Кто из героев проходит путь исканий. «Война и мир»

Кто из героев проходит путь исканий. «Война и мир»
Кто из героев проходит путь исканий. «Война и мир»

В работах великих писателей дорога каждая строчка, так как любая мысль гения несет в себе смысл. То же можно сказать о работах Л. Н. Толстого , написавшего гениальное произведение, ставшее ценным источником информации для последующих поколений. Речь, конечно же, о романе-эпопее «Война и мир». Главные герои этого писателя богаты в духовном и нравственном отношении. Они обязательно проходят путь самосовершенствования и с годами становятся лучше. Одним из таких героев был молодой князь Болконский - человек серьезный, немного мрачный и с трагичной судьбой.

Мы наблюдаем его жизнь с самого начала романа, когда он был увлечен идеей о войне и стратегией Наполеона , и до момента, когда он умирает в доме Ростовых от полученных ран. Андрей был из тех людей, которые не приемлют светских балов, излишней роскоши и лицемерия. Он бежал в армию, чтобы не быть частью общества аристократов. По натуре он был замкнутый скептик. Даже с самыми близкими людьми он не был до конца открыт. При этом он отнюдь не эгоистичен, не лишен чувства патриотизма и не является человеконенавистником. Это, пожалуй, одна из самых странных фигур в романе «Война и мир». Глубоко в душе он всегда одинок и несчастлив. Единственными людьми, умеющими расшевелить его и поднять в нем чувство радости, являются Наташа и Пьер .

Несмотря на его суровый внешний облик, Наташа полюбила его всем сердцем с самой первой их встречи, с первого танца на балу. Жизненный путь Андрея - череда разочарований. В первом браке он не был счастлив. Еще более несчастным он стал, когда его жена Лиза умерла при родах, оставив его и их новорожденного сынишку одних. В плане военной карьеры его также ждало разочарование. Он мечтал о воинской славе и признании со стороны людей, он видел войну как нечто героическое и восторженное, он мечтал о победе, которую принесет своей стране, но со временем понял, как ничтожно пусты были его честолюбивые замыслы.

Раненный под Аустерлицем, он начал видеть истинный смысл вещей. Он понял, что война - это не самое главное в жизни. Гораздо важнее, когда рядом любящая семья, а над головой - мирное небо. Вернувшись домой с поля боя, он узнал, что жена не смогла пережить тяжелые роды. С этого момента он стал мрачнее привычного и напрочь потерял интерес к жизни. Мы видим, как Андрей проходит путь от честолюбивого эгоизма и гордости до самоотречения. Сам автор о своем герое говорит, что тот «всеми силами души хотел быть вполне хорошим». Но тут же он показывает, что одинокий и самолюбивый человек, пускай даже очень умный, не может принести пользу этому миру.

Духовное возрождение Болконского начинается после разговора с Пьером, а потом после услышанного монолога Наташи в Отрадном. Пьер рассказывает ему об идеалах масонства, о любви,­ о доброте, о Боге, о возможных преобразованиях в обществе. Если поначалу Андрей не хочет даже слушать о реформации, то потом сам решает отпустить всех крестьян на волю, что по тем временам было неслыханным делом. Большую роль в его духовном возрождении играет любовь к Наташе Ростовой. Эту героиню можно назвать его полным антиподом. Она открыта, жива, естественна, благодушна. Она умеет расшевелить в нем радость, разбудить желание жить. Он, в свою очередь, к ней искренне и благородно относится, отчего еще больше мучается их разрывом.

Предсмертные мысли Болконского проникнуты чувством смирения и сострадания. Он начинает видеть все в ином свете. Для него уже не так важна война и военное прошлое. Смысл жизни он видит в любви и всепрощении. Важнейшим эпизодом в его жизни стала битва 1812 года, когда отказавшись от придворной карьеры, он идет в действующую армию. Командуя армией, он сближается с простыми солдатами и начинает уважать этих мужественных ребят в шинелях, этих героев-патриотов. Он понимает, что решающим фактором для исхода сражения является не обмундирование и не вооружение, а боевой дух солдат, их настрой и желание защищать отчизну.

Сочинение

В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно ищущие смысл жизни, стремящиеся к полной гармонии с миром. Их не занимают светские интриги, корыстные интересы, пустые разговоры в великосветских салонах. Их легко узнать среди надменных, самодовольных лиц.

К ним, безусловно, относится один из самых ярких образов "Войны и мира" — Андрей Болконский. Правда, первое знакомство с этим героем не вызывает особой симпатии, ибо его красивое лицо "с определенными и сухими чертами" портит выражение скуки и недовольства. Но оно, как пишет Толстой, вызвано тем, что "все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно". Развернутый авторский комментарий говорит о том, что блестящая и праздная, пустая жизнь не удовлетворяет героя, стремящегося разорвать порочный круг, в котором он находится.

Князь Андрей, обладающий, помимо ума и образованности, сильной волей, решительно изменяет свою жизнь, поступив на службу в штаб главнокомандующего. Болконский мечтает о подвиге и славе, но его желания далеки от тщеславия, ибо они вызваны стремлением к победе русского оружия, к общей пользе. Обладая наследственной гордостью, Андрей неосознанно отделяет себя от мира простых людей. В душе героя все глубже становится разрыв между его возвышенными мечтами и земными буднями. Хорошенькая жена Лиза, когда-то казавшаяся ему совершенством, оказалась обыкновенной, заурядной женщиной. И Андрей незаслуженно оскорбляет ее своим пренебрежительным отношением. Да и кипучая жизнь штаба главнокомандующего, который представляется Болконскому мозгом армии, тоже оказывается весьма далекой от идеала. Андрей свято верит в то, что его мысли о спасении армии привлекут внимание и интерес, послужат к общей пользе. Но вместо спасения армии ему приходится спасать лекарскую жену от притязаний обозного офицера. Этот, в общем то, благородный поступок кажется Андрею слишком мелким и ничтожным по сравнению с его героической мечтой.

Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежит впереди всех со знаменем в руках исполнен внешнего эффекта: его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон. Но почему же, совершив героический поступок, Андрей не испытывает никакого восторга и душевного подъема? Наверное, потому, что в тот момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая высокая истина вместе с высоким бесконечным небом, раскинувшим над ним голубой свод. На его фоне все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными, такими же, как и былой кумир. В его душе произошла переоценка ценностей. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то, от чего он так старательно отгораживался — простая и тихая семейная жизнь, — теперь представляется ему желанным, полным счастья и гармонии. Неизвестно, как сложилась бы жизнь Болконского с его женой. Но когда, воскреснув из мертвых, он возвратился домой более добрым и мягким, на него обрушился новый удар — смерть жены, перед которой он так и не смог загладить свою вину. Андрей пытается жить простой, спокойной жизнью, трогательно заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих крепостных: триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры, свидетельствующие о передовых взглядах Болконского, почему-то все-таки не убеждают в его любви к народу. Слишком часто проскальзывает в нем пренебрежение к мужику или солдату, которых можно пожалеть, но нельзя уважать. Кроме того, состояние депрессии, ощущение невозможности счастья говорят о том, что все преобразования не могут полностью занять его ум и сердце. Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея начинаются с приезда Пьера, который, видя угнетенное настроение друга, старается внушить ему веру в существование царства добра и правды, которое должно существовать на земле. Окончательное возрождение Андрея к жизни происходит благодаря его встрече с Наташей Ростовой. Поэтичностью, прелестью веет описание лунной ночи и первого бала Наташи. Общение с ней открывает Андрею новую сферу жизни — любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено быть счастливым, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Наташа любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она тоже остается для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой. Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи, ибо она в отличие от Андрея не способна думать о чем-то другом, занять себя каким-то делом. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье этих героев. Гордый и самолюбивый Андрей не в состоянии простить Наташе ее ошибку. А она, испытывая мучительные угрызения совести, считает себя недостойной такого благородного, идеального человека. Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль разочарования. Но она же соединит их перед смертью Андрея, потому что Отечественная война 1812 года многое изменит в их характерах.

Когда Наполеон вступил в пределы России и стал стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после тяжелого ранения под Аустерлицем, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной и перспективной службы в штабе главнокомандующего. Командуя полком, гордый аристократ Болконский сближается с солдатско-крестьянской массой, учится ценить и уважать простой народ. Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить. Он начинает смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев-патриотов, мужественно и стойко защищавших свое Отечество. Андрей Болконский приходит к мысли о том, что успех армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того чувства, которое есть и в нем, и в каждом солдате. Значит, он считает, что настроение солдат, общий боевой дух войск являются решающим фактором для исхода сражения.

Но все-таки полного единения князя Андрея с простым народом не произошло. Недаром Толстой вводит вроде бы незначительный эпизод о том, как князю в жаркий день захотелось искупаться, но из-за брезгливого отношения к солдатам, барахтающимся в пруду, он так и не смог осуществить свое намерение. Сам Андрей стыдится своего чувства, но не может пересилить его.

Символично, что в момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой земной жизни, но тут же задумывается о том, почему ему так жаль расстаться с ней. Эта борьба между земными страстями и идеальной холодноватой любовью к людям особенно обостряется перед его смертью. Встретив Наташу и простив ее, он чувствует прилив жизненных сил, но это трепетное и теплое чувство сменяется какой-то неземной отрешенностью, которая несовместима с жизнью и означает смерть.

Таким образом, раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота. Толстой обрывает его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые так и остались недостижимыми для Андрея, суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру Безухову.

Путь исканий Андрея Болконского Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г. Белгорода Захаровой Л. Н.

«…Перечитываю “Войну и мир”. Как хорошо старик знал эпоху, как изумительно знал подноготную человеческих отношений, чувств, ход душевных движений» . В. Я. Шишков «…Толстой умеет проникнуть в глубь характеров…Он очерчивает с несравненной силой их достоинства и недостатки, колебания и противоречия. Это – страшный и неумолимый психолог, от наблюдательности которого ничего не скроется и для которого человеческая натура, столь изменчивая и разнообразная, не имеет тайны» . Альфред Бадэн

Пройдем путь Болконского вслед за автором Говоря о себе и своем месте в светском обществе, Андрей восклицает: « Во мне нет… этой известной добродушной и озабоченной пошлости, которая нужна для этого» .

Пройдем путь Болконского вслед за автором Независимость и сухость Первая встреча с поведения контрастирует с Андреем в салоне поведением остальных Шерер. гостей « Гостиные, сплетни, на Непохожестьбалы, тщеславие, ничтожество - вот окружающих: «эта заколдованный круг, из которого я не могу выйти» , - говорит жизнь не по мне!» Болконский Пьеру Безухову Мечты о личной я «Перед Аустерлицким сражением предчувствовал, о своем показать славе, что смогу. Мне все то, что я могу сделать. представилась та счастливая минута, «Тулоне» , тот Тулон, которого я так долго ждал. увлечение известным Я хочу славы, хочу бытьидеями людям, хочу быть любимым ими… я Наполеона. не виноват, что я хочу этого, для одного этого я живу» . «…Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. И как ни дороги, ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей» .

Пройдем путь Болконского вслед за автором Русские проигрывали в Аустерлицкой Русские Аустерлицкой баталии. проигрывали ви торжественно, Аустерлицкое сражение Князь Андрей, «Как тихо, спокойно чувствуя слезы стыда и злобы, не так, как я бежал, - подумал совсем подступившие ему к момент в – переломный горлу, уже соскакивал с лошади и бежал к знамени. князь Андрей, - не так, как мы бежали, - Ребята, вперед! – крикнул он детски – жизни героя. кричали и дрались; совсем не так, как с пронзительно. озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, - совсем сила так “Что это? я падаю? - У менянеон и упал на Очищающая ноги ползут подкашиваются”, высокому, облака по этому подумал спину. Он раскрыл глаза…Но он ничего не природы. бесконечному небу. Как же я не видал. Над ним не было ничего уже, кроме прежде этого высокого неба? И как я неба, - высокого неба, неясного, но все-таки счастлив, что узнал его наконец. Да! по неизмеримо высокого, с тихо ползущими Все пустое, все облаками. нем серыми обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего Разочарование в «Все пустое, все обман, кроме. И нет, кроме тишины, успокоения. этого прежних устремлениях. бесконечного неба» . слава богу!. . . »

Пройдем путь Болконского вслед за автором Вернувшись домой, Андрей Болконский решил больше никогда не служить в войсках и стал уповать на спокойную семейную жизнь. И все же понятия чести и благородства, живущие в душе Болконского, не позволяют ему оставаться равнодушным наблюдателем окружающей жизни. Попытки уйти в спокойную светскую жизнь, философские выводы о том, что человек, подобно дереву, должен доживать свой век несуетливо и терпеливо, снова потерпели крах. Семейная драма героя. «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызения совести и болезнь. И Духовный кризис. счастье есть только отсутствие этих двух зол» , - говорит Болконский Пьеру. Практическая. Его духовный мир претерпел деятельность в значительные изменения. Изменились его взгляды на жизнь. деревне. и сама жизнь. Изменилась

Пройдем путь Болконского вслед за автором Возвращаясь домой, Болконский Встреча с Наташей заметил, что старый, знакомый ему Ростовой в Отрадном. дуб зазеленел. Князь Андрей воспринял это как знак, как призыв «Никогда не испытывал ничего счастью. - к Возрождение к жизни. действию, жизни, к подобного, признается он Безухову. - Я влюблен, мой друг» . Весь мир разделился теперь для Андрея Болконского на две половины: «одна - она, и Решение «жить для других» там все счастье, надежда, свет; другая и попытка участия в половина - все, где ее нет, там уныние и темнота» . Под влиянием своей влюбленности Андрей делает общественной жизни. Наташе предложение. Однако по настоянию отца он должен отложить свадьбу на год, во время которого вынужден уехать. Уверенный в своих чувствах, Болконский соглашается на такое условие. Но он не учел душевного состояния и молодости Наташи. Узнав о ее измене, об увлечении Анатолем Курагиным, герой переживает тяжелую душевную травму. «Помню… я говорил, что падшую женщину травму. надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу» , - заявляет он Пьеру. Разочарование в жизни.

Пройдем путь Болконского вслед за автором Бородинское сражение. Сближение с народом. Ранение. Путь к счастью через христианское всепрощение и сострадание. Примирение с жизнью Перед смертью прощение Наташи. особенно ярко ощущаются мотивы, и с героем: ему открывается истинный произошедшие смысл христианских учений, он прощает Наташу, Смерть князя Андрея. потому что к нему приходит понимание жизни в ее Он участвует в сражениях, становится свидетелем всенародных бедствий, сближается с солдатами и офицерами. Его душевные порывы сливаются с общенародным героическим порывом. Андрей Болконский по-настоящему почувствовал желание воевать - не ради карьеры и славы, а для защиты своей родины, своей страны. К сожалению, тяжелое ранение обрывает напряженный путь душевных исканий Болконского. На перевязочном пункте он встречает Анатоля, также тяжело раненного. Вспомнив Наташу, Андрей понимает, что вовсе не чувствует ненависти ни к ней, ни к Курагину. Наоборот, в его сердце теперь - любовь и жалость. . простой и вечной основе. Андрей Болконский покидает этот мир в полной гармонии с людьми и с самим собой.

Вывод Перед нами сформировавшийся полностью человек. Таким проводит Толстой князя Андрея через главные события, через любовь и смерть, через жестокие жизненные испытания. Все его испытания – момент истины. Его судьба – это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенствованию. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по Толстому, дело – умер спокойно и достойно. И смерть стала «моментом истины» его героя.

Вопросы по роману "Война и мир" 1.Кто из героев романа "Война и мир" является носителем теории непротивленчества?

2.Кто из семьи Ростовых в романе "Война и мир" хотел отдать подводы для раненых?
3.С чем сравнивает автор вечер в салоне Анны Павловны Шерер в романе "Война и мир"?
4.Кто входит в состав семьи князя Василия Курагина в романе "Война и мир"?
5.Вернувшись домой из плена, князь Андрей приходит к мысли, что «счастие есть только отсутствие этих двух зол».Каких именно?

28 вопросов по 3 тому "Война и мир".Нужно до завтра, ответьте, пожалуйста!!! Нужно до завтра, ответьте, пожалуйста!!!

Если отвечаете, то указывайте номер вопроса
1. Где находился император Александр, когда получил известие о том, что войска Наполеона перешли границу?
2. Зачем князь Андрей искал по всем фронтам Анатоля Курагина?
3. Почему Андрей Болконский решает служить не при штабе а в армии?
4. Как Николай Ростов отличился в деле при Островне?
5. Как перенесла Наташа свою историю с Анатолем?
6. Почему Петя Ростов просится в военную службу?
7. Кто из героев романа тайком пробрался на Красную площадь смотреть приезд государя?
8. Почему старый князь Болконский не разрешил увезти свою семью из
Лысых Гор?
9. Кто из героев привозит в Лысые Горы весть о том, что Смоленск сдан?
10. Какие два противоположные кружка создались в Петербурге с началом войны?
11. Кто из героев романа встретился с Наполеоном и запросто беседовал с ним, а потом вернулся в русский лагерь?
12. Как умер старый князь Болконский?
13. Кто выручает княжну Марью из трудного положения, когда крестьяне отказались везти её в Москву? Как это случилось?
14. Почему сугубо штатский человек, Пьер едет на Бородинское сражение?
15. О чём беседовали Пьер и Болконский накануне Бородинского сражения?
16. Каким человеком показывает Толстой Наполеона в сцене с портретом его сына?
17. Как себя проявил Пьер во время Бородинского сражения, находясь на батарее Раевского?
18. Какими показывает Толстой Наполеона и Кутузова во время Бородинского сражения?
19. Как был ранен князь Андрей?
20. Кто, по мнению автора романа, является движущей силой истории?
21. Глазами какого героя показывает Толстой военный совет в Филях?
22. За кого собирается Элен выйти замуж?
23. С какой целью Пьер остаётся в Москве и исчезает из своего дома?
24. Как получилось, что семья Ростовых отдала свои подводы раненым?
25. Кто отдаёт распоряжение толпе убить Верещагина?
26. Почему, по мнению автора, в Москве, оставленной русскими войсками и занятой французами, случился пожар?
27. Кто сообщил Наташе о том, что раненый Болконский едет с ними в обозе?
28. Как Пьер попал в плен?

А1. В чём состоит смысл заглавия романа?

а) изображение сцен войны 1812 года и мирной жизни героев
б) отражает многозначную идею произведения и принцип построения системы образов
в) в душе каждого из персонажей произведения присутствуют «война» и «мир»
г) «война» и «мир» - исторически точное воспроизведение действительности
А2. Какое значение в исканиях князя Андрея имело его ранение на поле Аустерлица?
а) пришёл к пониманию Бога в) понял, что его прежние стремления ничтожны
б) разочаровался в своём кумире г) сумел прославиться
А3. Какая черта не характерна для членов семьи Болконских?
а) простота и естественность в) внешняя холодность и спокойствие
б) истинный патриотизм г) чувство долга
А4. С какой целью Л.Н.Толстой вводит в роман описание богучаровского бунта?
а) подчеркнуть склонность народа к бунту
б) показать неоднородность крестьянских масс
в) показать стремление народа к воле, которую богучаровцам обещал Наполеон
г) показать «бессмысленность и беспощадность» русского бунта
А5. Почему Л.Н.Толстой изображает Бородинское сражение через восприятие Пьера?
а) Пьер – человек не военный, его восприятие сражения более объективно
б) это необходимо для развития характера Пьера
в) для автора важно показать состояние человека в экстремальной ситуации
г) он более других заинтересован в боевых действиях
А6. Кто из героев романа в военную пору возглавил партизанский отряд?
а) Андрей Болконский в) Денисов
б) Долохов г) Николай Ростов
А7. Что помогло Наташе «воскреснуть» после побега с Анатолем Курагиным?
а) время притупило силу страданий в) в её любви и заботе нуждалась больная мать
б) Наташа смогла простить себя г) её простил Андрей
А8. Кто из героев романа признаётся себе: «Хочу славы, хочу быть известным людям…»?
а) князь Андрей в) Пьер
б) Берг г) Борис Друбецкой
А9. В чём заключён смысл образа Платона Каратаева?
а) помогает Андрею вернуться к жизни после душевного краха
б) показать разнообразие крестьянских характеров
в) выражение взглядов большинства героев произведения
г) передаёт философские и христианские взгляды автора
А10. Судьба кого из героев наиболее ярко демонстрирует бесчеловечность войны?
а) Андрея Болконского в) Наташи
б) Кутузова г) Пети Ростова
А11. Почему Л.Н.Толстой не показывает конец войны на территории Западной Европы?
а) не успел дописать роман в) там война вообще не велась
б) значима лишь освободительная война г) не хочет показывать поражения русских
А12. Как складывается судьба Пьера в эпилоге?
а) занимает важный государственный пост
б) становится членом тайного политического общества
в) замыкается, живёт интересами хозяйства и семьи
г) уезжает за границу

Задания части 2 предполагают краткий ответ, сформулированный самостоятельно.
В1. Какой приём использует Л.Н.Толстой, изображая А.П.Шерер, Элен, Берга, Друбецких идр.?

В2. Какова «движущая сила истории» с точки зрения Л.Н.Толстого?

В3. Какой персонаж романа выглядел так:
«…был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькой оживлённою женой»?

В4. Какие средства художественной выразительности способствуют созданию образной картины: «С двух сторон поднимались и расходились чёрные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разрозненной кочки, в разных мундирах и в разных направлениях проходили и пробегали солдаты»?