Логико-интуитивный интроверт — Аналитик (Робеспьер, INTJ). Описание социотипа "робеспьер"

Логико-интуитивный интроверт — Аналитик (Робеспьер, INTJ). Описание социотипа "робеспьер"

Описание по функциям

1. L - структурная логика

Умеет логично и убедительно излагать свои мысли. Строит схемы и концепции, четко отделяет главное от второстепенного. Разработав общую систему, конкретизирует ее, приближает к практике. Чистое теоретизирование, философствование, оторванные от жизни рассуждения - не для него. Правильность системы определяет по ее внутренней логической непротиворечивости. Формальные рамки системы легко видоизменяет. Предпочитает компактную, предельно сжатую информацию, хотя может и развернуть ее до необходимого объема. Хорошо видит возможности систем, формальных моделей и концепций. Дает объективную, часто нелицеприятную оценку их потенциалу. Частность умеет увязать с целым.

2. I - интуиция возможностей

Стремится улучшить или дополнить любую теорию или разработку. От его внимания не ускользают альтернативные идеи. Настойчиво восполняет пропущенные звенья интересующей его системы. Обладает способностью к генерации идей, мозговому штурму. Мыслит очень независимо. Разобравшись в проблеме, выдвигает принципиально новые решения. Идеи к нему приходят интуитивно - по догадке. Логика для него лишь способ оформления интуитивно полученной информации. Способен разобраться в запутанной, неясной проблеме. Интуитивно отыщет скрытые взаимосвязи. Недостаток фактов заменит воображением. Все глубже проникает в объект исследования.

3. R - этика отношений

Малообщительный человек. Ему очень трудно налаживать отношения с людьми. Делает усилие над собой, чтобы вести себя приветливо, входить в тесный контакт. Скрывает свою личную жизнь от посторонних. Не любит непрошенных гостей, не умеет их занять. В общении очень осторожен. Беседу поддерживает лишь тогда, когда она касается значимых для него тем. Дорожит уже сложившимися отношениями. Упорно сохраняет ту систему отношений, с которой свыкся. Не станет рвать отлаженные отношения, но и не будет цепляться за отношения, которые себя изжили. Безразличен к критике со стороны. Не боится отрицательного отношения к себе. С незнакомыми или непонятными ему людьми внутренне зажат, не чувствует, как себя с ними вести.

4. F - силовая сенсорика

Отношения между людьми оценивает по степени их легкости и не принужденности. Стремится к простым, демократичным отношениям. Тяжелые, напряженные отношения отбирают у него силы, делают пассивным. Мягкий и незлобивый человек, не обладает пробивной силой. Испытывает острую потребность в независимости, территориальной самостоятельности. Не умеет подчинять людей, плохо отстаивает свои повседневные интересы. В критических ситуациях нерешителен и неразворотлив. Хотя и сохраняет хладнокровие, но нуждается в подсказке, что и как делать. Игнорирует насилие, силовое давление. Очень уравновешен и выдержан. От него нельзя ничего добиться принуждением.

5. Е - этика эмоций

Его расслабляют и успокаивают дружелюбие, положительные эмоции. С удовольствием на них откликается, становится общительным и остроумным. Близким людям стремится доставлять радость. На близкой дистанции весел и приветлив. Свой оптимистический настрой передает партнеру. Если эмоции отрицательные, то откликается на них лишь тогда, когда считает их обоснованными. В противоположном случае отстраняется или пытается их погасить логическим анализом. Свои собственные эмоции включает, лишь когда переходит на близкую дистанцию или чувствует себя в привычной, освоенной обстановке. Иначе ведет себя холодно и отстраненно.

6. S - сенсорика ощущений

В быту скромен, согласен довольствоваться минимумом удобств. Однако действенная забота о его здоровье и комфорте поднимает строение, настраивает на оптимистический лад. Когда его бытовые и материальные проблемы решены, его энергичность возрастает - принимается за решение тех задач, которые были отложены до лучших времен. Стремится одеваться гармонично, без вычурности и искусственных украшений. Однако свой стиль находит не сразу. Чувствует себя неуютно, если одет нефункционально, неподобающим для ситуации образом. Когда его долго окружает дискомфорт, это ведет к накоплению отрицательных эмоций. Со временем его терпение может лопнуть, а., накипевшее" выплеснуться наружу.

7. P - деловая логика

Хорошо оценивает перспективы новых затей и предприятий. Посоветует, как наладить непривычное смелое дело, что необходимо предпринять для его успеха. Однако сам деловитостью и предприимчивостью не отличается. Колеблется в деловой активности, долго думает, прежде чем на что-то решиться. Поэтому то слишком осторожен и бездеятелен, то, наоборот, внезапно идет на риск, надеясь на везение. В конкретном труде то тщателен и все уточняет, то спешит скорее его закончить и приступить к следующей работе. Сырой результат его не смущает: если надо, впоследствии вернется назад и переделает. В интересующей его области хочет знать, как действуют люди, по каким технологиям работают. На основе этой информации решает, как действовать самому. Но приобретенные трудовые навыки быстро утрачивает.

8. T - интуиция времени

Чувствует свою зависимость от хода времени. На встречи и мероприятия приходит вовремя. Гордится своей пунктуальностью и организованностью. Умеет так рассчитать свои силы, чтобы намеченную работу закончить точно к назначенному сроку. Однако к началу работы обычно приступает с запозданием, поэтому ближе к концу ускоряет темп, из-за чего страдает объем или качество работы. Ищет такие методы труда, которые позволяют экономить время. Очень не любит, когда время тратится бесполезно. Предупреждает о своей занятости, о наличии множества дел, которые нельзя отложить. Над ним властвует судьба, которую он не в силах переломить. Только те дела у него удаются, которые он начинает своевременно. Быстро забывает прошлые неудачи, но и от будущего не ничего хорошего.

Внешние признаки

Внешность ЛИИ имеет ряд характерных особенностей, позволяющих хорошо идентифицировать этот тип личности даже на расстоянии. Для него очень характерно аскетическое лицо. Об аскетизме можно говорить по двум причинам. Во-первых, само строение лица часто напоминает средневековые профили своей угловатостью, сочетанием крупных частей лица (обычно нос) с малыми (обычно подбородок), а также скулами и надбровными дугами. Во-вторых, выражение лица на расстоянии всегда воспринимается как совершенно безэмоциональное, суровое, хмурое. Цвет лица, как правило, бледный, бескровный. Мужчины этого типа тяготеют к коротким стрижкам. Фигура у ЛИИ в большинстве случаев худая. Очень характерный признак, позволяющий уверенно предполагать принадлежность человека к данному социотипу, прогиб фигуры назад, несколько выпяченный живот. Походка ЛИИ - неуверенная, несколько виляющая. Иногда даже складывается впечатление, что он не знает, куда идти. В минуты возбуждения он действительно мечется из стороны в сторону, как бы прокладывая путь в пространстве наощупь. Одевается ЛИИ (мужчины) неброско, не желая привлекать к себе излишнее внимание. Однако для него характерны колебания в стиле одежды. Иногда он бросается из крайности в крайность: то наряжается по моде, то является в "затрапезном" виде. Стиль одежды женщин этого типа можно назвать французским - в нем прослеживается подчеркнутая оригинальность, нестандартность, желание выделиться.

Манера общения

ЛИИ ведет себя с незнакомыми людьми очень сдержанно, отчужденно, соблюдает далекую психологическую дистанцию. Первым инициативу знакомства не проявляет. Его речь очень четкая, логическая. Материал излагает очень связно. Есть склонность выделять интонацией и ударением наиболее значимые слова. Вначале обычно высказывает абстрактное положение, а потом приводит конкретный пример, иллюстрирующий или подкрепляющий эту мысль. Возможен и обратный порядок: вначале приводится ряд примеров, а затем следует обобщающий вывод. Логика его речи, особенно когда отстаивает какие-либо идеи во время спора, очень жесткая, категоричная. Лишние подробности всегда отсекает, его интересуют лишь общие закономерности. Во время беседы или выступления проявляет эмоциональность, которую в нем поначалу трудно заподозрить. Эмоции по мере возбуждения приобретают сильный, драматический характер. Глаза вспыхивают фанатичным блеском. Тем не менее старается вести себя при этом подчеркнуто корректно. Беседу поддерживает только тогда, когда она ему интересна. Своего мнения по безразличным для него вопросам не высказывает, предпочитает отмалчиваться.

Особенности поведения

Внимательно относится к людям, всегда дает возможность человеку высказаться. Так как считает, что у каждого человека есть какие-либо способности, старается, по крайней мере, не мешать человеку раскрыть их. Очень терпим к другим точкам зрения. Не отвергает сразу ни одно предложение, старается проверить все на деле. В поведении очень скрытен: не распространяется ни о своих делах, ни о личной жизни. Со стороны даже может показаться, что ее у него вообще нет. Для него характерно очень большое стремление к независимости. Его устраивает только полная свобода. В деловой активности стремление к свободе сочетается с чувством ответственности. Нетребователен, а часто и безразличен к еде и ее оформлению. Увлекшись работой, отказывается от обеда. В быту скромен, согласен довольствововаться минимумом удобств. Часто имеет какое-либо увлечение, которому фанатично следует в течение длительного времени. При этом ему совершенно безразлично, что говорят о нем окружающие. Никогда не выпячивает свою жизненную позицию, живет своими интересами, не устраивающие его правила или приказания просто игнорирует. Большинству людей ЛИИ непонятен и от него стараются держаться на расстоянии.

Вашей сильной стороной является аналитический ум, структурное мышление, умение уловить закономерности любого явления. Вы настроены на объективность и справедливость, при оценке людей руководствуетесь их вкладом в общее дело, а не личными симпатиями. В деле, которым Вы занимаетесь, всегда выделяете главное, отбрасывая лишние, несущественные детали. Вы также умеете строго логично изложить материал, донести основную идею до слушателей.

Проанализировав идею, установив ее важность и перспективность, Вы становитесь ее активным сторонником. Ваша творческая интуиция питает ее постоянно все новыми и новыми вспышками.

Вы наделены также способностью бережного обращения с конкретными людьми. Вы умеете заметить человека в деле и помочь раскрыть его способности, вселить веру в собственные силы.

Основная проблема Вашей жизни - это неумение активно отстаивать свои интересы и слабая уверенность в себе в конкретных жизненных делах. Вам свойственна нерешительность, у Вас отсутствует мгновенная реакция на изменение ситуации. Неоперативность, нединамичность может Вам повредить. Старайтесь смелее предъявлять свои права, если Вы уверены в их обоснованности.

Займитесь теми видами спорта, которые вырабатывают решительность и быстроту реакции, - теннисом, горными лыжами, автомобилизмом, боксом. Обязательно чередуйте умственный труд с физическим. Вам рекомендуются упражнения на концентрацию внимания, а также занятия, которые развивают это качество, например сбор грибов, ягод, ловля рыбы. Вы нуждаетесь в моральной поддержке своих начинаний. В вашем окружении должны быть люди решительно и оптимистически настроенные, которые бы Вас время от времени подталкивали, помогали преодолеть пессимизм и неверие в свои силы.

Другая Ваша проблема - неумение общаться с людьми, далекая психологическая дистанция, которая воспринимается окружающими как сухость, черствость, отчужденность. Иной раз Вы сознательно обрекаете себя на одиночество. Не будьте мрачным и угрюмым. Чаще улыбайтесь, будьте приветливы, но не заходите слишком далеко - Вам трудно отказать людям. Осторожно выбирайте круг необходимых для Вас контактов, чтобы избежать переутомления и ненужных Вам этических проблем. Старайтесь не терять налаженных эмоциональных связей. Вы многим можете помочь своей рассудительностью и пониманием. Учтите, что не все могут так же успешно анализировать события и абстрагироваться от эмоций, как Вы.

Старайтесь воспитывать в себе нормы общепринятой этики и следуйте им повседневно. Считайтесь с интересами других людей. Старайтесь глубже вникать в проблемы каждого, если хотите, чтобы они с Вами сотрудничали. Помните, что человека обижает поверхностное, невнимательное отношение к нему.

» (Робеспьер, INTJ)

Описание по функциям

1. L — структурная логика

Умеет логично и убедительно излагать свои мысли. Строит схемы и концепции, четко отделяет главное от второстепенного. Разработав общую систему, конкретизирует ее, приближает к практике. Чистое теоретизирование, философствование, оторванные от жизни рассуждения — не для него. Правильность системы определяет по ее внутренней логической непротиворечивости. Формальные рамки системы легко видоизменяет. Предпочитает компактную, предельно сжатую информацию, хотя может и развернуть ее до необходимого объема. Хорошо видит возможности систем, формальных моделей и концепций. Дает объективную, часто нелицеприятную оценку их потенциалу. Частность умеет увязать с целым.

2. I — интуиция возможностей

Стремится улучшить или дополнить любую теорию или разработку. От его внимания не ускользают альтернативные идеи. Настойчиво восполняет пропущенные звенья интересующей его системы. Обладает способностью к генерации идей, мозговому штурму. Мыслит очень независимо. Разобравшись в проблеме, выдвигает принципиально новые решения. Идеи к нему приходят интуитивно — по догадке. Логика для него лишь способ оформления интуитивно полученной информации. Способен разобраться в запутанной, неясной проблеме. Интуитивно отыщет скрытые взаимосвязи. Недостаток фактов заменит воображением. Все глубже проникает в объект исследования.

3. R — этика отношений

Малообщительный человек. Ему очень трудно налаживать отношения с людьми. Делает усилие над собой, чтобы вести себя приветливо, входить в тесный контакт. Скрывает свою личную жизнь от посторонних. Не любит непрошенных гостей, не умеет их занять. В общении очень осторожен. Беседу поддерживает лишь тогда, когда она касается значимых для него тем. Дорожит уже сложившимися отношениями. Упорно сохраняет ту систему отношений, с которой свыкся. Не станет рвать отлаженные отношения, но и не будет цепляться за отношения, которые себя изжили. Безразличен к критике со стороны. Не боится отрицательного отношения к себе. С незнакомыми или непонятными ему людьми внутренне зажат, не чувствует, как себя с ними вести.

4. F — силовая сенсорика

Отношения между людьми оценивает по степени их легкости и не принужденности. Стремится к простым, демократичным отношениям. Тяжелые, напряженные отношения отбирают у него силы, делают пассивным. Мягкий и незлобивый человек, не обладает пробивной силой. Испытывает острую потребность в независимости, территориальной самостоятельности. Не умеет подчинять людей, плохо отстаивает свои повседневные интересы. В критических ситуациях нерешителен и неразворотлив. Хотя и сохраняет хладнокровие, но нуждается в подсказке, что и как делать. Игнорирует насилие, силовое давление. Очень уравновешен и выдержан. От него нельзя ничего добиться принуждением.

5. Е — этика эмоций

Его расслабляют и успокаивают дружелюбие, положительные эмоции. С удовольствием на них откликается, становится общительным и остроумным. Близким людям стремится доставлять радость. На близкой дистанции весел и приветлив. Свой оптимистический настрой передает партнеру. Если эмоции отрицательные, то откликается на них лишь тогда, когда считает их обоснованными. В противоположном случае отстраняется или пытается их погасить логическим анализом. Свои собственные эмоции включает, лишь когда переходит на близкую дистанцию или чувствует себя в привычной, освоенной обстановке. Иначе ведет себя холодно и отстраненно.

6. S — сенсорика ощущений

В быту скромен, согласен довольствоваться минимумом удобств. Однако действенная забота о его здоровье и комфорте поднимает строение, настраивает на оптимистический лад. Когда его бытовые и материальные проблемы решены, его энергичность возрастает — принимается за решение тех задач, которые были отложены до лучших времен. Стремится одеваться гармонично, без вычурности и искусственных украшений. Однако свой стиль находит не сразу. Чувствует себя неуютно, если одет нефункционально, неподобающим для ситуации образом. Когда его долго окружает дискомфорт, это ведет к накоплению отрицательных эмоций. Со временем его терпение может лопнуть, а., накипевшее» выплеснуться наружу.

7. P — деловая логика

Хорошо оценивает перспективы новых затей и предприятий. Посоветует, как наладить непривычное смелое дело, что необходимо предпринять для его успеха. Однако сам деловитостью и предприимчивостью не отличается. Колеблется в деловой активности, долго думает, прежде чем на что-то решиться. Поэтому то слишком осторожен и бездеятелен, то, наоборот, внезапно идет на риск, надеясь на везение. В конкретном труде то тщателен и все уточняет, то спешит скорее его закончить и приступить к следующей работе. Сырой результат его не смущает: если надо, впоследствии вернется назад и переделает. В интересующей его области хочет знать, как действуют люди, по каким технологиям работают. На основе этой информации решает, как действовать самому. Но приобретенные трудовые навыки быстро утрачивает.

8. T — интуиция времени

Чувствует свою зависимость от хода времени. На встречи и мероприятия приходит вовремя. Гордится своей пунктуальностью и организованностью. Умеет так рассчитать свои силы, чтобы намеченную работу закончить точно к назначенному сроку. Однако к началу работы обычно приступает с запозданием, поэтому ближе к концу ускоряет темп, из-за чего страдает объем или качество работы. Ищет такие методы труда, которые позволяют экономить время. Очень не любит, когда время тратится бесполезно. Предупреждает о своей занятости, о наличии множества дел, которые нельзя отложить. Над ним властвует судьба, которую он не в силах переломить. Только те дела у него удаются, которые он начинает своевременно. Быстро забывает прошлые неудачи, но и от будущего не ничего хорошего.

Внешние признаки
Внешность ЛИИ имеет ряд характерных особенностей, позволяющих хорошо идентифицировать этот тип личности даже на расстоянии. Для него очень характерно аскетическое лицо. Об аскетизме можно говорить по двум причинам. Во-первых, само строение лица часто напоминает средневековые профили своей угловатостью, сочетанием крупных частей лица (обычно нос) с малыми (обычно подбородок), а также скулами и надбровными дугами. Во-вторых, выражение лица на расстоянии всегда воспринимается как совершенно безэмоциональное, суровое, хмурое. Цвет лица, как правило, бледный, бескровный.

Мужчины этого типа тяготеют к коротким стрижкам. Фигура у ЛИИ в большинстве случаев худая. Очень характерный признак, позволяющий уверенно предполагать принадлежность человека к данному социотипу, прогиб фигуры назад, несколько выпяченный живот. Походка ЛИИ — неуверенная, несколько виляющая. Иногда даже складывается впечатление, что он не знает, куда идти. В минуты возбуждения он действительно мечется из стороны в сторону, как бы прокладывая путь в пространстве наощупь. Одевается ЛИИ (мужчины) неброско, не желая привлекать к себе излишнее внимание. Однако для него характерны колебания в стиле одежды. Иногда он бросается из крайности в крайность: то наряжается по моде, то является в «затрапезном» виде. Стиль одежды женщин этого типа можно назвать французским — в нем прослеживается подчеркнутая оригинальность, нестандартность, желание выделиться.

Манера общения
ЛИИ ведет себя с незнакомыми людьми очень сдержанно, отчужденно, соблюдает далекую психологическую дистанцию. Первым инициативу знакомства не проявляет. Его речь очень четкая, логическая. Материал излагает очень связно. Есть склонность выделять интонацией и ударением наиболее значимые слова. Вначале обычно высказывает абстрактное положение, а потом приводит конкретный пример, иллюстрирующий или подкрепляющий эту мысль. Возможен и обратный порядок: вначале приводится ряд примеров, а затем следует обобщающий вывод. Логика его речи, особенно когда отстаивает какие-либо идеи во время спора, очень жесткая, категоричная. Лишние подробности всегда отсекает, его интересуют лишь общие закономерности. Во время беседы или выступления проявляет эмоциональность, которую в нем поначалу трудно заподозрить. Эмоции по мере возбуждения приобретают сильный, драматический характер. Глаза вспыхивают фанатичным блеском. Тем не менее старается вести себя при этом подчеркнуто корректно. Беседу поддерживает только тогда, когда она ему интересна. Своего мнения по безразличным для него вопросам не высказывает, предпочитает отмалчиваться.

Особенности поведения
Внимательно относится к людям, всегда дает возможность человеку высказаться. Так как считает, что у каждого человека есть какие-либо способности, старается, по крайней мере, не мешать человеку раскрыть их. Очень терпим к другим точкам зрения. Не отвергает сразу ни одно предложение, старается проверить все на деле. В поведении очень скрытен: не распространяется ни о своих делах, ни о личной жизни. Со стороны даже может показаться, что ее у него вообще нет. Для него характерно очень большое стремление к независимости. Его устраивает только полная свобода.

В деловой активности стремление к свободе сочетается с чувством ответственности. Нетребователен, а часто и безразличен к еде и ее оформлению. Увлекшись работой, отказывается от обеда. В быту скромен, согласен довольствововаться минимумом удобств. Часто имеет какое-либо увлечение, которому фанатично следует в течение длительного времени. При этом ему совершенно безразлично, что говорят о нем окружающие. Никогда не выпячивает свою жизненную позицию, живет своими интересами, не устраивающие его правила или приказания просто игнорирует. Большинству людей ЛИИ непонятен и от него стараются держаться на расстоянии.

Рекомендации
Вашей сильной стороной является аналитический ум, структурное мышление, умение уловить закономерности любого явления. Вы настроены на объективность и справедливость, при оценке людей руководствуетесь их вкладом в общее дело, а не личными симпатиями. В деле, которым Вы занимаетесь, всегда выделяете главное, отбрасывая лишние, несущественные детали. Вы также умеете строго логично изложить материал, донести основную идею до слушателей.

Проанализировав идею, установив ее важность и перспективность, Вы становитесь ее активным сторонником. Ваша творческая интуиция питает ее постоянно все новыми и новыми вспышками.

Вы наделены также способностью бережного обращения с конкретными людьми. Вы умеете заметить человека в деле и помочь раскрыть его способности, вселить веру в собственные силы.

Основная проблема Вашей жизни — это неумение активно отстаивать свои интересы и слабая уверенность в себе в конкретных жизненных делах. Вам свойственна нерешительность, у Вас отсутствует мгновенная реакция на изменение ситуации. Неоперативность, нединамичность может Вам повредить. Старайтесь смелее предъявлять свои права, если Вы уверены в их обоснованности.

Займитесь теми видами спорта, которые вырабатывают решительность и быстроту реакции, — теннисом, горными лыжами, автомобилизмом, боксом. Обязательно чередуйте умственный труд с физическим. Вам рекомендуются упражнения на концентрацию внимания, а также занятия, которые развивают это качество, например сбор грибов, ягод, ловля рыбы. Вы нуждаетесь в моральной поддержке своих начинаний. В вашем окружении должны быть люди решительно и оптимистически настроенные, которые бы Вас время от времени подталкивали, помогали преодолеть пессимизм и неверие в свои силы.

Другая Ваша проблема — неумение общаться с людьми, далекая психологическая дистанция, которая воспринимается окружающими как сухость, черствость, отчужденность. Иной раз Вы сознательно обрекаете себя на одиночество. Не будьте мрачным и угрюмым. Чаще улыбайтесь, будьте приветливы, но не заходите слишком далеко — Вам трудно отказать людям. Осторожно выбирайте круг необходимых для Вас контактов, чтобы избежать переутомления и ненужных Вам этических проблем. Старайтесь не терять налаженных эмоциональных связей. Вы многим можете помочь своей рассудительностью и пониманием. Учтите, что не все могут так же успешно анализировать события и абстрагироваться от эмоций, как Вы.

Старайтесь воспитывать в себе нормы общепринятой этики и следуйте им повседневно. Считайтесь с интересами других людей. Старайтесь глубже вникать в проблемы каждого, если хотите, чтобы они с Вами сотрудничали. Помните, что человека обижает поверхностное, невнимательное отношение к нему.

Гуленко В.В., Молодцов А.В. — Введение в соционику

Логико-интуитивный интроверт (ЛИИ) – это один из соционических типов, также известный как «аналитик». Типичным представителем такого типа является Максимилиан Робеспьер . Его дуал – этико-сенсорный экстраверт (энтузиаст) Виктор Гюго.

Описание психотипа по Вайсбанду

«Мыслю – следовательно, существую». Человек с развитой логикой, сильной способностью к анализу. Умеет логически докопаться до сути явлений, вскрыть их внутреннюю структуру. Представитель этого типа – Карл Густав Юнг – разработал основы типологии, используемой в соционике. «Провидение создало меня для тихой кабинетной работы, отдав ей весь восторг моей души», – говорил Томас Джефферсон, за время президентства которого территория США чуть ли не удвоилась. Все жизненные ситуации рассматривает с логической точки зрения.

«Справедливость – моё ремесло». Тип революционера или политического заговорщика. В конфликтной ситуации организует комитет по борьбе с обидчиком. Считает, что в мире всё должно быть логично, а следовательно, справедливо. Способен пренебречь собственной выгодой и безопасностью, защищая обиженного. Предъявляет к себе повышенные требования. Не заботиться о нём нельзя – он просто доведёт себя до истощения. Гарибальди, Робеспьер, Дзержинский, Джефферсон – революционеры, посвятившие себя идее.

Аскет. Имеет крайне неуступчивый вид. Нередко – пронзительный взгляд из-под нависшего лба. Закаляет себя, приучая к холоду, голоду, лишениям и неодобрительному отношению окружающих. Единственное, в чём он охотно подчиняется партнёру, – это в вопросах одежды, вкуса, быта. Необходимость самому этим заниматься его раздражает. Обычно не замечает, во что он одет. Не терпит никакого командования. Его можно вовлечь в работу не прямым указанием, а тем, что начать суетиться, делать много лишних движений. После этого он включается, и работа идёт быстро, логично и хорошо. Сам он не очень инициативен, замкнут и молчалив.

Неженка. Его самоотверженность при защите справедливости становится особенно поразительной, если учесть, что он питает отвращение ко всему, что нарушает тишину и размеренный ход его жизни. Он очень заботливо относится к своему здоровью. Так Рене Декарт «рассматривал здоровье тела как основное из благ этой жизни после истины». В юности часто склонен к весёлому образу жизни с друзьями, картами, попойками. Затем приходит к выводу, что ему нужно. Не особенно честолюбив, но не терпит, когда его обходят по службе – из того же чувства справедливости. Оказывается в особо тяжёлой ситуации, попав к начальнику, которого не уважает.

«Тот жил счастливо, кто хорошо укрылся». Довольно скрытен, не любит непрошеных визитёров. На замечания реагирует резко, но иногда скрывает раздражение за несколько искусственной улыбкой.

© 1986 Вайсбанд И. Д. «Рабочий материал по соционике».

Описание психотипа по Панченко

Наиболее сильной, программной функцией является логика отношений, что придаёт этому типу рассудительность, логичность даже в эмоционально-этических вопросах. В связи с этим даже в отношениях он ориентируется не на симпатии и антипатии, а на категории, основанные на разуме: справедливость, равенство, целесообразность.

Творческой функцией этого типа является интуиция возможностей, которая заставляет его использовать свою первую функцию – логику – для решения абстрактных, теоретических проблем.

Ролевая функция Робеспьера – этика отношений – проявляется в попытках установить нормированные, регламентированные соображениями справедливости отношения. Не уверен в истинном отношении к нему людей.

Четвёртая, болевая функция – волевая сенсорика – делает его болезненно восприимчивым к грубостям, крикам и тирании со стороны окружающих.

Суггестивной функцией является этика эмоций, что делает его тип высоко внушаемым в вопросах, связанных с обеспечением психоэмоционального фона. С благодарностью воспринимает эмоциональную поддержку и одобрение со стороны партнёра.

Шестая функция – сенсорика ощущений. Очень нуждается в том, чтобы кто-то постоянно удовлетворял его сенсорные потребности и заботился о здоровье, отдыхе.

Седьмая функция – логика действия. Особого внимания вопросам, связанным с алгоритмом, детальной проработкой дел сегодняшнего дня не уделяет, однако до той поры, пока это не противоречит логике развития перспектив его дела.

Восьмая функция – интуиция времени. По этой функции даёт вежливые советы окружающим относительно (не)своевременности какого-либо дела, уместности в данный момент, ориентации в потоке времени.

© 1992 Панченко А. Л. «Алгоритм развивающего валеологического рефрейминга».

Описание психотипа по Стратиевской

Блок «эго». 1-я позиция. Программная функция. Логика соотношений

«Справедливость – моё ремесло». Представитель этого типа – всегда страстный борец за справедливость. Считает, что всё в мире должно быть логично и, следовательно, справедливо. Часто размышляет о создании государства абсолютной справедливости, об установлении власти, которая должна начать свою деятельность с суровой кары всех, кто ведёт неправедную жизнь, то есть нарушает принципы справедливости (идея «Страшного суда»). Любой из представителей этого типа разделяет мысль, высказанную в американской Декларации независимости: «Все люди созданы равными, наделены Богом некоторыми неотъемлемыми правами, среди которых жизнь, свобода, стремление к счастью».

По натуре глубоко демократичен, поскольку понимает демократию как возможность выбора. Считает, что только тогда общество имеет право требовать от человека полной ответственности за его поступки, когда каждый член общества получает полное право свободы выбора в своих действиях. Считает, что дисциплина в обществе должна быть основана не на страхе, а на совести. Поэтому и наказание «правонарушителя» рассматривает как воспитание его совести, то есть для его же блага. Робеспьер обычно придерживается мнения, что любое наказание только тогда действует эффективно, когда человек осознаёт свою вину.

Робеспьер старается продуманно и целенаправленно выбирать меры дисциплинарного воздействия. Обычно его наказание заключает в себе элемент воспитания: провинившемуся обязательно должна быть убедительно доказана его вина. Доказательство вины Робеспьер обычно выстраивает настолько логично и настолько чётко его аргументирует, что, как правило, очень трудно ему в этом возражать. (Хотя бы потому, что все доказательства Робеспьера, по сути, сводятся к идее «высшей справедливости» и понятию «объективной истины», а переубедить его и доказать, что его идеи – всего лишь абстрактные понятия, по которым нельзя мерить конкретные условия и обстоятельства ситуации, невозможно, поскольку такая точка зрения, по его мнению, приводит к неразберихе и хаосу, что он считает очень опасным для общества.) Свою правоту всегда только доказывает.

Уговаривать, а тем более просить не любит. Повышенные требования к другим обычно предъявляет только тогда, когда сам им соответствует.

«Мыслю – следовательно, существую». Робеспьер от природы наделён сильно развитой логикой и способностями к аналитическому мышлению Любит рассуждать о различных моделях, структурах, схемах и классификациях. В любых явлениях ищет и находит первопричины существующих противоречий и нелогичностей. Стремится к логической гармонии и логическому порядку. Главное требование его логической программы – объективная истина, критерием которой считает не столько практику, сколько целостность и логическую стройность. «Истина – это целое» (Гегель).

Все житейские и этические ситуации рассматривает с точки зрения логики. Причём лишние (по его мнению) подробности обычно отбрасывает, обращая большее внимание на общие закономерности («глобальная логика»). Высоко развито чувство защиты справедливости. Защищая несправедливо обиженного, нередко пренебрегает собственной выгодой и безопасностью. Из соображений защиты справедливости он может отказаться от блестящей профессиональной карьеры и переключиться на общественную деятельность (академик А. Д. Сахаров).

Робеспьеру свойственно ставить интересы истины и справедливости выше своих личных интересов и интересов своей семьи. Принимая решение, Робеспьер в первую очередь считается со своей собственной совестью и менее всего склонен зависеть от чужого мнения и признанных в обществе авторитетов. Принимая для себя какую-либо идею, Робеспьер становится её последовательным сторонником и служит ей самым фанатичным образом: подчиняет этой идее все свои мысли и действия, подчиняет ей весь свой образ жизни.

С общественным мнением в такой ситуации он, как правило, менее всего склонен считаться. Если в результате борьбы за идею он попадает в условия, при которых его идея совпадает с преобладающим мнением общества (например, Робеспьер-диссидент наконец-то попадает в «свободную страну»), то в этом случае он испытывает некоторое разочарование необходимостью жить «как все». Робеспьер чувствует себя несколько опустошённым, когда из его жизни уходит элемент «борьбы за идею».

Состояние борьбы для него уже становится слишком привычным, оно ему уже необходимо как норма жизни. В этом случае Робеспьер готовится к поиску новой, прогрессивной идеи, способной «осчастливить» общество. И даже если новая идея не так грандиозна, как предыдущая, и не требует такого самоотречения, он с готовностью заполняет ею образовавшуюся пустоту. (Робеспьер, как правило, не отвлекается на мелкие, «игрушечные» идеи. Если не находит для себя достаточно «масштабной» идеи, позволяет себе жить «как все».)

Робеспьер всегда политически активен (качество, присущее всем представителям 1-й и 2-й квадры). Его всегда волнуют проблемы общества, в котором он живёт, волнуют социально-гуманитарные проблемы окружающей его среды.

Робеспьер обычно непоколебим в своих суждениях. Уверен, что разумное не может быть плохим, «знания спасут мир». Робеспьер – специалист не столько по расширению человеческих знаний, сколько по их углублению. Постоянно находится в поиске новой информации, обращает внимание на достоверность источников информации. Если нужно узнать что-то важное, то предпочитает не расспрашивать знакомых, а обратиться к справочнику, книге, расписанию и т. п. Опасается пользоваться сомнительной информацией. «Провидение создало меня для тихой кабинетной работы» (Томас Джефферсон). Общение с книгой для него иногда бывает предпочтительнее, чем общение с друзьями.

Блок «эго». 2-я позиция. Творческая функция. Интуиция возможностей

Выступая как созидатель проекта абсолютной справедливости и созидатель теории объективной истины, Робеспьер в каждой конкретной ситуации ищет и находит возможности для реализации своей логической программы. «Можно создать общество идеально справедливого строя, если…» Далее выстраивается проект условий, которые нужно искусственно создать в обществе, и к которым нужно подтянуть каждого из его членов. Логическая программа Робеспьера всегда реализуется посредством поиска возможностей, приспосабливающих конкретные существующие условия к некоему абстрактному проекту.

Генерируя свои социальные идеи, Робеспьер абстрагируется от частных обстоятельств, считая, что их можно и изменить и приспособить. В результате его идеализированные теории сталкиваются с реальными противоречиями конкретных социальных условий и часто реализуются в искажённой, иногда и извращённой форме (если вообще реализуются). Социальные идеи Робеспьера тем лучше и успешней реализуются, чем слабее противоречие между его теорией и реально существующими в обществе условиями. История показывает: чем выше уровень материального благосостояния общества, тем легче прививаются в нём идеи всеобщего («робеспьеровского») равенства и справедливости (В качестве примера можно сравнить «робеспьеровский социализм» времён Великой французской революции и периода «военного коммунизма» в России с социализмом, принятым в современной Швеции, которую на сегодняшний день можно считать образцом реализации «робеспьеровской» социальной теории.) Логическая программа Робеспьера тем успешнее реализуется, чем успешнее идёт поиск возможностей в каждой конкретной ситуации, что достигается благодаря гибкости и манипулятивности робеспьеровской интуиции возможностей, которая творчески использует такие «инструменты», как «метод индивидуального подхода» и «метод выравнивания возможностей», которые сводятся к координации индивидуальных возможностей. Слабый подтягивается до сильного, «последний да будет первым», «кто был никем, тот станет всем». Возможности же сильного, в свою очередь, ограничиваются настолько, что становятся доступны слабому. В результате такой координации общество превращается в социальный строй, при котором «пышным цветом расцветает посредственность».

Нет ярко выраженных противоречий, но зато редки и ярко выраженные индивидуальности. Робеспьер координирует возможности в окружающем его обществе всегда относительно собственного представления о «справедливости» и «объективной истине». В силу этой причины оба эти понятия приобретают глубоко субъективную окраску. Так, один представитель этого типа считает необходимым дать своим детям всестороннее образование (не хуже, чем у других) и тем самым предоставить им достаточное количество возможностей найти своё место в жизни. Другой посчитает для себя нормальным обеспечить каждого взрослого члена своей семьи личным автомобилем, но дорогостоящее всестороннее образование для своих детей сочтёт непозволительной роскошью, да ещё и будет осуждать соседа, который тратит последние деньги на эстетическое воспитание.

У каждого из представителей этого типа своё субъективное представление о «норме» и «роскоши», сформировавшееся под влиянием полученного воспитания и сложившейся ментальности, относительно которого он и координирует распределение возможностей (и материальных благ) как для себя, так и для своего окружения. «Человек сам себя воспитывать обязан», – развитию личных способностей Робеспьеры обычно уделяют довольно серьёзное внимание, но, как правило, всегда стараются это делать с учётом реальных возможностей применения индивидуальных способностей. Например, если взрослый человек переквалифицируется на какую-либо «практичную» специальность, Робеспьер это только приветствует. Но если человек в зрелом возрасте тратит последние деньги на своё личное обучение музыке или рисованию, такое поведение ему покажется, мягко говоря, легкомысленным.

Обычно Робеспьер довольно точно оценивает объективные условия в каждой конкретной ситуации, равно как умеет оценить и индивидуальные возможности человека. Умеет просчитывать объективные и субъективные шансы, исходя из оценки ситуации, всегда знает, кому и что «светит» и при каких условиях.

Прекрасно умеет оценить собственные возможности. Если нет подходящих условий для применения своих способностей, и нет возможности повлиять на эти условия (революций в ближайшее время не предвидится), Робеспьер ждёт более благоприятных обстоятельств, либо пытается адаптировать свои субъективные возможности к уже существующим объективным условиям. В любом случае, никогда не позволяет себе ныть из-за собственной неудачливости, хотя чужой, незаслуженной, по его мнению, везучести вполне может позавидовать. Может анализировать опыт собственных неудач, но старается не признавать их открыто. (Качество, свойственное многим интуитам. Смысл его заключается в том, чтобы не таскать за собой груз прежних неудач – это мешает будущему успеху, занижает самооценку человека, «комплексует» его.)

К своим неудачам и жизненным неурядицам умеет относиться «философски». Представитель этого типа обычно считает, что кроме уже известных условий и обстоятельств, кроме видимых закономерностей, в мире существуют скрытые, невидимые законы, влияющие на реальный ход событий и составляющие с видимыми закономерностями единое целое. Робеспьер умеет за отдельными фактами увидеть общие закономерности.

Блок «суперэго». 3-я позиция. Нормативная функция. Этика отношений

В общении Робеспьер достаточно отзывчивый, вежливый и доброжелательный человек. Старается быть корректным и учтивым со всеми без исключения. Видит в этом этическую норму, обязательную для себя и для всех. Старается никому не мешать и не создавать дополнительных проблем. Защищает как свои, так и чужие права.

Отгораживается от неудобных отношений. Неприятному общению предпочитает приятное, интеллектуально содержательное уединение. В общении прост, не любит условностей и церемоний. Если человек ему несимпатичен, не считает нужным этого скрывать. Терпеть не может вынужденного общения, «визитов вежливости» – для этого он слишком дорожит своим временем и душевными силами. Не любит, когда насильно домогаются его дружбы.

Очень восприимчив к любому проявлению фальши и лицемерия (это вычисляет логически и чувствует интуитивно) – с такими людьми очень холоден, моментально устанавливает далёкую дистанцию. Очень памятлив на обиду, на любое проявление бестактности и несправедливости по отношению к себе и другим. Формировать собственные этические отношения Робеспьеру довольно трудно.

Робеспьер часто пытается поставить знак равенства между двумя этими понятиями, абстрагируясь от таких «этических условий», как личное право на добрую услугу, за которую можно ожидать ответных услуг, но нельзя их требовать. Возводя «объективную справедливость» в эталон этики, Робеспьер абстрагируется от этических прав, но настаивает на выполнении этических обязательств.

Добрая услуга, в его понимании, обязана быть соответственно вознаграждена – в противном случае это будет несправедливо. (Например, одна из представительниц этого типа, работающая на маленьком частном предприятии, якобы от имени всех служащих, потребовала, чтобы праздничные премиальные выдавались не в форме мелких и дешёвых подарков, а в форме солидных денежных вознаграждений, как это делается в крупных государственных компаниях: «Чем мы хуже других? Почему другие на праздники получают денежные премии, а мы – карамельки и домашнее печенье?! Разве это справедливо?»)

Робеспьеру свойственно не допускать никаких этических уступок, если по отношению к нему, равно и к кому-либо другому, поступают несправедливо. Если же при всём старании ему не удаётся восстановить справедливость в условиях её вопиющего нарушения, постарается выйти из ситуации с наименьшими для себя потерями: в некоторых случаях сам себе компенсирует ущерб – самовольно забирает то, на что, как ему кажется, он имеет право («джунгли есть джунгли»).

В случае, если не удаётся самому взять «компенсацию», может открыто потребовать возмещения убытка, поскольку ни при каких обстоятельствах не желает его терпеть. Именно поэтому у Робеспьера понятия материального и морального ущерба часто подменяются одно другим. Пример: студенты устроили вечеринку вскладчину. Девушка-Робеспьер оценила аппетит своих товарищей и, почувствовав себя материально (и морально) обделённой, попросила компенсировать ей «переплату» в общий вклад на основании того, что алкогольных напитков она не употребляет, а мясного и сладкого не ест вообще. В результате девушку выставили из компании, причём она так и не поняла, за что. Разумеется, этичность Робеспьера во многом зависит от ментальности, от полученного воспитания и от тех этических ценностей, на которые он психологически сориентирован.

Но он также сориентирован и на этику своего дуала Гюго , которая как раз и базируется на принципах этической справедливости (поскольку рассчитана на восприятие её Робеспьером), и в первую очередь контролирует этичность в распределении возможностей: будучи наделённым равными правами, нельзя злоупотреблять неравными возможностями – грубо говоря, тот, кто может есть быстро, обязан считаться с возможностями того, кто ест медленно. В противном случае общество начинает жить по «закону джунглей».

Робеспьер никогда не позволит себе первым злоупотребить собственными возможностями – это противоречит его логической программе. Робеспьер считает неэтичным злоупотребление не только индивидуальными возможностями, но и индивидуальными правами, даже если они, казалось бы, распределены одинаково справедливо для всех: «Нам пришлось поменять квартиру из-за этой музыкальной семейки! Конечно, это их право играть с утра до вечера, но мы тоже хотим жить спокойно!.. Нашему ребёнку разве не нужно засыпать вовремя?!»

К чести Робеспьера следует отметить: решая свои проблемы, он всегда считается с правами и удобствами окружающих. Исходя из этических соображений, Робеспьер контролирует справедливое (равное) распределение материальных благ для всех членов общества без исключения. Например, если в его семье воспитываются приёмные дети, они наделяются в точности такими же правами и обязанностями, как и его собственные. («…Мы с сестрой устроили пикник для детей: всю еду разделили на равное количество – каждому досталось по 2 котлеты и 1 пирожку. Так вот, моему племяннику 1 пирожка показалось мало, и он потребовал добавки, да ещё и истерику закатил!..»)

В любой этической ситуации Робеспьер опирается на принципы, построенные на взаимном уважении, соотношении и соизмерении собственных прав с правами и возможностями окружающих. И именно поэтому лучшим партнёром для Робеспьера является его дуал Гюго , чья этика отношений базируется на тех же этических принципах. Именно поэтому Гюго – единственный из всех социотипов-этиков, кому Робеспьер может полностью доверять, с кем он не чувствует себя обделённым, ущемлённым в правах или несправедливо обиженным. С представителями других психологических типов Робеспьер не находит полного взаимопонимания.

Блок «суперэго». 4-я позиция. Мобилизационная функция. Волевая сенсорика

Робеспьер нетерпим к любому проявлению насилия и произвола, поскольку считает их первопричиной несправедливости, а следовательно, и первопричиной всех бед.

Нетерпимый противник несправедливых, по его мнению, основанных на насилии диктатур, Робеспьер повсеместно насаждает «диктатуру справедливости», основанную на воспитании «этически справедливого» самосознания. Насилие применяется только к тем, кто не в состоянии воспитать в себе таковое этическое качество, то есть только по отношению к «хищникам». Робеспьер считает, что волевое воздействие правомерно, если оно справедливо. Злоупотребление силой, властью, влиянием Робеспьер осуждает. Не терпит грубого нажима, авторитарности, командного тона. Сопротивляется любой попытке насильственного влияния – и волевого, и этического.

Очень критичен к методам грубого и дешёвого воздействия. Робеспьера невозможно подчинить волевому давлению. Всякая попытка надавить на него неминуемо ведёт к конфликту. Не поддаётся грубому нажиму даже тогда, когда это угрожает его жизни. Не позволит унизить себя, не позволит «взять себя за горло» – лучше умрёт. Не позволит ущемить себя в правах – сразу демонстративно сопротивляется этому (своего рода предупредительная мера).

Робеспьер не только не терпит насилия – он постоянно старается оградить себя от насильственного воздействия. Поэтому мера его защиты обычно намного превышает меру воздействия на него. Например, Робеспьер может отказать ближайшему родственнику в единичной, пустяковой услуге только из предположения, что таковые услуги могут войти в систему отношений, и тогда его уступчивость станет для всех нормой поведения, а это уже несправедливо по отношению к нему.

Защита своих территориальных прав для Робеспьера также очень важный вопрос. Робеспьер согласен выглядеть сколь угодно негостеприимным, невежливым и неучтивым, но он не позволит постороннему войти в свой дом «чемоданом вперёд». Опасается непрошеных визитёров, поскольку они крадут его время, его место, посягают на его личную свободу.

Робеспьер чувствует себя беззащитным в ситуации внезапного волевого давления. В этом случае он часто неожиданно для себя проявляет «непростительную уступчивость», которую впоследствии анализирует, стараясь впредь быть предусмотрительным и не повторять подобных ошибок.

Робеспьер боится подать повод к волевому воздействию на себя, поэтому иногда стремится выглядеть человеком без слабостей («Железный Феликс»). Не любит, когда играют на его слабостях. Терпеть не может нытиков, не позволяет разжалобить себя (не любит дешёвых этических трюков). Никогда не позволяет себе проявлять силу по отношению к слабому.

Старается воздействовать словом и убеждением. Физическое наказание применяется им как самая крайняя мера, Робеспьеру трудно говорить приказным тоном, властные интонации ему не свойственны, хотя когда вспылит, бывает резковат. Перед начальством не робеет, держится с достоинством, не заискивает («Служить бы рад, прислуживаться тошно»). Если на него повышают голос, как бы сразу «отключается». Часто создаётся впечатление, что он даже не реагирует на предъявляемые ему обвинения.

Демонстративно игнорирует назойливые советы и нравоучения, особенно опасается и недолюбливает тех, которые всегда «знают, как надо».

Робеспьеру очень трудно настаивать на своём, трудно быть напористым – он слишком хорошо знает, что это не его метод. Всегда неприятно демонстрировать свою власть, волю, решительность. Быть настырным себе не позволяет никогда и очень не любит это качество в других. Обычно испытывает неловкость всякий раз, когда его волевые качества обсуждаются посторонними людьми. Как правило, старается избегать разговоров на эту тему. Борьба за свои права требует от Робеспьера постоянного перенапряжения сил, что, в свою очередь, нередко приводит его к физическому переутомлению – состояние, которое ему очень неприятно, и которого он старается не допускать.

Регулирует режим своих нагрузок: старается рассчитывать свои силы и возможности, сопротивляется перегрузкам; чувствуя упадок сил, старается своевременно отдохнуть (инстинкт самосохранения).

Робеспьер сопротивляется даже перенасыщенной развлекательной программе. В случае, когда партнёром Робеспьера становится его дуал Гюго , проблемы перегрузок, перенапряжения, волевого напора и волевой защиты решаются самым естественным образом: Гюго заряжает Робеспьера своей энергией, своей активностью, постоянно поддерживает в нём эмоциональный и физический тонус, подбадривает его, не позволяет ему раскисать, задаёт ему очень гибкий режим физических и эмоциональных нагрузок, поддерживает в нём состояние оптимальной активности и возбуждения. Гюго – единственный, кто может очень точно и естественно возбудить активность Робеспьера; единственный, кто может его легко расшевелить, раззадорить, раздразнить и развлечь, легко расслабить, легко успокоить, может создать ему оптимальные условия для полноценной работы и отдыха.

Защищая интересы Робеспьера, отстаивая его идеи и взгляды, Гюго способен с лёгкостью преодолеть самые, казалось бы, непреодолимые трудности. Когда Гюго и Робеспьер отстаивают интересы справедливости, для них просто не существует преград и препятствий. Как показывает история, идеи Робеспьера легко завоёвывают популярность при поддержке волевого напора Гюго.

Блок «суперид». 5-я позиция. Суггестивная функция. Этика эмоций

Робеспьеру свойственно подчинять свои эмоции рассудку. Часто он производит впечатление человека твёрдого, несгибаемого, рассудительного и подчёркнуто сдержанного. Очень не любит состояния эмоционального перенапряжения. Тяжело переносит ссоры, истерики, скандалы – это сто́ит ему большого расхода сил.

На начальном этапе отношений Робеспьеру свойственно соблюдать далёкую дистанцию, которая сокращается только тогда, когда он убеждается в совпадении этических принципов партнёра с его собственными убеждениями. Если информация не кажется ему достаточно убедительной, склонен испытывать чувства своего партнёра.

Доверяет тому человеку, который не только выражает ему свою симпатию, но и проявляет заботу о нём. Любит, заботясь, и заботится, любя. Робеспьер не любит выяснять отношения – зачем? Он и так знает, как человек поступит в следующую минуту (хорошая интуиция), всегда чувствует, как к нему относятся, по тому эмоциональному индикатору, который заложен в его подсознании и настроен на эмоциональный режим его дуала Гюго . Эмоции, не выдерживающие проверки его «индикатором», воспринимаются как неадекватные: кажутся либо преувеличенными, либо недостаточно выраженными, либо слишком демонстративными, либо неискренними или фальшивыми.

Иногда Робеспьер производит обманчивое впечатление человека бесчувственного и не способного к состраданию. На самом деле он способен сопереживать даже малознакомому и совершенно постороннему человеку, хотя может и члену своей семьи отказать в помощи, если видит, что эта помощь расценивается не так, как надо (например, как уступка, продиктованная слабостью), либо используется не так, как надо (например, для покупки предметов роскоши).

К настроению окружающих подключается очень осторожно. В компании малосимпатичных ему людей держится скованно и замкнуто. Только попадая в обстановку непринуждённого веселья, искреннего радушия, душевного тепла и уюта, начинает «оттаивать», расслабляется, заряжается общим настроением, становится обаятельным и интересным собеседником. Начинает буквально искриться весельем, улыбается обаятельнейшей, «солнечной» улыбкой, тонко и изящно шутит, с удовольствием развлекает компанию всякими забавными историями, которые обычно хочется запомнить и потом ещё кому-нибудь пересказать.

Пребывая в состоянии эмоционального подъёма, Робеспьер очень быстро завоёвывает симпатии, с лёгкостью становится душой компании и способен любой вечер сделать незабываемым. Внешняя холодность и суровость Робеспьера – это не более, чем защитная оболочка его легко ранимой души. И лучше всего это понимает именно дуал Робеспьера – Гюго>. Неприступная сдержанность Робеспьера не только возбуждает любопытство Гюго (который нередко находит удовольствие в том, чтобы преодолевать, казалось бы, непреодолимые трудности) – она служит своего рода «пробным камнем» для поиска психологически совместимого партнёра.

Для того чтобы растопить эти внешние «льды», требуется огромное душевное тепло, выраженное в эмоциональном потоке определённого качества и характера. Со свойственными ему душевным пылом и энергией Гюго штурмует эту «неприступную твердыню» так, что вся робеспьеровская «холодность» рассеивается как дым. Гюго, хотя и не сдерживает себя в проявлении эмоций, всё-таки делает это достаточно тактично (Робеспьер не допускает насилия над собой). Гюго проявляет свои эмоции очень эстетично, интеллигентно, со вкусом, с постоянной заботой о чувствах и об удобствах своего партнёра. Гюго – единственный из всех типов этиков-сенсориков, способный эмоционально воздействовать на Робеспьера самым оптимальным образом. Только в обществе Гюго Робеспьер чувствует себя по-настоящему спокойным, защищённым. Только рядом с ним он может по-настоящему расслабиться.

Блок «суперид». 6-я позиция. Активационная функция. Сенсорика ощущений

Робеспьеру очень важно чувствовать постоянную заботу со стороны партнёра. В его понимании любить – значит, заботиться. Если партнёр не проявляет должного (по мнению Робеспьера) внимания к его ощущениям, удобствам и комфорту, чувствам такого партнёра Робеспьер не верит. Чем больше заботы и опеки он получает, тем с большей готовностью исполняет желания своего партнёра, тем активнее участвует в решении его проблем.

Робеспьера крайне раздражает необходимость самому заниматься организацией быта, комфорта, уюта – это отвлекает его от более важной, творческой работы. В бытовых мелочах уступчив, неприхотлив, старается не вникать слишком глубоко в домашние дела. Женщина-Робеспьер (даже если она только домохозяйка) также считает домашнюю работу делом второстепенной важности.

Необходимость поддерживать порядок на должном уровне её часто раздражает: ей всегда кажется, что она тратит на это слишком много сил и времени; кроме того, ей часто кажется несправедливым брать на себя все заботы по дому – пусть другие тоже помогают. Робеспьер может с удовольствием заниматься домашними делами при условии, что они не мешают ему думать.

Среди представительниц этого типа много рукодельниц и кулинарок, которые неплохо справляются со своим делом на том уровне, когда автоматическое выполнение работы не наносит особого ущерба её качеству: «Руки работают, а голова думает свою думу». Хозяйка-Робеспьер может целый день выполнять какую-то несложную автоматическую работу и не почувствует себя усталой. С удовольствием готовит праздничный стол, хотя в гости приглашает только ограниченный круг самых близких людей.

Представители этого типа одеваются неброско, часто консервативно по стилю, в одежде предпочитают нейтральные и сдержанные тона. «Неброскость» одежды Робеспьера иногда переходит в раздражающую тусклость. Как и все интуиты, они часто используют не самое удачное сочетание цветов (серое с тускло-оранжевым, серое с болотно-зелёным и т. д.) Робеспьер совершенно преображается, когда его гардеробом начинает заниматься Гюго : одежда подбирается с таким расчётом, чтобы самым выгодным образом подчеркнуть его естественную привлекательность. Без эстетической опеки Гюго Робеспьер часто выглядит этакой невзрачной «серой мышкой».

Здоровый образ жизни для Робеспьера не самоцель, а непременное условие хорошей работоспособности. Если способен много работать и не уставать – значит, здоровье в порядке, и нечего об этом много думать. Предпочитает, чтобы о его здоровье заботился партнёр, поскольку подсознательно настроен на сенсорику ощущений своего дуала Гюго , для которого забота о здоровье своих близких – дело первостепенной важности.

Блок «ид». 7-я позиция. Наблюдательная функция. Деловая логика

Идеи всеобщего равенства и справедливости Робеспьер переносит и в сферу деловых отношений. Поэтому область его наблюдений в первую очередь касается вопросов справедливого распределения материальных благ и справедливых производственных отношений. Вопросы соблюдения взаимных обязательств, вопросы справедливости трудовых соглашений, защита прав трудящихся, справедливые условия труда – именно это его волнует и интересует в первую очередь.

Робеспьер в числе тех, кто независимо от личных условий и удобств будет всегда отстаивать права коллектива. Именно он по собственной инициативе будет требовать от работодателя улучшения условий труда и повышения заработной платы для всех членов коллектива соответственно изменению индекса цен и повышению производительности труда. Будет добиваться справедливого распределения норм выработки, будет требовать справедливой выплаты больничных и отпускных. Защита прав человека для Робеспьера имеет первостепенную значимость.

Но в некоторых случаях, когда Робеспьер окончательно убеждается, что честными методами ему свои права не защитить, он начинает чувствовать себя своего рода Робин Гудом и позволяет себе отвоёвывать причитающиеся ему блага не вполне законными и не вполне честными методами (причём в этом Робеспьеру помогает его сильная интуиция времени). Пример: одна из представительниц этого типа, отчаявшись отстоять свои права, вынудила себя уволить именно в такое время, когда по закону её никто не имел права увольнять, в результате чего фирме пришлось выплатить ей компенсацию в размере её полуторагодовой зарплаты.

Руководя коллективом, Робеспьер делает упор на воспитание творческой инициативы служащих и на раскрытие их способностей. Тщательно анализирует уровень квалификации, стаж, опыт работы, образование. Знает, от кого, какой уровень работы потребовать, и требует в соответствии с индивидуальными способностями. Любую инициативу старается поощрять и использовать в интересах всего коллектива. Быстро находит самый рациональный метод выполнения работы и охотно делится своим опытом с окружающими.

Обмен опытом и профессиональную взаимопомощь считает нормой отношений в коллективе. Свои производственные предложения никому не навязывает, но часто высказывается на эту тему. Отсутствие взаимопонимания и взаимопомощи в коллективе резко осуждает. Всегда старается поддерживать с сослуживцами ровные и корректные отношения. Считает, что психологический климат в коллективе не должен отрицательно влиять на его работоспособность. За хорошую работу хвалит редко. О хорошем много не говорит – считает это само собой разумеющимся. Часто обращает внимание на недостатки и нерешённые проблемы. Отчитываясь за проделанную работу, не забывает упомянуть о позитивных результатах.

Очень методичен, во всём старается найти систему – считает её непременным условием успешного выполнения работы. В работе отличается точностью, скрупулёзно прорабатывает детали. Просто так никому не доверяет, проверяет как себя, так и партнёров. Проверять его самого обычно излишне. Последовательный и упорный. Любое дело стремится довести до конца, на середине бросать не любит.

Не терпит, когда при одной незаконченной работе ему поручают другую. Не может вести несколько дел параллельно. Не любит выносить промежуточный результат своей работы на всеобщее обсуждение. Умеет рассчитать время выполнения своей работы. Всегда успевает её сделать к назначенному сроку.

Сопротивляется завышенным нормам дневной выработки (просто игнорирует их). Старается взять такое количество работы, которое сможет без перенапряжения выполнить к концу рабочего дня. От работы не отлынивает, своё рабочее время ценит и использует очень продуктивно и рационально, но эксплуатировать себя не позволяет и не позволит ужесточить себе условия труда.

Блок «ид». 8-я позиция. Демонстративная функция. Интуиция времени

Время Робеспьера принадлежит его интеллектуальному творчеству. Поэтому он очень ценит и своё, и чужое время. Пунктуален и очень ценит пунктуальность в других. Расчётливо и предусмотрительно планирует свой день. Его планы чаще всего реализуются именно так, как он их задумывает. Не любит спешки. Чувствует время и умеет разумно его распределять.

Не любит суеты, живёт в оптимальном жизненном ритме. В его движениях наблюдаются такая размеренность и такой рациональный автоматизм, что, казалось бы, работая не спеша, он успевает сделать очень много. Живя по принципу «поспешай медленно», Робеспьер везде поспевает и многое успевает.

Его кажущаяся медлительность глубоко рациональна и чаще всего оказывается самым оптимальным темпом. Благодаря этому качеству Робеспьер избавляет своего дуала Гюго от излишнего напряжения, спешки и суеты, задаёт ему оптимальный ритм действий, оптимальный временно́й режим, и тем самым расслабляет и успокаивает его. Робеспьер умеет выгодно использовать для себя возможности, которые ему предоставляет тот или иной период времени. Например, период вынужденной безработицы он может использовать на повышение квалификации, на приобретение другой профессии, на изучение иностранных языков или юридическое самообразование.

Робеспьер очень ценит своё свободное время. Для него это всегда подарок самому себе. И предпочитает использовать его на то, на что раньше у него не хватало времени: на свои творческие увлечения, на самообразование, на отдых, на приятный и интеллектуально насыщенный досуг. Забирать у Робеспьера его свободное время – всё равно, что лишать его этого подарка. Гюго , сориентированный на интуицию времени Робеспьера, умеет ценить чужое время и умеет защищать своё.

Хорошо видит исторические закономерности в жизни общества, видит «связь времён». Для Робеспьера характерно обращать внимание на негативные тенденции в окружающей его действительности. Со свойственной ему интуитивной проницательностью Робеспьер способен своевременно понять и глубоко проанализировать зарождающиеся социальные проблемы. Способен своевременно предостеречь от них общество и предложить самые оптимальные решения этих проблем.

Альтернативные названия: Аналитик, Декарт .
Базовые признаки : логик, интуит, интроверт, рационал .
Малые группы : Квадра - Альфа , клуб - исследователи , тип мышления - голографический , группа коммуникабельности - хладнокровные .
Признаки Рейнина : демократ, упрямый, предусмотрительный, эмотивист, стратег, статик, негативист, результатер (левый), веселый, рассудительный, квестим .
Дуальный тип: ЭСЭ-«Гюго» .

Описание социотипа ЛИИ-«Робеспьер»

Про них, наверное, можно сказать, что это люди анализа. Видимо, анализировать весь мир вокруг них и потом точно выдавать, как истинно правильно, они считают своим неоспоримым долгом. Из них могут получиться хорошие таксировщики и программисты, однако - не только.

Робеспьер воспринимает мир через мышление. Внешние объекты он понимает через систему внутренних взаимосвязей. У каждого Робеспьера сформирована (и в течение жизни продолжает формироваться) своя собственная система понимания, мнение о правоте, справедливости, это понимание опирается на опыт, нормы и может меняться в зависимости от конкретной ситуации.

Если в мире происходит что-то, что не соответствует мнению Робеспьера и вопрос для него является важным, то он будет искать, использовать разные возможности для устранения сей «неправильности и несправедливости». В случае неудач Робеспьер может отложить свои решения на какое-то время, но глобально он упорен и настойчив. Переубедить Робеспьера считается сложным. Для Робеспьера мир – интерпретируемая им система, в которой в нужный момент появится нужная возможность. Робеспьер склонен видеть потенциал в людях и в событиях, склонен видеть разные возможности, попадая в некую ситуацию, умеет выкручиваться и избегать сложностей.

Отношения между людьми Робеспьер анализирует с помощью логики, мышления. Свое отношение к людям (событиям и др.) также формируется с помощью логики. Робеспьер склонен пытаться проявить свое умение оказать давление, упорство, силу. Проявление силы – не самая сильная его черта, но это компенсируется умением видеть и использовать возможности для отстаивания своей правоты и ухода от агрессии извне. У Робеспьера может сложится мнение, что для того, чтобы быть принятым обществом, для социализации, требуется уметь проявлять уверенность, выглядеть настойчивым и, в тоже время, придерживаться этических норм общества. Этические нормы он видит, старается опираться на них в своем поведении. Уверенность и напор Робеспьеру проявить нелегко (особенно в новой для него ситуации), проявляется чаще эта уверенность через логические аргументы и объяснения ситуации через логику.

Робеспьеры любят общение, веселое и непринужденное. Робеспьеры обычно не придают особого значения своему внешнему виду, а также внешней обстановке и питанию. Однако проявление заботы о себе они любят и ценят, восхищаются вкусной и разнообразной кухней и людьми, которые умеют и любят создавать уют. Людей проанализировать сложно, анализируются отношения.

Робеспьеры не любят тратить деньги там, где можно сэкономить. У Робеспьера свое индивидуальное понимание того, как и куда нужно тратить деньги и как и сколько их нужно зарабатывать. Финансовый вопрос обычно принципиально важным для Робеспьера не является, интерес к занятию важнее, чем зарплата. Робеспьер чувствует время, может рассчитать его, однако нечетко, не по минутам и свои подсчеты не вербализирует. Этот процесс течет бессознательно. Они часто бывают предусмотрительными и рассудительными.

РОБЕСПЬЕР: ЛОГИКО - ИНТУИТИВНЫЙ ИНТРОВЕРТ, ЛИИ.

Наиболее сильная сторона Робеспьера - аналитическое мышление. Он стремится к познанию общих закономерностей, исследуя и анализируя факты. В своем сознании он выстраивает модель, которая соответствует его опыту, основанному на понимании сущности окружающих явлений. Если он нашел и понял глобальную идею - будет ею неукоснительно руководствоваться, даже невзирая на противодействие окружающих.

Работа для Робеспьера часто является главным делом жизни, многих представителей этого типа называют "трудоголик", поскольку, как правило, они отличаются высокой трудоспособностью. Робеспьер любит во всем точность и порядок, бывает скрупулезным и дотошным. Ему нравится все систематизировать и планировать. Приверженность работе зачастую носит для Робеспьера характер эгоизма, с которым он просто отдается любимому делу, не обращая внимание на окружающих. Заметим однако, что и на себя и свои потребности он также мало обращает внимания, что может привести его к изнурению.

Чтобы построить убедительную систему, подчиняющуюся законам логики, Робеспьер стремится проникнуть в сущность предметов и явлений, ищет изначальные причины происходящего. Жить без основополагающей идеи он не может, при этом для него важно быть убежденным в истинности собственных ценностей. Интуитивное проникновение в сущность мироздания постоянно ведет его вперед, но как только он достиг понимания одного, его тут же влечет другое. Только на короткое время он способен полюбоваться полученным результатом.

СОЦИОНИКА РОБЕСПЬЕР.

Робеспьер очень плохо переносит волевой нажим. Человек исполнительный и стремящийся к порядку, он тем не менее не станет выполнять распоряжения начальства, с его точки зрения неверное, не выносит грубости и хамства. С несправедливостью Робеспьер мириться не станет, отстаивая свои права, может порой проявить резкость.

Слабость сенсорной функции проявляется также и в низкой требовательности к бытовым удобствам, часто он в этом бывает просто аскетом, пользуясь самым малым, что только необходимо для самого скромного удовлетворения физических потребностей. При этом создает собственные системы оздоровления на основании чтения литературы, стремясь разобраться в сути возникающих медицинских проблем. Таким образом, ЛИИ и в самых слабых областях своей жизни старается использовать сильную аналитическую функцию. Неумение позаботиться о себе, своих физических нуждах иногда приводит его к физическому истощению. Поэтому ему нужен партнер, который умел бы тактично заботиться о нем.

В проявлении чувств Робеспьер сдержан , в этой сфере он чувствует себя неуверенно, поэтому придерживается норм, принятых в обществе. В общении с людьми осторожен, чтобы не оказаться в непонятной для него ситуации. Слабо разбираясь в эмоциональных тонкостях, ЛИИ предпочитает не вмешиваться в конфликты, по возможности избегая их. Плохо понимает, как утешить горюющего человека, в таких случаях просто отходит в сторону, чтобы ненароком не причинить дополнительные страдания. Обычно Робеспьер общается с людьми на далекой психологической дистанции, ему трудно понять, как к нему относятся, если это отношение не доказано какими-то поступками или реальной помощью.

В отношениях с представителями противоположного пола наибольшую роль играют этика и сенсорика. Для Робеспьера - это две слабые функции. Выразить свои чувства любви ЛИИ достаточно проблематично, к тому же сенсорика (в том числе и сенсорика ощущений) расположена в болевом канале. Это является основной соционической причиной возникновения сложностей в любовной сфере и в области интимных отношений для этого психотипа. Многие Робиспьеры сторонятся представителей противоположного пола, особенно завлекающей эмоциональной игривости последних, предпочитая интеллектуальное общение, в котором они чувствуют себя достаточно компетентными. Им ближе общение равноправных партнеров со сходными убеждениями.

ПСИХОТИП РОБЕСПЬЕР.

Поэтому они не откликаются на простое, теплое и милое общение, пренебрегают веселым легкомыслием, видя в нем слишком сильную приземленность,- это все представляется мещанством, к которому они относятся с презрением. А на самом деле - убирают свои желания в подсознание, презирают, но не по существу, а потому, что сами не компетентны и не признаются себе в этом. Сами себя стесняются из-за болевого характера сенсорики, подавляют в себе то, что им кажется низменным. Поэтому часто оказываются на поводу того, кто их любит и может внушить Робеспьеру, что он также испытывает нежные чувства, то есть ЛИИ сильно зависимы от партнера. Причиной тому является слабость этики и сенсорики, поэтому Робеспьер плохо разбирается не не только в чувствах партнера, но и в физических влечениях. Это делает его осторожным, заставляет скрывать неуверенность, демонстрируя пренебрежение к вопросам пола. На самом деле больше всего он боится, что его не будут любить "вечно", поэтому надевает на себя маску, которая декларирует:"Мне это неинтересно".

Таким образом, будучи логиком, Робеспьер к чувству любви относится с позиций разумности. Он склонен создать в своем воображении некоторый интеллектуально сконструированный образ партнера, требования к которому могут оказаться сильно завышенными, не соответствовать возможностям реальных людей. При этом Робеспьеру трудно проникнуть в духовный мир человека, однако он склонен анализировать его поведение, требовать разного рода уступок, в соответствии со своим представлением о логичности. Резюмируя, можно сказать, что перед нами достаточно сильно выраженный мужской тип характера.

Ключевые слова для Робеспьера: аналитическое мышление, стремление создать систему и ей следовать, очень высокая работоспособность, стремление понять смысл, суть, совершенная непереносимость любого волевого давления как проявление грубой силы, предпочтение во всем исходить из разума; плохо разбирается в чувствах окружающих, недоверчив в этом, неуверенность в правомерности своих физических потребностей и естественных влечений .

Е.С.Филатова. "Супружество в системе соционики".