Благовещенский собор московского кремля - древнейший памятник русской старины. История собора Благовещенский собор служил

Благовещенский собор московского кремля - древнейший памятник русской старины. История собора Благовещенский собор служил
Благовещенский собор московского кремля - древнейший памятник русской старины. История собора Благовещенский собор служил

Благовещенский собор расположен в юго-западной части Соборной площади . Девятиглавый храм сияет золотыми куполами. Небольшой по размерам, но величественный. Православный храм построен в честь Благовещения Богородицы. Благовещенский собор Московского Кремля являлся домовой церковью правителей – князей и царей.

Из истории Благовещенского собора Московского Кремля

Предполагают, что в конце 13 – начале 14 века на месте современного храма стояла деревянная церковь на каменном основании. Построил ее князь Андрей Александрович, сын Александра Невского. Позже, в конце 15 века, когда шла перестройка Кремля, многие строения возводились иностранными архитекторами. Однако, великий князь Иван III поручил построить свою домовую церковь зодчим города Пскова . Сооружается новый белокаменный храм с подклетом (нижним этажом). У восточной стены его строится двухэтажное хранилище - Казенный двор, где хранилась государева казна.

Строительство храма продолжалось пять лет. В августе 1489 года москвичи смогли увидеть его во всей его красе. Протоиереи храма являлись духовниками русских царей. Храм сильно пострадал во время пожара 1547 года.

При Иване IV в 1563 году, когда был освобожден древнерусский город Полоцк от иноземцев, решено было перестроить храм. В честь победы на четырех углах крытой галереи храма возвели четыре небольшие одноглавые церкви-приделы. Кроме того, появляются еще два барабана с куполами на восточной стороне крыши. Так трехглавый храм в 1564 году стал девятиглавым. В нем совершались венчания и крещение детей правителей. В 1572 году к нему пристраивается крыльцо, названное Грозненским.

Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади , из храма выходил князь или царь и его свита. Во время революции 1917 года святыня пострадала от артобстрела. Снарядом было разрушено крыльцо храма. В марте 1918 года, когда большевистское правительство переехало в Москву, храм был закрыт.

Архитектура Благовещенского собора Московского Кремля

Храм построен в традициях раннемосковского зодчества с элементами псковской архитектуры. Является четырехстолпным трехапсидным крестово-купольным храмом. Белоснежный, он расположен на высоком подклете. Элементы псковской архитектуры проявляются в украшениях барабанов глав – бегунец и поребрик выложены из кирпича. На апсидах - аркатурный пояс, похожий на пояс Успенского храма . Так псковские мастера объединили две святыни в единый ансамбль.

Храм включает в себя постройки, созданные в разное время. Сооружение конца 15 века повторяло здание, выполненное в начале 15 века. Храм со всех сторон был окружен галереями-папертями. Позже восточная паперть была разобрана вместе с Казенной палатой. А попасть на южную паперть можно через крыльцо, украшенное резьбой. Существует легенда, что это крыльцо построено специально для Ивана Грозного, когда после четвертого брака его лишили права находиться в храме. С этого крыльца он слушал проповеди. В 1508 году была позолочена центральная глава церкви, а в конце 16 века все главы и крышу покрыли золоченой медью. Храм стали называть златоверхим. Девять глав символизируют образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных. При проектировании внутренней части были предусмотрены вертикальные конструкции, создающие ощущение движения вверх. Этому способствовало и освещение - нижняя часть храма была затемнена, а сверху из окон барабана лился поток света.

Убранство Благовещенского собора

С северной, западной и южной сторон в храм ведут ворота. Галереи с северной и западной стороны украшены итальянским золоченным орнаментом на синем фоне. В южной части - нарядная многоцветная роспись. Знаменитые росписи храма упоминаются еще в начале 15 века. Выполнены они были в 1405 г. известными мастерами Фео­фаном Греком, Андреем Рублевым и Прохором из Городца. Следует отметить, что созданные Андреем Рублевым росписи храма под руководством Феофана Грека стали его первой известной работой. Основное место в росписях занимают иллюстрации Евангелия, представленные циклами – праздники и страсти, чудеса и притчи, явления Христа по воскресении. При рассмотрении росписей мы видим множество евангельских композиций и иллю­страцию «Апокалипсиса». Здесь представлена «Жития» Ва­силия Великого и Иоанна Златоуста, «Древо Иессеево» и фигуры святых. Частично сохранились фрески храма, выполненные в 1508 году под руководством Феодосия, талантливого сына и ученика великого Дионисия. Росписи храма неоднократно обновлялись: при Алексее Михайловиче, при Екатерине II и три раза - в 19 веке.

Поскольку храм был государевой домовой церковью, в росписи уделено много места теме преемственности власти великих князей и царей. Мы видим изображения прославленных византийских императоров и русских князей. Это Владимир Мономах и Александр Невский, Даниил Московский и Иван Калита, Дмитрий Донской и Иван III.

Выдающиеся мастера выполнили не только стенные росписи, но и иконы для иконостаса, который по праву можно назвать шедевром русского искусства. Общий замысел пятиярусного иконостаса и прориси икон принадлежат Феофану Греку. Он же написал три центральные иконы деисусного чина: «Спас», «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча», а также «Апостол Павел». Андрей Рублев написал Икону «Архангел Михаил» и семь икон праздничного чина. Грандиозность иконостаса определена тем, что деисусная композиция выполнена на досках высотой более двух метров и шириной более одного метра.

Несмотря на то, что храм несколько раз перестраивался, работы, сделанные великими мастерами, сохранялись. Иконостас и иконы старого храма снимались и переносились в новый. Новая роспись храма была исполнена по точному образцу прежней. Расписывал храм мастер Федор Едикеев.

Пол храма состоит из небольших блоков кремня с вкраплениями агата и яшмы. По легенде пол был привезен Иваном Грозным из Ростова Великого , куда он был доставлен из Византии.

Реликвии Благовещенского собора

К главным реликвиям храма относятся чудотворная икона Пименовской Богоматери, привезенная в Москву из Константинополя в 1381 году митрополитом Пименом и крест царя Константина, присланный византийским императором Алексеем Комнином в дар Владимиру Мономаху. Здесь также хранилась икона Донской Богоматери, на которую русские воины и Дмитрий Донской молились перед Куликовской битвой. Позднее она была перевезена в Донской монастырь .

Благовещенский собор Московского Кремля – это одна из святынь русского православия. С 1993 года в нем возобновились богослужения. Совершаются они один раз в году - в праздник Благовещения. По старинному русскому обычаю после литургии Святейший Патриарх выпускает на волю птиц.

Описание:

История

Благовещенский собор Московского Кремля был построен при Иване III в 1484-89 гг. на месте разобранной белокаменной церкви второй половины XIV— начала XV вв.

Первоначально собор венчали три главы — центральная и две над восточными углами храма. Во второй половине XVI в. на сводах галерей были устроены четыре придела со своими главами и добавлены еще две главы на основном объеме. В итоге собор стал девятиглавым и приобрел пирамидальное завершение от глав приделов до центральной главы. В 1508 г. была вызолочена центральная глава, а во второй половине XVI в. все главы и крышу покрыли золоченой медью, из-за чего собор стали называть «златоверхим». Девятиглавие собора символизирует образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных.

Следующие по времени значительные изменения облика Благовещенского собора относятся ко второй половине XVIII в. и связаны со строительством Оружейной палаты. Современный облик храма сформировался после реставрации во второй половине XIX в. Особое внимание при этой реставрации было уделено верхним приделам и их интерьерам, освященным в честь Собора Архистратига Гавриила, Собора Богородицы и Входа Господня в Иерусалим. Только интерьер придела св. блгв. кн. Александра Невского (прежде вмч. Георгия, а до этого свт. Василия Кесарийского) сохранил прежний облик.

В Благовещенском соборе практически полностью сохранился уникальный ансамбль фресковой росписи середины XVI в.: помимо традиционных библейских и праздничных сюжетов в настенной росписи собора на паперти присутствуют изображения древнегреческих языческих мудрецов, живших до Рождества Христова: Аристотеля, Фукидида, Птолемея, Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения, близкие к истинам христианского учения.

Изначальный иконостас собора содержал иконы, написанные Андреем Рублевым и Феофаном Греком. После пожара 1547 г. для иконостаса были подобраны иконы конца XIV — начала XV вв. В XVII-XVIII вв. иконостас неоднократно дополнялся новыми иконами.

Благовещенский собор был домовой церковью русских великих князей и царей на протяжении столетий, в документах XVI-XVII вв. его называли «храмом на государевом дворе», «на сенях», «на переходах», т.к. здание храма входило в комплекс великокняжеского, а затем царского дворца, состоявшего из отдельных палат. Настоятель Благовещенского собора традиционно являлся духовником царя. После перенесения столицы в Санкт-Петербург придворный статус протопресвитеров собора сохранился.

Богослужения в соборе Благовещения были прекращены в марте 1918 г. в связи с переездом советского правительства из Петрограда в Москву. Вся дальнейшая деятельность была направлена на изучение, реставрацию и сохранение собора и хранящихся в нем произведений искусства. Свободный доступ в Кремль был возобновлен после организации музея, открытого для посещения 20 июля 1955 г.

С 1993 г. в соборе возобновлены богослужения: на престольный праздник Благовещения, 7 апреля, Божественную литургию в соборе совершил .

Богослужения в Благовещенском соборе Московского Кремля совершаются в престольные праздники и по особым случаям.

Для осмотра собор доступен всем желающим каждый день, кроме четверга, с 10.00 до 17.00.

Престолы

Главный престол освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, приделы — в честь Собора Архангела Гавриила, Собора Пресвятой Богородицы, Входа Господня в Иерусалим, св. блгв. князя Александра Невского и свт. Николая Чудотворца.

Святыни

Чудотворная Донская икона Божией Матери, написанная Феофаном Греком.

Страна: Россия Город: Москва Адрес: 101000, Москва, Кремль, Соборная площадь Web-сайт:

Соборы Кремля - Благовещенский собор и Успенский - давно уже входят в «обязательный турпакет» экскурсий по Москве. Они интересны тем, что наряду с сакральной функцией служат музеями. По сути, Благовещенский собор - это целый комплекс зданий, ведь по крытым переходам и галереям от него можно пройти в думные палаты государя. Вместе с тем этот храм являлся «частным», предназначенным только для членов царской семьи. Этим и объясняются его небольшие размеры и роскошное убранство. Этот храм можно сравнить с Сен-Шапель в Париже или королевской часовней в краковском замке Вавель. Что же можно увидеть в этом наиболее посещаемом музее-храме Московского Кремля? Об этом читайте в данной статье.

Что такое кремль?

Прежде чем мы рассмотрим внешнее и внутреннее убранство Благовещенского собора, давайте уясним, что являет собой кремль? Это деталь градостроительства, свойственная так называемому германскому типу. Некогда древние славяне полностью ограждали свои поселения. И это называлось «городище», «кремль». В украинском языке, как более архаическом, сохранилось слово «відокремлювати». Оно означает «отделять», «ограждать».

Нормандские князья привнесли свой обычай в градостроительство древних русичей. Дом правителей стоял особняком от прочих жилищ и ограждался от «посада» стеной. Вот эта крепость в городе по-прежнему носила название кремля. Жители были вытеснены за ограду и селились без оборонных стен. По германскому праву, сеньор замка должен был предоставить укрытие своим вассалам в случае нападения врага. Но это не случай московских князей. Они расценивали свою крепость как частную резиденцию. И украшали ее соответствующим образом.

Так появились соборы Кремля. Благовещенский собор служил домовой церковью, а Архангельский - усыпальницей членов царской семьи. Обычные москвичи слушали богослужения в приходских храмах посадов. А вся роскошь внутреннего убранства кремлевских церквей доставалась лишь избранным, приближенным к трону.

Благовещенский собор Московского Кремля: история

Этот памятник зодчества не такой древний, как сама крепость. В четырнадцатом веке, согласно приказу московского князя Ивана Калиты, внутри Кремля (на то время огражденного дубовыми стенами), были построены три каменных храма: Успенский (1327), Архангельский (1333) соборы и церковь Иоанна Лествичника (1329) с колокольней. Дмитрий Донской оградил свою крепость новыми стенами. Именно из-за них Москва стала называться «белокаменной».

В годы правления этого князя митрополит Алексий основал у Спасских ворот Кремля Чудов монастырь (1365). Вдова Дмитрия Донского, приняв монашеский постриг, основала церковь Рождества Богородицы и Вознесенский женский монастырь (1407). Иван III затеял грандиозную перестройку Кремля, как того требовало европейское фортификационное строительство. Тогда соборы Кремля и приобретают современный облик. В семидесятых годах пятнадцатого столетия приглашенный итальянский зодчий Аристотель Фьораванти полностью реконструирует Успенский храм. А в восьмидесятых годах этого же века появляются еще два сакральных сооружения: Благовещенский собор Московского Кремля и церковь Ризоположения. В 1505-1508 годах строятся Архангельский храм-усыпальница и колокольня Ивана Великого.

Строительство

Предание гласит, что еще в 1291 году князь Андрей, сын Александра Невского, построил в Кремле деревянную церковь Благовещения. Однако самые ранние письменные источники, сообщающие о дворцовом храме, относятся лишь к 1397 году. Тогда из Византии была привезена икона «Спас в ризе белой», помещенная в княжий двор. Возможно, Благовещенский собор Московского Кремля ранее назывался храмом Рождества Богоматери и был тем сакральным сооружением, который возвели в 1395 году по приказу Евдокии, вдовы Дмитрия Донского?

Ясно одно: церковь неоднократно перестраивали и украшали. Летопись от 1405 года сообщает: «Мастера Феофан, Гречин, Прохор с Городца да Андрей Рублев начали расписывать каменную церковь Святого Благовещения». А документ от 1416 года гласит, что 18 июля была закончена «церковь каменная на дворе великого князя - Благовещенья». Но и эта реконструкция была не последней. В 1482 году вместе с перестройкой всего Кремля стали «рушити церковь Благовещение». Первый камень нового собора был заложен 6 мая 1484 года при царствовании Ивана III. А девятого августа 1489, пять лет спустя, храм был освящен митрополитом Геронтием.

Архитекторы

Царь Иван Васильевич сам выбирал строителей. На это повлияла неудачная попытка зодчих Мышкина и Кривцова возвести Успенский собор. Когда стены храма обрушились, царь решил обратиться к опыту псковской школы. Об этом мы знаем из летописи 1474 года. Она гласит: «Послал великий князь во Псков, дабы привести церковных мастеров. Они же похвалили дела (зодчих Успенского собора), но похулили кражу извести, ибо не клеила. Тогда князь великий поручил делать им Благовещенье на своем дворе и Ризоположенья на митрополичьем».

Место возведения нового храма, как видим, старое - цоколь древней церкви, существовавшей еще при вдове Дмитрия Донского, а возможно, и ранее, при Иване Калите. Из летописи со всей очевидностью можно судить, что построили Благовещенский собор Московского Кремля зодчие псковской школы. Цокольный ярус, послуживший фундаментом для позднего храма, археологи относят к концу четырнадцатого или началу пятнадцатого столетия. Но продолжающиеся раскопки выявляют следы еще более ранних построек. Известно, что первоначально это была небольшая четырехстолпная и трехглавая крестово-купольная церковка. Со всех сторон храм опоясывали крытые паперти-галереи. Кто возводил этот несохранившийся белокаменный Благовещенский собор Московского Кремля? Архитектор остался неизвестным.

Важная роль собора

Этот храм имеет свое отличие даже от прочих церквей Кремля. Он фактически является частью всего дворцового комплекса. Из церкви можно было, не выходя на улицу, добраться до государевых покоев. Крытая галерея Благовещенского собора Московского Кремля иногда даже служила входом во дворец для иностранных делегаций. Сразу же за храмом находились думные палаты бояр. Именно Благовещенский собор из всех церквей Кремля был первым по важности, поскольку он являлся «домовым храмом» русских царей. О нем говорили, что он размещается «в сенях у великого князя». Протопоп Благовещенского собора автоматически становился духовником царя. Он не только принимал исповедь московского правителя, но крестил, венчал и отпевал членов его семьи. Он учил его детей грамоте и помогал составлять завещание. Причем придворный статус протопресвитера храма сохранился и тогда, когда столицу перенесли в Санкт-Петербург.

В соборе Благовещения находилась и ризница царя, в которой хранились особо почитаемые иконы и реликвии. Среди последних наиболее ценными считались мощи небесной сотни - святых Русской и Греческой Церквей. Один раз в год, на Великий пост, проходило омовение этих реликвий. Серебряные раки с мощами переносили из Благовещенского в Успенский собор и окропляли святой водой. Важная роль храма и стала причиной того, что для его украшения привлекали лучших мастеров того времени.

Благовещенский собор Московского Кремля: описание

Храм был возведен псковскими зодчими, которые традиционно работали с белым камнем. Однако этот собор они выстроили из кирпича. Позже церковь Благовещения была неоднократно перестроена. Так, в 1547 году храм, который не простоял еще и ста лет, очень сильно пострадал при пожаре. Полностью восстановлен он был только через четырнадцать лет, в 1564 году, причем с западной стороны к нему надстроили еще две главы.

Когда Ивана Грозного после четвертого брака отлучили от церкви, царь приказал возвести с южной стороны храма крытое крыльцо. Оттуда он и слушал божественные литургии. Впоследствии это крыльцо стало называться Грозненским. Нынешний облик Благовещенский собор Московского Кремля обрел в шестидесятые годы шестнадцатого века. Тогда на концах паперти были установлены приделы, венчающиеся золочеными главами. Потом храм приобрел еще два купола. Собор стал девятиглавым с красивым пирамидальным силуэтом. В плане строение выполнено в традициях псковских мастеров. Главный купол покоится на повышенных подпружных арках. Но встречаются и элементы московской архитектуры: килевидные порталы, узорчатые пояса, которые украшают стены, кокошники главного барабана. Со всех сторон храм опоясывали крытые галереи. Они вели к Казенной палате (разобранной в восемнадцатом столетии). Во второй половине шестнадцатого века все купола покрыли позолоченной медью. Так Благовещенский собор получил и второе название: девятиглавый златоверхий.

Интерьер храма

Поскольку здание возводилось как семейная капелла, его первоначальные размеры были небольшими. Позже пространство чуть расширилось за счет боковых приделов. Но, несмотря на это, Благовещенский собор Московского Кремля кажется несколько тесным. Это впечатление создают массивные хоры, расположенные в западной части. Но зодчие умело использовали небольшое пространство, чтобы придать ему облик воздушности. Вертикальные пропорции центрального нефа - ступенчатые арки, центральный барабан, коробовые своды - создают иллюзию устремления ввысь. Это еще более усиливается светом: затемненная нижняя часть и ярко озаряемая из многочисленных окошек верхняя.

Некоторым диссонансом выглядят широкие хоры, которые опираются на низкие своды. Чем объясняется такая архаическая для шестнадцатого века архитектура? Благовещенский собор Московского Кремля, как считают искусствоведы, в какой-то мере повторял планировку предыдущего здания. Существуют также предположения, что хоры исполняли роль бабинца - то есть на них слушали литургию женщины царской семьи. На них ведут две лестницы: одна скрыта в толще стены в юго-западном углу собора. А вторая выходит непосредственно из царских палат. Нельзя не обратить внимание на пол из яшмы цвета мёда. Предание утверждает, что его привез в Кремль из Ростова Великого Иван Грозный.

Росписи собора

Только летописи упоминают о том, каким красивым был прежний, белокаменный храм. Согласно сохранившейся смете начала XVI столетия, росписи Благовещенского собора Московского Кремля были произведены мастером Дионисием «со братией». Однако все это великолепие погибло в большом пожаре 1547 года. Только частично сохранилась одна фреска, выполненная сыном Дионисия, Феодосием.

После пожара собор был расписан наново художниками времен Ивана Грозного. Все фрески довольно каноничны, а их сюжеты предсказуемы. На куполах мы видим Бога-Отца, Христа Вседержителя и Богоматерь «Знамение». Стены храма покрывают сцены из Евангелий. Как того и требует традиция, западная часть отведена для иллюстрации ужасов Страшного суда. Однако следует учитывать, что церковь исполняла роль дворцовой капеллы. Поэтому фрески Благовещенского собора Московского Кремля демонстрируют также преемственность царской семьи от древних князей. На столбах, поддерживающих своды, мы можем видеть изображения Ивана Калиты и Дмитрия Донского. Особенно оригинальными выглядят росписи паперти. На ее своде изображено «Древо Иессеево». Богоматерь с Младенцем Христом венчает его крону. Однако интересным моментом является то, что среди ветвей мы можем видеть «портреты» языческих мудрецов - Гомера, Вергилия, Сократа, Платона, Аристотеля, Плутарха, Менандра, Анаксагора и Птолемея. В византийской традиции греческие философы почитались как предтечи Нового Завета, о чем свидетельствуют свитки с их цитатами.

Иконостас

Первоначальные врата были лишь немногим ниже настоящих. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля был пятиярусным. Он является наиболее загадочным произведением искусства средневековой Руси. До недавнего времени авторство икон приписывалось таким мастерам, как Андрей Рублёв, Феофан Грек и Прохор из Городца. Однако исследователи обнаружили доказательства, что первоначальные престольные врата были уничтожены все тем же пресловутым пожаром 1547 года. Скорее всего, сам иконостас был создан позже, в шестидесятых годах шестнадцатого века. Однако в него были вставлены находившиеся до того в других храмах иконы прославленных мастеров. Поскольку высокое качество росписей и стиль изображения, который был типичен на переломе XIV-XV столетий, не оставляют сомнений: иконы Благовещенского собора Московского Кремля принадлежат перу Феофана Грека и Андрея Рублева. Ими был выполнен праздничный и деисусный ряд. А вот два верхних пояса - праотеческий и пророческий - были написаны уже в конце шестнадцатого столетия. Все детали конструкции иконостаса были выполнены из бронзы в 1896 году по эскизу реставратора Султанова, поскольку прежние врата пришли в полное обветшание.

Декор

Исполнение канонических росписей и икон нельзя было доверить иноверцам. Зато оформление внутреннего убранства можно было поручить модным на то время итальянским мастерам. Резчики из Ломбардии и Тосканы украсили белокаменные порталы дельфинами, цветами, плодами и светильниками. Этот декор - типичный для искусства Высокого Ренессанса.

В начале шестнадцатого века порталы Благовещенского собора украсились двустворчатыми медными вратами. Их створки покрыты изображениями пророчиц Сибилл, мудрецов и пророков. Интересна сама техника исполнения. Это золотая наводка с использованием амальгамы.

Следует также упомянуть, что именно с дворцовой церкви Благовещения москвичи впервые стали узнавать время. Монах из Афон Лазарь Сербин установил массы с деревянной человеческой фигурой. Она и отбивала круглые сутки время ударом в колокол. Это было еще в четырнадцатом веке. А в 1624 году английский мастер Христофор Галовей установили главные куранты России на Спасской башне Кремля. Музей, который ныне действует в храме, хранит фрески Андрея Рублёва. Также следует обратить внимание на картину «О тебе радуется» шестнадцатого века.

Самый известный московский храм, освященный во имя праздника Благовещения, Благовещенский собор находится в Кремле на Соборной площади. Один из древнейших в Москве, он был основан в конце XIV века как домовый храм великокняжеской, а потом и царской семьи при кремлевском великокняжеском дворце. А протопресвитер Благовещенского собора до самого XX столетия был духовником августейших особ.

Первый, деревянный Благовещенский собор в Кремле был основан в 1397 году великим князем Василием I, сыном Дмитрия Донского. Домовый храм стоял на великокняжеском дворе близ сеней дворца, поэтому в старину он еще назывался "Благовещения, что на Сенях". Уже тогда в нем венчались высочайшие особы и крестили своих новорожденных детей, в том числе и наследников престола. И расписывать этот деревянный кремлевский храм были приглашены Андрей Рублев, Феофан Грек и мастер Прохор из Городца.

В 1484–1489 г.г., спустя почти столетие после основания, Благовещенский собор выстроили в камне. Тогда великий князь Иван III повелел возвести новое благолепное здание, дошедшее до наших дней.

И хотя в то время в Москве уже трудились искуснейшие итальянские архитекторы, приглашенные строить Московский Кремль, строительство Благовещенского собора высочайшим указанием было поручено русским псковским мастерам Кривцову и Мышкину. И это произошло спустя десятилетие после катастрофы, случившейся с первым Успенским собором, который в 1472 году, еще до итальянцев, возводили те самые мастера Кривцов и Мышкин. Как известно, почти полностью возведенный Успенский собор неожиданно рухнул: тогда в Москве случился «трус великий», столь редкое для первопрестольной землетрясение, пошатнувшее сооружения в Кремле.

И хотя специально назначенная комиссия установила некоторые недостатки в работе мастеров, они не только получили прощение, но и наряду с итальянскими зодчими вновь были приглашены строить в Кремле великокняжеский домовый храм. Задача перед ними стояла сложнейшая – они должны были вписать русский собор в ансамбль, возводимый итальянцами, которые сами строили точно по русским образцам русской, Владимирской и Киевской архитектуры. Так что Благовещенский собор является исключительно национальным творением русских мастеров в Кремле.

В 1484 году состоялась закладка нового собора. А на время его строительства Иван III повелел поставить близ великокняжеского дворца палатку для своего духовника, дабы он находился при храме неотлучно.

В 1489 году митрополит Геронтий освятил великолепный Благовещенский собор. Он был о девяти главах и построен «по образцу греческих храмов Х века», как писал один старинный московский историк. Девятиглавие этого кремлевского собора объясняется его посвящением именно празднику Благовещения: в русской церковной архитектуре девять глав символизируют образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных.

Однако в этом храме была одна особенность, коренившаяся в греческих традициях, – к такому выводу пришли ученые, бившиеся над этой загадкой не одно столетие. Речь идет о его знаменитой росписи.

Сын и преемник Ивана III, великий князь Василий III в самом начале своего правления повелел благолепно украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными окладами и расписать его. Есть предположение, что в каменный собор перенесли иконы письма Рублева из старого, деревянного, и что новая роспись была исполнена по точному образцу прежней. Расписывал его в то время «лучший художник российский» мастер Федор Едикеев.

И в настенной росписи на паперти Благовещенского собора появились изображения древнегреческих языческих мудрецов, живших до Рождества Христова: Аристотеля, Фукидида, Птолемея, Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения, близкие к истинам христианского учения. У Сократа читаем: «Доброго мужа никакое зло не постигнет. Душа наша бессмертна. По смерти будет добрым награда, а злым – наказание». У Платона: «Должно надеяться, что Сам Бог ниспошлет небесного Учителя и Наставника людям».

Уникальной росписи кремлевского Благовещенского собора были неоднократно даны объяснения в исторической литературе. Самая известная и общепринятая научная версия гласит, что это изображение древнегреческих мудрецов на стене православного храма произошло от обычая учителей христианства ссылаться на изречения древних философов, согласующиеся с христианскими истинами. Так они убеждали противников веры, и таким образом языческая мудрость древних представала предтечей именно христианской мысли.

И еще считается, что Федор Едикеев мог и не быть новатором, а использовать образы первой росписи старого деревянного храма, «во вкусе греческого письма». Дело в том, что первые митрополиты на Руси были греками по происхождению, и эта традиция воспоминания великих языческих философов могла произойти и от них. Тем более, что в раннее средневековье науками, к которым принадлежит и философия, занимались только лица именно духовного звания. Или же эта роспись была знаком уважения к церковным пастырям на Руси, где так образно почтили их великую национальную культуру, давшую мыслителей-предтеч христианства.

Однако великий князь Василий III повелел не только красиво расписать новый Благовещенский собор, но и богато, празднично позолотить его главки. Каменный собор по-прежнему именовался «на Царском дворе у сеней», только из-за обилия золота на многочисленных главках храма его прозвали еще Златоверхим собором.

Прежде он соединялся с государевыми палатами, а его восточное крыльцо вело в сад, где росли фруктовые деревьями и были ухоженные пруды с рыбками. А южные двери Благовещенского собора служили особым единоличным и благоустроенным входом для государей, где они потом отдыхали после Богослужения и раздавали милостыню бедным. Еще одна диковинная редкость: пол храма был выложен из ценных благородных камней – мрамора, агата, и яшмы, которая, говорят, была прислана царю Алексею Михайловичу персидским шахом.

Ведь, по свидетельству дореволюционного московского историка «не было ни одного из государей, который бы не ознаменовал своего усердия каким-либо приношением в храм». После Василия III, который тоже продолжал дело отца, эту традицию в свою очередь перенял его сын Иван Грозный.

Он возобновил уникальную роспись храма, пострадавшую в огне пожара 1547 года, подарил в собор храмовый образ Благовещения, взятый им в 1561 году из новгородского Юрьева монастыря, и повелел сделать в соборе с левой стороны крытую галерею. Там с 1572 года царь стоял отдельно во время богослужения после того, как вопреки церковному правилу вступил в четвертый брак. Здесь же, в южном приделе находилась и его молельня. В марте 1584 года с крыльца Благовещенского собора Иван Грозный увидел крестообразную комету. «Вот знамение моей смерти», – молвил он, и через несколько дней его не стало.

А вот его сын, царь Федор Иоаннович, любуясь пылающим на солнце золотом Благовещенского собора, дабы приумножить кремлевскому храму красоты и богатства, установил на его центральной главе легендарный крест из чистого золота – тот самый, который потом так долго и безуспешно разыскивал в Кремле Наполеон. Как известно, в итоге французский император перепутал крест на Благовещенском соборе с позолоченным крестом на колокольне Ивана Великого.

Есть интереснейшая легенда о том, что в конце XVI века пребывавшие в Москве Антиохийский и Константинопольский Патриархи напророчили царю Федору Иоанновичу близкую победу России над турецкой Османской империей, покорившей Константинополь. И тогда царь повелел еще приделать на этот золотой крест полумесяц, в знак грядущей победы русской православной державы. И с тех пор, якобы по образу центрального креста Благовещенского собора на всех московских церквях появились такие полумесяцы.

Однако это всего лишь легенда. Существует множество истолкований о смысле символа полумесяца, именуемого цатой. Есть версии, что цата – это христианское изображение якоря как символа спасения, или попранного червя как символа смерти, или чаши Грааля, в которую стекала кровь распятого на кресте Христа, или все же знак победы над мусульманством – над монголо-татарским игом, или над Османской империей.

Но именно это последнее предположение более всех остальных считается ошибочным. В то время, когда первые изображения цаты уже появляются на русских православных крестах, ни монголо-татары еще не пришли к мусульманству, ни тем более турки-османы еще не захватили Византию. Наиболее обосновано мнение, что цата – это царский знак, символ Христа как Царя и Первосвященника.

В Благовещенском соборе хранились многие православные святыни. Один редчайший по иконографическому типу образ Благовещения был написан на стене храма. «Тут Пресвятая Дева изображена у кладезя черпающей воду. При виде Ангела в облаках Она возводит на него взоры с изъявлением удивления», – рассказывал о нем старинный краевед. По восточному преданию, Архангел Гавриил явился Марии у колодца в Назарете, и Мария обрела Благую Весть о будущем рождении у Нее Спасителя. И такое изображение Праздника даже сочли единственным, но потом подобные иконы нашли еще в двух московских приходских церквях.

И еще в притворе Благовещенского собора находился чтимый образ Всемилостивого Спаса, пред которым неугасимо горели свечи и лампада. По народному преданию, от этого образа получил чудесную помощь один кремлевский сановник, навлекший на себя царский гнев. По молитве он получил и прощение, и возвращение на службу. И к образу стали приходить люди, ожидающие доброй вести и милости.

Здесь же, в Благовещенском соборе, хранилась чудотворная Донская икона Пресвятой Богородицы, поднесенная Дмитрию Донскому после Куликовской битвы (по легенде, этим образом его благословил перед сражением преподобный Сергий Радонежский). А в XVII столетии во имя этой иконы, еще не раз помогавшей России, был выстроен московский Донской монастырь.

Наконец, упомянем еще об одном столь значимом для Москвы и для России факте. Именно отсюда, с великокняжеского дворца и его домового Благовещенского собора начиналась история кремлевских курантов. Впервые Москва стала узнавать точное время еще в 1404 году. Тогда Афонский монах, мастер Лазарь Сербин установил за старым, деревянным Благовещенским собором на башне великокняжеского дворца часы с механической фигурой человека (!), который круглые сутки ударял молотом в "часник", – колокол, по окончании каждого часа, отмеряя таким образом время. Стоили эти часы очень дорого – около 30 фунтов серебра. И только в 1624 году англичанин Христофор Галовей и русские мастера Ждан и Шумило установили главные часы России на Спасской башне. Именно для этих часов, будущих курантов, русский архитектор Бажен Огурцов возвел первый шатер на башне Кремля. А потом уже подобные шатры увенчали остальные кремлевские башни.

Благовещенский собор сильно пострадал в ноябре 1917 года при артиллерийском обстреле Кремля. Снарядом было разрушено его крыльцо, с которого Иван Грозный увидел комету. А после переезда большевистского правительства в Москву в марте 1918 года Благовещенский собор был закрыт, как и сам Кремль. И ныне Благовещенский собор действует как музей.

Однако в Кремле раньше существовала и другая Благовещенская церковь. Уничтоженная большевиками, она теперь почти неизвестна, хотя и дала когда-то историческое имя южной кремлевской башни, близ которой она стояла в Тайницком саду, на внутренней территории Кремля.

Хотя правильнее сказать, что свое имя Благовещенская башня получила не от церкви, а от чудотворной иконы Благовещения, для которой около башни и была построена эта церковь. До возведения храма икона находилась прямо на наружной стене башни, обращенной к Кремлю и к царскому дворцу. По легенде, там, на башенной стене этот образ явился чудесно во времена Ивана Грозного.

В ту пору в башне, около которой стоял царский Житный двор, находился застенок, куда заточили какого то несправедливо обвиненного воеводу. Он был приговорен к казни за преступление, которого не совершал, и ожидая смертного часа, не переставая молился, когда надежда на оправдание и на спасение была уже потеряна. И однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица и велела попросить царя об освобождении. Узник не поверил своему сну и просить не стал. Но сновидение повторилось, и Царица небесная вновь велела ему просить царя о свободе, обещая свою помощь. Тогда он решился обратиться к царю и прогневал его своею просьбой – Грозный в ярости велел привести к нему дерзкого пленника. Однако когда стражи явились за ним в башенную тюрьму, они увидели, что на внутренней стороне башни, обращенной к царскому дворцу, чудесным образом явилась икона Благовещения. И потрясенный царь немедленно повелел выпустить узника, а на башне сделать для иконы деревянную часовню. С тех пор эта кремлевская башня стала именоваться Благовещенской.

А в 1731 году императрица Анна Иоанновна велела выстроить для чудотворной иконы Благовещенскую церковь. И по проекту архитектора Г. Шеделя ее возвели так, что стена башни с иконой оказалась встроенной в храм. На верху самой башни устроили колокольню и на главу водрузили крест – так кремлевская башня, увенчанная православным крестом, стала церковной колокольней. А церковь по-старомосковски именовалась "Благовещенская, что на Житном дворе".

Всего через несколько лет, в 1737 году случился страшный пожар, в котором сгорел Царь-колокол. В огне была повреждена и Благовещенская церковь, но осталась невредимой чудотворная икона. На протяжении столетий притекали в ней в Кремль молящиеся о помощи.

А в 1816 году в кремлевскую Благовещенскую церковь перенесли ковчег с частицами святых мощей св. Иоанна Милостивого из разобранной в то время церкви на Кисловке, и через несколько лет в трапезной устроили во имя святого придел.

А в 1891 году началась реставрация Благовещенской церкви, так как опасались длительного и губительного воздействия сырости от Москвы-реки. Но потрясенные реставраторы обнаружили, что краски чудотворной иконы оказались нетронутыми временем. В ходе работ был открыт вход в отремонтированную башню, и тогда же в ней устроили церковный придел во имя св. Иоанна Милостивого с иконостасом из белого мрамора. Есть мнение, что там же в башне был устроен придел в воспоминание о чудесном спасении императорской семьи при крушении поезда на станции Борки 17 октября 1888 года. Этот придел был освящен во имя святых, празднуемых Церковью в тот день. Однако современные историки считают эти сведения недостоверными.

И еще в этом кремлевском Благовещенском храме до революции находилась самая чтимая в Москве чудотворная икона Пресвятой Богородицы "Нечаянная Радость", ныне находящаяся в церкви Илии Обыденного на Остоженке.

После революции она прошла долгий и трагический путь из Кремля по старой, православной Москве: сначала ее передали в храм Похвалы Пресвятой Богородицы, стоявшей на Алексеевском холме рядом с храмом Христа Спасителя. Затем, после сноса церкви она была передана в пречистенскую церковь св. Власия, а после ее закрытия оказалась в храме Воскресения в Сокольниках, куда передавали в то время все чудотворные и наиболее чтимые иконы из разрушенных московских церквей. Потом она была передана в Ильинский храм в обмен на список.

Есть легенда о том, что от иконы "Нечаянная радость" чудесно получил помощь на фронте Патриарх Пимен.

В 1932 году Благовещенскую церковь в Кремле снесли, а ее придел в башне уничтожили. Вместо креста на верху кремлевской башни появился флажок. И ныне осталось только ее старое, исконное имя – Благовещенская.

Не хотелось бы заканчивать очерк на скорбной ноте. Благовещение было одним из самых светлых, весенних праздников православной Москвы. В старину существовал благочестивый обычай – в этот апрельский день на Трубной площади, где находился первый московский Птичий торг, выпускали на волю птиц.

Продолжаем подробный обзор Благовещенского собора Московского Кремля. Начало в статье .

Если взглянуть в пространство храма из западной галереи, в проёме портала видна икона Богородицы из Деисусного чина. Она как бы приглашает войти в церковь.

Собор невелик по размерам, ведь он предназначался лишь для Великокняжеской семьи. На широкие хоры западной части храма ведёт лестница, устроенная в толще северной стены.

Покрытие пола Благовещенского собора

Сразу стоит обратить внимание на пол храма. Он вымощен подмосковным кремнем. Его обрабатывали особым образом, поэтому он похож на яшму. Этот “яшмовый” пол впервые упоминается в XVII веке, но, по всей вероятности, его выложили ранее, ещё в XVI веке.


Первое упоминание о нём в летописях не даёт оснований датировать эти каменные плиты XVII веком. Скорее всего, его положили гораздо раньше, чем об этом упомянули в грамотах. Есть основания верить, что ещё Иван Грозный заказал камень для пола, ведь именно при нём перестроили Благовещенский собор.

В XIX веке, в связи со строительством Большого Кремлёвского дворца, в храме сделали некоторые изменения, в том числе добавили балкон наверху. Окна в северной и южной части храма растесали в XVIII веке. Подлинные оконные проёмы не сохранились.

Роспись Благовещенского собора. Верхний ярус

Вертикальное движение храма подчёркнуто освещением – из барабана льётся поток света, а нижнее пространство затемнено. В скуфье, куполе храма, помещено погрудное изображение Спаса Вседержителя.


Ниже написаны восемь архангелов. Между окнами барабана – ростовые фигуры библейских праотцов – Адам, Ева, Авель с пастушьим посохом, Ной с ковчегом, Енох, Сиф, Мельхиседек с чашей и Иаков. Лучше всего сохранилась фигуры Евы в восточной части барабана.

В парусах, по традиции, помещены евангелисты.

Центральное место в росписи отведено праздникам, они написаны в люнетах храма. На восточных столпах над иконостасом помещено Благовещение. В люнете южной стены – Рождество Христово XIX века., северной – Успение Богоматери – фреска XVI века.

Роспись Благовещенского собора. Сцены Апокалипсиса

Большое место в программе росписей храма занимает Апокалипсис, Откровение Иоанна Богослова, любимого ученика Христа. Апокалипсис вошёл в канонический Новый Завет достаточно поздно, лишь в конце XIV века, до этого много спорили, включать его в Евангелие или нет. Апокалипсис состоит из трёх частей, в нём рассказывается о том, что происходит 1.на небе, 2.на земле и 3.описывается картина самого Страшного Суда. Повествование достаточно сложное, остановимся лишь на некоторых эпизодах.

1.Фреска на северной стене собора – изображение видений божества. В окружении ангелов на троне восседает Спас Эммануил с огненным ликом, а из его уст исходит обоюдоострый меч, в руке – семь звёзд. На коленях перед ним – потрясённый Иоанн Богослов.

2.Фреска на промежуточной восточной стене над аркой. Справа – конь рыжий одного из всадников Апокалипсиса.


Слева – конь бледный. Конь бледный означает смерть, конь рыжий – войну.

На северной стене – Агнец открывает книгу с 7 печатями, после снятия каждой печати на землю сыпятся новые страшные бедствия. Ниже, под окнами, изображено Снятие пятой печати. Пятиглавый храм на фреске напоминает Успенский собор. Христос и ангелы раздают праведникам белые одежды, как отличительный знак. Христос в белых одеждах ведёт войско сразиться с неправедными.

Фреска на северной стене – “Жена, облачённая в солнце”. Видна жена на фоне солнца, ногами опирается на луну. Под ней изображён дракон, он хочет затопить её водой. И справа ангел спасает младенца, он уносит его к Богу Саваофу. Видна лишь часть изображения Бога-отца (он срезан)

В православной традиции младенец означает души спасшихся праведников, а “жена, облачённая в солнце” – христианскую Церковь.

Роспись Благовещенского собора. Столпы

На столпах выше и ниже иллюстраций Апокалипсиса изображены фигуры святых – византийских императоров и русских князей. В верхнем ярусе юго-западного столпа – император Михаил и императрица Феодора, в их правление было восстановлено иконопочитание. На нижнем ярусе этого же юго-западного столпа изображены Константин и Елена, это поздняя фреска XIX века.

На северо-западном столпе – святая княгиня Ольга и её внук, равноапостольный князь Владимир. Также на столпах изображены воины-мученики святой Георгий и Дмитрий Солунский и русские князья Борис и Глеб, Владимир Мономах, Александр Невский, его отец Ярослав Всеволодович, Иван Калита, Дмитрий Донской и его сын Василий I.

Роспись Благовещенского собора. Иконостас

Иконостас. В соборе хранится один из самых ранних многоярусных иконостасов в России. Верхний, праотеческий чин получил новый оклад в 1896 году, его сделали мастера прославленной ювелирной фирмы И.П.Хлебникова.


Деисусный чин писали греческие мастера, это иконы XIV века (!) Лучшая икона деисуса – это образ Богородицы. Необыкновенно красив одухотворённый лучащийся добротою лик Богородицы, обрамлённый синим мафорием.

Точного утверждения, что это работа Феофана Грека нет, но искусствоведы предполагают его авторство и не оспаривают, что икону писал греческий мастер XIV века. Однако точное утверждение, что это работа Феофана Грека, сомнительно. После пожара 1547 года, по приказу Ивана Грозного, в Благовещенский собор перенесли древние иконы из разных храмов.

В праздничном чине находятся иконы работы московских мастеров, но авторство Андрея Рублёва и Прохора с Городца не установлено. Но даже если иконы праздничного чина писали другие мастера, это не умаляет их ценности.

Пророческий и Праотеческие чины состоят из икон XVI века. Местный чин в основном собран из образов, перенесённых в Благовещенский собор по приказу Ивана Грозного.

Пядичный чин – такие чины были, в основном, домовых храмах, в иконостасах церкви Ризоположения, домовом храме Патриарха, тоже есть такой чин. В этом ряду в Благовещенском соборе были совсем другие иконы, многие уничтожили в 1812 году. Эти иконы были написаны после 1812, в XIX веке. Некоторые из них не в лучшем состоянии, покоробились, поскольку написаны на холсте.

Не сохранились и подлинные царские врата, они пропали в 1812 году после ухода из Кремля французских войск. Современные врата изготовили в 1818 году из вышедших из употребления серебряных изделий, которые хранились в ризнице Благовещенского собора. Врата серебряные, позолоченные.

Тихвинская икона Божией Матери в Благовещенском соборе Кремля

О богородичных иконах в Кремлёвских соборах подробно рассказано в статье . Напомним, что в местом чине у северной стены обращает на себя внимание Богоматерь Одигитрия Тихвинская XVI века.

Первоначально икона перенеслась в Тихвин из Константинополя и это восприняли как знамение перехода столицы православия из Византии в Москву. В клеймах иконы рассказывается о её чудесном перенесении, о том, что икона осталась невредима в двух пожарах Тихвинского монастыря. В нижнем длинном клейме справа среди молящихся видна фигура Ивана Грозного в шапке, напоминающей шапку Мономаха.

Смоленско-Шуйская икона

Икона Смоленская-Шуйская. Ранее здесь была икона Богородицы Донская. Рама эта – XVII века и есть непрямые доказательства того, что заказана она была царицей Софьей Алексеевной. Лики святых жен-праведниц (кроме Евы и Сусанны – Сару, Ребекку и др.) писал западноевропейский мастер, по типу изображения с большой долей вероятности можно сказать, что это работа нидерландского мастера.

Храмовая икона Благовещенского собора

Храмовая икона “Благовещение” XVII века. Такой иконографический тип, где младенец Иисус входит в лоно Богородицы, называется “Воплощение”.

В клеймах иконы изображён Акафист.

Другие значимые иконы Благовещенского собора

Спас на престоле. Спас благословляющим жестом указывает на Евангелие. К этой иконе, к такой иконографии, апеллировал патриарх Никон, когда говорил, что патриаршая власть не подвластна царской. Икону XIV века переписали в XVI-XVII веках. От живописи XIV века сохранился лишь золотой фон и фрагменты на лике Спасителя.

Икона Алексия Человека Божьего. Икона местного чина иконостаса находится напротив царского места. Поскольку последним царём, чьим домовым храмом был Благовещенский собор, стал Пётр I, то здесь должна быть икона святых Петра и Иоанна. Но она сейчас находится на реставрации и временно заменена другой иконой, после реставрации её вернут в собор.

Четырёхчастная икона

Большая икона “Четырёхчастная” расположена на южной стене храма. Написана икона в середине XVI века и вызвала множество споров, в частности, дьяк Иван Михайлович Висковатый считал, что эта икона не должна находиться в домовом храме. Претензии Висковатого даже разбирали на церковном соборе. Митрополит Макарий и другие церковные иерархи утвердили законность и обоснованность такой иконографии.

На иконе в лицах изображена история земного мира в её связи с миром космическим и предопределённость спасения человечества через смерть Сына Божия и утверждения троичности и единства Бога.

Чтение иконы идёт по кругу, начало – в верхней левой части, где изображено Божественное домостроительство.

Затем следуют события ветхозаветной истории, чтение переходит в нижнюю левую часть иконы, затем – в нижнюю правую часть, где изображена победа над смертью через крестную смерть Христа. Повествование заканчивается в верхней правой части, там написано возвращение Единородного сына в лоно Отца. Над каждой частью иконы помещена надпись, где раскрывается основное содержание сюжета.

Интересно, что со временем на иконе из-под красочного слоя проявляются пометки о цвете разных частей изображения. Видимо, икону писали много мастеров и для них точно указали цвет той или иной группы.

Оклады на многие иконы выполнены в XIX веке.

На южной стене храма – проход в южную галерею. Об экспозиции расскажем в статье “Благовещенский собор. Южная галерея”.

Начало цикла в статье