Байронический герой и его основные черты. «байронический герой

Байронический герой и его основные черты. «байронический герой
Байронический герой и его основные черты. «байронический герой

Дж. Г. Байрон

Англ поэт-романтик. Младш поколения романтик. Вклад его в литературу определяется, во-первых, значительностью созданных им произведений и образов, во-вторых, развитием новых литературных жанров (лиро-эпическая поэма, философская драма-мистерия, роман в стихах...), новаторством в разных областях поэтики, в способах создания образов, наконец, участием в политической и литературной борьбе своего времени. Внутренний мир Байрона был сложен и противоречив. Он родился в переломную эпоху. Замок был унаследован Байроном в 10-летнем возрасте с титулом лорда

Байрон - воплощение настоящих человеческих добродетелей; несокрушимый борец за справедливость; бунтарь против тогдашней политики; идеал для целого поколения; борец, поэт, циник, светский человек, аристократ, романтик, идеалист, сатирик; страстный и порывистый, легко влюблялся, разочаровывал, захватывался новыми идеями, сильный духом, чувствительный и впечатлительный, остро ощущал не только собственные поражения, неприятности жизни, все скорби мира, байронический герой, всемирная скорбь.

Родился в бедности в Лондоне, хромым, отец спустил семейное состояние. Воспитывала мать. Никогда не ладил с ней. В школе над ним надсмехались. Университет Байрон так и не закончил, развлекался, играл в карты. Долги росли.

Байрон вел борьбу с представителями «озерной школы» (сатира на них)

Первый сборник «Часы досуга». Сборник получил отрицательные отзывы.

Наибольшей силы раскрытие идеи свободы как должной жизни в единстве с природой достигает в стихотворении «Хочу я быть ребенком вольным...»

Совершил большое путешествие. Путевые впечатления легли в основу лироэпической поэмы «Паломничество Чайльда - Гарольда». Поэма прославилась на всю Европу, породила новый тип литературного героя. Байрона ввели в высшее общество, и он окунулся в светскую жизнь, хотя и не смог избавиться от ощущения неловкости из-за физического изъяна, пряча его за высокомерием.

В поэме Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» прозвучала мысль о свободе для всех народов, утверждалось не только право, но и обязанность каждого народа бороться за независимость и свободу от тирании. В другом смысле свобода для Байрона - это свобода отдельной личности.

Но особую сложность композиции придает свойственный поэме синтез эпического и лирического пластов: не всегда можно точно определить, кому принадлежат лирические раздумья: герою или автору. Лирическое начало вносят в поэму образы природы, и прежде всего образ моря, становящийся символом неуправляемой и независимой свободной стихии.

В III песни поэт обращается к переломному моменту европейской истории - падению Наполеона. Чайльд-Гарольд посещает место битвы при Ватерлоо. И автор размышляет о том, что в этой битве и Наполеон, и его победившие противники защищали не свободу, а тиранию.

Проблема - роль поэта, искусства в борьбе за свободу народов. Поэт сравнивает себя с каплей, влившейся в море, с пловцом, сроднившимся с морской стихией. Эта метафора становится понятной, если учесть, что в образе моря воплощен народ, веками стремящийся к свободе. Автор в поэме, таким образом, - поэт-гражданин.

«Восточные повести»

Обращение к Востоку было характерно для романтиков: оно открывало им иной тип красоты по сравнению с античным греко-римским идеалом, на который ориентировались классицисты; Восток для романтиков также - место, где бушуют страсти, где деспоты душат свободу, прибегая к восточной хитрости и жестокости, и помещенный в этот мир романтический герой ярче раскрывает свое свободолюбие в столкновении с тиранией. «Корсар», «Гяур», «Абидосская невеста»

В отличие от Чайльд-Гарольда, героя-наблюдателя, устранившегося от борьбы с обществом, герои этих поэм - люди действия, активного протеста.

Швейцарский период

Политическое вольномыслие Байрона и свобода его религиозных и нравственных воззрений вызвали против него настоящее гонение всего английского общества. Его разрыв с женой был использован для кампании против поэта. Байрон уезжает в Швейцарию. Его разочарование в действительности приобретает всеобщий характер.

«Манфред». В Швейцарии написана символико-философская драматическая поэма «Манфред». Манфреда, постигшего «всю земную мудрость», охватывает глубокое разочарование. Страдания Манфреда, его «мировая скорбь» неразрывно связаны с одиночеством, которое он выбрал сам. Эгоцентризм Манфреда достигает предельной ступени, он считает себя превыше всего в мире, желает полной, абсолютной свободы. Но его эгоцентризм приносит гибель всем тем, кто его любит.

Итальянский период. Итальянский период - вершина творчества Байрона. Приняв участие в борьбе итальянцев за свободу страны, поэт создает произведения, полные революционных идей. «Каин»

«Дон Жуан» крупнейшее произведение Байрона. Оно осталось неоконченным (написано 16 песен и начало 17-ой). «Дон Жуан» назван поэмой, но по жанру он столь отличен от других поэм Байрона, что правильнее видеть в «Дон Жуане» первый образец «романа в стихах» (как пушкинский «Евгений Онегин»). «Дон Жуан» не история лишь одного героя, это тоже «энциклопедия жизни». Дон Жуан - герой, взятый из испанской легенды о наказании безбожника и соблазнителя множества женщин. остроумное описание подвигов легендарного и неутомимого героя-любовника

Байрон в Греции . Стремление принять участие в национально-освободительной борьбе, о которой так много писал Байрон, приводит его в Грецию. Заболел Умирает. Греки и сейчас считают Байрона своим национальным героем.

Байрон, никогда не знавший меры в желаниях, стремившийся получить от жизни как можно больше, пресытившийся доступными благами, искал новых приключений и впечатлений, пытаясь избавиться от глубокой душевной тоски и тревоги.

Поэмы Байрона более автобиографичны, чем сочинения других английских романтиков.

В отличие от большинства романтиков, Байрон с уважением относился к наследию английского классицизма,

Байронизм - романтическое течение Для байронистов свойственно разочарование в обществе и мире, настроения «мировой скорби», резкий разлад между поэтом и окружающими, культ сверхчеловека

Байронический герой

Протест человеческой личности против стесняющего ее общественного строя.

С появлением «Паломничества Чайльд Гарольда» и других произведений Байрона в широкое потребление вошло понятие «байронический герой», который стал литературным воплощением духа эпохи, тех настроений, которыми жило общество начала XIX столетия. Это было художественное открытие поэта, которое он сделал в наблюдениях над самим собой и над своим поколением.

Неординарная личность, вольнодумец,

Его герой - разочарованный в мире, его не радует ни богатство, ни развлечения, ни слава. Основное его духовное состояние - скука. Байронический герой одинокий и отчужден. ерои перечисленных Пушкиным произведений превосходят окружающих умом и образованностью, они загадочны и харизматичны, неодолимо влекут к себе слабый пол. Они ставят себя вне общества и закона, взирают на общественные установления с высокомерием, доходящим подчас до цинизма. Копание в себе. Вывод. Английский поэт Дж. Байрон в своем творчестве создал тип героя, который стал литературным воплощением духа эпохи романтизма. Для него являются характерными разочарованность в окружающей действительности, протест против нее, скука, блуждания в трущобе собственной души, разочарование, меланхолия, тоска по невыполнимым идеалам. Бунтарь сильный характер, мечтатель

Это одинокий путешественник, изгнанник. Обычно Байронический герой – это исключительный характер, действующего при исключительных обстоятельствах. Для него характерны глубокие и интенсивные чувства, тоска, меланхолия, душевные порывы, пылкие страсти, он отвергает законы, которым подчиняются другие, поэтому такой герой всегда возвышается над окружением.

Герой разочарован в ценностях мира, его не радует ни богатство, ни развлечения, ни слава. Основное душевное состояние - скука. Он недоволен окружающей средой, не может найти в ней места. Герой не соотносит свою жизнь с родиной, страной, землей, он стоит свыше границами, он принадлежит всем. Его страдание и чувства представляют главный предмет исследования автора.

Стихотворение

СОЛНЦЕ БЕССОННЫХ

Бессонных солнце, скорбная звезда,

Твой влажный луч доходит к нам сюда.

При нем темнее кажется нам ночь,

Ты - память счастья, что умчалось прочь.

Еще дрожит былого смутный свет,

Еще мерцает, но тепла в нем нет.

Полночный луч, ты в небе одинок,

Чист, но безжизнен, ясен, но далек!..

Стих «Воспоминание» можно считать образцом поэтической недоговоренности, за которой скрыты причины печали автора. Поэтический мир Байрона богатый и просторный. Вместе с тем «утерянный рай», утерянные надежды и ожидания, утерянный абсолют человеческого счастья - это внутренняя тема лирики поэта.

Конец! Все было только сном.

Нет света в будущем моем.

Где счастье, где очарованье?

Дрожу под ветром злой зимы,

Рассвет мой скрыт за тучей тьмы,

Ушли любовь, надежд сиянье.. .

О, если б и воспоминанье!

Джордж (Лорд) Байрон (перевод Алексей Толстой)

Неспящих солнце, грустная звезда,

Как слезно луч мерцает твой всегда,

Как темнота при нем еще темней,

Как он похож на радость прежних дней!

Так светит прошлое нам в жизненной ночи,

Но уж не греют нас бессильные лучи,

Звезда минувшего так в горе мне видна,

Видна, но далека - светла, но холодна!

§ 1. Основные черты творчества Байрона

Романтизм как господствующее, направление постепенно утверждается в английском искусстве в 1790--1800-х годах. Это было грозное время. Революционные события во Франции потрясли весь мир, а в самой Англии совершилась другая, бесшумная, но не менее значительная революция -- так называемый промышленный переворот, вызвавший, с одной стороны, колоссальный рост индустриальных городов, а с другой -- породивший вопиющие социальные бедствия: массовый пауперизм, голод, проституцию, рост преступности, обнищание и окончательное разорение деревни.

Образ Байрона становится образом целой эпохи в истории европейского самосознания. Она и будет названа по имени поэта - эпохой байронизма. В его личности видели воплотившийся дух времени, считали, что Байрон «положил на музыку песню целого поколения» (Вяземский) Цит по: Зверев А. «Беде и злу противоборство...» / / Байрон Д. Г. На перепутьях бытия... Письма. Воспоминания. Отклики. - М. : 1989.. Байронизм определяли как «мировую скорбь», явившуюся отзвуком несбывшихся надежд, которые пробудила Французская революция. Как рефлексию, вызванную зрелищем торжества реакции в посленаполеоновской Европе. Как бунтарство, способное себя выразить лишь презрением ко всеобщей покорности и ханжескому благополучию. Как культ индивидуализма, или, верней, как апофеоз безграничной свободы, которой сопутствует бесконечное одиночество Ковалева О. В. Зарубежная литература XI X века. Романтизм. Учебное пособие / О. В. Ковалева, Л. Г. Шахов а - М. : ООО «Издательский дом «ОНИК С 21 век». - 2005. - 272 с.: ил..

Великий русский писатель Ф.М. Достоевский писал: «Байронизм хоть был и моментальным, но великим, святым и необыкновенным явлением в жизни европейского человечества, да чуть ли не в жизни и всего человечества. Байронизм появился в минуту страшной тоски людей, разочарования их и почти отчаяния. После исступленных восторгов новой веры в новые идеалы, провозглашенной в конце прошлого столетия во Франции... наступил исход, столь не похожий на то, чего ожидали, столь обманувший веру людей, что никогда, может быть, не было в истории Западной Европы столь грустной минуты.. . Старые кумиры лежали разбитые. И вот в эту-то минуту и явился великий и могучий гений, страстный поэт. В его звуках зазвучала тогдашняя тоска человечества и мрачное разочарование его в своем назначении и в обманувших его идеалах. Это была новая и неслыханная еще тогда муза мести и печали, проклятия и отчаяния. Дух байронизма вдруг пронесся как бы по всему человечеству, все оно откликнулось ему» Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. - Л: 1984. - Т. 26. - С. 113-114.

Будучи признанным вождем европейского романтизма в одном из его наиболее воинствующих бунтарских вариантов, Байрон был связан с традициями Просвещения узами сложных и противоречивых отношений. Как и другие передовые люди своей эпохи, он с огромной остротой ощущал несоответствие между утопическими верованиями просветителей и реальностью. Сын эгоистического века, он был далек от благодушного оптимизма мыслителей XVIII века с их учением о благой природе «естественного человека».

Но если Байрона и терзали сомнения во многих истинах Просвещения и в возможности их практического воплощения, то их нравственную и этическую ценность поэт никогда не ставил под сомнение. Из ощущения величия просветительских и революционных идеалов и из горьких сомнений в возможности их реализации возник весь сложный комплекс «байронизма» с его глубокими противоречиями, с его колебаниями между светом и тенью; с героическими порывами к «невозможному» и трагическим сознанием непреложности законов истории История зарубежной литературы XIX века: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.»/ Под ред. Я. Н. Засурского, С. В. Тураева.-- М.: Просвещение.- 1982.--320 с.- С. 69.

Общие идейные и эстетические основы творчества поэта сформировались не сразу. Первым из его поэтических выступлений был сборник юношеских стихов «Часы досуга» (1807), который еще имел подражательный и незрелый характер. Яркая самобытность творческой индивидуальности Байрона, а также неповторимое своеобразие его художественного стиля, в полной мере раскрылись на следующем этапе литературной деятельности поэта, начало которого ознаменовалось появлением первых двух песен его монументальной поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812).

«Паломничество Чайльд Гарольда», ставшее наиболее известным произведением Байрона, принесло своему автору мировую славу, вместе с тем явившись крупнейшим событием в истории европейского романтизма. Оно представляет собой своеобразный лирический дневник, в котором поэт выразил свое отношение к жизни, дал оценку своей эпохи, материалом для него послужили впечатления Байрона от поездки по Европе, предпринятой в 1812 году. Взяв за основу своего произведения разрозненные дневниковые записи, Байрон соединил их в одно поэтическое целое, придал ему некую видимость сюжетного единства. Объединяющим началом своего повествования он сделал историю странствий главного героя -- Чайльд Гарольда, воспользовавшись этим мотивом для воссоздания широкой панорамы современной Европы. Облик различных стран, созерцаемых Чайльд Гарольдом с борта корабля, воспроизводится поэтом в чисто романтической «живописной» манере, с обилием лирических нюансов и почти ослепительной яркостью цветового спектра Елистратова А. А. Наследие английского романтизма и современность. - М.: 1960. С характерным для романтиков пристрастием к национальной «экзотике», «местному колориту» Байрон изображает нравы и обычаи различных стран.

С присущим ему тираноборческим пафосом поэт показывает, что дух свободы, так недавно окрылявший все человечество, до конца не угас. Он еще продолжает свое существование в героической борьбе испанских крестьян с иноземными завоевателями их родины или в гражданских добродетелях суровых непокорных албанцев. И все же гонимая свобода все больше уходит в область преданий, воспоминаний, легенд История зарубежной литературы XIX века: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.»/ Под ред. Я. Н. Засурского, С. В. Тураева.-- М.: Просвещение.- 1982.--320 с. С. 73.

В Греции, ставшей колыбелью демократии, теперь уже ничто не напоминало о некогда свободной древней Элладе («И под плетьми турецкими смирясь, простерлась Греция, затоптанная в грязь»). В мире, который скован цепями, свободной остается только природа, пышное и радостное цветение которое предстает контрастом жестокости и злобе, царящим в человеческом обществе («Пусть умер гений, вольность умерла, природа вечная прекрасна и светла»).

Но поэт, созерцающий горестное зрелище поражения свободы, не теряет веры в возможность ее возрождения. Весь его дух, вся его могучая энергия направлены на пробуждение угасающего революционного духа. На протяжении всей поэмы в ней с неослабевающей силой звучит призыв к восстанию, к борьбе с тиранией («О, Греция, восстань же на борьбу!»).

И в отличие от Чайльд Гарольда, лишь наблюдающего со стороны, Байрон отнюдь не пассивный созерцатель мировой трагедии. Его беспокойная мятущаяся душа, как бы составляющая часть мировой души, вмещает в себя всю скорбь и боль человечества («мировая скорбь»). Именно это ощущение беспредельности человеческого духа, его слитности с мировым целым в сочетании с чисто поэтическими особенностями -- глобальной широтой разворота темы, ослепительной яркостью красок, великолепными пейзажными зарисовками и т. д. -- превращало, по словам М.С. Кургиняна, произведение Байрона в наивысшее достижение романтического искусства начала XIX века Кургинян М. С. Джордж Байрон. - М.: 1958.

Не случайно в сознании многих поклонников и последователей Байрона, которые восторженно приняли поэму, Байрон остался прежде всего автором «Чайльд Гарольда». К их числу относился и А. С. Пушкин, в произведениях которого неоднократно упоминается имя Чайльд Гарольда, причем довольно часто в соотнесенности с собственными героями Пушкина (Онегин -- «москвич в Гарольдовом плаще»).

Бесспорно, главный источник притягательной силы «Чайльд Гарольда» для современников заключался в воплотившемся в поэме духе воинствующего свободолюбия. Как по идейному содержанию, так и по поэтическому воплощению, «Чайльд Гарольд» - это подлинное знамение своего времени. Глубоко созвучным современности был и образ главного героя поэмы -- внутренне опустошенного, бесприютного скитальца, трагически одинокого Чайльд Гарольда. Хотя этот разочаровавшийся, во всем разуверившийся английский аристократ не был точным подобием Байрона (как ошибочно думали современники поэта), в его облике уже наметились (пока еще в «пунктирном начертании») черты особого характера, ставшего романтическим прообразом всех оппозиционно настроенных героев литературы XIX века, и которого потом станут называть байроническим героем, более всего страдающим от одиночества:

Один я в мире средь пустых,

необозримых вод.

К чему вздыхать мне о других,

кто обо мне вздохнет? -

Скорбно вопрошает байроновский Чайльд Гарольд.

Неразделимость этого единого лирического комплекса с особой ясностью проявляется в стихотворениях, посвященных Греции, стране, мечта об освобождении которой стала сквозным мотивом поэзии Байрона. Взволнованный тон, повышенная эмоциональность и своеобразный ностальгический оттенок, рожденный воспоминаниями о минувшем величии этой страны, присутствуют уже в одном из ранних стихотворений о Греции в «Песне греческих повстанцев» (1812):

О Греция, восстань!

Сиянье древней славы

Борцов зовет на брань,

На подвиг величавый.

В позднейших стихотворениях Байрона на ту же темy возрастает личный акцент. В последнем из них, написанном почти накануне смерти («Последние строки, обращенные к Греции», 1824), поэт обращается к стране своей мечты, как к любимой женщине или матери:

Люблю тебя! не будь со мной суровой!

……………………………………

Моей любви нетленная основа!

Я твой -- и с этим мне не совладать!

Собственное восприятие гражданственной проблематики сам лучше всего охарактеризовал в одном из лирических произведений - «Из дневника в Кефалонии» (1823):

Встревожен мертвых сон, -- могу ли спать?

Тираны давят мир,-- я ль уступлю?

Созрела жатва,-- мне ли медлить жать?

На ложе -- колкий терн; я не дремлю;

В моих ушах, что день, поет труба,

Ей вторит сердце...

Пер. А. Блока

Звук этой боевой «трубы», поющей в унисон с сердцем поэта, был внятен его современникам. Но мятежный пафос его поэзии воспринимался ими по-разному.

Созвучное настроениям передовых людей мира (многие из них могли бы сказать о Байроне вместе с М. Ю. Лермонтовым: «У нас одна душа, одни и те же муки»), революционное бунтарство английского поэта привело его к полному разрыву с Англией. Получивший в наследство титул лорда, но проживший с детства в бедности, поэт оказался в чуждой ему среде, он и эта среда испытывали взаимное неприятие и презрение друг к другу: он из-за лицемерия своих родовитых знакомых, они - из-за его прошлого и из-за его взглядов.

Неприязнь ее правящих кругов к Байрону особенно усилилась из-за его выступлений в защиту луддитов (рабочих, разрушавших машины в знак протеста против бесчеловечных условий труда). Ко всему этом удобавилась личная драма: родители его жены не приняли Байрона, разрушив брак. Подстрекаемые всем этим, британские «ревнители морали» воспользовались его бракоразводным процессом для того, чтобы свести счеты с ним. Байрон стал объектом травли и издевательств, по сути, Англия превратила своего величайшего поэта в изгнанника.

Отношения Чайльд Гарольда с презираемым им обществом уже несли в себе зерно конфликта, ставшего основой европейского романа XIX века. Этот конфликт личности и общества гораздо большую степень определенности получит в произведениях, созданных вслед за первыми двумя песнями «Чайльд Гарольда», в цикле так называемых «восточных поэм» (1813--1816). В этом поэтическом цикле, состоящем из шести поэм («Гяур», «Корсар», «Лара», «Абидосская невеста», «Паризина», «Осада Коринфа»), происходит окончательное формирование байронического героя в его сложных взаимоотношениях с миром и самим собою. Место «восточных поэм» в творческой биографии поэта и одновременно в истории романтизма определяется тем, что здесь впервые четко сформулирована новая романтическая концепция личности, возникшая в результате переосмысления просветительских воззрений на человека.

Драматичный перелом в личной жизни Байрона по времени совпал с переломным моментом мировой истории. Падение Наполеона, торжество реакции, воплощением которой стал Священный союз, открыли одну из самых безрадостных страниц европейской истории, положив начало и новому этапу творчества и жизни поэта Дьяконова Н. Я. Байрон в годы изгнания. - Л.: 1974. Его творческая мысль устремлена теперь в русло философии.

Вершиной творчества Байрона считается его философская драма «Каин», главный герой которой является богоборцем; ополчившимся на вселенского тирана -- Иегову. В своей религиозной драме, названной им «мистерией», поэт использует библейский миф для полемики с Библией. Но бог в «Каине» это не только символ религии. В его мрачном образе поэт объединяет все формы тиранического произвола. Его Иегова -- это и зловещая власть религии, и деспотическое иго реакционного антинародного государства, и, наконец, общие законы бытия, безразличные к скорбям и страданиям человечества.

Этому многоликому мировому злу Байрон, идя вслед за просветителями, противопоставляет идею смелого и свободного человеческого разума, не приемлющего царящие в мире жестокость и несправедливость.

Сын Адама и Евы, изгнанных из рая за свое стремление к познанию добра и зла, Каин подвергает сомнению их рожденные страхом утверждения о милосердии и справедливости бога. На этом пути исканий и сомнений его покровителем становится Люцифер (одно из имен дьявола), чей величественный и скорбный образ воплощает идею разгневанного бунтующего разума. Его прекрасный, «подобный ночи», облик отмечен печатью трагической двойственности. Приоткрывшаяся романтикам диалектика добра и зла, как внутренне взаимосвязанных начал жизни и истории, определила противоречивую структуру образа Люцифера. Зло, которое он творит, не является его изначальной целью («Я быть твоим создателем хотел,-- говорит он Каину,-- и создал бы тебя иным»). Байроновский Люцифер (чье имя в переводе означает «светоносец») -- это тот, кто стремится стать творцом, а становится разрушителем. Приобщая Каина к тайнам бытия, он вместе с ним совершает полет в надзвездные сферы, и мрачная картина холодной безжизненной вселенной (воссозданная Байроном на основе знакомства с астрономическими теориями Кювье) окончательно убеждает героя драмы в том, что всеобъемлющим принципом мироздания является господство смерти и зла («Зло -- есть закваска всей жизни и безжизненности»,-- поучает Каина Люцифер).

Справедливость преподанного ему урока Каин постигает на собственном опыте. Вернувшись на землю уже законченным и убежденным врагом бога, дающего жизнь своим созданиям лишь для того, чтобы умертвить их, Каин в порыве слепой нерассуждающей ненависти обрушивает удар, предназначенный непобедимому и недоступному Иегове, на своего кроткого и смиренного брата Авеля.

Этот братоубийственный акт как бы знаменует последнюю стадию в процессе познания жизни Каином. На себе самом он познает непреодолимость и вездесущность зла. Его порыв к добру рождает преступление. Протест против разрушителя Иеговы оборачивается убийством и страданиями. Ненавидя смерть, Каин первый приводит ее в мир. Этот парадокс, подсказанный опытом недавней революции и обобщающий ее результаты, дает в то же время наиболее рельефное воплощение непримиримых противоречий мировоззрения Байрона.

Созданная в 1821 году, после разгрома движения карбонариев, мистерия Байрона с огромной поэтической силой запечатлела глубину трагического отчаяния поэта, познавшего неосуществимость благородных надежд человечества и обреченность своего прометеевского бунта против жестоких законов жизни и истории. Именно ощущение их непреодолимости заставило поэта с особой энергией искать причины несовершенства жизни в объективных закономерностях общественного бытия. В дневниках и письмах Байрона (1821-- 1824), равно как и в его поэтических произведениях, уже намечается новое для него понимание истории не как таинственного рока, а как совокупности реальных отношений человеческого общества. С этим перемещением акцентов связано и усиление реалистических тенденций его поэзии.

Мысли о превратностях жизни и истории, присутствовавшие и ранее в его произведениях, теперь становятся его постоянными спутниками. Эта тенденция особенно четко нашла выражение в двух последних песнях «Чайльд Гарольда», где стремление к обобщению исторического опыта человечества, и ранее свойственное поэту, принимает значительно более целеустремленный характер. Размышления о прошлом, облеченные в форму разнообразных исторических реминисценций (Древний Рим, от которого остались руины, Лозанна и Ферней, где обитают тени «двух титанов» -- Вольтера и Руссо, Флоренция, изгнавшая Данте, Феррара, предавшая Тассо), включенные в третью и четвертую песни поэмы Байрона, указывают направление его исканий.

Ключевой образ второй части «Чайльд Гарольда» - это поле при Ватерлоо. Кардинальный поворот в судьбе Европы, который совершился на месте последнего сражения Наполеона, подталкивает Байрона к подведению итогов только что ушедшей эпохи и оценки деятельности ее главного героя -- Наполеона Бонапарта. «Урок истории» подсказывает поэту не только выводы об ее отдельных событиях и деятелях, но и обо всем историческом процессе в целом, воспринимаемом автором «Чайльд Гарольда» в качестве цепи роковых фатальных катастроф. И при этом наперекор собственной концепции исторического «рока» поэт приходит к мысли о том, что «все-таки твой дух, Свобода, жив!», по-прежнему призывая народы мира к борьбе за Свободу. «Восстань, восстань, -- обращается он к Италии (находившейся под игом Австрии), -- и, кровопийц прогнав, яви нам гордый свой, вольнолюбивый нрав!».

Этот мятежный дух был присущ не только поэзии Байрона, но и всей его жизни. Смерть поэта, находившегося в отряде греческих повстанцев, прервала его короткий, но такой яркий жизненный и творческий путь.

§ 2. Байронические герои- изгнанники: Прометей, Манфред, Шильонский узник и Корсар

Как уже отмечалось, особым типом романтического героя стал байронический герой-изгнанник, бунтарь, отвергающий общество и отвергнутый им. Безусловно, одним из ярчайших байронических героев является Чайльд - Гарольд, однако, и в других произведениях Байрона ярко и отчетливо предстают образы романтических героев, героев-бунтарей, героев-изгнанников.

В контексте именно нашей темы -- темы героя-изгоя в творчестве Байрона, наибольший интерес представляет одна из ранних его поэм -- «Корсар» (1814), входящая в цикл «Восточных поэм», где байронический конфликт незаурядной личности и враждебного ей общества представлен в особенно полном и непосредственном выражении.

Корсар. Герой «Корсара» -- морской разбойник Конрад уже по самому характеру своей деятельности является изгоем. Его образ жизни является прямым вызовом не только господствующим нормам морали, но и системе господствующих государственных законов, нарушение которых превращает Конрада в «профессионального» преступника. Причины этой острейшей коллизии между героем и всем цивилизованным миром, за пределы которого удалился Конрад, постепенно приоткрываются в ходе сюжетного развития поэмы. Путеводной нитью к ее идейному замыслу является символический образ моря, предстающий в песне пиратов, предпосланной повествованию в виде своеобразного пролога. Это обращение к морю -- один из постоянных лирических мотивов творчества Байрона. А. С. Пушкин, называвший Байрона «певцом моря», уподобляет английского поэта этой «свободной стихии»:

Шуми, взволнуйся непогодой:

Он был, о море, твой певец!

Твой образ был на нем означен,

Он духом создан был твоим:

Как ты, могущ, глубок и мрачен,

Как ты, ничем неукротим.

«К морю» Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 10-ти томах. - М.: 1958. - т. 7. - с. 52--53.

Все содержание поэмы можно рассматривать как развитие и обоснование ее метафорического пролога. Душа Конрада -- пирата, бороздящего морские просторы,-- это тоже море. Бурная, неукротимая, свободная, противящаяся всяким попыткам порабощения, она не укладывается ни в какие однозначные рационалистические формулы. Добро и зло, великодушие и жестокость, мятежные порывы и тоска по гармонии существуют в ней в неразрывном единстве. Человек могучих необузданных страстей, Конрад в равной мере способен и на убийство и на героическое самопожертвование (во время пожара сераля, принадлежащего его врагу -- паше Сеиду, Конрад спасает жен последнего).

Трагедия Конрада заключается именно в том, что его роковые страсти несут гибель не только ему, но и всем, кто так или иначе связан с ним. Отмеченный печатью зловещего рока, Конрад сеет вокруг себя смерть и разрушение. В этом один из источников его скорби и пока еще не очень ясного, едва намеченного, душевного разлада, основой которого является сознание своего единства с преступным миром, сопричастности его злодеяниям. В этой поэме Конрад еще пытается найти себе оправдание: «Да, я преступник, как и все кругом. О ком скажу иначе я, о ком?» И все же его образ жизни, как бы навязанный ему враждебным миром, в какой-то мере тяготит его. Ведь этот свободолюбивый бунтарь-индивидуалист отнюдь не предназначен природой для «темных дел»:

Он для добра был сотворен, но зло

К себе, его коверкая, влекло.

Глумились все, и предавали все;

Подобно чувство выпавшей росе

Под сводом грота; и как этот грот,

Оно окаменело в свой черед,

Пройдя свою земную кабалу...

Пер. Ю. Петрова

Как и многие герои Байрона, Конрад в далеком прошлом был чистым, доверчивым и любящим. Слегка приподнимая покров тайны, окутывающей предысторию его героя, поэт сообщает, что мрачный жребий, выбранный им,-- это результат гонений со стороны бездушного и злобного общества, подвергающего травле все яркое, свободное и самобытное. Возлагая ответственность за разрушительную деятельность Корсара на растленное и ничтожное общество, Байрон поэтизирует его личность и то душевное состояние, в котором он находится. Как истинный романтик, автор «Корсара» именно в этом смятенном сознании, в хаотических порывах человеческого сердца находит особую «ночную» «демоническую» красоту. Ее источником является гордая жажда свободы -- вопреки всему и во что бы то ни стало.

Именно этот гневный протест против порабощения Личности определил огромную силу художественного воздействия байронических поэм на читателей XIX века. Вместе с тем наиболее проницательные из них увидели в байроновской апологии индивидуалистического своеволия и заключенную в ней потенциальную опасность. Так, А. С. Пушкин, восхищался свободолюбием Байрона, но осуждал его за поэтизацию индивидуализма, за мрачной «гордостью» героев Байрона он увидел таившийся в них «безнадежный эгоизм» («Лорд Байрон прихотью удачной / Облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм») Цит по: История зарубежной литературы XIX века: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.»/ Под ред. Я. Н. Засурского, С. В. Тураева.-- М.: Просвещение.- 1982.--320 с. С. 23.

В своей поэме «Цыганы» Пушкин вложил в уста одного из ее персонажей -- старого цыгана слова, звучащие как приговор не только Алеко, но и байроническому герою как литературно-психологической категории: «Ты для себя лишь хочешь воли». Эти слова содержат в себе предельно точное указание на наиболее уязвимое место байроновской концепции личности. Но при всей справедливости такой оценки нельзя не видеть, что и эта наиболее спорная сторона байронических характеров возникла на вполне реальной исторической основе. Не случайно польский поэт и публицист А. Мицкевич вместе с некоторыми критиками Байрона углядел в не только в Манфреде, но и «Корсаре» известное сходство с Наполеоном Мицкевич А. Собр. соч. в 5-ти томах. - М.: 1954 - т. 4, - С. 63..

Прометей. Дж. Гордон Байрон черпал многие свои замыслы в античном мифе о Прометее. В 1817 году Байрон писал издателю Дж. Мерри: «Эсхиловым «Прометеем» я в мальчишеские годы глубоко восхищался.. . «Прометей» всегда так занимал мои мысли, что мне легко представить его влияние на все, что я написал» Афонина О. Комментарии / / Байрон Д. Г. Избранное. - М.: 1982. - С. 409. В 1816 году в Швейцарии, в самый трагический год своей жизни, Байрон пишет стихотворение «Прометей».

Титан! На наш земной удел,

На нашу скорбную юдоль,

На человеческую боль

Ты без презрения глядел;

Но что в награду получил?

Страданье, напряженье сил

Да коршуна, что без конца

Терзает печень гордеца,

Скалу, цепей печальный звук,

Удушливое бремя мук

Да стон, что в сердце погребен,

Тобой подавленный, затих,

Чтобы о горестях твоих

Богам не смог поведать он.

Стихотворение построено в форме обращения к титану, торжественная, одическая интонация воссоздает образ страдальца-стоика, воителя и борца, в ком «Сокрыт величья образец / Для человеческого рода!». Особо акцентируется внимание на молчаливом презрении Прометея по отношению к Зевсу, «гордому богу»: «...стон, что в сердце погребен, / Тобой подавленный, затих...». «Ответ безмолвный» Прометея громовержцу говорит о молчании титана как главной угрозе богу.

В контексте исторических событий и жизненных обстоятельств Байрона в 1816 году (реставрация монархических режимов в Европе, изгнание) особое значение приобретает важнейшая тема стихотворения - горькое раздумье о яростной судьбе, всесильном роке, которые превращают земной удел человека в «скорбную юдоль». В последней части стихотворения трагедийно осмысливается человеческая судьба - «смертных путь - / Жизнь человека - светлый ток, / Бегущий, отметая путь...», «бесцельное существованье, / Сопротивленье, прозябанье...». Заканчивается произведение утверждением воли человека, умения «торжествовать» «в глубинах самых горьких мук».

В стихотворении «Прометей» Байрон нарисовал образ героя, титана, преследуемого за то, что он хочет облегчить человеческую боль живущих на земле. Всесильный Рок сковал его в наказание за доброе стремление «несчастьям положить конец». И хотя страдания Прометея свыше всяких сил, он не смиряется перед Тиранией Громовержца. Героика трагического образа Прометея в том, что он может «и смерть в победу обращать». Легендарный образ греческого мифа и трагедии Эсхила обретает в стихотворении Байрона черты гражданской доблести, мужества и бесстрашия, свойственные герою революционно-романтической поэзии Ковалева О. В. Зарубежная литература XI X века. Романтизм. Учебное пособие / О. В. Ковалева, Л. Г. Шахов а - М. : ООО «Издательский дом «ОНИК С 21 век» - 2005. .

Гордым протестом обстоятельствам и вызовом тирании созвучны образы Прометея, Манфреда и Каина в одноименных поэмах Байрона. Так, Манфред заявляет духам стихий, пришедшим к нему:

Бессмертный дух, наследье Прометея,

Огонь, во мне зажженный, так же ярок,

Могуч и всеобъемлющ, как и ваш,

Хотя и облечен земною перстью.

Но если сам Байрон, создавая образ Прометея, только отчасти сближал его судьбу со своею, то читатели и толкователи творчества поэта часто прямо отождествляли его с Прометеем. Так, В. А. Жуковский в письме к Н. В. Гоголю, говоря о Байроне, дух которого «высокий, могучий, но дух отрицания, гордости и презрения», пишет: «...перед нами титан Прометей, прикованный к скале Кавказа и гордо клянущий Зевеса, которому коршун рвет его внутренность» Жуковский В. А. Эстетика и критика. - М.: 1985. - С 336.

Яркую характеристику творчества Байрона дал Белинский: «Байрон - это был Прометей нашего века, прикованный к скале, терзаемый коршуном: могучий гений, на свое горе, заглянул вперед, - и не рассмотрев, за мерцающей далью, обетованной земли будущего, он проклял настоящее и объявил ему вражду непримиримую и вечную...» Белинский В. Г. Собр. соч. в 3 т. - М.: 1948. - Т. 2. - С. 454.

Прометей стал одним из любимейших символов романтизма, воплощая в себе мужество, героизм, самопожертвование, несгибаемую волю и непримиримость.

«Манфред». В философской драме «Манфред» (1816) одна из начальных реплик ее героя -- волшебника и мага Манфреда гласит: «Древо познания не есть древо жизни». В этом горьком афоризме резюмируется не только итоги исторического опыта, но и опыта самого Байрона, пьеса которого создавалась под знаком известной переоценки собственных ценностей. Строя свою драму в виде своеобразного экскурса в область внутренней жизни «байронического» героя, поэт показывает трагедию душевного разлада своего героя. Романтический Фауст -- волшебник и маг Манфред, как и его немецкий прообраз, разочаровался в познании.

Получивший сверхчеловеческую власть над стихиями природы, Манфред вместе с тем был ввергнут в состояние жестокого внутреннего конфликта. Одержимый отчаянием и тяжкими угрызениями совести, он блуждает по высотам Альп, не находя ни забвения, ни покоя. Духи, подвластные Манфреду, не в силах помочь ему в его попытках уйти от самого себя. Сложная душевная коллизия, которая выступает драматической осью произведения, является своеобразной психологической модификацией байроновского конфликта одаренной личности с враждебным ей миром История зарубежной литературы XIX века: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.»/ Под ред. Я. Н. Засурского, С. В. Тураева.-- М.: Просвещение - 1982.--320 с. - С. 73.

Удалившийся от презираемого им мира, герой драмы не разорвал своей внутренней связи с ним. В «Манфреде» Байрон с гораздо большей определенностью, чем в ранее созданных произведениях, указывает на те разрушительные начала, которые скрыты в современном ему индивидуалистическом сознании.

Титанический индивидуализм гордого «сверхчеловека» Манфреда - это своего рода знамение времени. Будучи сыном своего века, Манфред, подобно Наполеону, является носителем эпохального сознания. На это указывает символическая песня «судеб» -- своеобразных духов истории, пролетающих над головой Манфреда. Образ «венценосного злодея, низвергнутого в прах» (иначе говоря -- Наполеона), возникающий в их зловещем песнопении,-- явно соотносится с образом Манфреда. Для поэта-романтика оба они - и его герой Манфред, и свергнутый император Франции - орудия «судеб» и их владыки -- гения зла Аримана.

Познание тайн бытия, которые скрыты от обычных людей, куплено Манфредом ценой человеческих жертв. Одной из них стала его возлюбленная Астарта («Я проливал кровь, -- говорит герой драмы,-- это была не ее кровь, и все же ее кровь пролилась»).

Параллели между Фаустом и Манфредом постоянно сопровождают читателя. Но если для Гете было характерно оптимистическое понимание прогресса как непрерывного поступательного движения истории, а единство ее созидательного и разрушительного начал (Фауста и Мефистофеля) выступало как необходимая предпосылка творческого обновления жизни, то для Байрона, которому история представлялась цепью катастроф, проблема издержек прогресса представлялась трагически неразрешимой. И все же признание неподвластных разуму законов исторического развития общества не приводит поэта к капитуляции перед враждебными человеку началами бытия. Его Манфред до последней минуты отстаивает свое право на то, чтобы мыслить и дерзать. Гордо отвергая помощь религии, он замыкается в своем горном замке и умирает, как жил, одиноким. Этот непреклонный стоицизм утверждается Байроном в качестве единственно достойной человека формы жизненного поведения.

Эта мысль, составляя основу художественного развития драмы, приобретает в ней предельную наглядность. Этому содействует и жанр «монодрамы» -- пьесы с единственным действующим лицом История зарубежной литературы XIX века: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.»/ Под ред. Я. Н. Засурского, С. В. Тураева.-- М.: Просвещение - 1982.--320 с. - С. 23. Образ героя занимает все поэтическое пространство драмы, приобретая поистине грандиозные масштабы. Его душа -- подлинный микрокосм. Из ее недр рождается все, что есть в мире. В ней заключены все стихии мироздания -- в самом себе Манфред носит ад и рай и сам творит суд над собою. Объективно пафос поэмы -- в утверждении величия человеческого духа. Из его титанических усилий родилась критическая бунтующая, протестующая мысль. Именно она и составляет ценнейшее завоевание человечества, оплаченное ценою крови и страданий. Таковы размышления Байрона об итогах трагического пути, пройденного человечеством на рубеже XVIII и XIX веков История зарубежной литературы XIX века: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.»/ Под ред. Я. Н. Засурского, С. В. Тураева.-- М.: Просвещение - 1982.--320 с. - С. 23. .

«Шильонский узник» (1816 г.). В основу данной поэмы был положен реальный жизненный факт: трагическая история женевского гражданина Франсуа де Бонивара, заключенного в Шильонскую тюрьму в 1530 году по мотивам религиозного и политического характера и пребывавшего в заточении до 1537 года. Воспользовавшись этим эпизодом далекого прошлого как материалом для одного из своих самых лирически скорбных произведений, Байрон вложил в него остросовременное содержание. В его интерпретации оно стало обвинительным актом в адрес политической реакции любой исторической разновидности. Под пером великого поэта мрачный образ Шильонского замка разросся до масштабов зловещего символа жестокого тиранического мира -- мира-тюрьмы, где люди за свою верность нравственным и патриотическим идеалам претерпевают муки, перед которыми, по выражению В. Г. Белинского, «ад самого Данте кажется каким-то раем» Белинский В. Г. Поли. собр. соч. в 13-ти томах. - М.: 1955 - т. 7. - С. 209..

Каменная гробница, в которой они погребены, постепенно убивает их тело и душу. В отличие от своих братьев, погибших на глазах у Бонивара, он остается физически живым. Но душа его наполовину умирает. Тьма, окружающая узника, заполняет его внутренний мир и поселяет в нем бесформенный хаос:

И виделось, как в тяжком сне,

Все бледным, темным, тусклым мне...

То было -- тьма без темноты;

То было -- бездна пустоты

Без протяженья и границ;

То были образы без лиц;

То страшный мир какой-то был,

Без неба, света и светил,

Без времени, без дней и лет,

Без промысла, без благ и бед,

Ни жизнь, ни смерть -- как сон гробов,

Как океан без берегов,

Задавленный тяжелой мглой,

Недвижный, темный и немой...

Пер. В. А. Чуковского

Стоически непреклонный мученик идеи не встает на путь отречения, но он превращается в пассивного, ко всему равнодушного человека, и, что, быть может, самое страшное, смиряется с неволей и даже начинает любить место своего заточения:

Когда за дверь своей тюрьмы

На волю я перешагнул,

Я о тюрьме своей вздохнул.

Начиная с этого произведения, по признанию критиков, в центр произведений Байрона выдвигается во многом для него новый образ борца за счастье человечества -- человеколюбца, готового возложить на свои плечи тяжкое бремя человеческих страданий История зарубежной литературы XIX века: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.»/ Под ред. Я. Н. Засурского, С. В. Тураева.-- М.: Просвещение - 1982.--320 с. - С. 23.

Свободный от общества герой - изгой, присутствующий во всех произведениях Байрона, несчастен, но независимость для него дороже покоя, уюта, даже счастья. Байронический герой бескомпромиссен, в нем нет лицемерия, т.к. связи с обществом, в котором лицемерие является способом жизни, разорваны. Лишь одну человеческую связь признает поэт возможной для своего свободного, нелицемерного и одинокого героя -- чувство большой любви, лишь один идеал существует для него - идеал Свободы, ради которого он готов отказаться от всего, стать изгоем.

Эта индивидуалистическая гордыня, воспетая Байроном, была чертой эпохального сознания в ее романтическом, преувеличенно ярком выражении. Этой способностью проникновения в дух эпохи и объясняется значительность того влияния, которое творчество Байрона оказало на современную и последующую литературу.

Обобщенный образ человека, созданный Дж.Г. Байроном, отражающий байроновские представления о человеческой личности и во многом близкий самому автору. Герои поэм и драм Байрона различны, однако во всех образах, созданных английским поэтом, можно проследить некую общую идею, выделить черты, сближающие их всех.

«Б. г.» отличается от прочих людей уже внешне. Несмотря на юность, его лоб изрезан морщинами - свидетельством силы его переживаний. Взгляд героя также выразителен: он может быть мрачным, пламенным, таинственным, пугающим (до такой степени, что лишь немногие способны выдержать его), может гореть гневом, яростью, решимостью, по нему можно догадаться о тайных страстях, терзающих «Б. г.».

Соответствует масштабу личности героя и обстановка, в которой он изображен: над морем, у входа в пещеру (Корсар), в ночи на узкой горной тропе (Гяур), в старинном мрачном замке (Лара).

«Б. г.» горд, угрюм, одинок, а владеющая им страсть поглощает его целиком, без остатка (страсть Селима к Зулейке, желание Гяура отомстить Гассану). Стремление героя к свободе неукротимо, он бунтует против любого принуждения, ограничения, даже против существующего миропорядка (Каин).

Рядом с таким героем обычно находится его возлюбленная - полная противоположность ему, кроткое, нежное, любящее существо. Она единственная, кто может примирить «Б. г.» с миром и укротить его буйный нрав. Гибель возлюбленной означает для героя крушение всех его надежд на счастье, утрату смысла существования (Гяур, Манфред).На существование такого обобщенного типа «Б. г.» указывал еще А.С. Пушкин. По наблюдению русского поэта, в лице своего героя Байрон выводит «призрак себя самого». Пушкин называет «Б. г.» «мрачным, могущественным», «таинственно пленительным» .

Исследователь М.Н. Розанов характеризовал такого героя как «титанического» . В.М. Жирмунский в исследовании «Байрон и Пушкин» говорит о «Б. г.» не только как о герое произведений Байрона.

Титанический, героический образ, созданный Байроном, оказался настолько интересным его современникам, что черты «байронизма» можно обнаружить и в произведениях других авторов. Т.о., «Б. г.» перестает принадлежать одному Байрону и превращается в своеобразный социокультурный феномен, продолжающий традиции английских «страшных романов» XVIII в. и по-новому переосмысленный авторами XIX в. В русской литературе, в частности, в творчестве Пушкина, которому и посвящена монография В.М. Жирмунского, «Б. г.» развенчивается, показывается не только его сила, но и его слабость.

Из современных исследований, посвященных данной проблеме, особенно интересна работа «Байрон и романтизм» (Кембридж, 2002) Джерома Макганна, автора нескольких книг о Байроне, а также редактора полного собрания его сочинений. Ключевыми понятиями для данной работы являются «маска» и «маскарад». По мнению Макганна, «Б. г.» - это своеобразная маска, надеваемая Байроном не с целью скрыть свое истинное лицо, а напротив, с целью показать его, так как парадоксальным образом «Байрон надевает маску и оказывается в состоянии говорить правду о себе» . Маска выступает как средство самопознания: поэт, изображая близкого, но не тождественного себе героя, стремился объективировать себя, исследовать собственные мысли и чувства. Однако этот способ самопознания несовершенен, так как в конечном счете созданные Байроном герои действуют согласно его «поэтическим приказам».

К «маскам» Байрона Макганн относит не только вымышленных персонажей - Чайльд-Гарольда, Гяура, Корсара, Лару, Манфреда - но и образы реальных исторических лиц, появляющиеся в байроновском творчестве: Данте, Торквато Тассо, Наполеона.

Отчасти отношения Байрона и «Б. г.» напоминают отношение Л. к «лермонтовскому человеку», однако есть и некоторые различия. Герой Л. не обязательно его «маска», его самопроекция.

Поэта интересуют и другие, непохожие на него герои, «простые люди»: рыбаки, крестьяне, горцы, солдаты, а впоследствии - и старый «кавказец» Максим Максимыч. Интерес Л. к другому проявляется и в том, что он обращается к образу соседа в ст. «Сосед» (1830 или 1831), «Сосед» (1837), «Соседка» (1840).

Это несходство двух поэтов особенно ярко видно при сопоставлении байроновской поэмы «Лара» и лермонтовского романа «Вадим». И Лара, и Вадим - вожди крестьянского восстания, трагические демонические личности. Но если Байрона занимает лишь душевная жизнь Лары (и отчасти влюбленной в него девушки, которая под видом пажа сопровождает его), то Л. так увлекся изображением простых людей, что они заслонили собой образ Вадима и получились с художественной точки зрения убедительнее его. Однако на раннем этапе творчества герои Байрона - мятежные, непонятные, одинокие - были именно теми людьми, к которым Л. испытывал «эстетический интерес». Байрон привлекал юношу Л. силой, страстностью, энергией, жаждой деятельности. Именно такие герои преобладают в его раннем творчестве: Вадим, мстящий Рюрику за смерть Леды и порабощение родного Новгорода, Фернандо, стремящийся вырвать Эмилию из лап коварного Соррини, и т.д. Даже Корсар из ранней поэмы, написанной еще до знакомства с Байроном в подлиннике, уже наделен этими чертами характера. Следовательно, интерес Л. к сильным и страстным личностям объясняется не подражанием Байрону, а внутренней потребностью самого поэта изображать именно таких людей. Русский поэт искренне восхищался британским гением, однако хотел «достигнуть» его, т.е. сравняться с ним по силе своего таланта, известности, степени оригинальности творческой и личной судьбы, а не уподобиться ему.

Лит.: 1) Белова Н.М. Байронический герой и Печорин. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009 – 95 с.; 2) Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Пушкин и западные литературы. - Л.: Наука, 1978. - 424 с.; 3) Пушкин А.С. Полно. собр. соч.: В 10 т. - т.VII . - Л.: Наука. Ленингр. Отд-ние, 1977–1979; 4) Розанов М.Н. Очерк истории английской литературы XIX века. Часть первая. Эпоха Байрона. - М.: Государственное издательство, 1922. - 247 с.; 5) McGann, Jerome J. Byron and Romanticism. - Cambridge: CambridgeUniversity Press, 2002.

Т.С. Милованова

10 выбрали

228 лет назад, 22 января 1788 года родился лорд Байрон . Для своего времени он был настоящей суперзвездой. Знаменитый поэт успешнее Наполеона завоевал Европу, вторгся в Россию и оставил свой след в нашей литературной жизни. При этом Байрон повлиял не только на мировую литературу, но и на человеческую психологию, нарисовав новый тип личности – байронического героя. Давайте подумаем, встречаются ли такие персонажи в реальной жизни.

Персонажи Байрона – романтические герои в несовершенном мире. Это несоответствие заставляет их страдать, а заодно и делать несчастными окружающих. Они загадочны (часто это связано с какой-то тайной прошлого), умны (что заставляет их чувствовать себя выше окружающих) и безнадежно эгоистичны. Поступки подобных персонажей делают их ближе к антигероям, но антигероям безмерно привлекательным . И в литературе, и в жизни их мрачное обаяние безотказно действует на юных восторженных особ, которые в тайне мечтают перевоспитать такого героя и подарить спокойствие его мечущейся душе. Не зря женщины-писательницы создали невероятно привлекательные образы байронических героев: мистер Рочестер ("Джейн Эйр"), Хитклифф ("Грозовой перевал"), Ретт Батлер ("Унесенные ветром"). А вот у писателей-мужчин байронические персонажи не способны принести кому-либо счастье. Вспомним хотя бы Онегина (хотя, на мой взгляд, жизнерадостный Пушкин описывал своего "Чайлд-Гарольда" с изрядной долей иронии) и Печорина. Популярный байронический персонаж в современной массовой культуре – доктор Хаус .

Характерные черты байронического героя как в литературе, так и в жизни часто определяют его судьбу.

  • Презрение к обществу . Такой человек считает себя умнее окружающих людей, ставит себя выше общества, его моральных и нравственных законов. Это не дает ему стать частью общественной жизни. Наверное, молодой Сальвадор Дали считал себя немного Байроном, когда на одном из экзаменов Мадридской художественной академии отказался отвечать преподавателям, пояснив, что себя считает гораздо умнее их.
  • Одиночество . Из первого пункта логичным образом вытекает второй: презирая людей вообще, байронический мужчина соответствующим образом относится к женщинам. Он соблазняет их, но больше от скуки или стремясь к власти над чужими чувствами. А после всегда оставляет, обрекая своих случайных спутниц на несчастье, а себя – на вечное одиночество.
  • Отсутствие целей . Часто байроническая личность обречена на бесцельное существование. Мещанские интересы окружающих слишком мелки для него, а для высоких целей не хватает идеализма.
  • Безразличие к жизни . Следствием всего этого становится безразличие к жизни. Байронические герои отчаянно скучают, не боятся риска (надеясь, что опасность их хоть как-то развлечет), имеют вредные привычки. Их поведение – это последовательное саморазрушение. Такие люди явно не нацелены на то, чтобы жить "долго и счастливо".

Лично мне подобный тип мужчин встречался только в юности. Может быть, в этом есть своя логика. Ведь Пушкину и Лермонтову было всего по 24 года, когда они начали описывать своих Онегина и Печорина. Часто в реальной жизни байронизм – это лишь маска, которую некоторым мужчинам нравится носить в юности. А если это реальная сущность человека, то стоит от него бежать без оглядки. Ведь он делает несчастными и себя, и окружающих.

Байронизм - это течение в литературе, которое оказало влияние на многих талантливейших писателей и поэтов всего мира. Особой популярностью оно пользовалось среди российских литераторов ХІХ в. Давайте узнаем подробнее о байронизме и его создателе, а также рассмотрим самых известных русских писателей этого периода, которые были увлечены данным течением.

Кто такой Байрон?

Прежде чем рассмотреть, что такое байронизм в литературе (определение и отличительные черты данного течения), стоит узнать о его основателе - британском поэте-аристократе Джордже Гордоне Байроне.

Детство будущего литературного кумира прошло в бедности, так как, несмотря на благородное происхождение, получить наследственный титул и деньги поэт смог лишь в 10 лет, когда умер его дальний родственник.

Во время учебы в Кембриджском университете Байрон открыл в себе талант поэта и стал писать стихи. Они неплохо были приняты в литературных кругах, но настоящую славу автору принесла поэма о скучающем дворянине «Паломничество Чайльд-Гарольда». Вскоре после ее публикации байроновская благородная тоска, как чума, распространилась не только по Великобритании, но и по всей Европе.

Как и положено кумиру, жил на полную катушку: покорял сердца прекрасных дам, транжирил деньги без счета, открыто критиковал современный ему политический строй и дрался на дуэлях.

По роковой традиции гениев, Байрон умер молодым - в 36 лет. Причиной его смерти стала простуда, однако больший интерес составляет то, как поэт заболел. Несмотря на свою популярность, Байрон был известен более как теоретик, причем сам автор мечтал доказать, что он и на деле окажется так же благороден, как и на словах. Именно поэтому, когда греки (чьей культурой писатель восхищался всю жизнь) начали войну с Османской империей за независимость, поэт пришел им на помощь. Он тратил все свои деньги и влияние, чтобы снаряжать солдат повстанцев. Однако до победы так и не дожил, простудившись и скончавшись.

Байронический герой

Вскоре после публикации «Паломничества Чайльд-Гарольда» в мировой литературе возникло такое понятие, как «байронический герой». Фактически Чайльд-Гарольд был первым представителем такого вида.

В дальнейшем подобные персонажи часто встречались в произведениях российских писателей - Пушкина, Лермонтова, Тургенева и, конечно же, Достоевского.

Каковы же отличительные черты байронического героя?

  • Он всегда очень умен, имеет отличное образование и воспитание.
  • Герою присущи цинизм и высокомерие. Он почти всегда находится в оппозиции к власти - а значит, обречен на долю изгнанника.
  • Подобный персонаж является своеобразным секс-символом, способным обольстить любую. Однако классический байроновский герой не находит в этом особой радости и чаще всего делает это просто так.
  • И главной чертой такого героя является его таинственность. В сердце и прошлом каждого подобного персонаже кроется тайна, которая как магнит манит к себе всех, особенно женщин.

Байронизм - это что такое?

Узнав, кто такой Байрон и какими особенностями обладает созданный им тип героя художественных произведений, стоит рассмотреть главное. Итак, давайте узнаем ответ на вопрос: "Байронизм в литературе - это что такое?"

Подобное название носит особенное течение романтизма XIX в., приверженцы которого наследуют традиции творчества лорда Байрона. Иными словами, в центре любого произведения такого рода находится байронический лирический герой.

Особенные черты этого литературного течения

Узнав ответ на вопрос «Байронизм - это что такое?», стоит рассмотреть произведений, написанных в подобном стиле.

  • Для большинства приверженцев рассматриваемого течения в творчестве характерно настроение разочарованности в мире и его общественном укладе.
  • Также важной чертой байронических персонажей является так называемая мировая тоска. Как писал об этом Пушкин «Подобно аглицкому сплину, короче: русская хандра».
  • Еще одной особенностью байронических произведений является ощущение главного героя собственного отличия от всех окружающих.
  • Несмотря на показную отрешенность от мира и тоску, для приверженцев данного течения характерна попытка вознести своих героев (как и самих себя) в роль возможных спасителей человечества. Своеобразным воплощением этого идеала для многих в то время стал Наполеон Бонапарт. Кстати, именно поэтому он в той или иной форме фигурирует во многих произведениях того времени.

Байронизм в европейской литературе

После выхода «Паломничества…» почти все молодые литераторы Европы были пленены красотой слога и идеями автора.

При этом более зрелые писатели прекрасно видели, что за восторженной романтикой и благородными порывами лорда ничего не стояло, кроме юношеского максимализма и эгоистичной веры в собственную уникальность. Но и они часто оказывались неспособны противостоять очарованию поэзии тоскующего британца.

Наиболее известные литераторы-байронисты во Франции - это Альфред Виктор де Виньи и Альфред де Мюссе.

Даже тяготеющий к реализму Виктор Гюго разделял стремление героев Байрона к свободе и их готовность противостоять властям.

В Италии наиболее известный представитель байронизма - это Джакомо Леопарди, в Германии - Генрих Гейне, в Польше - Адам Мицкевич и Юлиуш Словацкий.

Байронизм в русской литературе ХІХ в.

Как и прочие европейские гении, писатели царской России были очарованы идеями британского тоскующего лорда и вдохновлялись ими при создании собственных сочинений.

Среди поклонников байронизма наиболее успешными стали такие авторы, как В. Кюхельбекер, А. Полежаев, А. Пушкин. М. Лермонтов, А. Грибоедов.

Кроме того, влияние этого течения можно найти в творчестве Ф. Достоевского, И. Тургенева.

Интересные факты о байронизме в творчестве Пушкина

Рассматривая более подробно примеры байронизма в творчестве российских писателей, стоит начать с основоположника русского литературного языка - А. С. Пушкина.

Как и его товарищ школьных лет Кюхельбекер, будущий классик был влюблен в поэзию Байрона. Причем, по свидетельствам современников, Александр Сергеевич больше всего восхищался умением британца описывать экзотические страны и их обитателей.

По этой причине в ранней поэзии Пушкина («Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан») довольно сильно чувствуется романтический байронизм.

Когда Александр Сергеевич повзрослел как поэт, он стал более трезво оценивать творчество своего кумира. Так, его знаменитый роман в стихах «Евгений Онегин» стал своеобразной российской пародией на Чайльд-Гарольда.

На протяжении всего произведения его создатель иронизирует над увлечением общества байронизмом. В частности, автор высмеивает основные постулаты этого течения в его «благородную тоску», лень, поверхностную образованность и постоянное стремление к запретному. При этом сам создатель романа активно использовал в нем такой излюбленный байроновский прием - остроумные замечания автора по ходу действия.

Даже в более поздние периоды в творчестве Пушкина ощутимо влияние Байрона. Создается впечатление, что классик в определенной мере соревновался со своим британским коллегой. К примеру, в ответ на поэму лорда «Мазепа» Александр Сергеевич написал «Полтаву».

В творчестве Пушкина и Байрона есть истории о Дон Жуане. Интересно то, что у Александра Сергеевича известному обольстителю более присущи черты байроновского героя, нежели у создателя Чайльд-Гарольда.

Байронизм в творчестве Лермонтова

Еще одним талантливейшим российским поэтом - приверженцем рассматриваемого течения является Михаил Юрьевич Лермонтов.

Вполне возможно, что его обожание творчества британского гения было обусловлено любовью поэта и к стихам Пушкина. Так, в биографии писателей есть интересный факт: они оба в разное время написали поэмы в стиле байронизма - «Кавказский пленник».

Увлечение Лермонтова байронизмом развивалось по той же схеме, что и у Александра Сергеевича. Юный гений написал несколько поэм («Измаил-Бей», «Хаджи Абрек», «Мцыри»), полных восхищения восточным колоритом кавказских народов и все той же неутолимой тоски и разочарования в жизни.

Взрослея, поэт стал также переосмысливать свое увлечение романтичной тоской, но, в отличие от Пушкина, продолжал ощущать близость своей судьбы с творчеством Байрона. Возможно, этим можно объяснить своеобразную неприкаянность Михаила Юрьевича и его саморазрушительное поведение, которое стоило ему жизни. Некоторые исследователи его творчества полагают, что поэт не просто стремился подражать своего британскому кумиру, но и неосознанно превратился в своеобразного Чайльд-Гарольда.

Что касается более позднего творчества Лермонтова, то пример байронизма в поэзии - это «Демон», а в прозе - «Герой нашего времени».

Образ демона в одноименной поэме был навеян автору Люцифером из произведения Байрона «Каин». А вот главное действующее лицо «Героя нашего времени» Печорин - это оригинальная находка Лермонтова, наделенная многими собственными чертами.

Байроновские мотивы в творчестве Тургенева и Достоевского

В отличие от Лермонтова и Пушкина, Тургенев и Достоевский были людьми занятыми, времени на аристократическую тоску у них не было. Несмотря на это, и на их произведения оказало влияние рассматриваемое течение.

К примеру, главный персонаж романа Тургенева "Отцы и дети" Евгений Базаров - это типичный байронический герой, названный модным в то время словом «нигилист». При этом Тургенев на протяжении всего произведения не только мастерски демонстрирует утопичность его идей, но и еще раз показывает ненужность таких «героев нашего времени» обществу. Чего только стоит фраза в финале «Отцов и детей» о молодых российских студентах: «…которыми наполнен Гейдельберг и которые, удивляя на первых порах наивных немецких профессоров своим трезвым взглядом на вещи, впоследствии удивляют тех же самых профессоров своим совершенным бездействием и абсолютною ленью… не умеющие отличить кислорода от азота, но исполненные отрицания и самоуважения…».

Еще дальше пошел в критике байронизма мастер слова Федор Михайлович Достоевский. В своем эпохальном романе «Преступление и наказание» он выводит образы не одного, а сразу нескольких байронических героев (Родиона Раскольникова и Аркадия Свидригайлова) которых противопоставляет друг другу.

Раскольников разочарован в жизни и находит утешение в своей «особой миссии» - спасении мира. В итоге он идет на преступление, которое никому не приносит ничего хорошего.

Свидригайлов - более типичный байронический герой. Он таинственен, богат, умен, циничен и дьявольски обольстителен. Маясь от традиционной «мировой тоски», он влюбляется в сестру Раскольникова. В финале ему приходится осознать, что и ее взаимность не сможет исцелить его - поэтому герой убивает себя.

В противовес Свидригайлову, Раскольникову не удается достичь ничего из желаемого, однако в финале он находит не только новую цель в жизни, но и нового наставника (Соню), которая помогает ему стать на путь истинный.

Исследователи творчества Достоевского полагают, что еще больше черт байронизма можно найти в романе «Братья Карамазовы». Здесь Федор Михайлович не только показывает целую серию чайльд-гарольдов с российским колоритом, но и прямым текстом критикует подобное мировоззрение: «Любовь мечтательная жаждет подвига скорого, быстро удовлетворимого и чтобы все на него глядели. Тут действительно доходит до того, что даже и жизнь отдают, только бы не продлилось долго, а поскорей совершилось, как бы на сцене, и чтобы все глядели и хвалили. Любовь же деятельная - это работа и выдержка, а для иных так, пожалуй, целая наука...».

После столь глубокого разбора основ байронизма в литературе и человеческой психологии, как это сделал в свое время Достоевский, казалось, эта тема должна была перестать волновать умы литераторов. Однако магия благородной точки не иссякла и по сей день.

Поэтому таинственные герои, изнывающие от одиночества и непонимания, по-прежнему являются одними из самых распространенных книжных персонажей.