Достоевского "Белые ночи". Cочинение «Образ мечтателя в повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи" Белые ночи достоевский тема мечтателя

Достоевского "Белые ночи". Cочинение «Образ мечтателя в повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи" Белые ночи достоевский тема мечтателя

1. История создания романа.
2. Образ главного героя произведения.
3. Психологизм романа «Белые ночи».

Впервые роман «Белые ночи» Ф. М. Достоевского увидел свет в 1848 году в периодическом издании «Отечественные записки». Свое произведение писатель посвятил другу молодости — поэту А. Н. Плещееву. Возможно, этот человек явился и прототипом главного героя произведения, поскольку именно в это время он думал над своим вариантом повести о мечтателе. По мнению многих литературоведов, «Белые ночи» — это из самых светлых и поэтических произведений писателя. Более того, сам Достоевский писал, что «все мы более или менее мечтатели». То есть в какой-то мере роман является автобиографичным, поскольку Федор Михайлович, как и его персонаж не раз вспоминал о своих «золотых и воспаленных грезах»: «Прежде в юношеской фантазии моей любил воображать себя иногда то Периклом, то Марием, то христианином из времен Нерона, то рыцарем на турнире, то Эдуардом Глянденингом из романа "Монастырь" Вальтер Скотта... И чего я не перемечтал в моем юношестве...». Действие произведения разворачивается в поэтической атмосфере романтической лирики, этим же овеяны и образы главных героев молодого чиновника-разночинца и юной девушки. Каждый из них обладает чистой душой. Все происходящее протекает на фоне петербургских каналов в период белых ночей.

Роман «Белые ночи» включает в себя пять частей, в четырех из которых описываются ночи, а в последнем утро. Главный герой произведения, молодой человек, мечтатель прожил в Петербурге уже восемь лет, однако так и не смог найти себе друзей. В один из летних дней он вышел на прогулку, и вдруг ему показалось, что весь город выехал на дачу. Будучи человеком одиноким, мечтатель еще более почувствовал свою оторванность от других людей. Это толкнуло его совершить пешую прогулку за город. Возвращаясь поздно вечером, главный герой увидел молодую женщину, которая рыдала у перил канала. Безусловно, он, как настоящий мужчина, да еще и романтик, не мог просто так пройти мимо. Он хотел подойти к девушке, однако та опомнилась и пошла быстрым шагом по набережной. Случай помог молодому человеку познакомиться и разговориться с незнакомкой, Девушка пообещала рассказать свою историю следующей ночью и попросила нового друга ни в коем случае не влюбляться в нее. Неожиданная встреча так поразила главного героя, что на следующий день он пришел на место встречи на два часа раньше. Пылкий юноша готов был пожертвовать, чем угодно, чтобы обезопасить Настеньку от беды, если бы та угрожала новой знакомой. Наконец ожидания главного героя были вознаграждены.

Молодые люди поближе познакомились друг с другом, причем герой представился, как мечтатель-чудак, который одновременно и боится, и стремится к общению с окружающими: «Мечтатель — если нужно его подробное определение — не человек, а, знаете, какое-то существо среднего рода. Садится он большею частию где-нибудь в неприступном углу, как будто таится в нем даже от дневного света, и уж если заберется к себе, то так и прирастет к своему углу, как улитка...». В вечернее время главный герой любил бродить по городу и мечтать. Мечты придавали смысл его существованию, а также наполняли его радостью: «Он теперь уже богат своею особенною жизнью; он как-то вдруг стал богатым, и прощальный луч потухающего солнца не напрасно так весело сверкнул перед ним и вызвал из согретого сердца целый рой впечатлений... Теперь "богиня фантазия".. . уже заткала прихотливою рукою свою золотую основу и пошла развивать перед ним узоры небывалой причудливой жизни...». Рассказ девушки не мог не затронуть душу мечтателя, тем более, что она испытывала серьезные чувства, и вся история была окутана ореолом романтики. Молодой человек стал успокаивать Настеньку и даже согласился передать письмо людям, которые доставят его адресату. Следующее свидание новых друзей было назначено на следующую ночь. Во время третьей встрече пылкому юноше на мгновение показалось, что девушка любит его, так она нежно о нем заботилась, однако благородное сердце не могло заподозрить Настеньку в проявлении чувств. Мечтатель довольно скоро одернул себя, осознавая, что «ее забота, ее любовь... была не что иное, как радость о скором свидании с другим».

Ожидание растянулось на несколько часов. Сначала Настенька была весела и даже шаловлива, однако вскоре стала грустна. Как не успокаивал мечтатель девушку, она становилась все печальнее и печальнее. Главный герой так искреннее успокаивал свою новую подругу, что ей в голову пришла мысль: «Я вас » обоих сравнила. Зачем он — не вы? Зачем он не такой, как вы? Он хуже вас, хоть я и люблю его больше вас». Молодые люди расстались, так и не дождавшись Настенькиного избранника.

Слова девушки настолько взволновали мечтателя, что он еле дождался утра, чтобы найти ее дом. Он искренне полюбил девушку: «Я было пошел в их переулок, но мне стало стыдно. И я воротился, не взглянув на их окна. Не дойдя двух шагов до их дома. Я пришел домой в такой тоске, в какой никогда не бывал». Он мучился из-за того, что ничего уже не мог с этим поделать. Четвертое свидание было назначено на девять часов вечера, однако когда мечтатель пришел, девушка была уже там. Она надеялась, что новый знакомый принесет ей письмо от ее возлюбленного, когда же ожидания не подтвердились, то девушка залилась слезами. Ради Настеньки молодой человек готов был сам отправиться к ее избраннику и потребовать у него ответа, однако девушка остановила его. Вскоре мечтатель не мог не признаться ей в любви. Несчастная девушка спросила только, не мог бы ее новый знакомый подождать, пока ее сердце освободится от старой любви. Безусловно, мечтатель был готов ждать, сколько понадобится. Молодые люди тут же стали прогуливаться по набережной строить планы на будущее. Они решили, что мечтатель, не мешкая, переселится в дом девушки, где ее бабушка сдает освободившийся мезонин. Настроение Настеньки постоянно менялось, она не могла забыть свое унижение и отвергнутую любовь. Молодой человек, как мог, старался отвлечь ее.

Вдруг им навстречу попался мужчина, который пристально посмотрел на девушку, назвал ее по имени. Настенька узнала в нем своего возлюбленного и кинулась к нему Мечтатель не посмел ее остановить. Утром он получил письмо, в котором девушка благодарила его за поддержку и рассказывала, что выходит замуж за своего избранника. Мечтатель вдруг увидел свое будущее, когда он постаревший лет на пятнадцать находится все в той же комнате с теми же полинявшими стенами и полами.

В своем проникновенном романе Федор Михайлович старался осмыслить тему Петербурга с философско-исторической точки зрения. Ему в полной мере удалось раскрыть образ одинокого интеллигентного человека, ощущающего себя чужим и в большом городе. В поисках выхода из сложившейся ситуации « главный герой погрузился в себя, он ушел от реальности с помощью мечтательности.

В своем творчестве Достоевский не раз обращается к этой теме. В последующих произведениях писателя проявляется причина подобной мечтательности. Автор рассматривал ее как следствие «разрыва с народом огромного большинства образованного сословия». Он проводит серьезнейший психологический анализ человеческих отношений. Мечтатели Достоевского жаждали живой жизни, они мучитель но искали точки соприкосновения с ней. Многие литературоведы были уверены, что в художественном плане «Белые ночи» значительно совершеннее предшествующих произведений Федора Михайловича.

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

« Волжский городской лицей» Республики Марий Эл

Конспект урока на тему:

«Счастлив ли Мечтатель?»

(по повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи», 9-ый класс)

г. Волжск

2011 г.

Цели урока:

Обучающие: формировать навыки анализа текста

Развивающие: развивать эмоциональную память, внимание, активное, творческое, ассоциативное мышление, устную речь, умение анализировать, сравнивать, делать умозаключение.

Воспитывающие: воспитывать любовь к русскому языку, бережное отношение к слову; добросовестность, любознательность, умение видеть, слышать, ценить прекрасное в окружающем мире.

Оборудование:

  • Картина Куинджи «Лунная ночь»;
  • Рисунки М. Добужинского к повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи»;
  • Портрет Ф.М. Достоевского
  • Запись медленной инструментальной музыки;
  • Магнитная доска (отпечатанные на листах высказывания о Ф.М. Достоевском, афоризмы писателя и т.п.)

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Ребята, здравствуйте, садитесь. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга. Не замечаете ничего нового? Мы так привыкли друг другу, к образу, созданному нашими стереотипами, что никогда, наверное, не задумывались о том, что каждый человек есть тайна, загадка. А прикоснуться к этой тайне сегодня нам поможет великий русский писатель Ф.М. Достоевский. Это поистине гениальный писатель. Достаточно лишь сказать, что его роман «Преступление и наказание» стоит самым первым в цикле 10 великих романов 20 века, подготовленном специалистами Оксфорда.

1848 год. Достоевскому 26 лет. Он казался себе уже глубоким стариком, все увидевшим и все пережившим: и смерть родных, и безответную, невысказанную даже любовь (к А.Я. Панаевой), и игру неизъяснимой судьбы, и бремя кратковременной славы гения (первая повесть Достоевского «Бедные люди» была очень благосклонно встречена критикой), уязвленность насмешками людей, и, наконец, отчаяние одиночества, ощущение страшной пустоты от непонимания. («Двойник» осмеян, «Хозяйка» поругана), а впереди – ничего и зачем писать, и жить для чего? Хорошо еще, в это время рядом с тобой такой же, как ты, мечтатель, друг поэт Алексей Плещеев.

А ночи стояли чудные…. Знаменитые петербургские белые ночи…Особенность северного лета – белая ночь не раз привлекала внимание писателей и поэтов. Попробуем и мы с вами почувствовать красоту белых ночей….

2) Поэтическая «пятиминутка» (Ученицы под запись инструментальной музыки читают стихи русских поэтов о белых ночах) (см. приложение).

3) Продолжение слова учителя.

В 1848 году в журнале «отечественные записки» было напечатано самое поэтичное и лирическое из произведений Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Ребята, запишем в тетрадь:

Ф.М. Достоевский (1821 – 1881 г.г.)

Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя.

Небольшая повесть и такое необычное название. Наверно, это не случайно. Литературовед Ю.Манн определил 7 слов названия как семь ключей к хранящейся за семью замками «художественной тайне» повести. С этих ключей мы и начнем свою работу над произведением Ф.М. Достоевского.

Писатель определил жанр своего произведения как роман . Дело в том, что в 40 – е годы 19 в. роман как литературный жанр подразумевал, прежде всего, изобретение личной жизни обыкновенных людей. Недаром второе значение слова роман – история любви.

Не забудем слово «сентиментальный». Что оно обозначает?

Ответ ученика. Сентиментальный (от фр. Sentiment – чувство) т. е. обращённый к изображению жизни сердца в тончайших её проявлениях. Итак, в произведении будет важно не то, что произойдёт с героями, а то, что они будут чувствовать, переживать, как будут воспринимать происходящее.

Достоевский назвал своё произведение «Белые ночи» Как вы думаете, что скрывает в себе это название? Название соединяет в себе романтическую символику (ночь – пора мечтаний, пора поэзии) с точным указанием на петербургское происхождение героев и петербургский характер истории. А если перевести название повести на французский язык, то оно приобретает дополнительный смысл – «бессонные ночи». В такие ночи непросто уснуть, кажется, должно что-то произойти.

4) Беседа с классом по вопросам учителя.

  • Из воспоминаний Мечтателя. Ребята, от какого лица ведётся повествование. Почему?

(Такое повествование звучит как исповедь, душевное признание).

  • Имеет ли главный герой имя?

(Нет, Он назван просто – Мечтатель)

Образ Мечтателя является одним из центральных в творчестве молодого Достоевского. И позднее, в 70 - ее гг., Достоевский собирался писать большой роман под названием «Мечтатель». Тема эта всю жизнь волновала Достоевского. Образ Мечтателя в «Белых ночах» автобиографичен: за ним стоит сам писатель.

  • Ребята, а кто такой Мечтатель ? Мечтатель это хорошо или плохо? (ответы ребят).

Ребята, известный критик Белинский дал свою трактовку образа Мечтателя.

(Выступление с сообщением Белинского о Мечтателе).

Итак, по мнению Белинского, мечтательность пошла и приторна. Неоднозначно относился к своему герою и сам Достоевский

(выступление с мнением Достоевского).

Учитель . Итак, с одной стороны, Ф. М. Достоевский утверждает, что призрачная жизнь есть грех, так как она уводит от настоящей действительности.

Но с другой стороны ?

  • Ребята, а что же с другой стороны?

Запишите в тетрадь проблемный вопрос нашего урока. ?

(Д/з: Написать сочинение – рассуждение на эту тему). (На магнитной доске под проблемным вопросом вывешиваем)

Счастливый ли человек Мечтатель

Ребята, каждый человек понимает слово счастье по- своему, но есть общее, что объединяет, мне кажется, мнения всех людей. Обратимся к толковому словарю Ожегова : (запись сделана на доске)

Счастье – 1)чувство и состояние полного и высшего удовлетворения;
2) Успех и удача.

Счастье – прежде всего чувство гармонии, согласия с самим собой.

Расскажите, на какое состояние души героя указывает Достоевский в самом начале?

(ответы: Одиночество )

Безусловно, мечтатель Одинок . Ребята, можно ли считать Одиночество состоянием Счастливого человека? (Нет) (ответ вывешивается на доску). Бесконечно одинокий, смущающийся, когда ему приходится разговаривать с людьми, герой повести наделён способностью тонко чувствовать красоту и поэзию ничем не замечательных углов города.

Ребята, как мечтатель воспринимает город?

(ответы : Город он воспринимает поэтически. Каждое здание для него – живое существо).

Но более всего запомнилась Мечтателю история с Одним домом. Давайте прочитаем отрывок. (Чтение отрывка (наизусть) выразительно см. приложение)

Ребята, обратимся к мастерству Достоевского – художника. Какие краски использует автор в отрывке? (розовый ? Почему?) «Караул, домик красят в желтую краску!» Ребята, кому из вас не нравится желтый цвет ? Есть ли в отрывке слово, которое можно было бы поставить в один ряд с этим словом? (Желчь).

Ребята, литературовед В. Кожинов заметил (с мнением В. Кожинова выступает ученица )

В. Кожинов заметил, что при жизни Достоевского желтый и желчный писались через о .

«Это написание как-то грубее и выразительнее. Стоило бы и теперь восстановить это начертание: оно подчёркивало бы то особенное значение, которое вложил в это слово Достоевский».

Какое же значение вкладывал Достоевский?

В словаре Ожегова значение слова желчный – раздражительный, злой.

Сердце Мечтателя не приемлет ничего желчного, злого, некрасивого.

Комфортно ли Мечтателю в его одиночестве? (Мечтатель одинок, но душою он тянется к людям).

Герой , как и все Мечтатели, грезит о Любви .

Однажды Судьба послала ему встречу .

Прогуливаясь бессонной ночью по набережной Екатерининского канала, Мечтатель встретил девушку . Прочитаем описание её внешности (чтение отрывка).

Ребята, что настораживает вас в этом отрывке, что кажется нелогичным ?

(ответ: Девушка была в премиленькой жёлтой шляпке).

Как вы думаете, почему желчный жёлтый цвет выступает в соседстве со словом « премиленький » ? (ответ ребят).

Каким было настроение Мечтателя в ночь, когда он встретил Настеньку? (Хорошим, весёлым).

Почему?

Мечтатель упоён красотой петербургской летней ночи. Поддавшись её очарованию, герой и мир вокруг воспринимает поэтически. Он чувствует гармонию во всём, его настроение радостное, в такой момент его не раздражает даже нелюбимый жёлтый цвет.

Умеет ли герой воспринимать и чувствовать красоту окружающего мира? (Да).

Способность чувствовать красоту – это дар счастливого или несчастливого человека?

(Счастливого. (На доску крепим лист с нужным ответом)).

Герой начинает встречаться с Настенькой.

Любил ли герой кого – нибудь до неё? (мечту, идеал).

Что привлекло героя в Настеньке? (то, что она не Хозяйка).

Ребята, как вы понимаете значение слова Не хозяйка? (ответ).

Герой интуитивно почувствовал в Настеньке мечтательность, чистоту, наивность.

Он понял, что любовь к Настеньке спасёт его от бесплодного мечтательства и утолит жажду настоящей жизни.

В одну из встреч Настенька попросила Мечтателя рассказать ей свою историю.

Что ответил Мечтатель? (У меня нет истории).

Расскажите коротко о жизни Мечтателя (ответы).

О чём мечтает герой?

Каким словом можно охарактеризовать бытие Мечтателя? (Неустроенный быт).

Как вы думаете, делает ли неустроенный быт Мечтателя счастливым человеком? (Нет).

(На доску прикрепляем лист: «неустроенный быт»).

А какова история Настеньки? Что сближает её с Мечтателем ? (Одиночество, круг чтения, мечты).

О чём мечтает Настенька? (ответы).

В одну из встреч Настенька рассказала Мечтателю о том, что любит другого.

Как к этому сообщению отнёсся герой? (ответ).

Как вы считаете, любил ли Мечтатель Настеньку? Подтвердите примерами из текста. (Любил, когда любишь – желаешь человеку добра).

Ребята, у одной из любимых моих поэтесс Вероники Тушновой есть такие строки:

Улыбаюсь, а сердце плачет

В одинокие вечера

Я люблю тебя, это значит –

Я желаю тебе добра.

У кого из русских поэтов мы встречаем подобное отношение к любви? (А. С. Пушкин «Я вас любил»).

Герою «Белых ночей» неведомы эгоистические побуждения. Он готов всем пожертвовать для другого и стремится устроить счастье Настеньки ни на минуту не задумываясь над тем, что любовь к нему Настеньки - единственное, что он может получить от жизни: Это чувство бескорыстно, доверчиво и так же чисто, как белые ночи.

Как завершилась история любви Настеньки и Мечтателя?

Настенька написала герою письмо о том, что выходит за другого. Обратимся к мастерству Достоевского – психолога. Посмотрите, как меняется душевное состояние героя после прочтения письма (выразительное чтение).

Как называется приём, использованный Достоевским в словосочетании молодая старуха . Для чего он нужен? (ответы).

Итак, герой испытал безответную любовь

Счастлив ли он? Ответ вывешивается на доску. (Нет). Испытав несчастную любовь, герой снова возвращается к своему страшному состоянию – Одиночеству .

Так счастливый ли человек Мечтатель?

(Ответы. Работа с теми признаками, что вывешены на магнитную доску).

Да, на первый взгляд Мечтатель кажется нам глубоко несчастным человеком. Однако безысходного трагизма здесь нет. Прочитаем последние строки произведения: (чтение).

«Целая минута блаженства, разве этого мало хотя бы на всю жизнь человеческую?»

Мечтатель умеет ценить каждое мгновение жизни, каждую минуту счастья! (последний лист вывешивается на доску). И с благодарностью воспринимает жизнь как Божий Дар . А это не всем дано.

Счастье, по мнению Достоевского, это не жизненная удача, а простое, искреннее проявление жизни, пусть даже печальное или трагическое,- вот мысль Достоевского. Ребята, учитесь видеть красоту вокруг, ценить счастливые мгновения, и тогда известная всем фраза Достоевского «Красота спасёт мир», приобретает, на мой взгляд, дополнительный смысл: Умение видеть и слышать эту красоту сделает человечество добрее, счастливее, гуманнее. Закончить же урок хочу стихотворением И. А. Бунина «Вечер». (чтение).

«Человек несчастен потому, что не знает, что он счастлив»

(Ф. М. Достоевский ).

Приложение .

На магнитной доске в конце урока получается схема.

Стихи о белых ночах.

(«поэтическая пятиминутка).

Лазурный свод

В зерцале вод

Блестит, красой своей любуясь:

Едва – едва

Шумит Нева,

В гранитных берегах волнуясь ….

(А. Комаров «Ночь»).

*****

Дышит счастьем,

Сладострастьем

Упоительная ночь

Ночь немая,

Голубая

Неба северного дочь.

……………..

Блещут свежестью сапфирной

Небо, воздух и Нева

И, купаясь в влаге мирной

Зеленеют острова

(П. Вяземский «Петербургская ночь»).

******

Город спит, окутан мглою

Чуть мерцают фонари…

Там далеко, за Невою,

Вижу отблески зари

В этом дальнем отраженье,

В этих проблесках огня

Притаилось пробужденье

Дней тоскливых для меня…

(А.Блок)

*****

Белой ночью месяц красный

Выплывает в синеве

Бродит призрачно- прекрасный

Отражается в Неве.

Мне провидится и снится

Исполненье тайных дум.

В вас ли доброе таится,

Красный месяц, тихий шум?...

(А.Блок)

Листочки вывешиваются на доску в течение всего урока, с левой стороны – признаки счастливого человека, с правой – несчастливого. Итоги сравниваются в конце урока.


Сочинение

I. Особенности жанра, композиции повести Ф. Достоевского

«Белые ночи».

II. Образ рассказчика в повести.

1. Сердце, полное любви.

2. Поэт, мечтатель, романтик.

3. Альтруизм героя.

4. Мечты и действительность.

III. «Петербургский мечтатель» в восприятии современного читателя.

Я не умею молчать, когда сердце во мне говорит.

Ф. Достоевский

Ф. М. Достоевский определил жанр своего произведения «Белые ночи» как «сентиментальный роман». Повествование в произведении ведется от первого лица, от имени романтического героя, мечтателя, идеалиста, человека с богатым внутренним миром.

С первых страниц мы угадываем в рассказчике страдающую, возвышенную душу. Сердце его полно любви, он одаривает ею людей, не знающих о его существовании, «тех, кого привык встречать в том же месте, в известный час, целый год». Он признается: «Они, конечно, не знают меня, да я-то их знаю. Я коротко их знаю; я почти изучил их физиономии – и любуюсь на них, когда они веселы, и хандрю, когда они затуманятся». Его нежность распространяется и на неодушевленные, но ставшие такими родными, предметы: «Мне тоже и дома знакомы. Когда я иду, каждый как будто забегает вперед меня на улицу, глядит на меня во все окна и чуть не говорит: «Здравствуйте; как ваше здоровье?»

Возможно, таким его сделала тяжелая действительность, спасения от которой он ищет в мечтах. Но вероятнее всего, мы имеем дело с поэтом, человеком, наблюдающим мир под особым углом зрения, создающим свою реальность. Он признается: «Я создаю в мечтах целые романы». Поэту свойственно романтизировать жизнь, он способен в капле воды увидеть океан, в мимолетной улыбке – обещание счастья. Наш герой в девушке, встреченной поздним вечером, увидел прекрасную незнакомку, «угадал» возвышенную натуру. Судьба предоставила мечтателю настоящий подарок: возможность спасти девушку от развязного ловеласа, проявив рыцарское благородство. Он, действительно, ведет себя по-рыцарски: увидев блеснувшую на глазах незнакомки слезу, проявляет искреннее сочувствие к ней. И, как бывало уже не раз, влюбляется в нее, – точнее, в нарисованный в воображении портрет, – как влюблялся не раз «в идеал, в ту, которая приснится во сне».

«Петербургский мечтатель» – личность, склонная не только к созерцанию, но и к деятельности. Влюбившись с первого взгляда в Настеньку, совсем не зная ее, он старается помочь ей устроить ее счастье с любимым человеком, хотя для него самого это будет настоящей катастрофой. И катастрофа происходит: Настенька, уже решившая связать с ним судьбу, оставляет его, произнеся, конечно, слова благодарности, написав в сумбурном, но вполне романтическом, соответствующем характеру их отношений письме: «О, любите меня, не оставляйте меня, потому что я вас так люблю в эту минуту, потому что я достойна любви вашей, потому что я заслужу ее…»

Считается, что «петербургский мечтатель» не сумел до конца реализовать себя в отношениях с Настенькой. Так ли это? На мой взгляд, именно в такой несчастливой, но красивой любовной истории должна была реализоваться его романтическая натура. Он говорит о себе: «Я мечтатель; у меня так мало действительной жизни», – но что есть для него действительная жизнь? Мог ли бы он спуститься с высот поэзии на бренную, прозаическую землю?

Современному читателю трудно принять всерьез героя – рассказчика повести «Белые ночи». Раздражает его наивность, непрактичность, его порою слишком слащавая речь. Досада берет оттого, что он не умеет, не желает бороться за свою любовь. Но… оторваться от чтения невозможно. Думаешь: бывают ли на свете такие люди, или только «в тридесятом неведомом царстве, а не у нас, в наше серьезное-пресерьезное время» могут они существовать? И, соглашаясь и внутренне протестуя одновременно, перечитываешь последние строки повести: «Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?»

Сам автор назвал это произведение «сентиментальным романом», ведя рассказ от имени самого героя, молодого человека с широким и богатым внутренним миром, склонного к мечтательности и идеалистическому восприятию окружающей его жизни.

Юноша готов подарить свою искреннюю любовь и преданность любому человеку, которого он встречает на улицах Петербурга, хотя окружающие даже не подозревают об его существовании. Он радуется чужому позитивному настроению, видя, что другие люди «веселы», в то же время он «хандрит», если они внезапно «затуманятся».

Парень также испытывает самые нежные чувства даже к присутствующим в его повседневной жизни неодушевленным вещам, утверждая, что ему и «дома знакомы». По его мнению, они словно интересуются здоровьем мечтателя и его судьбой, молодой человек живет в мире собственных фантазий, создавая личное восприятие мира и особую действительность в своем воображении.

В один из вечером молодой петербуржец случайно встречает на улице самую обыкновенную девушку, в которой он видит удивительную, «прекрасную незнакомку». К тому же у него появляется возможность защитить ее от бесцеремонных приставаний некоего мужчины, и юный поэт немедленно влюбляется в это создание, точнее, в тот образ, который он придумывает для себя сам. По его словам, он уже не раз испытывал пылкие чувства к «идеалу», который «снится во сне».

В то же время наивный романтик отличается не только склонностью к постоянному погружению в свои мечты, он также является и человеком действия. Полюбив с первого же взгляда девушку по имени Настенька, хотя юноша абсолютно не знает ее, он тут же старается прийти ей во всем на помощь, в том числе и добиться счастья с человеком, к которому неравнодушна его новая знакомая. Он понимает, что для него станет настоящей трагедией день, когда Настенька свяжет свою судьбу с другим, и эта катастрофа действительно происходит с простодушным, почти не знающим реальной жизни мечтателем.

Девушка на самом деле решается оставить его, хотя прежде уже обещала стать его вечной спутницей. В своем последнем письме Настенька горячо просит «не оставлять ее», утверждая, что в «эту минуту» искренне любит молодого жителя Петербурга, и обещая обязательно «заслужить» и ответное сердечное расположение с его стороны.

Многие критики считают, что этот герой Ф.М. Достоевского просто не смог полностью реализовать самого себя и свою по-настоящему богатую натуру в своих первых реальных отношениях с представительницей противоположного пола. Но для человека, воспринимающего мир с такой романтичной, идеалистической и в то же время печальной точки зрения, любовь, скорее всего, могла быть лишь весьма красивым, пронзительным, но несчастливым чувством.

Юноша сам называет себя «мечтателем», у которого очень мало «действительной жизни». Однако едва ли он сумел бы спуститься к реальности из своего возвышенного мира, существующего в его воображении, и начать думать и чувствовать так же, как это происходит с обыкновенными мужчинами.

Для современных читателей данный персонаж может показаться чересчур оторванным от подлинного, живого мира, его непрактичность и нежелание хотя бы попытаться бороться за возлюбленную способны вызвать явное раздражение. Но при изучении этой повести невольно возникает вопрос, существуют ли на самом деле подобные люди, встречаются ли они и сегодня. Завершающие строки произведения о «целой минуте блаженства», которой, по мнению главного героя, будет достаточно для «всей жизни человеческой», не могут оставить безучастными, странный и наивный мечтатель неминуемо вызывает симпатию, сочувствие и даже восхищение своей исключительностью и непохожестью на других.

Образ мечтателя является одним из центральных в творчестве молодого Достоевского. Образ мечтателя в повести «Белые ночи» автобиографичен: за ним стоит сам Достоевский.

С одной стороны, автор утверждает, что призрачная жизнь есть грех, она уводит от настоящей действительности, а с другой - подчеркивает творческую ценность этой искренней и чистой жизни. «Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу».

«Я ходил много и долго, так что уже совсем успел, по своему обыкновению, забыть, где я, как вдруг очутился у заставы... Точно я вдруг очутился в Италии, - так сильно поразила природа меня, полубольного горожанина, чуть не задохнувшегося в городских стенах... Есть что-то неизъяснимо трогательное в нашей петербургской при- роде, когда

Она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей небом силы, опушится, разрядится, упестрится цветами...»

В темных петербургских углах, куда никогда не заглядывает солнце, прячется бедный мечтатель, всегда сконфуженный, чувствующий себя виноватым, с нелепыми манерами, бестолковой речью, доходящий до самоуничтожения. Герой рисует автопортрет: измятый, замызганный котенок, который, отфыркиваясь, с обидой и одновременно враждой взирает на природу и даже «на подачку с господского обеда», принесенную сердобольной ключницей.

«Белые ночи» - повесть об одиночестве человека, не нашедшего себя в несправедливом мире, о несостоявшемся счастье. Герою неведомы эгоистические побуждения. Он готов всем пожертвовать для другого и стремится устроить счастье Настеньки, ни на минуту не задумываясь над тем, что любовь к нему Настеньки - единственное, что от может получить от жизни. Любовь мечтателя к Настеньке бескорыстна, доверчива и так же чиста, как белые ночи. Это чувство спасает героя от «греха» мечтательства и утоляет жажду настоящей жизни. Но участь его печальна. Он снова одинок. Однако безысходного трагизма в повести нет. Мечтатель благословляет свою возлюбленную: «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу!»

Эта повесть - своеобразная идиллия. Это утопия о том, какими могли бы быть люди, если бы проявляли свои лучшие чувства. Это скорее мечта о другой, красивой жизни, чем отражение действительности.