«Человек несгибаемой воли. Шолохов михаил александрович - судьба человека Русский человек человек несгибаемой воли

«Человек несгибаемой воли. Шолохов михаил александрович - судьба человека Русский человек человек несгибаемой воли

Михаил Александрович Шолохов - известный писатель-гуманист 20 – го века. Большинство произведений М.А.Шолохова посвящено знаменательным историческим событиям. Главным образом, событиям, происходящим в период Великой Отечественной войны. Одним из самых известных произведений М.А.Шолохова о Великой Отечественной войне является рассказ «Судьба человека».
Форма рассказа «Судьба человека» проста и гениальна: «рассказ в рассказе». Главный герой рассказа, простой советский человек Андрей Соколов, сам рассказывает о себе и своей жизни.
22 июня 1941 года обычный плотник Андрей Соколов становится солдатом. С трепетом и любовью вспоминает Соколов довоенную жизнь, когда имел семью и был счастлив. Но эти прекрасные воспоминания омрачаются тем, как он при расставании оттолкнул супругу, вцепившуюся в него: «Зачем я её тогда оттолкнул? Сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режут… »
Андрей Соколов, который уезжал на фронт с надеждой в скором времени вернуться к своей семье, даже не подозревал о том, какие испытания уготовила ему судьба. Тяжёлое расставание с семьёй при уходе на фронт, ранение, фашистский плен, ад гитлеровского концлагеря. На фронте он вел себя храбро, мужественно и очень достойно. Он всегда был готов идти на помощь своим товарищам, рисковал собой ради победы Красной Армии. Это проявилось, когда он сам вызвался везти боеприпасы для артиллерийской батареи на передний край. Также достойно он вел себя и в плену. Например, он спас от смерти незнакомого ему взводного, которого как коммуниста собирался выдать фашистам сослуживец Крыжнев, которого Андрей вскоре задушил, как предателя. Не терял он свою честь человека и перед немецкими офицерами, не отрекался от своих слов, не боялся смерти, проявлял свою силу воли. Вскоре он был принят водителем и, пользуясь случаем, совершил побег.
В коротком фронтовом отпуске А.Соколов узнаёт, что жена и обе дочери погибли во время бомбёжки. Из близких у него остался только сын, но и он погибает в последний день войны – 9 мая.
Выдержал Андрей Соколов и эти жестокие испытания, ни одной слезинки не проронил, видно «на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит? »
Война отняла у него все самое дорогое, что он имел. Семья его погибла, дом разрушен. Податься некуда. Казалось, после всех испытаний, выпавших на долю одного человека, он мог озлобиться, сломаться, замкнуться в себе. Но этого не случилось: понимая, как тяжела утрата родных и безрадостно одиночество, он усыновляет мальчика Ванюшу, у которого война отняла родителей. Андрей пригрел, осчастливил сиротскую душу, и благодаря теплу и благодарности ребенка, сам начал возвращаться к жизни. Пережитые страдания не прошли даром, оставив глубокие раны в душе Андрея Соколова, но они не убили в нём человека.
Писатель заканчивает рассказ «Судьба человека» уверенностью в том, «этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина». В этих словах слышится отношение не только, да и не столько к герою рассказа, сколько ко всем русским людям, прошедшим через испытания Великой Отечественной войны.
«Судьба человека» - самый короткий рассказ М.А.Шолохова, но, на мой взгляд, это самый эмоциональный рассказ из всех существующих. И хотя в рассказе идёт речь о судьбе одного человека, за ней видна судьба многих советских людей, разделивших со своей страной все трудности, но сохранивших в себе человечность, доброту, любовь ко всему живому.

Военная жизнь в сороковые годы прошлого века изменила судьбы многих людей. Некоторым из них так и не удалось дождаться с фронта родных и близких; некоторые не отчаивались и находили себе людей, их заменяющих; а некоторые продолжали жить дальше. Как важно сохранить человеческое лицо после всех тяжких испытаний и стать не человеко-убийцей, а человеко-спасителем! Таким и был главный герой рассказа Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов.

До начала войны Соколов был неплохим человеком. Трудился, был примерным семьянином, а если выпивал и начинал бранить свою жену Иринку, то тут же извинялся. Но недолго длилась его семейная идиллия. С наступлением войны его отправили на фронт военным шофером. Он был ранен, попал в плен, но во всех ситуациях оставался стойким к любым испытаниям. Враги немцы, налив ему стопки водки, приказали пить ему за их победу. Но Солоков отказался: «За свою погибель и избавление от мук я выпью» — сказал он, и, еле держась на ногах, выпил, не закусывая. Пораженные таким характером русского человека немцы стали его уважать и отпустили на свободу.

Прошагав полстраны, Соколову посчастливилось вернуться в родной Воронеж, да только вместо дома и жены с детишками он увидел лишь воронку. Вскоре постигло его другое горе: после недолгой переписки со спасшимся сыном он вдруг узнает, что Анатолий убит. Все пропало: нет дома, нет родных, есть только Победа. Как дальше жить…?

Соколов находит в себе силы жить дальше. Он не утешает себя мыслью о том, что когда-нибудь найдется женщина, которая сможет заменить погибшую Иринку, он не желает возвращаться на родину. В его сердце ничего не осталось, кроме пустоты. Однако в нем не разжигается жажда ненависти, он не хочет отомстить за все свои жизненные невзгоды и даже мысли о самоубийстве не навещают его светлую голову. Он просто продолжает жить. И, как вскоре оказывается, жить он может не только ради себя.

Соколов отправляется в российский город Урюпинск, где встречает смысл своей дальнейшей жизни. Мальчик со светлыми, как небушко, глазами, в одночасье смог заменить ему всех родных людей. Ванюшка был сиротой и бродил по улицам в поисках очередной арбузной корки, чтобы не умереть с голоду. Этот мальчик, не ведавший о настоящем горе, которое постигло Андрея Соколова, признает в нем своего отца, стоило только Соколову сказать: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?… Я – твой отец». Так и нашли друг друга два больших, чистых, любящих и преданных друг другу сердца.

Андрей Соколов является истинным примером человека с несгибаемой силой воли. Он храбро продержался и в военное, и в мирное время, не потерял своего человеческого лица и открыл свое сердца маленькому человечку, которому это было так необходимо.

    • План 1. История написания произведения 2. Сюжет произведения а) Несчастья и невзгоды б) Рухнувшие надежды в) Светлая полоса 3. Малыш Ванюшка а) Надежды на будущее б) Скупая мужская слеза "Судьба человека" - проницательный и безумно трогательный рассказ, авторства Михаила Шолохова. Сюжет данного произведения был описан по собственным воспоминаниям. Автор в 1946 будучи на охоте встретил мужчину, что рассказал ему эту историю. Шолохов решил написать об этом рассказ. Автор рассказывает нам не только […]
    • Книги, написанные после войны, дополняли ту правду, которая была сказана и в годы войны, но новаторство заключалось в том, что привычные жанровые формы наполнялись новым содержанием. В военной прозе получили развитие две ведущие концепции: концепция исторической правды и концепция человека. Принципиально важную роль в становлении новой волны сыграл рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» (1956). Значительность рассказа определяется уже через само жанровое определение: «рассказ-трагедия», «рассказ-эпопея», […]
    • Творчество Михаила Шолохова кровно связано с судьбой нашего народа. Сам Шолохов оценивал свой рассказ “Судьба человека” как шаг на пути к созданию книги о войне. Андрей Соколов - типичный представитель народа по жизненному поведению и характеру. Он проходит вместе со своей страной гражданскую войну, разруху, индустриализацию и новую войну. Андрей Соколов “тысяча девятисотого года рождения”. В своем рассказе Шолохов делает акцент на корни массового героизма, уходящие в национальные традиции. Соколов имеет […]
    • Изображению жизни донского казачества в самое бурное историческое время 10-20-х годов XX века посвящён роман М. Шолохова «Тихий Дон». Главными жизненными ценностями этого сословия всегда были семья, нравственность, земля. Но политические перемены, происходящие в то время в России, пытаются сломать жизненные устои казаков, когда брат убивает брата, когда нарушаются многие нравственные заповеди. С первых страниц произведения читатель знакомится с укладом жизни казаков, семейными традициями. В центре романа – […]
    • История России за 10 лет или творчество Шолохова через кристалл романа "Тихий Дон" Описывая жизнь казаков в романе «Тихий Дон», М. А. Шолохов оказался ещё и талантливым историком. Годы великих событий в России, с 1912 года мая месяца по март 1922 года, писатель воссоздал подробно, правдиво и очень художественно. История в этот период создавалась, изменялась и была детализирована через судьбы не только Григория Мелехова, но и множества других лиц. Они приходились ему близкими родными и дальними родственниками, […]
    • Эпиграф: "В гражданской войне всякая победа есть поражение" (Лукиан) Роман-эпопея "Тихий дон" был написан одним из величайших писателей ХХ столетия - Михаилом Шолоховым. Работа над произведением шла почти 15 лет. Получившийся в итоге шедевр был удостоен Нобелевской премии. Выдающейся работа писателя считается потому, что Шолохов сам был участником военных действий, потому гражданская война для него, прежде всего трагедия поколения и всей страны. В романе мир всех жителей Российской Империи расколот надвое […]
    • "Тихий Дон", посвященному судьбам русского казачества в один из самых трагических периодов русской истории; У Шолохова стремление не только дать объективную картину исторических событий, но и вскрыть их коренные причины, показать зависимость исторического процесса не от воли отдельных крупных личностей, но от общего духа народных масс, "сущности характера русского народа"; широкий охват действительности. Кроме того, это произведение об извечном человеческом стремлении к счастью и о страданиях, которые выпадают на […]
    • Гражданская война, по – моему мнению, самая жестокая и кровавая война, ведь в ней сражаются подчас близкие люди, некогда жившие в одной целой, единой стране, веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся одних идеалов. Как же происходит так, что родные люди встают по разные стороны баррикад и чем заканчиваются такие войны, мы можем проследить на страницах романа – эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон». В своем романе автор рассказывает нам, как жили казаки привольно на Дону: работали на земле, были надежной опорой […]
    • ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней. Роман-эпопея «Тихий Дон» Шолохова – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы отдельных людей, не по своей воле вовлеченных в вихрь исторических событий. В нем, не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного в бурные и трагические события истории России. Возможно, Шолохову было предначертано судьбой стать […]
    • Образы женщин-казачек стали художественным открытием Шолохова в русской литературе. В «Тихом Доне» женские образы представлены широко и ярко. Это Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко, Ильинична. У всех у них вековечная бабья доля: страдать, ждать мужчин с войны. Сколько молодых, сильных, работящих и здоровых казаков забрала Первая мировая война! Шолохов пишет: «И сколько ни будут простоволосые казачки выбегать на проулки и глядеть из-под ладоней, – не дождаться милых сердцу! Сколько ни будет из опухших […]
    • Роман-эпопея «Тихий Дон» Михаила Шолохова является одним из самых выдающихся произведений русской и мировой литературы первой половины ХХ века. Не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного в бурные и трагические события истории России. ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней. Роман-эпопея «Тихий Дон» – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы […]
    • История жизни центрального героя романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова наиболее полно отразила драматизм судеб донского казачества. На его долю выпали такие жестокие испытания, каких человек, казалось бы, не в состоянии вынести. Сначала Первая мировая война, потом революция и братоубийственная гражданская, попытка уничтожения казачества, восстание и его подавление. В тяжелой судьбе Григория Мелехова слились воедино казачья вольность и судьба народа. Унаследованный от отца крутой нрав, […]
    • Второй том романа-эпопеи Михаила Шолохова повествует о гражданской войне. В него вошли главы о корниловском мятеже из книги «Донщина», которую писатель начал создавать за год до «Тихого Дона». Эта часть произведения точно датирована: конец 1916 – апрель 1918 года. Лозунги большевиков привлекали бедняков, которые хотели быть вольными хозяевами на своей земле. Но гражданская война ставит для главного героя Григория Мелехова новые вопросы. Каждая сторона, белые и красные, ищет свою правду, убивая друг друга. […]
    • Тургеневские девушки – героини, у которых ум, богато одаренные натуры не испорчены светом, они сохранили чистоту чувств, простоту и сердечную искренность; это мечтательные, непосредственные натуры без какой‑либо фальши, лицемерия, сильные духом и способные к трудным свершениям. Т. Виныникова Свою повесть И. С. Тургенев называет по имени героини. Однако настоящее имя девушки – Анна. Вдумаемся в значения имен: Анна – «грация, миловидность», а Анастасия (Ася) – «рожденная заново». Почему же автор […]
    • В повести “Бедная Лиза” Николай Михайлович Карамзин поднимает тему любви простой девушки к дворнику. Идея повести заключается в том, что нельзя никому доверять и верить, кроме себя. В рассказе можно выделить проблему любви, потому что все произошедшие события были из-за влюбленности Лизы и увлеченности Эраста. Главная героиня повести – Лиза. На внешность она была редкой красоты. Девушка была трудолюбивой, нежной, ранимой, доброй. Но, несмотря на ее ранимость, она никогда не показывала свою тоску, а казалась […]
    • После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и болезней были партизанские отряды, которые успешно нападали на обозы и даже целые отряды, уничтожая французское войско. В романе «Война и мир» Толстой описывает события двух неполных дней, но сколько реализма и трагичности в том повествовании! Здесь показана смерть, неожиданная, глупая, случайная, жестокая и […]
    • Это правило существует, наверное, так давно, как и само человечество. Оно призывает нас поступать с другими так, как нам хотелось бы, чтобы другие поступали с нами, и не делали никому того, чего не желаем самим себе. Это правило в разные времена и эпохи упоминалось в различных религиозных учениях - и в христианстве, и в исламе, и в буддизме, и в других религиях. Христианский закон любви к ближнему основывается именно на этом правиле. Обычно золотое правило этики воспринимают исключительно, как пожелание […]
    • Внутренний мир Базарова и его внешние проявления. Тургенев рисует развернутый портрет героя при первом появлении. Но странное дело! Читатель почти сразу забывает отдельные черты лица и вряд ли готов их описать через две страницы. В памяти остается общий абрис – автор представляет лицо героя отталкивающе-некрасивым, бесцветным по краскам и вызывающе-неправильным по скульптурной лепке. Но тут же отделяет черты лица от их подкупающего выражения («Оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и […]
    • Гениальный английский драматург Уильям Шекспир жил и творил на рубеже XVI–XVII веков. Его творчество делится на несколько этапов. Ранний период отражает мировоззрение эпохи Возрождения и является воплощением гуманизма. Пьесы первого периода наполнены оптимизмом, радостью жизни, содержат элемент сказочной фантастики (пьеса «Двенадцатая ночь»). Наступивший XVII век принес с собой настроение подавленности, ужесточение власти церкви, костры инквизиции, упадок в литературе и искусстве. В творчестве Шекспира появляются […]
    • В центре внимания писателей 19 века находится человек с богатой духовной жизнью,изменчивым внутренним миром.Новый герой отражает состояние личности в эпоху социальных преобразований.Авторы не обходят вниманием и сложную обусловленность развития человеческой психики внешней материальной обстановкой.Главная особенность изображения мира героев русской литературы - психологизм, то есть способность показать изменение души героя В центре разных произведений мы видим "лишних […]

  • План лекции
    Тема: «…Этот русский человек, человек несгибаемой воли…». Анализ рассказа М.Шолохова «Судьба человека»
    Вид занятия: лекция-исследование с элементами практикума
    Цель:
    Дидактическая:
    - познакомить студентов с историей написания рассказа,
    - дать некоторые биографические сведения о М.А. Шолохове,
    - обучить умению анализировать произведение, показать роль детали в тексте,
    - развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать свое мнение;
    - способствовать развитию исследовательских учебных действий.
    Воспитательная:
    - способствовать воспитанию духовности;
    - воспитать любовь к Родине и уважение к ее нелегкой судьбе,
    - привить интерес к изучению русской литературы.
    Методы и приемы:
    I. По источникам знаний
    Словесные: устные (рассказ, беседа, объяснение), с печатным словом (чтение вслух, работа с дополнительной литературой).
    Наглядные:
    Презентация, фрагменты х/ф.
    Практические:
    Анализ повести через «погружение в текст».
    II. По характеру познавательной деятельности учащихся
    Объяснительно-иллюстративный
    Репродуктивный
    Проблемное изложение
    Частично-поисковый
    Дидактические средства обучения: рассказ М.Шолохова «Судьба человека», компьютер, презентация, нарезка фрагментов из х/ф «Судьба человека».
    Междисциплинарные связи: история, культурология.
    Литература:
    1.Основная:
    Ващенко А. В. Концепция послевоенного человека: Повесть Э. Хемингуэя «Старик и море» и рассказ М. Шолохова «Судьба человека» // Россия и Запад: Диалог культур. Вып. 7. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 296 с. - ISBN 5-88091-114-4.
    Лейдерман Н. Л. «Монументальный рассказ» М. Шолохова // Лейдерман Н. Л. Русская литературная классика XX века. - Екатеринбург: 1996. - С. 217-245. - ISBN 5-7186-0083-X.
    Павловский А. Русский характер (о герое рассказа М. Шолохова «Судьба человека») // Проблема характера в современной советской литературе. - М.-Л., 1962.
    Ларин Б. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» (Опыт анализа формы) // Нева. - 1959. - № 9.
    2.Дополнительная:
    Р. В. Нехаев. К изучению в школе рассказа М. Шолохова «Судьба человека»Бирюков Ф. Художественные открытия Михаила Шолохова.– М.,1976.
    Бритиков А. Ф. Мастерство Михаила Шолохова. – М., 1995.
    Хватов А. Художественный мир Шолохова. – 3-е изд. – М.,1976.
    Структура занятия лекции
    1.Организационная часть.
    1) Контроль посещения.
    2) Готовность к восприятию занятия.
    2.Сообщение темы, целей и основных задач занятия.
    3.Актуализация опорных знаний студентов:
    - назовите известные вам фамилии поэтов и писателей-фронтовиков;
    - что вы знаете о М.Шолохове?
    - с какими произведениями М.Шолохова вы знакомы?
    4.Мотивация учебной деятельности студентов
    Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни - это, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. (Речь пойдет о Великой Отечественной войне)
    5.Структурные элементы занятия, которые обеспечивают достижение дидактической и воспитательной цели, их содержание и последовательность
    План лекции:
    История создания произведения.
    Композиция произведения.
    Биография Андрея Соколова.
    Эмоциональные характеристики персонажей.
    Образ Ванюшки.
    Цветовые приемы в рассказе.
    Анализ заключительного эпизода рассказа.
    Лексический анализ произведения.
    Содержание лекции
    1. История создания произведения.
    Когда началась Великая Отечественная война, писателю было уже 36 лет. Он повидал многое на тот момент. Гражданская война, разорение земель на Дону.… Во время войны М.А. Шолохов уходит на фронт, работает корреспондентом. Получает ранение. В 1942 году от разрыва бомбы у него погибает 75-летняя мать. Все эти события легли в основу самых значимых его произведений: «Поднятая целина», «Донские рассказы», «Они сражались за Родину», «Судьба человека», «Тихий Дон». За последний роман-эпопею писатель в 1965 году получает Нобелевскую премию.
    В первый послевоенный год (1946) на охоте с Шолоховым произошёл такой случай. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошёл мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за “своего брата-шофёра”, рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через 10 лет обратился к этому сюжету и за неделю написал Судьбу человека”. В 1956 году, под самый Новый год, “Правда” напечатала начало рассказа. А 1 января 1957 года - его окончание. Это стало событием в жизни страны. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую. Не остались в стороне даже знаменитые зарубежные писатели Эрих Мария Ремарк и Эрнест Хемингуэй, в творчестве которых отразилась тема войны, правда Первой Мировой.
    «Мы видим с вами, ребята, что воспринимали этот рассказ по-разному, что о нем спорили. Это и является доказательством тому, что равнодушных читателей у него не было, потому что проблема этого произведения близка каждому. "У нас почти каждая семья пришла к концу войны с потерями. Вот я думаю: сколько надо было иметь сил, чтобы начать всё сызнова… Я видел эти дотла сожжённые станицы, хутора, сёла, деревни, города, видел опустошение, безлюдье", - говорил писатель Е.Г. Левицкой. Почему рассказ посвящен именно ей?
    Справка для учителя:
    (Евгения Григорьевна Левицкая родилась в 1880 году. Член КПСС с 1903 года. Она прожила трудную, но славную жизнь, боролась за свободу своего народа, за его права; была сослана вместе с детьми в ссылку. Своим посвящением писатель как бы напоминает, что нельзя разгадать тайну величия и трагической красоты характера героя, его судьбу отдельно от судьбы народа и Родины.
    Узнала М.А. Шолохова, когда заведовала отделом издательства «Московский рабочий». В этом издательстве в 1929 году выходил роман «Тихий Дон». Евгения Григорьевна была в восторге от романа. Тогда же началась их переписка. Левицкая стала для Шолохова добрым и мудрым наставником. Дружеская переписка продолжалась до конца жизни Евгении Григорьевны. Она неоднократно приезжала погостить к писателю в Вешенскую.
    2. Композиция произведения
    Что вы можете сказать о композиции этого произведения?
    Для чего это нужно было автору?
    (Автор пользуется особым композиционным приёмом - рассказ в рассказе. Это позволяет познакомиться с исповедью А.Соколова, пережившего все беды, мучения и страдания, доставшиеся на его долю, это как рассказ из первых уст, поэтому он достоверный.) - В небольшом рассказе Шолохова прослеживается вся жизнь, вся судьба героя, "простого советского человека".
    Актуализация:
    Что такое характер?
    Характер - совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка).
    Чтение отрывка из рассказа «Русский характер», который входит в сборник «Рассказы Ивана Сударева»
    «Русский характер. Поди-ка опиши его. Рассказывать ли о героических подвигах? Но их столько, что растеряешься, - который предпочесть. Вот меня и выручил один мой приятель небольшой историей из личной жизни».
    И в рассказе Шолохова мы тоже слышим рассказ Андрея Соколова о своей жизни...
    Что такое судьба?
    СУДЬБА
    1.Складывающийся независимо от воли человека ход событий, стечение обстоятельств
    2.Участь, доля, жизненный путь.
    3. Будущее, то, что случится, произойдёт.
    4. Не придётся, не удастся сделать что-либо.
    Мы видим слово судьба многозначное, в каком значении употребляется это слово в названии рассказа? (2)
    Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой?
    Что смог сохранить в своей душе главный герой?
    Каковы же основные вехи судьбы А.Соколова? Что помогло герою выстоять?
    Об этом наш разговор сегодня.
    3. Биография Андрея Соколова
    Представляя читателю биографию Соколова, автор расставляет в ней такие временные этапы, которые позволяют увидеть основные этапы пути, пройденного всей страной. Какие это этапы?
    Составление хронологии
    Гражданская война (воевал в Красной Армии) – 1922 г.
    Страшный голод («ишачил на кулаков на Кубани»).
    Мирная семейная жизнь (до 1941 г.).
    Июнь 1941 г. – на третий день ушел на фронт.
    1942 г. – 1944г. – попадает в плен.
    Май 1945 – встречает победу в Германии.
    1946 г. – встреча с Ванюшей, начало новой жизни.
    На сколько частей можно разделить рассказ Андрея Соколова о своей жизни? (На три части: до войны, война, после войны).
    Как жил до войны наш герой? В чём же видит своё счастье Соколов в довоенной жизни?
    ДО ВОЙНЫ «…Поначалу жизнь моя была обыкновенная…» .Отношение к жене детям. История Андрея Соколова позволяет осмыслить отдельную человеческую жизнь как жизнь целого поколения, даже целого народа. Главный герой родился в 1900 году - значимая деталь, которая подсказывает читателю, что перед ним история, отражающая судьбы современников, "его жизнь была обыкновенная". Чем же занимается Андрей Соколов? Тем, что Б. Пастернак называл "жизнестроительством", созиданием простого человеческого счастья: "Так и прожил десять лет и не заметил, как они прошли. Прошли, будто во сне". Поэтому и жизненный идеал героя таков: "Ирина купила двух коз. Чего еще надо? Дети едят кашу с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке". Его представление о счастье - народное, близкое любому русскому человеку.
    - В чём же видит Андрей Соколов счастье?
    Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно. «Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке».)
    ВОЙНА « … На то ты и мужчина, на то ты и солдат…» . И в это благополучие, счастье "врывается" война. Именно здесь шолоховский герой меняет тон разговора. Писатель "складывает" историю военных мытарств своего героя из ряда ярчайших эпизодов:
    - вот Соколов везет снаряды для артиллеристов под угрозой смерти,
    - вот он поднимается, не желая умирать лежа,
    - отдает вместе с сапогами портянки берущему его в плен солдату,
    - спасает лейтенанта, убив того, кто хотел выдать "курносенького парнишку" немцам.
    Зачем Шолохов вводит в рассказ предателя? (Покорность обстоятельствам, трусость, подлость, лицемерие повлияли на судьбу этого человека. Ответственность за других - убил предателя)
    - побеждает в поединке с комендантом лагеря, (становится совершенно ясно, что и в поединке с Мюллером, и с берущим его в плен немцем спасает героя не только его человеческое достоинство, но и достоинство национальное: "Я было из его рук и стакан взял и закуску, но как только услышал эти слова, - меня будто огнем обожгло! Думаю про себя: "Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего не хочешь, герр комендант? Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой").
    Эпизод поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером
    – Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой? («Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия») – В каком физическом состоянии находится герой? Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски? – Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова? – Меняется ли отношение фашистов к пленному?
    (Диалог с Мюллером - это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер)
    – Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно – исторического масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя?
    (Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова - события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная.)
    - Почему комендант Мюллер «великодушно» подарил Андрею Соколову жизнь?
    (Мюллер - очень безжалостный человек, «правая рука у него в кожаной перчатке, а в перчатке свинцовая прокладка, чтоб пальцев не повредить». Идёт и бьёт каждого второго в нос, кровь пускает. Такой человек ни во что не ставит человеческую жизнь, считает себя самым сильным, уверенным в своей безнаказанности, даже в какой-то избранности. Таким людям прямо в глаза правду говорить страшно. Но Андрей Соколов не побоялся сказать лично Мюллеру то, что говорил в бараке. Несмотря на то, что полностью зависел от коменданта, вёл себя с большим достоинством).
    Это-то достоинство и оценил комендант Мюллер, назвав Андрея Соколова «настоящим русским солдатом».
    - Кто победил в этом поединке?
    (В этом поединке победил голодный пленный русский солдат. Измученный, истощенный, обессиленный узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик коменданта концлагеря)
    - Дороги ли нам его слова?
    (Да, очень. Это признал враг, тот, кто всегда с пренебрежением относится к другим, видит лучшее только в себе).
    Обращение внимания на эпиграф к разделу «Война» « … На то ты и мужчина, на то ты и солдат…»
    – В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата? (Готовность выстоять, “выдюжить”, сохраняя человеческое достоинство становиться жизненным кредо Соколова «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала» ЛЕЙТМОТИВ).
    - Совершает побег из плена.
    Проблемный вопрос
    С какой целью ввел Шолохов описание плена?
    (Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. «Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать...»)
    Какие черты характера Андрея Соколова помогли пережить ему трудности плена?
    (Стойкость, мужество, вера в победу, сила духа и т.д. С героической стороны раскрывается характер Андрея Соколова. Мы подчёркиваем стойкость, самоотверженность, храбрость. Можно дописать в список положительных черт характера и щедрость. (Придя в барак, герой рассказа поделился «дарами Мюллера» со всеми)
    4. Эмоциональные характеристики персонажей
    Эпизоды Поведение Андрея
    Прощание с женой на вокзале Пришли на вокзал, а я на нее от жалости глядеть не
    могу: губы от слез распухли, волосы из-под платка выбились, и глаза мутные, несмысленные, как у тронутого умом человека. Командиры объявляют посадку, а она упала мне на грудь, руки на моей шее сцепила и вся дрожит, будто подрубленное дерево... И детишки ее уговаривают, и я, - ничего не помогает! Другие женщины с мужьями, с сыновьями разговаривают, а моя прижалась ко мне, как лист к ветке, и только вся дрожит, а слова вымолвить не может. Я и говорю ей: "Возьми же себя в руки, милая моя Иринка! Скажи мне хоть слово на прощанье". Она и говорит, и за каждым словом всхлипывает: "Родненький мой...Андрюша... не увидимся мы с тобой... больше... на этом... свете"...Тут у самого от жалости к ней сердце на части разрывается, а тут она с такими словами. Должна бы понимать, что мне тоже нелегко с ними расставаться, не к теще на блины собрался. Зло меня тут взяло! Силой я разнял ее руки и легонько толкнул в плечи. Толкнул вроде легонько, а сила-то у меня! была дурачья; она попятилась, шага три ступнула назад и опять ко мне идет мелкими шажками, руки протягивает, а я кричу ей: "Да разве же так прощаются? Что ты меня раньше времени заживо хоронишь?!" Ну, опять обнял ее, вижу, что она не в себе...
    Он на полуслове резко оборвал рассказ, и в наступившей тишине я услышал, как у него что-то клокочет и булькает в горле. Чужое волнение передалось и мне. Искоса взглянул я на рассказчика, но ни единой слезинки не увидел в его словно бы мертвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твердые губы...
    Отзыв о солдате И вот он, сука в штанах, жалуется, сочувствия ищет, слюнявится, а того не хочет понять, что этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаже нашего в тылу приходилось. Вся держава на них оперлась!Какие же это плечи нашим женщинам и детишкам надо было иметь, чтобы под такой тяжестью не согнуться? А вот не согнулись, выстояли! А такой хлюст, мокрая душонка, напишет жалостное письмо - и трудящую женщину, как рюхой под ноги. Она после этого письма, горемыка, и руки опустит, и работа ей не в работу. Нет! На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала. А если в тебе бабьей закваски больше, чем мужской, то надевай юбку со сборками, чтобы свой тощий зад прикрыть попышнее, чтобы хоть сзади на бабу был похож, и ступай свеклу полоть или коров доить, а на фронте ты такой не нужен, там и без тебя вони много!
    Во время контузии Когда пришел в себя, опомнился и огляделся как следует, - сердце будто кто-то плоскогубцами сжал: кругом снаряды валяются, какие я вез, неподалеку моя машина, вся в клочья побитая, лежит вверх колесами, а бой-то, бой-то уже сзади меня идет... Это как? Нечего греха таить, вот тут-то у меня ноги сами собою подкосились, и я упал как срезанный, потому что понял, что я - в плену у фашистов. Вот как оно на войне бывает...
    В плену в церкви Замолчали они, а меня озноб колотит от такой подлючности. «Нет, – думаю, – не дам я тебе, сучьему сыну, выдать своего командира! Ты у меня из этой церкви не выйдешь, а вытянут тебя, как падлу, за ноги!» Чуть-чуть рассвело – вижу: рядом со мной лежит на спине мордатый парень, руки за голову закинул, а около него сидит в одной исподней рубашке, колени обнял, худенький такой, курносенький парнишка, и очень собою бледный. «Ну, – думаю, – не справится этот парнишка с таким толстым мерином. Придется мне его кончать».
    Тронул я его рукою, спрашиваю шепотом: «Ты – взводный?» Он ничего не ответил, головою кивнул. «Этот хочет тебя выдать?» – показываю я на лежачего парня. Он обратно головою кивнул. «Ну, – говорю, – держи ему ноги, чтобы не брыкался! Да поживей!» – а сам упал на этого парня, и замерли мои пальцы у него на глотке. Он и крикнуть не успел. Подержал его под собой минут несколько, приподнялся. Готов предатель, и язык на боку!
    До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил… Первый раз в жизни убил, и то своего…Да какой же он свой? Он же хуже чужого, предатель. Встал и говорю взводному: «Пойдем отсюда, товарищ, церковь велика».
    Беседа с Мюллером Ну, я руки по швам, стоптанными каблуками щелкнул, громко так докладываю: «Военнопленный Андрей Соколов по вашему приказанию, герр комендант, явился». Он и спрашивает меня: «Так что же, русс Иван, четыре кубо-метра выработки – это много?» – «Так точно, – говорю, – герр комендант, много». – «А одного тебе на могилу хватит?» – «Так точно, герр комендант, вполне хватит и даже останется»
    Я было из его рук и стакан взял и закуску, но как только услыхал эти слова, – меня будто огнем обожгло! Думаю про себя: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего ты не хочешь, герр комендант? Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой!»
    «За свою погибель и избавление от мук я выпью», – говорю ему. С тем взял стакан и в два глотка вылил его в себя, а закуску не тронул, вежливенько вытер губы ладонью и говорю: «Благодарствую за угощение. Я готов, герр комендант, пойдемте, распишете меня».
    Прижал я хлеб к себе изо всей силы, сало в левой руке держу и до того растерялся от такого неожиданного поворота, что и спасибо не сказал, сделал налево кругом, иду к выходу, а сам думаю: «Засветит он мне сейчас промеж лопаток, и не донесу ребятам этих харчей».
    При встрече с Ванюшей Парнишка мой там сидит на крыльце, ножонками болтает и, по всему видать, голодный. Высунулся я в окошко, кричу ему: «Эй, Ванюшка! Садись скорее на машину, прокачу на элеватор, а оттуда вернемся сюда, пообедаем». Он от моего окрика вздрогнул, соскочил с крыльца, на подножку вскарабкался и тихо так говорит: «А вы откуда знаете, дядя, что меня Ваней зовут?»
    Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?» Он и спросил, как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо. «Я – твой отец».
    Спать я лег вместе с ним и в первый раз за долгое время уснул спокойно. Однако ночью раза четыре вставал. Проснусь, а он у меня под мышкой приютится, как воробей под застрехой, тихонько посапывает, и до того мне становится радостно на душе, что и словами не скажешь! Норовишь не ворохнуться, чтобы не разбудить его, но все-таки не утерпишь, потихоньку встанешь, зажжешь спичку и любуешься на него…
    Как ведут себя герои рассказа в бесчеловечных обстоятельствах
    Персонаж рассказа Поведение
    Христианин (богомольный) И, как на грех, приспичило одному богомольному из наших выйти по нужде. Крепился-крепился он, а потом заплакал. «Не могу, – говорит, – осквернять святой храм! Я же верующий, я христианин! Что мне делать, братцы?» А наши, знаешь, какой народ? Одни смеются, другие ругаются, третьи всякие шуточные советы ему дают. Развеселил он всех нас, а кончилась эта канитель очень даже плохо: начал он стучать в дверь и просить, чтобы его выпустили. Ну, и допросился: дал фашист через дверь, во всю ее ширину, длинную очередь, и богомольца этого убил, и еще трех человек, а одного тяжело ранил, к утру он скончался.
    Крыжнёв Один говорит: «Если завтра, перед тем как гнать нас дальше, нас выстроят и будут выкликать комиссаров, коммунистов и евреев, то ты, взводный, не прячься! Из этого дела у тебя ничего не выйдет. Ты думаешь, если гимнастерку снял, так за рядового сойдешь? Не выйдет! Я за тебя отвечать не намерен. Я первый укажу на тебя! Я же знаю, что ты – коммунист и меня агитировал вступать в партию, вот и отвечай за свои дела».
    А тот засмеялся тихонько. «Товарищи, – говорит, – остались за линией фронта, а я тебе не товарищ, и ты меня не проси, все равно укажу на тебя. Своя рубашка к телу ближе».
    Взводный «Я всегда подозревал, что ты, Крыжнев, нехороший человек. Особенно, когда ты отказался вступать в партию, ссылаясь на свою неграмотность. Но никогда я не думал, что ты сможешь стать предателем. Ведь ты же окончил семилетку?»
    Долго они молчали, потом, по голосу, взводный тихо так говорит: «Не выдавай меня, товарищ Крыжнев».
    Доктор Среди ночи слышу, кто-то трогает меня за руку, спрашивает: «Товарищ, ты не ранен?» Отвечаю ему: «А тебе что надо, браток?» Он и говорит: «Я – военврач, может быть, могу тебе чем-нибудь помочь?» Поблагодарил я его душевно, и он дальше пошел в темноте, потихоньку спрашивает: «Раненые есть?» Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену и в потемках свое великое дело делал.
    Комментарий учителя
    Остался ли в плену Андрей Соколов? Ему пришлось возить «на опель-адмирале» немца-инженера в чине генерала армии, но, при первой же возможности, Соколов сбежал, прихватив фашиста в качестве «языка».
    - Что ожидал Андрей Соколов от последующей жизни?
    (Герой рассказа стал думать об оставленной в Воронеже семье, о счастье в родном доме - о важных человеческих ценностях).
    Приглашение к размышлению: Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным? (Самым страшным стала для Соколова потеря близких.)
    Показ слайдов на фоне песни «Враги сожгли родную хату»
    Комментарий учителя: Л.Н.Толстой очень любил стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Это послужило одной из причин написания романа-эпопеи «Война и мир». А у М.А.Шолохова любимым было стихотворение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату».
    Дважды герой прерывает свой рассказ, и оба раза - когда вспоминает о погибшей жене и детях. Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки. Зачитаем их. («Да уж не приснилась ли мне моя нескладная жизнь?» А ведь в плену я почти каждую ночь, про себя, конечно, и с Ириной и с детишками разговаривал, подбадривал их, дескать, я вернусь, мои родные, не горюйте обо мне, я – крепкий, я выживу, и опять мы будем все вместе… Значит, я два года с мертвыми разговаривал?!
    Рассказчик на минуту умолк, а потом сказал уже иным, прерывистым и тихим голосом:
    – Давай, браток, перекурим, а то меня что-то удушье давит).
    Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: “За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?” Сердце героя “окаменело от горя” настолько, что даже плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение (“...А мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли.”)
    И что же впереди?
    Работа с текстом: «В июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод, и одна тяжёлая бомба попала прямо в мою хатёнку. Ирина и дочери как раз были дома...» «Дальше получил я от полковника месячный отпуск, через неделю был уже в Воронеже. Пешком дотопал до моста, где когда-то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс... Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же было мне, браток!»
    ВЫВОД: Жестоко обошлась судьба с солдатом. Дом - очаг, хранитель семейного счастья, уют, защита от «ветров» судьбы. Вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни, счастье. Разорённый очаг принёс в его жизнь горе, разочарование, пустоту. Он остался один на один со всеми превратностями судьбы.
    Лишь на миг «блеснула ему радость, как солнышко из-за тучи: нашёлся Анатолий». И опять возникла надежда на возрождение семьи, появились «стариковские мечтания» о будущем сына, внучатах. Человек должен жить будущим. Но и этому не суждено было сбыться. Анатолий погиб 9 мая 1945 г. От руки снайпера. Вновь горе обрушилось на человека, вновь, как говорят, судьба отвернулась от него.
    ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
    Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?
    (Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл).
    Произошло ли это с Андреем Соколовым?
    (Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика).
    ПОСЛЕ ВОЙНЫ «… Вот и нашел я своего Ванюшку…». Судьба Андрея Соколова свела его с мальчуганом лет шести, таким же одиноким, как и он сам. Никому не нужен был чумазый парнишка Ванятка. Только Андрей Соколов пожалел сироту, усыновил Ванюшу, отдал ему всю нерастраченную отцовскую любовь. Это был подвиг, подвиг не только в нравственном смысле этого слова, но и в героическом. В отношении Андрея Соколова к детству, к Ванюше, гуманизм одержал великую победу. Он восторжествовал над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами.
    Словарная работа
    - Что такое «ГУМАНИЗМ»? (Человеколюбие)
    - В каких эпизодах он проявлялся наиболее ярко?
    (Дележка хлеба в лагере; забота о ребенке)
    ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
    Кто кого нашёл?
    (Андрей Соколов обратил внимание на «оборвыша». И описания Шолохова стали ярче, красочнее. Какие сравнения: «глазёнки - как звёздочки ночью после дождя!» Прямая оценка: «И до того полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нём...» «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: „Не бывать тому, что нам врозь пропадать! Возьму его к себе в дети!»
    Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь продолжается. Жизнь продолжается и в самом герое).
    ВЫВОД: В этом проявляется сильный характер человека.
    ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
    К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?
    (Нет, не к каждому. Малыш не отвернулся, не убежал от Соколова, признал в нём отца. Ванюша почувствовал человеческое участие этого человека, его доброту, любовь, тепло, понял, что у него появился защитник)
    Что получил Андрей Соколов, когда усыновил Ванюшку?
    (Андрей Соколов сумел стать выше своей судьбы – усыновив Ванюшку, он получил главное – надежду. Надежду на то, что не порвется связь поколений, не прервется связь времен.
    Источником жизни стала для Соколова любовь к Ванюше. «Спать я лег вместе с ним и в первый раз за долгое время уснул спокойно. Однако ночью раза четыре вставал. Проснусь, а он у меня под мышкой приютился, как воробей под застрехой, тихонько посапывает, и до того мне становится радостно на душе, что и словами не скажешь... зажжешь спичку и любуешься на него...»)
    5. Образ Ванюшки
    Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея. Но портретную характеристику автор дает не сразу, а опять же через художественные детали:
    - «розовая холодная ручонка»,
    - «глаза, светлые, как небушко», «как звездочки ночью после дождя».
    - Каково цветовое значение этого образа? (Здесь имеется в виду ярко-голубой цвет. Чистый, непорочный, неиспорченный никакими тяготами жизни. Но автору мало этого определения. Он постепенно усиливает образ: «глазенки, как звездочки ночью после дождя». Ярко-жёлтым, звёздным, каким-то неземным цветом сияют глаза мальчика. Обратим внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы (небУШКо, ЗвёздОЧКИ): они выдают и авторское отношение).
    Андрей Соколов, пройдя через войну, потеряв в эти страшные годы всё, что можно было, совершенно опустошённый, встречает Ванюшку с ясными, как небушко, как звёздочки, омытые дождём, глазами.
    - Что показывает сравнение глаз Ванюши со светом звезд? (Показывает, что он стал для Соколова, как бы путеводительным ориентиром, в наполненной черным горем жизни).
    - Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши? (Две сироты, жизни которых искорежены войной). Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.
    - А кому важнее было обрести семью? (И Ванюшке и А. Соколову, они обрели Дом, и в этом их счастье!)
    ВЫВОД: Ванюша противопоставляется приемному отцу. Но оба они бредут к своему будущему Дому Отец и Сын – и каждый из этих образов говорит о вечности жизни, о том, что пока жива в человеке способность любить, народ бессмертен. Именно рождение в муках и трагедиях нового мира становится главной темой всего творчества Шолохова
    6. Цветовые приемы в рассказе
    А теперь давайте еще раз обратимся к началу рассказа. С чего Шолохов начинает произведение? (С описания природы) (Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая. В конце марта из Приазовья подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лед, бешено взыграли степные речки, и дороги стали почти совсем непроездны…)
    Представьте себе эту картину. Какие цвета противопоставлены в описании? (мертвенно-белый, снежный цвет зимы и живой бурый, грязно-желтый, серый цвет ранней весны)
    Символом чего является такое противопоставление? (Как на смену зиме с белой холодностью приходит теплая, пусть пока не праздничная, но весна, так жизнь побеждает смерть).
    Какое небо рисует автор в начале рассказа? (Синее, с проплывающими в блеклой синеве белыми, грудастыми облаками).
    О чем свидетельствуют эти детали? (О наступающем мире, об ощущении умиротворенности и покоя)
    Работа с текстом
    В рассказе описаны трагические события, но все-таки здесь находится место горячему, яркому, желтому солнцу. Подтвердите это примером из текста. (Был полдень. Солнце светило горячо, как в мае. Я надеялся, что папиросы скоро высохнут. Солнце светило так горячо, что я уже пожалел о том, что надел в дорогу солдатские ватные штаны и стеганку. Это был первый после зимы по-настоящему теплый день. Хорошо было сидеть на плетне вот так, одному, целиком покорясь тишине и одиночеству, и, сняв с головы старую солдатскую ушанку, сушить на ветерке мокрые после тяжелой гребли волосы, бездумно следить за проплывающими в блеклой синеве белыми грудастыми облаками.)
    Почему Шолохов несколько раз повторяет слова о солнце? (Всё больше и больше солнца, блеска, тепла даруется героям рассказа. Всё больше и больше мира проникает в их душу. Жёлтый солнечный цвет символизирует наступающее счастье)
    Таким образом, описание природы, данное в начале повествования, является ключевым для понимания смысла произведения. Но, что интересно, значимость этой пейзажной зарисовки мы понимаем только, закончив чтение.
    Шолохов – мастер детали. Одной фразой писатель может раскрыть все, что на душе у героя.
    - Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя?
    (Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть)
    Народная мудрость гласит: Глаза – зеркало души». Глаза много говорят о человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах...
    - «Словно присыпанные пеплом» – то есть какие, какого цвета? (Серые, цвета пепла)
    - А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла? (Пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.)
    Таким образом цветовая деталь помогает понять состояние героя. Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий.
    7. Анализ заключительного эпизода рассказа.
    – Назовите словосочетания, которыми автор определяет героев (песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы – человек несгибаемой воли)
    - Что подчеркивает Шолохов, называя в последних строчках героя песчинкой? (Андрей Соколов вовсе не предстает былинным богатырем, не является человеком, обладающим сверхъестественными способностями. Он обычный, такой, как все).
    ВЫВОД. Согласно концепции Шолохова, человек есть песчинка, травинка на ветру, дрожащий листок, прижатый к ветке, именно такие метафоры использует писатель в рассказе, описывая героев.

    "Человек несгибаемой воли" (рецензия на рассказ М. Шолохова "Судьба человека") "Я видел и вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать долг этому народу-труженику, народу-герою". Эти слова М. Шолохова, на мой взгляд, точнейшим образом отражают идею одного из лучших произведений писателя, напечатанного в "Правде" в 1956 году, - рассказа "Судьба человека". Как и во многих других произведениях, здесь Шолохов обращен к проблеме национального характера, к изображению трагического жизненного пути русского человека. Читая "Судьбу человека", понимаешь, что рассказ написан в "полемике" с писателями "потерянного поколения", которые считали, что человек не может на войне сохранить "душу живу".

    Шолохов же считает, что это возможно. Самое поразительное в рассказе - сочетание высокой трагедийности и человечности. Война, утрата семьи, потеря сына, муки, которые пришлось перенести в немецком плену, - трагическое наполнение жизни главного героя Андрея Соколова - не убило в нем "человека". Когда читаешь рассказ и следишь за героем, то осознаешь, что в его образе, в его "хождениях по мукам" обозначена судьба целого поколения. Рассказ вызывает не только грустные, но и радостные чувства потому, что все тяжелейшие удары судьбы не смогли убить его душу. И, наверное, можно сказать, что рассказ Шолохова - о преодолении героем трагизма жизни, благодаря силе воли и красоте человеческой души.В основе сюжета рассказа лежат действительные события.

    Шолоховский герой имеет реального прототипа, но имени его Шолохов так и не узнал. Встреча писателя с героем произошла в 1946 году, а рассказ появился 10 лет спустя. Этому есть историческое объяснение.

    Очевидно, подобное произведение не могло быть написано при жизни Сталина. И его создание стало возможным только после смерти "отца народов" и XX съезда партии. Шолохов назвал свое произведение рассказом, но совершенно ясно, что по широте обобщения, типизации - это произведение скорее можно отнести к жанру эпопеи. Мне кажется, что это вполне правомочно, ведь И. Шмелев назвал свое "Солнце мертвых" эпопеей. Ибо что такое "Судьба человека", как не изображение судьбы народа в переломный момент? Андрей Соколов представительствует от всего народа.

    Его исповедь составляет сюжетный центр рассказа. Что же представляет собой композиция произведения?

    Она достаточно традиционна. Это рассказ в рассказе. Подобное мы видели, например, в "Старухе Изергиль" Горького.

    Кроме того, можно говорить о двух "планах" повествования: голосе героя и голосе автора. Дело в том, что повествователь становится здесь слушателем, в то время как центральное место в "Судьбе человека" отведено рассказу Соколова о себе. Что же узнаем мы о герое? История Андрея Соколова позволяет осмыслить отдельную человеческую жизнь как жизнь целого поколения, даже целого народа.

    Главный герой родился в 1900 году - значимая деталь, которая подсказывает читателю, что пе-ред ним история, отражающая судьбы современников, "его жизнь была обыкновенная". Чем же занимается Андрей Соколов?

    Тем, что Б. Пастернак называл "жизнестроительством", созиданием простого человеческого счастья: "Так и прожил десять лет и не заметил, как они прошли. Прошли, будто во сне". Поэтому и жизненный идеал героя таков: "Ирина купила двух коз.

    Чего еще надо? Дети едят кашу с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке". Его представление о счастье - народное, близкое любому русскому человеку. И в это благополучие, счастье "врывается" война. Именно здесь шолоховский герой меняет тон разговора. Писатель "складывает" историю военных мытарств своего героя из ряда ярчайших эпизодов: вот Соколов везет снаряды для артиллеристов под угрозой смерти, вот он поднимается, не желая умирать лежа, отдает вместе с сапогами портянки берущему его в плен солдату, спасает лейтенанта, убив того, кто хотел выдать "курносенького парнишку" немцам, побеждает в поединке с комендантом лагеря, и наконец совершает побег из плена.

    Становится совершенно ясно, что и в поединке Мюллером, и с берущим его в плен немцем спасает героя не только его человеческое достоинство, но и достоинство национальное: "Я было из его рук и стакан взял и закуску, но как только услышал эти слова, - меня будто огнем обожгло! Думаю про себя: "Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего не хочешь, герр комендант? Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой". Вероятно, автору важно подчеркнуть, что сам себя Андрей Соколов героем не считает. Более того, в ряде эпизодов Шолохов отмечает, что его герой больше заботится о других, нежели о себе.

    Так, например, он беспокоится о своей семье и пишет домой, что "мол, все в порядке, помаленьку воюем", но ни слова не говорит о том, как ему на войне трудно, и даже осуждает тех, кто "сопли по бумаге размазывает". Он, в отличие от платоновского гвардии капитана Алексея Иванова, прекрасно понимает, что "этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаже нашего в тылу приходилось".

    Или когда везет артиллерийские снаряды, то думает (без тени пафоса) не о своей безопасности, а о том, что "там товарищи его, может, погибают" - вот она, "скрытая теплота патриотизма". То же самое мы видим и в эпизоде убийства в церкви.

    Крыжнев хочет предать своего командира. И когда Соколов осознает, что "худенький, курносенький парнишка, и очень собою бледный" не сможет справиться с этим "мордатым", "толстым мерином", он решает "сам его кончать". В этом убийстве нет ничего безнравственного: народная мораль допускает его, ведь убийство совершено "за правое дело". Перед самой сценой убийства Шолохов вновь напоминает, что Андрей Соколов думает о других, восхищаясь поведением военного врача: "Вот что значит настоящий доктор!

    Он и в плену и в потемках свое великое дело делал". Отдавая дань врачу, шолоховский герой не понимает, что дела-ет то же самое. Соседство эпизодов убийства предателя и незаметного подвига военврача - знак мастерства писателя. Благодаря этому мы отчетливо видим, что на страницах рассказа сталкиваются две жизненные позиции. Первую можно выразить словами Соколова: "Одному-то и курить, и помирать тошно".

    Вторую - словами Крыжнева: "Своя рубашка к телу ближе". Происходит столкновение идеи национального единства и идеи, которая это единство разрушает. Не менее важен и эпизод с комендантом. Именно неосознанное чувство собственного достоинства заставляет героя поступить так, и именно так: "…хотя я и с голоду помирал, но давиться ихней подачкой не собираюсь, у меня есть свое, русское достоинство и гордость, и в скотину они меня не превратили, как ни старались". Поэтому в данном контексте реакция коменданта нормальна. Невольно вспоминается повесть Б. Васильева "В списках не значился". Как Андрей Соколов заставил немцев увидеть в себе человека, так и Николай Плужников, который в финале выходит к немецким солдатам, невольно заставляет их, потрясенных его подвигом, отдать ему честь. В чем же истоки мужества Соколова? Прежде всего в воспоминаниях о семье, детях, об Ирине: близкие помогали ему выжить. Ведь и защищал-то он семью, дом, родину. Не случайно место уничтоженной семьи в сердце Андрея Соколова занимает маленький Ванюшка, тем самым герой будто снимает с себя чувство вины перед Ириной за то, что оттолкнул ее, и перед Ванюшкой за то, что тот остался без родителей. История Соколова становится обвинением войне, "искалечившей, исказнившей человека". Здесь сразу же вспоминается портрет главного героя рассказа, нарисованный Шолоховым в начале произведения: "большие темные руки", "глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной тоской". Перед нами метафора, усиленная гиперболой. Глаза - отражение души, и мы понимаем, что у Соколова внутри все словно перегорело. Здесь нельзя не вспомнить слов М. Лотмана: "История проходит через дом человека, через его частную жизнь, судьбу. Не титулы, ордена или царская милость, а "самостояние Человека" превращает его в историческую личность". Никитин А. 11 кл., 227 педагогическая гимназия, С.-Петербург 2000 г. Volksehik

    Перед рассветом проснулся, не пойму, с чего мне так душно стало? А это сынок мой вылез из простыни и поперек меня улегся, раскинулся и ножонкой горло мне придавил. И беспокойно с ним спать, а вот привык, скучно мне без него. Ночью то погладишь его сонного, то волосенки на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…

    Первое время он со мной на машине в рейсы ездил, потом понял я, что так не годится. Одному мне что надо? Краюшку хлеба и луковицу с солью, вот и сыт солдат на целый день. А с ним - дело другое: то молока ему надо добывать, то яичко сварить, опять же без горячего ему никак нельзя. Но дело-то не ждет. Собрался с духом, оставил его на попечение хозяйки, так он до вечера слезы точил, а вечером удрал на элеватор встречать меня. До поздней ночи ожидал там.

    Трудно мне с ним было на первых порах. Один раз легли спать еще засветло, днем наморился я очень, и он - то всегда щебечет, как воробушек, а то что-то примолчался. Спрашиваю: «Ты о чем думаешь, сынок?» А он меня спрашивает, сам в потолок смотрит: «Папка, ты куда свое кожаное пальто дел?» В жизни у меня никогда не было кожаного пальто! Пришлось изворачиваться: «В Воронеже осталось», - говорю ему. «А почему ты меня так долго искал?» Отвечаю ему: «Я тебя, сынок, и в Германии искал, и в Польше, и всю Белоруссию прошел и проехал, а ты в Урюпинске оказался». - «А Урюпинск - это ближе Германии? А до Польши далеко от нашего дома?» Так и болтаем с ним перед сном.

    А ты думаешь, браток, про кожаное пальто он зря спросил? Нет, все это неспроста. Значит, когда-то отец его настоящий носил такое пальто, вот ему и запомнилось. Ведь детская память, как летняя зарница: вспыхнет, накоротке осветит все и потухнет. Так и у него память, вроде зарницы, проблесками работает.

    Может, и жили бы мы с ним еще с годик в Урюпинске, но в ноябре случился со мной грех: ехал по грязи, в одном хуторе машину мою занесло, а тут корова подвернулась, я и сбил ее с ног. Ну, известное дело, бабы крик подняли, народ сбежался, и автоинспектор тут как тут. Отобрал у меня шоферскую книжку, как я ни просил его смилостивиться. Корова поднялась, хвост задрала и пошла скакать по переулкам, а я книжки лишился. Зиму проработал плотником, а потом списался с одним приятелем, тоже сослуживцем, - он в вашей области, в Кашарском районе, работает шофером, - и тот пригласил меня к себе. Пишет, что, мол, поработаешь полгода по плотницкой части, а там в нашей области выдадут тебе новую книжку. Вот мы с сынком и командируемся в Кашары походным порядком.

    Да оно, как тебе сказать, и не случись у меня этой аварии с коровой, я все равно подался бы из Урюпинска. Тоска мне не дает на одном месте долго засиживаться. Вот уже когда Ванюшка мой подрастет и придется определять его в школу, тогда, может, и я угомонюсь, осяду на одном месте. А сейчас пока шагаем с ним по русской земле.

    Тяжело ему идти, - сказал я.

    Так он вовсе мало на своих ногах идет, все больше на мне едет. Посажу его на плечи и несу, а захочет промяться, - слезает с меня и бегает сбоку дороги, взбрыкивает, как козленок. Все это, браток, ничего бы, как-нибудь мы с ним прожили бы, да вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять… Иной раз так схватит и прижмет, что белый свет в глазах меркнет. Боюсь, что когда-нибудь во сне помру и напугаю своего сынишку. А тут еще одна беда: почти каждую ночь своих покойников дорогих во сне вижу. И все больше так, что я - за колючей проволокой, а они на воле, по другую сторону… Разговариваю обо всем и с Ириной и с детишками, но только хочу проволоку руками раздвинуть, - они уходят от меня, будто тают на глазах… И вот удивительное дело: днем я всегда крепко себя держу, из меня ни «оха», ни вздоха не выжмешь, а ночью проснусь, и вся подушка мокрая от слез…

    Чужой, но ставший мне близким человек поднялся, протянул большую, твердую, как дерево, руку:

    Прощай, браток, счастливо тебе!

    И тебе счастливо добраться до Кашар.

    Благодарствую. Эй, сынок, пойдем к лодке.

    Мальчик подбежал к отцу, пристроился справа и, держась за полу отцовского ватника, засеменил рядом с широко шагавшим мужчиной.

    Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина.

    С тяжелой грустью смотрел я им вслед… Может быть, все и обошлось бы благополучно при нашем расставанье, но Ванюшка, отойдя несколько шагов и заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное - уметь во-время отвернуться. Тут самое главное - не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза…