Доходный дом И. Б

Доходный дом И. Б
Доходный дом И. Б

Каменноостровский пр., д. 1-3
Малая Посадская ул., д. 5
Кронверкский пр., д. 15

1899-1904 гг. - арх. Федор Иванович Лидваль

Доходный дом архитектора Ф.И.Лидваля являет собой новый тип доходного дома с открытым озелененным двором-курдонером. Три корпуса - целый комплекс разноэтажных зданий, отличающихся живописной асимметрией, многообразием форм окон, сочетаниями природного камня с разнофактурной штукатуркой. Фасады всех трех зданий украшены скульптурными рельефами с изображениями птиц, зверей и стилизованными растениями. Северное трехэтажное крыло являлось семейным особняком Лидвалей с апартаментами. В этом корпусе были установлены майоликовые печи, фаянсовые умывальники, мраморные камины. Потолки и стены в комнатах были деревянные, отделанные дубом и березой. В разное время в этом доме жили архитектор М.Е.Месмахер, художник К.С.Петров-Водкин, актер Ю.М.Юрьев.

Лидваль Федор Иванович (1870-1945) - русско-шведский архитектор, академик архитектуры. Главными работами зодчего стали доходные дома, которые он проектировал в новом для того времени стиле модерн. По проектам Ф.Лидваля строились здания не только в Петербурге, но и в Москве, Киеве, Астрахани, Харькове. В 1910-1912 годах занимался строительством здания гостиницы «Астория». В 1918 году архитектор уехал в Стокгольм. В Швеции зодчий построил несколько жилых и общественных зданий.

Необычный комплекс зданий в стиле модерн открывает Каменноостровский проспект. Разноуровневые корпуса с эркерами и нишами объединены полуоткрытым двором-курдонёром. Они примечательны многообразием оконных проемов, сочетанием отделочных материалов и художественным оформлением фасадов. В доме преимущественно располагались пятикомнатные квартиры с ванными комнатами, парадными залами, буфетными, кухнями и клозетами.

Как все начиналось

До XX века земельный участок, где сейчас стоит дом Лидваля, переходил от одного владельца к другому. В разное время здесь стояли каменные и деревянные особняки, нежилые постройки, и даже ламповая и бронзовая фабрики. Одни строения сносились, другие возводились... Так продолжалось до тех пор, пока участок не приобрела Ида Лидваль – предприимчивая женщина, которой от мужа досталась портновская мастерская.

У Иды Бальтазаровны было 8 детей. Семья жила в старом доме. В мастерской занимались пошивом мужской одежды и униформы для императорского двора. После смерти мужа подросшие сыновья постепенно подключились к деятельности фирмы. Дела в мастерской шли хорошо, и Ида начала задумываться о строительстве современного жилища, которое можно было бы совместить с доходным домом.

Земля для постройки родового гнезда была куплена в кредит. Средства были выданы госпоже Лидваль Кредитным Обществом под залог будущего имущества. Женщина получила ссуду 42% облигациями сроком на 37,5 лет, а через полгода – разрешение на постройку на своем участке. Проект будущего дома женщина доверила своему сыну – молодому выпускнику Академии художеств. И Федор Лидваль не обманул ожидания своей матери.

Возведение архитектурного шедевра

Строительство дома велось в четыре этапа и началось с застройки второстепенной Малой Посадской улицы. Каждый корпус возводился на протяжении двух лет. За годы строительства архитектурного ансамбля четко прослеживается рост профессионализма зодчего и становление его индивидуального стиля.

Первый корпус в 4 этажа не выделялся особой выразительностью, но в его линиях и отделке уже прослеживались черты раннего модерна.

Второй, пятиэтажный, корпус после строительства как бы замкнул собой территорию двора-курдонера. Архитектор облицевал нижний этаж плитами из красного гранита и горшечного камня, установил множественные лепные элементы по фасаду здания, подчеркивающие стиль северного модерна.

Третий, трехэтажный, корпус предназначался, собственно, для проживания семьи Лидвалей, а последним 4-хэтажным корпусом завершилось строительство архитектурного комплекса. В этих зданиях установили мраморные камины, фаянсовые умывальники, голландские и майоликовые печи. Комнаты были отделаны деревом, лепниной, росписью, мозаичными плитами. В парадных устанавливались витражи и камины, в окнах – стекла с алмазной гранью.

В каждом корпусе находились приемные, уборные, комнаты для обслуживающего персонала, часть помещений отводилась под оборудование для отопления и освещения, прачечных и гладильных комнат.

Постояльцы доходного дома

Семья Лидвалей проживала в своем особняке до Октябрьской революции. С наступлением переломного момента в истории России она переехала в Швецию.

Жильцами доходного дома являлись люди разных сословий. Среди них – иностранные подданные, представители элиты, преподаватели гимназий, художники, архитекторы, артисты, купцы.

Биографию дома украсили фамилии банкира Каменка, генерала Куропаткина, художника Петрова-Водкина, артиста Юрьева, химика Горбова, оперного певца Фрейдкова и др.

Федор Лидваль стал первым зодчим в Петербурге, применившим в отделке фасада горшечный камень и расширившим количество отделочных материалов. Именно Лидваль использовал в архитектурной композиции большой парадный двор, выходящий на улицу, вытеснив, таким образом, на задний план обустройство «дворов-колодцев».

Название : Доходный дом Лидвалей в Петербурге (ru)

Местонахождение : Санкт-Петербург (Россия)

Создание : 1899-1904 гг.

Стиль : Модерн, Арт-нуво

Архитектор(ы) : Ф.И. Лидваль

Архитектура здания

Кириллов В.В.
Архитектура русского модерна (опыт формологического анализа).
М., Изд-во Моск. ун-та, 1979, 214 с. 38 ил.

Дома с курдонером и глубинным построением композиции стали появляться уже в начале 1900-х гг. Характерным примером такого решения может служить рассматриваемый доходный дом Лидвалей. Несмотря на неправильную конфигурацию участка, корпуса со стороны Каменноостровского проспекта образуют симметричную композицию с глубоко западающим парадным двором. Глубинное раскрытие комплекса определило всестороннюю проработку объемов корпусов. Второй раскрытый двор находился со стороны М. Посадской улицы. Конфигурация дома с системой больших озелененных и благоустроенных внутренних дворов способствовала лучшей освещенности квартир и оздоровлению быта. Рациональная организация дома сказалась и на разнообразной планировке квартир.

В доме были предусмотрены богатые аристократические квартиры на 12-15 комнат, с парадной и черной лестницами, и квартиры для людей среднего достатка с 4-6 комнатами, столь же комфортабельными. В планировке дома удалось избежать неудобных косоугольных комнат и сократить количество темных помещений, использовавшихся преимущественно под кладовые. В зоне богатых квартир получили интересное пространственное разрешение вестибюли с парадными лестницами. Однако рациональные черты соединены в планировке с декоративными и живописными качествами раннего модерна. Несмотря на упорядоченность, группа разноэтажных корпусов с глубинными планами в целом воспринимается живописно.

Разнообразно решены фасады дома путем варьирования форм окон эркеров и балконов. Обращает на себя внимание характерная для раннего модерна комбинация окон в сплошные вертикальные «цепочки», применение узких строенных окон в виде шестигранника, с лучковыми перемычками. Декоративный эффект достигнут не столько лепными украшениями, сколько (богатой фактурной обработкой поверхности стены. Нижняя цокольная часть дома и порталы обработаны грубым камнем, а выше применены различные типы фактурной штукатурки. Орнаментальность вносится ритмом окон и мелкой сетчатой расстекловкой их переплетов. В ритмической организации фасадов немаловажную роль также играет чередование фактур. Масштабную меру фасадам задают ризалиты, эркеры, цветовые пятна декорации стен. Однако компонуются они таким образом, что перебивают этажность, делают зыбкой их границу. Свободно, не сообразуясь с симметрией фасада, размещены балконы и эркеры. Со стороны парадного двора угол решен в виде трех, входящих друг в друга объемов. В скошенных углах ризалитов и окон ощущается напряжение форм. Все это делает неустойчивой систему фасада.

    Источники:

  • Кириков, Борис Михайлович Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома / Борис Кириков. - [Изд. 4-е, с измен.]. - Санкт-Петербург: Коло, 2012. - 576с.: ил.

Императорский Петербург был городом больших возможностей. При трудолюбии, предприимчивости и удаче здесь могли добиться успеха даже выходцы из дальних краёв, не имевшие ни связей, ни российских корней. Так, начав с нуля, сделал карьеру швед Юхан Петтер Лидваль, ставший придворным портным. По-настоящему же прославил эту фамилию уже его сын, архитектор Фёдор (Фредерик) Лидваль, чьи постройки признаны эталоном петербургского модерна.

В конце 1850-х годов Юхан Петтер перебрался из шведской глубинки в российскую столицу. Он устроился в портновскую мастерскую. Хозяин мастерской вскоре умер, и его вдова решила связать судьбу с энергичным и обаятельным шведом. Брак оказался недолгим - супруга Юхана Петтера скончалась от оспы. Мастерская перешла по наследству к Лидвалю.

Юхан Петтер, превратившийся в Ивана Петровича, уверенно вёл собственное дело. В кругу скандинавской общины он познакомился с Идой Амалией Флешау, и в 1867 году они обвенчались. В благополучной и состоятельной семье родилось восемь детей. Мастерская Лидваля специализировалась на шитье мужской одежды, ливрей и униформы для придворных служащих. Фирма числилась поставщиком императорского двора. Расцвету её способствовало множество спешных заказов, связанных с неожиданным восшествием на престол Александра Третьего после убийства его отца Александра Второго.

Ворота и фасад доходного дома Лидвалей на Каменноостровском проспекте, № 1–3

Иван Петрович Лидваль скончался в январе 1886 года. Дело мужа продолжила Ида Амалия (Ида Бальтазаровна Лидваль). Постепенно к деятельности фирмы подключались подраставшие сыновья. Мастерская работала в старом доме, принадлежавшем Лидвалям, на Большой Морской улице, № 27. Новый наплыв заказов был вызван воцарением и коронацией Николая Второго. К началу XX века в мастерской трудилось 150 человек.

Условия благоприятствовали намерению И. Б. Лидваль создать современное жилище - родовое гнездо, соединив его с доходным домом. Она приобрела обширный участок в самом начале Каменноостровского проспекта, № 1-3. За выбором автора проекта дело не стало: в семье был свой архитектор - Фёдор Лидваль, недавний выпускник Академии художеств. Мать предоставила сыну счастливую возможность возвести своё первое крупное сооружение на столь приметном месте и выразить в реальной постройке свою творческую индивидуальность. Сквозной участок застраивался с 1899 по 1904 год в четыре очереди, начиная от второстепенной Малой Посадской улицы, № 5, куда он выходит узкой стороной, и заканчивая крыльями курдонёра, открытого к проспекту. Если рассматривать этот ансамбль жилых корпусов в последовательности их строительства, можно увидеть, как росло мастерство зодчего и складывалась его особая версия стиля модерн.

Лестница в северном крыле дома Лидвалей. Фотографии Константина Котова

Скромный фасад на Малой Посадской не бросается в глаза и не отличается от рядовой застройки. Но в его асимметрии, волнистых линиях, игре разных фактур штукатурки уже проступают черты раннего модерна.

Следом, в 1901-1902 годах, был сооружён поперечный корпус, замыкающий глубину курдонёра. Здесь Лидваль акцентировал среднюю ось, на которую нанизаны портал, стеклянный эркер и высокий щипец. В арке портала изображены сова, зайцы и рысь, на верхушке щипца распахнул крылья филин, а на балконах повисли огромные пауки, словно соткавшие паутину решёток. Облицовка нижнего этажа выполнена из горшечного камня (талькохлорита) и красного гранита.

Затем было возведено северное крыло и, в последнюю очередь, южное. Эти корпуса, фланкирующие курдонёр, несхожи по композиции. Южное крыло - выше, в нём сильнее выявлена пластика объёмов, редким разнообразием отличаются формы и группировка окон. Объединяют все части здания сочетания камня и штукатурки, богатство мотивов флоры и фауны, каллиграфическая прорисовка деталей и общее впечатление изысканности и элегантности.

Лидваль расширил традиционную палитру отделочных материалов, первым в Петербурге ввёл в употребление горшечный камень. Дом Лидвалей уникален по обилию природных сюжетов. Интерес к природе проявился и в использовании натуральных материалов, и в последовательной индивидуализации форм.

Здание с его специфическим северным колоритом стало самым ранним образцом северного модерна в Петербурге. Этот вариант нового стиля сложился под воздействием национального романтизма Швеции и Финляндии. Так дали о себе знать шведские корни Лидваля. Подбор материалов, стилизация флоры и фауны, характерные элементы (прежде всего очертания проёмов) были навеяны архитектурным опытом соседних стран. Но в рамках общего течения Лидваль выработал свой неповторимый почерк.

Главным достижением архитектора явилось новаторское решение генерального плана с парадным двором - курдонёром. К такому приёму в те годы уже обращались другие петербургские архитекторы, но Лидваль первым перевёл его на язык модерна. Отказавшись от симметрии, он создал сложную живописную композицию, получившую динамичное развитие вглубь квартала.

С постройки семейного дома начался блестящий творческий взлёт зодчего. Он стал законодателем мод в петербургской архитектуре. Ту же роль в пошиве мужского платья продолжала играть семейная фирма, носившая название торгового дома «И. П. Лидваль и сыновья». В ней работали младшие братья Фёдора - Вильхельм, Эдвард и Пауль.

Лидвали поселились в поперечном корпусе своего владения. Мастерская архитектора находилась со стороны Малой Посадской улицы. Здесь задумывались и проектировались все его лучшие произведения: дома Шведской церкви и Циммермана, Э. Нобеля и Толстого, Азовско-Донской банк и здание Второго кредитного общества, гостиница «Астория» и интерьеры отеля «Европа». Из сотрудников мэтра наиболее известен А. А. Оль.





В 1908 году Фёдор Лидваль женился на Маргарет Фредерике Эйлерс, дочери придворного садовника Г. Ф. Эйлерса, уроженца Голландии. У них было трое детей; младшая из них, Ингрид, впоследствии написала интересные воспоминания. В 1917 году семья архитектора уехала в Швецию, сам Лидваль присоединился к ней через год. На своей исторической родине он оказался эмигрантом и, хотя активно практиковал, уже не смог выйти на ведущие позиции в архитектуре. Его братья тоже перебрались в Стокгольм, где возобновили своё дело, причём Пауль Лидваль издавал в Париже книги по истории и эстетике костюма.

До революции несколько роскошных квартир в доме Лидвалей занимали представители деловой элиты. Среди них - председатель правления Азовско-Донского банка Б. А. Каменка, от которого Фёдор Лидваль и получил заказ на строительство банковского здания на Большой Морской улице, № 3-5. Жильцами дома были военачальник А. Н. Куропаткин, химик А. И. Горбов, недолго художник К. С. Петров-Водкин. В 1915-1930-х годах здесь жил народный артист СССР Ю. М. Юрьев, актёр Александринского театра. Биографию дома украсили имена физикохимика А. Н. Теренина, солиста Мариинского театра Б. М. Фрейдкова, композитора и музыковеда В. М. Богданова-Березовского.

В истории дома Лидвалей тесно переплелись архитектурные новации модерна, искусство кройки и шитья, творческая и обыденная жизнь незаурядной семьи петербургских шведов.


В самом начале Большой Морской в 1907-1912 годах по проекту архитектора Ф. И. Лидваля было сооружено здание Азово-Донского банка (дом № 3-5) . В настоящее время здесь размещается междугородная телефонная станция, услугами которой вам, возможно, придется воспользоваться.

Лидваль Федор Иванович
Годы жизни: 1870 - 1945
Архитектор

Федор Иванович Лидваль - один из ведущих мастеров петербургского модерна, архитектор-художник и строитель - происходил из шведско-датской семьи, обосновавшейся в городе на Неве в середине XIX в. и имевшей прочные связи со скандинавской диаспорой. Он родился в 1870 г., учился в Училище технического рисования барона Штиглица, затем в Академии художеств - в мастерской Л. Н. Бенуа, выполняя обычные, ничем не выделявшиеся курсовые работы. В 1896 г., разработав выпускную программу (проект выставочного здания), Лидваль завершил свое образование.
За двадцать лет непрерывной творческой деятельности Лидваль построил в Петербурге несколько десятков зданий, оставивших заметный след в архитектурном облике города. Воспитанный на традиционной эклектике, он быстро выдвинулся в первый ряд приверженцев нового стиля модерн. В его творчестве можно выделить два периода: 1897-1907 и 1907-1918 гг.
На первом этапе зодчий ярко проявил себя мастером "северного модерна", его поиски в эти годы близки устремлениям скандинавских и финских зодчих. Главная тема - доходный дом, основной тип зданий капиталистического Петербурга. Лидваль, как и его коллеги, стремился к созданию запоминающегося образа, в то же время размещая в домах возможно большее количество квартир для различных слоев населения.
В 1900 г. он перестроил большой дом, выходящий фасадами на Кадетскую линию, Кубанский и Тучков переулки. Эркер и купол подчеркнули ответственное положение дома. В 1901 г. совместно с С. В. Беляевым Лидваль построил деревянный особняк К. К. Экваля на территории его же завода (Красногвардейский пер., 15) - редкий памятник такого рода в стиле модерн. В 1903 г. Лидваль построил здание гостиницы в Апраксином переулке, 6,- в торговом центре столицы. В нижних этажах этого строгого, делового здания разместились магазины.
Первым самым крупным программным произведением Лидваля стал доходный дом его матери, И. Б. Лидваль (Каменноостровский пр., 1-3, - М. Посадская ул., 5; 1899-1904). Дом Лидваля - пример комплексного градостроительного и художественного решения большого участка трапециевидной конфигурации.
Первая крупная постройка Лидваля сразу же сделала его известным, этот дом явился ярким примером форм "северного модерна", продемонстрированных с щедрой изобретательностью.
В 1902, 1904 и 1908-1910 гг. по соседству Лидвалем были построены дома по Малой Посадской улице, 15, 17 и 19, образовавшие крупный жилой комплекс.
В 1908-1910 гг. в лидвалевском, если так можно назвать, стиле был построен один из самых интересных в градостроительном отношении домов - в совершенно иной ландшафтной среде. Это дом на Приморском проспекте, 14, необычайно эффектно возвышающийся на невысоком берегу Невки, как раз напротив павильона Росси.
Активно трудясь на Петербургской стороне, Лидваль не менее ярко проявил себя и в застройке центра города. На Большой и Малой Конюшенных улицах он возвел одновременно в 1904-1905 гг. два здания, каждое из которых является программным в его творчестве и этапным в развитии петербургского модерна. Дом Шведской церкви (М. Конюшенная УЛ., 3) отчетливо демонстрирует стремление автора сочетать мотивы модерна с классическим приемом общей композиции. В дворовой части разместился ставший очень популярным концертный зал, который любил В. Маяковский.
Примером "северного модерна" является дом ¦ 19 на Большой Конюшенной улице. Еще не было дома Гвардейского экономического общества (ДЛТ), и здание Лидваля горделиво возвышалось в пространстве, да и сегодня оно является важным акцентом.
В эти же годы он создал еще одно незаурядное здание, образная характеристика которого отличается большей сдержанностью, даже суровостью. Четырехэтажный дом выборгского гражданина Коллана (В. О.Большой пр., 92) - один из первоклассных памятников "северного модерна", без крайностей и гротеска, нередко дискредитировавших это направление.
Той же поре принадлежит и пятиэтажный дом Либих (Моховая ул., 14), гармонично вписанный уже в иную пространственную среду, с довольно нейтральной, лишенной сильных акцентов композицией и равномерным ритмом окон.
Творчество Лидваля на первом этапе его деятельности впечатляет многоликостью художественных образов, объединенных, несмотря на разнообразие форм и приемов, особой поэтичностью, романтической взволнованностью.
Получив широкое признание, Лидваль расширил поле деятельности. В сложной обстановке борьбы различных художественных течений и группировок архитектор нашел применение своему дарованию, обратившись, как и многие его современники, к классике. Яркими примерами обращения зодчего к классике стали здания Второго общества взаимного кредита (Садовая ул., 34; 1907-1908) и Азовско-Донского коммерческого банка (Б. Морская ул., 3-5; 1908-1909, 1912).
Эти монументальные, парадные, респектабельного вида дома - памятники нового Петербурга, вызвавшие широкий резонанс и оказавшие влияние на архитектуру подобных учреждений. В обоих зданиях - строгая петербургская симметрия, акцентирование центра, трактовка первого этажа как мощного основания, определенная статичность.
В 1915-1916 гг. Лидваль совместно со своим учителем Л. Н. Бенуаначал постройку Русского для внешней торговли банка (Б. Морская ул., 18, - наб. р. Мойки, 63), однако из-за войны здание осталось недостроенным и было завершено уже в 1920-х гг. по измененному проекту. Несколько отличных банковских зданий было построено по проектам Лидваля в Москве, Астрахани, Киеве и Харькове, лучшее из которых, в Киеве, является украшением Крещатика.
Лидваль проявил себя и в гостиничном строительстве. Это внутренняя перестройка, отделка и надстройка гостиницы "Европейская" на Михайловской улице (1908-1910) и проектирование и строительство гостиницы "Астория" в ансамбле Исаакиевской площади (1911-1912). До сих пор оценки этого здания неоднозначны.
Однако ни банки, ни гостиницы не могли отвлечь архитектора от его главной темы - жилого дома, и здесь он снова проявил большую гибкость творческого мышления. Дома, построенные в 1910-х гг., обладают новыми качествами, что связано с требованиями времени.
Квартиры разной степени удобств и размеров, различных очертании в плане свидетельствуют о чутком отношении зодчего к меняющимся требованиям. И этот дом оказал влияние на современников Лидваля (дом на ул. Ленина, 41, построенный А. Л. Лишневским, и др.).
Дом шведского промышленника Нобеля на Лесном проспекте - один из ряда жилых и производственных зданий, построенных для него Лидвалем. Среди них основательно перестроенный дом (наб. кан. Грибоедова, 6; 1909),
особняк для него же напротив рассматриваемого доходного дома (Лесной 21), перестроенный Лидвалем в 1910 г., возможно, загородный дом в Сергиеве (не сохранился) и производственные постройки на Выборгской стороне. Дом на Лесном проспекте, 20, - также одно из программных произведений зодчего.
В 1913-1914 гг. Лидваль построил совместно с архитектором Д. Д. Смирновымотличный жилой дом (П. С., Большой пр., 39; кстати, Смирнов активно участвовал в постройке дома Толстого), а вместе с М. М. Перетятковичемсоздал железобетонный свод в главном зале Биржи.
Постройки Лидваля и мастеров его круга в большой степени определили своеобразие и высокий уровень петербургского зодчества 1900-1910-х гг.
В конце 1918 г. он уехал на родину предков - в Стокгольм, где и прожил последний, большой по времени, но гораздо менее продуктивный период жизни. Это и понятно - ведь всеми корнями Лидваль был связан с культурой Петербурга, России, продолжал считать себя русским зодчим, а годы работы в Петербурге - самыми счастливыми годами жизни.