Главные герои рассказа матренин двор солженицын. «Матренин двор»: главные герои рассказа А

Главные герои рассказа матренин двор солженицын. «Матренин двор»: главные герои рассказа А

Характеристика литературного героя Матрена Васильевна Григорьева – крестьянка в деревне Тальново, одинокая женщина лет 60-ти, по болезни освобожденная от работы в колхозе. М. “помогала чужим людям бесплатно”, а сама “за обзаводом не гналась”: не заводила “добра”, не старалась заполучить квартиранта. Главным богатством М. были кадки и горшки с любимыми фикусами, а также старая колченогая кошка, подобранная на улице, грязно-белая коза с кривыми рогами, мыши да тараканы. Еще до революции М. вышла замуж потому, что “мать у них умерла…рук у них не хватало”. Мужем М. был младший брат Ефим, хотя любила она старшего – Фаддея. Но тот ушел на войну и пропал. Три года М. ждала Фаддея, но немного не дождалась – он вернулся к уже замужней М. У героини было 6 детей, но все они умерли маленькими. Во время Великой Отечественной войны пропал муж М., и она осталась одна. Поэтому взяла на воспитание младшую дочь Фаддея – Киру. Вставала М в 4-5 часов утра, работала до позднего вечера, но как бы ни уставала, всегда была доброжелательна и приветлива. Всегда М. боялась обременить собой. Когда героиня болела (а это случалось регулярно, 2 раза в месяц), она не жаловалась, лишний раз боялась вызвать врача. Героиня верила в Бога, каждое дело начинала с маленькой молитвы – “С Богом!” Когда выросла воспитанница Кира, М. решила отдать ей свою горницу. Для этого пришлось разделить дом. М. бросилась помогать перевозить имущество. Спасая вещи Фаддея, застрявшие на санях на железнодорожном переезде, М. попала под поезд. Ее отсутствие в этом мире тут же стало заметно: к кому теперь обращаться за помощью? На фоне смерти М. проявляются алчные характеры ее сестер, Фаддея, подруги Маши, которые на похоронах начинают делить нищий скарб героини. Видя все это, рассказчик понимает, что “не стоит село без праведника”, т. е. без М.

Сочинение по литературе на тему: Матрена (Матренин двор Солженицын)

Другие сочинения:

  1. Рассказчик Характеристика литературного героя Рассказчик (Игнатьич) – автобиографический персонаж. Матрена называет Рассказчикa Игнатьичем. Он отбыл ссылку “в пыльной, горячей пустыне”, был реабилитирован. Рассказчик захотел жить в какой-нибудь деревне в средней полосе России. Оказавшись в Тальнове, он стал снимать комнату у Read More ......
  2. Матрена – одинокая обездоленная кресть­янка с щедрой и бескорыстной душой. Она потеряла на войне му­жа, похоронила шестерых своих и вырастила чужих детей. Своей воспитаннице Матрена отдала самое дорогое, что было в ее жизни – дом: “… не жалко ей было Read More ......
  3. Русская деревня… Какая она? Что мы имеем в виду, когда произносим слово “деревня”? Почему-то сразу же вспоминаются старый дом, запах свежего сена, необъятные поля и луга. А еще вспоминаются крестьяне, эти труженики, и их крепкие, мозолистые руки. У каждого, наверное, Read More ......
  4. “Матренин двор” – это рассказ о беспощадности человеческой судьбы, злого рока, о глупости советских послесталинских порядков, о жизни простых людей, далеких от городской суеты и спешки, – о жизни в социалистическом государстве. Этот рассказ, как замечал сам автор, “полностью автобиографичен Read More ......
  5. Александр Исаевич Солженицын. Еще каких-то двадцать лет назад его имя запрещено было произносить, а сегодня мы восхищаемся его глубоко философскими произведениями, в которых раскрывается мастерство в изображении характеров, умение наблюдать за людьми и понимать их. И особенно ярко раскрывается это Read More ......
  6. Написан просто и о простом, обыденном. Главная героиня Матрена, у нее необычная судьба. Ее любимый Фадей во время войны попал в плен. Она вышла замуж за его младшего брата, а через некоторое время Фадей вернулся. Тосковал, женился только когда нашел Read More ......
  7. Я прочитал рассказ А. И. Солженицына “Матренин двор”. Этот рассказ учит нас терпению, выносливости, трудолюбию и вере в жизнь. В этом произведении автор описывает нам обыкновенную сельскую жизнь и ее жителей. Главным героем рассказа является Матрена. Матрена – человек незаурядный. Read More ......
Матрена (Матренин двор Солженицын)

как раскрывается характер главной героини в рассказе матренин двор и получил лучший ответ

Ответ от Ketpol[гуру]
«Не стоит село без праведника» (образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор»)
Имя Александра Исаевича Солженицына еще несколько лет назад было запрещено, но в настоящее время мы имеем возможность восхищаться его произведениями, в которых он демонстрирует исключительное мастерство в изображении человеческих характеров, в наблюдении за судьбами людей и понимании их. Особенно ярко все это раскрывается в рассказе “Матренин двор”. С первых строк рассказа читатель узнает вроде бы о совсем неприметной и обычной послевоенной жизни русской деревни. Но Солженицын сумел одним из первых определить в русской литературе второй половины двадцатого века круг тем и проблем “деревенской прозы”, до этого не поднимаемых или замалчиваемых. И в этом смысле рассказ “Матренин двор” занимает совершенно особое место в отечественной литературе.
В этом рассказе автор затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, отношение власти и человека, борьба за выживание, противостояние личности обществу. В центре внимания писателя судьба простой деревенской женщины Матрены Васильевны, которая всю жизнь проработала в совхозе, но не за деньги, а за “палочки”. Замуж она вышла еще до революции и с первого же дня семейной жизни принялась за домашние хлопоты. Рассказ “Матренин двор” начинается с того, что повествователь, бывший советский заключенный Игнатьич, возвращается в Россию из степей Казахстана и поселяется в доме Матрены. Его рассказ - спокойный и насыщенный разного рода деталями и подробностями - придает всему описываемому особую жизненную глубину и достоверность: “Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад - просто в Россию”.
Матрена Васильевна - одинокая, потерявшая на фронте мужа, похоронившая шестерых детей женщина. Жила она одна в большом старом доме. “Строено все было давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти”. Тема родного дома, очага именно в этом произведении Солженицына заявлена очень остро и определенно.
Несмотря на все тяготы и невзгоды, Матрена не утратила способности откликаться на чужую беду. Героиня является хранительницей очага, однако эта ее единственная миссия обретает под пером Солженицына подлинную масштабность и философскую глубину. В нехитрой жизни Матрены Васильевны Григорьевой просвечивает та самая непоказная праведность, без которой не может возродиться Россия.
Она очень много страдала от советской власти, всю жизнь работала не покладая рук, но так ничего за свой труд и не получила. И лишь любовь и привычка к постоянному труду спасали эту женщину от каждодневной тоски и отчаяния. “Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картофель. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом - по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланялась, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой”.
Не накопив “богатства” и не нажив какого-либо “добра”, Матрена Григорьева сумела сохранить для окружающих общительный нрав и сердце, способное к состраданию. Она явилась редким человеком с безмерно доброй душой, не утратила способности откликаться на чужую беду. Так, ни одна пахота не обходилась без нее. Вместе с другими женщинами она впрягалась в соху и тащила ее на себе. Ни одним родственникам не могла отказать Матрена в своей помощи, даже если у нее самой были неотложные дела. Отсутствие всякой корысти и стремления сохранить “свое” добро приводит к тому, что Матрена безропотно отдает Кире и ее мужу горницу, отрезанную от старого дома.
“Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда И горница все равно была завещана Кире. Но жутко ей было начинать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет.. . А для Матрены было это - конец жизни”. Во второй части рассказа читатель узнает о молодост

И анализ рассказа «Матренин двор»] воплощены некие общие черты, искони присущие русской крестьянке. Справедливо отмечалось ее сходство с тургеневской Лукерьей из рассказа «Живые мощи » , с праведниками Лескова .

Можно бы и расширить литературную родословную солженицынской героини. Так, многое роднит ее с Платоном Каратаевым . Та же беспредельная доброжелательность к людям , те же незлобивость, простодушие, мудрое сердце, привычка к труду, певучая образная речь. Светлые грани народной души, столь любовно отраженные Толстым в его герое, горят-переливаются и в Матрене. Есть даже нечто общее в их внешнем облике: вспомним ее «круглое» лицо (эпитет этот повторяется не раз), ее «лучезарную добрую» улыбку.

Александр Солженицын. Матренин Двор. Читает автор

Эти черты отчетливо проявляются в неподцензурной редакции «Матренина двора» . Вот, например, как изменился рассказ Матрены о работе в колхозе: «А только ни к столбу, ни к перилу у них работа: станут бабы, об лопаты опершись, и ждут, скоро ли с фабрики гудок на двенадцать /... / По мне работать – так чтоб звуку не было...» (журнальный текст). В подлинной редакции эти слова Матрены выглядят совсем иначе: «Станешь, об лопату опершись, и ждешь, скоро ли с фабрики гудок на двенадцать /.../ Когда, бывалоча, по себе работали, так никакого звуку не было...» .

В окончательном тексте рассказа восстановлены штрихи, свидетельствующие об отношении Матрены и к другим явлениям советской действительности. «В тот год повелось по две – по три иностранных делегации в неделю принимать, провожать и возить по многим городам, собирая митинги /... / Матрена хмурилась, неодобрительно вздыхала: "Ездят-ездят, чего-нибудь наездят" /... / Еще в тот год обещали искусственные спутники Земли. Матрена качала головой с печи: "Ой-ой-ойиньки, чего-нибудь изменят, зиму или лето"».

Темная тальновская крестьянка чует какое-то неблагополучие вокруг. «Но лоб ее недолго оставался омраченным», – отмечает автор. И свой крест несет она тихо, спокойно, мужественно. Сохранять душевное равновесие помогает Матрене работа.

Ей присуща не только удивительная духовная сила, но и физическая. «Все мешки мои были», – вспоминает она о том, как работала в молодости. И хотя она вовсе не отличается бесстрашием (боится пожара, молнии, поезда), в ней живет отважная, решительная душа. Как о чем-то вполне заурядном, рассказывает Матрена про «стихового коня»: «Раз с испугу сани понес в озеро, мужики отскакивали, а я, правда, за узду схватила, остановила».

В другой раз, когда загорелась ночью изба, Матрена не растерялась и кинулась спасать свои любимые фикусы.

Рассказ «Матренин двор» Солженицын написал в 1959 году и сначала назвал его «Не стоит село без праведника». Со свойственной ему прямотой писатель охарактеризовал главную героиню и дал оценку ее односельчанам уже в названии, но позднее ему, видимо, показалось, что это слишком буквально. Однако идея сохранилась, и первоначальный вариант наименования – надежное подспорье читателю в понимании авторского замысла.

Почему же Матрена – праведница? Даже если и так, скептик скажет, что образ получился неправдоподобно аскетичным и приторно благонамеренным. Но он не придуман: Матрена – реально существующая женщина из деревни Владимирской области, в которой автор какое-то время жил. Солженицын хорошо знал ее и был осведомлен о трагической судьбе. Впрочем, в ту эпоху все судьбы носили отпечаток страдания. Именно поэтому нельзя сказать, что героиня слишком идеализирована автором, ведь он с журналистской педантичностью фиксировал всевозможную информацию и был, скорее, публицистом, чем писателем. Его рассказ можно сравнить с работой Светланы Алексиевич, Нобелевского лауреата 2015 года, которая интервьюировала ветеранов и написала масштабный труд «У войны не женское лицо». Солженицын столь же ответственно и четко отображает тяготы целой страны в судьбе одной женщины. Нам, живущим в довольстве и благополучии, не понять ее стремления раздать себя всем нуждающимся, вырвать сердце, лишь бы помочь другим. Сложно поверить, что были такие героические и вместе с тем чудаковатые люди, не окруженные ореолом славы за свои молчаливые, неузнанные подвиги. Все ее дети умерли, личная жизнь разбита войной, но в ней все еще жива материнская любовь к ближним, хотя они этого и не ценят. Праведность героини в том, что ее чувство не нуждается в награде ответным чувством.

Главный мотив произведения – непонятая возвышенная душа. Без нее не может стоять не только село, но и весь мир. Только она, нищая и немощная, спасает окружающий мир от окончательного разрушения. Алчные и забитые люди уже ненавидят друг друга, ищут, как бы нажиться на скромном добре соседа, а не возможности помочь ему. Поэтому гибель главной героини особенно трагична: после ее исчезновения мир обречен. Солженицын ссылается на библейское предание о Содоме и Гоморре: Бог не нашел в городах и десяти праведников, поэтому они были уничтожены. Та же горькая доля, по мнению автора, уготована селу без праведницы.

Кроме того, в произведении обозначена тема жизни советской деревни 50 годов прошлого века. Старая, одинокая женщина выбивается из сил, пытаясь хотя бы прокормить себя. Топлива нет, сена накосить негде, все односельчане вынуждены воровать торф, надрываясь и рискуя получить срок. «Спина у меня никогда не заживает» — сетует Матрена. От власти кормильцам родины нет никакой поддержки, зато бюрократию чиновники умудрились организовать даже в полевых условиях:

«Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в сёлах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди. А четвёртый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались…»

«Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сёстрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти» — вот как рассказчик подводит итог этой жизни. Матрену никто не понимал, никто не ценил, бескорыстие ей вменяли в вину, а добротой беззастенчиво пользовались. Выполняя «мужицкую работу», женщина не жаловалась и безропотно переносила чужое бремя. В этом и был смысл ее жизни, в основе которой лежит христианская мораль: смирение, самопожертвование и безоглядная любовь ко всем людям.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

как раскрывается характер главной героини в рассказе матренин двор и получил лучший ответ

Ответ от Ketpol[гуру]
«Не стоит село без праведника» (образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор»)
Имя Александра Исаевича Солженицына еще несколько лет назад было запрещено, но в настоящее время мы имеем возможность восхищаться его произведениями, в которых он демонстрирует исключительное мастерство в изображении человеческих характеров, в наблюдении за судьбами людей и понимании их. Особенно ярко все это раскрывается в рассказе “Матренин двор”. С первых строк рассказа читатель узнает вроде бы о совсем неприметной и обычной послевоенной жизни русской деревни. Но Солженицын сумел одним из первых определить в русской литературе второй половины двадцатого века круг тем и проблем “деревенской прозы”, до этого не поднимаемых или замалчиваемых. И в этом смысле рассказ “Матренин двор” занимает совершенно особое место в отечественной литературе.
В этом рассказе автор затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, отношение власти и человека, борьба за выживание, противостояние личности обществу. В центре внимания писателя судьба простой деревенской женщины Матрены Васильевны, которая всю жизнь проработала в совхозе, но не за деньги, а за “палочки”. Замуж она вышла еще до революции и с первого же дня семейной жизни принялась за домашние хлопоты. Рассказ “Матренин двор” начинается с того, что повествователь, бывший советский заключенный Игнатьич, возвращается в Россию из степей Казахстана и поселяется в доме Матрены. Его рассказ - спокойный и насыщенный разного рода деталями и подробностями - придает всему описываемому особую жизненную глубину и достоверность: “Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад - просто в Россию”.
Матрена Васильевна - одинокая, потерявшая на фронте мужа, похоронившая шестерых детей женщина. Жила она одна в большом старом доме. “Строено все было давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти”. Тема родного дома, очага именно в этом произведении Солженицына заявлена очень остро и определенно.
Несмотря на все тяготы и невзгоды, Матрена не утратила способности откликаться на чужую беду. Героиня является хранительницей очага, однако эта ее единственная миссия обретает под пером Солженицына подлинную масштабность и философскую глубину. В нехитрой жизни Матрены Васильевны Григорьевой просвечивает та самая непоказная праведность, без которой не может возродиться Россия.
Она очень много страдала от советской власти, всю жизнь работала не покладая рук, но так ничего за свой труд и не получила. И лишь любовь и привычка к постоянному труду спасали эту женщину от каждодневной тоски и отчаяния. “Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картофель. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом - по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланялась, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой”.
Не накопив “богатства” и не нажив какого-либо “добра”, Матрена Григорьева сумела сохранить для окружающих общительный нрав и сердце, способное к состраданию. Она явилась редким человеком с безмерно доброй душой, не утратила способности откликаться на чужую беду. Так, ни одна пахота не обходилась без нее. Вместе с другими женщинами она впрягалась в соху и тащила ее на себе. Ни одним родственникам не могла отказать Матрена в своей помощи, даже если у нее самой были неотложные дела. Отсутствие всякой корысти и стремления сохранить “свое” добро приводит к тому, что Матрена безропотно отдает Кире и ее мужу горницу, отрезанную от старого дома.
“Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда И горница все равно была завещана Кире. Но жутко ей было начинать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет.. . А для Матрены было это - конец жизни”. Во второй части рассказа читатель узнает о молодост