В чем суть скандала между "Рыжим", Литвиновой и Познером на "Минуте славы"? "Вы меня дико взбесили!" Ренату Литвинову раскритиковали за оскорбления участников "Минуты славы" Были ли подобные случаи в истории шоу.

В чем суть скандала между
В чем суть скандала между "Рыжим", Литвиновой и Познером на "Минуте славы"? "Вы меня дико взбесили!" Ренату Литвинову раскритиковали за оскорбления участников "Минуты славы" Были ли подобные случаи в истории шоу.
0 11 марта 2017, 17:54

Скандальная история с оскорблением танцора без ноги Евгения Смирнова, участвовавшего в шоу "Минута славы" на Первом канале, получила продолжение. На съемках нового выпуска телешоу, который выйдет в эфир только сегодня вечером, ранее обидевшие Смирнова некорректными замечаниями, принесли ему извинения. Видео пролога программы, в котором происходит это объяснение, уже появилось на сайте Первого канала.

Первым взял слово ведущий передачи Михаил Боярский, который заявил, что проект всегда поддерживал людей с ограниченными возможностями, и пригласил на сцену Владимира Познера. Тот обратился к Смирнову, чтобы попросить прощения за свои резкие слова, сказанные в прошлом:

Я хочу принести свои извинения не за то, что я сказал, а за то, что я сказал так, что не был понят правильно. Прошу вас участвовать в проекте,

— заявил Познер.




К просьбе телеведущего присоединилась и Рената Литвинова, в прошлый раз назвавшая Смирнова "человеком-ампутантом" и посоветовавшая ему "пристегнуть ногу": звезда выразила сожаление, что тогда "использовала медицинские термины", и объяснила, что она как режиссер просто искала по-режиссерски возможность дальнейшего участия танцора в проекте, отсюда и возникла та просьба с ногой.

Говорит в вас обида, но, если вы хотите говорить от имени таких людей, как вы, то должны взять себя в руки и продолжать бороться. Я никак не хотела вас обидеть, потому что голосовала "за",

— подчеркнула Литвинова.




Однако ни слова Познера, ни слова Литвиновой не убедили Смирнова, который принял решение покинуть проект:

Я пришел показывать свой танец, а оценили не мой танец, а мою группу инвалидности,

— со слезами на глазах сказал участник шоу, отметив, что как танцевал раньше, так и будет продолжать дальше, несмотря ни на что, и это и послужит вдохновением для таких же людей, как он.

Зал встретил речь Смирнова бурными аплодисментами, но мужчина не изменил своего решения.




Профессиональный танцор Евгений Смирнов потерял ногу в результате автокатастрофы, но любимое дело не бросил. Он уже участвовал во многих шоу, очередным стала программа "Минута славы". Однако увидев номер артиста, Владимир Познер и Рената Литвинова оказались вовсе не в восторге.

Я восхищен вами абсолютно, но, как мне кажется, есть запрещенные приемы. Когда человек выходит, как вы, без ноги, то невозможно сказать нет.


Масла в огонь подлила и реплика Ренаты Литвиновой, которая заметила, что нога у танцора все-таки "не должна так очевидно отсутствовать".

После выхода выпуска в эфир грянул скандал, и большинство осудили действия Познера и Литвиновой. Теперь справедливость восторжествовала. Но что сподвигло звезд извиниться перед участником шоу — возникший общественный резонанс и взлетевшие рейтинги передачи или искреннее чувство вины — вопрос, кажется, риторический...




Фото Кадры из видео/Первый канал

Из-за того, что некорректно выразились по отношению к танцору с ограниченными возможностями .

Несколько лет назад Женя потерял ногу после аварии. Но танцевать он не перестал (он участвовал в шоу «Танцы» на ТНТ). И пришел на «Минуту славы» : вместе с напарницей Аленой Щеневой они выполнили сложный танец и сорвали овации зала. Только вот жюри осталось не в восторге. (82) заявил: «Когда человек выходит, как вы, без ноги, то невозможно сказать нет. Нет защиты против этого – ну просто сил нет». А Рената вообще назвала его «человеком-ампутантом» и посоветовала Евгению выступать с пристегнутой ногой: «А может, вам эту, пристегнуть вторую, она же может не так очевидно отсутствовать». Сразу же разразился огромный скандал: зрители писали, что Литвинова и Познер должны немедленно покинуть шоу. Но вместо этого , который отсматривал программу и пустил ее в эфир.

История не прошла мимо не только телезрителей, но и звезд. Например, несколько дней назад по этому поводу высказалась .

«Я с опозданием, но посмотрела на это нищебродство душ! Ампутант?! Вы серьёзно?! Это на Первом?! То, что я увидела в эфире «Минуты славы» по отношению к Жене Смирнову и Виктории Стариковой, недопустимо!!! И потом мы удивляемся, почему в нашей стране людей с ограниченными возможностями за людей не считают?! Да потому что на Первом их ампутантами называют, унижают, и это норма, и всей стране это с гордостью показывают! Нет, не жалеть я призываю, а относиться как к равным! Посмотрите на этого парня, он талантлив, жизнелюбив и достоин уважения, в отличие от многих сидящих в жюри этого конкурса! СТЫДНО за всех: уважаемых Господ, у которых язык повернулся это вообще произнести, и тех, кто это выпустил в эфир!
И поэтому поддержу Женю Смирнова! Ты талантливый, невероятно харизматичный, сильный, твой танец всегда трогает душу! Я восхищаюсь тем, что ты делаешь! Впервые я увидела тебя в другом шоу и от чувственности танца я заплакала. Всегда буду тебе рада и с удовольствием пожала бы руку! Танцуй дальше и будь счастлив!», - написала телеведущая в своем Instagram.

А вчера вышел новый выпуск «Минуты славы» , на котором Литвинова и Познер извинились перед Евгением . Эксклюзивные ролики, которые не показали в эфире, сегодня опубликовал life.ru .

На сцене танцор объявил, что покидает шоу, так как теперь его не смогут оценивать объективно, на что Познер начал уговаривать его остаться.
«Уважая вас, как человека-профессионала в своей деятельности, я пожму вам руку, но, тем не менее, приму другое решение. В проекте я остаться не могу» - ответил на это Смирнов .

После в разговор вступила Литвинова , которая принесла извинения и сказала:

«Я отношусь к таким людям как к победителям. Я не хотела говорить какое-то другое слово и применила медицинский термин. Как режиссер, я увидела вас полноценным, поэтому дала вам такой совет. Вам нужно продолжать бороться»

Но, видимо, и эта речь не подействовала на танцора - Женя принял твердое решение, и судьи его в этом все-таки поддержали.

PEOPLETALК , чтобы расставить все точки над «i», тоже связался со звездами. Очень многие отказались «ввязываться в эту историю», однако нам удалось получить комментарии Екатерины Гордон , в клипе которой снимался Женя, и актрисы Анастасии Меськовой , которая всеми силами поддерживает людей с ограниченными возможностями.

Екатерина Гордон



«Я понимаю, о чем говорила Литвинова … Судить об искусстве, когда есть некое увечье, не совсем честно. Просто получилось это очень жестко и общество так же реактивно и жестко отреагировало. Женя снимался у меня в клипе, а позже, также эксплуатируя эту тему, работал и с Фадеевым (снимался в ролике у Наргиз). Именно потому, что я не хотела делать акцент на то, что у него одна нога, мы взяли в клип и других танцоров, а Фадеев отчаянно сделал ставку именно на болевую точку…
Я уважаю Женю за силу воли и считаю что он молодец, но полагаю, что всю жизнь эксплуатировать эту особенность не стоит».

«Я видела клип Наргиз несколько месяцев назад, и тогда еще сказала своему мужу: «Посмотри, какая прелесть, какие кайфовые ребята, как они здорово танцуют»
Да, действительно, Рената сказала странное слово, но у нас люди в принципе очень боятся инвалидности - я не люблю определение «люди с ограниченными возможностями». Я слежу за такими людьми, например, за Ксенией Безугловой («Мисс Мира-2013» среди девушек с инвалидностью) - она не может ходить, но продолжает жить активной жизнью. Есть еще м ой хороший знакомый Дима Игнатов , он телеведущий. К сожалению, у нас в стране очень пугаются этого, не знают, как себя вести. И это история как раз об этом. Мы только начинаем открыто признавать то, что есть такие люди, что они раздвигают собственные рамки и идут вперед. И это очень здорово. Мы не знаем, как их назвать, как к ним обращаться, не знаем, помогать им или нет (чтобы их не обидеть). И я за то, чтобы наконец-то люди с инвалидностью вышли из тени и продолжали делать то, что делают.
Что касается Жени, я вижу, с какой искренностью он делает то, что любит, и как он одухотворен. А протезы у нас стоят очень дорого - и не каждый может себе такое позволить. И то, это протез, с которым можно плавать и бегать, но вряд ли с ним можно танцевать. Танец - это сложный механизм, а какой должен быть механизм у электронной ноги?
Мне очень хочется, чтобы люди с инвалидностью не боялись, выступали и говорили о себе. И чтобы наше общество училось правильно принимать таких людей, учиться жить в равном обществе»

Мне очень интересно с вами провести это время. Вы лучше узнаете меня, а я - вас, - начала Рената свое выступление. - Можно я сегодня буду вашим учителем? Это к вопросу о том, для чего я это делаю. Мне очень это нравится. У учителей такая великая карма… Они всегда попадают в рай.

«Учениц» в зале собралось много - оказалось, что школьницы Ренату боготворят. Одна из них во время выступления внезапно забралась на сцену, чтобы подарить цветы, но, увидев актрису так близко, не справилась с эмоциями и начала плакать - горько, закрывая лицо руками, так что Ренате Литвиновой пришлось утешать ее на глазах всего зала.

Закончилась сцена тем, что девушка достала телефон и стала делать селфи с любимым режиссером. «Вы что, будете сейчас со мной фотографироваться?!» - удивилась Рената, но отказываться не стала, чтобы хоть как-то успокоить свою юную поклонницу и проводить ее со сцены.

После выступления Рената решила поближе познакомиться и с другими зрителями. Предложила им выйти к микрофону и задать несколько вопросов. В очередь начали выстраиваться все те же школьники, многие специально приехали на ее выступление из других городов.

Они хотели знать все о любимых художниках Ренаты, подняться на сцену и сфотографироваться (на этот раз Рената не разрешила), делали комплименты ее блестящему наряду («У вас такое платье красивое! Но и вы вся - красивая!»), спрашивали, стоит ли им заниматься театральным искусством, если они не уверены в себе. Одни честно признавались, что «окунулись в ее творчество недавно и пока только начали свое плавание», другие - что «любят ее с детства».

Поклонники постарше предлагали свою помощь в работе над новыми проектами («бес-плат-но!»), а одна девушка спросила, что ей нужно сделать, чтобы позавтракать вместе с Ренатой и Земфирой. «Зачем вам это нужно? Если вы хотите поесть, то зачем вам нужны еще два тела рядом?» - удивлялась Рената. «Я хочу получить доступ к этим «телам» и узнать их мнение о своей музыке», - настаивала композитор.

До этого в течение почти двух часов Рената рассказывала залу свою биографию, разбавленную забавными историями из жизни и кинонарезками. О том, как оставляла мужской плащ в коридоре, чтобы убедить гостей, что ее отец не ушел из семьи, а всего лишь ненадолго отлучился; об ухажерах своей матери, один из которых оказался свадебным аферистом; о коротком зеленом платье, спасшем ее от провала во время защиты диплома во ВГИКе; о знакомстве с Кирой Муратовой, о первых ролях, съемках «Последней сказки Риты» и творческом союзе с Земфирой; о том, что значит для нее патриотизм и почему Россия - это «территория страдания»…

Во время выступления вы назвали Россию «территорией страдания» - страной, созданной для того, чтобы здесь рождались великие произведения, которые способны войти в историю. Можно ли быть просто счастливым человеком на земле, которая создана для страдания?
- У меня есть такая версия, что там, наверху, кому-то все-таки интересно получать новые выдающиеся тексты, а от счастья, понимаете, не рождается искусства… Все равно человек творческий - это, прежде всего, человек страдающий. Уверяю вас, что если вы счастливы, у вас никогда не возникнет желание сесть и написать какую-то великую трагедию. Но и здесь счастье, конечно, есть: нельзя мою метафору о великих русских писателях и поэтах превратить в критику. Я люблю свою родину и русский язык, я здесь живу, работаю и никуда не уезжаю. И тоже пишу свои тексты. Например, сейчас написала пьесу для МХТ им. Чехова «Северный ветер» и готовлю его к постановке как режиссер.

- Как-то вы сказали, что Россию для вас олицетворяют красивые женщины. Это по-прежнему так?
- Мне кажется, что да. Мы - очень женская страна. В России всегда на главных постах мужчины, но страной все равно правит женская сила. Ну и нас больше. У нас же такой большой демографический перекос! И, в конце концов, с нами нужно считаться…

- Как бы вы описали русских женщин?
- У нас такие потрясающие женщины! В России женщины очень сильные, очень красивые, очень добрые. Женщины, которые готовы тянуть за трех, за четырех, за пятерых - если надо. Пока не упадут. Это жертвенность, которая присуща только русской женщине. Это отличает ее [от всех остальных]. В этом, конечно, ее величие и, может быть, ошибка… Она может быть и в положительном, и в отрицательном смысле исключительной.

- Может ли женщина когда-нибудь возглавить страну?
- Наверное, мы к этому еще исторически не пришли. Даже в Америке не избрали женщину…
На самом деле я, конечно, за женщин, но это очень сложный путь. Чтобы здесь [в России] женщине возглавлять… Что такое женщина? Все равно она зависима от связей «муж - семья - дети». Это очень сложный процесс, и он не может быть так просто решен. Это должно прийти и усвоиться с кровью.

- Почему вы согласились войти в состав жюри шоу «Минута славы»?
- Я согласилась туда пойти, потому что мне это было интересно: мы договорились с Владимиром Владимировичем Познером, что если он туда пойдет, то я тоже пойду.

- Насколько вам интересно то, что там происходит?
- На записях программы я вижу то, что называется Россией, все наши территории.
И мне очень интересно на них смотреть. Там есть выдающиеся совершенно номера, потрясающие, удивительные люди…

Ваша реакция на выступления девочки из Нижнего Тагила Вики Стариковой вызвала много обсуждений в Сети. Сейчас, когда прошло время, вы все еще чувствуете тот «внутренний протест »?
- Есть такие случаи, когда амбиции родителей движут ими, и это какое-то дьявольское дело. Потому что если ребенок получил отказ, то это может нанести ему несокрушимую травму. Я считаю, что этого не надо делать. Это какая-то большая ошибка родителей, которую они делают ради своей гордыни. И, конечно, я против гордыни родителей, которые приводят своих маленьких, беззащитных детей для того, чтобы потешить свое [самолюбие]. Ребенок должен окрепнуть, он должен прийти к этому. Нельзя его тащить на жестокий конкурс, какие бы мотивы ими ни двигали, его нужно беречь, потому что это еще юное существо. С другой стороны, есть в шоу, например, цирковые артисты, которые достаточно рано начинают свою карьеру. Есть исключения, но это исключение.

Вы проголосовали за то, чтобы танцор Евгений Смирнов участвовал в проекте и дальше, когда казалось, что вы против, чтобы он выступал на шоу…
- Когда приходят люди, у которых волею судеб… у человека нет ноги… Я считаю их победителями. Это очень мужественные, потрясающие люди. Я не понимаю, как им можно участвовать в конкурсе, ведь они уже победили. Они вышли победителями над всей этой вопиющей ситуацией в нашей стране с людьми с ограниченными возможностями… Во всех смыслах. Вы не представляете, какая это боль-преболь. И если человек все это победил и оказался на этом шоу… Я просто сразу присуждаю ему первое место! Для меня это такая боль - оценивать или не оценивать его.

Некоторые восприняли мои слова так, будто я не пускаю людей с ограниченными возможностями участвовать в конкурсе, а я, наоборот, ставлю их на первое место. Это именно герои-победители. Я не понимаю, как их можно судить - это несправедливо. То, что сделали они, невозможно вставить ни в какой конкурс. Настолько они выше всего этого. Поэтому, если вам нужно мое мнение, то эти люди у меня на первом месте.

Вчера мы рассказали об инциденте в популярном шоу Первого канала: строгое жюри ополчилось на 8-летнюю Вику Старикову , которая, по их мнению, просто не имела права петь такую взрослую песню Земфиры. Ребенку пришлось услышать о себе такое, что слезам не было конца. Правы ли были Владимир Познер , Рената Литвинова и Сергей Юрский? Мы продолжаем дискуссию.Выходит девочка. Ей восемь лет. Приехала из Нижнего Тагила . И поет «Жить в твоей голове » Земфиры.

Поет неровно.

Есть разные девочки в мире: одни выходят, ухают и работают как немецкая машина, другие трясутся, грызут ногти, но на сцене забывают обо всем, третьи веселятся, прикалываются и воспринимают все как игру, четвертые не уверены в себе. Таких большинство. Девочка Виктория из таких.

Малышка ошибается, потом разгоняется и выдает в целом довольно неплохой кавер. Свой. С помарками, но честный и порой действительно талантливый.

Вика из Нижнего Тагила спела песню Земфиры «Жить в твоей голове».Фото: Первый канал

И тут ее начинают топтать.

Первым встает Юрский.

Я бы мечтал, чтобы вы написали эту песню, - обратился актер к девочке, имея в виду песню Земфиры, написанную ею в 35 лет. - Чувствую оригинальность в исполнении. Это не подражание. Но, кланяясь вам, боюсь, что на следующем туре от вас потребуют другую песню спеть. Или сочинить самой, чего вы сегодня не предъявили. Торопиться не надо. Вот вы и случились на большой сцене. Началось! И пусть это не будет бегом. Пусть это будет нормальный рост.

И жмет на красную кнопку - домой.

Девочка начинает плакать.

Виктория Старикова Жить в твоей голове. Минута славы. Фрагмент выпуска от 25.02.2017.

Продолжает Рената Литвинова, которую во время песни Земфиры, конечно, давали крупно. Ее задело, что девочка:

а) не знает песен Земфиры;

б) не понимает, о чем песня;

в) на запрещенный прием подговорили родители.

В чем он запрещенный? Родители, помня о дружбе Земфиры и Ренаты, решили надоумить ребенка спеть именно это, чтобы Литвинову разжалобить?


Рената Литвинова не оценила исполнение песни своей подруги ребёнком.Фото: Первый канал

Добивает Владимир Познер, который считает, что непозволительно на убой выпускать бездарное дитя, только чтобы потешить родительское тщеславие.

Единственным адекватом оказался Светлаков, попытавшийся остановить безумие и спасти ребенка.

Я пересматривал и пересматривал это видео. И не мог понять: как можно быть такими черствыми, деревянными и бессердечными истуканами? Зачем вообще их туда посадили? Юрский родился в 1935 году, он не знает ни песен Земфиры, ни «Сплина», ни рэперов, которые приходят в проект. Зачем ставить его в неловкое положение?

По каким таким профессиональным критериям зарубили маленькую? Режиссер Литвинова или телеведущий Познер услыхали брак в верхнем регистре или поняли, что девочка тесситуру не удержала? Люди, до этого с радостью пропустившие в проект профессиональных акробатов, профессиональных эквилибристов, профессионального фокусника, профессиональных танцоров, профессиональных гимнастов. Зачем? Кому на них интересно смотреть? Мы в цирке Запашных на кастинге?

Да и как такое вообще возможно в принципе: ребенок плачет, а его размеренно закатывают в асфальт с пристрастием. Вы что, товарищи? Это шоу. Пусть все было неидеально. Она старалась, она почти все попала, аккомпанировала сама себе, следила за руками. Что усложняет задачу вдвое.


Владимир Познер.Фото: Первый канал

Владимир Владимирович Познер и Сергей Юрьевич Юрский так любят вспоминать цензуру и худсоветы, погубившие сонмы талантов в СССР .

Когда вундеркинды выходят на сцену, уже понятно, что они великие , - объяснил Познер.

Ничего, что Ирина Архипова (великая оперная певица. - Ред.) в 23 года пришла в консерваторию? Монтгомери (джазовый гитарист. - Ред.) начал играть на гитаре в 20. Хачатурян учился на физмате и до 19 лет только слышал про музыку.

Восемь лет человеку. Восемь. В этом возрасте еще ничего нельзя понять - случилось, не случилось. Ушастенькое чудо с косой. Спела неровно, но искренне, довольно чисто на припевах, оригинально, не копировала, вложила туда все свое маленькое сердечко.

В итоге ребенка вынудили бросать монетку (!!!), чтобы определить, остается она дальше или нет, потому что двое судей - за, двое - против. Средневековая дикость и унижение. Лучше бы сразу револьвер выдали с одной пулей - чего мелочиться.

И, главное, ни один мускул не дрогнул на их лицах, когда ребенок плакал. Только Светлаков, как медведь в клетке, маялся маятником от Литвиновой к Юрскому.

Творческие личности, тонкие натуры, все понятно.

Я пою эту песню о том, что, если ты любишь человека, не надо его обижать, - распиналась перед ними виноватая Вика на сцене.

Разве можно точнее выразиться?

Ей восемь.

МНЕНИЕ

Не калечьте деток славой

Наталья ВАРСЕГОВА

Наша девятилетняя Ксюша мечтает попасть на «Голос. Дети». Смотрит шоу и видит себя на сцене, красивую, звучную и успешную. Больших родительских трудов стоит объяснять чаду , что все это пустое тщеславие. Глядите все, ах, я какая! – это путь к душевной погибели. Красоваться, кривляться для развлечения публики дело низкое для порядочного ребенка. (Таково наше с мужем мнение. Возражения рассмотрим.) ()

МЕЖДУ ТЕМ

Мама плачущей девочки на «Минуте славы»: «Я не понимаю, за что меня ругать?»

Родители Вики Стариковой впервые объясняют, зачем отправили ребенка на конкурс и почему их малышка расплакалась на сцене ()

Литвинова, которая была членом жюри шоу, посоветовала одноногому участнику программы Евгению Смирнову , исполнившему танец, «пристегнуть» конечность, чтобы не эксплуатировать тему инвалидности. Когда другой член жюри - Владимир Познер - высказался против участия Смирнова в программе, Литвинова сказала, что трудное положение «людей-ампутантов» в России - главная причина, по которой молодой человек должен остаться в проекте. «А может быть, вам пристегнуть вторую. Она же может не так очевидно отсутствовать. Чтобы не эксплуатировать эту тему», - предложила она.

Публикация от Elena Letuchaya-Anashenkova (@elenapegas) Мар 9 2017 в 12:15 PST

Летучая назвала поведение членов жюри «нищебродством душ». «Ампутант?! Вы серьезно?! Это на „Первом“?! То, что я увидела в эфире „Минуты славы“ по отношению к Жене Смирнову и Виктории Стариковой, недопустимо! И потом мы удивляемся, почему в нашей стране людей с ограниченными возможностями за людей не считают?! Да потому что на „Первом“ их ампутантами называют, унижают, и это норма, и всей стране это с гордостью показывают! Нет, не жалеть я призываю, а относиться как к равным!» - написала Летучая, добавив, что «талантливый и жизнелюбивый» Евгений Смирнова «достоин уважения в отличие от многих сидящих в жюри этого конкурса».