Малевич супрематическая композиция смысл. «Супрематическая композиция» Малевича выставлена на аукцион Christie's

Малевич супрематическая композиция смысл. «Супрематическая композиция» Малевича выставлена на аукцион Christie's
Малевич супрематическая композиция смысл. «Супрематическая композиция» Малевича выставлена на аукцион Christie's

Самые дорогие работы русских художников


Полностью литографированное издание. 22х18 см. Из 34 рисунков большинство расположено попарно на двойном складном листе. Из 14 известных экземпляров 11 находятся за рубежом. Величайшая редкость, пожалуй, одно из самых дорогих русских изданий!


Казимир малевич. Супрематическая композиция.
Продана 11.05.2000.за 15,5 миллиона долларов



Супрематизм (от лат. supremus — наивысший) — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции. На начальном этапе этот термин, восходивший к латинскому корню suprem, означал доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. В беспредметных полотнах краска, по мысли К. С. Малевича, была впервые освобождена от подсобной роли, от служения другим целям, — супрематические картины стали первым шагом «чистого творчества», то есть акта, уравнивавшего творческую силу человека и Природы (Бога). Вероятно, этим в первую очередь, а не отсутствием оснащенной типографской базы в Витебской художественной школе объясняется и литографированный характер двух самых знаменитых манифестов Малевича — "О новых системах в искусстве" и "Супрематизм". Оба они имеют характер своеобразных учебных пособий, поскольку предназначались для студентов Витебских художественных мастерских, и в этой связи должны рассматриваться как две части одного курса. В первом из них дается подробное эстетическое обоснование новых художественных течений, во втором — раскрывается природа супрематизма и намечаются пути его дальнейшего развития. Конечно, утверждение об "учебном" характере этих работ нельзя понимать буквально.

Для Малевича, по его собственным словам, это было время, когда "кисти все дальше и дальше отходят" от него. После показа на персональной выставке 1919 года серии "белых" полотен, завершивших четырехлетний период развития живописного супрематизма, художник оказался перед фактом исчерпанности художественных средств. Это состояние кризиса оказалось запечатленным в одном из самых драматичных текстов Малевича — в его манифесте "Супрематизм", написанном для каталога выставки "Беспредметное творчество и супрематизм".

"О живописи в супрематизме не может быть речи, — заявит Малевич год спустя во вступительном тексте к альбому "Супрематизм", — живопись давно изжита и сам художник предрассудок прошлого" . Дальнейший путь развития искусства лежит теперь в сфере чистого мыслительного акта. "Получилось как бы, — замечает художник, — что кистью нельзя достать того, что можно пером. Она растрепана и не может достать в извилинах мозга, перо острее". Черный квадрат. Черный крест, Черный круг были "тремя китами", на которых зиждилась система супрематизма в живописи; присущий им метафизический смысл во многом превосходил их зримое материальное воплощение. В ряду супрематических работ черные первофигуры обладали программным значением, легшим в основу четко выстроенной пластической системы . Цветной период начинался также с квадрата - его красный цвет служил, по мысли Малевича, знаком цветности вообще. В середине 1918 года появились полотна "белое на белом", где в бездонной белизне словно таяли белые же формы. После Февральской революции 1917 г. Малевич избран председателем Художественной секции Московского Союза солдатских депутатов. Он разрабатывал проект создания Народной академии искусств, являлся комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей Кремля.
В июле 1919 года Малевич написал свой первый большой теоретический труд «О новых системах в искусстве». Желание издать его и нарастающие житейские трудности - жена художника ждала ребенка, семья жила под Москвой в холодном нетопленом доме -заставили его принять приглашение переехать в провинцию. В губернском городе Витебске с начала 1919 года работало Народное художественное училище, организованное и руководимое Марком Шагалом (1887 - 1985). В декабре 1919 года витебский Комитет по борьбе с безработицей отмечал свой двухлетний юбилей. Комитет был детищем Февральской буржуазной революции, хотя официально открылся через неделю после перехода власти в руки большевиков. Надо сказать, что Октябрьский переворот вообще прошел как-то незамеченным в Витебске: лишь в одной местной газете на второй странице в крохотной хроникальной заметке скороговоркой извещалось о событиях в Петрограде. Оформили юбилей Кабинета в ярко - супрематическом виде.

Снимок, сделанный на витебском вокзале в субботу пятого июня 1920 года, превратился в одну из самых знаменитых фотографий эпохи. Датировалась фотография по заметке из витебской газеты Известия за 6 июня 1920 года: «Художественная экскурсия. Вчера выехала в Москву экскурсия из учащихся Витебского народного художественного училища из 60 человек, во главе со своими руководителями. Экскурсия примет участие в художественной конференции в Москве, а также посетит все музеи и осмотрит художественные достопримечательности столицы». Товарный вагон, в котором отправились витебляне в Москву, был оформлен по проекту Суетина - его украшал Черный квадрат, эмблема Уновиса.
В 1922 закончил рукопись "Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой", изданную в 1962 на немецком языке
В 1927 впервые в жизни Малевич уехал в заграничную командировку в Варшаву (8-29 марта) и Берлин (29 марта — 5 июня). В Варшаве была развернута выставка, на которой прочел лекцию. В Берлине Малевичу был предоставлен целый зал на ежегодной Большой берлинской художественной выставке (7 мая — 30 сентября).
Выставлено было 70 картин.
В отеле Кайзерхоф, в Берлине у него состоялась получасовая встреча с самим Гитлером. Подробней читаем
Получив внезапное распоряжение вернуться в СССР, в Ленинград, Малевич срочно выехал на родину; все картины и архив оставил в Берлине на попечение немецких друзей
так как предполагал в будущем совершить большое выставочное турне с заездом в Париж. В архивах Гарварда обнаружились документы, касающихся картин Малевича, которые висели в Музее современного искусства ("MoMA") в Нью-Йорке и бостонской галерее Буша-Райзингера. Как следовало из документов, Малевич, предчувствуя приближение сталинского террора, после выставки в 1927 г. оставил картины в Германии…
По приезде в СССР был арестован и три недели провел в заключении. Его арест вызвал активный протест художников, знавших его близко. Так, Кирилл Иванович Шутко, занимавший значительный пост, приложил много усилий, чтобы освободить Малевича. В результате, через несколько недель художник был освобожден. Но много картин Малевича так и осталось в Германии. Каким-то чудом они сохранились даже при режиме Гитлера. Дело в том, что супрематизм и другие подобные направления тогда массово уничтожались.
Но коллекция понесла урон накануне победы над Гитлером: во время бомбежек Берлина самые крупные полотна погибли. Только в Баварии и Ганноверском музее сохранились для потомков картоны меньших размеров. Именно в запасниках Ганноверского музея в 1935 г. Альфред Барр, директор Музея современного искусства в Нью-Йорке, разъезжавший по Европе в поисках экспонатов для знаменитой выставки "Кубизм и абстрактное искусство", обнаружил полотна Малевича (всего 21 - картины, гуаши, рисунки и схемы).
Александр Дорнер, бывший директор музея в Ганновере, передает их "MoMA" и "Буш-Райзингеру" в качестве экспонатов, предоставляемых во временное пользование, с обязательством выдать в случае, если они будут затребованы "законным собственником и если он документально подтвердит свое притязание согласно закону".

В начале 90-х годов был поднят вопрос о процедуре перемещения культурных ценностей из Германии и оккупированных ею стран в государства, входившие в антигитлеровскую коалицию. Речь шла о возвращении культурных ценностей музейным собраниям. С середины 90-х годов обсуждается вопрос о возвращении культурных ценностей частным владельцам.
В этом новом историческом контексте К.Туссен (Клемент ТУССЕН - широко известен в узком кругу специалистов как "охотник за произведениями искусства". Делец в сфере, связанной с похищенными произведениями искусства . ) берет на себя представлять интересы наследников Казимира Малевича. В Польше, России, Туркменистане и на Украине Туссен разыскал 31 (прописью: тридцать одного! ) наследника Малевича. Добился от них поручения "затребовать возврата имущества Казимира Малевича, которое в 30-е годы было вывезено в Соединенные Штаты Америки, и передать его общности наследников, совокупно владеющих наследством, в соответствии с разделом наследства".
В разделе 5 договора Туссен поручил записать для себя и своих партнеров "право удерживать 50% (пятьдесят!) из полученной выручки".
В течение семи лет продолжались переговоры с "MoMA". В результате Музей передал наследникам картину "Супрематическая композиция". За остальные 15 произведений "MoMA" заплатил 5 миллионов долларов. "MoMA" не советовался НИ С КЕМ, имея возможность вынести проблему на обсуждение Международного совета Музеев мира. Не была проведена экспертиза по установлению личностей 31-го наследника и их истинных претензий и требований. Чем руководствовались в "MoMA" - уже не узнать.

В порядке справки: на протяжении последних десяти с небольшим лет на международном аукционном рынке было продано всего 20 работ Мастера - 7 литографий и 13 графических работ. В вилке цен от 420 до 275 тысяч долларов, в последнем случае уплаченных за "Голову крестьянина" 26 июня 1993 г. у Сотбис в Лондоне.


Дан Клейн, исполнительный директор Филлипса, оценивает "Супрематическую композицию" (1915 г.), в которой изображены круг и треугольник, сначала в 8 млн. долларов, затем повышает цену до 10 миллионов! На 25 апреля оценка уже составляла 20 млн. долл.
Торги Филлипс привлекли внимание во всем художественном мире, и в том числе в России: впервые в открытой торговле появилось полотно основателя супрематизма Казимира Малевича.
Картина была продана за 17 052 500 долл. По слухам, новым владельцем полотна стал новый владелец дома Филлипс - Франсуа Пино…
Напомним: пятьдесят процентов - Туссену. Остальное - делится на 31 наследника.


Интересные факты.

Во время ареста и допроса, Малевич рассказывал про свою жизнь в Витебске и как вместе с Марком Шагалом принимали участие в пытках в витебской ЧК:

"Шел 1920-й год. В витебской ЧК тогда работал художник Шагал, играл
на скрипке. И как играл!

Чекисты, уставшие от однообразия своих телесных экспериментов
над арестованными, через полчаса превращавших человека в кусок
кровавого мяса, придумали себе невиданное развлечение. К вызванному
на допрос арестованному выходил человек и садился напротив него.
Он сидел неподвижно и смотрел в классово чуждое лицо. Редкий арестант
выдерживал взгляд кривого человека более одного мгновения: тусклое
свечение напряженно раскрытого глаза вызывало неизъяснимую тоску.
Веко второго глаза оставалось опущенным, из-за него Малевич и
прозвал Тениссона - Полу-Вий, что вызвало приступ безудержного
хохота у латыша, когда Казимир Северинович объяснил, кто таков
гоголевский Вий. «Поднимите мне веко» - произносил после пятиминутного
молчания Тениссон, и в тот же момент, сбоку от сидевшего в оцепенении
арестанта, раздавались звуки скрипки, - входивший следом за Полу-Вием
Шагал, начинал свою игру.

Звуки скрипки не составляли какую-то определенную
мелодию, никому и в голову не пришло бы назвать эту игру музыкой,
скорее, то был плач какой-то ночной птицы, в рыдания облекающей
неизбывность желания увидеть солнечный свет. Дуновение каких-то
подземных ветров вызывала поющая скрипка; человек чувствовал пронзительный
холод в конечностях, ощущал кристаллики инея на лице, и не мог
вздохнуть…

И, если бы только этой странной игрой кончалось действо, предваряющее
допрос! Нет, сломленной воле арестанта, голодного, измученного
неизвестностью, предстояло еще одно испытание. Малевич, неоднократно
наблюдавший происходящее на допросах витебской ЧК, видел, какой
ужас охватывал людей, когда у них на глазах скрипач начинал вдруг
медленно подниматься в воздух и, продолжая водить смычком по струнам,
плавно передвигаться под потолком просторного помещения. Увидев
такое, многие теряли сознание.

Фокусы Шагала он прекратил в один момент. И, как ни странно, ему
помог в этом все тот же Тениссон-Полу-Вий. Малевич попросил его
однажды об одолжении - прикрепить на петлицы гимнастерки два металлических
квадратика, окрашенных черным лаком. На вопрос латыша, для чего
это ему нужно, Малевич ответил, что работает над новыми знаками
различия для армейских частей особого назначения, и хочет увидеть
в естественных условиях, как будут в этом качестве выглядеть супрематические
элементы, то есть эти черные квадратики.

Перед гимназистом, взъерошенным и дрожащим, сидел латыш, как обычно,
не двигаясь. Из боковой двери вышел Шагал и сел на табурет слева
от юноши.

Поднимите мне веко, - выдавил из себя заученную фразу Полу-Вий.

В этот момент Шагал взмахнул смычком. Последовал щелчок, за ним
второй, тут же третий и четвертый - все струны скрипки оказались
оборваны. Шагал во все глаза смотрел со страхом на излучающие
сияние квадратики в петлицах латыша и не мог пошевелиться.

На следующий день Марк Захарович Шагал уехал в Польшу и, не задерживаясь
там, отправился в Париж. " Аксиомы авангарда. Арест Малевича Александр В. Медведев

В сентябре 2012г. в Витебске начались съемки художественного фильма "Миракль о Шагале" о двух величайших художниках-авангардистах ХХ века — Марке Шагале и Казимире Малевиче. История дружбы двух художников, постепенно переросшей в творческое соперничество, а затем в ярую вражду... Режиссер и сценарист -Александр Митта.


В основу формообразования советских знаков различия был положен «Черный квадрат» Малевича.

Пожалуй, для многих новостью станет случай с заменой погон в ходе Великой Отечественной войны.
6 января 1943 года были введены погоны для личного состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
Дело в том, что довоенная форма была определена Постановлением Совета труда и обороны от 17 сентября 1920 г., утвердившим проект, разработанный комиссаром ИЗО СНК …. художником Казимиром Малевичем . Да-да, в основу формообразования советских знаков различия был положен «Черный квадрат» Малевича. Производные от квадрата фигуры -треугольник (квадрат, разрезанный по диагонали), ромб (повернутый на 45 градусов квадрат), прямоугольник или «шпала» (2 квадрата) - показывали, по системе Малевича, степень «супрематической» силы, которой обладал человек, занимавший ту или иную воинскую должность.
И мало кто сейчас помнит, что на советских деньгах с 1917 по 1922 годы изображена была свастика, что на нарукавных нашивках солдат и офицеров Красной Армии в этот же период, то же была Свастика в лавровом венке, а внутри свастики были буквы РСФСР...
Свастика на гербе России (на деньгах Временного правительства 1917 г. и печать Московского губернского Совета народных депутатов в 1919 г.Интересно, чтона красныхзвездах буденовок зачастую нашивались голубые свастики…

Между прочим, нацистская концепция воинских знаков различия, в т.ч. эскиз знамени национал-социалистической партии Германии - черная свастика, заключенная в белый круг на красном фоне, была утверждена Адольфом Гитлером летом 1920 года (а не в 1927). Вопреки распространённому мнению, идея сделать свастику символом нацистской Германии не принадлежит лично Гитлеру. Как писал сам Гитлер в своей известной книге «Майн Кампф»: "Тем не менее я вынужден был отклонить все бесчисленные проекты, присылавшиеся мне со всех концов молодыми сторонниками движения, поскольку все эти проекты сводились только к одной теме: брали старые цвета и на этом фоне в разных вариациях рисовали мотыгообразный крест. […] один зубной врач из Штарнберга предложил совсем не плохой проект, близкий к моему проекту. Его проект
имел только тот единственный недостаток, что крест на белом круге имел лишний сгиб. После ряда опытов и переделок я сам составил законченный проект: основной фон знамени красный; белый круг внутри, а в центре этого круга — чёрный мотыгообразный крест. После долгих переделок я нашел наконец необходимое соотношение между величиной знамени и величиной белого круга, а также остановился окончательно на величине и форме креста."

Что является нацистской фашистской символикой. Под определение «нацистской» символики может подходить лишь свастика стоящая на ребре в 45°, с концами направленными в правую сторону. Именно такой знак находился на государственном знамени национал-социалистической Германии с 1933 по 1945 гг., а также на эмблемах гражданских и военных служб этой страны. Правильней называть его не «свастика», a Hakenkreuz, как поступали сами нацисты. Наиболее точные справочники последовательно проводят различие между Hakenkreuz («нацистской свастикой») и традиционными видами свастики в Азии и Америке, которые стоят на поверхности под углом в 90°

Существует даже такое мистическое мнение, почему уровень противостояния Советского Союза и Германии, символически отображаемый супрематическими фигурами в петлицах противников, обрекал обе стороны на нескончаемую битву до полного истребления народов. Первым это осознал Сталин и при-нял решение о возвращении в армию царских погон. Введе-ние новых, а не лучше ли сказать, хорошо забытых старых российских знаков различия для рядового и комсостава Красной Армии свидетель-ствовало: победа в сражении символов уже одержана Сталиным.
Любопытно, что вслед за этим британский премьер Уинстон Чер-чилль срочно встретился с такой одиозной фигурой, как оккультист Алистер Кроули, и поручил ему разрешить одну очень важную задачу также из области тайных знаков. Союзники не могли решиться на от-крытие Второго фронта до тех пор, пока у них не появилось символи-ческого жеста, способного противостоять тайной мощи нацистского приветствия, резко выбрасываемой вперед вытянутой правой руки, - он обладал «магией непобедимости», им пользовались еще римские легионеры. Кроули предложил Черчиллю знак, блокирующий силу этого приветствия. Вскоре газеты мира и кинохроника запестрели кадрами, на которых британский премьер демонстрировал облада-ние мистическим оружием: два разведенных пальца на его руке, под-нятой вверх, обозначали латинскую букву «V». Victoria! - подбадри-вал этот жест союзников, вдохновляя их на победу. Немцам буква «ν» - фау - говорила на уровне подсознания: Die Vergessenheit, -и личный состав Вермахта обрекался на поражение этим словом, означающим «забвение».

Мало кто знает, но Малевич не первый кто написал черный квадрат...

Картину под названием “Битва негров в пещере глубокой ночью ” в виде чёрного квадрата изобразил французский писатель и юморист Альфонс Алле на 25 лет раньше Казимира Малевича. Им же была написана музыкальная пьеса из одной тишины “Траурный марш для похорон великого глухого”, тем самым предвосхитив почти на 70 лет минималистическое произведение «4’33’’» Джона Кейджа.

Не все знают, что в мире сейчас известно 720 картин принадлежащих кисти будущего нацистского преступника - Адольфа Шикльгрубера (Гитлера)
На британском аукционе Jefferys были распроданы 23 акварели и рисунки Гитлера. Главным покупателем стал человек из России.
Пейзаж «Морской ноктюрн», был продан на закрытом VIP-аукционе Darte в Словакии. Стоимость этого лота составила 32 тыс. евро
Картины Гитлера в интернете может увидеть любой желающий...

Свастика на деньгах

В XX веке Свастика получила известность как символ нацизма и гитлеровской Германии, и в европейской культуре устойчиво ассоциируется именно с гитлеровским режимом. Однако ни для кого уже давно не секрет, что свастика имеет тысячелетнюю историю и в той или иной форме присутствовала (и)или присутствует в культуре множества народов.Изображение свастики в мозаике из золоченной смальты 11 века можно встретить даже в центре столицы Украины - Киеве, в знаменитом Софиевском соборе, основанном Великим Киевским князем из рода Рюриковичей Ярославом Мудрым. По одной из легенд, немцы не взорвали этот собор, ныне охраняемый ЮНЕСКО, потому, что увидели на его стенах изображение свастики…
Свастика — один из древних и архаичных солярных знаков — указатель видимого движения Солнца вокруг Земли и деления года на четыре части — четыре сезона. Знак фиксирует два солнцестояния: летнее и зимнее — и годовое движение Солнца. Тем не менее свастика рассматривается не только как солярный символ, но и как символ плодородия земли. Имеет идею четырёх сторон света, центрированный вокруг оси. Свастика предполагает и идею движения в двух направлениях: по часовой и против часовой стрелки. Подобно «Инь» и «Ян», дуальный знак: вращаясь по часовой символизирует мужскую энергию, против часовой — женскую. В древнеиндийских писаниях различают мужскую и женскую свастики, что изображает двух женских, а также двух мужских божеств.
"Проблема с этой чертовой свастикой в том, что она — чересчур многозначный символ..." отмечает Антоний Бургеос, ("Сила земли").

В 1916 году царским правительством была разработана реформа денежных знаков. К 1917 году были подготовлены сложные матрицы для их типографии, на матрицах была свастика. Свастика должна была стать частью Российской империи, дополнив орла . Николай II не раз отстаивал правоту этого знака, но не успел провести реформу. В ходе Февральской революции 1917 года отрекся от престола. Однако большевикам все равно пришлось напечатать деньги со Свастикой, поскольку придя к власти, они спешили, а денег на изготовление новых матриц не было. Купюры со свастикой были в ходу до 1922 г. Затем видимо деньги появились и Луначарский А.В. запретил использовать свастику (нарукавная нашивка со Свастикой в лавровом венке и надписью «Р.С.Ф.С.Р.» (1918г).
Командовал в 1918-1919 годах на Юго-Восточном фронте Василий Шорин (царский полковник, репрессированный в 30-е годы). Возможно Шорин таким образом хотел закрепить преемство новой армии с прежним руским воинством. В ноябре 1919 года командующим Юго-Восточным фронтом В.И. Шоринымбыл издан приказ №213, который вводил новый нарукавный знак для калмыцких формирований. В приложении к приказу приводилось и описание нового знака: « Ромб размером 15x11 сантиметров из красного сукна. В верxнем углу пятиконечная звезда, в центре - венок, в середине которого "ЛЮНГТН " с надписью "Р.С.Ф.С.Р." Диаметр звезды- 15мм, венка 6 см, размер "ЛЮНГТН " - 27 мм, буква- 6 мм. Знак для командного и административного состава вышит золотом и серебром и для красноармейцев трафаретный. Звезда, "люнгтн" и лента венка вышиты золотом (для красноармейцев - желтой краской), самый венок и надпись - серебром (для красноармейцев - белой краской)». 4 Загадочной аббревиатурой (если это, конечно, вообще аббревиатура) ЛЮНГТН как раз и обозначалась свастика.
Считается, что «буденовка», которую сначала называли богатырка (суконный шлем особого образца, как часть доспехов былинных руских богатырей) планировалась со Свастикой . Большевики, найдя запасы на царских складах, нашили на них пентаграммы (пятиконечные звезды).




* «Делонэ-Бельвиль 45 CV» Николая II - на пробке радиатора Свастика



"Военные корабли на рейде (во внутреннем море)". XVIII в

Изображение множества Свастик, вы можете наблюдать как на старинной японской гравюре XVIII века (снимок вверху), так и на безподобных мозаичных полах в залах Санкт-Петербургского Эрмитажа (снимок ниже).


Павильонный зал Эрмитажа. Мозаичный пол. Фото 2001 г.


Виртуальная галерея Казимира Малевича
http://www.raruss.ru/avant-garde/1280-suprematism.html
http://magazines.russ.ru/slovo/2011/69/sv38.html
http://gezesh.livejournal.com/18986.html
Через три дня, 3 ноября 2008 года, на аукционе Sotheby’s с рекордным результатом будет продана одна из самых редких и, скорее всего, самая дорогая работа в истории русского искусства


Через три дня, 3 ноября 2008 года, на аукционе Sotheby’s с рекордным результатом будет продана одна из самых редких и, скорее всего, самая дорогая работа в истории русского искусства.

Откуда столько уверенности? Да потому что вариантов нет. Ведь на торги в результате невероятной многоходовой реституционной комбинации поступает картина, представляющая самый ценный период самого признанного на Западе русского художника, оказавшего значительное влияние на идеологию мирового искусства в XX веке. Пожалуй, и хватит с эпитетами. По обе стороны океана вообще достаточно трех слов: Малевич, Супрематическая композиция. Ну, может быть, добавить еще пару фраз: юридически безупречно, без каких-либо сомнений в подлинности. Остальное и так понятно: и то, что шанс купить работы подобного класса выпадает раз в 20-30-50 лет, и то, что стоить они могут действительно любые деньги - в силу редкости и огромного значения, и прочее. А потому гарантированная безотзывная ставка в 60 миллионов долларов, которую сделал анонимный иностранец, реально воспринимается лишь как старт. Возможны и 100 и 120 миллионов долларов, почему нет? По полтора - три миллиона долларов на каждого из почти сорока наследников, в интересах которых будет продана работа. Хотя я бы с большей вероятностью поставил на цифру в 75 миллионов долларов.

Интересно, что «Супрематическая композиция» - это не последний шанс для коллекционеров и инвесторов. В обозримом будущем на торги наверняка поступят еще четыре работы Малевича беспрецедентного качества . За исключением одной кубистической работы 1913 года, все остальное - шедевры супрематизма 1915–1922 годов. И сегодня есть отличный повод вспомнить историю вопроса и поговорить о судьбе картин - тем более что подробности еще не успели стереться в памяти.

О том, что пять шедевров Малевича наверняка поступят на торги, мир узнал 24 апреля 2008 года. В тот день было объявлено о достижении соглашения между городскими властями Амстердама и наследниками Казимира Малевича по поводу спорных работ авангардиста из собрания Stedelijk Museum. Нью-йоркская адвокатская контора Herrick, Feinstein LLP, представляющая интересы наследников, добилась передачи им пяти значительных работ из музейной коллекции.

Считается, что сам Стеделийк Музиум был добросовестным приобретателем работ. В 1958 году они были законно куплены у архитектора Хуго Хэринга. Потом оказалось, что Хэринг не имел права распоряжаться ими как своей собственностью. Об этом и напомнили адвокаты наследников. Поначалу ситуация казалась патовой: по голландским законам из-за истечения срока давности перспективы у исков в Европе не было. Но юристы нашли лазейку и устроили «малевичам» засаду. Когда часть собрания Стеделийка, 14 картин, отправилась в 2003 году на выставки в Штаты (в нью-йоркский Гугенхайм и хьюстонский Menil Collection), началась атака. В Штатах работы из Стеделийка стали уязвимыми.

Почему «докопались» до Стеделийка? Известно, что там находится самое большое и самое значимое собрание работ Малевича. Оно состоит не только из работ для берлинской выставки 1927 года, но и из части коллекции Николая Харджиева и его жены Лилии Чаги. Той самой коллекции с архивом, которая была неофициально вывезена из СССР в 1990-е годы и тоже вызывает юридические споры, но это уже другая история. Битва развернулась именно за картины с берлинской выставки 1927 года. Для Малевича это был «прорыв на Запад», редкая возможность заявить о своем приоритете в идеях, поэтому работы для нее он отбирал с особой тщательностью. Малевич уже тогда опасался, что его работы и новаторские решения могут быть скрыты советской властью от мировой общественности. И имел для этого все основания - то разрешение на выезд за рубеж оказалось последним.

Из публикаций расследований прессы удается собрать следующую картину событий. В Берлин из своей ленинградской студии Малевич привез около ста работ, включая около семидесяти живописных. Но еще до истечения срока поездки Малевича телеграммой неожиданно вызвали назад, в страну. Предвидя неладное, но все же надеясь вернуться, Малевич оставил свои работы на хранение архитектору Хуго Хэрингу. Однако забрать их Малевичу было не суждено: за рубеж его больше не пустили до самой смерти в 1935 году. По окончании выставки Хэринг отправил работы супрематиста на хранение директору музея Ганновера Александру Дорнеру. У него-то их и увидел тогдашний директор МОМА Альфред Барр, который отбирал в Европе материал для выставки «Кубизм и абстрактное искусство». Якобы считая Дорнера правомочным распорядителем работ, Барр купил у него две картины и пару рисунков. А еще семнадцать работ отобрал на выставку в Нью-Йорке. (В разных документах количество работ разнится, но теперь это уже не важно.) По другим источникам, Дорнеру надо было любой ценой получить визу, чтобы уехать из Германии, и есть мнение, что картины Малевича использовались как аргумент в этом вопросе.

Каким-то чудом этот груз удалось переправить за океан. Исторический пейзаж был такой, что нацистами уже вволю навешивались ярлыки «дегенеративного искусства». Уже шли конфискации, и даже своего, купленного, Малевича, который тоже представлял «искусство вырождения», директор Барр провозил через границу тайком, спрятав холсты в зонтике. Спустя три года после описанных событий и самому Дорнеру пришлось эмигрировать в США, захватив с собой одну картину и рисунок. А оставшиеся - вернуть обратно Хуго Хэрингу, с которого все и началось. Что бы потом ни говорили о Хэринге, но ему все-таки удалось надежно спрятать картины и рисунки и сберечь наследие Малевича в период военного лихолетья.

Потом, в 1958 году, напомню, работы у Хэринга были куплены голландским музеем. Так в Стеделийке оказалась шикарная подборка супрематических масел середины 1910-х годов (размером 70 х 60, а порой и метровых), кубистические композиции 1913–1914 годов и другие ценные работы. Все законченные, высочайшего качества, шедевры.

Тем временем работы, уплывшие с Барром за океан, регулярно выставлялись в МОМА. В 1963 году, когда почти за три десятка лет никто из наследников не заявил своих прав, они стали частью постоянной музейной коллекции. Проблемы начались только в 1993 году, когда после распада СССР наследники Малевича при содействии немецкого историка искусства Клеменса Туссена инициировали переговоры с МОМА о возврате работ. В результате в 1999 году нью-йоркский музей современного искусства согласился выплатить наследникам денежную компенсацию (размер не назывался, но, по слухам, было заплачено около пяти миллионов долларов) и вернуть одну из шестнадцати картин - «Супрематическую композицию» с черным и красным прямоугольниками, образующими крест . Остальные пятнадцать работ вроде бы остались в экспозиции музея. Так писали газеты того времени. Встречается и другая версия, что картин вернули больше (во что слабо верится). Но надо признать, что музей в любом случае легко отделался.

Судьба же отсуженной в 1999 году у МОМА «Супрематической композиции» сразу была ясна как божий день. Уже в мае 2000 года на аукционе Phillips в Нью-Йорке холст продали за 17 миллионов долларов (5 строчка в рейтинге самых дорогих картин русских художников) против ожидаемых десяти миллионов. Возможно, этот опыт и научил наследников впредь на денежные компенсации не размениваться - картинами брать выгоднее.

Малевич - один из самых подделываемых художников. Относительно безопасно работать с его вещами (как правило, графикой) могут только очень опытные коллекицонеры. Поэтому так важно, что работы, отсуженные наследниками, будут не просто с железным провенансом, но теперь еще и полностью «белые» с юридической точки зрения: их нового владельца уже не смогут терроризировать претензиями, играя на сомнительном происхождении (как, например, замучили Эндрю Ллойда Уэббера с его «Портретом Анхеля Фернандеса де Сото» (1903) кисти Пикассо). Полностью легальный Малевич, освобожденный от темного прошлого, - это огромная редкость на рынке, то есть вещь, обладающая высочайшей ликвидностью. Покупать ее безопасно со всех точек зрения. И выгодно со всех точек зрения. Как говорится, это вещь «для широкого круга читателей», даже в искусстве разбираться не обязательно. Так что ждать рекорда осталось недолго. Всего-то три дня.

Казимир Малевич - величайший художник, которого чтят не только в нашей стране, но и во всем мире. За свою творческую жизнь он создал около 300 шедевров авангарда, не потерявших своей актуальности и по сей день.

Гений русского авангарда

Будучи ярчайшим представителем абстракционизма в искусстве, великий Казимир Северинович Малевич в начале ХХ века стал основоположником одного из его направлений - супрематизма.

Новое и такое незнакомое слово означало совершенство, превосходство, доминирование над всем земным и осязаемым. Картины Малевича стали глотком свежего воздуха в искусстве, а вся их суть являла собой противопоставление натурализму в живописи.

Суть супрематизма

Основополагающими элементами полотен стали геометрические фигуры ярких цветов, изображенные в различных комбинациях и направлениях. Геометрика на картинах супремистов не просто изображение. Она несет в себе глубокий смысл, понятый каждым зрителем по-своему. Одни увидят самобытность и новаторство автора, другие поймут, что обычные вещи на самом деле не так просты, как кажутся.

Наиболее полноценно это направление раскрыло себя в рамках именно русского авангарда.

Новшество в мире живописи пришлось настолько к месту и ко времени, что нашло свое отражение не только в живописи, но и в архитектуре и быту современников.Так, например, фасады домов и были украшены символами супрематизма. Это отвечало духу того времени и стало востребованным.

Наверное, наиболее яркой и будоражащей воображение стала картина Малевича "Супрематическая композиция" (синий прямоугольник поверх красного луча), по сей день являющаяся редчайшим творением изобразительного искусства ХХ века в России и самым дорогим полотном российского художника в мире.

Картина - шедевр нового искусства

Картина "Супрематическая композиция" представляет собой собрание главных символов нового направления фигур с полоской в диагональной проекции. Прямоугольники разных габаритов и цветов как бы витают в белоснежном пространстве, опровергая все законы статики. Это создает впечатление чего-то неизведанного, чего-то за гранью традиционного понимания о мире. Вполне себе земные осязаемые предметы вдруг представляются в роли символов какого-то нового фантастического знания.

Полотно представляет собой средний этап между написанным ранее "Черным квадратом" и произведениями, входящими в цикл белого супрематизма. Фигуры геометрии здесь словно микрокосм, парящий в макрокосме белой бездны.

Центром картины является большой ярко-синий прямоугольник, приближенный по своим параметрам к квадрату, изображенный поверх красного луча, пронизывающего полотно и будто бы указывающего направление всем остальным фигурам.

По законам супрематизма, цвета геометрических фигур встают на второй план, первостепенной же является сама суть прямоугольников и лучей, их фактура.

Судьба шедевра в первой половине ХХ столетия

Путь этой картины до наших дней нелегок, но весьма интересен.

Написал "Супрематическую композицию" Малевич в 1916 году. В 1927 году великому художнику, терпящему нужду у себя на родине, представилась прекрасная возможность явить себя миру и организовать выставку в Варшаве, а затем и в Берлине. Картины Малевича, выставленные в зале Большой Берлинской художественной выставки, произвели фурор в мире искусства, а публика с восторгом их приняла. Среди них была и "Супрематическая композиция" с полоской в проекции.

Когда за одно из своих произведений Малевичу удалось выручить около 2000 рублей, он возликовал. Но мечтам о прекрасном будущем не суждено было сбыться - вскоре после начала работы выставки Малевича телеграммой вызвали в Ленинград.

В разлуке с полотнами

Великий мастер рассчитывал вернуться в Берлин и продолжить популяризировать идеологию супрематизма. Но снова попасть за рубеж ему так и не удалось. Он оказался, как и многие другие его соотечественники, заложником существующего политического строя в собственной стране. В 1935 году Малевич скончался. У себя на родине он так и остался опальным художником без средств к существованию.

В Германии остались около 100 работ непревзойденного художника. Хранителем их стал именитый архитектор Хуго Хэринг, который вскоре передал их в руки директора музея в Ганновере Александру Дорнеру. Дорнер же продал часть полотен куратору Нью-Йоркского музея современного искусства Альфреду Барру. Среди них также оказалась и "Супрематическая композиция" с полоской.

Обвинять Александра Дорнера в корысти и сребролюбии нельзя. Дело в том, что он изо всех сил стремился вырваться из Германии, в которой националистическая идеология с каждым годом все больше устанавливалась в правах. В то время хранить произведения еврейско-большевистского происхождения, коими и считались картины Малевича в нацистской Германии, было смерти подобно. Именно благодаря связи с МоМА Дорнер сумел получить американскую визу и отправиться за океан. Так что шедевры супрематизма практически спасли жизнь искусствоведу.

Путешествие картин за океан

Современный мир искусства обязан спасением части нетленных полотен именно американцу Альфреду Барру, который, рискуя своей жизнью, в зонтике вывез произведения изобразительного искусства в США. Нетрудно представить, что бы произошло с ним в случае обнаружения тайника...

Оставшиеся картины, по иронии судьбы, вновь оказались под защитой Хуго Хэринга, который, не считаясь с огромным риском для жизни, вновь стал хранить их у себя вплоть до самой своей смерти в 1958 году.

Амстердамский период и судебные тяжбы

Поистине о судьбе авангардного шедевра стоило бы снять фильм с захватывающим сюжетом.

После смерти Хуго Хэринга картины, в числе которых была и "Супрематическая композиция", продали Стедэлейк-музею в Амстердаме. На некоторое время полотно обрело покой в стенах этого музея, но ненадолго...

С 1970-х годов наследники великого авангардиста стали предъявлять свои права на бесценные полотна. С этого же времени велись и судебные разбирательства по вопросу права наследования. Лишь в 2002 году, благодаря одному обстоятельству, потомки художника смогли получить желаемое.

Именно в 2002 году 14 картин огромной коллекции из Студелейка были отправлены в США в для грандиозной выставки "Казимир Малевич. Супрематизм". Этот факт и послужил решающим фактором в разрешении многолетних судебных споров. В США юристы нашли такие лазейки, которые в законах Нидерланов просто не существовали. Благодаря этому голландцы передали во владение наследников Казимира Малевича 5 ярчайших его полотен, среди которых оказалась и "Супрематическая композиция" с прямоугольником и красным лучом.

Конец мытарствам

Длительная одиссея работы кисти Малевича закончилась в 2008 году, когда она была продана на аукционе "Сотбис" за невероятно огромную сумму денег, а именно, за 60 миллионов долларов. Такую сумму предложил анонимный любитель живописи ещё до начала торгов.

Популярность картин великого мастера лишь растет. Об этом свидетельствует и факт покупки в мае 2017 года (в рамках того же аукциона) картины "Супрематическая композиция" с полоской в проекции. Она была продана за меньшую, но все же огромную сумму - 21,2 миллиона долларов.

Знал бы величайший авангардист, как ценится его творчество в наши дни... Ведь в свое время он оказался непонятым и опальным, особенно после своего триумфа на Западе.

Так "Супрематическая композиция" Казимира Малевича, претерпев столько испытаний в нелегком ХХ столетии, оказалась самой дорогостоящей картиной русского автора на зарубежном аукционе. И кто знает, поставлена ли в этой удивительной истории точка...

Супрематизм (от лат. supremus - наивысший, Супрематия - превосходство, доминирование (одного цвета над другими свойствами живописи)) — направление в . Супрематизм был создан великими русским художником Малевичем в 1910-х годах. В этом стиле обычные формы, геометрические формы (квадрат, треугольник, круг, линия и др.) служат прототипом всех форм, которые есть в реальном мире. Однако, Малевич и другие абстракционисты ни в коем случае не хотели изображать реальный мир, более того — они были и остаются ярыми противниками классического искусства и такие направления, как кубизм, абстракционизм, супрематизм и др. только подтверждают это.

Супрематизм явился новой вехой в развитии беспредметной живописи. В отличие от кубизма, где на составляющие геометрические формы разложены реальные вещи (примером кубизма может быть человек, который изображён при помощи нескольких треугольников или квадратов), в супрематизме нет не только реальных вещей, но даже понятий верха, низа, лева, права, притяжения земли и т.д. Пространство произведения теперь не подвластно ни земному тяготению, ни другим естественным физическим явлениям. Это уже, что называется, полностью самостоятельный мир, даже замкнутый сам в себе и от этого продолжающий быть в гармонии.

Многие задают вопрос: В чем смысл черного квадрата? В чем секрет черного квадрата? И в чем заключается его предназначение? Действительно, не зная истории супрематизма, развития абстрактного искусства, апофеозом которого он стал, очень сложно разобраться, зачем нарисовал черную геометрическую плоскость на белом фоне. А точнее сказать невозможно. Так что разберём всё по полочкам.

История авангарда сводилась к тому, чтобы как можно более сильно отразить мир так, как не делали этого другие или точнее сказать классицисты и академисты, как можно больше сделать картину независимой от окружающего мира. Отсюда и произошёл стиль Супрематизм, гениальное изобретение полной беспредметности, в частности - Чёрный Квадрат, который мало кто понимает. Сейчас это кажется элементарным — изобразить нечто полностью абстрактное, но ведь всё когда-то начиналось… Когда-то и одежду придумали, а сейчас одежда - это элементарная вещь, но в те далёкие времена, когда её придумали — это считалось гениальным изобретением, первым в своём роде, так что не нужно недооценивать роль Малевича и его Чёрного Квадрата в истории искусства.

Черный квадрат был написан в 1915 году, на самой заре зарождения супрематизма, он стал логическим объяснением этого стиля, наглядным пособием и даже иконой стиля. То, к чему шли все авангардисты мира на протяжении нескольких столетий, было воплощено в одной картине и стало апогеем, вершиной авангарда, его нерушимым идеалом и идеальным символом, выше которого ещё никто не поднялся и вряд ли поднимется. Практически сразу после этого Малевич издал книгу. В этой книге заключалось логическое обоснование нового беспредметного стиля, который также назывался - Новый Выразительный Реализм - и черного квадрата в частности. Кроме того, супрематизм также называют Чистым творчеством, так как здесь есть только цвет и акт (идея, действо). В этом и есть смысл и секрет супрематизма, как разновидности абстракционизма. От абстракционизма же супрематизм отличается тем, что здесь используются геометрические фигуры — квадраты, прямоугольники, треугольники, прямые и кривые линии и т.д.

Супрематизм развивался не только как стиль изобразительного искусства отдельных художников особо приближённых к теории Малевича. Он оказал большое влияние к на всю художественную культуру мира. Черный квадрат, как первый и главный символ этого направления, стал иконой для многих последователей и любителей абстрактного искусства. Супрематизм развивался не только в живописи, но и в дизайне, полиграфии, текстиле, фарфоре. После некоторого забытья, вследствие резкого упадка прогрессивной живописи, (в частности, в связи с политическими проблемами и неприятием нового социалистическим реализмом), в 1960-х годах интерес к супрематизму стал возрастать.

У Малевича была вера в художественный процесс, которая появилась у него еще с раннего детства и до самой кончины не покидала его. Он не раз в своей жизни соприкасался с архаическими знаковыми формами народного искусства. В первом он видел вектор движения современного искусства. Второе дало ему истоки собственного стиля – плоскость, белый фон и чистый цвет. Такие мотивы были характерными для народного искусства в то время, стоит только вспомнить вышивку. Но каким бы не представал перед нами генезис супрематизма, главным его качеством являлась новизна, а также непохожесть на все, что создавалось ранее. Малевич противопоставлял традиционному образу супрематический знак. Но не стоит понимать это слово в общепринятом смысле.

Один из последователей Малевича рассказывал, что существует два вида знаков, к одним знакам уже привыкли, они уже известны. А вторая категория знаков рождалась в голове Малевича. Для самого же мастера его детище было большим источником интерпретаций. В различные времена он черпал оттуда различные качества. У Малевича была своя новая система, цветопись вместо живописи, а также новое пространство. У него было множество ощущений, самых разных. Но взгляд мастера постоянно изменялся.

Сначала супрематизм был чистой живописью, которая не зависела от разума, смысла, логики, психологии. Но через несколько лет для автора он превратился в философскую систему. Вскоре в таких картинах стали появляться совсем обычные знаки. Вскоре таким знаком у Малевича становится крест, что означает веру. Исчерпанность своей живописи Малевич ощутил уже в 1920 году. Он стал переключаться на другие виды работы – педагогику, философию, архитектуру. Но окончательно расстался с живописью Малевич немного позже.

В 1929 году на персональной выставке в Третьяковской галерее Малевич неожиданно выступил с серией фигуративных полотен, представленных им как работы раннего периода. Но вскоре для многих стало ясно одно - супрематический цикл завершен, Малевич начал возвращение к изобразительному искусству. Для начала он всего лишь делал вольные повторения ранних композиций: так, прообразом картины «На сенокосе» послужил хранящийся в Нижегородском музее «Косарь». Все перемены, которые произошли в жизни и творчестве Малевича, становятся очевидными.

В картинах Малевича вновь появилось пространство - даль, перспектива, горизонт. Знаменитый мастер программно восстанавливает традиционную картину мира, незыблемость верха и низа: небо как бы венчает голову человека (когда-то он писал: « <...> наша голова должна касаться звезд»). Сама эта голова с окладистой бородой уподоблена иконописному образу, а вертикальная ось композиции, проходящая через фигуру косаря, вместе с линией горизонта образует крест. «Крест - крестьяне» - так трактовал этимологию этого слова сам Малевич. У него на картинах крестьянский мир показан, как мир христианства, природы, вечных ценностей, в отличие от города - средоточия динамизма, техники, «футуро-жизни».

В конце 1920-х увлечение футуризмом ушло. Именно по этой причине появилась в картинах мастера ностальгически просветленная нота, звучащая везде. Ретроспективный характер образа был замечен в надписи; «мотив 1909» (с этой датой произведение и поступило в ГТГ). В образе присутствует нечто непохожее на прежние изображения крестьян у Малевича. Здесь нельзя не заметить кроткий взгляд этого неуклюжего, как-то непрочно стоящего человека, точно воскресшего из супрематического небытия, а также красочное незамутненное сияние, небесная синева. В этих полотнах Малевичу удалось придерживаться «социологии цвета». По его теории цвет в полной мере присущ только деревне. Город же больше тянется к монохромности, краски меркнут, попадая в городскую среду (например, одежда горожан). В этот период Малевичу удалось найти нечто среднее - «полуобраз».

Фигуративный мотив он сочетает с принципами супрематизма - эстетикой «прямого угла» и экономией средств, а главное - с достигнутой в нем смысловой многозначностью. Как пример можно посмотреть на картину «Женщина с граблями». Малевич дал этому полотну подзаголовок - «супрематизм в контуре», так и есть, силуэт просто заполнен беспредметными геометризованными элементами, которые придают фигуре отвлеченный характер, который не поддается однозначной расшифровке.

Фигуру нельзя назвать ни крестьянкой, ни роботом, ни манекеном, ни обитательницей неведомой планеты - каждое из определений не является исчерпывающим, но все они «вмещаются» в создание художника. Перед нами предстала абстрагированная формула человека в мире, очищенная от всего случайного и, рискну сказать, красивая, а своей архитектонике. Необходимо было только лишь оценить сложную ритмику прямых и кривых в верхней части фигуры. Также вы смогли бы посмотреть на конструкцию, в которую «вливается» сгустившаяся краска неба. Но сама природа, строго говоря, сократилась до гладкого поля, похожего на спортивный газон, с наступающими со всех сторон городскими строениями; грабли в руках женщины нефункциональны и условны, это что-то вроде жезла, подтверждающего устойчивость миропорядка.

Перед нами стоит главный вопрос, почему сам Малевич датировал свою картину 1915 годом? Может быть, в придуманной им эволюции своего творчества мастер отвел ей место предшественницы конструктивистских изображений нового человека. Малевич последовательно шел по пути в обратном направлении. Этот путь привел его к двум важнейшим мотивам - природе и человеку.

В годы создания супрематизма Малевич гневно громил любование «уголками природы». Теперь он возвращается к натуре, передаче воздуха и солнечного света, ощущению живого трепета природы; все это можно видеть в одном из лучших импрессионистических полотен «Весна - цветущий сад». В начале 1930 года Малевич пишет картину «Сестры», на картине Малевич помещает в живописный пейзаж странных, гротескно непропорциональных персонажей-двойников.

«Художник никогда не остается с миром наедине – стоит запомнить, что перед ним всегда всплывают образы, на которых он учится своему мастерству, которым стремится подражать. У Малевича были собственным привычки, как будто традиции. Русское искусство не раз пыталось вырваться за его пределы. Именно таким сильным рывком и стал супрематизм. В это период Малевич начал возвращение к новому искусству -импрессионизму, живописи Сезанна. В свое время они очень сильно поразили его. В картинах французов Малевича особенно привлекает художественность, которую он теперь рассматривает как беспредметный элемент, - ведь она не зависит от того, что изображает художник. По этой причине новые работы мастера не имеют ничего общего с тем, что привыкли видеть зрители того времени. Свое возвращение Малевич понимает как неизбежный компромисс.

Многие его произведения, и логично и мифологично, представляли путь от импрессионизма к супрематизму. А после этого к последнему советскому этапу, именно это было подтверждено авторской датировкой поступивших картин. Таких как: : «Весна - цветущий сад» - 1904 (образец раннего творчества); «Сестры» - 1910 (сезаннизм); «На сенокосе» - «мотив 1909» (начало кубизма), «Туалетная шкатулка», «Станция без остановки» - 1911 (кубизм), «Черный квадрат» - 1913; «Женщина с граблями» - 1915; «Девушка с гребнем» и «Девушка с красным древком» - с подлинными датами, 1932-1933. Только через пол века изумительная мистификация Малевича была раскрыта для глаз зрителя.