Крещение взрослого человека что нужно. Что нужно для обряда крещения

Крещение взрослого человека что нужно. Что нужно для обряда крещения
Крещение взрослого человека что нужно. Что нужно для обряда крещения

Значение приготовительных обрядов

Русская Православная Церковь проходит уникальный исторический этап. Сегодня, как и в древнехристианской Церкви, ко Крещению приходят взрослые, сформировавшиеся личности. То Таинство, которое в течение нескольких последних столетий, до трагедии 20 века, совершалось почти исключительно над младенцами, на рубеже 20-21 веков стало уделом взрослых людей.

В связи с этим, по логике вещей, должен быть восстановлен институт оглашенных, то есть лиц, сознательно готовящихся к вступлению в церковь. Ведь в древней церкви, те, кто готовился принять , постепенно вводились в ее жизнь. Они в течение продолжительного периода времени, который в разные годы составлял от 40 дней до трех лет, обучались истинам веры, читали Священное Писание, принимали участие в общих молитвах. Примечательно то, что епископ, к которому приходил желающий креститься, испытывал его нравственные качества и искренность желания стать христианином.

Понятно, что многое из этой практики раннехристианской церкви в современных условиях по разным причинам невыполнимо. Но огласительные беседы перед Крещением, чтение Священного Писания, православной литературы, участие в богослужениях, общие молитвы в храме, не только доступны, но и должны быть обязательны.

Таинство Крещения не должно профанироваться и становиться этнографическим обрядом, совершаемым с целями, не имеющими ничего общего с сутью христианства. Тем более, что приготовительные обряды, имевшие существенное значение для ранней Церкви, и составленные специально для Крещения взрослых людей, не исчезли и не стали впоследствии «младенческими» (из-за возраста приносимых ко Крещению), но до нынешнего дня сохранили «взрослое» чинопоследование, всегда являвшееся неотъемлемой частью этого Таинства.

Следовательно, Крещению взрослого человека должна предшествовать подготовка, которая, по сути, будет его постепенным вхождением в церковную жизнь.

Перед Крещением

Взрослый человек, желающий креститься, должен иметь представление о важнейших составляющих православной веры. Необходимо прочесть Новый Завет, а также знать основную часть догматического учения о Святой Троице, О Воплощении Сына Божия, Его Крестной Жертве и Воскресении, о Церкви Христовой, О Таинствах - Причащения, Крещения, Миропомазания.

Во многих храмах проводятся огласительные беседы, и тем, кто записывается на Крещение, их посещение обязательно. Если в храме такой практики нет, можно поговорить со священником и узнать все необходимое об обряде Крещения. Основы православного вероучения нужно будет изучить самостоятельно. Кроме этого, желающий креститься должен знать наизусть важнейшие христианские молитвы - Символ Веры, молитву Господню «Отче Наш», и «Богородице Дево, радуйся». Эти молитвы есть в любом молитвослове.

Взрослому человеку к обряду Крещения желательно, по возможности, подготовиться трехдневным постом, то есть отказом от употребления мясной, молочной пищи, яиц, спиртных напитков, курения. Перед тем как приступить к Таинству, христиане, по слову Иисуса Христа, должны примириться со всеми, с кем были в ссоре. Пост также подразумевает отказ от развлечений и просмотра увеселительных телепередач. Лицам, состоящим в браке, в этот период нужно отказаться от супружеских отношений.

Обряд Крещения взрослого

Богослужение Таинства Крещения состоит из чина оглашения, последования Святого Крещения, в которое входят несколько обрядов: освящение воды, освящение елея, Крещения и облачение новокрещенного в белую крестильную одежду . После Крещения совершается Таинство Миропомазания.

Оглашение

Перед чтением огласительных молитв, иерей совершает следующие священнодействия: три раза дует в лицо крещаемому, это символически связано с моментом творения человека, когда Бог взял созданного из праха земного человека, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2; 7).. Затем священник трижды благословляет крещаемого, и возложив руку на главу его, начинает чтение молитв.

После чтения запретительных молитв (молитвы запрещения злых духов), совершается обряд отречения от сатаны. Принимающий Крещение поворачивается лицом на запад - символ тьмы и темных сил, священник будет задавать ему вопросы, а он должен сознательно на них отвечать. После отречения от сатаны, крещаемый исповедует верность Христу (сочетается со Христом), теперь уже лицом на восток, так же как и в предыдущем обряде, отвечает на вопросы, повторяемые три раза. Затем оглашенный читает вслух Символ Веры - одну из главных христианских молитв, содержащую в кратком виде, все православное вероучение. Эту молитву надо знать наизусть. После чтения молитвы следуют вопросы священника, это повторяется три раза. Теперь оглашенный готов принять Святое Крещение.

Последование Крещения начинается освящением воды. Перед этим священник облачается в белые одежды, символ новой жизни, принесенной на землю Иисусом Христом. Зажигаются свечи, если в обряде участвуют крестные, что допустимо и для взрослых, им также даются в руки свечи. За освящением воды следует освящение елея, им помазывается крещаемый: его чело (лоб), грудь, спина между лопатками, уши, руки и ноги, смысл помазания в том. чтобы освятить мысли, желания и действия человека. вступающего в завет с Богом.

После помазания совершается крещение троекратным погружением в купель, с произнесением тайносовершительных слов, то есть крещальной молитвы. Но выходе из купели, нового члена церкви облачают в белую одежду из крестильного набора - символ очищенной, обновленной человеческой природы.

Для мужчин - это крестильная рубашка , для женщин - длинная сорочка, типа ночной рубашки, обязательно с рукавами, или крестильное платье . Крестильная одежда должна быть новой, чисто белого цвета.

Новокрещенному священник надевает на шею нательный крест, с произнесением специальной молитвы. После этого совершается Таинство Миропомазания. Затем священник с новокрещенным трижды обходит купель, что является символом вечности. После торжественных песнопений читается Послание Апостолов и Евангелие. В заключение происходит обряд сострижения волос, это знак предания христианина воле Божией.

Что нужно для Крещения взрослого человека?

Для участия в обряде Крещения нужно заранее купить крестильный набор : крестильное полотенце - новое, белое полотенце, достаточно большое, чтобы насухо вытереться после купели, крестильная рубашка. нательный крестик, несколько свечей и тапочки (сланцы), так как в определенный момент Таинства человек должен быть без обуви, без носков, чулков и т. д. - для помазывания святым елеем.

Практика совершения Крещения взрослых отличается в разных храмах. В некоторых храмах, при крещении женщин и девочек, купель огораживается ширмой. тогда погружение совершается без одежды, священник видит только голову крещаемой. В других храмах женщины крестятся в сорочках или длинных рубашках. Женщины, во всех без исключения случаях должны находиться в храме в платке или другом головном уборе. Записываясь на Крещение, вы можете узнать в свечной лавке все подробности совершения Таинства в данном храме.

Интернет магазин «Крещение.ру» с радостью предлагает одежду для Крещения разных размеров, для взрослых и подростков, а также все необходимые принадлежности: махровые полотенца, платки, праздничные наборы свечей. У нас также можно купить нательный крестик, золотой или серебряный, из белого или черненого серебра 925 пробы.

Одежду для Крещения можно приобрести и в церковной лавке, или сшить самостоятельно, на спинке крестильной рубашки традиционно вышивается православный крест, крестильное полотенце также может быть украшено православными символами. Крестильная одежда не используется в быту и, как правило, не стирается.

Желательно, чтобы все необходимое для Крещения было приготовлено заранее, вам будет намного спокойнее в день Таинства, так как в последний момент в церковной лавке может не оказаться рубашек нужного размера или подходящих по форме и величине крестиков.

Нательный крест верующие носят всю жизнь, не снимая, разве что в особых обстоятельствах (по требованию врача и пр.)

Чем отличается обряд крещения для взрослых от крещения младенца. Его историческая традиция, как ни странно, уходит очень глубоко, не просто в первые века нашей эры, а в первые годы христианства.

Один из вопросов, которые перед крещением своего малыша часто задают родители, можно ли им окрестить свою кроху, если сами они – не крещеные?..


И нужно сказать, что в разных храмах отвечают на него по-разному: одни священнослужители не видят в этом препятствия для совершения обряда над младенцем, другие – видят.

Но и те, и другие советуют молодым родителям все-таки окреститься. Ведь причины, по которым мама или папа, а то и оба, не крестились, могут быть самые разные. Например, их собственные родители, прожившие свою жизнь в период разгула атеизма, сами ставшие убежденными атеистами. Суетность современного мира, в котором выбрать время для крещения взрослому человеку, даже если он уверовал в Бога, часто бывает действительно сложно.

Поэтому знать о том, чем отличается этот обряд для взрослых от крещения младенца, лучше заранее. Ведь его историческая традиция, как ни странно, уходит очень глубоко, не просто в первые века нашей эры, а в первые годы христианства.

В те стародавние времена практически все христиане крестились уже взрослыми, а порой и под старость: объяснялось это сразу несколькими причинами. Во-первых, конечно, жестоким преследованием христиан, которые, если они попадали в руки властей, должны были заранее знать, какие страшные пытки их ждут, и идти на муки во имя Христа осознанно. Во-вторых, прежде, чем креститься, каждый будущий христианин должен бы твердо знать, в чем заключается его религия, все ее постулаты и историю возникновения, историю жизни Иисуса, преподанную Апостолами. В-третьих – требовалось знание основных молитв к Богу и Псалмов Давида.

Поэтому для тех, кто решил стать христианином, и был установлен период оглашения, а их самих так и называли оглашенные . Что это значило на практике?

Все оглашенные, прежде чем они сдавали своеобразный экзамен по религии иерею общины – аналогу современной Церкви, - должны были обязательно ходить на службы и только перед началом причастия их просили выйти из пещерного храма или катакомб, в которых в те времена проходили христианские обряды. О том, что оглашенным пора покинуть место службы, громко оповещал иерей. Этот возглас священнослужителя, «Оглашенные, изыдите!», формально сохранился как часть службы и в наши дни, однако храм при этом никого из присутствующих покинуть не просят.

Более того, взрослого человека, решившего окреститься, сегодня настоятельно просят не только выучить хотя бы одну молитву – «Символ Веры» и прочесть Евангелия. Но и приглашают походить какое-то время в храм и на исповедь - пока без причастия. И обязательно исповедоваться затем накануне совершения обряда.

Примечательно, что сейчас крестится очень много взрослых людей, подчас даже стариков! Словно Церковь вернулась к самому началу своей истории – на новом витке спирали, после десятилетий воинствующего атеизма и гонений со стороны государства. Россияне как будто проснулись от долгого сна, забытья Бога и стремятся возвратиться на истинный путь веры своих предков…
Давайте посмотрим, как в наши дни выглядит и из чего состоит обряд крещения.

Как подготовиться к крещению

Прежде всего, перед крещением необходимо внимательно прочесть Новый Завет и догматические книги, которые Вам обязательно назовет батюшка и которые есть в любой церковной лавке: это краткое изложение учения о Пресвятой Троице, о Воплощении Иисуса Христа и Его Жертве, о самом таинстве крещения, о причащении и миропомазании.

Далее - необходимо знать наизусть основные христианские молитвы. Кроме «Символа Веры», это «Отче наш…» и «Богородице, Дево, Радуйся».
Перед обрядом взрослому человеку необходимо попоститься хотя бы дня три: отказаться от мяса, молока, яиц. А также – от всевозможных развлечений, а мужу и жене – от интимных отношений.

Что нужно для крещения взрослого человека

Теперь о самом обряде. Для него нужно заранее запастись, помимо крестика, длинной крестильной рубашкой, большим полотенцем, чтобы обтереться после купели, и свечками. У женщин к этому добавляется головной платочек. Все вещи должны быть белого цвета. Важно заранее выбрать храм, в котором есть купель для взрослых! Например, в Москве это Подворье Сергиево-Посадской Лавры.

Как проходит обряд крещения взрослого

Первый этап крещения взрослого называется «Огласительным». Священник трижды дует в лицо крещаемому и читает специальные огласительные молитвы. Это своеобразный обряд в обряде, символизирующий библейский момент, когда Бог «вдунул» в тело Адама «дыхание жизни». Затем батюшка трижды благословляет его, возложив руку на голову, и читает запретительные молитвы против злых духов.
Второй этап : человек, принимающий крещение, поворачивается лицом на запад, который не только в христианстве, но вообще во всех мировых религиях считается символом тьмы и зла. Затем ему будут задаваться вопросы, на которые он должен осознанно отвечать. Суть вопросов – отрекается ли он от сатаны и будет ли верен Христу. Ответ предполагается положительный. Каждый вопрос повторяется трижды
Третий этап . Крещаемый поворачивается вновь лицом на восток и вместе со священником читается молитва «Символ Веры», которую следует знать наизусть.

Эти три этапа – подготовка к самому крещению. После того, как они завершены, священнослужитель переодевается в белое облачение, раздаются и зажигаются свечи: если у взрослого есть избранные им крестные, а это вполне допускается, свечи даются и им в руки. Затем батюшка освящает воду в купели и елей и совершает над крещаемым обряд миропомазания: мажутся лоб, грудь спина между лопаток, уши, руки и ноги – таким образом освящаются мысли, желания и будущие дела человека, принимающего Святое Крещение. И лишь после этого он трижды, под чтение иереем специальных молитв, погружается в купель. И после погружения, обсушив тело полотенцем, одевает белую крестильную рубашку – символ его новой, освобожденной от грехов жизни, а батюшка надевает на него крестик – тоже со специальной молитвой. И вновь совершается миропомазание, после которого окрещенный вместе с иереем трижды обходит купель. Затем читается Евангелие и Апостол.
В заключение с головы новоокрещенного состригается немного волос: они останутся в храме как символ преданности Христу и Его воле.

Требования к крестильной одежде взрослого

К крестильной одежде взрослых есть и специальные требования: у женщин крестильная рубашка должна быть длинной, скрывающей ноги и обязательно с длинными рукавами, голова покрыта платочком. У мужчин она может быть короче, но рукава тоже длинные. Вся одежда, как уже говорилось, белого цвета и обязательно новая.

К сказанному можно добавить, что обряд крещения взрослых в разных храмах может немного отличаться, даже если там имеется необходимая купель. Есть, например, храмы, в которых она огорожена плотной ширмой и тогда принимающий крещение погружается в нее без одежды, батюшке видна только его голова.

Но в большинстве церквей взрослые крестятся в рубашках, которые приобретаются заранее. В любом случае, во время записи на крещение Вам непосредственно в церковной лавке обязательно расскажут об отличиях обряда, существующих в избранном Вами храме.

Светлана Костицына


Что такое Крещение как Таинство? Как оно происходит?

Крещение – Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. В Крещении человек очищается от первородного греха – греха прародителей, сообщаемого ему через рождение. Таинство Крещения может совершаться над человеком только один раз (равно как человек только один раз рождается на свет).

Крещение младенца совершается по вере восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой.

Крестильный набор вашему малышу должен быть таким, какой Вам порекомендуют в том храме, где вы будете его крестить. Там без труда вам подскажут, что необходимо. Главным образом это крестильный крестик и крещальная рубашечка. Крещение одного младенца длится около сорока минут.

Состоит это таинство из Оглашения (чтения над готовящимся к крещению особых молитв – «запрещений»), отречения от сатаны и сочетания Христу, то есть соединения с Ним, и исповедания православной веры. Здесь за младенца соответствующие слова должны произносить крестные.

Сразу по окончании Оглашения начинается последование Крещения . Самый заметный и важный момент – троекратное погружение младенца в купель с произнесением слов: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь». В это время крестный (одного пола с крещаемым), взяв на руки полотенце, готовится принять своего крестного от купели. Принявший Крещение после этого облачается в новую белую одежду, на него надевается крест.

Сразу после этого совершается другое Таинство – Миропомазания , в котором крещаемому при помазании освященным Миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в жизни духовной. После этого священник и крестные с новокрещенным трижды обходят вокруг купели в знак духовной радости соединения со Христом для вечной жизни в Небесном Царстве. Затем читаются отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, посвященный теме крещения, и отрывок из Евангелия от Матфея – о послании Господом Иисусом Христом апостолов на всемирную проповедь веры с повелением крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа. После миро омывается священником с тела крестившегося специальной губкой, омоченной в святой воде, с произнесением слов: «Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Крестился еси. Просветился еси. Миропомазался еси. Освятился еси, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».

Далее священник крестообразно постригает волосы новокрещенного (с четырех сторон) со словами: «Постригается раб(а) Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь», складывает волосы на восковую лепешку и опускает ее в купель. Пострижение символизирует собой покорность Богу и одновременно знаменует ту небольшую жертву, которую новокрещаемый приносит Богу в благодарение за начало новой, духовной жизни. После произнесения прошений о крестных родителях и новокрещенном Таинство крещения завершается.

Обычно сразу же за этим следует воцерковление , обозначающее первое принесение в храм. Младенец, взятый священником на руки, проносится им по храму, подносится к Царским вратам и вносится в алтарь (только мальчики), после чего отдается родителям. Воцерковление символизирует собой посвящение младенца Богу по ветхозаветному образцу. После крещения младенца следует причастить.

Почему в алтарь вносят только мальчиков?

В принципе и мальчиков туда не должны вносить, это лишь традиция.
Шестой Вселенский собор определил: Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входить внутрь священного алтаря … (правило 69). Известный канонист еп. дает этому постановлению такой комментарий: «В виду таинственности приносимой в алтаре бескровной жертвы, воспрещено было, с древнейших времен церкви, входить в алтарь всякому, кто не принадлежал к клиру. «Алтарь предназначен только для священных лиц».

Говорят, что, прежде чем крестить своего ребенка, следует исповедаться и причаститься.

Даже безотносительно Крещения ребенка православные христиане призываются Церковью к тому, чтобы регулярно приступать к Таинствам исповеди и святого причащения. Если вы не делали этого до сих пор, то хорошо будет первый шаг навстречу полноценной церковной жизни сделать, предваряя Крещение собственного младенца.

Это не формальное требование, а естественная внутренняя норма – потому что, приобщая ребенка к церковной жизни через таинство Крещения, вводя его в ограду Церкви – что же будем сами оставаться вне ее? Ибо взрослый человек, который много лет, или никогда в жизни не каялся, не приступал к принятию Святых Христовых Тайн, – на этот момент является очень условно христианином. Лишь побудив самого себя к жизни в таинствах Церкви, он актуализирует свое христианство.

Каким православным именем назвать младенца?

Право выбора имени ребенка принадлежит его родителям. В выборе имени Вам могут помочь списки имен святых – святцы. В святцах имена расположены в календарном порядке.

Нет однозначной церковной традиции выбора имен – часто родители выбирают имя младенцу из списка тех святых, которые прославляются в самый день рождения ребенка, или на восьмой день, когда совершается чин наречения имени, или в период сорока дней (когда обычно совершается Таинство Крещения). Разумно выбрать имя из списка имен церковного календаря из тех, которые достаточно близко находятся после дня рождения ребенка. Но впрочем, это не какое-то обязательное церковное установление, и, если есть какое-то глубокое желание назвать ребенка в честь того или иного святого, или какой-то обет со стороны родителей, или еще что-то, то это вовсе не препятствие.

При выборе имени можно ознакомиться не только с тем, что означает то или иное имя, но и с житием того святого, в честь которого вы хотите назвать своего малыша: что это за святой, где и когда он жил, каков был образ его жизни, по каким дням совершается его память.
См. .

Почему в некоторых храмах закрывают храм на время совершения таинства Крещения (не делая этого при других Таинствах) или просят не входить в него людей не посторонних, а называющих себя православными?

Потому что во время Крещения взрослого человека не очень приятно самому крещаемому или крещаемой, если на него, в достаточной мере телесно разоблаченного, будут смотреть посторонние люди, наблюдать за величайшим таинством, любопытным взглядом те, которые к этому не имеют никакого молитвенного отношения. Думается, и благоразумный православный человек не пойдет просто зрителем на чужое Крещение, если его туда не звали. А если такта у него не хватает, то благоразумно поступают церковные служители, удаляющие любопытных из храма на время совершения таинства Крещения.

Что должно прийти сначала – вера или Крещение? Можно ли креститься, чтобы поверить?

Крещение – это Таинство, то есть особое действие Бога, в котором при ответном желании самого человека (непременно самого человека) он умирает для греховной и страстной жизни и рождается в новую – жизнь во Христе Иисусе.

А с другой стороны, глубокая вера – это то, к чему крещеный и воцерковленный человек должен стремиться всю свою жизнь. Все люди грешны, и нужно стремиться к такому стяжанию веры, с которой сочетаются и дела. Вера, помимо всего прочего, – это усилие воли. В Евангелии один человек, который встретил Спасителя, воскликнул: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». () Этот человек уже верил в Господа, но хотел верить еще больше, крепче, решительнее.

Укрепляться в вере будет проще, если жить церковной жизнью, а не смотреть на нее со стороны.

Почему мы крестим младенцев? Они же еще не могут сами выбирать религию и сознательно следовать за Христом?

Человек спасается не сам по себе, не как индивидуум, единолично решающий, как ему быть и действовать в этой жизни, а как член Церкви, сообщества, в котором все друг за друга отвечают. Поэтому взрослый человек может поручиться за младенца и сказать: я постараюсь сделать так, чтобы он вырос добрым православным христианином. И пока он не может сам за себя ответить, за него залогом дают свою веру его крестный отец и крестная мать.

В любом ли возрасте человек имеет право креститься?

Крещение возможно для человека любого возраста в любой день года.

В каком возрасте лучше крестить ребенка?

Крестить человека можно в любое время от первого и до самого последнего его вздоха. В древности существовал обычай крестить ребенка на восьмой день от рождения, но это не являлось обязательным правилом.
Удобнее всего крестить ребенка в течении первых месяцев от рождения. В это время малыш еще не отличает маму от «чужой тети», которая будет держать его на руках во время Крещения, да и «бородатый дядя», который все время будет к нему подходить и «что-то с ним делать», не страшен для него.
Дети постарше уже достаточно осознанно воспринимают действительность, видят, что их окружают незнакомые им люди, а мамы или вовсе нет или она почему-то к ним не идет, и могут испытывать тревогу по этому поводу.

Нужно ли заново креститься, если человека «крестила бабушка на дому»?

Крещение – это единственное Таинство Церкви, которое в случае крайней необходимости может совершать и мирянин. В годы гонений на случаи такого крещения были не редки – храмов и священников было мало.
Кроме того в прежние времени повивальные бабки иногда крестили новорожденных малышей если их жизни угрожала опасность: например, если ребенок получал родовую травму. Такое крещение обычно называют «погружением». Если ребенок после такого крещения погибал, то его хоронили как христианина; если же выживал, то его приносили в храм и священник восполнял совершенное мирянином крещение необходимыми молитвами и священнодействиями.
Таким образом в любом случае крещенному мирянином человеку надлежит «восполнить» крещение в храме. Однако, в прежние времена повитух специально обучали как правильно совершать крещение; в советские же годы зачастую совершенно неизвестно кто и как крестил, был ли этот человек обучен, знал ли, что и как следует делать. Поэтому, ради уверенности в действительном совершении Таинства, священники чаще всего крестят таких «погруженных» так, как если бы существовало сомнение в том, крещены они или нет.

Могут ли родители присутствовать на Крещении?

Вполне могут, и не просто присутствовать, а молиться вместе со священником и крестными о своем малыше. Никаких препятствий к этому нет.

Когда совершается Крещение?

Крещение может совершаться в любое время. Однако в храмах по разному устанавливается порядок совершения Крещения в зависимости от внутреннего распорядка, возможностей и обстоятельств. Поэтому Вам следует заранее обеспокоиться о том, чтоб узнать о порядке совершения Крещения в том храме, в котором Вы хотите крестить своего ребенка.

Что нужно взрослому человеку желающему принять Таинство Крещения?

Для взрослого человека основанием для Крещения является наличие у него искренней Православной веры.
Цель Крещения - соединение с Богом. Поэтому приходящему к купели Крещения нужно решить для себя очень важные вопросы: нужно ли это ему и готов ли он к этому? Крещение неуместно, если человек с его помощью ищет каких-то земных благ, успешности или надеется решить свои семейные проблемы. Поэтому еще одним важным условием для Крещения является твердое желание жить по-христиански
После совершения Таинства человек должен начать полноценную церковную жизнь: регулярно бывать в храме, узнавать богослужение, молиться, то есть учиться жизни в Боге. Если этого не произойдет, Крещение не будет иметь никакого смысла.
К Крещению необходимо готовиться: как минимум внимательно ознакомиться с данными огласительными беседами, прочесть хотя бы одно из Евангелий, знать наизусть или близко к тексту Символ Веры и молитву «Отче наш».
Было бы просто замечательно подготовиться к исповеди: вспомнить о своих грехах, неправоте и дурных наклонностях. Многие священники делают очень правильно, исповедуя оглашенных перед Крещением.

Можно ли крестить во время поста?

Да, можно. Более того, в прежние времена посты служили подготовкой не только к определенному празднику, но и ко вступлению в новых членов, т.е. к Крещению оглашенных. Таким образом в древней Церкви крестили в основном накануне больших Церковных праздников, в том числе во время поста. Следы этого до сих пор сохраняются в особенностях богослужений праздников Рождества Христова, Пасхи и Пятидесятницы.

В каком случае священник может отказать человеку в Крещении?

Священник не только может, но и должен отказать человеку в Крещении, если тот не верит в Бога так, как учит веровать Православная Церковь, поскольку вера – непременное условие для Крещения.
Среди оснований для отказа в Крещении может быть неподготовленность человека и магическое отношение к Крещению. Магическое отношение к Крещению – это желание с его помощью защититься от сил зла, избавиться от «порчи» или «сглаза», получить всевозможные духовные или материальные «бонусы».
Крестить не станут лиц в нетрезвом состоянии и ведущих аморальный образ жизни вплоть до их покаяния и исправления.

Что делать, если точно известно, что человек крещен, но никто не помнит то имя с которым его крестили? Второй раз крестить?

Подобная ситуация встречается довольно часто. Крестить второй раз человека не нужно – крестить можно только один раз. Но можно дать человеку новое имя. Сделать это вправе любой священник просто исповедовав человека и причастив его с новым именем.

Сколько раз можно креститься?

Однозначно — один раз. Крещение – есть духовное рождение, а родиться человек может только единожды. В Православном Символе Веры сказано: «Исповедую едино крещение во оставление грехов». Вторичное крещение недопустимо.

Что делать, если не знаешь, крещен ты или нет, и узнать не у кого?

Нужно Креститься, но при этом предупредить священника о том, что ты может быть и крещеный, но точно об этом не знаешь. Священник совершит Крещение по особому для таких случаев чину.

О крёстных (воспреемниках)

Какие есть у крестных отца и матери обязанности по отношению к своим крестникам?

У крестных по отношению к крестникам есть три основные обязанности:
1. Молитвенная. Крестный обязан молиться за своего крестника, а также по мере его возрастания научить молитве, чтобы крестник уже сам мог общаться с Богом и просить Его о помощи во всех своих жизненных обстоятельствах.
2. Вероучительная. Обучать крестника основам христианского вероисповедания.
3. Нравоучительная. На собственном примере, показать крестнику человеческие добродетели – любовь, доброту, милосердие, и другие, чтобы он возрастал настоящим добрым христианином.

Как нужно готовиться к Таинству Крещения будущим крестным?

Крестные являются поручителями за своего крестника. На них возлагается обязанность заботиться о духовном и нравственном воспитании своего крестника. Крестные обучают его основам Православной веры, молитве и образу жизни настоящего христианина. Следовательно, сами крестные должны хорошо знать и Евангелие и церковную жизнь, иметь хорошую молитвенную практику, регулярно участвовать в богослужениях и Церковных Таинствах.
Вы решились стать крестным, но не соответствуете требованиям? Сделайте так, чтобы это стало поводом для того, чтобы начать двигаться в этом направлении.
Для начала прослушайте огласительные беседы в храме или на .
Затем прочтите на выбор Евангелие от Марка или от Луки. Выберите сами — первое короче, второе понятнее. Найти их так же можно в ; точнее — в Новом Завете.
Тщательно ознакомьтесь с текстом – во время Крещения один из крестных читает его наизусть или с листа. Еще было бы хорошо если бы ко времени Крещения Вы знали наизусть .
После Крещения углубляйте и расширяйте свои знания по Библейской истории, молитесь дома и участвуйте в церковных богослужениях – так вы постепенно приобретете практические навыки христианина.

Можно ли стать крестным заочно, не участвуя в Крещении младенца?

Первоначальное наименование крестных – восприемники. Такое название они получили потому, что «принимали» крещаемого от купели; при этом Церковь как бы делегирует им часть своей заботы о новом христианине и научении его христианской жизни и нравственности, поэтому не только обязательно присутствие крестных во время Крещения и их живое участие, но и их сознательное желание принять на себя такую ответственность.

Могут ли стать крестными представители других религий?

Однозначно нет.
В Крещении восприемники свидетельствуют о Православной вере, и по их вере младенец принимает Таинство. Одно это уже делает невозможным представителей других религий становиться восприемниками при Крещении.
Кроме того крестные берут на себя обязанность воспитывать крестника в Православии. Представители других религий не могут выполнить этих обязанностей поскольку для нас христианство – не теория, а сама жизнь во Христе. Этой жизни могут научить только те, кто сами так живут.
Возникает вопрос: а могут ли тогда стать крестными представители других христианских конфессий, например католики или лютеране? Ответ отрицательный – не могут по тем же причинам. Восприемниками при Крещении могут стать только православные христиане.

Что из вещей нужно принести с собой на Крещение и кто из крестных это должен сделать?

Для Крещения понадобится крестильный набор. Как правило это нательный крестик с цепочкой или тесемочкой, несколько свечей, крестильная рубашка. Крестик можно приобретать и в обычных магазинах, но тогда следует попросить священника его освятить.
Понадобится полотенце или пеленка, чтобы завернуть и вытереть малыша после купели.
По неписаной традиции для мальчика крестик приобретает крестный отец, а для девочки – крестная мать. Хотя этого правила не обязательно придерживаться.

Сколько у человека должно быть крестных отцов и матерей?

Один. Как правило одного с ребенком пола, то есть для мальчика – крестный, а для девочки – крестная.
Возможность иметь для ребенка одновременно и крестного отца и крестную мать является благочестивым обычаем.
Иметь более двух восприемников не принято.

Как выбрать крестных для ребенка?

Главным критерием выбора крестного или крестной должно стать то, сможет ли этот человек впоследствии помогать в христианском воспитании воспринятого от купели. Степень знакомства и просто приязненность отношений тоже важны, но это не главное.
В прежние времена забота о расширении круга людей, которые будут серьезно помогать родившемуся чаду, делала нежелательным приглашение в качестве крестных ближайших родственников. Считалось, что они и так, в силу природного родства, будут помогать ребенку. По этой причине родные бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди и тети редко становились восприемниками. Тем не менее это не возбраняется, а сейчас становится все более частым явлением.

Может ли беременная женщина стать крестной матерью?

Может. Беременность не является препятствием для восприемничества. Кроме того, если беременная женщина сама хочет принять Таинство Крещения то она вполне может это сделать.

Кто не может быть крестным?

Несовершеннолетние; иноверцы; душевнобольные; совершенно несведущие в вере; лица в нетрезвом состоянии; не могут быть крестными у одного ребенка состоящая в браке пара.

Что крестные должны подарить крестнику?

Этот вопрос лежит в области человеческих обычаев и не касается духовной жизни, регулируемой Церковными правилами и канонами. Иными словами – это личное дело крестных. Можно и вовсе ничего не дарить.
Однако думается, что подарок, если таковой все же будет иметь место, должен быть полезным и напоминать о Крещении. Это может быть Библия или Новый Завет, нательный крестик или икона святого, в честь которого назван ребенок. Вариантов много.

Если крестные не выполняют своих обязанностей можно ли взять других крестных и что для этого нужно делать?

В прямом смысле слова – нельзя. Крестным будет только тот, который воспринимал ребенка от купели. Однако в некотором смысле так можно поступить.
Проведем параллель с обычным рождением: допустим, отец и мать, родив на свет своего малыша, отказываются от него, не выполняют своих родительских обязанностей и не заботятся о нем. В этом случае ребенка может кто-нибудь усыновить и воспитать, как родного. Этот человек и станет, хоть и приемным, но родителем в подлинном смысле этого слова.
Так же и в рождении духовном. Если настоящие крестные не выполняют своих обязанностей, и есть человек, который может и хочет взять на себя их функцию, то ему следует получить благословение на это у священника и после этого начать всемерно заботиться о ребенке. И «крестным» при этом его тоже можно называть.
При этом вторично Крестить ребенка нельзя.

Может ли молодой человек стать крестным у своей невесты?

Однозначно нет. Между крестным родителем и крестником возникает духовное родство, которое исключает возможность вступления в брак.

Сколько раз человек может становиться крестным?

Столько, сколько посчитает возможным.
Быть крестным родителем очень ответственно. Кто-то может осмелиться взять на себя такую ответственность один или два раза, кто-то пять или шесть, а кто-то, возможно, и десять. Каждый сам для себя определяет эту меру.

Может ли человек отказаться стать крестным? Не будет ли это грехом?

Может. Если он чувствует, что не готов нести ответственность за ребенка, то будет честнее и перед родителями и перед ребенком и перед самим собой сказать об этом прямо, нежели стать формально крестным и не выполнять своих обязанностей.

Можно ли стать крестным у двух или трех детей из одной семьи?

Да, можно. Никаких канонических препятствий к этому нет.

Сегодня любой взрослый человек или подросток, желающий принять таинство крещения именно в Православной Церкви, обязан хотя бы почитать Новый Завет, как и православный Катехизис, в котором изложены основы учения Церкви и православной веры. Необходимо принять самого Спасителя с Его учением всей душой и постараться увидеть все зло, совершенное им в жизни и покаяться в сем,чтобы "вода осталась водою и благодать, даруемая в таинстве, не была растрачена напрасно, но умножена". Обычно в крещении детей принимают участие двое крестных, хотя для крещение мальчика вполне достаточно просто крестного отца и крестной матери - для девочки. После обряда крещения родители ребенка и сами крестные между собой называются кумовья.

В Православной Церкви само крещение совершается трехкратным погружением непосредственно в саму купель, где находится святая вода вместе с головой - во имя Отца, Сына и Святого Духа. Крещение при помощи обливания допускается только тогда, когда отложить его просто невозможно, а совершить традиционное крещение не позволяют условия. Алексий II призывал духовенство РПЦ крестить людей через полноценное погружение с головой в святую воду в купели, а не через простое обливание и тем более окропление. Во время крещения непременно произносятся тайносовершительные слова: "Крещается раб Божий во имя Отца аминь. И Сына аминь. И Святого Духа аминь".

Женщины, когда приходят на принятие Таинства Крещения, обычно облачаются длинную белую рубаху, в которой и принимается крещение. Крайне желательно иметь при себе большое полотенце, чтобы вытереть потом волосы. При необходимости его можно накинуть на плечи, ведь намокшая ткань становится облегающей и частично прозрачной. Взрослой женщине вполне разумно будет подойти к батюшке, прося его об отдельном крещении, чтобы избежать смущения. Впрочем, для тех верующих, кто действительно понимает, что именно должно произойти с ней (с ним), это перестает быть значимым фактором и многие окунаются в купель совершенно обнаженными. В некоторых церквях имеется специальная ширмочка, за которой человек разоблачается настолько, насколько считает нужным. После этого священник поливает его сверху водой, видя лишь голову. Священнику совершенно все равно, в каком именно виде вы решили креститься. Важно именно ваше мнение и Ваши ощущения. Обуви или носков на ногах быть не должно, ведь после крещения ноги помазываются Священным миро.

Крещение обычно совершает архиерей или же священник. В крайнем случает таинство обряда может провести и мирянин в критической для жизни ситуации. В этом случае обряд считается исполненным, если мирянин произнес положенные тайносвершительные слова. Если крещенный мирянином остается жив, то священник не повторяет таинство Крещения, а лишь совершает обряд миропомазания. После этого человека можно допускать не только до Причащения, но и всех церковных таинств. В случае, если такой человек погибнет до миропомазания, то за него вполне можно и должно молиться в любом храме. Более того, можно будет даже вынимать частички напроскомидии. Непосредственно перед крещением непременно должно совершаться оглашение - глубокое и всестороннее разъяснение основ и самого смысла всей Православной веры. Подробнее в книгах издательства "Покровский Сад" по ссылке pokrovsad.com

В самом начале крещение крестные человека или же он сам, должен трехкратно отречься от сатаны "и всех дел его, и все служения его", после чего трижды исповедать (рассказать во всеуслышание) свое искреннее желание "сочетаться с Христом", после чего осознанно прочесть Символ веры. Он должен быть знаком каждому крещаемомучеловеку или его восприемникам.
После этого священник читает великую ектению и освящает воду в купели рукой, сложенной в именословноеперстосложение. Далее священник помазует воду и самого крещаемого елеем, после чего и совершает собственно крещение, то есть погружение. При чтении 31-го псалма на крещенного одевается крести белая одежда (ранее, в древней церкви, на голову крестившегося надевался и венок, как на причисленного к лику мучеников и "царственного священства"). Священник творит миропомазание и вместе с крещенным и восприемниками обходит купель троекратно. В это время читается Апостол (Рим 6:3-11) с Евангелием (Мф 28:16-20). После этого священник оттирает и омывает миро, совершает постриг волос крещеного человека и произносит сугубую ектению и отпуст.

Как проходит Таинство Крещения в церкви? В этой статье Вы найдёте подробный фоторепортаж о том, как крестят младенца, с описанием всех частей обряда.

Как проходит Таинство Крещения?

Крещение – Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. В Крещении человек очищается от первородного греха – греха прародителей, сообщаемого ему через рождение. Таинство Крещения может совершаться над человеком только один раз (равно как человек только один раз рождается на свет).

Крещение младенца совершается по вере восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой.

Крестильный набор вашему малышу должен быть таким, какой Вам порекомендуют в том храме, где вы будете его крестить. Там без труда вам подскажут, что необходимо. Главным образом это крестильный крестик и крещальная рубашечка . Крещение одного младенца длится около сорока минут.

Состоит это таинство из Оглашения (чтения над готовящимся к крещению особых молитв – «запрещений»), отречения от сатаны и сочетания Христу , то есть соединения с Ним, и исповедания православной веры. Здесь за младенца соответствующие слова должны произносить крестные.

Сразу по окончании Оглашения начинается последование Крещения . Самый заметный и важный момент – троекратное погружение младенца в купель с произнесением слов:

«Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь».

В это время крестный (одного пола с крещаемым), взяв на руки полотенце, готовится принять своего крестного от купели.

Принявший Крещение после этого облачается в новую белую одежду, на него надевается крест.

Сразу после этого совершается другое Таинство – Миропомазания , в котором крещаемому при помазании освященным Миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в жизни духовной.

После этого священник и крестные с новокрещенным трижды обходят вокруг купели в знак духовной радости соединения со Христом для вечной жизни в Небесном Царстве .

Затем читаются отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, посвященный теме крещения, и отрывок из Евангелия от Матфея – о послании Господом Иисусом Христом апостолов на всемирную проповедь веры с повелением крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа.

После миро омывается священником с тела крестившегося специальной губкой, омоченной в святой воде, с произнесением слов:

«Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Крестился еси. Просветился еси. Миропомазался еси. Освятился еси, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».

Далее священник крестообразно постригает волосы новокрещенного (с четырех сторон) со словами: «Постригается раб(а) Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь», складывает волосы на восковую лепешку и опускает ее в купель. Пострижение символизирует собой покорность Богу и одновременно знаменует ту небольшую жертву, которую новокрещаемый приносит Богу в благодарение за начало новой, духовной жизни. После произнесения прошений о крестных родителях и новокрещенном Таинство крещения завершается.

Обычно сразу же за этим следует воцерковление , обозначающее первое принесение в храм. Младенец, взятый священником на руки, проносится им по храму, подносится к Царским вратам и вносится в алтарь (только мальчики), после чего отдается родителям. Воцерковление символизирует собой посвящение младенца Богу по ветхозаветному образцу. После крещения младенца следует причастить.

– Почему в алтарь вносят только мальчиков?

– Девочек не проносят через Царские врата по той причине, что женщины вообще в современной практике Православной Церкви в алтарь не допускаются, ибо не могут быть церковно- и священнослужителями. А каждый мальчик, хотя бы потенциально, таковым может стать, посему через Царские врата и проносится.

– Говорят, что, прежде чем крестить своего ребенка, следует исповедаться и причаститься.

– Безусловно, даже безотносительно Крещения ребенка православные христиане призываются Церковью к тому, чтобы с определенной регулярностью приступать к таинствам исповеди и святого причащения. Если вы не делали этого до сих пор, то хорошо будет первый шаг навстречу полноценной церковной жизни сделать, предваряя Крещение собственного младенца.

Это не формальное требование, а естественная внутренняя норма – потому что, приобщая ребенка к церковной жизни через таинство Крещения, вводя его в ограду Церкви – что же будем сами оставаться вне ее? Ибо взрослый человек, который много лет, или никогда в жизни не каялся, не приступал к принятию Святых Христовых Тайн, – на этот момент является очень условно христианином. Лишь побудив самого себя к жизни в таинствах Церкви, он актуализирует свое христианство.

Что происходит во время крещения?

Слово «крещение» означает «погружение». Главным действием крещения является троекратное погружение крещаемого в воду, что символизирует собой трехдневное пребывание Христа во гробе, после которого совершилось Воскресение.
Каждый крещаемый повторяет путь Христа. Подобно тому, как Христос умер на Кресте в жертву за наши грехи, в таинстве крещения мы умираем для греховной жизни и творения воли сатаны, чтобы затем воскреснуть для жизни с Богом. Все наше естество при этом обновляется до самых своих оснований.

Нам оставляются все наши грехи, в которых мы искренне раскаялись. Если крестится младенец, то у него должны быть крестные родители, в обязанности которых входит христианское воспитание своих крестников. За них они дадут строгий ответ на Суде Божием.

Тот, кто согласился стать крестным, должен осознать, что он принимает на себя огромную ответственность за ребенка.

Чтобы дать ребенку христианское воспитание, сами крестные должны жить христианской жизнью, молиться за своего крестника.

Чин оглашения

Совершению крещения предшествует чин оглашения, во время которого священник читает запретительные молитвы, направленные против сатаны.

Иерей трижды дует крестообразно на крещаемого, произнося слова: «изгони из него (или из нее) всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в сердце его…».

Они являются напоминанием того, что «создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2.7).

Рука священнослужителя – рука Самого Господа Иисуса Христа, являющаяся жестом защиты и благословения, ибо в будущем этому человеку предстоит смертельная схватка с силами тьмы.

Три запрещения на нечистых духов

Церковь повествует нам о восстании против Бога в сотворенном Им духовном мире части ангелов, обуянных гордыней. И источник зла заключается не в их неведении и несовершенстве, а, напротив, в тех знаниях и совершенстве, которые привели их к искушению гордыней и отпадению.

Сатана принадлежал к самым первым и лучшим созданиям Бога. Он был достаточно совершен, мудр и силен, чтобы знать Господа и не подчиниться Ему, восстать против Него, пожелать «свободы» от Него. Но поскольку такая «свобода» (т. е. произвол) невозможна в Царстве Божественной Гармонии, которое существует лишь при добровольном согласии с Волей Бога, сатана и ангелы его изгоняются Богом из этого Царства.

Вот почему при крещении прежде совершается запрещение «сатаны и всех аггелов его». Св. Кирилл Иерусалимский говорит в огласительном поучении: «Содержание сих запрещений следующее: первое – отревает и гонит диавола и всякое его действие страшными для него Божественными именами и таинствами, изгоняя диавола, повелевает и демонам его бежать от человека и не творить ему напастей.

Подобным же образом и второе запрещение изгоняет демонов Божественным Именем.

Третье запрещение есть вместе и молитва, возносимая Богу, умоляющая всесовершенно изгнать лукавого духа от создания Божия и утвердить его в вере».

Отречение от сатаны

Крещаемый (или крестные родители, если крестится младенец) отрекается от сатаны, т. е. отвергается от греховных привычек и образа жизни, отказывается от гордыни и самоутверждения, сознавая, что некрещеный человек всегда является пленником страстей, сатаны.

Исповедание верности Христу

Однако, сам человек никогда не сможет вести брани с диаволом без союзничества с Христом. Поэтому после объявления войны сатане в чине оглашения следует сочетание с Христом.

Ребенок становится членом Христова воинства. Его оружием будут пост, молитва, участие в церковных таинствах. Ему предстоит сражаться со своими греховными страстями – злом, кроющимся в сердце его.

Крещаемый исповедует веру, читает Символ веры. Если крестится младенец, то за него должен читать Символ Веры восприемник.

СИМВОЛ ВЕРЫ

1 Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2 И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3 Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4 Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5 И воскресшаго в третий день по Писанием.

6 И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

8 И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.

9 Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10 Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11 Чаю воскресения мертвых,

12 и жизни будущаго века. Аминь.

Символ веры содержит все основные христианские истины.

В древности человек должен был изучить их прежде крещения. И теперь это необходимое условие при крещении.

Освящение воды

В начале самого Таинства Крещения священник совершает каждение вокруг купели и читает молитвы на освящение воды, затем благословляет воду, в которой крещаемому предстоит омыть свои грехи.

Он трижды осеняет ее крестным знамением, дует на нее, произнося молитву:

«Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего все супротивные силы».

Освящение воды для Крещения – одна из важнейших частей чинопоследования, имеющая глубочайшую связь с самим таинством.

В молитвах и действиях при совершении освящения воды для Крещения раскрываются все стороны таинства, показывается его связь с миром и материей, с жизнью во всех ее проявлениях.

Вода является древнейшим религиозным символом. С христианской точки зрения представляются важными три основные стороны этой символики. Во-первых, вода – первичная космическая стихия. В начале творения «Дух Божий носился над водой» (Быт. 1, 2).

Одновременно она является символом разрушения и смерти. Основа жизни, животворящая сила и, с другой стороны, основа смерти, разрушительная сила – таков двойственный образ воды в христианском богословии. И, наконец, вода – символ очищения, возрождения и обновления. Эта символика пронизывает все священное писание, входит в повествование о творении, грехопадении и спасении. Святой Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и очищению от грехов в водах Иордана, а Сам Господь Иисус Христос, приняв от него Крещение, освятил водную стихию.

Освящение елея

После освящения воды священник читает молитву на освящение елея (масла) и вода помазуется им. Затем священник совершает помазывание крещаемого елеем: лицо, грудь, руки и ноги. В древнем мире елей употреблялся, прежде всего, как лечебное средство.

Елей, символизирующий исцеление, свет и радость, был знаком примирения Бога с человеком. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, вернувшись, принес ему масличную ветвь, «и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт. 8, 11).

Итак, в помазании елеем воды и тела крещаемого елей знаменует полноту жизни и радость примирения с Богом, так как «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 4-5).

Крещение обновляет и восстанавливает всего человека в его первозданной целостности, примиряет душу и тело. Елеем радования помазуются вода и тело человека для примирения с Богом и в Боге с миром.

Погружение в купель

Сразу после помазания наступает самый главный момент крещения – погружение в купель.

Священник трижды погружает крещаемого в воду со словами:

Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца, аминь (первое погружение). И Сына, аминь (второе погружение). И Святаго Духа, аминь (третье погружение).

Сразу после погружения на новокрещенного возлагается крест – знак принятия им крестной жертвы Господа Иисуса Христа, веры, что Христос истинно умер и истинно воскрес из мертвых, так что в Нем мы можем умереть для греха по отношению к нашей смертной жизни и стать причастниками – здесь и теперь – жизни вечной.

Облачение новокрещенного

Облачение в «ризу светлу» после Крещения знаменует, прежде всего, возвращение человека к целостности и невинности, которыми он обладал в раю, восстановление его истинной природы, искаженной грехом.

Святой Амвросий, епископ Медиоланский, сравнивает эту одежду с блистающими ризами Христа, преобразившегося на горе Фавор. Преобразившийся Христос явил Себя ученикам не в обнаженном виде, но в одежде «белой, как свет», в нетварном сиянии Божественной славы.

В таинстве Крещения человек вновь обретает свое изначальное одеяние славы, верующей душе явно и реально открывается основная истина христианства: приняв Крещение, «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол 3, 3-4).

Совершается глубочайшая тайна: единение человеческого и Божественного в «обновленной жизни». Благодать, подаваемая человеку в Крещении, как и в остальных таинствах, – это плод жертвенной смерти Христа и Его Воскресения. Она сообщает человеку волю к спасению и силы, чтобы идти по жизни, неся свой крест.

И потому Крещение может и должно определяться не образно, не символически, а по существу как смерть и воскресение. В христианском понимании смерть – это, прежде всего, духовное явление. Можно быть мертвым, еще живя на земле, и быть непричастным смерти, лежа в могиле.

Смерть – это отдаленность человека от жизни, то есть от Бога. Господь – единственный Податель жизни и Сама Жизнь. Смерть противоположна не бессмертию, а истинной Жизни, которая была «свет человеков» (Ин. 1,4). Жизнь без Бога есть духовная смерть, которая превращает человеческую жизнь в одиночество и страдание, наполняет ее страхом и самообманом, обращает человека в рабство греху и злобе, пустоте.

Мы спасены не потому, что веруем в сверхъестественную власть и могущество Господа, так как не такой веры Он хочет от нас. Веровать во Христа означает не только признавать Его, не только получать от Него, но, прежде всего, трудиться во славу Его.

Нельзя ожидать помощи от Него, не выполняя Его заповедей и, прежде всего, заповеди любви; нельзя называть Его Господом и преклоняться перед Ним, не исполняя волю Отца Его. Погружение в воду означает то, что крещаемый умирает для жизни греховной и спогребается со Христом для того, чтобы жить с Ним и в Нем (Рим. 6, 3-11. Кол. 2, 12-13). Это самое главное в таинстве Крещения. Только по благодати Божией мы знаем, что «эта вода есть истинно для нас и гроб, и матерь…» (св. Григорий Нисский).

Таинство Миропомазания

После погружения в купель и облачения в белую одежду священник помазует новопросвещенного святым Миром: запечатлевает «печатью дара Духа Святаго».

Через миропомазание Святой Дух сходит на каждого из нас, исполняя нас силой Божией, как некогда в день пятидесятницы он сошел на учеников Христовых. Святое миро – это особым образом приготовленное масло, которое раз в год освящается патриархом и затем рассылается по всем епархиям, где архиереи раздают его настоятелям. Священник помазывает святым миром уже крещеного человека.

Помазываются его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Святым Миром помазываются разные части тела, дабы через помазание освятить всего человека: и его тело, и его душу.

Помазывается лоб для снятия позора, покрывшего его по преступлению Адама, и для освящения мыслей наших.

Помазываются глаза, чтобы мы не шли ощупью впотьмах по пути порока, но чтобы шли по пути спасения под руководством благодатного света; уши – чтобы наше ухо сделалось чутким к слышанию слова Божия; уста – чтобы они стали способными к вещанию Божественной истины.

Помазываются руки для освящения на труд благочестивый, на дела, угодные Богу; ноги – для хождения нашего по стопам заповедей Господних; и грудь – чтобы мы, облекшись благодатию Духа Святого, победили всякую вражескую силу и все могли совершать в укрепляющем нас Иисусе Христе (Флп. 4. 13).

Одним словом, освящаются наши мысли, желания, наше сердце и все наше тело, чтобы сделать их способными для новой христианской жизни.

Помазание Миром есть видимый знак, печать того, что новокрещенному даруется от Бога Дух Святый. С той минуты, как на нас положена эта священная печать, Дух Святый вступает в обручение, в тесную живую связь с нашей душой. С той же самой минуты мы становимся христианами.

Всякий раз священник повторяет слова: «Печать дара Духа Святаго», а восприемник по окончании помазания отвечает: «Аминь», что значит «Подлинно, истинно».

Миропомазание – новое самостоятельное таинство, хотя оно связано с Крещением и совершается, по правилам Православной Церкви, сразу же после троекратного погружения в купель. Приобретая через Крещение нового сына, заботливая мать наша – Святая Церковь – без всякого отлагательства начинает прилагать к нему свое попечение. Как в телесной жизни для укрепления сил младенца нужен воздух и пища, так и для родившегося духовно через Крещение нужна особенная, духовная пища.

Такую пищу преподает святая Церковь в таинстве Миропомазания, через которое происходит сошествие на нашу душу Святого Духа. Оно подобно сошествию Святого Духа в виде голубя, бывшее при Крещении Господа Иисуса Христа.

Чтение Священного писания и шествие вокруг купели

После Таинства Миропомазания бывает троекратное шествие вокруг купели. Торжественное обхождение купели с пением «Елицы во Христа креститеся…» есть, прежде всего, выражение радости Церкви о рождении нового ее члена Духом Божиим.

С другой стороны, так как круг есть знак вечности, то это шествие показывает, что новопросвещенный выражает желание вечно служить Богу, быть светильником, который ставят не под спудом, но на свечнике (Лк. 8, 16), да светит всем людям своими добрыми делами и просит у Господа сподобить его вечного блаженства. Непосредственно после шествия вокруг купели бывает чтение Апостола и Евангелия. Во время чтения крестные родители стоят с зажженными свечами.

Завершающие обряды Крещения

Завершающие обряды чинопоследования Крещения и Миропомазания – смывание святого Мира и пострижение волос – совершаются сразу же после чтения Евангелия. Первый обряд – это смывание с тела новокрещенного святого Мира. Теперь могут быть устранены внешние, видимые знаки и символы, потому что отныне только внутреннее усвоение человеком дара благодати, веры и верности поддержит его и даст силу.

Христианин должен нести печать дара Духа Святого в своем сердце. Пострижение волос, которое совершается сразу после смывания с тела новокрещенного святого Мира, с древнейших времен было символом послушания и жертвы. Люди чувствовали в волосах сосредоточение силы и энергии. Этот обряд встречается и в чине посвящения в монашество, и в чине посвящении чтецов. В падшем мире путь к восстановлению Божественной красоты, затемненной, униженной, искаженной, начинается с жертвы Богу, т. е. с принесения Ему с радостью и благодарением того, что в этом мире стало символом красоты – волос.

Особенно живо и умилительно раскрывается смысл этой жертвы при Крещении младенцев. Ребенок не может предложить Богу ничего другого, и поэтому отрезаются у него несколько волос с головы со словами: «Постригается раб Божий (раба Божия) [имя] во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

Заключение

Святое Крещение является духовным рождением человека, т.е. началом его духовной жизни, и в ранние годы от родителей и крестных зависит каким будет продолжение. Постарайтесь, чтобы общение Вашего ребенка с Богом продолжилось, прежде всего, в Таинстве Святаго Причащения, в котором человек воистину соединяется с Богом.

Ребенка можно причащать в любом православном храме. Младенцу (до 7 лет) перед Причастием не требуется исповедь, и не обязательно быть всю службу в храме. Его можно приносить/приводить после начала богослужения в зависимости от его духовного возраста. Совсем маленьких детей можно причащать после кормления (но не сразу после; детям в храме перед причастием не следует давать грызть баранки, сухари и пр.). При кормлении следует исключить мясную пищу. По возможности раньше старайтесь начать причащать детей натощак, приучая их к навыкам поста, т.е. после полуночи в день причастия не следует ребенку давать есть и пить. После 4-х лет причащать можно только натощак.

С раннего возраста старайтесь прививать детям навыки богообщения, знания о вере и Церкви через чтение молитв, Священного Писания для детей (Библия, Святое Евангелие), чтение житий святых, закона Божиего и другой духовной литературы. Научайте детей видеть присутствие Божие во всех проявлениях окружающего нас мира.