Вложение денег в антиквариат. Основные особенности

Вложение денег в антиквариат. Основные особенности
Вложение денег в антиквариат. Основные особенности
Бум на рынке русского антиквариата продолжается. Вложения в антиквариат продолжают оставаться одной из самых плодотворных инвестиционных идей

Ударная пятилетка на рынке антиквариата

Первые свидетельства начала бума на рынке русского искусства относятся к 2003 году, когда на специализированных русских торгах Sotheby’s были зарегистрированы необычно высокие цены на шедевры национального искусства. На тот момент цены на антиквариат сложились просто рекордные. Но тогда даже самые прозорливые визионеры не могли предположить, каких уровней достигнут цены на русское искусство в течение последующих пяти лет «русского бума».

Простой пример: на торгах Sotheby’s 21 мая 2003 года работа амазонки авангарда Наталии Гончаровой «Купающиеся мальчики» (1911) была продана за фантастические на тот момент 464,8 тысячи фунтов (около 850 тысяч долларов). В 2006 году на Christie’s ее работа «Гребцы» (1912) была продана уже за 1,05 миллиона фунтов (2 миллиона долларов). В 2007 году состоялся новый ценовой прорыв: двухметровый холст «Испанские танцовщицы» (около 1918) был продан на Christie’s за 2,35 миллиона фунтов (4,6 миллиона долларов), а картина «Сбор яблок» - за 8,1 миллиона долларов в пересчете с фунтов. По состоянию на сегодняшний день аукционный рекорд для творчества Наталии Гончаровой составляет 10,9 миллиона долларов, вырученные на Christie’s 24 июля 2008 года за работу «Цветы» .

Отметим, что во всех случаях речь идет о работах разных, но все же сопоставимого класса, относящихся к ценному периоду. И можно с высокой долей вероятности предполагать, что, появись сегодня на торгах снова те же «Купающиеся мальчики» из собрания Шаляпина (проданные в 2003 году), их цена составила бы не 850 тысяч долларов, а не менее 8 миллионов - то есть за пять лет выросла бы в десять раз. К слову, сегодня работа Наталии Гончаровой занимает 7 место в рейтинге самых дорогих произведений русских художников и является самым дорогим произведением в мире, принадлежащим кисти женщины-художницы.

Отметим, что пример Гончаровой показателен, но совсем не единичен. Речь идет о тенденции, если говорить о скорости ценового роста: сопоставимыми темпами дорожали произведения целого ряда художников русского зарубежья - Андрея Ланского , Давида Бурлюка , Владимира Баранова-Россине и др.

Среди направлений, наиболее перспективных для инвестирования на рынке антиквариата, можно выделить русское искусство первой трети ХХ века и его прямое продолжение - творчество художников «русского зарубежья», уехавших из России до и после революции. Плюс уже скоро, перейдя 50-летний рубеж, который служит границей отсечения антикварного периода, разряд антиквариата начнут пополнять произведения неофициального послевоенного искусства, то есть работы художников-шестидесятников (это направление тоже демонстрирует выдающийся потенциал роста цен).

Но оставим пока шестидесятников в стороне и вернемся к антиквариату, к которому относятся работы целой плеяды русских художников мирового значения и мировой же известности. Достаточно вспомнить Василия Кандинского , Хаима Сутина , Марка Шагала , Александра Яковлева . Все эти имена на слуху, и работы каждого можно относительно свободно купить на мировых аукционах, если инвестор располагает бюджетом в 4–10 миллионов долларов. (Тут нужно оговориться, что работы Александра Яковлева все еще можно еще купить за 100–200 тысяч долларов, да и ликвидная графика Шагала относится к относительно доступному ценовому диапазону.) Кроме того, стоит учитывать, что работы перечисленных художников не являются недооцененными и поэтому их цены растут привычными для мирового рынка темпами - 10–15 процентов в год (российского инвестора такими показателями очаровать трудно).

Бум же на антикварном рынке связан с такими именами, как Андрей Ланской или Давид Бурлюк, цены на хорошие работы которых за пять лет выросли в 5–7 раз.

В этом году специалисты обращают внимание на быстрый рост цен на творчество художников Эрте , Пожедаева и Александра Яковлева. Среди интересных событий последнего времени можно отметить два рекорда: Александр Яковлев занял 11 строчку в рейтинге самых дорогих работ в русском искусстве с полотном «Портрет Василия Шухаева в его студии» (1928 год, 2,5 миллиона фунтов, Christie’s 2007). Кроме того, в топ-12 вошел Владимир Баранов-Россине, занявший 10 строчку рейтинга с работой «Ритм (Адам и Ева)» 1910 года, которая в июне 2008 года была продана на Christie’s за 2,72 миллиона фунтов (5,4 миллиона долларов).


Проблемы антикварного рынка

Памятуя о соблазнительных рекордах, надо сказать, что инвесторам, выходящим на рынок антиквариата в наши дни, не стоит излишне сожалеть о том, что не успели к тем ценам середины 2000-х. Во многом им, наоборот, стоит позавидовать: они выходят на рынок куда более прозрачный и предсказуемый. Вообще отечественный рынок антикварного искусства за пять лет проделал огромный путь, стал безопаснее и в значительной степени преодолел «болезни роста», актуальность которых пусть не сошла на нет, но стала ниже.

Так, среди исторических проблем рынка антикварного искусства стоит отметить проблему подделок. Они есть и будут. «Фальшаки» покупают на аукционах (включая ведущие мировые площадки), производят (вспомним поддельного Шишкина, перелицованного из Маринуса Куккука), вводят в обращение, пользуясь неосведомленностью покупателей. Но сегодня на пути этой чумы встает множество барьеров: сформировался круг экспертов, заслуживших доверие профессионалов (например, эксперты МКААД - Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров СНГ и России), сформировался круг профессиональных участников рынка, в первую очередь галерей, обладающих высокой репутацией. Стали доступны и содержащие информацию об , связанных с конкретными антикварными работами. Все это в целом создает более безопасную среду на рынке антиквариата в первую очередь для начинающих инвесторов - на том уровне, которого и в помине не было еще пять лет назад. Проблема ввоза-вывоза и взимания высоких пошлин , которая в итоге больно била по карманам русских покупателей, тоже постепенно преодолевается: готовятся законопроекты и регламенты, существенно упрощающие эти процедуры. Бум на рынке русского искусства вызвал ряд новых, хотя и вполне прогнозируемых проблем, в частности дефицит шедевров, доступных на рынке, то есть работ самого высокого инвестиционного уровня. Такие работы «вымываются» в первую очередь, ведь они часто приобретаются не для перепродажи и надолго попадают в частные собрания. На такой дефицит рынок отвечает новыми инвестиционными идеями и новыми именами.


Перспективы антикварного рынка

Перспективы рынка искусства в России, в том числе антикварного, можно кратко охарактеризовать словом «рост»: рост качества рынка, рост качества контрагентов, рост возможностей и ценовой рост. «Бум», расширение числа покупателей и сопутствующее ему сокращение предложения шедевров на рынке искусства неизбежно вынудит рынок искать новые точки роста, новые инвестиционные идеи. Заметно, что в активный рыночный оборот вводятся новые имена. На антикварном рынке это Эрте, Маревна , Пожедаев - художники, давно представленные на аукционах, но в последнее время демонстрирующие какую-то особенно завидную ценовую динамику, сохраняя при этом относительно высокий уровень доступности. Так, графика Романа Тыртова (Эрте) просто на глазах выросла с 700 до 5 000 долларов. Живопись Марии Воробьевой-Стебельской продается в диапазоне 40–80 тысяч долларов. А ее же кубистическая графика стоит около 10 тысяч долларов. Кстати, антикварная графика сегодня вызывает повышенный интерес инвесторов: за небольшие по антикварным меркам деньги (до 10 тысяч долларов) можно покупать листы (обычно поздние работы) самых известных русских художников - Мстислава Добужинского , Константина Коровина , Александра Бенуа и ряда других.

Упоминавшийся рынок работ шестидесятников (который скоро тоже войдет в антикварную зону, как только пройдут положенные 50 лет) с инвестиционной точки зрения по-прежнему «клондайк». На нем есть целый ряд недооцененных художников, входящих в число первых имен, цены на работы которых обязательно будут демонстрировать значительный рост. Среди конкретных имен представителей «другого искусства», ценовой потенциал для произведений которых еще далек от реализации, стоит отметить Владимира Янкилевского , Евгения Рухина , Николая Вечтомова , Петра Беленка , Эрнста Неизвестного . Напомним, что даже работы Дмитрия Краснопевцева , которого многие знатоки считают художником номер один в русском неофициальном искусстве, находятся в диапазоне 200–400 тысяч долларов, что не соответствует значению этого художника в истории искусства - цены должны быть выше. Вообще же в течение ближайших двух лет специалисты предрекают для первых имен шестидесятников движение ценовых уровней работ из сегодняшнего диапазона 20–300 тысяч долларов в диапазон около одного миллиона долларов.

Последние два года обозначили еще одну тенденцию на рынке искусства. Все больше обеспеченных людей приобретают в инвестиционных и коллекционных целях произведения художников мирового значения - французских импрессионистов (Моне, Ренуар, Сислей, Мане, Дега и пр.), немецких и австрийских экспрессионистов (Пехштейн, Кирхнер, Шиле, Дикс и др.), в меньшей степени американских модернистов, а также произведения современных западных художников. С точки зрения эффективности инвестиций вложения в работы этих художников уступают инвестициям в произведения русского искусства. Если творения мировых первых имен ежегодно дорожают примерно на 10–15 процентов, то работы русских художников способны обеспечить 50–100 процентов годовых.

Александр Соловьев


  • 06.05.2019 На ствольных коробках итальянских двухстволок-вертикалок вручную выгравированы изображения «Моны Лизы» и автопортрет самого маэстро
  • 30.04.2019 Игорь Подпорин, который разбил колышком стекло и повредил холст известной картины Репина, 11 месяцев провел в СИЗО. 30 апреля 2019 года суд назначил ему наказание в виде лишения свободы на 2,5 года в колонии общего режима
  • 30.04.2019 В разосланном информационном письме Лабас-Фонд предостерег участников арт-рынка от использования сертификатов фондов, в которых не участвует законный правообладатель Ольга Бескина
  • 29.04.2019 В список мировых достопримечательностей, не соответствующих ожиданиям путешественников, вошли также «писающий мальчик» в Брюсселе, «Русалочка» в Копенгагене, Мулен-Руж, Эйфелева и Пизанская башни
  • 29.04.2019 Девица придумала биографию, назвалась Анной Делви и больше года водила за нос американскую арт-тусовку, коммерсантов и бомонд. 27-летняя уроженка России чуть было не открыла в Нью-Йорке клубный отель с современным искусством. Но не успела
  • 30.04.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это десять живописных работ, пять листов оригинальной и три - печатной графики, одна фарфоровая тарелка и одна работа в смешанной технике
  • 23.04.2019 27 апреля Аукционный дом «Литфонд» проведет очередные торги предметами изобразительного искусства, на которых будет представлено 170 лотов живописи, графики, фарфора и стекла. Общая экспертная оценка аукциона составляет свыше 25 000 000 рублей
  • 23.04.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это десять живописных работ, пять листов оригинальной и два - тиражной графики, одна фарфоровая тарелка и одна бронзовая скульптура. Дополнительно - 10 работ Ф. Ф. Федоровского
  • 19.04.2019 В четверг, 25 апреля 2019 года, состоится очередной аукцион. Каталог составили 656 лотов: живопись, графика, религиозные предметы, серебро,ювелирные изделия, стекло, фарфор и пр.
  • 17.04.2019

    Инвестиции в искусство

    Как известно, инвестиции в искусство - достаточно прибыльное решение. Чаще всего из всего спектра экспонатов выбирают именно картины, ведь после написания, такие предметы постоянно растут в цене. К тому же, немалое преимущество еще и в том, что позже предмет можно использовать в качестве эстетического дополнения интерьера вашего дома или офиса. Ну, чем не выгодное капиталовложение?

  • О ликвидности продукции
  • Сколько вы можете заработать?

Есть ли смысл инвестировать в предметы искусства?

Многие считают, что это просто модная забава тех, кому некуда деть свои деньги. Но, на самом деле, это отличный способ вложить деньги. По последним подсчетам, средняя доходность от такого вложения колеблется от 30% до 80%. Некоторым везет больше, и они увеличивают свой первоначальный капитал в два раза.

Есть несколько важных причин, почему люди доверяют произведениям искусства. Среди них:

  • Легитимность;
  • стабильность;
  • надежность;
  • сотрудничество со временем.

В данном случае нет никакого смысла заниматься теневыми операциями. О данном виде бизнеса принято говорить как о самом прозрачном варианте. Данный рынок также отличается стабильностью, ведь он не страдает от колебания курса валют, скачка инфляции, затишья, как на рынке недвижимости, низких доходов по банковским депозитам или не прибыльности фондового рынка. Вот почему для многих это самое лучше убежище для капитала.

В данном случае вам вообще не нужно опасаться политических или экономических кризисов, законодательного влияния, экономических падений или бюрократической власти. Это тот случай, когда инвестор может спать абсолютно спокойно, не переживая о рыночной ситуации.

О таком бизнесе принято говорить как о том, что сотрудничает со временем. Именно время приносит пользу. Как показывает практика, чем дольше вы храните картины, тем выше поднимается их цена с каждым годом. Так, у вас есть возможность не только вернуть свои деньги при продаже, но и увеличит сумму в несколько раз. Это своеобразные «ставки на перспективу».

Как и где можно купить картину?

Начнем с того, что ваш успех зависит от того, какие произведения вы купите. Сегодня существует достаточно много предметов, которые можно купить, но большой доход приносят именно картины. Мы советуем вам не экономить на средствах и покупать работы известных мастеров. Как показывает практика, лучше приобрести одно известное полотно за большую сумму, чем сразу несколько малоизвестных работ.

Вы также можете руководствоваться одной из трех основных стратегий инвестиции в картины. Разные варианты учитывают транзакционные издержки, риски подделок, предложение и цены, прозрачность информации о спросе и ликвидность по сравнению с другими рынками.

  • Вариант 1 - просто инвестиции. Главный критерий - уверенность самого покупателя в том, что стоимость увеличится в несколько раз в долгосрочной перспективе. Здесь важно обладать информацией аналитического характера о возможной недооцененности работы, тенденциях роста стоимости и выделении суммы на агрессивную популяризацию полотен.
  • Вариант 2 - коллекционирование. Это выбор тех, кто не предусматривает стратегию выхода капиталовложений. Главная цель - не максимизация рентабельности капитала, а скорее цель сохранения культурного наследия. Многих также радует сам факт владения каким-то шедевром.
  • Вариант 3 - фондовый арт-индекс. В данном случае подразумевается вложение капиталов, что ориентировано на покупку акций той компании, что связана с арт-индустрией. В данном случае часто создаются фонды совместных инвестиций в предметы искусства, которые возглавляются профессионалами в данной сфере.

Следующий вопрос, интересующий потенциальных вкладчиков, состоит в том, где именно вы можете купить предметы искусства. Этик, существует несколько вариантов. Рассмотрим самые популярные из них:

Sotheby’s. Это один из крупных мировых аукционов. На нем предлагаются известные произведения и работы. Он занимает 45% мирового рынка мирового антиквариата, а также осуществляет торги через Интернет;

Christie’s. Это главный конкурент Sotheby’s с таким же количеством процентов рынка. Этот аукцион имеет постоянный русский отдел, а также проводит «русские торги» - продажа русских предметов антиквариата и искусства;
Bukowskis. А это шведский аукционный дом, который занимает первое место на скандинавском рынке.

На современном арт-рынке находится порядка 5 000 аукционных домов. А в дилерском секторе - около 70 000 брокеров, арт-диллеров и агентов художников. Наверное, самый крупный рынок - американский, благодаря достаточно гибкой таможенной политике государства. Согласно последним подсчетам, на его долю приходится половина оборота ценностями, а из 100 самых крупных продаж 60 заключаются именно в Нью-Йорке.

Европейский рынок немного уступает американскому. Самый большой оборот ценностей приходится на рынок Великобритании - 30% от оборота ценностей и 60% от европейского. Общими усилиями Лондон и Нью-Йорк занимают порядка 70% от мирового рынка искусства. На Германию и Францию приходятся всего 6%.

Российский арт-рынок только начинает формироваться. Это обусловлено высоким риском подделок, а также государственной политикой в данной сфере.

Многих интересует, какой же минимальный порог вложения в данном случае. Сегодня он соответствует порядка $ 10 000. Максимальный показчик остается неограниченным. Единственные ограничения появляются при вывозе объектов вложения за границу Российской Федерации.

О ликвидности продукции

Ликвидность в данном случае зависит от инфраструктуры рынка, качества работы, доступности и прозрачности информации, гарантии подлинности и уникальности работ, а также соответствия запрашиваемой цены современным показчикам. Приобретаемые вами работы, как правило, характеризуются индивидуальными признаками, а значит, для большинства из них складывается отдельная группа потенциальных покупателей.

На практике часто используется специальный индекс доходности живописи - так называемый индекс Mei Moses All Art. С его помощью отслеживаются тенденции изменения цен на живопись, что продается в известных аукционных домах. Например, за последний год цены на работы модернистов и импрессионистов выросли на 15%, современников и представителей послевоенного периода - на 6,5%. А вот самые низкие показатели у художников XIX века и представителей Старой школы - порядка 5%.

Сколько вы можете заработать?

При инвестициях в картины средняя доходность варьируется в пределах 20-50%. Это достаточно высокие показатели и «светят» они далеко не всем. Чтобы добиться такого прекрасно результата, покупатель должен обзавестись очень интересными экземплярами, которые обладают потенциалом для роста.

Хотя тут также есть и определенные риски, которые завязаны на спекулятивном характере вложений. Помимо этого, это долгосрочное капиталовложение, и чем дольше предмет будет храниться у вас, тем больше возможностей продать его дороже через лет 10-15.

Конечно же, вы можете искать картины художников прошлого, но, тут важно учитывать статус мастера, ведь в отдельных случаях работы перспективного современника стоят в несколько раз выше полотен некачественного мастера прошлого. Если художник XVII-XVIII века малоизвестен, да и качество его работ низкое, то его имя не ценится вообще.

И последнее: будьте как можно внимательнее к предметам искусства, которые вы собираетесь покупать. Если вы не обладаете необходимыми знаниями, советуем вам обратиться к специалисту, который проанализирует рынок за вас и найдет наиболее выгодную отрасль капиталовложения. Тогда приобретенная вами картина будет радовать глаз, а сохранность денег - греть сердце.

Инвестиции в Искусство, антиквариат — все материалы

Банковский счет в бутылке: Эксперты назвали лучшее в мире вино для инвестиций

В наши непростые времена, когда мир лихорадит от волн экономического кризиса, элитные вина по-прежнему остаются надежной гаванью для инвесторов. Недавно эксперты назвали "короля вин" среди тех напитков, в которые можно без опасений вложить деньги...

Налог на роскошь: каким он может быть

Налоговая система России пока работает не так эффективно, как хотелось бы, реформа налогового законодательства продолжается с 2005 года. Давайте посмотрим, что предлагает Владимир Путин в своей программной статье «Нам нужна новая экономика»...

Анализ рынка произведений искусства

На основании данных о частных трансакциях, а также о публичных аукционах предлагаются оценки картин, художников и отдельных сегментов. Расчеты индексов осуществляются посредством гедонистической оценки стоимости (смотри также Публикации & новости)...

Как заработать на тяге русских и китайцев к роскоши

Посещение магазинов Hermes или Louis Vuitton никого не оставляет равнодушным. Желание приобщиться к миру богатых и знаменитых неистребимо, поэтому главный апологет мира роскоши холдинг LVMH так формулирует стратегию продаж: «Продукт, дистрибуция, коммуникация... цена. Если первые три позиции отработаны безупречно, о четвертой клиенты просто забывают»...

«Инвестиции страсти» как новая альтернатива

По мере того, как в последние годы во всем мире состоятельные люди проявляли все возрастающий интерес к инвестициям в альтернативные активы, такие как изобразительное искусство, коллекционное вино, редкие книги, почтовые марки, музыкальные инструменты, мемориальные вещи, связанные с именами знаменитостей – так называемым Passion Investment...

10 причин покупать русскую классику

Недавно AI опубликовал статью «10 причин покупать современное искусство». Пошли вопросы: а почему только современное? Мы начали с современного искусства потому, что с классикой, с антиквариатом все очевидно, «агитировать» уже и не нужно...

Искусство, антиквариат — отзывы и комментарии инвесторов

Когда говорят об инвестициях в искусство, чаще подразумевают инвестиции в живопись. Арт-рынок уже может конкурировать с фондовым рынком по степени популярности у инвесторов. Известные художники и их картины – это высоколиквидный актив, молодые и перспективные, но еще не востребованные - рискованный актив. Оптимальным решением было бы собрание коллекции. Контраргумент – требует больших капиталовложений и текущих расходов на содержание и охрану. Как-то так об инвестициях в искусство. Неоднозначное мое лично отношение. Я предпочитаю иметь дело с нерасчетными ценными бумагами.

Дмитрий 21 декабря, 2016

Инвестиции в антикварные предметы коллекционирования – это, на мой взгляд, очень прибыльная тема. Уверен, что даже в краткосрочной перспективе ценный антиквариат принесет доход, как минимум, превышающий инфляцию. Условием является покупка на аукционах или в специализированных магазинах. Именно здесь продавец выставляет на продажу товар, защищенный гарантией. Не обязательно вкладывать в миллионные раритеты. Я купил царский золотой червонец за вполне приемлемую цену и продолжаю инвестировать в старинные монеты. Двойная выгода: вкладываю деньги в драгоценные металлы и в антиквариат.

Хоридон 4 декабря, 2016

Инвестиции в антиквариат – это прибыльно. Главное, провести достоверную экспертизу и понимать рынок сбыта.

Валентин Нск 13 ноября, 2016

Инвестиции в антиквариат выгодны при любом рынке, но о действительно больших суммах можно говорить в узком кругу профессионалов. Много тонкостей и закономерностей, в отношении которых не предлагают образовательные программы. Только для посвященных. Можно принимать участие в аукционах, приобретать старинный фарфор в специализированных магазинах и хранить его под охранной сигнализацией до того момента, когда вырастет цена, предлагать коллекционерам, оплачивать экспертизы… в общем много сложностей, от которых настоящие коллекционеры получают удовольствие. А вот деловой инвестор, которого интересуют только прибыли с минимальными затратами и рисками, может исключить антиквариат из своего инвестиционного портфеля. За исключением случаев, когда антикварная мебель или декорации становятся частью интерьера, увеличивают активы и социальный статус инвестора. Это лирическое отступление. Антиквариат – выгодный инвестиционный инструмент. Я так считаю, при всем, описанном выше.

Всеволод 8 ноября, 2016

Если речь не идет о мировых шедеврах (эскизах Левитана или вариантах работ Пикассо), которые оцениваются большими суммами, то инвестиции в картины требуют уверенных знаний, консультаций искусствоведов, терпения и везения. Приобрести недорого пейзаж малоизвестного современного художника в надежде, что его стоимость увеличится до целого состояния через несколько десятков лет – это, по меньшей мере, не осторожно. Можно попытаться найти прямой доступ к наследникам известных художников, обратиться в арт-фонды или изучить коллекции банков, картины из которых часто выставляются на продажу, но цена вопроса будет исчисляться миллионами, скорее всего.

Василий 4 октября, 2016
27 июля 2015

Рад приветствовать всех постоянных читателей моего блога, а также тех, кто впервые оказался на его страницах. Если вы обратили внимание на данную статью, то значит заинтересовались таким альтернативным видом инвестирования, как вложение денег в антиквариат.

Бытует вполне справедливое мнение, что при удачном стечении обстоятельств и грамотном подходе на этом можно заработать не меньше, чем на фондовом рынке.

Не секрет, что инвестирование на сегодняшний день привлекает все большее число желающих обеспечить себе . И при этом антиквариат представляет собой достаточно надежный и заманчивый способ достижения подобных целей. Если не в каждой, то, по крайней мере, в большинстве семей сохранились . Вот именно на них и можно заработать.

Конечно же, перед тем, как совершать инвестиции необходимо изучить ряд важных моментов. Именно они и будут освящены в данной статье.

Как уже было замечено, во многих домах могут храниться раритетные вещи, уникальные фото, старинные, редкие монеты, предметы старинной мебели и прочие ценности. Многие из вас, кто располагает таким имуществом, наверное, сталкивался с проблемой, когда использовать в своей повседневной жизни эти вещи не слишком комфортно. С другой стороны и избавиться рука тоже не поднимается – все-таки антиквариат.

Вот здесь и кроется первый подводный камень, поскольку далеко не все старые вещи являются настоящим антиквариатом и представляют определенную ценность.

Исходя из определения, антиквариатом следует считать редкие, а также старинные предметы или же произведения искусства. Ключевым и определяющим критерием при этом является возраст вещи, которые в свою очередь должен быть не менее 50 лет. Однако, далеко не каждые настенные или напольные часы, сделанные в 60-ых годах прошлого столетия на одном из советских предприятий, займут место в антикварной лавке. Они должны характеризоваться такими признаками, как:

  • уникальность
  • редкость
  • отсутствие возможности воспроизводства
  • привязка к конкретной исторической эпохе или же событию
  • художественная ценность

Помимо мебели, монет и произведений искусства, на сегодняшний день среди коллекционеров весьма популярны редкие машины. Наиболее ценные из них те, которые являются несерийными. С другой стороны, для того, чтобы какая-либо вещь стала ценной, ей совсем нет необходимости отвечать полностью всему набору характеристик.

К примеру, если у вас дома в серванте стоит фарфор, который в свое время принадлежал выдающемуся и известному человеку, то вас можно с полной уверенностью назвать владельцем раритета.

Все антикварные ценности условно подразделяются на несколько основных категорий, а именно: археологические находки, редкие документы, предметы, которые представляют историческую, а также художественную ценность. Их истинная стоимость определяется после того, как будет проведена соответствующая экспертиза и последующая оценка.

В некоторых случаях специалистам приходится прибегать к химическому анализу. Подобные меры обусловлены тем, что в данном сегменте современного рынка более чем часто можно стать жертвой мошенников и вместе с этим обладателем, пусть даже и качественной, но подделки.

Именно по этой причине настоятельно рекомендую всем, кого интересует описываемый вид инвестиций, проявлять максимальную осторожность. Также следует заметить, что приобретать предметы антиквариата желательно исключительно у обладателей соответствующих лицензий. Однако, не будем забегать наперед и разберемся со всем по порядку.

Как инвестировать?

Мы с вами определились уже с тем, во что именно вкладывать свои средства. Теперь стоит поговорить непосредственно о технической стороне вопроса. Сразу же стоит не поощрять какие-либо иллюзии и заявить, что инвестирование в антикварные ценности является достаточно сложным делом, требующим к себе полной ответственности.

С другой стороны, если к нему подойти грамотно, то можно получить более чем существенную прибыль. Не стоит также забывать и о том, что для подавляющего большинства современных коллекционеров это не столько источник дохода, сколько хобби, а в некоторых случаях – дело всей жизни.

Вы, дорогие мои читатели можете вполне справедливо сказать: «В чем сложность? Приобрел, например, редкие картины и жди пока их можно будет продать с максимальной выгодой». Подобное заявление, безусловно, имеет право на существование и в некоторой степени резонно. Однако, не все так просто, как может показаться большинству потенциальных инвесторов на первый взгляд.

Изначально необходимо акцентировать внимание на том, что для эффективного оперирования рассматриваемым нами финансовым инструментом понадобятся специальные теоретические знания. Другими словами, не получится выгодно вкладывать свои средства с выгодой, приобретая редкие книги или же старинные денежные знаки, не имея представления об их истинной ценности и перспективах повышения стоимости.

В качестве альтернативы, можно воспользоваться услугами квалифицированных консультантов. Как правило, такие специалисты работают с предметами, стоимость которых не менее 10 тысяч долларов США, а их комиссия может составлять 1-5%.

Весь процесс инвестирования можно разбить на несколько этапов:

  1. Поиск раритетов. Ценности можно искать на специализированных интернет-рессурсах, аукционах, а также непосредственно у коллекционеров антиквариата
  2. Экспертиза и оценка
  3. Продажа ценностей. В данном случае нужно учитывать, что некоторые вещи, такие, как старинное оружие или мебель, могут принести своему владельцу от 50 до 200 процентов прибыли при их реализации

Возможные убытки

Каждый из вас может задать справедливый вопрос относительно того, какие же «подводные камни» могут угрожать вам при инвестировании своих средств в . Я имею в виду, конечно же, потенциальные риски. Как и любое другое направление торговли, описываемый способ получение прибыли подвластен модным веяниям и трендам. Зачастую их тенденции предсказать более чем сложно.

В тоже время, подобные явления существенно, а иногда, даже кардинально могут изменить стоимость конкретного предмета антиквариата. Другими словами, если на какую-то вещь прошла мода, то вряд ли она ее продажа принесет прибыль. Скорее всего, в таком случае речь будет идти об убытках. Конечно же, существуют категории, которые всегда будут в цене. Но они при этом и стоят соответственно (чаще всего, не менее 50 тысяч долларов США).

Тремя основными «подводными камнями» можно назвать следующие:

  1. Извечный вопрос: «Где покупать?». К огромному сожалению, на сегодняшний день существует немалая вероятность приобретения подделок. Об этом уже упоминалось в этой статье
  2. Достаточно большие налоговые сборы и пошлины, которые придется оплатить на границе при осуществлении ввоза или вывоза отдельных предметов. Кроме того, необходимо освоить все законодательные нюансы
  3. Повышенный риск утраты ценностей при их самостоятельном хранении. Как правило, коллекции таких предметов всегда находятся в поле зрения злоумышленников

Также не стоит ожидать большого роста в цене приобретенных вещей в краткосрочной перспективе, поскольку, как показывает практика, это происходит через несколько лет после приобретения.

Мы с вами постарались максимально сжато разобраться в том, что из себя представляет инвестирование в антиквариат. Надеюсь на то, что моя статья оказалась для вас полезной и желаю максимального увеличения вашего инвестиционного портфеля. До скорых встреч на страницах моего блога!

Вложение денег в антиквариат. Основные особенности

Согласно пятому пункту Президентского Указа №1108 от 30 мая 1994, антиквариат – предметы, представляющие культурную ценность и которые были изготовлены не менее 50-ти лет назад. Инвестирование в антиквариат набирает популярность в России.

Основная задача инвестора – купить предмет по выгодной цене с перспективой его продажи. Цель – сохранение денежных средств и получение дохода. Ничего сложного. Вот только антиквариат имеет свою специфику.

Виды антиквариата:

  • Монеты . Весьма популярный вид антиквариата. Новичку-инвестору лучше начинать с инвестиционных монет из драгоценных металлов. Им не нужны особые условия хранения, определить их подлинность не трудно. Со временем можно перейти на старинные серебряные и золотые монеты, дорогие медные монеты Российской Империи. При покупке подобных вещей необходимо разбираться в ситуации на рынке, уметь отличать подделки от оригиналов, знать правила их хранения.
  • Книги . Ценятся первые прижизненные издания популярных писателей, экземпляры с ограниченным тиражом. Новичкам трудно начинать с подобного антиквариата. Рынок неустойчив, элитарен. К тому же книги не так быстро растут в цене. Должны пройти годы, чтобы они принесли доход. Хранить же их нужно в оборудованном помещении.
  • Картины . Привлекательный для инвестора вид антиквариата. Цена картины может взлететь за короткое время. Однако чтобы инвестировать в живопись, нужен стартовый капитал, специальные знания – на рынке чрезвычайно много подделок. Вот почему специалисты рекомендуют начинать с чего-то другого.
  • Фарфоровые изделия . С недорогих статуэток и ваз (стоимостью до 300 долларов) можно начать карьеру. Они используются в декоре жилых помещений, офисов и кабинетов, а потому пользуются стабильным спросом. К тому же их меньше подделывают. Единственный минус – хрупкость.
  • Мебель . Инвестировать в антикварную мебель сложно. Начальная стоимость высокая, нестабильный спрос, необходимо помещение для хранения – вот далеко не все подводные камни. Да и в России настоящей антикварной мебели мало. В основном попадаются шкафы, комоды и столы массовых выпусков.
  • Оружие . Еще один традиционный вид антиквариата. Это может быть холодное, огнестрельное и метательное оружие. Спрос на него высок, рынок развит и растет. Риски: высокая начальная стоимость, на хранение оружия нужно разрешение, некоторые предметы трудно оценить и определить их подлинность. Новичку будет трудно освоиться.

Особенности инвестирования в антиквариат и основные риски

Для инвестирования в антиквариат нужны знания, причем не только в области финансов. Инвестор обязан разбираться в искусстве, знать рынок, уметь отличать подлинники от подделок. Доходность достаточно высокая. Монеты, ордена, фарфоровые изделия в год растут в цене на 15-30%. Картины известных художников могут за то же время подорожать в два или три раза. Однако книги и мебель не так быстро растут в цене, но спрос на них стабилен.

Когда покупать антиквариат? В период экономического роста в надежде то, что он продолжится и цены вырастут. Либо во время кризиса, ведь тогда появляется шанс дешево приобрести ценные предметы. Бывает, что какой-то вид антиквариата был недооценен, а потом начал набирать в цене. Так было с елочными игрушками, прибалтийскими янтарными бусами. Если не упустить момент, то доход будет высоким. Продавать антиквариат стоит, когда цена приблизилась к пику.

Инвестирование в антиквариат несет и немало рисков. В первую очередь инвестору стоит опасаться подделок. Чаще всего подделывают картины, редкие монеты и ордена. Другая опасность – повреждение предмета, физическая утрата. Колебание рынка также может стать причиной убытков. Его могут вызвать что угодно: изменение моды, снижение цен на драгоценные металлы. Находка большого количества однотипных вещей может стать причиной снижения цен. Так было с некоторыми медными монетами России, военной амуницией времен ВОВ.

Где покупать антиквариат?

Блошиный рынок. В таких местах можно недорого купить ценные предметы. Однако блошиные рынки все же ориентированы на покупателя, которому нужны бывшие в употреблении вещи. Вот почему придется пересмотреть сотни предметов, прежде чем попадется что-то стоящее. Минусы: нужно готовить себя к встрече с малопонимающими в антиквариате продавцами, много подделок.

Антикварные лавки. Традиционное место покупки антиквариата. Обычно там продаются картины, статуэтки и скульптуры, военная атрибутика, монеты, музыкальные инструменты. На реализуемые предметы дается гарантия подлинности. Нередко антикварные лавки занимаются поиском вещей под конкретного клиента. Инвестору это выгодно – не нужно тратить время.

Онлайн-аукционы. Существует два вида онлайн-аукционов: открытые площадки и периодические аукционы. На первых может начать торговать каждый. Достаточно зарегистрироваться. Минусы: существует высокий риск обмана, оценивать состояние предмета по непрофессиональным фото сложно. Вторые организовываются аукционными домами и проходят один или несколько дней.

Очные аукционы. Еще один классический способ покупки антиквариата. Обычно очные аукционы организовываются аукционными домами, проходят периодически. Для продажи особо ценных собраний проводятся отдельные торги. На очных аукционных продаются наиболее интересные вещи. Однако цены на них всегда максимальные. Да и конкуренция весьма высока.

У непосредственного владельца. Подобный способ хорош тем, что не нужно платить посредникам за услуги. Существуют ли минусы? Да. Обычные люди неадекватно оценивают стоимость имеющихся у них вещей. За предмет они могут просить в два или три раза больше его рыночной стоимости. И переубедить их бывает очень трудно.

Правильный подход к покупке антиквариата

Перед покупкой вещи или коллекции следует изучить рынок: спрос, количество аналогичных предложений, цены. Подобная информация поможет понять, когда вещь наберет максимальную цену. Важно внимательно осмотреть картину, статуэтку или мебель вживую на предмет скрытых дефектов и реставрации.

Если вы сомневаетесь в подлинности, то лучше обратиться к экспертам. Найти их можно в музеях, многие антикварные лавки оказывают подобные услуги. Требуйте от специалиста бумагу, подтверждающую заключение. Решение о покупке принято? Тогда оформляйте договор купли-продажи.

В комментариях к различным постам, читатели меня постоянно просят дать советы как правильно инвестировать в антиквариат и предметы коллекционирования. Многие уточняют - только не говорите о нумизматике (вероятно из-за сложности изучения данной темы).
В этом посте приводятся десять советов об инвестициях в антиквариат общего характера.
Если вы желаете инвестировать в живопись - вместо слова антиквариат вставляйте слово живопись и... вуа-ля - получаете нужный ответ. Аналогично со словами фарфор, иконопись, самовары, оружие и т.д.
Возможно такой универсализм будет несколько упрощать вопрос, но ведь и блог этот предназначен для начинающих антикваров и коллекционеров, а не акул инвестиционного бизнеса с Уолл-стрит.

1.Выберете область и объекты инвестиций.

Инвестировать нужно в то направление, которое вы любите!
Правильный настрой на инвестиции в антиквариат и предметы коллекционирования должен быть таким: не смогу заработать, зато получу удовольствие!

2.Определите для себя возможный объем инвестиций на год. Составьте график и жестко его придерживайтесь.

Вы должны четко знать какую сумму вы можете потратить на инвестиции за месяц, за год, за 5 лет. Ни в коем случае не превышайте эту планку. Соблазнов будет очень много. Большинство начинающих инвесторов не выдерживают и сгорают в течении нескольких первых месяцев, даже не осознав всей технологии инвестирования. Торопитесь медленно. Ваша прибыль от вас не уйдет!

Обсудите проблемы инвестиций со своей семьей, родственниками. Ведь это их вы лишаете определенной доли финансового бюджета семьи.
Нельзя инвестировать абсолютно все деньги. Это дожна быть сумма с которой вы можете себе позволить расстаться!

3.Не инвестируйте в незнакомую вам тему первые 2-3 года, пока не овладеете определенными знаниями и навыками в этой области.

Очень многие начинающие инвесторы допускают одну характерную ошибку - они хотят все и сразу.
Решил начать инвестировать - и пошел тратить деньги на первые попавшиеся в поле зрения объекты! Через год прозрел - какого же мусора я накупил!

4.Постоянно повышайте свой интеллектуальный уровень в тех областях антиквариата, в которые вы инвестируете!

Читайте специализированную литературу. Не жалейте денег на книги и каталоги (хотя в антикварном бизнесе литература очень дорогая). Возьмите себе за правило читать по этой теме пусть немного, но ежедневно.
Установите круг коллег и единомышленников, общайтесь с ними для развития своего понимания темы инвестиций.
Помните первый закон антикварного рынка - правды вам не скажет никто. Но в процессе общения вы будете обрастать информацией, делать собственные выводы, а значит повышать свой уровень!

5.Инвестируйте в популярные вещи.

Не стоит сразу скупать мегаэксклюзивные вещи.
Во-первых, вы в них не разбираетесь, не знаете конъюктуру рынка.
Во-вторых, их трудно продать сейчас и трудно будет продать потом.
В-третьих, популярные вещи наверняка и через 10 лет сохранят свою популярность.
Однако хочу вас предупредить о разнице между популярностью и модой.
Популярные объекты были, есть и будут востребованы, а модные - сегодня всем нужны, а завтра в моду входят другие объекты.
Особенно это касается современного искусства и современных художников.

6.Инвестируйте в объекты в идеальном состоянии.

Не стоит покупать антиквариат в плохом состоянии под лозунгом "За то дешево!". Таким образом вы можете накупить гору мусора и в последствии никуда его не реализовать.
Запомните: антикварную вещь в отличном состоянии легко продать сейчас, легко продать завтра, легко продать через год!
А мусор не нужен никому и никогда!

7.Улучшайте качество коллекции вместо расширения ассортимента.

Для инвестора годаздо лучше иметь 10-20 дорогих и в идеальном состоянии предметов антиквариата, чем целый грузовик посредственных объектов.
Дорогой, но компактный антиквариат удобнее хранить, транспортировать, экспонировать.
И помните, что в кругу коллекционеров и дилеров, по вашей теме инвестиций вас будут знать по одной эксклюзивной вещи, которую вы имеете, а не по тысячи рядовых, никому не интересных.

8.Определите обратную связь с рынком.

Для этого - попытайтесь иногда продавать отдельные экземпляры коллекции для выяснения правильности выбранного направления.
Возожно та ценовая планка, которую вы для себя установили не соответствует действительности. Вы можете напридумывать себе цен на те объекты, которыми владеете. Можете заблуждаться о росте рынка в сегменти ваших инвестиций.
Продажи все расставят на свои места. Если ваша антикварная вещь продалалась и еще и по хорошей цене - значит вы на правильном пути. Если нет, то что-то не так. Либо вы приобретаете низкое качество, либо делаете дорогие закупки, либо берете непопулярные вещи.
Диверсифицируйте направления инвестиций.
Инвестируйте в различные направления антиквариата и предметов коллекционирования!

9.Проводите выставки и презентации коллекции.

Механизм обратной связи можно установить и без продажи объекта. Но помните, что деньги всегда говорят правду. Ведь недаром у американцев есть такое понятие - проголосовать кошельком!
Выставки и презентации помогут вам найти единомышленников, новых поставщиков, расширить круг общения и натолкнут на новые мысли по поводу инвестиций в антиквариат и предметы коллекционирования.

10.Не влюбляйтесь в объекты инвестиций.

Инвестиции всегда заканчиваются реализацией бизнес-плана, а значит продажей вашей коллекции.
Помните, что вы в первую очередь инвестор, а уже потом коллекционер.
Ваша задача - не собирать самую лучшую коллекцию, которая после вашей смерти будет передана в музей, или варварским образом разделена между наследниками. Ваша задача - используя инструменты антиварного рынка - сохранить и преумножить свой капитал, а потом, выбрав правильное время, распродать все свое собрание и зафиксировать прибыль.
Никто не говорит, что после окончания инвест-плана нужно бросать эту область антиквариата и переходить в другую.
Нет, ваши знания, полученные в процессе инвестиций, будут приносить вам деньги до конца вашей жизни.
Просто закончив этот инвест-проект вы перейдете к новому, но это будет уже следующий виток спирали истории!