Кукольное искусство. Кукольное искусство древних

Кукольное искусство. Кукольное искусство древних
Кукольное искусство. Кукольное искусство древних

Кукольное искусство древних

Механические куклы
Бытовая кукла
История марионеток
Драматургия кукольного театра
Кукольные театры народов мира
Пародия, как основа репертуара
Персонажи кукольного театра
Церковь и театр кукол
Конфликт с церковью
Из древнего кукольного представления ваянг-кулита вырос прекрасный, существующий и сегодня театр. Не лишнее ли это свидетельство утверждения литературоведа Александра Ивановича Белецкого о том, что «магическое начало, лежащее в основании первобытной религии, вызвало к жизни и первобытное искусство».

Уже в древнем ваянг-кулит применялись декорации. Основательность спектакля, то есть обозначение места действия (ворота дворца, горы, лес и т. д.), была необходима для большей достоверности рассказа. А сам рассказ, поразительная смесь магии и реальности, оставался документом времени, так как являлся своеобразным вариантом «яванского космогонического мира, рассказывающего о земной жизни божественных предков двух половин племени, об их рождении, возмужании, женитьбе и основании первого поселения. Все действующие лица в этом мире расположены в соответствии с организацией племени в первобытном обществе, разделенном на две экзогамные группы (фратрии), и ведут себя в зависимости от их постоянного места в космогонической системе, устройство которой тоже моделируется на основе двоичного деления племени».

Шарль Маньян связывает первые упоминания о кукольном искусстве с празднеством Дионисия или Вакха в Египте, ссылаясь на несколько источников, в том числе и на работы Геродота. Эти представления описывались им так: «Женщины ходили из деревни в деревню с песнями и носили небольшие статуйки, в один локоть вышиною, члены которых приводились в движение посредством веревочек. Впереди шел флейтист. Подобные куклы встречаются впоследствии и в Сирии, в Шерапольском языческом храме, как видно из трактата псевдо-Лукиана».

Археологические реликвии помогли восстановить картину древнейшего празднества на территории Египта, посвященного жизни богов Осириса и Исиды (VI-VII века до нашей эры). Зрители этого представления не усаживались в одном месте. Толпы смотрящих группами располагались по обе стороны дороги, а спектакль громоздился на многих колесницах. Подъехала к первой группе зрителей такая телега, актеры сыграли на ней первую сцену - колесница поехала дальше. Подъехала следующая - вот и продолжение действия (этот принцип был сохранен впоследствии в английском средневековом театре и получил название «педжент»). Расчлененность единого действия на отдельные сцены, игравшиеся к тому же разными актерами, - еще не самая существенная особенность этого представления. Главное заключалось в том, что роли богов исполнялись только с помощью кукол. Их носили на руках и приводили в движение руками. За человеком закреплялись вспомогательные функции. Взять на себя исполнение роли бога он не мог.

Упоминание об этих первых представлениях с куклами мы встречаем и в других источниках. Известно, что праздник Осириса и Исиды в Египте обставлялся с большой постановочной роскошью. И здесь - история жизни «божественных» предков, история рождения любви, женитьбы Осириса и Исиды. Образы богов обретают более собирательный характер. Они выражают уже идеологию не одного только племени, а целого народа. Но и здесь - необходимо отметить это - человек изображает бога, таинственное высшее существо не с помощью костюма, ряжения, не с помощью собственного тела, он отчуждает от себя, от своей бренности некую бессмертную идею. И выражает он эту идею неизмеримо менее смертным (а в глазах зрителей и вовсе бессмертным) материалом, нежели он сам, смертный человек.

Зрители, очевидно, с большим интересом следили за историей жизни и любви двух богов. Можно предположить, однако, что более другого их потрясал именно факт одушевления, движения тех существ, которых он привык сидеть только в мертвом скульптурном изображении.

Идею бессмертия бога, воплощаемую человеком во всем разнообразии ума, таланта и выдумки, на многие века сохранил культовый театр, широко известный по описаниям древнегреческих и древнеримских историков. Огромные фигуры-автоматы, неподвижные и роскошно украшенные (их изготавливали из драгоценных металлов, реже - драгоценных пород дерева) приходили в движение только в самые торжественные моменты культового действа. Эти автоматы трудно назвать театром в полном смысле слова, но элемент театрализации в подобных представлениях существовал вне всякого сомнения. С помощью пара, приводных ремней люди управляли движениями своего рода кукол, и это отделение, отчуждение изображаемого в некую будто бы самостоятельно существующую субстанцию имело, по сути своей, тот же характер, что и культовый театр Древнего Египта.
Механические куклы

Образ куклы завораживал людей на протяжении столетий. Тряпичные закрутки без лиц оберегали новорожденных крестьянских детей.

Дерзкие актеры кукольного театра могли своими звонкими голосами пропищать на ярмарочной площади то, что не осмеливался сказать человек.

Прибывшие из-за границы фарфоровые красотки становились законодательницами моды в провинции. С куклой человек делился страхами и надеждами, воспевал ее в произведениях искусства... Вполне можно было предположить, что рано или поздно она станет искусством сама. Так и случилось.


Кукла, похожая на человека, стала развиваться и жить самостоятельной жизнью, перестав служить ритуалам и даже детским играм. Сейчас во всем мире, как часть «большого» изобразительного искусства, плодотворно развивается искусство авторской художественной куклы. Кукла стала арт-объектом, инсталляцией. Как сотни ее сестер в литературе и кино, от Галатеи до Суок, она обрела душу и неутилитарную, непрактичную, но несомненную ценность.

Авторская кукла

Понятие авторской куклы еще довольно расплывчато, и термины, обозначающие это явление, только устанавливаются. На Западе, например, существует разграничение художественной куклы (artdoll) и так называемой «одетой скульптуры» (dressed sculpture). Ряд обязательных для всех условий здесь все же есть: это в первую очередь уникальность изделия или крайне ограниченный тираж (не выходящий за пределы полутора десятков экземпляров), ручная работа и высокое качество исполнения.

В России кукольное искусство (в изначальном смысле этого слова) возникло совсем недавно. Первыми авторскими куклами принято считать работы художницы Елены Языковой, выполненные в 1987 году. Но всего за двадцать лет оно получило бурное развитие и стало вызывать уважение и повышенный интерес западных коллег (часто отмечающих, кстати, в работах наших соотечественников «загадочную русскую душу» и отсутствие европейского стремления к чистой декоративности).

Сейчас наша страна переживает настоящий «кукольный бум» — издаются специализированные журналы, активно работают школы кукольного дизайна, музеи и галереи, неизменно с шумным успехом проходят кукольные фестивали, выставки, салоны... И бушуют неигрушечные страсти.


Из чего же, из чего же...

Когда б вы знали, из какого сора... И сором не брезгуют художники: что только не становится материалом для изготовления авторской куклы! Кто-то из мастеров работает в технике «скульптурного текстиля», когда игла превращает гладкую ткань в рельефы лица со сложной и причудливой мимикой. Другой при помощи целого арсенала металлических стоек вылепливает своих персонажей из запекаемых или самозатвердевающих пластиков: первые нужно доводить до кондиции в обычной духовке, не передерживая и не оставляя материал «сырым»,

вторые застывают сами на воздухе в течение нескольких часов. Но больше всего технических навыков, мастерства и терпения требует работа с фарфором... А удивительные деревянные фантазии? А достойные пера Гофмана стимпанк-работы со сложнейшими механизмами? А «смешанная техника», где все комбинируется со всем? Размеры кукол разнятся от гигантских (сопоставимых с человеческим ростом) до крошечных (такие работы не разглядеть как следует без лупы,

а для выполнения нужна поистине ювелирная техника — нередки случаи, когда за выполнение кукольной миниатюры берутся профессиональные ювелиры, и их шедевры для какого-нибудь коллекционера становятся дороже золота и бриллиантов).

Но какой бы ни была избранная техника, проблемы у кукольников схожи — нужно овладеть в совершенстве мастерством скульптора, художника, портного, парикмахера, визажиста... Список профессий бесконечен, от мебельщика до часовщика, ведь никто не знает заранее, что понадобится для полной гармонии следующей кукле. Музыкальный инструмент?

Крошечное украшение? Рыцарские доспехи? Велосипед, очки, зонтик? А ведь подлинное мастерство требует изготовления всех (!) деталей вручную. Не говоря уже о том, что кукла, как арт-объект, вбирает в себя знания автора о музыке и литературе, живописи и кинематографе...

Кукольники подшучивают над собой: «Мы сумасшедшие люди!» — и предупреждают новичков: «Вам еще предстоит искать детали по помойкам...»

Другое измерение

Каждая кукольная галерея — это особая вселенная со своими канонами красоты. Все разнообразие кукольного искусства представлено в Кукольной галерее «ВахтановЪ» Ирины Мызиной в ЦДХ.

Роскошные классические дамы, авангардные, авторские, больше похожие на арт-объекты, представлены в постоянной экспозиции. В Галерее Карины Шаншиевой замечательно сочетаются живопись и авторские куклы; к сожалению, у галереи сейчас нет постоянного места жительства.

Свое лицо и непередаваемая петербургская утонченность — у галереи Варвары Скрипкиной в городе белых ночей. Мощнейшее кукольное движение развернулось на другом краю державы — неизменный интерес на выставках вызывают работы авторов из Екатеринбурга, Перми, Новосибирска, где действуют самобытные галереи и объединения художников.

Куклы - Актёры

Попасть на кукольную выставку — это открыть новый мир. Похожий на наш ровно в той степени, в какой куклы «так похожи на людей», — то есть весьма и весьма отдаленно.

Миры сменяются мирами. Здесь куклы-аристократки блещут жемчугом, золотым шитьем и светским равнодушием на фарфоровых личиках (стоит взглянуть, например, на работы Александры Кукиновой). А тут босховские фантазмы Димы ПЖ, кажется, меняют обличье, растекаются, испаряются и взлетают, стоит тебе отвернуться.

Добрые и светлые персонажи Ольги Егупец зовут улыбнуться и вздохнуть глубже. Смотрят пристально и настаивают на диалоге характерные куклы, куклы-персонажи Елены Куниной, мягкой мудростью веет от работ Татьяны Елевой и Линды Фурниш-Колман.


Куклы-младенцы дремлют на ладони у мастера. Оживают литературные персонажи и киногерои, политики и актеры неожиданно становятся в миниатюре ближе и человечнее. И нет предела изумлению перед каждой следующей работой... Выставки бывают очень разными по масштабу и, что греха таить, техническому уровню представленных работ. На одних собираются все, от профи до новичков, попасть на другие — признак элитарности. Каждый год осенью в Москве блещет международная выставка «Искусство куклы», которая собирает лучших представителей кукольного мира. На ее площадке представлены куклы и арт-объекты из 26 стран мира. Авторские проекты, музейные коллекции, собрания из частных коллекций демонстрируют зрителям организаторы самой крупной в мире выставки.



А шумная веселая выставка Moscow Fair радует зрителя весной. Надолго остались в памяти «Петербургские миражи» в галерее Варвары Скрипкиной — все образы Северной столицы, от сфинксов и рыбаков на набережной до воплощенной Белой ночи. А какой фейерверк остроумия встретил посетителей выставки «Черт-те что и сбоку бантик»! Просто представьте себе, как выглядит Екарный бабай или Кузькина мать и прочие забавно-ругательные выражения: «Зарасти все васильками», «Ежкин кот», «Бляха-муха», «Рыжая- бесстыжая», «Ядрена вошь», «Еперный балет», «Конь в пальто» и прочие.

Наплодили сущностей!

Множество жанров — множество смыслов. Кукла интерьерная, декоративная часто создается под антураж конкретного дома, в его цветовой гамме и с его характером. Она и украшение жилища, и его хранитель, своего рода домовой, и собеседник хозяев — каждый, у кого есть куклы, расскажет, как меняются выражения их лиц и даже положение в пространстве. Поклонники «страшной куклы» считают, что искусство должно «не ласкать, а будоражить», искать эстетику в смерти, боли и разложении... Стоит взглянуть на лучшие образцы жанра (выполненные, например, такими художниками, как Жульен Мартинес или Репункр), чтобы понять — есть своя правда и своя красота в этих девочках-зомби, мертвых невестах и окровавленных зверюшках. Кажется, при виде этих работ особенно остро осознаешь, до какой степени далеко ушла авторская кукла от детской игрушки, — но не тут-то было.



«...Дети смотрят на кукол Жульена с заговорщицким любопытством — они с удовольствием взяли бы их домой и играли бы с ними », — пишет в журнале «Кукольный мастер» художница Мария Стрельцова. Не провести грань между кукольным искусством и игрой. Да и стоит ли пытаться?

Элитным подарком в последние годы стала считаться портретная кукла, по определению уникальная, выполненная мастером на заказ для чьего-то близкого человека (даже звезды отдают дань моде, например, солистке фолк-группы «Мельница» коллеги-музыканты подарили миниатюрную Хелавису на тридцатилетие). Конечно, не всегда удается схватить в кукле «изюминку» характера, так что сюрприз может быть как приятным, так и удручающим... Извилистыми, однако, путями движется культура: от куклы-оберега, которая непременно должна быть безликой, дабы не сглазить, не нанести вреда, — к кукле с лицом твоего ребенка или любимого человека. Кажется, у писателей-фантастов и сказочников впереди еще огромное поле неразработанных сюжетов. Есть костюмная кукла, кукла-младенец, кукла-персонаж...

Они настоящие!

Не стоит удивляться тому, что художники считают свои детища наделенными разумом, душой. Сколько историй на грани мистики о том, как кукла проявляла характер еще в процессе изготовления! Была задумана одним персонажем — вышла другим. С утра улыбалась — вечером хмурится. Не желает занимать определенное место в доме или удачно получаться на фотографиях.

Не хочет продаваться — или, наоборот, «рвется» в чьи-то руки... Таких историй сотни. Они живые — этим все сказано. Неслучайно в «паспорте куклы» (а их обязательно выдают покупателю при продаже) вместе с названием, материалами и количеством экземпляров указан «год рождения». Только так.


Конечно, как и во все века, многие художники сталкиваются с выбором между свободным самовыражением и коммерческим успехом. «Милые» и «добрые» работы раскупаются куда охотнее, чем пугающие, мистические, вобравшие в себя раздумья автора о темных сторонах мироздания. Но это лишний раз говорит о том, что кукольное искусство — это Искусство с большой буквы, со всеми присущими ему конфликтами и подводными камнями. А значит, впереди у него большой путь. Какими бы ни были востребованные жанры, стили и образы, одно остается неизменным: философская насыщенность этого искусства.

Недаром в рядах его почитателей не только «простые смертные», но и многие известные люди, коллекционирующие кукол или создающие их сами. На выставках можно увидеть работы знаменитых музыкантов, писателей, политиков. А Деньги от продаж, как правило, идут на благотворительность.

И это прекрасно: кукла, даже став арт-объектом и уйдя из детской комнаты на музейный стенд, продолжает нести счастье малышам, которые очень в нем нуждаются.

Тот, кто раз пришел в кукольный мир, обычно уже не изменяет ему, его странным загадкам и беспредельному веселью. А значит, кукольное искусство готовит и зрителям, и коллекционерам, и самим мастерам еще много сюрпризов.


История кукольных театров

Кукольный театр уходит своей историей в далекие от нас времена. Древние люди верили в различных богов, дьяволов и священных животных. Для вознесения молитвы этим богам, люди начали делать их изображения. Это были куклы из камня, глины, кости, дерева разных размеров. Вокруг них устраивали пляски, носили их на носилках, возили на спинах слонов и колесницах. Впоследствии, за счет различных приспособлений, заставляли кукол, изображавших предмет поклонения, поднимать руки или лапы, открывать и закрывать глаза, кивать головами и скалить зубы. Постепенно данные зрелища становились похожими на современные театральные представления. С помощью кукол разыгрывались легенды, проигрывали народные сказки и сатирические сценки, в европейских странах в средние века куклы изображали сотворение мира.

На Руси не было государственных кукольных театров. Бродячие кукольники давали маленькие представления на ярмарках, в городских дворах, на бульварах. Под громкие звуки шарманки кукольник показывал из-за маленькой ширмы небольшую историю про Петрушку. Жизнь народных кукольников была тяжелой и мало чем отличалась от жизни обычных нищих. После представления актер-кукольник снимал свою шапку и протягивал ее зрителям, чтобы желающие бросали в нее медные копейки.

Куклы, похожие на русского Петрушку были и в других странах. Все они изображали длинноносого, крикливого забияку. Они носили разные имена, например, в Англии куклу звали Панч, а во Франции это был Полишинель, Пульчинелла в Италии, два героя в Германии - это Кашперле и Гансвурст, в Турции забияку звали Карагёз, а в Чехословакии - Кашпарек.

Виды кукол

В современном мире кукольные театры есть почти во всех странах. В них используют для представлений три вида кукол:

  • куклы, приводящиеся в движение нитками;
  • куклы, надевающиеся на руку;
  • куклы на тростях.

При использовании кукол на нитках актер-кукловод располагается на возвышении позади сцены и держит в руках вагу.

Определение 1

Вага - специальное устройство, состоящее из двух-трех перекрещивающихся палочек с прикрепленными к ним нитями.

При этом нижние концы ниток соединены с куклой в районе головы и спины, привязаны к ее рукам, плечам, коленкам и ступням ног. У куклы обычно бывает $10-20$ нитей, но иногда их количество доходит до $40$ ниток. При раскачивании палочки, от которой нити идут к коленям куклы, она начинает двигать ногами, ходить и даже танцевать. При натяжении нитки, прикрепленной к спине, кукла выполняет поклон. Куклы такой системы еще называются марионетками, что не совсем верно, потому что так принято называть любую театральную куклу во многих странах. Правильнее этих кукол называть - куклы на нитках.

Еще одна система кукол – это куклы, которые надеваются на руку, как перчатки. При этом голова куклы надевается на указательный палец, одна рука - на средний, а другая рука - на большой палец. Таких кукол часто называют в нашей стране петрушками, что также не совсем верно, так как куклы этой системы есть в разных странах. Правильное их название –перчаточные куклы или куклы на пальцах.

Куклами на тростях актер-кукловод играет из-за ширмы. Такую куклу держат за центральную палку, проходящую через всю куклу. К палке крепятся голова и плечи куклы. Актер управляет руками куклы при помощи тонких палочек-тростей, которые крепятся к локтям или кистям куклы. Палочки невидимы зрителям, они скрыты в одежде игрушки.

Куклы на нитках и перчаточные куклы на пальцах много сотен лет существуют практически во всех странах. Куклы на тростях до начала $20 века$ существовали только на Востоке, преимущественно в Китае и Индонезии. В России куклы на трости появились впервые у кукольников-художников Ефимовых.

Современные кукольные театры

Замечание 1

Государственные кукольные театры в России были созданы только после революции $1917 года.$

В кукольных театрах ставят народные сказки, а также пьесы, написанные драматургами. Большинство кукольных театров играют для детей, но в некоторых ставятся представления для взрослых, которые любят кукольный театр не меньше детей.

Кукольные театры – первая ступень в приобщении детей к театральному искусству. Они не просто дарят радость, учат понимать искусство театра, формируют художественный вкус, учат восприятию окружающего мира.

Чешское кукольное искусство имеет давнюю традицию, оно по достоинству оценено ЮНЕСКО и внесено в Список нематериального культурного наследия. С резными деревянными куклами и марионетками вы столкнетесь практически в каждом магазине сувениров. А знаете ли вы, что и сегодня можно посетить современное кукольное театральное представление? Чешская Республика имеет девять профессиональных кукольных театров, около ста независимых трупп и около трехсот любительских групп.

Чешские марионетки в прошлом

Чешское кукольное искусство является важным культурным и социальным феноменом, массовое расширение которого наблюдалось в XIX веке. Однако в разных регионах сегодняшней Чешской Республики оно начало распространяться около столетия назад.

Кукольники, кочующие от города к городу, играли на чешском языке и таким образом помогали повышать уровень родного языка среди обычных людей. Постепенно возникла традиция кукловодческих семей, в которых искусство театра кукол наследовалась как родовое ремесло. Кукольники своими руками изготавливали марионетки, за основу которых брались скульптуры . Кукольник сам приводил все марионетки в движение и говорил за них. Таким образом возник уникальный стиль, в котором неуклюжие движения кукол на нитях компенсировались стилизованным озвучиванием. Типичным комическим персонажем чешских кукольников является шут Кашпарек (Kašpárek), черт, король и принцесса. Представления в театре кукол в прошлом отражали народные традиции, сегодня кукольный театр посвящен в частности детской аудитории.

Чешская традиция театра кукол в настоящее время проявляется в двух направлениях - народное или любительское и профессиональное кукловождение , представляемое в театрах и независимых сценах. Кукольное искусство во второй половине XX века воплотилось в коротких телевизионных сказках для детей , которые принадлежат сегодня к числу наиболее популярных среди юных зрителей.

Познакомьтесь с куклами

Посетите один из музеев кукол или придите посмотреть кукольное театральное представление.

Представления чаще всего на чешском языке без перевода предназначены в основном для детей. Кукольные театры вы найдете, например, в или в в , где даже построено отдельное здание театра, в котором играют только кукольные спектакли .

В в Хрудиме в вы увидите как исторические, так и современные чешские и зарубежные куклы, а также вы можете попробовать выступить в роли кукловода в игровой комнате музея. На выставке представлены марионетки кочевых кукольников и кукольных варьете, семейные кукольные театры и декорации чешских художников. В зарубежной части выставки экспонируются теневые куклы из Индонезии, несколько кукол из Индии, Японии, Китая или Бирмы, а также вьетнамская водная марионетка.

В мир кукол вы можете окунуться в городе Прахатице ( . Первая часть выставки музея посвящена истории чешских марионеток от старейших кукловодов, семейных и любительских театров до профессиональной сцены. Помимо традиционных кукол черта и шута вы встретитесь с куклами, изготовленными в соответствии с эскизами ведущих чешских художников. Коллекции принадлежат m) в Праге.

Традиции кукольного ремесла в Чехии поддерживает ряд фестивалей. Фестиваль «Кукловодческая Хрудим» (Loutkářská Chrudim) существует с 1951 года и является старейшим в своем роде в Европе. Другой пример - Международный фестиваль кукольных искусств в Праге или Международный фестиваль Spectaculo Interesse в Остраве.

Образ куклы завораживал людей на протяжении столетий. Тряпичные закрутки без лиц оберегали новорожденных крестьянских детей. Дерзкие актеры кукольного театра могли своими звонкими голосами пропищать на ярмарочной площади то, что не осмеливался сказать человек. Прибывшие из-за границы фарфоровые красотки становились законодательницами моды в провинции. С куклой человек делился страхами и надеждами, воспевал ее в произведениях искусства... Вполне можно было предположить, что рано или поздно она станет искусством сама. Так и случилось.

Кукла, похожая на человека, стала развиваться и жить самостоятельной жизнью, перестав служить ритуалам и даже детским играм. Сейчас во всем мире, как часть «большого» изобразительного искусства, плодотворно развивается искусство авторской художественной куклы. Кукла стала арт-объектом, инсталляцией. Как сотни ее сестер в литературе и кино, от Галатеи до Суок, она обрела душу и неутилитарную, непрактичную, но несомненную ценность.

Авторская кукла

Понятие авторской куклы еще довольно расплывчато, и термины, обозначающие это явление, только устанавливаются. На Западе, например, существует разграничение художественной куклы (artdoll) и так называемой «одетой скульптуры» (dressed sculpture). Ряд обязательных для всех условий здесь все же есть: это в первую очередь уникальность изделия или крайне ограниченный тираж (не выходящий за пределы полутора десятков экземпляров), ручная работа и высокое качество исполнения.

В России кукольное искусство (в изначальном смысле этого слова) возникло совсем недавно. Первыми авторскими куклами принято считать работы художницы Елены Языковой, выполненные в 1987 году. Но всего за двадцать лет оно получило бурное развитие и стало вызывать уважение и повышенный интерес западных коллег (часто отмечающих, кстати, в работах наших соотечественников «загадочную русскую душу» и отсутствие европейского стремления к чистой декоративности). Сейчас наша страна переживает настоящий «кукольный бум» — издаются специализированные журналы, активно работают школы кукольного дизайна, музеи и галереи, неизменно с шумным успехом проходят кукольные фестивали, выставки, салоны... И бушуют неигрушечные страсти.

Из чего же, из чего же...

Когда б вы знали, из какого сора... И сором не брезгуют художники: что только не становится материалом для изготовления авторской куклы! Кто-то из мастеров работает в технике «скульптурного текстиля», когда игла превращает гладкую ткань в рельефы лица со сложной и причудливой мимикой. Другой при помощи целого арсенала металлических стоек вылепливает своих персонажей из запекаемых или самозатвердевающих пластиков: первые нужно доводить до кондиции в обычной духовке, не передерживая и не оставляя материал «сырым», вторые застывают сами на воздухе в течение нескольких часов. Но больше всего технических навыков, мастерства и терпения требует работа с фарфором... А удивительные деревянные фантазии? А достойные пера Гофмана стимпанк-работы со сложнейшими механизмами? А «смешанная техника», где все комбинируется со всем? Размеры кукол разнятся от гигантских (сопоставимых с человеческим ростом) до крошечных (такие работы не разглядеть как следует без лупы, а для выполнения нужна поистине ювелирная техника — нередки случаи, когда за выполнение кукольной миниатюры берутся профессиональные ювелиры, и их шедевры для какого-нибудь коллекционера становятся дороже золота и бриллиантов). Но какой бы ни была избранная техника, проблемы у кукольников схожи — нужно овладеть в совершенстве мастерством скульптора, художника, портного, парикмахера, визажиста... Список профессий бесконечен, от мебельщика до часовщика, ведь никто не знает заранее, что понадобится для полной гармонии следующей кукле. Музыкальный инструмент? Крошечное украшение? Рыцарские доспехи? Велосипед, очки, зонтик? А ведь подлинное мастерство требует изготовления всех (!) деталей вручную. Не говоря уже о том, что кукла, как арт-объект, вбирает в себя знания автора о музыке и литературе, живописи и кинематографе... Кукольники подшучивают над собой: «Мы сумасшедшие люди!» — и предупреждают новичков: «Вам еще предстоит искать детали по помойкам...»

Другое измерение

Каждая кукольная галерея — это особая вселенная со своими канонами красоты. Все разнообразие кукольного искусства представлено в Кукольной галерее «ВахтановЪ» Ирины Мызиной в ЦДХ. Роскошные классические дамы, авангардные, авторские, больше похожие на арт-объекты, представлены в постоянной экспозиции. В Галерее Карины Шаншиевой замечательно сочетаются живопись и авторские куклы; к сожалению, у галереи сейчас нет постоянного места жительства. Свое лицо и непередаваемая петербургская утонченность — у галереи Варвары Скрипкиной в городе белых ночей. Мощнейшее кукольное движение развернулось на другом краю державы — неизменный интерес на выставках вызывают работы авторов из Екатеринбурга, Перми, Новосибирска, где действуют самобытные галереи и объединения художников.

Попасть на кукольную выставку — это открыть новый мир. Похожий на наш ровно в той степени, в какой куклы «так похожи на людей», — то есть весьма и весьма отдаленно. Миры сменяются мирами. Здесь куклы-аристократки блещут жемчугом, золотым шитьем и светским равнодушием на фарфоровых личиках (стоит взглянуть, например, на работы Александры Кукиновой). А тут босховские фантазмы Димы ПЖ, кажется, меняют обличье, растекаются, испаряются и взлетают, стоит тебе отвернуться. Добрые и светлые персонажи Ольги Егупец зовут улыбнуться и вздохнуть глубже. Смотрят пристально и настаивают на диалоге характерные куклы, куклы-персонажи Елены Куниной, мягкой мудростью веет от работ Татьяны Елевой и Линды Фурниш-Колман.

Куклы-младенцы дремлют на ладони у мастера. Оживают литературные персонажи и киногерои, политики и актеры неожиданно становятся в миниатюре ближе и человечнее. И нет предела изумлению перед каждой следующей работой... Выставки бывают очень разными по масштабу и, что греха таить, техническому уровню представленных работ. На одних собираются все, от профи до новичков, попасть на другие — признак элитарности. Каждый год осенью в Москве блещет международная выставка «Искусство куклы», которая собирает лучших представителей кукольного мира. На ее площадке представлены куклы и арт-объекты из 26 стран мира. Авторские проекты, музейные коллекции, собрания из частных коллекций демонстрируют зрителям организаторы самой крупной в мире выставки.

А шумная веселая выставка Moscow Fair радует зрителя весной. Надолго остались в памяти «Петербургские миражи» в галерее Варвары Скрипкиной — все образы Северной столицы, от сфинксов и рыбаков на набережной до воплощенной Белой ночи. А какой фейерверк остроумия встретил посетителей выставки «Черт-те что и сбоку бантик»! Просто представьте себе, как выглядит Екарный бабай или Кузькина мать и прочие забавно-ругательные выражения: «Зарасти все васильками», «Ежкин кот», «Бляха-муха», «Рыжая- бесстыжая», «Ядрена вошь», «Еперный балет», «Конь в пальто» и прочие.

Наплодили сущностей!

Множество жанров — множество смыслов. Кукла интерьерная, декоративная часто создается под антураж конкретного дома, в его цветовой гамме и с его характером. Она и украшение жилища, и его хранитель, своего рода домовой, и собеседник хозяев — каждый, у кого есть куклы, расскажет, как меняются выражения их лиц и даже положение в пространстве. Поклонники «страшной куклы» считают, что искусство должно «не ласкать, а будоражить», искать эстетику в смерти, боли и разложении... Стоит взглянуть на лучшие образцы жанра (выполненные, например, такими художниками, как Жульен Мартинес или Репункр), чтобы понять — есть своя правда и своя красота в этих девочках-зомби, мертвых невестах и окровавленных зверюшках. Кажется, при виде этих работ особенно остро осознаешь, до какой степени далеко ушла авторская кукла от детской игрушки, — но не тут-то было.

«...Дети смотрят на кукол Жульена с заговорщицким любопытством — они с удовольствием взяли бы их домой и играли бы с ними », — пишет в журнале «Кукольный мастер» художница Мария Стрельцова. Не провести грань между кукольным искусством и игрой. Да и стоит ли пытаться?

Элитным подарком в последние годы стала считаться портретная кукла, по определению уникальная, выполненная мастером на заказ для чьего-то близкого человека (даже звезды отдают дань моде, например, солистке фолк-группы «Мельница» коллеги-музыканты подарили миниатюрную Хелавису на тридцатилетие). Конечно, не всегда удается схватить в кукле «изюминку» характера, так что сюрприз может быть как приятным, так и удручающим... Извилистыми, однако, путями движется культура: от куклы-оберега, которая непременно должна быть безликой, дабы не сглазить, не нанести вреда, — к кукле с лицом твоего ребенка или любимого человека. Кажется, у писателей-фантастов и сказочников впереди еще огромное поле неразработанных сюжетов. Есть костюмная кукла, кукла-младенец, кукла-персонаж...

Они настоящие!

Не стоит удивляться тому, что художники считают свои детища наделенными разумом, душой. Сколько историй на грани мистики о том, как кукла проявляла характер еще в процессе изготовления! Была задумана одним персонажем — вышла другим. С утра улыбалась — вечером хмурится. Не желает занимать определенное место в доме или удачно получаться на фотографиях. Не хочет продаваться — или, наоборот, «рвется» в чьи-то руки... Таких историй сотни. Они живые — этим все сказано. Неслучайно в «паспорте куклы» (а их обязательно выдают покупателю при продаже) вместе с названием, материалами и количеством экземпляров указан «год рождения». Только так.

Конечно, как и во все века, многие художники сталкиваются с выбором между свободным самовыражением и коммерческим успехом. «Милые» и «добрые» работы раскупаются куда охотнее, чем пугающие, мистические, вобравшие в себя раздумья автора о темных сторонах мироздания. Но это лишний раз говорит о том, что кукольное искусство — это Искусство с большой буквы, со всеми присущими ему конфликтами и подводными камнями. А значит, впереди у него большой путь. Какими бы ни были востребованные жанры, стили и образы, одно остается неизменным: философская насыщенность этого искусства. Недаром в рядах его почитателей не только «простые смертные», но и многие известные люди, коллекционирующие кукол или создающие их сами. На выставках можно увидеть работы знаменитых музыкантов, писателей, политиков. А Деньги от продаж, как правило, идут на благотворительность.

И это прекрасно: кукла, даже став арт-объектом и уйдя из детской комнаты на музейный стенд, продолжает нести счастье малышам, которые очень в нем нуждаются.

Тот, кто раз пришел в кукольный мир, обычно уже не изменяет ему, его странным загадкам и беспредельному веселью. А значит, кукольное искусство готовит и зрителям, и коллекционерам, и самим мастерам еще много сюрпризов.