту и сделать что-то хорошее и полезное совершенно безвозмездно. Сейчас практически всех волнуют материальные блага и никто не хочет тратить душевных и физических сил на то, что не принесет им прибыли.

    Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

      © Сочиняшка.Ру: Что значит быть бескорыстным человеком?

    Пример бескорыстия

    В условиях рыночных отношений жизнь людей из года в год усложняется. Растет безработица. Большинство населения еле сводит концы с концами, по целым месяцам не получая зарплату, а цены на продукты, промтовары, плата за различные услуги, поднимаются до потолка. В таких условиях растут правонарушения и преступления. Детские дома пополняются детьми - сиротами, трудновоспитуемыми, оставшимися без присмотра родителей. Но мир не без добрых людей. Везде можно встретить бескорыстных, душевно щедрых людей, которые по своей воле берут из детских домов детей - сирот на воспитание, отдают им частицу душевного тепла.

    Нам хочется рассказать об удивительной женщине с необычной судьбой Барбахтыровой Валентине Васильевне, чья жизнь тесно связана с детьми - сиротами из детского дома.

    Валентина Васильевна родилась в семье колхозника 20 декабря 1946 года в селе Кыргыдай Вилюйского района ЯАССР. Долгое время работала дояркой совхоза «Мастахский», в течение 8 лет была председателем местного профсоюза работников сельского хозяйства, незаменимым членом женского совета и родительского комитета, неоднократно избиралась депутатом сельского совета, активно участвовала и участвует в общественной жизни села.

    Барбахтырова В.В. одной из первых в улусе, в республике по своей инициативе взяла на воспитание детей-сирот из детского дома. Это мужественная женщина одна воспитала 8 детей, оставшихся без попечения родителей.

    В 1991 году, потеряв единственного сына, испытав горькую участь одиночества, она решила усыновить ребенка из детского дома г. Вилюйска. Так в семье появился первый сын Гена - утешение матери. Вслед за этим в 1994 году взяла сразу 3 девочек: Аню, Катю, Лизу Сойкиных. В 1996 году из детского дома на лето приехал погостить восьмилетний Женя. Маленькому мальчику понравилось доброе отношение мамы Вали, теплая дружеская обстановка в семье. По его просьбе дети и Валентина Васильевна решили оставить Женю. Через 5 лет семья пополнилась еще двумя детьми: братом и сестрой сестер Сойкиных: Русланом и Людмилой. Тяжелая судьба осиротевшего Захара не оставила равнодушной сердце матери. Так появился в семье восьмой ребенок.

    На первых порах Валентина Васильевна встретила много трудностей: незнание детьми якутского языка, пробелы в знаниях, состояние здоровья, адаптация к сельской жизни, несовместимость характеров, материальные затруднения в условиях рыночных отношений и т.д. Все эти проблемы семья преодолела благодаря поддержке односельчан, родственников, школы и детского дома.

    Интернациональная семья Барбахтыровых дружно живет под девизом «Куhа5антан куот, vчvгэйтэн vер», «Yлэ киhини киэргэтэр». Труд в этой семье всегда в почете. Как и все жители села, они содержат большое подсобное хозяйство, летом ухаживают за огородом, косят сено, осенью ходят по грибы и ягоды, на долгую зиму запасаются соленьями и вареньем. Щедро делятся своими запасами с Вилюйским детским домом и приютом. Каждый ребенок в семье несет определенную ответственность, имея свой «фронт работы»: мальчики выполняют мужскую работу, девочки доят коров, ухаживают за телятами, готовят, шьют, помогают матери управлять большим хозяйством. Каждый год Валентина Васильевна организует летний трудовой лагерь «Сайылык», в 2000 году на конкурсе летних трудовых семейных лагерей они заняли I место в республике и награждены ценным призом - персональным компьютером. Дети Барбахтыровой Валентины Васильевны славятся в родном селе и улусе еще и как активные участники спортивных соревнований, различных конкурсов, предметных олимпиад, конференций школьников, художественной самодеятельности.

    Выросла большая семья Валентины Васильевны: уже старшие дети повзрослели и вступили в самостоятельную жизнь, обзавелись семьями, появились внуки. Старший сын Гена окончил Якутское ПТУ №16, работает электриком в родной школе. Женился, воспитывает троих детей. Продолжая семейную традицию, взял на опеку из детского дома мальчика Ваню. Дочь Аня успешно учится на III курсе экономического факультета ЯГСХА, замужем. Сын Женя - студент III курса Мирнинского регионального технического колледжа по специальности «электрик-механик высотных линий». Катя учится на II курсе Якутского медицинского колледжа, замужем, имеет дочь. Лиза - студентка II курса юридического факультета ЯГУ, замужем, имеет сына. Захар закончил Кызыл-Сырский учебно-производственный комбинат и продолжает обучение в Мирнинском региональном техническом колледже на газосварщика. Руслан окончил школу и учится в ДОСААФ на шофера, готовится к службе в армии. Младшая дочь Люда учится в IX классе, помощница и опора матери.

    Богатый опыт Валентины Васильевны по воспитанию детей-сирот распространен в улусе, в республике, опубликован во многих печатных изданиях: в книгах «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Барыта холумтантан са5аланар», «Книга года детства и детского спорта», в улусной газете «Олох суола», республиканских газетах «Саха сирэ», «Кэскил». Ее долголетний, добросовестный труд отмечен многими грамотами, Почетной грамотой президента РС (Я), благодарственными письмами. В 2003 году стала стипендиатом фонда «Бар5арыы», в 2004 году награждена медалью «Материнская слава».

    Использованная литература.

    1. Трудовое воспитание ребенка в семье. Якутск, 2002 г.
    2. Все начинается с домашнего очага. Вилюйск, 2001 г.
    3. Газета «Кэскил» № 37, 2008 г.

    Проблема бескорыстной помощи (по рассказу Бориса Екимова «Как рассказать»)

    В чём истоки бескорыстия? Можно ли объяснить свою потребность бескорыстно помогать людям? Над этим размышляет Борис Екимов в своём произведении под названием «Как рассказать…».

    Чтобы привлечь наше внимание к волнующим его вопросам, он описывает ежегодные поездки героя рассказа на Дон. Григорий говорит своей жене и заводским друзьям, что едет на весеннюю рыбалку, а на самом деле он едет помогать деревенской тётке Варе, от которой тоже скрывает истинную причину своего приезда. Почему же он так делает? Однажды Григорий увидел, как тяжело пожилой женщине копать огород, и с тех пор уже пятый год помогает ей сажать картошку и ещё кое-что делать по хозяйству. И хотя тётка Варя - совершенно чужой ему человек, и трезвый голос останавливает: «Мало ли кто на белом свете мучается», - «но сердце помнило, и не хотело забыть тётку Варю, и болело о ней».

    Он на всю жизнь запомнил посещение цирка с моряком и пирожки контролёра тёти Кати. Может быть, память о поступках этих людей так благотворно повлияла на формирование характера героя рассказа? Он никому не говорит о настоящей цели своих поездок, всё время мысленно повторяя: «Как рассказать…».

    Григорий, мечтая привезти своего подросшего сына к тётке Варе поработать, надеется, что ничего объяснять ему не придётся: он сам всё увидит и поймёт. Ведь «надо, чтобы он кого-то жалел. Тогда не будет жестокости».

    Автор рассказа не выражает прямо свою позицию, но мы, читатели, понимаем её, анализируя поступки главного героя. Во-первых, писатель как бы призывает: сочувствуя человеку, помоги ему делом и не жди в ответ благодарности. А во-вторых, своей «души прекрасные порывы» не надо объяснять, ведь сколько людей, столько и мнений.

    Был добр к тебе какой-то человек –

    Его добра не забывай весь век!

    Сам сделал доброе кому-нибудь –

    Не поминай ему о том и сам забудь!

    В подтверждение сказанного можно привести следующий литературный пример. Вспомним рассказ А. Платонова «Юшка». Как издеваются над подручным кузнеца и дети, и озлобленные взрослые! А он считает, что все люди добрые и просто не умеют выразить свою любовь. Сам больной чахоткой, он недоедает, чтобы скопить деньги и помочь сироте. Никто и не догадывается, куда Юшка уходит каждое лето. А он пешком ходил в город, чтобы отнести деньги на проживание и обучение девочки. Поступок Юшки принёс свои плоды: девочка, которой он помогал, выросла и стала врачом. Она бесплатно лечила больных туберкулёзом.

    Приведём ещё один пример из русской литературы. Героиня рассказа В. Распутина «Уроки французского», учительница Лидия Михайловна, зная, что может потерять работу, играет на деньги со своим голодающим учеником, потому что он из скромности отвергает все попытки учительницы помочь ему. А директор школы, очевидно, не смог понять мотивов её благородного поступка, и Лидии Михайловне пришлось уйти из школы.

    Итак, всё сказанное позволяет сделать следующий вывод: главное - делать добро, а не трубить на каждом перекрёстке о своей благотворительности. И объяснять ничего не нужно, потому что человек с добрым сердцем поймёт всё без слов, а до жестокосердного никакими словами не достучишься.