Изабелла юрьева романсы. Изабелла Юрьева

Изабелла юрьева романсы. Изабелла Юрьева

РОМАНС ЖИЗНИ ИЗАБЕЛЛЫ ЮРЬЕВОЙ

«Разбила бы все зеркала! Ужасно, что женщина стареет, а душа остается молодой…»

Ее обожали, потом забыли, и на исходе века вспомнили вновь. Королева цыганского романса, имя которой гремело в 1920–40-х годах, прожила целый век. От нее требовали «осоветить» репертуар, запрещали выступать, заставляли менять текст классических романсов. Но она не сдавалась. Пройдет время, и импресарио назовут Изабеллу Юрьеву «Мадам Вечный Аншлаг», – попасть на ее выступление было непросто.

«Учиться не надо…»

Выдающаяся певица родилась 1899 года в Ростове-на-Дону. Отец был мастером по театральным шляпам, а мать – постижером в ростовском театре. Сама певица вспоминала: «Нас, детей, было пятеро: четыре сестры и брат. Большая дружная еврейская семья».

Сосед Ефим Цимбалист – скрипач симфонического оркестра, услышав однажды, как поет Беллочка Ливикова, стал уговаривать родителей показать девочку специалисту. Но отец и слышать не желал, чтобы его дочь стала певицей.

Шестнадцатилетнюю девушку Ефим пригласил спеть в концерте на летней площадке театра. Она исполняла романс из репертуара модной в ту пору Натальи Плевицкой «По старой Калужской дороге». Спела два куплета, и… комар влетел ей прямо в рот, открытый на высокой ноте. Юная певица поперхнулась, закашлялась и убежала со сцены, решив, что это конец карьеры. Ей дали воды, утешили, уговорили спеть заново. Зрители встретили аплодисментами и заставили исполнить еще две песни.

Узнав об этом успехе, родители изменили свое решение и отправили Изабеллу в Питер, к сестре Анне, которая училась там в консерватории. Та отвела сестру к своему профессору. Прослушав Изабеллу , он сказал: «Судьба послала ей природную постановку голоса. Учиться не надо. Ни в коем случае! Сведите ее с хорошим эстрадным певцом, пусть выучит с ней несколько песен – и она готовая певица».

В 1922 году в Москве Изабелла с сестрой побывала у бывшего аккомпаниатора Федора Шаляпина, и когда он услышал голос никому еще не известной певицы, то сразу же предложил ей разучить несколько романсов и на следующий день выступить в концерте. С тех пор она взяла себе псевдоним .

Изабелла Юрьева – не просто певица

Предстояло завоевать не только Москву, но и Питер, где в середине 1920-х певицу еще не знали. Как раз в это время в Эрмитаж приехал администратор Рафаэль отбирать артистов для концертов в Питере. Но в Северной столице с неизвестной «певичкой», «девчонкой» и разговаривать не желали, а за дорогостоящий контракт грозили Рафаэлю увольнением. Но тот буквально умолял: «Я увидел, услышал и умер. И вы умрете». Ему отвечали: «Берите ее с собой и поезжайте умирать в Москву». И все же Рафаэль настоял на своем.

В зале сидели эстрадные администраторы, директора оперы и кинотеатров. Изабелла исполнила одну песню, вторую, третью. И вдруг раздались долгожданные аплодисменты. Импресарио начали наперегонки приглашать певицу. Вдруг поднялся молодой мужчина и ставит точку: «Позвольте я возьму ее к себе». Он прошел за кулисы, поцеловал ей руку. «Вы не только прекрасная певица, но и красивая женщина». Этот комплимент Иосиф Аркадьев (Эпштейн), в то время главный администратор театрального концерна, повторял ей 46 лет, до самой своей смерти. Он сумел обеспечить ей безбедную жизнь и стал ее единственной любовью. Это были, по признанию Юрьевой , самые счастливые годы в ее жизни. Иосиф Аркадьевич стал автором текстов знаменитых юрьевских шлягеров: «Ласково взгляни», «Весенняя песенка» и «Если можешь – прости».

С Иосифом Аркадьевым Изабелла Даниловна отправилась во Францию. Весь 1926 год супруги провели в Париже. Юрьева очаровала французскую публику. Ей предложили выступить в знаменитой «Олимпии» и даже сняться в главной роли во франко-испанском фильме, но она отказалась. Певица в то время готовилась стать матерью и родила сына в такси у ворот роддома.

Сын Володя появился на свет с врожденным пороком сердца и, прожив чуть больше года, умер. «Я осталась в Москве со своим горем. А через два дня вынуждена была выступать на сцене дорогущего мюзик-холла на площади Маяковского. Мне было сказано: публика ничего не должна знать, она пришла веселиться… И я пела, держась за стул. А в ложе над сценой плакала опереточная прима Клавдия Новикова, моя приятельница. Она все знала…» – вспоминала позже Изабелла Даниловна .

«Связки не выдерживают…»

В 1937 году Юрьева записала на пластинку первую песню «Ты помнишь наши встречи» Ильи Жака и Андрея Волкова, которая через три года стала шлягером, но не у нее, а у .

К началу 1940-х годов Изабеллу Даниловну начали травить в печати. Даже требовал «осоветить» репертуар певицы. С началом Великой Отечественной войны стали создаваться фронтовые концертные бригады, в состав которых вошла и Юрьева . Она выступала в госпиталях, на призывных пунктах, ездила на Карельский фронт, в разрушенный Сталинград. После войны объездила с гастролями весь Советский Союз. Исполняла старинные романсы, современные лирические песни.

с Иосифом Аркадьевым

Но травля русского романса, притихшая было за войну, возобновилась летом 1946 года. Юрьева почувствовала эту опалу на себе, когда при записях на пластинку редакторы придирались к тексту и непосредственно к ее исполнительской манере. А петь предписывалось о том, как «…стоит на вахте мира прославленный шахтер, он в угольные скалы врубается в упор. Не спит товарищ Сталин ночами напролет, он тоже вахту мира в Кремле сейчас несет». Естественно, она отказалась исполнять подобное, заявив, что «мои голосовые связки не выдерживают этой тональности».

Тем не менее Юрьева и Аркадьев разъезжали по Москве на шикарном «крайслере». Второй такой был, по слухам, чуть ли не у самого Ежова. Огромные гонорары, о которых могли только мечтать ведущие оперные певцы, и солидные доходы преуспевающего Аркадьева позволили этой супружеской паре обставить квартиру антикварной мебелью и построить дачу с шестью балконами. В этом дачном поселке было всего два телефона – у примы Малого театра Веры Пашенной и у Изабеллы Юрьевой .

Знаменитые поклонники Изабеллы Юрьевой

Не обошли вниманием Юрьеву и высшие чины страны. Как-то вечером зазвонил телефон. Певицу приглашали приехать в Кремль. Там за ужином она оказалась рядом с Михаилом Калининым. Позже Изабеллу Даниловну друзья упрекали за то, что та не замолвила перед ним слово о смягчении политики гонения на романс.

Конечно, у Юрьевой была масса поклонников. Еще до замужества, покоренный ее красотой, ей предлагал руку и сердце американский миллионер Арманд Хаммер, но она не могла себе представить жизнь вдали от России. Когда она была уже замужем, на ней хотел жениться любвеобильный поэт и переводчик Самуил Маршак. Михаил Зощенко подарил певице свою новую книгу с дарственной надписью, а потом так зачастил в гости к Юрьевой и Аркадьеву, что муж предупредил Изабеллу : «Если Зощенко еще раз попытается к нам прийти, я спущу его с лестницы!»

P. S.

В 1955-м эстрадные артисты пережили очередную советскую трагедию. Всех, кто достиг пенсионного возраста, хотя многие были еще в расцвете творческих сил, принудили оставить сцену. В 1966 году Юрьева оставляет профессиональную эстраду, а через пять лет умирает Аркадьев, ее единственная любовь, и для нее наступает тот грустный период жизни, о котором так метко сказала Фаина Раневская: «Одиночество – это когда есть телефон, а звонит будильник». Изабелла Даниловна звание народной артистки России получила лишь к своему 90-летию, в 1992 году.

Умерла в Москве 2000 года. Но песни ее и голос продолжают жить своей жизнью – «Если можешь, прости», «Очи черные», «Только раз бывают в жизни встречи…».

ФАКТЫ

Она нигде ни у кого никогда не училась. Бог наделил ее голосом, музыкальной памятью и артистизмом. До конца своих дней не знала нот, а все свои песни разучивала по слуху. С ней выступал превосходный аккомпаниатор Семен Каган, и этого было достаточно.

За удивительную красоту Изабеллу Даниловну называли «камеей» и «белой цыганкой». Чтобы ничем не подчеркивать некую легкость своего жанра, она одевалась очень строго. Предпочитала черное бархатное платье со шлейфом и длинной нитью жемчуга. Зрители, попавшие на концерт впервые, недоумевали, настолько хрупкий облик не вязался с сильным грудным голосом.

Изабеллу Юрьеву несколько раз приглашали в Кремль вместе с , Хенкиным и Козловским, предупредив: «Только не агитируйте нас за советскую власть, можете петь любую цыганщину, советских песен не надо».

Обновлено: Апрель 13, 2019 автором: Елена

Биография
7 сентября 1999 года исполнилось 100 лет со дня рождения одной из самых популярных певиц российской эстрады - Изабеллы Юрьевой, лучшей из «цыганских» певиц, которые когда-либо были в России в XX веке. Юрьева не только классик русского бытового романса и его символ, но еще и воплощение целой исторической эпохи. Но только в 95 лет она получила звание народной артистки СССР! И что самое удивительное - в день своего столетия певица была жива и более или менее здорова!
Изабелла Юрьева родилась в Ростове-на-Дону. С детства она очень любила петь. Но когда живший по соседству скрипач, услышав пение девочки, похвалил ее голос (особенно его тембр) и пообещал, что она обязательно будет певицей, то родители Юрьевой пришли в ужас. Они хотели, чтобы дочь непременно стала врачом.
Как-то раз сосед-скрипач пригласил 17-летнюю Изабеллу на концерт в сад отдыха, где он выступал с оркестром. И предложил что-нибудь спеть. Это было первое публичное выступление певицы. Изабелла Даниловна вспоминала «Я ужасно волновалась. Спела я первый куплет, и вдруг в мой раскрытый рот влетел комар. Я поперхнулась и убежала за сцену. «Ну, кончилась моя карьера», - подумала я. Но публика была так великодушна, так хорошо меня приняла, что, попив водички, я опять вышла на сцену. Тут уж комар мне не помешал, и я ушла со сцены под бурные аплодисменты. Видимо, этот мой успех как-то повлиял на родителей, и они отправили меня в Петроград, где в консерватории, по классу рояля, училась моя сестра...
Я все запоминала с голоса. Сестра показала меня известному в то время пианисту Алексею Таскину, который когда-то аккомпанировал знаменитой Анастасии Вяльцевой. Я спела ему две песни, он меня похвалил и сказал, что учиться мне практически нечему, - можно прямо на эстраду. Я позанималась с ним недели две, подготовила три песни, и он мне аккомпанировал на моем первом выступлении в Петрограде... После этого я сразу уехала в Москву, где жила моя вторая сестра...»
В 1920 году, в Москве, Юрьеву пригласили петь в Театр сада «Эрмитаж», это была очень престижная в то время сценическая площадка. И певица подписала свой первый профессиональный договор, по которому ей платили 15 рублей за выход - в то время это были очень большие деньги.
Однажды на концерт Юрьевой в Малом зале консерватории пришел один из директоров Коммерческого банка. Увидев певицу, он безумно влюбился в нее. Ухаживал он долго, настойчиво и очень красиво. Зимой присылал Юрьевой на дом корзины с белой сиренью. Изабелла Даниловна вспоминает «В Москве имелись такие бюро услуг - «Красная шапочка». Назывались так, видимо потому, что их рассыльные ходили в картузах с красными околышами. И вот они доставляли мне от Рубина цветы с приколотой запиской «Взамен увядших. Целую ручки». И так чуть ли не каждую неделю. Какая женщина устоит! Сестра удивлялась «Белая сирень - зимой!» Пошла в магазин узнать цену. Оказалось, бешеные деньги. Корзина стоила 200 рублей... Соблазн выйти за него замуж был велик, но тут жизнь моя переменилась».
В 1924 году в Москву приехал представитель из Ленинграда и увез с собой Юрьеву и еще целую бригаду известных артистов Хенкина, Смирнова-Сокольского, Алексеева, Редель и Хрусталева. Как и с другими артистами, с Юрьевой он заключил контракт.
Ленинградский дебют Изабеллы Даниловны был непростым, и поначалу артистке не повезло. Если Москва и родной Ростов-на-Дону были, как говорится, у ее ног, то Питер - центр отечественной культуры - предстояло еще покорить. Имя Юрьевой в городе на Неве никому ничего не говорило. И брать ее никто никуда не хотел. Администратору Н. Рафаэлю, переманившему весь цвет московской эстрады, сказали «Зачем вы взяли эту девчонку да еще предложили ей 15 рублей за выступление У нас известные певицы получают столько за целую оперу. А вы хотите, чтобы эта красотка имела то же самое за два-три романса». Рафаэль возразил «Когда я слушал ее, я просто умирал...» Это заинтриговало.
Юрьевой назначили прослушивание в театре Юдовского - престижном заведении на Невском проспекте. Изабелла Юрьева вспоминает « Я вышла на сцену в черном бархатном платье с длинной ниткой жемчуга. В зале - только директора кинотеатров и эстрадные администраторы. Пела строго, очень деликатно. Одну песню исполнила, вторую, третью... Слышу - захлопали. И давай наперебой приглашать «Я беру ее», «Нет, я беру ее...» Вдруг поднимается молодой интересный мужчина и, что называется, ставит точку «Позвольте, я возьму ее к себе». Это был Иосиф Аркадьевич Аркадьев - главный администратор театрального треста, мой будущий муж. Он прошел за кулисы, поцеловал мне руку и сказал «Вы не только прекрасная певица, но еще и красивая женщина». Этот комплимент он повторял мне потом в течение 46 лет, до самой своей смерти...»
Муж Юрьевой - Иосиф Аркадьевич Аркадьев - по образованию был юристом, одно время занимал высокую должность - директора всего Петроградского театрального треста. В 1925 году Изабелла Юрьева и Иосиф Аркадьев стали мужем и женой. В свадебное путешествие они отправлись в Париж, где жили родственники мужа.
Юрьева и Аркадьев - это долгая и, в общем, безоблачная любовь. Иосиф Аркадьевич принадлежал к тому редкому типу мужчин, которые влюбляются раз и навсегда. Обладая тонким даром предчувствия опасности, он сразу же попытался отлучить жену от эстрады, вырвать из богемной круговерти двух российских столиц. И для этого прибег к радикальному и беспроигрышному варианту - увез Изабеллу Даниловну во Францию, от ангажементов, поклонников и белой сирени в корзинах, вроде как в свадебное путешествие.
«Мы приехали в Париж летом 25-го года, 14 июля, в праздник взятия Бастилии, - вспоминает Изабелла Даниловна. - Город просто утопал в опьяняющем море цветов, на Сене пароходы переливались гирляндами огней, небо озарялось цветными фейерверками... Мы целыми днями бродили по городу, наслаждались музеями и театрами, ходили в синематограф. В одном ресторане к нам подошел режиссер из киностудии «Альбатрос» и предложил мне сняться в его фильме. Он рассказывал что-то насчет моей будущей роли, а я закрывала столовой скатертью свой живот, ведь я была беременна, и, краснея, отнекивалась. Были приглашения сниматься и со студии «Уфа-фильм»...
Получила я предложение выступить и в «Олимпии», но не явилась на прослушивание. Меня уже начала мучить ностальгия, потянуло домой. По ночам, втайне от мужа, я плакала - так хотелось в Москву...
Родила я в такси, в «ситроене». Между прочим, во Франции был обычай родителям того, кто родился в автомобиле, фирма, скажем, «Ситроен», как в моем случае, дарила машину такой же марки. Я от подарка отказалась. Хотела родить обязательно в русской лечебнице в Нейн, под Парижем, однако день 17 декабря выдался очень вьюжный, ветер с мокрым снегом, на дороге сплошные пробки, машины двигались очень медленно. Муж наполовину высунулся из окна и кричал по-французски, которым владел в совершенстве, чтобы нас пропустили. Но доехать все равно не успели. Пуповину мне перерезали еще в машине. Когда я увидела попку своего малыша, то единственное, что я сказала «Укройте его, он же простудится». Его завернули в мою котиковую шубу. Потом уже я узнала, что ребенок появился на свет с врожденным пороком сердца...»
Прожив год в Париже, Изабелла Юрьева вместе с мужем все же решили вернуться в Россию. Хотя возможности безбедно устроить свою жизнь, хотя бы в той же Франции, конечно же, у них были - родственники мужа владели в Париже норковой фермой и заводом по производству радиодеталей.
А что ожидало их в Москве Романтика коммунального бытия. В 16-метровой московской комнате проживающих стало пятеро сестра с мужем, Изабелла Даниловна, Иосиф Аркадьевич и их маленький Вовочка. Но вскоре жилищные проблемы разрешились. К удивлению многих, Аркадьев возглавил парфюмерный трест «ТЭЖЭ». «Мыло - это политика», - любил повторять Иосиф Аркадьевич. (Мыла тогда в Москве было очень мало.) Когда сын Вова немного подрос, его отправили в Ленинград, чтобы Изабелла Даниловна могла нормально готовиться к концертам.
Но произошло несчастье. Позвонили из Ленинграда и сообщили, что ребенок скоропостижно умер, прожив год и две недели. Иосиф Аркадьевич, не взяв с собой жены, умчался на похороны. А у Изабеллы, как нарочно, было выступление в мюзик-холле на Садовой. Разбитая, она вошла в кабинет Э. Данкмана, директора мюзик-холла «Я не могу сегодня выступать, у меня умер ребенок». А он как ни в чем не бывало отвечает «Изабелла Даниловна, публика ничего не должна знать. Ее не интересует ваша личная жизнь. Она пришла развлечься». Делать было нечего. Контракт рвать нельзя. Юрьева вышла на сцену. Зрители встретили ее привычными аплодисментами, а сидевшая в ложе опереточная прима Клава Новикова заплакала - она уже знала обо всем. Изабелла Юрьева спела две песни, и Данкман, смилостивившись, отпустил ее домой.
После смерти ребенка муж настаивал на хотя бы временном прекращении концертов. Он говорил ей «Заинька, никаких треволнений, никаких нагрузок. Ты должна забыть все и хорошенько отдохнуть. А когда захочешь по-настоящему - вернешься на сцену».
Последнее выступление певицы состоялось в Большом театре 19 ноября 1928 года. Афиша извещала «Грандиозный концерт Изабеллы Юрьевой». И шрифтом поменее - перечень артистов, занятых в антураже Е. Гельцер, В. Качалов, В. Пашенная, В. Блюменталь-Тамарина, И. Козловский, Н. Бравин и другие.
После этого концерта в творческой биографии Юрьевой последовал перерыв длиной в 8 лет. Певица не могла забыть о смерти ребенка, а муж вообще не хотел, чтобы она возвращалась на эстраду.
В 1931 году им дали квартиру в Трехпрудном переулке. Обставляли ее не спеша и со вкусом, благо в столичных магазинах продавалось много красивых и редких вещей. Сравнительно недорого можно было купить и мебель екатерининских времен, и кабинетный рояль «Мюльбах», и подлинник Айвазовского, не говоря уже о кузнецовских сервизах и прочей интересной посуде, именуемой ныне «антиквариатом». Все это появилось в доме Юрьевой. А в свой день рождения Изабелла Даниловна получила в подарок от своего мужа бриллиантовый перстень Фаберже.
Иосиф Аркадьевич был беспредельно чуток и внимателен к жене. По утрам он выходил из дому, покупал на Тверской цветы и шоколад, и когда Изабелла Даниловна просыпалась, то на ночном столике уже стояли ее любимые гиацинты, а рядом лежала плитка «Золотого ярлыка» или «Соломки».
«Кажется, у Ильфа и Петрова в их знаменитом романе есть фраза «Мечта всех американок иметь золотистый «Крейслер», - вспоминает Изабелла Даниловна. - В 1936 году мой муж купил у одного американца машину такой марки. Тогда в Москве было всего два золотистых «Крейслера» один - у нас, другой - в НКВД. И когда мы встречались на улицах, то салютовали друг другу».
Лето они проводили на Клязьме. Ели клубнику, катались на лодке, принимали гостей. Однако Изабелла Юрьева скучала по сцене, по шуму аплодисментов. Иосиф Аркадьевич не стал возражать против ее возвращения на эстраду. Более того, он написал для Юрьевой тексты множества песен, самые известные из них «Если помнишь, если любишь», «Ответ на дружбу», «Первый бал», «Если можешь, прости».
Несмотря на всеобщую популярность, петь Юрьевой часто просто не давали. В 1930-х и 1940-х годах романс был практически запрещен, а его исполнители преследовались. Этот жанр называли мещанской, буржуазной музыкой. Изабелла Юрьева вспоминает «Я говорила тогда, что ведь и Пушкин любил романсы... В то время придирались к каждому слову. Мужу приходилось переписывать для меня многие романсы. Что мне особенно обидно меня практически морально обокрали. У меня был очень красивый грудной голос. Однако мне запрещали петь таким голосом, потому что эти грудные ноты были похожи на цыганские. Самое красивое в моем голосе во время записи убирали. Из-за этого я ненавижу некоторые свои пластинки, реставрированные в 1970-е годы. Но больше всего меня расстраивает то, что в этих записях мой голос звучит на полтора тона ниже, а ведь у меня был высокий, насыщенный драматическими интонациями голос. Когда я хорошо пою, я сама плачу».
В Ленинград, куда ее пригласили на шестимесячные гастроли, Юрьева приехала без концертмейстера. В филармонии певицу успокоили «Мы вам дадим такого аккомпаниатора, какого ни у кого не было». В самом деле, Иосиф Аркадьевич, прослушав игру Симона Кагана, оценил способности музыканта высоко «У него в каждом пальце заключено по 25 каратов бриллиантов». Про Кагана говорили, что, если бы не его алчная супруга, толкнувшая пианиста на эстраду, из него мог бы получиться второй Горовиц. Кэто Джапаридзе, тоже гастролировавшая в Ленинграде, удивленно спрашивала у Юрьевой «Как вы можете работать с таким пианистом, ведь он же забивает артиста». И действительно, Каган был таким виртуозом, что определенная часть публики приходила слушать именно его, а не того, кому он аккомпанировал. Но Юрьева считала - без него она не певица.
После одного из концертов в «Европейскую», где остановились Юрьева и Аркадьев, пришел Михаил Зощенко - выразить свою признательность и восхищение талантом артистки. Он был совершенно очарован красотой и обаянием певицы. Зощенко вполне серьезно увлекся Юрьевой. Он прекрасно понимал, что вторгается в чужую жизнь и что шансов у него нет никаких, и потому лишь иногда присылал цветы или звонил по телефону. Однажды он сказал Изабелле, что хочет написать о ней. Она очень разволновалась и попросила его не делать этого, иначе он разведет ее с мужем. И действительно, Иосифа Аркадьевича давно раздражали эти деликатные знаки внимания к его жене. И однажды он вспылил «Если этот Зощенко еще раз появится здесь, я не посмотрю, что он писатель, и спущу с лестницы... И вообще, нам пора собираться в Москву». Зощенко нанес прощальный визит и вскоре послал коротенькое письмо «Милая Изабелла Даниловна! Спасибо за Вашу карточку и за чудесные пластинки. И за вечер, который я провел у Вас. Вы были трогательны во всем! Все было чудесно и немножко по-детски. Я посылаю Вам на память мою карточку и книжку. Я буду надеяться, что Вы иногда вспомните меня - Вашего горячего и преданного поклонника. Целую Вашу милую руку. Михаил Зощенко. Сердечный привет Иосифу Аркадьевичу».
«В Москве меня ожидала другая напасть, - вспоминает Изабелла Юрьева. - В нашем подъезде стал появляться странный человек в шляпе и макинтоше. Чуть ли не каждый день маячил на лестничной площадке, в закутке возле окна, и когда мы выходили, он снимал шляпу и кланялся, не произнося при этом ни единого слова. Мужу в конце концов надоела эта пантомима, и он обратился в милицию. Человека в шляпе привели в участок. Начальник, в нашем присутствии, сурово спрашивал у него «Почему вы преследуете гражданку Юрьеву» - «Я ее люблю», - отвечал тот. Милиция обескуражена «Но она же замужем». - «Ну и что Разве нельзя любить замужнюю» - «Что вы глупости говорите». - «Это для вас глупости. Мадам Юрьева, я вас когда-нибудь обидел» Я говорю «Нет». Он обращается к начальнику «Вы когда-нибудь любили» - «Это к делу не относится. В общем, просим вас больше не напоминать о себе». С тех пор он перестал ходить в наш подъезд. Я тогда даже думала, что он был психически болен».
Однажды, за полночь, в квартире певицы раздался телефонный звонок. Изабелла Юрьева сняла трубку. Голос осведомился «Товарищ Юрьева» - «Да. А кто говорит» - «За вами сейчас придет машина. Поедете в Кремль на концерт». Иосиф Аркадьевич сказал, что все это чей-то розыгрыш и потому ехать никуда не надо». Изабелла Даниловна растерялась, а незнакомец на другом конце провода настаивал «Вы не имеете права отказываться». Тогда Юрьева попросила позвать кого-нибудь из выступающих артистов. После долгой паузы подошел Козловский, которого она знала «Пунчик, приезжай, здесь концерт и тебя ждут».
Пунчик - так он называл Юрьеву и спустя полвека, когда звонил по телефону или присылал открытку «Дорогая Изабелла Даниловна! Увидел статью в «Правде» и знаменитый профиль, чувственные губы и сразу как будто послышалось звучание «Вновь жажду встречи - верни мне снова ласку» и с душевным порывом звучит Юрьева! Поздравляю, дорогая Изабелла, очаровательная «Пунчик»! Доброй жизни! Пусть будет И. Юрьева камертоном сегодня и в грядущем. С уважением И. Козловский».
«Когда пришла машина, я заявила, что без мужа никуда не поеду - мы с ним никогда не разлучаемся. Офицер стал говорить, что это - Кремль, там правительство. Но я уже знала себе цену и потому уперлась. Деваться им было некуда, взяли со мной и мужа. Приехали в Кремль. В банкетной комнате, откуда вызывали на сцену, меня посадили между Козловским и Калининым. Козловский говорит «Михаил Иванович, вот наша белая цыганка, наша камея очень волнуется». Калинин обнял меня за плечи «Не волнуйтесь, дорогая. Я, когда читаю лекции, тоже волнуюсь». Тут неожиданно вошел Сталин. Поздоровался со всеми, задержал на мне взгляд и так же неожиданно вышел. Больше мы его в тот вечер не видели...
Максим Дормидонтович Михайлов рассказывал мне, что он как-то попал в Кремль на довольно приватный прием, и Сталин там сам заводил патефон. Крутил одну и ту же пластинку - «Сашу» - и повторял «Харошая песня, харошая певица, харашо поет». Вообще, когда меня приглашали на такие концерты, то всегда предупреждали «Изабелла Даниловна, только не агитируйте нас, можете петь какую угодно цыганщину, советских песен не надо».
На следующий день после объявления войны, 23 июня 1941 года, Юрьева уже пела на вокзалах и мобилизационных пунктах. А вскоре поехала на Карельский фронт в составе концертной бригады, выучив несколько советских песен. Но бойцы на фронте кричали «Сашу!», «Белую ночь!», «Он уехал!»
«Я тогда была в военной форме, - вспоминает Изабелла Даниловна. - И тут один генерал мне говорит «Изабелла Даниловна, снимите форму, пойте в своих концертных платьях, дайте бойцам хоть на время забыть о войне». Я себе и представить не могла, что во время войны возникнет такой интерес к моим романсам, такая потребность в них. Всю войну я получала с фронта трогательные письма».
Иосиф Аркадьевич был назначен директором Колонного зала Дома Союзов. Правда, занимал он эту должность недолго. Ему предложили вступить в члены РКП(б), мотивируя тем, что Колонный зал часто посещают члены правительства, а посему его директор должен быть обязательно партийным человеком. Аркадьев дипломатично отклонил оказанную ему честь. Тогда ему настойчиво порекомендовали перейти в заместители директора. И от этого он отказался, предпочтя роль простого администратора при известной певице.
К этому времени они обзавелись дачей в Валентиновке - дачном поселке Художественного театра. Иосиф Аркадьевич собственноручно сделал проект и сам руководил строительством. Дача вышла на загляденье двухэтажная, с шестью балконами и 24-метровой террасой. Туда провели телефон. А в то время для обитателей Валентиновки телефон был большой редкостью - его не имела даже Пашенная, только один аппарат был установлен, в правлении дачного кооператива.
Иногда у Юрьевой и Аркадьева гостил Дунаевский с женой. Возможно, композитор рассчитывал, что популярная артистка исполнит и что-нибудь из его оптимистических песен. Но Изабелла Юрьева была равнодушна к его творчеству. Лишь в период, когда усиленно пропагандировали так называемую «советскую песню», Юрьеву каким-то образом уговорили включить в один концерт его «Вечер вальса».
В разгар хрущевских нововведений перед Юрьевой и Аркадьевым, как и перед многими, возникла дилемма либо дача, либо квартира. Загородный дом постоянно требовал расходов на содержание. Выступала Юрьева уже мало, а налоги, независимо от числа концертов, надо было платить по 500 рублей в месяц. От дачи решили избавиться. Изабелла Даниловна с трудом нашла покупателя - священнослужителя, который предлагал 22 тысячи. Правление дачного кооператива не разрешило сделку - купить мог только артист или, в крайнем случае, врач. В результате дачу со всей обстановкой продали Лундстрему за 10 тысяч.
Как-то Лундстрем позвонил Изабелле Даниловне и сказал, что там остались ее старые афиши. Но о мебели и книгах почему-то не упомянул.

«Мне сегодня так больно,
Слезы взор мой туманят.
Эти слезы невольно
Я роняю в тиши.
Сердце вдруг встрепенулось,
Так тревожно забилось...
Мой нежный друг,
Если можешь - прости...»

Изабелла Юрьева вспоминает «Это танго мой муж создал за десять минут... Я ему говорю «Что ты там пишешь» А он отмахивается «Подожди». А потом подает мне листок со стихами. Мы ведь действительно с ним никогда не расставались. Он ради меня пожертвовал своей карьерой. Стал администратором, возил меня на гастроли, писал мне песни. И, шутя, называл себя Федей Протасовым, добавляя при этом «Я погиб за цыганский романс». В 1968 году мы с ним ездили в Париж, вспоминали молодость, а в 1971-м его не стало... Мне иногда кажется вот сейчас откроется дверь, и он войдет, смеющийся и безумно влюбленный в меня. Мы прожили с ним 46 лет, будто один день. Как любовники. И он говорил мне, как в том романсе «Локон» «Заинька, чем больше твоя головка седеет, тем дороже и роднее ты мне становишься».
А потом были почти тридцать лет одиночества... Чтобы не оставаться одной по вечерам, Изабелла Даниловна брала на житье домработниц. И каждый раз удивлялась, как трудно найти порядочного человека. «Почему я должна прятать письма Зощенко и другие дорогие сердцу реликвии в напольные часы или еще куда-то - жаловалась певица. - Все равно пропали и письма, и книги, и многое другое. Утром кушаю серебряной ложкой творог, вечером ложки нет - девчонки-студентки утащили, жили у меня тут... То тарелки не найду, то чашки из сервиза не досчитаюсь... А я не могу быть одна. У меня постоянная депрессия... Я практически не сплю...»
Во время чествования певицы в день ее 95-летия она спела на сцене московского Колонного зала романс, и публика встала. Последний раз Изабелла Юрьева вышла на сцену и спела в 98 лет, тогда публика тоже встала и плакала. В день своего 100-летия Изабелла Даниловна петь уже не могла.
20 января 2000 года Изабелла Даниловна Юрьева скончалась на 101-м году жизни.

Наша героиня - королева цыганского романса, талантливая женщина, звезда 20-40-х годов прошлого века.
Она же - Изабелла Юрьева. Биография, личная жизнь певцы - все это сложно уместить на одной странице.
Ведь она прожила 100 лет. В ее судьбе было немало радостных и печальных событий. Но можно сказать одно: таких артистов не забывают.

Родилась 26 августа (7 сентября) 1899 года в Ростове-на-Дону. Однако в паспорте указана другая дата - 25 августа (7 сентября) 1902 года. Она из многодетной еврейской семьи. Ее девичья фамилия - Ливикова. Отец Изабеллы, Даниил Григорьевич, был мастером по театральным шляпам. А мама ее работала постижером в местном театре.

У нее было три старших сестры (Аня, Катя и Маша), а также брат. Девочки всегда жили дружно, увлекались музыкой. Они не обижали единственного братишку.
В доме у Ливиковых часто проходили концерты. Даниил Григорьевич вместе с четырьмя дочками исполнял любимые песни.
Легенды и слухи
Чем же так отличалась от других детей Белла Ливикова (она же - Изабелла Юрьева). История жизни нашей героини. По семейному приданию, в тот день, когда девочка родилась на свет, в ростовской музыкальной мастерской произошел один случай. Внутри фортепианного корпуса неожиданно лопнула струна. Этот тревожный дрожащий звук достаточно долго держался в воздухе, вызывая раздражение у местных жителей. Однако потом представители семейства Ливиковых догадались, что это был знак - родился музыкально одаренный ребенок. Речь идет о Белле. Отец и мать были уверены в том, что она стать известной артисткой.


У многих российских граждан, рожденных до революции 1905года, указывались две даты появления на свет (по новому и старому стилю). Сейчас это многим кажется странным. А что же Изабелла Юрьева? Биография ее выглядит несколько запутанной. Большую часть жизни певица утверждала, что родилась в 1902 году. Однако за несколько лет до смерти у нее состоялся откровенный разговор с журналистами. Исполнительница цыганских романсов призналась в том, что отсчет ее жизни надо вести с 1899 года. Как же так получилось? Все просто: в 1932 году в СССР ввели паспортную систему. Многие гражданки захотели «омолодиться», убрав несколько лет. К примеру, так поступила легендарная актриса Любовь Орлова.
Способности
Родители мечтали о том, чтобы их младшая дочь стала врачом. Но у девочки был явный певческий талант. В какой-то момент отец и мать смирились с этим.
Изабелла Юрьева, биография которой нами рассматривается, хотела, чтобы кто-то оценил ее талант и творческие перспективы. Когда девочке исполнилось 16 лет, мама отвела ее к своему знакомому - скрипачу симфонического оркестра по фамилии Цимбалист. Вскоре он организовал Белле публичное прослушивание в городском саду Ростова. Наша героиня исполнила три композиции - «Над полями», «Помню, я молодушкой была» и «По старой Калужской дороге». Она поразила всех чистотой и глубиной голоса.

Однако прослушивание прошло не так гладко, как хотелось бы Белле.
Во время исполнения одной из песен к ней в рот залетел комар.
Она едва не задохнулась. Изабелла подумала, что теперь ей можно забыть о сцене.
Но публика простила девочке эту легкую заминку. Юная красавица покидала городской сад под громкие аплодисменты. Начало творческого пути 17-летняя Белла вместе с мамой отправилась в Петроград. Их целью было не знакомство с достопримечательностями. Девочка хотела попасть на прослушивание к профессору консерватории. На тот момент старшая сестра нашей героини (Анна) уже была студенткой этого заведения (класс фортепиано). Специалисты прослушали Беллу и сказали: «Ей не нужно учиться. У нее от природы поставленный голос».

С 1920 года наша героиня проживала в Петрограде, обучаясь у композитора и профессионального пианиста А. Таскина. Когда же состоялось дебютное выступление Беллы? В 1922 год она вышла на сцену кинотеатра «Колизей», исполнила несколько песен. Ее представили как Изабеллу Юрьеву. Настоящая фамилия казалась девушке неблагозвучной.
Изабелла Юрьева: биография, личная жизнь
В 1925 году талантливая певица вышла замуж. Ее избранником стал юрист Иосиф Эпштейн, взявший себе псевдоним Иосиф Аркадьев. Он стал администратором супруги. А еще этот мужчина проявил себя как талантливый автор текстов для песен. Именно Иосиф написал слова для таких шлягеров в исполнении Беллы как «Весенняя песенка», «Твои письма», «Ласково взгляни» и других.

Весь 1926 года супружеская чета провела в Париже. Советская исполнительница романсов смогла очаровать местную публику. Ей даже поступила заманчивое предложение - выступать в знаменитой «Олимпии». Но Белла ответила согласием. Многие уверены в том, что у певицы и ее мужа Иосифа не было общих детей.
Но это не совсем так. По возвращению из Парижа в Москву Изабелла Даниловна узнала о своем «интересном положении». Вскоре у супругов родился сын, которого они назвали Владимиром. Но радость материнства Юрьева испытывала недолго.
В московской коммуналке (на 16 кв. м) приходилось ютиться впятером (сестра с мужем, Белла с Иосифом и сыном). Артистке предстояло выступить на нескольких концертах. Чтобы обеспечить жене комфортные условия, Аркадьев отвез маленького сына к родственникам в Ленинград. Спустя какое-то время оттуда пришло страшное известие - мальчик умер. Ему было всего 1 год и 2 месяца.
Певица с ума сходила от горя. На похороны ребенка поехал Иосиф, а ей запретил.
В этот день Юрьевой нужно было выступать. Она преодолела себя. Белла вцепилась в спинку стула. С каменным лицом наша героиня исполняла одну композицию за другой. Слушатели в зале даже не догадались о том, какое горе внутри себя она переживает.
С ноября 1928 по 1936 гг. у Беллы был перерыв в творческой деятельности.
И такая пауза оказалась уместной. Ведь в этот период РАПМ боролся с цыганщиной во всех ее проявлениях.

Жилищные условия
Артистке трудно было существовать вне сцены. Аркадьев отлично это понимал. Поэтому он сделал все, чтобы превратить повседневную жизнь супруги в подобие сказки. В 1931 году они переехали из тесной комнаты в коммуналке в просторную квартиру на Трехпрудном переулке. Раньше в этом доме проживала известная поэтесса М. Цветаева. Семья постепенно обставляла новые апартаменты.
Муж устраивал для Беллы приятные сюрпризы. Часто, просыпаясь по утрам, исполнительница романсов видела у себя на прикроватном столике букет цветов и шоколадную плитку «Золотой ярлык». А на день рождения Юрьева получила от супруга перстень Фаберже, инкрустированный бриллиантами. На протяжении нескольких лет Аркадьев строил двухэтажную дачу под Воскресенском.
Он сам разработал проект, включив в него 6 балконов и огромную террасу.
Летом Белла и Иосиф отдыхали на Клязьме. Они наслаждались великолепными пейзажами, кушали свежую клубнику, катались на лодке и устраивали пикники с друзьями. Юрьевой все это нравилось. Но с каждым днем она все больше скучала по сцене. Муж не был против ее возвращения на эстраду. Аркадьев даже написал для нее несколько новых композиций - «Первый бал», «Если можешь, прости» и «Ответ на дружбу». Известные поклонники Многие советские мужчины мечтали о такой красивой и талантливой женщине как Изабелла Юрьева.

Биография
(кратко) ее знаменитых поклонников
Арнольд Хаммер
Сын европейского эмигранта из Одессы. Он был одним из тех, кто помогал большевикам снять экономическую блокаду Запада. И вскоре в СССР пришел американский капитал. В том время, как большинство советских граждан были нищими и голодными, он жил на широкую ногу.
В своей квартире он создал настоящий музей из антикварной мебели, картин и прочих предметов. Любовь к цыганским романсам и слабость к женской красоте сделали его одним из главных воздыхателей Юрьевой.
Самуил Маршак
Известный поэт и переводчик тоже проникся огромной симпатией к красавице Изабелле. Но она была готова строить с ним только дружеские отношения. Похоже, что Маршаку не везло в любви. Ведь редактор издательства Тамара Габбе тоже не ответила ему взаимностью.
Михаил Зощенко
Еще при жизни его называли «магистром смеха». И вполне заслуженно.
Чтобы убедиться в юмористическом таланте Михаила Михайловича, достаточно прочесть его рассказы. Зощенко был весьма решительным мужчиной. Он приходил домой к Юрьевой, чтобы пообщаться с ней наедине. Своими частными визитами писатель вывел мужа Изабеллы из себя. Иосиф Аркадьевич пообещал, что в следующий раз спустит с лестницы навязчивого ухажера. Зощенко больше не приходил.
Противостояние
Многие советские граждане знали, кто такая Изабелла Юрьева. Биография, фото певицы печатались в газетах и журналах. Если вы думаете, что о ней писали исключительно хвалебные статьи, то ошибаетесь. В начале 1940-х годов ее стали травить в печати. Даже Исаак Дунаевский призывал нашу героиню «осоветить» свой репертуар. В 1941 году началась война. В разных городах СССР создавались фронтовые концертные бригады. В один из них входила и Изабелла Юрьева. Биография говорит о том, что она выступала на призывных пунктах и в госпиталях. Наша героиня успела побывать и в Сталинграде, и на Карельском фронте. Лирические песни и романы в ее исполнении поднимали дух раненных и здоровых бойцов, вселяли в них надежду на светлое будущее. По окончании войны травля ее как певицы продолжилась. Во время записи пластинок редакторы придирались именно к манере исполнения. Ей предлагалось воспевать Сталина.
А если бы она согласилась? Тогда звание заслуженной или народной артистки быстро бы получила Изабелла Юрьева. Биография и история, как известно не терпят сослагательного наклонения. Наша героиня в очередной раз ответила отказом.
Тем не менее гонимая многими артистка жила в достатке. Они с мужем разъезжали по Москве на роскошном «Крайслере». Второй такой автомобиль был лишь у Ежова. Огромные гонорары ее мужа, Иосифа Эпштейна, позволили им жить как у Христа за пазухой. Их квартира была обставлена антикварной мебелью, а также отделана натуральным камнем и шелком. У супругов имелась и двухэтажная дача с шестью балконами. О такой роскоши обычные советские люди даже и мечтать не могли.
Как же в условия постоянной травли выстраивала свою карьеру Изабелла Юрьева. Биография, песни в ее исполнении интересовали людей все меньше. И вот в 1959 году она распустила свой ансамбль. Певица продолжала участвовать в сборных концертах, но все реже. На афишах ее имя и фамилия не указывались (по приказу начальника отдела культуры).

В 1965 году состоялся последний концерт Изабеллы Юрьевой. Он проходил в стенах Ленинградского театра эстрады. В зале собрались истинные поклонники ее таланта. Люди слушали романсы в исполнении Беллы и плакали. В этот день наша героиня выглядела особенно великолепно - молодая, стройная, с красивой прической.
Она хотела, чтобы публика запомнила ее именно такой.
Жизнь с чистого листа
В 1971 году стала вдовой Изабелла Юрьева. Биография певицы содержит сведения о том, что ее муж Иосиф Аркадьевич Эпштейн скоропостижно скончался. Певица оказалась одинокой и беспомощной женщиной. Ведь за все эти годы брака она ни разу не ходила в магазин за хлебом и другими продуктами, не убиралась в доме.
Даже зажигать газовую конфорку Белла так и не научилась. Всем этим занималась домработница, нанятая Иосифом. Чтобы не погрузиться в одиночество и глубокую депрессию, Юрьева подселяла к себе девушек-студенток. Они же выполняли функцию домработниц. Вскоре у нашей героини стали пропадать вещи: предметы из дорого сервиза, серебряные ложки, памятные письма от знаменитых людей.
В итоге Белла «разогнала» всех и осталась один на один со своим одиночеством.
Дни напролет бывшая звезда эстрады проводила в четырех стенах.
Она подолгу рассматривала фотографии разных лет, прослушивала раритетные аудиозаписи. И вдруг в 1970-х годов у советских граждан вновь проснулся интерес к такому музыкальному направлению как романс. Вот только талантливых и самобытных исполнителей было немного. Журналисты и режиссеры вспомнили о Юрьевой.
Ее стали приглашать на радио и телевидение. О таком всплеске популярности даже не думала Изабелла (Юрьева) Даниловна.
Биография ее интересовала молодое поколение. А исполнительница очень расстраивалась, когда прослушивала свои записи 30-х годов. Ведь тогда ее заставляли искусственно завышать голос, убирать гортанные ноты. А еще не приветствовалась излишняя эмоциональность в песнях. Одним словом, никакой свободы в творческом выражении.


Долгожданные награды Когда же звание «Народная артистка» получила певица Изабелла Юрьева? Биография указывает на то, что это произошло в 1992 году. В свой 100-летний юбилей наша героиня была удостоена Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Эту награду ей вручили в Кремлевском дворце в сентябре 1999 года. Певица была растрогана до слез.

Смерть

20 января 2000 года этот мир покинула Изабелла Юрьева.
Свой последний приют великая исполнительница обрела на Донском кладбище, что на юго-западе Москвы. Родственников и друзей Беллы давно нет в живых.
Поэтому ухаживать за ее могилой некому. Лишь истинные ценили культуры иногда приходят туда, чтобы возложить цветы и прибраться. Изабелла Юрьева - талантливая и интересная личность. Именно такой была Изабелла Юрьева.
Пусть земля ей будет пухом…

Мадам Аншлаг - так называли певицу, любимую миллионами. Юрьевой поклонялись, ее обожали, засыпали цветами, потом забыли, потом вспомнили вновь.

Изабелла Даниловна Юрьева родилась 7 сентября (по старому стилю 25 августа) 1899 года.
«Родилась я в Ростове-на-Дону, - вспоминала Изабелла Даниловна. - Было нас четверо сестричек, все мы страстно любили с самого детства музыку, песни. Без устали пела я целыми днями…»
Вся история жизни Изабеллы Юрьевой тесно переплелась с историей русского и цыганского романса XX века. Она влюбилась в этот жанр еще 11-летней девочкой, когда через дырочку в заборе ростовского городского сада с обожанием и трепетом смотрела на знаменитых В. Панину, А. Вяльцеву и мечтала, что когда-нибудь тоже выйдет на сцену.
«Как-то пришел к нам сосед-скрипач и говорит: уж больно хорошо поет ваша младшая дочь. И уговорил меня выступить в любительском концерте. Так в Ростове-на-Дону и состоялся мой первый выход на сцену».

Окрыленная успехом, она отправилась в Ленинград к сестре, которая училась в консерватории.

Задушевность, искренность, необыкновенное обаяние молодой певицы очень быстро покорили московскую публику.
Послушать Юрьеву специально приезжает представитель ленинградского концертного объединения Н. Рафаэль. И тут же предлагает ей контракт. А на недоуменные вопросы коллег:

«Я вышла на сцену в черном бархатном платье с длинной ниткой жемчуга. В зале - только директора кинотеатров и эстрадные администраторы. Пела строго, очень деликатно. Одну песню исполнила, вторую, третью… Слышу - захлопали. И давай наперебой приглашать: «Я беру ее», «Нет, я беру ее»… Вдруг поднимается молодой интересный мужчина и, что называется, ставит точку: «Позвольте, я возьму ее к себе». Это был Иосиф Аркадьевич Эпштейн - главный администратор театрального треста, мой будущий муж».
В любви и согласии они прожили 46 лет, и это были, по признанию Юрьевой, самые счастливые годы в ее жизни.
Ради любимой женщины Иосиф Аркадьевич пожертвовал карьерой, стал администратором певицы, к тому же именно он написал тексты знаменитых юрьевских шлягеров, таких как «Ласково взгляни», «Весенняя песенка», «Если можешь - прости» (свои стихи он подписывал псевдонимом - Аркадьев).

Публика с восторгом принимает концертные выступления артистки. Критики отмечают ее требовательный вкус, самобытность интерпретации, одобрительно отзываются о «необычной красоте проникновенного сильного голоса, легкой и доверительной, с лукавинкой манере пения». В середине 20-х годов Юрьева занимает одно из первых мест на эстрадном олимпе. На афишах Колонного зала большими буквами пишут ее имя, а ниже и чуть мельче - другие знаменитости: Василий Качалов, Вера Дулова, Екатерина Пельтцер…
1926 год Изабелла Юрьева с мужем провели во Франции. В Париже она давала концерты, имела грандиозный успех, в буквальном смысле слова очаровала парижскую публику. Ей предлагали сказочные контракты: выступления в знаменитой «Олимпии», съемки в главной роли во франко-испанском фильме, в конце концов предлагали вообще остаться в благополучной Франции, но она отказалась.
Сын Володя родился в парижском такси по дороге в роддом. Родился с врожденным пороком сердца и, прожив чуть больше года, умер в Ленинграде (там жили родственники мужа).

Однажды ночью раздался телефонный звонок: «Товарищ Юрьева! Сейчас за вами придет машина, поедете в Кремль на концерт». Изабелла в недоумении попросила позвать кого-нибудь из выступающих артистов. Вскоре она услышала голос Козловского: «Пунчик, приезжай, здесь концерт и тебя ждут». Изабелла согласилась при условии, что и муж поедет: «Мы с ним никогда не разлучаемся!»
В банкетной комнате, откуда вызывали на сцену, Изабелла сидела рядом с Козловским. Неожиданно вошел Сталин. Поздоровался со всеми, задержал взгляд на Юрьевой и так же неожиданно вышел…

О чем думал вождь мирового пролетариата, разглядывая певицу, никто никогда не узнает. Зато известно другое: к концу 20-х годов идеологическая атмосфера вокруг «цыганщины», как презрительно окрестили тогда русский романс и таборную песню, начала стремительно сгущаться. Иначе как безвкусицей и буржуазным атавизмом их теперь не называли. Огонь критики в первую очередь был направлен против наиболее талантливых исполнителей старинного романса, в частности Изабеллы Юрьевой, талантом которой эта самая критика совсем недавно восхищалась.

В 1937 году Юрьева записала на пластинку первую песню - «Ты помнишь наши встречи» Ильи Жака и Андрея Волкова, которую исполняла также Шульженко.
В годы войны она много ездила с концертами. Пела и на Карельском фронте перед бойцами в 30-градусный мороз, когда даже ботинки на сцене в помещении покрывались инеем, и в только что освобожденном Сталинграде, и в госпиталях. По настоянию чиновников от искусства ей пришлось разучить несколько отнюдь не характерных для ее творчества произведений советских композиторов. Но бойцы не хотели патриотики. Стоило певице появиться на импровизированной эстрадной площадке где-нибудь на передовой, как они начинали требовать «Сашу», «Белую ночь», «Если можешь, прости» - лучшие ее песни 30-х годов.
После войны Изабелла Юрьева объездила с гастролями весь Советский Союз. Исполняла старинные романсы, лирические песни. Гром, как всегда, грянул неожиданно. Летом 1946 года были приняты сразу три постановления ЦК ВКП(б): «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров», «О кинофильме «Большая жизнь». Последнее постановление содержало критику песен Н. Богословского и А. Фатьянова, признанных порочными и идейно непригодными. Богословский был назван пошляком, а песня «Три года ты мне снилась» - упаднической. Это был сигнал к очередной кампании по борьбе с «легким жанром», со всем, что уводило в мир неясных грез и личностных переживаний.

В сентябре 1999 года в связи со 100-летним юбилеем Изабелла Юрьева была награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. А за несколько лет до этого ей было присвоено звание народной артистки России. Это были ее первые и единственные за всю долгую жизнь государственные награды.

Изабелла Даниловна Юрьева (настоящая фамилия Ливикова). Родилась 7 сентября 1899 (или 1902) в Ростове-на-Дону - умерла 20 января 2000 года в Москве. Советская и российская эстрадная певица (контральто). Народная артистка России (1992).

Изабелла Юрьева родилась 26 августа (7 сентября) 1899 года (по паспорту - 25 августа (7 сентября) 1902) в Ростове-на-Дону в многодетной еврейской семье.

Её отец, Даниил Григорьевич Ливиков, был мастером по театральным шляпам. Мать - Софья Исааковна - постижёр.

С 1920 года обучалась в Петрограде у пианиста и композитора А. В. Таскина. Дебютное выступление состоялось в 1922 в кинотеатре «Колизей», где Юрьева исполнила несколько песен, в том числе «Нищую» А. Алябьева - П. Беранже. Получила приглашение выступать в московском «Эрмитаже».

В том же году состоялась её первая гастрольная поездка в Ростов.

Наряду с русскими романсами («Жалобно стонет ветер осенний», «Когда по целым дням...», «Только раз бывает в жизни встреча» и др.) включает в программу своих концертов старинные цыганские песни («Роща», «Валенки»).

В 1925 году Изабелла Юрьева вышла замуж за юриста Иосифа Аркадьевича Эпштейна, который под творческим псевдонимом Иосиф Аркадьев стал её постоянным администратором, а также автором слов к исполненным ею шлягерам «Ласково взгляни», «Весенняя песенка», «Первый бал», «Твои письма», «Если помнишь, если любишь», «Если можешь - прости», «О любви и дружбе» (ответ на песню «Дружба», исполняемую В. Козиным) и других.

В 1929 году принимает участие в вечере цыганского романса в Колонном зале в Москве. За своеобразное исполнение цыганских песен Юрьеву стали называть «белой цыганкой». Постоянными концертмейстерами певицы были Симон Каган, Давид Ашкенази, и Евгений Рохлин, записи 1937-1941 годов составили диск «Старинные романсы и песни».

Фонографический дебют певицы состоялся в 1937 спустя 15 лет после первого выступления.

В 1937 году Юрьева записала на пластинку первую песню «Ты помнишь наши встречи» Ильи Жака и Андрея Волкова, которая через три года стала шлягером, но не у нее, а у .

В годы Великой Отечественной войны участвует в шефских концертах на Карельском и Калининском фронтах. Особым успехом у солдат пользуются песни из раннего репертуара певицы: «Саша», «Когда падают листья» (на музыку Евгения Рохлина), «В старом саду», «Белая ночь».

В послевоенный период певица была незаслуженно забыта. Только в 1992 году она, наконец, была удостоена звания народной артистки России, затем награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1999).

В 1992 году российская общественность торжественно отметила 90-летие Юрьевой.

В 1994 году она пригласила известных мастеров искусства в ресторан "Прага" отметить свое 95-летие. Приглашенные были шокированы: как такое может быть? А объяснялось это очень просто: когда в СССР вводилась паспортная система, возникла реальная возможность добавить или скостить себе годик-другой.Большинство женщин, особенно из богемы, воспользовались этим (достаточно вспомнить Любовь Орлову или Марию Литвиненко-Вольгемут). Юрьева, от природы скромный человек, скостила себе всего три года.

За заслуги в исполнительском искусстве, в июне 1996 года, перед зданием гостиницы «Россия», на Площади Звёзд эстрады была открыта именная звезда Изабеллы Юрьевой.

Изабелла Даниловна Юрьева последние годы проживала в Трёхпрудном переулке и скончалась 20 января 2000 года в Москве. Похоронена на Донском кладбище.

Судьба Юрьевой с некоторыми изменениями легла в основу романа Михаила Шишкина «Венерин волос».

Изабелла юрьева - "Не надо встреч"

Изабелла Юрьева "Только раз..."

Личная жизнь Изабеллы Юрьевой:

у Юрьевой была масса поклонников. Покоренный ее красотой, ей предлагал руку и сердце богатый американский миллионер Арманд Хаммер, но она не могла себе представить жизнь вдали от России.

Была замужем за Иосифом Аркадьевичем Эпштейном, более известным под творческим псевдонимом Иосиф Аркадьев.

В 1925 году после одного из концертов уже популярной в Москве и Ленинграде Изабеллы Юрьевой к ней подошел симпатичный молодой человек и сказал, что у нее не только замечательный голос, но что она еще и обаятельная женщина. Это и был Иосиф Аркадьев.

Вскоре он стал не только ее администратором, но и мужем.

1926 год Юрьева провела с мужем в Париже. Она очаровала парижскую публику. Ей предложили выступить в знаменитой "Олимпии" и даже сняться в главной роли в франко-испанском фильме, но она отказалась, так как готовилась стать матерью и родила сына в такси у ворот роддома. Сын Володя родился с врожденным пороком сердца и, прожив чуть больше года, умер в Ленинграде.

Когда Юрьева уже была замужем за Иосифом Аркадьевым, на ней хотел жениться любвеобильный поэт и переводчик Самуил Маршак. Михаил Зощенко подарил певице свою новую книгу с дарственной надписью, а потом так зачастил в гости к Юрьевой и Аркадьеву, что последний предупредил Изабеллу: "Если Зощенко еще раз попытается к нам прийти, я спущу его с лестницы!".

Они прожили вместе 46 лет (он умер в 1971 году), и это были, по признанию Юрьевой, самые счастливые годы в ее жизни.

Изабелла Юрьева "Если можешь - прости"

Сама Изабелла Даниловна рассказывала:

"«Мне сегодня так больно,
Слезы взор мой туманят.
Эти слезы невольно
Я роняю в тиши.
Сердце вдруг встрепенулось,
Так тревожно забилось...
Мой нежный друг,
Если можешь - прости...

Это танго мой муж создал за десять минут... Я ему говорю «Что ты там пишешь» А он отмахивается «Подожди». А потом подает мне листок со стихами. Мы ведь действительно с ним никогда не расставались. Он ради меня пожертвовал своей карьерой. Стал администратором, возил меня на гастроли, писал мне песни. И, шутя, называл себя Федей Протасовым, добавляя при этом «Я погиб за цыганский романс».

В 1968 году мы с ним ездили в Париж, вспоминали молодость, а в 1971-м его не стало... Мне иногда кажется вот сейчас откроется дверь, и он войдет, смеющийся и безумно влюбленный в меня. Мы прожили с ним 46 лет, будто один день. Как любовники. И он говорил мне, как в том романсе «Локон» «Заинька, чем больше твоя головка седеет, тем дороже и роднее ты мне становишься..."