История группы Shocking Blue. Биография Где находятся солисты группы шокин блю

История группы Shocking Blue. Биография Где находятся солисты группы шокин блю
История группы Shocking Blue. Биография Где находятся солисты группы шокин блю

Эта команду основал в 1967 году гитарист Робби Ван Ливен (р. 29 октября 1944), ветеран известной голландской рок-группы "The Motions". Название "Shocking Blue" было навеяно песней Эрика Клэптона "Electric Blue". Кроме Ван Ливена в стартовый состав вошли барабанщик Кор Ван Дер Бик (р. 8 апреля 1948), басист Клаасье Ван Дер Вал (р. 1 декабря 1949) и вокалист Фред Де Вайлд. Первый сингл, "Love Is In The Air", не произвел особого впечатления, но второй, "Lucy Brown Is Back In Town", уже занял 21-е место в голландском Топ 40. Однажды менеджер коллектива, присутствовавший на вечеринке, где выступала группа "Bumble Bees" с поразительной вокалисткой Мариской Верес (р. 1 октября 1947), решил, что она будет совершенным дополнением к "Shocking Blue". Робби был тут же увлечен ее вокальным стилем, весьма отличавшимся от других исполнителей.

Мариска, наполовину венгерка, наполовину немка, часто пела со своим отцом, игравшем на скрипке в цыганском оркестре. До приглашения в "Shocking Blue" она успела записать сольный сингл ("Topkapi") и поднабраться опыта в различных группах. Верес сменила Вайлда и со своим звонким голосом и красивой внешностью сразу же стала центром внимания, как в аудио-, так и в визуальном плане. Как сказал Робби: "Когда пришла Мариска, все сразу закрутилось, и один из первых синглов ("Venus") стал великим хитом".

В Голландии "Венера" заняла третье место, в то же время возглавив чарты в Бельгии, Франции, Италии, Испании и Германии. Запись привлекла внимание недавно основанной американской компании "Colossus". Глава лейбла Джерри Росс подписал контракт с "Shocking Blue" и был вознагражден за предприимчивость, когда "Venus" в феврале 1970 года оказалась на вершине штатовских чартов. Само собой разумеется, что группа была чрезвычайно популярна у себя дома и имела приблизительно пятьдесят попаданий в голландские хит-парады, в то время как ее записи также имели очень хороший сбыт во Франции и Японии. Следующий сингл, "Mighty Joe", стал номером один в Нидерландах и, как и его предшественник, присутствовал во множестве других чартов.

Миньон "Never Marry A Railroad Man" также возглавлял вершину голландских списков популярности, а за ним последовали такие хиты как "Hello Darkness", "Shocking You", "Long Lonesome Road", "Blossom Lady" и "Inkpot". В своем творчестве "Shocking Blue" успешно соединили бит и ритм-энд-блюз с психоделикой и звучанием индийского ситара. Полнометражки следовали одна за другой, поэтому Робби не возражал против того, если группа включит в альбомы несколько каверов, поскольку постоянно писать новый материал было для него слишком большой нагрузкой.

В течение нескольких месяцев в 1970-1971 годах с командой играл гитарист Лео Ван Де Кеттеридж. Мариска, Робби, Кор и Клаасье были вместе три года: они гастролировали по миру, посещая и такие дальние уголки, как Япония, Индонезия, Гонконг и Южная Америка. Несмотря на то, что группа продолжала выпускать превосходные и зачастую новаторские синглы и занимать места в европейских чартах, Робби Ван Ливен впал в депрессию. Его угнетала ограниченность успеха команды, в результате чего внутри "Shocking Blue" начали происходить ссоры. Сначала ушел Клаасье, смененный в 1971-м Хенком Смитскампом. В 1973-м сам Ван Ливен на время покидал группу, а его место занимал Мартин Ван Вийк.

Без Робби "Shocking Blue" еще как-то держались, но в 1974 году из группы ушла и Мариска, решившая начать сольную карьеру, и команда окончательно распалась. Попытки возродить проект предпринимались в 1979-м и 1984-м, но эти реюнионы являлись кратковременными. В 90-х Мариска получила от Робби разрешение использовать имя "Shocking Blue" и на протяжении нескольких лет гастролировала под этой вывеской с музыкантами, не имевшими отношения к оригинальному составу. 2 декабря 2006 года Верес скончалась от рака.

Last update 28.05.08

Однажды менеджер коллектива присутствовал на одной вечеринке, где выступала группа "Bumble Bees" с поразительной вокалисткой Мариской Верес, и решил, что она будет совершенным дополнением к "Shocking blue". Робби был тут же увлечен ее вокальным стилем, весьма отличающимся от других исполнителей. Мариска, наполовину венгерка, наполовину немка, часто пела со своим отцом, игравшем на скрипке в цыганском оркестре.

До приглашения в "Shocking Blue" она записала сольный сингл под названием "Topkapi" и набиралась опыта в различных группах. Она сменила Вайлда и, без сомнения, именно её вокал стал магнитом, притягивающим зрителей и слушателей; её звенящий голос придал музыке отчётливое звучание ритм-энд-блюза. Как сказал Робби: "Когда пришла Мариска все сразу закрутилось, и один из первых синглов - "Venus" - стал великим хитом".

Shocking blueВ Голландии "Venus" занял третье место, в то же время возглавив чарты в Бельгии, Франции, Италии, Испании и Германии. Запись привлекла внимание недавно основанной американской компании "Colossus". Глава лейбла Джерри Росс подписал контракт с "Shocking blue" и был вознагражден за предприимчивость, когда "Venus" в феврале 1970 года оказался на вершине штатовских чартов. Само собой разумеется, что группа была чрезвычайно популярна у себя дома и имела приблизительно пятьдесят попаданий в голландские хит-парады, в то время как их записи также имели хороший сбыт во Франции и Японии. Следующий сингл группы "Mighty Joe" стал номером один в Голландии и, как и его предшественник, присутствовал во всех чартах.


"Never Marry a Railroad Man" также возглавлял вершину голландских хит-парадов; за ним эту позицию занимали "Hello Darkness", "Shocking You", "Long Lonesome Road", "Blossom Lady" и "Inkpot". "Shocking Blue" успешно соединили бит и ритм-энд-блюз с восточным звучанием индийского ситара.

Shocking blueРобби не возражал против того, если группа включит в альбомы несколько кавер-версий старых песен, поскольку постоянно писать новый материал было для него слишком большой нагрузкой. "Мы всё делали сами, а ди-джеи радиостанций хотели бы услышать от нас каждый раз всё совершенно новое. Но большое количество альбомов привело к тому, что группа была вынуждена дополнять их кавер-версиями. Мне было крайне сложно писать всю музыку и слова одному". В течение нескольких месяцев в 1970-1971 годах с группой играл гитарист Лео Ван Де Кеттеридж. Мариска, Робби, Корнелиус и Клаассье были вместе три года: они гастролировали по миру, посещая и такие дальние уголки, как Япония, Индонезия, Гонконг и Южная Америка. Несмотря на то, что группа продолжала выпускать превосходные и зачастую новаторские синглы и занимать места в европейских чартах, Робби Ван Ливен впал в депрессию. Его угнетали ограниченность успеха группы, в результате чего внутри "Shocking Blue" начали происходить ссоры.


Сначала ушел Клаассье, смененный в 1971-м Хенком Смитскампом. В 1973 году сам Ван Ливен на время покидал группу, а его место занимал Мартин Ван Вийк. Без Робби "Shocking Blue" ещё держались, но в 1974 году из группы ушла и Мариска, решившая начать сольную карьеру, и команда окончательно распалась. В 1979 Робби хотел возродить группу, но по некоторым причинам этого тогда не произошло. Однако в конце 1984-го "Shocking Blue" воссоединились и дали два концерта на фестивале "Back-to-the-Sixties".

Группа была основана в 1967 году гитаристом Робби ван Леувеном, ветераном известной голландской рок-группы The Motions. Название «Shocking Blue» было навеяно словами Эрика Клэптона Electric Blue из песни «Strange Brew». Кроме ван Леувена, в группу входили барабанщик Корнелиус ван дер Бек, басист Клааше ван дер Вал и вокалист Фред де Вилде. Второй сингл группы «Lucy Brown Is Back in Town», занявший 21-е место в голландском Топ 40, был выпущен на лейбле Pink Elephant. Однажды менеджер коллектива присутствовал на одной вечеринке, где выступала группа Bumble Bees с поразительной вокалисткой Маришкой Вереш, и решил, что она будет совершенным дополнением к Shocking Blue (Робби согласится с ним на первом же прослушивании). Маришка, у которой отец был венгерским цыганом, а мать уроженкой Германии французского- русского происхождения, часто пела со своим отцом, игравшим на скрипке в цыганском оркестре. До приглашения в Shocking Blue она записала сольный сингл под названием «Topkapi» и набиралась опыта в различных группах. Она сменила Фреда де Вилде, и, без сомнения, именно её вокал стал магнитом, притягивающим зрителей и слушателей; её звенящий голос придал музыке отчётливое звучание ритм-энд-блюза. Как сказал Робби: «Когда пришла Маришка, всё сразу закрутилось, и один из первых синглов - Venus - стал великим хитом».
Следующий сингл группы «Mighty Joe» стал номером один в Голландии и, как и его предшественник, присутствовал во всех чартах.
Shocking Blue успешно соединили бит и ритм-энд-блюз с восточным звучанием индийского ситара.
Робби не возражал против того, если группа включит в альбомы несколько кавер-версий старых песен, поскольку постоянно писать новый материал было для него слишком большой нагрузкой. «Мы всё делали сами, а диджеи радиостанций хотели бы услышать от нас каждый раз всё совершенно новое. Но большое количество альбомов привело к тому, что группа была вынуждена дополнять их кавер-версиями. Мне было крайне сложно писать всю музыку и слова одному». В течение нескольких месяцев в 1970-1971 годах с группой играл гитарист Лео ван де Кеттерей. Маришка, Робби, Корнелиус и Клаше были вместе три года: они гастролировали по миру, посещая и такие дальние уголки, как Япония, Индонезия, Гонконг и Южная Америка. Несмотря на то, что группа продолжала выпускать превосходные и зачастую новаторские синглы и занимать места в европейских чартах, Робби ван Леувен впал в депрессию. Его угнетала ограниченность успеха группы, в результате чего внутри Shocking Blue начали происходить ссоры.
Сначала ушёл Клааше, сменённый в 1971 году Хенком Смитскампом. В 1973 году сам ван Леувен на время покидал группу, а его место занимал Мартин ван Вейк, до этого игравший в двух голландских группах - «Fairy Tale» и «Jupiier». Он стал лидером «Shocking Blue», и новый материал уже был результатом его изысканий, внеся в музыку «Shocking Blue» некоторую долю глэм-рока и фанка.
Без Робби Shocking Blue ещё держались, но в 1974 году из группы ушла и Маришка, решившая начать сольную карьеру, и команда окончательно распалась. В 1975 году вышел последний сингл «Gonna Sing My Song». В 1979 году Робби хотел возродить группу, была даже записана песня «Louise». Тем не менее, песня не была выпущена, а воссоединение не состоялось. Однако в конце 1984 Shocking Blue воссоединились и дали два концерта на фестивале «Back-to-the-Sixties».

Робби ван Леувен - гитара, ситар, бэк-вокал (1967-1973)
Фред де Вилде - вокал (1967-1968)
Клаше ван дер Вал - бас-гитара (1967-1971)
Кор ван дер Бек - ударные (1967-1974)
Маришка Вереш - вокал (1968-1974)
Лео ван де Кеттерей - гитара (1970-1971)
Мартин ван Вейк - гитара (1973-1974)
Хенк Смитскамп - бас-гитара (1971-1974)

Команда была основана в 1967 году гитаристом Робби Ван Ливеном, ветераном известной голландской рок-группы "Motion". Название "Shocking blue" было навеяно песней Эрика Клэптона "Electric Blue". Кроме Ван Ливена в группу входили барабанщик Корнелиус Ван Дер Бик, басист Клаассье Ван Дер Вал и вокалист Фред Де Вайлд. Первый сингл группы "Lucy Brown Is Back In Town", занявший 21-е место в голландском Топ 40, был выпущен на лейбле "Pink Elephant".

Однажды менеджер коллектива присутствовал на одной вечеринке, где выступала группа "Bumble Bees" с поразительной вокалисткой Мариской Верес, и решил, что она будет совершенным дополнением к "Shocking blue". Робби был тут же увлечен ее вокальным стилем, весьма отличающимся от других исполнителей. Мариска, наполовину венгерка, наполовину немка, часто пела со своим отцом, игравшем на скрипке в цыганском оркестре.

До приглашения в "Shocking Blue" она записала сольный сингл под названием "Topkapi" и набиралась опыта в различных группах. Она сменила Вайлда и, без сомнения, именно её вокал стал магнитом, притягивающим зрителей и слушателей; её звенящий голос придал музыке отчётливое звучание ритм-энд-блюза. Как сказал Робби: "Когда пришла Мариска все сразу закрутилось, и один из первых синглов - "Venus" - стал великим хитом".

В Голландии "Venus" занял третье место, в то же время возглавив чарты в Бельгии, Франции, Италии, Испании и Германии. Запись привлекла внимание недавно основанной американской компании "Colossus". Глава лейбла Джерри Росс подписал контракт с "Shocking blue" и был вознагражден за предприимчивость, когда "Venus" в феврале 1970 года оказался на вершине штатовских чартов. Само собой разумеется, что группа была чрезвычайно популярна у себя дома и имела приблизительно пятьдесят попаданий в голландские хит-парады, в то время как их записи также имели хороший сбыт во Франции и Японии. Следующий сингл группы "Mighty Joe" стал номером один в Голландии и, как и его предшественник, присутствовал во всех чартах.

"Never Marry a Railroad Man" также возглавлял вершину голландских хит-парадов; за ним эту позицию занимали "Hello Darkness", "Shocking You", "Long Lonesome Road", "Blossom Lady" и "Inkpot". "Shocking Blue" успешно соединили бит и ритм-энд-блюз с восточным звучанием индийского ситара.

Робби не возражал против того, если группа включит в альбомы несколько кавер-версий старых песен, поскольку постоянно писать новый материал было для него слишком большой нагрузкой. "Мы всё делали сами, а ди-джеи радиостанций хотели бы услышать от нас каждый раз всё совершенно новое. Но большое количество альбомов привело к тому, что группа была вынуждена дополнять их кавер-версиями. Мне было крайне сложно писать всю музыку и слова одному". В течение нескольких месяцев в 1970-1971 годах с группой играл гитарист Лео Ван Де Кеттеридж. Мариска, Робби, Корнелиус и Клаассье были вместе три года: они гастролировали по миру, посещая и такие дальние уголки, как Япония, Индонезия, Гонконг и Южная Америка. Несмотря на то, что группа продолжала выпускать превосходные и зачастую новаторские синглы и занимать места в европейских чартах, Робби Ван Ливен впал в депрессию. Его угнетали ограниченность успеха группы, в результате чего внутри "Shocking Blue" начали происходить ссоры.

Сначала ушел Клаассье, смененный в 1971-м Хенком Смитскампом. В 1973 году сам Ван Ливен на время покидал группу, а его место занимал Мартин Ван Вийк. Без Робби "Shocking Blue" ещё держались, но в 1974 году из группы ушла и Мариска, решившая начать сольную карьеру, и команда окончательно распалась.

В середине семидесятых Робби вернулся в музыкальную индустрию с группой "Galaxy Lyn", более ориентированную на фолк и джаз, чем "Shocking Blue". Он также стал продюсером сольного сингла Маришки под названием "Too Young". Впоследствии Робби выпустил несколько хитов на студии "Mistral". Команда распалась в начале восьмидесятых, а в 1983 году гитарист переехал из Гааги в Люксембург, где и жил вдалеке от музыкального бизнеса. В 1996 году он вернулся в Голландию.

В 1979 Робби хотел возродить группу, но по некоторым причинам этого тогда не произошло. Однако в конце 1984-го "Shocking Blue" воссоединились и дали два концерта на фестивале "Back-to-the-Sixties". Они доказали, что достойны нашей памяти: ван Льювен всё ещё держит свой стиль, а Маришка обладает одним из самых замечательных женских голосов. А их интерпретация песен "Somebody To Love" и "White Rabbit" группы "Jefferson Airplane" - настолько же сильны, как и их собственные.

В сентябре 1993 года Маришка Верес решила вдохнуть в "Shocking Blue" новую жизнь. Но из бывших музыкантов в группу не вернулся никто. Робби ван Льювен разрешил Маришке оставить название "Shocking Blue" для её новой группы и даже стал продюсером CD-сингла "Body & Soul", выпущенного в 1994 году. Группа выступала на многих фестивалях шестидесятых и семидесятых годов, в основном в Германии.

вечеринке, где выступала группа «Bumble Bees» с поразительной вокалисткой Маришкой Вереш, и решил, что она будет совершенным дополнением к «Shocking Blue». Робби был тут же увлечён её вокальным стилем, весьма отличающимся от других исполнителей. Маришка, наполовину венгерская цыганка, наполовину немка, часто пела со своим отцом, игравшем на скрипке в цыганском оркестре.

До приглашения в «Shocking Blue» она записала сольный сингл под названием «Topkapi» и набиралась опыта в различных группах. Она сменила де Вилде, и, без сомнения, именно её вокал стал магнитом, притягивающим зрителей и слушателей; её звенящий голос придал музыке отчётливое звучание ритм-энд-блюза. Как сказал Робби: «Когда пришла Маришка, всё сразу закрутилось, и один из первых синглов - Venus - стал великим хитом».

В Голландии Venus занял третье место, в то же время возглавив чарты в Бельгии, Франции, Италии, Испании и Германии. Запись привлекла внимание недавно основанной американской компании «Colossus». Глава лейбла Джерри Росс подписал контракт с «Shocking Blue» и был вознаграждён за предприимчивость, когда Venus в феврале 1970 года оказался на вершине штатовских чартов. Само собой разумеется, что группа была чрезвычайно популярна у себя дома и имела приблизительно пятьдесят попаданий в голландские хит-парады, в то время как их записи также имели хороший сбыт во Франции и Японии. Следующий сингл группы Mighty Joe стал номером один в Голландии и, как и его предшественник, присутствовал во всех чартах.

«Never Marry a Railroad Man» также возглавлял вершину голландских хит-парадов; за ним эту позицию занимали «Hello Darkness», «Shocking You», «Long Lonesome Road», «Blossom Lady» и «Inkpot». «Shocking Blue» успешно соединили бит и ритм-энд-блюз с восточным звучанием индийского ситара.

Робби не возражал против того, если группа включит в альбомы несколько кавер-версий старых песен, поскольку постоянно писать новый материал было для него слишком большой нагрузкой. «Мы всё делали сами, а ди-джеи радиостанций хотели бы услышать от нас каждый раз всё совершенно новое. Но большое количество альбомов привело к тому, что группа была вынуждена дополнять их кавер-версиями. Мне было крайне сложно писать всю музыку и слова одному». В течение нескольких месяцев в 1970-1971 годах с группой играл гитарист Лео ван де Кеттерей. Маришка, Робби, Корнелиус и Клаше были вместе три года: они гастролировали по миру, посещая и такие дальние уголки, как Япония, Индонезия, Гонконг и Южная Америка. Несмотря на то, что группа продолжала выпускать превосходные и зачастую новаторские синглы и занимать места в европейских чартах, Робби ван Леувен впал в депрессию. Его угнетали ограниченность успеха группы, в результате чего внутри «Shocking Blue» начали происходить ссоры.

Сначала ушел Клаше, сменённый в 1971 Хенком Смитскампом. В 1973 году сам ван Леувен на время покидал группу, а его место занимал Мартин ван Вейк. Без Робби «Shocking Blue» ещё держались, но в 1974 году из группы ушла и Маришка, решившая начать сольную карьеру, и команда окончательно распалась. В 1979 Робби хотел возродить группу, но по некоторым причинам этого тогда не произошло. Однако в конце 1984 «Shocking Blue» воссоединились и дали два концерта на фестивале «Back-to-the-Sixties».