Меценаты российской империи. Меценаты россии Классный час презентация русские меценаты

Меценаты российской империи. Меценаты россии Классный час презентация русские меценаты
Меценаты российской империи. Меценаты россии Классный час презентация русские меценаты

В середине XIX - начале XX века меценаты открывали музеи и театры, возрождали старинные ремесла и народные промыслы. Их имения превращались в культурные центры, куда съезжались известные художники, актеры, режиссеры, писатели. Здесь при поддержке благотворителей они создавали свои знаменитые картины, писали романы, разрабатывали проекты зданий. Вспоминаем самых щедрых меценатов, которые повлияли на развитие русской культуры .

Павел Третьяков (1832–1898)

Илья Репин. Портрет Павла Третьякова. 1883. Государственная Третьяковская галерея

Николай Шильдер. Искушение. Год неизвестен. Государственная Третьяковская галерея

Василий Худяков. Стычка с финляндскими контрабандистами. 1853. Государственная Третьяковская галерея

Свою первую коллекцию купец Павел Третьяков начал собирать еще в детстве: он покупал гравюры и литографии в небольших лавках на рынке. Благотворитель организовал приют для вдов и сирот неимущих художников и поддерживал многих живописцев, покупая и заказывая у них картины. Всерьез о собственной галерее искусств меценат задумался в 20 лет, после посещения петербургского Эрмитажа . Картины «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова положили начало собранию русской живописи Павла Третьякова.

Уже через 11 лет после приобретения первых полотен в галерее купца было более тысячи картин, почти пять сотен рисунков и десять скульптур. К 40 годам его коллекция стала настолько обширной, в том числе и благодаря собранию брата, Сергея Третьякова, что коллекционер решил построить для него отдельное здание. Тогда же он передал ее в дар родному городу - Москве. Сегодня в Третьяковской галерее находится одна из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства.

Савва Мамонтов (1841–1918)

Илья Репин. Портрет Саввы Мамонтова. 1880. Государственный театральный музей имени Бахрушина

Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево». Фотография: aquauna.ru

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Фотография: mkrf.ru

Крупный железнодорожный промышленник Савва Мамонтов всерьез увлекался искусством: он сам неплохо лепил, писал пьесы и ставил их в своем подмосковном имении, профессионально пел басом и даже дебютировал в Миланской опере. Его усадьба Абрамцево стала центром культурной жизни России в 1870–90-х годах. Здесь собирался так называемый мамонтовский кружок, куда входили известные русские художники, театральные режиссеры, музыканты, скульпторы и архитекторы.

При поддержке Саввы Мамонтова были созданы мастерские, где художники возрождали забытые традиции народных промыслов и ремесел. На свои средства меценат основал первую в России частную оперу и помог создать Музей изящных искусств (сегодня - Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина).

Савва Морозов (1862–1905)

Савва Морозов. Фотография: epochtimes.ru

Савва Морозов у здания Московского Художественного театра имени Чехова. Фотография: moiarussia.ru

Здание Московского Художественного театра имени Чехова. Фотография: северная-линия.рф

Мария Тенишева собирала предметы народного творчества и произведения известных мастеров. В ее коллекцию вошли национальные костюмы, украшенные смоленскими вышивальщицами, посуда, расписанная в традиционных техниках, русские музыкальные инструменты, декорированные знаменитыми художниками. Позже это собрание стало основой музея «Русская старина» в Смоленске. Сейчас оно хранится в Смоленском музее изобразительных и прикладных искусств имени Коненкова.

И. Крамской "Портрет П.М. Третьякова"

Отечественное меценатство — уникальное явление. А если учесть, что Россия сейчас переживает нелегкие времена, то можно считать вопрос о меценатстве актуальным.

В наши дни культура находится в тяжелом положении, в поддержке нуждаются не только провинциальные библиотеки и театры, но даже и знаменитые, известные на весь мир музеи и другие учреждения культуры.

Меценаты основывали заводы, строили железные дороги, открывали школы, больницы, приюты… Чтобы подробно рассказать обо всех, нужен формат не статьи, а целой книги, причем не одной. Мы же остановимся только на некоторых именах.

Но сначала о самом термине «меценатство». Русским синонимом является понятие «благотворительность». Но откуда пришло к нам заимствование?

История термина «меценатство»

Меценат – человек, который на безвозмездной основе помогает развитию науки и искусства, оказывает им материальную помощь из личных средств. Нарицательное название «меценат» происходит от имени римлянина Гая Цильния Мецената (Мекената), который был покровителем искусств при императоре Октавиане Августе.

Бюст Мецената в одном из парков Ирландии

Гай Цильний Меценат (около 70 до н. э. - 8 до н. э.) - древнеримский государственный деятель и покровитель искусств. Личный друг Октавиана Августа и своего рода министр культуры при нём. Имя Мецената как поклонника изящных искусств и покровителя поэтов сделалось нарицательным.

Во время гражданской войны в Римской империи он устраивал примирение враждующих сторон, а после окончания войны во время отсутствия Октавиана вел государственные дела, был свободен от низкопоклонства и заискивания, смело выражал свои взгляды и даже удерживал иногда Октавиана от вынесения смертных приговоров. Поэты того времени находили в нем покровителя: он помог Вергилию возвратить отнятое у него имение, а Горацию подарил свое поместье. Он умер, оплакиваемый всем народом, а не только друзьями.

Ф. Бронников "Гораций читает свои стихи Меценату"

Впрочем, благотворительность в России – дело не такое уж и редкое. Эта система жертвования стала складываться уже с принятием христианства на Руси: ведь первые богадельни и больницы начали строиться при монастырях, а большинство меценатов XIX века были выходцами из купеческой старообрядческой среды. П. А. Бурышкин, исследователь московского купечества, считал, что на свой труд и доходы купцы «смотрели не только как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые и смотрели как на выполнение какого-то свыше назначенного дела» . Период XVIII-XIX вв. дал России так много благотворителей, что его называют «золотым» веком меценатства. В Москве особенно много таких памятников человеческому милосердию. Вот, например, Голицынская больница.

Голицынская больница

Городская клиническая больница № 1 им. Н.И. Пирогова

Голицынская больница была открыта в Москве в1802 г. как «больница для бедных». В настоящее время это Голицынский корпус Первой городской клинической больницы.

Голицынская больница была построена по проекту архитектора Матвея Фёдоровича Казакова на средства, которые были завещаны князем Дмитрием Михайловичем Голицыным «на устройство в столичном городе Москве учреждения Богу угодного и людям полезного». При разработке проекта Казаковым был использован принцип городской усадьбы. Непосредственно руководством строительства занимался двоюродный брат князя действительный тайный советник, обер-камергер Александр Михайлович Голицын.

Открытая в 1802 г., она стала третьей больницей в Москве гражданского ведомства. В Голицынскую больницу принимались на бесплатное лечение представители всех слоёв населения, кроме крепостных крестьян, - «…и русские, и иностранцы, всякого пола, звания, вероисповедания и национальности».

В 1802 г. в больнице было 50 коек, а в 1805 г. - уже 100. Дополнительно в 1803 г. при больнице была открыта богадельня для неизлечимых больных на 30 мест. Управляющим больницей в течение многих лет служил Христиан Иванович Цингер. Во время Отечественной войны 1812 года, когда Москву заняли войска Наполеона, он остался в больнице один и сумел не допустить её разграбления, а также сберёг оставленные ему на хранение больничные деньги. За добросовестную службу Христиан Иванович Цингер получил звание потомственного дворянина.

А теперь немного о том, на чьи средства была построена эта больница.

Дмитрий Михайлович Голицын (1721-1793)

А. Браун "Портрет князя Дмитрия Михайловича Голицына"

Князь Дмитрий Михайлович Голицын - русский офицер и дипломат из рода Голицыных. В 1760-1761 гг. исполнял обязанности посла в Париже, а затем был отправлен послом в Вену, где сыграл большую роль в улучшении отношений российского двора с императором Иосифом II. Одним из первых среди русских он увлёкся собиранием полотен старых мастеров (художников Западной Европы, работавших до начала XVIII столетия).

Д. М. Голицын был известным благотворителем. 850 тысяч рублей, доходы от двух имений в 2 тыс. душ и свою картинную галерею он завещал на устройство и содержание больницы в Москве. Его воля была осуществлена двоюродным братом — князем А.М. Голицыным. Больница до 1917 г. содержалась на средства князей Голицыных, а затем воля Д.М. Голицына нарушена последующими наследниками - распродажей его галереи.

Он скончался в Вене, но его тело по желанию родных и с высочайшего соизволения в 1802 г. было перевезено в Москву, где и похоронено в склепе под церковью Голицынской больницы.

Истинные меценаты никогда не стремились афишировать свою деятельность, скорее, наоборот. Часто, совершая крупную благотворительную акцию, они скрывали свои имена. Известно, что Савва Морозов, например, оказал большую помощь в основании Художественного театра, но при этом поставил условие, чтобы его имя нигде не упоминалось. О Савве Тимофеевиче Морозове наш следующий рассказ.

Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905)

Савва Тимофеевич Морозов

Происходил из старообрядческой купеческой семьи. Окончил гимназию, а затем физико-математический факультет Московского университета и получил диплом химика. Общался с Д. Менделеевым и сам написал исследовательскую работу о красителях. Обучался также в Кембриджском университете, где изучал химию, а затем в Манчестере — текстильное дело. Являлся директором Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и К°». Ему принадлежали хлопковые поля в Туркестане и несколько других товариществ, где он был пайщиком или директором. Благотворительностью занимался постоянно: на своих фабриках он ввел оплату по беременности и родам работающим женщинам, выделял стипендии молодым людям, обучавшимся в стране и за рубежом. Известно, что на его предприятиях рабочие были более грамотными и образованными. Помогал он и нуждающимся студентам Московского университета.

В 1898 г. он вошел в состав Товарищества для учреждения в Москве театра и регулярно вносил большие пожертвования на строительство и развитие МХАТа, инициировал строительство нового театрального здания. За границей на его деньги были заказаны самые современные приспособления для сцены (осветительное оборудование в отечественном театре впервые появилось именно здесь). На здание МХТа с бронзовым барельефом на фасаде в виде тонущего пловца Савва Морозов истратил около полумиллиона рублей.

К сожалению, связи с революционным движением, а также личные обстоятельства привели С.Т. Морозова к преждевременной смерти.

Семью Бахрушиных в Москве называли «профессиональными благотворителями». В 1882 г. Бахрушины пожертвовали городу 450 000 рублей на строительство больницы. Эта акция положила начало целой серии подобных благотворений. А общие пожертвования семьи (только крупные) составили сумму более 3,5 млн. рублей.

В семье Бахрушиных была традиция по окончании года, если он был финансово благополучным, выделять определенную сумму на помощь бедным, больным, учащимся. Благотворительную деятельность они вели и в Зарайске, откуда были родом родители, и в Москве. По воспоминаниям современников, к роскоши в семье Бахрушиных никогда не тяготели. Бесплатная лечебница на двести мест для неизлечимо больных, городской сиротский приют и приют для деревенских детей из нищих семей, бесплатный дом, где жили нуждающиеся вдовы с детьми и учащиеся девушки, детские сады, училища, бесплатные столовые и общежития для курсисток - это далеко не полный перечень их благотворений. Василий Алексеевич написал завещание, согласно которому пять вузов (Московский университет, Московская духовная академия и семинария, Академия коммерческих наук и мужская гимназия) получили деньги на стипендии для студентов. Четыре театра, в том числе театр Корша, строились частично на деньги Бахрушиных.

Алексей Александрович Бахрушин (1865-1929)

Алексей Александрович Бахрушин

Купец, меценат, известный коллекционер, основатель знаменитого театрального музея, который в 1913 году он подарил Академии наук.

А. Бахрушин окончил частную гимназию и занялся семейным делом -«Товариществом кожевенной и суконной мануфактуры Алексей Бахрушин и сыновья». Но постепенно он увлекся собирательством и отошел от дел. Под влиянием кузена, Алексея Петровича Бахрушина, он стал собирателем, причем интерес именно к театральной старине пробудился у него не сразу. Афиши, программки спектаклей, фотопортреты актеров, наброски костюмов, личные вещи артистов - все это собиралось в доме Бахрушина и стало его страстью. Его сын вспоминал, что над Бахрушиным посмеивались: «Окружающие смотрели на это как на блажь богатого самодура, трунили над ним, предлагали купить пуговицу от брюк Мочалова или сапоги Щепкина». Но эта страсть постепенно оформилась в серьезное увлечение, и 29 октября 1894 г. Бахрушин представил общественности целую выставку. Именно этот день Бахрушин считал днем основания Московского литературно-театрального музея. Он старался наиболее полно представить историю русского театра от самого его зарождения. Он организовал «Бахрушинские субботы», которые пользовались большой популярностью у актеров и театралов. У него бывали А. Южин, А. Ленский, М. Ермолова, Г. Федотова, Ф. Шаляпин, Л. Собинов, К. Станиславский, В. Немирович-Данченко. Скоро появилась традиция приходить не с пустыми руками. Например, звезда Малого театра Гликерия Николаевна Федотова преподнесла Бахрушину все дары, которые накопились у нее за годы ее сценической жизни. В его собрании, постепенно ставшем обширным и многообразным, было три раздела - литературный, драматический и музыкальный.

Со временем А.А. Бахрушин стал задумываться о судьбе своих богатств. Ему очень хотелось, чтобы вся Москва имела к ним доступ. Но когда он предложил передать свой музей в собственность Московского городского самоуправления, руководители города, лишь заслышав об этом, стали всячески отмахиваться: «Что вы?! Мы с третьяковским и солдатенковским собраниями достаточно горя хлебнули. А тут вы еще с вашим! Увольте, Христа ради!..»

Его сын, Ю.А. Бахрушин, вспоминал: «Отец был в отчаянии - огромное собрание, уже тогда стоившее сотни тысяч, предлагаемое бесплатно государственным учреждениям, оказывалось никому не нужным. Сломить чиновничью косность оказалось невозможным». Заинтересовалась уникальной коллекцией только Академия наук. Четыре года ушло на то, чтобы уладить формальности, и только в ноябре 1913 г. состоялась передача музея Академии наук.

Театральный музей имени А.А. Бахрушина

Российские меценаты были образованными людьми, поэтому они старались развивать приоритетные отрасли отечественной науки, открывать галереи и музеи для просвещения населения страны, помогать в строительстве театров…

В связи с этим можно вспомнить Третьяковскую галерею, Щукинские и Морозовские собрания современной французской живописи, Московскую частную оперу С.И. Мамонтова, Московскую частную оперу С.И. Зимина, уже упоминавшийся нами Московский Художественный театр, Музей изящных искусств, на строительство которого заводчик, крупный землевладелец Ю.С. Нечаев- Мальцов потратил более 2 млн. рублей, Философский и Археологический институты, Морозовские клиники, Коммерческий институт, Торговые школы Алексеевых, Морозовых и т.д. Остановимся хотя бы на одном примере.

Московская частная русская опера (Мамонтовская опера)

Савва Мамонтов поддерживал это начинание финансово и морально. Сначала труппа частной оперы состояла из итальянских и русских певцов, среди которых был Ф. Шаляпин и Н. Забела, а декорации и костюмы создавал М. Врубель. На годы выступлений Шаляпина в Мамонтовской опере (он пробыл солистом четыре сезона - с 1896 по 1899) пришёлся взлёт его артистической карьеры. Сам Шаляпин отмечал важность этого времени: «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента» . Покровительство Мамонтова дало возможность таланту Шаляпина раскрыться в полной мере. Сам певец рассказывал: «С.И. Мамонтов сказал мне: «Феденька, вы можете делать в этом театре всё, что хотите! Если вам нужны костюмы, скажите, и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу, поставим оперу! Всё это одело душу мою в одежды праздничные, и впервые в жизни я почувствовал себя свободным, сильным, способным побеждать все препятствия».

Савва Иванович Мамонтов (1841-1918)

И. Репин "Портрет С.И. Мамонтова"

С.И. Мамонтов родился в богатой купеческой семье. Окончил гимназию, а затем поступил в Петербургский университет, позже перевелся в Московский университет, где учился на юридическом факультете. Отец Мамонтова занимался строительством железных дорог, но сына не привлекало это занятие, он больше увлекался театром, хотя по настоянию отца ему пришлось вникать в семейное дело, строительство железных дорог, а после смерти отца занять пост директора общества Московско-Ярославской железной дороги. Одновременно он активно поддерживал различные виды творческой деятельности, заводил новые знакомства с художниками, помогал организациям культуры, устраивал домашние спектакли. В 1870 г. Мамонтов и его жена покупают усадьбу писателя С.Т. Аксакова в Абрамцево, она в дальнейшем становится центром художественной жизни России.

Усадьба Абрамцево

Здесь подолгу жили и работали русские художники И.Е. Репин, М.М. Антокольский, В.М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова, К. А. Коровин, а также музыканты (Ф. И. Шаляпин и другие). Многим художникам Мамонтов оказывал существенную поддержку, в том числе и финансовую, но не занимался коллекционерской деятельностью.

Однако в 1890-х годах Савва Мамонтов становится банкротом. Безусловно, не без «помощи» государства и интриг заинтересованных лиц (директора Международного банка А. Ю. Ротштейна и министра юстиции Н. В. Муравьёва). Мамонтов был арестован и посажен в Таганскую тюрьму, его имущество описано. Несмотря на все усилия друзей Мамонтова и положительное мнение рабочих, он несколько месяцев просидел в тюрьме. Освобождению Саввы Мамонтова сознательно препятствовал Муравьёв Н. В., который целенаправленно искал сведения о злоупотреблениях Мамонтова, но найти ничего не смог.

В тюрьме Мамонтов по памяти лепил скульптуры охранников. Известный адвокат Ф. Н. Плевако защищал в суде Савву Мамонтова, свидетели говорили о нём только хорошее, следствие установило, что он не присваивал денег. Присяжные его оправдали, после чего зал суда взорвался аплодисментами.

Ярославль. Открытие памятника Савве Мамонтову

Имущество С. Мамонтова было распродано почти полностью, многие ценные произведения ушли в частные руки. Железная дорога ушла в государственную собственность по стоимости, значительно ниже рыночной, часть акций досталась другим предпринимателям, в том числе и родственникам Витте.

Все долги были погашены. Но Мамонтов потерял деньги и репутацию и был уже не способен заниматься предпринимательской деятельностью. До конца жизни он сохранил любовь к искусству и любовь старых друзей - художников и музыкантов.

Савва Иванович Мамонтов скончался в апреле 1918 г. и был похоронен в Абрамцеве.

Варвара Алексеевна Морозова (Хлудова) (1848-1918)

Варвара Алексеевна Морозова

В память о муже Абраме Абрамовиче Морозове она построила психиатрическую клинику на Девичьем поле, которую вместе с купленным участком земли передала Московскому университету, положив начало созданию Клинического городка на Девичьем поле. Затраты на строительство и оборудование клиники составили более 500 000 руб., огромные по тем временам деньги. Строительство клиники стало одним из первых ее благотворительных мероприятий. Несколько раньше, еще при жизни первого мужа, Варварой Алексеевной было устроено начальное училище и ремесленные классы при них. Изначально училище было расположено в доме А. А. Морозова на Большой Алексеевской улице, позднее же переместилось в новое, специальное построенное для него здание, на особо приобретенном для него в 1899 г. участке, переданное в 1901 г. в дар городу. Это училище было одним из первых в Москве профессиональных училищ. На средства В. А. Морозовой были также построены здания Рогожских женского и мужского начальных училищ.

В. А. Морозова внесла большой вклад в создание учебных заведений: Пречистенские рабочие курсы и городской народный университет им. А. Л. Шанявского. Он получил от В. А. Морозовой 50 тыс. рублей. Благодаря ее участию и активной помощи было построено общежитие для студентов Императорского Технического училища. В 1885 г. В. А. Морозовой была основана первая в Москве бесплатная общедоступная читальня им. И. С. Тургенева, рассчитанная на 100 читателей и располагавшая богатым книжным фондом. Значительные средства были пожертвованы ею на нужды Московского университета. При ее фабрике существовала больница, родильный приют, торговая школа для малолетних рабочих.

Михаил Абрамович Морозов (1870-1903)

В. Серов "Портрет М.А. Морозова"

Крупнейший меценат своего времени. На его средства были учреждены Институт злокачественных опухолей (в настоящее время в здании размещается Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П. А. Герцена), зал греческой скульптуры в Музее изящных искусств. Различные суммы были выделены консерватории, Строгановскому училищу для поддержки молодых художников, артистов и музыкантов. В коллекции М.А. Морозова начитывалось 60 икон, 10 скульптур и около 100 картин, среди которых произведения современных французских и русских художников.

М.А. Морозов – продолжатель династии меценатов Морозовых, купец, предприниматель, коллекционер западноевропейской и русской живописи, скульптуры. Он старший сын известного московского купца Абрама Абрамовича Морозова и Варвары Алексеевны Морозовой (Хлудовой), старший брат коллекционера и мецената Ивана Абрамовича Морозова, муж знаменитой меценатки и хозяйки московского литературно-музыкального салона Маргариты Кирилловны Морозовой, отец Михаила Михайловича Морозова (Мики Морозова), учёного-шекспироведа и пианистки Марии Михайловны Морозовой (Фидлер). Потомственный почётный гражданин. Директор Товарищества Тверской мануфактуры, гласный Московской городской думы, почётный мировой судья, председатель купеческого собрания, коллежский асессор. Директор Русского музыкального общества.

Иван Абрамович Морозов (1871-1921)

В. Серов "Портрет И.А. Морозова"

Пополнил перешедшую после брата М.А. Морозова коллекцию большим количеством картин импрессионистов и постимпрессионистов. После революции собрание было национализировано и на его основе организован II Музей нового западного искусства (I Музеем было щукинское собрание). В 1940 г. коллекция была расформирована частично в Музей изобразительных искусств, частично в Эрмитаж. Например, в его коллекции была знаменитая картина П. Пикассо «Девочка на шаре».

П. Пикассо "Девочка на шаре"

Петр Иванович Щукин (1857-1912)

Петр Иванович Щукин

Собрал и подарил государству коллекцию, составившую основу коллекции Исторического музея. До конца жизни оставался хранителем музея и продолжал нести все расходы, платить жалование служащим и пополнять фонды музея.

Сергей Иванович Щукин (1854-1936)

Д. Мельников "Портрет С.И. Щукина"

Московский купец и коллекционер искусства, собрание которого положило начало коллекциям французской модернистской живописи в Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Собрал богатейшую коллекцию картин современной западной живописи, признанных спустя годы шедеврами мирового искусства. По завещанию передал свое собрание в дар государству.

Э. Дега "Голубые танцовщицы"

Щукин покупал картины на свой вкус, предпочитая импрессионистов, а затем и постимпрессионистов. Щукину удалось собрать лучшие образцы современного ему французского искусства. Он признавался своей дочери: «Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок – покупай её» . В коллекции С.И. Щукина была, например, картина Э. Дега «Голубые танцовщицы», а также картины Моне, Пикассо, Гогена, Сезанна.

Федор Павлович Рябушинский (1886–1910)

Ф. Чумаков "Портрет Ф.П. Рябушинского"

Из семьи российских промышленников и банкиров. Был страстным путешественником, заинтересовался географией, интерес к которой привел его к идее организовать научную экспедицию на Камчатку. Со своим замыслом Ф. П. Рябушинский обратился в несколько научных учреждений Москвы и Петербурга, но не нашел у них поддержки. Только Русское географическое общество согласилось на участие в ее проведении.

На его средства экспедиция была проведена в 1908–1910 гг. и названа его именем.

Организационные вопросы экспедиции решались Ф. П. Рябушинским с учеными: океанографом Ю. М. Шокальским и картографом П. П. Семеновым-Тян-Шанским. Финансирование экспедиции взял на себя Ф. П. Рябушинский. Он и сам хотел в ней участвовать, но болезнь не позволила ему это осуществить. В 1910 году он умер от туберкулеза, но завещал родственникам довести экспедицию до конца.

Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (1834–1913)

И. Крамской "Портрет Ю.С. Нечаева-Мальцова"

В 46 лет Нечаев-Мальцов неожиданно стал владельцем империи стекольных заводов, получив ее по завещанию. Его дядя, дипломат Иван Мальцов, был в Тегеране единственным, кто уцелел во время событий в русском посольстве в Тегеране, когда погиб поэт-дипломат Александр Сергеевич Грибоедов. Мальцов оставил дипломатию и продолжил семейный бизнес: стекольное производство в местечке Гусь. Он привез из Европы секрет цветного стекла и начал выпускать прибыльное оконное стекло. Всю эту хрустально-стекольную империю, вместе с двумя особняками в столице, расписанными Васнецовым и Айвазовским, и получил немолодой чиновник-холостяк Нечаев, а вместе с ними - и двойную фамилию.

Профессор Иван Цветаев (отец Марины Цветаевой), занимавшийся организацией в Москве Музея изящных искусств, познакомился с ним и убедил дать 3 миллиона для достройки Музея.

Ю.С. Нечаев-Мальцов не только не желал известности, но все 10 лет, пока создавался Музей, сохранял анонимность. 300 рабочих, нанятых Нечаевым-Мальцовым, добывали на Урале белый мрамор особой морозоустойчивости, а когда выяснилось, что 10-метровые колонны для портика сделать в России невозможно, зафрахтовал в Норвегии пароход. Из Италии он выписал искусных каменотесов.

На его деньги были основаны Техническое училище во Владимире, богадельня на Шаболовке и церковь в память убиенных на Куликовом поле.

Вход в Георгиевский собор, подаренный Ю. С. Нечаевым-Мальцовым городу Гусь-Хрустальный

  • Антонович Ирина Владимировна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Бочарова Анна Сергеевна , студент
  • Алтайский государственный университет
  • МЕЦЕНАТ
  • ЧАСТНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
  • ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
  • ДИНАСТИИ
  • БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

В данной статье представлен анализ истории становления частной благотворительной деятельности в России. Рассмотрены мотивы и формы проявления меценатской деятельности, а также оценено значение благотворительной деятельности выдающихся меценатов России.

  • Гражданское общество: картография российских регионов по результатам опросов ФОМ 2007-2008 гг
  • Влияние волонтерской деятельности студентов социальной работы на формирование толерантного отношения к людям с особыми потребностями
  • Жестокое обращение с детьми в семье (на примере Алтайского края)

Наша страна обладает большим культурным наследием, как духовной, так и материальной культуры. Значительная роль в формировании национального культурного фонда, пополнении национальных художественных коллекций, строительстве театров, музеев, создании литературных памятников, развитии науки и образования принадлежит русским меценатам и общественным деятелям. Савва Иванович Мамонтов, Савва Тимофеевич Морозов, Козьма Терентьевич Солдатенков, Николай Александрович Алексеев, Павел Михайлович Третьяков – эти имена покровителей и просветителей неразрывно связаны с историей и развитием нашей страны. Всех их объединяла страстная приверженность делу народного просвещения и культурного созидания .

В наши дни Россия проходит один из непростых этапов своего развития. Сейчас в нашей стране происходит утеря нравственных и моральных ориентиров. Современная Россия нуждается в возрождении духовных традиций и возникает необходимость формирования новых установок, которые помогли бы стране встать на путь прогрессивного развития. Исходя из этого, актуальным является изучение нашего исторического наследия, знакомство с биографиями тех людей, которые на протяжении многих лет являлись образцами истинного патриотизма, бескорыстия, желания помочь родине, любви к людям.

Благотворительность – это особая форма социальной поддержки, заключающаяся в безвозмездном оказании материальной помощи нуждающимся . Под нуждающимися понимаются не только люди, живущие в нужде, но и люди и общественные организации, испытывающие дефицит в средствах для решения различных культурных, индивидуальных, гражданских и профессиональных задач.

Меценатство - вид благотворительности в сфере культуры. Слово "меценат" произошло от имени римского государственного деятеля и покровителя деятелей искусства и науки Мецената Гай Цильния (VIII в. до н.э.). Меценатство в России проявило широкое распространение с конца XVIIIв..

В данной статье рассматривается деятельность самых известных и крупных благотворителей и меценатов XVIII-XIXвв.

Дмитрий Михайлович Голицын (1721-1793)

Князь Дмитрий Михайлович Голицын - русский офицер и дипломат, являлся одним из известнейших благотворителей. Был среди первых из числа русских, кто увлёкся коллекционированием картин. За время поездок по Европе ему удалось собрать потрясающую коллекцию, состоящую из 300 картин, многие из которых написаны известнейшими мастерами, такими как П.П. Рубенс, Рафаэль, Караваджо и многими другими художниками.

В память о жене (после её смерти в 1761г.) Дмитрий Михайлович занялся организацией лечебниц в Европе и России, жертвовал деньги на поддержку молодых врачей и студентов-медиков, а также исследований в области медицины .

Голицын завещал 850 тысяч рублей и свою картинную галерею на устройство и содержание Голицынской больницы, которая была открыта в Москве в 1802 г. как «больница для бедных». Сейчас это Голицынский корпус Первой городской клинической больницы.

Династия Морозовых

Тимофей Саввич(1823-1889) и его жена Мария Федоровна(1830-1911) Морозовы

Тимофей Саввич Морозов- мануфактур-советник, купец.

Именно с этих людей берет начало благотворительная деятельность семьи Морозовых. Первоначально она связана с благоустройством рабочих их мануфактур. При каждой мануфактуре были построены школы, училища, больницы, общежития для рабочих.

Накапливая свой капитал, эти благотворители охотно делились им с бедными и нищими, жертвовали большие суммы денег многим обществам и учреждениям. С их помощью, например, была построена самая крупная и известная в Москве психиатрическая больница - Алексеевская.

Мария Федоровна была известна своими благотворительными делами и в светском обществе и в религиозном мире. После смерти мужа построила в г.Орехово-Зуеве богадельню его имени, положив на её счет 500тыс.руб., на проценты от которых богадельня могла существовать. Благотворительница жертвовала деньги Московскому университету, Московскому техническому училищу, выделяла деньги на стипендии, лаборатории. На ее средства строились больницы, корпуса, биржи труда в Москве, несколько домов для бедных.

Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905)

С.Т.Морозов- русский благотворитель и меценат, сын Тимофея Саввича Морозова.

Оказал большое значение в развитие отечественной культуры. Наибольшая его заслуга заключается в помощи Московскому художественному театру. На учреждение театра требовались значительные средства. Не получив помощи от правительства, Станиславский и Немирович-Данченко стали обращаться к меценатам. Морозов взял всех расходы театра на себя.

Значительный вклад в дело благотворительности внесли Михаил Абрамович (1870-1903) и Иван Абрамович (1871-1921) Морозовы, помогая развитию медицины, культуры, науки.

Династия Бахрушиных

Алексей Федорович Бахрушин (1800-1848) –создатель товарищества мануфактур, фабрикант.

Активно вкладывал средства, в первую очередь, в медицину, культуру и социальное строительство Москвы. В конце каждого финансового года большую часть прибыли отчислял на благотворительность.

Бахрушины построили сначала первый корпус больницы для хронически больных (1887г.), которая была прекрасно оснащена оборудованием и техникой. Затем был построен второй корпус для неизлечимо больных. Были построены хирургический корпус, родовспомогательное отделение и амбулатория. На всё это было потрачено около 1 миллиона рублей.

Следующее, что было построено Бахрушиными, Сиротский приют. Там располагалось 5 домиков, где жили по 20-25 детей. Причем в домиках преимущественно жили не ровесники, а дети разных возрастов, чтобы старшие могли помогать и заботиться о младших. В этом приюте все мальчики получали профессиональное образование. Для этого на территории приюта был построен учебный корпус с ремесленными и слесарными мастерскими. Позже на территории приюта была построена церковь.

У Алексея Федоровича было три сына, которым он наказывал «не отказывать никому в помощи и не ждать, когда к ним обратятся, а первыми предлагать ее нуждающимся. Вы знали нужду со мною вместе, умейте же уважать ее у других».

В 1895г. умер старший сын Петр. На помины его души был возведен Дом бесплатных квартир для барышень, которые приезжали в Москву получать высшее образование, и для бедных многодетных вдов. Там проживало более 400 человек. Для детей там все было бесплатно: пробивание, питание, все уровни образования, лечение и т.д.

В 1900г. братьям Бахрушиным Александру и Василию дали звание Почетного потомственного гражданина г.Москвы. 6 училищ, 8 церквей, 3 театра, всего более 100 зданий были построены Бахрушиными. Кроме того, они постоянно жертвовали деньги на Народные дома. Еще один пример благотворительной деятельности Бахрушиных - в 1914г. Василий Федорович перевел абсолютно все свои капиталы на нужды фронта.

В третьем поколении Бахрушиных прославили Алексей Петрович и Алексей Александрович, которые оба были страстными коллекционерами и оставили потомкам непревзойденные собрания.

Старший брат Алексей Петрович (1853-1904) собирал очень ценные старинные вещи, такие как табакерки, миниатюры, гравюры, фарфоровую посуду, украшения, книги, украшения и многое другое. Все до последней вещи он завещал музеям Москвы.

Алексей Александрович (1865-1929) под влиянием двоюродного брата также стал коллекционером. Но он выбрал довольно оригинальное направление собирательства. Афиши, программки спектаклей, фотопортреты актеров, наброски костюмов, личные вещи артистов, их костюмы- все это стало областью интересов Бахрушина. Он стал основателем Московского литературно-театрального музея. Вся эта коллекция была подарена Академии наук.

Савва Иванович Мамонтов (1841-1918)

С.И.Мамонтов- скульптор, певец, писатель, успешный промышленник, который продолжил дело отца и строил железные дороги, также Савва Иванович является прародителем русской оперы и живописи.

Организовал в Москве неформальное объединение художников, собрав вокруг себя лучших представителей русской живописи, таких как В.М.Васнецов, В.А.Серов, Поленов, Нестеров, Репин, М.А.Врубель и многих других. Савва Иванович помогал людям искусства, избавляя их от решения бытовых вопросов, позволяя им полностью посвятить себя творчеству.

Савва Иванович создал первую в России частную оперу в 1885г. Идея заключалась в том, чтобы продвинуть на сцену произведения российских оперных композиторов, которые в то время совершенно не котировались не только за рубежом но и в России. Тем самым преследовалось цель увеличить популярность российский композиторов и певцов.

Но, к сожалению, в 1890-х годах Савва Мамонтов был разорен и арестован. Имущество Саввы Ивановича было почти полностью распродано.

Павел Михайлович Третьяков (1832-1898)

В первой половине 1850-х г. унаследовал дело отца, развивал операции по закупке льна, его переработке и продаже текстильных изделий. В 1860 году вместе с братом С.М. Третьяковым и зятем В.Д. Коншиным учредил торговый дом «П. и С. бр. Третьяковы и В.Д. Коншин», в 1866 году – Товарищество Новой Костромской льняной мануфактуры.

Занимаясь благотворительностью, братья Третьяковы выделяют средства г.Москве для строительства богаделен и больниц. Дают деньги на устройство Детской психиатрической больницы. Сотни молодых людей и девушек получают образование на средства Третьяковых. Среди других благотворительных дел Павла Сергеевича было то, что он оказал финансовую поддержку научно-исследовательской экспедиции Н.Н.Миклухо-Маклая.

В 1880-е годы Братья Третьяковы участвуют в собирании денег на строительство православного храма в Японии. Их круг благотворительных дел был чрезвычайно широк и разнообразен.

В 1860-е годы в г.Москве появляется первое специализированное училище для глухонемых детей. Павел Михайлович возглавляет его попечительский совет и спонсирует деятельность этого заведения. Начиная с 1863г. и вплоть до смерти Третьяков ежегодно финансировал не только деятельность этого училища, но и строительство новых зданий. Кроме того, он участвовал в жизни этого заведения, часто его посещал, принимал экзамены у учащихся, общался с детьми. Детям в училище бесплатно предоставляли кров, одежду, питание, учили элементарным навыкам общения, учили их говорить, обучали грамоте.

Главное дело жизни Павла Михайловича Третьякова было создание Национальной художественной галереи. Меценат начал собирать свою коллекцию в 1854г. Он начал коллекционировать в основном русскую живопись. Третьяков мечтал создать галерею, в которой были бы представлены произведения именно русских мастеров. С 1881г. его галерея стала общедоступной. Галерея Третьякова стала одной из достопримечательностей столицы.

В августе 1892 года Третьяков передал свое собрание и особняк в дар Москве. К тому времени в его коллекции насчитывалось множество картин и рисунков западноевропейской школы, живописных и графических произведений русской школы, несколько скульптур и коллекции икон.

Козьма Терентьевич Солдатенков (1818-1901г.)

К. Т. Солдатенков - московский предприниматель, старообрядец, меценат и благотворитель.

Во время путешествий по Европе изучал европейскую культуру и искусство. С 1940-х годов слал собирать свою личную библиотеку, отыскивая лучшие книги о науке, литературе и искусстве в целом. Несколько лет спустя Козьма Терентьевич организует свое издательство. Благодаря этому многие научные, философские труды печатаются впервые, издается много зарубежной переводной литературы. Себе Солдатенков оставляет только 5% годовой прибыли, а основной доход идет на издание новых книг.

С 1856-1901г. издательство выпустило более 200 книг. Многие книги издавались впервые и единожды. Таким образов, уже этим Солдатенков внес неоценимый вклад в русскую культуру.

Все это издательское дело было благотворительностью, так как при издательстве существовал некоммерческий магазин, где люди могли по очень низким ценам купить издаваемую литературу.

Козьма Терентьевич был первый, кто начал коллекционировать русскую живопись. Его собрание было вторым по масштабам после Третьяковской галереи.

Кроме этого, Солдатенков помогал многим учебным заведениям, музеям. На его деньги была построена самая большая в Европе благотворительная больница для бедных.

Почти все свое восьмимиллионное состояние оставил на нужды благотворительности. Например, завещал несколько миллионов на строительство больницы для бедных, которая стала самой крупной в то время в Москве. Также Козьма Терентьевич основал богадельню, которую содержал до конца жизни, и завещал этому учреждению большую сумму денег. Он оставил большие деньги на создание Ремесленного училища, где обучались юноши для работ именно на московских фабриках и заводах. Вся коллекция книг, газет, журналов, икон и куртин Солдатенкова также досталась музеям и библиотекам и собору, где он был впоследствии захоронен.

Династия Демидовых

Демидовы - российские предприниматели и благотворители.

Демидовы тратили очень большие суммы денег на благотворительность.

Никита Акинфиевич Демидов (1724-1789г.) оказал большую поддержку Московскому государственному университету. Это была помощь в строительстве, выплата пособий молодым профессорам, стипендий неимущим студентам, а также переход в собственность университета части коллекции Никиты Акинфиевича.

В конце XVIIIв. В Москве появляется первый Воспитательный дом. У истоков его создания стоял Прокофий Акинфиевич Демидов (1710-1786г.), который пожертвовал более 1 миллиона рублей серебром.

Династия Строгановых

Строгановы- род русских купцов и промышленников, крупных землевладельцев и государственных деятелей.

Более предметно благотворительная помощь рода Строгановых прослеживается в XIX веке. За период с 1816 по 1830 год имеются архивные сведения по Павлу Александровичу(1774-1817г.) и Софье Владимировне(1775-1845г.) Строгановым. Их вклады на призрение и благотворительную помощь составляли от 1,8 до 6,4% от всех их расходов.

Павел Александрович жертвовал на пенсии бедным, содержание воспитанников в учебных заведениях, разные богоугодные пожертвования, единовременные пособия и другое.

Софья Владимировна делала пожертвования в Патриотическое женское общество, раздавала бедным подаяний, жертвовала на пенсии разным лицам, на содержание горнозаводской школы и больницы, и много другое.

В архивных документах Строгановых за 1 квартал 1866 года имеется запись: "на оказание помощи бедным" петербургской части города Санкт-Петербурга: приход - 745 рублей, расход - 738 рублей. Из них: квартирные раздачи - 360 рублей, единовременная помощь деньгами - 68 рублей, "на Рождество" - 59 рублей, "на хлеб дано одной старушке" - 1 рубль, в "патриотическую школу девочек" - 2 рубля.

В отчете за 2 квартал имеется запись, что на попечении Строгановых имелось 78 бедных семейств, из которых 15-ти семьям плата за квартиру составила по 26 рублей 50 копеек в месяц, что составляло 318 рублей. Кроме того, шести семьям квартиры оплачивались полностью.

К началу первой мировой войны был организован перевязочный пункт графа А.С. Строганова. Из пояснительной записки к расходам графа А.С.Строганова за 1905 - 1914 годы можно увидеть, что общая сумма выплат государству составила 8,1 миллиона рублей. Из них затрачено на пенсии и пособия - 210 178 рублей, на "покупку крейсера "Русь" - 1 677 115 рублей. От общей суммы его расходов это составило 23,1%.

Благотворительные традиции представителей династии Строгановых воспитывались и передавались из поколения в поколение. Они внесли большой патриотический вклад в поддержку государства, нравственное развитие и социальную помощь нуждающимся соотечественникам.

В заключении хотелось бы сказать, какими бы ни были мотивы русских благотворителей и меценатов, именно благодаря им в России в XVIII-XIXвв. произошли значительные положительные изменения во многих сферах жизни общества, таких как образование, медицина, культура, социальная сфера и др. В наши дни многие культурные, научные заведения не в состоянии полноценно выполнять свои функции в связи с недостаточным финансированием. Отсюда назревает потребность в возрождении в России меценатства и благотворительности как социальных явлений.

С позиции сегодняшнего дня деятельность меценатов XIX в. имеет широкое историческое значение. Они были и есть олицетворением лучших, светлых сторон человеческой личности, так как видели больше и острее чувствовали, чем многие их современники, потребности общественного развития, чему и отдавали свои силы, знания, ум и сердце. И важно не только достойно оценивать деятельность таких подвижников, но и осмысливать ее в контексте всего исторического развития .

Список литературы

  1. Азерникова, Н. Истоки благотворительности в России // Вопросы истории. – 2010. – № 6. – С. 159-165.
  2. Боханов, А.Н. Коллекционеры и меценаты в России / А.Н. Боханов. – М: Наука, 1989. – 192 с.
  3. Историк – общественно-политический журнал [Электронная библиотека]. – Режим доступа: http://www.historicus.ru/mecenatstvo_i_blagorvoritelnost/. – Меценатство и благотворительность в России в конце XIX – начале XX века.
  4. Костина Е. Ю. История социальной работы. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. С.110
  5. Свердлова А.Л. Меценатство в России как социальное явление // Социологические исследования. 1999. №7. С.134-137.

Меценат это человек, который не стремится к получению прибыли, а является платежеспособным покровителем и помощником, а зачастую и другом художникам, поэтам и музыкантам, но, чаще ценителем их работ. Благотворитель это человек, который оказывает бескорыстную помощи тем, кто в этом нуждается.


НАИБОЛЕЕ ВЫДАЮЩИЕСЯ МЕЦЕНАТЫ И БЛАГОТВОРИТЕЛИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX В.В. Саввы Ивановича Мамонтова () Мария Клавдиевна Тенишева () Павел Михайлович Третьяков () Виктор Михайлович Васнецов () Василий Васильевич Верещагин ()


САВВА ИВАНОВИЧ МАМОНТОВ () Меценатство Саввы Ивановича Мамонтова () было особого рода: он приглашал своих друзей-художников в Абрамцево, зачастую вместе с семьями, удобно располагал в основном доме и флигелях. Все это весьма далеко от привычных примеров благотворительности, когда меценат ограничивает себя передачей определенной суммы на доброе дело. Многие работы членов кружка Мамонтов приобретал сам, для других находил заказчиков. Одним из первых художников к Мамонтову в Абрамцево приехал В.Д. Поленов. С Мамонтовым его связывала духовная близость: увлечение античностью, музыкой, театром. Тепло отеческого дома художник В.А. Серов найдет именно в Абрамцеве. Савва Иванович Мамонтов был единственным бесконфликтным покровителем искусства Врубеля. Для очень нуждавшегося художника нужна была не только оценка творчества, но и материальная поддержка. И Мамонтов широко помогал, заказывая и покупая произведения Врубеля.


ВРУБЕЛЬ МИХАИЛ АЛЕК­САНД­РО (­1856 –1910) Русский художник рубежа XIXXX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. С 1896 года был женат на известной певице Н. И. Забеле, портреты которой неоднократно писал.


МАРИЯ КЛАВДИЕВНА ТЕНИШЕВА () Была незаурядным человеком, обладательницей энциклопедических знаний в искусстве, почетным членом первого в России союза художников. Поражают масштабы ее общественной деятельности, в которой ведущим началом было просветительство: ею было создано Училище ремесленных учеников (под Брянском), открыто несколько начальных народных школ, совместно с Репиным организованы рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей, и даже создан на Смоленщине самый настоящий аналог подмосковного Абрамцева - Талашкино. «Созидательницей и собирательницей» назвал Тенишеву Рерих. Тенишева не только на редкость разумно и благородно ассигновала деньги на цели возрождения отечественной культуры, но и сама непосредственно, своим талантом, знаниями и умениями внесла заметный вклад в изучение и развитие лучших традиций отечественной культуры.


ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ ТРЕТЬЯКОВ () В феномене П.М. Третьякова впечатляет верность цели. Высоко оценивали Третьякова и сами художники, с которыми он был, прежде всего, связан на ниве собирательства. Подобной идея - положить начало общественного, всеми доступного хранилища искусства – не возникала ни у кого из современников, хотя частные коллекционеры существовали и до Третьякова, но они приобретали картины, скульптуру, посуду, хрусталь, прежде всего для себя, для своих частных собраний и видеть принадлежавшие коллекционерам произведения искусства могли немногие. В феномене Третьякова поражает также и то, что он не имел никакого специального художественного образования, тем не менее, раньше других распознавал талантливых художников. Раньше многих он осознал неоценимые художественные достоинства иконописных шедевров Древней Руси.


ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ () Художник, собиратель икон. Родился в семье священника. Учился в Вятской духовной семинарии, но с последнего курса ушел. В 1867 г. юноша отправился в Петербург. Вначале учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И.Н.Крамского, а с 1868 г. в Академии художеств. В апреле 1878 г. он уже был в Москве и с тех пор не разлучался с этим городом. Стремясь к созданию произведений в истинно национальном стиле, Виктор Михайлович обращался к событиям прошлого, образам былин и русских сказок.


ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ВЕРЕЩАГИН () Художник, очеркист, собиратель памятников этнографии и декоративно- прикладного искусства, родился в дворянской семье. Окончил Петербургский морской кадетский корпус. Тогда же проявил наклонности к искусству и стал посещать Рисовальную школу Общества поощрения художников. Отказавшись от военной карьеры, Верещагин поступил в Академию художеств. Собирать он начал довольно рано - в шестидесятые годы XIX века. И уже из первого путешествия по Кавказу и Дунаю привез немало разного рода «трофеев».

МЕЦЕНАТЫ РОССИИ.Россия!
Ты талантами богата,
Но драгоценностям
нужна оправа.
Был в прошлом меценат
Морозов Савва -
Откликнитесь, потомки мецената!
Юрий Игнатенко.

Купец
Гаврила Гаврилович Солодовников
(1826–1901).Состояние около
22 миллионов.
Самое крупное за всю историю благотворительности
в России пожертвование: более 20 миллионов

Сын торговца бумажным товаром, за отсутствием времени он плохо выучился писать и складно излагать мысли.
В 20 стал купцом первой гильдии, в 40 - миллионером. Славился бережливостью и расчетливостью
(доедал вчерашнюю гречку и ездил в экипаже, на котором в резину были обуты лишь задние колеса).
Не всегда честно вел дела, но загладил это своим завещанием, отписав почти все миллионы на благотворительность.

Points of interestPoints of interest

Первым сделал взнос на строительство Московской консерватории: на его 200 тысяч рублей соорудили роскошную мраморную лестницу.
Построил на Большой Дмитровке «концертный зал с театральной сценой для произведения феерий и балета» (нынешний Театр оперетты), в котором обосновалась
Частная опера Саввы Мамонтова.
Задумав получить дворянство, вызвался построить для города полезное заведение. Так появилась Клиника кожных и венерических болезней, оборудованная по самому последнему слову тогдашней науки и техники (ныне Московская медицинская академия имени И. М. Сеченова), но без упоминания в названии имени жертвователя.

Points of interestPoints of interest

Оставил наследникам меньше полумиллиона, а 20 147 700 рублей (около 9 миллиардов долларов по сегодняшнему счету) поделил.
Треть пошла на «устройство земских женских училищ в Тверской, Архангельской, Вологодской, Вятской губерниях»,
треть на устройство профессиональных школ в Серпуховском уезде и содержание приюта для безродных детей.
Треть «на строительство домов дешевых квартир для бедных людей, одиноких и семейных».

Points of interestPoints of interest

В 1909 году на 2-й Мещанской открылся первый дом «Свободный гражданин» (1152 квартиры) для одиноких и дом для семейных «Красный ромб» (183 квартиры), классические коммуны: магазин, столовая (в ее помещении «Сноб» устраивал прием после выставки в «Гараже»), баня, прачечная, библиотека. В доме для семейных на первом этаже были расположены ясли и детский сад, а все комнаты были уже меблированы. Разумеется, в «дома для бедных» первыми заселились чиновники.

Придворный банкир барон
Александр Людвигович Штиглиц
(1814–1884).Состояние более 100 миллионов. Пожертвовал
около 6 миллионов

Points of interestPoints of interest

Самый богатый человек России второй трети XIX века. Капитал и звание придворного банкира унаследовал от отца, при посредничестве которого Николай I заключил договора о внешних займах более чем на 300 миллионов рублей, за что обрусевший немец получил титул барона.
В 1857 году Александр Штиглиц стал одним из основателей Главного общества российских железных дорог, а в 1860-м первым директором только что основанного Государственного банка. Свою фирму он ликвидировал и жил рантье в роскошном особняке на Английской набережной.
Имея 3 миллиона годового дохода, оставался столь же необщительным (стригший его четверть века парикмахер ни разу так и не услышал голоса своего клиента) и до болезненности скромным. Конечно, наиболее дотошные знают, что барон строил Николаевскую (Октябрьскую), Петергофскую и Балтийскую железные дороги, а во время Крымской войны помог царю получить иностранные займы.
Но он остался в истории потому, что дал миллионы на постройку Училища технического рисования в Петербурге, его содержание и музей.

Points of interestPoints of interest

Несомненно, Александр Людвигович любил прекрасное, хотя всю жизнь занимался лишь деланием денег.
И не убеди его зять Александр Половцов, муж приемной дочери, что промышленности России без «ученых рисовальщиков» никак не выжить, не имели бы мы ни училища Штиглица, ни первого в России Музея декоративно-прикладного искусства (лучшая часть коллекций которого досталась потом Эрмитажу).
«Россия будет счастливой, когда купцы будут жертвовать деньги на учение и учебные цели без надежды получить медаль на шею», - считал статс-секретарь императора Александра III А. А. Половцов.
Сам он, благодаря наследству жены, издал 25 томов «Русского биографического словаря», но до 1918 года охватить все буквы не успел. Мраморный памятник барону из Мухинского училища (бывшего Училища технического рисования Штиглица), разумеется, выкинули.

Слайд №10

Дворянин
Юрий Степанович Нечаев-Мальцов
(1834–1913).Пожертвовал более
3 миллионов

Слайд №11

Points of interestPoints of interest

В 46 лет совершенно неожиданно стал владельцем империи стекольных заводов - получил по завещанию. Дядя-дипломат Иван Мальцов оказался единственным, кто уцелел во время резни, учиненной в русском посольстве в Тегеране, во время которой погиб дипломат-поэт Александр Грибоедов. Возненавидев дипломатию, Мальцов продолжил семейный бизнес, занявшись устройством в местечке Гусь стекольных заводов: привез из Европы секрет цветного стекла и начал выпускать прибыльное оконное стекло. Всю эту хрустально-стекольную империю, вместе с двумя особняками в столице, расписанными Васнецовым и Айвазовским, и получил немолодой чиновник-холостяк Нечаев,
а вместе с ними - и двойную фамилию.

Слайд №12

Points of interestPoints of interest

Прожитые в бедности годы наложили отпечаток: Нечаев-Мальцов был необычайно скуп, но при этом страшный гурман и гастроном. Профессор Иван Цветаев (отец Марины Цветаевой) завязал с ним дружбу (поедая на приемах деликатесы, сокрушенно подсчитывал, сколько стройматериалов мог бы купить на потраченные на обед деньги), а потом убедил-таки дать 3 миллиона, недостающих для достройки московского Музея изящных искусств (миллион царских рублей - немногим менее полутора миллиардов современных долларов).

Слайд №13

Points of interestPoints of interest

Жертвователь не только не искал славы, но все 10 лет, что потребовались для завершения музея, действовал анонимно.
Шел на колоссальные траты: 300 рабочих, нанятых Нечаевым-Мальцовым, добывали на Урале белый мрамор особой морозоустойчивости,
а когда выяснилось, что 10-метровые колонны для портика сделать в России невозможно, зафрахтовал в Норвегии пароход.

Слайд №14

Points of interestPoints of interest

Из Италии выписал искусных каменотесов и т. п. Не считая музея (за который спонсор получил звание обер-гофмейстера и орден Александра Невского с бриллиантами), на деньги «стекольного короля» были основаны Техническое училище во Владимире, богадельня на Шаболовке и церковь в память убиенных на Куликовом поле. К столетнему юбилею ГМИИ имени
А. С. Пушкина в 2012 году фонд «Шуховская башня» предложил переименовать музей и присвоить ему имя Юрия Степановича Нечаева-Мальцова. Переименовать не переименовали, но памятную доску повесили.

Слайд №15

Купец
Кузьма Терентьевич Солдатенков
(1818–1901).Пожертвовал более
5 миллионов

Слайд №16

Points of interestPoints of interest

Торговец бумажной пряжей, пайщик текстильных Цинделевской, Даниловской, а также Кренгольмской мануфактур, Трехгорного пивоваренного завода и Московского учетного банка. Старообрядец, выросший в «невежественной среде Рогожской заставы», еле обученный грамоте и стоявший за прилавком в лавке богатого отца, после смерти родителя с жадностью стал утолять жажду знаний. Тимофей Грановский прочел ему курс лекций по древнерусской истории и ввел в кружок московских западников, подвигнув «сеять разумное, доброе, вечное».
Солдатенков организовал некоммерческое издательство и стал печатать книги для народа, себе в убыток. Покупал картины (начал делать это на четыре года раньше самого Павла Третьякова).
«Если бы не Третьяков и Солдатенков, то русским художникам некому было и продать свои картины: хоть в Неву их бросай», - любил повторять художник Александр Риццони.

Слайд №17

Points of interestPoints of interest

Свое собрание - 258 картин и 17 скульптур, гравюры и библиотеку «Кузьма Медичи» (так называли Солдатенкова в Москве) - завещал Румянцевскому музею (он ежегодно жертвовал этому первому в России публичному музею по тысяче, зато целых 40 лет), попросив об одном: выставить коллекцию в отдельных залах. Непроданные книги его издательства и все права на них получила Москва. Миллион пошел на строительство ремесленного училища и почти 2 миллиона на устройство бесплатной больницы для бедных, «без различия званий, сословий и религий». Больницу, построенную уже после его смерти, назвали Солдатенковской, но в 1920 году переименовали в Боткинскую. Вряд ли бы Кузьма Терентьевич обиделся, узнав, что ей присвоили имя доктора Сергея Боткина: с семьей Боткиных он был особенно дружен.

Слайд №18

Купцы братья Третьяковы,
Павел Михайлович
(1832–1898)
и Сергей Михайлович (1834–1892).Павел Михайлович

Сергей Михайлович

Состояние более
8 миллионов. Пожертвовали более
3 миллионов.

Слайд №19

Points of interestPoints of interest

Владельцы Большой Костромской льняной мануфактуры. Старший вел дела на фабриках, младший общался с зарубежными партнерами.
Первый был замкнутый и нелюдимый, второй - публичный и светский. Оба собирали картины.
Павел - русские, Сергей - иностранные, по большей части современные, особенно французские (оставив должность московского городского головы, радовался, что отделался от официальных приемов и сможет больше тратить на картины; потратил же он на них 1 миллион франков, или 400 тысяч рублей по тогдашнему курсу).

Слайд №20

Points of interestPoints of interest

Желание одарить родной город братья испытывали с юности. Павел в 28 лет решил завещать свой капитал на создание галереи русского искусства. К счастью, прожил долго и за 42 года успел истратить на покупку картин более миллиона рублей. Галерея Павла Третьякова целиком досталась Москве (на 2 миллиона картин плюс недвижимость) вкупе с собранием Сергея Третьякова (коллекция небольшая, всего 84 картины, но оценивалась в сумму более полумиллиона): младший успел завещать собрание брату, а вовсе не жене, предвидя, что та с картинами точно не расстанется.

Слайд №21

Points of interestPoints of interest

Подаренный городу в 1892 году музей назвали Городской галереей братьев П. и С. Третьяковых. Павел Михайлович после посещения Александром Ш галереи от предложенного дворянства отказался и сказал, что умрет купцом (а брат, успевший обмыть чин действительного статского советника, наверняка с радостью бы принял). Помимо галереи, училищ для глухонемых, дома для вдов и сирот русских художников (живых Павел Третьяков поддерживал, покупая и заказывая картины), Московской консерватории и Училища живописи, братья на собственные деньги проложили проезд - для улучшения транспортного сообщения в центре города - на собственном участке земли. Название «Третьяковский» сохранилось в имени галереи и проложенного братьями проезда, что в нашей истории редкий случай.

Слайд №22

Купец
Савва Иванович Мамонтов
(1841–1918).Подсчитать состояние сложно:
два дома в Москве, имение Абрамцево, земля на Черном море, около 3 миллионов,
плюс дороги и заводы.
Также невозможно подсчитать реальные пожертвования, поскольку Савва Мамонтов был не просто меценат, а «строитель русской культурной жизни»

Слайд №23

Points of interestPoints of interest

Родился в семье винного откупщика, возглавившего Общество Московско-Ярославской железной дороги. Составил крупный капитал на железнодорожном строительстве: протянул дорогу из Ярославля до Архангельска и дальше, до Мурманска. Ему мы обязаны Мурманским портом и дорогой, связавшей центр России
с Севером: это дважды спасало страну, сначала во время Первой, а потом и Второй мировой войны, ибо практически весь ленд-лиз, за исключением самолетов, шел через Мурманск.
.

Слайд №24

Points of interestPoints of interest

Неплохо лепил (скульптор Матвей Антокольский находил у него талант), вполне мог бы стать певцом (имел прекрасный бас и даже дебютировал в миланской опере). Ни на сцену, ни в академию не попал, зато заработал столько денег, что смог устроить домашний театр и учредить первую в России частную оперу, где сам режиссировал, дирижировал, ставил голос артистам и делал декорации. Еще купил имение Абрамцево, где дневали и ночевали все те, кто входил в знаменитый «мамонтовский кружок».
На его рояле учился играть Шаляпин, Врубель писал в его кабинете «Демона», и далее по списку членов кружка.
Подмосковное Абрамцево Савва Великолепный превратил в художественную колонию, построил мастерские, обучил окрестных крестьян и стал насаждать «русский стиль» в мебели и керамике, считая, что «надо приучать глаз народа к красивому» и на вокзале, и в храме, и на улицах.
Дал денег на журнал «Мир искусства» и на Музей изящных искусств в Москве.

Слайд №25

Points of interestPoints of interest

Но даже такой гениальный капиталист умудрился влезть в долги (получил богатый «госзаказ» на строительство очередной железной дороги и под залог акций взял огромные кредиты), был арестован и заключен в Таганскую тюрьму, поскольку 5 миллионов залога набрать не удалось.
Художники от него отвернулись, и, чтобы погасить долги, купленные им когда-то картины и скульптуры за бесценок распродали с аукциона. Старик поселился при керамической мастерской за Бутырской заставой, где и умер. Недавно ему поставили памятник в Сергиевом Посаде, куда Мамонтовы проложили первую короткую ветку для перевоза богомольцев в Лавру.
На очереди еще четыре - в Мурманске, Архангельске, на Донецкой железной дороге и на Театральной площади в Москве.

Слайд №26

Купчиха Варвара Алексеевна Морозова (1850–1917), урожденная Хлудова, мать коллекционеров Михаила и Ивана МорозовыхСостояние более
10 миллионов. Пожертвовала
более миллиона.

Слайд №27

Points of interestPoints of interest

Жена Абрама Абрамовича Морозова, в 34 года унаследовала от него Товарищество Тверской мануфактуры. Похоронила мужа и начала помогать несчастным. Из полумиллиона, выделенного ей супругом «на пособия бедным, устройство и содержание школ, богаделен и вкладов в церковь», пожертвовала 150 тысяч рублей на клинику для душевнобольных (Психиатрическая клиника им.
А. А. Морозова при новой власти получила имя психиатра Сергея Корсакова), еще 150 тысяч Ремесленному училищу для бедных, остальное по мелочи: 10 тысяч Рогожскому женскому начальному училищу, отдельные суммы на земские и сельские школы, приют для нервных больных, Раковый институт имени Морозовых на Девичьем поле, благотворительные заведения в Твери и санаторий в Гаграх для больных туберкулезом рабочих.

Слайд №28

Points of interestPoints of interest

Варвара Морозова состояла членом всевозможных учреждений. Ее именем были названы начальные классы и ремесленные училища, больницы, родильные приюты и богадельни Твери и Москвы. Оно было выбито на фронтоне Химического института Народного университета (дала 50 тысяч). Морозова оплатила трехэтажное здание Пречистенских курсов для рабочих в Курсовом переулке и переезд в Канаду духоборов. Профинансировала строительство здания, а затем и покупку книг для первой в России бесплатной библиотеки-читальни имени И. С. Тургенева, открытой в 1885 году на площади у Мясницких ворот (снесена в 1970-х). Последним аккордом стало ее завещание. Фабрикантша Морозова, которую советская пропаганда любила выставлять образцово-показательным примером капиталистического стяжательства, распорядилась перевести все свои активы в ценные бумаги, разместить их в банке, а полученные от этой операции средства передать своим рабочим. Новые хозяева фабрики «Пролетарский труд» не успели оценить неслыханную щедрость бывшей хозяйки, умершей за месяц до октябрьского переворота.

Слайд №29

Купец
Савва Тимофеевич Морозов
(1862–1905).Пожертвовал
более полумиллиона

Слайд №30

Points of interestPoints of interest

Химию изучал в Кембридже, текстильное производство - в Манчестере и Ливерпуле. Вернувшись на родину, возглавил Товарищество Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко», директором-распорядителем которого оставалась его матушка Мария Федоровна (основная пайщица,состояние 30 миллионов).
Уверовав в то, что благодаря революционному прыжку Россия наверняка догонит Европу, составил программу социально-политических реформ, призывавших к установлению конституционного правления. Тогда же застраховал себя на 100 тысяч, передав полис на предъявителя обожаемой им актрисе М. Ф. Андреевой, а та, в свою очередь, большую часть денег - партии большевиков. Во многом из-за любви к Андреевой поддерживал Художественный театр, сняв для него в аренду на 12 лет помещение в Камергерском переулке.

Слайд №31

Points of interestPoints of interest

Его вклад равнялся взносу основных пайщиков, в том числе владельца золото-канительной мануфактуры Алексеева, он же - Станиславский. Перестройка здания обошлась Морозову в 300 тысяч рублей, сумму огромную по тем временам (это при том, что архитектор Федор Шехтель, придумавший, кстати, всем известную мхатовскую эмблему - чайку, исполнил проект театра совершенно бесплатно). За границей на морозовские деньги заказали самые современные приспособления для сцены (осветительное оборудование в отечественном театре впервые появилось именно здесь). В итоге на здание МХТа с бронзовым барельефом на фасаде в виде тонущего пловца Савва Морозов истратил около полумиллиона рублей.

Слайд №32

Points of interestPoints of interest

Сочувствовал революционерам: дружил с Максимом Горьким, прятал в своем дворце на Спиридоновке Николая Баумана, помогал доставлять нелегальную литературу на фабрику, где (с его ведома) служил инженером будущий нарком Леонид Красин. После массовых забастовок 1905 года потребовал передать фабрики в свое полное распоряжение. Мать под угрозой учреждения над сыном опеки добилась его отстранения от дел и отправила на Лазурный берег в сопровождении жены и личного доктора, где Савва Морозов покончил с собой. «Купец не смеет увлекаться. Он должен быть верен своей стихии выдержки и расчета», - заметил на его счет В. Н. Немирович-Данченко, один из отцов-основателей МХТ.

Слайд №33

Княгиня
Мария Клавдиевна Тенишева
(1867–1928)