Бунин трагическая любовь в произведениях. Тема трагической любви в творчестве бунина

Бунин трагическая любовь в произведениях. Тема трагической любви в творчестве бунина

Иван Бунин по праву считается певцом любви. До его произведений об этом чувстве никто так не говорил, как сумел сказать он. Автор считал, что любовь – это всегда счастье, независимо от того, разделена она или нет. Его многочисленные произведения с разных, зачастую противоположных

Сторон дают оценку этому чувству, каждый раз изображая его новые стороны – нежность, страсть, жалось, продажность и т. д.

Наиболее яркие рассказы Бунина о любви собраны в сборнике “Темные аллеи”, который стал своего рода новаторским. В каждой новелле или очерке автор передал тему любви откровенно, прямо, с доподлинной отчетливостью. Однако образы получились на удивление легкими и неуловимыми. В сборнике собраны произведения, которые совершенно не походят друг на друга, они отличаются сюжетами и героями. Но сквозь всю книгу, подобно молнии проходит любовное озарение. Бунин изображает любовь страстной, но

Кратковременной, с неизменно трагическим эпилогом. Автор полагал, что та сама истинна любовь, которую веками воспевали поэты, подобна вспышке и попытки продлить ее приводят к ее затуханию. Именно об этом идет речь в произведении “Солнечный удар”, где трагизмом любви стала именно ее взаимность, которая продляет это чувство и все что может произойти – это превращение прекраснейшего из чувств в повседневность.

Еще одной особенность изображения Буниным любви является совершенство и гармония, которая не разрушается мелкими дрязгами. Но она всегда трагична и может быть именно поэтому ей отведен весьма короткий срок? При этом автор изображает завершение любви не как трагедию, а как науку, опыт человека. Теперь понятно, чего ждать и к чему стремиться. Прошлое чувство оставляет в душе свет маяка, на который идут герои год за годом всю жизнь.

Бунин сделал своеобразный переворот в описании любви, и наперекор традициям XIX столетия изобразил ее со всех сторон, как со стороны духа, так и со стороны плоти. Автор не побоялся некоторой откровенности, описывая физические влечения. В тоже время герои не осуждаются, так как истинная любовь должна гармонировать с самой природой, и, по мнению писателя все, что естественно – прекрасно.

Характерно для рассказов Бунина не возможность и неумение его героев быть вместе. Это позволяет человеку неоднократно постигать тайну любви, снова и снова ощущая на себе ее ослепительную вспышку.

Сочинения по темам:

  1. “Первый признак любви – благоговение. Мы боготворим того, в кого мы влюблены, и это совершенно справедливо, ибо ничто на свете...
  2. Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена. Эта фраза, как никакая другая, наиболее подходит к сборнику рассказов...
  3. Митя очень сильно влюблен в Катю, девушку милую, молоденькую, учащуюся в театральной школе. Катя тоже влюблена в Митю, но ее...
  4. Тема любви в творчестве каждого поэта становится своего рода отражением его внутреннего мира. Кого-то окрыляет, кому-то, наоборот, подрезает крылья, кто-то...

Тема любви всегда волновала Бунина, и наиболее известные свои произведения он посвятил ей: роман «Жизнь Арсеньева», рассказы «Легкое дыхание», «Митина любовь», «Солнечный удар» и другие. Но в конце своей жизни он опять обращается к ней, создавая цикл рассказов «Темные аллеи», по-новому осмысливая любовь, страсть, жизнь и смерть. В этих рассказах любовь чаще всего разделенная (Бунин не показывает трагедию неразделенной любви), но заканчивается это чувство всегда разлукой, смертью, убийством или самоубийством. По мысли Бунина, любовь, самое сильное и глубокое переживание человека, - всегда лишь короткая яркая вспышка, которая оставляет свой след на всю жизнь, она всегда заставляет страдать, это драма человеческой жизни.

В рассказе «Темные аллеи», который открывает сборник, прослеживается та же мысль: любовь не может быть счастливой, она может преобразить всю жизнь человека, но всегда приводит к разлуке. Сюжет рассказа очень прост: старик-военный проездом останавливается на постоялом дворе, хозяйкой которого оказывается бывшая крепостная, с которой когда-то он был в близких отношениях. Выясняется, что она до сих пор любит его, ничего не забыла, даже не вышла замуж. Герой рассказа Николай Алексеевич вспоминает прошлое, свою любовь, счастье, которое ему дала эта женщина. Но представить ее своей женой он не может, он уезжает, полный прежних переживаний, воспоминаний и грусти. На первый взгляд все очень просто, но на самом деле этот сюжет позволяет описать всю жизнь героев, объяснить их характеры, поведение, взгляды на жизнь.

Очень часто рассказы Бунина начинаются пейзажем, не стал исключением и этот: «В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями подкатил закиданный грязью тарантас».

Этот пейзаж сразу навевает на читателя мрачное настроение и грусть. Такое же настроение и у главного героя рассказа, но оно меняется тогда, когда приходит хозяйка постоялого двора - «темноволосая, тоже чернобровая и тоже красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку». Если бы она не назвала его по имени-отчеству, он бы и не узнал ее. Он удивляется, что она, с ее красотой, не вышла замуж. Ее слова заставляют его покраснеть: «Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело... Поздно теперь укорять, ведь, правда, очень бессердечно бы меня бросили, -сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уже не говоря обо всем прочем. Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас Николенькой звала, а вы меня - помните как? И все стихи мне изволили читать про всякие «темные аллеи». Героиня сохранила свою любовь, пронесла это чувство через всю жизнь. Она не может простить его: «Как не было у меня ничего дороже вас в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне.вас нельзя». Герой рассказа тоже не был счастлив: жена его бросила, сын вырос негодяем. Он понимает, что потерял самое дорогое, что у него было, что лучшие минуты его жизни он провел с Надеждой. Однако герой быстро успокаивается, думая: «Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?»

Уезжая с постоялого двора, он вспоминает строки из стихотворения Огарева: «Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи...» Эти строки придают поэтичность и легкую грусть рассказу о прошедшей любви. Эта любовь осталась на всю жизнь у Надежды, это были «истинно волшебные» минуты жизни героя, и хотя любовь не состоялась, она останется в их жизни навсегда, она проложила глубокий след в человеческой душе.

Любовь в изображении Бунина очень трагична, но всегда прекрасна, любовь - это великий дар, который дается не всем. Подтверждение этому мы находим в рассказе «Темные аллеи».

«НЕДОУМЕНИЕ СЧАСТЬЯ»


Прозу Бунина считают синтезом прозы и поэзии. В ней необычайно сильно исповедальное начало («Антоновские яблоки»). Зачастую у Бунина лирика заменяет сюжетную основу, появляется рассказ-портрет («Лирник Родион»).

Среди произведений Бунина есть рассказы, в которых расширено эпическое, романтическое начало - в поле зрения писателя попадает вся жизнь героя («Чаша жизни»). Бунин - фаталист, иррационалист, его произведениям свойственны пафос трагичности и скептицизм. Творчество Бунина перекликается с концепцией модернистов о трагедийности человеческой страсти. 1?ак и у символистов, на первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви, смерти и природы. Космический колорит произведений писателя, проникнутость его образов голосами Вселенной сближает его творчество с буддистскими идеями. Произведения Бунина синтезируют в себе все эти концепции.

Концепция любви у Бунина трагедийна. Мгновения любви, по Бунину, становятся вершиной жизни человека. Только полюбив, человек по-настоящему может почувствовать другого человека, только чувство оправдывает высокую требовательность к себе и к своему ближнему, только любящий способен преодолеть свой эгоизм. Состояние любви не бесплодно для героев Бунина, оно возвышает души. Одним из примеров необычной трактовки темы любви служит рассказ «Сны Чанга». Рассказ написан в форме воспоминаний собаки. Пес чувствует внутреннее опустошение капитана, своего хозяина. В рассказе появляется образ «дальних работящих людей» (немцев). Исходя из сравнения с их образом жизни, писатель говорит о возможных путях человеческого счастья:

1. Труд, чтобы жить и размножаться, не познав при этом полноты жизни.

2. Бесконечная любовь, которой вряд ли стоит посвящать себя, т. к. всегда существует возможность измены.

3. Путь вечной жажды, поиска, в котором, впрочем, по Бунину, тоже нет счастья.

Сюжет рассказа как бы противостоит настроению героя. Через реальные факты пробивается по-собачьи верная память, когда в душе был мир, когда капитан и собака были счастливы. Моменты счастья выдвинуты на первый план. Чанг несет в себе идею верности и признательности. Это, по мысли писателя, и есть смысл жизни, который ищет человек.

Любовь у Бунина чаще всего печальна, трагична. Человек не способен противостоять ей, перед ней бессильны доводы рассудка, ибо нет ничего, подобного любви, по силе и красоте. Удивительно точно определяет писатель любовь, сравнивая ее с солнечным ударом. Так назван рассказ о неожиданном, стремительном, «сумасшедшем» романе поручика со случайно встреченной на пароходе женщиной, которая не оставляет ни своего имени, ни адреса. Женщина уезжает, навсегда распростившись с поручиком, который сначала воспринимает эту историю как случайную, ни к чему не обязывающую интрижку, прелестное дорожное"происшест-вие. Только со временем он начинает чувствовать «неразрешимую муку», испытывая ощущение тяжелой утраты. Он пытается бороться со своим состоянием, совершает какие-то действия, прекрасно осознавая их нелепость и ненужность. Он готов умереть только для того, чтобы каким-то чудом вернуть ее, провести с ней еще один день.

В конце рассказа поручик, сидя под навесом на палубе, чувствует себя постаревшим на десять лет. В замечательном рассказе Бунина с огромной силой выражается неповторимость и красота любви, о которой человек часто не подозревает. Любовь - это солнечный удар, величайшее потрясение, способное в корне изменить жизнь человека, сделать его или самым счастливым, или самым несчастным.

Для творчества Бунина характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм жизни, насыщенность повествования деталями. Бунина принято считать продолжателем чеховского реализма. Реализм Бунина отличается от чеховского предельной чувствительностью. Как и Чехов, Бунин обращается к вечным темам. Для Бунина важна природа, однако, по его мнению, высшим судьей человека является человеческая память. Именно память защищает героев Бунина от неумолимого времени, от смерти.

Любимые герои Бунина наделены врожденным чувством красоты земли, неосознанным стремлением к гармонии с окружающим миром и с собой. Таков умирающий Аверкий из рассказа «Худая трава». Всю жизнь отработавший батраком, пережив много мук, горя и тревог, этот крестьянин не утратил доброты, способности воспринимать прелесть природы, ощущения высокого смысла бытия. Память постоянно возвращает Авер-кия в те «далекие сумерки на реке», когда ему суждено было встретиться «с той молодой, милой, которая равнодушно-жалостно смотрела на него теперь старческими глазами». Короткий шутливый разговор с девушкой, исполненный для нйх глубокого смысла, не сумели стереть из памяти ни прожитые годы, ни перенесенные испытания.

Любовь - вот то самое прекрасное и светлое, что было у героя на протяжении его долгой многотрудной жизни. Но, думая об этом, Аверкий вспоминает и «мягкий сумрак в лугу», и мелкую заводь, розовеющую от зари, на фоне которой едва виднеется девичий стан, удивительно гармонирующий с прелестью звездной ночи. Природа как бы участвует в жизни героя, сопровождая его и в радости, и в горе. Далекие сумерки на реке в самом начале жизни сменяются осенней тоской, ожиданием близкой смерти. Состоянию Аверкия близка картина увядающей природы. «Умирая, высохли и погнили травы. Пусто и голо стало гумно. Стала видна сквозь лозинки мельница в бесприютном поле. Дождь порой сменялся снегом, ветер гудел в дырах риги зло и холодно».

В октябре 1939 года Бунин поселился в Грассе на вилле «Жаннет», прожил здесь всю войну. Здесь он написал книгу «Темные аллеи» - рассказы о любви, как он сам сказал, «о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях». Эта книга, по словам Бунина, «говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, - думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни».

Бунин шел своим собственным путем, не примыкал ни к каким модным литературным течениям или группировкам, по его выражению, «не выкидывал никаких знамен» и не провозглашал никаких лозунгов. Критика отмечала мощный язык Бунина, его искусство поднимать в мир поэзии «будничные явления жизни». «Низких» тем, недостойных внимания поэта, для него не было.

Иван Алексеевич Бунин скончался в ночь на 8 ноября 1953 года на руках своей жены в страшной нищете. В своих воспоминаниях Бунин писал: «Слишком поздно родился я. Родись я раньше, не таковы были бы мои писательские воспоминания. Не пришлось бы мне пережить... 1905 год, потом первую мировую войну, вслед за ней 17-й год и его продолжение, Ленина, Сталина, Гитлера... Как не позавидовать нашему праотцу Ною! Всего один потоп выпал на долю ему...»

Похоронен Бунин на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем, в склепе, в цинковом гробу.

Ты мысль, ты сон. Сквозь дымную метель
Бегут кресты - раскинутые руки.
Я слушаю задумчивую ель -
Певучий звон... Все - только мысль и звуки!
То, что лежит в могиле, разве ты?
Разлуками, печалью был отмечен
Твой трудный путь. Теперь их нет.
Кресты хранят лишь прах.
Теперь ты мысль. Ты вечен.

Сочинение

Была, впрочем, одна проблема, которой Бунин не только не опасался, а, наоборот, всей душой шел ей навстречу. Он был занят ею давно, писал в полном смысле, как сказали бы сейчас, завербованно, и ни война, ни революция не могли его привязанного к ней пошатнуть,- речь идет о любви.

Здесь, в области, полной невыраженных оттенков и неясностей, его дар находил достойное себе применение. Он описывал любовь во всех состояниях,- а в эмиграции еще пристальней, сосредоточенней,- умел найти ее даже там, где ее еще нет, в ожидании, как у той медицинской сестры в поезде («Сестрица»), у которой «тихо и греховно сияют иконописные черные глаза», и там, где она едва брезжит и никогда не сбудется («Старый порт»), и где томится неузнанная («Ида»), и где кротко служит чему-то бесконечно ей чужому («Готами»), переходит в страсть («Убийца») или в изумлении не обнаруживает своего прошлого, подвластного разрушительному времени («В ночном море»). Все это схватывалось в новых, никому еще не дававшихся подробностях и становилось свежим, сегодняшним для любого времени.

Любовь в изображении Бунина поражает не только силой художественной изобразительности, но и своей подчиненностью каким-то внутренним, неведомым человеку законам. Нечасто прорываются они на поверхность: большинство людей не испытывают их рокового воздействия до конца своих дней. Такое изображение любви неожиданно придает трезвому, «беспощадному» бунинскому таланту романтический отсвет. Близость любви и смерти, их сопряженность была для Бунина фактом очевидным, никогда не подлежала сомнению. Однако катастрофичность бытия, непрочность человеческих отношений и самого существования - все эти излюбленные бунинские темы после гигантских социальных катаклизмов, потрясших Россию, наполнились новым, грозным значением. «Любовь прекрасна» и «любовь обречена» - эти понятия, окончательно сместившись, совпали, неся в глубине, в зерне каждого рассказа личное горе Бунина-эмигранта.

Он ищет примеры вулканического извержения страсти, трагически подчиняющей человека своим слепым силам, и готов следовать за такими сюжетами, не боясь срывов, забеганий на иные уровни, чего при прочих обстоятельствах не допустил бы его строгий вкус, как, например, в «Деле корнета Елагина» (1925). Необычайная сила и искренность чувства свойственна героям бунинских рассказов. Разве в «Солнечном ударе» (1925) пересказан заурядный адюльтер? «Даю вам честное слово,- говорит женщина поручику,- что я совсем не то, что вы могли обо мне подумать. Никогда ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара…» Трудно отыскать рассказ, который в столь сжатой форме и с такой силой передавал бы драму людей, познавших вдруг подлинную, слишком счастливую любовь; счастливую настолько, что продлись близость с этой маленькой женщиной еще один день (оба знают это), и любовь, осветившая всю их серую жизнь, тотчас бы покинула их, перестала быть «солнечным ударом». За годы одиночества, воспоминаний и медленного, но, как могло казаться тогда, надолго окружившего его забвения в бунинском творчестве произошла концентрация внимания на нескольких «первороднюх» проблемах - любви, смерти, памяти о России. Однако русский язык, тот самый, который поддерживал «в дни тяжких сомнений о судьбах родины» и Тургенева, остался при нем и продолжал быть лучшим проявлением его таланта. В бунинской речи сохранялось и продолжало совершенствоваться искусство описаний, то самое, которое признал Лев Толстой, читая его раннюю прозу («идет дождик,- и так написано, что и Тургенев не написал бы так, а уж обо мне и говорить нечего»). И хотя Бунин не слышал этого отзыва, его «дождики» и теперь продолжали изумлять читателя…

Среди разных тем, которые поочередно занимали Бунина, в это время наблюдалось и некоторое общее стремление. Это началось вскоре после того, как прошел у него первый момент раздражения и написались все выступления, речи и полурассказы-полустатьи, которыми он отозвался на события, занесшие его к иным берегам. Дальше, чем чаще, чем подробней стал возвращаться в его короткие рассказы образ России, которую он знал и теперь заново передумывал, тем больше была заметна их близость и тяготение друг к другу. Порой это были целые серии, состоявшие из рассказов-зарисовок, законченных, казалось бы, и в то же время открытых, указывающих куда-то дальше («Русак», «В саду», «Подснежник» и т. д.),- как эскизные листы из одного и того же альбома; иногда что-нибудь покрупнее, как уже готовый фрагмент, какой-то угол картины, которую предстоит написать («Далекое»),- но так или иначе это целое все настойчивее напрашивалось, обозначалось. Где-то внутри его уже готовилась и выступала вперед «Жизнь Арсеньева» (1927-1937), огромное полотно, запечатлевшее старую Россию.

Бунин много писал о любви, ее трагедиях и редких мгновениях настоящего счастья» Эти произведения отмечены необыкновенной поэтизацией человеческого чувства, в них раскрылось чудное дарование писателя, его способность проникать в интимные глубины сердца, с их неизведанными и непознанными законами.

Для Бунина в истинной любви есть нечто общее с вечной красотой природы, поэтому прекрасно только такое чувство любви, которое естественно, не ложно, не выдумано, для него любовь и существование без нее - две враждебные жизни, и если погибает

Любовь, то та, другая жизнь, уже не нужна.

Возвышая любовь, Бунин не скрывает, что она приносит не только радость, счастье, но и очень часто таит в себе муки, горе, разочарование, смерть. В одном из писем он сам объяснял именно этот мотив в своем творчестве и не просто объяснял, а убедительно доказывал: «Неужели вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, - а их, этих любовных катастроф, было немало в моей жизни, вернее, почти каждая моя любовь была катастрофой, - я был близок к самоубийству».

Историю трагичной любви поведал Бунин в небольшом рассказе «Солнечный удар». Случайное знакомство на пароходе, обычное «дорожное приключение», «мимолетная встреча». Но чем закончилось для героев все это случайное и мимолетное? «Никогда, ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло. Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара», - признается спутница поручика. Но этот удар пока еще не коснулся героя.

Проводив свою знакомую и беззаботно вернувшись в гостиницу, он вдруг почувствовал, что сердце его «сжалось непонятной нежностью» при воспоминании о ней. Когда же он понял, что потерял ее навеки (ведь не знал даже имени и фамилии), «он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватили ужас, отчаянье», И снова бунинский мотив усиливает трагедию человека: любовь и смерть всегда рядом. Пораженный, словно ударом, этой неожиданной любовью, поручик готов умереть, лишь бы вернуть это дорогое и такое любимое им существо: «Он, не задумываясь, умер бы завтра, если бы можно было каким-нибудь чудом вернуть ее, провести с ней еще один, нынешний день, провести только затем, чтобы высказать ей и чем-нибудь доказать, убедить, как он мучительно и восторженно любит ее».

Сборник рассказов «Темные аллеи» можно назвать энциклопедией любовных драм. Писатель создавал его в годы второй мировой войны (1937-1944), Позже, когда книга увидела свет и читатели были потрясены «вечной драмой любви», Бунин в одном из своих писем признавался: «Она говорит о трагичном и многом нежном и прекрасном, - думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни». И хотя во многих рассказах любовь, о которой поведал писатель, трагична, Бунин утверждает, что всякая любовь - великое счастье, даже, если она завершается разлукой, гибелью, трагедией. К такому выводу приходят многие бунинские герои, потерявшие, проглядевшие или, сами разрушившие свою любовь.

Но это прозрение, просветление приходит к героям слишком поздно, как, например, к Виталию Мещерскому, герою рассказа «Натали». Бунин поведал историю любви студента Мещерского к юной красавице Натали Станкевич, об их разрыве, о долгом одиночестве. Трагедия этой любви кроется в характере Мещерского, который испытывает к одной девушке искреннее и возвышенное чувство, а к другой - «страстное телесное упоение», и то, и другое кажется ему любовью. Но любить сразу двух невозможно. Физическое влечение к Соне быстро проходит, большая, настоящая любовь к Натали остается на всю жизнь. Лишь на короткое мгновение героям было подарено подлинное счастье любви, но автор завершил идиллический союз Мещерского и Натали безвременной гибелью героини.

В рассказах о любви И. А. Бунин утверждал истинные духовные ценности, красоту и величие человека, способного на большое, самоотверженное чувство, рисовал любовь как чувство высокое, идеальное, прекрасное, несмотря на то, что она несет не только радость и счастье, но чаще - горе, страдание, гибель.