Фрегат «сагайдачный» как зеркало предсмертной агонии вмсу. «Гетман Сагайдачный» и русские страхи Фрегат гетман сагайдачный вооружение

Фрегат «сагайдачный» как зеркало предсмертной агонии вмсу. «Гетман Сагайдачный» и русские страхи Фрегат гетман сагайдачный вооружение
Фрегат «сагайдачный» как зеркало предсмертной агонии вмсу. «Гетман Сагайдачный» и русские страхи Фрегат гетман сагайдачный вооружение

Фрегат «Гетман Сагайдачный» (U130), в настоящее время флагман ВМС Украины, был заложен как пограничный сторожевой корабль проекта 11351, шифр «Нерей», и являлся восьмым кораблем в серии из девяти кораблей данного проекта. Строительство велось на ССЗ «Залив» в Керчи, по заказу морских частей погранвойск КГБ СССР.

Закладка киля, строительный номер 208, состоялась 05 октября 1990 года. Корабль был заложен под именем «Киров» и был дополнительно оснащен активными успокоителями качки. 09 июля 1991 года зачислен в списки кораблей пограничных войск, спущен на воду 29 марта 1992 года.

В июне 1992 года перешел в собственность ВМС Украины и переименован в «Гетман Сагайдачный» в честь гетмана Петра Кононовича Конашевича-Сагайдачного.

Вступил в строй 02 апреля 1993 года. 04 июля 1993 года был поднял военно-морской флаг Украины. Первоначально (до июля 1994 года) носил бортовой номер «201», затем U-130. Переклассифицирован во фрегат.

Основные характеристики: Водоизмещение нормальное 3100 тонн, полное 3500 тонн. Длина 122,98 метра, ширина 14,2 метра, осадка 4,7 метра. Скорость хода 32 узла. Дальность плавания 3500 миль при 14 узлах. Автономность 30 суток. Экипаж составляет 180 человек.

Вооружение:

Артиллерия: 1 × 1 - 100-мм АУАК-100.

Зенитная артиллерия: 2 × 6 - 30-мм АУ АК-630М.

Ракетное вооружение: 1 × 2 - ПУ ЗИФ-122 ЗРК «Оса-МА2» (20 ЗУР).

Противолодочное вооружение: 2 × 12 - реактивных бомбомета РБУ-6000 (96 РГБ-60).

Минно-торпедное вооружение: 2 × 4 - 533-мм ТА, 22 мины заграждения.

Авиационная группа: 1 вертолёт Ка-27ПС.

В июне 1994 года совершил официальный визит во Францию.

В 1995 году совершил деловой визит в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) на выставку оружия «Айдекс-95», в том же году корабль посетил порт Варна (Болгария) и Специя (Италия).

В 1996 году совершил первый трансатлантический поход во главе отряда кораблей ВМС Украины в США в порт Норфолк. Тогда же совершены деловые визиты (дважды) в порты Гибралтар (Великобритания) и в Понта-Делгада (Португалия) на Азорских островах.

В 1996 году посещал Поти, Стамбул и Варну.

В июне 1999 года совершил официальный визит в составе отряда кораблей ВМС Украины в Израиль в порт Хайфа.

В 2000-2004 годах самостоятельно и в составе групп кораблей посещал различные порты Турции, Болгарии.

В 2008 году корабль на протяжении 3 месяцев принимал участие в операции «Активные усилия» в Средиземном море.

С 22 августа по 21 декабря 2012 года находился на плановом ремонте в ЧАО «Севастопольский морской завод». Предприятие осуществило плановый доковый ремонт корабля, текущий и поддерживающий ремонт ракетно-артиллерийского вооружения, радиотехнического вооружения, ремонт внутренних помещений корабля.

В первых числах июля 2013 года фрегат находился в ремонте на ПАО «Черноморский судостроительный завод». В ходе ремонта было осуществлено восстановление механической части корабля, а именно: холодильных установок кондиционирования воздуха и приборной вентиляции, холодильных машин провизионных кладовых и баллонов объемно-химического тушения. После проведенного ремонта, фрегат принял участие в военно-морском учении «Си бриз-2013».

24 сентября 2013 года фрегат «Гетман Сагайдачный» с вертолетом Ка-27 и группой специального назначения вышел в море из порта Севастополя, чтобы присоединиться к операции НАТО по противодействию пиратству на море «Океанский щит» (на период до 03 января 2014 года) и операции ЕС «Аталанта» (на период с 03 января по 05 марта 2014 года). С 28 сентября по 01 октября находился с деловым заходом в пункте базирования «Суда», где было проведено тренировочные мероприятия, а также осуществлено логистическое обеспечение корабля. 04 октября фрегат преодолел Суэцкий канал. 12 октября приступил к первому патрулированию. 23 октября фрегат зашел в порт Джибути (Республика Джибути).

01 февраля 2014 года фрегат впервые провел совместные учения с эскадренным миноносцем ROKS «Choi Young» (DDH 981) ВМС Южной Кореи.

20 февраля 2014 года фрегат успешно завершил свое первое участие в антипиратской операции Европейского союза «Аталанта» и направился к родным берегам в порт Севастополь.

28 февраля 2014 года фрегат, после восьмидневного перехода, с дружеским визитом прибыл на греческую военно-морскую базу Суда-Бей.

07 июня 2014 года о завершении обучения выпускникам коммунального внешкольного учебного заведения «Черноморской флотилии юных моряков», на которой присутствовало около 50 выпускников.

11 ноября 2014 года специалисты обособленного структурного подразделения ГП «ОМТП» «Судоверфь «Украина» фрегата, в ходе которого будет произведена замена одного из улов. Ремонтные работы должны быть завершены в середине декабря 2014 года. 06 декабря, по случаю празднования 23-й годовщины создания Вооруженных Сил Украины, командование ВМСУ

Уже несколько дней я читаю на различных ресурсах о том, что совместные учения украинского фрегата «Гетман Сагайдачный» и двух турецких кораблей привели русские силы в Крыму чуть ли не в панику, и им пришлось поднимать по тревоге расчеты береговых ракетных комплексов «Бастион». Насколько это может соответствовать действительности?


Для начала давайте разберёмся, что из себя представляет украинский флагман. При закладке «Гетман Сагайдачный» носил прославленное имя «Киров», но поскольку завершен он был уже в годы независимости, то в итоге он получил имя украинского гетмана. Корабль относится к проекту 11351 «Нерей». Этот проект был разработан, на основе проекта сторожевых кораблей(ранее классифицировавшихся как больше противолодочные корабли) 1135 «Буревестник». Новые корабли предназначались не для флота, а для пограничных сил КГБ, поэтому его ударные возможности изначально были снижены в пользу расширения патрульных качеств.

Так, вместо ракетного комплекса «Раструб-Б» в носовой части корабля размещена 100-мм пушка.

А вместо размещенных в корме двух двуствольных 76-мм АК-726(или двух одноствольных 100-мм АК-100 на улучшенном варианте 1135М) корабль получил вертолетную площадку и ангар с вертолетом Ка-27 и два шестиствольных 30-мм зенитных автомата АК-630.

Остальное вооружение в виде двух четырехтрубных 533-мм торпедных аппаратов, двух реактивных бомбомётов и двух ЗРК «Оса-М» (или «Оса-МА») у базовых кораблей и сторожевиков КГБ совпадает. Мы видим, что «Гетман Сагайдачный» в силу особенностей проекта(кстати, весьма, разумного и неплохого), даже теоретически не может грозить ни российским войскам в Крыму – разве что 100-мм пушкой. Из российских кораблей украинский фрегат может бороться либо с легкими силами, либо, ограниченно, с подводными лодками. Возможности же отражения ракетной атаки самим «Гетманом Сагайдачным» крайне малы, ведь он оснащен лишь двумя двухбалочными установками комплекса «Оса-МА2», способными одновременно выпустить лишь четыре ракеты – этого будет недостаточно для отражения атаки даже одного российского современного малого ракетного корабля, который оснащен восьмью ракетами «Оникс». Это, если считать что «Оса» вообще будет способна поразить новые российские ракеты, что крайне сомнительно. А ведь «Гетман Сагайдачный», является по сути единственным крупным боевым кораблем ВМСУ(военно-морских сил Украины), против которого Россия может выставить множество гораздо более мощных боевых единиц начиная от не лишенных ударного оружия кораблей проекта 1135 и 1135М, продолжая кораблями оснащенными ракетными комплексами «Калибр»/«Оникс», и заканчивая ракетным крейсером «Москва».

Какой вывод мы можем сделать из всего этого? «Гетман Сагайдачный», это пограничный корабль практически лишенный ударного вооружения, которому просто нечем грозить России, которая обладает на Черном море, как аналогичными ему(но лучше вооруженными), так и значительно более мощными кораблями. А люди, которые это пишут, либо абсолютно ничего не понимают в военной технике, либо вешают другим лапшу на уши. Ну а, чтобы не отставать от своих оппонентов, вот вам крейсеры флота ДНР, которые наводят ужас на гарнизон Мариуполя.

Несколько дней назад как в украинских, так и затем в российских средствах массовой информации проскочила новость о выходе из строя единственного боеспособного корабля военно-морских сил Украины фрегата «Гетман Сагайдачный».

Ремонт, закончившийся… ремонтом

В начале мая 2017 года стало известно, что «Сагайдачный» был отправлен для прохождения текущего ремонта на Ильичевский судоремонтный завод (в 2016 году в рамках декоммунизации город Ильичевск Одесской области переименован в Черноморск, вследствие чего завод стал Черноморским судоремонтным, который главное не путать с Черноморским судостроительным заводом в Николаеве - прим.автора ). На ремонт корабля было выделено 14,5 миллионов гривен. Крайне примечательно, что этим делом занялся Киевский судостроительный завод «Кузница на Рыбальском» (до конца марта 2017-го - «Ленинская кузня»), который и арендовал док на Ильичевском заводе. А, как известно, собственником «Кузницы на Рыбальском» является украинский президент Пётр Порошенко.

В ходе этого ремонта на «Гетмане Сагайдачном» планировалось заменить бортовую арматуру, почистить и покрасить корпус корабля. Сразу же после завершения этих работ вышел из строя дизельный двигатель украинского флагмана. Об этом стало известно после того, как украинская военная прокуратура обратилась в суд с требованием взыскать с подрядчика 668 тысяч гривен «за возможные негативные последствия для боеготовности ВМСУ». В настоящее время кораблю предстоит еще куда более продолжительный ремонт. Сможет ли он принять участие в ежегодных совместных учениях Украины и НАТО «Sea Breeze - 2017», проведение которых намечено на июль, пока большой вопрос.

По факту с выходом из строя «Гетмана Сагайдачного» украинский флот лишился своего единственного относительно боеспособного корабля. Находящиеся в составе ВМСУ корвет «Винница» 1976 года, ракетный катер «Прилуки» 1980 года, десантный корабль «Юрий Олефиренко» (бывший «Кировоград») 1971 года и рейдовый тральщик «Геническ» 1985 года таковыми считать крайне сложно. В 2016 году в рамках активно распиаренной киевскими морскими стратегами концепции «москитного флота», о которой уже Царьград, в состав ВМСУ вошли два малых бронированных артиллерийских катера проекта «Гюрза-М» «Бердянск» и «Аккерман», которые были построены на «Ленинской кузне» Порошенко. О них речь пойдет чуть ниже.

Морской пограничный флот. Фото: A_Lesik/shutterstock.com

Первый украинский корабль, названный в честь врага Москвы

За исключением оставшихся в Крыму в 2014 году корветов «Луцк» и «Тернополь», построенных уже после распада Советского Союза, фрегат «Гетман Сагайдачный» являлся одним из наиболее современных кораблей ВМСУ. Его история начинается 5 октября 1990 года. В этот день на судостроительном заводе «Залив» в Керчи был заложен восьмой по счету сторожевой корабль проекта 11351 «Нерей», получивший название «Киров». Изначально он строился как пограничный корабль (построенные ранее семь кораблей данного типа к этому моменту уже несли службу в морских частях погранвойск КГБ СССР, а затем в составе береговой охраны погранслужбы ФСБ России. Три из них: «Дзержинский», «Орёл» и «Воровский» и ныне несут охрану морских рубежей России на Дальнем Востоке - прим.автора ). За несколько месяцев до крушения Советского Союза в июле 1991 года он был принят в состав погранвойск КГБ СССР, а 29 марта 1992 года «Киров» был спущен на воду.

Однако последовавшие вслед за этим события, связанные с захватом киевскими властями части советских кораблей и началом процесса раздела Черноморского флота, коренным образом изменили судьбу недостроенного пограничного корабля «Киров». Уже в июне 1992 года он перешел под контроль Украины, был переклассифицирован во фрегат и получил новое наименование «Гетман Сагайдачный» - в честь жившего в начале XVII столетия предводителя запорожских казаков Петра Конашевича-Сагайдачного, прославившегося лихими морскими и сухопутными походами на крымских татар, турок и… на Москву в составе войск польских интервентов в 1618 году. Иными словами, уже в 1992 году получившая независимость Украина пыталась таким жестом как присвоение кораблю имени крайне неоднозначной фигуры в русской истории продемонстрировать свою линию.

На тот момент доставшийся Украине советский военный потенциал еще не был разворован и распродан. В итоге «Гетман Сагайдачный» был быстро достроен и в апреле 1993 года введен в строй военно-морских сил Украины, став флагманским кораблем. Изначально предполагалось, что данный его статус станет временным, так как тогдашние киевские власти рассчитывали достроить уже готовый на три четверти ракетный крейсер «Украина» (бывший «Адмирал флота Советского Союза Лобов»), спущенный на воду на заводе имени 61 коммунара в Николаеве. Однако последовавшие приватизации, дележки дорвавшимися до власти деятелями до халявы доставшегося от великой страны наследия и майданы с пресловутой националистической мишурой перечеркнули эти планы. В итоге в марте 2017 года президент Порошенко постановил продать недостроенную поржавевшую «Украину» на металлолом.

Фрегат «Гетман Сагайдачный» с 1994 года активно принимал участие в совместных военных учениях с НАТО и даже в антипиратских операциях у берегов Сомали. В момент государственного переворота в Киеве он находился на пути в Севастополь из Аденского залива. 1 марта 2014 года, когда в Крыму уже происходили известные события, закончившиеся воссоединением полуострова с Россией, в СМИ появилась информация о том, что «Гетман Сагайдачный» выступил против киевского режима и поднял Андреевский флаг. К сожалению, она оказалась недостоверной. Командир корабля капитан 2-го ранга Роман Пятницкий увёл корабль в Одессу. Однако, по некоторой информации, впоследствии он уволился в запас и вернулся в уже российский Крым, равно как и многие бывшие военнослужащие ВМС Украины.

Украина. 1 апреля 1993 г. Сторожевой корабль "Гетман Петро Сагайдачный". Первый сторожевой корабль военно-морских сил Украины "Гетман Петро Сагайдачный" во время прохождения испытаний. Фото: Телеоров Дмитрий/Фотохроника ТАСС

Кто заработает на модернизации украинского флота?

Любопытно, что на ремонт и модернизацию «Гетмана Сагайдачного» украинское правительство в феврале 2017 года планировало выделить 91 миллион гривен. Где в итоге осядут эти средства, по крайней мере, их значительная часть, догадаться несложно. В конечном итоге «Сагайдачный» наверняка ждет участь подводной лодки «Запорожье», которая до 2014 года постоянно пребывала в небоеспособном состоянии. Изредка ее, правда, выводили, подчас при помощи буксиров, на военные парады и учения, где она имитировала наличие у Украины подводного флота. Вместо крупных боевых кораблей «Кузница на Рыбальском» построит и помпезно введет в строй некоторое количество артиллерийских катеров, вроде уже упомянутых нами «Бердянска» и «Аккермана», которые и составят основу «обновленного» украинского «москитного» флота. Несмотря на ажиотаж вокруг этих катеров, которых Киев планирует иметь аж в количестве 20 штук, в реальном морском столкновении они бесполезны и по большому счету предназначены для несения пограничной службы на реках и в прибрежной зоне. Все рассказы украинских «экспертов» о том, что эти «москиты» способны составить серьезную угрозу российскому Черноморскому флоту происходят от лукавого. А если быть точнее, от того, кто собирается заработать на производстве в целом бесполезных посудин очередные несколько десятков миллионов долларов (вспоминаем, кому принадлежит предприятие-производитель!) Зато с каким пафосом на них будут поднимать жовто-блакитные флаги!

Нет никаких сомнений в том, что текущее небоеспособное состояние «Сагайдачного» и остатков ВМСУ в целом является следствием тотальной коррупции и воровства со стороны украинских чиновников во главе с президентом Порошенко. Прикрываясь патриотическими лозунгами и символикой, они продолжают грабить свою (свою ли?) страну, при этом объявляя врагами, предателями и агентами Кремля всех, кто пытается хоть как-то противостоять этому. Выход из строя «Гетмана Сагайдачного» в данном отношении очень показателен. Вот только откроет ли это глаза многочисленным «патриотам», которые с воодушевлением жертвовали по 5-10 гривен на украинскую армию или даже добровольно отправлялись в Донбасс воевать с мифическим «российским агрессором»? Поймут ли они рано или поздно, как жестоко и цинично их все время обманывали, заставляя быть участниками и соучастниками преступлений против своих бывших сограждан, восставших против преступного олигархического режима, сдавшего Украину в колониальное рабство своим западным хозяевам и уничтожившего остатки доставшегося ей в наследие от Советского Союза мощного экономического и военного потенциала?

Десять минут - ровно столько длится жизнь корабля с момента начала боя. Фрегат «Гетман Сагайдачний», флагман сил морского флота Украины, красавец морских просторов, не огромный авианосец, но символ независимой украинской страны, не станет исключением из данного правила. И хотя кораблю более двадцати лет, он и его команда готовы к своим десяти минутам. Первый корабль независимой Украины готовится к плановому ремонту и, несмотря на окончание срока эксплуатации, планирует продолжить службу еще в течение десяти лет.

Как все начиналось

Фрегат заложили в октябре 1990 года, 29.03.1992 он спущен на воду, а в июне того же года получил свое теперешнее название и встал в ряды вооруженных сил Украины. Изначально фрегат с бортовым номером 201 планировался как сторожевой пограничный корабль (проект «Нерей» №11351, главный конструктор Александр Константинович Шныров, главный наблюдатель - капитан 2-го ранга Басов Владимир Григорьевич). Назван в честь известного гетмана Петра Кононовича Конашевича-Сагайдачного, в средние века покорившего все Черное море на легких казацких «чайках».

Украинские «Нереи»

Фрегат «Гетман Сагайдачный» - восьмой корабль проекта «Нерей» №11351, построенный на предприятии «Залив» (г. Керчь). Предшественником были «Буревестники» (1135), которые с 1970-х годов заслужили славу отличных сторожевых кораблей. Облегчение вооружения, изменения гидроакустики и увеличение водоизмещения до 370 тонн сделали «Нерей» отличным слушателем с прекрасным зрением и форсажными двигателями, что сохранили ходовые качества корабля, с 1994 года имеющего аббревиатуру U-130.

Характеристики фрегата «Гетман Сагайдачный»

Украинский военно-морской корабль, предназначенный для поиска подводных лодок и противолодочной, противовоздушной и противоракетной обороны, имеет длину корпуса в 123 метра, максимальная ширина - 14,5 метра, и осадка - 4,7 метра. 56 тысяч лошадиных сил и крейсерская скорость в 60 километров (32 узла) в час обеспечивают газотурбинная установка и два винта с фиксированным шагом. При полной загрузке провиантом (водоизмещение до 3,5 тысяч тонн) экипаж в 200 человек может находиться на боевом дежурстве в течение месяца. Дальность пути при максимальной скорости - 1600 миль.

Опасный фрегат «Гетман Сагайдачный»

Вооружение составляет одна 100-миллиметровая артиллерийская установка и две шестиствольные 30-миллиметровые артустановки с дальностью поражения в пять километров. Зенитный комплекс «Оса-МА2» с 20 ракетами, минно-торпедные установки и реактивные бомбометы «Смерчь-2» и РГБ-60, военный вертолет Ка-27ПС на борту - все это добавляет угрожающего вида фрегату. Оснащен современным оборудованием связи и радаром Furuno FAR-2117/27, комплексом связи Р-782 «Буран» и СУ МР-114 «Лев».

История походов

В Европе украинский фрегат «Гетман Сагайдачный» первой увидела Франция в 1994 году. А в 1995 году корабль принял участие в выставке вооружения в Абу-Даби в Арабских Эмиратах. Первый переход через Атлантический океан, когда флагман возглавлял группу кораблей Военно-морского флота Украины на учения в Норфлок США, состоялся в 1996 году, с 1996 по 2000 год фрегат заходил в порты Италии, Турции, Болгарии, в Гибралтар Великобритании и Понта-Делгада (Португалия, Азорские острова), порт Хайфа (государство Израиль). Три месяца участия в операции «Активные усилия» в 2008 году показали достойный уровень состояния фрегата «Гетман Сагайдачный» и боевой готовности экипажа.

Пиратская Африка

В 2013 году флагман в течение полугода выполнял задачу досмотра судов на побережье Сомали в районе Аденского залива в ходе операции Атлантического альянса «Океанский щит». Приобретенный опыт экипажа оказался настолько эффективным, что фрегат отказался от спецназа и сегодня проводит тренинги для представителей других стран. Всего фрегатом «Гетман Сагайдачный» в тот период было задержано восемь судов, на одном из которых пираты не успели выбросить за борт оружие. Выглядит все это так - с солнечной стороны заходит сам фрегат, с другой стороны - вертолет, две лодки фрегата берут пиратов в «подкову». Сегодня в своей стране экипаж успешно применяет эту методику при досмотре браконьерских судов.

Все еще украинский

В 2014 году корабль находился за пределами вод Украины и вернулся на родину уже без Крыма. Приписка корабля поменялась с Севастополя на Одессу, а корабль поднял государственный флаг независимой Украины. 28 членов экипажа перешли на сторону российской армии, но сам фрегат остался верен вооруженным силам Украины.

Корабельный кот и олимпиада

Любимец команды - кот Васька. Боевой флагманский кот сумел выжить и справиться с местными аборигенами, даже когда его на две недели по недосмотру забыли на африканском берегу. Даже кот проявил отвагу и смелость в экстремальных условиях! А команда проводит на борту целые олимпиады: с командами, униформой, флагами и гербами. Соревнуются моряки в перетягивании канатов, силовых видах и командной игре в волейбол. Правда, мяч приходится привязывать на веревку, чтобы не оказался за бортом.

Корабль сегодня

Министерство обороны Украины заявляет, что полная реконструкция украинского фрегата «Гетман Сагайдачный» будет произведена в 2018 году, и срок жизни флагмана продлится еще на десять лет. А пока корабль имеет место приписки в Одессе и продолжает нести службу в государственных водах. С мая 2017 года фрегат стоит в ремонтных цехах Черноморского судостроительного завода в Ильичевске из-за поломки двигателей сразу после операции «Морской щит-2016», в которой принимали участие корабли Болгарии и Канады, Румынии и Турции.

Sea Breeze - 2017

В июле под Одессой во время международных учений прошли испытания радиогидроакустических буев. Производит их государственное предприятие «Киевский научно-исследовательский институт гидроприборов» корпорации «Укроборонпром». Высокочувствительные акустические буи обеспечивают 10-кратное увеличение возможностей фрегата в части противолодочного компонента. В учениях приняли участие 3,5 тысячи военных из стран-членов Атлантического союза.

Смесь металла, стекла и резины - корабль с хищным силуэтом и щетиной орудий, фрегат «Гетман Сагайдачный» по-прежнему крайне опасен и готов к выполнению боевых заданий. Флагман военно-морских сил Украины, состоящих из 525 боевых кораблей и плавсредств, он по праву считается первой и лучшей боевой машиной.

Александр Хроленко, военный обозреватель

Украина живо обсуждает очередную шпионскую историю, которая касается Военно-морских сил. Сотрудник оборонного НИИ из аэропорта "Борисполь" за границу информацию об устройстве гидроакустического комплекса флагманского фрегата "Гетман Сагайдачный". При этом Служба безопасности Украины (СБУ) сходу называет заинтересованную в украинских военных секретах страну - Иран.

Полагаю, здесь много странностей и нестыковок. Научный сотрудник почему-то не заархивировал специфическую информацию в облачном хранилище интернета, а вез в кармане. И остается лишь догадываться, чем могла заинтересовать Иран фактически антикварная гидроакустическая станция?

Сразу возникают ассоциации: днепровский шантаж американских политиков вероятной эмиграцией в Иран сотрудников ракетостроительного предприятия "Южмаш" и украинские " ", едва не вывезенные в Северную Корею. А также бездействие СБУ в момент эмиграции в Азербайджан легендарного авиаконструктора Дмитрия Кивы , который вывез из страны стратегические знания и опыт организации высокотехнологического производства (к счастью, Дмитрию Семеновичу не грозит трехлетний срок заключения).

И все же, для понимания происходящего следует поближе рассмотреть вооружение и возможности сторожевого корабля (модификация проекта 1135), которым от рождения (на керченском заводе "Залив") является "Киров" и "Гетман Сагайдачный" (после переименования в 1993 году).

Удачный ретро-проект

Разработанный в Северном ПКБ (ЦКБ-53) города Ленинграда в 1972 году проект 1135 оказался весьма успешным. Дальность плавания - 4600 миль при скорости хода 20 узлов. Эффективное противолодочное вооружение: ракето-торпеды стали грозным инструментом для борьбы с атомными подводными лодками вероятного противника в зонах боевого патрулирования - на дальности до 55 километров и на глубине до 500 метров. В серию вошли более двадцати сторожевых кораблей (СКР), которые строились для всех четырех флотов СССР (в разных модификациях).

СКР проекта 1135 - немаленький, имеет водоизмещение 3200 тонн, длину 123 метра, ширину 14 метров, осадку 5 метров. Четыре газотурбинных двигателя позволяют развить скорость до 32 узлов. Экипаж 180 человек, включая 18 офицеров. Корабль имеет на вооружении два счетверенных 533-мм торпедных аппарата, две реактивные бомбовые установки РБУ-6000, автоматическую артиллерию калибра 100 мм и 30 мм, зенитный ракетный комплекс "Оса". Однако, в отличие от собратьев по проекту, "Гетман Сагайдачный" не имеет ударного ракетного комплекса "Раструб-Б", который позволяет поражать подводные лодки противника (все же "Киров" строился не для ВМФ, а для пограничных войск КГБ СССР). Еще одно отличие "Сагайдачного" - возможность базирования на борту одного вертолета Ка-27ПС.

"Военно-морской символ независимой Украины" два десятилетия очень активно эксплуатировался в походах и нерегулярно проходил плановые ремонты. В марте прошлого года 14-миллионный (в гривнах) тендер на ремонт "Сагайдачного" выиграл завод Петра Порошенко "Ленинская кузня", то есть боеспособность корабля должны были восстанавливать в Киеве. В мае фрегат "подшаманили" на печально известном Судостроительном заводе имени 61 Коммунара в городе Николаеве, но "Гетман Сагайдачный" сломался сразу после ремонта. Сегодня корабль не боеготов. Однако Министерство обороны Украины намерено полностью реконструировать его в текущем году и продлить срок службы на десятилетие.

Боевое применение

Это грустная история. Имитация военной тайны (и борьбы с коррупцией) не заменит Украине современных боевых кораблей, которых не было ни до, ни после 2013 года. В мировом рейтинге украинские ВМС находятся на 75-й позиции, между Гватемалой (ВМС - 10 патрульных кораблей) и Конго (ВМС - 1 патрульный катер). Фактически все украинские адмиралы командуют неполным корабельным дивизионом (6 единиц) охраны водного района. Такие силы до 1991 года доверяли одному офицеру, в звании не старше капитана 2 ранга.

Можно сколько угодно демонстрировать фокусы модернизации, повышать чуткость морально устаревшего гидроакустического комплекса за счет применения вертолетных буев, но ударная оружейная начинка "Гетмана Сагайдачного" от этого не изменится и боевая эффективность де-факто пограничного корабля останется прежней (533-мм торпеды действуют на дистанции до 13 км, реактивные бомбы - до 6 км). Закономерен вопрос: зачем Военно-морским силам Ирана подобные "тайны" (и головная боль)?