Ле корбюзье мемо архитектура. Великий и неподражаемый ле корбюзье

Ле корбюзье мемо архитектура. Великий и неподражаемый ле корбюзье
Ле корбюзье мемо архитектура. Великий и неподражаемый ле корбюзье

«Дом – это машина для жилья»

Уроженец Ла-Шо-де-Фона, пренадлежал к старинной семье граверов и художников. Учился декоративно-прикладному искусству в Школе искусств в Ла-Шо-де-Фона. Начиная с тринадцати лет гравировал крышки от часов.

Первую постройку возвел в 17 лет. Это была вилла с внутренней отделкой. В 19 лет совершил поездку в Италию, Венгрию и Австрию. Учился и работал у Й. Гофмана в Вене (1907), Огюста Перре в Париже (1908-10), Питера Беренса в Берлине (1910-11).

Из мастерской Перре он вынес восхищение конструктивными свойствами железобетона, а у Беренса почерпнул убежденность в роли промышленного дизайна. Тогда же начал изучать расчет железобетонных конструкций. По окончанию работы у Беренса предпринял путешествие на Восток.
В 1917 году поселился в Париже. Там встретил Озанфана, который открыл ему глаза на кубизм и формальные возможности пуризма . В 1918 они выпустили книгу «После кубизма» , где излагались их теоретические взгляды. Основой творчества Ле Корбузье в обеих областях – живописи и архитектуре – является его пространственная концепция. В 1919 году в созданном журнале «Эспри нуво» («Новый дух») вел архитектурную рубрику под псевдонимом «Ле Корбюзье». В 1921 году совместно с двоюродным братом П. Жаннере основал в Париже архитектурную мастерскую на улице Севр, 35.

Свои взгляды, которые легли в основу концепции современной архитектуры, изложил в журнале «Эспри нуво» (1920-25), в книгах «К архитектуре» (1923), «Градостроительство» (1925). Видел в современной технике и серийности строительства предпосылки к обновлению архитектурного языка, а в выявлении функциональной структуры сооружения – богатые эстетические возможности. Разделял утопические надежды на преобразования общества с помощью решения проблем градостроительства и массового жилища на основе рациональной реорганизации функций и пространственных структур города и жилого дома.

Сформировал 5 отправных точек современной архитектуры –

Принципы единства архитектуры и конструкции Ле Корбузье:

  1. Колонна, которая свободно стоит в открытом пространстве жилища
  2. Функциональная независимость каркаса и стены в отношении не только наружных стен, но и внутренних членений
  3. Свободный план
  4. Свободный каркас как следствие каркасной конструкции
  5. Сад на крыше

Наиболее полно все пять принципов воплощены в вилле Савой (1928-30). Эти принципы пытались положить в основу архитектурного канона XX века, однако сам автор видел в них творческий импульс, а не догмат.

Для построек Ле Корбюзье 20-30 годов характеры простые геометрические формы, белые плоскости фасадов, обширные остекленные поверхности.

Железобетонная конструкция дала возможность избежать изолированных комнат-ячеек и перейти к пространству свободно перетекающему одно в другое, сохраняя функционально выделенное помещение.

В градостроительных проектах 20-30 годов развивал идею вертикального города-сада с высокой плотностью населения, башнеобразными зданиями и большими озелененными пространствами между ними, с разделением путей движения пешеходов и транспорта, зон жилья, деловой активности и промышленности (планы «Вуазен» для Парижа, Бэнос-Айреса, Алжир, Антверпена и других).
В течении 12 лет, начиная с 1930 года, занимался планировкой Алжира, внимание этой работе уделялось ведущими газетами мира.

Ряд теоретических положений Ле Корбузье были во многом реализованы при сооружении дома Центросоюза в Москве , постройка которого осуществлялась при участии архитектора Н. Колли.
Эти теории легли в основу «Афинской хартии» , принятой IV Международным конгрессом современной архитектуры (1933), и изложены в его книгах «Лучезарный город» (1935), «Три человеческих установления» (1945) . В последней зодчик не только перечислил недостатки существующих городов, но и сформулировал новые принципы градостроительства. Во время оккупации Франции работал над книгами: «На перепутье», «Судьба Парижа», «Дом для человека» .

По окончании войны получил заказ на реконструкцию городов Сен-Дис, Ла-Рошелб и Немур . Это период разработки крупных проектов, имеющих выжнейшее социально-художественное значение, большая часть которого, однако, не была реализована.

В 1945 году с Ле Корбюзье было заключено соглашение о строительстве так называемой «Жилой единицы» в Марселе . несмотря на настоящую травлю архитектора, проект был осуществлен и стал эпохальным явлением. Впоследствии были возведены жилые единицы в Нант-Резе, Западном Берлине, в Фермине. Открытие «Единицы» состоялось в 1953 году в присутствии членов правительства.
Наиболее интересно в этом здании размещение центра в середине по высоте. На этаже торгового центра помещаются разнообразные магазины, прачечные, химчистка, парикмахерская, почта, киоски, гостиница. На 17 этаже – детский сад. Пандус ведет отсюда на террасу с комнатой отдыха, бассейном и игровыми площадками. В оформлении здания использованы натуральные свойства бетона. Например, оставлен рисунок деревянной фактуры опалубки.

Здание оказало огромное влияние на развитие следующего поколения архитекторов. В этом здании и в других постройках пользовался железобетонно как средством для выражения своих идей в архитектуре, развивая принципы Огюста Перре и Гарнье.

«Ле Корбузье умел, как никто до него, превращать желебетонный каркас в средство архитектурной выразительности» (Зигфрид Гидион).

Одновременно с работой над марсельским проектом Ле Корбузье создавал рисунки ковров, производимых в городе Обюссоне. Ковры по рисункам Ле Корбузье были созданы для Чандигарха и для театра в Токио (Сакакура).

В 40-х Ле Корбузье создал систему гармонических величин, основанную на пропорциях человеческого тела, — модулор , которую предложил в качестве исходных размеров для строительства и художественного конструирования.

Постройки Ле Корбузье 50-х – начала 60-х присущи мощная и тонко нюансированная пластика, остро выявленная архитектоники форм, световые и пространственные эффекты, сочетание различных материалов, нарядная полихромия. В этот период созданы Чандигарх , разработан генеральный план Боготы .

Последние годы уделял все большее внимание организации внутреннего пространства, соотношению функции схемы здания и его архитектурных структур.

В течении 27 лет играл ведущую роль в Международном конгрессе архитекторов (CIAM).
Оказал влияние на современную архитектуру не только идеями, но и педагогической деятельностью. Через его мастерскую прошло 150 человек. Среди них Маекава, Коли, Фрай, Сакакура, Кандилис.

Ле Корбюзье (фр. Le Corbusier; настоящее имя Шарль Эдуард Жаннере-Гри (фр. Charles Edouard Jeanneret-Gris); 1887-1965) - французский архитектор швейцарского происхождения, художник, дизайнер, теоретик архитектуры.

Ле Корбюзье - один из наиболее заметных зодчих двадцатого века, пионеров современной архитектуры, создатель новаторских сооружений в духе модернизма. Одним из первых использовал в своих зданиях железобетонный каркас, крыши-террасы, большие плоскости остекления на фасаде, открытые опоры в нижних этажах зданий, свободную планировку этажей. Взгляды Ле Корбюзье, изложенные им в многочисленных книгах, а также его постройки оказали исключительное влияние на всю практику архитектуры нового времени.

«Быть современным - это не мода, это состояние. Каждый из нас должен принимать условия, в которых он живет, и приспособление к ним - его долг, а не выбор...»

В сентябре 2014 года архитектурный портал TOTALARCH.COM презентовал проект CORBUSIER.TOTALARCH.COM . На ресурсе представлены все постройки, большая часть проектов, мебель, книги Ле Корбюзье, издававшиеся на русском языке и другие материалы, являющиеся наследием Мастера.

Швейцарский период 1887-1917

Шарль Эдуард Жаннере, - родился 6 октября 1887 года в Швейцарии, в городе Ла Шо-де-Фон, франкоязычного кантона Нёвшатель. Принадлежал к семье, где традиционным было ремесло часовщика-эмальера. В 13 лет поступил в Школу искусств в Шо-де-Фон, где учился декоративно-прикладному искусству у преподавателя Шарля Леплатенье. Обучение в Школе искусств базировалось на идеях «искусств и ремесел», популярного в то время движения, основанного Дж. Рёскиным, а также находившегося в расцвете стиля ар нуво. С момента поступления в Школу искусств Эдуард Жаннере начинает самостоятельно заниматься ювелирным делом и гравировать крышки часов.

Свой первый архитектурный проект Э. Жаннере начал в неполных 18 лет, с помощью профессионального архитектора. Это был жилой дом, построенный для гравёра Луи Фалле, члена совета Художественной школы. Когда строительство было закончено, на заработанные деньги он совершил свою первую образовательную поездку - в Италию, Австрию и Францию.

Во время этой поездки Э. Жаннере стажировался, работая чертежником у архитектора и дизайнера Йозефа Гоффмана, лидера венского сецессиона (1907). Затем - в Париже, в мастерской братьев Огюста (Auguste Perret) и Густава Перре (1908-1910), архитекторов, которые одними из первых использовали железобетон в строительстве многоэтажных жилых домов. В 1910-1911 работал в Берлине, в мастерской крупного мастера архитектуры Петера Беренса. В 1911 с целью самообразования предпринял путешествие на Восток - по Греции, Балканам и Малой Азии, где изучал древние памятники и традиционное народное строительство. Это путешествие во многом сформировало его взгляды на искусство и архитектуру.

Возвратившись домой, Э. Жаннере в течение нескольких лет, с 1912 до конца 1916, работал преподавателем в Школе Искусств в Ла Шо-де-Фон. Здесь же в 1914 открыл свою первую архитектурную мастерскую. В Шо-де-Фон им спроектировано несколько зданий, в основном это частные жилые дома. Последние два здания - построенная для родителей вилла Жаннере/Перре (1912), а также вилла Швоб , (Турецкая вилла, 1916-1917), заказ богатого часового магната, - уже отличаются самостоятельностью замысла и вполне оригинальны по архитектуре.

В этот же период Жаннере создал и запатентовал весьма существенный для его творческой биографии проект Дом-Ино (1914) (совместно с инженером М. Дюбуа). В этом проекте предугаданы возможности строительства из крупноразмерных сборных элементов, что по тем временам было новаторским изобретением. Концепцию Дом-Ино Корбюзье реализовал позже во многих своих постройках. В конце 1916 Э.Жаннере навсегда оставляет Ла Шо-де-Фон и Швейцарию, чтобы обосноваться постоянно в Париже.

Период пуризма 1917-1930

По приезде в Париж Жаннере устраивается штатным архитектором в «Общество по применению армированного бетона» Макса Дюбуа. За время работы в нем, (апрель 1917 - январь 1919), им выполнено несколько проектов, в основном технических сооружений, - водонапорная башня в Поденсаке (Жиронда), арсенал в Тулузе, электростанция на реке Вьен и другие. По его проектам строились также рабочие поселки, с жилыми домами на одну-две семьи. Архитектура этих домов близка еще к традиционной. Работая в упомянутом «Обществе...», становится директором фабрики по производству строительных изделий в г. Альфортвиль, дочернего предприятия фирмы. Преподает также рисование в детской художественной студии.

В Париже Жаннере повстречал Амеде Озанфана (Amédée Ozenfant), художника, который познакомил его с современной живописью, в частности, с кубизмом. Озанфан вводит Жаннере в среду парижских художников, знакомит с Браком, Пикассо, Грисом, Липшицем, позже с Фернаном Леже. Жаннере начинает активно заниматься живописью, которая становится его второй профессией. Вместе с Озанфаном они устраивают совместные выставки своих картин, декларируя их как выставки «пуристов». В 1919 Жаннере и Озанфан, с финансовой поддержкой Ла Роша, создают философско-художественный журнал-обозрение «Эспри Нуво» («L’Esprit Nouveau»), в котором архитектурный отдел ведет Жаннере. Свои статьи он публикует под псевдонимом «Ле Корбюзье». В журнале «Эспри Нуво» впервые опубликованы «Пять отправных точек современной архитектуры » Ле Корбюзье, своеобразный свод правил новейшей архитектуры.

1. Столбы-опоры. Дом приподнят над землей на железобетонных столбах-опорах, при этом освобождается место под жилыми помещениями - для сада или стоянки автомобиля.

2. Плоские крыши-террасы. Вместо традиционной наклонной крыши с чердаком под ней, Корбюзье предлагал устраивать плоскую крышу-террасу, на которой можно было бы развести небольшой сад или создать место для отдыха.

3. Свободная планировка. Поскольку стены больше не являются несущими (в связи с применением ж/б каркаса), внутреннее пространство полностью от них освобождается. В результате внутреннюю планировку можно организовать с гораздо большей эффективностью.

4. Ленточные окна. Благодаря каркасной конструкции окна можно сделать практически любой величины и конфигурации, в т.ч. свободно протянуть их лентой вдоль всего фасада, от угла до угла.

5. Свободный фасад. Опоры устанавливаются вне плоскости фасада, внутри дома (буквально у Корбюзье: свободно расположены внутри помещений). Наружные стены могут при этом быть из любого материала - легкого, хрупкого или прозрачного, и принимать любые формы.

По отдельности подобные приемы использовались архитекторами и до Корбюзье, он же, произведя тщательный отбор, объединил их в систему и начал последовательно применять. В 20-х годах, когда язык новой архитектуры только еще формировался, эти «пять отправных точек архитектуры» для многих молодых архитекторов «нового движения» стали действительно «отправным пунктом» в их творчестве, а для некоторых и своеобразным профессиональным кредо. Формулировались эти правила неоднократно и различным образом. Вот перевод одного из оригинальных текстов Ле Корбюзье:

Пять отправных точек современной архитектуры

1. Стойки. Разрешить научную проблему - значит прежде всего решить ее элементы. В постройке можно отделить несущие элементы от ненесущих. Вместо прежних фундаментов, на которых постройка покоилась без контрольного расчета, появляются расчлененные фундаменты, а на месте прежних стен - отдельные стойки. Стойки и свайные фундаменты точно исчисляются в соответствии с приходящейся на них тяжестью. Сваи устанавливаются на определенных равных промежутках, не связанных с внутренней планировкой дома. Они поднимаются от земли на 3, 4, 6 и т.д. метров и несут на этой высоте первый этаж. Помещения, таким образом, избавлены от сырости, они имеют достаточно света и воздуха, строительный участок превращается в сад, который проходит под домом. Та же плоскость вторично выигрывается благодаря плоской крыше.

2. Плоская крыша, сад на крыше. Плоская крыша позволяет использовать ее для целей жилья: терраса, сад... Сточные трубы проходят внутри дома. На крышах могут быть разбиты сады с прекрасной растительностью, не только кустами, но и маленькими деревьями до 3-4 метров высоты.

3. Свободное оформление плана. Свайная система несет промежуточные перекрытия и доходит вплоть до крыши. Внутренние стены располагаются в любых местах, причем один этаж ни какой степени не зависит от другого. Нет больше капитальных стен, имеются только мембраны любой крепости. Следствием этого является абсолютная свобода в оформлении плана, т.е. возможность свободно распоряжаться всеми имеющимися налицо средствами, что должно легко мирить с некоторой дороговизной бетонных конструкций.

4. Удлиненное окно. Сваи с промежуточными перекрытиями образуют прямоугольные отверстия в фасаде, через которые свет и воздух входят внутрь в обильном количестве. Окно тянется от стойки к стойке, становясь таким образом удлиненным окном... Помещение одинаково освещено во всех своих местах - от стены до стены. Доказано, что такое помещение освещается в 8 раз интенсивнее, чем такое же помещение с вертикальными окнами. Вся история архитектуры вращается исключительно вокруг оконных отверстий. И вот железобетон открывает возможность максимального освещения при помощи удлиненных окон.

5. Свободное оформление фасада. Благодаря тому, что основание дома поднято на несущих сваях и располагается балконообразно вокруг здания, весь фасад выдвигается вперед от несущей конструкции. Таким образом, фасад теряет несущие свойства, и окна могут тянуться на любую длину без прямого отношения к внутреннему членению здания. Окно может иметь 10 метров длины, как и 200 метров (напр., наш проект Лиги Наций в Женеве). Таким образом, фасад получает свободное оформление.

Изложенные пять основных пунктов являются фундаментом новой эстетики. Нам не остается ничего от архитектуры прошлых эпох, столь же мало, сколько дает литературно-историческое школьное образование.

В 1922 году Корбюзье вместе со своим двоюродным братом Пьером Жаннере открывает свое архитектурное бюро в Париже. Пьер Жаннере на долгое время становится его сотрудником-компаньоном. В 1924 они арендуют под офис крыло старого парижского монастыря по адресу ул. Севр,35 (rue de Sevre, 35). В этой импровизированной мастерской постоянно работала большая группа сотрудников Корбюзье, здесь было создано большинство его проектов.

Для выставки «Осенний Салон» 1922 года братья Жаннере представили проект «Современный город на 3 млн жителей» , в котором предлагалось новое видение города будущего. Впоследствии этот проект был преобразован в «План Вуазен » (1925) - развитое предложение по радикальной реконструкции Парижа. Планом Вуазен предусматривалось строительство нового делового центра Парижа на полностью расчищенной территории. Для этого предлагалось снести 240 гектаров старой застройки. Восемнадцать одинаковых небоскребов-офисов в 50 этажей по плану располагались свободно, на достаточном расстоянии друг от друга. Застраиваемая площадь составляла при этом всего 5 %, а остальные 95 % территории отводились под магистрали, парки и пешеходные зоны. «План Вуазен» широко обсуждался во французской прессе и стал своего рода сенсацией. В этом и других своих градостроительных проектах - план для Буэнос-Айреса (1930), Антверпена (1932), Рио-де-Жанейро (1936), «План Обюс» для Алжира (1931) - Корбюзье развивал совершенно новые градостроительные концепции. Общая их суть в том, чтобы посредством новых планировочных методов повысить комфорт проживания в городах, создать в них современную систему автомобильных дорог - при значительном увеличении высоты зданий и плотности населения. В этих проектах Корбюзье проявил себя как последовательный урбанист.

В 20-е годы Корбюзье спроектировал и построил несколько модернистских вилл, создавших ему имя. Наиболее известные из них расположены в Париже или его окрестностях. Это вилла Ла Роша/Жаннере (1924), вилла Штейн в Гарш (теперь Вокресон, 1927), Париж, вилла Савой в Пуасси (1929). Характерные особенности этих построек - простые геометрические формы, белые гладкие фасады, горизонтальные окна, использование внутреннего каркаса. Отличает их также новаторское использование внутреннего пространства - т. н. «свободный план». В этих постройках Корбюзье использовал свой кодекс «Пять отправных точек современной архитектуры».

В 1924 году по заказу промышленника Анри Фрюже в поселке Пессак под Бордо был возведен по проекту Корбюзье городок «Современные дома Фрюже» (Quartiers Modernes Frugès). Этот городок, состоящий из 50-ти двух-трехэтажных жилых домов, был одним из первых опытов строительства домов сериями (во Франции). Здесь применены четыре типа здания, различные по конфигурации и планировке - ленточные дома, блокированные и отдельно стоящие. В этом проекте Корбюзье пытался найти формулу современного дома по доступным ценам, - простых форм, несложного в строительстве и обладающего при этом современным уровнем комфорта.

На Всемирной выставке декоративного искусства 1925 года в Париже по проекту Корбюзье был построен павильон «Эспри Нуво» (L’Esprit Nouveau). Павильон включал в себя жилую ячейку многоквартирного дома в натуральную величину - экспериментальную квартиру в двух уровнях. Похожую ячейку Корбюзье использовал позже, в конце 40-х годов, при создании своей Марсельской Жилой Единицы.

30-е годы - начало «интернационального» стиля

К началу 30-х годов Ле Корбюзье становится широко известным, к нему начинают поступать крупные заказы. Один из первых таких заказов - Дом Aрмии спасения в Париже (1929-31). В 1928 году Корбюзье участвует в конкурсе на здание Наркомлегпрома (Дом Центросоюза) в Москве, которое затем и было построено (1928-1933). Центросоюз явился совершенно новым, по сути, беспрецедентным для Европы примером решения современного делового здания. Строительство осуществлялось под руководством архитектора Николая Колли.

В связи со строительством Центросоюза Ле Корбюзье неоднократно приезжал в Москву - в 1928, 1929, в начале тридцатых. Встречался с Таировым, Мейерхольдом, Эйзенштейном, восхищался творческой атмосферой, царившей в стране в то время, и особенно достижениями советского архитектурного авангарда - братьев Весниных, Моисея Гинзбурга, Константина Мельникова. Завязал дружескую переписку с А.Весниным. Участвовал в международном конкурсе на здание Дворца Советов для Москвы (1931), для которого сделал смелый, новаторский по замыслу проект.

Архитектурным открытием своего рода был построенный в 1930-1932 годах Швейцарский павильон в Париже - общежитие швейцарских студентов на территории интернационального студенческого городка. Его оригинальность - в новизне композиции, наиболее оригинальным моментом которой были открытые опоры-колонны первого этажа, необычные по форме, эффектно сдвинутые к продольной оси здания. Сразу после завершения строительных работ Швейцарский павильон привлек внимание критики и прессы, заставил говорить о себе. В послевоенные годы на одной из стен библиотечного холла Корбюзье создал большое настенное панно в абстрактно-символическом ключе.

В 1935 году Ле Корбюзье посещает Соединенные Штаты, с лекциями совершает турне по городам страны: Нью-Йорк, Йельский университет, Бостон, Чикаго, Мэдисон, Филадельфия, опять Нью-Йорк, Колумбийский университет. В 1936 году вновь совершает подобную поездку, теперь уже в Южную Америку. В Рио-де-Жанейро, помимо чтения лекций, Корбюзье принимает активное участие в разработке проекта комплекса Министерства просвещения и образования (с Л. Коста и О. Нимейером). По его инициативе на высотном офисном блоке Министерства было применено сплошное остекление, а также наружные солнцезащитные жалюзи, - также один из первых опытов такого рода.

Ле Корбюзье был одним из основателей международных конгрессов СIAM - съездов современных архитекторов разных стран, объединенных идеей обновления архитектуры. Первый конгресс CIAM состоялся в Ла Сарра, Швейцария, в 1928. Градостроительные концепции Корбюзье легли в основу «Афинской хартии», принятой на IV Международном конгрессе CIAM в Афинах, 1933. Теоретические взгляды Ле Корбюзье изложены им в книгах «К архитектуре » (1923), «Градостроительство » (1925), «Лучезарный город » (1935), и других.

Импульсом для его градостроительных идей был, по его признанию, отчет о газетном интервью его учителя Огюста Перре (отказавшегося, впрочем, позднее от своего ученика за слишком крайние его идеи).

В своем интервью Перре предложил строительство города, состоящего из одних домов-башен. Ле Корбюзье развил идею дальше. В его воображаемом городе центр образован группой башен с планом в форме равностороннего креста. В башнях размещены административные учреждения и конторы, там же - общественные и культурные сооружения. К западу от центра - большой парк, к востоку - промышленный район. Жилые районы окружают центральную часть города и парк. В центре группы башен пересекаются обе главные магистрали, идущие с севера на юг и с запада на восток, на бетонных столбах высотой от 3 1/2 До 5 метров. Улицы наверху служат для пешеходов и пассажирского движения, грузовой транспорт движется внизу. Таким образом весь город разделен на два этажа, причем все коммуникации - водопровод, канализация, газ, электричество, телефон - расположены внизу, на первом этаже. Жилой район города отделен от промышленного района зеленой полосой. Кругом в зеленой зоне расположены города-сады.

Так, идея дезурбанизации, идущая от города-сада, была дополнена идеей гиперурбанизации городов-башен. В 1933 году Ассоциация прогрессивных архитекторов (CIAM), в которую входили и Ле Корбюзье, и Бруно Таут, и советские архитекторы, провозгласили в Афинах архитектурную хартию. В ней было дано определение города как жилого и производственного комплекса, связанного с окружающим районом и зависящего от политических, культурных, социальных, экономических и политических факторов. Были сформулированы и четыре основные функции города:

жилье, производство, отдых и четвертая функция-транспорт, объединяющий первые три функции,- фигурально это было изображено треугольником с тремя вершинами (habiter, travailler, cultiver 1"esprit et le corps), через которые проходит окружность (circuler).

Афинская хартия создала прочный фундамент подведенному уже под крышу зданию новой науки, получившей наименование градостроительства, или урбанизма.

Все эти годы (1922-1940) в мастерской Корбюзье в Париже на улице Севр, 35 работали в качестве стажеров-учеников молодые архитекторы из разных стран. Некоторые из них стали впоследствии весьма известными и даже знаменитыми, как например, Кунио Маекава (Япония), Юнзо Сакакура (Япония), Хосе Луис Серт (Испания-США), Андре Вожански (Франция), Альфред Рот (Швейцария-США), Максвелл Фрай (Англия) и другие.

Корбюзье был женат на Ивон Гали (фр. Yvonne Gallis), из Монако, с которой познакомился в Париже в 1922 году, официально брак был оформлен в 1930-м. В том же году Корбюзье принял французское гражданство.

Период 1940-1947

В 1940 мастерская Корбюзье была закрыта, а сам он с женой перебирается на ферму вдали от Парижа, (Ozon, Пиренеи). В 1942 совершил официальную поездку в Алжир, в связи с градостроительным проектом города Алжир. Вернувшись в том же году в Париж, ввиду отсутствия заказов, занимался теорией, рисовал, писал книги. К этому времени относится начало систематической разработки «Модулора » - изобретенной им системы гармонических пропорций, которую Корбюзье применил в первом же своем большом послевоенном проекте - Марсельском Блоке. В Париже им было основано научно-исследовательское общество «Аscoral» (Ассамблея строителей ради обновления архитектуры), в котором он и председательствовал. В различных секциях общества дискутировались темы, так или иначе связанные с проблемами строительства, жилища и здорового обитания.

После освобождения во Франции начались восстановительные работы и Корбюзье был приглашен властями для участия в них, как проектировщик-градостроитель. Им были выполнены, в частности, планы реконструкции городов Сен-Дьё (Сен-Дье-де-Вож) (1945) и Ла-Рошель (1946), ставшие новым оригинальным вкладом в градостроительство. В этих проектах впервые появляется так называемая «жилая единица внушительных размеров» - прообраз будущего Марсельского Блока. В них, как и в других градостроительных проектах, осуществляемых в это время, последовательно проводится идея «зеленого города», или, по Корбюзье - «Лучезарного города» («La Ville radieuse»).

В Сен-Дьё по заказу промышленника Дюваля Корбюзье возводит здание мануфактуры Клод и Дюваль (1946-1951) - четырехэтажный блок с производственными и офисными помещениями, со сплошным остеклением фасадов. В мануфактуре Дюваль впервые были применены так называемые brise-soleil, «солнцерезы» - изобретенные Корбюзье особые навесные конструкции, защищающие остекленный фасад от прямых солнечных лучей. Позже солнцерезы становятся своеобразным фирменным знаком построек Корбюзье, где они выполняют одновременно и служебную и декоративную роль.

В 1946 году Корбюзье вместе с другими известными архитекторами из разных стран (Нимейер, Ричардсон, Маркелиус и др.) приглашен для подготовки проекта комплекса штаб-квартиры ООН на берегу Ист-ривер в Нью Йорке. По некоторым причинам ему не пришлось участвовать в проекте до полного завершения, он работал над ним с января по июнь 1947 года. Хотя официально Корбюзье в числе авторов не фигурирует, тем не менее, общая планировка комплекса и высотное 50-этажное здание Секретариата в частности (1951) в значительной степени отражают его проектные предложения.

Период «нового пластицизма» - 1950-1965

Начало 50-х годов - это начало нового периода у Корбюзье, характерного радикальным обновлением стиля. Он уходит от аскетизма и пуристской сдержанности своих прежних произведений. Теперь его почерк отличается богатством пластических форм, фактурной обработкой поверхностей. Построенные в эти годы здания вновь заставляют говорить о нем. Прежде всего это Марсельский блок (1947-1952) - многоквартирный жилой дом в Марселе, расположенный особняком на просторном озелененном участке. Корбюзье использовал в этом проекте стандартизированные квартиры «дуплекс» (в двух уровнях) с лоджиями, выходящими на обе стороны дома. Изначально Марсельский блок был задуман как экспериментальное жилище с идеей коллективного проживания (своего рода коммуна). Внутри здания - в середине по его высоте - расположен общественный комплекс услуг: кафетерий, библиотека, почта, продуктовые магазины и прочее. На ограждающих стенах лоджий впервые в таком масштабе применена раскраска в яркие чистые цвета - полихромия. В этом проекте также широко применялось пропорционирование по системе «Модулор». Подобные Жилые Единицы (частично видоизмененные) были возведены позже в городах Нант-Резé (1955), Мо (1960), Брие-ан-Форе (1961), Фирмини (1968)(Франция), в Западном Берлине (1957). В этих постройках воплотилась идея «Лучезарного города» Корбюзье - города, благоприятного для существования человека.

В 1950 году по приглашению индийских властей штата Пенджаб Корбюзье приступил к осуществлению самого масштабного проекта своей жизни - проекта новой столицы штата, города Чандигарх . Город, включающий административный центр, жилые кварталы со всей инфраструктурой, школы, гостиницы и пр. строился в течение примерно десяти лет (1951- 60, достраивался на протяжении 60-х гг.). Сотрудничали с Ле Корбюзье в проектировании Чандигарха архитекторы из Англии, супруги Макс Фрай и Джейн Дрю, а также Пьер Жаннере, - три Главных архитектора, осуществлявших надзор за строительством. С ними работала также большая группа индийских архитекторов во главе с М. Н. Шарма.

Постройки, спроектированные непосредственно самим Корбюзье, относятся к Капитолию, административному центру города. Это здания Секретариата, Дворца Правосудия и Ассамблеи. Каждое из них отличается выразительной характерностью образа, мощной монументальностью и представляет собой новое слово в архитектуре того времени. Как и в Марсельском блоке, для наружной отделки в них применена особая технология обработки бетонной поверхности, называемая «béton brut» (фр. - необработанный бетон). Эта техника, ставшая особенностью стилистики Ле Корбюзье, была подхвачена позже многими архитекторами Европы и стран других регионов, что позволило говорить о возникновении нового течения - «брутализм».

Строительство Чандигарха курировал Джавахарлал Неру, первый премьер-министр независимой Индии. Город был создан проектировщиками «от нуля», на новом месте, к тому же для цивилизации иного типа, нежели западная. В целом это был совершенно новый неизученный опыт. Последующие оценки в мире этого градостроительного эксперимента весьма разноречивы. Тем не менее, в самой Индии Чандигарх считается сегодня одним из самых удобных и красивых городов. Помимо этого, в Индии по проектам Корбюзье было возведено несколько зданий в г. Ахмадабад (1951-1957), - также весьма оригинальных и по пластике и по внутреннему решению.

Пятидесятые-шестидесятые годы - время окончательного признания Ле Корбюзье. Он увенчан лаврами, засыпан заказами, каждый его проект реализуется. В это время построен ряд зданий, закрепивших его славу европейского архитектора-авангардиста № 1. Главные из них - капелла Роншан (1955, Франция), Бразильский павильон в студенческом городке в Париже, комплекс монастыря Ля Туретт (1957-1960), здание Музея искусств в Токио (1959). Здания, очень разные по своему архитектурному образу, пластическому решению, объединяет одно - это все оригинальные, новаторские для своего времени произведения архитектуры.

Одна из последних крупных работ Корбюзье - построенный в США культурный центр Гарвардского университета, Карпентер-центр визуальных искусств (1959-1962). В этом сооружении, в его броских непривычных формах, воплотился весь многообразный опыт Корбюзье последнго периода. Это практически единственная постройка Ле Корбюзье на территории Северной Америки (с официально зафиксированным авторством).

Корбюзье скончался в возрасте в 1965 году в возрасте 78 лет, на мысе Кап-Мартин, у Средиземного моря, где он жил в своем летнем домике La Cabanon. Это крошечная резидеция, служившая ему долгое время местом отдыха и работы, представляет собой своеобразный образец минимального жилища по Корбюзье.

Помимо архитектурного наследия, Корбюзье оставил после себя множество произведений пластического искусства и дизайна - картин, скульптур, графических работ, а также образцов мебели. Многие из них хранятся в собрании Фонда Ле Корбюзье, который находится в построенной им же вилле Ла Роша/Жаннере, в Париже. А также в павильоне Хейди Вебер в Цюрихе (Центр Ле Корбюзье), выставочном здании в стиле хай-тек, также возведенном по его проекту.

В 2002 году Фонд Ле Корбюзье в Париже и Министерство культуры Франции выступили с инициативой внести произведения Ле Корбюзье в список памятников Всемирного человеческого наследия ЮНЕСКО. Заручившись поддержкой стран, на территории которых имеются его постройки - Франции, Аргентины, Германии, Швейцарии, Бельгии, Индии, Японии - эти организации подготовили список произведений Ле Корбюзье для включения в «Памятники...» и внесли свое предложение в ЮНЕСКО в январе 2008 г.

Как и его современники, он беспрестанно экспериментировал, стремился в совершенстве овладеть своими материалами, найти оптимальные способы их применения, разработать наиболее экономные, поддающиеся стандартизации и индустриальному изготовлению конструкции. Ле Корбюзье был прежде всего инженером и не мыслил архитектуру вне инженерии. Для него архитектура была в первую очередь царством точных математических расчетов.

К такому пониманию архитектуры он пришел через увлечение живописью кубизма и долгое время оставался, как он сам себя называл, «поклонником прямого угла». В современной технике архитектор видел дух времени и именно в ней искал основы для обновления архитектуры. «Учитесь у машин». Жилой дом должен быть совершенной и удобной «машиной для жилья», промышленное или административное здание - «машиной для труда и управления», а современный город должен жить и работать, как хорошо отлаженный мотор. В «машинном раю», где все слишком прямолинейно и холодно, человек почувствует себя рабом техники, рабом порядка. А нужно, чтобы дом был не только «машиной для жилья». Это «место наших дум, размышлений и, наконец, это... обиталище красоты, приносящее нашему уму столь необходимое ему успокоение».

Church of Saint-Pierre, Фирмини (Firminy), Франция. 1969 - Строительство велось после смерти Ле Корбюзье, завершено в 2006 Национальный музей Искусства (National Museum of Western Art), Токио. 1957-1959 Карпентер-Центр Визуальных Искусств (Carpenter Center for the Visual Arts), Harvard University, Cambridge, Massachusetts, США. 1962
Unité d"Habitation of Berlin-Charlottenburg, Flatowallee 16, Берлин. 1957 Комплекс монастыря Ля Туретт (Sainte Marie de La Tourette), Лион, Франция. 1957-1960 (совместно с Iannis Xenakis) Maison du Brésil, Университетский городок, Париж. 1957
Здание Ассамблеи (Palace of Assembly). Чандигарх (Chandigarh), Пенджаб, Индия. 1951-1962 Open Hend Monument. Памятник «Открытая рука» Чандигарх (Chandigarh), Пенджаб, Индия Музей Ахмедабада (Museum at Ahmedabad), Ахмедабад, Индия. 1956
Здание Текстильной ассоциации (Mill Owners" Association Building), Ахмедабад, Индия. 1951 Колледж искусств (Government College of Arts(GCA). Чандигарх (Chandigarh), Пенджаб, Индия. 1959 Здание Секретариата (Secretariat Building). Чандигарх (Chandigarh), Пенджаб, Индия. 1951-1958
Музей и галерея искусств (Museum and Gallery of Art). Чандигарх (Chandigarh), Пенджаб, Индия. 1951 Cabanon Le Corbusier, Roquebrune-Cap-Martin. 1951 Chapelle Notre Dame du Haut, Роншан (Ronchamp), Франция. 1950-1954
Дом Куручет (Curutchet House, La Plata), Ла-Плата (La Plata), Аргентина. 1949 Марсельская жилая единица (Unité d"Habitation) , Марсель, Франция. 1947-1952 Мануфактура Дюваль (Usine Claude et Duval) в Сен-Дье (Saint-Dié-des-Vosges), Франция. 1945-1951
Многоквартирный дом Кларте (Immeuble Clarté), Женева, Швейцария. 1930 Вилла Савой (Villa Savoye), Пуасси (Poissy-sur-Seine), Франция. 1929-1931 Дом Центросоюза в Москве. 1928-1933
Дома в поселке Вейссенгоф (Weissenhof Estate), Штутгарт, Германия. 1927 Дом Армии Спасения (Armee du Salut), Cite de Refuge,Париж. 1926-1928 Павильон «Эспри Нуво» (Pavillon de L"Esprit Nouveau), 1924, Париж – не сохранился
Поселок Фрюже (Quartiers Modernes Frugès), Пессак (Pessac), Бордо, Франция, 1924-1925 Вилла Ла Рош\Жаннере (Villa La Roche/Villa Jeanneret), Париж, 1923-1924 Вилла Швоб (Вилла Турку) Villa Schwob, Ла Шо-де-Фон (La Chaux-de-Fonds), Швейцария, 1916
Вилла Жаннере-Перре (Villa Jeanneret-Perret), Ла Шо-де-Фон (La Chaux-de-Fonds), Швейцария, 1912 Вилла Фалле (Villa Fallet), Ла Шо-де-Фон (La Chaux-de-Fonds), Швейцария, 1905

Вклад Шарля-Эдуара Жаннере-Гри, творившего под псевдонимом Ле Корбюзье (1887-1965), в мировую архитектуру очень велик. Он по праву входит в список ведущих архитекторов XX века, буквально поработав над изменением облика жилой застройки Европы. У Ле Корбюзье много проектов, выделим наиболее значимые.

Начнём с самого крохотного дома, который был построен Ле Корбюзье — «Кабанона». Эту хижину архитектор построил для жены, в качестве летнего домика, а сам проект набросал буквально за 15 мин. Корбюзье был уверен, что домик площадью 3,66 на 3,66 м получился очень удобным. Крыша плоская, потолок высотой 2,26 м. В хижине есть санузел, столовая, рабочая зона, достаточно мест для хранения. А вот от кухни решено было отказаться — рядом с домиком находится ресторан.

О «Посёлке Фруже» в Пессаке, под Бордо, мы уже упоминали, когда писали о типовой городской застройке . Это действительно знаковый проект Ле Корбюзье, имевший социальную направленность — планировалось создать недорогое, типовое, но при этом комфортное жильё для рабочих. Были построены свыше 50 домов по семи основным проектам, причём на окраске зданий в разные цвета настоял заказчик, сахарный промышленник, которому посёлок показался слишком мрачным. Местные власти проект, реализованный в 1926 году, приняли плохо, заселение зданий началось только в 1930 году.

Виллу «Савой» (Пуасси, предместье Парижа) архитектор построил по пяти своим принципам: с крышей-террасой, ленточными окнами, бетонными колоннами в основании, открытой планировкой и свободным фасадом. Ле Корбюзье применил минимум декора, дом очень простой, но элегантный. К сожалению, плоская крыша, которая должна была стать зоной отдыха, вскоре начала протекать, строительные материалы, использовавшиеся в 1920-х годах, не позволили сделать её более надёжной. Из-за этого у архитектора возник спор с заказчиком. Сейчас дом выступает памятником архитектуры, принадлежит правительству Франции.

Корбюзье творил в разных странах мира, есть его значимый проект и в Москве. Это офисное здание Центросоюза, расположенное между проспектом Академика Сахарова и Мясницкой. Сейчас здесь располагается Росстат. Строительство началось в 1928 году и завершилось спустя восемь лет. Здание Центросоюза считается образцом европейского модернизма начала минувшего века и относится к числу московских архитектурных раритетов. Один из первых комплексов, имеющих сплошное остекление. Неудивительно, что перед этим зданием был поставлен памятник самому архитектору.

Дом Куручета, 1949 год. Этот сравнительно небольшой частный особняк правительство Аргентины предложило включить в список ЮНЕСКО, ведь здание считается абсолютом ультрамодернизма и важной вехой в творчестве Ле Корбюзье. В доме четыре уровня, внешне он получился очень лёгким, открытым, простым. Здание, расположенное в провинции Буэнос-Айрес, было построено архитектором для доктора, поэтому включает в себя медицинский кабинет на первом этаже.

Вилла «Ла Роша». Дом, построенный в 1923 году в Париже, включает в себя галерею и жилое крыло. Вновь заметны все принципы Ле Корбюзье: плоская крыша, пригодная для использования, минимум декора на фасаде, ленточные окна, колонны-опоры. Проект был новаторским для своего времени, принёс известность архитектору, но заказчики — семья богатого коллекционера — остались не очень довольны и вскоре принялись за дорогостоящий ремонт.

Вилла «Ле Лак» была возведена архитектором для собственных родителей и к этому проекту он возвращался не раз, приезжая в гости в швейцарский Сорос. Довольно простой дом, ставший основой для «новой архитектуры» Корбюзье, был построен в 1923 году. Три основных принципа — ленточное остекление, плоская крыша и свободная планировка. Южный фасад, выходящий на озеро, отделан алюминием, причём сделать это пришлось, чтобы скрыть трещину в стене.

Жилая единица в Марселе (Франция). Ещё один социальный проект Корбюзье, направленный на создание типовой застройки и недорогого жилья для рабочих. Дом построили в 1945 году, сразу после войны. В здании 350 квартир, одновременно могут проживать до 1,7 тысячи человек. Есть терраса с детским садом, отель-ресторан, торговая улица, а сами квартиры — двухэтажные, выходящие на обе стороны.

Нотр-Дам-дю-О, капелла, название которой означает «Мадонна на высотах». Необычный проект Корбюзье, создавшего в местечке Роншан (Франция) паломническую церковь из бетона. Форма крыши была навеяна раковиной, которую нашёл архитектор, а само здание идеально вписалось в живописный пейзаж. Строительство было закончено в 1955 году и относится к позднему периоду творчества Корбюзье.

Одним из наиболее масштабных проектов Корбюзье стала застройка города Чандигарх, новой столицы штата Пенджаб (Индия). В этом городе архитектор возвёл несколько знаковых зданий, в том числе Секретариат, Дворец Юстиции, Музей и галерею искусств, Здание Ассамблеи. Корбюзье также работал над планом самого города, рассчитанного на полмиллиона жителей и разбитого на порядка 60 прямоугольных жилых секторов. Этот проект реализовывался с 1951 по 1962 годы. Так как сам Корбюзье лишь наметил план Чандигарха и возвёл наиболее крупные, главные строения в центре, остальными работами занимался его двоюродный брат, тоже архитектор, Пьер Жаннере.

Используя камень, дерево и бетон, вы сооружаете дома и дворцы; это строительство. Однако вдруг вы затрагиваете мое сердце, мои чувства, я счастлив, я говорю: «Красиво». Это - Архитектура.

Ле Корбюзье

История современной архитектуры Запада писалась параллельно со становлением самой современной архитектуры. Лучшие зодчие столетия были еще и теоретиками, а значит, исследователями и комментаторами. При всех болезненных противоречиях, при спадах и подъемах развития архитектуры обнаруживается центральная мысль зодчего XX века: необходимость коренного преобразования общества, необходимость сделать его гармоничным посредством решительного воздействия на среду обитания человека. «Архитектура или революция», - из этого своего противопоставления Ле Корбюзье делает вывод: можно избежать революции! (Как тут не вспомнить фразу, вложенную в уста своего героя М. А. Булгаковым, художником из поколения Корбюзье и, может быть, равным ему по таланту: «Ну что же… они - люди как люди… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»)

Деятельность Ле Корбюзье по влиянию и широте достижений занимает исключительное место в развитии архитектуры XX столетия. О нем спорили при его жизни и после смерти. Его называли самым великим и самым нелюбимым зодчим века. Корбюзье сам с горечью и достоинством признавал за своим искусством способность вызывать в одних случаях гнев, в других - энтузиазм. Черты его личности (поэтичность, романтизм, склонность к утопическим построениям и владение «холодным галльским смыслом», картезианство, умение точно планировать режим работ и предельная, самоотверженная отдача им) оказались воплощенными в его творчестве. В каждом тексте, в каждой постройке мастера отразились и творческий взлет целых эпох, и «тончайшие нюансы душевного мира художника».

Ле Корбюзье творил в переломную эпоху. Резкий прирост населения, потребность в новых объектах строительства (вокзалы, аэропорты, стадионы и выставочные залы, транспортные артерии, фабричные комплексы и т. д.), смена способов производства (замена ручного труда механическим, применение конвейера и т. д.), революционное изменение мышления в связи с научно-техническим прогрессом (достаточно упомянуть повсеместное введение электричества, увеличение скорости транспорта и возникновение новых средств связи), сложение более тесных связей с транспортниками, гигиенистами, климатологами, с системой организации общественного обслуживания - вот лишь некоторые условия, которые стало необходимо учитывать архитекторам. Но вместе с проблемами появлялись и неизвестные ранее возможности…

Ле Корбюзье, собственно Шарль Эдуард Жаннере-Гри, родился 6 октября 1887 года в городе Ла-Шо-де-Фон (Швейцария), расположенном недалеко от границы с Францией. Город этот, как и одноименная община, один из крупнейших производителей часов. Сегодня он включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Воспитатели детского сада, в который маленького Шарля отдали родители, ориентировались на методы Ф. Фрё-беля, поощрявшие творческие потенции малышей. Так что желание придумывать и вкус прививались мальчику с самого раннего возраста.

Швейцарские часы всегда считались лучшими в мире, и легко понять, почему семейный бизнес - гравера, эмальера, «дизайнера» (тогда такого понятия не было) циферблатов, не вызвал противодействия у Шарля. В 13 лет он поступил в местную Школу прикладного искусства, получив специальность ювелира, часовщика-гравера.

В 1902 году (юноше только 15 лет) отчеканенные им часы с применением серебра, стали и золота завоевали почетный диплом на международной выставке декоративного искусства в Турине. Ему еще не было 18, когда под влиянием и с благословения учителя - Шарля Леплатенье и с помощью профессионального архитектора Шарль создал свое первое сооружение - дом для члена совета Школы гравера Луи Фалле (вилла Фалле, 1905). Здание было выстроено и оформлено в русле устоявшейся традиции, с орнаментами и украшениями. Заметим, что один из самых ярких зодчих XX века не имел специального архитектурного образования (как, впрочем, и Мис ван дер Роэ, Райт и другие великие). По сути, он был самоучкой. Архитектурными университетами для него стали путешествия, библиотеки, музеи, систематическое, глубокое самообразование и, главное, творческое общение со многими ведущими мастерами того времени.

Так, на деньги, заработанные благодаря первому заказу, Шарль Эдуард предпринял путешествие по Италии и Австро-Венгрии, изучая и зарисовывая памятники. В Вене он встречался с Йозефом Хофманом, известным австрийским архитектором сецессиона (модерна). В Париже два года проработал в качестве чертежника в архитектурном бюро Огюста и Густава Перре, чье творчество представляет собой переход от архитектуры модерна к функционализму.

В мастерской Перре молодой мастер «узнал, что такое железобетон», и оценил его как материал будущего. С октября 1910 по март 1911 года под Берлином в Нойбабельсберге Жаннере - стажер в ателье немецкого зодчего, пионера функционализма Петера Беренса. Здесь ке в это время (удивительная, знаменательная встреча!) работали молодые Людвиг Мис ван дер Роэ и Вальтер Гропиус, («отцы-основатели модернизма», как их назовут позже), с которыми впоследствии долгие годы поддерживались дружба и сотрудничество.

В 1911 году Шарль Эдуард продолжает свое познавательное путешествие, уже по странам Балкан и Малой Азии, внимательно, изучая не только знаменитые памятники, но и народное строительство. Впоследствии эти наблюдения помогали ему «иллюстрировать» примерами собственные мысли о задачах архитектуры. Так, >н невозмутимо сравнивал Парфенон и автомобиль, находя в них сходство в принципах стандартизации форм, рожденных путем тщательного отбора.

В 1914 году Жаннере становится руководителем собственной архитектурной мастерской, исполняя заказы на частные дома. Еще раньше (1912) была спроектирована и построена вилла Жаннере-Перре - дом для родителей. Однако своим подлинно первым самостоятельным проектом архитектор считал дом для местного часового магната - виллу Швоб (1916-1917), или, как ее еще называют, Турецкую виллу.

Уже в этот период на родине, осознавая великую роль архитектуры в решении социальных проблем, Шарль Эдуард разработал проект «Дом-Ино» (совместно с инженером Максом Дюбуа) - техническую идею дома со стандартизированными ячейками. На плане такие постройки выглядели костяшками домино, сложенными в цепочки, как это бывает при игре, а колонны - точками на них. По сути то была первая в истории зодчества идея каркасного дома для серийного производства. Но выдвигая здесь и далее проблему стандартизации, мастер не забывал о художественности, полагая, что стандарт является путем к отбору, а значит, к совершенствованию.

С 1917 года Жаннере находится в Париже. Все свободное время он посвящает теории архитектуры и живописи. Влившись во все еще кипящую жизнь «парижской школы», познакомившись с великими модернистами Пикассо, Браком, Леже и др., он и сам был готов на героические эксперименты. Вместе с другом, французским художником Амеде Озанфаном, Жаннере публикует манифест «После кубизма» (1918), в котором были сформулированы основные положения нового направления в живописи - пуризма. Живопись пуристов превращает предмет в повод для утонченной игры линий, изысканных обобщенных силуэтов и цветовых пятен. Пуристы провозгласили идею очищения изображаемого, замены его пластическим символом, знаком, способным выявить внутреннюю конструкцию предмета. Скажем также, что занятия живописью Ле Корбюзье считал одним из источников своих архитектурных идей.

Как признавался архитектор для него самая значительная , недалеко от Парижа (раннее произведение мастера).

Вместе с Озанфаном Жаннере в 1920-1925 годах издавал ставший чрезвычайно популярным для всех адептов ветра перемен» в искусстве журнал «L’Esprit nouveau» Новый дух») и руководил в нем разделом архитектуры. На страницах этого радикального философско-художественного обозрения он много печатался сам и впервые подписался как Ле Корбюзье, взяв фамилию одного из предков матери. «Новое» включало прежде всего идею рационализма в архитектуре, которая при своем воплощении должна была бы ориентироваться на степень функциональности, как это востребовано конструкторами и дизайнерами автомобилей. Слоган дом - машина для жилья» становится для Корбюзье своего рода паролем для маркировки «своих - чужих» в профессиональной среде. «Машина» - это, в первую очередь, для него порождение гладкой поверхности, нового эстетического вкуса и точного расчета.

Вехой в биографии Ле Корбюзье становится 1922 год. Он знакомится с Ивон Галли, на которой женится спустя восемь лет, приняв французское гражданство. Кроме того, сотрудничество с кузеном, архитектором Пьером Жаннере, позволило в 1922 году открыть в Париже успешную проектную мастерскую. Очень скоро ее адрес - рю де Севр, 35 - сделался одним из интернациональных центров новой архитектурной мысли.

В 1925 году идеи, заложенные в основу макета, перешли в план «Вуазен». В нем предлагалось снести старый Париж (240 гектаров) для возведения делового центра с 18 50-этажными небоскребами для различных офисов и «низкорослыми» горизонтальными «связками» для сервисных целей, что вместе занимало бы ничтожную долю всей территорию города. Остальные же 95 % отводились под широкие проезды, пешеходные зоны и парки.

Еще на страницах журнала «Новый дух» Ле Корбюзье публиковал материалы о Советской России, призывая к установлению дипломатических отношений между Францией и СССР. В 1928-1930 годах он совершил в Россию три поездки, здесь он проектировал, выступал. После победы на конкурсе 1928 года Ле Корбюзье получил заказ на проект здания , рассчитанного на 3500 служащих. Эта постройка, воплотившаяся в жизнь в 1928-1936 годах, стала для него первым реализованным большим общественным сооружением. Были предусмотрены все условия комфорта, большой центральный холл, столовая, зал собраний, специальная система кондиционирования (которую, увы, в то время не удалось осуществить по техническим причинам).

Мировой авторитет Ле Корбюзье в среде создателей новой архитектуры был столь прочен, что не только Москва, но и далекая Бразилия отозвалась на его маэстрию. В 1935 году Ле Корбюзье читает лекции в разных городах и университетах США, а в следующем году в странах Латинской Америки. В Рио-де-Жанейро его восторженные поклонники, бразильский архитектор Лусиу Кошту со своим молодым сотрудником Оскаром Нимейером, приглашают его принять участие в проектировании здания Министерства просвещения и образования. Выстроенное при его консультациях (сам он предложил два варианта) бразильскими архитекторами здание в Рио-де-Жанейро (тогда столицы страны) несет четкое выражение авторской воли. Именно здесь впервые Корбюзье употребил на практике жалюзи-солнцерезы.

в 1942 году его пригласили в Алжир, где разрабатывался масштабный проект города Алжир, в котором мастер принял участие. Впрочем, о проблемах реконструкции столицы французской колонии Ле Корбюзье думал уже два десятка лет. Его предложения настолько возмутили мэра, что тот даже потребовал от префекта полиции арестовать архитектора.

Во время войны Ле Корбюзье, мечтая о наступлении мира, продумывал и чертил проекты восстановительных застроек, которым не суждено было осуществиться. Свои идеи он реализовал лишь частично, принимая участие в реконструкции некоторых городов: например, Сен-Дьё 1945) и Ла-Рошели (1946). И здесь архитектор совершенствует свою разработку «жилой единицы». В Сен-Дьё при строительстве мануфактуры «Клод и Дюваль» он использовал солнцерезы, которые уже были опробованы в Рио, а затем сделались своеобразной визитной карточкой Корбюзье.

В 1947 году он полгода трудился в содружестве архитекторов над проектом Штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке.

Каждое возведенное в 1950-х здание Ле Корбюзье, в планах которых уже не доминирует прямой угол, а в формах просматривается художественная образность, становится открытием. Такими были Культурный центр и Музей современного западного искусства в Токио, Бразильский павильон в студенческом городке в Париже (1957-1959) и Карпентер-центр визуальных искусств - культурный центр в Гарварде (1962). В проекте , административной столицы в Индии, новой независимой стране, лишь недавно появившейся на политической карте мира, осуществилась его мечта о масштабном градостроительном проекте во плоти.

В зданиях капеллы Богоматери в и близ Лиона он, атеист, впервые применил свои интуитивные прозрения по отношению к организации пространства для духовных нужд. «Зрительная акустика», о которой он говорил по поводу согласия архитектурных форм и пригодного окружения в Роншане, в буквальном смысле воплотилась и в феноменальном павильоне «Электронная поэма» фирмы «Филипс» (1958) на Всемирной выставке Брюсселе, позволявшем благодаря архитектурным расчетам по-особому резонировать звуку. Как в перечисленных, так и в постройках 1960-х годов, например Доме молодежи и культуры в Фирмини (1961-1965), Центре Ле Корбюзье в Цюрихе (1965-1967), мастер продолжил свои поиски гармонии архитектурного пространства.

Столетний юбилей Ле Корбюзье был отмечен телевизионными фильмами, выставками, публикациями.