Вальс: история и особенности одного из самых известных бальных танцев. Вальс - термин -энциклопедический фонд И.Штраус “Вальс” из оперетты “Летучая мышь”

Вальс: история и особенности одного из самых известных бальных танцев. Вальс - термин -энциклопедический фонд И.Штраус “Вальс” из оперетты
“Летучая мышь”
Вальс: история и особенности одного из самых известных бальных танцев. Вальс - термин -энциклопедический фонд И.Штраус “Вальс” из оперетты “Летучая мышь”

ВАЛЬС

(франц. valse , через нем. walzer, от walzen, здесь - кружиться) - бальный танец, состоящий в плавном поступательном движении парами. музыкальный размер 3/4. темп обычно быстрый или умеренно-быстрый. появился во 2-й половине 18 в. в городском быту, постепенно развившись из народных танцев Австрии, Чехии, Германии. распространился по всей европе в 19 в. особенную популярность приобрел венский вальс. вальс получил распространение также и в фортепианных, оркестровых, и т. п. пьесах, части крупного произведения и как основа романса, арии.

Словарь музыкальных терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ВАЛЬС в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ВАЛЬС в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Увидеть во сне танцующих вальс предвещает, что у Вас будут приятные отношения с веселым, но склонным к авантюрам человеком.Для молодой …
  • ВАЛЬС в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (франц. valse, нем. Walzer, от walzen - выкручивать ногами в танце, кружиться), парный танец, основанный на плавном кружении, сочетающемся с …
  • ВАЛЬС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Вальс (Walzer) - немецкий танец. В старинном В. движение музыки быломедленнее, чем в новейшем, так назыв. венском В. (Wiener Walzer). …
  • ВАЛЬС в Современном энциклопедическом словаре:
    (французское valse, немецкое Walzer, от walzen - кружиться в танце), 3-дольный парный бальный танец. В конце 18 века австрийский и …
  • ВАЛЬС
    [французское valse, от немецкого walzer] танец трехдольного вращательного движения; получил широчайшее распространение в музыке 19 и 20 вв.; в ритме …
  • ВАЛЬС в Энциклопедическом словарике:
    а, м. Плавный танец с трехдольным ритмом, а также музыка в ритме этого танца. Вальсировать - танце-вать в.; кружиться в …
  • ВАЛЬС в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Плавный парный бальный танец, а также музыка в ритме этого танца. Кружиться в вальсе. II прил. вальсовый, …
  • ВАЛЬС в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (франц. valse, нем. Walzer), бальный парный танец в трёхдольном размере. В 70-х гг. 18 в. В.- юж.-герм. крест. танец (то …
  • ВАЛЬС в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Walzer) ? немецкий танец. В старинном В. движение музыки было медленнее, чем в новейшем, так называемом венском В. (Wiener Walzer). …
  • ВАЛЬС в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ва"льс, ва"льсы, ва"льса, ва"льсов, ва"льсу, ва"льсам, ва"льс, ва"льсы, ва"льсом, ва"льсами, ва"льсе, …
  • ВАЛЬС в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. 1) Парный танец с трехдольным ритмом, основанный на плавном кружении, а также музыка в ритме этого танца. А …
  • ВАЛЬС в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. valsehem. walzer) 1) парный танец, приобретший наибольшую популярность во 2-й половине 19 в.; оказал большое влияние на весь …
  • ВАЛЬС в Словаре иностранных выражений:
    [фр. valse 1. парный танец, приобретший наибольшую популярность во 2-й половине 19 в.; оказал большое влияние на весь бальный репертуар; …
  • ВАЛЬС в словаре Синонимов русского языка:
    бостон, вальс-бостон, вальсик, вальсок, вальс-фантазия, …
  • ВАЛЬС в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • ВАЛЬС в Словаре русского языка Лопатина:
    вальс, …
  • ВАЛЬС в Полном орфографическом словаре русского языка:
    вальс, …
  • ВАЛЬС в Орфографическом словаре:
    вальс, …
  • ВАЛЬС в Словаре русского языка Ожегова:
    плавный парный бальный танец, а также музыка в ритме этого танца вальс! плавный парный бальный …
  • ВАЛЬС в Словаре Даля:
    муж. , франц. вальц нем. известная пляска или танец, где кружатся парами; | музыка, мерою в 3/4, для пляски этой. …
  • ВАЛЬС в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    вальса, м. (фр. valse). 1. Танец с трехдольным ритмом, состоящий в плавном поступательном кружении. Все в вальсе кружатся с величайшим …
  • ВАЛЬС в Толковом словаре Ефремовой:
    м. 1) Бальный танец, характеризующийся трехдольным ритмом и состоящий в поступательном движении плавно кружащихся пар. 2) а) Музыка к такому …
  • ВАЛЬС в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1. Бальный танец, характеризующийся трехдольным ритмом и состоящий в поступательном движении плавно кружащихся пар. 2. Музыка к такому танцу. …

Краткий рассказ детям о вальсе поведает Вам много интересного об этом знаменитом танце. Также сообщение о вальсе можно использовать для подготовки к занятиям.

Сообщение о вальсе

Что такое вальс в музыке?

Вальс — это танец, который танцуют на свадьбах, выпускных вечерах, Венских балах. Классический вальс характеризуется такими чертами:

  • Ритмичная и быстрая структура. Ритм вальсовых шагов отбивается так-«Раз, два, три. Раз, два, три».
  • Партнер кладет руку на талию партнерши. Женщина кладет руку на плечо партнеру. Свободные руки замыкают фигуру вальса.
  • Воздушность, грациозность и легкость в каждом движении.
  • Каждый такт вальса включает 3 доли. Это называется трехдольным музыкальным размером, на который совершаются танцевальные движения.
  • Вальс выполняется в закрытой позиции: партнеры стоят друг к другу лицом. Женщина стоит немного правее.

История вальса

Вальс отнюдь не является старинным видом танца. Если сравнить с курантой или аллемандой, то вальс совсем юн: его возраст составляет не больше 2-ух столетий. А вот подробности происхождения танца точно неизвестны. Одна версия гласит, что прародитель вальса – это стремительный немецкий вальцер. Согласно другой версии он произошел от трехдольного танца австрийских и немецких крестьян – лендлера. Его танцевали в паре по кругу. Вроде бы довольно просто, однако в танце присутствовали элементы будущего вальса — движение по кругу, касание талиипартнером и вставание на колено.

Со временем вальс вошел в аристократические круги, на светские приемы и балы. Вначале его приняли не очень тепло. В 1816 году танец вальс был включен в бальные танцы при дворе. Духовники и религиозные лидеры посчитали его постыдным и развратным, нарушающим нормы нравственности и морали, лишенным целомудрия. На вальс повесили ярлык непристойного и вульгарного и решили, что приличного общества он не достоин. Подобное отношение к танцу наблюдалось во всей Европе.

Однако вальсу удалось выжить. Его с восторгом приняла буржуазия, распространяя танец в танцевальных светских салонах среди горожан. Возможно, вальс бы так и остался «не принятым» в высшем кругу, если б не творчество композиторов эпохи романтизма (например, Ланнера и Штрауса). В ХІХ веке облагороженная вальсовая музыка дала толчок для дальнейшего развития вальсовой хореографии. Она приобрела легкость, грациозность и красоту. В начале ХХ века вальс приняли при дворе. Особенно он пользовался успехом во времена правления королевы Виктории.

Виды вальса

Вальс танец достаточно разнообразный. Он пережил много видоизменений за свою историю. Сегодня существует много разновидностей этого танца. Наиболее распространенными являются:

  • Венский вальс — стремительный, быстрый, легкий и изящный.
  • Английский вальс — сдержанный, элегантный, требующий хорошей техники и дисциплины. Ему характерны смены темпа, фермат и пауз.
  • Танго-вальс. Сочетает в себе элементы вальса и танго. Другое название Аргентинский вальс.
  • Фигурный вальс. Этот танец вошел в программу спортивных бальных танцев. Характеризуется выполнением большого количества строгих элементов.

Надеемся, что сообщение о вальсе помогло Вам подготовиться к занятию. А свой краткий рассказ о вальсе Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Медленный Вальс
(Slow Waltz)
Год появления: 1923-1924



Медленный вальс - очень красивый, изящный, мягкий и плавный танец, возник из венского быстрого вальса. Слово Вальс произошло от немецкого «walzen» – кружиться в танце.

Это трехдольный парный бальный танец. Исполняют Вальс, как правило, в закрытой позиции. Это медленный танец с характерно выраженной и постоянно повторяющейся "накатной волной прибоя" – вместе с легким платьем для бальных танцев , она и создаёт ощущение полета и невесомости. Мягкий характер исполнения снижений придёт особую привлекательность и выразительность. Управление партнером пары носит мягко завуалированный, скрытый характер.



Появился этот нежный танец в средневековье. Своё происхождение вальс ведёт от многих танцев народов Европы. Корни его находятся в популярном для своего времени танце “матеник” и его разновидности “фурианте”, исполняемых на праздниках в чешской деревне, во французском танце “вольт” и, наконец, в австрийском “линдлере”, самом близком к вальсу из его предшественников.

Родился Вальс в Вене (Австрия) в 1780-х годах, быстро стал излюбленным развлечением светской публики и распространился по Европе, а затем и по миру. В разных странах этот “король” танцев приобретал те или иные национальные черты. Так появился английский вальс, венгерский вальс, вальс-мазурка, фигурный вальс и др. Пожалуй, ни один танец не может соперничать с ним в столь длительной и постоянной популярности. В результате развития музыкальной формы вальса в начале ХХ века в 20-х годах в Англии появились новые танцы: вальс бостон и медленный вальс. Они и стали родителями современного конкурсного медленного вальса.



Раньше танцевать в очень тесных объятиях считалось неприличным. Но вальс был восхитителен и, несмотря на недоброжелателей, осуждавших танец, медленный вальс оценили французы. И он стал очень популярным во Франции, где революция окончательно изменила людские нравы. Распространенный войсками Наполеона, он был постепенно принят в разных странах. Когда медленный вальс появился в России, он сразу стал придворным танцем.

Англия дольше всех проявляла сдержанность в отношении этого танца. Противники медленного вальса вели себя очень агрессивно. И потому королева Елизавета узаконила этот танец. Но вальс нравился многим, люди восхищались танцем. Принцесса Англии Виктория выступила как бы его гарантом. 28 июня 1838 года в день её коронации она послала приглашение Иоганну Штраусу и его оркестру. Штраус специально для этого сочинил музыку. Праздник длился три недели и всё это время музыкант играл во дворце и различных замках Лондона и окрестностей. Благодаря этому балу, оркестр Штрауса был востребован по территории всего королевства. Ритм вальса появился всюду.



Примерно в 1874, в Англии, образовался очень влиятельный "Бостонский Клуб" и начал появляться новый стиль танца, английский, названный впоследствии Медленным Вальсом (Slow Waltz).

В середине 18 века он обрёл современную форму и его правила были официально зарегистрированы. В 19 веке медленный вальс завоевал популярность по всей Европе, постоянно развиваясь и меняясь.

Танец появился в начале 1919 году как самостоятельный, однако все принципы движения и особенно фигуры были использованы из медленного фокстрота. В 1921 было решено, что основное движение должно быть: шаг, шаг, приставка. Когда в 1922 Виктор Сильвестр выиграл первенство, то Английская программа вальса состояла всего лишь из Правого Поворота, Левого Поворота и Смены Направления. В 1926/1927 Вальс был значительно усовершенствован. Основное движение было изменено на: шаг, шаг в сторону, приставка. В результате этого появилось больше возможностей для развития фигур. Они были стандартизированы Имперским Обществом Учителей Танца (ISTD). Многие из этих фигур мы танцуем до сих пор.

Особый вклад в модернизацию вальса внесли Жозефин Бредли, Виктор Сильвестр, Максвелл Стюард и Пэт Сайкс – первые английские чемпионы мира по бальным танцам. Многие из вариаций, введённые танцевальный обиход в то время, до сих пор исполняются на конкурсах бальных танцев. История не забыла отметить заслуги англичан в развитии Медленного Вальса, его второе название – Английский Вальс. Темп исполнения Медленного Вальса – 30 тактов в минуту, а музыкальный размер – 3/4.

В медленном вальсе движения пары – скользящие, мягкие, волнообразные. На конкурсах медленный вальс, несмотря на свою романтичность и плавность, требует сдержанных костюмов и строгой обуви для бальных танцев , очень высокой техники исполнения и строгой дисциплины.

История возникновения вальса.

Первый Венский Вальс датирован 12-13 столетием и применен в танце под названием "Nachtanz". Венский Вальс пришел к нам из Баварии и назывался тогда как "German". Приблизительно в начале 1830 года, композиторы Франц Ланнер (Franz Lanner) и Иоган Штраус (Johann Strauss) написали несколько очень известных сейчас вальсов нашей эры, способствуя тем самым развитию и популярности этого танца. Эти вальсы были весьма быстры, но, сделав ритм танца более удобным, мы теперь называем их Венскими Вальсами (Viennese Waltz) и всегда с радостью танцуем.
Вальс – от старо-немецкого слова «walzen» - кружиться, вертеться, скользить в танце. Вальс – бальный танец музыкального размера 3/4 с особым упором на первый такт и основной фигурой «шаг-шаг-закрытая позиция». Вальс – это движение или скольжение в живой и выдающейся манере исполнения (достигается легко и исполняется с успехом) .

Вальс зародился в окрестностях Вены и альпийской области Австрии. Вальс танцевали на балах при Габсбургском дворе ещё в начале XVII столетия. Гораздо ранее этого времени «кружащиеся танцы» исполняли австрийские и баварские крестьяне. Множество легко узнаваемых вальсовых мотивов можно проследить в простых крестьянских напевах.

В середине восемнадцатого столетия немецкая разновидность вальса была очень популярна во Франции. Первоначально этот танец танцевали как одну из фигур контрданса (кадрили) с переплетенными руками на уровне плеч, но вскоре вальс стал самостоятельным танцем, и была введена «закрытая позиция» . К концу XVIII столетия этот старо-австрийский крестьянский танец был принят высшим обществом с музыкальным размером 3/4 (три четверти) .

Несмотря на популярность вальса в противниках недостатка не было. Учителя танцев видели в вальсе угрозу их профессии. Основные шаги в вальсе можно было выучить в относительно короткое время, тогда как менуэт и другие придворные танцы требовали значительной практики не только в изучении множества сложных фигур, но и в совершенствовании соответствующих позиций и манер поведения во время танца.

Вальс критиковался также и по моральным убеждениям: возражали против слишком тесной и близкой позиции в танце, а также быстрых кружащихся движений. Религиозные лидеры почти единодушно считали этот танец вульгарным и греховным. Европейские придворные круги упорно противились вальсу. В Англии (стране строгой морали) вальс был принят ещё позже.

В июле 1816 года вальс был включен в программу бала, который давал в Лондоне принц-регент. Через несколько дней в газете The Times передовая статья гневно сообщала: «Мы с болью наблюдали за тем, как неприличный иностранный танец, называемый «Вальс» , был представлен (мы надеемся, в первый и последний раз) при Английском дворе в пятницу… , совершенно достаточно бросить взгляд на чувственно переплетенные конечности и тесно прижатые друг к другу тела в танце, чтобы увидеть, насколько далеко мы ушли от скромной сдержанности, которая до сих пор считалась отличительной чертой английских женщин. Пока этот непристойный танец ограничивался кругом проституток и прелюбодеек, мы не думали, что он заслуживает нашего внимания, но теперь, когда вальс пытается проникнуть в респектабельные классы нашего общества посредством гражданского примера, подаваемого нам нашими правителями, мы чувствуем себя обязанными предупредить каждого родителя против показа этого танца их дочерям, ибо вальс неизбежно окажет на них пагубное влияние. » (Источник: The Times, Лондон, 16 июля 1816г.)

Даже позже, в 1866 году, статья в английском журнале Belgravia сообщала: «Тот, кто ночи напролет, наблюдает без особого беспокойства, как его сестра или жена, схваченная незнакомым мужчиной и подчиненная страстным объятиям, кружится в танце по небольшой комнате – единственным очевидным извинением такого неприличного обращения может быть только то, что все это происходит под звуки музыки – едва ли сможет понять тот ужас, с каким было встречено представление этого безнравственного танца.»

История венского вальса.
Годом создания венского вальса считается 1775 г. Однако, первое упоминание о танцах, подобных вальсу, относится к 12, 13 столетию, когда в Баварии танцевали «Nachtanz». Основные споры вызывают две версии происхождения танца - германская, в Англии долго называли его «немецкий» вальс, и французская, а точнее, французско-итальянская. Очевидно только одно - венский вальс точно не из Австрии, а называют его так, поскольку пик популярности он пережил в начале 19 в. в Вене под музыку Штрауса.
Рассмотрим обе версии, при этом стоит заметить, что большинство исследователей считает его все-таки французским… ###
1- ая версия. Вальс - это танец, который исполняется под музыку с тремя ударами в такте. Каждый такт начинается с ударного счета, а заканчивается менее выделенным, что создает большие трудности для начинающих, а для опытного танцора такой ритм создает восхитительные романтические переливы. Историю танцев на «три четверти» можно проследить достаточно легко, поскольку большинство танцев танцевалось и танцуется на два и четыре счета (все таки ног у нас две!), а танцев на три счета не очень много. Один из первых танцев в ритме «три четверти» - крестьянский французский танец из Прованса (Provence), о годе появления которого - 1559, писала Парижская газета «Lа Patrie» («Родина») 17 января 1882 г. Этот танец исполнялся под народную музыку, называемую "Volta", хотя с данным названием в то же время существовал народный итальянский танец. На итальянском слово «volta» означает «поворот». Уже в первых вариантах танца основой его являлось непрерывное вращение. В течение XVI столетия вольта становится популярной в залах королевских судов Западной Европы, где тогда проводились танцы. Arbeau описывает этот танец похожим на «гальярду» (Galliard), исполняемый под музыку в ритме 3/2, но быстрее. При этом вольта и гальярда танцевались в пять шагов на шесть ударов по музыке. В вольте партнеры танцевали в закрытой позиции, но леди смещалась влево относительно джентльмена! Партнер держал партнершу за талию, леди клала правую руку на плечо джентльмена, поддерживая юбку левой рукой. Платье приходилось держать, поскольку во время вращений юбка запутывалась вокруг пары и мешала двигаться дальше. Самое известное изображение этого танца - картина, на которой нарисована королева Англии Elizabeth I, танцующая вольту с графом Ланкастером (Leicester), взлетающая над полом в руках графа. Интересно, что фоном картины является зал Французского королевского суда! Вольта тех дней похожа на современный, норвежский фольклорный вариант вальса. Как в любом танце с вращениями, так как один из партнеров фактически выполняет шаги вокруг другого, их приходится делать длиннее, чем в обычных шагах в сторону. При этом обычно ноги партнера длиннее ног партнерши, и для того, чтобы партнерша могла обойти партнера, в норвежском вальсе он поднимает ее над полом и переносит по воздуху. В вольте партнеры делали то же самое, при этом так держась друг за друга, что в светском обществе танец стал считаться крайне безнравственным и был запрещен королем Франции Луи XIII (1610-1613). Вольта, изначально исполнявшаяся на три счета, но фактически в пять шагов, постепенно стала исполняться под музыку в пять счетов. Очередные описания танца на три счета под названием "Hole in the Wall" были сделаны Playford в 1695. На этом кончается история вальса во Франции… ###
2- ая версия: В 1754 г. в Германии появилась первая музыка, которая отдаленно напоминала современные вальсы и называлась «Waltzen». До сих пор исследователям, изучающим происхождение современных танцев, неизвестно, каким образом происходило слияние и взаимодействие двух танцев - «Waltzen» и «Volta», хотя по-немецки слово «waltzen» тоже означает «вращаться». Музыка, по ритму и характеру совпадающая с современными мелодиями венского вальса, появилась в 1770 году. Танцы, "похожие на вальс", впервые исполнялись в Париже в 1775 году. «Waltzen», как и вольта, не соответствовал нормам морали того времени, в 1779 г. появился памфлет некоего «Волка» (Wolf) под названием: «Доказательства того, что вальсирование - основной источник слабости тела и вырождения нашего поколения». В 1799 г. Arndt описывал этот танец: «Леди подняли длинные платья так, чтобы не запутаться и не наступить на них, платья понесли их, как ковер, над землей, прижимая тела партнеров близко друг к другу…». Бальная публика заинтересовалась вальсом после того, как в 1787 г. в поставленной в Вене опере «Редкая вещь, или Красота и добродетель» композитора В. Мартин-и-Солера его станцевало несколько пар. Именно там танец стал очень популярным. Специально для вальса открывались большие танцевальные залы, такие как «Sperl» в 1807, «Apollo» в 1808 (в котором могли разместиться 3000 пар!). В 1812г. танец появляется в Англии под названием «немецкий вальс» и вызывает большую сенсацию, наибольшей популярности достигая в 1816 г. Первоначально вальс танцевали довольно медленно; постепенно ритм его ускорился. То, что во время танца кавалер брал даму за талию, было очень необычным - ведь в большинстве танцев той эпохи партнеры соприкасались лишь кончиками пальцев. Из-за этого поначалу многие сочли вальс «безнравственным» танцем. Разгневанный лорд Байрон в 1813 г., увидев свою жену в руках друга на недопустимом расстоянии, писал: «Здоровый джентльмен, как гусар, раскачивается с дамой, как на качелях, при этом они вертятся подобно двум майским жукам, насаженным на одно шило». Борьба против «немецкого вальса» продолжалась, в 1833 г. в книге «Правил хорошего поведения» Мисс Селбарт писала: «этот танец - только для девиц легкого поведения!».
Когда вальс появился в России, ни Екатерина II, ни Павел I, ни особенно его жена Мария Федоровна его не одобрили. Взойдя на престол, Павел специальным указом запретил танцевать вальс в России, и вплоть до самой смерти жены (а умерла Мария Федоровна в 1830 г.) дорога вальса к русскому двору была закрыта.
Оба сына Марии Федоровны - и Александр I, и Николай I - не осмеливались перечить матери. Зато на частных балах после Отечественной войны 1812 г. вальс стал одним из любимейших танцев. В особую моду его ввел Венский конгресс (1814-1815), на котором решалась судьба Европы. Днем дипломаты решали важные проблемы послевоенного устройства, а вечерами вели активную светскую жизнь и танцевали на балах, где вальс был коронным танцем.
Много людей съехалось тогда в Вену: короли и императоры, целые европейские дворы, журналисты и писатели, великосветские красавицы, и все с упоением вальсировали. Естественно, что участвовавшие в Конгрессе русские привезли вальс в Петербург. Еще довольно долго репутация вальса оставалась сомнительной. «Танец сей, в котором, как известно, поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей осторожности… чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что оскорбило бы приличие», - говорилось в танцевальном руководстве 1825 г, (Правила для благородных общественных танцев, изданные учителем танцеванья при Слободско-украинской гимназии Людовиком Петровским. Харьков, 1825). Молодежь, однако, была от вальса без ума, и к этому времени без него не обходился уже ни один провинциальный, а тем более столичный бал. После 1830 г, вальсировать стали и на придворных балах, а вскоре мода на этот танец обрела второе дыхание. В Вене появился «король вальса» Иоганн Штраус, музыка которого облагородила и усовершенствовала хореографию танца. Он стал исполняться более красиво и грациозно, а темп его еще ускорился. Современники вспоминали, что в России вальс танцевали быстро, так что аристократическая молодежь умением быстро кружиться в вальсе выгодно отличалась от исполнителей медленных танцев, не трудных всякому. «При немастерстве моем танцовать, чувствую, что для ваших русских вальсов не только я, но и никто из моих товарищей неспособен, - писал англичанин Ж.К. Пойл русскому журналисту М.Н. Макарову в 1805 году, - для них, для ваших летучих вальсов в целой Европе мастера только вы, русские, и, кроме русских дам, этих чересчур быстрых, почти воздушных лепестков не выдержит ни англичанка, ни немка, ни даже француженка». В 1999 г., 3 июня, исполнилось сто лет со дня смерти Йохана Штрауса, «Короля вальсов». Он родился 25 августа 1825 года в Вене, умер в 1899 г. Отец его, родившийся в Вене в 1804 г., был тогда самым популярным композитором в Австрии, звали его тоже Johann Strauss. Благодаря его воспитанию, а также тому, что оба они родились в Вене, вальс стал носить имя «венского».
Очень долгую по тем временам жизнь «Король вальсов» прожил в музыке, написав более 500 вальсов, различные польки, кадрили, марши. Он был трижды женат, его первая жена Jetty Treffz, певица, убедила его попробовать силы в оперетте, и его «Летучая мышь» (1874) и «Цыганский барон» (1885) стали классикой оперетты. Огромное число композиторов середины 19 века, братья и племянники Штрауса писали вальсы, вдохновленные творчеством Йохана Штрауса (Johann Strauss).
В настоящее время «Венский Вальс» исполняется в ритме около 180 ударов в минуту, с ограниченным набором движений: change steps, hesitations, hovers, passing changes, natural и reverse turns, перемещение в центр и вращение (Fleckerls), переходящее в contracheck.

История вальса насчитывает чуть больше двухсот лет. По временным меркам, это очень молодой и юный танец, что полностью отражено в его характере, стремительном, легком и жизнерадостном. Но приковывает он взгляд не только энергичностью. Вальс буквально пропитан романтикой, которая ощущается в каждом движении танцоров. Не зря он выступает главным танцем на свадьбе. Чтобы заслужить подобный «статус», этому танцевальному направлению пришлось многое пережить. Предлагаем узнать, что именно.

Историю вальса и множество интересных фактов об этом танце читайте на нашей странице.

Название танца происходит от немецкого слова «walzer», которое означает кружиться, вращаться. Основу вальса составляет именно плавное, беспрерывное кружение пары с одновременным движением по залу. Обычно начинающим танцорам предлагают мысленно представить большой квадрат, по которому им и предстоит вальсировать. Но это не единственная особенность танца.


Для классического вальса характерно:

    быстрая и ритмичная структура. «Раз, два, три. Раз, два, три» - так отбивается ритм вальсовых шагов;

    трехдольный музыкальный размер. Это означает, что каждый такт включает три доли, на которые и совершаются движения;

    танец исполняется в закрытой позиции, когда партнеры стоят лицом друг к другу. При этом женщина располагается чуть правее;

    одна рука мужчина находится на талии партнерши. Она, в свою очередь, кладет руку ему на плечо. Свободными руками танцоры замыкают фигуру для исполнения вальса;

    легкость, воздушность и грациозность в каждом движении.

Вальс относится к бальным танцам, то есть его исполняют двое - мужчина и женщина. Если раньше его танцевали на балах, то теперь на торжественных мероприятиях и соревнованиях. Европейская программа спортивно-бальных танцев обязательно включает медленный и венский вальсы.

Популярные вальсы


Фридерик Шопен «Вальс №.10» . Это настоящая исповедь молодого и талантливого композитора. Мелодия была написана им в начале творческого пути, когда ему повстречалась Констанция Гладковская. Девятнадцатилетний юноша долго не решался подойти и познакомиться с очаровательной особой, поэтому музыка стала для него спасением от избытка переполнявших чувств.

Фридерик Шопен «Вальс №.10» (слушать)

П.И. Чайковский «Вальс цветов» (балет «Щелкунчик »). Эта композиция, написанная в ритмах вальса, по праву считается самой знаменитой работой автора. Она известна даже тем, кто ни разу не был на балете - трогательная, нежная мелодия звучит в советском мультфильме «Щелкунчик».

П.И. Чайковский «Вальс цветов» (слушать)



Е.Д. Дога «Свадебный вальс» (из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»). Всего одна-единственная летняя ночь понадобилась Евгению Дмитриевичу, чтобы написать завораживающую по красоте вальсовую композицию. В ней соединились романтика и трагичность - два главных чувства, сопровождавших героиню киноленты Ольгу Скворцову. Мелодия до сих пор считается самой известной среди киновальсов, написанных советскими композиторами. Ее часто выбирают в качестве первого танца молодожены.

Е.Д. Дога «Свадебный вальс» (слушать)

И.О. Дунаевский «Школьный вальс» . Именно эта мелодия символизировала окончание школы у советских школьников. Песня была написана в 1950 году. На ее сочинение композитора подвигло письмо выпускницы воронежской школы. Она вместе с одноклассниками никак не могла написать песню, в которой бы звучали слова благодарности своей учительнице. Не смог и Исаак Осипович. Вместо этого он написал «Школьный вальс», который звучал в каждой школе, а не только в одной воронежской.

И.О. Дунаевский «Школьный вальс» (слушать)

История вальса или «О времена! О нравы!»


Это выражение, произнесенное древнеримским мыслителем Марком Туллием Цицероном, как нельзя лучше описывает момент зарождения и развитие вальса. Аристократы и церковные деятели посчитали его неприличным и постыдным. Особенно возмущались чопорные англичане. Как это можно, обнимать барышню за талию на глазах у всех! Поэтому практически весь XIX век вальс на европейских балах был под запретом. Даже Екатерина II не признавала его.

Мнение высших чинов мало волновало простой народ, среди которого и возник вальс. Ауэрбах Лев Давыдович, советский музыковед, относит его рождение к 70-м годам XVIII века. При этом назвать единственную страну, повинную в «развращении» общества, невозможно. Истоки вальса прослеживаются как минимум в трех национальных танцах:

    чешский фуриант - настоящее представление, где молодой гордец притягивает к себе девушку за талию и начинает танцевать с ней под веселые песни;

    французская вольта - это парный танец, для которого характерны различные повороты;

    австрийский лендлер изначально представлял собой обряд сватовства, но позже превратился в быстрый танец, где юноша вращал понравившуюся девушку вокруг себя.


Получается, своим появлением вальс обязан многим танцам. Однако, его столицей принято считать Австрию из-за большего сходства танцевальных па с лендлером.

Примечательно, что и фуриант, и вольта, и лендлер - народные танцы. То есть их танцевали в деревушках и селах на различных праздниках. Как они попали на императорский двор? Его распространению в высших слоях общества помогла эрцгерцогиня Австрии Мария Терезия. Ей настолько понравился лендлер, что она решила перенести его в роскошные залы своего дворца. Так родоначальник вальса оказался в центре внимания европейских вельмож. Великосветские нравы стали вытесняться простотой движений и свободой выражения чувств. Постепенно танец менялся, превращаясь в тот вариант, о котором не перестают говорить до сих пор.

Ограничения по времени, полный запрет, всевозможные гонения - все это было в истории вальса. Пока светское общество критиковало вальс, им наслаждалась французская буржуазия и другие слои населения Европы, которые были далеки от причуд аристократов. Его успели перенять даже американцы.

Одновременно танец оказывал сильное влияние на развитие различных музыкальных жанров: оперу , балет , сюиту. Специально для вальсирующих пар сочинялись красивые и великолепные мелодии, ставшие мировой классикой.

Полную свободу вальс приобрел в 1888 году благодаря Вильгельму II, последнему германскому императору. Теперь влюбленные могли без тени смущения наслаждаться любимым танцем и бесконечно кружиться по великолепным залам.

В настоящее время интерес к вальсу не столь ярок как в былые времена. Это танец больше интересует профессиональных танцоров и настоящих эстетов. Создаются школы, отдельные студии, где каждый желающий может научиться выполнять вальсирующие движения. Используются па в концертной и конкурсной деятельности танцевальных групп. При этом многие преподаватели танцев любят вальс за его сочетаемость с другими жанрами - в результате получается красивое выступление, где история переплетается с современностью.



Интересные факты

    Вальс буквально связал узами брака Льва Николаевича Толстого и Софью Андреевну Берс. Дело в том, что граф все никак не мог решиться сделать предложение своей возлюбленной. Томясь в нерешительности в доме Софьи Андреевны, он загадал: если ее младшая сестра Татьяна хорошо споет верхнюю ноту в вальсе Ардити «Поцелуй», то он сразу же сделает предложение. Таня не подвела - через 5 минут Соня стала невестой великого писателя.

    В годы Великой Отечественной войны композиторы не забывали про вальсы, накладывая трогательную музыку на стихи поэтов. «В лесу прифронтовом» М. Блантера, «Песенка о фонарике» Д. Шостаковича, «В землянке» К. Листова - некоторые примеры композиций, написанных в этом жанре для поднятия боевого духа.

    Английский поэт Джордж Байрон в начале XIX века иронично высказывался по поводу вальса. Он даже сочинил одноименную поэму, где высмеял веяния моды.

    Писать вальсы под влиянием чувственного опыта, любви и нежности было в духе Фридерика Шопена. На его творческом пути встретилось несколько очаровательных муз: Констанция Гладковская, Дельфина Потоцкая и Мария Водзиньская.

    Известная многим пьеса «Собачий вальс» не имеет ничего общего с жанром, заявленным в названии. Композиция по размеру больше похожа на польку.