Джованни боккаччо краткая биография.

 Джованни боккаччо краткая биография.
Джованни боккаччо краткая биография.

Его новеллы называют предтечей европейского эротического романа. Многие авторы современных скандальных произведений считают его своим духовным отцом. Имя Боккаччо осталось в истории благодаря одному произведению, внесенному в список книг, запрещенных католической церковью.

Биография Джованни Боккаччо

Внебрачный сын француженки и флорентийского купца Джованни Боккаччо родился в 1313 году в Париже. Вскоре отец, уладив во Франции торговые дела, перевез семью во Флоренцию. 17-летнего Джованни отправили в Неаполь изучать право и естественные науки. Юноше хватало времени не только на посещение Большой королевской библиотеки, но и на куртуазные беседы с дамами на берегу Неаполитанского залива.

Благодаря особому положению флорентийца в Неаполе Джованни был принят при дворе короля Роберта Анжуйского. Самая красивая легенда из жизни Боккаччо гласит, что он влюбился в побочную дочь короля – красавицу Марию Таквино – и слагал для нее стихи. А затем, на могиле римского поэта Вергилия, пылкий юноша поклялся посвятить свою жизнь служению изящной словесности.

Вернувшись во Флоренцию, 23-хлетний Боккаччо не спешит приступать к судебной практике. Сыну богатого купца не нужно заботиться о хлебе насущном, и он может заняться литературой. Он настолько глубоко изучает творчество , что вскоре, по поручению флорентийских властей, читает горожанам лекции о жизни и произведениях своего великого земляка.

Боккаччо создает свои первые поэмы, основанные на сюжетах древнегреческих мифов. Затем он переходит к прозе. В 1343 году он пишет повесть «Фьяметта». Любвеобильный Джованни, прекрасно изучивший женскую душу, впервые в Европе делает женщину главной героиней романа и показывает ее переживания.

В 1348 году опустошительная эпидемия чумы, охватившая всю Западную Европу, добирается и до Флоренции. Боккаччо спасается от «черной смерти» в загородном имении. Вероятно, именно там ему приходит идея романа, состоящего из десяти рассказов благородных молодых людей, которые, также спасаясь за городом от чумы, в течение десяти дней коротают время за веселыми историями. «Декамерон» переводится на русский как десятидневный цикл. Книга была окончена автором в 1353 году.

Его знаменитому другу – Франческо Петрарке – так понравилась новелла о Гризельде, что он даже перевел ее на латынь. В «Декамероне», на основе фольклорных произведений, анекдотов, застольных разговоров и побасенок Боккаччо создал портрет итальянской жизни эпохи Возрождения. В героях Боккаччо угадывались реальные люди, современники поэта. Взяв за основу классический римский слог, Боккаччо смело ввел в каждую из ста новелл романа итальянскую народную речь с ее сочным юмором.

Многие новеллы полны насмешек над монахами – скрягами, обжорами и развратниками. Но наиболее прочно за книгой закрепилась слава эротического романа. Причем даже в самых скабрезных эпизодах «Декамерона» эротика не превращается в порнографию. Спасают дело юмор, ирония и жизнерадостность самого автора.

Джованни Боккаччо никогда не стремился публиковать свои сочинения. Не пристало солидному, 43-хлетнему горожанину признаваться в авторстве легкого любовного чтива. Тем более, что долгое время Боккаччо исполнял почетные дипломатические миссии от имени Флорентийской республики и пользовался большим уважением среди сограждан.

Боккаччо решает полностью посвятить себя серьезной публицистике. Но по иронии судьбы латиноязычный трактат о знаменитых женщинах, многотомная генеалогия богов, над которой он упорно работал двадцать лет, не стали популярны. Знатоками больше ценится биографическая повесть «Жизнь Данте Алигьери» и комментарии к «Божественной комедии» Данте.

Последние годы жизни Боккаччо словно подменили. Одни биографы полагают, что он занялся религиозными исканиями, другие считают, что всему виной – многочисленные любовные неудачи и переживания. Говорят, что последней каплей стала любовная связь с одной флорентийской вдовой легкого поведения. С годами Боккаччо стал женоненавистником и ярым противником брака. Он даже принял духовный сан, словно забыв свои едкие насмешки над церковниками. Он дожил до 62-х лет и умер в собственном имении близ Флоренции в декабре 1375 году.

  • «Декамерон» увидел свет только спустя столетие после смерти автора. На основе историй, рассказанных в нем, создавали собственные произведения , Лопе де Вега, и многие другие авторы.

Наряду с Петраркой, другим величайшим деятелем раннего итальянского Возрождения был Джованни Боккаччо (Giovanni Boccaccio, 1313-1375). Петрарка и Боккаччо были больше чем современники: их объединяла принадлежность к почти одинаковой общественной и культурной среде, общность филологических увлечений и художественных интересов, многочисленные аналогии в их биографии и творчестве, а во вторую половину жизни - глубокая дружба, сопровождавшаяся очень сильным влиянием Петрарки на Боккаччо, который любил и чтил основателя итальянского гуманизма как учителя и старшего брата.


Подобно Данте и Петрарке, Боккаччо был флорентийцем. Отец его был

видный флорентийский купец, родом из Чертальдо, местечка неподалеку от

Флоренции. Отправившись по торговым делам в Париж, он вступил там в любовную

связь с одной француженкой знатного рода. Плодом этой связи был Джованни

Боккаччо, рано утративший мать и еще в младенчестве, отвезенный к отцу во

Флоренцию. Отец Боккаччо хотел сделать из него коммерсанта, но мальчик

испытывал глубокое отвращение к этой профессии; внешне подчиняясь отцу, он

отдавал все свое свободное время чтению латинских и итальянских авторов.

После того как отец женился, отношения его с сыном окончательно испортились,

и юноша был рад, когда в возрасте четырнадцати лет он был отослан отцом в

Неаполь для того, чтобы там закончить обучение торговому делу.

Больше, чем занятия наукой и искусствами, Боккаччо привлекал к двору Роберта веселый кружок аристократической молодежи, в который он был охотно принят благодаря своим изящным манерам и поэтическому таланту. Он ухаживает за молодыми красавицами, сочиняет в их честь стихи. Но предметом его самого серьезного

увлечения явилась Мария д`Аквино, незаконная дочь короля Роберта и жена

одного из видных придворных. Боккаччо встретил ее в церкви Сан-Лоренцо в

страстную субботу 1336 г. и сразу же пылко в нее влюбился. Мария некоторое

время сопротивлялась, затем ответила полной взаимностью. Но блаженство

Боккаччо было непродолжительно: ветреная красавица стала ему изменять, а

затем совершенно его покинула. Боккаччо упреками и мольбами долго пытался

вернуть ее любовь, до тех пор, пока призванный отцом, дела которого к этому

времени сильно расстроились и который к тому же потерял жену и всех законных

детей, не был вынужден в 1340 г. уехать во Флоренцию.

Годы, проведенные в Неаполе (1327-1340), были счастливейшим временем в

жизни Боккаччо и вместе с тем периодом интенсивного поэтического творчества,

когда он сформировался как писатель. Почти все произведения, написанные им в

эту пору, связаны так или иначе с его любовью к Марии, которую он обычно

называет Фьямметтой (итальян. fiammetta - "огонек"). Одни из них он пишет,

исполняя ее желание, в других изображает различные фазы их любви. Несмотря,

однако, на то, что любовь к Марии - Фьямметте захватила все существо

Боккаччо и наложила сильнейший отпечаток на его творчество, история этой

любви, если сравнить ее с отношением Данте к Беатриче и Петрарки к Лауре,

означает огромный, типичный для Ренессанса, шаг вперед на пути к

реалистическому осмыслению сердечного чувства и порождаемого им поэтического

образа. Для Данте Беатриче - полуабстракция, абсолют, "ангельская донна",

заполонившая его душу и определившая направление всего его творчества. Лаура

Уже вполне земная женщина, к которой Петрарка испытывает вожделение. Она

не поглощает всей его жизни и творчества, в которых есть огромные области,

никак не связанные с Лаурой. Но все же она для него - высшее совершенство,

возможное на земле, идеальная спутница его жизни, вдохновившая его на все

лучшее, что он создал и совершил. Напротив, Фьямметта - лишь эпизод, хотя и

очень значительный, окрасивший некоторый период жизни и творчества Боккаччо,

но затем сменившийся другими впечатлениями и литературными задачами.

Жизнь Боккаччо за десятилетие с 1340 г. по 1350 г. нам мало известна. У

отца, который вскоре женился снова, он не засиделся. Мы встречаем упоминания

о пребывании Боккаччо после 1345 г. в Равенне и в Форли, где он,

по-видимому, служил в качестве секретаря или приближенного лица у местных

князей. В 1348 г. Боккаччо побывал в Неаполе, но там тем временем обстановка

сильно изменилась. Король Роберт умер в 1343 г., и ему наследовала его

внучка, королева Джованна. Вскоре при дворе разыгрались кровавые события -

убийство мужа королевы, венгерского принца Андрея, а также мужа ее сестры.

Прежней радости жизни в Неаполе Боккаччо уже не нашел. Вскоре пришло

известие о смерти отца, и Боккаччо в 1349 г. поспешил возвратиться во

Флоренцию, где прочно обосновался уже до самой смерти.

Имущества, оставшегося после отца, оказалось недостаточно для

спокойного и безбедного существования. Однако, не считая короткого времени,

когда, в 1351 г., он выполнял обязанности члена управления городского

казначейства, Боккаччо, больше всего дорожа своей независимостью, уклоняется

от занятия какой-либо постоянной должности. Тщетно в 1353 г. его старый

покровитель, великий канцлер неаполитанского королевства Никколо Аччайуоли

приглашает его перебраться в Неаполь. Боккаччо пишет в ответ его

приближенному, неаполитанскому гуманисту Дзаноби да Страда: "Оставаясь

бедным, как сейчас, я принадлежу себе; став богатым и заняв высокое

положение, я должен буду жить ради других. Здесь, среди своих книг, я

испытываю больше счастья, чем все князья, увенчанные коронами".

В Неаполе впервые пробудилось поэтическое дарование Боккаччо, и здесь

же оно нашло исключительно благоприятные условия для своего развития.

Кипучая народная жизнь большого торгового города, расположенного на

скрещении средиземноморских культурных путей, чарующие пейзажи Неаполя и его

окрестностей, в частности Поццуольского залива, излюбленного местным

аристократическим обществом, кружок придворной молодежи, где царили

изящество и вместе с тем простота манер, смех и веселье, любовные увлечения,

песни, стихи, забавные рассказы, - все это действовало на чувство и

воображение юного Боккаччо, развивавшегося свободно, без сурового отцовского

надзора, в обстановке, приятной для его ума и сердца. Все, что было написано

Боккаччо в неаполитанские годы, несмотря на нередкие у него грустные нотки и

даже остро драматические мотивы, окрашено ощущением приволья и ласки жизни.

Боккаччо успел написать в Неаполе лишь первую половину "Филоколо": его

отвлекли другие задачи и нахлынувшие волнения; лишь по возвращении во

Флоренцию он закончил свой первый роман.

К неаполитанскому периоду принадлежит также наибольшая часть лирики

Боккаччо. Он писал канцоны, сонеты, мадригалы, баллаты, преимущественно

неаполитанских дам. Две из них, Пампинея и Абротония, впоследствии

появляются снова в "Декамероне" в качестве рассказчиц историй, но вскоре

Фьямметта становится единственным объектом его любовных стихов. В основном

Боккаччо - последователь школы "сладостного нового стиля" и, в частности,

Данте; однако его поэзия носит гораздо менее философский характер, она более

конкретна и реальна. Платоническая мечтательность решительно уступает в ней

место непосредственному переживанию.

"Фьямметта" - прощание Боккаччо с прошлым, с былой любовью, с

феодальным Неаполем, где протекла его молодость, и решительный отход от

рыцарской романтики, проникавшей до сих пор его творчество. Отныне Боккаччо

Гражданин трезвой и деловой Флоренции, с которой он все более срастается,

республиканец, начинающий интересоваться общественно-политическими вопросами

и проявлять внимание к практической жизни и порождаемым ею общественным

типам. В творчестве это соответствует дальнейшему углублению реализма, без

отказа, однако, от поэтической стихии, культа изящной формы и использования

принципов классической эстетики. Все это нашло столь же полное выражение,

как и в "Фьямметте", во втором большом произведении этого периода, поэме в

октавах "Фьезоланские нимфы", написанной около 1345 г. Начальные и

заключительные строфы этой поэмы говорят о том, что она вдохновлена любовью,

всецело владеющей сердцем поэта. Но предмет его чувства, - быть может, уже

не Фьямметта, а какая-то другая флорентийская дама, имя и судьба

которой остались нам неизвестны.

Последние годы своей жизни Боккаччо посвятил изучению и комментированию

Данте, который всегда оставался его любимым поэтом. В 1373 г. флорентийская

коммуна поручила ему истолковывать "Божественную Комедию" в публичных

лекциях. Заняв, таким образом, первую дантовскую кафедру в Италии, Боккаччо

составил весьма обстоятельный комментарий к поэме Данте, а также начал

писать первую биографию великого поэта ("Жизнь Данте"), которую смерть

помешала ему закончить. Несмотря на свое благоговение перед Данте, Боккаччо

не сумел правильно понять личность этого великого поэта-гражданина, потому

что был человеком совершенно другой эпохи и склада.

Итак, Боккаччо испытал в старости такой же поворот в сторону старой

культуры, как и Петрарка. Но этот поворот был не в силах ослабить

грандиозное воздействие его "Декамерона". Боккаччо вошел в историю именно

памятников человеческой мысли и творчества, освобождающихся от гнета

2074

16.06.14 14:22

Статуя Боккаччо занимает свое почетное место у флорентийского дворца Уффици, а его творчество стало источником вдохновения для многих знаменитых писателей, среди которых Уильям Шекспир.

Долгий путь к литературе

Джованни Боккаччо родился 701 год назад в Париже: его мать была француженкой. Она родила мальчика от купца Боккачино да Челлино.

Солидный зажиточный флорентиец принял сына к себе еще когда тот был совсем малышом. А уже в десятилетнем возрасте торговец, желая научить отпрыска основам коммерческого ремесла, отослал Джованни к знакомому купцу. Мальчишка отчаянно сопротивлялся и не желал постигать азы коммерции (он рано начал писать стихи и видел своей призвание именно в этом). Так что учитель, бившийся с ним более пяти лет, отправил питомца назад в отчий дом.

Но строгого отца не так легко было сбить с толку. Чуть не десяток лет он продержал сына в Неаполе, где тот грыз гранит ненавистной ему науки. В этот период им написаны поэма «Филострато» и роман «Филоколо» (по мотивам средневековых произведений). Потом папенька смилостивился и позволил наследнику перейти к изучению канонического права.

Однако будущему гуманисту пришлось еще подождать, прежде чем отдаться любимому делу. Случилось это лишь в 35 лет, когда отошел в мир иной его отец.

Влияние Петрарки

Среди знакомых Боккаччо было много знатных особ и ученых. Он вел достаточно разгульную жизнь, предавался любовным утехам и черпал в них вдохновение. Особую благосклонность он питал к некой Марии, позже он вывел этот дорогой ему образ в повести «Фьяметта».

Когда в 1341-м году Джованни познакомился в Риме с Франческо Петраркой, он решил положить конец своим затянувшимся молодеческим забавам, стал серьезнее. Талантливый друг очень хорошо влиял на своего младшего товарища. Именно тогда родились «Фьезоланские нимфы» (поэт черпал мотивы в овидиевских «Метаморфозах»).

Спустя 8 лет Боккаччо обосновался во Флоренции. Именно он был делегирован, чтобы сообщить Петрарке об окончании его изгнания (поэта приглашали возглавить кафедру Флорентийского университета).

Боккаччо занимался творчеством, но вместе тем выполнял различные поручения сильных мира сего, выступал дипломатом и послом в урегулировании конфликтов.

Лучшие работы Джованни Боккаччо

Вклад в науку и литературу

В семейном имении, находящемся в Чертальдо, поэт и ученый провел много времени, изучая древние трактаты, переписывая бесценные рукописи. Он приложил много усилий, чтобы восстановить славу библиотеки монастыря Монте-Кассино (там хранились записки, сделанные руками самого Гомера и Платона), был одним из основателей во Флоренции кафедры греческого языка.

Ему принадлежит фундаментальный (в 15 томах) труд, написанный на латыни, «Генеалогия языческих богов» и сборник «О знаменитых женщинах» (106 жизнеописаний великих представительниц прекрасного пола, начиная от прародительницы Евы, заканчивая правящей тогда в Неаполе Иоанной, с которой писатель был лично знаком).

Потомкам же великий итальянец известен, прежде всего, искрометным «Декамероном». Сюжет строится на рассказах десяти «беженцев от чумы», которые, поселясь в сельской местности, развлекали друг друга веселыми и поучительными историями. Персонажи-повествователи (трое молодых людей и семеро дам) весьма красноречивы: сборник состоит из 100 эпизодов - от откровенно-эротических до трагических. Написана книга в 1352-1354-х годах.

Всего два года успел Боккаччо поруководить кафедрой, посвященной поэме Данте в университете Флоренции. В 1974 году умер Петрарка, лучший друг пережил его меньше, чем на полтора года. Поэта-жизнелюба и ученого не стало 21 декабря 1375-го года.

Джованни Боккаччо (Giovanni Boccaccio). Родился 16 июня 1313 года в Чертальдо, Франция - умер 21 декабря 1375 в Чертальдо, Италия. Итальянский писатель и поэт, представитель литературы эпохи раннего Возрождения, который наряду со своими кумирами - Данте и Петраркой - оказал существенное влияние на развитие всей европейской культуры.

Автор поэм на сюжеты античной мифологии, психологической повести «Фьямметта» (1343, опубликована в 1472), пасторалей, сонетов. Главное произведение - «Декамерон» (1350-1353, опубликовано в 1470) - книга новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором, многоцветная панорама нравов итальянского общества.

Незаконный сын флорентийского купца Боккачино да Челлино и француженки. Семейство его происходило из Чертальдо, почему он сам называл себя Боккаччо да Чертальдо.

Уже в младенчестве он выказал решительную наклонность к поэзии, но на десятом году отец отдал его в обучение к купцу, который провозился с ним целых 6 лет и всё-таки принуждён был отослать его обратно к отцу ввиду неискоренимого отвращения молодого Боккаччо к купеческому занятию. Тем не менее, Боккаччо пришлось ещё 8 лет томиться над купеческими книгами в Неаполе, пока отец окончательно не потерял терпения и позволил ему изучать каноническое право.

После смерти отца (1348) Боккаччо получил возможность вполне отдаться своей склонности к литературе. Во время своего пребывания при дворе неаполитанского короля Роберта он подружился со многими учёными того времени, в число его близких друзей, в частности, входил известный математик Паоло Дагомари, снискал расположение молодой королевы Иоанны и дамы Марии, его вдохновительницы, описанной им потом под именем Фьямметты.

Дружба его с началась ещё в 1341 в Риме и продолжалась до самой смерти последнего. Петрарке он обязан тем, что расстался со своей прежней разгульной и не совсем целомудренной жизнью и стал вообще требовательнее к самому себе.

Боккаччо был первым гуманистом и одним из наиболее ученых людей Италии. У Андалонэ дель Неро он изучал астрономию и целых три года содержал в своём доме калабрийского грека Леонтия Пилата, большого знатока греческой литературы, чтобы читать с ним Гомера. Подобно своему другу Петрарке, он собирал книги и собственноручно переписал очень многие редкие рукописи, которые почти все погибли во время пожара в монастыре Санто-Спирито (1471). Он воспользовался своим влиянием на современников, чтобы возбудить в них любовь к изучению и знакомству с древними. Его стараниями во Флоренции была основана кафедра греческого языка и его литературы. Один из первых он обратил внимание общества на жалкое состояние наук в монастырях, которые считались их хранителями. В монастыре Монте-Кассино, самом знаменитом и учёном во всей тогдашней Европе, Боккаччо нашёл библиотеку запущенной до такой степени, что книги на полках были покрыты слоями пыли, у одних рукописей были выдраны листы, другие были изрезаны и исковерканы, а, например, чудные рукописи и были исчерчены надписями и богословской полемикой. Там он узнал, между прочим, что монахи выдирают из манускриптов листы пергамента и, соскабливая старый текст, изготовляют псалтыри и амулеты, зарабатывая на этом.

В 1349 Боккаччо окончательно поселился во Флоренции и неоднократно был избираем своими согражданами для дипломатических поручений. Так, в 1350 он был посланником при Астарро ди Поленто в Равенне; в 1351 его отправили в Падую, чтобы возвестить Петрарке об отмене приговора об его изгнании и уговорить его занять кафедру в Флорентийском университете.

В декабре того же года он получил поручение к Людвигу V Бранденбургскому, сыну Людвига IV Баварского, испросить у него помощи против Висконти. В 1353 он был послан к Иннокентию VI в Авиньон для переговоров о предстоящем свидании последнего с Карлом IV и позже к Урбану V.

С 1363 он поселился в маленьком имении в Чертальдо, живя на скудные средства и совершенно зарывшись в своих книгах. Там же он схватил долговременную болезнь, от которой медленно оправлялся. Его стараниями флорентийцы, некогда изгнавшие своего великого гражданина Данте, учредили особую кафедру для объяснения поэмы последнего, и эта кафедра была поручена в 1373 Боккаччо. Смерть Петрарки так сильно огорчила его, что он заболел и 17 месяцев спустя, 21 декабря 1375, умер.

Памятник Боккаччо, поставленный на Сольферинской площади в Чертальдо, открыт 22 июня 1879. В честь Боккаччо назван кратер на Меркурии.

Произведения Джованни Боккаччо:

неаполитанский период:

1334, эротическая поэма «Дом Дианы» (La caccia di Diana)
ок. 1336-38, роман «Филоколо» (Filocolo)
ок. 1335-40, поэма «Филострато» (Filostrato)
ок. 1339-41, поэма «Тезеида» (Teseida delle nozze di Emilia).

флорентийский период:

1341-42, пасторальный роман «Амето» (Comedia delle ninfe fiorentine; Ninfale d’Ameto; Ameto)
начало 1340-х, аллегорическая поэма «Любовное видение» (Amorosa visione)
1343-44, повесть «Фьяметта» (Elegia di Madonna Fiammetta; Fiammetta)
1345, поэма «Фьезоланские нимфы» (Ninfale fiesolano)
1350-е: «Декамерон» (Decameron)
1354-1355, сатирическая поэма против женщин «Корбаччо» («Il corbaccio о labirinto d’amore»)
ок. 1360, книга «Жизнь Данте Алигьери» («Малый трактат в похвалу Данте», «Trattatello in laude di Dante»; точное название - «Origine vita е costumi di Dante Alighieri», первая редакция - 1352, третья - до 1372)
Цикл лекций о «Божественной Комедии» (Argomenti in terza rima alla Divina Commedia), незавершён
Трактат «О горах, лесах, источниках, озёрах, реках, болотах и морях» («De montibus, silvis, fontibus, lacubus, fluminibus, stagnis seu paludibus et de nominibus maris», начат около 1355-1357, лат. яз.
«Генеалогия языческих богов» в 15 книгах (De genealogia deorum gentilium, первая редакция около 1360, лат. яз.
«О несчастиях знаменитых людей» (De casibus virorum et feminarum illustrium, первая редакция около 1360, в 9 книгах, лат. яз.
«О знаменитых женщинах» (De claris mulieribus, начат около 1361) включает в себя 106 женских биографий
Буколические песни (Bucolicum carmen)
Сонеты
Письма.


В период эпохи Возрождения в литературе Европы продолжает развиваться поэзия, в которой преобладает сонет. В прозе наиболее популярным становится жанр новеллы, типологические основы которого были заложены в «Декамероне» Джованни Боккаччо.

Работа над новеллами велась в период с 1348 по 1351 годы частично в Неаполе, частично во Флоренции. Вероятно, некоторые рассказы задумывались Боккаччо задолго до начала чумы, охватившей Флоренцию в 1348 году. Сами жуткие события эпидемии 1348 года (тогда от чумы погибли отец и дочь писателя) послужили неким толчком для создания обрамляющего сюжета книги.

Существует мнение, что произведение было создано по «заказу» самой Неаполитанской королевы. Подтверждение этому якобы встречается в одном из писем автора. С помощью жизнеутверждающей литературы правящая элита рассчитывала успокоить горожан, укрепить их веру в счастливое будущее после эпидемии.

Также, можно полагать, что некоторые новеллы были представлены читателям отдельно от книги. В одной из частей «Декамерона» присутствует авторское введение с ответом на критику читателей, из чего следует, что часть новелл была распространена ещё до момента публикации всего произведения.

Жанр, направление

Как было сказано ранее, «Декамерон» был своего рода первоисточником для всей новеллистики Ренессанса. Именно в нем Боккаччо усовершенствовал существующий в литературе современной ему Италии жанр повести-новеллы.

Для создания нового направления в литературе писатель использовал уже существующие элементы, добавив к ним некоторые собственные новшества. Ещё одним, очень важным, элементом в «Декамероне» является использование народного итальянского языка, а не распространенного латинского. Новаторской была и нетрадиционная в то время трактовка всем известных Средневековых фабул, и единая идейная направленность. Также автор рискнул высмеять священнослужителей и саму идею аскезы.

Так, «Декамерон» стал отображением новых граней зарождающегося гуманизма.

Смысл названия

«Декамерон» — с древнегреческого «десять» и «день», означает в буквальном переводе «десятиднев». Подобное название Hexaemeron («Шестоднев») было общепринято у средневековых авторов. Шестодневы, как правило, рассказывали о том, как Бог создавал мир в течение шести дней. «Декамерон» же повествует о создании своего маленького мира, идеального общества, группой юношей и девушек на протяжении десяти дней. Они уединились в своеобразном Ноевом ковчеге и спаслись от чумы, воссоздавая по крупицам прежний порядок вещей.

Ещё одним названием, более простонародным, было «Принц Галеотто», что в итальянском буквально означает «сводник». Вообще, принцем Гелеото (Галехото) звали одного из рыцарей знаменитого короля Артура, способствовавшего запретной связи Джиневры и Ланцелота. И после упоминания в знаменитой «Божественной комедии» Данте, имя принца прочно вошло в народную речь как синоним сводника.

Суть

Обрамляющим сюжетом выступает описание флорентийской чумы 1348 г. Семеро юных девушек в компании трех молодых людей решают бежать из города подальше от болезни и смерти в свои загородные поместья. Там они коротают время, всячески развлекаясь на лоне природы и рассказывая в компании интересные истории, выдуманные или где-то услышанные. Собою они являют некое идеальное общество, где культура и равенство становятся возвышающим началом, представляя ренессансную утопию.

Все происходящие события занимают ровно две недели, но только десять дней посвящены рассказыванию новелл. Ежедневно юноши и девушки выбирают себе «правителя», который избирает тему, так или иначе объединяющую все истории этого дня. Пятница и суббота — дни выходные, когда правителя не избирают и забавных инцидентов не рассказывают. Каждый вечер, после рассказа, одна из девушек исполняла для остальных стихотворную балладу, которые считаются одними из лучших образцов лирики Боккаччо.

Многие новеллы, однако, не были оригинальными авторскими сочинениями. Боккаччо перерабатывал фольклорные мотивы, анекдоты, нравоучительные притчи, которыми изобиловали проповеди священнослужителей, и просто устные рассказы его современников.

Главные герои и их характеристика

В роли рассказчиков у Боккаччо выступают флорентийцы знатного рода. Семь дам, младшей из которых 18, а старшей — 28 лет, и трое юношей, младшему из которых 25, описаны как вполне реальные люди с «говорящими» именами, отражающими главные качества их характеров.

Так, Пампинея с итальянского переводится «цветущая» — она состоит в родстве с одним из сопровождающих дам юношей. Нейфиле (с греческого «новая для любви») принадлежит сердце кого-то из трех молодых людей. В образе Фьяметты («огонек») предстает возлюбленная автора: предположительно под этим именем скрыта внебрачная дочь Роберта Анжуйского, Мария д’Аквино. Ещё одна дама, которой ранее принадлежало сердце Боккаччо, возникает в образе Филомены (также с греческого «любительница пения»). Эмилия (с латинского «ласковая») встречалась в нескольких других произведениях автора. Лауретта – лучше других девушек в искусстве танца и пения; она является некой отсылкой к образу Лауры — возлюбленной известного итальянского поэта, Франческо Петрарки. Имя Элисса же отсылает к Вергилию, так как именно таким было второе имя его Дидоны.

Исследователями творчества Боккаччо отмечается, что образы почти всех дам встречались в более ранних произведениях автора. В юношах же выражены стороны характера самого Боккаччо.

К примеру, Панфило (с греческого «полностью влюбленный») имеет характер серьезный и рассудительный. Филострато (также с греческого «раздавленный любовью») – как правило, чувствителен и меланхоличен. А Дионео (по-итальянски «сладострастный», «преданный Венере») – всегда весел и характером обладает крайне чувственным.

Существует мнение, что количество главных героев «Декамерона» не случайно. Семь дам являются символами четырех натуральных и трех богословских добродетелей, тогда как количество юношей символизирует принятое у древних греков деление души на Разум, Гнев и Страсть. Также, число семь отсылает к числу свободных искусств. А соединившись, они становятся совершенным, по представлениям средневековых философов, числом десять (подобная нумерологическая теория есть и в «Божественной комедии» Данте).

Темы и проблемы

В рамочной композиции, как было сказано ранее, выражено представление об идеальном обществе эпохи раннего гуманизма. В нем продвигаются идеи равенства, любви и свободы, регулируемые сводом неких правил и демократично избираемым правителем.

Сами же новеллы посвящены жизни простых итальянцев, житейским историям людей из различных социальных слоев. Объединяет почти все новеллы характерная для прозаических произведений идея о любви возвышающей и высоконравственной, а также крайне популярное среди народа высмеивание дурных черт духовенства и монашества.

Однако центром внимания у Боккаччо остается проблема личностного самосознания, получившая дальнейшее развитие в философии гуманизма и в целом.

Главная мысль

Так что же хотел сказать нам автор «Декамерона»? Обрамляющий сюжет дает ясное представление о культуре, как об основополагающем звене человеческой жизни. Искусство здесь выступает ещё одним незаменимым фактором формирования личности. Основная идея в том, что само идеальное демократическое цивилизованное общество способно существовать лишь в условиях изоляции на лоне природы, не сталкиваясь с жестокой действительностью, убегая от болезней и смерти. Свобода, равенство и братство между людьми возможны, но только при условии того, что люди сами пойдут друг к другу навстречу. Для этого нужно развивать не слепую веру в абстрактные идеалы, которую так легко направить во зло, а образование и культ здоровых, естественных взаимоотношений в обществе (без рабов и господ, угнетения и смирения).

И сами новеллы, так или иначе, имеют поучительный характер, восхваляют любовь и человеческие добродетели, и высмеивают худшие из людских пороков. Особенно автору не нравится лицемерие, перерастающее в ханжество. Нередко человек под прикрытием моральных устоев совершает мерзости, недостойные того, во что он якобы свято верит. Увы, средневековый народ был не в состоянии понять возвышенную философию религии из-за своего невежества, поэтому, кстати, стал жертвой чумы. Банальная нехватка медицинских знаний сгоняла людей в церкви, где они только распространяли эпидемию, заражая друг друга через различные обряды. Именно эту нелепость повиновения тому, что непонятно и не понято, осуждал образованный автор. Он видел подлинное приобщение к религиозным таинствам лишь в постижении окружающего мира со всеми его закономерностями, иначе даже самое идеальное учение будет лишь удобной системой фраз для самообмана и прозябания в невежестве. Таков смысл книги, который догматики, конечно же, не поняли и поспешили осудить, сжигая и запрещая «Декамерон» на протяжении нескольких столетий.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!