Как состарить предметы: все техники состаривания. Искусство обмана: Настоящие гении и гении поддельные Картины и открытки с эффектом старения

Как состарить предметы: все техники состаривания. Искусство обмана: Настоящие гении и гении поддельные Картины и открытки с эффектом старения

Кракелюры (кракле) - это трещины в слоях краски на произведениях живописи. Предлагаем ознакомиться с эскизами мозаичного панно для бассейна , изготовление которого можете заказать у нас.

Изначально художники применяли различные способы для избежания трещин на своих произведениях, но время брало своё, краска высыхала и трещины появлялись. Картины покрывались словно паутиной, состоящей из трещин и тем самым подчеркивали своё старинное происхождение.

Добавление яичного желтка в качестве связующего звена в составах красок, отчасти предохраняли слои росписи от растрескивания.

Современные художники применяют технику кракелюры для придания эффекта искусственного старения своим работам. Сегодня часто кракелируют предметы мебели, керамическую посуду, настенные панно, роспись стен кафе и домов, рамки картин и фотографий.

Для защиты ниш и входов в подвал вашего дома мы рекомендуем заказать покрытие приямков из сотового или монолитного поликарбоната в нашей компании. Мы изготовим и смонтируем конструкции из металла по вашему заказу.

Техника кракелюр, искусственное старение современной живописи

В современной живописи научились искусственным путем добиваться эффекта состаривания.

Для этого специально вызывают потрескивания слоя краски на своих произведениях. Кракелюр придает произведению некий шарм и дух старины.

Техника кракелюра (кракле) предусматривает получение трещин путем нанесения на поверхность красочного слоя специальных кракелюровых лаков. Для выделения и подчеркивания образовавшихся трещин, в них дополнительно втираются патиновые составы, масляные краски, пастель, тушь или золотая пудра.

Применение каждого из материалов для втирания создает свой эффект придания старины. Чем больше слой кракелюрного лака наносится на поверхность росписи, тем больше и глубже будут трещины в последствии.

Кракелюра полученная искусственным путем всегда отличается от трещин красочного слоя произведения созданных временем, и это качество отличает подделки от подлинников.

Применение различных техник искусственного старения кракле

Для одношаговой и двухшаговой техники кракелюра (кракле), соответственно, используют однокомпонентные или двухкомпонентные составы кракелюровых лаков.

Применение различных техник кракле, для искусственного старения современной живописи, позволяет придать художественным произведениям оттенок особой оригинальности и ценности.

Техники кракле несколько отличаются друг от друга по составу применяемых кракелюровых лаков и способов его нанесения на декорируемый предмет.

Однокомпонентный кракелюровый лак и одношаговая техника кракелюра

После нанесения фонового цвета на декорируемую поверхность надо дать ей полностью высохнуть. Далее наносится однокомпонентный кракелюровый лак, наносится он простыми движениями и в одном направлении.

Если направление движений поменять, то трещинки приобретут хаотичный порядок или будут маленькие и некрасивые.

Когда поверхность лака высохла, на неё наносят ещё слой краски фонового цвета. Сырая краска начинает воздействовать на сухой слой лака и его поверхность начинает трескаться вместе с верхним фоновым слоем.

В образовавшихся трещинах проглядывается также и первый фоновый слой.

Двухшаговая техника кракелюра и двухкомпонентный кракелюровый лак

Отличие двухшаговой техники кракелюра в том, что и первый и второй компонент кракелюрного лака наносится на саму декорируемую поверхность живописи.

При высыхании лака образуются прозрачные трещинки, в которые втирается краска темных тонов, для придания им видимости. Для последующего укрепления трещинок, поверхность скрепляется прозрачным лаком, предназначенным для акриловых красок.

Нанесение двухкомпонентного кракелюрного лака слоями различной толщины и изменение интенсивности просушки феном, позволяет получать трещины нужного размера и частоты.

Преимущество применения двухшагового кракелюра в том, что он сохраняет исходное изображение произведения, на поверхности которого появляются ещё и трещинки, которые создают эффект старины.

Картины могут стать отличным способом декорировать интерьер. При этом смотрятся они очень благородно. Есть много техник, позволяющих состарить произведение. Некоторые из них требует навыка, а потому пробуйте на каком-нибудь материале, а затем уже приступайте к обработке картины.

Вам понадобится

  • -картина;
  • -горячая камера;
  • -холодная камера;
  • -лак;
  • -наждачная бумага;
  • -чайная заварка.

Инструкция

Попробуйте произвести резкую смену температур. Сначала поместите картину в горячую сухую камеру на 24 часа, а затем столько же продержите ее в камере с очень низкой температурой. Повторите процедуру несколько раз, пока краска не растрескается, после чего покройте картину лаком с эффектом патины.

Другой возможный способ - потрите некоторые места картины наждачной бумагой (с мелким зерном) до образования трещин, а местами - до полностью стертого рисунка, а затем уже покройте произведение лаком с эффектом патины.

Приобретите лак с эффектом кракелюра. Такой лак дает эффект трещин на поверхности картины. Вам потребуется двухшаговый кракелюр, но не наносите его на картину сразу - попробуйте на других поверхностях, чтобы почувствовать материал, - он достаточно капризный. Затем нанесите на картину лак только в тех местах, где вы хотите добавить эффект старины, не покрывайте таким лаком всю картину, это не будет смотреться хорошо.

Если вы сами рисуете, то можно получить неплохой эффект при помощи простого лака. Покройте им непросохшую картину и краска пойдет трещинами.

Эффект старой картины можно получить и из репродукции, напечатанной на листе бумаги. Размочите лист, приклейте его на другую поверхность, чуть собрав некоторые места картины (будто складочки). Некоторые области потрите наждачной бумагой. Дайте картине просохнуть. А потом покройте ее лаком с эффектом патины.

Панно можно попробовать состарить так: натрите картину чайной заваркой (именно заваркой, а не размоченным пакетиком), а затем дайте панно высохнуть, после чего покройте его лаком.

Можно использовать несколько лаков с различной основой. Нанесите на картину лак, сделанный на акриле, а затем лак на масляной основе, и так несколько раз. После высыхания образуются трещины.

прошлого завораживают своими красками, игрой света и тени, уместностью каждого акцента, общим состоянием, колоритом. Но то, что мы видим сейчас в галереях, сохранившееся до наших дней, отличается от того, что лицезрели современники автора. Масляная живопись имеет свойство меняться со временем, на это влияет подбор красок, техника исполнения, финишное покрытие работы и условия хранения. Это не учитывая мелких ошибок, которые мог допустить талантливый мастер, экспериментируя с новыми методами. По этой причине впечатление от полотен и описание их вида с годами может отличаться.

Техника старых мастеров

Техника масляной живописи дает огромное преимущество в работе: картину можно писать годами, постепенно моделируя форму и прописывая детали тонкими слоями краски (лессировкой). Поэтому корпусное письмо, где сразу же пытаются придать законченность картине, не характерно для классической манеры работы с маслом. Продуманная поэтапность нанесения красок позволяет добиться удивительных оттенков и эффектов, поскольку каждый предыдущий слой при лессировке просвечивается сквозь следующий.

Фламандский метод, который так любил применять Леонардо да Винчи, состоял из таких этапов:

  • На светлом грунте делалась пропись рисунка в одном цвете, сепией – контур и основные тени.
  • Затем делался тонкий подмалевок с лепкой объема.
  • Завершающим этапом были несколько лессировочных слоев рефлексов и детализации.

Но темно-коричневая пропись Леонардо со временем, несмотря на тонкий слой, стала сильно проступать сквозь красочное изображение, что привело к потемнению картины в тенях. В основном слое он часто использовал жженую умбру, желтую охру, берлинскую лазурь, желтый кадмий и жженую сиену. Его окончательное нанесение красок было настолько тонким, что его невозможно было уловить. Собственно разработанный метод сфумато (затушевывание) позволял это делать с легкостью. Ее секрет в сильно разбавленной краске и работе сухой кистью.


Рембрандт – Ночной дозор

В итальянском методе работали Рубенс, Веласкес и Тициан. Ему характерны такие этапы работы:

  • Нанесения цветного грунта на полотно (с добавлением какого-либо пигмента);
  • Перенесения контура рисунка на грунт мелом или углем и фиксации его подходящей краской.
  • Подмалевок, местами плотный, особенно в освещенных местах изображения, а местами полностью отсутствующий – оставляли цвет грунта.
  • Окончательная работа в 1 или 2 приема полулессировками, реже тонкими лессировками. У Рембрандта шар слоев картины мог достигать сантиметра в толщину, но это скорее исключение.

В этой технике особое значение отводилось применению перекрывающих дополнительных цветов, которые позволяли нейтрализовать местами насыщенный грунт. Например, красный грунт можно было нивелировать серо-зеленым подмалевком. Работа в этой технике велась быстрее, чем во фламандском методе, что больше нравилось заказчикам. Но неправильный подбор цвета грунта и красок завершающего слоя мог испортить картину.


Колорит картины

Чтобы достичь гармонии в живописном произведении используют всю силу рефлексов и взаимодополнения цветов. Есть также такие небольшие хитрости, как применение цветного грунта, как принято в итальянской методе, или покрытие картины лаком с пигментом.

Цветные грунты могут быть клеевыми, эмульсионными и масляными. Последние являют собой пастозный слой масляной краски необходимого цвета. Если белая основа дает эффект свечения, то темная придает глубину краскам.


Рубенс – Союз Земли и Воды

Рембрандт писал по темно-серому грунту, Брюллов – на основе с пигментом умбры, Иванов тонировал полотна желтой охрой, Рубенс использовал пигменты английской красной и умбры, Боровиковский предпочитал для портретов серый грунт, а Левицкий –серо-зеленый. Потемнение полотна ждало всех, кто в избытке использовал земляные краски (сиена, умбра, темная охра).


Буше – нежный колорит всветло-голубых и розовых оттенках

Для тех, кто делает копии картин великих художников в цифровом формате будет интересен этот ресурс , где представлены веб-палитры художников.

Покрытие лаком

Кроме земляных красок, темнеющих со временем, покрывные лаки на основе смол (канифоль, копал, янтарь) также изменяют светлость картины, придавая ей желтые оттенки. Чтобы искусственно придать старину полотну, в лак специально добавляют пигмент охры или любой другой схожий. Но сильное потемнение скорее вызовет избыток масла в работе. Он может повлечь за собой еще и трещины. Хотя такой эффект кракелюра чаще связан с работой по полусырой краске , что для масляной живописи недопустимо: пишут только по высохшему или еще сырому слою, в ином случае необходимо соскрести его и прописать заново.


Брюллов – Последний день Помпеи

В этом каталоге интернет-магазина сайт вы сможете найти и купить множество вариаций картин Состаренное. Все они печатаются на холсте по индивидуальному заказу с применением экологически безопасных красок и материалов. Новейшие технологии печати позволяют гарантировать высокое качество и долговечность напечатанных изображений.

Купить картины на холсте Состаренное в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России, в которые также осуществляется доставка вы можете буквально в несколько кликов. Для этого вам необходимо только оформить заказ на нашем сайте. В течение 5 минут с вами свяжется наш менеджер для согласования времени и места доставки.

Цены на картины Состаренное начинаются от 930 рублей и зависят от выбранного вами размера холста и стиля обработки изображения. Срок доставки по Москве и городам, в которых есть представительства нашего интернет-магазина составляет от 3 дней, во все остальные города – от 7 дней. Также у наших партнеров вы можете найти скидочные купоны, по которым сможете купить картину Состаренное со скидкой до 30%..

Вам понадобится

  • - отрез натуральной кожи;
  • - эскиз будущего изделия;
  • - фанерная растяжка, маленькие гвозди и молоток;
  • - бритвенное лезвие, пресс, жесткая щетка и наждак;
  • - пульверизатор и вода;
  • - медицинский и нашатырный спирт;
  • - глицерин;
  • - касторовое масло;
  • - вата и ветошь;
  • - лак-кракле или краска для кожи;
  • - губка и кисть;
  • - соль.
  • - гуталин;
  • - старый утюг;
  • - жарочный шкаф;
  • - деревянная форма;
  • - мраморный порошок.

Инструкция

Тщательно продумайте внешний вид будущего изделия. Иногда бывает достаточным просто размять кожу, хорошенько растянуть ее по диагонали в разные стороны. С помощью наждачной бумаги вы можете сделать готовое изделие более или менее потертым в определенных местах (например, на локтях или коленях). Для наглядности нарисуйте на бумаге сеть декоративных заломов и трещинок, кое-где даже можно наметить надрезы.

Для создания усиленного эффекта старины кожи придется предварительно ее подготовить, сделать мягче и податливее. Смочите отрез водой из пульверизатора, натяните его на фанеру с помощью гвоздей и просушите на солнце.

Вотрите в поверхность кожаного полотна касторовое масло, или же глицерин. После высыхания материала протрите его спиртом и начинайте разминать и выполнять продуманный рисунок морщин. Царапинки можно сделать жесткой щеткой, а заломы – с помощью пресса. Работайте аккуратно и неторопливо, ведь процесс создания искусственно состаренной кожи необратим!

Протрите состаренный материал чистой водой, сухой ветошью и вторично просушите его на растяжке. Пока поры полотна слегка увлажнены, пропитайте их касторовым маслом с небольшим количеством нашатырного спирта. После жирования материал должен высохнуть, и его можно снять с фанеры. Еще раз разомните кожу, чтобы жир хорошенько проник между волокон коллагена.

Для стилизации кожаной вещи можно воспользоваться специальным патинирующим средством для кожи из магазина для дизайнеров и художников. Внимательно прочитайте информацию на упаковке и действуйте точно по инструкции. Состав -кракле превращает новое изделие в потрескавшееся, словно от времени.

Опробуйте краску для кожи, сделав окраску вещи неоднородной, с затемнениями и обесцвеченными пятнами. Этого можно добиться, растирая поверхность губкой, кистью и наждачной бумагой, а также с помощью сочетания разных оттенков краски.

Наконец, воспользуйтесь методом состаривания кожи от обувных мастеров. Возьмите отрез коричневого цвета и замочите ее в подсоленной воде (50 г на литр) на сутки. После этого достаньте его из емкости с раствором, дайте жидкости стечь и оберните мягкой ветошью для просушки. Поверхность полотна должна стать немного волглой.

Смажьте кожу гуталином и погладьте при температуре 120 градусов, стараясь не прожечь материал. Для этих целей умельцы специально держат под рукой старый утюг. Когда гуталин перестанет липнуть к рукам, снимите остатки средства с помощью глицеринового спирта. Вы можете приготовить его самостоятельно: смешайте глицерин и спирт 2:1 и немного подогрейте смесь на водяной бане. В результате ваших манипуляций коричневая кожа должна почернеть.

Натяните покрашенный материал на нужную форму (например, на полено) и поместите его в жарочный шкаф (120 градусов). После появления сильного выньте материал и быстро окуните его в емкость с холодной водой. После двух-трех повторных процедур кожа покроется замысловатых трещинок, и в швах между ними проявится коричневый цвет. Для эффекта потертости дополнительно обработайте полотно мраморным порошком.

Полезный совет

Процесс состаривания кожи с помощью различных красок и лаков требует определенного мастерства. Рекомендуется сначала опробовать то или иное средство на небольшом образце материала, и только потом приступать к декоративной обработке остального полотна. Защищайте кожу рук от химикатов резиновыми перчатками и работайте в проветриваемом помещении, чтобы не дышать вредными испарениями.

Источники:

  • Как состарить кожаную куртку

Состаривание лица – это ретушь высокой сложности, которую выполняют специалисты высокой квалификации. Но программа Adobe Photoshop позволяет cделать старое лицо простым способом, доступным даже новичкам.

Вам понадобится

  • Инструменты: Adobe Photoshop CS2 или выше

Инструкция

Сохраните результат работы (Shift+Ctrl+S).

Видео по теме