Требования по истории зарубежной музыки.

 Требования по истории зарубежной музыки.
Требования по истории зарубежной музыки.

Истоки музыкальной культуры Венгрии - в её богатом музыкальном фольклоре. Становление и развитие В. м. определяла сложная, противоречивая взаимосвязь её древней вост. основы, выражающейся в мелодике гомофонного склада, пентатонике, богатой мелизматике и свободных ритмах, и более поздних западных влияний. Борьба этих противоречивых начал и преобладание в разл. историч. периоды то нац., то зап.-европ. традиций нашли отражение в истории развития В. м.

Как и вост. музыка, нар. В. м. трудно поддаётся точной нотации, поэтому в течение столетий не могла быть осуществлена её правильная запись. В венг. муз. фольклоре можно выделить определённые типы мелодий, существующие в виде многочисленных вариантов устной традиции. Исследования тюрко-восточной музыки показали, что структура и система изложения нек-рых мелодий нар. В. м. в её наиболее древних пластах тесно связаны с муз. традициями тюркских народов и родственных им этнических групп Вост. Европы. Следы этой древней муз. культуры обнаруживаются на всём пространстве от Дуная до Жёлтого моря и соответствуют пути передвижения тюрков начиная со времени миграции народов (4 в.). По всей этой территории можно проследить наличие неск. общих типов мелодий в разл. вариантах; для песен венгров, марийцев, чувашей, народов ханты и манси, калмыков и монголов характерна одинаковая ритмическая структура, иногда одинаковое количество слогов в тексте; общим является и повторение той же мелодии в более низком регистре и др. Другой тип нар. мелодий, более сложных по форме, связан отчасти с музыкальным фольклором угро-финских народов, отчасти со староевроп. музыкальными традициями (они типичны для детских, игровых нар. песен и др.). Эта, "европейская", группа мелодий отличается от первой - пентатонной - по структуре (преобладание пентахордного звукоряда) и в ладовом отношении (мажоро-минор).

Первые сведения о венг. нар. музыкантах-сказителях, т.н. игрицах, относятся к 10 в. (название "игриц" указывает на древние венг. связи со слав. культурой). Они исполняли эпические песни. С принятием христианства (10 в.) и распространением в Венгрии григорианского пения усилилось влияние на В. м. церковных ладов (фригийский, эолийский, миксолидийский). Григорианский хорал проникал в В. м. через монастырские школы, в к-рых его изучали наряду с переведёнными на венгерский язык латинскими гимнами. Самые древние (около 11 в.) музыкальные записи воспроизводят мелодии римских требников. Затем стали появляться и оригинальные культовые песнопения.

Ок. сер. 13 в. анонимный венг. поэт перевёл на венг. яз. т.н. "Плач Марии" франц. поэта Ж. де Бретея, подтекстовав венг. стихи к мелодии лат. оригинала, что свидетельствовало о расширении связей венг. культуры с западной. Проникновению зап. влияний способствовало иск-во менестрелей, от к-рых игрицы заимствовали сюжеты и манеру исп. Содержание их песен в 13-14 вв. было гл. обр. светским; в них воспевались подвиги рыцарей и королей, реже сюжетами песен служили библейские легенды или совр. события. Через венг. игрицов и странствующих менестрелей осуществлялись связи венг. двора с придв. культурой Франции, Польши и др. стран. Во 2-й пол. 15 в. двор короля Матьяша в Буде, славившийся высокой муз. культурой, привлекал выдающихся музыкантов из Фландрии, Италии, Германии и Франции. Странствующие музыканты способствовали усвоению и перенесению на венг. почву зап.-европ. сюжетов (подвиги Неистового Роланда и др.).

Разнообразнее становится и венгерский музыкальный инструментарий; среди народных инструментов наиболее древние рог и фуруйя. С 14 в. игрицы в качестве аккомпанирующего инструмента применяли скрипку, лютню и кобоз (позднее, в 16-17 вв., стал одним из самых популярных венг. инструментов).

С 15 в. в связи с общим процессом классовой дифференциации усиливаются противоречия между придв. и нар. иск-вом. Игрицы превратились в странствующих скоморохов, к-рых, как и повсюду в Европе, преследовала церковь. В то же время из среды менестрелей выделились лютнисты, ставшие придв. музыкантами. Среди них были и высокопроф. исполнители. В 16 в. возникают исторические песни эпического склада, отличавшиеся большим разнообразием форм и мелодическим богатством. Их мелодика характеризуется двумя типами - речитативно-импровизационным:

и танцевальным:

Османское иго (сер. 15 - нач. 16 вв.) надолго затормозило развитие нац. В. м. и нарушило её связи с др. европейскими странами. Однако и в этих условиях иск-во Венгрии продолжало обогащаться. В 1536-38 А. Фаркаш и в 1554 Ш. Тиноди издали свои первые светские муз. произв. - сборники сказаний и песен на историч. сюжеты ("Хроники") с текстами на венг. яз. Лютнист Тиноди, к-рый был и исполнителем своих песен, странствуя, собирал материал для "Хроник" и сочинял мелодии к своим стихам; другие певцы пели собств. стихи на уже существующие мелодии. Независимо от того, являлась ли мелодия оригинальной или заимствованной, текст всегда был подчинён музыке, и популярность песни зависела от качества мелодии.

В 16 в. усиливаются зап.-европ. влияния. Наступает подъём проф. муз. иск-ва. Венг. музыканты, обучавшиеся в Италии, Франции, Польше и в др. странах гуманистич. культуры, знакомились с новой музыкой, с её богатым мелодизмом и развитой метрикой. С др. стороны, значительным было влияние протестантского хорала, утверждавшегося деятелями Реформации. На первом этапе развития венг. проф. иск-ва не существовало строгих границ между "духовным" и "мирским", религ. и нар. стилями. Реформация и позднее контрреформация санкционировали пение в церкви на родном яз. Издаются венг. градуалы, сохранявшие старые литургич. мелодии, и переработанные из сборников католич. хоров протестантские песенники, т.н. "хваления". Становится популярной духовная нар. песня, тесно связанная с исторической и сформировавшаяся под влиянием зап. религ. песенной культуры: в сер. 16 в. в В. м. проникают гимны чеш. гуситов, нем. протестантские духовные песни, франц. гугенотский псалтырь. Новые песни были популярнее псалмов, и католики, поняв их пропагандистскую силу, издали сб. венг. духовных песен "Cantus Catholici", завершающий период венг. муз. контрреформации.

Дальнейший этап в развитии В. м. (кон. 16 - нач. 17 вв.) определило появление любовной лирич. песни, т.н. цветочной. "Цветочные" песни, обладавшие более утончённой мелодикой и более гибкими ритмами (сохранились в устной традиции в венгерской деревне и были записаны З. Кодаем), требовали более совершенного сопровождения и способствовали развитию инструментальной музыки. С ними связано появление в Венгрии вёрджинела. В эту эпоху очагами культурной жизни становятся аристократические резиденции, обычно расположенные в горных местностях и менее пострадавшие от османских завоевателей (р-н Верхней Венгрии и Трансильвании). В домах знати создавались разл. оркестровые ансамбли (неизменно с большим количеством трубачей), участвовавшие в домашних, а также придв. и воен. празднествах. "Цветочные" песни часто исполнялись под аккомпанемент подобных ансамблей или в инстр. транскрипции. В аристократич. среде наряду с вёрджинелом была популярна труба, в городской - лютня. Из гор. музыкантов вышли выдающиеся лютнисты - братья Нёйзидлер из Пожони и виртуоз-лютнист и композитор Б. Бакфарк, работавший во мн. европ. странах и издавший 2 сб-ка пьес для лютни (1553 и 1565). На вёрджинеле исполнялись транскрипции песен, танцевальная музыка (с большим количеством мелизмов) и небольшие пьесы, объединённые иногда в сюиты танц.-игрового характера. К 17 в. сформировались жанры т.н. венгерских танцев. Под влиянием венг. музыкантов иностр. композиторы конца 16 - нач. 17 вв. писали танц. пьесы "в венгерском духе". Сб-ки произв. вёрд-жинельной музыки 17 в. свидетельствуют о том, что венг. музыкантам была известна и итал. монодия, и нем. полифония. К 70-м гг. 17 в. относятся сб-к Я. Кайони (органист и строитель органов), записавшего нар. танц. мелодии знаками органной табулатуры, а также анонимный сборник, содержащий 17 "цветочных" песен в примитивной транскрипции для вёрджинела.

В конце 17 в. появились первые образцы оригинальной венг. музыки в форме литаний и частей мессы. Большую ценность представляет сб. "Небесная гармония" ("Harmonia Caelestis") герцога П. Эстерхази (изд. 1711, Вена), содержащий 55 одночастных духовных концертов, написанных на лат. тексты для голоса и разл. инструментов, а также для хора с оркестром. П. Эстерхази сочетал зап.-европ. влияния с традициями венг. хорала и нар. В. м. (мелодика, тематизм), что было характерно для В. м. рубежа 17-18 вв. В это время в Венгрии началось интенсивное развитие гор. концертной жизни. Мн. венг. магнаты содержали домашние инстр. и хор. капеллы (одной из таких капелл, принадлежавшей наследникам П. Эстерхази, ок. 30 лет руководил Й. Гайдн). Зарождается венг. опера. Первое муз.-сценич. произв. на венг. текст - муз. комедия Й. Чуди "Принц Пикко и Ютка Пержи" ("Pikkу hertzeg йs Jutka Perzsi", Буда, 1793).

Освобождённая от османского ига страна попала в нач. 18 в. под власть Габсбургов. Следствием этого было усиление зап. влияний в В. м. Во дворцах венг. знати исполнялась венская и итал. музыка, в В. м. проникают ритмы итал. гальярды и мелодич. украшения, свойственные зап.-европ. музыке 18 в., развиваются элементы мажоро-минорного лада. В городах Пожони (ныне Братислава, Словакия) и Кишмартоне (ныне Эйзенштадт, Австрия) открылись т-ры, к-рые ставили гл. обр. оперы В. Моцарта, Л. Бетховена, позднее - К. М. Вебера в исп. нем. артистов. Центрами нац. муз. культуры стали протестантские коллегиумы в городах Шарошпатак, Дебрецен, Папа, Секейудвархей и др., культивировавшие нар. В. м., особенно вокальную. Здесь получило развитие многогол. хор. пение. Появляются четырёхгол. и восьмигол. обработки венг. нар. студенческих и др. популярных песен. Преподаватель Дебреценского коллегиума Д. Мароти издал на венгерском яз. четырёхголосный франц. псалтырь Гудимеля. В дальнейшем венг. хор. музыка приближается к таким формам зап.-европ. полифонии, как органум и фобурдон, но при этом песенная мелодика усложняется, приобретает большую ритмич. гибкость. Вместе с тем среди студенчества получают распространение новые виды крестьянской, гл. обр. лирической, одногол. песни, сложившиеся в венг. деревне в конце 18 в. Для этих песен характерно преобладание натуральных ладов (дорийского, миксолидийского и др.), чёткость ритма. В студенч. песенниках, т.н. "мелодариумах" 18-19 вв., содержащих примитивные нотные записи, наряду с многогол. обр. сохранились и образцы одногол. песни. Они встречаются, напр., в сб. "450 песен" А. Палоци-Хорвата (1813) - первого собирателя нар. венг. песен. Со 2-й пол. 18 в. происходил процесс вытеснения старинной венг. мелодики новым фольклором и т.н. песней в народном стиле проф. композиторов. Новые нар. песни включали элементы песен куруцев (участников крестьянских восстаний и освободит. движения против Габсбургов, возглавлявшегося Ракоци, 1703-11). Старинные мелодии, осн. на пентатонике или церковных ладах, сменялись мелодиями мажорного и минорного ладов. Об этом процессе свидетельствовали песни (анонимные), создававшиеся в среде мелкого дворянства. Другое направление В. м. представлено в творчестве композиторов зап. ориентации, полностью отошедших от нац. истоков. "Западная школа", созданная И. Месарошем и Ф. Вершеги, имела многочисл. сторонников. Отражая вкусы широких слолв гор. населения, они популяризировали новые венские песни, подтекстовывали к ним венг. слова или создавали оригин. песни в духе нем. и итал. мелодий галантного стиля. Песни в стиле нем. Lied были популярны вплоть до 2-й пол. 19 в. Попытки Вершеги приспособить венг. стихи к зап. мелодиям оказывались несостоятельными из-за несоответствия нем. и итал. просодии законам ударения в венг. яз. Столь же бесплодным оказалось стремление венг. последователей Й. Гайдна и др. представителей венской классической школы сочетать ямбич. ритм мелодий с венг. текстами.

Формирование нар. венг. муз. стиля связано с появлением в конце 18 в. вербункоша. Вербункош возник как искусство странствующих музыкантов-цыган. С вербункошем связана "венгерская гамма" с двумя увеличенными секундами. Распространявшийся цыганскими оркестрами вербункош в их исполнении, отличавшемся свободой темпов и ритма, блеском импровизационных украшений, вскоре сделался достоянием и аристократической, и городской культуры. Создатели венгерской танцевальной музыки - получивший европейскую известность скрипач и композитор Я. Бихари, к-рому вербункош гл. обр. обязан своей популярностью, скрипач-композитор Я. Лавотта, автор программно-циклич. произведений, и А. Чермак, автор танцев для камерного ансамбля и основоположник камерной В. м. Стиль вербункоша стал в 19 в. признанным муз. языком венг. романтизма. К сep. 19 в. влияние вербункоша проявилось во всех жанрах В. м. - в нац. романтич. опере, симф., камерно-вок. и песенно-хор. музыке. На основе разработки характерных элементов вербункоша была создана венгерская опера - "Бегство Белы" ("Bйla futбsa", 1822) Й. Рузички, затем его же "Кемень Шимон" ("Kemйny Simon", ок. 1822). Популярность приобрели также "Аурелия" ("Aurelia oder das Weib am Konradstein", 1837) и "Хитрость" ("Сsе1", 1839) А. Бартая и "Искатель клада из Вишеграда" ("Visegrбdi Kincskeresцk") M. Рожавёльди. Эти оперы представляли собой смешение разл. муз. стилей: лирич. эпизоды написаны в стиле итал. и венск. оперной музыки, героические - в характере вербункоша.


Трансильванский вербункош.

Дальнейшее развитие вербункоша привело к возникновению т.н. быстрого вербункоша, позднее превратившегося в чардаш. В 1840-х гг. чардаш был использован М. Рожавёльди в его танц. сюитах и т. о. проник в инстр. музыку. В нац. романтич. оперу вербункош ввёл её создатель Ф. Эркель, в симф. и фп. произв. - Ф. Лист и М. Мошоньи, в песенно-хор. музыку нар. склада - Б. Эгрешши. В романтич. операх Ф. Эркеля "Ласло Хуньяди" ("Hunyadi Lаszlу", 1844), "Банк бан" ("Bаnk bаn", 1861) и "Дьёрдь Дожа" ("Dуzsa Gyцrgy", 1867), написанных на героич. сюжеты из истории нац.-освободит. движения, нашли отражение идеи борьбы за нац. независимость.

Вербункош сыграл важную роль и в зап.-европ. музыке: он использован в произведениях Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, К. М. Вебера, позднее - И. Брамса.

Важное значение для развития нац. В. м. имела деятельность Ф. Листа. Хотя Лист провёл б. ч. жизни вне Венгрии, в своём творчестве он постоянно возвращался к воплощению венг. тематики и нац. муз. материала, никогда не теряя связи с родиной. Нац. тематика получила отражение в его 19 венг. рапсодиях (1847-85), созданных на основе вербункоша и песенных тем в нар. стиле, в "Героическом марше в венгерском стиле" ("Heroischer Marsch im ungarischen Stil", 1840) для фп., в симф. поэме "Венгрия" (1854), в "Венгерской коронационной мессе" ("Koronбzбsi mise", 1867) для солистов, хора и оркестра и особенно в поздних произв. для фп. - "Венгерские портреты" ("Historische ungarische Bildnisse"; на венг. яз. - "Magyar tцrtйnelmi arckйpek", 1885), где Лист даёт муз. психологич. характеристики выдающихся деятелей венг. культуры - Ш. Петёфи, М. Вёрёшмарти, Мошоньи и др., в пьесе "Воспоминания вызывают слёзы" ("Sunt lacrimae rerum") из цикла "Годы странствий" ("Annйes de pйlerinage", 1836-77), "Упрямом чардаше" ("Csбrdбs obstinй", 1884) и "Мрачном чардаше" ("Csбrdбs macabre", 1882). Для крестьянского песенного об-ва Лист написал хор "Песнь воодушевления" ("A lelkesedйs dala", 1871), в к-ром использованы элементы нар. В. м.

На венг. материале основаны также произв. Мошоньи, создававшиеся в период расцвета позднего вербункоша, - "Траурные мелодии на смерть Сеченьи" ("Gyбszhangok Szйchйnyi Istvбn halбlбra", 1860), "Торжественная увертюра" ("Ьnnepi zenй", 1860), "Праздник очищения венгров на реке Унг" ("A magyarok tisztulбsi ьnnepйlye az Ung vizйnйl", 1860) и др.

Если романтики Эркель, Лист и Мошоньи стремились к слиянию зап.-европ. и нац. венг. муз. культур, то мн. композиторы нового поколения, культивируя жанры "венгерских фантазий" и "цыганских транскрипций", придерживались всецело зап. ориентации и писали гл. обр. салонную музыку. Присущая венг. муз. культуре двойственность обозначилась ещё резче. В столице и др. крупных городах Венгрии признавали лишь зап. музыку, в провинции же - только нар. песни и чардаш. В то же время Д. Майор и М. Вавринец (автор театр. и симф. музыки), ученики Листа Г. Зичи и X. Гобби, ученик Мошоньи Я. Вег стремились продолжать традиции венг. романтиков. Для венг. муз. культуры кон. 19 в. имела важное значение деятельность К. Абраньи, основателя первого венг. муз. журнала "Zenйszeti Lapok" (до 1876 его ред.).

Среди венгерских композиторов в кон. 19 в. известность приобрели: К. Гольдмарк, внёсший в В. м. традиции поздней романтич. нем. оперы ("Царица Савская" ("Die Kцnigin von Saba", Вена, 1875) и "Мерлин" (1886)); Э. Михалович, оперы к-рого "Элиана" (1885-1887) и "Толди" (1888-90) написаны под сильным влиянием Р. Вагнера; Ё. Хубаи, скрипач и композитор, автор "Петёфи-симфонии" (1925), оперы "Анна Каренина" (1923) и ряда скрипич. пьес; в его творчестве ощутимы традиции франц., бельг. и нем. инстр. музыки (гл. обр. Ж. Массне и А. Вьётана). Все эти композиторы эклектически следовали зап.-европ. традициям своего времени, разрабатывая главным образом популярные жанры.

Важное значение имела организация в столице крупных муз. учреждений. В 1875 в Будапеште открылась Академия музыки (президент Ф. Лист, директор Ф. Эркель). Наряду с Нац. консерваторией (осн. 1840), Филармонич. об-вом (осн. 1853) и Национальным театром (осн. 1837) Академия музыки стала центром венгерской музыкальной культуры. Здесь формировалось венгерское исполнительское иск-во. Преподавателями были мн. иностранные музыканты - немцы В. Херцфельд (с 1888) и Я. Кёслер (с 1882), а также чех Д. Поппер (с 1886); в то же время композиторы и педагоги, уроженцы Венгрии - Й. Иоахим, Г. Рихтер, А. Никиш и Л. Ауэр - несли достижения венгерской исполнит. школы в др. страны. Среди венг. композиторов нач. 20 в. Э. Дохнаньи ближе других стоял к национальному муз. иск-ву. В своих произв. он пытался возродить романтич. традиции (симфония, оркестровая сюита "Ruralia Hungarica" 1924, сценич., хоровые, камерные и фп. произв.).

У широких демократич. кругов большим успехом в этот период пользовались нар. представления типа муз. комедии - особый вид венг. муз. т-ра. Их музыка состояла из популярных песен Й. Сердахейи и К. Шимонни. Мировую известность приобрела венг. оперетта. Её создатели - Ф. Легар, сочетавший сентимент. мелодраму с буффонадой и каскадной танцевальностью, и И. Кальман, внёсший в оперетту элементы венг. песенно-танц. мелодики. Пробуждение интереса к нар. творчеству отражало нарастание нац.-демократич. тенденций в прогрессивных кругах венг. об-ва, на к-рые большое влияние оказали революц. события 1905 в России. Новое поколение венг. музыкантов относилось к нар. иск-ву как к основе нац. муз. стиля. Важнейшее значение для формирования новой В. м. имели фольк-лорно-этнографич. исследования композиторов Б. Бартока и З. Кодая, опубликовавших сб-ки записей венг. нар. песен (1905). Обращаясь к крестьянским песням, сохранившим древние мелодии, Барток органически сочетал в своём творчестве своеобразие вост. музыки (кроме венг., он изучал турецкий и арабский фольклор) с использованием совр. зап.-европ. композиторской техники; на этой основе он создал произв. новаторского характера, обогатившие мировую муз. культуру новым содержанием и выразит. средствами. Барток оказал сильное влияние на совр. венг. музыку и композиторские школы др. стран. З. Кодай, как и Барток, стремился к обновлению муз. языка вок. жанров крупных форм, к драматич. раскрытию нар. песни в опере ("Хари Янош", 1926). Возродив венг. нар. песню, Барток и Кодай сделали её достоянием нац. и мировой муз. культуры.

После освобождения Венгрии от фашистской оккупации в 1945 перед муз. деятелями встал ряд организац. задач, связанных с общим подъёмом нац. демократич. иск-ва. Был создан Союз венг. муз. деятелей (1949), учреждены нац. и междунар. муз. конкурсы. В ряде городов организованы средние муз. уч. заведения, муз. школы, оперные т-ры, симф. оркестры и хоры. В репертуаре Венгерского оперного т-ра (осн. 1837, Пешт, с 1840 - Нац. т-р, до 1884 ставились драм. и оперные спектакли) наряду с операми Ф. Эркеля, З. Кодая и др. венг. композиторов - произв. европ. классиков, совр. венг. и сов. композиторов.

Новая, демократич. эпоха отражена в творчестве композиторов, деятельность к-рых в полной мере развернулась в 30-40-е гг., а также поколения музыкантов, выдвинувшихся в 1950-60-е гг. Среди совр. венгерских композиторов: Ф. Сабо (ум. в 1969; историч. триптих "Лудаш Мати", "Напоминание", "Восстало море" - "Ludas Matyi", "Emйkeztetц", "Fцltбmadott a tenger", 1950-55, и др.), П. Кадоша (опера "Приключение в Хусте" - "Huszti kaland", 1950, произв. для фп., для оркестра и др.), И. Селеньи (оратории "Спартак", 1960, и "10 дней, которые потрясли мир" - "Tiz nар, amely megrengette a vilagot", 1962, камерные ансамбли и др.), Д. Ранки (оперетты, балет, кантата "1945", 1966, музыка для драм. т-ра и кино и др.), Б. Тардош (хор. сюита "Горькие годы" - "Keserь esztendцk", 1959, симфония "Памяти жертв фашизма" - "A fasizmus бldozбtai emlнkere", 1960, квартеты и др.), Ф. Фаркаш (кантата "Cantus Pannonicus", 1959, и др.), Э. Сервански (оратория, посв. Освенциму, инстр. концерты, орк. произв., хоры и др.), Р. Марош (серенада для трио духовых, 5 этюдов для оркестра, 1960, 3 "Эвфонии" - "Eufonia", 1963-65, и др.), А. Михай (опера "Вместе или в одиночестве" - "Egyьtt йs egyedьl", 1965, симфонии, камерные ансамбли и др.), И. Шаркёзи (муз. комедия "Женщины села Селиште", 1951, кантата "Песни Юлии" - "Julia-Enekek", 1957, симф. музыка и др.), Т. Шараи (балет "Витязь Янош" - "Jбnos vitйz", 1957, оратория "Вариации на тему о мире"), Д. Куртаг (камерные ансамбли, произв. для фп. и др.), К. Лендваи ("4 призыва для оркестра", 1966, камерные ансамбли, хоры, массовые песни и др.), Э. Петрович (оперы "C"est la guerre", 1962, "Лисистрата", 1962, симф. и камерные произв. и др.), Ш. Соколаи (опера по драме Г. Лорки "Кровавая свадьба" - "Vйrnasz", 1964, оратории и др.), Ж. Дурко ("Венгерская рапсодия", 1964, скрипич. концерт, 1964, "Венгерские украшения", 1966, и др.) и мн. др.

Среди современных венгерских музыкантов - дирижёры Э. Араньи, Я. Ференчик, Я. Шомоди, А. Короди; пианистка А. Фишер; скрипачи Ж. Сигети (ум. в 1973), Д. Ковач, В. Татраи, Е. Араньи, З. Секей; артисты оперы и оперетты А. Фараго, Р. Илошфальви, Д. Мелиш, Й. Рети, Э. Хази, М. Ласло, Ю. Орос, О. Сени, Р. Ратоньи, А. Бакшаи, П. Кертес, X. Хонти, Э. Галамбош и др.; музыковеды и муз. критики Б. Сабольчи (ум. в 1973), А. Мольнар, И. Уйфалушши, Я. Мароти, Я. Бройер.

В Венгрии издаются муз. журналы "Muzsika" (с 1958), "A Magyar Zene" (с 1960). Центром муз. культуры страны является Будапешт, где работают Высшая муз. школа им. Ф. Листа, Консерватория им. Белы Бартока (училище), Венгерский оперный театр, Столичный театр оперетты. Работают оперные т-ры в городах Печ, Сегед, Дебрецен, Мишкольц, симф. оркестры, в т. ч. ведущие - Венг. гос. симф. оркестр, оркестр Венг. филармонии, симф. оркестр MБV (железнодорожников). Симф. оркестры имеются в гг. Дьёр, Сомбатхей, Веспрем Сегед, Дебрецен, Мишкольц. В областных центрах работают ансамбли нар. танца и музыки. С успехом выступают в Венгрии и за рубежом Гос. ансамбль нар. танца, танц. ансамбль "Будапешт" и др. профессиональные и самодеят. коллективы. Большое значение имеет хор. самодеятельность. Хорами на предприятиях, в школах руководят Нац. совет хоров и Союз венг. муз. деятелей; в 1953 создан отдел народной музыки при Венг. АН (в его ведении - собирание и публикация фольклора), в 1961 организовано общество "Архив Бартока" (с 1969 - Институт музыкознания). Среди научных изданий - "Сокровищница венгерской народной музыки", "Documenta Bartokiana", "Studia Musicologica".

Литература: Цытович Т. Э., Оратории и кантаты венгерских композиторов, в кн.: Вопросы музыкознания. Ежегодник, т. 2 (1955), М., 1956; Кодай З., Венгерская народная музыка, Будапешт, 1961; Сабольчи Б., История венгерской музыки, пер. с венг., Будапешт, 1964; Музыка Венгрии, Сб. ст., пер. с венг., М., 1968. См. также библ. к статьям Барток Б., Кодай З., Лист Ф.

Б. Сабольчи, Я. Бройер

Венгерские композиторы - классики, творчество которых достигло превосходства. Все эти люди стремились достичь новых пределов и раздвинуть привычные границы классической музыки.

Имре Кальман

Венгерские композиторы и музыканты обращались и к жанру оперетт. Большого успеха в нем достиг Ему принадлежат такие известные произведения, как «Фиалка Монмартра», «Принцесса цирка», «Баядера», «Сильва». Родился композитор в 1882 году, 24 октября. Творчество этого человека завершает время расцвета оперетты. Кальман появился на свет в Шиофоке, около Происходит из еврейской семьи Карла Коппштейна, который занимался торговлей. Будущий композитор сменил фамилию еще в школьные годы, так он стал Кальманом.

Ференц Лист

Венгерские композиторы, помимо создания великих произведений, занимались и преподавательской деятельностью. В частности, среди всего прочего, был педагогом, дирижёром, публицистом и пианистом-виртуозом. Он относится к ярчайшим представителям музыкального романтизма. Родился будущий композитор в 1811 году, 22 октября, в Райдинге. Лист является основоположником Веймарской музыкальной школы. Ференц относится к числу величайших пианистов девятнадцатого века. Его эпоха стала расцветом концертного пианизма. Сам композитор находился в авангарде указанного процесса, поскольку обладал безграничными техническими возможностями.

Бела Барток

Великие венгерские композиторы относились к числу музыковедов. В частности, таковым был Бела Барток, который родился в 1881 году, 25 марта, в Надьсентмиклоше. Речь идет о композиторе, пианисте и музыковеде-фольклористе. Барток происходил из семьи директора училища сельского хозяйства и учительницы музыки. Его отец был музыкантом-любителем, играл в оркестре. Барток рос в насыщенной музыкой атмосфере. Слушал концерты, которые давал оркестр отца, а также прекрасное исполнение произведений матери-пианистки.

Другие композиторы

Другие венгерские композиторы заслуживают не меньшего внимания. Стоит рассмотреть выдающуюся личность Лео Вейнера. Он родился в 1885 г., в Будапеште. Речь идет о композиторе и одном из величайших музыкальных педагогов своего времени. Вейнер дважды становился лауреатом государственной премии Кошута.

Енё Задор - музыкальный критик, педагог и композитор. Он родился в 1894 году, 5 ноября, в Батасеке. Ему в 1921 году было присвоено звание доктора философии.

Пал Кадоша родился в Леве в 1903 году, 6 сентября. Речь идет о композиторе, пианисте, общественном деятеле и педагоге. Достиг успеха в своем деле и Золтан Кодай, который родился в Кечкемете, в 1882 году, 16 декабря. Речь идет о теоретике музыки и композиторе. Особое место занял и Франц Легар. Он появился на свет в Комарно в 1870 году, 30 апреля. Речь идет о дирижёре и композиторе. Относится к крупнейшим мастерам венской оперетты. У него нет ни преемников, ни предшественников.

Далее подробнее расскажем о том, кем был Эден Петер Йожеф фон Михалович. Он родился в Феричанцах, в 1842 г., 13 сентября. Речь идет о музыкальном педагоге и композиторе. Он проходил обучение в Пеште. Был учеником Михая Мошоньи. Позднее посещал Лейпцигскую консерваторию, где учился у Морица Гауптмана. Продолжил совершенствовать мастерство в Мюнхене. Был учеником Петера Корнелиуса. Принадлежал к последователям и поклонникам Рихарда Вагнера. Является автором опер. Также композитор написал 4 симфонии, 7 симфонических поэм и песен. С 1887 по 1919 год занимал пост ректора будапештской Национальной музыкальной академии.

Это далеко не все венгерские композиторы, которые достойны нашего внимания. Ведь они внесли значимый вклад в развитие всемирного музыкального наследия.

7 августа 2016

Венгерские композиторы - классики, творчество которых достигло превосходства. Все эти люди стремились достичь новых пределов и раздвинуть привычные границы классической музыки.

Имре Кальман

Венгерские композиторы и музыканты обращались и к жанру оперетт. Большого успеха в нем достиг Имре Кальман. Ему принадлежат такие известные произведения, как «Фиалка Монмартра», «Принцесса цирка», «Баядера», «Сильва». Родился композитор в 1882 году, 24 октября. Творчество этого человека завершает время расцвета оперетты. Кальман появился на свет в Шиофоке, около озера Балатон. Происходит из еврейской семьи Карла Коппштейна, который занимался торговлей. Будущий композитор сменил фамилию еще в школьные годы, так он стал Кальманом.

Ференц Лист

Венгерские композиторы, помимо создания великих произведений, занимались и преподавательской деятельностью. В частности, Ференц Лист, среди всего прочего, был педагогом, дирижёром, публицистом и пианистом-виртуозом. Он относится к ярчайшим представителям музыкального романтизма. Родился будущий композитор в 1811 году, 22 октября, в Райдинге. Лист является основоположником Веймарской музыкальной школы. Ференц относится к числу величайших пианистов девятнадцатого века. Его эпоха стала расцветом концертного пианизма. Сам композитор находился в авангарде указанного процесса, поскольку обладал безграничными техническими возможностями.

Видео по теме

Бела Барток

Великие венгерские композиторы относились к числу музыковедов. В частности, таковым был Бела Барток, который родился в 1881 году, 25 марта, в Надьсентмиклоше. Речь идет о композиторе, пианисте и музыковеде-фольклористе. Барток происходил из семьи директора училища сельского хозяйства и учительницы музыки. Его отец был музыкантом-любителем, играл в оркестре. Барток рос в насыщенной музыкой атмосфере. Слушал концерты, которые давал оркестр отца, а также прекрасное исполнение произведений матери-пианистки.

Другие композиторы

Другие венгерские композиторы заслуживают не меньшего внимания. Стоит рассмотреть выдающуюся личность Лео Вейнера. Он родился в 1885 г., в Будапеште. Речь идет о композиторе и одном из величайших музыкальных педагогов своего времени. Вейнер дважды становился лауреатом государственной премии Кошута.

Енё Задор - музыкальный критик, педагог и композитор. Он родился в 1894 году, 5 ноября, в Батасеке. Ему в 1921 году было присвоено звание доктора философии.

Пал Кадоша родился в Леве в 1903 году, 6 сентября. Речь идет о композиторе, пианисте, общественном деятеле и педагоге. Достиг успеха в своем деле и Золтан Кодай, который родился в Кечкемете, в 1882 году, 16 декабря. Речь идет о теоретике музыки и композиторе. Особое место занял и Франц Легар. Он появился на свет в Комарно в 1870 году, 30 апреля. Речь идет о дирижёре и композиторе. Относится к крупнейшим мастерам венской оперетты. У него нет ни преемников, ни предшественников.

Далее подробнее расскажем о том, кем был Эден Петер Йожеф фон Михалович. Он родился в Феричанцах, в 1842 г., 13 сентября. Речь идет о музыкальном педагоге и композиторе. Он проходил обучение в Пеште. Был учеником Михая Мошоньи. Позднее посещал Лейпцигскую консерваторию, где учился у Морица Гауптмана. Продолжил совершенствовать мастерство в Мюнхене. Был учеником Петера Корнелиуса. Принадлежал к последователям и поклонникам Рихарда Вагнера. Является автором опер. Также композитор написал 4 симфонии, 7 симфонических поэм и песен. С 1887 по 1919 год занимал пост ректора будапештской Национальной музыкальной академии.

Это далеко не все венгерские композиторы, которые достойны нашего внимания. Ведь они внесли значимый вклад в развитие всемирного музыкального наследия.

Источник: fb.ru

Актуально


Ференц Лист родился 22 октября 1811 в деревне Доборьян (Венгрия). В детстве был очарован цыганской музыкой и веселыми танцами венгерских крестьян. Отец Листа, управляющий в большом имении графа Эстерхази, был музыкантом-любителем и поощрял интерес сына к музыке; он же преподал ребенку основы игры на фортепиано. В возрасте 9 лет Ференц дал свой первый концерт в соседнем городке Шопроне. Вскоре он был приглашен в великолепный дворец Эстерхази; игра мальчика настолько поразила гостей графа, что несколько венгерских дворян вызвались оплатить его дальнейшее музыкальное образование. Ференца послали в Вену, где он обучался композиции у А.Сальери и фортепиано у крупнейшего педагога Европы К.Черни.


Венский дебют Листа состоялся 1 декабря Критики остались в восторге, и с тех пор Листу были обеспечены слава и полные залы. Лист (как иностранец) не был принят в Парижскую консерваторию, и ему пришлось продолжать свое образование частным образом. В это время он совершил ряд поездок с концертами по Франции и Англии. В начале 1830-х годов кумиром Листа стал итальянский скрипач- виртуоз Н.Паганини; Лист задался целью создать столь же блестящий фортепианный стиль, и даже перенял от Паганини некоторые особенности его поведения на концертной эстраде. Теперь Лист практически не имел соперников как пианист- виртуоз. После смерти отца (1827) Лист начал давать уроки. Тогда же познакомился с молодыми композиторами Г.Берлиозом и Ф.Шопеном, искусство которых оказало на него сильное влияние: он сумел «перевести на язык фортепиано» колористическое богатство партитур Берлиоза и сочетать мягкий лиризм Шопена с собственным бурным темпераментом.


Лист был человеком страстным и обаятельным, он был хорош собой, и каждый его концерт превращался в настоящее представление. Лист стал идолом всей Европы, и концертные поездки тех лет неизменно сопровождались громкими и публично обсуждавшимися affaires de coeur, «романами». В 1834 Лист начал совместную жизнь с графиней Мари д"Агу (впоследствии она выступила как писательница под псевдонимом Даниель Стерн). От их союза родилось трое детей – сын и две дочери. Связь Листа с графиней длилась примерно десять лет, причем в последние годы этого периода Лист возобновил длительные концертные поездки и вел вполне свободную жизнь. Mладшая дочь Козима вышла замуж за великого пианиста и дирижера Г.фон Бюлова, а потом стала женой Р. Вагнера.


В 1844 Лист стал капельмейстером при герцогском дворе в Веймаре. Этот небольшой немецкий город был некогда процветающим культурным центром, и Лист мечтал вернуть Веймару славу столицы искусств. И в 1847 Ф.Лист предпринял прощальные концертные гастроли. В роли капельмейстера Лист поддерживал все новое, радикальное, иногда – отвергнутое другими. С одинаковым рвением он исполнял сочинения старых мастеров и опыты начинающих композиторов.


Лист сочинял массу виртуозной концертной музыки и не жалел времени на преподавание: его классы, проводившиеся во второй половине дня, были переполнены подающими надежды пианистами из разных стран, которые, по воле учителя, ничего не платили за участие в этих собраниях посвященных. С 1858 Лист отказался от поста капельмейстера, но цели своей добился: при нем Веймар действительно стал центром европейской музыки, а сам музыкант – признанным вождем европейской интеллектуальной элиты.


Лист считается первостепенной фигурой в истории музыки. Как композитор и автор транскрипций он создал более 1300 произведений. Самое популярное произведение Листа – Грезы любви (Liebestraum), а среди грандиозного списка других его сочинений для фортепиано можно выделить 19 Венгерских рапсодий, цикл из 12 Трансцендентных этюдов (Этюдов трансцендентного исполнения – tudes d"excution transcendante) и три цикла небольших пьес под названием Годы странствий (Annes de plerinage). Большая часть фортепианного наследия композитора – транскрипции и парафразы музыки других авторов. Первоначально поводом к их созданию послужило желание Листа популяризировать в своих концертах великие оркестровые сочинения мастеров прошлого или новую музыку непризнанных композиторов-современников. Среди транскрипций Листа – фортепианные переложений симфоний Бетховена и фрагментов из произведений Баха, Беллини, Берлиоза, Вагнера, Верди, Глинки, Гуно, Мейербера, Мендельсона, Моцарта, Паганини, Россини, Сен-Санса, Шопена, Шуберта, Шумана и других.



Камерно-вокальные сочинения. Песни: «Миньон», «Крысолов», «Меж цветов», «Ночь», «Исцелившийся к надежде», «Замкнутость» («Одиночество»), «Прогулка», «Перегрина» 1, 2, баллада «Огненный всадник», «Покинутая девушка», «Мальчик и пчела», «Совет старухи», «Жуанита». «Итальянские песни». «Прогулка», «На заре».

Итальянская композиторская школа

Оперы.

- «Навуходоносор»: хор евреев «Ты прекрасна, о родина наша» из 3 д.

- «Риголетто»: вступление к 1 д.; канцона герцога, сцена проклятья Монтероне на балу у Герцога, ария Джильды, сцена Риголетто и Спарафучиле, хор «Тише, тише»; дуэт Джильды и Риголетто из 2 д., ария Риголетто; песенка Герцога из 3 д., квартет, заключительный дуэт Джильды и Риголетто.

- «Травиата»: вступление к 1 д., хор-вальс гостей Виолетты, застольная песня Альфреда, дуэт Альфреда и Виолетты, ария Виолетты из 1 д.; сцена Виолетты и Жермона, ария Жермона из 2 д.; сцена игры в карты на балу у Флоры, заключительный ансамбль из 3 д.; вступление к 4 д., ария Виолетты, заключительная сцена Жермона, Альфреда и Виолетты из 3 д.

- «Трубадур»: баллада Феррандо (интродукция), каватина Леоноры, романс Манрико, терцет Леоноры, Манрико и Графа из 1 д.; хор цыган, рассказ и песня Азучены, ария графа из 2 д.; хор солдат, сцена Азучены, Графа, Феррандо, сцена Манрико и Леоноры, кабалетта Манрико из 3 д.; хор Miserere, ария Леоноры и дут с Манрико, дуэттино Манрико и Азучены, финал 4 д. - «Дон Карлос»: дуэт Карлоса и Елизаветы из интродукции, хор

монахов из 1 д., ариозо Карлоса, дуэт Карлоса и Позы, романс Елизаветы, песня Эболи о фате из 1 д.; дуэт дон Карлоса и Эболи, терцет с Позой, большой финал 2 д.; ария короля Филиппа, дуэт короля и Великого инквизитора, ария Эболи, смерть маркиза Позы, хоровой финал 3 д.; ария королевы Елизаветы, дуэт дон Карлоса и Елизаветы, хоровой финал 4 д.

- «Аида»: вступление к 1 д., романс Радомеса, терцет Радомеса Аиды и Амнерис ария Аиды, хоровой финал из 1 д.; хор дев Амнерис, дуэт Амнерис и Аиды, большой финал из 2 д., романс Аиды, дуэт Аиды и Амонасро, дуэт Аиды и Радомеса, хоровой финал 3 д.; хор жрецов, ария Амнерис, заключительный дуэт Аиды и Радомеса из 4 д.

- «Отелло»: хор «Буря» и сцена встречи Отелло и его солдат, застольная песня Яго, дуэт Отелло и Дездемоны и 1 д.; монолог Яго «Кредо», сцена Отелло и Яго, хор киприотов из 2 д.; вступление к 3 д., сцена Отелло и Дездемоны, монолог Отелло, терцет Отелло, Яго и Кассио, большой финал 3 д.; песня и молитва Дездемоны, сцена Дездемоны и Отелло, заключительная сцена и монолог Отелло из 4 д.

- «Фальстаф»: монолог Фальстафа о чести, квартет виндзорских проказниц, сцена Нанетты и Фентона из 1 д.; сцена Фальстафа и Форда, песня Фальстафа «Был я когда-то молоденьким пажом», финал 2 д.; монолог Фальстафа «Ужасный мир», романс Фентона, заключительный хор-фуга из 3 д.

Хоровая музыка. Реквием.

Французская композиторская школа

Оперы.

- «Фауст»: пролог; каватина Валентина, дуэт Фауста и Маргариты. куплеты Мефистофеля, хор-вальс из 1 д.; куплеты Зибеля, баллада Маргариты о Фульском короле, ария Маргариты с жемчугом из 2д.; песня Маргариты за прялкой, сцена в храме Маргариты и Мефистофеля, серенада Мефистофеля, хор солдат, сцена Фауста и Валентина из 3 д.; дуэт Фауста и Маргариты, хор Ангелов, сцена Вальпургиевой ночи из 4 д.

- «Ромео и Джульетта»: ария-вальс Джульетты из 1 д.

Опера «Манон»: сцена в таверне, ария Манон, дуэт Манон и де Грие из 1 д.; «Грезы» де Грие из 2 д.; вступление к 4 д., ария де Грие, сцена Манон и де Грие из 4 д.; сцена в игорном доме, заключительный дуэт Манон и де Грие из 5 д.

Опера «Самсон и Далила»: арии Далилы из 1,2, 3 д.

Симфонические сочинения: Концерты № 2 и 5 для фп. с оркестром, симфоническая поэма «Пляска смерти».

Камерно-инструментальные произведения: сюита для камерного оркестра «Карнавал животных».

Опера «Кармен»: увертюра, хор мальчиков, хор солдат хабанера, сегедилья, песенка Кармен с кастаньетами, песня-ответ Кармен Цуниге из 1д.; цыганская песня Кармен, квартет контрабандистов, походная песня Хозе, дуэт Хозе и Кармен, ария Хозе с цветком, куплеты тореадора из 2 д; хор контрабандистов, ария Микаэлы, терцет цыганок и ариозо Кармен из 3 д; инструментальные сцены корриды, хор, финальный дуэт Хозе и Кармен из 4 д.

- «Искатели жемчуга»: хор ловцов из 1 д., романс Надира., ария Надира.

Симфонические произведения. Сюита для симфонического оркестра «Арлезианка».

Оперетта «Прекрасная Елена»: увертюра, куплеты царей «Дзинь ля-ля», куплеты Елены, ария Париса из 1 д.; дуэт Елены и Париса из 2 д., ария Елены из 3 д.

Оперетта «Орфей в аду»: канкан.

Оперетта «Сказки Гофмана»: баркарола.

«Испанская симфония».

Симфонические произведения. Симфония d-moll.

Симфоническая поэма «Джины».

Камерно-инструментальные сочинения.

Прелюдия, хорал и фуга для фп.

Соната для скрипки и фп. A-dur.

Чешская композиторская школа

Симфонические произведения. Цикл симфонических поэм «Моя родина»: «Влтава», «Из чешских полей и лесов».

Опера «Проданная невеста»: увертюра, ариозо Марженьки, хор

«Как же нам не веселиться» из 1д.; ариозо Еника, скочна из 2 д.;

ария Марженьки из 3 д.

Хоровые произведения. Кантата «Чешская песнь».

Симфонические произведения. Симфония № 9 «Из нового Света». Симфоническая поэма «Водяной». Славянские танцы (3-4 на выбор)

Фортепианное трио «Думки». Фортепианный квинтет A-dur, Струнный квартет F-dur.

Вокальные произведения. Вокальный цикл «Цыганские мелодии».

Дополнительно.

Хоровые произведения. «Stabat Mater». Оратория «Святая Людмила».

Норвежская композиторская школа

Симфонические произведения. Сюита № 1,2 «Пер Гюнт», Концерт для фортепиано с оркестром.

Камерно-инструментальные произведения. Фортепианные произведения: Баллада g-moll, Соната e-moll, «Лирические пьесы» для фп. (оркестровая версия).

Струнный квартет g-moll.

Вокальные произведения. Вокальный цикл «Дитя гор».

Песни: «Люблю тебя», «Лебедь», «Сон», «Избушка», «У моря».

Испанская композиторская школа

Фортепианные произведения: цикл фп. пьес «Иберия»; пьесы «Кордова», «Наварра», «Севильяна», «Сегедилья», «В порту», «Поло», «Танго», Сарабанда и т.д.