Биография адмирала Нахимова: достижения невероятного человека. Адмирал нахимов павел степанович биография кратко

Биография адмирала Нахимова: достижения невероятного человека. Адмирал нахимов павел степанович биография кратко
Биография адмирала Нахимова: достижения невероятного человека. Адмирал нахимов павел степанович биография кратко

Нахимов Павел Степанович (1802-1855), российский флотоводец, адмирал, герой Севастопольской обороны и просто человек, который силен духом, человек-легенда.

Родился 23 июня (5 июля) 1802 в с. Городок (совр. с. Нахимовское) Вяземского уезда Смоленской губернии в небогатой и многодетной дворянской семье (одиннадцать детей). Отец его был офицером и еще при Екатерине вышел в отставку со скромным чином секунд-майора. Детство еще не успело покинуть Нахимова, как он был зачислен в Морской кадетский корпус. Учился он прилежно и блестяще, был примером для подражания, и уже пятнадцати лет отроду получил чин мичмана и назначение на бриг «Феникс», отправлявшийся в плавание по Балтийскому морю.

И уже тут обнаружилась любопытная черта нахимовской натуры, которая зародилась в нем с самого детства. Сразу обратившая на себя внимание его товарищей, а потом сослуживцев и подчиненных. Эта черта, замеченная окружающими уже в пятнадцатилетнем гардемарине, оставалась господствующей и в седеющем адмирале вплоть до того момента, когда французская пуля пробила ему голову. Эта черта, можно сказать, определила его судьбу, его жизнь и все события в ней. Охарактеризовать эту черту можно так: морская служба была для Нахимова не важнейшим делом жизни, каким она была, например, для его учителя Лазарева или для его товарищей Корнилова и Истомина, а единственным делом, иначе говоря: никакой жизни, помимо морской службы, он не знал и знать не хотел, просто отказывался признавать для себя возможность существования не на военном корабле или не в военном порту. За недосугом и за слишком большой поглощенностью морскими интересами он забыл влюбиться, забыл жениться, забыл часть себя, посвятив важному делу. Он был фанатиком морского дела, по единодушным отзывам очевидцев и наблюдателей. Так можно было охарактеризовать Нахимова: он нашел себя по жизни, свое дело, свое место в море.

В 1817 в числе лучших гардемаринов на бриге «Феникс» совершил плавание к берегам Швеции и Дании. Окончив Корпус в январе 1818 шестым в списке выпускников, в феврале получил чин мичмана и направлен во 2-й флотский экипаж Петербургского порта. В 1821 переведен в 23-й флотский экипаж Балтийского флота. Усердие и рвение, некий фанатизм и любовь к своему делу... и вот он с восторгом принимает приглашение М.П.Лазарева в 1822-1825 годах служить у него на фрегате, названном новым тогда именем «Крейсер». По возвращении награжден орденом Св.Владимира 4-й степени. Летят годы, сначала он плавал в качестве мичмана, а с 22 марта 1822 года в качестве лейтенанта. Здесь он стал одним из любимых учеников и последователей Лазарева, хорошим учеником от хорошего учителя.

После трехлетнего кругосветного плавания с фрегата «Крейсер» Нахимов перешел (все под начальством Лазарева) в 1826 году на корабль «Азов», на котором и принял выдающееся участие в Наваринском морском бою в 1827 году против турецкого флота. Из всей соединенной эскадры Англии, Франции и России ближе всех подошел к неприятелю «Азов», и во флоте говорили, что «Азов» громил турок с расстояния не пушечного выстрела, а пистолетного выстрела. Отважность, не иначе. Нахимов был ранен. Убитых и раненых на «Азове» было в наваринский день больше, чем на каком-либо ином корабле трех эскадр, но и вреда неприятелю «Азов» причинил больше, чем наилучшие фрегаты командовавшего соединенной эскадрой английского адмирала Кодрингтона. Так начал Нахимов свое боевое поприще, свой первый бой, свой пусть воина и защитника. Только великие и сильные люди могут сделать что-то большее для этого мира в своей жизни, что-то важное и значимое. В декабре 1827 получил орден Св.Георгия 4-й степени и чин капитан-лейтенанта. В августе 1828 стал командиром трофейного турецкого корвета, переименованного в «Наварин». В Русско-турецкую войну 1828-1829 принимал участие в блокаде русским флотом пролива Дарданеллы.

Шли годы, ему 29 лет и он стал командиром только что выстроенного тогда (в 1832 году) фрегата «Паллада», а в 1836 году командиром «Силистрии» и, спустя несколько месяцев, произведен в капитаны 1-го ранга. «Силистрия» плавала в Черном море, и корабль выполнил за девять лет своего плавания под флагом Нахимова ряд трудных, сложных, героических и ответственных поручений. И справлялся на протяжении всего времени блестяще.

Доверие иногда бывает безгранично, так Лазарев доверял своему ученику. В сентябре 1845 году Нахимов был произведен в контр-адмиралы, и Лазарев сделал его командиром 1-й бригады 4-й флотской дивизии Черноморского флота. За успехи в боевой подготовке экипажей удостоен ордена Св.Анна 1-й степени. Его моральное влияние на весь Черноморский флот было в эти годы так огромно, что могло сравниться с влиянием самого Лазарева. Ученик вырос до учителя. Дни и ночи он отдавал службе. На службу в мирное время он смотрел только как на подготовку к войне, к тому моменту, когда человек должен полностью проявить все свои силы, умения, всю свою выдержку. Вся жизнь, как бой, как борьба за справедливость, за мир во всем мире.

Он всегда считал, что матросы - основная военная сила флота . Вот кого, по его мнению, нужно возвышать, учить, возбуждать в них смелость, геройство, желание трудиться, желание совершать подвиги ради Родины. Нахимов просто отказывался понять, что у морского офицера может быть еще какой-нибудь интерес, кроме службы, ведь он сам прожил только ради дела. Он говорил, что необходимо, чтобы матросы и офицеры постоянно были заняты, что праздность на судне не допускается, что ежели на корабле работы идут хорошо, то нужно придумывать новые... Офицеры тоже должны быть постоянно заняты. Надо идти вперед всегда, работать над собой, чтобы не сломаться в будущем. Вечное совершенствование за возможность быть.

Наступил 1853 год. Надвинулись навеки памятные грозные события мировой истории. 25 февраля (9 марта) 1855 назначен командиром Севастопольского порта и временным военным губернатором города; в марте произведен в адмиралы. Под его руководством Севастополь в течение девяти месяцев героически отражал атаки союзников. Благодаря его энергии оборона приобрела активный характер: он организовывал вылазки, вел контрбатарейную и минную войну, возводил новые укрепления, мобилизовал на защиту города гражданское население, лично объезжал передовые позиции, воодушевляя войска. Награжден орденом Белого Орла.

28 июня (10 июля) 1855 был смертельно ранен пулей в висок на Корниловском бастионе Малахова кургана. Умер 30 июня (12 июля), не приходя в сознание. Гибель П.С.Нахимова предопределила скорое падение Севастополя. Похоронен в адмиральской усыпальнице Морского собора Св.Владимира в Севастополе рядом с В.А.Корниловым и В.И.Истоминым, рядом с великими людьми.

П.С. Нахимов обладал теми чертами, которые почти, можно сказать, редкость, большая редкость. Он отличался смелостью, отважностью, умом, мужеством, оригинальностью и умением выходить из любых сложных и обреченных ситуаций. Жизнь не осталась перед ним в долгу. Во время Великой Отечественной войны 3 марта 1944 были утверждены , сделав Нахимова легендой, важной и значимой личностью в истории.

Знаменитый флотоводец Российской империи Федор Федорович Ушаков появился на свет в семье небогатого ярославского дворянина в 1745 году. Биография адмирала Ушакова очень интересна и изобилует замечательными событиями, отложившими отпечаток не только на его судьбу, но и на историю всей России.

С юных лет Федор увлекался военно-морским делом и в 1766 году успешно окончил петербургский Морской кадетский корпус. Ушаков начал свою службу с Балтийского флота, затем участвовал в боях против Османской империи в составе Азовской флотилии. Отличившись в боях против турок, он был назначен капитаном фрегата, а затем и императорской яхты. Под его командой линейный корабль (линкор) успешно сдерживал деятельность английских пиратов на путях из Балтийского в Средиземное моря, обеспечивая безопасное движение русских и европейских торговцев.

В 1783 году Федор Федорович начал строительство черноморского флота. Под командой Ушакова в Севастополе, ставшем основной военно-морской базой Российской империи на Черном море, возводились укрепления и устанавливались современные орудия. Во главе Черноморского флота Ф. Ф. Ушаков разгромил турок в боях рядом с Керченским проливом, островом Тендра и мысом Калиакрия.

Военные победы Ушакова основывались на годами отрабатываемой тактике, которая заключалась в молниеносном нападении на врага и полном включении в бой всех имеющихся в распоряжении орудий, за счет чего русским кораблям удавалось застать врасплох и ошеломить неприятеля уже на первых минутах сражения. Ушаков приказывал своим кораблям прежде всего атаковать флагманский корабль (корабль, на котором располагается командующий соединением), чтобы лишить противника руководства и подоврать боевой дух врага.

За свои заслуги в деле развития и укрепления военно-морского флота России, за выдающиеся победы над врагом, в 1799 году Федор Федорович Ушаков был произведен в адмиралы. Руководя в это время Средиземноморским походом (1798-1800 гг.) адмирал Ушаков, использовав корабельную артиллерию в качестве прикрытия, сумел захватить хорошо укрепленную крепость на о. Корфу, которая была прежде занята французами. После взятия этой крепости, адмирал Ушаков, до последнего оставаясь убежденным монархистом, используя свои дипломатические навыки и международное уважение, способствовал установлению демократической греческой Республики Семи Островов.

Федор Федорович Ушаков, выйдя в отставку в 1807 году, посвятил свою деятельность благотворительности и помощи Русской Православной Церкви, за что в 2011 году он был причислен к лику святых. Все морские сражения Ушакова были с блеском выиграны. Адмирал Ушаков заботился о своих подчиненных, ценя жизнь каждого матроса. А в ответ матросы любили своего адмирала, доверяя ему и беспрекословно выполняя все его приказы. Матросы были уверены в правоте и военном гении Ушакова, который не потерял пленным ни одного бойца. В духе чтимого им А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушаков строил флот на принципах ценности и максимальной эффективности каждого корабля и матроса.

Адмирал Нахимов Павел Степанович родился в 1802 году на Смоленщине, в семье небогатого помещика. Кто-то в его роду, по фамилии Нахимовский, являлся сподвижником . Однако потомки Нахимовского верно служили России. Документы сохранили имя одного из них — Тимофея Нахимова. Про его сына Мануйлу (дед П. С. Нахимова) известно, что он, будучи казацким старшиной, прекрасно показал себя на полях сражений, за что получил от императрицы Екатерины II дворянство и имения в Харьковской и Смоленской губерниях.

Становление адмирала Нахимова

Море с детства влекло Павла Нахимова, как, впрочем, и его родных братьев. Все они окончили Морской кадетский корпус, а младший, Сергей, со временем стал директором этого учебного заведения. Что касается Павла Нахимова, то сначала он плавал на бриге «Феникс», а потом попал под командование . Тот сразу обратил внимание на молодого офицера. Бок о бок они прошли и кругосветное плавание, и Наваринскую битву.

Как в свое время его дед Мануйло, Нахимов отличился и во время очередной русско-турецкой войны. Командуя трофейным турецким корветом, он участвовал в блокаде Дарданелл. Через два года — в 1831 году — Павлу Степановичу поручили командование фрегатом «Паллада», который только строился. Командир лично следил за постройкой судна, по ходу дела существенно усовершенствовав проект.

Нахимов и Синопская операция

Для России это было непростое время, и неудивительно,что практически вся жизнь Нахимова состояла из битв и сражений.

Так, Павел Степанович талантливо провел в 1853 году Синопскую операцию: несмотря на сильный шторм, успешно блокировал главные турецкие силы и нанес туркам поражение. тогда написал так:

«Битва славная, выше Чесмы и Наварина... Ура, Нахимов! Лазарев радуется своему ученику!»

Адмирал Нахимов в обороне Севастополя

В 1854—1855 годах Нахимов формально числился командиром флота и порта. Но фактически ему была поручена защита южной части Севастополя. С присущей ему энергией Павел Степанович взялся за организацию обороны: формировал батальоны, контролировал строительство батарей, руководил боевыми действиями, подготовкой резервов, следил за медицинским и тыловым обеспечением.

Солдаты и матросы обожали Нахимова и величали его не иначе как «отцом-благодетелем». Стремясь избежать ненужных потерь, Нахимов в то же время абсолютно не думал о себе: в сюртуке с издалека заметными эполетами он инспектировал самые опасные места Малахова кургана. Во время одного из таких объездов, 28 июня 1855 года, его сразила вражеская пуля. Через два дня адмирал умер.

Известно, что тело Нахимова покрыли двумя адмиральскими знаменами и третьим, бесценным — изодранным ядрами... Это был кормовой флаг линейного корабля «Императрица Мария», флагмана русской эскадры в Синопском сражении.

Российский политический деятель, вице-адмирал Российского Императорского флота (1916) и адмирал Сибирской Флотилии (1918). Полярный исследователь и учёный-океанограф, участник экспедиций 1900-1903 годов (награждён Императорским Русским географическим обществом Большой Константиновской медалью). Участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн. Вождь и руководитель Белого движения на Востоке России. Верховный Правитель России (1918-1920 гг.), был признан на этом посту руководством всех белых регионов, «де юре» - Королевством сербов, хорватов и словенцев, «де факто» - государствами Антанты.


Первым широко известным представителем рода Колчаков был крымскотатарский военачальник Илиас Колчак-паша, комендант крепости Хотин, взятый в плен фельдмаршалом Х. А. Минихом. После окончания войны Колчак-паша поселился в Польше, а в 1794 году его потомки переселились в Россию.

Александр Васильевич родился в семье представителя этого рода Василия Ивановича Колчака (1837-1913) - штабс-капитана морской артиллерии, впоследствии генерал-майора по Адмиралтейству. Свой первый офицерский чин В. И. Колчак выслужил тяжёлым ранением при обороне Севастополя во время Крымской войны 1853-1856 годов: он оказался одним из семерых выживших защитников Каменной башни на Малаховом Кургане, которых французы после штурма нашли среди трупов. После войны он закончил Горный институт в Петербурге и вплоть до отставки служил приёмщиком Морского министерства на Обуховском заводе, имея репутацию человека прямого и крайне щепетильного.

Сам Александр Васильевич родился 4 ноября 1874 в селе Александровское под Петербургом. Документ о рождении их сына-первенца свидетельствует:

«…в метрической 1874 года книге Троицкой церкви с.Александровского Санкт-Петербургского уезда под № 50 показано: Морской артиллерии у штабс-капитана Василия Иванова Колчак и законной жены его Ольги Ильиной, обоих православных и первобрачных, сын Александр родился 4 ноября, а крещен 15 декабря 1874 года. Воспреемниками его были: штабс-капитан морской Александр Иванов Колчак и вдова коллежского секретаря Дарья Филипповна Иванова»[источник не указан 35 дней].

Учёба

Начальное образование будущий адмирал получил дома, а затем обучался в 6-й Петербургской классической гимназии.

В 1894 г. Александр Васильевич Колчак закончил Морской кадетский корпус, а 6 августа 1894 года был назначен на крейсер 1-го ранга „Рюрик“ в качестве помощника вахтенного начальника и 15 ноября 1894 года был произведен в чин мичмана. На этом крейсере он отбыл на Дальний Восток. В конце 1896 года Колчак был назначен на крейсер 2-го ранга „Крейсер“ на должность вахтенного начальника. На этом корабле он на протяжении нескольких лет ходил в походы по Тихому океану, в 1899 году вернулся в Кронштадт. 6 декабря 1898 года он был произведен в лейтенанты. В походах Колчак не только выполнял свои служебные обязанности, но и активно занимался самообразованием. Также он увлёкся океанографией и гидрологией. В 1899 году он опубликовал статью «Наблюдения над поверхностными температурами и удельными весами морской воды, произведённые на крейсерах „Рюрик“ и „Крейсер“ с мая 1897 года по март 1898 года».

Экспедиция Толля

По прибытии в Кронштадт Колчак отправился к вице-адмиралу С. О. Макарову, готовившемуся к плаванью на ледоколе «Ермак» по Северному Ледовитому океану. Александр Васильевич обратился с просьбой принять его в состав экспедиции, однако получил отказ «по служебным обстоятельствам». После этого, некоторое время входя в личный состав судна «Князь Пожарский», Колчак в сентябре 1899 года перешёл на эскадренный броненосец «Петропавловск» и на нём отправился на Дальний Восток. Однако во время стоянки в греческом порту Пирей он получил приглашение из Академии наук от барона Э. В. Толля принять участие в упомянутой экспедиции. Из Греции через Одессу в январе 1900 года Колчак прибыл в Петербург. Начальник экспедиции предложил Александру Васильевичу руководить гидрологическими работами, а кроме того быть вторым магнитологом. Всю зиму и весну 1900 года Колчак готовился к экспедиции.

21 июля 1901 года экспедиция на шхуне «Заря» двинулась по Балтийскому, Северному и Норвежскому морям к берегам Таймырского полуострова, где предстояла первая зимовка. В октябре 1900 года Колчак участвовал в поездке Толля к фьорду Гафнера, а в апреле-мае 1901 года они вдвоем путешествовали по Таймыру. На протяжении всей экспедиции будущий адмирал вёл активную научную работу. В 1901 году Э. В. Толль увековечил имя А. В. Колчака, назвав его именем открытый экспедицией остров в Карском море и мыс. По итогам экспедиции в 1906 году был избран действительным членом Императорского Русского географического общества.

Весной 1902 года Толль принял решение направиться пешком к северу от Новосибирских островов вместе с магнитологом Ф. Г. Зебергом и двумя каюрами. Остальным же членам экспедиции из-за недостатка запаса продуктов предстояло пройти от острова Беннетта на юг, на материк, а в дальнейшем вернуться в Петербург. Колчак со своими спутниками вышли к устью Лены и через Якутск и Иркутск прибыли в столицу.

По прибытии в Санкт-Петербург Александр Васильевич доложил Академии о проделанной работе, а также сообщил о предприятии барона Толля, от которого ни к тому времени, ни позднее никаких вестей не поступило. В январе 1903 года было принято решение организовать экспедицию, целью которой являлось выяснение судьбы экспедиции Толля. Экспедиция проходила с 5 мая по 7 декабря 1903 года. В её составе было 17 человек на 12 нартах, запряжённых 160 собаками. Путь до острова Беннета занял три месяца, и был крайне тяжёлым. 4 августа 1903 года, достигнув острова Беннета, экспедиция обнаружила следы пребывания Толля и его спутников: были найдены документы экспедиции, коллекции, геодезические инструменты и дневник. Выяснилось, что Толль прибыл на остров летом 1902 г., и направился на юг, имея запас провизии лишь на 2-3 недели. Стало ясно, что экспедиция Толля погибла.

Супруга (Софья Фёдоровна Колчак)

Софья Фёдоровна Колчак (1876-1956) - жена Колчака Александра Васильевича. Софья Фёдоровна родилась в 1876 году в Каменец-Подольске Подольской губернии Российской империи (ныне Хмельницкой области Украины).

Родители Колчака

Отец - действительный тайный советник В.И.Колчак. Мать Ольга Ильинична Колчак, урождённая Каменская, была дочерью генерал-майора, директора Лесного института Ф. А. Каменского, сестрой скульптора Ф. Ф. Каменского. Среди дальних предков были барон Миних (брат фельдмаршала, елизаветинский вельможа) и генерал-аншеф М. В. Берг (разбивший Фридриха Великого в Семилетнюю войну).

Воспитание

Потомственная дворянка Подольской губернии, Софья Фёдоровна воспитывалась в Смольном институте и была очень образованной девушкой (знала семь языков, французский и немецкий знала в совершенстве). Была красивой, волевой и независимой по характеру.

Замужество

По договорённости с Александром Васильевичем Колчаком они должны были пожениться после его первой экспедиции. В честь Софьи (на тот момент невесты) был назван небольшой островок в архипелаге Литке и мыс на острове Беннета. Ожидание растянулось на несколько лет. Они обвенчались 5 марта 1904 года в Свято-Харлампиевском храме в Иркутске.

Дети

Софья Фёдоровна родила от Колчака троих детей:

первая девочка (ок. 1905 г.) не прожила и месяца;

дочь Маргарита (1912-1914) простудилась во время бегства от немцев из Либавы и скончалась.

Эмиграция

Во время Гражданской войны Софья Фёдоровна ждала мужа до последнего в Севастополе. В 1919 году ей удалось оттуда эмигрировать: британские союзники снабдили её деньгами и предоставили возможность выехать на корабле из Севастополя в Констанцу. Далее она перебралась в Бухарест, а затем уехала в Париж. Ростислава привезли туда же.

Несмотря на тяжелое материальное положение, Софья Фёдоровна сумела дать сыну неплохое образование. Ростислав Александрович Колчак закончил в Париже Высшую школу дипломатических и коммерческих наук, служил в алжирском банке. Женился на Екатерине Развозовой - дочери адмирала А. В. Развозова, убитого большевиками в Петрограде.

Софья Фёдоровна пережила немецкую оккупацию Парижа и плен сына - офицера французской армии.

Кончина

Софья Фёдоровна умерла в госпитале Люнжюмо в Италии в 1956 году. Похоронена на главном кладбище русского зарубежья - Сен-Женевьев де Буа.

Русско-японская война

В декабре 1903 года 29-летний лейтенант Колчак, измученный полярной экспедицией, отправился в обратный путь в Петербург, где собирался обвенчаться со своей невестой Софьей Омировой. Неподалеку от Иркутска его застало известие о начале Русско-японской войны. Он вызвал отца и невесту телеграммой в Сибирь и сразу после венчания отбыл в Порт-Артур.

Командующий Тихоокеанской эскадрой адмирал С. О. Макаров предложил ему служить на броненосце «Петропавловск», с января по апрель 1904 года являвшемся флагманом эскадры. Колчак отказался и попросил назначения на быстроходный крейсер «Аскольд», что вскоре спасло ему жизнь. Через несколько дней «Петропавловск» подорвался на мине и стремительно затонул, унеся на дно более 600 матросов и офицеров, в том числе самого Макарова и знаменитого художника-баталиста В. В. Верещагина. Вскоре после этого Колчак добился перевода на миноносец «Сердитый». Командовал эсминцем. К концу осады Порт-Артура ему пришлось командовать береговой артиллерийской батареей, так как тяжелейший ревматизм - следствие двух полярных экспедиций - заставил его покинуть боевой корабль. За этим последовало ранение, сдача Порт-Артура и японский плен, в котором Колчак провёл 4 месяца. По возвращении был награждён Георгиевским оружием - Золотой саблей с надписью «За храбрость».

Возрождение Русского флота

Освободившись из плена, Колчак получил чин капитана второго ранга. Главной задачей группы морских офицеров и адмиралов, в которую вошёл и Колчак, стала разработка планов дальнейшего развития российского военно-морского флота.

В 1906 году был создан Морской Генеральный штаб (в том числе и по инициативе Колчака), взявший на себя непосредственную боевую подготовку флота. Александр Васильевич был начальником его отдела, занимался разработками по реорганизации военно-морского флота, выступал в Государственной Думе в качестве эксперта по военно-морским вопросам. Затем была составлена судостроительная программа. Для получения дополнительных ассигнований офицеры и адмиралы активно лоббировали свою программу в Думе. Строительство новых судов продвигалось медленно - 6 (из 8) линкоров, около 10 крейсеров и несколько десятков эсминцев и подводных лодок вступили в строй только в 1915-1916 гг., в разгар Первой мировой войны, а некоторые из заложенных в то время кораблей достраивали уже в 1930-е годы.

Учитывая значительный численный перевес потенциального противника, Морской генштаб разработал новый план защиты Петербурга и Финского залива - при угрозе нападения все корабли Балтийского флота по условленному сигналу должны были выйти в море и выставить в устье Финского залива 8 линий минных заграждений, прикрывавшихся береговыми батареями.

Капитан Колчак принимал участие в проектировании специальных ледокольных судов «Таймыр» и «Вайгач», спущенных на воду 1909 г. Весной 1910 г. эти суда прибыли во Владивосток, затем отправились в картографическую экспедицию к Берингову проливу и мысу Дежнёва, вернувшись к осени обратно во Владивосток. Колчак в этой экспедиции командовал ледоколом «Вайгач». В 1908 году перешёл на работу в Морскую академию. В 1909 Колчак опубликовал своё наиболее крупное исследование - монографию, обобщавшую его гляциологические исследования в Арктике, - «Лёд Карского и Сибирского морей» (Записки Императорской академии наук. Сер. 8. Физ.-мат. отд-ние. СПб., 1909. Т.26, № 1.).

Участвовал в разработке проекта экспедиции с целью изучения Северного морского пути. В 1909-1910 гг. экспедиция, в составе которой Колчак командовал кораблём, совершила переход из Балтийского моря во Владивосток, а затем и плавание по направлению к мысу Дежнева.

С 1910 г. в Морском Генштабе занимался разработкой судостроительной программы России.

В 1912 Колчак переходит служить на Балтийский флот на должность флаг-капитана по оперативной части штаба командующего флотом. В декабре 1913 года был произведён в капитаны 1-го ранга.

Первая мировая война

Для защиты столицы от возможного нападения германского флота Минная дивизия по личному приказу адмирала Эссена в ночь на 18 июля 1914 выставила минные заграждения в водах Финского залива, не дожидаясь разрешения морского министра и Николая II.

Осенью 1914 г. при личном участии Колчака была разработана операция по минной блокаде немецких военно-морских баз. В 1914-1915 гг. эсминцы и крейсеры, в том числе и под командованием Колчака, выставили мины у Киля, Данцига (Гданьска), Пиллау (современный Балтийск), Виндавы и даже у острова Борнхольм. В результате на этих минных полях подорвалось 4 германских крейсера (2 из них затонули - «Фридрих Карл» и «Бремен» (по другим данным, потоплен ПЛ Е-9), 8 эсминцев и 11 транспортов.

При этом попытка перехвата немецкого конвоя, перевозившего руду из Швеции, в которой Колчак принимал непосредственное участие, закончилась неудачей.

Кроме успешной постановки мин, организовывал нападения на караваны германских торговых судов. С сентября 1915 года командовал минной дивизией, затем морскими силами в Рижском заливе.

В апреле 1916 года был произведён в контр-адмиралы.

В июле 1916 года приказом российского Императора Николая II Александр Васильевич был произведён в вице-адмиралы и назначен командующим Черноморским флотом.

После присяги временному правительству

После Февральской революции 1917 Колчак первым на Черноморском флоте присягнул на верность Временному правительству. Весной 1917 года Ставка начала подготовку десантной операции для захвата Константинополя, но из-за разложения армии и флота эту мысль пришлось оставить (во многом - в связи с активной большевистской агитацией). Удостоился благодарности от военного министра Гучкова за быстрые разумные свои действия, коими он способствовал сохранению порядка на Черноморском флоте.

Однако из-за пораженческой пропаганды и агитации, проникавших после Февраля 1917 г. в армию и флот под видом и прикрытием свободы слова, и армия, и флот стали двигаться к своему развалу. 25 апреля 1917 года Александр Васильевич выступил на собрании офицеров с докладом «Положение нашей вооружённой силы и взаимоотношения с союзниками». Кроме прочего Колчак отмечал: Мы стоим перед распадом и уничтожением нашей вооружённой силы, [ибо] старые формы дисциплины рухнули, а новые создать не удалось.

Колчак требовал прекратить доморощенные реформы, основанные на «самомнении невежества», и принять формы дисциплины и организации внутренней жизни, уже принятые у союзников. 29 апреля 1917 года с санкции Колчака из Севастополя выехала делегация в составе около 300 матросов и севастопольских рабочих с целью повлиять на Балтийский флот и армии фронта, «чтобы вели войну активно при полном напряжении сил».

В июне 1917 года Севастопольский совет постановил разоружить офицеров, заподозренных в контрреволюции, в том числе, отобрать и у Колчака его Георгиевское оружие - вручённую ему за Порт-Артур золотую саблю. Адмирал предпочёл выбросить клинок за борт со словами: «Газеты не хотят, чтобы у нас было оружие, так пусть идёт в море». В тот же день Александр Васильевич сдал дела контр-адмиралу В. К. Лукину. Через три недели водолазы подняли саблю со дна и вручили Колчаку, выгравировав на лезвии надпись: «Рыцарю чести адмиралу Колчаку от Союза офицеров армии и флота». В это время Колчак, наравне с Генерального штаба генералом от инфантерии Л. Г. Корниловым, рассматривался как потенциальный кандидат в военные диктаторы. Именно по этой причине в августе А. Ф. Керенский вызвал адмирала в Петроград, где принудил его подать в отставку, после чего он по приглашению командования американского флота направился в США для консультирования американских специалистов об опыте использования русскими моряками минного оружия на Балтийском и Чёрном морях в Первую мировую войну.

В Сан-Франциско Колчаку предложили остаться в США, обещав ему кафедру минного дела в лучшем военно-морском колледже и богатую жизнь в коттедже на берегу океана. Колчак ответил отказом и отправился назад в Россию.

Поражение и смерть

4 января 1920 в Нижнеудинске адмирал А. В. Колчак подписал свой последний Указ, в котором объявил о намерении передать полномочия «Верховной Всероссийской Власти» А. И. Деникину. Впредь до получения указаний от А. И. Деникина «вся полнота военной и гражданской власти на всей территории Российской Восточной Окраины» предоставлялась генерал-лейтенанту Г. М. Семёнову.

5 января 1920 в Иркутске произошёл переворот, город был захвачен эсеро-меньшевистским Политическим центром. 15 января А. В. Колчак, выехавший из Нижнеудинска в чехословацком эшелоне, в вагоне под флагами Великобритании, Франции, США, Японии и Чехословакии, прибыл к пригородам Иркутска. Чехословацкое командование по требованию эсеровского Политцентра, с санкции французского генерала Жанена, передало Колчака его представителям. 21 января Политцентр передал власть в Иркутске большевистскому ревкому. С 21 января по 6 февраля 1920 велись допросы Колчака Чрезвычайной следственной комиссией.

В ночь с 6 на 7 февраля 1920 адмирал А. В. Колчак и председатель Совета министров Российского правительства В. Н. Пепеляев были расстреляны на берегу реки Ушаковка, по постановлению Иркутского военно-революционного комитета. Постановление Иркутского военно-революционного комитета о расстреле Верховного Правителя адмирала Колчака и председателя Совета Министров Пепеляева было подписано Ширямовым, председателем комитета и его членами А. Своскаревым, М. Левенсоном и Отрадным.

По официальной версии, сделано это было из опасения, что прорывающиеся к Иркутску части генерала Каппеля имеют цель освободить Колчака. Согласно наиболее распространённой версии казнь произошла на берегу реки Ушаковки близ Знаменского женского монастыря. По легенде, сидя на льду в ожидании расстрела, адмирал пел романс «Гори, гори, моя звезда…». Есть версия, что Колчак сам командовал своим расстрелом. После расстрела тела убитых были сброшены в прорубь.

Могила Колчака

Недавно в Иркутской области были обнаружены неизвестные ранее документы, касающиеся расстрела и последующего захоронения адмирала Колчака. Документы с грифом «секретно» были найдены в ходе работы над спектаклем Иркутского городского театра «Звезда адмирала» по пьесе бывшего работника органов госбезопасности Сергея Остроумова. Согласно найденным документам, весной 1920 года неподалёку от станции Иннокентьевская (на берегу Ангары в 20 км ниже Иркутска) местные жители обнаружили труп в адмиральской форме, вынесенный течением на берег Ангары. Прибывшие представители следственных органов произвели дознание и идентифицировали тело расстрелянного адмирала Колчака. Впоследствии следователи и местные жители тайно похоронили адмирала по христианскому обычаю. Следователями была составлена карта, на которой могила Колчака была обозначена крестиком. В настоящее время все найденные документы находятся на экспертизе.

Исходя из данных документов, иркутским историком И. И. Козловым было установлено предполагаемое расположение могилы Колчака.

Александр Васильевич Колчак – знаменитый предводитель Белого Движения в Сибири, Верховный Главнокомандующий, адмирал, полярный исследователь и ученый-гидрограф родился в селе Александровском под Петербургом 16 ноября 1874 года в семье потомственного военного. Отец - Василий Иванович Колчак, дворянин и генерал-майор морской артиллерии, мать - Ольга Ильинична Посохова, донская казачка. В 1888 году, закончив Петербургскую классическую мужскую гимназию, Колчак поступает в Морской кадетский корпус, из которого выпустился в 1894 году в чине мичмана. После окончания учебы, Колчак в 1895 году в должности вахтенного офицера на крейсере «Рюрик» отправился во Владивосток через южные моря. Во время перехода, он увлекся гидрологией и гидрографией, тогда же у него появилось желание самостоятельно заниматься научными исследованиями.

Через два года, уже будучи лейтенантом, Колчак на клипере «Крейсер» вернулся в расположение Балтийского флота. По возвращению в Кронштадт, он пытается попасть в состав полярной экспедиции на ледоколе «Ермак» под руководством вице-адмирала Степана Макарова, но команда ледокола была уже укомплектована. Колчак решил не сдаваться и, узнав, что Императорская академия наук готовит проект по исследованию Северного Ледовитого океана в районе Новосибирских островов, он прилагает усилия стать одним из участников экспедиции. К счастью для Колчака, руководитель экспедиции барон Толль был знаком с его научными публикациями по гидрологии и нуждался в морских офицерах, поэтому дал согласие.

Полярный исследователь - лейтенант Колчак

По протекции президента Академии наук, князя Константина Константиновича, Колчак был временно уволен с военной службы, поступил в распоряжение Академии и получил должность руководителя гидрологическими работами экспедиции. В планах исследователей было обогнуть Евразию с севера, обогнуть мыс Дежнева и вернуться во Владивосток. Это было первое академическое плавание России в Ледовитом океане, совершенное на собственном судне. 8 июня 1900 года экспедиционная шхуна «Заря» вышла из Санкт-Петербурга и направилась в арктические воды, но уже в сентябре, упершись в непроходимые льды, стала на зимовку в Таймырском проливе. 10 августа 1901 года началась подвижка льдов и плавание «Зари» продолжилось, но менее чем через месяц пришлось стать на вторую зимовку возле острова Котельный. Во время второй зимовки Колчак принимает участие в исследовании Новосибирских островов, проводя магнитные и астрономические наблюдения. В конце августа экспедиция завершилась в Тикси в устье Лены, и через Якутск и Иркутск к декабрю 1902 года Колчак вернулся в Санкт-Петербург.



В 1904 году узнав о начале войны с Японией, Колчак переводится обратно в Морское ведомство и направляется в Порт-Артур. Там он некоторое время командует миноносцем «Сердитым», позже по состоянию здоровья, переводится на сушу и назначается командиром артиллерийской батареи. После капитуляции гарнизона Порт-Артура, побывав в японском плену, летом 1905 года возвращается в Петербург. За участие в боевых действиях был награжден орденами Святой Анны 4-й степени и Святого Станислава 2-й степени. После войны, Колчак занимается научной деятельностью, выходит несколько его исследований по гидрологии северных морей. В 1908 году ему было присвоено звание капитана 2-го ранга. В 1909-10 гг. участвует в исследовании морского района возле мыса Дежнева на ледоколах «Вайгач» и «Таймыр». С начала Первой мировой, он в штабе Балтийского флота разрабатывает оборонительные операции и занимается установкой минных полей, учитывая опыт Порт-Артура. В июне 1916 года, Колчак назначен командующим Черноморским флотом став, таким образом, самым молодым адмиралом среди всех воюющих держав. Тогда же он был награжден орденом Святого Станислава 1-й степени. Будучи убежденным монархистом, Колчак с большим огорчением принял известие об отречении Николая 2 от престола. Благодаря его руководству и умелой нейтрализации большевистских агитаторов, Черноморскому флоту удалось избежать анархии и надолго сохранить боеспособность. В июне 1917 года Колчак был снят с должности и отозван в Петроград. Вследствие интриг во Временном правительстве, был вынужден покинуть пределы России, выехав в США в составе русской военно-морской миссии.

Адмирал Колчак в годы Гражданской войны

В ноябре 1917 года Колчак прибыл в Японию, где до него дошла весть о приходе к власти большевиков. В мае 1918 года, при поддержке Англии и Японии в китайском Харбине начал формировать вокруг себя антибольшевистские силы. В сентябре Колчак прибыл во Владивосток, где договаривается о совместных действиях против большевиков с руководителями чехословацкого корпуса. В октябре он прибывает в Омск, где был назначен военным министром в правительстве Директории. 18 ноября 1918 года в результате военного переворота Колчак провозглашен Верховным правителем России. Его власть признало все белое движение России, включая Деникина. Получив военно-техническую помощь от США и стран Антанты и, пользуясь золотым запасом страны, Колчак сформировал армию более 400 тыс. человек и начать наступление на Запад. В декабре, в результате Пермской операции были захвачены Пермь, а к весне 1919 г. – Уфа, Стерлитамак, Набережные Челны, Ижевск. Войска Колчака вышли на подступы к Казани, Самаре и Симбирску, это был пик успеха. Но уже в июне фронт под натиском Красной армии неотвратимо покатился на восток, а в ноябре был оставлен Омск. Сдача столицы привела в движение все враждебные Колчаку силы в тылу, начался хаос и дезорганизация. На станции Нижнеудинск он был арестован своими чехословацкими союзниками, а в январе 1920 года выдан ими большевикам, в обмен на свободное возвращение домой. После ареста начались допросы, в течение которых он подробно изложил свою биографию. Протоколы допросов Колчака в 20-е годы были изданы отдельной книгой. 7 февраля 1920 Александр Колчак вместе со своим соратником министром Виктором Пепеляевым по решению военно-революционного комитета был расстрелян на берегу Ангары.



Неоднократные попытки юридической реабилитации Колчака в постсоветское время были отклонены судом. В зале ожидания Иркутского железнодорожного вокзала находится мемориальная доска в память о том, что на этом месте в январе 1920 года Колчак был предан своими чехословацкими союзниками и выдан большевикам. А на месте предполагаемого расстрела Колчака на берегу Ангары возле Иркутского Знаменского монастыря в 2004 году ему был установлен памятник работы народного скульптора России Вячеслава Клыкова. Выполненная из кованой меди фигура адмирала высотой 4,5 метра стоит на постамента из бетонных блоков, на котором расположены рельефы красноармейца и белогвардейца, стоящих друг напротив друга скрестив оружие. Иркутский областной краеведческий музей проводит экскурсии «Колчак в Иркутске», в том числе в «Музей истории Иркутского тюремного замка имени А.В. Колчака», в котором оборудована экспозиция его бывшей камеры.