Меладзе константин и валерий биография. Братья меладзе - константин и валерий

Меладзе константин и валерий биография. Братья меладзе - константин и валерий

Валерий и Константин Меладзе братья не только по крови. Их творческий тандем успешно существует вот уже на протяжении 13 лет, все это время музыка неразрывно связывала этих талантливых личностей и устойчиво закрепила за Валерием Меладзе амплуа романтического героя.


Оба брата родились в Грузии, г. Батуми, в рабочем поселке.

Старший брат Константин в детстве был послушным и спокойным мальчиком, коллекционировал пластинки и слушал их вместе с Валерой, который по характеру дополнял тихого Костю своей полной противоположностью.

После получения среднего образования Валерий окончил музыкальную школу по классу фортепиано, в которую его и брата отвела мама. Константин посещал занятия без особого энтузиазма, даже не предполагая, что в дальнейшем сам будет писать востребованную музыку.

Затем братья отправились в г. Николаев. Валерий поступил и окончил Кораблестроительный институт, продолжил обучение в аспирантуре. Константин, обучаясь с братом, попал в ансамбль при институте.

В 90-м году братья Меладзе вошли в состав арт-рок группы «Диалог». Валерий распознает в своем голосе большой его диапазон и редкий привлекательный тембр. Группа гастролирует по Кемеровской области.

В 1991 г. на фирме «Мелодия» состав выпускает пластинку «Посредине мира».

1992 г.Валерий становится призером телеконкурса «Ступень к Парнасу».

1993 в Германии на фирме Solo florentin выходит альбом «Осенний крик ястреба».

В 1993 «Диалог» застал распад. В Киеве состоялся сольный дебют Валерия. А.Пугачева отметила талант нового исполнителя и пригласила на свои ежегодные «Рождественские встречи».

В 1994 г., благодаря хиту «Не тревожь мне душу скрипка», Валерий становится «Открытием `94 г.». Композитор и продюсер Константин Меладзе пишет замечательные лирические композиции, не желая идти проторенной дорожкой «попсы», его аранжировки свежи, с элементами джаза и арт-рока, все делается грамотно и честно.

1995 год – рождение песни «Сэра» и одноименного альбома, который становится бестселлером.

В 1996 вышел в свет второй альбом Валерия Меладзе «Последний романтик»

В дек. 2003 г. творческий тандем выпускает альбом «Нега».

Украинский продюсер, композитор, аранжировщик Константин Меладзе разделяет успех брата, в 2000 г. создает знаменитую ВИА Гру. Успевает работать с Ани Лорак, Аллой Пугачевой, Таисией Повалий, Веркой Сердючкой, добавляя в их репертуар настоящие хиты.

В сен. 2006 г. Валерий становится Заслуженным артистом РФ.

В 2007 г. братья выступают в качестве продюсеров «Фабрики звезд-7».

Братья Меладзе нашли своих слушателей с хорошим вкусом и остаются верными им.

— Детство у нас с Валерой было абсолютно таким же, как у миллионов наших сверстников в Советском Союзе. У родителей нас трое. Я — старший брат, Валера младше на два года, а сестра Лиана — на шесть лет. Родились мы в рабочем поселке под городом Батуми — такой небольшой поселочек, все жители которого, в том числе наши родители, работали на нефтеперерабатывающем заводе. Как мы жили? Да как все дети. С утра до вечера бегали на улице, во что-то играли, что-то придумывали и ничем не выделялись из компании таких же, как мы, мальчишек. Жили скромно, папа и мама были инженерами, а в нашей трехкомнатной хрущевке проживало девять человек: бабушка, папин брат со своей семьей и мы впятером. А летом к нам приезжали родственники, жили они на застекленном балконе, и бывало, что в нашей

небольшой квартирке собиралось человек по двенадцать. Так что дома сидеть, сами понимаете, особой возможности не было, и мы носились на свободе.

Главной обязанностью были уроки, мы их делали на скорую руку перед сном, надо сказать, без особого рвения. И, как следствие, учились, мягко говоря, средне. Троечниками были. К тому же мы с Валерой были озорными и крепкими ребятами. Заканчивались наши шалости и потасовки не только ссадинами и шишками, но и разбитой посудой, стеклами, поломанными дверьми, кроватями и гладильными досками. Сейчас я понимаю, каково было нашим родителям. Мама нас постоянно учила уму-разуму, водила в музыкальную школу и различные секции, пытаясь занять чем-то и дать максимально возможное всестороннее образование. Папа практически не ругал, он приходил домой вечерами с работы уставший, и мы старались его не огорчать. Выходные, которые он проводил с нами, я помню до сих пор — как мы ходили в парк или играли в футбол. Это были для нас очень яркие события. Пару раз его вызывали в школу, и ­даже после этого он никогда не ругался и, Боже упаси, не поднимал на нас руку. Говорил какую-нибудь фразу вроде: «Ну как тебе не стыдно». Очень тихим и серьезным голосом. И хотелось сквозь землю провалиться от стыда. Действовало гораздо эффективнее, чем мамины поучения, к которым мы привыкли.

— Когда вы поняли, что ваша жизнь будет связана с музыкой?

— Первый раз я влюбился в музыку, когда мне было шесть лет. Услышал в кино полонез Огинского, и меня просто, как сейчас говорят, накрыло. До сих пор помню это фантастическое состояние. Я побежал к маме и сообщил ей, что пойду учиться играть на скрипке. Мальчик в том фильме играл полонез именно на скрипке, и у него так легко это получалось, что я решил: возьму скрипку и тут же сыграю на ней так же прекрасно. В музыкальную школу меня взяли с большим трудом, потому что на экзаменах выяснилось, что я совершенно бездарен, что у меня нет ни слуха, ни чувства ритма, ни голоса — ничего. «Отдайте мальчика на футбол», — посоветовали маме преподаватели. Но мама у нас человек настойчивый и целеустремленный, она возразила: «Мальчик хочет учиться музыке, и он имеет на это право!» Школа была при нашем заводе, и там действительно имели право учиться все дети, вне зависимости от наличия у них данных. В класс скрипки был острый недобор — почему-то желающих играть на этом инструменте в рабочем поселке нашлось немного, — и меня взяли.

Учился я плохо, потому что все время ощущал скептическое отношение к себе со стороны преподавателей, а скрипка — это труд, на который я тогда был не настроен. Учеба практически отбила у меня всякое желание заниматься музыкой, но, на счастье, в последнем классе мне дали преподавателя по фортепиано, которая изменила мое отношение к музыке. Она была молоденькой, на несколько лет старше меня, и у нее был совсем другой, не академический подход к обучению. С ее помощью я открыл для себя музыку еще раз. Влюбился в Баха, в Моцарта,

а потом вдруг понял, что на фортепиано можно подбирать нравившиеся мне композиции, в том числе совсем не классические, а даже рок или поп-музыку, и просто сошел на этой почве с ума. Играл с утра до ночи и в результате стал довольно приличным для своего возраста пианистом. Тем не менее я был уверен, что мне из моего поселка пробиться в какие-то там музыкальные круги нет никакой возможности. И таких планов у меня даже не было. Да и вообще планов не было никаких. А у мамы с папой на наш с Валерой счет была на тот момент только одна мечта: чтобы мы благополучно окончили школу и не попали в колонию для несовершеннолетних преступников, как некоторые наши одноклассники.

— В детстве ничто не предвещало, что мы с Валерой будем работать вместе. С родителями и братом. Фото: Из личного архива Константина Меладзе

— Что же вы такое творили?

— Хулиганами были. Делали какие-то взрывпакеты, сбегали с уроков, доводили учителей до белого каления ­своими проделками и т. д. Вместо того чтобы идти в школу, мы с ребятами утром бежали на речку, где у нас был построен шалаш, и играли в карты. В школе было скучно, а в шалаше — замечательно, тепло и интересно. Так и шли медленно, но верно по наклонной линии. Меня даже в пионеры приняли в седьмом классе, когда нормальные дети уже комсомольцами становились. А в комсомол не взяли вовсе. Почему — до сих пор не знаю. Я хоть и хулиган был, но не самый отъявленный, а преподаватели, видимо, считали, что именно в моей голове зарождаются самые злокозненные идеи и я являюсь зачинщиком. Может быть, дело в том, что я был выше всех в классе, молчаливее всех и довольно мрачный

на вид. Вот и считалось, что я — координатор. А я вовсе не поэтому мрачный был. Просто у меня не особо складывались отношения с коллективом. Я сильно заикался, от этого был нелюдим. В общем, странный парень был, что и говорить.

Но школу с грехом пополам окончил и поехал в Москву поступать в медицинский институт. Мама мечтала, чтобы я стал врачом, и я недолго думая отправился во 2-й Медицинский, где конкурс был 10 человек на место. А я троечник круглый и вдобавок еще не комсомолец, что по тем временам было неслыханным делом. Человек, который принимал документы, долго и печально смотрел на меня, а потом говорит: «Как же вас угораздило к нам приехать? Вы знаете, какой у вас аттестат?» Я говорю: «Конечно, знаю, средний балл три с половиной». — «А почему вы не комсомолец?» На что я, глядя куда-то в небо, ответил: «Не сложилось». Документы у меня тем не менее приняли, и, получив пару на первом же экзамене по физике, я отправился домой и устроился разнорабочим на завод.

— Валерий по вашим стопам шел?

— По тем временам он был моим антиподом. Ему все давалось легко, играючи. Он тоже учился в музыкальной школе. И когда пришел поступать на класс фортепиано, учителя пришли в восторг: «Вот у кого талант! Вот кому надо заниматься музыкой. А этого балбеса (кивок в мою сторону) все же отдавайте на футбол!» Не зря говорят, что талантливый человек во всем талантлив. Все, чем бы Валера ни занимался в дальнейшем — наукой, музыкой, спортом или бизнесом, — у него получалось превосходно. Он даже одежду шил сам. В те времена в магазинах ничего не было, а выглядеть достойно хотелось. И Валера выкручивался — покупал какие-то дешевые брюки и перешивал их так, что они становились ультрамодными. Рубашки перекраивал и выглядел во всем этом фантастически. Даже мне иногда перепадало, но это было уже в институте.

— То есть в институт вы все-таки поступили?

— В 18 лет со мной произошла странная метаморфоза. Я вдруг очнулся, как Илья Муромец. Понял, что нужно браться за свою собственную жизнь, потому что иначе я ее упущу. Снова отправился в другой город, на этот раз выбрал Николаев, поступил в Институт кораблестроения и ­отчетливо ­осознал, что это единственный мой шанс начать новую жизнь. Там за мной не тянулась слава мрачноватого хулигана, преследовавшая меня со школы, я был окружен новыми людьми, интересными, продвинутыми, молодыми и амбициозными. Я взялся за ум, напрягся, стал хорошо учиться. Родители, слыша про мои успехи в учебе, наотрез отказывались верить. Папа в какой-то момент не выдержал, лично приехал в институт, отправился в деканат и, не веря своим глазам, листал мою зачетную книжку. Там были одни четверки и пятерки. Плюс ко всему выяснилось, что я еще и староста. Он был в совершеннейшем шоке. На семейном совете было решено на следующий год прислать ко мне брата — на перевоспитание. Валера к тому времени стал достойным моим преемником в деле хулиганства и школьных прогулов, только, привыкнув все делать с большой отдачей, хулиганил он тоже с душой и энтузиазмом и рисковал вылететь из школы. В общем, брата я принял, он поступил на курс младше меня, и мы стали учиться вместе.

— И тогда же началось ваше совместное творчество?

— Чуть позже. Курсе на третьем. Я, как и все студенты того времени, отправился в колхоз, «на картошку» (в нашем случае это были помидоры). В колхозе мы проторчали два месяца, непрерывно шел дождь, вокруг наших бараков, где мы жили по 20 человек в комнате, — непролазная грязь. Когда дождь лил совсем уже немилосердно, мы не ездили в поле, а поскольку делать было категорически нечего, играли на гитарах и пели. Гитару я к тому времени уже сносно освоил, и старшие товарищи порекомендовали мне попробовать вступить в наш институтский клуб самодеятельности «Корабел». Я пошел. Это было 4 ноября 1985 года. Пришел на репетицию, увидел каких-то не очень

хорошо музицирующих ребят и понял, что играю я лучше них всех. Меня взяли клавишником. И все, моя судьба была решена. Через месяц на репетицию пришел Валера — посмотреть, что я там делаю. Мы играли час или два, потом объявили перекур, и, пока все отдыхали, мой брат взял микрофон и запел что-то а капелла. Сначала мы ничего не поняли, подумали, что это радио заиграло. А это Валера, оказывается. Его тут же взяли, сперва бэк-вокалистом, а потом и основным солистом ансамбля. Говорю же, у него все получалось играючи. Так вот с 1986 года мы и работаем в дружном тандеме: я пишу песни, а мой брат их исполняет.

— 30 лет прошло. Каким образом вам удается сохранять крепкие братские отношения?

— С той самой минуты, как мы вместе стали делать музыку, наши детские разногласия как рукой сняло, и никаких противоречий за 30 лет ни разу не возникло. Мы друг друга поддерживаем во всем. У нас четко распределены обязанности, я пишу и продюсирую, Валера поет, выдает идеи, гастролирует, а сестра Лиана занимается нашим менеджментом. Так втроем мы по жизни и идем. Как это получается? Не могу припомнить, чтобы наши родители каким-то образом ­специально ­внушали нам: вот, мол, братья и сестры должны быть ближе всех на свете, должны помогать друг другу. Нет. В детстве ничто не предвещало, что мы будем вместе и став взрослыми. Как все дети, мы иногда ссорились и дрались, но перед глазами всегда был пример родителей. Папа — старший в своей семье, у него две сестры и брат. И мы видели, что папа был самый мудрый, всегда давал какие-то советы, направлял их по жизни, опекал, помогал, никогда не бросал. И мама со своей сестрой очень близки, мы часто ездили в гости к тете, они приезжали к нам. Наверное, личный пример родителей — все-таки самое лучшее средство воспитания. Надеюсь, что я тоже сумел передать это своим детям: 16-летней Алисе, 12-летней Лии и 11-летнему Валере. Они уже сейчас относятся друг к другу очень трепетно, любят и помогают друг другу.

Лия: папа никогда не ругает нас, только иногда говорит: «Непорядок!». Фото: Арсен Меметов

— Помните свои ощущения в тот момент, когда узнали, что впервые стали отцом?

— Скажу откровенно. До меня очень поздно доходили какие-то вещи, которые в жизни по-настоящему важны. На тот момент, честно говоря, я не успел прочувствовать всю важность рождения детей, не насладился толком этим невероятным счастьем. Я был одержим работой, музыкой, карьерой, жил в каком-то иллюзорном мирке, просиживая в студии с утра до вечера. Я все время куда-то спешил, у меня в голове была только самореализация и куча всяких проектов, их становилось все больше и больше. Помимо брата и группы «ВИА Гра» занялся телевизионными мюзиклами, «Фабрикой звезд», музыкой для кино. Проекты множились с каждым годом, и этот водоворот

затягивал все сильнее. Я плохо понимал, что происходит вокруг меня. И только когда мне перевалило за 45, вдруг опомнился. Постепенно начал осознавать, что в жизни главное, а что второстепенное. У меня открылись глаза, я стал видеть окружающий мир, начал как-то вылезать потихоньку из этой подводной лодки. И только тогда начал по-настоящему нуждаться в детях и в личной жизни, в родных. Дети у меня просто замечательные.

Алиса: Папа тоже замечательный. И то, что он занятой человек, значения не имеет. Мы отлично проводим время, когда едем на выходные на дачу, — смотрим там кино и болтаем, вместе слушаем музыку. Я могу сказать, что у меня очень счастливое детство. Мне никогда не было скучно. Я тоже стала заниматься скрипкой, правда, спустя некоторое время поняла, что пошла туда только из-за того, что мне нравилась форма этого инструмента. А поскольку у меня, как и у папы в детстве, особо не было ни слуха, ни голоса, бросила, не доучившись один год до получения диплома. Больше всего нравилось экспериментировать со своей внешностью — краситься и делать прически. (Смеется.)

Константин: Когда Алисе стукнуло 13, эти эксперименты приобрели масштаб настоящей революции. Два года она бунтовала и воевала с собственными родителями. Отвергала решительно все, что шло с нашей стороны, — идеи, предложения и советы, и категорически не понимала, почему ее ограничивают в чем-либо. Спорила с нами по любому поводу. Но сейчас, спустя два года, все постепенно выправляется. А за эти два года я столько узнал о переходном возрасте, столько книг перечитал, со столькими опытными людьми побеседовал. Это меня в ­какой-то­ степени утешило: в принципе все, что с Алисой происходило, укладывалось в рамки пресловутого переходного возраста. И я понял: от родителей в этот период требуется только терпение. Методично, каждый день, потихоньку развязывать те узлы, которые возникают внутри взрослеющего ребенка. Без агрессии, без давления, без раздражения стараться скрупулезно, настойчиво обосновывать те или иные понятия и истины. Тут нужна доброта и терпение, терпение и доброта.

— Как все родители, я волнуюсь за детей, переживаю, какими они вырастут. Фото: Арсен Меметов

— Лия, как я понимаю, еще в опасный возраст не вошла?

— Пока у нас с ней разногласий нет. И взгляды совпадают почти во всем. Лия собранный, дисциплинированный человек, которому можно что-то объяснить, и она способна принять твою точку зрения. Но ей пока и нет 13 лет, только 12 исполнилось. А если говорить формально, то ей даже четырех лет пока нет.

Лия: У меня день рождения 29 февраля. Таких людей на планете очень мало. И ощущения, честно говоря, немного странные. Я понимаю, что это смешно, но мне кажется, что в те годы, когда 29 февраля на календаре нет, я не взрослею. То есть мне все восемь и восемь. А потом вдруг — раз! — и 12. Привыкнуть к этому сложно. Может быть, поэтому у меня все еще есть любимая игрушка. Это плюшевый мишка, которого я купила в Австрии, и он напоминает мне о веселье. Австрия невероятная, там красиво и очень холодно, впрочем, может быть, из-за того, что мы туда все время только зимой ездим, на лыжах кататься. Папа ездит с нами, но на лыжи пока не встал. Он ни на чем не катается — ни на самокате, ни на велосипеде. Мы пытались его научить, но он только смеется: «Где это видано, чтобы такой огромный

мужчина на таком маленьком двухколесном устройстве ездил». Но мы не оставляем надежд, что на­учим его. А пока папа только плавает. Как морж. Нас тоже научил, мы занимались с Алисой плаванием. Папа никогда не ругает нас, лишь иногда говорит: «Непорядок!» Но вообще я не даю поводов, чтобы меня ругали: учусь хорошо, уроки делаю. Занимаюсь вокалом, хочу стать певицей или актрисой.

Константин: Я, как все родители, волнуюсь за них, переживаю, какими они вырастут. Но они благоразумные, слава Богу. У них очень хороший и современный вкус во всем, будь то выбор книг, фильмов или одежды.

— А музыки?

— В этом вопросе я тоже ими очень доволен. Они слушают модную, интересную музыку, и я стараюсь с пониманием относиться к их выбору. Понятно, это не те группы, на которых выросли мы, что закономерно. Их музыка хорошо сделана, качественно сыграна, и я много нового узнаю для себя, слушая их фаворитов вместе с ними. Да и, честно говоря, я никогда не стремился навязать детям свой вкус. Им, бедным, и так досталось. Когда они были маленькие, я работал дома, там у меня была студия, им приходилось слушать мою музыку с утра до вечера. Они под нее и засыпали, и просыпались.


— Никогда не навязывал детям свой вкус. Им, бедным, и так досталось. Когда они были маленькие, я работал дома. Они под мою музыку и засыпали, и просыпались. Фото: Арсен Меметов

— Как получилось, что Константин Меладзе, всегда работавший с женским коллективом, ­собрал бойз-бенд? Откуда взялась идея сделать MBAND?

— Начинал я свою карьеру с работы с Валерием Меладзе, потом, после «Фабрики звезд», у меня была группа «БиС», так что о том, как работать с мужчинами, знаю не понаслышке. Идея сделать бойз-бенд зрела давно, но я понимал: чтобы провести полноценный кастинг, нужно масштабное телевизионное шоу. А когда все срослось, я с огромным удовольствием начал с ребятами работать. Ощущения удивительные — с ними как будто заново переживаю свою юность. Вспоминаю, что у меня 30 лет назад были схожие цели и устремления. Конечно, женский коллектив и мужской — это, как говорится, две большие разницы. Парни в основном идут в музыку из-за карьеры. Чтобы быть артистом, сделать это своей профессией — то есть с пониманием и надолго. А у некоторых девушек экран, сцена, подиум — некий перевалочный пункт, благодаря которому они перейдут на следующую социальную ступеньку, удачно выйдут замуж, познакомятся с интересными людьми. В «ВИА Гре» тоже было достаточно таких случаев, когда, поработав год-полтора, девушки выходили замуж

и переставали заниматься музыкой, заканчивали все эти гастроли, кочевую артистическую жизнь. Семья оказывалась важнее. Это нормально, но с парнями в этом смысле мне проще, я их лучше понимаю. Я доволен тем, как идут дела в группе. Сейчас запускаем очередную новую песню и клип, продолжаем снимать реалити-шоу, а в конце апреля выйдет художественный фильм под названием «Все исправить», где ребята сыграли самих себя. Режиссер Антон Калинкин снял кино для тинейджеров, и мне кажется, оно их заинтересует. Кроме группы MBAND там играют замечательные актеры Дарья Мороз, Игорь Жижикин, великолепный . Но даже рядом с такими мэтрами ребята из MBAND выглядят органично. Я стараюсь всесторонне их развивать, давая возможность работать не только на сцене, но и в телевизионных шоу, и в кино. Надеюсь, что их ждет большое будущее.

Семья: жена — Вера Брежнева, певица; дети от первого брака — Алиса (16 лет), Лия (12 лет), Валерий (11 лет)

Образование: окончил Николаев­ский корабле­стро­итель­­ный институт им. адмирала Макарова

Карьера: с 1986 года пишет песни для своего брата Валерия Меладзе. Также его песни исполняют Алла Пугачева, София Ротару, Григорий Лепс, Полина Гагарина, Ани Лорак, Валерия и другие артисты. В 2000 году создал группу «ВИА Гра». Композитор и продюсер телемюзиклов «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Золушка», музыкальный продюсер фильма «Стиляги», автор музыки к сериалу «Оттепель». Продюсер «Фабрики звезд-7» и шоу «Хочу в «ВИА Гру» и «Хочу к Меладзе»

Рожденный 11 мая в городе Батуми (Грузия), продюсер является представителем знака тельца, что вполне заметно в его манере поведения и внешнем виде. Рост Константина Шотаевича приближается к отметке в два метра, а его спокойная манера разговора лишь подтверждает впечатление о продюсере, как о человеке основательном и мужественном.

Юность

Все старшие представители семьи Меладзе получили инженерное образование. Помимо Кости, в грузинской семье росли еще двое детей, все трое в будущем выберут творческий путь.

Находясь под впечатлением от фильмов, будущий продюсер решает выбрать в жизни творческий путь и связать свою деятельность с музыкой. Результаты посещения музыкальной школы, в которую стал ходить юный Костя, принесли разочарование. Меладзе пришлось оставить обучение из-за мнения педагогов, что молодой человек не обладает слухом и у него отсутствует чувство ритма.

Будучи скромным и нескладным юношей, Константин не стал спорить с преподавателями и спокойно оставил обучение игре на фортепиано и скрипке. В дальнейшем продюсер самостоятельно овладеет игрой на гитаре и прочих инструментах.

Закончив школу, молодой человек отправляется получать следующую ступень образования в город Николаев. Росший в семье инженеров, Костя, соблюдая традицию, получает высшее образование инженера в кораблестроительном вузе. Впоследствии Меладзе работает в конструкторском бюро на должности конструктора. Нужно упомянуть, что по стопам брата пойдет и Валерий, поступив на учебу в тот же институт.

Во время студенческой жизни оба брата Меладзе участвуют в институтском ансамбле. В конце восьмидесятых, услышав выступление братьев, известный в наши дни продюсер Брейтбург приглашает семейный подряд участвовать в своей группе. Свой первый альбом с участием Константина группа записывает в 1990 году. Запись пластинки проходила в немецкой музыкальной студии Кима.

Спустя три года, расставшись с музыкальной группой, Меладзе начинает занятие сольной карьерой музыканта. Дальнейшее его будущее определяет стремительное развитие брата в качестве сольного певца. Так начинается основной путь в творчестве, Константин выступает в качестве автора песен брата.

Музыкальная карьера

  • Одним из самых популярных проектов Константина Меладзе стала, основанная в начале нового тысячелетия, группа «ВИА Гра», просуществовавшая на протяжении двенадцати лет. Развивающийся сначала на территории Украины популярный проект позже завоевал и российскую аудиторию. Множество песен группы стали хитами и возглавляли хит-парады в разное время.
  • Следующим крупным этапом в карьере музыкального продюсера стало участие в известном телешоу, выпускавшем молодых исполнителей. Участвуя в качестве продюсера, Меладзе активно занимался образованием и развитием молодых музыкантов, создав затем новый музыкальный проект. Помимо российского шоу, старший брат Меладзе воспитывал музыкантов и в аналогичной данному проекту украинской версии телешоу.
  • В 2007 году продюсер основывает свой центр продюсирования артистов, который называет «Меладзе бразерс». Из названия становится понятно, что в данной деятельности участвует и его младший брат. Через пару лет после создания первого центра Константин Шотаевич открывает второй продюсерский центр.
  • Данное направление — хорошо знакомая область для предусмотрительного музыканта. За время своей карьеры он принял участие еще в нескольких музыкальных телевизионных проектах, которые успешно продюсировал. Среди них были как российские передачи, так и украинские.
  • Одним из запомнившихся российскому зрителю проектов стало новое шоу, во главе которого находился старший брат Меладзе — «Хочу к Меладзе». Вышедшее четыре года назад, шоу представило российскому зрителю парней из нового бойз-бенда, являющихся новыми подопечными центра продюсирования Константина Меладзе.
  • В 2015 году братья Меладзе записывают первый дуэт за свое творческое тридцатилетие.
  • Обладающий хорошим профессиональным чутьем, Константин предрек в 2016 году победу на конкурсе Евровидение победу украинской певице, исполняющей проникновенную и чувственную песню. Его ставка оказалась верной.
  • Через год после успеха Джамалы состоялся большой концерт, на вечере его творчества песни композитора исполняли известные российские исполнители.

Семейная жизнь

Личная жизнь музыкального деятеля вызывает бурный и неподдельный интерес публики. Распавшийся после девятнадцати лет совместного проживания брак продюсера и его жены Яны Сумм, сделал интимную информацию о жизни Константина более открытой для зрителей. Пресса много обсуждала неожиданный конец, казалось бы, столь благополучного брака. В браке у продюсера родилось трое детей. Знает читатель таблоидов и о том, что сын Константина болен аутизмом. Разведясь с женой, Меладзе продолжает заботиться о своих детях.

Переехав после разрыва отношений из Киева в Москву, Константин открыл общественности новые отношения, которые привели к свадьбе спустя два года после развода. Новой супругой продюсера стала известная певица Вера Брежнева. Разница в возрасте не мешает артистам хорошо находить общий язык, строя новую семью.

С момента развода Константина и Яны Меладзе прошло четыре года. В 2013-ом новость о прекращении их отношений стала для всех неожиданностью. Почти 20 лет брака, трое несовершеннолетних детей, репутация примерной семьи. А причиной всему стала, как оказалось позже, «ВИА Гра».
После развода Константин и Вера Брежнева начали жить вместе, а в 2015 году тайно расписались в Италии, не пригласив на свадьбу ни прессу, ни друзей. Даже сейчас пара мало рассказывает о своей семейной жизни, хотя и не отрицает ее.


Но мало кому известно, что бывшая супруга известного продюсера смогла обрести новое счастье еще раньше его самого. После развода она встретила другого мужчину, который полюбил ее и предложил выйти замуж. Он занимается бизнесом, а не творчеством, поэтому мало известен публике.



Хороший подарок от судьбы. Да еще и учитывая то, что 10 лет жизни, как она считала, у нее отняли. Они пошли на бесплодные и бесполезные разбирательства.




В одном из интервью она рассказала об этом: «Я догадывалась, но не знала наверняка. В 2005 году, будучи беременной младшим сыном, я списала кризис в наших отношениях на измену, инстинкт, временную слабость. Измену смогла простить. А подтверждение тому, что служу картинкой, за которой муж живет другой жизнью, я получила в 2007 году. Открыто могу сказать: я из тех женщин, которые, подозревая обман, могут посмотреть телефон мужа. И тогда я не выдержала, набрала ее номер».




«Сказала: «У меня нет ни упреков, ни претензий. Для меня звонить вам - это унижение. Но я иду на это по одной причине: мне нужно понимать, что происходит в моей семье». Ответ был неискренним: «У нас рабочие и дружеские отношения, как у отца с дочерью… Он мой наставник. Ничего нет…» Спустя пять лет, в начале 2013 года, у Константина случился очень непростой период. Я даже попросила ненадолго отложить процедуру развода. Костя ушел в себя, не отвечал на звонки. И тогда эта женщина пришла ко мне в дом».




«Зачем? Сказала, хочет помочь. А я думаю, она пришла, чтобы выйти «из подполья». У меня был один вопрос: «Во имя чего понадобилось столько поломанных судеб? Я же звонила тебе. Посчитай, сколько лет жизни вы у меня отняли. Почти 10 лет!» В ответ - широко открытые глаза: «Просто тогда я посчитала, что так будет лучше...»».






Сейчас Яна счастлива с новым мужем, за которым, как говорят, как за каменной стеной. А Константин - со своей музой Брежневой. Она не терзается и не плачет: «Мой отец учил меня в детстве: любовь бывает только счастливой. Если это делает тебя несчастной, значит, уже не любовь». Но к общению Веры со своими детьми относится не совсем положительно!




«Есть два варианта. Либо эта женщина будет его наказанием, возмездием. Или же он обретет свое счастье. Тогда я не буду препятствием. Я всем желаю счастья», - пришла к выводу Яна.

Известный композитор и продюсер Константин Меладзе родился в Грузинской ССР, в городе Батуми в семье инженеров. У Валерия есть младший брат, ныне знаменитый певец Валерий Меладзе и сестра Лиана. Сестра также близка к миру шоу-бизнеса, она возглавляет продюсерский центр Velvet Musiс.

Все фото 8

Отец не мог уделять много времени воспитанию детей, поскольку работал с утра до ночи, чтобы прокормить большую семью. Еще в раннем детстве Константина потянуло к музыке. Под воздействием фильма «Полонез Огинского» Меладзе принял решение стать скрипачом. Мальчик сам попросил маму отвести его в музыкальную школу. Сначала занимался скрипкой, потом фортепиано. Но без особых успехов. Преподаватели не видели в юном Меладзе выдающихся музыкальных талантов. В итоге музыкальную школу Константин бросил. Но с удовольствием дома играл в четыре руки на фортепиано с младшим братом. А когда купили гитару, самостоятельно овладел инструментом и проводил за игрой все свободное время. В отличие от шустрого и задиристого Валерия, Константин рос тихим, спокойным, ребенком. Но управлять им было невозможно, поэтому мама его частенько ругала.

После школы Константин решил пойти по стопам родителей – стать «технарем». Переехал на Украину, поступил в Николаевский кораблестроительный институт на специальность «инженер-механик судовых энергетических установок». Спустя несколько лет сюда же подтянулся и младший брат – Валерий.

Однажды Константин случайно попал на репетицию студенческого ансамбля «Апрель». Группе требовался клавишник, парню предложили попробовать свои силы. Мог ли тогда подумать Костантин, что участие в рядовом студенческом ВИА станет поворотным моментом всей его жизни? Кстати, солистом в группу позвали Валерия.

В 1989 году талантливых братьев заметил солист и продюсер группы «Диалог» Ким Брейтбург и пригласил к себе. В 1990 году «Диалог» выпустил в Германии полноценный музыкальный альбом. Через три года Константин и Валерий приняли решение покинуть группу и отправиться в свободное плавание. Валерий избрал сольную карьеру, а Константин взялся его продюсировать и писать для него песни. Этот тандем оказался весьма успешным.

В 2000-м Константин Меладзе совместно с продюсером Дмитрием Костюком создают группу «ВИА Гра», ставшую невероятно популярной не только на Украине, но и в России. Композитор безошибочно угадывает запросы и веяния времени. Провокационное название, сексапильные певицы, которые вдобавок зажигательно танцуют, откровенные наряды. Это группа мало кого оставила равнодушными.

В 2007 году Меладзе широко засветился на телепроекте Первого канала в «Фабрике звезд – 7», став вместе с братом продюсером шоу.

В конце 2012 года Меладзе объявил о роспуске «ВИА Гры». Каким-то чутьем понял, что «притяженья больше нет» и тема в существующем виде себя изжила. А может быть, уже тогда рождались новые идеи. Буквально через полгода на канале НТВ было запущено его талант-шоу «Хочу V ВИА Гру». Телекастинг стал международным. Его штурмовали девушки с Украины, из Белоруссии, России и Казахстана. Продюсер не остановился на создании герл-группы и решил создать еще и бойз-бэнд. В 2014 году на НТВ вышло новое телешоу «Хочу к Меладзе».

Песни Константина Меладзе помимо его брата Валерия исполняют Вера Брежнева , группы «Инь-Ян», «БиС», Полина Гагарина , Анастасия Приходько .

Композитор признается, что его музыкальные творения рождаются не в тиши кабинетов, а за рулем автомобиля. Меладзе выезжает за город, на трассу, одной рукой ведет авто, а другой записывает музыку.

Личная жизнь Константина Меладзе

Долгое время композитор и продюсер оставался в тени своего звездного брата. Но популярность неизбежно рождает интерес и к личной жизни, которую до недавних пор никто бы не назвал бурной. Константин Меладзе прожил в официальном браке с Яной Сум 19 лет. У пары родилось трое детей: две дочки – Алиса (2000) и Лия (2004) – и сын Валерий (2005). Дети, как и их папа, занимаются скрипкой и фортепиано, но особого рвения к музыке не проявляют. В 2013 году пара объявила о разводе. Константин переехал жить в Москву, а его бывшая жена вместе с детьми осталась в Киеве.

В качестве причины развода называют давнюю, 10-летнюю связь Меладзе с его подопечной, бывшей солисткой «ВИА Гры» Верой Брежневой. Супруга Меладзе знала о сопернице, многое прощала мужу, но, видимо, чаша терпения женщины переполнилась. После развода Яна вышла второй раз замуж и обрела свое женское счастье.

Константин и Вера Брежнева долгое время объясняли в своих интервью, что у них высокие отношения, что они просто друзья и у каждого свои крепкие семьи. Но в 2012 году певица рассталась со своим вторым мужем, бизнесменом Михаилом Киперманом. О романе продюсера и певицы заговорили с новой силой, папарацци несколько раз ловили Меладзе у дома певицы. А в октябре 2015 года Константин Меладзе и Вера Брежнева тайно зарегистрировали свои отношения в Тоскане. На свадьбе не было ни одного гостя. Расписал пару лично мэр городка.