Язык поколений X, Y и Z. Теория поколений Различия поколений: рецепты взаимодействия Поколение ч

Язык поколений X, Y и Z. Теория поколений Различия поколений: рецепты взаимодействия Поколение ч
Язык поколений X, Y и Z. Теория поколений Различия поколений: рецепты взаимодействия Поколение ч

Поколение Z в России – это примерно 21 млн парней и девушек, которые родились в промежутке между 2001 и 2010 годами. Эти дети и молодые люди не знают мира без финансовых кризисов, Интернета и сотовых телефонов.

Их жизненная позиция, устои и ценности совсем не такие, как у тех, кто родился раньше. Есть мнение, что люди поколения Z будут представлять самое активное, находчивое, осведомленное и предприимчивое население. Пока они не сформировались до конца в полноценную рабочую силу, предлагаем вам для ознакомления некоторые факты и характеристики поколения Z. Данная информация поможет лучше узнать представителей этой генерации, определить то, что им важно, а также как их принимать на работу и предлагать им свои услуги.

Самые лучшие работники - предприимчивые сотрудники. Их переполняют новые идеи, они готовы много работать и брать на себя ответственность. Но они же и самые опасные - рано или поздно решают работать на себя. В лучшем случае просто уйдут и создадут свое дело, в худшем - прихватят вашу информацию, пул клиентов и станут конкурентами.

Если Вы уже являетесь подписчиком журнала «Генеральный Директор», читайте статью

Теория поколений X, Y и Z

В 1991 году американские ученые Нейл Хоув и Вильям Штраус разработали «Теорию поколений». Поколение – это совокупность людей, родившихся в определенный интервал времени, подверженных воздействию одних и тех же внешних факторов, происшествий, методов воспитания, со схожими жизненными приоритетами.

Воздействие этих приоритетов, ценностей мы не осознаем, но они в значительной степени определяют нашу жизнь: манеру общения, способы решения конфликтов и создания коллективов, пути развития, осуществление покупок, мотивацию, постановку целей и управление людьми.

Формирование ценностей происходит в самом юном возрасте (примерно до 10-12 лет). На протяжении последующих лет возможно их преобразование или даже кардинальное изменение, но это практически нереально без влияния важных событий в мире, обществе и жизни самого человека.

В этой теории выделяются и описываются периодические поколенческие циклы. Один цикл состоит из четырех поколений. Фаза времени, в течение которой появляются на свет люди одного поколения, составляет примерно 20 лет, соответственно, продолжительность одного цикла – около 80-90 лет. Когда цикл подходит к концу, начинается новое поколение, обладающее ценностями и традициями, характерными первому поколению предыдущего периода. Дети, которые родились на стыке генераций, впитывают приоритеты двух групп и представляют собой переходное, или эхо-поколение.

Генерации нового цикла дублируют основные черты соответствующих поколений предшествующих циклов, поэтому смена поколений сравнивается с временами года и делится на следующие типы:

«Осень» (Герои) – активные, самоуверенные воины, которые в основном борются за имеющиеся ценности, а не создают новые.

«Зима» (Приспособленцы) – одинокие, нерешительные, даже слабые конформисты, которые выбирают приспособленческий образ жизни.

«Весна» (Идеалисты) – бунтари, активисты, меняющие окружающий мир и создающие светлое будущее.

«Лето» (Реакционеры) – переменчивые, язвительные, обманутые ложными надеждами на счастливое функционирование существующей системы нигилисты.

На данный момент выделяют поколения следующих типов:

  1. Поколение GI (1900–1923 г.р.)
  2. Молчаливое поколение (1923–1943 г.р.)
  3. Поколение Беби-Бумеров (1943–1963 г.р.)
  4. Поколение Х (1963–1984 г.р.)
  5. Поколение Миллениум, или Y (1984–2000 г.р.)
  6. Поколение Z (c 2001 г.р)

Поколения X, Y и Z и их характерные особенности

Поколение Х (Неизвестное поколение). Родились в 1963-1984 годах («лето», «кочевники»). Их личности формировались в условиях Холодной и Афганской войн, информационной изоляции, наркотиков, СПИДа, тотального дефицита, застоя в экономике, начала перестройки. По стране прокатился поток разводов, который сделал людей поколения X более гибкими в отношениях с другими, а постоянное отсутствие родителей дома из-за загруженности на работе – более независимыми.

Беби-бумеры не считали воспитание детей своим жизненным предназначением. По их мнению, ребенок, самостоятельно справляющийся с возникшими сложностями, будет более счастливым, чем рафинированное дитя. Поэтому в детстве X-ы передвигались на велосипедах и самокатах по городу, грели себе еду и умели готовить простейшие блюда на случай, если родители опять задержатся на службе.

Последствием такого детства стала постоянная мобильность, готовность к реформам и уверенность лишь в своих силах и собственном опыте. Люди поколения X с большим неудовольствием обращаются за помощью. В большинстве они интроверты, стараются избегать крупных мероприятий и скоплений народных масс. Даже при выборе хобби акцент делают на некомандные виды спорта: как правило, бокс и борьба для мальчиков и фигурное катание и гимнастика для девочек.

Основные жизненные приоритеты – это время и право выбора. Наибольшее удовольствие людям этого поколения доставит работа, позволяющая творить и не ограничивать свою фантазию и оригинальность мышления. Лучший отдых – спокойное времяпрепровождение в пансионате, санатории, на пляже.

При этом люди поколения X циничны и предприимчивы. Для них теряет смысл определение «патриотизм», поскольку воспитывались они за «железным занавесом», в изоляции от воздействия других стран. Родиной для них является семья, дети и ближайшее окружение.

Поколение Y (поколение Сети, поколение Миллениум, поскольку его представители выпускаются из школ уже в третьем тысячелетии). Это население, которое родилось в период «осени», 1984-2000 годов («герои»), которые, согласно теории поколений, имеют схожие характеристики с поколением GI.

Основные исторические события в период их формирования как личностей – это развал СССР, регулярные террористические атаки, эпидемии новейших болезней. И все это происходило вместе со стремительным развитием цифровых, коммуникационных, информационных и биотехнологий. Y-и простодушны и склонны к коллективной деятельности. Люди поколения Y хорошо разбираются в компьютерах, поэтому им проще найти родственную душу за много километров от их населенного пункта, чем поддерживать общение с ближайшим соседом.

Ученые называют Y-ов «поколением большого пальца» от обыкновения писать смс-ки большим пальцем, держа телефон в одной руке. Для них практически нет разницы в виртуальном и реальном мире, поскольку они без лишних сложностей совмещают их в своей жизни, ежедневно проводя время в переписках, блогах и компьютерных играх. Это нежные, избалованные создания, практически лишенные самостоятельности, которой обладали их родители. Из них сформировалось хорошо ведомое, но при этом убежденное в своей незаменимости и значимости поколение.

Они не верят в будущее вознаграждение, им важно получить положенную плату немедленно. Для людей этой генерации чувство долга и высокие моральные устои играют более важную роль, чем у предшествующего поколения. Y-и – это поколение брендов, хорошо разбирающееся в моде. Мода – это их принцип, а основная жизненная цель – это получение максимального удовольствия от всего, что делают. Адреналин и положительные эмоции – это то, что поколение Y хотят почувствовать даже от занятий спортом. Наиболее предпочтительный спортивный снаряд – это роликовые коньки, скейтборд или велосипед.

Поколение Z (Generation Z, Net Generation, Generation M, Internet Generation, цифровое поколение, потерянное поколение, период «зима»). Это ребята, которые родились, начиная с 2001-2003 годов (по версиям разных источников). Дети поколения Z живут во времена регулярных экономических кризисов. Силы властей становятся все крепче, государство получает большую мощь и влияние. Крупные сети поглощают мелкие фирмы, все могущественное крепчает, а слабое гибнет. Человечество в постоянном ожидании террористических атак и новых смертоносных эпидемий, таких как свиной грипп или лихорадка Эбола.

Важная характеристика поколения Z – это их родители, уже немолодые представители поколения X и молодые Y-и. То, что до этого называлось «технологиями будущего» или «новыми технологиями», для поколения Z – их настоящее. В этом и есть самое большое отличие от генерации Y, молодые годы которых прошли до технологического бума.

Характерные особенности поколения Z

Особенность 1. Привыкли к легкодоступности информации.

Все люди старше 30 лет с юного возраста привыкли ждать и запоминать. Все мультфильмы и телепередачи можно было посмотреть только в определенное время. Интернета не было, и интересующий сюжет можно было посмотреть только в то время, которое запланировано телевизионным каналом. Телефоны родственников и товарищей было принято знать наизусть, чтобы не носить все время с собой телефонную книгу. Все были в постоянном ожидании чего-либо, спешили и учили! Все, кроме поколения Z.

Технологии поколения Z – цифровые и мобильные изобретения. Этим ребятам не надо заучивать наизусть номера (зачем? ведь все записано в телефон), ждать любимых передач и фильмов (зачем? ведь существует кабельное телевидение и высокоскоростной Интернет).

Казалось бы, все преимущества доступности информации, о которых только мечтать могли предыдущие поколения, лишили представителей генерации Z необходимости помнить и знать многие вещи. Поэтому они вряд ли вспомнят даты значительных для нашей страны событий, авторов великих произведений и математические формулы…

Зато поколение Z без лишних проблем анализирует значительное количество информации и молниеносно находит необходимые ответы.

Особенность 2. Не любят жесткие графики и расписание.

Старшие поколения не могли представить свою жизнь без строгого расписания. В детский сад – к 8.00, на урок – к первому звонку, работа – с 9.00 до 18.00, вечерние новости в 21.00. Генерация, рожденная в 1990-е, не придерживалась таких жестких рамок. Поэтому, когда поколение Z только рождалось, в жизнь входила система осознанного материнства, мамы предпочитали воспитывать детей сами, не отдавая их в детский сад, школьное расписание и авторитет педагогов снижался, а любимые мультфильмы можно было посмотреть в удобное время.

В итоге представители поколения Z не понимают, зачем работать в офисе строго по расписанию и почему надо «пахать» целый рабочий день, а не тогда, когда есть силы и вдохновение.

Для генерации Z работа – это комплекс целей и задач, которые нужно выполнить в определенные сроки. Что-то вроде привычной компьютерной ситуации, в которой герой должен найти клад, справляясь со всеми трудностями, а иначе его принцессу съест дракон. До вечера герой может вообще ничего не делать, ведь условие такое: нужно выполнить все задачи ДО наступления темноты. А поколение Z не приучено выполнять что-то заранее, ДО установленного времени.

Особенность 3. Легкомысленность в отношениях.

Поколение Z, характерные черты которого значительно отличаются от более старших генераций, воспринимает отношения, как приятельские, так и рабочие, очень беспечно. У Z-в несколько сотен друзей и подписчиков в социальных сетях, и они, не раздумывая, добавят в «друзья» своего начальника и без капли сомнений или смущения прокомментируют его фотографии.

Из-за этой легкомысленности в отношениях поколение Z с трудом налаживает прочные связи. Если вдруг они перестали себя чувствовать комфортно на работе, то без лишних переживаний напишут заявление на увольнение. Тем более, что представители Z-ов не признают иерархию и не станут подчиняться просто потому, что этот человек руководитель.

Зато у них есть неоспоримое преимущество – широкий круг общения, соответственно, и общая эрудированность. Практически каждый представитель поколения Z имеет среди своих друзей и врача, и педагога, и страховщика, и работника банка. У каждого из них, не стесняясь, Z проконсультируется по нужному вопросу. Благодаря активному использованию социальных сетей эта генерация всегда в курсе последних событий – в сфере моды, киноиндустрии, современных технологий и разработок, политической ситуации. Поколение Z – фактически источник информации. Самое главное – знать, как им воспользоваться.

Особенность 4. Нет интереса к карьеризму.

Поколение Миллениум планировало свою жизнь на долгие годы вперед. Приобретение или строительство жилья, обустройство участка, покупка автомобиля, карьерный рост… Психологические особенности поколения Z таковы, что им претит даже мысль о планировании. Жить только сегодня и сейчас – вот их принцип.

Как только представитель данной генерации потеряет интерес к работе, он без сожаления покинет даже самый успешный и выгодный проект. Z-ы способны променять предполагаемое повышение на дауншифтинг, если вдруг увлекутся этим.

Стоит учитывать, что поколение Z ходит на работу не ради престижного поста или большой зарплаты, а для выполнения увлекательного задания. Если вы сможете заинтересовать его, то получите энтузиаста, способного трудиться по ненормированному графику и за невысокую оплату.

Как правильно работать с поколением Z

Обеспечьте их родительской заботой

Поколение Z, годы становления которых приучили их к самостоятельности, начинают зарабатывать деньги с 16 лет, а в 20 они уже считают себя взрослыми и независимыми. Но это не так. Согласно исследованиям аналитиков компании «Спаркс энд Хоней», 60% представителей этой генерации к своему 20-летию успевают сменить три работы, но при этом 95% до сих пор не съехали от родителей.

Z-ы не готовы решать проблемы, возникающие у любого взрослого человека. Всю свою жизнь они действовали по плану своих родителей. Мама и папа решали за Z-а, в какой кружок он будет ходить, каким видом спорта будет заниматься, какие дополнительные занятия он будет брать, по каким предметам ходить к репетитору и какие экзамены по выбору он будет сдавать. Повзрослевшие представители этого поколения по-прежнему хотят, чтобы их жизнь была распланирована другими людьми. Поэтому, для того чтобы они успешно выполняли задания, все надо расписывать подробно, деля на пункты. Как это было в детстве.

Не надо: «Подготовь отчет по продажам наших фирменных канцелярских товаров».

Надо: «К следующей среде сделай отчет по продажам наших фирменных канцелярских товаров. В этот отчет надо внести график кривых относительно прошлогодних продаж. Исходные данные можешь получить у Анны, с подсчетами поможет Владимир, графики составит Евгений. Этот отчет очень важен, он будет представлен на встрече с инвесторами. Проконтролирует выполнение задания Николай».

В первом варианте представитель поколения Z поищет в Интернете, как надо сделать отчет. Попробует подогнать свои данные под найденные примеры, сделает кое-как, лишь бы расправиться с этим заданием.

А если воспользоваться вторым вариантом, то Z выполнит задание, четко следуя инструкции, с учетом установленного срока. Но при этом подойдет ответственно и творчески, например, креативно оформив презентацию.

Поколение Z, в отличие от Y-ов, не считает строгие рамки ограничителем своей фантазии. Вот как мыслит Y:

Задание без ограничений → «У меня получится лучше, чем у других» → делает на свой вкус → руководитель недоволен и раздражен → задание надо исправлять → Y раздосадован.

А вот как думает поколение Z:

Задание с ограничениями → «Сделаю, как полагается» → добавлю немного воображения → задание выполнено в рамках, но необычно → начальник удовлетворен → задание закрыто → Z – хороший «сын».

Поколение Z проецирует задание на свое детство. Y-«мама» задает задачу. Z спокоен, потому что знает, что Y на его стороне. Это привычная и спокойная ситуация. А в спокойствии Z хорошо работает.

Предложите им стать суперменами

Поколение Z и другие поколения имеют разные мотиваторы для исполнения задач. Для Z-ов большое значение имеет интерес. Главные составляющие их комфорта – это отсутствие скучных рамок и наличие любопытной задачи.

Это легко можно увидеть на следующем примере. На практику в агрофирму были направлены учащиеся института сельского хозяйства. Для успешного завершения второго курса обучения необходимо было заполнить дневник наблюдения за животными. Студенты выполняли задание, но делали это лениво и недобросовестно.

Тогда главному инженеру пришло в голову предложить студентам принять участие в работах по созданию системы с искусственным разумом. Он объяснил, что предназначение системы – уменьшение ресурсных потерь. Для того чтобы система полноценно функционировала, необходимы данные, собираемые практикантами. После этого учащиеся стали более ответственно относиться к поставленной задаче и дали продуктивные предложения по оптимизации работы системы.

Преимущество поколения Z в том, что они могут одновременно решать несколько задач, не теряя качество, и за короткий период времени. Но они неспособны выполнять задачу, если не понимают ее суть. Им нужно знать: что именно надо выполнить, почему и как это связано с целями фирмы.

Не надо: Создай пять разных вариантов упаковки продукта (для нескольких аудиторий) и направь маркетологам.

Надо: Мы планируем расширяться, поэтому тебе необходимо разработать пять вариантов дизайна упаковки. Внедрив измененную упаковку, мы сможем привлечь новых потребителей.

Представитель поколения Z в первом случае выполнит задание, но будет опираться лишь на свои мысли и предпочтения, а во втором случае выполнит так, как этого ожидало руководство. Z промониторит значительное количество информации, обозначит главные моменты и создаст новое решение.

Поколение Z возьмет несколько консультаций у своих товарищей и специалистов в социальных сетях, что позволит сэкономить время. Y может быть намного образованнее и эрудированнее Z-а, но потратит на выполнение этой же задачи больше времени. Z-у сложно запомнить информацию, зато он знает, где ее можно найти. Он быстро справится с этим заданием. Скорость – это отражение поколения Z.

Четко диктуйте правила своей игры

Для поколения Z нет иерархии даже в рабочих отношениях. Они относятся к своим коллегам и руководству по-приятельски. Z не будет стесняться и в случае возникновения вопроса проконсультируется не у коллеги, а через сообщение начальнику. Надо учитывать при сотрудничестве с представителями поколения Z, что они будут уважать Y как человека, а не как руководителя.

Z не любит жить по расписанию, подстраиваться под график, трудиться в рамках нормированного рабочего времени, потому что он считает, что надо работать по вдохновению и удобству, а не по приказу.

Z представляет себе работу как сочетание задач, которые надо выполнить добросовестно и в срок. Время – это единственный допустимый ограничитель. Несоблюдение срока повлечет за собой наказание, как это было в детстве.

Не надо: Подготовь мне документы по тендеру и ответь на жалобы потребителей.

Надо: К утру понедельника должна быть готова документация по тендеру: условия, положения, наши рекомендации, презентация. До вечера вторника тебе надо рассмотреть и дать ответ покупателям на их жалобы. Предварительно следует предоставить мне проект отчета. Не забудь, что у нас введены штрафы за опоздание.

В первом случае Z выполнит все задачи, но даже если будет знать, что это срочно, не станет торопиться. Во втором – документы будут подготовлены в срок. А если он и опоздает со сдачей и получит штраф, то отнесется к этому спокойно.

Люди Z не приемлют жесткого контроля над собой, но при этом спокойно работают при ограничениях (сроки, штрафы и т.п.), воспринимая это как особые условия компьютерной игры.

Предлагайте задачи, рассчитанные на быстрый результат

Поколение Z – реалисты. Они видели, как разбивались планы более старших Y-ов, поэтому не хотят браться за нерешаемые задачи, чтобы не переживать в дальнейшем. Z-ы настроены на победу и совсем не любят испытывать поражение.

Амбициозные задачи не для Z-ов, это прерогатива Y-ов, которые очень стремятся к их выполнению, но пока безуспешно. Если и ставить перед Z-ом амбициозную задачу, то нужно делить ее на более мелкие и достижимые цели.

Не надо: Прибыль нашей фирмы должна быть увеличена к следующему году на 50%.

Надо: Тебе следует выявить факторы, ограничивающие продажи компании, и избавиться от них. Потом определи, какие инновации повлияют на увеличение прибыли. При этом подумай, как уменьшить существующие на данный момент расходы (сроки и уровень ответственности должны быть установлены по каждой задаче).

В первом случае люди Z придут к выводу, что начальник-Y придирается и специально ставит невыполнимые задачи. При таком раскладе им будет проще уволиться и начать искать новую работу. А во втором случае они постараются поскорее выполнить задачи, чтобы отчитаться перед Y-ом.

Z, в отличие от Y-а, не нацелен на карьеру. Это для него слишком долго и скучно. Он работает ради интереса, а не для карьерного роста и получения денег. Оплата труда – это приятный бонус, благодаря которому можно покупать путевки, курсы и оплачивать развлечения. Z не создатель, а исполнитель, которому интересно решать поставленные задачи, как головоломку.

Обещайте награды

Для Z-ов неважно значение награды, но отсутствие поощрения в конце обесценит само задание. Награда может быть не слишком большой и условной, но ее наличие обязательно.

Компания «Яндекс» предлагает своим сотрудникам шуточные повышения. Через год работы в фирме человеку присваивается статус «страж кофе-пойнта». Чем больше срок службы, тем выше шуточная должность. Такие «звания» не несут за собой появление каких-либо преимуществ, но, согласно исследованиям Милениан Брендинг, стало известно, что поколение Z предпочтет незначительный карьерный рост через определенный срок, чем высокую должность неизвестно когда.

Людям поколения Z надо знать свое ближайшее будущее. Они привыкли жить в комфорте и покое. Z-ы должны знать не только время, необходимое для решения задачи, но и дату, когда будет достигнута первая победа.

Не надо: после завершения стажировки мы рассмотрим вашу кандидатуру и, если вы нас полностью устроите, примем вас на полную ставку.

Надо: мы готовы взять вас на стажировку. Если во время нее вы хорошо себя проявите, то по окончании мы поднимем вам заработную плату и примем вас с испытательным сроком. Если вы не выполните поставленные задачи, мы будем вынуждены вас уволить. А если вы будете инициативны и исполнительны, то будете зачислены в штат.

В первом случае Z испугается и продолжит поиски работы, а во втором будет хорошо трудиться, чтобы зарекомендовать себя и достичь следующего этапа.

Люди поколения Z нацелены на достижение быстрого результата. Они ждут успеха после первых приложенных усилий. Следующий этап может быть сложнее, но также выполним и ограничен временными рамками.

7 хитростей, как еще подстроиться под поколение Z во благо компании

Иной раз кажется, что лучше не строить деловые отношения с поколением Z: они капризны, ленивы и слабо мотивированы. Тем более, что скоро придет поколение после Z – невероятно талантливые вундеркинды Альфа, из которых вырастут перспективные руководители.

Люди Z – думающие исполнители, они податливы и легко трансформируются в серьезных работников.

1.Пишите четко, по пунктам, говорите коротко, объясняйте внятно . По мнению сотрудников компании «Майкрософт», дети поколения Z только восемь секунд слушают новую информацию. Они неспособны концентрироваться на длинных сообщениях. Устная задача должна состоять примерно из 25 слов и быть разбитой на подпункты. Каждый пункт тоже должен быть максимум из 25 слов. плохо запоминает информацию, потому что знает, что все можно найти в Интернете. Задача, составленная в письменном виде, поможет вспомнить детали.

2.Обрисуйте задачу в виде комикса. Новое поколение лучше воспринимает изображения, чем слова. Проиллюстрированные задания и видеоинструкции для них более эффективны. Это касается и более крупных задач, таких как стратегия развития фирмы.

3.Ставьте лайки. Z с детства захвалено родными и педагогами. За все свои достижения им вручали призы, даже за фотографии в социальных сетях им ставят лайки. -ы не могут работать без поощрений и похвал. Награда не мотивирует их на более качественное решение задачи, но ее отсутствие выбивает их из рабочего ритма.

4.Не лишайте их гаджетов . Согласно исследованиям компании «Чайлдвиз», ежедневно пользуется всеми современными гаджетами. Постановка задачи в виде программы имеет на них большее воздействие, чем совещание. Внедряйте в работу фирмы современные технологии, не запрещайте пользоваться социальными сетями и не заставляйте вести исключительно бумажную документацию. Это повысит работоспособность Z-а.

5.Устройте им досуг. Это поколение привыкло развлекаться. Информацию не надо подавать в поучительной форме, это только отвернет Z-в от работы. Позвольте им развиваться и учиться по желанию, что повысит их преданность фирме.

6.Ищите им друзей. Несмотря на всех виртуальных друзей, Z-ы одиноки. Живое общение ничто не заменит. только выглядит раскрепощенным и общительным, а по факту у них практически отсутствуют навыки построения отношений. Вовлеките их в коллектив, пусть они почувствуют свою причастность к команде.

7.Четко очерчивайте дедлайн. Люди поколения Z осознают важность временных рамок, но зачастую их нарушают. Устанавливайте строгие сроки и штрафуйте за нарушение. После установления такого контроля безответственные работники отсеются сами.

Теория поколений тесно связана с экономическими циклами развития государств. Подъем, стабильность, спад, кризис, потом снова подъем. Развиваются технологии, меняется общество, растут потребности, появляются и вымирают новые профессии и даже целые индустрии, но исторические витки остаются неизменными. Каждый из этих периодов влияет на формирование поколенческих ценностей. Основоположники теории поколений Нейл Хоув (Neil Howe) и Вильям Штраус (William Strauss) проследили эти циклы на примере развития американского общества со времен Колумба. Более 500 лет истории одного государства легли в основу их теории. По их мнению, каждый период длится примерно 20 лет. Хронологические интервалы отличаются от государства к государству, это связано с тем, что экономика стран мира развивается по-разному, где-то сейчас кризис, а где-то процветание. Мы поговорим об особенностях поколений России последнего столетия, то есть о тех, с кем бок о бок живем, работаем, помним и чтим прошлое и строим будущее. В нашей стране изучением этого вопроса занимается RuGenerations - "российская школа Теории поколений", ее публикации легко найти в интернете, и уже вышли 2 российские книги. 4 экономических цикла в теории поколений названы по временам года. Предкризисный период - осень, кризис - зима, далее весенний подъем и, наконец, летняя стабильность. Людей, рожденных в тот или иной период, объединяет не только набор ценностей, но и историческая миссия.

Представителям каждого из этих поколений присущи свои особенности мировоззрения, ценности, взгляды на жизнь, у каждого своя миссия и судьба. Разумеется, структура личности формируется под воздействием разных факторов: семьи, социума, окружения, профессии. Но все же людей одного поколения объединяют некие фундаментальные особенности. Поколенческие ценности формируются под воздействием самых крупных, значимых событий в стране и мире, под влиянием СМИ, принятой в обществе системы воспитания, дефицита. Наглядный пример - дети войны, они до сих пор не позволяют себе выбрасывать еду, у них всегда есть запас продуктов и они не любят, когда на тарелке остается еда. Их ценности формировались в условиях голода и, несмотря на 80 прошедших с тех пор лет, современное изобилие и достаток, они не могут принять расточительство по отношению к еде. Потому что базовые ценности не меняются. Они формируются примерно до 21 года и остаются с человеком на всю жизнь. Это тот самый стержень, определяющий сознание.

Итак, последние пять поколений России:

Рожденные с 1923 по 1943 год - Молчаливое поколение. Поколение Зимы. Архетип – Творцы. Они родились перед самой войной, пережили все ее ужасы, видели, как воюют герои - рожденные в экономическую осень. Их семьи пострадали от массовых репрессий. Предназначение этого поколения - выжить и прославить тех, кто совершил подвиг. За зимой всегда приходит весна. Молчаливое поколение, вырастая, начинает экономический подъем.

Рожденные в 1943-1963 годы - Беби-бумеры; Поколение Весны. Архетип – Пророки . Их базовые ценности формируются в эпоху экономического подъема, расцвета идеологии. Они росли в мировой супердержаве, под влиянием «оттепели», восхищались покорением космоса. Им свойственна психология победителей. Они оптимистичны, для них важен коллективизм, командный дух. Главная задача этого поколения - укрепить сформировавшиеся ценности и созданную до них идеологию.

Рожденные в 1963-1986 годы - Поколение Х; Поколение Лета. Архетип - кочевники . Задача кочевников, напротив, раскачать предыдущую идеологию, создав условия для смены парадигмы. Что сейчас и происходит. Можно по-разному относиться, например, к существующей политической ситуации, но не замечать ее нельзя. Сегодня мы видим, что страной управляют люди из поколения Беби-бумеров, а настоящую идеологическую оппозицию обеспечивают представители Поколения Х. Кочевники отрабатывают свою миссию.

Рожденные в 1986-2003 годы - Поколение Y; Поколение Осени. Люди, родившиеся в предкризисный период, когда все рушится, - носители архетипа героев. Их единственная историческая задача, великое предназначение - в том, чтобы, когда придет время, совершить подвиг. Как бы мы ни относились к Игрекам, они - герои. Их ключевая ценность - улучшение жизни. Им важно доказывать, что перемены необходимы всегда, везде и во всем. Будем надеяться, что их героизм не будет сопровождаться таким кровопролитием, как предыдущей Осенью, во Вторую мировую войну.

Рожденные в 2003-2024 годы - Поколение Z. Поколение Зимы . Их ценности формируются в кризисный период. Идут жесткие политические баталии, перераздел территорий. Они когда-нибудь прославят поколение Y. Какими будут эти люди, пока до конца не известно - поколение только формируется. Но уже сейчас их считают особенными. Дети индиго. Необычайно одаренные, с особой философией и мировоззрением, творцы, дети, рожденные с гаджетами в руках. Им предстоит обеспечить в нашей стране экономический подъем.

Представители всех пяти поколений сегодня формируют наше общество. Не будем говорить о Молчаливом поколении, поскольку это уже пожилые люди старше 75 лет. Они практически не влияют на какие-либо общественные процессы, давно не работают (за исключением некоторых единичных представителей интеллектуальных или творческих профессий).

Последние четыре поколения социально активны и тесно взаимодействуют друг с другом. И... далеко не всегда могут похвастаться взаимопониманием. Давайте разберемся, какие они.

В обществе кипит обсуждение того, что современные дети - представители поколения Z - не читают книг, мало гуляют на улице, игре в футбол они предпочтут игру на компьютере. Двухлетние малыши легче и экспертнее обращаются с техникой, чем их бабушки Беби-бумеры. Это пугает не только пожилых людей, но и довольно молодых родителей Иксов и даже Игреков, чье детство прошло на улице. Они находятся с детьми в состоянии постоянной конфронтации, лимитирую время за компьютером, выгоняют на улицу, заставляют читать длинные серьезные книги.

Не стоит делать это так фанатично, агрессивно и бескомпромиссно. Конечно, нужно беречь зрение, нужно развивать детей физически, но следует не забывать, что это поколение готовится к своему времени. Компьютер для них - естественная среда обитания. То, что они не читают книг в большом объеме, - нормально, это не их источник информации. В библиотеках, с книгами в руках, в постоянных поисках информации выросло поколение X, частично Y. У поколения Z нет необходимости по крупицам собирать данные, они у них всегда под рукой в смартфоне - гугл знает все. Этим детям нужно научиться обрабатывать информацию. Они интересуются наукой гораздо больше, чем в этом же возрасте интересовалось поколение Y или Х. Обратите внимание, сейчас даже самые популярные детские передачи и мультики - все с научным уклоном. Там постоянно что-то объясняется. Z - это созидатели, трудяги, творцы. Это будущее России.

Молодое поколение, представителям которого сейчас от 16 до 32 лет - это Y. Вокруг них много разговоров, мифов, обсуждений. Работодатели считают их ленивыми, с завышенными ожиданиями и требованиями, не подкрепленными реальными навыками. Все это так, однако золотая середина есть. Просто нужно понимать, что это за поколение и как оно формировалось.

В период с 1986 по 2003 год страна фактически менялась. Не стало СССР, началось становление нового государственного строя. Дети видели, как родители теряли работу, оставались без денег и привычной стабильности. Это время, когда начался всплеск терактов: взрывы домов, метро, захваты школ, театров, самолетов. То, что всегда казалось голливудской киновыдумкой, вдруг стало так близко, стало реальностью. Уже растоптана старая идеология и еще не сформировалась новая. Полностью разрушена система советского образования. Началось много экспериментов и далеко не все они прошли удачно. И ровно под них попадает поколение Y. Все это в совокупности: неуверенность в завтрашнем дне, страх терактов, разброд в образовании - полностью меняет представления о том, как надо воспитывать ребенка. Родители начинают проявлять сверхопеку, просто в силу того, что за ребенка страшно. Если для поколения Х встречающая из школы мама - это большой позор перед друзьями, то для Y - это норма. Причем норма, возведенная в ранг правил некоторых учебных заведений. Опека не имеет границ. Контроль начинает распространяться на уроки. Репетиторы нанимаются чуть ли не с первого класса. Родители (поколение X) очень серьезно подходят к своей роли. Они действуют точно по книжкам. Иксы, любящие учиться, развиваться, склонные к саморефлексии, начали много читать про то, как воспитывать детей и делали это со свойственным фанатизмом. Им важно добиваться профессионализма во всем, родительство не стало исключением.

Кардинально изменилось отношение к ребенку в семье и обществе. Ему с детства прививают мысль, что он - личность. С ним начинают всерьез советоваться. Его начинают постоянно хвалить, даже если он ничего не сделал. Хвалят просто за то, что он есть. Давайте вспомним, что должны были сделать X в детстве, чтобы родитель Беби-бумер похвалил? Ребенок Y же находится в постоянно взаимодействии с родителем. Он знает, что ценен сам по себе. А теперь добавьте гиперконтроль и желание родителей дать своему чаду все то, чего не было у него. Помните, как раньше покупали подарки: «Я покупаю это сейчас, но это еще и на день рождения». А если игрушка дорогая, то сразу на все праздники в году. Иксы не экономят на детях. В результате сформировалось поколение людей, которые бескомпромиссно уверены в своей ценности. Они приходят на собеседование и говорят: «Хочу зарплату 100 000». На вопрос: «А что ты умеешь? Что бы можешь дать компании за эти деньги?» спокойно отвечают: «Пока ничего, но я готов учиться. Я рассчитал, мне столько нужно». Они убеждены, что их везде ждут.

Игреки абсолютно в себе уверены. Этим они очень раздражают Иксов, которым свойственны постоянные сомнения и потребность что-то доказывать. Представьте собеседование, просто вопрос: «Что вы умеете делать?». Соискатель X начнет рассказывать, демонстрировать профессионализм, а Y даст понять, что тут должны быть рады уже тому, что он просто пришел. Среди прочего у этого поколения формируется критический идеализм. С одной стороны, человек идеализирует себя, с другой - критикует все вокруг. Это люди полной ментальной свободы. Фантастики уже не существует. Они уверены, что все, что можно придумать, можно сделать, это просто вопрос времени. Они росли в разваливающейся системе, поэтому у них существует глобальная установка ответственности за мир. Они голосуют за глобальные проекты. Спустя пару дней на новой работе могут открыто заявить, как все плохо, и нужно немедленно улучшать. Правда, за этим зачастую не последует действий. Оптимизм и смелость - вот их девиз. Они уверены, что можно раскритиковать все вокруг. Однако у Игреков не хватает умения выстраивать взаимосвязи, анализировать информацию. Они умеют ее собирать из разных областей, но не нырять глубоко. Это лишает их возможности провести правильные причинно-следственные связи.

Им свойственна быстрая потеря внимания и концентрации. Упорство и целеустремленность больше не ценности. Поменять работу, потому что здесь что-то не получилось, - это норма. Зачем доказывать? Зачем биться? Можно просто попробовать заново. За это их считают легкомысленными и даже фантазерами. Они избегают долгосрочных целей и не умеют планировать. Это люди сегодняшнего дня. При этом Y могут быть чрезвычайно продуктивны, если большой проект для них разбить на кусочки и постоянно проводить промежуточный контроль, отмечать результат. Этого в большинстве своем категорически не переносят Иксы, которым важно доверие и самостоятельность.

Я много думала, как руководить Игреками, и выработала свой «коучингово-авторитарный» стиль. Обратная связь в стиле коучинг, помощь в осознании целей и зон развития. Также Игрекам нужно давать возможность самим сделать ошибку и научиться на ней, но с помощью анализа через коучинг помочь осознать последствия.

Важно постоянно поддерживать интерес к проекту. Если вы сможете продать им рутину как что-то невероятно интересное - они будут показывать прекрасный результат. Игреки нуждаются в наставнике, поэтому важно продемонстрировать свою экспертность. Лидер-наставник – это важная часть управления Игреками.

Из традиционной, авторитарной системы оставьте жесткий контроль, систему поощрений/наказаний, принятие авторитарно решений. В планировании нужно опираться на визуализацию планов и результатов. Игреки должны видеть свой фактический результат, иначе они склонны завышать его или не придавать значение ошибкам. Также остаются классический контроль и отчетность. Причем отчеты Y должны составлять сами, так они научатся анализировать информацию. И, наконец, «наказания» с пояснением. Игреки очень лояльны к себе, и часто Иксы начинают «играть» с ними в заботливых родителей на работе. Но Игреку важно показать, что последствия за ошибку есть, они реальны и обоснованы. Нужно не просто поговорить об ответственности, но, и правда, «наказать». Например, дать понять: пока ты не справишься с этим проектом, я не дам тебе новый, тот который ты хочешь.

Помните, что поколению Y свойственна поверхностность. Это, кстати, заметно по тому, как развивается сфера образовательных услуг. Если среди Иксов много людей с несколькими высшими образованиями и понятие «наработать опыт» для них норма, то Игреки все чаще выбирают короткие курсы, направленные на развитие конкретных навыков. Это уже не будущее, это настоящее, его можно лишь понять, принять и жить в нем.

Мы живем в XXI веке – веке высоких технологий и стремительного развития. Мир вокруг нас изменяется, и преобразования затрагивают все сферы нашего общества. Кто-то стремится идти в ногу с инновациями, кто-то, наоборот, придерживается консервативной позиции. То, какую стратегию поведения выбирает человек в изменяющихся условиях, зачастую зависит не только от личных убеждений, но и от таких факторов, как социальное окружение, воспитание, принадлежность к поколению.

Проблема «отцов и детей» существует в нашем мире давно, и вопрос взаимопонимания между поколениями регулярно поднимается в различной литературе, как художественной, так и научной. И в современном мире разрыв между поколениями становится все более заметным, так как кардинально меняются условия, при которых растут и воспитываются представители разных поколений. Это, несомненно, оказывает значительное влияние на их ценности и установки: меняется мышление, образ жизни, отношение людей к отдыху и труду.

Многие утверждают, что представители разных поколений с трудом понимают друг друга, ведь выросли в кардинально отличающихся условиях. Считается, что молодое поколение, которое выходит сейчас на рынок труда, имеет другие трудовые ценности, другие требования к работе и другие ожидания.

Но действительно ли представители разных поколений значительно отличаются друг от друга в вопросе трудовых ценностей? Ответим на этот вопрос, рассмотрев современные исследования по этой теме.

X, Y, Z – кто это такие?

В 1991 году американские ученые Нейл Хоув и Вильям Штраус опубликовали книгу о теории поколений, в которой описали свои идеи о том, что примерно каждые 20 лет в мире происходит смена поколений, на «арену» выходят люди с новыми ценностями, новым складом ума, которые обладают другими жизненными траекториями .

В последнее время теория поколений приобрела популярность, и часто мы можем слышать упоминания о поколениях X, Y и Z, которые на данный момент являются наиболее активными работниками и потребителями экономических товаров и услуг.

Что это за поколения? Что отличает их друг от друга? Попробуем разобраться.

Определение границ поколений – непростая задача. Некоторые ученые устанавливают их, основываясь только на временных промежутках, то есть отталкиваясь от года рождения, кто-то делает упор на схожих ценностях и установках, общности условий воспитания. Стоит отметить, что большое влияние на процесс определения поколений оказывают социальные, культурные и экономические условия, которые могут сильно различаться в разных странах. Какое-либо поворотное событие, влияющее на процесс развития общества, может происходить в разных странах с разницей в десятилетия. Так, например, широкое распространение Интернета происходило в Америке в 90е годы прошлого века, а в нашей стране началось только в новом тысячелетии. Очевидно, что такие значимые события оказывают воздействие на развитие общества и проводят границы между поколениями.

Таким образом, границы поколений X, Y и Z не определены стабильно и несколько варьируются в зависимости от стран и подходов ученых. Итак, определим основные характеристики представителей поколений X, Y, Z.

Поколение X – это поколение людей, родившихся после 1965 года. Верхняя граница поколения варьируется у разных авторов, некоторые ученые устанавливают ее на уровне 1976 года , другие говорят о 1980 или 1984 годе .

Американские ученые говорят о людях этой эпохи как о «потерянном поколении». В то время в Америке началась «эпоха разводов», и на многих людей это семейное событие оказало большое влияние. В России годы взросления представителей поколения X выпали на годы перестройки, и эта эпоха оказала важное воздействие на формирование личностей. Для поколения Х характерен высокий уровень скептицизма, социального и политического безразличия, безынициативности, но в то же время, они являются очень образованным и грамотным поколением. В сравнении с предыдущим поколением, которое привыкло действовать сообща, представители иксов нацелены на упорную работу и индивидуальный успех. Они привыкли строить свою карьеру на протяжении всей жизни, постепенно двигаясь в выбранном направлении.

Поколение Y , которое также называют сетевым поколением или поколением миллениалов, родились примерно с 1985 по 1995 год. Характерной особенностью этого поколения можно назвать широкое распространение Интернета, поп-культуры, мобильной связи в период их взросления, что оказало большое влияние на их ценности и установки. Игреки привыкли постоянно находиться на связи, для них важна коммуникация, сотрудничество, кооперация. Они не готовы провести всю жизнь на одном месте, стремятся к разнообразию работы, поэтому готовы к обучению и переобучению в течение жизни. Игреки характеризуются большей гибкостью, они быстро подстраиваются под изменяющиеся условия, но, в то же время, меняют условия сами, они готовы диктовать свои правила, если видят, что это принесет большую пользу и повысит эффективность.

Существуют и другие точки зрения, некоторые утверждают, что игреки привыкли потреблять: информацию, поп-культуру, продукцию. Они не стремятся к тому, чтобы начинать работать, не хотят взрослеть, для них характерна «концепция вечной молодости» и постоянный нарциссизм .

Поколение Z – это люди, родившиеся в период с 1995 по 2010. Сейчас представители этого поколения еще не вышли на рынок труда, поэтому пока сложно говорить об их трудовых установках и ценностях, однако можно отметить некоторые характерные особенности. Представители поколения Z выросли в окружении современных технологий, они менее коммуникабельны, чем предыдущее поколение, более ориентированы на себя, собственный мир. Из-за этого некоторые ученые называют данное поколение “Generation MeMeMe”, подчеркивая их ориентированность на собственные мысли и чувства, а не на других людей. Из-за развития электронных технологий зеты привыкли к визуальному восприятию информации. Это дает возможность предполагать, что с течением времени на рынке появятся новые способы обучения и новые технологии работы, которые привнесут представители поколения Z.

Еще раз отметим, что границы поколений являются условными, так, например, человек, родившийся в 1995 году, будет ближе к тому, кто родился в 1994, то есть представителю другого поколения, чем к тому, кто родился в 2005 – представителю своего поколения. Поэтому ученые отмечают, что границы рассчитываются с допущением +- 3 года, и для людей, находящихся на стыке поколений, зачастую характерны особенности и тех, и других.

Сравнение трудовых ценностей

Изучением трудовых ценностей в современном мире занимались многие отечественные и зарубежные социологи, однако стоит отметить, что никто из них не подразделял изучаемое население на поколения X, Y и Z, возможно, потому что такое деление весьма условное. Кроме того, существует проблема отсутствия информации о трудовых ценностях поколения Z. Дело в том, что на данный момент представителям поколения Z от 5 до 20 лет, а массовые опросы обычно охватывают население от 18 лет, именно поэтому пока не существует релевантной информации о трудовых ценностях и убеждениях этого поколения. Поэтому определим различия в трудовых ценностях поколений X и Y.

Итак, рассмотрим, какие трудовые ценности характерны для представителей поколения X.

По исследованиям В.С. Магуна , для представителей данного поколения основной трудовой ценностью является хороший заработок. Помимо этого, большую ценность представляют интерес работы и надежность места работы. Также и другие исследователи подтверждают, что главенствующее положение в пирамиде трудовых ценностей занимает высокий заработок .

Можно ли утверждать, что меркантильность – основная черта иксов? Думаю, что такие выводы будут поспешными и необоснованными. А.Н. Дёмин утверждает, что в сознании поколения X престижность работы неизменно связана с высокой заработной платой. Деньги – это не самоцель, они служат средством для удовлетворения потребностей и носят инструментальный характер, способствуя достижению высокого положения в обществе.

В целом, можно предполагать, что стремление к финансовому благополучию и желание надежного места работы может быть следствием происходящих в стране в 90х годах изменений. Переход к рыночной экономике, нестабильность экономической ситуации в стране, кризис 1998 года – эти события могли оказать значительное воздействие на трудовые установки людей.

Помимо вышеназванных ценностей, среди широко распространенных ответов о важных характеристиках места работы присутствуют следующие: возможность приносить пользу обществу, способность самому распоряжаться своим временем и желание соответствия работы уровню компетенции человека . Можно сказать, что к концу 90-х годов в сознании россиян происходит трансформация, которая является следствием трансформации общества. Люди становятся более свободными, они хотят обладать большей самостоятельностью и простором для действий, кроме того, хотят приносить пользу не только себе и своей семье, но и другим людям. В обществе разрушаются прежние границы и снимаются ограничения. Если раньше, в советское время, слишком большой заработок считался подозрительным, а открытие собственного дела порицалось обществом, то теперь труд становится свободным от условностей и строгих правил . Естественно, что в таких условиях люди стремятся к большей реализации своих возможностей и желают зарабатывать столько, сколько позволяет их уровень знаний и навыков.

Кэрол Журкевич говорит о том, что для поколения Х важна возможность личностного роста . Однако отечественные исследователи не подтверждают этого. Можно объяснить данное различие тем, что общества развиваются с неодинаковой скоростью, поэтому факторы труда, которые были важны для Америки еще 10 лет назад, в нашей стране становятся важными только сейчас.

Совпадают ли трудовые ценности поколения Х с ценностями их «последователей», поколения У?

На первом месте для поколения игреков также остается хорошая оплата труда . Следующие за этим позиции – это возможность карьерного роста и возможность самореализации, чего не было в ответах поколения иксов. Работа продолжает восприниматься людьми как средство достижения успеха, путь к тому, чтобы занять достойное положение в обществе. Но теперь важную роль играет не только материальный достаток, но и другие составляющие труда – самореализация, положение в обществе.

Кроме заработной платы и самореализации поколение игреков предъявляет высокие требования к качеству труда: им необходимы хорошие условия работы, социальные гарантии, трудовая этика .

В этом заключается значительное отличие от предыдущего поколения, представители которого не называли данные ценности в числе приоритетных. Это значит, что трудовые ценности поколения игреков, которые формировались в совершенно иных экономических и политических условиях, нежели ценности иксов, в некоторой мере отличны друг от друга. У нового поколения формируются позитивные установки по отношению к труду, они готовы работать, совершенствовать свои знания и реализовывать навыки, это предопределяет высокие притязания на достойную оплату труда и качественные условия труда.

Но можно ли с уверенностью утверждать, что различия в трудовых ценностях разных поколений действительно существуют?

Полагаю, не существует таких гарантий, так как разница в ответах может объясняться различиями в методах сбора информации, например, различием вопросов.

Для того чтобы избежать данной неточности, обратимся к исследованию «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты» , проведенному в 2007 году и охватывающему представителей двух поколений: молодежь в возрасте от 17 до 26 лет и старше поколение от 40 до 60 лет.

Проведем сравнение ответов представителей двух поколений на один вопрос: «Каким требованиям должна отвечать работа, которая могла бы вас устроить?».

Наиболее популярные ответы среди представителей поколения Х следующие (сумма ответов превышает 100%, так как возможно было выбрать неограниченное число ответов): хорошо оплачиваемая работа (87,2%), интересная для меня (60,0%), с хорошими условиями труда (42,4%). Наименее важными оказались возможность карьерного роста и престиж.

Для представителей поколения игреков ответы распределились очень похожим образом: хорошая оплата (84,9%), интересная работа (63,5%), хорошие условия труда (29,0%). При этом наименее популярный ответ для данного поколения – неутомительная работа.

Примечательно, что верхушка иерархии ценностей одинакова у представителей двух поколений, хотя процентное соотношение ответов несколько различается. Однако заметно, что другие ценности различаются по важности для представителей разных поколений. Так, у представителей поколения игрек существует большая ориентированность на профессиональный рост и стремление к творчеству в профессии, иксы же желают быть полезными в обществе, при этом хотят, чтобы работа оставляла больше свободного времени, не стремятся к карьерному росту.

Трудно сказать, вызваны ли такие различия именно принадлежностью к разным поколениям, то есть условиями воспитания и социализации, или зависят только от возраста. Естественно, что к 50 годам, человек, скорее всего, уже продвинулся по карьерной лестнице и достиг высокого положения, если стремился к нему. Поэтому данное направление перестает быть для него приоритетным, и на первое место выходят другие ценности, такие как свободное время, для того чтобы проводить его с семьей. У молодого же поколения существуют пока не реализованные амбиции, поэтому они стремятся к продвижению и карьерному росту.

Выводы

Итак, поколения X, Y, Z не имеют четко определенных границ, но отличаются друг от друга особенностями воспитания, ценностями, восприятием мира.

Трудовые ценности поколения Z на данный момент практически не измерялись учеными, так как представили этого поколения в основном ещё получают образование и не вышли на рынок труда как активные работники и потребители. Измерение трудовых ценностей этого поколения представляется важной задачей для современных социологов, так как в скором времени они станут основной рабочей силой страны.

Главной трудовой ценностью как для поколения X, так и для поколения Y продолжает оставаться высокая заработная плата, однако это, скорее, не самоцель, а средство для достижения других целей, таких как престиж, уважение в обществе.

Трудовые ценности поколений X и Y несколько различаются, игреки стремятся к самореализации через профессию, к более творческому делу, кроме того, претендуют на хорошие условия труда, для иксов же важно наличие большей свободы.

Важно отметить, что тема на данный момент не является хорошо исследованной, но при этом обладает большой ценностью. Мир изменяется, трансформируется рынок труда, и необходимо учитывать потребности и запросы молодых поколений для того, чтобы работа была более эффективной, и потенциал молодых поколений находил реализацию в труде.

Инфографика: Наталья Сидорова

Источник фото: http://www.atlantarealestateforum.com/wp-content/photos/2010/08/three-generations.jpg

Диалог на тему сменяемости и отличий поколений друг от друга начался достаточно давно (например, в учениях древнегреческого учёного Полибия), однако научное осмысление этой проблемы началось относительно недавно, в начале XX века. Первое освещение они получили в работах Мангейма и Ортеги-и-Гассета, которые говорили о социологических аспектах формирования поколений. Спустя почти сотню лет их теории были продолжены и дополнены современной, классической концепцией , которую изложили американские ученые Уильям Штраусс и Нил Хоув. Сегодня эта теория набрала популярность благодаря своей актуальности и широкой популяризации в социальных медиа.

Знаменитая концепция «Беби-бум, X Y Z», как её называют на просторах интернета, находит применение в социологии, политологии, философии, антропологии и экономических науках.

В России теории поколений особое внимание уделяют маркетологи, которые используют знания о поколениях потребителей и разрабатывают стратегии взаимодействия с ними.

Теория поколений Штраусса и Хоува в своём изначальном варианте строилась исключительно на исследованиях американского общества. В дальнейшем принципы теории поколений использовали и для анализа процессов в других странах. Среди отечественных популяризаторов теории наиболее известна Евгения Шамис , которая превратила изучение поколенческих тенденций в бизнес, помогающий современным компаниям управлять персоналом, который состоит из представителей разных поколений.

Вот Евгения Шамис рассказывает об основах теории поколений

Смысл теории

Конфликты и непонимание между поколениями закономерны и объяснимы, ведь социокультурный прототип определяется окружающей средой, которая отражает дух времени в данный конкретный момент. Только приспособлением к условиям вид способен выжить, ему приходится играть по постоянно меняющимся правилам. Экономический кризис, голод, война, или наоборот, резкое улучшение качества жизни напрямую влияет на то, как личность формируется и воспринимает себя в условиях, в которых она оказалась.

По Штарусу и Хоуву поколения - это совокупность всех людей, которые появились на свет во временном промежутке 20-25 лет. Критерии поколения:

  • одна историческая эпоха, в которой представители поколения, находясь примерно в одной возрастной категории, делят воспоминания о ключевых событиях, культурные и социальные веяния;
  • общие убеждения и модели поведения;
  • чувство принадлежности к данному поколению.

История человечества условно делится на поколенческие эры, которым характерны взлеты и падения, иными словами, обладающие волнообразной структурой. Авторы концепции называют эти периоды превращениями или периодами, в которых поколения образуются по общим закономерностям. Этапы превращения:

  • Подъём: общество разделяет коллективные интересы и ориентируется на власть и авторитет институтов; в эту фазу появляется поколение Пророков.
  • Пробуждение: встаёт вопрос противостояния индивида обществу, развивается культура индивидуализма, культ бунта и противостояния старым порядкам, усталость от дисциплины; в эту фазу появляется поколение Странников.
  • Спад: процветает индивидуализм, государственным институтам не доверяют; в эту фазу появляется поколение Героев.
  • Кризис: возрождаются идеи сильных государственных институтов. На месте старой государственной власти зарождается новая, которая сплачивает общество под эгидой общих ценностей. В эту фазу появляется поколение Художников.

Архетипы поколений: борьба Странников с Пророками, страдания Героев и оптимизм Художников

Поколение Пророков , которое появляется на свет в фазу подъёма после кризиса, строят новое общество и верят в коллективизм, светлое будущее и прогресс. В российской истории это этап советской оттепели, когда появились первые признаки свободы после тяжелых военных времён и сталинских репрессий. Дети, которые родились и выросли в это время, застали первый полёт в космос, эффективность государственной власти и её социальность. Вспомните, как нахваливают наши бабушки и дедушки советские медицину и образование. Институты власти исправно выполняли свою функцию, обеспечивали население работой и жильём, подкрепляя свои действия идеологическим подтекстом. Это были времена, когда народ начал жить хорошо по сравнению с кризисным временем, которое было до этого.

Михаил Андреевич родился в начале пятидесятых годов. Когда он был мальчишкой, он писал письма Гагарину и мечтал быть таким же храбрым и сильным, как первый космонавт. Миша с детства был уверен, что его страна - самая великая в мире держава, он без памяти любит Родину и готов всю жизнь трудиться на общее благо. Он поступает в институт, выходит из него квалифицированным специалистом, устраивается на работу, женится. Всё это время он проходит стадии, причисляющие его к форме общности: Миша был и октябрёнком, и пионером, и комсомольцем, а потом и в партийные ряды записался. К своим тридцати годам Михаил Андреевич специалист, патриот, муж и отец двоих-троих детей. На его здоровье положительно отразился тренд спорта, а на интеллекте - культивируемая патологическая любовь к чтению.

Его младшая дочь Елена, которая появилась на свет в начале 70-х годов, уже не так оптимистично настроена на будущее. На её молодость приходятся кризисы холодной войны, её братья воевали в Афганистане, а некоторые одноклассники не дожили до тридцати из-за героиновой зависимости. Дисциплина «совка» её немного раздражает, так как она подрывает её личные стремления и интересы. В это время развивается телевидение, которое возвещает молодой Лене о падении Берлинской стены, о разрушении Страны Советов, о том, что Грузия, куда Лена с семьёй ездила каждое лето, теперь стала зарубежной стеной. На тот момент, когда Лена заканчивает институт и выходит замуж, страны, в которой она родилась, уже нет, и идеалов, соответственно, тоже. Нужно выживать. В подобных условиях растёт поколение X, или Странники .

Лена устраивается на работу и начинает зарабатывать всеми доступными способами. Так как система формируется заново, к тридцати годам она уже занимает руководящий пост, учится лавировать и содержать семью в условиях неопределённости. В это время повышен личный драматизм, так как падение духовных стереотипов довольно драматично отразилось на судьбе «иксов». Если в советское время брак приходилось тянуть до последнего, потому что развод порицался, то после 1991-го года браки посыпались, как карточные домики. К середине девяностых у Лены за плечами есть один развод и несколько неудачных опытов отношений вне брака.

В лихие девяностые у Елены рождается дочь Люся. Да, да, та самая страдающая Люся из нашумевшей статьи . Живущая в относительном достатке, она растёт в атмосфере индивидуализма, где человек человеку ничего не должен, а самое главное в жизни - самореализация. Мама Лена прикладывала все усилия, чтобы у Люси было всё (крыша над головой, образование...), и продолжает поддерживать её даже во взрослом возрасте. Ближе к 30 годам Люся становится депрессивно настроенным «переподростком», застрявшим в иллюзиях собственной исключительности. Это поколение называют ещё поколением «Питер Пенов», наивных и сложных в общении, не определившихся со своими целями и постоянно сравнивающих себя с другими. Замуж Люся не спешит, за её плечами - постоянная смена рабочих мест и разочарования. Она ходит в кедах и свитшоте, работает в опен-спейсе менеджером по контенту, на выходных играет в PlayStation или ходит на выставки или тренинги по личностному росту. Так выглядит портрет российского поколения Y, или Героев .

После 2000 года у «игреков», а иногда и у «иксов», которые ещё относительно молоды, рождаются дети, которые мыслят другими категориями. Они не помнят жизни без интернета и гаджетов, их мир лежит за пределами государственных границ, они свободно передвигаются по планете и легко меняют круг общения. Сейчас они только вступают во взрослую жизнь, и у них абсолютно другой подход к ней.

Младший брат Люси Дима, типичный представитель поколения Z, или Художник , отлично разбирается в тенденциях моды и активно пользуется киберпространством. Он ведёт свой стрим на твиче, присутствует во всех социальных сетях, не считает нужным накапливать информацию, так как её слишком много. Дима надеется на силу гугла и уверен, что его жизнь будет протекать в относительном комфорте, где ему не нужно будет бороться за место под солнцем. Это поколение домоседов (Homelanders). У Димы нет кумиров, потому что на YouTube каждый подросток может набрать миллионы просмотров, если предложит качественный контент. По сравнению со своей старшей сестрой, цифровой иммигранткой (потому что в её детстве интернета не было), ему не приходится лихорадочно учиться, чтобы быть на волне, он гармонично постигает новые тенденции и следует им.

EeOneGuy, один из топовых YouTube-блогеров

Критика теории и альтернативы: почему Сбербанк так интересуется теорией поколений

Поколенческая теория продолжает развиваться и встречает обоснованную критику. Естественно, идея цикличности не нова: эти тенденции просматриваются и в исторической, и экономической науке. Однако, при анализе данных Штраус и Хоув не учитывают ни демографических факторов, ни отдельных характеристик личности, ведь не всех представителей того или иного поколения можно отнести к соответствующему типу, поэтому течение циклов может протекать не так равномерно, как хотелось бы исследователям. Несмотря на глобализацию, представители разных стран сталкиваются c различными условиями, так что вряд ли можно говорить о чётких тенденциях внутри того или иного общества.

В российском научном сообществе теорию поколений в её классическом варианте иногда сравнивают с гороскопами , когда одни признаки из описания поколения признаются истинными, а другие, иногда противоречащие реальности, просто игнорируются. До сих пор ведётся полемика о том, применима ли вообще теория к российскому обществу . Приведённая в этой статье классификация очень обобщённая и упрощённая, поэтому каждый индивид внутри поколения может с ней согласиться или не согласиться.

Несмотря на противоречивость подхода, российские компании, например, Сбербанк , заинтересованы в исследовании поколенческих тенденций. Попытка понять, что движет поколениями Y и Z, поможет руководителям компаний правильно организовать трудовой процесс и обеспечить рост бизнеса. На примере тех же Люси и Димы рассматриваются схемы общения и постановки задач, которые давно не сходятся с традиционными методами управления персоналом. Проект Евгении Шамис "RuGenerations" занимается изучением поколений как раз с точки зрения работы HR и маркетинга, которое направлено на обучение и введение в корпоративные процессы молодых представителей общества.

Теория Штруса и Хоува далека от идеальной модели современного общества, но её популярность среди современных исследователей заставляет задуматься: может быть, закономерности развития современной цивилизации всё-таки подчиняются общим правилам. Приведенная в этой статье классификация очень обобщённая и упрощённая, поэтому каждый индивид внутри поколения может с ней согласиться или не согласиться. Пожалуйста, оставляйте в комментариях своё мнение о том, насколько вы согласны с этим подходом. Буду рада услышать ваши мысли и примеры, которые подтверждают или опровергают постулаты авторов.

Материал из сайт

Время появления поколения Y

Поколение Y , или как его еще называют поколение Миллениум – это люди, которые родились в период с 1981 по 2003 год. Надо сказать, что в разных странах в зависимости от политических, экономических, социальных условий дата отсчета для этого поколения меняется. Так, если в США к поколению Y относят людей, родившихся уже в 1981 году, то в России время «игреков» началось позднее, в 1984 году, после распада СССР с началом перестройки.

Основные события, сформировавшие ценности поколения Y в России: - распад СССР;
- теракты и военные конфликты;
- возрастание употребления населением страны, и особенно молодежью, алкоголя и наркотиков;
- развитие цифровых технологий, Интернет.

Ценности поколения Y

Поколение Y в бизнесе

Молодые люди до 30 лет – это самая численная аудитория среди молодых бизнесменов, основателей или участников новых проектов и просто людей, которые работают сами на себя (фрилансеры) . Для такой любви к «свободному плаванью» есть несколько причин:
1) Становление рыночной экономики во время их детства. Будущие предприниматели наблюдают картину развития бизнеса с ранних годов и подстраиваются под эти реалии. Естественно, не менее значимую роль сыграло законодательство новой страны, где разрешены любые методы заработка денег, которые не запрещены. Следовательно, вывод: поколение Y – это продукт нового времени.
2) Нежелание работать в коллективах и компаниях, где действуют порядки «старого режима» . Молодым людям психологически дискомфортно трудиться в коллективе вместе со старшим поколением, которые живут согласно своим собственным ценностям. И нелегко работать в подчинении руководителей , которые занимали административные должности во времена «строения коммунизма». Дело тут даже не в конфликте поколений . Это просто разные люди, с разными ценностями, разным мировоззрением и разными взглядами. В итоге получается, что молодые сотрудники предпочитают или работать в коллективе своих сверстников (а это около 80% от общего количество вакантных рабочих мест) или начать свое собственное дело , выбирая себе помощников и партнёров самостоятельно.

Самореализация и развитие нового поколения

В итоге можно сформировать следующую картину видения Поколения Y:
1) Они не привязаны к одному рабочему месту . Они считают, что регулярно менять работу – это в порядке вещей. Главное – формировать себя как специалист, а в каких компаниях – это неважно, карьера не зависит от работодателя. Естественно, работодатели тоже понимают такое положение вещей. В итоге, для того чтобы получить работу , молодому специалисту надо основательно доказать, что эта работа ему нужна (длительный отбор кандидатов на вакантную должность, достаточно долгие стажировки и практика перед официальным трудоустройством, медленный рост зарплаты в первые годы работы и т. п.). Сами молодые работники считают, что это ущемление их рабочих прав, но на самом деле это только адекватная реакция на чрезмерную «мобильность в карьере» Поколения Y.
2) Они не привязаны даже к собственному делу. Любовь к свободе, возможности распоряжения своим личным временем и независимость стали причиной того, что Поколение Y выбирает такой вид бизнеса как проектная работа .
Это самостоятельная занятость, у которой есть время её старта и время её окончания, когда конечная цель будет достигнута, а готовый продукт можно будет предлагать на рынке. Большие корпорации и другие компании тоже видят в этом свою пользу: молодые специалисты не хотят работать на них, сидя в офисе и придерживаясь корпоративных правил, но они хотят продать результаты своей деятельности именно этим компаниям. Последние, в свою очередь, не против получить готовый продукт , в который не надо инвестировать средства и тратить собственные резервы на достижение цели.
3) Поколение Y стало «пионерами» такого столь специфического для старшего поколения вида занятости как удалённая работа или фриланс. Если перед молодым специалистом поставить выбор – как ему работать: по свободному графику или дистанционно, предпочтения разделяются примерно 50:50, в зависимости от специфики работы и жизненных обстоятельств молодого специалиста.

Литература и ссылки

  1. «Демоскон Weekly» №381, Е Митрофанова «История возникновения теории поколений»
  2. Наталья Соколова «Поколение Игрек» «Профиль» № 34(685).
  3. Анонс журнала «HR менеджмент», октябрь, 2007
  4. Подписка на журнал «HR менеджмент» в Киоске E-xecutive
  5. Е. Шамис, А. Антипов «Теория поколений»

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти