Зосима, архиепископ Соликамский и Чусовской (Остапенко Владимир Михайлович). Православная осетия требует отставки архиепископа зосимы - музей имени андрея рублева

Зосима, архиепископ Соликамский и Чусовской (Остапенко Владимир Михайлович). Православная осетия требует отставки архиепископа зосимы - музей имени андрея рублева
Зосима, архиепископ Соликамский и Чусовской (Остапенко Владимир Михайлович). Православная осетия требует отставки архиепископа зосимы - музей имени андрея рублева

Спикер Северной Осетии Лариса Хабицова вслед за главой республики Таймуразом Мамсуровым в весьма жесткой форме высказала свое отношение по поводу религиозного скандала, разгоревшегося в связи с переводом архимандрита Антония на служение в Дагестан. Председатель парламента в своем комментарии отметила, что это первый случай за тысячелетнюю историю существования христианства в Осетии, когда действия архиерея вызывают недовольство паствы.

Архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима перешагнул через людей, вставших перед ним на колени.

Перемещение отца Антония в Дагестан и отлучение его от тысяч людей, для которых он является духовным отцом, вызвало удивление у спикера.

Я не вправе судить о решении архиерея и его кадровых решениях. Но когда уже создалась эта ситуация, и народ вышел на улицу, пришел к его резиденции и попросил объяснить и изменить это решение, а владыка не нашел нужным даже выйти к своей пастве, - это меня просто удивило. Когда людям плохо, они идут к священнику, ищут успокоения, а наш архиепископ даже не стал с ними разговаривать, - недоумевает госпожа Хабицова.

Она рассказала о своей вчерашней встрече с владыкой Засимой, пояснив, что приехала к нему с надеждой просто поговорить и подумать, можно ли найти какой-то выход.

Я увидела священника, который вообще не хочет слышать людей и называет тех, кто собрался у храма, охлосом, бандитами. А ведь это были наши сограждане, узнаваемые люди, истинно верующие люди, которые пришли просить о том, чтобы их не разлучали со своим духовным отцом, - отметила председатель парламента.

Лариса Хабицова рассказала, что попыталась убедить владыку вместе выйти к людям и поговорить с ними. Но архиепископ отказался.

Знаменитые военачальники и то меняли свои решения, если они были ошибочными. Однако владыка Зосима сказал, что не будет отменять свой приказ. Я обратила его внимание на то, что это решение вызывает волнения и провоцирует ситуацию, - отмечает Хабицова.
По ее словам, глава республики вынужден был вмешаться в ситуацию и сейчас этот вопрос решается на уровне Патриархии.

Лариса Хабицова высказала свое отношение и по поводу вчерашнего официального заявления владыки к республиканским властям и подвергла сомнению перспективы его дальнейшего служения в епархии.

Удивляет и обращение владыки, как он выразился, к власть предержащим. По его мнению, власть должна была остановить людей. Это странно! Светская власть, наверное, может обратиться за поддержкой к церкви, просить ее повлиять на настроения, на позицию своих прихожан. Но чтобы церковь в подобной ситуации обращалась к «власть предержащим»… Такого я еще не слышала. Как Владыка сможет нести свою службу дальше, это уже вопрос не к нам. Кажется, ему трудно будет восстановить уважение людей к себе как к пастырю. Я не знаю, какой выход здесь может быть. Патриарх может поменять Владыку, а народ мы поменять не можем. Ответы на эти вопросы Владыке надо искать в себе, - резюмировала спикер Хабицова.

ВЛАДИКАВКАЗ---Во Владикавказе второй день более сотни верующих пикетируют храм Рождества Пресвятой Богородицы с требованием вернуть в Северную Осетию бывшего настоятеля Аланского мужского монастыря архимандрита Антония (Данилова). Накануне на заседании Епархиального совета под председательством архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосимы было принято решение о переводе Антония в качестве Благочинного церквей Тарумовского района Дагестана. Глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров поддержал верующих, протестующих против решения Епархиального совета.

Решение о переводе архимандрита Антония из Северной Осетии в Дагестан архиепископ Зосима объяснил необходимостью укрепить позиции православной церкви в республике, большинство населения которой относит себя к исламу. Такую задачу, по словам архиепископа, поставил Святейший Патриарх Кирилл. Отца Антония называют в епархии деятельным и мудрым священнослужителем. Верующие с такой характеристикой архимандрита согласны, поскольку помнят, в каких условиях отцу Антонию пришлось создавать в Куртатинском ущелье Аланский мужской монастырь. В этом деле ему помогали многие жители республики. Священнослужитель своим трудолюбием и внимание к людям, как рассказывают сегодня верующие, завоевал большую популярность в Северной Осетии. В Аланский мужской монастырь приезжали люди и из-за пределов республики. Обо всем этом сегодня говорили участники митинга у храма Святого Георгия Победоносца во Владикавказе.

На акции собралось около трехсот человек. Они требовали отменить решение о переводе отца Антония. К тому же многие выступавшие выражали недовольство в адрес архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосимы, который, по их мнению, не учитывает мнения прихожан, принимая кадровые решения. Из числа участников митинга была создана организационная группа в составе 12 человек. Она намерена вести переговоры с архиепископом. Члены группы уже собирают подписи под обращением православных Северной Осетии к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой принять их для обсуждения двух вопросов – возвращения архимандрита Антония в республику в качестве настоятеля Аланского мужского монастыря и отставки архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосимы. В обращении говорится, что архиепископ «рушит православный мир Осетии – Алании».

Сегодня утром архиепископ Зосима обратился к главе республике Таймуразу Мамсурову с просьбой обсудить создавшуюся ситуацию. Глава Северной Осетии ответил отказом, заявив: «Нам ясно дали понять, что советоваться с нами, прислушиваться к мнению людей никто не хочет и не будет. О чем нам теперь говорить?»
http://www.ekhokavkaza.com/content/article/24393215.html

15 ноября, в храме Рождества Пресвятой Богородицы Владикавказа состоялось третье заседание Епархиального совета под председательством архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосимы, сообщает епархиальный сайт. Главными темами обсуждения стало создание нового благочиния в Республике Дагестан и подготовка к Свято-Георгиевским епархиальным чтениям.

Первым вопросом повестки дня стала необходимость создания благочиния церквей Тарумовского округа Республики Дагестан, с включением Тарумовского, Ногайского, Кизилюртовского и Бабаюртовского районов. Все участники заседания единогласно проголосовали по этому вопросу. Однако неожиданным для всех присутствующих стало назначение в качестве благочинного церквей Тарумовского округа и настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Таловка архимандрита Антония (Данилова). Такое решение архиепископ Зосима объяснил тем, что Святейший Патриарх Кирилл уделяет Дагестану особое внимание. Поставлена задача укрепить позиции Православия в республике, в том числе путем направления в Дагестан наиболее опытных священнослужителей. «Архимандрит Антоний известен своим молитвенным трудом на территории Северной Осетии, он имеет огромный опыт созидания духовной жизни. Именно такие люди необходимы в таком сложном районе епархии, как Республика Дагестан», - подчеркнул владыка Зосима. Архипастырь добавил, что в ближайшее время архимандрит Антоний (Данилов) будет рекомендован к избранию во епископа.

Исполняющим обязанности наместника Аланского Свято-Успенского мужского монастыря назначен иеромонах Стефан (Дзугкоев). Ранее эту должность занимал архимандрит Антоний (Данилов).

Решение Епархиального совета Владикавказской епархии о назначении архимандрита Антония (Данилова) благочинным церквей Тарумовского округа и настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Таловка и снятии его с поста наместника Аланского Свято-Успенского мужского монастыря вызвало многотысячные волнения среди церковного народа епархии. Во вторник 1,5 тысячи православных Северной Осетии провели митинг, протестуя против такого решения. Верующие напоминают, что архимандрит Антоний стоял у истоков создания мужского монастыря Северной Осетии. Монастырь пользуется большой популярностью среди православного населения республики, которое составляет основную часть жителей Северной Осетии, сообщает РИА Новости.

Православные жители Северной Осетии обратились к главе республики Таймуразу Мамсурову с просьбой организовать встречу со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, сообщает официальный сайт главы республики. «Уважаемый Таймураз Дзамбекович, - говорится в обращении, - мы знаем, что в Российской Федерации по закону церковь отделена от государства, и светская власть не может вмешиваться в дела епархии, Мы хотим донести до Святейшего нашу тревогу и беспокойство по поводу ситуации, которая сложилась в православной Осетии».

«У нас в стране, действительно, церковь отделена от государства, - отреагировал на поступившее обращение Таймураз Мамсуров. - Но церковь, как и все мы, не отделена от общества. Под обращением за два часа подписалось около тысячи человек. Значит, людей искренне беспокоит то, что происходит. Не учитывать общественное мнение, настроение людей, не пытаться услышать их позицию - большая ошибка, по моему мнению». «Нельзя исключить и такого развития событий: если мнение православных верующих не будет услышано, то общение между властями республики и епархиальным руководством может быть прервано», - сообщается на сайте.

Кроме того, стало известно о том, что глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров отказал в приеме архиепископу Владикавказскому и Махачкалинскому Зосиме. «Жесткая реакция главы республики объясняется тем, что накануне без каких-либо предварительных консультаций, без учета мнения православных жителей республики и позиции руководства Северной Осетии епископом было принято единоличное кадровое решение, вызвавшее негативный общественный резонанс», - говорится на официальном сайте. «Я, как и все жители республики, которые ко мне обращаются за помощью и защитой в эти дни, считаю это оскорблением. Нам ясно дали понять, что советоваться с нами, прислушиваться к мнению людей никто не хочет и не будет. О чем нам теперь говорить?» - вопрошает Таймураз Мамсуров. Глава Северной Осетии убежден, что расшатывать общественно-политическую ситуацию в республике непозволительно никому, тем более представителям духовенства, призванного нести людям свет добра и веры. В настоящее время Таймуразом Мамсуровым предпринимаются определенные шаги, чтобы мнение православной общественности республики было доведено до сведения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Со своей стороны архиепископ Зосима встретился со спикером парламента Северной Осетии Ларисой Хабицовой, которая от имени жителей республики просила оставить в республике архимандрита Антония (Данилова), сообщает РИА Новости. Однако владыка, выйдя после встречи к людям, которые, увидев его, встали на колени, сказал, что он действует в соответствии с законами Русской Православной Церкви и отправляет архимандрита Антония на епископское служение в Дагестан.

В тот же день владыка Зосима разместил на сайте епархии специальное обращение. «С великой скорбью взираю я на нестроения, внезапно начавшиеся после сугубо внутрицерковного решения Епархиального совета о новом и весьма ответственном назначении архимандрита Антония (Данилова), - пишет владыка. - Понимаю печаль его многочисленных духовных чад и вместе с тем напоминаю, что каждый монах дает при постриге обет послушания и должен следовать ему всю жизнь. Так и мне совсем недавно Священноначалие благословило оставить привычное место служения - ставшую мне родной Калмыкию, где я провел 27 лет, и направиться на вновь созданную Владикавказскую кафедру. И как подобает монаху я исполнил благословение Святейшего Патриарха и Священного Синода. Верю, что и архимандрит Антоний, опытный пастырь, имеющий многолетний опыт монашеского делания, исполнит данное ему благословение и достойно потрудится на новом месте служения».

«Но что же двигает теми разнузданными молодчиками, которые, пытаясь прикрыться якобы любовью к отцу Антонию, перешли к прямому насилию, позоря не только имя этого пастыря, но и саму Церковь Христову? Если те, кто сейчас пытается спровоцировать эскалацию насилия, считают себя христианами, то пусть вспомнят грозные слова апостола Павла: «ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников». Опомнитесь! И остановите тех прямых врагов Церкви, которые сейчас радостно потирают руки, ожидая едва ли не кровопролития», - призывает архиерей.

«Мое слово и к власть предержащим. Многое сейчас зависит и от вашей мудрости и выдержки. Церковь отделена от государства, и никто не вправе диктовать правящему архиерею его решения. Но если кто-то пытается использовать - повторяю - сугубо внутрицерковное дело как повод для гражданских нестроений, то именно власть должна остановить тех, кто прямо угрожает взорвать хрупкий гражданский мир. Наконец, до меня доходят сообщения североосетинских СМИ о якобы готовящемся решении о переводе из республики игумении Нонны (Багаевой). Как правящий архиерей заявляю: это ложь, намеренно распускаемая провокаторами! С самого начала моего архипастырского служения на Кавказе я стремился быть открытым народу и не творить чего-либо втайне - так будет и впредь. Призываю всех сохранить дух мирен, без которого никому невозможно спастись», - говорится в обращении архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосимы.

Согласно последним данным, архимандрита Антония (Данилова) прихожане монастырского храма не выпускают из Аланского Свято-Успенского мужского монастыря, сообщает Северо-Осетинский информационный портал «15-й регион». Ночью в храме прошла служба, которую отслужил архимандрит Антоний, после чего православные разделились на группы по сто человек, которые будут дежурить у стен монастыря круглосуточно. Сам отец Антоний просил не устраивать никаких протестов и сказал, что он выполнит решение архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосимы. Тем не менее, православные, возмущенные решением архиепископа Зосимы, решили добиваться своего. «Мы не быдло, как вчера нас назвали представители Епархии, у нас есть свое мнение, оно консолидировано и Владыка должен его учитывать, - сказала Лора Цкаева, член оргкомитета по сопротивлению. - Владыка говорит, что это его Епархия, но Епархия это мы, люди, которые молятся и строят храмы». Она выразила мнение всех прихожан монастырского храма словами: «Отец Антоний нужен Осетии». Цкаева отметила, что несмотря на многочисленные пикеты у стен монастыря, большая часть прихожан не согласны с решением епископа, собираются сегодня у собора святого Георгия, чтобы вновь просить владыку отменить решение о переводе архимандрита Антония (Данилова) в Дагестан.

Как сообщает портал «Православие и мир», руководитель пресс-службы главы Северной Осетии К.Гокоева передала собравшимся слова президента Республики Северная Осетия - Алания Таймураза Мамсурова о том, что в случае, если голос верующих не будет услышан, «может прекратиться всякое сотрудничество с епархией». Письмо с этим заявлением было также направлено на имя Патриарха Московского и вся Руси Кирилла. Она также сообщила, что вопрос будет решаться на уровне Патриарха Кирилла, но если отцу Антонию все же придется уехать, то говорить с владыкой Зосимой будем на другом языке». Для координации действий верующих создана инициативная группа, которая решит, как реагировать на действия руководства епархии. В частности, уже ставится вопрос о замещении должности настоятеля собора Георгия Победоносца отца Тимофея Остаева, а архимандрита Антония потребовали назначить архиепископом Владикавказским и Махачкалинским.

Скандал, разгоревшийся в Северной Осетии, постепенно принимает международный характер. Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты поднимет в Москве вопрос об отмене перевода архимандрита Антония из Северной Осетии в Дагестан, сообщает Северо-Осетинский информационный портал «15-й регион». Как сообщил один из протестующих у храма Георгия Победоносца Ян Дзгоев, Кокойты вчера прибыл в Северную Осетию для того, чтобы поддержать сторонников отмены решения владыки Зосимы о переводе отца Антония в Дагестан. «Сегодня Кокойты поехал в Москву и будет поднимать этот вопрос на самых высоких уровнях», - сказал Дзгоев. Между тем, на входе в храм уже собралось около 500 человек, мобилизовано 150 сотрудников органов внутренних дел. Верующие требуют отставки владыки Зосимы.

ВЛАДИКАВКАЗ, 18 ноября. Архимандрит Антоний останется служить в Свято-Успенском Аланском мужском монастыре.

На акции протеста у Георгиевского собора, куда люди собрались, узнав о решении архиепископа отправить в Дагестан настоятелей Аланских монастырей, был избран оргкомитет из 12 человек, который будет осуществлять связь с руководством республики, вести переговоры с руководством епархии. «Мы не собираемся отступать и не отпустим из республики любимых народом монахов, - сказал глава оргкомитета Марат Скаев. - Более того, поведение владыки Зосимы, который перешагнул через верующих , склонивших перед ним колени в просьбе, шокировало людей - такой человек не может руководить епархией». Православные начали сбор подписей под обращением к Патриарху Кириллу с просьбой об отставке архиепископа Зосимы, который «рушит православный мир Осетии-Алании». Обращения в поддержку православных направили в республику диаспоры Москвы и Уральского округа.

15-Й РЕГИОН

Группа православных из Южной Осетии готова приехать во Владикавказ, чтобы поддержать североосетинских верующих, добивающихся отмены решения о переводе архимандрита Антония в Дагестан. Как сообщил «15-му Региону» источник, близкий к Аланской епархии, при необходимости из Южной Осетии во Владикавказ могут выехать несколько сот верующих.

«Когда грузинские войска бомбили Цхинвал, наши жены и дети нашли приют у матушки Ноны в Богоявленском женском монастыре. И сегодня считаем своим христианским долгом помочь североосетинским братьям и сестрам отстоять наших пастырей», — сказал собеседник «15-го Региона».

Как уже сообщалось, о своей готовности отстаивать интересы осетинского православия заявил президент Южной Осетии Эдуард Кокойты. Минувшей ночью он прибыл в Свято-Успенский Аланский монастырь в Фиагдоне и пообещал верующим отстаивать их интересы в Москве.

15-Й РЕГИОН

Духовник патриарха Кирилла оптинский старец Илий поддержал православных Северной Осетии в споре с владыкой Зосимой . Православные связались со старцем, который ранее бывал в Осетии. Он передал им, что поддерживает людей, вставших на защиту своего духовника. «Глас народа - глас божий», — сказал Илий.
Эти слова распространились среди верующих, их передают друг другу.

Сам отец Антоний, которого направили на служение в Дагестан, пообещал своим прихожанам, что никуда не уедет. После службы в монастыре в проповеди он сказал, что должен как солдат Христа исполнять приказы, но не может переступить через любовь людей. «Бог есть любовь, и я не могу предать вашу любовь, — сказал он. - Я остаюсь, даже если меня лишат сана».

15-Й РЕГИОН

«Уважаемая Лариса Хабицова наверно не знает, что Зосима-он же Остапенко Владимир Михайлович в 1993 году был депутатом Верховного Совета Республики Калмыкия, будучи на тот момент в сане игумена. Так что ничего не добьется инициативная группа, Кирилл придумал эту как ему казалось хитрую схему и с вновь образованной Епархией-Владикавказкой и Махачкалинской,и с назначением в него вместо Феофана Зосимы, и без его ведома такие решения в РПЦ не принимаются. Кирилл уже избавился от Феофана, осталось ему избавиться от архимандрита Антония Данилова и он добьется ослабления осетинских притязаний на отдельную Аланскую Епархию в РСО-Алании. Инициативной группе надо потребовать, а не просить, отделения Владикавказской и образования отдельной Аланской Епархии, и после этого образовать на месте оставшейся Махачкалинскую, Магасскую и Грозненскую Епархию, ведь три из семи благочинных Владикавказкой и Махачкалинской Епархии в РСО-Алании, два из трех монастырей Епархии в РСО-Алании, а оба учебных заведения-также на территории РСО-Алании(Владикавказское православное духовное училище и Владикавказская православная гимназия им.Колиева). Кирилл боится появления двух Аланских Епархий-одной в РСО-Алании, второй-в РЮО. Пожелаю Победы ВСЕМ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНАМ ОСЕТИИ!!!ВСЕМ НА ЗАЩИТУ ВЕРЫ!!!» (Pomoshnic Город:Цхинвал Зарегистрирован:21.03.2011)

В интервью «15-му Региону» архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима рассказал о том, что его больше всего удивило в Осетии и о конфликте полуторагодовалой давности.

— Создание Аланской епархии называют исторически событием. Можете ли сказать, насколько это было нужно и как отразилось на церковной жизни?

— Воссоздание Аланской епархии — событие поистине историческое для всей Осетии.

Не так давно Северная Осетия была частью огромной Ставропольской епархии, которая простиралась от Карачаево-Черкесии до Каспия. Но управлять такой огромной епархией невозможно просто физически. В результате Осетия неизбежно оказывалась на заднем плане, архиерей приезжал сюда лишь время от времени.

Конечно, владыка Феофан потрудился очень много, но епархия таких размеров, по сути, трудноуправляема, ибо епископ должен быть рядом с народом, помогать священникам, а в огромной епархии это практически невозможно.

Чем меньше епархия, тем легче она управляется, что дает больше возможностей просвещать народ; а от уменьшения епархии никто ничего не теряет — мы остаемся в лоне единой Православной Церкви.

С созданием Владикавказской и Махачкалинской епархии, мы начали активно поддерживать труды по переводу богослужебных текстов на осетинский язык, внимательнее и бережнее относиться к нашей осетинской культуре и традициям.

Управляя вновь созданной Владикавказской и Махачкалинской епархией, я понимал, что Осетия нуждается в возобновлении Аланской епархиальной традиции. Поэтому 8 октября прошлого года я попросил Святейшего Патриарха Кирилла рассмотреть вопрос о воссоздании Аланской епархии и об образовании Махачкалинской.

И я рад тому, что проводимое в Осетии церковное строительство получило столь яркое и совершенно необходимое обществу одобрение Святейшего Патриарха и священного синода.

Как верно отметил профессор Руслан Бзаров, возрождение Аланской епархии имеет глубокое символическое значение, восстанавливая прерванную традицию, врачуя раны, нанесенные духовной памяти народа.

Сегодня в многовековой истории Аланской епархии наступил новый этап, и то, каким он будет, зависит, в том числе от молитв и трудов каждого из нас.

— Есть информация, что руководство Аланской епархии предложило разделить ее на две части, выделив отдельную епархию в Моздокском районе. Возможно ли такое разделение?

— Нет, о разделении Владикавказской епархии речь не идет.

— Столкнулись ли вы здесь с какими-то сложностями, связанными с тем, что, помимо традиционных православия и ислама, в Северной Осетии присутствуют и так называемые традиционалисты?

— Я человек очень мирный и спокойный, и добрые отношения сложились у меня со всеми конфессиями. Я встречался и с духовным главой буддистов, и с Папой Римским Бенедиктом XVI. Недавно меня познакомили с новым главой Католической Церкви Франциском I. Мое сердце открыто для всех. Мы всегда приходим на помощь, если у кого-то случается беда. Вот недавно мы собрали деньги и помогли семье убитого Ибрагима Дударова, заместителя муфтия Северной Осетии. Мы всегда разделяем с другими скорби и радости, и ждем, чтобы и все остальные религии точно так же относились к нам.

— Но в то же время известны и случаи актов вандализма в святилище, расположенном недалеко от мужского монастыря…

— Это не ново — воевать с беззащитными иконами. Мы это уже проходили и знаем, что подобные деяния не останутся без наказания Божия. К сожалению, часовня в Куртатинском ущелье, получив статус памятника регионального значения, пока не передана тем, кто в состоянии ее сохранить для будущих поколений. Конечно, это не могут быть вандалы, которые выбрасывают иконы и разбивают памятные плиты.

Мы уже дали оценку случившемуся — это варварство и вандализм; и совершенно неважно, в отношении какой религии подобное совершается. Вот если бы кто-то принес и оставил в православном храме Коран — разве мы бы его выбросили? Конечно, нет! Мы пришли бы к мусульманам и сказали: «братья, заберите — это наше православное место». Итак, мы настаиваем на необходимости поддерживать мир, потому что если в епархии начнется передел, то последствия могут быть самые серьезные, а этого допустить никак нельзя.

— Что вы подразумеваете под переделом?

— То, что произошло, — попытку захвата святыни одной религии представителями другой религии. Вот если бы это место было священным для мусульман, то, очевидно, мог последовать гораздо более жесткий ответ. Мы же намерены рассмотреть юридическую сторону вопроса и вместе с тем достучаться до сердец людей и объяснить, что так поступать в любом случае нельзя.

— Можно ли говорить о каких-то особенностях православия в Осетии?

— Осетинское христианство какими-то своими гранями не похоже на то, что мы наблюдаем в других местах. В том, что касается христианской веры и учения, православные осетины полностью вписываются в их рамки. Но, как и у любого народа, вступившего в христианскую семью, здесь есть свои особенности. Признаться, когда я ехал сюда, я мало знал об этих особенностях. Знал только, что есть такой народ на Кавказе. И все. Но теперь я хорошо понимаю, что осетинское православие имеет глубочайшие, гораздо более древние корни, чем русское.

Обычно в храме, когда священник выходит на проповедь, часть прихожан его слушает, а остальные занимаются своими делами. Но здесь, как только священник начинает проповедовать, все моментально направляются к амвону и внимательно слушают. Такого я нигде больше не видел — ни в Москве, ни в Ставрополе…

Приятная особенность и в том, что здесь в церковь приходит много мужчин, особенно молодых парней. А сколько детей приводят в храм! Вера наших прихожан — не формальная, она в душе; и люди хотят понимать свою веру.

А осетинское застолье меня и вовсе поразило. Все не так, как обычно для других народов. Я поразился — эти три пирога, эта чаша… Можно сказать, литургия! И главное, застолье проходит не с песнями и плясками, а начинается, продолжается и заканчивается молитвами. Разумеется, ввиду трагичной истории этого края многое было забыто, многое утеряно, но корень-то остался! И как бы кто ни пытался это замылить, связь с христианством очевидная.

— Сейчас многие утверждают, что застольная традиция осетин превращается в обычную формальность…

— Не думаю. И мне бы очень хотелось, чтобы сюда приезжало больше людей из разных концов России, чтобы они могли своими глазами увидеть эту замечательную традицию… Хотя, конечно, любое, даже самое доброе и светлое дело можно превратить в формальность.

И не надо говорить, что христианство что-то навязывает. Напротив, оно впитывает культуру и традиции каждого народа, к которому приходит; и в каждой стране христианство имеет свое лицо. Не понимаю, когда говорят, что русские принесли свою веру и навязывают ее в Осетии. Здесь этого не чувствуется. Напротив, христианство появилось здесь гораздо раньше, чем на Руси. Просто посмотрите на древние храмы, которые здесь сохранились, — к ним нужно организовывать паломничество на всероссийском, а может, и на международном уровне.

— Сейчас стало заметно, что растет число молодежи, которая переходит в ислам. По меркам Осетии, в которой основная религия — христианство, это очень много, хотя, если смотреть в общем, цифры небольшие.

— В этом вопросе присутствует не только религиозный момент. Есть социальная неустроенность, коррупция, и находятся люди, которые заявляют, что наведут порядок. Ведется массированная промывка мозгов, и представители радикального ислама заявляют, будто кругом все заблудились и только они могут повести в правильном направлении.

Не укорененная в вере молодежь, не имеющая подлинных знаний, уподобляется тростинке, колеблемой ветром. Многие выезжают за рубеж, чтобы учиться в исламских университетах, а ведь в той же Саудовской Аравии ваххабизм — государственная идеология. Поэтому правильно сказал Рамазан Абдулатипов, что нужно воспитывать наших людей на нашей земле. Об этом говорил и мой друг Талгат Таджуддин (верховный муфтий России — прим. «15»). А настоящий ислам не делит людей, а призывает делиться кровом и едой со всеми, как, например, поступали в том же Казахстане, где я вырос, местные мусульмане. Они не смотрели, немец ты, ингуш или калмык, а делились последним. Поэтому тогда и выживали репрессированные народы.

В то же время отмечу, что люди не только уходят из православия в ислам — очень многие приходят и оттуда к нам.

— Несколько лет уже идут разговоры о праздновании 1100-летия крещения Алании. Но в последнее время кажется, что они сошли на нет. Празднование отменено?

— Нет. Но праздник надо сделать общецерковным, с участием Святейшего Патриарха Кирилла, а для этого нужно еще подготовиться. Так, у нас еще не расписан собор святого Георгия; запланировано строительство огромного храма Александра Невского и целый ряд других важнейших задач. Думаю, когда эти задачи будут выполнены, тогда и можно будет приглашать Святейшего Патриарха Кирилла.

— Собор Александра Невского все еще не заложен.

— Не все так быстро делается. Нужны средства, нужна документация, нужны согласования. Это очень хлопотное дело. Храм будет самым большим на Кавказе; по всей России только четыре таких — на севере, востоке, западе и у нас, на юге.

— Финансирует строительство УГМК?

— Да, в основном.

— Раз уж мы заговорили об этой структуре, то как вы относитесь к противостоянию женского монастыря с холдингом? Монахини борются против строительства в Алагире цементного завода и карьера, который по плану будет расположен в 300 м от обители.

— Я на стороне прогресса и на стороне экологии. А монахи — это особые люди, тем более осетинские монахини, которые любят свою землю как мать родную. Мы все видели, какая там природа, какие леса. Если будет строиться завод, то есть опасность, что все это придет в плачевное состояние, а ведь рядом еще и детский реабилитационный центр…

Конечно, прогресс требует жертв, в пещеры возвращаться никто не хочет, и поэтому конфликт с «зелеными» неизбежен. Но нужно делать так, чтобы прогресс не вредил экологии. Завод нужен, это рабочие места, но надо думать и о том, чтобы не нарушать экологию, ведь Бог создал человека хозяином земли, соработником Себе. Матушка Нонна и монахини, исходя из заботы о родной земле, проявили ревность — может быть, излишнюю. Но они там живут и видят, что происходит.

То есть конфликта с монастырем у вас нет?

— У меня конфликта нет ни с кем. Нужно искать пути, которые устраивали бы всех. Если же предприятия придут туда как хищники, то матушка Нонна со своей ревностью будет совершенно права.

— Вопрос с сектами сейчас стоит очень остро, и наиболее выпукло его можно наблюдать в южной части Осетии. С учетом того, что епархия называется Аланской, как вы относитесь к этой проблеме?

— Церковная ситуация на юге была запущена, вот сектанты туда и слетелись. Формально Южная Осетия не входит в границы нашей епархии, но, при поддержке российского руководства, в Цхинвале начинается строительство храма, а Святейший Патриарх Кирилл направляет отца Савву (Гаглоева — прим. «15»), чтобы он курировал эту работу. Отец Савва и отец Тимофей (Остаев — прим. «15») регулярно бывают на юге, и народ уже почувствовал, что со стороны севера Церковь проявляет заботу.

— А что с сектантами на севере Осетии?

— За 2000 лет Православная Церковь накопила огромный потенциал. Достаточно вспомнить великих отцов: Василий Великий, Григорий Богослов — всех и не перечислишь. У них можно найти ответы на все вопросы, волнующие человека.

У сектантов всё гораздо проще — то, что им не нужно или не вписывается в их идеологию, просто отметается. И если Православная Церковь восходит к Самому Христу, то секты начинают появляться в основном с XVI века, и процесс этот продолжается вплоть до нашего времени. Вот, к примеру, «свидетели Иеговы». О чем они могут свидетельствовать?..

Сейчас самое главное, чем должна заниматься Церковь, — это просвещение. Православие дает ответы на все вопросы, в этом нет никакого сомнения.

— А как обстоят дела с колыбелью аланского православия — Зругским храмом, который находится в крайне плачевном состоянии?

— Зругский храм, как и другие древние храмы, не забыт. Мы делаем все возможное, чтобы сохранить все дошедшие до нас храмы на территории Осетии. Например, благодаря главе Владикавказа Сергею Дзантиеву восстановлен храм святого Георгия в Наре.

Капитальная реконструкция Зругского храма стоит больших денег, и мы надеемся на помощь со стороны. Это ведь не только свидетель аланского православия, но и памятник культуры уровня Всемирного наследия ЮНЕСКО. Мы рассматриваем сейчас все источники финансирования. Мы будем просить предпринимателей о помощи в этом деле.

— Давайте вернемся к событиям полуторагодовой давности — истории вокруг отца Антония. Вы тогда говорили, что это было для вас испытанием…

— Ужасным…

— Сейчас вы что-нибудь изменили бы?

— Нет, ничего не изменил бы. Отца Антония я знаю очень давно, когда он еще был мальчиком и служил при владыке Ставропольском Антонии. Когда я приехал сюда, мы с ним беседовали и сошлись на том, что нам предстоит большая работа. И у меня до сих пор остается вопрос: по какому праву, за что и почему со мной так поступили? Я никому не хотел зла. Отец Антоний и сейчас стремится стать епископом. Теперь епископская кафедра есть в Махачкале.

Никого снимать или убирать я не собирался. Отец Антоний хотел быть епископом, но во время тех событий он заявил, что возлюбил паству и никуда не поедет. Ну ради Бога, любовь — это святое. Ты любишь паству, паства тебя любит — живи, люби, неси послушание. Но через какое-то время он пишет прошение о том, что не может служить по болезни, что ему назначена операция и он хочет уйти на покой, затем еще одно. А потом вдруг появляется исцеленный в Архызе…

Я до сих пор желаю ему самого лучшего и самого доброго и благодарю за многолетнее служение. Я все простил.

— Есть мнение, что выкрики в ваш адрес раздались после того, как люди встали на колени, а вы прошли мимо них. Более того, назвали нелицеприятными словами.

— Неправда. Я постоял с ними, послушал, сказал, что выдвигаю отца Антония на епископское служение и пожелал доброй ночи. Более того, я даже сам хотел встать перед ними на колени. Это было бы правильно, но, наверное, похоже на спектакль. Но никаких дурных слов в их адрес я не говорил. Я никогда никого не оскорбляю.

— Можно ли сказать, что тот конфликт сейчас уже никак не отражается на взаимоотношениях с паствой?

— В моем сердце нет никакого зла. Я простил всех. Все, кто пришел к нам, — все наши, а за тех, кто ушел, я молюсь.

— То есть раскола нет?

Архиерей Русской Православной старообрядческой Церкви. С 2004 года — управляющий Донской епархией c титулом епископ Донской и Кавказский (с января 2016 года — архиепископ).

Зотик Еремеев родился в большой семье потомственных старообрядцев Белокриницкого согласия в селении Сы́рково (Се́рково) Рези́нского района (Молдавия). Обладая природным острым умом и трудолюбием, с 5 лет научился церковной грамоте — чтению, а затем и церковному знаменному пению. Воспитывался в строгости, в трудностях, в ревности к Богу. Любил церковную службу, стояние на молитве в домашних условиях.

После окончания неполной средней школы закончил профтехучилище (январь 1965 — июнь 1967 гг.) с одновременным окончанием курса вечерней школы рабочей молодежи. По окончании училища работал 1 год электриком на хлебокомбинате. Затем был принят в то же училище на должность мастера производственного обучения, где проработал 3 года и сделал 3 выпуска электромонтеров. Далее Комитет профтехобразования направил Зотика в Орехово-Зуевский индустриально-педагогический техникум (на дневное отделение) для получения специального образования по этой специальности. Окончив техникум в 1973 году с отличием (поступил в 1970 году) получил свободное распределение на работу, но на работу не пошел, а поступил в 1973 году в Московскую духовную семинарию (окончил ее в 1977 году). Поступить в семинарию Зотика подвигла жажда духовных знаний, так как в Молдавии таких учебных заведений не было. По окончании духовной семинарии был направлен на работу в Кишиневскую епархию РПЦ, где был устроен в качестве помощника секретаря и по совместительству должен был участвовать в хоре кафедрального собора Кишинёва . Как указывается в «Обращении прихожан РПСЦ к местоблюстителю престола Митрополита Московского и всея Руси архиепископу (Витушкину) и Собору », «Принял эти предложения с целью последующего совершенствования знаний в духовной академии ».

Нужно отметить, что Зотику, как грамотному и отличному выпускнику духовной семинарии, много раз предлагалось принять священный сан в РПЦ, однако он всякий раз от него отказывался, твердо зная цель своего временного пребывания в учреждениях РПЦ. За время обучения Зотик воочию увидел еретичность новообрядческой церкви в её учении и практической деятельности и глубже утвердился в истинности древлеправославия. Благодаря знанию молдавского языка он многим помог обрести истинную веру и обратить к старообрядчеству. В новообрядческой Церкви узнали о такой деятельности работника Кишиневской Епархии Зотика, после чего он был вынужден уволиться и расстаться с желанием о поступлении в духовную академию.

Начало своего служения Христовой Церкви будущий епископ положил в селении Губино Орехово-Зуевского района Московской области, куда он был направлен уставщиком (прослужил 8 лет). В 1991 году его рукоположили священником РПСЦ, а в 1992 г. Освященный Собор Русской Православной старообрядческой Церкви избрал отца Зотика Еремеева во епископа Кишиневского и всея Молдавии . В то время духовным отцом семьи о. Зотика был священноинок Севастиан (Озерский). Он убедил и благословил о. Зотика согласиться на определение Собора. Также и супругу его Тамару убедил мирно расстаться и принять иночество, что и было в скором времени исполнено. О. Зотик стал священноиноком Зосимой, а бывшая супруга — инокиней Таисией (позднее она стала игуменией монастыря в с. Белая Криница, Украина). В мае 1993 г. священноинока Зосиму митрополит (Гусев) в сослужении с епископом (Килиным) и епископом (Витушкиным) рукоположил во епископа Кишиневского и всея Молдавии.

Став управляющим Кишиневской епархией в 1993 г., епископ Зосима всецело и активно включился в пастырскую деятельность, направленную на укрепление древнего православного благочестия и соблюдения церковного Предания в старообрядческих общинах Молдавии. Владыка Зосима начал свою деятельность с установления в храмах епархии канонической дисциплины и единообразия в церковном пении и чтении, для чего им были изданы книги: Обедница, Обиход, Ирмосы, Праздничная певчая, Служба Пресвятой Богородице «Неопалимая Купина», Служба на святую Пятидесятницу, правда, малым тиражом — для удовлетворения нужд приходов епархии. Также им была издана брошюра «Правила благочестивого поведения в доме Божиим » (Кишинев, 2001 г.), а с 2000 г. — епархиальный Церковный календарь с материалами на актуальные темы.

Параллельно с этой деятельностью им велась работа по ремонту, восстановлению и новому строительству. Благодаря его неустанному попечению и поддержке в приходах Кишиневской епархии сделано много полезного. Практически все приходы были оснащены необходимой утварью. В приходе г. Оргеев произведен ремонт крыши храма, заменены купола и кресты. В приходе г. Теленешты осуществлен ремонт здания церкви, произведены земляные работы по отводу грунтовых вод. В селе Покровка построено каменное ограждение, заменены купола и кресты храма. В селе Егоровка начато строительство нового большого здания церкви, на что Епархия выделила значительные средства. Последствия землетрясения 1987 г. для Кишиневского старообрядческого храма были весьма печальны. Произведён сложный и дорогостоящий наружный капитальный ремонт здания, позже построено два притвора, заменены купола и кресты. В начале текущего тысячелетия построено здание Духовного Центра, в котором размещены воскресная школа, библиотека, трапезная, иконописная мастерская, архиерейские покои и другое. Здесь же было организовано и обучение крюковому пению. С 2000 года в Епархии было налажено производство свечей, в том числе из чистого воска, и приходы, нуждающиеся в свечах, обеспечивались Епархией. Информация в церковной прессе, устные воззвания о помощи на восстановление когда-то прекрасной архитектуры храма в городе Кагуле возымели свое действие — здание этого храма отреставрировано, был восстановлен иконостас, написано 20 новых икон, и совершено великое освящение храма.

Значительным достижением в духовной жизни старообрядцев Молдавии является восстановление женского монастыря в селе Кунича. Сегодня он является единственным местом в Епархии, где совершается ежедневная полная служба. Думается, что нет особой необходимости объяснять, какое значение для духовной жизни, для сохранения и распространения веры имели и имеют монастыри. Епископ Зосима проявлял серьезное внимание к подрастающему поколению, то есть к будущему Церкви: в летний период при монастыре была организована воскресная школа, где обучали церковному чтению и пению, молодежь приобщалась к духовным ценностям и традициям предков. Здесь же было организовано обучение церковному уставу и пению приходских уставщиков. О высокой компетенции епископа Зосимы можно судить и по тому, что он немало времени уделяет приходящим извне Церкви Христовой для увещания и разъяснения истин христианской веры.

Возникшие в Русской Православной старообрядческой Церкви проблемы, повлекшие за собой резкое ухудшение с руководством Церкви, вынудили написать обращение к Белокриницкой Митрополии (21 октября 2003 года) с просьбой принять в клир. За это был запрещен в священнослужении единолично (что является неканоничным действием) указом митрополита Алимпия (Гусева) от 23 октября 2003 года.

27 октября 2003 года Освященный Собор РПСЦ в Румынии, состоявшийся в старообрядческой митрополии в городе Браила, заслушав «устное и письменное от 21 октября 2003 года обращение епископа Зосимы », постановил:

  1. Принять в церковное общение епископа Зосиму (Еремеева) с 21 октября 2003 года (нов. ст.).

Это дело епископа Зосимы было детально рассмотрено на Освященном Соборе РПСЦ в Москве, состоявшемся 9-11 февраля 2004 года. Указ митрополита Алимпия о единоличном запрещении епископа Зосимы был отменён «как противоречащий канонам Церкви ». 11 февраля 2004 года Освященный Собор постановил:

  • 2.1. Принять к сведению прошение епископа Зосимы о возвращении в юрисдикцию Московской митрополии РПСЦ, поступившее 11 февраля 2004 года.
  • 2.3. Суждение о месте временного служения епископа Зосимы предоставить митрополиту (Четвергову) после предоставления епископом Зосимой отпускной грамоты от Митрополита Белокриницкого Леонтия.
  • 2.4. Суждение об определении места постоянного служения епископа Зосимы иметь на очередном Освященном Соборе.
  • Избрать епископа Зосиму правящим архиереем Донской и Кавказской епархии.

С 22 октября 2004 года и по сегодняшний день епископ Зосима (с января 2016 года — архиепископ) находится на кафедре Донской и Кавказской епархии.

После смерти митрополита Андриана (Четвергова) рассматривался как его возможный преемник. Пресс-секретарь Московской митрополии РПСЦ Сергей Вургафт в связи с этим отметил, что епископ Зосима «фундаменталистскими взглядами, авторитарностью, видит Церковь гораздо более закрытой и строгой к своим членам структурой », «На мой взгляд, епископ Зосима менее, чем все другие архиереи, будет склонен к продолжению политики открытости ».

В октябре 2005 года участвовал в выборах предстоятеля РПсЦ, набрав в первом туре 23 из 245 голосов и заняв третье место.

12 января 2016 года в г. Ростова-на-Дону во время Божественной литургии в память священномученика Зотика и в честь 70-летнего юбилея Владыки Зосимы, митрополит (Титов) возвел владыку Зосиму в сан архиепископа .

Поздравления с 70-летним юбилеем

Иерей Иоанн Севастьянов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Ростове-на-Дону

«Владыка Зосима служит в нашей епархии уже 13-й год. Для нашей Общины и всей епархии это целая эпоха. Никакой Донской и Кавказский епископ не служил так долго на нашей кафедре. Никогда в истории Покровского Собора не совершалась так часто архиерейская служба. Господь прислал нам епископа Зосиму в очень важный, переломный момент истории нашей Общины, в момент смены поколений. И владыка смог безболезненно провести нашу общину через этот опасный период. За это время мы все к нему очень привыкли. Чтим его как епископа и отца. Мы чтим и уважаем владыку за то, что он, несмотря на все перипетии своей земной жизни, по-прежнему тверд в своих убеждениях. И хотя ему приходилось страдать за свои взгляды, он неукоснительно держится их. Мы научились понимать владыку с полуслова, полувзгляда, а он научился терпеть наши несовершенства. Дай Бог, чтобы наше совместное служение и дальше продолжалось во славу Исуса Христа и Его Святой Церкви».

Дмитрий Латышев, прихожанин общины г. Краснодара

«12 сентября 2016 г. епископ Зосима освящал в нашем городе строительство будущего древлеправославного храма. И я имел честь впервые в жизни беседовать с епископом Зосимой, хотя знаю его с 90-х годов. С его именем тесно связано мое родное русское старообрядческое село Покровка, что в Молдавии. Владыка Зосима восемь лет окормлял Покровку, будучи епископом Кишиневским и всея Молдавии. В те не столь далекие годы, после смерти о. Тимофея Щербакова, Община осталась без священника. Владыка большую часть времени отдавал службе именно в Покровской церкви. Служба, работа и офицерские погоны не позволяли мне часто бывать на моей маленькой родине, но все же посещение сельской церкви, рассказы моего отца Латышева Ивана Xаритоновича (в ту пору он в течение 10-ти лет был Председателем ревизионной комиссии Общины), моего дяди Латышева Павла Родионовича (в то время Председатель Общины) позволяют мне хотя бы немного на примере одной Общины (1300 человек) показать, насколько разнообразной и полезной была деятельность владыки.

Как бывший офицер скажу: епископ Зосима был и есть настоящий полководец нашей Церкви. Строг и требователен не только к прихожанам, но и к себе. В те трудные, «демократические» годы, когда в обществе был разброд и шатание, смятение в умах и душах людей, он начал с наведения в епархии порядка и дисциплины. Прихожанки начали единообразно надевать платки, у мужчин появились более окладистые бороды, на кладбище был наведен идеальный порядок. Начал обустраиваться келейно-трапезный комплекс на 200 человек, благоустраиваться прилегающая территория. И важно, что служба стала вестись строго по канонам Церкви и была духовно насыщена.

К концу 90-х годов в храме остались одни старики. Владыка все поменял. Ручеек молодежи начал возрастать. По благословению епископа Зосимы при Общине начала действовать воскресная школа, которую возглавила инокиня Таисия (ныне игумения Белокриницкого монастыря). Из нее вышли хорошие чтецы, хористы клиросов. Среди них духовный воспитанник владыки Зосимы Настоятель Кишиневского храма о. Андрей Вознюк, матушка Татиана, дьяк Покровской церкви Никола Захаров и другие.

Благодаря преемственности, заботе о знаменном пении, в Покровке удивительным образом сохраняется и сейчас старинная форма пения. В этом немалая заслуга епископа. Надо отметить, что владыка был очень требователен ко всем, не взирая на чины и ранги. Помню один из храмовых праздников села Покрова Пресвятой Богородицы. На храм в церковь пришли руководители района, директора хозяйств. Они немало помогли приходу в подготовке торжества. Как правило, их пропустили в первый ряд, вместе с ними и я принял посильное участие в организации праздника, поэтому был рядом. В конце службы владыка поблагодарил нас за помощь, но подверг хорошей критике за редкое посещение службы. Таким он был во многом. Да и сейчас, во время нашей последней встречи, он не преминул покритиковать меня за недостатки в книге «Вера и жизнь», за щетину. «Хоронить тебя должны во-от с такой длинной бородой», — его пожелание для меня. Как тут обижаться? Пусть жестко, но он направляет на праведный путь. Не лучше же ласково, но в яму.

Так же твердо он отстаивал позиции нашей Церкви от разного рода политиков и покусителей на ее устои в начале 2000-х годов. Он и сегодня строг, справедлив и требователен — не поменялся, разве, чуть поседел. А в душе он очень чувствителен и раним. Как он переживает, когда спрашивает о тех стариках и старушках, с которыми когда-то служил или которых просто знал.

Это моя маленькая толика воспоминаний о нашем владыке. Но дела Церкви, служба, заботы о вере не дают ему времени и права расслабляться. У него впереди еще немало творческих дел: строительство новых храмов, их открытие и окормление, подготовка и обучение молодых прихожан, выпуск богословской литературы, просто руководство всей большой епархией.

Здравия, терпения, долголетия и Божией благодати ти, Владыко!

От редакции. При составлении биографии использованы открытые источники, а также вестник Ростовской н/д общины «Издревле» № 1. Достоверность биографических данных лично утвердил архиепископ Зосима.

Дата рождения: 12 июля 1950 г. Страна: Россия Биография:

Родился 12 июля 1950 г. в с. Новочеркасское Целиноградской области Казахстана в семье служащих, в 1964 г. остался сиротой.

В 1968 г. окончил среднюю школу-интернат. В 1968-1970 гг. служил в Советской Армии. Затем поступил в Московские духовные школы. Назначен штатным псаломщиком в церковь в честь Успения Божией Матери в г. Махачкале.

13 декабря 1981 г. епископом Ставропольским и Бакинским Антонием рукоположен во диакона, а 27 декабря — во пресвитера, и назначен штатным священником храма Архангела Михаила г. Грозного.

В 1984 г. назначен в Крестовоздвиженский храм в с. Приютное в Калмыкии.

В феврале 1985 г. назначен настоятелем Крестовоздвиженского храма в Элисте.

21 августа 1987 г. пострижен в монашество с именем Зосима. Возведен в сан игумена и назначен благочинным православных приходов в Калмыкии.

6 октября 1995 г. возведен в сан архимандрита. В этот же день избран епископом Элистинским и Калмыцким.

Решением Священного Синода от 5 октября 2011 г. () утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Аланского Успенского мужского монастыря (с. Хидикус Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания).

Решением Священного Синода от 26 декабря 2012 г. () в связи с образованием Высокопреосвященнейшему Зосиме присвоен титул «Владикавказский и Аланский».

Решением Священного Синода от 3 июня 2016 г. () почислен на покой по состоянию здоровья. Местом пребывания Синод определил г. Москву.