Чистоговорки на тему цветы. Развиваем речь малышей с помощью чистоговорок

Чистоговорки на тему цветы. Развиваем речь малышей с помощью чистоговорок
Чистоговорки на тему цветы. Развиваем речь малышей с помощью чистоговорок

Чистоговорки для детей 4-5 лет.

Звук Б

1. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.

2. Любят бананы все обезьяны.

3. Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел.

Ба-ба-ба,ба-ба-ба - Мама, мама, вон труба!

Бу-бу-бу,бу-бу-бу - Ты и мне купи трубу!

Бе-бе-бе,бе-бе-бе потрубил я на трубе.

Ба-ба-ба,ба-ба-ба не нужна уже труба!

Был у бабушки баран, бил он бойко в барабан,

И плясали бабочки под окном у бабушки.

Бегемот разинул рот, булки просит бегемот.

Звук В

1. Ви-ви-ви, ви-ви- Только много их не рви!

2. У Вали, Вари и Валерки вареники в тарелке.

3. Ву-ву-ву - в лесу видели сову.

У девчонки, у Варюшки потерялись варежки.

Помогали две Валюшки искать Варе варежки.

Ва-ва-ва – выросла трава.

Ву-ву-ву – соберу траву.

Ву-ву-ву - я сниму сову.

Вы-вы-вы – нет травы.

Ви-ви-ви – Верочку зови,

Ве-ве-ве – Вера на траве.

Ва-ва-ва,ва-ва-ва вот высокая трава.

Вы-вы-вы,вы-вы-вы даже выше головы.

Ве-ве-ве,ве-ве-ве васильки видны в траве.

Ву-ву-ву,ву-ву-ву -Васильков букет нарву.

Звук Г

1. Га-га-га у козы рога.

2. На горе гогочут гуси.

3. У гнома ангина.

4. Гу-гу-гу - я гуляю на лугу.

5. Га-га-га – зеленые луга.

Га-га-га – у меня болит нога.

Ге-ге-ге - болит палец на ноге.

Ги-ги-ги - снять ботинок помоги.

Га-га-га,га-га-га Хочешь, Галя пирога?

Гу-гу-гу,гу-гу-гу есть их больше не могу.

Ги-ги-ги,ги-ги-ги не нужны мне пироги.

Гу-гу-гу,гу-гу-гу и я тоже не могу.

Га-га-га,га-га-га где же оба пирога?

Звук Д

1. Ду-ду-ду, ду-ду-ду - дети бегают в саду.

2. Дарья дарит Дине дыни.

3. Да-да-да - у меня вода.

4. Да-да-да - буду строить города.

5. Да-да-да - горяча вода.

6. Ды-ды-ды - нет воды.

7. Ды-ды-ды- на снегу следы.

8. Ду-ду-ду – за водой пойду.

9. Ду-ду-ду - я рыбачу на пруду.

10. Ду-ду-ду - я по ягоды иду.

11. Ду-ду-ду - я по лугу иду.

12. Ду-ду-ду - в зоопарк иду.

13. До-до-до - там на дереве гнездо.

Да-да-да, да-да-да - не ходи, Вадим, туда!

Ду-ду-ду, ду-ду-ду - Все равно туда пойду.

Ди-ди-ди, ди-ди-ди -Ты ж одетый, не ходи!

Да-да-да, да-да-да - Ой! Холодная вода!

Де-де-де, де-де-де - Вот беда! Вадим, ты где?

Ды-ды-ды, ды-ды-ды - Только слышно из воды.

Звук Ж

1. Жа-жа-жа - убежали два ежа.

2. Жу-жу-жу - ежу кофточку вяжу.

3. Хорош пирожок, внутри творожок.

4. Жи-жи-жи - под кустом живут ежи.

5. Жи-жи-жи – бегут ежи.

6. Жу-жу-жу - молока дадим ежу.

7. Жу-жу-жу – помогу ежу.

8. Жо-жо-жо – я еду на «Пежо».

9. Женя Жанне удружил: жвачку дважды одолжил.

Жи-жи-жи,жи-жи-жи в нашем доме этажи.

Жа-жа-жа,жа-жа-жа подо мной два этажа.

Жа-жа-жа,жа-жа-жа надо мной два этажа.

Же-же-же,же-же-же на каком я этаже?

Звук З

1. Зу-зу-зу - зайку моем мы в тазу.

2. У Зины козлик в корзине.

3. Лиза купила Зине корзину в магазине.

4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.

5. У Зины звонок звенит звонко.

6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.

7. За-за-за – вот идет коза.

8. За-за-за - вот летает стрекоза.

За-за-за, за-за-за - здесь привязана коза.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы - мало травки у козы.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу - отвязали мы козу.

За-за-за, за-за-за - залезает в сад коза.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу - привязали мы козу.

Зи-зи-зи,зи-зи-зи - обезьянку привези!

Зя-зя-зя, зя-зя-зя - обезьянам здесь нельзя.

Зи-зи-зи, зи-зи-зи - раз нельзя, так не вези.

Звук К

1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.

2. Ка-ка-ка – бежит река.

3. Ко-ко-ко – вижу далеко.

4, Ку-ку-ку – кукушка на суку.

5. Ку-ку-ку - взяли дети по совку.

6. Ак-ак-ак – у реки рыбак.

7. Ук-ук-ук - а в траве сидит паук.

8. Ок-ок-ок - на дворе снежок.

9. Ки-ки-ки - это кубики.

10. Ки-ки-ки - мы гуляли у реки.

Ки-ки-ки, ки-ки-ки притаились пауки.

Ка-ка-ка, ка-ка-ка муха в сетке паука.

Ки-ки-ки, ки-ки-ки нам полезны пауки

Ка-ка-ка, ка-ка-ка вы не бойтесь паука.

Звук Л

1. Лу-лу-лу- наточил Толя пилу

2. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!

3. Дед Данила делил дыню.

4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

5. Ла-ла-ла - видишь, кружится юла?

6. Лы-лы-лы – новые котлы.

7. Лу-лу-лу - купили пилу.

8. Ол-ол-ол - начинается футбол.

9. Ля-ля-ля – зеленые поля.

10. Лю-лю-лю – малину я люблю.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, все мы любим тополя.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, но от них в пуху земля.

Лю-лю-лю, лю-лю-лю, тополя и я люблю.

Звук М

1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.

2. Ом- ом-ом - слепим снежный дом.

4. Мама Милу в ванне мыла.

5. Ма-ма-ма - на дворе зима.

6. Ма-ма-ма - я поймал сома.

7. Му-му-му - молоко кому?

8. Мы-мы-мы- прочитали книгу мы.

9. Мы-мы-мы - дождались зимы.

10. Ми-ми-ми - поем ноту ми.

Звук Н

1. Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.

2. Няня нянчит Надю с Ниной.

3. На-на-на – лампа у окна.

4. Ну-ну-ну – саночки тяну.

5. Он-он-он – телефон.

6. Ан-ан-ан - мне купили барабан.

7. Ан-ан-ан - сшила мама сарафан.

8. Ин-ин-ин – магазин.

9. Ни-ни-ни – звонок, звони.

10. Ень-ень-ень – теплый день.

Звук П

1. Уп-уп-уп-уп - я готовлю папе суп.

2. Петя пилил пилой пень.

3. Пекарь пек калачи в печи.

4. Оп-оп-оп - землю роет землекоп

5. Оп-оп-оп - очень вкусный был сироп

6. Пилил Филипп полено из лип, притупил пилу Филипп.

7. Ап-ап-ап - раздается храп.

8. Ип-ип-ип - где-то слышен скрип.

Звук Р

1. Ра-ра-ра - во дворе гора.

2. Ра-ра-ра - в лес идти пора.

3. Ры-ры-ры – летят комары.

4. Ры-ры-ры - прокачусь с горы.

5. Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

6. Ру-ру-ру - взяли дети по ведру.

7. Ро-ро-ро – у вороны выпало перо.

8. Ар-ар-ар - улетает красный шар.

9. Ур-ур-ур – не гоняй кур.

10. Рю-рю-рю - на ромашку я смотрю.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра во дворе у нас гора.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру собирайте детвору.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры- покатаемся с горы.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра очень рада детвора.

Звук С

1. У Сони сани с горки едут сами.

2. Сеня в лесу встретил лису.

3. Са-са-са - на траве роса.

4. Са-са-са - у меня коса.

5. Су-су-су - заплету косу.

6. Су-су-су - тихо осенью в лесу.

7. Сы-сы-сы - есть лисята у лисы.

8. Сы-сы-сы - у меня две косы.

9. Со-со-со – у Сони колесо.

Спит спокойно старый слон,

Стоя спать умеет он.

Звук T

1. Та-та-та, та-та-та - хвост пушистый у кота.

2. Ту-ту-ту – помоги коту.

3. Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.

4. Ты-ты-ты - у куклы белые банты.

5. То-то-то – я иду в пальто.

6. От-от-от - летит в небе самолет.

7. От-от-от - испугался серый кот.

8. Ать-ать-ать – я иду гулять.

9. Еть-еть-еть – я буду петь.

10. То-то-то – стали мы играть в лото.

Звук Ф

1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.

2. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.

3. Филипп к печке прилип.

4. На фотографии у Фёдора – Федора, на фотографии у Федоры – Фёдор.

5. Фа-фа-фа - в углу стоит софа.

6. Аф-аф-аф - в замке живет граф.

7. Фе-фе-фе - он живет в Уфе.

8. Фэ-фэ-фэ - мы пойдем в кафе.

Звук Х

1. Ха-ха-ха - пышный хвост у петуха.

2.Ху-ху-ху – ели мы уху.

3. Ух-ух-ух - ходит по двору петух.

4. Ух-ух-ух - развалилась башня - бух!

5. Их-их-их – ветерок затих.

6. Ох-ох-ох – зеленый мох.

7. Хи-хи-хи – в поле пели петухи.

8. Эх-эх-эх - в скорлупе - орех.

Ха-ха-ха, ха-ха-ха - на обед у нас уха.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи - дай попробовать ухи.

Хе-хе-хе, хе-хе-хе - соль одна в твоей ухе.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи - не хочу такой ухи!

Звук Ц

1. Цы-цы-цы - есть хотят птенцы.

2. Из колодца вода льется.

3. Не велика птица синица, да умница.

4. Цу-цу-цу - дали нам по огурцу.

5. Цы-цы-цы- мы помыли огурцы.

6. Ец-ец-ец - там стоит дворец.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо курица снесла яйцо.

Цу-цу-цу, цу-цу-цу киска тянется к яйцу.

Ца-ца-ца, ца-ца-ца брысь, котенок, от яйца!

Цу-цу-цу, цу-цу-цу не пускать его к яйцу!

Цо-цо-цо, цо-цо-цо сами мы съедим яйцо.

Цы-цы-цы, цы-цы-цы отогнали? Молодцы!

Це-це-це, це-це-це вот вам сказка о яйце.

Звук Ч

1. Ча-ча-ча - сидит зайчик у врача.

2. Чу-чу-чу - врач идет к грачу.

3. Чу-чу-чу – я гулять хочу.

4. Чу-чу-чу - на скакалке я скачу.

5. Чи-чи-чи – красные кирпичи.

6. Чо-чо-чо – ох, как горячо!

7. Оч-оч-оч - я хочу помочь.

8. Шубка овечки греет лучше печки.

9. У четырех черепах по четыре черепашонка.

Ча-ча-ча-ча, - на столе горит свеча.

Чо-чо-чо-чо, - ой, как свечке горячо.

Чу-чу-чу-чу, - я подую на свечу.

Чи-чи-чи-чи, - пламя сдую у свечи.

Звук Ш

1. Нашей Маше дали мало каши.

Ша-ша-ша-ша, - наша Таня хороша.

Шо-шо-шо-шо, - поёт хорошо.

Шу-шу-шу-шу, - поёт песню малышу.

Ши-ши-ши-ши, - любят песни малыши.

Шо-шо-шо, шо-шо-шо я пишу уж хорошо.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу все, что хочешь, напишу.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши "Ешьте кашу",--напиши.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу это я уж напишу.

Звук Щ

1. Ща-ща-ща - Коля ходит без плаща.

2. Щи-щи-щи - ищем мы щавель на щи.

3. Для ухи нужны лещи, а щавель - на щи.

4. Щука проглотила щетку, щетка ей щекочет глотку.

5. Щу-щу-щу – я тебя ищу.

6. Ще-ще-ще – я в плаще.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - будем мы готовить борщ.

Ща-ща-ща, ща-ща-ща - нету свёклы для борща.

Щи-щи-щи, щи-щи-щи - приготовим лучше щи.

Щу-щу-щу, щу-щу-щу - я капусту поищу.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - не клади в кастрюлю хвощ!

Щу-щу-щу, щу-щу-щу - я морковку поищу.

Ща-ща-ща, ща-ща-ща - брат принес домой леща.

Щи-щи-щи, щи-щи-щи - поедим сначала щи.

Чистоговорка - это малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, которая заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении.

Чистоговорки используются для развития чёткой дикции у детей. Также чистоговорки помогают развить у детей фонематический слух, грамматику, словарь и связную речь.

[АРЬ] АРЬ-АРЬ-АРЬ На стене висит фонарь [БА] БА-БА-БА! БА-БА-БА! У верблюда два...горба [БЕ] БЕ-БЕ-БЕ! БЕ-БЕ-БЕ! Объявленье на...столбе [БЫ] БЫ-БЫ-БЫ! БЫ-БЫ-БЫ! Самбо – это вид...борьбы БЫ-БЫ-БЫ! БЫ-БЫ-БЫ! В лес с корзиной по...грибы [ВА] ВА-ВА-ВА! ВА-ВА-ВА Во дворе растет… траваРазвитие речи. Пальчиковые игры. [ГА] ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! Форма радуги –...дуга ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! У козла на лбу...рога ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! Есть у речки...берега ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! В ступе – бабушка...Яга [ГИ] ГИ-ГИ-ГИ! ГИ-ГИ-ГИ! Чертят циркулем...круги [ДА] ДА-ДА-ДА! ДА-ДА-ДА В доме кончилась …вода [ЖА] ЖА-ЖА-ЖА! ЖА-ЖА-ЖА! В нашем торте три...коржа ЖА-ЖА-ЖА! ЖА-ЖА-ЖА! Низкий дом в два...этажа [ЖЕ] ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ! ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ! Спят машины в...гараже [ЖИ] ЖИ-ЖИ-ЖИ! ЖИ-ЖИ-ЖИ! В прорубь прыгают...моржи ЖИ-ЖИ-ЖИ! ЖИ-ЖИ-ЖИ! Змеи добрые –...ужи ЖИ-ЖИ-ЖИ! ЖИ-ЖИ-ЖИ! Затупились все...ножи [ЖУ] ЖУ-ЖУ-ЖУ! ЖУ-ЖУ-ЖУ! Я от холода...дрожу ЖУ-ЖУ-ЖУ! ЖУ-ЖУ-ЖУ! Волк не страшен лишь...ежу [ЗА] ЗА-ЗА-ЗА! ЗА-ЗА-ЗА На лугу стоит …коза [ЛА] ЛА-ЛА-ЛА! ЛА-ЛА-ЛА! Есть у птицы два...крыла ЛА-ЛА-ЛА! ЛА-ЛА-ЛА! Подметать нужна...метла ЛА-ЛА-ЛА! ЛА-ЛА-ЛА! Над цветком жужжит...пчела ЛА-ЛА-ЛА! ЛА-ЛА-ЛА! Нам забили два...гола [ЛО] ЛО-ЛО-ЛО! ЛО-ЛО-ЛО! Едем к бабушке в...село ЛО-ЛО-ЛО! ЛО-ЛО-ЛО! В телефон кричим...«алло!» ЛО-ЛО-ЛО! ЛО-ЛО-ЛО! Снег прошел, вокруг...бело ЛО-ЛО-ЛО! ЛО-ЛО-ЛО! В шубе мне всегда...тепло [ЛУ] ЛУ-ЛУ-ЛУ! ЛУ-ЛУ-ЛУ! Кто наказан, тот в...углу ЛУ-ЛУ-ЛУ! ЛУ-ЛУ-ЛУ! Пальцы белые в...мелу ЛУ-ЛУ-ЛУ! ЛУ-ЛУ-ЛУ! Нитку вдели мы в...иглу [ЛЫ] ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ! ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ! В небесах парят...орлы ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ! ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ! Шваброй мыли мы...полы [РА] РА-РА-РА! РА-РА-РА! День вчерашний звать... вчера РА-РА-РА! РА-РА-РА! Мышкин домик звать... нора РА-РА-РА! РА-РА-РА! Кожа дерева –... кора РА-РА-РА! РА-РА-РА! Словно в Африке,.. жара РА-РА-РА! РА-РА-РА! Дым поднялся от... костра РА-РА-РА! РА-РА-РА! Стук в лесу от... топора РА-РА-РА! РА-РА-РА! Детям спички – не... игра [РО] РО-РО-РО! РО-РО-РО! У меня в руке …ведро РО-РО-РО! РО-РО-РО! У ореха есть...ядро РО-РО-РО! РО-РО-РО! Эскалатор есть в...метро РО-РО-РО! РО-РО-РО! У Мальвины друг –...Пьеро РО-РО-РО! РО-РО-РО! Потерял павлин...перо [РУ] РУ-РУ-РУ! РУ-РУ-РУ! Сосны стройные в...бору РУ-РУ-РУ! РУ-РУ-РУ! Флаги вьются на...ветру РУ-РУ-РУ! РУ-РУ-РУ! Скачет с сумкой... кенгуру [РЫ] РЫ-РЫ-РЫ! РЫ-РЫ-РЫ! Рубят бревна...топоры РЫ-РЫ-РЫ! РЫ-РЫ-РЫ! Надуваем мы...шары РЫ-РЫ-РЫ! РЫ-РЫ-РЫ! Шприц в руках у мед...сестры [ЦА] ЦА-ЦА-ЦА! ЦА! ЦА! ЦА! Есть у палки два...конца ЦА-ЦА-ЦА! ЦА! ЦА! ЦА! Есть у ножниц два...кольца ЦА-ЦА-ЦА! ЦА! ЦА! ЦА! Птица вывела...птенца [ЦЫ] ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ! ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ! Солим в бочках...огурцы [ЧА] ЧА-ЧА-ЧА! ЧА-ЧА-ЧА! Птицы нет черней...грача ЧА-ЧА-ЧА! ЧА-ЧА-ЧА! Строим дом из...кирпича [ЧИ] ЧИ-ЧИ-ЧИ! ЧИ-ЧИ-ЧИ! Отопрут замки...ключи ЧИ-ЧИ-ЧИ! ЧИ-ЧИ-ЧИ! Полотно соткут...ткачи ЧИ-ЧИ-ЧИ! ЧИ-ЧИ-ЧИ! В трубы дуют...трубачи [ЧУ] ЧУ-ЧУ-ЧУ! ЧУ-ЧУ-ЧУ! Болит зуб – иди к...врачу ЧУ-ЧУ-ЧУ! ЧУ-ЧУ-ЧУ! Свет потух – возьми...свечу ЧУ-ЧУ-ЧУ! ЧУ-ЧУ-ЧУ! Футболист бьет по...мячу [ША] ША-ША-ША! ША-ША-ША! С ложки свесилась...лапша ША-ША-ША! ША-ША-ША! Спеленали... малыша ША-ША-ША! ША-ША-ША! Нет в кармане ни...гроша ША-ША-ША! ША-ША-ША! Точим нос...карандаша [ЩА] ЩА-ЩА-ЩА! ЩА-ЩА-ЩА! Стебель вьется у...плюща [ЩИ] ЩИ-ЩИ-ЩИ! ЩИ-ЩИ-ЩИ! В дождь наденем мы...плащи ЩИ-ЩИ-ЩИ! ЩИ-ЩИ-ЩИ! Борщ без свеклы – это...щи

[АРЬ] АРЬ-АРЬ-АРЬ На стене висит фонарь [БА] БА-БА-БА! БА-БА-БА! У верблюда два...горба [БЕ] БЕ-БЕ-БЕ! БЕ-БЕ-БЕ! Объявленье на...столбе [БЫ] БЫ-БЫ-БЫ! БЫ-БЫ-БЫ! Самбо – это вид...борьбы БЫ-БЫ-БЫ! БЫ-БЫ-БЫ! В лес с корзиной по...грибы [ВА] ВА-ВА-ВА! ВА-ВА-ВА Во дворе растет… траваРазвитие речи. Пальчиковые игры. [ГА] ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! Форма радуги –...дуга ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! У козла на лбу...рога ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! Есть у речки...берега ГА-ГА-ГА! ГА-ГА-ГА! В ступе – бабушка...Яга [ГИ] ГИ-ГИ-ГИ! ГИ-ГИ-ГИ! Чертят циркулем...круги [ДА] ДА-ДА-ДА! ДА-ДА-ДА В доме кончилась …вода [ЖА] ЖА-ЖА-ЖА! ЖА-ЖА-ЖА! В нашем торте три...коржа ЖА-ЖА-ЖА! ЖА-ЖА-ЖА! Низкий дом в два...этажа [ЖЕ] ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ! ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ! Спят машины в...гараже [ЖИ] ЖИ-ЖИ-ЖИ! ЖИ-ЖИ-ЖИ! В прорубь прыгают...моржи ЖИ-ЖИ-ЖИ! ЖИ-ЖИ-ЖИ! Змеи добрые –...ужи ЖИ-ЖИ-ЖИ! ЖИ-ЖИ-ЖИ! Затупились все...ножи [ЖУ] ЖУ-ЖУ-ЖУ! ЖУ-ЖУ-ЖУ! Я от холода...дрожу ЖУ-ЖУ-ЖУ! ЖУ-ЖУ-ЖУ! Волк не страшен лишь...ежу [ЗА] ЗА-ЗА-ЗА! ЗА-ЗА-ЗА На лугу стоит …коза [ЛА] ЛА-ЛА-ЛА! ЛА-ЛА-ЛА! Есть у птицы два...крыла ЛА-ЛА-ЛА! ЛА-ЛА-ЛА! Подметать нужна...метла ЛА-ЛА-ЛА! ЛА-ЛА-ЛА! Над цветком жужжит...пчела ЛА-ЛА-ЛА! ЛА-ЛА-ЛА! Нам забили два...гола [ЛО] ЛО-ЛО-ЛО! ЛО-ЛО-ЛО! Едем к бабушке в...село ЛО-ЛО-ЛО! ЛО-ЛО-ЛО! В телефон кричим...«алло!» ЛО-ЛО-ЛО! ЛО-ЛО-ЛО! Снег прошел, вокруг...бело ЛО-ЛО-ЛО! ЛО-ЛО-ЛО! В шубе мне всегда...тепло [ЛУ] ЛУ-ЛУ-ЛУ! ЛУ-ЛУ-ЛУ! Кто наказан, тот в...углу ЛУ-ЛУ-ЛУ! ЛУ-ЛУ-ЛУ! Пальцы белые в...мелу ЛУ-ЛУ-ЛУ! ЛУ-ЛУ-ЛУ! Нитку вдели мы в...иглу [ЛЫ] ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ! ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ! В небесах парят...орлы ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ! ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ! Шваброй мыли мы...полы [РА] РА-РА-РА! РА-РА-РА! День вчерашний звать... вчера РА-РА-РА! РА-РА-РА! Мышкин домик звать... нора РА-РА-РА! РА-РА-РА! Кожа дерева –... кора РА-РА-РА! РА-РА-РА! Словно в Африке,.. жара РА-РА-РА! РА-РА-РА! Дым поднялся от... костра РА-РА-РА! РА-РА-РА! Стук в лесу от... топора РА-РА-РА! РА-РА-РА! Детям спички – не... игра [РО] РО-РО-РО! РО-РО-РО! У меня в руке …ведро РО-РО-РО! РО-РО-РО! У ореха есть...ядро РО-РО-РО! РО-РО-РО! Эскалатор есть в...метро РО-РО-РО! РО-РО-РО! У Мальвины друг –...Пьеро РО-РО-РО! РО-РО-РО! Потерял павлин...перо [РУ] РУ-РУ-РУ! РУ-РУ-РУ! Сосны стройные в...бору РУ-РУ-РУ! РУ-РУ-РУ! Флаги вьются на...ветру РУ-РУ-РУ! РУ-РУ-РУ! Скачет с сумкой... кенгуру [РЫ] РЫ-РЫ-РЫ! РЫ-РЫ-РЫ! Рубят бревна...топоры РЫ-РЫ-РЫ! РЫ-РЫ-РЫ! Надуваем мы...шары РЫ-РЫ-РЫ! РЫ-РЫ-РЫ! Шприц в руках у мед...сестры [ЦА] ЦА-ЦА-ЦА! ЦА! ЦА! ЦА! Есть у палки два...конца ЦА-ЦА-ЦА! ЦА! ЦА! ЦА! Есть у ножниц два...кольца ЦА-ЦА-ЦА! ЦА! ЦА! ЦА! Птица вывела...птенца [ЦЫ] ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ! ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ! Солим в бочках...огурцы [ЧА] ЧА-ЧА-ЧА! ЧА-ЧА-ЧА! Птицы нет черней...грача ЧА-ЧА-ЧА! ЧА-ЧА-ЧА! Строим дом из...кирпича [ЧИ] ЧИ-ЧИ-ЧИ! ЧИ-ЧИ-ЧИ! Отопрут замки...ключи ЧИ-ЧИ-ЧИ! ЧИ-ЧИ-ЧИ! Полотно соткут...ткачи ЧИ-ЧИ-ЧИ! ЧИ-ЧИ-ЧИ! В трубы дуют...трубачи [ЧУ] ЧУ-ЧУ-ЧУ! ЧУ-ЧУ-ЧУ! Болит зуб – иди к...врачу ЧУ-ЧУ-ЧУ! ЧУ-ЧУ-ЧУ! Свет потух – возьми...свечу ЧУ-ЧУ-ЧУ! ЧУ-ЧУ-ЧУ! Футболист бьет по...мячу [ША] ША-ША-ША! ША-ША-ША! С ложки свесилась...лапша ША-ША-ША! ША-ША-ША! Спеленали... малыша ША-ША-ША! ША-ША-ША! Нет в кармане ни...гроша ША-ША-ША! ША-ША-ША! Точим нос...карандаша [ЩА] ЩА-ЩА-ЩА! ЩА-ЩА-ЩА! Стебель вьется у...плюща [ЩИ] ЩИ-ЩИ-ЩИ! ЩИ-ЩИ-ЩИ! В дождь наденем мы...плащи ЩИ-ЩИ-ЩИ! ЩИ-ЩИ-ЩИ! Борщ без свеклы – это...щи

Чистоговорки используются для отработки и закрепления трудных звуков в речи, поэтому их следует использовать только тогда, когда ребенок уже может произносить правильно основной звук. Разучивая чистоговорки с ребенком старайтесь, чтобы произношение звуков было чистым, делайте это не торопясь. Для автоматизации звука, развития артикуляционной моторики, выразительности речи рекомендуется произносить чистоговорку несколько раз, выполняя при этом разные задания - произносить ее тихо, громко, с разными интонациями.

Га-га-га – у козы рога.
Гу-гу-гу – по лугу бегу.
Го-го-го – стоит вагон.

Ду-ду-ду – домой пойду.
Ды-ды-ды – попей воды.
Да-да-да – пойду сюда.

Жу-жу-жу - как-то еж пришел к ужу.
Жи-жи-жи - мне ужаток покажи.
Жу-жу-жу - я с ежами не дружу.
Жа-жа-жа - ёж уходит от ужа.

Жу-жу-жу - в зоопарк пришли к моржу.
Жа-жа-жа - испугались мы моржа.
Же-же-же - сидят птички на морже.
Жу-жу-жу - ближе подошли к моржу.
Жи-жи-жи - повернулись к нам моржи.
Жу-жу-жу - рыбку бросили моржу.
Жи-жи-жи - очень мирные моржи.
Жи-жи-жи - не страшны совсем моржи.

Жа-жа-жа – видели в лесу ежа.
Жу-жу-жу – спели песню мы ежу.
Жи-жи-жи – нас услышали ужи.
Же-же-же – приползли ужи к меже.

За-за-за – на лугу стоит коза.
Зу-зу-зу – мы увидели козу.
Зе-зе-зе – травку дали мы козе.
Зой-зой-зой – бежит козленок за козой.

Ла-ла-ла – острая пила.
Ла-ла-ла - отвесная скала.
Ла-ла-ла - маму ждут дела.
Ле-ле-ле - гнезда на скале.
Ле-ле-ле - казак сидит в седле.
Ли-ли-ли - в синем море корабли.
Ли-ли-ли - сели на мели.
Лу-лу-лу - обойдем скалу.
Лу-лу-лу - мусор на полу.
Лы-лы-лы - сели слева от скалы.
Ло-ло-ло - в лодке есть весло.
Ло-ло-ло - всадник сел в седло.
Лю-лю-лю - мамочку люблю.
Лю-лю-лю - соломку постелю.
Ля-ля-ля - мачта корабля.
Ля-ля-ля - в книге есть поля.

Ма-ма-ма – я сама.
Ми-ми-ми – меня за руку возьми.
Мо-мо-мо – мы идем в кино.
Ма-ма-ма – все я делаю сама.
Му-му-му – в руки букву я возьму.
Мы-мы-мы – ждем зимы.
Ом-ом-ом – строим дом.

Ра-ра-ра - в школу мне пора.
Ра-ра-ра - дети нашего двора.
Ре-ре-ре - игры во дворе.
Ре-ре-ре - читаем детворе.
Ри-ри-ри – на орехи посмотри.
Ро-ро-ро – у орехов есть ядро.

Ри-ри-ри - чисто говори.
Ри-ри-ри - на ветках снегири.
Ро-ро-ро - легкое перо.
Ро-ро-ро - на полу ведро.
Ры-ры-ры - стихи для детворы.
Ры-ры-ры - фишки для игры.
Ру-ру-ру - развлекаем детвору.
Ру-ру-ру - гуси ходят по двору.
Ря-ря-ря - алая заря.
Ря-ря-ря - накормим снегиря.
Рю-рю-рю - рисую я зарю.
Рю-рю-рю - игрушки подарю.
Ар-ар-ар - из кастрюли валит пар.
Ар-ар-ар - у больного жар.
Ор-ор-ор - разгорелся спор.
Ор-ор-ор - выметаем сор.
Ир-ир-ир - роту строит командир.
Ир-ир-ир - во дворе устроим пир.

Сы-со-са – на бумаге полоса.
Су-са-сы – у девчушки две косы.
Сы-су-со – покатилось колесо.
Са-со-су – маме я цветы несу.
Ас-ас-ас - бегут детишки в класс.
Ас-ас-ас - сладкий ананас.
Ос-ос-ос - в классе много ос.
Ос-ос-ос - на столе кокос.
Ус-ус-ус - Саша любит мусс.
Ус-ус-ус - малыш совсем не трус.
Ес-ес-ес - сани едут в лес.
Ес-ес-ес - каков у штанги вес?
Ыс-ыс-ыс - коты бегут от крыс.
Ыс-ыс-ыс - Соня, пей кумыс.

Ча-ча-ча – наша каша горяча.
Чо-чо-чо - у меня болит плечо.
Чу-чу-чу - раз болит – иди к врачу.
Чу-чу-чу - нет, к врачу я не хочу.
Ча-ча-ча - буду плакать у врача.
Чи-чи-чи - помогают нам врачи.
Чу-чу-чу - коли так, пойду к врачу.

Чу-чу-чу - посадили алычу.
Ча-ча-ча - и вот поспела алыча.
Чу-чу-чу - собираем алычу.
Чо-чо-чо - подставляй свое плечо.
Чи-чи-чи - сварили сок из алычи.
Ча-ча-ча - всем так полезна алыча.

Ча-ча-ча – снял пушинку я с плеча.
Чу-чу-чу – днем и ночью я молчу.
Чи-чи-чи – везу на стройку кирпичи.
Чу-чу-чу – никогда я не кричу.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
Выходи из камыша.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что же шепчут камыши?

Шу-шу-шу, шу-шу-шу
Я письмо тебе пишу.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
И пишу я не спеша.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо
У меня все хорошо.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
Мама нянчит малыша.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо
Помогаю с малышом.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Забочусь о малыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
У тебя как – напиши.

Ша-ша-ша – в камыше нашла мыша.
Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо.
Ши-ши-ши – ее любят малыши.
Шу-шу-шу – шишки мышке я сушу.

Ще-ще-ще – в дождик мы идём в плаще.

Ща-ща-ща - дождь идет – я без плаща.
Ще-ще-ще - нет дождя, а я в плаще.
Щу-щу-щу - я тебя не отыщу.
Щи-щи-щи - ты иди, меня ищи!
Щу-щу-щу - вот теперь-то отыщу.

Ощ-ощ-ощ - будем мы готовить борщ.
Ща-ща-ща - нету свеклы для борща.
Щи-щи-щи - приготовим-ка мы щи.
Щу-щу-щу - я капусту поищу.
Ощ-ощ-ощ - не клади в кастрюлю хвощ!
Щу-щу-щу - я морковку поищу.
Ща-ща-ща - брат принес домой леща.
Щи-щи-щи - поедим сначала щи.

Спасибо за комментарии!

Звук Б 1. Бредёт бобёр С бревном устало - Бревно бобру бока намяло. 2. Все бобры для своих бобрят добры. 3. Боровик растет в бору, боровик беру в бору. 4. В бидоне не бетон, в бидоне не батон, в бидоне не бутон. 5. Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, выбалтывала, выбалтывала, да не выболтала. 6. Идут бобры во сыры боры. Бобры храбры, для бобрят добры. 7. В букваре у Буратино брюки, булка и ботинок. 8. Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была. 9. Шёл по улице бычок. Смотрит: мусорный бачок! Куда бычку податься? Перевернул бычок бачок: Потом улёгся на бочок: Лежит бычок на бочке - Лежит бачок на бычке. Звук В 1. Я во двор вела вола, за рога вела вола, а вол в огород меня завел. 2. Воробья врачи спасли, в вертолет его внесли. Вертолет вертел винтами, волновал траву с цветами. 3. Ва-ва-ва,ва-ва-ва вот высокая трава. Вы-вы-вы,вы-вы-вы даже выше головы. Ве-ве-ве,ве-ве-ве васильки видны в траве. Ву-ву-ву,ву-ву-ву -Васильков букет нарву. 4. Из окошка видит Вова: Подошла к пруду корова. И нахмурил брови Вова, Глаз не сводит он с пруда: Выпьет воду всю корова- Где купаться мне тогда? 5. У девчонки, у Варюшки потерялись варежки. Помогали две Валюшки искать Варе варежки. 6. Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка, в этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка. 7. Водовоз вез воду из-под водопровода. 8. Верзила Вавила весело ворочал вилы. 9. Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот. 10. Ва-ва-ва, ва-ва-ва - вот высокая трава. Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы. Ве-ве-ве, ве-ве-ве - васильки видны в траве. Ву-ву-ву, ву-ву-ву - васильков букет нарву. Звук Г 1. Шел гуськом гусак с гусаком. Смотрит свысока гусак на гусака. Ой, выщиплет бока гусак у гусака. 2. В огороде рос горох, а за речкой - гречка. Старый наш козел Тимоха в огороде рвал горох, гречку рвал за речкой. 3. Груша гусениц не любит, грушу гусеница губит. 4. Глядят грачата на галчат, глядят галчата на грачат. 5. На иве галка, на берегу – галька. 6. Ехал Грека через реку. Видит Грека – в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку – цап. 7. На горе гогочут гуси, под горой огонь горит. 8. Груздь на солнце греет бок. В кузовок иди, грибок! 9. Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, прививки делать им пора для укрепления пера!» 10. Купили Егорке салазки для горки. Всю зиму Егорка катался на горке. 11. В перелеске у пригорка собирал грибы Егорка. 12. Галка села на палку, палка ударила галку. 13. Отыскал на кухне угол, с головой забрался в уголь. 14. Голубь, гусь и галка - вот и вся считалка. 15. Ги-ги-ги,ги-ги-ги Гена, маме помоги. Га-га-га,га-га-га у меня болит нога. Гу-гу-гу,гу-гу-гу мыть посуду не могу. Ги-ги-ги,ги-ги-ги не гуляй из-за ноги. Гу-гу-гу,гу-гу-гу вот гулять-то я могу. Га-га-га,га-га-га не болит уже нога. Звук Д 1. Дед Данила делил дыню: дольку - Диме, дольку - Дине. 2. Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил. 3. Ехал в санках Дёма к дому. Повстречала дрёма Дёму, одолела Дёму дрёма, дремлет Дёма возле дома. 4. Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел. 5. Один Дима дома, но Дима дома не один. Дома один Дима и два Вадима. 6. На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова на траве двора. 7. Стоит гора посреди двора, на дворе – трава, на траве – дрова. 8. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три двора. Отвори, Варвара, ворота, у двора на траве коли дрова. 8. Дождик, дождик, не дожди! Дождик, дождик, подожди! Дай дойти до дому Дедушке седому! 9. Дятел, дятел - наш приятель Дуб долбит, как долотом. Помоги нам, дядя дятел, Для скворцов построить дом. Звук Ж 1. Хорош пирожок, внутри творожок 2. Мужа жена обожать должна 3. Журавль дружил бы с жабой, кабы желал бы дружбы этой жабы. 4. В живом уголке жили ежи да ужи. 5. Слишком много ножек у сороконожек. 6. Задрожали зайки, увидев волка на лужайке. 7. Лежебока, рыжий кот, отлежал себе живот. 8. Жук жуку жужжал: « Жжжу - жжжу. Я с ежом давно дружу…» 9. Над Жорой жук, кружа, жужжит. От страха Жора весь дрожит. Зачем же Жора так дрожит? Совсем нестрашно жук жужжит. 10. Жу-жу-жу, жу-жу-жу В зоопарк пришли к моржу. Жа-жа-жа, жа-жа-жа Испугались мы моржа. Же-же-же, же-же-же Сидят птички на морже. Жу-жу-жу, жу-жу-жу Ближе подошли к моржу. Жи-жи-жи, жи-жи-жи Повернулись к нам моржи. Жу-жу-жу, жу-жу-жу Рыбку бросили моржу. Жи-жи-жи, жи-жи-жи Очень мирные моржи. 11. Жа-жа-жа-,жа-жа-жа тут ежата у ежа. Жу-жу-жу,жу-жу-жу как-то уж пришел к ежу. Жи-жи-жи-,жи-жи-жи мне ежаток покажи. Жу-жу-жу,жу-жу-жу я с ужами не дружу. Жа-жа-жа,жа-жа-жа уж уходит от ежа. 12. Испугались медвежонка Ёж с ежихой и с ежонком, Чиж с чижихой и с чижонком, Стриж с стрижихой и с трижонком. Звук З 1. Лиза купила Зине корзину в магазине. 2. У маленькой Зины зайка спит в корзине. 3. У Зины много забот, заболел у зайки живот. 4. Зимним утром от мороза на заре звенят березы. 5. Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет. 6. Зоиного зайку зовут Зазнайка. 7. Зеленая береза стоит в лесу, оя под березой поймала стрекозу. 8. Соня Зине принесла бузину в корзине. 9. Зря Захар козла дразнил – козел задиру не забыл 10. Встретиться Змей и Змея захотели. Встретиться Змей и Змея не сумели. Змей в облаках, а Змея на земле. Надо бы Змею спуститься к Змее. 11. Знать бы, зачем залилась спозаранку в зарослях зелени крошка-зарянка Знать бы, зачем, заглядевшись в зенит, звонко и весело зяблик звенит? Знать бы, зачем зашуршала змея? Знать бы, зачем зеленеет земля? Знать бы... 12. В звезде найдёшь ты букву «з», И в золоте, и в розе, В земле, в алмазе, в бирюзе, В заре, в зиме, в морозе. Звук К 1. Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке. 2. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. 3. Клала Клава лук на полку,Кликнула к себе Николку. 4. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон.Как в капюшоне он смешон! 5. Клубок упал на пол, кот катал клубок. 6. У Кондрата куртка коротковата. 7. Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски. Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать. 8. Ка-ка-ка,ка-ка-ка вот течет река Ока, Ко-ко-ко,ко-ко-ко там рыбак недалеко. Ке-ке-ке,ке-ке-ке ловит рыбу на Оке. Ку-ку-ку,ку-ку-ку нет удачи рыбаку. Ки-ки-ки, ки-ки-ки -помогите,рыбаки! Ку-ку-ку,ку-ку-ку вот подмога рыбаку. Ко-ко-ко-,ко-ко-ко рыба ловится легко. Ка-ка-ка,ка-ка-ка есть улов у рыбака. Звук Л 1. На мели мы налима ловили. 2. Палку толкал лапой Полкан. 3. Коля колья колет, Поля поле полет. 4. Лена искала булавку, а булавка упала под лавку. 5. Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли. Но щенок породы колли убежал от Поли в поле. 6. Корили Кирилла: «Не дразни гориллу!» Корили гориллу: "Не дразни Кирилла!» 7. Лара для Леры брала эклеры. С кремом эклеры у Лары и Леры. 8. Есть у Ляли кукла Леля. Леля сделана из льна – Ляле нравится она. 9. Не жалела мама мыла, Мама Милу мылом мыла. Мила мыло не любила, Но не ныла Мила. Мила - молодчина! 10. На лугу под лопухом у лягушки летний дом, А в болоте лягушачьем у неё большая дача. 11. Лайка с болонкой лаяли звонко. Иволга долго пела над Волгой. 12. Валя на проталинке намочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на завалинке. Звук М 1. Марина грибы мариновала, Марина малину перебирала. 2. Кот молоко лакал, а Миша мыло искал. 3. Вы малину мыли ли? - Мыли, но не мылили. 4. Маша - малышка, у Маши пустышка 5. Мёд медведь в лесу нашел, мало мёду много пчел. 6. Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. 7. Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила. 8. Маленькая болтунья молоко болтала, болтала да не выболтала. 9. Наши руки были в мыле, мы посуду мыли сами, помогали нашей маме. 10. Макар макал макароны в молоко, а макака макала Макара в реку. 11. Милая Мила мылась мылом. Намылилась, смыла – так мылась Мила. 12. Козел-мукомол, кому муку молол? А кому не молол? - От того, кому молол, получал пироги; от того, кому не молол, получал тумаки. Звук Н 1. Няня нянчит Надю с Ниной. 2. Нашего пономаря никто не перепономарит, а наш пономарь всех перепономарит. 3. Борона боронила неборонованное поле. 4. Ан-ан-ан - шел домой баран. 5. Но-но-но – у нас темно. 6. На-на-на – стоит стена. 7. Ну-ну-ну - саночки тяну. 8. Горюет норка у горы – Не добраться до норы. На горе у норки норка – Не доступна норке норка. Звук П 1. Пекарь пек калачи в печи. 2. У Потапа не пяток пяток - пяток опяток; а у питона – ни опяток, ни пяток. 3. Кота Потап по лапе хлопал, и от Потапа кот утопал. 4. Про пестрых птиц поет петух, про перья пышные, про пух. 5. Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!» Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!» 6. П, П, П! – пускает пар Полный чая самовар. Каша на плите пыхтит, Из-под крышки пар летит. Паровоз пары пускает, Путь по рельсам пробегая. Плавно по реке плывет, Паром пышет пароход… 7. У Любашки- шляпка, У Полюшки- плюшка, У Павлушки- шлюпка, У Илюшки- клюшка. 8. Наша острая пила – Не пила, а пела. Не пила, не ела, Ни разу не присела. Звонко пела, как могла, Развеселая пила. 9. Шли три пекаря, три Прокопия пекаря, Три Прокопьевича; говорили про пекаря, Про Прокопия пекаря, про Прокопьевича. Звук Р 1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке. 2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка. 3. Проворонила ворона вороненка. 4. Приготовила Лариса для Бориса суп из риса. 5. Марина малину перебирала, Арина грибы мариновала. 6. Рубили дроворубы сыры дубы на срубы. 7. Ромка ранил рогаткой рябчика. 8. Кран обходится без рук, Вместо рук у крана крюк. 9. У Вари на бульваре варежки пропали, Воротилась Варя вечером с бульвара, И нашла в кармане варежки Варвара. 10. Сорок сорок для своих сорочат Сорок сорочек, не ссорясь строчат. Сорок сорочек прострочены в срок - Сразу поссорились, Сразу поссорились, Сразу поссорились сорок сорок. Звук С 1. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня. 2. Сидели, свистели семь свиристелей. 3. Саша любит сушки, Соня – ватрушки. 4. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. 5. Села Олеся, с печи ноги свеся, не смейся, Олеся, а на печи грейся. 6. У Саньки новенькие санки. 7. Ах, вы, сени, сени, сени Вышел в сени сонный Сеня. И в сенях споткнулся Сеня, И кувырк через ступени. 8. Сосулька испугалась высоты, Сосулька от испуга стала плакать; И потому опять настала слякоть. 9. Соня, погляди в окно, Сколько снегу нанесло! И в лесу, и в саду Сосны, ели - всё в снегу. 10. Сосать сосульку-вот беда!- нам строго запрещается. Но почему она тогда сосулькой называется? 11. Пёс лису учуять смог - Сразу подал голосок. Унеслась лиса в лесок - Сала дали псу кусок. Звук T 1. Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетёрка с тетеревятками в лесу на ветке. 2, Ткёт ткач ткани на платье Тане. 3. Где растяпа да тетеря – там не прибыль, а потеря. 4. В печурке – три чурки, три гуся, три утки. 5. У Тани тайна, это Танина тайна, И Таня таит эту тайну. 6. Картина опутана паутиной, на картине Лилипуты в паутине. 7. Токарь в коротайке окоротал таратайку. 8. Толком толковать, да без толку расперетолковывать. 9. Только Таня утром встанет, танцевать Танюшу тянет. Что тут долго объяснять! – Таня любит танцевать. Звук Ф 1. Наш Филат не бывает виноват. 2. Филипп к печке прилип. 3. У Фани – фуфайка, у Феди – туфли. 4. Михаил играл в Футбол, он забил в ворота гол. 5. Флот плывет к родной земле, флаг на каждом корабле. 6. У Фадея дафнии. 7. Филя в фильме – фельдфебель. 8. У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча. 9. На фотографии у Федора – Федора, на фотографии у Федоры – Фёдор. 10. В огороде Фёкла ахала и охала: уродилась свёкла не на грядке, около. Жалко Фёкле свёклу. Жаловалась Фёкла: "Заблудилась свёкла!" 11. Жил в горах волшебник Феликс С буквой Ф и птицей Феникс. Зажигал фонарик Феликс, Загоралась птица Феникс. Звук Х 1. Вкусная халва мастеру хвала. 2. Прохор и Пахом ехали верхом. 3. Муха-горюха села на ухо. 4. Хороша будет уха. 5. На Тихоне хитон. 6. Хорь мохнатый, а Михей лохматый. 7. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: «ха-ха-ха-ха-ха!» 8. Был саду переполох – там расцвел чертополох. Чтобы сад твой не заглох, пропололи чертополох. 9. Хотим поехать на оленях, архарах, буйволах, тюленях, тапирах, Леопардах, львах, верблюдах, мулах и волнах. 10. Хлопотун-хлопотун и хлопотунья-хлопотунья хлопотали и хохотали. 11. Ха-ха-ха, ха-ха-ха - есть у нас два петуха. Хи-хи-хи, хи-хи-хи - всё дерутся петухи. Ху-ху-ху, ху-ху-ху - клювы все у них в пуху. Хи-хи-хи, хи-хи-хи - хватит драться, петухи! Ха-ха-ха, ха-ха-ха - без хвостов два петуха. 12. Ха-ха-ха, ха-ха-ха - на обед у нас уха. Хи-хи-хи, хи-хи-хи - дай попробовать ухи. Хе-хе-хе, хе-хе-хе - соль одна в твоей ухе. Хи-хи-хи, хи-хи-хи - не хочу такой ухи! Звук Ц 1. Не велика птица синица, да умница. 2. Бегают две курицы прямо на улице. 3. В цветнике цветут цветы. 4. В теплице у цветовода цвели гиацинты, купальницы, цикломены, ценарарии и циннии. 5. В цветнике у цветовода цветут гиацинты и циннии. 6. Летит скворец: зиме конец. 7. Цыпленок пьет из блюдца воду. 8. Ученица-озорница получила единицу. 9. Цыпленок цапли цепко цепляется за пень. 10. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. 11. В цирке не циркуляры и циркули, в цирке тигрицы, львицы и медведицы. 12. Лекции доцента – о локации. 13. Огурцы-молодцы зеленобелогубы. 14. На оконце у бойца-македонца копьецо. 15. Отец деда – дед отца, дед отца – отец деда. Звук Ч 1. У четырех черепашек по четыре черепашенка 2. Чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали. 3. На верхушке каланчи день и ночь кричат грачи. 4. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. 5. Течет речка, печет печка. 6. В четверг четвертого числа В четыре с четвертью часа Четыре черненьких чертенка Чертили черными чернилами чертеж. 7. Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая. Черепаха всех смешит, потому что не спешит. А куда спешить тому, кто всегда в своем дому. 8. Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход, В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота! Звук Ш 1. Шерсть в кудряшках у барашка. 2. В ночной тиши у камыша чуть слышны шорохи ужа. 3. Дали Глаше простокваши, а у Глаши – каша. 4. Саша шапкой шишки сшиб. 5. Сшила Саша Сашке шапку. 6. Шапка да шубка – вот весь Мишутка. 7. Шишки на сосне, шашки на столе. 8. В ложке у Антошки кашки немножко, а у Тимошки в ложке немножко картошки. 9. Пляшут мышки-шалунишки, Кто на чашке, кто на крышке. Тише, тише, тише, мышки, Не мешайте спать братишке. 10. Сшили штанишки плюшевому мишке На штанах - кармашки, на кармашках - пряжки Звук Щ 1. Волки рыщут, пищу ищут. 2. Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке. 3. Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля. 4. Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей. 5. Этой щеткой чищу зубы, этой щеткой – башмаки. Этой щеткой чищу брюки, все три щетки мне нужны. 6. Щука проглотила щётку, щётка ей щекочет глотку. - Удивительное дело! Что же я за рыбку съела?

Чистоговорки и стихи специально написаны и разработаны для малышей, которые только начали говорить, либо хотят говорить, но их нужно еще подтолкнуть. Этот материал, который я собрала, подобран так, чтобы каждое слово в чистоговорках и стихотворениях малыш смог произнести сам...

У Ани синий мяч

А-а-а-у меня болит нога

А-а-а-шире ротик, детвора

Бу-бу-бу взяли мы с собой трубу

Ба-ба-ба у меня есть новая труба

Бы-бы-бы теперь нет у нас трубы

Бы-бы-бы - иду в лес я по грибы

Ва-ва-ва выросла у нас трава

Ва-ва-ва - вышла мышка и сова

Вы-вы-вы нет нисколечко травы

Ву-ву-ву соберём мы всю траву

Ви-ви-ви за веревочку скорей тяни

Ве-ве-ве Вера сидит на траве

Гу-гу-гу сейчас я Гале помогу

Гу-гу-гу - я гуляю на лугу

Гу-гу-гу гуси сели на лугу

Гу-гу-гу - хорошо на берегу

Га-га-га здесь зеленые луга

Га-га-га дайте Гале пирога

Ги-ги-ги Машенька, скорей беги

Ги-ги-ги - за шаром быстрей беги

Ги-ги-ги мы поели пироги

Да-да-да - у меня стоит вода

Да-да-да - буду строить города

Да-да-да - горяча эта вода

Ды-ды-ды - вот не стало и воды

Ды-ды-ды - на снегу видны следы

Ду-ду-ду за водой скорей пойду

Ду-ду-ду - я рыбачу на лугу

Ду-ду-ду - я домой теперь пойду

Ду-ду-ду - в лес по ягоды иду

Ду-ду-ду - в зоопарк скорей пойду

До-до-до - там на дереве гнездо

Жа-жа-жа мы нашли вот здесь ежа

Жи-жи-жи - под кустом сидят ежи

Жу-жу-жу - молока дадим коту

Жу-жу-жу помогу ка я ежу

За-за-за в огороде живёт коза

За-за-за - летает рядом стрекоза

За-за-за - у куклы карие глаза

Зе-зе-зе - верхом едет на козе

Зу-зу-зу - вот я яблоки везу

Зу-зу-зу - накормлю ка я козу

Зу-зу-зу не боюсь теперь козу

Зы-зы-зы язык длинный у козы

Зи-зи-зи резину к деду привезли

И-и-и-ротик к ушкам потяни

И-и-и- ну-ка смирно ты сиди

И-и-и- нашу песенку тяни

Ай-ай-ай поскорей бы месяц май

Уй-уй-уй ветер, ну-ка ты подуй

Ой-ой-ой забери меня с собой

Ой-ой-ой - скачет заинька косой

Эй-эй-эй воды скорей попей

Ка-ка-ка всё бежит-бежит река

Ко-ко-ко сижу и вижу далеко

Ку-ку-ку кукушка села на суку

Ку-ку-ку - кричит петух ку-ка-ре-ку

Ак-ак-ак у реки сидит рыбак

Ак-ак-ак - расцветает в поле мак

Ук-ук-ук - а в траве сидит паук

Ки-ки-ки - это кубики мои

Ок-ок-ок - на дворе идёт снежок

Ки-ки-ки - мы гуляли вдоль реки

Ла-ла-ла вот лопата и пила

Ла-ла-ла - не забьете мне гола

Ла-ла-ла - а вот кружится юла

Ла-ла-ла - вот машинку я нашла

Ло-ло-ло у меня теперь тепло

Лы-лы-лы теперь новые котлы

Лу-лу-лу - купили новую пилу

Лу-лу-лу - заведу ка я юлу

Ал-ал-ал - деда сказку мне читал

Ал-ал-ал темный, серый тот подвал

Ал-ал-ал - мяч в ворота не попал

Ол-ол-ол теперь вымыли мы пол

Ул-ул-ул новый мы купили стул

Ол-ол-ол - вот начинается футбол

Ул-ул-ул - ветерок слегка подул

Ил-ил-ил вот полы и я помыл

Ул-ул-ул - зимний лес теперь уснул

Ил-ил-ил - в барабан я сильно бил

Олка-Олка у Володи лежит иголка

Алка-Алка у Володи в руках Галка

Улка-Улка у Володи спрятана булка

Илка-Илка у Володи рядом вилка

Ля-ля-ля вот зеленые поля

Наша Катя ещё мала

Ле-ле-ле еле еду на осле

Ли-ли-ли малину мы с собой несли

Лю-лю-лю малину я очень люблю

Скороговорки появились очень давно. Существуют они у многих народов. Разумеется, придумывались скороговорки не для развития речи и не для обучения. Изначально их функция была исключительно развлекательной. Во время праздников или народных гуляний люди просто собирались вместе и пытались быстро произнести сложные фразы с повторяющимися звуками. Звучало это забавно. Всем было весело.

Однако со временем основная задача скороговорок изменилась. Сейчас первоочередное значение имеет развивающая функция скороговорок. Хотя и развлекательный фактор сохранился. Ведь работать с данным вариантом народного творчества детям весело и интересно.

Что же такое скороговорка? Чаще всего – это небольшой стишок или фраза с большим количеством труднопроизносимых слов или сочетаний звуков, которые нужно проговаривать не только правильно, но и быстро. Именно благодаря этому и происходит развитие речи. Ребёнок учится владеть своим языком, привыкая быстро и чётко произносить даже сложные сочетания звуков.

В чём отличие детских скороговорок от прочих развивающих речь упражнений

Изначально не было различия между скороговорками и чистоговорками. Однако современные логопеды стали чётко различать два этих понятия. Чистоговорки используют в основном для отработки правильной дикции. Их необязательно говорить быстро. Главное, правильно и чётко проговаривать все звуки.

Скороговорки условно делятся на взрослые и детские. Отличия в них совсем незначительные. Для ребёнка важно, чтобы фраза имела определённый смысл и была весёлой. В противном случае он просто откажется её повторять, поскольку не будет понимать о чём этот «стишок» или ему будет откровенно скучно.

Польза скороговорок

Главная польза скороговорок заключается в том, что они способствуют развитию речевого аппарата. В результате маленький человечек начинает говорить более понятно, выразительно и чётко. Однако это не единственный плюс подобных упражнений.

Как это ни парадоксально, но скороговорки учат детей говорить более медленно, проговаривая окончания слов. Действительно, в большинстве случаев ребёнку нужно не только быстро повторить фразу, но и чётко проговорить все слоги, иначе получится бессмыслица. Благодаря этому дети и учатся «не съедать» концовки слов.

Скороговорки хорошо развивают память. Ведь малышам приходится их заучивать. Более того, произнося скороговорку, ребёнок осмысливает сказанное, а также сопоставляет между собой различные словосочетания. А это тоже очень хороший навык.

Помимо этого, в процессе изучения скороговорок ребёнок привыкает слушать других людей. Ведь очень сложно понять скороговорку, если не концентрировать внимание на сказанном. Этот навык очень пригодиться будущим школьникам, чтобы быть собранным, слушать и понимать учителя.

Ну, и наконец, игра со скороговорками – это просто весело. Очень забавно слышать свои и чужие ошибки в путь и труднопроизносимых, но достаточно простых по смыслу фразах. Такое времяпрепровождение в формате родитель + ребёнок будет очень полезным для будущих взаимоотношений.

Ну и наконец, играть со скороговорками можно где угодно: дома, по дороге в садик и даже в дальней поездке. Уместно будет такое развлечение и на любом детском празднике. Дошколята, да и школьники, с удовольствием втягиваются в подобные забавы.

Как правильно работать со скороговорками

Сейчас скороговорки в своей работе активно используют логопеды. Но это совсем не значит, что родители не могут заниматься с ребёнком самостоятельно. И при этом совсем не обязательно, чтобы у ребёнка наблюдались проблемы с речью. В любом случае дополнительная тренировка речевого аппарата лишней не будет.

Когда уже можно начинать учить скороговорки? Да практически в любом возрасте. Как только ребёнок научился более-менее говорить, ему уже можно зачитывать эти короткие и весёлые стишки. Сначала все слова надо проговаривать очень чётко и медленно, чтобы ребёнок понял, как правильно нужно произносить слова. Постепенно малыш втянется в процесс и начнёт повторять скороговорки за мамой или папой, а потом уже будет рассказывать их без особого труда, причём по памяти.

Кстати, заставлять маленького человечка повторять скороговорки не стоит. Он и сам это начнёт делать, как только поймёт суть игры. При этом задача родителей создать весёлую атмосферу. Тогда малыш быстрее втянется в процесс. А чтобы ребёнку было ещё интереснее, его можно попросить делать хлопок после произнесения каждого слога или «отстукивать» слоги мячиком.

Но это всё общие правила. Если же перейти от слов к практике, то работу со скороговорками можно разбить на несколько отдельных этапов:

  1. Выучить скороговорку . Для этого её надо произносить медленно, чётко проговаривая как гласные, так и согласные звуки. Важно, чтобы ребёнок не просто запомнил все слова стишка или фразы, но и научился повторять их абсолютно правильно.
  2. Правильная артикуляция . После завершения процесса заучивания можно переходить к следующему – безголосому этапу. Для этого надо также медленно и чётко повторять скороговорку, но беззвучно. При этом артикуляционный аппарат (язык, губы и зубы) должны работать. Задача данного упражнения добиться правильной артикуляции.
  3. Шептание . Этот этап тоже не требует быстрого произношения. В данном случае проговаривать скороговорку нужно шёпотом. При этом задача родителей – отследить, чтобы ребёнок именно шептал, а не «шипел». Все слова должны произнеситься чётко и разборчиво.
  4. Медленное повторение . Теперь можно и приступить к повторению скороговорки по памяти в полный голос. Однако торопить ребёнка не следует. Пусть сначала научится проговаривать заданную фразу медленно, но качественно.
  5. Интонационные изменения . Это один из самых весёлых этапов. Ребёнку надо предложить проговаривать скороговорку с разными интонациями, например: в вопросительной или восклицательной формах, весело или грустно, задумчиво или агрессивно, напевая или на разные голоса. Детям нравится такая игра. Кстати, на этом этапе скорость произношения тоже не важна. Главное, научить ребёнка пользоваться своим голосом.
  6. Непосредственно скороговорка . И вот только теперь можно приступать к быстрому проговариванию. Тут заданий можно придумать очень много, например: кто быстрее проговорит скороговорку без ошибок или повторить фразу без запинки три-четыре раза подряд и т.д.

Работа над отдельными звуками

Скороговорки бывают разные, но все они имеют одну цель – отработку какого-либо конкретного звука. Конечно, если ребёнку надо поработать над дикцией, то работать можно с любыми произведения данного вида народного творчества.

Однако при выявлении проблем в произношении какого-то определённого звука, упор нужно делать на него. Кстати, скороговорки могут быть полезны и при работе с произношением при изучении иностранного языка. К счастью, подобные речевые забавы до сих пор «в ходу» не только у русского народа.

Скороговорки для развития речи детей от 4 до 12 лет

Для детей 4-5 лет

В этом возрасте большинство детей испытывает проблемы с произношением звуков [р], [л] и [л’], а также с шипящими [ш] и [с]. Поэтому наиболее подходящими скороговорками для этого возраста являются:

Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку греку цап.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Карл украл у Клары кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

Коля колья колет. Поля поле полет.

Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

На горе Арарат растет крупный виноград.

На дворе трава, на траве дрова, на дровах детвора.

Проворонила ворона воронёнка.

У мыши в норке сыра корка.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Для детей 5-6 лет

Обычно в 5-6 лет дети достаточно хорошо справляются со всеми звуками. Однако над дикцией большинства из них надо поработать. А в этом помогут такие скороговорки:

Баран буян залез в бурьян.

Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.

Купила бабуся бусы Марусе.

Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить.

Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.

Оса боса и без пояса.

Петр Петрович, по прозванью Перепелович, приручил перепелку. Перепелка принесла Петру Петровичу Перепеловичу перепелят.

У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

Для детей 7-8 лет

В принципе, скороговорки для детей старшего возраста тоже в большей степени рассчитаны на совершенствование дикции. Единственное их отличие – увеличение сложности:

Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса порвали в драке альбатросы.

Ёжик ёжится у ёлки: укололся об иголки. Ёлка ёжится, дрожа: укололась об ежа.

Красный краб кричит УРА! Резать торт пришла пора.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Мила мыла мишку мылом. Мила мыло уронила. Уронила Мила мыло. Мила мишку не домыла.

По дороге топал Топаль, Топаль топал в Севастополь. Ну а рядом топал Сева, Топаль справа, Сева слева.

Рисовала Лариса акварелью нарциссы. Георгины гуашью рисовала Наташа.

Саша шапкой шишку сшиб.

Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Три чёрных котёнка у Тёмки-кротёнка стащили три тонких картонки в потёмках.

Для детей 9-10 лет

Если для дошколят и совсем младших школьников используются простые и чаще всего короткие стишки. То школьникам постарше можно предложить выучить и проговорить сложные и забавные словосочетания или практически полноценные стихотворения:

Говорит попугай попугаю:

– Я тебя, попугай, попугаю!

Отвечает ему попугай:

– Попугай, попугай, попугай!

Граф Тото играет в лото,

А графиня Тото знает про то,

Что Граф Тото играет в лото,

Если бы граф Тото знал про то,

Что графиня Тото знает про то,

Что граф Тото играет в лото,

То б граф Тото никогда бы в жизни

Не играл бы в лото.

Ежели вы не жили возле ежевичника,

Но ежели вы жили возле земляничника,

То значит, земляничное варенье вам привычное

И вовсе не привычное варенье ежевичное.

Ежели вы жили возле ежевичника,

То значит, ежевичное варенье вам привычное,

И вовсе не привычное варенье земляничное.

Но ежели вы жили возле ежевичника,

И ежели вы жили возле земляничника,

И ежели вы времени на лес не пожалели,

То значит, преотличное варенье ежевичное,

Варенье земляничное вы ежедневно ели.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Нет абрикоса, кокоса, редиса,

Палтуса, уксуса, кваса и риса,

Компаса нет, баркаса и троса,

Термоса, пресса, индуса-матроса,

Баса нет, вкуса, веса и спроса,

Нет интереса – нет и вопроса.

Сиреневенький глазовыколупыватель с полувыломанными ножками.

Триста тридцать три корабля лавировали, лавировали, да и не вылавировали.

Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться,

Уж уж от ужаса стал уже,

Не ешь ужица ужа-мужа,

Без ужа-мужа будет хуже.

Четыре черненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно четко.

Четыре черных коня чёрту совсем не чета в четвёртый четверг ноября.

Для детей 10-12 лет

Для тренировки ребят ещё более старшего возраста можно вводить скороговорки, состоящие из абстрактных понятий:

Скороговорун скороговорил: все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Но заскороговорившись, все-таки выскороговорил: все скороговорки перескороговоришь, перевыскороговоришь.

Жили-были три китайца – Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,

И еще три китаянки – Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.

Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,

Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.

Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой – Шах,

У Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой – Шах-Шарах,

У Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони – Шах-Шарах-Шарони.

Шли Струмай, Строкциг, Марнос, Прокцогцзинь и Пригноцкроз. Рядом с ними были сыны: Струмайка Процгович, Странцигка Инкогнитович, Прокцогцзинь Прозсикович и Карзациг Пригноцкроз.

Короткие скороговорки

Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются короткие скороговорки. Их легко запомнить и весело повторять. Вот только несколько примеров подобных разговорных упражнений:

А мне не до недомогания.

Ай вы, львы, не вы ли выли у Невы?

Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.

Клара-краля кралась к Ларе.

Лезут козы в гpозу в лозу – лозу козы в гpозу гpызут.

Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

Наша дочь речистая, у нее речь чистая.

Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

Осип охрип, а Архип осип.

По семеро в сани уселись сами.

Смешные скороговорки

Разучивая скороговорки, не стоит забывать и об их развлекательной функции. Даже взрослым порой забавно произносить некоторые труднопроизносимые фольклорные присказки:

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.

Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь.

Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше.

Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Косарь Косьян косой косит косо. Не скосит косарь Косьян покоса.

Либретто «Риголетто».

Не хочет косой косить косой, говорит: коса коса.

Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.

Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.

Скор оговор ки для детей на букву Р

Одним из самых сложных звуков для детей, да и для некоторых взрослых, является [р]. Наверное, именно поэтому скороговорки с этим звуком являются наиболее известными и популярными:

Бородатый барабашка барабанит в барабан.

Бравый корнет взошёл на корвет, корнет с корвета шлёт всем привет.

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!»

Испугался грома Рома.

Заревел он громче грома.

От такого рёва гром

Притаился за бугром.

Как на утренней на зорьке

Два Петра и три Федорки

Соревнуются с Егоркой

Говорить скороговоркой.

Круглов и Круглова крутили, крутили круглыми кружками круглые гири.

Подорожник по дороге

Собирал прохожий строгий.

Выбирал себе прохожий

Подорожник подороже.

Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.

Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.

Я бродил один у горки, собирал скороговорки.

И последний совет родителям. Прежде чем бежать к логопеду, выберете время, отложите свои дела, оторвитесь от компьютеров / планшетов и позанимайтесь с ребёнком самостоятельно. Ведь малышу гораздо интереснее проводить время с папой и мамой.

Видео — детские скороговорки «Повтори»