Луна и ее парень. Новое имя: Украинская поп-певица Луна

Луна и ее парень. Новое имя: Украинская поп-певица Луна
Луна и ее парень. Новое имя: Украинская поп-певица Луна

В последние годы Украину сотрясает одна революция за другой, и речь на этот раз не только и не столько о политике. За революцией достоинства, когда миллионы украинцев столкнулись с вопросом национальной идентичности, одновременно связывая ее с европейским культурным кодом, последовала , а теперь - еще и музыкальная. Рассказываем, кто такая Луна и почему американский Vogue назвал ее лицом украинской музыкальной революции.

Оценка

Самое интересное на украинской сцене сейчас происходит в новой поп-музыке. , Pianoбой, The Maneken, Иван Дорн - тому подтверждения. Кроме того, продюсерский центр «Кружева», основателем которого является муж Кристины Бардаш - той самой Луны - Юрий Бардаш, уже несколько лет активно поставляет качественных поп-исполнителей, музыкантов, фотографов и продюсеров, многим из которых мы и обязаны возникновением феномена украинской музыкальной революции.



Одной из этих новых поп-исполнителей и стала певица Луна. Проект существует два года, и в 2016-м о Луне как о прорыве киевского музыкального андреграунда заговорили буквально все - от российского Wonderzine до украинского глянца, а теперь - еще и американский Vogue, который впервые обратил внимание на украинскую музыку.


Журналист Лиана Сатенштейн, специализирующаяся на культуре стран СНГ и, в частности, Украины (это она является автором прошлогодней статьи про ), пишет, что музыка Луны - «это символ изменений, происходящих в Украине на фоне политической обстановки, войны и нестабильной экономики». Конечно, само собой напрашивается и сравнение музыки Луны с аналогичным направлением в моде - тем, что делают выходцы из постсоветского пространства и Гоша Рубчинский.


Сама Луна характеризует свой музыкальный стиль как «душевный поп» - в нем чувствуется ностальгия по постсоветским 90-м и нулевым, романтичное увлечение , а также актуальный тренд на «моду гопников», экспортируемую на Запад теми же Гвасалией, Рубчинским, и другими дизайнерами.


Кристина Бардаш - это, возможно, самое непривычное лицо, которое когда-либо становилось символом музыкальной революции,

— пишет о Луне Vogue. Менее чем за год 25-летняя Кристина благодаря своему вокалу, музыкальным видео, записанным буквально на коленке в духе «новой искренности» и личному стилю завоевала внимание музыкальных и модных критиков и просто людей, разбирающихся в современной музыке - и моде, что немаловажно.

" src="https://img1..png" style="width: 780px; height: 433px;" />

— говорит Луна, в то время как Лиана называет ее лицо «эльфийским». После того, как Кристина со своей командой загрузила первый клип на песню «Осень» в Facebook, люди начали сами распространять видео, а уже через полгода все билеты на киевские концерты были раскуплены.


По словам Луны, 90-е и начало 2000-х — главный источник ее вдохновения. И это не случайно, так как именно этот период - минимализма, расцвета и выхода в «большой мир» разнообразных субкультур, феминизма с его «новой женственностью» Фиби Файло, эпохи супермоделей, пика популярности и — больше всего интересует и современную моду.


Для Украины 90-е стали, по словам Луны, «временем революции в головах людей и пробуждения украинской молодежи».

В статье Сатенштейн подробно описывает образ Кристины Бардаш во время интервью: на ней было надето розовое мини-платье Roberto Cavalli на пуговицах, которое «больше бы подошло жене славянского мафиози», однако на Кристине смотрелось абсолютно органично.


Мой стиль зависит от настроения, и то же самое происходит с моей музыкой,

— рассказывает Бардаш. И, действительно, до того, как у Луны появилась возможность покупать одежду в киевских бутиках Helen Marlen и Asthik, она - по ее же словам в предыдущих интервью - одевалась в секонд-хэнде на Лесном (который, кстати, та же Лиана Сатенштейн называет в рейтинге лучших мест для шопинга в Киеве), так как все заработанные средства вкладывала в любимое дело.


Львиной долей популярности Луна обязана не только своему стилю и вокалу, но и подчеркнуто любительским клипам - многие из них сняты на телефон. Луна поддерживает образ «новой искренности», который противопоставляет коммерческой музыке и массовой культуре, медленно убивающим настоящую, живую культуру и искусство. Клип на трек «Осень» Бардаш сняла спонтанно на маленькую карманную камеру, когда отводила сына в детский сад.


Я люблю Киев. Это прекрасный город, хотя некоторые люди разрушают культуру. Но теперь появилось новое поколение молодых ребят, которые меняют ситуацию - и я одна из них,

Говорит Бардаш в интервью Vogue. Феномен певицы Луны в том и заключается, что ее музыка - это, безусловно, часть нашего своеобразного, так скажем, культурного кода с его спальными районами, унылой попсой и инфантильной ностальгией по прошлому, который Кристина Бардаш преобразовывает в качественный современный продукт, интересный Западу. Благодаря таким, как она, Украина обретает новое лицо и через несколько лет перестанет ассоциироваться с нищей, полуразрушенной войной страной, которую часто показывают в новостях и в которой все время что-то не слава богу.

3 ноября в Москве выступила Луна - киевская певица, о которой последние полгода не говорит только ленивый. The Village встретился с Кристиной Бардаш до и после первого московского сольника, чтобы осмыслить ее феномен.

«Мальчик, ты снег, которого не будет, я докажу, что ты слеп, как и другие люди», - промозглым ноябрьским вечером тысяча человек в клубе близ Тверской хором поют песню девушки, о которой год назад знали лишь в узких кругах. В августе 2015 года киевлянка Кристина Бардаш выложила на YouTube гипнотический клип «Луна », а через пару месяцев - видео «Осень », снятое на пленочную камеру самой певицей, позирующей в кадре с трехлетним сыном. Спустя всего год я стою в толпе распаренных москвичей, выучивших простые тексты из этих клипов от первой до последней строчки.

Выучить их, бесспорно, помогли журналисты: только за последние несколько месяцев у Кристины взяли интервью Иван Дорн и редакторы всех важных интернет-сайтов, ее полюбили фотографы глянца и прогрессивные англоязычные журналы - в день концерта i-D назвал Луну звездой украинской музыкальной революции. Я знакомлюсь с Кристиной в гримерке клуба «Известия Hall» и сразу чувствую, что от настойчивого внимания она подустала, - строгая и сдержанная, певица сидит перед зеркалом и сразу будто бы устанавливает невидимую дистанцию, хотя и легко переходит на ты. «Я решила не давать интервью следующие полгода или год, - вторит она моим мыслям. - Хочется, чтобы общение с журналистами оставалось обоюдным обменом». В гримерке играет этническая музыка, на столе стоят цветы и большое блюдо с орехами, до концерта остается пара часов.

Кристине Бардаш 26 лет, и большую их часть она прожила в Киеве, если не считать раннее детство в Дрездене, где служил ее отец, и два с половиной года в Лос-Анджелесе, где в начале десятых годов она жила с мужем, продюсером и основателем важнейшего украинского поп-лейбла Kruzheva Юрием Бардашом. В США Бардаш родила и растила сына Жорика - героя будущего клипа на песню «Осень». «Два с половиной года не привязали меня к Штатам, - вспоминает Луна. - Меня ничего там не вдохновляло, я немножко сходила с ума. Но через год до меня дошло, что я там почерпнула. Изменился вкус, появился стиль. Ты два года не работаешь, а только ходишь в музеи, на выставки, ярмарки винтажных вещей, смотришь последние коллекции. Короче, культурно образовываешься. Конечно, путешествовать - это очень важно. Но в Киеве как-то лучше получается заниматься творчеством». В Украине же Кристина занималась фотографией и музыкальным продакшеном, снимала клипы Ноггано и певице Ие, многообещающей в пору ее сотрудничества с «Кружевами». Так или иначе все последние годы Бардаш была тесно связана с лейблом своего супруга, но кажется, что теперь, когда объектив камеры направлен на нее саму, ей гораздо комфортнее. Высказываю эту мысль Кристине, и она уверенно кивает.

Бардаш утверждает, что название проекта «Луна» закрепилось после того, как они с поэтессой Лизой Готфрик сочинили одноименную песню с дебютного альбома «Маг-ни-ты». После знакомства с Кристиной кажется, что другого названия и быть не могло: она рассказывает о своем увлечении медитациями и астрологией, о четырех стихиях, дисбаланс которых вскоре после первого большого сольника в Киеве на некоторое время лишил Бардаш сил создавать музыку. «Я долго боролась с этим личными способами, о которых не хочу рассказывать», - говорит она. В середине разговора в гримерку с визгом врываются киевские подруги Бардаш, с одной из которых, энергичной мулаткой Аннет, мы разговоримся за дверью. Аннет рассказывает, что она живет в Киеве, работает поваром, а с Луной подружилась лет шесть назад на съемках клипа главного проекта «Кружев» Quest Pistols, в котором Юрий Бардаш снимал Кристину. «Она совсем не изменилась с тех пор. Если охарактеризовать ее одним словом, это „космос“», - без запинки рассуждает Аннет.

Шлейф вокруг стремительно дебютировавшей певицы Луны, сотканный из космоса и эзотерики, низкобюджетных VHS-видео, смонтированных на коленке, легкой эротики и приглушенного минималистичного звука, не мог не озадачить критиков - подумать только, жена продюсера, удачно переиначившего группу Quest Pistols в Quest Pistols Show, начинает рассылать в правильные редакции кустарные клипы, настойчиво называя себя DIY-проектом и рассказывая о первичности искренности в своей музыке. Луна говорит, что продюсирует себя сама, но и от помощи команды не открещивается. Так, ее саунд-продюсер Александр Волощук ответственен не только за звук на записях Луны, но и за песни 17-летней R’n’B-звезды «Кружев» Андро , которого журналисты не долго думая окрестили цыганским The Weeknd. Волощук играет на концертах Луны на басу. Остальных музыкантов собирали перед первым сольным концертом в Киеве в мае этого года. Их двое - клавишник Андрей Латик и гитарист Александр Карев. «Латик - киевская версия Джонни Джуэла, который играет в The Chromatics и Glass Candy. Он коллекционирует старые синты, их у него штук 12, и все заточены под такой саунд», - рассказывает Волощук. «Это киевская тусовка, здесь все друг друга знают. Гитарист Шурик - это лучший друг Саши Волощука, - продолжает Бардаш. - Когда у нас была встреча по поводу первого концерта, Саша сказал ему: „Ты же понимаешь, что это серьезная группа? Это не просто телочка“». Участие в проекте супруга Кристина отрицает, хотя в своем сообществе во «ВКонтакте» порой и Юрия Бардаша продюсером «Луны».

Простые и надолго оседающие в голове тексты Кристина пишет как сама, так и в компании соавторов: например, завершающую первый альбом балладу «Мальчик, ты снег» и холодную «Самолеты» ей написал давно знакомый автор, работающий с «Кружевами», чье имя Кристина просит не афишировать. «Он страдает от психического расстройства и вообще довольно сложный человек, но со мной легко нашел общий язык. Иногда приходит и говорит: „Кристин, подбрось денег на лекарства, а я песню тебе напишу?“ Я соглашаюсь, и вот получаются „Самолеты“. Ну ты слышала „Самолеты“, да? Там очень сильный текст. Его могла написать или я, или он».

За сценой у Кристины Бардаш - броня из менеджеров, пиар-агентов, фотографов и операторов. Все они суетятся и двигаются в ускоренном темпе - в отличие от скапливающихся в зале зрителей, лениво гуляющих мимо бара с пинаколадами. Я здороваюсь с каждым третьим - всюду журналисты, фоторедакторы, продюсеры, творческие студенты и просто приятные лица из ленты фейсбука. «Я часто ставлю Луну на своих сетах, - рассказывает знакомый главред и организатор веселых гей-вечеринок. - Заходит прекрасно. В последний раз поставил песню „Мальчик, ты снег“, так мой друг разрыдался, ходил и не мог успокоиться». Через несколько минут Кристина Бардаш в черном боди и белом кружевном платье, делающем комплимент ее эльфийской внешности, поднимается на сцену, зрители оглушительно ревут - и дальше уже не смолкают, хором подпевая песням с тем самым азартом, который выдает, что играло у каждого из них в наушниках на репите этим летом.

За спиной у Луны всего три больших сольника: в Киеве - в мае этого года, в Риге и Екатеринбурге - в рамках текущего тура «Затмение». Зная это, увиденным впечатляешься: музыкантам комфортно вместе, за спиной Кристины друг друга живописно сменяют видеоинсталляции в духе песен: астрологическая символика, ночное шоссе, сцены из аниме. В финале трека «В городе модников» Кристина берет в руки смартфон и снимает себя и фанатов на фронтальную камеру - изображение проецируется на большой экран. Пристально глядя своими большими глазами в объектив, Бардаш говорит с залом: «Я знаю, что сегодня здесь собрались настоящие модники: все дизайнеры, все самые красивые девочки и их мужья». Московская публика переглядывается, не узнавая себя в перечисленных слоях населения. Нарочито наивные фразы то ли вырываются нечаянно, то ли вторят инфантильному имиджу: «Нож ранит, как и любовь», «Часто внешний мир мешает осуществиться вашей мечте, поэтому вы должны слушать свое сердце» - настоящая непосредственность Бардаш в итоге обнаруживает себя не в клипах и интервью, а в случайных словах, брошенных со сцены.

Ближе к финалу концерта, когда центр зала поет вместе с Луной новую песню, а по краям качаются вдохновившиеся романтическими текстами пары, я отхожу рассмотреть мерч певицы - толстовки, футболки и чехлы для айфонов. Он, как и любой продукт производства команды Луны, смотрится сверхактуально: кириллический шрифт на мрачных оттенках и простых фасонах; примерно так, с некоторыми скидками, выглядела бы коллаборация Гоши Рубчинского и H&M, взявших за референс обложку «Звезды по имени Солнце». «У нее даже мерч классный», - вздыхает девушка поблизости.

После концерта, как после успешно сданного экзамена, Кристина в эйфории прыгает на сцене, а затем уходит, но ненадолго - через несколько минут мимо меня проносится восторженный парень с криком: «Она разрешает с собой фотографироваться!» Успех, удача, новая победа украинской музыки в стране молодежи, взращенной на душевных поп-песнях о сложностях любви.

Я заезжаю на afterparty концерта Луны в популярный клуб на Таганке. Он полон, вокруг немало лиц, мелькавших несколько часов назад в «Известиях». В дверях сталкиваюсь с известным промоутером и совладельцем заведения. Заговорив о героине вечера, он фыркает: «Абсолютно коммерческий проект. Сейчас такие начнут появляться каждые полгода. Жаль, что певицы, которые стараются гораздо сильнее, не получают такого внимания. Кстати, сегодня меня впервые в жизни попросили приставить охранника к артистке. Ну, я приставил, конечно - вон у меня их три, все прекрасные».

О Луне действительно часто говорят, употребляя выражения типа «коммерция» и «продюсерский проект». Ее сравнивают с Ланой Дель Рей, бомбой 2012 года, дивой с изысканной легендой, которую разнесли по миру журналисты, но если Лана взывала к эстетскому духу американских 60-х, то Луну сегодня описывают, прибегая к хайлайтам из постсоветских 90-х и сумбурных нулевых: Света и проекты Макса Фадеева, Линда и группа «Тотал», Ирина Салтыкова и Анжелика Варум. Кристина Бардаш и сама охотно перечисляет эти и родственные им имена, когда рассказывает о любимой музыке своих родителей, и крепко задумывается после вопроса о важной для нее музыке из дня сегодняшнего - скорее всего, дело в волнении перед концертом. Но на самом деле после сольника в Москве становится понятно, что все разговоры об искренности или ее имитации, о независимости или причастности Луны к продюсерскому центру супруга на самом деле бессмысленны: когда полный зал заводит хором припев песни под названием «Грустный дэнс», а мужчины в зале начинают писать своим бывшим девушкам, какая разница, сколько человек стояли за производством дэнса? Успех Луны, который был обеспечен эффектными аранжировками киевлян, лучше многих прислушивающихся к западной тенденции, животной харизмой Кристины Бардаш и инфантильными текстами, взявшими главное из песен про плейбоев Наташи Ветлицкой и метких перлов Ильи Лагутенко, - это следствие и продолжение процесса легитимизации музыки, которая несколько лет назад считалась зазорной. «Широта всех полей, глубина всех морей, высота облаков, красота берегов твоих утонуть не дает мне» - такую идеально простую и доступную чувственность пестовали еще Ева Польна и Юрий Усачёв; в 2016 году ей лишь нужно было придать форму, уместную не только на домашних вечеринках, но и в клубе «Наука и искусство». Это сделала Луна.

«Мне кажется, это хороший пример мифотворчества», - я говорю о Кристине Бардаш со знакомым музыкальным критиком, в прошлом шеф-редактором небезызвестного музыкального издания. «У нас так долго не выходило создать миф вокруг артиста, в который бы все поверили, и вот наконец это случилось». 3 ноября, в день московского концерта, Луна выпускает клип на песню «Нож», хорошо иллюстрирующий ее постепенный выход за пределы этого DIY-мифа, - он снят московской продакшен-группой Great Fruit , также неравнодушной к ностальгической эстетике, и снимавшей видео для магазина «KM20», модно возродившейся марки кед «Два мяча», фестиваля «Ласточка» и продюсера Lay-Far. Чьими бы руками себя ни создавала Кристина Бардаш, чужими или собственными, ее стремительное восхождение в статус самой модной русскоязычной певицы интригует - и оно вполне может продолжаться столько, сколько выросших после распада СССР подростков будут трогать простые песни о расставаниях, напетые на звук винтажных синтезаторов. То есть довольно долго.

«Какая разница, коммерческий мы проект или некоммерческий? - через несколько дней я звоню Бардаш и Волощуку в Киев, и мы обсуждаем итоги тура и планы на будущее. - Ну, коммерческий. Для меня некоммерческий проект - это группа „Людська подоба“. Часто музыканты говорят, что им наплевать на деньги. Я люблю деньги, для умных людей это благо. Если их вкладывать в развитие, то это только помогает достичь прекрасных целей. А по поводу
90-х - мне не нравится, что нас тянут в прошлое. Мы не из 90-х, не из прошлого. Я понимаю, что есть тренд, и ничего против не имею, но наша музыка гораздо шире». «Это эксплуатация тренда такая, - перебивает Кристину Волощук. - Что бы ты ни делал, говорят: „А, девяностые!“ Революция в моде, везде. К 90-м сейчас привязывают все подряд». «Ну да, революция. - задумчиво завершает мысль Бардаш. - Не ротируют на радио, не показывают по телику, а полный зал поет все песни наизусть. Как так? Это революция лично для меня. И я буду дальше развиваться в этом направлении».

Даша Татаркова

В РУБРИКЕ «НОВОЕ ИМЯ» мы рассказываем о перспективных новичках: музыкантах, режиссёрах, художниках и других творческих людях, - то есть всех, чьё имя всё чаще появляется на страницах журналов, в лентах соцсетей и в наших беседах и кто явно находится на пороге большого успеха. Сегодня речь пойдёт об украинской певице Луне, записывающей, как она сама это называет, «душевный поп».

Уже несколько лет на Украине музыкальный бал правит продюсерский центр «Кружева», которому принадлежит небезызвестный проект Quest Pistols. Но не эпатажем единым: «Кружева» сформировали вокруг себя целое сообщество молодых и талантливых людей: не только музыкантов, но и продюсеров, фотографов, режиссёров и так далее, вместе устраивающих ренессанс местной поп-музыки.

Одна из них - Луна, или Кристина Бардаш (её можно было видеть в клипах тех же Quest Pistols). Формально она действует независимо, скорее перенимая опыт у продюсеров «Кружев», нежели встраиваясь в их систему. Луна нарочно поддерживает образ DIY-проекта, снимая клипы на коленке и выкладывая свои треки «ВКонтакте». Кристина записывает мечтательный поп, в равной степени вдохновлённый современностью и родными 90-ми.

В «Кружевах» Бардаш поначалу работала фотографом и режиссёром вместе со своим мужем, Юрием, основавшим центр. Так, пару лет назад появилась Луна: друзья Кристины позвали её в студию и предложили попробовать спеть поверх трека Анжелики Варум. Со временем она решила переключиться с работы над чужими проектами на свой собственный. С тех пор Бардаш прошла путь от робких пробных записей до выпуска полноценного альбома, но ощущение, что она до сих пор поёт с оглядкой на поп-музыку детства, осталось.

Альбом «Магниты» звучит как живая запись хитов 90-х, с поправкой на то, что сейчас на дворе всё-таки 2016 год. Сама певица называет свой проект «душевным попом», говорит, что на неё сильно повлияли Линда и «Гости из будущего», и считает, что такое записывали бы «The Cure в 1984-м по мотивам творческого и местами эротического романа между Робертом Смитом и Аллой Примадонной Пугачёвой».

Свой дебютный альбом Луна понемногу записывала на протяжении двух лет. Хотя большинство вещей певица делает самостоятельно, за это время она нашла единомышленников, которые помогли ей обрести свой звук: Александр Волощук помогал с продюсированием, а Игорь Галарт - со сведением. «Магниты», в соответствии с названием, альбом о взаимном притяжении людей: с одной стороны, тех, кто его записывал, с другой - его лирических героев. Сама певица говорит, что это пластинка о сложном периоде в её жизни, связанном с проблемами в отношениях и послеродовой депрессией : «Магниты - это попытка осмыслить отношения между людьми через метафору природного притяжения».

Луна всеми силами поддерживает образ новой искренности: например, свой клип на трек «Осень» она спонтанно сняла на маленькую японскую камеру, когда её сын не хотел идти в детский сад . Её медленная, мечтательная музыка тоже отрабатывает этот принцип: тексты нарочно оперируют наивными образами юношеской любви, которые Кристина поет просто и без изысков. Однако всё это так хорошо подогнано друг к другу, что получается ровно такой поп, которого очень не хватает на русском языке (и не только). Послушать песни Луны можно не только в паблике «ВКонтакте» - живая презентация альбома «Магниты» пройдёт в Киеве через несколько дней.

Louna - это российская рок-группа. Некоторые журналисты именуют ее "сайд-проектом" другого известного рок-коллектива под названием Сами музыканты, однако, опровергают в интервью это определение. Они настаивают на том, что группа Louna является самостоятельным проектом. Популярность коллектив получил в 2010 году, когда вышел дебютный альбом под названием "Сделай громче!" Сразу же песни этой группы возглавили популярные "тематические" хит-парады.

Название группы

Оно произошло, как нетрудно догадаться, от слова Luna. Завершающим штрихом стала буква "о", добавленная в название гитаристом Рубеном.

Жанр

Жанр этой группы можно определить как экспериментальную альтернативную музыку. Некоторые считают, что это альтернативный метал. Творчество коллектива находится на стыке множества стилевых направлений и жанров последнего времени. Группа Louna - это один из самых необычных на сегодняшний день проектов на российской сцене. В ее песнях можно услышать отголоски альтернативной линии, которая является основной. В то же время, звучат и гранжевые нотки (пост-гранжевые - в официальной версии). Можно с уверенностью говорить о том, что жанра, к которому можно было бы отнести творчество этой группы, пока не существует. Поэтому не имеет смысла строить аналогии. Отнесение к такому жанру, как альтернативный метал, является несколько надуманным. Можно считать творчество этого коллектива экспериментом, который уже доказал свою состоятельность. Группа Louna обладает продуманными, яркими текстами. Они направлены на борьбу с различными пороками современности, включая социальную несправедливость и религиозный фанатизм.

Состав группы

Вокалистка коллектива Louna - Лусинэ Геворкян. Она участвует на данный момент в 2-х командах одновременно, выступая также в коллективе Tracktor Bowling. Сегодня большое количество людей считает, что она является основоположницей альтернативного вокала нашей страны.

Второй участник - Виталий Демиденко, который известен больше как Вит. Это басист группы. Он также участвует в Tracktor Bowling. У Виталия есть свой фан-клуб.

Гитаристом коллектива является Рубен Казарьян. По совместительству он выступает автором текстов на английском языке. Рубен играл в таких группах, как Ens Cogitans и Southwake.

Еще один гитарист - Сергей Понкратьев. Он также был замечен в работе с двумя указанными выше коллективами - Ens Cogitans и Southwake.

Ударник - Леонид "Пилот" Кинзбурский. Это талантливый барабанщик и давний поклонник группы Tracktor Bowling.

Создание группы

Создание коллектива относится к сентябрю 2008 года. Именно тогда участники Tracktor Bowling, московской альтернативной группы, Виталий Демиденко и Лусинэ Геворкян основали этот коллектив. Также к ним присоединились гитаристы Сергей Понкратьев, Рубен Казарьян и барабанщик Леонид Кинзбурский.

В творчестве коллектива ставка сразу же была сделана на мощный звук, а также на интеллектуальное содержание текстов. Песни группы Louna заряжают слушателя энергетикой, заставляют его думать.

Первые выступления, первые награды

23 мая 2009 года состоялось первое выступление коллектива. Оно считается датой дня его рождения. Выступление состоялось в клубе "Точка" города Москвы. Молодой и не очень известный коллектив в 2009 году стал обладателем премии RAMP, получив ее в номинации "Открытие Года". Рок-группа Louna в дальнейшем завоевала в музыкальной среде большую известность. Louna была хедлайнером на разных рок-фестивалях. В 2009 году - на Extreme Girlzz Fest, в 2010 - на Metal Summer Fest" и "Соседнем мире", в 2011 - на "Нашествии" и Kubana, в 2012 - также на "Нашествии" и Kubana и др.

Дебютный альбом

Дебютный альбом группы "Сделай громче!", как мы уже говорили, появился в 2010 году, летом. Релиз его был сделан осенью в этом же году. В истории команды это событие стало переломным. Ярко выраженная непримиримая социальная позиция и нестандартная музыка спровоцировали интерес широкой публики, а также СМИ. Отметим, что в записи дебютного альбома принял участие лидер "Тараканов!" (российской панк-группы), а также Эрвин Хачикян, клавишник группы System Of A Down.

Растущая популярность

Коллектив в феврале 2011 года представил сингл "Кому веришь ты?", сделанный совместно с вокалистом группы Lumen Рустемом Булатовым. Летом того же года по приглашению оргкомитета "Нашествия-2011" Louna выступила на главной сцене этого фестиваля вместе с такими звездами русского рока, как "Алиса", Глеб Самойлов, "ДДТ", "Кипелов", "Сплин", "Ляпис Трубецкой", "Пилот", "Король и Шут", "Чайф", "Браво", "Би-2" и другими.

Композиция "Бойцовский клуб", включенная в дебютный альбом, в январе 2011 года вошла в ротацию "Нашего радио". А еще через неделю - и в "Чартову дюжину" (рок-чарт). Эта песня поднялась до второго места и сумела продержаться 16 недель в чарте. В дальнейшем, уже летом этого же года, еще одна песня группы - "Сделай громче!" - за месяц достигла вершины хит-парада и в течение 2-х недель не сдавала позиции.

Экспертным советом "Чартовой Дюжины. Топ-13" (ежегодной премии) группа Louna была выдвинута в финал аж в 3-х номанациях - "Лучшая солистка", "Песня года" и "Прорыв". Кроме того, коллектив пригласили выступить на церемонии вручения, которая прошла в Crocus City Hall 7 марта 2012 г. Louna стала лауреатом премии, победив в номинации "Песня года" ("Бойцовский клуб").

Второй альбом

Второй альбом группы, "Время Х", был выпущен в феврале 2012 года. В диск были включены несколько треков протестной тематики. Кроме того, в состав альбома вошло несколько лирических композиций. В этом же году, в марте, были сыграны сольные концерты в Санкт-Петербурге и Москве, посвященные релизу второго альбома. 14 новых песен вошли в него. В записи принял участие лидер известной группы а также Александр Иванов, лидер группы "НАИВ" (распавшейся в 2009 году) и действующего ныне проекта "Радио Чача".

В интервью С. Михалок сказал, что ему нравится сотрудничать именно с музыкантами из Louna. Он отметил, что основная часть дуэтов в рок-н-ролле и на эстраде создается тогда, когда продюсеры хотят извлечь из этого какую-то выгоду. Однако Louna - это не заангажированный коммерчески проект.

Новый штурм "Чартовой дюжины"

Песня "Каждый вправе" находилась в ротации "Нашего радио" с февраля 2012 года. Она продержалась в "Чартовой дюжине" более двух месяцев, дойдя до третьего места. Композиция "Мама" в августе 2012 г. три недели подряд возглавляла хит-парад. В общей сложности она продержалась в нем более трех месяцев.

К 12 июня 2012 г. относится выступление группы на "Марше Милионов". Вместе с основной студийной деятельностью готовится также запись англоязычного альбома. У коллектива, по словам музыкантов, есть планы на выступления на самых крупных рок-фестивалях, включая и события мирового уровня.

"Люди смотрят вверх" - песня, которая стартовала в эфире "Нашего радио" 16 ноября 2012 г. На нее был также снят клип Святославом Подгаевским, который ранее сделал клипы этой группы на песни "Мама" и "Сделай громче".

Louna покоряет Америку

В 2013 году, 25 января, стало известно, что первый англоязычный альбом группы выйдет под названием Behind a Mask. В его издании примет участие лейбл Red Decade Records. Песня Mama 22 марта впервые прозвучала на чикагском радио 95FM W.I.I.L. В эфир после этого позвонили 138 американцев. Около 75% из них заявили, что им понравилась песня. Один даже спутал вокалистку Louna с солисткой In This Moment. Сингл Business вышел 26 марта, а затем последовал и высокобюджетный клип с таким же названием, который был представлен западным зрителям. Также в 2013 году, 24 февраля, начал действовать англоязычный сайт группы. Тогда же появился трек-лист будущего дебютного альбома.

На основе народного голосования 24 февраля этого же года Л. Геворкян признали лучшей рок-вокалисткой России. Она обошла Хелавису, Земфиру и Ольгу Кормухину. Вокалистка группы Louna завоевала премию "Лучшая солистка", которую она получила из рук известного актера.

Первый англоязычный альбом коллектива вышел 30 апреля 2013 года (Behind a Mask). В различных онлайн-изданиях США он получил положительные рецензии.

Тур по городам США состоялся осенью 2013 года. Louna отыграла концерты в 26 городах Америки совместно с The Pretty Reckless, коллективом из США, а также Heaven’s Basement, английской группой. За 44 дня Louna проехала 13 штатов. В рамках турне, кроме живых выступлений, группа давала многочисленные интервью, выступила на чикагской радиостанции с акустическим сетом и была принята с большим интересом американскими радиослушателями. Песни группы были в ротации семи крупнейших радиостанций Америки, а композиция под названием Up There в хит-параде WIIL FM заняла 13-е место. На американских концертах были проданы все альбомы и атрибутика, что свидетельствует о высоком интересе к творчеству коллектива.

Альбом "Мы - это Louna"

Альбомы группы Louna пополнили свой список 1 декабря 2013 г. появлением нового - "Мы - это Louna". Он был записан с помощью краудфандинга, то есть на деньги слушателей. Сбор средств был признан одним из наиболее успешных за историю музыкального краудфандинга в нашей стране. Осенью 2013 года состоялся масштабный тур по США.

2014 год в истории группы

В 2014 году шла работа над клипом на композицию "С тобой". Он вышел 30 июня. В мае этого же года группа отыграла два юбилейных концерта к своему пятилетию в столице, и один - в Санкт-Петербурге. На пятилетии вместе с группой выступили ее друзья. Среди них можно отметить Илью Черта, Рустема Булатова, "Тараканов!", "Элизиум", "Бригадный Подряд", "Князь", "Stigmata", "Фантастику" и др. Также вышел документальный фильм под названием "Мы - это Louna".

2015 год

В 2015 году состоялась премьера композиции "Дорога бойца" в "Чартовой дюжине". Песня сразу же попала на шестое место, а спустя месяц возглавила хит-парад.

В феврале группа вернулась к концертной деятельности. Также усилился интерес к ней со стороны СМИ: коллектив стали активнее приглашать в эфиры различных радио. С января по май этого года группа посетила 40 российских городов, охватив почти все регионы. Этот тур, который получил название "Еще громче!", является на сегодняшний момент самым масштабным в истории коллектива. Практически во всех городах этого тура имели место аншлаги. По единодушному мнению столичных и региональных промоутеров, Louna является на данный момент одной из наиболее востребованных рок-групп России.

30 мая 2015 года дискография группы Louna пополнилась сборником The Best of, куда вошли лучшие песни. Бонусные треки - "Путь к себе" и "Свобода" (в акустической аранжировке). "Во мне" - песня, вошедшая в альбом в варианте, записанным совместно с Д. Ришко.

Биография

Отец Кристины был военным, поэтому всегда держал девочку в строгости. Также у Кристины имеется младшая сестра. Мама полностью посвятила себя воспитанию детей.

В детстве девочка очень интересовалась музыкой, поэтому родители решили отдать ее в музыкальную школу на обучение вокалу и игре на фортепиано. После окончания школы она поступила в университет на факультет журналистики. Учиться ей нравилось, но по своей профессии она ни дня не проработала. Ещё во время учёбы в университете девушка увлеклась режиссурой и начала работать оператором.

По мере развития музыкальной карьеры, девушка снялась в клипах, снятых на известные песни «Бит» и «Забудем все», продюсерами которых является группа Quest Pistols. Увлеклась клипмейкерством. Сняла видеоклипы Юлии Nelson и группы Нервы.
В конце весны 2016 года вышел первый сольный альбом певицы под названием «Маг-ни-ты». Именно в этот период она взяла себе псевдоним Луна. 27 октября этого же года, девушка выпустила альбом «Грустный Дэнс», который за один день занял первое место в топе лучших песен Украины.

После ошеломительной популярности выпущенного альбома, девушка провела турне «Затмение». 3 ноября 2016 года Луна провела большие концерты в Москве, Петербурге, Риге.

В начале апреля 2017 года была премьера сингла «Пули». В середине июля этого же года, вышла вторая песня из альбома «Огонек», Кристина сразу же представила к нему свой видеоклип. Луна называет свою музыку душевной, так как она напоминает ей 90-е годы.

Личная жизнь Кристины Бардаш

Певица является женой продюсера Юрия Бардаша. В 2012 году пара переехала в Лос-Анжелес. Первое время они жили в Hollywood Hills, а позже переехали в район Venice. В этом же году у них появился рыжеволосый сын Георгий. В Америке она полностью посвятила себя ребенку, на время оставив творческую деятельность.

В одном из своих интервью певица призналась, все время, которое она прожила в Лос-Анджелесе, она училась быть свободной и независимой ни от кого.

В Америке супруги они прожили два с половиной года, после чего вернулись на родину, чтобы продолжить развивать творческий потенциал Луны на просторах Украины и России.

Касательно того, что её муж занимается раскруткой группы «Грибы», Луна говорит, что не видит в этом ничего плохого. Она говорит, что аудитория певицы Луны разрастается постепенно, поэтому у неё никогда не будет проблем с наличием слушателей.

В одном из интервью Луна призналась, что песня «Мальчик, ты снег» адресован ее возлюбленному, с которым произошла сора, и она чувствовала себя оскорбленной. Она имела в виду своего нынешнего мужа и музыканта группы «Грибы» Юрия Бардаша.
Кристина Бардаш очень любит готовить своему мужу и сыну, она мечтает открыть бар-ресторан. Свою тягу к кулинарии она объясняет тем, что она вегетарианка и во всех вегетарианских ресторанах находит недостатки, поэтому мечтает открыть такое место, которое будет соответствовать потребностям всех людей, отказавшихся от употребления мяса.

View this post on Instagram

Сейчас вся семья певицы ведет здоровый образ жизни, а она каждый день занимается йогой и медитирует.

Певица отмечает, что главной её целью является счастье членов семьи и только на втором месте стоит творческая деятельность. Хотя довольно сложно представить эту девушку, не занимающуюся музыкальной деятельностью.